Указанного имущества в том числе. Договор мены недвижимого имущества

Под договором мены недвижимого имущества понимается договор, в соответствии с которым каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один объект недвижимости в обмен на другой объект недвижимости или иной товар. Договор мены -, отраслевой, консенсуальный, возмездный, меновый, двусторонний. К договору применимы правила купли-продажи.

Особенности договора мены представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, обладающий рядом характерных признаков, которые позволяют отличить договор мены от иных гражданско-правовых обязательств. Если из договора мены не вытекает иное, товары подлежащие обмену предполагаются равноценными (ст. 568 ГК)
Договор мены обладает следующими основными признаками :
1. цель договора мены - непосредственная передача товара (обмен имуществом);
2. товар, который передается на основании заключенного договора мены, передается сторонами в собственность, в том числе в хозяйственное ведение, оперативное управление;
3. договор мены - возмездный договор, который отличается от других возмездных гражданско-правовых договоров в наличии встречного предоставления, таким образом, товар, передаваемый по договору мены, предоставляется в обмен на другой товар, при этом нельзя предусмотреть при заключении договора мены оплату стоимости товара взамен его передаче;
4. в отличие от общего правила, установленного в п. 1 ст. 223 ГК РФ, право собственности на товары, подлежащие обмену, в соответствии со ст. 570 ГК РФ, переходит к каждой стороне договора мены одновременно и после того, как обязательства по передаче товаров сторонами исполнены.
Договор мены не подлежит регистрации, только переход права.
Существенные условия:
предмет договора;
перечень лиц, сохраняющих право пользования жилым помещением после его передачи.
Цена не относится к числу существенных условий договора мены даже в случае, если обменивается недвижимое имущество.
Стороны - любые субъекты гражданских прав и обязанностей: граждане, юридические лица, публично-правовые образования. В качестве стороны может выступать государство (РФ и субъекты РФ), а также муниципальные образования в части обмена имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не закрепленного за юридическими лицами.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения могут выступать участниками договора мены при том условии, что такой договор не выходит за рамки их специальной правоспособности. Для заключения унитарным предприятием договора мены в отношении недвижимого имущества требуется согласие собственника такого имущества. Учреждения не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Существенным условием договора мены жилого дома, квартиры, части дома, комнаты является перечень лиц, сохраняющих право пользования жилым помещением после его передачи новому собственнику. При несоблюдении этого требования договор считается незаключенным, а значит, в его регистрации должно быть отказано. Государственная регистрация мены жилых помещений проводилась!!! по правилам, предусмотренным Инструкцией о порядке госуд. регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной Приказом Минюста России от 6 августа 2001 г. N 233 (на сегодняшний день д окумент утратил силу в связи с изданием Приказа Минюста РФ от 12.04.2012 N 53, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 16.04.2012).
В случае заключения и исполнения сторонами договора мены совершаются следующие регистрационные действия:
регистрация перехода права на одно;
регистрация перехода права на другое.
Порядок регистрации договора мены объектов недвижимости, находящихся в различных субъектах РФ установлен Инструкцией о порядке государственной регистрации договора мены и (или) перехода прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территориях различных регистрационных округов, утвержденной Приказом Минюста РФ № 183 от 01.07.02г.» О порядке гос. регистрации договора мены и перехода права на объекты, расположенные на территории различ. рег. округов». с 01.10.2013 г. по выбору сторон сделки гос. рег. договора мены проводится в любом из территориальных органов Росреестра. Если в разных тер.органах, то при поступлении в тер.орган заявлений и соответ. документов на переход права на один из объектов недвижимого имущества данный тер. орган в тот же день направляет сообщение об этом и копию договора во второй тер. орган с целью внесения 2-ым тер. органом записи в ЕГРП о правопритязаниях. В сообщении 1 тер. орган также запрашивает у другого тер. органа сведения о зарегистрированном праве на соответствующий объект недвижимого имущества, ограничениях (обременениях) права, а также о наличии правопритязаний на данный объект недвижимого имущества. В 5-дневный срок 2-ой тер.орган сообщает в 1-ой тер.орган, имеющуюся информацию об объекте, правах на него и обременениях. После принятия решения о регистрации перехода в течение 5 дн. инфор. о проведении перехода права направляется во 2й тер.орган (сообщается дата регистрации и регистрационный №), в случае отказа в регистрации или приостановления регистрации направляется копия сообщения. После перехода права 1-ым тер.органом 2-ой проводит регистрацию перехода права на другой объект с учетом проведенной 1-ым тер. перехода по договору мены.
Сложность в реализации данного договора заключается лишь в том, чтобы найти лицо, у которого находится интересующее вас имущество, и которое будет заинтересовано получить ваше имущество в обмен на свое. При обмене объектов, которые принадлежат отчуждающим сторонам, нет никаких ограничений в обмене одного объекта на другой (за исключением объектов, изъятых или ограниченных в обороте). Стороны вправе обменять по одной сделке один дорогостоящий объект на несколько менее ценных, обменять недвижимость на движимые вещи и т.п. Механизм договора мены в определенных случаях обеспечивает более эффективное проявление своих правомочий (в частности по распоряжению) собственником. Кроме того, лицо, при отсутствии денежных средств, но при наличии имущества, с помощью такого механизма как мена может принимать непосредственное участие в гражданском обороте.
Форма договора мены: должен быть заключен в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами (ст. 550 ГК РФ).
Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:
1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
1. Здания, сооружения, расположенные на земельных участках, являющихся предметом договора мены, также должны быть предметом этого договора мены.
2. В случае, если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица, договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность указанных объектов.
3. Различие видов разрешенного использования земельных участков не является препятствием для заключения договора мены таких земельных участков.
4. При заключении договора мены земельных участков в соответствии с настоящей статьей земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность, подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
5. При заключении договора мены земельных участков в соответствии с настоящей статьей цена обмениваемых земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность), должна быть равнозначной, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи.
6. В случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд с согласия собственника такого земельного участка по договору мены ему может быть передан в собственность земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и цена которого ниже выкупной цены изымаемого земельного участка. В этом случае собственнику, у которого изымается земельный участок, возмещается указанная разница в срок, не превышающий трех месяцев со дня перехода права собственности на изъятый земельный участок

II. Порядок учета федерального имущества

19. Правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета:

б) документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.

20. В отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона и не учтенного в реестре, правообладатель обязан в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества направить карты сведений об объекте учета и документы в систему учета.

21. При изменении сведений об объекте учета или о лицах, указанных в пункте 12 настоящего Положения, правообладатель для внесения в реестр новых сведений об объекте учета либо о соответствующем лице обязан в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменения сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (при изменении балансовой, восстановительной или остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), направить в систему учета:

а) запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно приложению N 2 (далее - запись об изменениях сведений) в карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, то правообладатель направляет запись об изменениях сведений в отношении каждой из них;

б) документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице.

22. Правообладатели, возникшие в результате реорганизации являющегося правообладателем юридического лица, или учредитель указанного лица, которому передано оставшееся в случае ликвидации этого лица федеральное имущество, направляют записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие изменения сведений, в систему учета в установленном порядке.

При изменении места государственной регистрации (места жительства) правообладателя записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие изменения сведений, направляются им в установленный срок в систему учета для внесения изменений территориальным органом в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрировался (постоянно или преимущественно проживает) правообладатель и в который территориальным органом, ранее осуществившим учет в реестре принадлежащего правообладателю объекта учета, передаются карты сведений об объекте учета и записи об изменениях сведений, а также документы, подтверждающие содержащиеся в них сведения. Такой порядок направления и передачи карт сведений об объекте учета, записей об изменениях сведений и документов действует также в случае перехода права хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения в отношении объекта учета к другому правообладателю, зарегистрированному (постоянно или преимущественно проживающему) на территории иного субъекта Российской Федерации.

Порядок взаимодействия территориальных органов при изменении сведений о федеральном имуществе в случаях, когда изменившиеся сведения о федеральном имуществе, ранее учтенном в реестре одним территориальным органом, должны быть исключены из реестра другим территориальным органом, включая поступление объекта учета в государственную казну Российской Федерации, устанавливается Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

23. В случае если право собственности Российской Федерации на имущество прекращено, лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права направить в систему учета:

а) запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласно приложению N 3 (далее - запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество) для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них;

б) документ, подтверждающий прекращение права собственности Российской Федерации на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество.

24. В случае прекращения права собственности Российской Федерации на имущество в результате процедуры банкротства его правообладателя запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 23 настоящего Положения, направляются правообладателем в систему учета в 14-дневный срок со дня получения определения арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве.

25. Карты сведений об объекте учета, записи и документы, указанные в пунктах 19 - настоящего Положения (далее - документы правообладателя), направляются в систему учета правообладателем, лицом, которому имущество принадлежало на вещном праве, в форме электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае невозможности направления документов правообладателя в электронном виде они формируются и заверяются правообладателем, лицом, которому имущество принадлежало на вещном праве, в территориальном органе, который создает необходимые условия для направления их в систему учета.

26. В случае ликвидации являющегося правообладателем юридического лица формирование и заверение записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и записи об изменениях сведений, а также исключение всех сведений об объекте учета из реестра осуществляются территориальным органом в 14-дневный срок после получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс не требуется, если лицо было признано судом несостоятельным (банкротом) и ликвидировано в порядке конкурсного производства.

27. Территориальный орган в 21-дневный срок со дня получения документов правообладателя обязан провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:

а) об учете в реестре объекта учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;

Б) об отказе в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;

в) о приостановлении процедуры учета в реестре объекта учета в следующих случаях:

установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений;

у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности документов правообладателя и содержащихся в них сведений;

документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.

28. В случае принятия решения, указанного в подпункте "а" пункта 27 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения учесть в реестре объект учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключить из реестра изменившиеся сведения об объекте учета и внести новые сведения об объекте учета либо исключить все сведения о нем из реестра.

В тот же день правообладателю направляется уведомление о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или об исключении всех сведений о нем из реестра.

Указанное уведомление, а также иные уведомления, извещения и требования, приведенные в настоящем Положении, направляются правообладателю посредством системы учета.

29. В случае принятия решения, указанного в подпункте "б" пункта 27 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения известить правообладателя о принятом решении (с обоснованием принятия такого решения).

30. В случае принятия решения, указанного в подпункте "в" пункта 27 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя (с обоснованием принятия такого решения).

Правообладатель в течение 30 дней со дня получения извещения о приостановлении процедуры учета обязан дополнительно направить в систему учета карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений или записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, содержащие также недостающие и (или) уточненные сведения и подтверждающие их документы. При этом дополнительно направленные правообладателем документы должны соответствовать установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.

В случае если правообладатель в течение 3 рабочих дней со дня получения извещения направит в систему учета заявление с указанием причин необходимости продления срока представления дополнительных документов более чем на 30 дней, указанный срок продлевается территориальным органом, но не более чем на 90 дней со дня приостановления процедуры учета. Извещение о продлении указанного срока направляется правообладателю в течение 3 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган заявления правообладателя.

31. После направления правообладателем дополнительных документов территориальный орган обязан в 14-дневный срок со дня получения провести их экспертизу и по ее результатам принять одно из следующих решений:

а) об учете объекта учета в реестре под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или об исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота дополнительных документов, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;

б) об отказе:

в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;

во внесении в реестр новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если дополнительные документы не содержат недостающие и (или) уточненные сведения, не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям;

в) о присвоении объекту учета временного реестрового номера федерального имущества, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, находится в собственности Российской Федерации. Такое решение принимается в следующих случаях:

установлены неполнота и (или) недостоверность дополнительно представленных правообладателем документов и (или) содержащихся в них сведений;

указанные документы не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям;

правообладатель в установленный срок не направил дополнительные документы.

32. В случае принятия решения, указанного в подпункте "а" или подпункте "б" пункта 31 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения учесть в реестре объект учета в порядке, установленном пунктом 28 настоящего Положения, либо известить правообладателя в порядке, предусмотренном пунктом 29 настоящего Положения.

33. В случае принятия решения, указанного в подпункте "в" пункта 31 настоящего Положения, территориальный орган обязан в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения учесть в реестре объект учета под временным реестровым номером федерального имущества после исключения из карт сведений об объекте учета недостоверных сведений, а также сведений, не подтвержденных копиями соответствующих документов, и внесения в карты сведений об объекте учета недостающих сведений, содержащихся в государственных информационных системах и (или) подтвержденных копиями соответствующих документов.

В тот же срок правообладателю направляется уведомление о присвоении объекту учета временного реестрового номера, в котором также указывается на необходимость направления записей об изменениях сведений в отношении исключенных и недостающих в картах сведений об объекте учета сведений и документов, подтверждающих содержащиеся в записях новые сведения.

После получения правообладателем всех необходимых для завершения учета документов он обязан в течение 3 рабочих дней со дня получения последнего документа направить в систему учета записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие содержащиеся в записях новые сведения.

Территориальный орган обязан в течение 2 рабочих дней со дня получения всех необходимых для завершения учета документов при их соответствии документам, указанным в уведомлении, внести в реестр новые сведения об объекте учета и изменить временный реестровый номер федерального имущества на постоянный реестровый номер федерального имущества.

В этот же день правообладателю направляется уведомление о присвоении постоянного реестрового номера федерального имущества объекту учета и завершении его учета в реестре.

34. Решения территориального органа, указанные в подпункте "б" пункта 27 и подпункте "б" пункта 31 настоящего Положения, могут быть обжалованы правообладателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе обжалованы в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое вправе самостоятельно провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам подтвердить принятые территориальным органом решения или отменить их.

При отмене одного из указанных решений Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направляет в территориальный орган мотивированное уведомление об отмене решения, обязывает территориальный орган учесть в реестре объект учета, исключить изменившиеся сведения об объекте учета, внести в реестр новые сведения или исключить все сведения о нем из реестра либо самостоятельно вносит необходимые сведения в реестр в установленном порядке. В случае самостоятельного внесения Агентством необходимых сведений в реестр в отношении соответствующего объекта учета дальнейшее изменение сведений о нем осуществляется территориальным органом.

35. Учет федерального имущества в реестре, внесение в него новых сведений об указанном имуществе и о лицах, обладающих правами на него и сведениями о нем, а также исключение всех сведений о них из реестра осуществляются также по результатам документальных и других проверок правообладателей и (или) проведения иных мероприятий (далее - мероприятия) (в том числе с использованием сведений, содержащихся в государственных информационных системах).

36. Если по результатам проведения мероприятия выявлено имущество, сведения о котором не учтены в реестре и (или) новые сведения о котором не представлены для внесения изменений в реестр, и установлено, что это имущество (в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации) находится в собственности Российской Федерации, либо выявлено имущество, не находящееся в собственности Российской Федерации, которое учтено в реестре, территориальный орган в 7-дневный срок со дня завершения мероприятия:

а) формирует в системе учета карты сведений об объекте учета, в том числе карты сведений о правообладателях, и (или) записи об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество соответственно по формам, предусмотренным приложениями N 1 - к настоящему Положению, путем внесения в них сведений, содержащихся в документах, полученных при проведении мероприятия, и государственных информационных системах;

б) направляет правообладателю сформированные карты сведений об объекте учета и (или) записи об изменениях сведений на электронном носителе с требованием в 14-дневный срок со дня его получения завершить формирование карт сведений об объекте учета и (или) записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и направить их в систему учета (в том числе с дополнительными документами, подтверждающими недостающие в картах сведения) или завершить формирование карт сведений об объекте учета и (или) записей в территориальном органе, если у него нет такой возможности.

37. В случае невыполнения правообладателем указанного в подпункте "б" пункта 36 настоящего Положения требования территориальный орган обязан в 7-дневный срок со дня окончания срока, установленного для выполнения требования, осуществить:

а) учет в реестре объектов учета под постоянными реестровыми номерами федерального имущества, в отношении которых сформированы карты сведений об объекте учета, содержащие в полном объеме сведения, необходимые для осуществления такого учета, или под временными реестровыми номерами федерального имущества, в отношении которых сформированы карты сведений об объекте учета, содержащие достаточные для соответствующего учета сведения;

б) внесение в реестр новых сведений об объектах учета либо исключение всех сведений о них из реестра согласно сформированным в отношении соответствующих объектов учета записям.

38. Правообладателю в 7-дневный срок направляется уведомление об учете в реестре объектов учета под постоянными реестровыми номерами федерального имущества и (или) временными реестровыми номерами федерального имущества, о внесении новых сведений об объектах учета в реестр и (или) исключении из него всех сведений об объектах учета. При этом обязанность правообладателей по представлению сведений о принадлежащем им на вещном праве федеральном имуществе не будет признана исполненной, а правообладатель соответственно освобожден от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в орган, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом.

39. После поступления имущества в собственность Российской Федерации Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения документов, содержащих сведения об этом имуществе, возникновении права собственности Российской Федерации на него и принятии его в государственную казну Российской Федерации, а в отношении имущества, ранее поступившего и принятого в государственную казну Российской Федерации, - со дня получения документов, содержащих сведения об этом имуществе:

а) проводит экспертизу поступивших документов, выявляет недостающие в них сведения об указанном имуществе в государственных информационных системах и принимает решение о присвоении объекту учета:

постоянного реестрового номера федерального имущества, если установлены подлинность и полнота поступивших документов, а также достоверность и полнота сведений об объекте учета, содержащихся в этих документах и государственных информационных системах и предусмотренных в картах сведений об объекте учета;

временного реестрового номера федерального имущества, если подтверждено поступление объекта учета в собственность Российской Федерации, но установлены недостоверность и (или) неполнота сведений об объекте учета, содержащихся в поступивших документах и государственных информационных системах, и их достаточность для осуществления соответствующего учета;

б) формирует в системе учета карты сведений об объекте учета по формам , предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, путем внесения в карты в соответствующих подразделах реестра сведений, содержащихся в поступивших документах и государственных информационных системах.

40. Копии документов, содержащих сведения об обращенном в собственность Российской Федерации имуществе и возникновении права собственности Российской Федерации на него, направляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом пункта 6

Документы, содержащие сведения об имуществе, унаследованном Российской Федерацией по завещанию или в силу закона, и документы, содержащие сведения о возникновении права собственности Российской Федерации на такое имущество, направляются соответствующим территориальным органом Федеральной налоговой службы с учетом пункта 6 настоящего Положения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения им указанных документов.

Копии документов, содержащих сведения об акциях, долях (вкладах) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ (в том числе сведения об этих обществах и товариществах), в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти либо государственная корпорация, а также о возникновении указанных прав, направляются в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом федеральным органом исполнительной власти или государственной корпорацией в 10-дневный срок со дня получения указанных документов от хозяйственных обществ и товариществ. форме , предусмотренной приложением N 3 к настоящему Положению (далее - запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации), для исключения сведений из карты сведений об объекте учета, если по результатам экспертизы установлена подлинность поступившего документа. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то запись формируется в отношении каждой из них;

в) исключает из реестра все сведения об объекте учета в соответствии с правилами ведения реестра федерального имущества.

43. В случае если при экспертизе документов, указанных в пунктах 39 - настоящего Положения, установлены недостаточность сведений об объекте учета и неполнота и (или) недостоверность содержащихся в этих документах сведений либо у должностного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом или территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности поступивших документов и сведений, Агентство или территориальный орган запрашивает в федеральных органах исполнительной власти, иных органах и (или) организациях дополнительные документы и завершает учет в 10-дневный срок со дня получения дополнительных документов, если они соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации.

44. Внесение сведений о федеральном имуществе в предусмотренные настоящим Положением формы осуществляется должностным лицом Федерального агентства по управлению государственным имуществом или территориального органа либо правообладателем в соответствии с Правилами заполнения форм реестра федерального имущества и записей об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, и о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество согласно приложению N 4.

Ответ

В законодательстве такое определение отсутствует. Суды указывают, что распоряжение имуществом - это полномочие собственника, заключающееся в возможности передачи, продажи, сдачи в аренду, самостоятельного использования имущества (см., например, Постановление АС МО от 30.09.2015 № ).

Таким образом, передача имущества в аренду является распоряжением имуществом.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является также формой распоряжения имуществом.

Не любой запрет на распоряжение имуществом влечет за собой ничтожность сделки в этой части. Такой подход согласуется с предложениями Концепции развития гражданского законодательства РФ (далее — Концепция), которые, правда, адресованы к ГК РФ, но, как представляется, имеют более общий характер. Так, в Концепции отмечено, что «нарушение не любой императивной нормы закона приводит к ничтожности сделки, а лишь такой, в которой содержится явно выраженный запрет со стороны правопорядка». Аналогичная позиция поддерживается и в немецком праве (применительно к § 134 ГГУ). Отмечается, что данные нормы созданы не для ограничения свободы договора как таковой, а для запрета определенного типа поведения безотносительно, какую юридическую форму данное поведение принимает 1 . Недействительность в данном случае — только косвенная реакция, скрывающаяся за основной целью законодателя не допустить подобного поведения.

Согласно Концепции «суд исследует волю законодателя и объявляет ничтожной сделку только при условии, что законодатель намеревался установить именно ничтожность сделки в качестве санкции за нарушение введенного им запрета».

Не всегда при нарушении сделкой закона требуется признание ее недействительной, иногда может быть достаточно, к примеру, штрафа. Так, в Германии запрещена продажа в большинстве магазинов в определенное время суток (после 20.00) и по воскресеньям. Однако если какой-то продавец все же заключит сделку позже 20.00, договор будет действителен несмотря на нарушение нормы закона. Признание данной сделки ничтожной считается чрезмерным последствием.

Аналогичные примеры можно найти и в российском законодательстве. Так, условно выпущенные товары запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом (). Отчуждение имущества нарушило бы правила, установленные законом. В результате чего мог бы возникнуть вопрос о применении комментируемого положения (ст. 168 ГК РФ не применялась бы ввиду наличия специальной нормы).

Вероятно, сделка по продаже товара была бы действительной, а к нарушителю применялась бы административная ответственность (). На практике в таких случаях ответственность нередко выражается в форме штрафа без конфискации предмета правонарушения ().

В российском законодательстве представлено немало случаев, когда запрет на распоряжение имуществом вытекает из закона. К примеру, требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в частности требования об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом, не могут быть предметом залога ().

Запрет на распоряжение имуществом установлен для концессионера (по отчуждению объекта концессионного соглашения или передаче его в залог) (). Кроме того, Федерального закона от 22.07.2005 № 116- ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» установлено, что резидент особой экономической зоны — арендатор земельного участка, находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, не вправе сдавать его в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование и т. д.

Помимо этого, в указанном пункте прямо закреплено, что запреты и ограничения установлены, в том числе, и законодательством о несостоятельности (банкротстве). Так, внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав имущественного комплекса должника — стратегического предприятия или организации, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации ().

СДЕЛКА В ОБХОД СУДЕБНОГО ЗАПРЕТА НЕ ПРЕПЯТСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ КРЕДИТОРА, ОБЕСПЕЧЕННЫХ ЗАПРЕТОМ

Сделка, совершенная с нарушением запрета на распоряжение имуществом должника, наложенного в судебном или ином установленном законом порядке в пользу его кредитора или иного управомоченного лица, не препятствует реализации прав указанного кредитора или иного управомоченного лица, которые обеспечивались запретом, за исключением случаев, если приобретатель имущества не знал и не должен был знать о запрете ().

Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости — ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества (п. 4 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве»; далее — ). В целях обеспечения нахождения имущества во владении ответчика в период судебного спора о праве на это имущество суд по ходатайству истца может принять обеспечительные меры. Суд может запретить ответчику распоряжаться и (или) пользоваться спорным имуществом (арест), запретить государственному регистратору изменять запись в ЕГРП о праве на это имущество, передать спорное имущество на хранение другому лицу в соответствии с ст. 926 ГК РФ ().*

Следует отметить, что в первоначальном варианте, который вносился в Государственную Думу, указанное правило отсутствовало. Напротив, устанавливалось, что сделка, совершенная с нарушением ареста или иного запрета на распоряжение, наложенного на имущество в судебном или ином установленном законом порядке, является ничтожной 2 . При применении последствий недействительности такой сделки должны быть обеспечены права лица, в интересах которого наложен арест или иной запрет. Такой подход во многом соответствовал судебной практике.

Если суды устанавливали, что лицо распорядилось имуществом в нарушение установленного запрета, то сделка признавалась ничтожной со ссылкой на ГК РФ вследствие нарушения Закона № 229- ФЗ. Так, ФАС Уральского округа указал следующее: «Установив, что договор купли-продажи подписан и исполнен сторонами в отношении имущества, находившегося под арестом, что противоречит положениям ст. 80 Закона об исполнительном производстве, суды правомерно признали его недействительной (ничтожной) сделкой» ().

В новой редакции в качестве последствия предусматривается, что сделка не препятствует реализации прав указанного кредитора или иного управомоченного лица, которые обеспечивались запретом. Данный проект подвергся критике в официальном отзыве Правительства РФ 3 , которое обратило внимание на «неясность правового смысла положения о том, что такой запрет не препятствует лицу, в интересах которого наложен запрет, в реализации его прав в отношении указанного имущества». Предлагалось скорректировать редакцию пункта, что, однако, не было сделано.

Следовательно, необходимо определить, какие последствия порождает распоряжение должником имуществом в нарушение запрета, наложенного в судебном или ином установленном законом порядке в пользу его кредитора или иного управомоченного лица.

В Комментарии к ГК РФ под редакцией П. В. Крашенинникова указывается, что похожие правила содержатся в § 135 и 136 Германского гражданского уложения. Поэтому интересно проанализировать немецкий опыт и определить, какое регулирование предусмотрено в Германии.

ОТНОСИТЕЛЬНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ СДЕЛКИ ПО ГГУ НЕ ПОРОЖДАЮТ ПРАВОВОГО ЭФФЕКТА В ОТНОШЕНИИ ЛИЦА, ЗАЩИЩЕННОГО НОРМОЙ ЗАКОНА

По германскому праву если распоряжение предметом нарушает установленный законом запрет его отчуждать, направленный лишь на защиту интересов определенных лиц, распоряжение недействительно лишь в отношении этих лиц (абз. 1 § 135 ГГУ). Следующий параграф устанавливает, что запрет отчуждения, который устанавливается судом или органом власти в пределах их компетенции, приравнивается к установленному законом запрету отчуждения, указанному в § 135.

В немецких комментариях указывается, что последствием в таком случае будет относительная недействительность сделки 4 . Тут понимаются ситуации, когда сделка нарушает закон, направленный на защиту определенного лица, и потому эффект в отношении указанного защищаемого лица не возникает. В остальном же сделка действительна 5 . Как правило, такие случаи имеют место, когда правообладателю запрещено распоряжение правом в интересах другого лица. Защищаемому лицу должна быть предоставлена (и сохранена) возможность будущего приобретения определенной вещи (или обращения на нее взыскания).

Относительную недействительность не следует смешивать с оспоримостью, поскольку относительно недействительные (ничтожные) сделки изначально не имеют силы в отношении конкретных заинтересованных лиц, в сделке не участвовавших; для всех же остальных, в том числе для контрагентов, они полностью действительны 6 . При оспоримости ситуация иная: сделка, в зависимости от того, была она аннулирована судом или нет, либо действительна, либо недействительна, но в обоих случаях действительность или недействительность является абсолютной в том смысле, что устанавливается в отношении всех.

Можно ли говорить о том, что ст. 174.1 ГК РФ предусматривает аналогичные последствия? Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать также немецкую конструкцию распорядительных сделок и входящий в нее подвид вещных сделок. Наличие последних связано с проведением в немецком праве строгого разграничения между заключением договора об отчуждении вещи (оформляемого обычной обязательственной сделкой) и его исполнением — передачей права собственности на вещь (оформляемой вещным договором) 7 . Вещной сделке, благодаря которой достигается вещно-правовой эффект, присуща абстрактность (независимость от основания).

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ЗАПРЕТОВ РАСПОРЯЖЕНИЯ

В отличие от относительных запретов, абсолютный запрет делает невозможным возникновение правовых последствий вследствие совершения сделки, нарушающей норму закона, содержащую подобный запрет (§ 134 ГГУ). Нарушение распоряжением запрета, установленного законом (к примеру, соглашение о передаче права собственности согласно § 929 ГГУ в отношении объектов, ограниченных в обороте), влечет общий отказ в признании того, что сделка породила правовые последствия.

В Мюнхенском комментарии к § 135 ГГУ указывается, что на сегодняшний день правила об относительном запрете используются крайне редко. Ограничения на распоряжение, установленные законом, или имеют абсолютный характер, или предусматривают специальные последствия 8 . Однако правила § 135 ГГУ успешно применяются в тех случаях, когда запрет отчуждения установлен судом или органом власти (§ 136 ГГУ).

Запрет отчуждения, устанавливаемый судом и направленный на защиту определенного лица реализуется, как правило, через обеспечение иска, а также через меры исполнительного производства.

К примеру, кредитору предоставлено денежное требование к должнику, данное требование подтверждено судебным решением и в рамках его исполнения установлено удержание из заработной платы должника, начисляемой его работодателем. В Германии такой должник не может распоряжаться своим правом на заработную плату (1 § 829 ГПК Германии). Если же он уступит указанное право третьему лицу, данное распоряжение не производит правового эффекта в отношении кредитора, и он может в дальнейшем требовать платежей из зарплаты. То же самое имеет место, если работодатель выплатит должнику всю зарплату, не вычтя из нее причитающуюся кредитору сумму. Исключение представляет лишь случай, когда работодатель не знал об удержании, тогда он сможет сослаться на § 407 ГГУ (исполнение должником обязательства прежнему кредитору ввиду незнания об уступке).

В СДЕЛКАХ СОБСТВЕННИКА АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ ПРИОБРЕТАТЕЛЯ

Распоряжение, осуществленное вопреки имеющемуся запрету, не производит правового эффекта только в отношении того лица, на защиту которого данный запрет направлен. Распоряжение не препятствует лицу осуществить свое притязание против распорядившегося или получить удовлетворение в исполнительном производстве.

Если речь идет о движимых вещах, защищаемое лицо может потребовать от распорядившегося передачи права в соответствии с § 929, 931 ГГУ, а затем или вместе с этим передачи вещи от приобретателя в силу § 985 ГГУ.

В случае с недвижимостью защищенное лицо требует от распорядившегося передачи права собственности, от приобретателя — согласия на внесение записи в реестр, а также погашения предыдущей записи о праве приобретателя.

Если произошла цессия, кредитор может потребовать от цедента уступить ему право, а если должник уже заплатил третьему лицу, кредитор получает иск против последнего.

Возможность применения относительной недействительности ограничивается случаями добросовестного приобретения. В таком случае сделка породит правовые последствия, в том числе и для лица, защищенного запретом 9 . Необходимо отметить, что законодатель использует конструкцию добросовестного приобретателя только в отношении распоряжения вещами, а не требованиями 10 . Исключение составляет лишь случай уступки требования, обусловленного предъявлением документов (§ 405 ГГУ). Поэтому необходимо рассмотреть, какое значение имеет добросовестное приобретение в рамках ГК РФ, а также оценить возможность использования конструкции относительной недействительности сделки при применении ст. 174.1 ГК РФ.

Таким образом, раньше вопрос о добросовестности приобретения при наличии ареста ставился только тогда, когда вещь приобреталась не у собственника () (). Теперь же критерий добросовестности имеет значение и при приобретении арестованной вещи, принадлежащей должнику на праве собственности, поскольку именно на данные случаи направлено регулирование ст. 174.1 ГК РФ.

Конструкция относительной недействительности встречается и в российском праве, подтверждением чему является , где термин «относительная недействительность» используется именно в том смысле, что сделка порождает правовые последствия не для всех лиц: «Последствием передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления от учредителя управления к доверительному управляющему без государственной регистрации в нарушение Кодекса является то, что стороны договора не могут противопоставлять его добросовестным третьим лицам, ссылаться на него (относительная недействительность сделки). Однако такой договор действителен для сторон в их отношениях между собой и обязанность доверительного управляющего возвратить имущество во владение учредителю управления в предусмотренный договором срок сохраняется. Поэтому нельзя считать, что в момент передачи владения имуществом по договору нарушаются права учредителя управления».

Кроме того, применительно к договору аренды недвижимого имущества предусматривается, что в отсутствие его государственной регистрации он все равно связывает стороны обязательством 12 . Однако права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (), а к отношениям пользователя и третьего лица, приобретшего на основании договора переданную в пользование недвижимую вещь, не применяется ст. 617 ГК РФ ().

Правда, в обоих случаях сделка порождает правовые последствия только в отношении ее сторон, а не для третьих лиц, что существенно отличает их от немецкого варианта относительной недействительности.

И иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам (продавать, менять , дарить и др.), передавать им, оставаясь собственником, права владения , пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Распоряжением определяется юридическая судьба имущества, то есть либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на него. Распоряжение имуществом, принадлежащим недееспособным лицам , осуществляется от их имени законными представителями с ограничениями, предусмотренными законом.

См. также

  • Право пользования
  • Иск о признании вещного права

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Распоряжение имуществом" в других словарях:

    В соответствии со ст. 35 ГК доходы подопечного, в том числе причитающиеся ему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в… …

    РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ПОДОПЕЧНОГО - забота и использование опекунами и попечителями, а также органами опеки и попечительства имуществом подопечного. Доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов,… …

    РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ, НАХОДЯЩИМСЯ В КОММУНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. N 677 О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности (далее Указ). В соответствии с п/п 1.1 п. Указа отчуждение… … Юридический словарь современного гражданского права

    РАСПОРЯЖЕНИЕ, распоряжения, ср. 1. только ед. Действие по гл. распорядиться распоряжаться. Распоряжение имуществом. Передать вопрос на распоряжение директора. 2. Постановление, приказ. Правительственное распоряжение. Отдать распоряжение. Получить … Толковый словарь Ушакова

    Распоряжение: Распоряжение в административном праве вид акта управления, издаваемого, как правило, единолично руководителем коллегиального органа, в целях разрешения оперативных вопросов; чаще всего, имеет ограниченный срок действия и… … Википедия

    РАСПОРЯЖЕНИЕ - 1. акт управления, имеющий властный характер, изданный в рамках присвоенного должностному лицу, органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано; 2. одно из правомочий собственника вещи,… … Большой бухгалтерский словарь

    РАСПОРЯЖЕНИЕ - 1. акт управления, имеющий властный характер, изданный в рамках присвоенного должностному лицу, органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано 2. одно из правомочий собственника вещи,… … Большой экономический словарь

    Распоряжение муниципальным имуществом - действия органов местного самоуправления по определению юридической судьбы муниципального имущества, в том числе передаче его иным лицам в собственность, на ином вещном праве, в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог … Официальная терминология

    1) одно из правомочий собственника вещи, позволяющее ему совершать такие сделки, как купля продажа, поставка, дарение, аренда и др. В результате актов Р. имуществом осуществляется его отчуждение, а также передача во временное владение и… … Юридический словарь

    Распоряжение - (англ. disposal, order, instruction) 1) в гражданском праве одно из важнейших правомочий, образующих право собственности. Право Р. принадлежит собственнику вещи, а также лицам, обладающим ограниченными … Энциклопедия права

Должник хочет снять арест с имущества

Должник не согласен с оценкой имущества, принятой приставом

Должник хочет вернуть исполнительский сбор

1. Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.

1.1. Арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств, за исключением ареста денежных средств, ареста заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и ареста имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста, не допускается, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 рублей.

2. По заявлению взыскателя о наложении ареста на имущество должника судебный пристав-исполнитель принимает решение об удовлетворении указанного заявления или об отказе в его удовлетворении не позднее дня, следующего за днем подачи такого заявления.

3. Арест на имущество должника применяется:

1) для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации;

2) при исполнении судебного акта о конфискации имущества;

3) при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или у третьих лиц.

3.1. Арест заложенного имущества в целях обеспечения иска взыскателя, не имеющего преимущества перед залогодержателем в удовлетворении требований, не допускается.

3.2. Арест имущества должника, переданного на депонирование эскроу-агенту, в том числе денежных средств, находящихся на счете эскроу, не допускается.

4. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества).

5. Арест имущества должника (за исключением ареста, исполняемого регистрирующим органом, ареста денежных средств и драгоценных металлов, находящихся на счетах в банке или иной кредитной организации, ареста ценных бумаг и денежных средств, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг на счетах, указанных в и 73.1 настоящего Федерального закона) производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых с составлением акта о наложении ареста (описи имущества), в котором должны быть указаны:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) фамилии, имена, отчества лиц, присутствовавших при аресте имущества;

2) наименования каждых занесенных в акт вещи или имущественного права, отличительные признаки вещи или документы, подтверждающие наличие имущественного права;

3) предварительная оценка стоимости каждых занесенных в акт вещи или имущественного права и общей стоимости всего имущества, на которое наложен арест;

4) вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом;

5) отметка об изъятии имущества;

6) лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение имущество, адрес указанного лица;

7) отметка о разъяснении лицу, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, его обязанностей и предупреждении его об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу данного имущества, а также подпись указанного лица;

8) замечания и заявления лиц, присутствовавших при аресте имущества.

6. Акт о наложении ареста на имущество должника (опись имущества) подписывается судебным приставом-исполнителем, понятыми, лицом, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение указанное имущество, и иными лицами, присутствовавшими при аресте. В случае отказа кого-либо из указанных лиц подписать акт (опись) в нем (в ней) делается соответствующая отметка.

7. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества - незамедлительно.

8. Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество должника или сведения, содержащиеся в постановлении и акте о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), в трехдневный срок со дня принятия постановления направляются в регистрирующий орган в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Поделиться: