Претензионный порядок подведомственность и подсудность экономических споров. Подсудность хозяйственных споров

Подведомственность - это разграничение компетенции между Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. При определении подведомственности спора АС, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами. Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

АС разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием: 1)организаций, являющихся юрид.лицами; 2)граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрид. лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя; 3)в случаях предусмотренных АПК РФ и иными ФЗ, с участием РФ, субъектов РФ, муницип. образований, гос. органов, органов МСУ, иных органов, должн. лиц, образований, не имеющих статуса юрид. лица, и граждан, не имеющих статуса индивид. Предпринимателя (ст.27 АПК). Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

1.экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений (пр. споры о разногласии по дог-ру, заключение кот. предусмотрено з-ном; о признании права собственности; о неисполнении или ненадлежащего исполнения обязательств; о возмещении убытков). 2.экономич. споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.), (пр. касаются оспаривания нормат. прав-х актов, дела об администр. правонарушениях, отнесенных к ведению арбитраж. суда).

В АС подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юр. лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от гос. регистрации юр. лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключ. трудовых споров), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных ФЗ. Если будет установлено, что дело не полежит рассмотрению в АС, то про-во по нему прекращается (имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства; истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом; организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована ст.150АПК).

Дела по спорам некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др. не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности: 1.Родовая подсудность разграничивает дела между АС различного уровня. По общему правилу, подведомственные АС, рассматриваются в I инстанции АС субъектов РФ, за искл. дел, отнесенных к подсудности Высшего АС РФ(эконом. споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ, дела об оспаривании нормат./ненорматив. прав. актов Президента РФ). 2.Территориальная подсудность разграничивает компетенцию АС одного уровня в зависимости от места рассмотрения дела.Виды:

Общая - в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в АС субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Альтернативная подсудность - правила подсудности по выбору истца, установлены в законе.(н-р: Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков) Договорная подсудность - по правилам договорной подсудности: общая территориальная и альтернативная подсудность м.б. изменены по соглашению сторон до принятия АС заявления к своему производству. Исключительная подсудность - дело должно быть рассмотрено строго определенным АС (н-:. Иски о правах на морские/воздушные суда в АС по месту их гос. регистрации).

  • § 5. Принцип независимости судей хозяйственного суда
  • § 6. Принцип процессуальной экономии
  • § 7. Принципы равенства организаций и предпринимателей перед законом и судом, равноправия и добросовестности сторон
  • § 8. Принцип разъяснения процессуальных прав и процессуальных обязанностей
  • § 9. Принцип уважения достоинства личности
  • § 10. Принцип состязательности
  • § 11. Принцип языка судопроизводства в хозяйственном суде
  • § 12. Принцип гласности
  • § 13. Право на юридическую помощь
  • § 14. Принцип диспозитивности
  • § 15. Принципы непосредственности и непрерывности судебного разбирательства
  • § 16. Принцип верховенства права и приоритета норм международного права
  • § 17. Принцип применения норм иностранного права и (или) обычаев, используемых в международной торговле
  • § 18. Принцип обязательности судебных постановлений и судебных обращений
  • § 19. Принцип сочетания письменности и устности хозяйственного судопроизводства
  • § 20. Принцип доступности правосудия
  • § 21. Принцип судебного надзора
  • Тема 3 система и структура хозяйственных судов республики беларусь
  • § 2. Состав и полномочия Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • § 3. Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • § 4. Состав и компетенция судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • § 5. Научно-консультативный Совет при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь
  • § 6. Аппарат Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • § 7. Состав и компетенция хозяйственного суда области (г. Минска), специализированного хозяйственного суда
  • Тема 4 подведомственность и подсудность хозяйственных споров
  • § 1. Критерии разграничения дел между хозяйственными и общими судами
  • § 2. Подсудность хозяйственных споров
  • § 1. Критерии разграничения дел между хозяйственными и общими судами
  • § 2. Подсудность хозяйственных споров
  • Тема 5 процессуально-правовой статус лиц, участвующих в деле
  • § 2. Стороны в хозяйственном процессе
  • § 3. Замена ненадлежащего ответчика
  • § 4. Процессуальное правопреемство Рекомендуемая литература
  • § 5. Третьи лица в хозяйственном процессе Рекомендуемая литература
  • Тема 6 участие в хозяйственном процессе прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления и иных органов
  • § 1. Развитие взаимоотношений прокуратуры с арбитражными органами (хозяйственными судами)
  • § 2. Возбуждение прокурором дела в хозяйственном суде первой инстанции
  • § 3. Возбуждение прокурором апелляционного производства
  • § 4. Возбуждение прокурором кассационного производства
  • § 6. Участие в деле государственных органов, органов местного управления и самоуправления и иных органов
  • Тема 7 процессуально-правовой статус участников судопроизводства, незаинтересованных в исходе дела
  • § 1. Процессуальные права и обязанности участников хозяйственного судопроизводства, незаинтересованных в исходе дела
  • § 1 . Процессуальные права и обязанности участников хозяйственного судопроизводства, незаинтересованных в исходе дела
  • Тема 8 представительство в хозяйственном суде
  • § 1. Понятие и виды судебного представительства
  • § 2. Представители и их полномочия
  • § 1. Понятие и виды судебного представительства
  • § 2. Представители и их полномочия
  • Тема 9 доказательства и доказывание
  • § 2. Письменные и вещественные доказательства
  • § 3. Экспертиза в хозяйственном судопроизводстве. Заключение эксперта и специалиста
  • § 4. Показания свидетелей
  • § 5. Объяснения лиц, участвующих в деле. Аудио- и видеозапись. Заключения государственного органа, органа местного управления и самоуправления
  • § 6. Обеспечение доказательств
  • § 7. Доказывание в хозяйственном процессе
  • Тема 10 судебные расходы
  • § 1. Понятие и состав судебных расходов
  • § 2. Распределение судебных расходов
  • § 1. Понятие и состав судебных расходов
  • § 2. Распределение судебных расходов
  • Тема 11 процессуальные сроки в хозяйственном судопроизводстве
  • § 2. Приостановление и восстановление процессуальных сроков
  • § 3. Сроки, устанавливаемые для совершения процессуальных действий
  • Тема 12 предъявление иска и возбуждение дела в хозяйственном суде
  • § 2. Виды исков
  • § 3. Право на иск в хозяйственный суд
  • § 4. Требования, предъявляемые к форме содержанию искового заявления
  • § 5. Возбуждение производства по делу
  • § 6. Соединение и разъединение исковых требований.
  • § 7. Распоряжение исковыми средствами защиты права. Средства защиты от предъявленного искового требования
  • § 8. Обеспечение иска Рекомендуемая литература
  • Тема 13 примирительные процедуры в хозяйственном судопроизводстве
  • § 1. Посредничество
  • § 2. Мировое соглашение
  • § 1. Посредничество
  • § 2. Мировое соглашение
  • Тема 14 рассмотрение дела в суде первой инстанции
  • § 2. Подготовительное судебное заседание
  • § 3. Судебное разбирательство
  • § 4. Порядок в судебном заседании. Культура судебного процесса
  • § 5. Протокол судебного заседания
  • § 6. Принятие решения хозяйственного суда. Структура решения суда
  • § 7. Исправление недостатков решения суда
  • § 8. Определение суда. Частное определение
  • Тема 15 виды производств в хозяйственном процессе
  • § 2. Производство по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение Рекомендуемая литература
  • § 3. Производство по рассмотрению дел по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении Рекомендуемая литература
  • § 4. Производство по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) Рекомендуемая литература
  • § 6. Производство по рассмотрению экономических (хозяйственных) споров и иных дел с участием иностранных лиц Рекомендуемая литература
  • § 7. Производство о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений Рекомендуемая литература
  • Тема 16 производство по пересмотру судебных постановлений в апелляционном порядке
  • § 2. Понятие и признаки апелляции
  • § 3. Порядок рассмотрения дела хозяйственным судом апелляционной инстанции
  • § 4. Полномочия суда апелляционной инстанции
  • Тема 17 производство в хозяйственном суде кассационной инстанции
  • § 2. Подача кассационной жалобы (протеста)
  • § 3. Рассмотрение дела хозяйственным судом кассационной инстанции
  • § 4. Полномочия кассационной инстанции
  • Тема 18 производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора
  • § 2. Возбуждение производства в порядке надзора
  • § 3. Принятие и рассмотрение жалобы в порядке надзора
  • § 4. Постановление хозяйственного суда надзорной инстанции
  • Тема 19 пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений хозяйственных судов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 1. Возбуждение производства о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 2. Основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 1. Возбуждение производства о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 2. Основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам
  • Тема 20 исполнительное производство
  • § 1. Понятие и задача исполнительного производства. Основания для исполнения
  • § 2. Статус и полномочия Службы судебных исполнителей хозяйственных судов
  • § 1. Понятие и задача исполнительного производства. Основания для исполнения
  • § 2. Статус и полномочия Службы судебных исполнителей хозяйственных судов
  • § 2. Подсудность хозяйственных споров

    Любой хозяйственный суд обладает конкретной, присущей только ему компетенцией. Поэтому подсудность представляет со­бой дальнейшее развитие подведомственности, ее конкретизацию применительно к отношениям, складывающимся между органами правосудия. Нормы права о подсудности вытекают из норм, регла­ментирующих подведомственность, и вместе образуют органичес­ки связанное внутреннее единство. Институт подсудности позво­ляет распределить дела, подведомственные хозяйственному суду, между различными звеньями и другими элементами системы хо­зяйственных судов.

    Итак, подсудность - это относимость дела, подведомственного хозяйственному суду, к ведению хозяйственного суда первой инстан­ции (или пространственная компетенция однородных судов).

    В зависимости от положенного в основу дифференциации дел признака выделяют подсудность родовую и территориальную (см. рисунок 4.4).

    Рисунок 4.4

    Правила родовой подсудности хозяйственных споров подробно рассмотрены в параграфах 4 и 7 темы 3 данного учебного пособия.

    Территориальная подсудность позволяет разграничить пред­метную компетенцию хозяйственных судов одного уровня в зави­симости от места рассмотрения спора.

    Общее правило подсудности состоит в следующем: иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или мес­ту жительства ответчика.

    Альтернативная подсудность. Подсудность по выбору ист­ца (или альтернативная подсудность) означает, что истцу предос­тавлена возможность выбора суда, в который им будет предъявлен иск (подано заявление). То есть истец (заявитель) может выбирать между хозяйственным судом по месту нахождения ответчика (об­щее правило) и другим хозяйственным судом. В частности, по пра­вилам альтернативной подсудности предъявляются иски:

    1) к ответчикам, находящимся на территории разных облас­тей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, предъявляются по выбору истца в хозяйственный суд по месту на­хождения либо месту жительства одного из ответчиков;

    2) к ответчику, место нахождения или место жительства кото­рого неизвестны, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известно­му месту нахождения или месту жительства в Республике Беларусь;

    3) к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществу юри­дического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также в хозяйственный суд по месту причинения вреда;

    4) к ответчику, который является индивидуальным предприни­мателем Республики Беларусь и находится на территории другого государства, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства истца в Республике Беларусь либо по месту нахождения имущества ответчика в Республике Беларусь;

    5) к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту испол­нения договора;

    6) к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.

    Правила исключительной подсудности. Исключительная подсудность - это особая установленная в порядке исключения из общего правила подсудность, допускающая рассмотрение опреде­ленных категорий дел в судах, точно указанных в законе. Правила исключительной подсудности могут быть сведены к следующему: во-первых, право предъявления иска может быть реализовано толь­ко в строго определенном по территории суде, указанном в законе. Исключительная подсудность, имеющая обязательный характер, исключает возможность соглашения о месте рассмотрения дела. Во-вторых, эта подсудность исключает возможность выбора суда и рассмотрения определенного дела в ином суде, точно и безогово­рочно устанавливая, в каком суде должно быть разрешено дело.

    Правила исключительной подсудности действуют лишь в от­ношении определенных категорий дел и сформулированы в ст. 51 ХПК в редакции Закона от 8 июля 2008 г. следующим образом.

      Иски о признании права собственности на недвижимое иму­щество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребо­вании имущества из чужого незаконного владения либо об устра­нении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в хозяйствен­ный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

      Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутрен­него плавания предъявляются в хозяйственный суд по месту их государственной регистрации.

      Иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе если перевозчик явля­ется одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения перевозчика.

      Иски (заявления) к государственным органам, органам мес­тного управления и самоуправления, вытекающие из администра­тивных правоотношений, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения истца (заявителя).

      Заявления об установлении фактов, имеющих юридичес­кое значение (юридических фактов), подаются в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исклю­чением заявлений об установлении фактов, имеющих юридичес­кое значение для возникновения, изменения или прекращения пра­ва на недвижимое имущество, которые подаются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

      Заявления о признании должника экономически несостоя­тельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по месту на­хождения должника.

      Заявления о признании недействительным постановления о признании незаконными действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, подаются в хозяйствен­ный суд, при котором состоит этот судебный исполнитель.

      Ходатайства об отмене решения международного арбитраж­ного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, заявляются (подаются) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

      Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения пода­ются стороной, в пользу которой состоялось решение, в хозяйствен­ный суд по месту нахождения или месту жительства должника, а если место нахождения или место жительства должника неизвест­ны - в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества.

      Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совер­шении подаются в хозяйственный суд по месту нахождения нота­риальной конторы, частного нотариуса или должностного лица, которому законодательством предоставлено право совершать но­тариальные действия.

      Заявления по спорам между юридическими лицами Рес­публики Беларусь, осуществляющими деятельность или имеющи­ми имущество на территории иностранного государства, подаются в хозяйственный суд по месту государственной регистрации на территории Республики Беларусь юридического лица, являющего­ся ответчиком.

    Подсудность по связи дел. В качестве особого вида террито­риальной подсудности ХПК выделяет подсудность по связи дел. Подсудностью нескольких связанных между собой дел называется подсудность, по правилам которой иск подлежит рассмотрению в суде, где рассматривается связанное с ним дело. Основанием для применения правил данного вида подсудности является наличие такой связи дел, которая позволяет объединить их для совместного рассмотрения.

    Необходимость совместного рассмотрения дел в одном про­изводстве диктуется интересами наиболее полного рассмотрения споров во всем комплексе сложившихся правовых связей, потреб­ностью исключения возможности вынесения противоречивых ре­шений по одним и тем же вопросам при раздельном рассмотрении дел, оперативности защиты прав и интересов.

    Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявля­ется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.

    Договорная подсудность. Подсудность, установленная соглаше­нием сторон по конкретному делу, именуется договорной (доброволь­ной). Договорная подсудность - вид территориальной подсудности. Такое изменение подсудности возможно в допустимых законом пре­делах. Эти пределы следует учитывать в двух отношениях. Во-пер­вых, в силу соглашения сторон допустима подсудность для любых категорий дел, в отношении которых суды обладают компетенцией по их разрешению, за исключением тех случаев, когда для той или иной категории дел установлена исключительная подсудность. Во-вторых, в порядке соглашения нельзя изменить или отменить родовую под­судность. Соглашения сторон об изменении родовой подсудности яв­ляются недействительными. Соглашение о подсудности называется пророгацией или пророгационным договором.

    По общему правилу подсудность, установленная правилами под­судности или подсудности по выбору истца, может быть изменена по соглашению сторон, что нашло закрепление в ст. 52 ХПК в редакции от 8 июля 2008 г. Выбор сторонами, находящимися на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, хозяйственного суда, в котором предполагается рассмотре­ние спора между ними, ограничивается выбором между хозяйствен­ным судом по месту нахождения ответчика (его филиала) и хозяй­ственным судом по месту нахождения истца (его филиала).

    Однако из данного принципа в 2005 г. было сделано исключе­ние, вызванное тем, что количество дел, приходящихся к рассмотре­нию на одного судью хозяйственного суда г. Минска, значительно превышало количество дел, рассматриваемых судьями хозяйствен­ных судов областей. Одной из причин существенного увеличения количества рассматриваемых дел хозяйственным судом г. Минска явилось поступление исков на основании договорной подсуднос­ти, то есть исков, ответчики по которым находятся на территории других областей и которые согласно правилам общей подсудности подлежали рассмотрению хозяйственными судами этих областей.

    Поэтому постановлением Президиума Высшего Хозяйствен­ного Суда Республики Беларусь «Об урегулировании нагрузки меж­ду хозяйственными судами областей и г. Минска» от 4 марта 2005 г. был определен временный порядок распределения поступающих в хозяйственный суд г. Минска исковых заявлений договорной под­судности между хозяйственными судами областей.

    Так, поступавшие в хозяйственный суд г. Минска исковые заявления субъектов хозяйствования - резидентов Республики Бе­ларусь к ответчикам, также резидентам Республики Беларусь, ко­торые не находились на территории г. Минска, направлялись этим судом в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь для передачи на рассмотрение в хозяйственные суды областей с уче­том общих правил подсудности и существующей нагрузки. О пе­редаче искового заявления на рассмотрение в хозяйственный суд области Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь вы­носил определение.

    Со вступлением в силу изменений, внесенных в ХПК 8 июля 2008 г. Законом № 395-З, снято ограничение в отношении при­менения института «договорной подсудности». В пророгацион-ном соглашении вновь можно указывать один из семи хозяй­ственных судов первого звена вне зависимости от того, относятся ли стороны по принципу места своего нахождения к юрисдик­ции данного суда.

    Хозяйственное процессуальное законодательство регулирует также вопросы, связанные с передачей дел из одного суда в другой.

    Так, в соответствии со ст. 53 ХПК дело, принятое хозяйствен­ным судом к своему производству с соблюдением правил подсуд­ности, должно быть им рассмотрено по существу, хотя бы в даль­нейшем оно стало подсудным другому хозяйственному суду.

    Хозяйственный суд передает дело на рассмотрение другого хозяйственного суда в следующих случаях:

      при рассмотрении дела в данном хозяйственном суде выяви­лось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

      после отвода одного или нескольких судей их замена в дан­ном хозяйственном суде становится невозможной;

      ответчик, место нахождения или жительства которого было неизвестно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в хозяйствен­ный суд по месту его нахождения или месту жительства;

      обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела хо­зяйственным судом по месту нахождения большинства доказа­тельств;

      одной из сторон в споре является тот же хозяйственный суд;

      невозможно рассмотреть дело в данном хозяйственном суде по другим объективным причинам.

    О передаче дела на рассмотрение другого хозяйственного суда выносится определение, которое направляется лицам, участвую­щим в деле, в срок, не превышающий пяти дней со дня его вынесе­ния. Разногласия по подсудности споров между хозяйственными судами разрешаются Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.

    Правом разрешать юридические дела, то есть споры о праве и иные правовые вопросы индивидуального характера, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим законодательством обладает большое количество органов государственного управления, местного самоуправления, общественных организаций. Отметим, что каждый из данных органов должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий будет важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную деятельность всего государственного аппарата. Отсюда следует, что, принимая дело к ϲʙᴏему производству, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий орган должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться данным органом, не отнесено ли оно к ведению другого органа. Иначе говоря, крайне важно определить подведомственность дела.

    Подведомственность - ϶ᴛᴏ отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

    Учитывая зависимость от характера органа, рассматривающего и разрешающего дело, подведомственность подразделяется на:

    1. судебную подведомственность - отнесение дела к ведению судов общей юрисдикции или арбитражных судов;
    2. административную подведомственность - рассмотрение дела находится в компетенции административных органов государства;
    3. подведомственность дел общественным организациям - дела рассматриваются специально созданными органами общественных организаций (например, биржевые комиссии, третейские суды и т. д.)

    Следовательно, определить подведомственность дел арбитражным судам означает выяснить, какие именно дела в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом подлежат рассмотрению в арбитражных судах.

    Рассмотрению дела арбитражным судом могут предшествовать обязательные или возможные процедуры, предусмотренные законом или иным нормативным актом, связанные с передачей дела в арбитражный суд. Наличие или отсутствие таких процедур определяет классификацию подведомственности дел арбитражным судам:

    1. исключительная подведомственность - никаких специальных процедур не установлено, дело направляется непосредственно в арбитражный суд (например, требование о возмещении вреда и т. п.);
    2. условная подведомственность - обращение в суд допускается исключительно после того, как сторонами будет предпринята попытка урегулирования возникшего разногласия между собой (например, ст. 797 ГК РФ - предъявление иска перевозчику возможно только после соблюдения претензионного порядка урегулирования спора и т. п.)

    Какие дела подведомственны арбитражным судам?

    Подведомственность дел арбитражным судам определяется ст. 22 АПК РФ через их компетенцию в сфере осуществления правосудия.

    Данная статья базируется на положениях ст. 127 Конституции РФ и ст. 4 и 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩыми к ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
    Отметим, что тем самым разграничивается компетенция арбитражных судов и других органов, в т.ч. судов общей юрисдикции.

    В ст. 22 АПК РФ определен субъектный состав участников правоотношений, из кᴏᴛᴏᴩых может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду. Это, прежде всего, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

    При ϶ᴛᴏм АПК РФ исходит из понятия юридического лица, определяемого в ст. 48 и других статьях ГК РФ, и рассматривает в качестве субъектов правоотношений, могущих повлечь подведомственный арбитражному суду спор, как коммерческие, так и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ) Гражданин как участник спора, подведомственного арбитражному суду, признается таковым при наличии условий, предусмотренных ст. 23 ГК РФ. Такими условиями будут осуществление гражданином предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация ϶ᴛᴏго гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

    Арбитражному суду также подведомственны дела по экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между субъектами РФ (п. 2 ч. 1 ст. 22 АПК РФ)

    В случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (например, об обжаловании отказа в государственной регистрации)

    Арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием организаций и граждан РФ, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

    Важно заметить, что одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражному суду будет характер правоотношений, кᴏᴛᴏᴩый определен в ст. 22 АПК РФ. Арбитражному суду, в частности, подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом. Исключая выше сказанное, арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из административных правоотношений, то есть отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

    К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся споры (ч. 2 ст. 22 АПК РФ):

    • о разногласиях по договору, заключение кᴏᴛᴏᴩого предусмотрено законом или передача разногласий по кᴏᴛᴏᴩому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
    • об изменении условий или о расторжении договоров;
    • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
    • о признании права собственности;
    • об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
    • о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
    • о возмещении убытков;
    • о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан:
    • о защите чести, достоинства и деловой репутации;
    • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по кᴏᴛᴏᴩому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
    • об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
    • о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
    • о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

    Арбитражный суд рассматривает и иные дела, в т.ч. (ч. 3 ст. 22 АПК РФ):

    • об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - об установлении фактов, имеющих юридическое значение);
    • о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. Указанный перечь не будет исчерпывающим, так как федеральными законами могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела.

    Что такое подсудность дел арбитражным судам?

    Важно заметить, что одним из основных вопросов, стоящих перед арбитражным судом, принимающим решение о возбуждении дела, будет вопрос о подсудности, то есть вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмотрению и разрешению данного дела. Можно различать подсудность судебного органа и подсудность самого дела. Уместно отметить, что определить подсудность того или иного арбитражного суда - значит выяснить круг дел, кᴏᴛᴏᴩые компетентен разрешать по существу данный арбитражный суд. Уместно отметить, что определить подсудность дела - значит выяснить, к компетенции какого из многочисленных арбитражных судов первой инстанции относится разрешение данного дела.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что подсудность - ϶ᴛᴏ компетенция (или полномочия) того или иного арбитражного суда на рассмотрение и разрешение определенных арбитражных дел.

    По основным признакам подсудность делится на родовую и территориальную.

    В ч. 1 ст. 24 АПК РФ сформулировано общее правило родовой подсудности дел. Родовая подсудность дает возможность определить, какого уровня арбитражный суд в системе арбитражных судов вправе рассматривать то или иное дело. Так как критерием родовой подсудности будет род дела (или предмет спора), то она и получила название родовой (или предметной) подсудности. Именно родовая подсудность позволяет разграничить подведомственные арбитражному суду дела в зависимости от их рода или предмета спора между арбитражными судами различных уровней, звеньев в системе арбитражных судов.

    Общее правило родовой подсудности состоит по сути в том, что дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ. При ϶ᴛᴏм под судами субъектов РФ понимаются действующие в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах арбитражные суды (см. ст. 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ» и ст. 24 АПК РФ) Причем по содержанию и объему компетенции все арбитражные суды субъектов РФ равны между собой.

    Исключением из правила, сформулированного в ч. 1 ст. 24 АПК РФ, будет отнесение некᴏᴛᴏᴩых категорий дел к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ. АПК РФ относит к родовой подсудности Высшего Арбитражного Суда исключительно две категории дел: во-первых, экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ и экономические споры между субъектами РФ и, во вторых, дела о признании недействительными ненормативных актов высших органов государственной власти РФ. не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, - Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ.

    Это означает, что все другие подведомственные арбитражному суду дела, независимо от того, касаются они имущества, находящегося в федеральной собственности, или имущества, ᴏᴛʜᴏϲᴙщегося к собственности субъектов РФ, муниципальных образований, рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ.

    Наряду с родом дел или предметом спора, влияющими на определение подсудности, важное значение имеет и определение территории, на кᴏᴛᴏᴩой действует тот или иной арбитражный суд, правомочный рассматривать конкретное дело. Отметим, что территориальный признак дает возможность определить, какому из арбитражных судов одного уровня подсудно данное дело. Такую подсудность принято называть территориальной подсудностью.

    В отличие от родовой подсудности, позволяющей разграничить компетенцию между арбитражными судами различных уровней, территориальная подсудность будет основой разграничения компетенции арбитражных судов одного уровня.

    Правила определения территориальной подсудности

    АПК РФ устанавливает несколько видов (правил определения) территориальной подсудности:

    • общая подсудность (общее правило);
    • альтернативная подсудность (по выбору истца);
    • исключительная подсудность (подсудность строго определенному арбитражному суду);
    • договорная подсудность (по соглашению сторон)

    Общее правило территориальной подсудности состоит по сути в том, что дело должен рассматривать арбитражный суд, действующий на той территории, на кᴏᴛᴏᴩой находится ответчик. То есть определение подсудности дела тому или иному арбитражному суду зависит от места нахождения организации или от места жительства гражданина, являющихся ответчиками по делу.

    На определение территориальной подсудноститрадиционно не влияет характер дела. Исключение составляют исключительно дела, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, компетенция кᴏᴛᴏᴩого определена в ст. 24 АПК РФ как исключительная, и дела, названные в ст. 27, 28 и 29 АПК РФ, устанавливающих изъятие из общего правила территориальной подсудности.

    Как изъятие из общего правила территориальной подсудности сформулирована и норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 25 АПК РФ. Так, иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъбудет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем норма сформулирована таким образом, что не допускает альтернативы при определении подсудности, то есть истец не может по ϲʙᴏему усмотрению предъявить иск в арбитражный суд либо по месту нахождения обособленного подразделения, либо по месту нахождения самого юридического лица. При этом надо учитывать, что сформулированное таким образом правило подсудности может быть изменено по соглашению сторон (ст. 30 АПК РФ)

    В ст. 26 АПК РФ называются случаи, когда истец может выбрать по ϲʙᴏему усмотрению тот арбитражный суд, в кᴏᴛᴏᴩый он хотел бы обратиться за защитой ϲʙᴏего права, то есть предъявить иск в арбитражный суд по ϲʙᴏему выбору. Фактически речь идет о так называемой альтернативной подсудности .

    В ч. 1 ст. 26 АПК РФ предусмотрено, что если в деле участвуют ответчики, находящиеся на территориях разных субъектов РФ, то иск может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения одного из ответчиков. Истец вправе сам выбрать, в какой арбитражный суд ему при ϶ᴛᴏм обратиться, то есть истцу предоставляется право определить территориальную подсудность спора.

    Другой случай, когда истцу предоставляется право определить территориальную подсудность спора, назван в ч. 2 ст. 26 АПК РФ. В случае если неизвестно место нахождения ответчика, то истец может предъявить иск в арбитражный суд по месту нахождения имущества организации или гражданина, являющихся ответчиками по делу, либо такой иск может быть предъявлен в арбитражный суд по последнему известному месту нахождения организации или последнему известному месту жительства гражданина, выступающих ответчиками по делу. При ϶ᴛᴏм имеется в виду последнее известное место нахождения ответчика в Российской Федерации, а не за ее пределами.

    Еще одно правило определения альтернативной подсудности содержится и в ч. 3 ст. 26 АПК РФ. В тех случаях, когда ответчиком по делу будет организация или гражданин России, находящиеся за пределами Российской Федерации, на территории другого государства, то истец может предъявить иск в арбитражный суд по ϲʙᴏему месту нахождения или в арбитражный суд по месту нахождения имущества ответчика. При ϶ᴛᴏм предполагается, что имущество ответчика находится на территории Российской Федерации.

    По выбору истца может определяться и подсудность дел, вытекающих из договора, в кᴏᴛᴏᴩом указано место его исполнения. В ϶ᴛᴏм случае истец может предъявить иск в арбитражный суд либо исходя из общего правила территориальной подсудности, то есть в арбитражный суд по месту нахождения ответчика, либо в арбитражный суд по месту исполнения договора, если ϶ᴛᴏ указано в договоре.

    Исключительная подсудность представляет собой такую подсудность, при кᴏᴛᴏᴩой исключается возможность для определенной категории дел применять иные правила подсудности, чем те, кᴏᴛᴏᴩые установлены АПК РФ непосредственно для данных категорий дел. Нормы об исключительной подсудности сформулированы как изъятие из общего правила территориальной подсудности. При ϶ᴛᴏм выбор того или иного арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела от воли или желания истца по делу не зависит. Не допускается предъявление исков по указанным в ст. 29 АПК РФ категориям дел в другие арбитражные суды, кроме названных в ϶ᴛᴏй статье.

    Исключительная подсудность установлена в ч. 1 ст. 29 АПК РФ для споров, связанных с признанием права собственности на здания, сооружения, земельные участки, споров об изъятии зданий, сооружений, земельных участков из чужого незаконного владения, споров об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения. Названные категории споров рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения недвижимого имущества. То есть подсудность таких дел зависит от того, где, в каком месте находятся конкретные здание, сооружение, земельный участок.

    Установлена и исключительная подсудность споров, вытекающих из договора перевозки. В ч. 2 ст. 29 АПК РФ предусмотрено, что иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, в т.ч. когда перевозчик будет одним из ответчиков, предъбудет по месту нахождения органа транспорта. Во всех случаях такие споры рассматриваются арбитражным судом, действующим по месту нахождения органа транспорта.

    Правило исключительной подсудности установлено и для споров, вытекающих из административных правоотношений. Такое правило предусмотрено в абзаце 1 ч. 3 ст. 29 АПК РФ. Законодатель сделал исключение из общего правила и установил, что иски к государственным органам, органам местного самоуправления субъекта РФ, вытекающие из административных правоотношений, предъбудут в арбитражный суд ϶ᴛᴏго субъекта РФ, а не по месту нахождения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего органа. Это правило надо понимать так: если истец предъявляет, например, требование о признании недействительным ненормативного акта, принятого администрацией Московской области, то он должен обратиться с данным иском в арбитражный суд Московской области, а не в арбитражный суд города Москвы, где территориально расположена администрация Московской области.

    Не допускается изменение подсудности дела, если речь идет о делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о делах о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. Подсудность данных категорий дел фактически определена как исключительная (ст. 27 и 28 АПК РФ) Дела по установлению фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются по месту нахождения заявителя, кроме изъятий, предусмотренных ст. 29 АПК РФ. Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения должника.

    Предусмотренное в ст. 30 АПК РФ правило о договорной подсудности допускает возможность изменения территориальной подсудности, установленной в ст. 25 АПК РФ, и альтернативной подсудности, то есть подсудности по выбору истца, предусмотренной ст. 26 АПК РФ, по соглашению сторон. Подразумевается, что стороны по делу могут заключить письменное соглашение, в кᴏᴛᴏᴩом определят тот арбитражный суд, кᴏᴛᴏᴩому они передадут на рассмотрение и разрешение возникший спор. При ϶ᴛᴏм надо учитывать, что исключительная подсудность изменению по соглашению сторон не подлежит.

    Понятие и виды эконом. споров. Подведомственность и подсудность

    Споры и разногласия между участниками горизонтальных отношений могут решаться как в судебном так и в несудебном порядке.

    Несудебный порядок – путь переговоров, компромиссов.

    Обязательный досудебный порядок установлен на уровне федерального закона п.3 ст.4 Арбитражно –процессуального кодекса

    Это споры

    по перевозкам ж,дорог, морским и авто транспортом,

    по пересылкам почтовых отправлений и услугам связи,

    требования об изменении и расторжении договора ст.452 ГК.

    Досудебный порядок обязателен в случае, когда он предусмотрен договором.

    Подвеломственность (ст. 11 ГК):

    Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

    Органы, рассматривающие экономические споры. Особенности рассмотрения споров с иностранным элементом

    Возникающие споры между участниками гражданских правоотношений могут быть урегулированы в судебном и в несудебном (путем компромиссного обсуждения) порядке.

    Основными правовыми источниками в данной области права являются Арбитражный Процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), ФКЗ “Об арбитражных судах РФ”, Временное положение о третейских судах, Закон “О международном экономическом арбитраже” и др.

    Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:

    а) суды общей юрисдикции

    б) Конституционный суд

    в) Арбитражный суд.

    Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства.

    В его задачи входит:

    1) защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан;

    2) содействие уркеплению законности;

    3) содействие предупреждению правонарушений.

    ст. 22 АПК РФ - Подведомственность (какие дела какой суд рассматривает) и подсудность (какой суд по первой инстанции рассматривает дело).

    Критерии для определения подведомственности:

    а) субъективный (кто является субъектами споров);

    б) характер спора

    Критерии определения подсудности:

    а) уровень арбитражного суда

    б) территория.

    Виды подсудности:

    а) родовая (объект и субъект спора);

    б) территориальная:

    Общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика);

    Альтернативная (истец определяет гдже подать иск - в случае нескольких ответчиков по месту нахождения любого из них; если местонахождение ответчика неизвестно, то месту нахождения имущества или по последнему метонахождению ответчика; по месут заключения договора)

    Исключительная (иски по праву собственности на недвижимость по месту ее размещения, перевозчику по местонхождению транспортной организации, иски гос. органов в субъектах РФ)

    По связи дел (если из иска вытекает другой иск, то он рассматривается в том же суде);

    Спор о банкротстве (по месту должника);

    Договорная (по соглашению сторон определяется место рассмотрения спора).

    Система арбитражных судов

    1. Арбитражные суды субъектов РФ - рассматривают дщела в первой инстанции и аппеляционные жалобы по рещшениям суда, не вступившим в законную силу.

    2. Арбитражные суда федеральных округов (10 штук) - рассматривают кассационные жалобы по решениям, вступившим в законную силу. Для рассмотрения споров в округах образуется две комиссии.

    3. Высший Арбитражный суд РФ - высший орган по рассмотрению экономических споров; осуществляет надзор и дает разъяснения по вопросамсудебной практики; рассматривает дела о при знаниии недействительными актов Президента, Правительства, Совета Федерации, ГосДумы; рассматривает споры между субъектами РФ.

    Для этого существует две коллегии: одна - для рассмотрения споров, возникающих из гражданских правоотношений, другая - ... из административных правоотоношений.

    Существует также специальный надзорный орган - Президиум.

    Важнейшие дела арбитражных судов отнесены к работе Пленума. Он также занимается вопросами изучения и обобщения практики применения законов. Постановления Пленума обязательны для применения судами.

    Участниками споров могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане-предприниматели, международные организации, а также лица без гражданства.

    В п.2 ст. 22 АПК РФ дается перечень видов споров:

    О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом;

    О изменении условий или расторжении договоров;

    О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.

    Арбитражные суды обладают специальной подведомственностью.

    Суды общей юрисдикции

    Им подведомственны все дела, кроме тех, которыми занимаются арбитражные суды.

    Они рассматривают споры:

    а) возникающие из гражданских правоотношений, где одной из сторон выступает физическое лицо (потребительские отношения);

    б) возникающих из трудовых отношений - между работодателем (организацией) и работником (физическим лицом)

    в) возникающие из административных правоотношений в случаях, когда граждане оспаривают в судебном порядке действия организаций, нарушающих их права и свободы

    г) споры с участием иностранных организаций, аппатридов, есл международным договором эти дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.

    В систему судов общей юрисдикции входят:

    а) районные суды;

    б) Верховные суды республик (субъектов РФ);

    в) Верховный суд РФ

    а также военные суды.

    Третейские суды

    Это особый правовой институт; не является органом судебной власти; осуществляет рассмотрение споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений (о имущественных потребностях).

    Их деятельность регулируется Временным положением о третейских судах.

    Существует два вида третейских судов:

    1) Эд хок - рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции)

    2) постоянно действующие суды - часто создаются при Торговой палате, ассоциациях, финансово-промышленных группах; не являются юридическим лицом, хотя могут существовать в виде автономной некоммерческой организации.

    Спор может быть рассмотрен третейским судом только при наличии письменного соглашения всех сторон спора.

    Деятельность третейского суда регулируется Уставом и Регламентом:

    а) спорящие стороны сами выбирают суде; каждая сторона назначает своего судью, последние выбирают 3-го - председателя (по соглашению сторон им может быть одна из сторон)

    б) стороны предоставляют доказательства; от них зависит обоснованность их требований.

    в) решение третейского суда подлежит добровольному исполнению немедленно или в порядке и сроке, указанных в решении.

    Можно принудить к исполнению решения, для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче листа о принудительном исполнениии в арбитражный суд непозднее чем за 1 месяц до исполнения.

    Арбитражный суд может отказать в выдаче листа, если не было достигнуто соглашение сторон, была нарушена процедура рассмотрения спора третейским судом, спор возник в сфере, неподведомственной третейскому суду.

    Международный экономический арбитраж

    Это третейские суды, рассматривающие внешне-экономические споры.

    Существуют следующие международные экономич. арбитражи:

    1) Лондонский международный третейский суд;

    2) Международный арбитражный суд медждународной торговой палаты в Париже;

    3) Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме;

    4) Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ.

    Если решения таких судов не выполняются добровольно, то их исполнение возланается на гос. суды в порядке, предусмотренном Конвенцией “О признании и приведении в исполнение решений”.

    Часто при рассмотрении споров по предпринимательским действиям в суде действует прокурорский надзор.

    Протест против решений любых судов могут податьгенеральный прокурор и председатель Высшего арбитражного суда; их замы - против всех, кроме решений Высшего Арбитражного суда.

    1)Признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права

    2)Признание оспоримой сделки недействительной

    3)Признания недействительными акта гос.органа или органа местного самоуправления

    4)Самозащиты права (способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения).

    5)Возмещения убытков и взыскания неустойки

    6)Компенсации морального вреда Перечисление наиболее общих и часто применяемых способов защиты прав, во-первых, ориентирует участников оборота на выбор наиболее оптимального для них способа защиты прав, во-вторых, препятствует в использовании защитных конструкций не только ошибочных, но и противоречащих гражданскому законодательству, его общим началам и смыслу.

    Универсальный способ защиты гражданских прав закрепляет ст. 15 ГК РФ, посвященная возмещению убытков. При этом возмещение убытков по смыслу данной статьи обоснованно рассматривается как форма гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия. То же можно сказать о ст. 16 ГК РФ, предусматривающей возмещение убытков лишь за неправомерные действия государственных органов. Однако в современном гражданском обороте существуют случаи, когда закон устанавливает возможность компенсации имущественных потерь, причиненных не правонарушениями, а правомерными действиями (например, изъятие имущества для государственных нужд, правомерный односторонний отказ от договора и т.п.). Для таких случаев механизм возмещения убытков, установленный ст. 15 ГК РФ, не должен применяться. В то же время общих норм, устанавливающих механизм определения размера возмещения в случаях, когда имущественные потери причинены правомерными действиями, ГК РФ не содержит. Эта проблема также требует законодательного решении.

    20. Подведомственность и подсудность экономических споров.

    Экономический спор – спор, возникающий из гражданских и иных правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законом, – другими организациями и гражданами. В соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. В ведении арбитражных судов находятся:

    1)оспаривание нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

    2) оспаривание ненормативных актов не только государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, но и органов государственной власти; решений не только этих органов, но и должностных лиц, в том числе их действия или бездействие; 3)дела об административных правонарушениях, в том числе дела о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, рассмотрение которых в соответствии с КоАП РФ отнесено к подведомственности арбитражных судов. В частности, арбитражный суд привлекает к административной ответственности:

    4) за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или лицензии;

    5)за незаконное использование товарного знака;

    6)за фиктивное, преднамеренное банкротство;

    7)за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований по обеспечению единства измерений. Суды общей юрисдикции рассматривают дела по защите прав и интересов предпринимателей в случае, если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или если хотя бы одной из сторон спора является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя. Правовым основанием для рассмотрения (возбуждения) дел в арбитражном суде является исковое заявление.

    Поделиться: