Объекты и субъекты административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения: примеры

Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные и координационные, получившего широкое распространение в 80-е гг. ХХ века. К субординационным относятся отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). Координационные правоотношения характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. В рамках этой классификации выделяют также группу реординационных отношений, к которым относятся, обеспечивающие обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).

2. По целям традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные. Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления , в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства . Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.

3. По направлениям деятельности Ю.А. Старилов выделяет:

  • административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории ;
  • административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
  • административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
  • административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий , находящихся в его непосредственном подчинении.

4. Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский выделяют две группы административно-правовых отношений:

  • отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия ("субъект-объект"), в которой четко проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности;
  • отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, органически связанные с его осуществлением.

В отношении предложенной классификации можно сказать, что, по нашему мнению, она поясняет и довольно удачно дополняет существующие концепции вертикально-горизонтальных и координационно-субординационных правоотношений, но самостоятельного значения не имеет.

а) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения.

б) внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности, опосредующие внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности

в) общегосударственные контрольно-организационные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля , который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства , от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам).

г) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями , а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.

Заключая рассмотрение вопроса о видах административных правоотношений, необходимо подчеркнуть, что, классифицируя правоотношения по тому или иному признаку, нужно помнить о природе и особенностях административных правоотношений в целом. Безусловно, наиболее существенной классификацией из приведенных является первая, предполагающая деление административных правоотношений на вертикальные и горизонтальные (субординационные и координационные), поскольку именно она отражает специфику административно-правовых отношений по сравнению с отношениями, регулируемыми другими отраслями российского права .

Структура административного правоотношения

Согласно разработкам в области общей теории права в структуру всякого правоотношения входят его субъекты, объект, а также собственно содержание правоотношения в виде субъективных прав и юридических обязанностей его субъектов. Субъект как элемент структуры отражает состав участников правоотношения, объект - причину (повод) возникновения правоотношения, а содержание - сущность возникающих отношений.

Для выполнения этого условия субъект административного правоотношения должен отвечать требованиям административной правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в административных правоотношениях, способности иметь установленные административно-правовыми нормами права и обязанности, и требованиям административной дееспособности (включая деликтоспособность), т.е. способности своими действиями приобретать и реализовывать права, выполнять юридические обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные административным правом, а также нести ответственность за нарушение предписаний административно-правовых норм. Наличие указанных двух качеств в совокупность обусловливает наличие у субъекта общего административно-правового статуса. В то же время у субъекта административного правоотношения существует и специальный административно-правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в такого рода отношения, становится лицензиатом, государственным служащим , заявителем и т.д.

Традиционно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов административного правоотношения. Так, в общественном отношении, урегулированном нормой административного права, может участвовать орган исполнительной власти (коллективный субъект) или должностное лицо органа исполнительной власти (индивидуальный субъект). К числу индивидуальных субъектов относятся все физические лица , обладающие различными административно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане , государственные служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты, работники и т.д.)

Коллективные субъекты административно-правовых отношений - это, как правило, наделенные каким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе и различные государственные органы . Высказываемое в литературе мнение о том, что субъектом административного права может выступать структурное подразделение юридического лица (цех, отделение связи, факультет), трудовой коллектив, на наш взгляд, действительности не соответствует, поскольку в правоотношении может участвовать только конкретный индивидуально определенный субъект, каковым трудовой коллектив, например, не является. Между тем, им является коллектив людей, имеющий конкретный административно-правовой статус, например, общественная организация, образованная в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях " и не прошедшая государственной регистрации. Это специфический, исключительный субъект административных правоотношений, спектр которых, кстати, также очень узок. Наличие подобных субъектов правоотношений, а также то обстоятельство, что понятие "юридическое лицо" является гражданско-правовым, относится к субъектам частного права, не может препятствовать тому, чтобы субъекты административного, публичного права определялись на основе четких юридических конструкций, а не теоретических соображений. Термин "юридическое лицо" универсален и четко отражает состав значительной части коллективных субъектов административных правоотношений. Другое дело, что, вступая в них, юридические лица становятся органами исполнительной власти, некоммерческими организациями , казенными заводами, бюджетными учреждениями, т.е. всякий раз приобретают специальный административно-правовой статус. Однако и в части административно-правовых отношений юридические лица выступают в собственном качестве, независимо от административно-правового статуса. Классический пример: нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях .

Необходимо отметить, что понятия "субъект управления ", "субъект административного права" и "субъект административного правоотношения" не идентичны. Субъект административного права определяется нормами права в общем виде как некоторая категория лиц, отвечающим требования гипотезы нормы, в то время как субъект правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права в течение продолжительного времени может вовсе не быть участником административных правоотношений. Таким образом, субъект административного правоотношения - это субъект административного права, вступивший в конкретные правоотношения.

Субъект государственного управления - это субъект, наделенный определенными властными полномочиями в сфере государственного управления. В условиях правового государства субъект управления - это всегда субъект административного права, однако, не исключаются ситуации, в которых управляющий субъект оказывается вне поля действия норм административного права. Субъектом административно-правового отношения может быть как субъект управления, так и его объект, т.е. в буквальном смысле - лицо, на которое направлено управляющее воздействие. Поэтому объемы указанных понятий также неравнозначны.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

  • юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;
  • юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права ;
  • в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления ;
  • они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;
  • по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений .

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

  • правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;
  • правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;
  • правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения . Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы , совершение правонарушения и т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями . Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности .

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность юридических фактов в административном праве - события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.

Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предпи­сания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегу­лированные административно-правовыми нормами, называются админи­стративно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как но­сители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях вы­ражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяют­ся и прекращаются в связи с организацией и функционированием ор­ганов исполнительной власти в соответствии с действующим законо­дательством и (или) подзаконными административно-правовыми нор­мами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоот­ношения, имеет структуру , а именно системную сово­купность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (сто­роны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъектив­ные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере ис­полнительной власти, наделенный соответствующими государствен­но-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых от­ношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодатель­ством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмот­рении административных дел) и общественные объединения при ре­ализации своих внешних управленческих функций (например, проф­союзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управ­ляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служа­щие; органы управления (администрация) государственных и негосу­дарственных предприятий, учреждений и организаций; соподчинен­ные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнитель­ные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.


Практически объектом управления следует считать деятель­ность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполни­тельной власти своих прав и обязанностей , их сознательно-волевое поведение.

Каждое материальное и процессуальное административно-право­вое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обя­занностей его участников. Этим характеризуется содержание правоот­ношения. Правомочию - субъективному праву одного участника пра­воотношения - всегда соответствует юридическая обязанность друго­го, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.



Административно-правовое отношение предполагает такое поведе­ние его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется . Например, ст. 13 Федераль­ного закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»* устанавливает, что к государственным служа­щим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполне­ние ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в администра­тивно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в адми­нистративном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняю­щим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнитель­ной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.

Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъек­том административных правоотношений. Остановимся на различиях между этими понятиями.

В правовых нормах субъектом административного права называет­ся лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим (родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и него­сударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управ­ления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполни­тельной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участ­никами, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий: 1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответствен­ность; 2) административной правоспособности и дееспособности субъ­екта; 3) юридического факта (фактов), т. е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Юридические факты делятся на действия и события.

Действия - результаты активного волеизъявления участника пра­воотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объ­единений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дис­циплинарные проступки.

События - это явления, не зависимые от воли людей (например достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие).

Совершенно очевидно, что перечисленные и другие факты в каж­дом конкретном случае могут иметь различные юридические последст­вия, т. е. порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин подает жалобу на действия должностного лица в орган ис­полнительной власти, последний обязан ее рассмотреть в установлен­ный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение перестают быть участниками соответствующих правоотно­шений.

Административно-правовые отношения могут быть классифициро­ваны по ряду критериев (см. схему 6): по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников, по конкретным целям (предназначе­нию) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотно­шений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников раз­личаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникаю­щие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (на­пример, между иерархически подчиненными главами админист­раций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными ми­нистерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не под­чиненными им участниками отношений, не входящими в систему ор­ганов исполнительной власти (граждане, администрация негосударст­венных предприятий, учреждений и организаций и др.).

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения, как уже отмечалось, делятся на две группы: внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные) и внешние, т. е. связанные с непо­средственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделя­ются на материальные и процессуальные, а по способу защиты - на защищаемые в административном или судебном порядке.

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организа­цией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т. п., - вспомогательные, они носят обеспе­чивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их струк­турных подразделений, а другой - остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов. Главные же, определяю­щие - внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по по­вседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойствен­ные этим органам методы и средства.

Виды административных правоотношений: основные и неосновные административные правоотношения; вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве; внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения.

Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношенияй вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общим признакам. В то же время они имеют свои особенности:

Обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью

государственной администрации;

В этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

Данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

В случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

Разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке, но на сегодня практика идет путем рассмотрения данных дел судами.

Существует значительное разнообразие административных правоотношений.

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными и охранительными; наиболее известная разновидность последних – деликтные.

По составу участников правоотношения могут быть: - внутриаппаратными; внеаппаратными.

Во внутриаппаратных отношениях обязательный субъект (носитель

административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами служащими). Во внеаппаратных обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.

Большая часть административно-правовых отношений – это

властеотношения (вертикальные), но в некоторых из них элемент власти не

присутствует (горизонтальные). Горизонтальные отношения были и в прошлом, а в 90-х годах их становиться все больше. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам

Административно-правовые отношения имеют свой состав (структуру). Его элементы:

Субъекты (участники);

Объект (то, по поводу чего возникли отношения);

субъектов) и юридическая (субъективные права и обязанности).

Акты управления и административно – правовые нормы.

Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их

организованной совокупностью. Первичными «кирпичиками» административного права, «клеточками», на базе которых формируется система отрасли, являются админтративно-правовые нормы и акты управления.. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти. Акт и норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию)

при наличии определенных условий (гипотезы). Они регулируют общественные отношения. Их реализация обеспечивается разнообразными средствами включая государственное принуждение.

Каждая норма ограничено включена в отраслевую систему, вне которой

она действовать не может. Например, норма, устанавливающая ответственность за мелкое хулиганство, предусмотренное ст. 158 Кодекса об Административных правонарушениях, действует только вместе с нормой, в которой связано, что к административной ответственность привлекаются лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста, согласно ст. 13 КоАП РФ; а также нормами, определяющими, кто рассматривает такие дела, обязывающими составить протокол о проступке и многими другими.

Огромное множество административно-правовых норм в связи с их

разнообразием можно поделить на виды по самым разнообразным критериям.

Возьмем критерии их сущности, содержания, формы и др.

По целевому назначению административно правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

Взяв в качестве критерия группировки метод воздействия на поведение

субъектов. Можно выделит нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендующие, поощряющие.

Критерий предела действия норм (по территории, по кругу лиц)

позволяет определить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных – федеральные и субъектов Федерации. А внутриаппаратные бывают общеаппаратными, межведомственными, локальными (действующими в пределах отдельной организации).

Юридическая сила норм зависит от вида власти, к которой они

принадлежат (законодательная, исполнительная, судебная) и от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Кроме того, различаются нормы законодательные и подзаконные.

По уровню обобщенности очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная норма имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная норма.

Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют

гипотизам разных юридических норм. Специальную норму можно рассматривать как исключение из общего правила, устанавленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило. Так, одна статья закрепляет ответственность за нарушение норм торговли, а вторая – за нарушение порядка продажи огнестрельного оружия. Если продавец нарушит специальные правила торговли оружием, его привлекут к ответственности не по общим правилам, а по специальной норме.

Административно-правовые отношения - это управленческие отношения, складывающиеся по поводу и в связи с осуществлением государственного управления, урегулированные нормами административного права, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав.

Административно-правовые отношения являются властными (властеотношениями). Подобная их черта правомерна и имеет вполне достаточные основания. В отличие от гражданско-правовых отношений, где стороны равны, в рассматриваемых отношениях отсутствует юридическое равенство сторон. Одна сторона обладает властными полномочиями по отношению к другой. Поэтому первая сторона имеет возможность принимать управленческие акты, осуществлять контроль за деятельностью другой и в пре-дусмотренных законодательством случаях применять к ней меры принуждения. Это определяется особенностями государственного управления. Между тем такой признак присутствует и во многих финансовых, природоохранных отношениях. И все же, если для административно-правовых отношений он основной и исходный, обусловленный государственным управлением, то для других -- производный, являющийся следствием того, что административ-ное право служит основой их функционирования.

Главными особенностями административно-правовых отношений является то, что они:

1) управленческие;

2) возникают по поводу государственного управления;

3) регулируются нормами административного права;

4) имеют властные характеристики;

5) требуют наличия особых субъектов.

Субъекты административно-правовых отношений

В административно-правовых отношениях участвуют стороны, именуемые субъектами. Ими могут быть отдельные лица или состоящие из них организации. Однако не каждое физическое или юридическое лицо является подобным субъектом, а лишь то, которое обладает таким качеством, как административная правосубъектность.

Административная правосубъектность -- это юридическое свойство, предоставляющее возможность участвовать в правоот-ношении. Она состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.

Под правоспособностью обычно понимают способность иметь права и обязанности в сфере госу-дарственного управления, иначе говоря -- управленческие права и обязанности. Пра-воспособность возникает с момента рождения, а лица, обладаю-щие ею, являются лишь субъектами административного права. А чтобы стать субъектами административно-правовых отноше-ний, им необходимо обладать еще и вторым элементом админис-тративной правосубъектностью, т.е. административной дееспособ-ностью.

Дееспособность состоит в способности лица (организации) своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их, а также нести ответственность за свои действия. В практическом плане адми-нистративная дееспособность выражается в способности лица или организации реализовывать свою административную правоспособ-ность, исполнять своими действиями возложенные на них обя-занности и осуществлять предоставленные права. Дееспособность связана с возможностью (способностью) осознавать значение своих поступков и руководить своими действиями.

Субъекты административно-правовых отношений представлены следующими группами:

А. Носители исполнительной власти:

1)главные;

2) основные;

3) специальные;

4) исключительные;

5) особые.

К главным относятся те, которые наделены верховной адми-нистративной властью. Такой властью обладает только Прези-дент Республики Беларусь как глава государства.

Основными субъектами являются органы государственного управления, органы, специально предназначенные для осуществ-ления исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие.

К специальным субъектам следует отнести так называемые функциональные органы. Они осуществляют, как правило, одну контрольно-надзорную функцию.

К исключительным причисляются субъекты, у которых госу-дарственное (внутриорганизационное) управление является не ос-новной деятельностью -- прокуратуры, суды и т.д.

Особыми субъектами представляются администрации госу-дарственных предприятий, учреждений и организаций, трудовые коллективы, а также иные подобные субъекты.

Б. Носители субъективных прав и обязанностей в государствен-ном управлении:

1) граждане Республики Беларусь;

2) иностранные граждане и лица без гражданства, проживаю-щие в Республике Беларусь;

3) общественные объединения и им подобные организации.

Вторая группа (носители субъективных прав и обязанностей в государственном управлении) объединяет субъекты, которые являются стороной в административно-правовых отношениях, но не наделены исполнительной властью. Они обладают субъективными правами и обязанностями в сфере государственного управ-ления, с которыми не может не считаться властвующая сторона. Носители исполнительной власти, осуществляя государственное управление, обязаны учитывать названные права и обязанности второй стороны. Носители субъективных прав и обязанностей -- особый вид субъектов в административно-правовых отношениях. Они не предназначены для осуществления государственного управ-ления, не наделены государственной властью и не входят в систе-му субъектов этой власти. Рассматриваемая группа субъектов явля-ется по существу объектом государственного управления, но спе-циально не определенным для этого.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории республики, обще-ственные объединения, предприниматели и т.д. вступают в адми-нистративно-правовые отношения как по своей инициативе, так и по инициативе властвующей стороны. В первом случае вступле-ние в административно-правовые отношения происходит в силу субъективных потребностей, реализации прав и обязанностей, во втором -- по причине осуществления органом, государственным служащим своих полномочий.

Правовой статус субъектов в административно-правовых отношениях не одинаков.

Особенности субъектов административно-правовых отноше-ний состоят в следующем:

1)они имеют двойственный характер, т.е. одновременно явля-ются субъектами административного права и административных правоотношений;

2) обладают правосубъектностью в сфере государственного управления;

3) их правоспособность и дееспособность возникают одновре-менно, т.е. составляют единое качество -- управленческую право-, дееспособность (правосубъектность);

4) их правовой статус не одинаков.

Из выше сказанного следует вывод: субъектами администра-тивно-правовых отношений (административного права) являются лица и организации, обладающие административной правосубъектностью.

Административные правоотношения характеризуются рядом особенностей:

    они, как правило, являются "властными", поскольку возникают в результате осуществления государственного управления, то есть государственно-властного влияния одной стороны на другую для достижения определенной цели; - обязательным участником административных правоотношений выступает государственный орган или должностное лицо, наделенная определенными государственно-властными полномочиями;

    они возникают по инициативе одной из сторон и согласия другой стороны при этом не требуется. Иногда они возникают вопреки желанию другой стороны;

    административные правоотношения - это управленческие правовые отношения, поскольку они возникают в связи с функционированием и деятельностью органов государственной исполнительной власти, то есть при осуществлении государственного управления;

    в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность наступает не перед другой стороной, а перед государством в лице его государственных органов или должностных лиц;

    спор, возникающий между участниками административных правоотношений, рассматривается как в судебном, так и в административном порядке.

Структура административных правоотношений включает в себя субъект, объект и содержание.

Субъектом административных правоотношений могут быть как физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица (государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, общественные организации, политические партии, религиозные организации и др.).

Для того чтобы быть субъектом административных правоотношений, необходимо обладать административной правосубъектность, то есть административной правоспособностью, административной дееспособностью и административной деликтоспособностью.

Административная правоспособность - это способность лица иметь права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц она наступает с момента рождения и заканчивается смертью лица, ее нельзя отобрать или передать. В административной науке существует точка зрения относительно того, что лицо может быть временно лишена административной правоспособности (например, в случае административного ареста лицо лишенная права свободы передвижения).

Административная дееспособность - это способность лица самостоятельно реализовать свои права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц выделяют общую, частичную и ограниченную дееспособность. Общая административная дееспособность наступает с 18 лет при условии, что лицо - вменяемое, то есть она понимает значение своих действий и может ними руководить.

Частичная дееспособность наступает, как правило, с 16 лет, при условии вменяемости данного лица.

Административная деликтоспособность - это способность лица нести административную ответственность за свои поступки. Она, по общему правилу, наступает по достижению 16 лет. Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде случаев административная деликтоспособностью может наступить в более позднем возрасте (17 лет - для призывников).

Относительно административной правосубъектности юридических лиц следует отметить, что она наступает с момента создания государственного органа или регистрации субъекта предпринимательской деятельности, ее объем определяется законом, положением, уставом. В отличие от физических лиц административная право- и дееспособность юридических лиц наступает одновременно. Иногда для ее наступления кроме регистрации, необходимо еще получить разрешение (лицензию) на занятие соответствующей деятельностью.

Объектом административных правоотношений выступает то, ради чего возникают собственно правоотношения: поведение, воля, сознание, материальные ценности, нематериального блага и др.

Содержание административных правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективные юридические права - это мера дозволенного поведения, которое обеспечивается государством (свобода перемещения, право на государственную службу, право на обращение и др.). Юридические обязанности - мера необходимого поведения, которое обеспечивается государством. При этом в определенных случаях лицо должно воздержаться от совершения определенных действий (мелкого хулиганства, невыполнение своих обязанностей, нарушение дисциплины), в других, наоборот, осуществить их (получить разрешение на занятие определенным видом деятельности, своевременно рассмотреть обращения и др.).

Основанием возникновения административных правоотнош ений выступают юридические факты, то есть такие жизненные ситуации, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение. Такие факты являются юридическими, так как, во-первых, на их наличие указывает норма права (гипотеза), во-вторых, с наступлением этих фактов закон связывает наступление определенных юридических последствий: возникновение, изменение, прекращение.

По последствиям все юридические факты делятся на правосоздающие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевому признаку они делятся на событии и действия . События - это такие юридические факты, которые не зависят от воли субъектов правоотношений (смерть человека, стихийное явление, окончание срока давности и др.). Действия , в отличие от событий, зависят от воли и сознания человека, поскольку они осуществляются им с определенной целью. Действия бывают правомерные :

Юридические акты индивидуального характера - указы и распоряжения Президента Украины, распоряжения местных государственных администраций и др.;

Юридические поступки – выдача лицензии, документа на право управления транспортным средством и др.;

неправомерные : административные проступки, дисциплинарные проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность за нормами административного права.

Административное право, регулируя сложившиеся правоотношения, определяет круг участников, и выделяет специальный субъект. Объясняется это тем, что регулируемые административным правом отношения в основном возникают и складываются при реализации функций органов исполнительной власти, то есть в органах руководства и подчинения. Таким образом, административным правом выделены пять групп участников: 1. физические лица;

2. должностные лица;

3. военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие

дисциплинарных Уставов.

4. иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица; 5. юридические лица.

Возраст, по достижении которого для физического лица наступает административная ответственность, определяется с шестнадцати лет. При установлении данного возрастного предела руководствовались теорией ограниченной дееспособности человека. Именно с шестнадцати лет человек начинает, в полной мере, осмыслять законность своих поступков и действий, давать им оценку, определять пропорциональность последствий и ответственности за них.

Критерием требования, к назначению административной ответственности, служит то, чтобы виновному лицу исполнилось шестнадцать лет не в момент привлечения его к административной ответственности, а в момент совершения им административного правонарушения. Например:

Ко времени возбуждения производства, за совершённое им административное правонарушение, Д. Исполнилось шестнадцать лет. В судебном заседании было установлено, что в момент совершения правонарушения Д. было полных пятнадцать лет. В связи с этим, Д. от административной ответственности был освобождён, а административное производство, в отношении его, прекращено.

Административное право предусматривает три ситуации, когда виновное, в совершении административного правонарушения, лицо не подлежит ответственности. Такими ситуациями являются:

1. Невменяемость. Оценкой критерия невменяемости может служить только медицинское заключение экспертов, выносимое в отношении виновного в административном правонарушении лица.

Виновное лицо может быть освобождено от ответственности только в том случаи, если данное заключение подтвердит о совершении им административного правонарушения в состоянии невменяемости.

2. Крайняя необходимость. Понятие крайняя необходимость, содержит элементы, исключающие из разряда административных правонарушений возможное причинение лицом вреда по наличию виновного деяния в нём:

1) совершённое деяние виновного лица должно быть направлено на предотвращение иного административного правонарушения;

2) виновное лицо не должно иметь иной возможности по предотвращению административного правонарушения, кроме совершённого деяния;

3) характер, объём и последствия совершённого виновным лицом деяния, не должны превышать характер, объём и последствия предотвращённого административного правонарушения.

Малозначительность совершённого правонарушения.

Административное право содержит критерии, объединённые в понятие освобождения от административной ответственности при совершении малозначительного правонарушения.

При малозначительности совершённого правонарушения судья, орган, должностное лицо уполномоченное возбуждать дело об административном правонарушении, могут освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административное право расширяет круг субъектов несущих административную ответственность, относя к ним и должностных лиц, если законом не установлено иное.

Под должностным лицом понимается лицо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководителя, а также другие работники государственных, иных коммерческих и некоммерческих организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, несут административную ответственность в соответствии с дисциплинарными Уставами, предусматривающими наказания за административные правонарушения.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой инспекции и таможенных органов, то есть служащие тех органов, в отношении которых разработаны и действуют специальные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок прохождения службы в указанных органах, несут административную ответственность предусмотренную ими.

Исключением для данного специального субъекта, когда он несёт административную ответственность по общим основаниям (кроме наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву также и административный штраф), являются правонарушения, посягающие на объекты, имеющие двухсторонний интерес и пристальное внимание государства и общества:

1. права, регламентированные законодательством о выборах и референдумах;

2. область обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3. правила дорожного движения;

4. требования пожарной безопасности вне места службы;

5. права, регламентированные законодательством об охране окружающей природной среды;

6. таможенные правила и правила режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

7. область налогов, сборов и финансов;

8. не выполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Требование Административного права к иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, складывается из двух оснований:

1.территориальности (места совершения административного правонарушения);

2. статуса (значимости лица в международных взаимоотношениях).

При сопоставлении данных двух оснований можно выделить следующий порядок привлечения к административной ответственности иностранных лиц, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц:

1. При совершении административного правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях.

2. совершение административных правонарушений на водном объекте, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, подлежат административной ответственности согласно законодательства по данной территории;

3. Совершившее административное правонарушение иностранное лицо, пользующееся иммунитетом (неприкосновенностью) Российской Федерации, подлежит административной ответственности согласно норм международного права.

В целях установления принципа «равенство прав перед законом», кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 1 июля 2002 года) устанавливает ответственность юридических лиц за совершённые административные правонарушения.

Таким образом, административное право, в отличие от уголовного права, предусматривает виновность юридического лица, и неотвратимость наступления наказания за совершённое противоправное деяние. Закрепления данного положения обусловлено сложившейся ситуацией в обществе и в нынешней рыночной экономики. Юридические лица пытаются различными способами, путями и средствами достичь своей цели и выгоды, зачастую нарушая закон. Основания наступления административной ответственности юридических лиц, состоят из двух элементов:

Юридические лица подлежат ответственности за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством Российской Федерации, или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основания наступления административной ответственности, для юридических лиц, здесь расширен. Они наступают не только за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, но и по законодательству его субъектов.

Если административное правонарушение одновременно может быть совершено как физическим (должностным) так и юридическим лицом, то ответственность может быть применена к ним в равной мере, за исключением административного правонарушения, которое может быть совершено только физическим лицом.

Некоторые административные правонарушения могут быть совершены только физическим лицом (например, хулиганство). Иные же правонарушения (например, против охраны окружающей среды и природопользования) могут быть совершены как физическим, так и юридическим лицом.

Зачастую, достигая результата, руководствуясь девизом «цель оправдывает средства» , совершая административное правонарушение и пытаясь уйти от ответственности, юридическое лицо меняет свою организационно-правовую форму (путём ликвидации или реорганизации). В связи с этим, административное право предусматривает наступление ответственности правопреемника или вновь созданного юридического лица:

1. при слиянии нескольких юридических лиц, к ответственности привлекается вновь созданное юридическое лицо;

2. при присоединении одного юридического лица к другому, к ответственности привлекается присоединившееся юридическое лицо;

3. при разделении или выделении юридического лица, к ответственности привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности виновного в административном правонарушении юридического лица;

4. при преобразовании юридического лица одного вида в другое, к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Административное право закрепляет принцип«незнание не освобождает от ответственности». То есть, не знание правопреемником реорганизованного юридического лица, о совершённом, его предшественником административном правонарушении, не освобождает его от административной ответственности.


Похожая информация.


Поделиться: