Средства правовой защиты хозяйствующего субъекта. Осуществление и защита прав и интересов хозяйствующих субъектов
Под защитой прав хозяйствующих субъектов следует понимать комплекс правовых мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав правообладателей, осуществляемых законно установленными способами и в определенных формах.
Действующее законодательство выделяет следующие формы защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов:
1. Нотариальный защите прав субъектов хозяйствования.
Этот вид защиты заключается в том, что отдельные соглашения требуют дополнительных гарантий защиты прав собственника, достигается нотариальным удостоверением приобретения и передачи прав собственности. Оно является юридическим фиксацией приобретения прав владельца, которое находится в основе решения судами споров о нарушении такого права.
Согласно Закону Украины «О нотариате» совершение нотариальных действий возлагается на нотариусов. В населенных пунктах, где нотариусы отсутствуют, нотариальные действия совершают уполномоченные на это должностные лица исполнительных комитетов.
По Инструкции «О порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины», утвержденной наказом Министерства юстиции Украины 3 марта 2004, нотариусами совершаются такие нотариальные действия в отношении субъектов хозяйственной деятельности:
— Удостоверяются сделки (договоры, доверенность др. .)
— Выдаются свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе;
— Выдаются свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов);
— Выдаются дубликаты документов, хранящихся в делах госнотконторы, частного нотариуса;
— Налагается запрещение отчуждения здания, гаражей, земельного участка, другого недвижимого и движимого имущества, имущественных прав;
— Удостоверяется правильность копий (фотокопий) документов и выписок из них;
— Свидетельствуют подлинность подписи на документах;
— Удостоверяется правильность перевода документов с одного языка на другой;
— Удостоверяют время предъявления документов;
— Передаются заявления юридических лиц другим юридическим лицам;
— Совершаются исполнительные надписи;
— Совершаются протесты векселей;
— Предъявляются чеки к платежу и удостоверяют неоплата чеков;
— Принимаются на хранение документы;
— Удостоверяется подлинность электронной цифровой подписи на документах (при наличии технической возможности работы с электронными документами).
Нотариальные конторы в пределах своей компетенции удостоверяющие договоры, в отношении которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма.
К таким договорам относятся:
1.
Договоры об отчуждении недвижимого имущества, вытекающие из договоров купли — продажи, мены, дарения, пожизненного содержания.
2.
Договоры о залоге недвижимого имущества, транспортных средств, объектов, товаров в обороте или переработке.
3.
Договоры об отчуждении земельных участков, находящихся в коллективной или частной собственности.
4.
Договоры купли -продажи имущества государственных предприятий.
5.
Договоры поручения.
6.
Договоры займа.
Для взыскания денежных сумм или истребования их от должника нотариусы совершают исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность. Протесты векселей в неплатеже совершаются нотариусами в соответствии с законодательством Украины о переводном или простом векселе. Протесты по ним совершаются по месту нахождения плательщика или по месту платежа.
Нотариальный защите прав субъектов хозяйственной деятельности в отношениях с иностранными партнерами осуществляется путем использования нормы права стран иностранного партнера.
В отдельных случаях Государственная исполнительная служба, в соответствии со ст. 62 Закона Украины «Об исполнительном производстве» может проводить обращения взыскания на здание, помещение, земельный участок, является недвижимым имуществом, в случае отсутствия у должника достаточных средств или движимого имущества. При этом, в первую очередь производится обращение взыскания на отдельный от здания земельный участок, другое помещение, принадлежащие должнику.
В случае обращения взыскания на здание, помещение или земельный участок государственный исполнитель запрашивает соответствующие местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о принадлежности указанного имущества должнику на праве собственности и его стоимость, а также запрашивает нотариальный орган, не находится это имущество под арестом.
Получив документальное подтверждение принадлежности должнику на праве собственности здания или иного недвижимого имущества, государственный исполнитель налагает на них арест путем описи и оценки по их стоимости на момент ареста и направляет нотариальному органу по месту нахождения имущества требование о регистрации данного факта. О наложении ареста на здание или иное недвижимое имущество, заложенное третьим лицам, государственный исполнитель уведомляет этих лиц.
В случае отсутствия документов, характеризующих объект недвижимости, в связи с чем его невозможно подготовить к реализации, такие документы изготавливаются в установленном порядке за счет средств взыскателя. Если взыскатель в 20-дневный срок со дня получения уведомления государственного исполнителя, а не авансирует расходы на изготовление документов, характеризующих объект недвижимости, арест с него снимается.
Реализация принадлежащих должнику здания и другого недвижимого имущества осуществляется в соответствии с законом путем продажи с публичных торгов.
Полнота нотариального защиты прав субъектов хозяйствования обеспечивается также их правом на обжалование выполненных нотариальных действий или отказе в их выполнении.
2. Административно — хозяйственная защита.
Административно — хозяйственная защита — защита прав, свобод и интересов субъектов хозяйственной деятельности в сфере публично — правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.
Хозяйственное право, регулируя общественные отношения, обязательно взаимодействует с другими отраслями права, позволяет осуществлять надлежащий административный защиту нарушенных прав хозяйствующих субъектов в той или иной области. Так, по распоряжению уполномоченного органа государственного управления один субъект хозяйственной деятельности передает другому часть своего имущества. В данном случае орган управления властным методом регулирует имущественные отношения двух субъектов, то есть хозяйственное право регулирует законность этой сделки, а административное — предусматривает верховенство воли одной стороны над другой.
Виды административно — хозяйственного защиты:
— От посягательств на собственность (ст.ст. 47-51 КоАП Украины);
— При использовании природных ресурсов (ст.ст.52 -92 КоАП Украины);
— При организации производства, строительства и использования топливно — энергетических ресурсов (ст.ст.93 -148 КоАП Украины);
— От злоупотребления монопольным положением (ст. 166 — 1 — 166-4 КоАП Украины);
— При нарушении финансово — кредитных отношений (ст. 166 -5 — 166-6 КоАП Украины);
— При нарушении системы лицензионной деятельности (ст. 166 -12 КоАП Украины);
— При нарушении ценовой политики (ст. ст.156 КоАП Украины);
— При нарушении в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации (ст.ст. 167-172 КоАП Украины).
Согласно положениям ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины административно-хозяйственные санкции к субъектам хозяйствования могут применяться в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом закона.
То есть, административная защита прав субъектов хозяйствования предполагает принятие управленческих указаний по совершению в рамках административного законодательства определенных имущественных прав, не противоречащие деятельности упомянутых субъектов.
3. Претензионный порядок урегулирования споров.
Одним из условий защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования является соблюдение до судебного претензионного порядка урегулирования споров. Как правило, спор может быть передано на рассмотрение хозяйственного суда лишь после принятия сторонами мер непосредственного урегулирования конфликта.
Действующее законодательство требует от предприятий и организаций, чтобы они до подачи иска приняли меры по урегулированию хозяйственных споров с другой стороной.
До судебное урегулирование хозяйственных споров — это совокупность мероприятий, подлежащих осуществлению хозяйствующими субъектами, права которых нарушены, для непосредственного решения споров, возникших с предприятиями и организациями, которые нарушили имущественные права и интересы, до обращения с иском в хозяйственный суд. Значение до судебного урегулирования хозяйственных споров раскрывается через функции, которые выполняет эта стадия хозяйственного процесса. Во-первых, до судебное урегулирование призвано обеспечить как можно более быстрое восстановление нарушенных прав предприятий и организаций. Во-вторых, оно способствует выявлению и устранению причин и условий возникновения хозяйственных правонарушений. В-третьих, до судебное урегулирование способствует организации и повышению уровня заключения и исполнения хозяйственных договоров.
Исходя из содержания действующего законодательства можно выделить:
общий порядок до судебного урегулирования хозяйственных споров (он регламентирован нормами ст. 5-11 Хозяйственного процессуального кодекса Украины) и специальный порядок до судебного урегулирования хозяйственных споров (определяется нормами других нормативных актов), который применяется для предъявления и рассмотрения претензионных заявлений в органы транспорта.
Учитывая, что порядок заключения хозяйственных договоров ранее уже были рассмотрены, схематически до судебное урегулирование разногласий, возникающих при заключении, изменении и расторжении договоров, можно изобразить следующим образом:
а) предприятие, получившее проект договора, при наличии возражений относительно его условий, составляет протокол разногласий и в двадцатидневный срок вместе с подписанным договором (с оговоркой) направляет его автору проекта договора. Предприятие, получившее протокол разногласий, обязано в течение 20 дней рассмотреть его, принять меры по урегулированию разногласий, а не урегулированные разногласия передать на рассмотрение хозяйственного суда;
б) предприятие, считает необходимым изменить или расторгнуть договор, направляет предложения об этом второй стороне договора. Сторона, получившая предложение, должна ответить на нее в двадцатидневный срок. До судебное урегулирование спора, возникшего вследствие нарушения прав и законных интересов предприятия, осуществляется путем предъявления предприятием, понесло убытки, претензии к предприятию-нарушителю. Претензия подлежит рассмотрению в месячный срок со дня его получения.
Согласно требованиям ст. 222 Хозяйственного кодекса Украины в претензии должны обязательно указываться:
— Требования заявителя;
— Сумма претензии и ее расчет (если она касается денежной форме);
— Обстоятельства, на которых основаны требования;
— Доказательства, подтверждающие законность требований;
— Перечень документов, прилагаемых к претензии.
Претензия может быть отправлена ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также вручаться под расписку лично ответчику. Срок ее рассмотрения равняется 30 дням со дня получения, и результаты должны сообщаться заявителю в письменной форме. В случае отказа в удовлетворении претензионных требований, это должно мотивироваться.
О результатах рассмотрения претензии ее заявителю сообщается в письменной форме (так называемая ответ на претензию). Отправка ответа является обязательным независимо от того, удовлетворяются или нет требования заявителя. За нарушение сроков рассмотрения претензии установлена имущественная ответственность, которую может применить хозяйственный суд при принятии решения — взыскание в доход государственного бюджета с предприятия, организации, допустивших такое нарушение, штрафа в размере 2 % от суммы претензии, но не менее 5 размеров необлагаемых минимумов доходов граждан и не более 100 размеров необлагаемых минимумов доходов граждан.
Вместе с тем следует иметь в виду следующее:
— Дела по заявлению прокурора или его заместителя, Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений нарушаются хозяйственным судом независимо от принятия сторонами мер досудебного урегулирования споров (ст. 5 Хозяйственного процессуального кодекса Украины);
— Требования относительно до судебного урегулирования хозяйственных споров не распространяются на споры о признании договоров недействительными, споры о признании недействительными актов государственных и других органов, предприятий и организаций, не соответствующих законодательству и нарушающих права и интересы, которые охраняются законом, предприятий и организаций (далее — акты), споры о взыскании задолженности по опротестованным векселями, а также на споры об обращении взыскания на заложенное имущество;
— Правила о до судебном урегулировании споров не применяются в отношении производства по делам о банкротстве, поскольку оно регламентирует условия и процедуру признания юридических лиц банкротами, а не процесс решения споров.
Если в ответе из претензии организация не сообщает о перечислении, заявитель претензии вправе предъявить в банк поручения на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы по начислению пени за превышение срока платежа.
4. Судебная защита прав субъектов хозяйствования.
Обращение субъектов в суд с иском о защите своих прав и законных интересов является на сегодня наиболее эффективной формой установления нарушенных прав. Преимущества судебной защиты очевидны, поскольку суд является независимым и подчиняется только закону.
Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению хозяйственных дел и разрешения хозяйственных споров развивается в определенной последовательности и состоит из отдельных стадий, основной из которых является возбуждение дела.
Хозяйственный суд возбуждает дела по исковым заявлениям:
— Предприятий и организаций, которые обращаются в хозяйственный суд за защитой своих прав и охраняемых законом;
— Государственных и других органов, которые обращаются в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины;
— Прокуроров и их заместителей, которые обращаются в хозяйственный суд в интересах государства. Если прокурор обращается в хозяйственный суд в интересах государства, в исковом заявлении должны быть указаны орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях.
Хозяйственный суд возбуждает дела о банкротстве по письменному заявлению любого из кредиторов, должника, органов государственной налоговой службы или государственной контрольно — ревизионной службы.
Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и подписывается руководителем предприятия, организации, государственного или другого органа, другим лицом, полномочия которого определены законодательством или учредительными документами, прокурором или его заместителем, гражданином — субъектом предпринимательской деятельности или его представителем. Истец (прокурор) обязан при подаче иска направить сторонам копии искового заявления и приложенных к нему документов, если этих документов у сторон нет. Содержание искового заявления и прилагаемые к ней, определенные в соответствии со ст. 54 и 57 Хозяйственного процессуального кодекса Украины. Из искового заявления, согласно ст. 45 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в хозяйственный суд уплачивается государственная пошлина, размеры которого установлены Законом Украины от 11 июля 1995 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты»:
— С исковых заявлений имущественного характера — 5 % цены иска, но не менее 0,25 не облагаемого минимума доходов граждан;
— С исковых заявлений не имущественного характера — 5 не облагаемых минимумов доходов граждан;
— По заявлениям в преддоговорных спорах — 6 тысяч рублей, если дело подлежит рассмотрению в Высшем хозяйственном суде Украины, и 5 тысяч рублей, если дело подлежит рассмотрению в других хозяйственных судах;
— С заявлений о проверке решений — 50 % ставки, подлежащей уплате при рассмотрении дела в первой инстанции, а по спорам имущественного характера — ставки, исчисленной исходя из суммы, оспаривается.
После принятия заявления суд не позднее 5 дней со дня ее поступления принимает решение о возбуждении производством дел, о чем соответствующим постановлением уведомляет истца и ответчика.
Наряду с этим, в соответствии со ст. 83 Хозяйственного процессуального кодекса Украины хозяйственный суд может:
— Признать недействительным предмет спора;
— Выходить за пределы исковых требований в целях защиты интересов истца или третьих лиц;
— Уменьшать размер неустойки, подлежащей взысканию с заинтересованной стороны;
— Взыскивать в доход бюджета со стороны, нарушившей сроки рассмотрения претензии, штраф;
— Взыскивать в доход бюджета штраф в размере 100 не облагаемых минимумов за уклонение от исполнения решений хозяйственного суда;
— Отсрочить исполнение решения.
Вопрос о принятии искового заявления решает судья. При этом при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на иск (они указаны в ст. 62 Хозяйственного процессуального кодекса Украины), судья отказывает в принятии искового заявления. Если заявитель (истец, прокурор) имеет право на подачу иска, но допустил нарушений в его реализации, т.е. не выполнил правил подачи искового заявления, судья возвращает исковое заявление и приложенные к нему материалы без рассмотрения. Основания для возвращения содержатся в ст. 63 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.
Защита прав и интересов предпринимателей опирается на достаточно широкий спектр конституционных гарантий, большинство из которых имеет всеобщий характер и касается как предпринимателей, так и других граждан. К примеру, такие гарантии, как гарантии права частной собственности (ст. 35), право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), право на судебную защиту (ст. 46, 47), компенсация причиненного ущерба (ст. 52), возмещение государством вреда (ст. 53) и т.д., относятся ко всем гражданам. А вот гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74) и т.д. относятся непосредственно к субъектам предпринимательства.
Действующее законодательство содержит достаточно четкую регламентацию форм, средств и способов защиты прав предпринимателей.
Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.
Понятие способа защиты субъективных прав не имеет легального определения. В законодательстве содержатся лишь перечни конкретных способов защиты, опосредующих те или иные правоотношения. В ст. 12--16 ГК РФ названы способы защиты гражданских прав, которые все без исключения распространяются на сферу предпринимательской деятельности.
В правовой науке существуют различные основания их классификации.
Так, в зависимости от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.
Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав -- это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.
Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т.д. К примеру, по целям материально-правовые способы подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.
К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий. По своей природе пресекательными являются действия по:
- · признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- · неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и т.д.
К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.
- · признанию права;
- · признанию оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;
- · присуждению к исполнению обязанности в натуре;
- · возмещению убытков и компенсации морального вреда и др.
К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.
К штрафным способам защиты относят действия по:
- · взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;
- · обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;
- · конфискации и т.д.
Процессуальные способы защиты представляют собой реализацию законодательно установленной компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.
Процессуальные способы защиты прав различаются в зависимости от целей, характера процессуальной деятельности, разновидности властных актов и форм юрисдикционных органов.
Так, по целям процессуальные способы защиты прав дифференцируются на действия по признанию прав, принуждению к совершению каких-либо действий и по преобразованию правоотношений.
Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств.
Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. В правовой литературе существуют различные классификации форм защиты права, но, учитывая особенности характера прав предпринимателей и специфику предпринимательской деятельности, представляется, что наиболее удачной является классификация, согласно которой формы защиты делятся на судебные и внесудебные.
Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.
В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются:
- · Конституционный Суд РФ;
- · арбитражные суды;
- · суды общей юрисдикции (от районного, городского суда до Верховного Суда РФ).
К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:
- · защиту гражданских прав в административном порядке;
- · нотариальную защиту;
- · третейское разбирательство;
- · досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров;
Способы и пределы осуществления прав. Понятие представительства. Законное и добровольное представительство. Представительство, основанное на административном акте. Коммерческое представительство. Доверенность: понятие, виды, форма. Передоверие. Прекращение доверенности.
Формы и способы защиты нарушенных или оспоренных прав хозяйствующего субъекта.
Самозащита.
Судебная защита прав хозяйствующего субъекта: понятие и виды. Иск и исковая давность.
Защита права собственности и иных вещных прав. Истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск). Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск).
Гражданско-правовая ответственность как способ защиты нарушенного права: понятие, основания наступления. Вина и формы вины. Ответственность независимо от вины. Обстоятельства, освобождающие от ответственности.
Понятие убытков. Виды убытков. Соотношение убытков и неустойки.
Особенности защиты нематериальных благ (достоинства, чести, деловой репутации, имени, авторства и т.п.).
Защита прав потребителя.
Нотариальный порядок защиты.
Административно-правовая и уголовно-правовая ответственность хозяйствующего субъекта.
Условия возникновения ответственности за причинение вреда. Ответственность за вред, причиненный действиями государственных органов, органов местного самоуправления, органами дознания и т.п. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности.
Литература : 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие легальные средства защиты предусмотрены российским гражданским законодательством?
2. В чем отличие самообороны от саморасправы?
3. В чем сущность представительства? Дайте определение представительства.
4. Что такое полномочие?
5. Кто может быть представителем?
6. Что такое законное представительство? Кто является законным представителем гражданина? предприятия?
7. Юрисконсульт является законным или добровольным представителем?
8. Чем добровольное представительство отличается от законного?
9. Дайте определение доверенности. Является ли выдача доверенности сделкой?
10. Какие виды доверенности Вы знаете?
11. На какой срок может быть выдана доверенность?
12. В какой форме должна быть составлена доверенность?
13. Как можно осуществить передоверие? Каковы требования по оформлению передоверия?
14. Какие доверенности приравниваются к нотариально удостоверенным?
15. Назовите способы защиты личных неимущественных прав.
16. Чем вызван к жизни закон «О защите прав потребителя»? В чем его особенность? На кого распространяется его действие?
17. Где перечислены способы защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов?
18. В чем смысл (значение) превентивных способов защиты? Приведите примеры.
19. В чем особенность защиты вещных прав?
20. Кто является истцом по виндикационному иску? Кто ответчиком?
21. От каких факторов зависит степень ответственности по виндикационному иску?
22. Какие вещи не подлежат виндикции?
23. В каких случаях собственник предъявляет негаторный иск?
24. В чем заключается сложность и особенность защиты нематериальных благ?
Права и интересы хозяйствующих субъектов могут осуществляться и реализовываться ими не только и не обязательно лично, но и опосредованно, т.е. через представителя.
Гражданское законодательство знает институт представительства, коммерческого представительства, регламентирует порядок и законность оформления их деятельности и полномочий. При изучении этого вопроса необходимо уяснить, что представительство - это правоотношение, субъектами которого являются представитель и представляемый. Цель представительства и его особенность - осуществление одним лицом (представителем) сделки (правомерного юридического действия) в интересах другого лица и от чужого имени. Основаниями для осуществления этих полномочий служит доверенность и договор поручения.
Доверенность - это односторонняя сделка, и, следовательно, подчиняется требованиям, установленным для такого рода сделок (см. ст.ст. 155-156 ГК РФ). Студенту необходимо знать формы доверенности и её действие по срокам, кем подписывается доверенность, порядок прекращения доверенности (ст. 188 ГК РФ).
Гражданский Кодекс 1995 года впервые вводит понятие передоверия, которое осуществляется путем выдачи доверенности первоначальным представителем новому представителю. При этом необходимо соблюдение двух обязательных требований: доверенность должна быть нотариально удостоверена, даже тогда, когда первоначальная доверенность была составлена в простой письменной форме; полномочия при передоверии не могут выходить за рамки ограничений, оговоренных в первоначальной доверенности.
Всякое право, предоставленное гражданину или организации, имеет реальное значение, если оно гарантировано законом, т. е. в конечном счете принудительной силой государства.
Российским законодательством предусмотрены различные способы защиты прав и свобод граждан, физических лиц и их объединений. Особая роль отводится судебной защите (вспомните теорию разделения властей).
Судебная защита прав и свобод трактуется ст. 46 Конституции РФ как гарантия их осуществления. Гражданский кодекс развивает и детализирует эту норму применительно к осуществлению гражданских (читай и предпринимательских) прав. Ст. 11 ГК закрепляет два важных положения предоставления судебной защиты, а ст. 12 ГК называет одиннадцать способов защиты гражданских прав. Студенты должны запомнить эти способы защиты и обратить внимание на то, что допускается использование и других методов защиты, не указанных в ст. 12 ГК, если есть прямое указание в законе.
В гл. 2 ГК урегулированы лишь три способа из одиннадцати: признание недействительным акта, не соответствующего закону, самозащита гражданских прав, возмещение убытков и особо - возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления (их должностными лицами). Это объясняется тем, что иным способам защиты посвящены специальные нормы в разделах, относящихся к праву собственности и обязательственному праву, а также в главе о сделках.
Приведенные в законе способы защиты можно сгруппировать и выделить следующие: способы, применяемые только судами; способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как без обращения в суд, так и с помощью суда; самозащиту, т. е. защиту без участия суда. Каждый из перечисленных способов защиты может применяться обособлено или в совокупности с другими способами.
Право на защиту можно рассматривать как самостоятельное субъективное право, обладающее специфическим содержанием. Оно включает в себя как меры материально-правового характера, так и меры процессуально-правового порядка.
Под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов.
Необходимо при рассмотрении этого вопроса разграничить меры фактического характера, предусмотренные законом, либо вытекающие из сложившихся обычно принятых мер. Меры самозащиты имеют и свои границы.
Однако законодательство выделяет случаи, когда вредоносные действия лиц по защите своих прав признаются правомерными. Речь идёт о действиях, совершённых в состоянии необходимой обороны и в условиях крайней необходимости. Этот вопрос уже рассматривался в курсе “Правоведение”, в связи с чем могут возникнуть трудности. Студентам следует разобраться, что необходимая оборона и условия крайней необходимости регламентируются как гражданским, так и уголовным правом (ст. ст. 1066 - 1067 ГК РФ, ст. 37 и ст. 39 УК РФ).
В связи с судебной защитой, которая осуществляется с помощью исков,
возникает юридическое понятие “исковая давность”. Вводя это понятие, законодатель определил, что это - “Срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено”. Исковая давность выражается в установлении временных пределов для защиты нарушенного права в суде. В ГК установлен общий срок давности в три года. Все нормы исковой давности носят императивный характер, стороны не могут их изменить в договорном порядке. Истечение срока исковой давности не означает прекращение права и, значит, правового основания защиты своего нарушенного права. Другими словами, студенты должны уметь отличать сроки исковой давности от пресекательных сроков, знать в каких случаях они применяются, обратить внимание на установленные ГК специальные сроки исковой давности (ст. 197 ГК), знать основания приостановления и прерывания исковой давности, а также знать на какие требования исковая давность не распространяется.
Защита права собственности представляет собой совокупность правовых способов, которые применяются к нарушителям отношений собственности. Глава 20 ГК закрепляет два традиционных правовых иска, служащих защите права собственности и иных вещных прав: виндикационный и негаторный.
Виндикационный иск - требование собственника о возврате своего имущества из чужого незаконного владения. Собственник должен доказать своё право на истребуемое имущество. Незаконный владелец, в свою очередь, может быть добросовестным и недобросовестным. Добросовестный владелец не знает и не должен был знать о незаконности своего владения. Недобросовестный владелец мог и должен знать о незаконном владении. Истребование имущества от добросовестного владельца регламентируется ст. 302 ГК и от недобросовестного владельца (ст. 303 ГК).
Негаторный иск представляет собой требование об устранении препятствий в осуществлении права собственности, которые не связаны с лишением собственника владения его имуществом. Обратите внимание, что по негаторному иску сроков исковой давности не существует, требование сохраняется на весь период, пока существует правонарушение.
Юридическая ответственность является разновидностью защиты прав и интересов лица. Гражданско-правовая ответственность - один из видов юридической ответственности, которому свойственны все признаки характеризующие ответственность. Особенностью гражданско-правовой ответственности является её исключительно имущественный характер. Восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны может быть достигнуто только в том случае, когда ей будут полностью возмещены причиненный вред или убытки.
Гражданско-правовая ответственность есть одна из форм государственного принуждения, связанная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений равноправных участников гражданского оборота.
В зависимости от конкретных обстоятельств различают договорную и
внедоговорную ответственность. Основное их отличие в том, что договорная ответственность наступает в случаях, предусмотренных законом, а также сторонами в договоре, а внедоговорная - только законом.
Гражданские право предусматривает виды ответственности: долевая, солидарная, субсидиарная. Студенты должны знать, чем отличается каждый вид ответственности и случаи их применения.
Гражданско-правовая ответственность наступает при наличии следующих условий: возникновение у кредитора убытков, противоправность действий должника, причинная связь, вина должника.
Вина в гражданском праве выступает в форме умысла или неосторожности. По степени вины неосторожность делится на грубую и простую. Вспомните из “Правоведения”, форма и степень вины обычно не влияют на размер ответственности.
Ст. 393 ГК возлагает на должника обязанность возместить причиненные убытки, т. е. такие, которые находятся в причинной связи с нарушением обязательства. Противоправными признаются действия лица, которые нарушают требование закона или иных обязательных для сторон правил.
Понятие убытков раскрывается в ст. 15 ГК. Виды убытков: расходы, которые кредитор произвел или должен был произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества кредитора - всё это реальный ущерб. Третий вид убытков - упущенная выгода.
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств - является неустойка. Неустойка - определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, а также в случае просрочки исполнения.
Необходимо обратить внимание на применение договорной и законной неустойки.
Конституция РФ 1993 г. закрепила систему нематериальных благ граждан (Глава 2).
ГК РФ создал реальные гарантии осуществления личных неимущественных прав граждан в нашей стране. Личные неимущественные права в гражданском праве имеют самостоятельный характер, выполняют роль правового средства обеспечения личной сферы от постороннего вмешательства и требуют применения гражданско-правовых способов их защиты.
Основные признаки имущественных прав определены в ст. 150 ГК.
Ст. 151 ГК определяет, что моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания, которые претерпевает гражданин в результате нарушений или посягательств на его права.
В настоящее время возмещение морального вреда, причиненного в связи с нарушением имущественных прав граждан, установлено законом “О защите прав потребителей. В ст. 15 этого закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем его прав, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, возмещаются причинителем вреда при наличии его вины.
Необходимо усвоить, что Закон “О защите прав потребителей” распространяется на граждан только в тех случаях, когда товары, услуги приобретаются исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
В новых экономических отношениях особое место занимает право на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Студенты должны знать понятия: честь, достоинство и деловая репутация.
Эти понятия применимы не только для защиты прав гражданина, но и организации, в части защиты деловой репутации юридического лица.
Студентам необходимо усвоить, что защита чести, достоинства и деловой репутации обеспечивается не только ст. 152 ГК, но и другими институтами гражданского права (например: обвинения в плагиате, в нарушении условий договора и т.п.). При изучении данного вопроса следует обратить внимание на отличие гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации от уголовно-правовой. Гражданский закон охраняет честь, достоинство и деловую репутацию как граждан, так и организаций, уголовный – только граждан.
Цель гражданско-правовой защиты - восстановление нарушенного имущественного интереса.
Цель уголовно-правовой защиты – прежде всего наказание лица, совершившего преступление (ст. 129, 130 УК РФ).
В первом вопросе необходимо перечислить способы разрешения хозяйственных споров, дать правовую характеристику каждому из них, в частности, обратиться к ст. 12 ГК РФ, где указано, что защита гражданских прав осуществляется путем:
Признания права.
Восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Самозащиты права.
Присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Возмещения убытков.
Взыскания неустойки.
Компенсации морального вреда.
Прекращения или изменения правоотношения.
Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Иными способами, предусмотренными законом.
Вместе с тем, необходимо указать, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Здесь же дать понятие подведомственности, подсудности, компетенции судов соответствующего уровня, опираясь на нормы процессуального права.
А также указать, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (определить нормативно правовую базу). Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.
Второй вопрос посвящен арбитражному порядку защиты имущественных прав. Здесь необходимо определить, какие дела подведомственны арбитражному суду, субъектный состав, порядок рассмотрения поступивших заявлений, привлечения к участию в процессе третьих лиц, экспертов, свидетелей и др.
Указать, что арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Вместе с тем, часть ответа необходимо посвятить специальной подведомственности дел арбитражным судам, раскрыть процессуальные особенности категории дел, в частности дела:
1) о несостоятельности (банкротстве);
2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Третий вопрос раскрывает нотариальный порядок защиты имущественных прав и интересов. Здесь необходимо проанализировать основной нормативный акт, регламентирующий нотариальную деятельность в Российской Федерации – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.
Указать, каким образом, кем осуществляется совершение нотариальных действий в Российской Федерации, определить, кто имеет право осуществлять нотариальную деятельность. Дать определение и полную правовую характеристику понятия «нотариальной деятельности», в частности указать и пояснить, что:
– нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариусы не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью (кроме нотариальной, научной и преподавательской), оказывать посреднические услуги при заключении договоров;
– нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Кроме того, нотариальная деятельность призвана обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, а также, как указывалось выше, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Вопрос для обсуждения: Эффективность рассмотрения экономических (хозяйственных) споров в арбитражном суде. Достоинства и недостатки судебной системы в данной сфере.
Тема для доклада: Способы защиты прав хозяйствующих субъектов в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.
Законодательство:
Конституция Российской Федерации от 12 февраля 1993г. // Российская газета. – 1993. – № 237.
Гражданский Кодекс Российской Федерации: Официальный текст по сост. на 15 апр. 1999г. – Ч. 1, 2. – М., 1999. – 228 с.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 256 с.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.07.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. от 29.06.2004г.) // Российская газета. – № 49. – 1993.
Судебная практика:
Защита деловой репутации от порочащих сведений (Волклв С. , Булычев В.) // Российская юстиция. – № 8. – 2003.
Определение Верховного Суда РФ № 71-ГО»-17 от 16.01.2003г.: В принятии заявления союза предпринимателей об оспаривании нормативного акта отказано правомерно, так как оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку законом не предусмотрено право некоммерческих организаций на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе являющихся членами некоммерческих организаций.
Темы контрольных работ по дисциплине «Предпринимательское право России» для студентов заочной формы обучения
Правовое регулирование процесса приватизации в Российской Федерации в условиях рыночной экономики.
Особенности приватизации государственного и муниципального унитарного предприятия как единого имущественного комплекса.
Правовое регулирование экономической деятельности на товарных и рынках финансовых услуг в Российской Федерации в сравнении с опытом зарубежных стран.
Основные направления деятельности антимонопольного органа в Российской Федерации в условиях развития рыночной экономики.
Виды монополистической деятельности, регулируемые антимонопольным законодательством.
Государственно-правовое регулирование отношений, влияющих на конкуренцию в Российской Федерации.
Горизонтальные отношения в осуществлении предпринимательской деятельности, их роль в рыночной экономике.
Соглашения и согласованные действия органов власти.
Полномочия антимонопольного органа по пресечению нарушений органами власти действующего законодательства.
Формы недобросовестной конкуренции. Значение конкурентного законодательства и роль антимонопольного органа в данной сфере.
Процесс реорганизации: основания, содержание, правовые последствия. Особенности разделения (выделения) хозяйствующих субъектов.
Процедуры банкротства, их практическая реализация: опыт России.
Особенности несостоятельности (банкротства) отдельной категории лиц.
Регулирование деятельности естественных монополий как одно из направлений государственной политики демонополизации.
Ценовое регулирование как метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Эффективность рассмотрения экономических (хозяйственных) споров в арбитражном суде.
Способы защиты прав хозяйствующих субъектов в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.
Указания к написанию контрольной работы
Номер темы написания контрольной работы определяется по первой букве фамилии слушателя
Первая буква фамилии студента |
Номер темы (на выбор) |
Первая буква фамилии студента |
Номер темы (на выбор) |
Основные требования к содержанию контрольной работы
Контрольная работа - учебно-научное исследование, показывающее в обобщенной форме качество подготовки студента. Она должна представлять собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой студент демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.
Контрольная работа должна показывать уровень освоения студентом методов научного анализа сложных социальных явлений, умений делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в исследуемой области.
В ней должно быть отражено состояние научных исследований по избранной теме, показано знание специальной литературы, способность анализировать законодательство и практику его применения, обобщать материалы практики.
Изложение материала должно быть ясным и логически последовательным, формулировки - краткими и точными, предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения - обоснованными и конкретными. Выводы, наблюдения и материалы должны обладать практической и научной (теоретической) ценностью.
Структура контрольной работы
Обязательными разделами контрольной работы являются: 1) введение; 2) основная часть; 3) заключение; 4) библиографический список. В конце работы, в приложении, могут быть: графики, таблицы, копии документов и т.д.
Во введении обосновывается:
– выбор темы, ее актуальность, новизна, теоретическое и практическое значение;
– цель и задачи исследования;
– методологическая база, информационные источники;
– структура работы.
Основная часть работы состоит, как правило, из двух-четырех вопросов, раскрывающих поставленные во введении задачи. Название какого-либо из вопросов не должно быть тождественно наименованию темы работы. В этой части работы излагаются литературные источники, дается критический анализ взглядов ученых и практиков, отражается позиция автора контрольной работы, подкрепляемая соответствующими аргументами.
Изложение материала не должно сводиться к простому перечислению точек зрения различных авторов либо ограничиваться утверждением о согласии или несогласии с тем или иным автором. Полемика с отдельными авторами должна быть основана на сопоставлении доводов, анализе законодательства и практике его применения, обобщении. В необходимых случаях приводятся статистические данные, материалы анкетирования, интервью, примеры из практической деятельности конкретных учреждений.
При анализе высказанных в литературе взглядов, а также цитировании необходимо указывать фамилию, имя, отчество автора, наименование его работы, года и места издания, страницу. В контрольных работах по специальным правовым дисциплинам излагаемые положения должны иллюстрироваться примерами из практики с указанием источника, например: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2000. – № 10. – С. 23. В других случаях необходимо назвать конкретный правоприменительный орган и год, в котором было рассмотрено данное дело, например, народный суд или прокуратура такого-то района.
В зависимости от темы исследования в работе может быть глава, посвященная истории вопроса, либо теоретическая часть. Вместе с тем, историко-теоретическое исследование может быть соединено с анализом действующего законодательства и практики его применения, особенно при выполнении работ по теории права и отдельным отраслям права.
Заключение завершает контрольную работу, содержит итоговые выводы и обобщения. В основном это должны быть предложения по совершенствованию законодательства и практике его применения, по применению результатов исследования.
В конце контрольной работы приводится библиографический список фактически использованных источников, в котором выделяются законодательные акты, материалы практики, специальная литература (в алфавитном порядке).
Примерные вопросы для подготовки к итоговому контролю по дисциплине «Российское предпринимательское право»
Предмет предпринимательского права.
Методы правового регулирования.
Наука предпринимательского права.
Принципы предпринимательского права.
Система предпринимательского права
Источники предпринимательского права.
Понятие и классификация субъектов предпринимательского права.
Понятие и виды юридических лиц.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Понятие вещного права. Объекты гражданских прав.
Юридическая классификация вещей.
Экономическая классификация вещей.
Понятие предпринимательского договора.
Система предпринимательских договоров.
Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.
Основные принципы приватизации.
Законодательство Российской Федерации о приватизации.
Порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
Особенности приватизации отдельных видов имущества.
Понятие товарного и финансового рынка.
Антимонопольный орган, его полномочия.
Виды государственного контроля на товарных рынках.
Виды государственного контроля на финансовых рынках.
Понятие, цели, сфера применения антимонопольного законодательства.
Понятие и значение развития конкуренции в условиях рыночной экономики.
Развитие монополизма в России.
Государственно-правовое регулирование отношений, влияющих на конкуренцию в РФ.
Понятие и виды монополистической деятельности.
Понятие и признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта.
Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке.
Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
Правовые формы ограничения монополистической деятельности.
Орган власти: виды, функции, полномочия.
Акты и действия органа власти: понятие, значение, юридические последствия для участников товарного оборота.
Ограничение конкуренции в результате деятельности органов власти.
Понятие соглашения, согласованных действий органов власти.
Влияние на конкуренцию соглашений, согласованных действий органов власти.
Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции. Негативные последствия на рынке определенного товара.
Формы недобросовестной конкуренции. Роль антимонопольного законодательства.
Понятие создания, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций.
Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля в случаях создания, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций.
Понятие экономической концентрации. Ее значение в условиях рыночной экономики.
Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля в случаях приобретения акций основных производственных средств, нематериальных активов хозяйствующего субъекта.
Понятие разделения (выделения) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля в случаях разделения (выделения) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию.
Понятие, признаки несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов.
Предупреждение банкротства. Разбирательство дел в арбитражном суде.
Наблюдение. Финансовое оздоровление. Внешнее управление.
Конкурсное производство.
Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий. Определение основных понятий.
Государственное регулирование и контроль в сферах естественной монополии.
Органы регулирования естественных монополий, их функции и полномочия.
Способы и формы разрешения экономических (хозяйственных) споров.
Арбитражный порядок защиты имущественных прав.
Нотариальный порядок защиты имущественных прав.
Помимо укрепления законности и договорной дисциплины, содействия внедрению рыночных механизмов и принципов в хозяйственной деятельности, направленных на повышение эффективности и прибыльности, важной задачей юридических служб должна быть признана защита прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.
В условиях рыночных преобразований возможности зашиты прав и законных интересов предпринимательских организаций значительно расширились. Получили законодательное закрепление и приобрели важное значение способы защиты интересов хозяйствующих субъектов от неправомерных действий со стороны различных органов исполнительной власти: органов управления, налоговых, таможенных служб, различных контролирующих структур.
Конституция РФ, ст. 13 ГК, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, новый АПК РФ и другие законы закрепляют широкие возможности организаций для признания в судебном порядке недействительными нормативных, а также ненормативных актов государственных органов и органов местного самоуправления в случаях несоответствия таких актов закону или иным правовым актам и нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов организаций. В силу ст. 197-201 АПК РФ субъекты вправе требовать в судебном порядке признания незаконными также действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, которые незаконно возлагают на заявителей какие-либо обязанности, создают другие препятствия для предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соблюдение прав хозяйствующих субъектов далеко еще не стало нормой деятельности различных органов исполнительной власти. Да и юридические службы предпринимательских и иных организаций пока не накопили достаточного опыта судебной защиты от незаконных действий властных структур. Поэтому юристы и предприниматели должны овладевать способами защиты от незаконного вмешательства в их деятельность и других нарушений своих прав и законных интересов со стороны государственных органов.
В гражданском законодательстве ведущие способы зашиты прав и интересов лиц перечислены в ст. 12 ГК. Этот перечень - не исчерпывающий, часть способов защиты закреплена в других статьях ГК РФ и других нормативных актах.
Согласно ст. 12 ГК способы защиты прав устанавливаются законом. Однако способы защиты выбираются хозяйствующими субъектами по своему усмотрению. Кроме того, ряд статей ГК РФ предусматривает возможность в определенных пределах осуществлять договорное регулирование мер защиты. Поэтому корпоративному юристу необходимо знать не только сами способы защиты, но и возможности их трансформирования как правовых средств применительно к конкретным обстоятельствам, а также особенности применения каждого из них.
Особое место среди способов защиты занимает возмещение убытков, причиняемых нарушениями со стороны других лиц. Возмещение убытков служит общим и универсальным видом ответственности, и эта мера подлежит применению, если законом или договором не предусмотрено ограничение на взыскание убытков.
Возмещение убытков в наибольшей степени согласуется с экономическими методами регулирования, поскольку обеспечивает потерпевшему относительно полную компенсацию его потерь и неполученных доходов и формирует такое имущественное положение потерпевшей стороны, как если бы обязательство было исполнено. Кроме того, оно причиняет неисправному должнику имущественные потери в размере, эквивалентном потерям, причиненным им кредитору нарушением обязательства. Не случайно отечественная экономическая теория нередко рассматривает возмещение убытков как экономический, а не правовой инструмент регулирования.
Возмещение убытков оказывает более высокий воздействующий эффект, чем применение неустойки и иных мер ответственности. Проводившиеся на практике эксперименты показывают, что взыскание убытков с неисправных должников позволяет в 3- 5 раз сократить число нарушений обязательств по отношению к данному кредитору. Наличие подобных важных свойств резко повышает в рыночных условиях роль взыскания убытков для возмещения потерь от различных нарушений и укрепления договорной дисциплины.
По указанным причинам налаживание возмещения убытков может рассматриваться как важнейшее после обеспечения законности и организации договорной работы направление деятельности корпоративных юристов.