Мероприятия инженерной защиты населения и территорий. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Инженерная защита населения включает в себя комплекс мероприятий по накоплению фонда защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), их содержанию и проведению в готовность для укрытия людей в ЧС.

ЗС ГО подразделяются: убежища , в т.ч. быстровозводимые (БВУ); укрытия , в т.ч. противорадиационные (ПРУ); укрытия простейшие типа (щели, траншеи, приспособленные помещения, подземные переходы, горные выработки).

Степень защиты, конструктивно-планировочные решения, требования к системам жизнеобеспе­чения защитных сооружений и их использование в мирное время определяются нормами про­ектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО) - СНиП 2.01.51-90, строительными нормами и правилами СНиП II-11-77* и другими нормативными документами по проектированию жилых, общественных производственных и вспомогательных зданий и сооружений.

ЗС ГО должны приводиться в готовность для приёма укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на атомных станциях (АЭС) и химически опасных объектах (ХОО) должны содержаться в готовно­сти к немедленному приёму укрываемых.

Убежища классифицируются по следующим признакам: по защитным свойствам, по вместимо­сти, по месту расположения, по времени возведения, по материалу конструкций, по обеспечению электроэнергией и фильтровентиляционным оборудованием (ФВО), по использованию в мирное время.

По защитным свойствам классификация убежищ определена требованиями СНиП 2.01.51.90 (табл. 1,2).

Таблица 1- Классификация убежищ по защитным свойствам

Таблица 2-Основные характеристики убежищ ОЭ

По вместимости убежища бывают: малые - до 150 чел., средние - 150-600 чел. и большие - 600-5000 чел. и более.

По месту расположения они подразделяются на: отдельно стоящие , строящиеся вне зданий и сооружений (заглублённые или полузаглублённые) и встроенные в здания.

Убежища делятся:

по времени возведения на: заблаговременно возводимые, строящиеся в основном в мирное время и быстровозводимые (с упрощённым оборудованием) на свободных площадках - отдельно стоящие и приспосабливаемые (усиленные) подвальные помещения.

Противорадиационные укрытия классифицируются по; защитным свойствам; вместимости; фонду помещений под ПРУ; обеспечению вентиляцией.

По защитным свойствам классификация ПРУ определена в требованиях СНиП 2.01.51-90.

Таблица 3-Основные характеристики ПРУ

По вместимости ПРУ оборудуют на 5-50 чел. - в существующих зданиях и сооружениях и на 50 чел. и более - во вновь строящихся зданиях и сооружениях.

Под ПРУ могут быть приспособлены: подвалы и подполья в зданиях и помещениях в цокольных и первых этажах зданий (жилых, производственных и вспомогательных бытовых и административных); отдельно стоящие сооружения (заглублённые гаражи, погреба, овощехранилища, склады); горные выработки и естественные полости; отдельно стоящие быстровозводимые укрытия (из элементов промышленного изготовления, из лесоматериалов, из местных материалов).

ПРУ обеспечиваются естественной вентиляцией (в укрытиях, оборудуемых в цокольных и пер­вых этажах зданий и в заглублённых укрытиях вместимостью до 50 чел.) или с механическим побу­ждением.

Простейшие укрытия - это сооружения, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения и летящих обломков разрушенных зданий, а так­же снижают воздействие проникающей радиации и радиоактивных излучений, а в ряде случаев от непогоды и других неблагоприятных условий.

К ним относятся: щели (открытые и перекрытые); траншеи (с одеждой крутости или без неё); под­валы и подполья (из лесоматериалов и других местных материалов); землянки, навесы; цокольные и первые этажи зданий и другие заглублённые помещения.

Открытые щели и траншеи оборудуются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они пе­рекрываются. В течение 2 суток такие простейшие укрытия дооборудуют в ПРУ, а затем (в отдельных случаях) и в убежища. Вместимость простейших укрытий - 10-40 человек. Планы и графики их строительства разрабатываются и доводятся до исполнителей заблаговременно. Все работы по со­зданию простейших укрытий увязываются с планами строительства быстровозводимых сооруже­ний, а также с планами рассредоточения и эвакуации различных групп населения

Приведение ЗС ГО в готовность. Использование защитных сооружений в военное время организуется городскими, районными и объ­ектовыми службами убежищ и укрытий ГО. Для обслуживания в период пребывания в них укрываемых и эксплуатации инженерно-технического оборудования в зависимости от их вместимости создаются группы или звенья по обслуживанию ЗС.

Командирами групп (звеньев) по обслуживанию ЗС назначаются лица руководящего состава пред­приятий, учреждений, организаций, цехов, участков, смен.

Медицинский персонал (кроме сандружин) выделяется в группы (звенья) по обслуживанию ЗС из со­става медицинских пунктов, медчастей, амбулаторий, поликлиник и других медицинских учреждений.

Обязанности командира группы (звена) по обслуживанию ЗС следующие: подчиняется начальнику службы убежищ и укрытий ГО объекта; отвечает за организацию заполнения ЗС, правильную эксплуа­тацию сооружения при нахождении в нём укрываемых, их организованный вывод из ЗС и эвакуацию из очага поражения в безопасную зону.

Состав мероприятий по переводу сооружения на режим использования для укрытия населения вклю­чает первоочередные и последующие работы.

Первоочередные:

1. Открыть все входы в убежище для приёма укрываемых.

2. Закрыть все защитно-герметические устройства в технологических проёмах (грузовые люки, шах­ты лифтов и др.).

3. Закрыть и загерметизировать воздухозаборные вытяжные отверстия и воздуховоды системы вен­тиляции мирного времени, не используемые для вентиляции убежищ в военное время.

4. Проверить состояние выхода (решётку аварийного выхода, люк аварийного лаза).

5. Проверить помещения убежища.

6. Проверить наличие аварийных запасов воды для питья и санитарно-гигиенических нужд, при не­обходимости пополнить их.

7. Расчистить проходы к убежищу, установить надписи-указатели и включить световые сигналы "Вход".

8. Установить и подключить репродукторы (громкоговорители и телефоны).

Последующие:

1. Удалить оборудование, материалы и изделия из помещения убежища, препятствующие размеще­нию укрываемых.

2. Установить нары или скамьи для укрываемых.

3. Проверить исправность системы фильтровентиляции, энергоснабжения, отключающих устройств, проверить убежище на герметичность.

4. Создать запасы продуктов питания и необходимых медикаментов (производится организацией или предприятием, личный состав которого укрывается в данном убежище).

Время на проведение указанных мероприятий устанавливает руководитель объекта для каждого убежища в отдельности, однако оно не должно превышать для первоочередных работ 2 часа; для пос­ледующих- 10 часов.

В защитных сооружениях должна быть документация по их эксплуатации: паспорт убежища (укрытия), журналы проверки состояния, регистрации показателей микроклимата и газового состава в убежище, учёта обращений за медпомощью. Одновременно проверяется правильность подключения средств свя­зи и оповещения, устанавливается связь с главным управлением ГО области (района, города).

Для организованного и своевременного заполнения ЗС укрываемыми уточняется их закрепление за цехами, участками, ЖЭКами, ДЭЗами, домоуправлениями, домами и подъездами.

Если часть укрываемых не успеет попасть в сооружение до начала выпадения радиоактивных осад­ков, то перед входом в укрытие они проводят частичную дезактивацию одежды и обуви, а при входе в сооружение снимают с себя верхнюю одежду и оставляют её в специальном помещении.

Укрываемые прибывают в ЗС со средствами индивидуальной защиты. Личный состав формирований также должен иметь при себе положенные по табелю средства радиационной и химической разведки, связи, медицинское и другое не громоздкое имущество. Население, укрываемое в ЗС по месту житель­ства, обязано иметь при себе необходимый запас продуктов питания.

Введение……………………………………………………...….3 – 4

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны……………………………………………………… 5 – 20

Виды и характеристики стихийных бедствий………………………………………...........................20 – 25

Защита человека от стихийных бедствий………………………….............................................26 - 27

Мероприятия по защите населения при стихийных бедствиях………………………………………………….......27 – 30

Как улучшить защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях?................................................................................30 – 32

Заключение………………………..……………………...………..33

Список используемой литературы………………………………………………...……….34

ВВЕДЕНИЕ

Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб.

Стихийные бедствия – это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов.

К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы, бури, пожары, особенно массовые, лесные и торфяные. Опасными бедствиями являются, кроме того, производственные аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности.

Наиболее характерные стихийные бедствия для различных географических районов на-шей страны - землетрясения, наводне-ния, селевые потоки и оползни, снеж-ные лавины, бури и ураганы, пожары. Стихийные бедствия возникают вне-запно и носят чрезвычайный характер. Они могут разрушать здания и соору-жения, уничтожать ценности, нару-шать процессы производства, вызы-вать гибель людей и животных.

По характеру своего воздействия на объекты отдельные явления приро-ды могут быть аналогичны воздейст-вию некоторых поражающих факторов ядерного взрыва и других средств на-падения противника.

Каждому стихийному бедствию присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих жертв. Каждое по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.

Заблаговременная информация дает возможность провести предупредительные работы, привести в готовность силы и средства, разъяснить людям правила поведения.

Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, к участию в работах по ликвидации стихийных бедствий, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, поражением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое. Некоторые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека (например, лесные и торфяные пожары, производственные взрывы в горной местности, при строительстве плотин, закладке (разработке) карьеров, что зачастую приводит к оползням, снежным лавинам, обвалам ледников и т. п.).

Подлинным бичом человечества являются землетрясения, наводнения, обширные лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури и ураганы, смерчи, снежные заносы, обледенения. Эти стихийные бедствия только за последние 20 лет унесли жизни более 3 млн. человек. Почти 1 млрд. жителей нашей планеты, по данным ООН, за этот период испытал последствия стихийных бедствий.

Действительно ли человечество так беззащитно перед землетрясениями, тропическими циклонами, вулканическими извержениями? Неужели развитая техника не может эти катастрофы предотвратить, а если не предотвратить, то хотя бы их предсказать и предупредить о них? Ведь это позволило бы значительно ограничить число жертв и размеры ущерба! Кое-какие катастрофы мы можем предсказать, а некоторым и успешно противостоять.

Таким образом, основной целью нашего исследования является изучение стихийных бедствий, природы их возникновения, методов предотвращения разрушений и человеческих жертв. Ведь любые действия против природных процессов требуют хорошего их знания. Необходимо знать, как они возникают, механизм, условия распространения и все прочие явления, с этими катастрофами связанные. Необходимо знать, как происходят смещения земной поверхности, почему возникает быстрое вращательное движение воздуха в циклоне, как быстро массы горных пород могут обрушиться по склону и т.д. Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь.

Достигнув же целей исследования, мы сможем решить множество важных задач: свести к минимуму разрушительные воздействия стихийных бедствий, уменьшить их негативное влияние на окружающую среду, предотвратить человеческие жертвы, снизить материальный ущерб, приносимый катастрофами.

Одна из главных задач, которая выходит сегодня на первый план, - правильное прогнозирование возникновения и развития стихийных бедствий, заблаговременное предупреждение органов власти и населения о приближающейся опасности. Очень важны и крайне необходимы работы по всемерной локализации стихийных бедствий с целью сужения зоны разрушений, оказания своевременной помощи пострадавшим.

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс взаимосвязанных по месту, времени, цели и ресурсам мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья людей в любых ЧС. Указанные мероприятия должны планироваться и в максимально возможной степени проводиться заблаговременно и на всей территории страны, охватывая все категории населения.

Объем и содержание мероприятий инженерно-технической защиты населения, правила и порядок их осуществления устанавливаются в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих при ведении военных действий и с учетом экономических, природных и иных особенностей конкретных территорий, зон, городских и сельских поселений и реальной опасности для населения в мирное и военное время.

Основными инженерно-техническими мероприятиями по защите населения являются:

укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

повышение надежности систем жизнеобеспечения (водоснабжение, энергопитание, теплофикация и др.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное время, а также устойчивости жизненно важных объектов социального и производственного назначения;

выполнение ряда градостроительных требований, позволяющих при крупномасштабных ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в парки и леса загородной зоны, а также создать условия для ввода в пораженную зону аварийно-спасательных сил.

Из опыта Великой Отечественной и других войн известно, что наилучшая защита населения от любых средств нападения обеспечивается либо путем укрытия в специальных защитных сооружениях, либо выводом его за пределы зон поражения.

Для решения задач по защите населения от ударов авиации противника СНК СССР еще в 1925 г. принял постановление о мерах по усилению противовоздушной обороны (ПВО) в 500-километровой пограничной зоне и в крупных промышленных городах. Предусматривалось создание системы централизованного оповещения о воздушной опасности, накопление фонда защитных сооружений как путем строительства газоубежищ, так и приспособлением для укрытия людей подвалов жилых, общественных и промышленных зданий, создание специальных команд и отрядов.

4 октября 1932 г. СНК СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории СССР», положившее начало созданию в стране системы МПВО.

В результате к началу Великой Отечественной войны в стране было построено значительное количество убежищ. Только в Москве можно было укрыть около 400 тыс. человек. За месяц до первого воздушного налета на Москву было сооружено 19500 землянок и щелей на 236 тыс. человек. К концу 1941 г. в столице удалось подготовить 1029 газоубежищ с фильтро-вентиляционными установками и 6125 бомбоубежищ, а также приспособить для укрытия станции метрополитена. Таким образом, уже к концу года в убежищах капитального типа могли укрываться почти 1,4 млн. человек - практически все оставшееся после эвакуации население города.

Благодаря использованию этих сооружений удалось значительно снизить потери среди населения. После войны работа по накоплению фонда защитных сооружений была продолжена, при этом, начиная с 1956 г., основное внимание уделялось возведению таких убежищ, которые бы надежно защищали от поражающих факторов ядерного оружия и других средств массового поражения.

И сегодня основным способом защиты населения от современных военных средств поражения, от крупномасштабных ЧС, вызванных авариями и катастрофами на химически и радиационно-опасных объектах, взрывами и пожарами, остается укрытие персонала предприятий и населения городов в защитных сооружениях.

В соответствии с действующими нормами и правилами по вопросам выполнения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, а также строительными нормами и правилами (СНиП) к защитным сооружениям относятся убежища и противорадиационные укрытия.

Все убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны 1 кгс/см2 и степень ослабления проникающей радиации равную 1000. Системы жизнеобеспечения должны создать условия для непрерывного пребывания в них расчетного количества людей не менее 2 суток. Противорадиационные укрытия, расположенные в зоне возможных слабых разрушений, рассчитываются на избыточное давление 0,2 кгс/см2 и в зависимости от места расположения должны иметь степень ослабления радиации внешнего излучения от 200 до 10. Последнее для жителей некатегорированных городов, сел и эвакуируемого населения за пределами зон возможного радиоактивного загрязнения.

Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) создается на территории предприятий, а для остального населения - в районах жилой застройки.

В связи со сложным экономическим положением в стране, а также с учетом изменившейся военно-политической обстановки в мире строительство новых защитных сооружений в последние годы практически почти полностью приостановилось.

Однако руководством страны принят ряд мер но сохранению и поддержанию в рабочем состоянии накопленного раньше фонда защитных сооружений.

Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г., № 643 "О гражданской обороне" (п.3) определено, что руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий, независимо от форм собственности (являющиеся одновременно по должности соответствующими начальниками ГО), несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 359 утверждено "Положение о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями". Им установлено, что объекты и имущество ГО, приватизация которых запрещена в соответствии с утвержденной Президентом страны программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

Комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычай­ных ситуациях включены мероприятия инженерной защиты. Особенностью этих мероприятий является то, что они осуществляются не только для непосредст­венной защиты населения, но и для защиты территорий.

По некоторым оценкам рационально спланиро­ванные, подготовленные и реализованные мероприя­тия инженерной защиты обеспечивают снижение возможных людских потерь и материального ущерба на 30%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - на 70%.

Характеристика защитных сооружений.

В системе защиты населения важное место занимают коллективные защитные сооружения (убежища и укрытия).Защитные сооружения - это инженерные сооружения, специально предназначенные для коллективной защиты рабочих и служащих предприятий, учреждений, а также населения от поражающих факторов ЧС.

Убежище - это инженерное сооружение, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от воздействия всех поражающих факторов ЧС: световое излучение, проникающая радиация, ударная волна, отравляющие вещества (0В) и аварийно-опасные химические вещества (АОХВ), бактериальные средства (БС), высокие температуры в зонах пожаров, обломки разрушенных зданий.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) - это защитное сооружение, обеспечивающее защиту укрываемых от светового излучения, воздействия ударной волны малой мощности (до 0,2 кг/см 2) и значительно ослабляющее воздействие проникающей радиации.

Простейшие укрытия - это защитные сооружения, обеспечивающие защиту укрываемых от летящих обломков, светового излучения, а также снижающие воздействия ионизирующего излучения и ударной волны. К ним относятся щели (открытые и перекрытые), траншеи, подземные переходы улиц и т.п.

Убежища и ПРУ обычно строятся заблаговременно (заранее в мирное время), по специальным строительным нормам и правилам «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций». При отсутствии ЧС они используются в хозяйственных целях (как склады, бытовые помещения, учебные классы, столовые, буфеты и т.д.). В зависимости от места расположения убежища бывают встроенные в здания и отдельно стоящие.

Убежище должно иметь не менее двух выходов, расположенных в противоположных его концах. Встроенное убежище должно иметь аварийный выход.

Основные требования к убежищам: наличие равнопрочных ограждающих конструкций, выдерживающих заданные нагрузки от ударной волны, наличие систем жизнеобеспечения и ФВУ, экономичность.В зависимости от степени защиты убежища делят на пять классов: к первому классу относятся убежища, способные выдержать нагрузку во фронте ударной волны 5 кг/см2 и более; ко второму - 3 кг/см2; к третьему - 2 кг/см2; к четвертому - 1 кг/см2; к пятому классу - 0,5 кг/см2.

Фильтровентиляционная система должна работать в двух режимах : чистой вентиляции и фильтровентиляции. В первом режиме воздух очищается от грубодисперсной радиоактивной пыли, во втором - от остальных радиоактивных осадков, а также от АОХВ и БВ и аэрозолей.

При расположении убежища в месте, где возможен сильный пожар или загазованность АОХВ, может предусматриваться режим полной изоляции помещений убежища с регенерацией воздуха в них.

В убежище оборудуются различные системы жизнеобеспечения. Электроснабжение обычно осуществляется от внешней электросети, а при необходимости и от автономного электроисточника - защищенной дизельной электростанции. Убежище должно иметь телефонную связь и репродукторы, подключенные к радиотрансляционной сети.

Водоснабжение и канализация убежища обеспечиваются на базе общих водопроводных и канализационных сетей. Помимо этого, в убежище предусматриваются аварийные запасы воды и приемники фекальных вод, которые должны работать независимо от состояния внешних сетей. Отопление осуществляется от общей отопительной сети.

В помещениях убежища размещаются дозиметрические приборы, приборы химической разведки, защитная одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструментов, средства аварийного освещения, запас продовольствия и воды, медицинское имущество.

Для медико-санитарного обеспечения в защитных сооружениях вместимостью до 150 чел. работают 2 сандружинницы, в сооружениях вместимостью до 600 чел. предусмотрен санитарный пост (4 сандружинницы или 1 медицинская сестра и 3 сандружинницы), при вместимости более 600 чел. - врачебный медицинский пункт (1 врач и 4 сандружинницы в смену при двухсменной работе). Для санитарного поста необходима площадь не менее 2 м 2 , для врачебного медицинского пункта -9м 2 .

Быстро возводимые убежища должны иметь как минимум: помещения для укрываемых; места для размещения фильтровентиляционного оборудования (простейшего или промышленного изготовления); санузел и аварийный запас воды. В них оборудуются вход, выход и аварийный выход (лаз). Для строительства быстро возводимых убежищ применяются сборный железобетон, элементы коллекторов инженерных сооружений городского подземного хозяйства.

Одновременно с этим в целях локализации и ликвидации инфекции усиливается медицинская разведка внешней среды и охрана источников водоснабжения, проводится экстренная специфическая профилактика, устанавливается контроль за соблюдением противоэпидемического режима, осуществляются санитарно-гигиенические и другие мероприятия, являющиеся по сути дела также составными частями карантинных и обсервационных мер.

Инженерная защита населения

Основными инженерно-техническими мероприятиями по защите населения являются:

Укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

Повышение надежности систем жизнеобеспечения (водоснабжение, энергопитание, теплофикация и др.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное время, а также устойчивости жизненно важных объектов социального и производственного назначения;

Выполнение ряда градостроительных требований, позволяющих при крупномасштабных ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в парки и леса загородной зоны, а также создать условия для ввода в пораженную зону аварийно-спасательных сил.

Сегодня основным способом защиты населения от современных военных средств поражения, от крупномасштабных ЧС, вызванных авариями и катастрофами на химически и радиационно-опасных объектах, взрывами и пожарами, остается укрытие персонала предприятий и населения городов в защитных сооружениях.

В соответствии с действующими нормами и правилами по вопросам выполнения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, а также строительными нормами и правилами (СНиП) к защитным сооружениям относятся убежища и противорадиационные укрытия.

Все убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны 1 кгс/см2 и степень ослабления проникающей радиации равную 1000. Системы жизнеобеспечения должны создать условия для непрерывного пребывания в них расчетного количества людей не менее 2 суток. Противорадиационные укрытия, расположенные в зоне возможных слабых разрушений, рассчитываются на избыточное давление 0,2 кгс/см2 и в зависимости от места расположения должны иметь степень ослабления радиации внешнего излучения от 200 до 10. Последнее для жителей некатегорированных городов, сел и эвакуируемого населения за пределами зон возможного радиоактивного загрязнения.

Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) создается на территории предприятий, а для остального населения - в районах жилой застройки.

В связи со сложным экономическим положением в стране, а также с учетом изменившейся военно-политической обстановки в мире строительство новых защитных сооружений в последние годы практически почти полностью приостановилось.

Оповещение населения при чрезвычайной ситуации

Оповещение населения – информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, одна из основных задач в области гражданской обороны. Оповещение о чрезвычайной ситуации это доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации.

Основными задачами, возлагаемыми на систему оповещения, являются:

Обеспечение своевременного доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения распоряжений о проведении мероприятий ГО;

Обеспечение своевременного доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения сигналов и информации обо всех видах опасности.

Для оповещения используются различные способы оповещения. В последние годы проводится большая работа по использованию автоматизированного способа оповещения и связи.

В качестве оповещения органов управления, сил ГО ЧС и населения применяются:

Стойки циркулярного вызова (одновременный вызов и передача абонентам телефонных станций сообщения, записанного на магнитный носитель);

Электрические сирены;

Радиотрансляционные узлы (подача программ вещания на уличные и квартирные громкоговорители, абонентские точки по проводам);

Радиовещательные станции и телецентры;

Вспомогательные средства (сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции).

На ряде объектов экономики (прежде всего на опасных производственных объектах и др.) создаются локальные системы оповещения. В населенных пунктах, регионах создается централизованная система оповещения. Кроме того, создаются локальные системы оповещения населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов (атомных станций, химически опасных объектов и т.д.).

Основным способом своевременного и надежного оповещения работающего персонала предприятий (организаций, учреждений), населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени является передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио- и телевизионного вещания.

Для привлечения внимания работающего персонала предприятий (организаций, учреждений), населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, что будет означать подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!», по которому население обязано включить радио, радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций военного времени органы управления ГОЧС должны незамедлительно довести до населения следующие сигналы и распоряжения:

Об угрозе нападения противника;

О вооруженной опасности;

О радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении;

О приведении в готовность системы ГО;

О начале эвакуации.

Ответственность за организацию и своевременное оповещение населения, и доведение до него необходимой информации, возлагается на соответствующий орган управления по делам ГОЧС.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС.

Одним из наиболее распространённых и эффективных является защита населения путём эвакуации. При невозможности или нецелесообразности эвакуации применяются организация радиационной, химической и медико-биологической (РХБЗ) защиты населения. Инженерная защита населения и персонала организаций оказалась наиболее эффективной и приемлемой ещё в годы ВОВ и применяется по сей день, особенно в зонах военных действий.

Успех проведённых мероприятий во многом зависит от своевременного и правильного оповещения населения, верной психологической работы с населением, недопущение паники.

В зависимости от конкретной ситуации принимается решение о том или ином способе защиты населения. Безусловно, граждане должны знать общие по

Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного характера включают строительство специальных сооружений и убежищ, способных укрыть людей во время развития опасного природного процесса и полностью защитить их от угрозы; повышение устойчивости зданий и сооружений воздействию природной стихии; защитные инженерные мероприятия (противосейсмические, противооползневые и др.); эвакуационные мероприятия; мероприятия медицинской защиты. Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения и территорий определяются на основании прогнозов состояния природной опасности соответствующих территорий.

Строительство укрытий

Строительство специальных укрытий и убежищ осуществляется в тех случаях, когда здания, сооружения, дамбы или другие инженерные сооружения неспособны защитить население от природных опасностей. Защитные объекты должны возводиться в легко доступных местах, где имеется большое скопление населения, которое могло бы в предельно сжатые сроки укрыться в этих объектах. Так, например, в Японии был учтен страшный опыт Токийского землетрясения 1923 г. и ядерных бомбардировок 1945 г. Разработанная и реализованная национальная программа строительства в городах сети бомбоубежищ позволяет в каждом из них укрыть до 20 тыс. человек. С учетом этого, а также других мер население Японии в настоящее время считается одним из самых защищенных от природных и техногенных катастроф.

Повышение устойчивости зданий и сооружений достигается совершенствованием проектных решений и применением новых более прочных строительных материалов. Такое строительство признано социально приемлемым и экономически оправданным. Несмотря на то, что стоимость его может повышаться до 60%, а иногда и больше по сравнению с обычным строительством, получаемый эффект несравнимо выше.

Изменившиеся в последние годы требования к безопасности людей ведут к ужесточению строительных норм по стойкости зданий и сооружений. Во многих развитых странах в настоящее время реализуется стратегия строительства, в соответствии с которой строительные объекты и сооружения, подвергающиеся опасным стихийным бедствиям, при всех обстоятельствах не должны выходить из режима нормального функционирования. Так, например, в США национальная стратегия смягчения последствий стихийных бедствий предусматривает разработку новых сооружений на основе такой технологии, которая способна обеспечивать устойчивость ко всем видам катастроф. В первую очередь эти требования относятся к строительству всех федеральных зданий и жизнеобеспечивающих объектов.



Важное значение имеют разработка генеральных планов застройки населенных пунктов и ведение градостроительной политики с учетом природных особенностей регионов и отдельных территорий, подверженных действию опасных природных явлений. С этой целью осуществляется зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного риска. Выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможных опасных геологических явлений.

Гидротехнические сооружения должны возводиться таким образом, чтобы в зону возможного катастрофического затопления попадало минимальное количество объектов социального и хозяйственного назначения. В районах возможного катастрофического затопления не допускается размещение населенных пунктов и важных промышленных объектов, а также размещение зданий и сооружений в опасных зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, зонах возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры. В районах, подверженных воздействию землетрясений, наводнений, оползней, селей, обвалов, должно предусматриваться местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки площади и элементы инфраструктуры. В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывопожароопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью в 7–9 баллов, как правило, должны проектироваться одно- и двухсекционные жилые дома высотой не более 4 этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками.

Смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного характера способствуют разработка и совершенствование технологических методов: разработка проектов, создание строительных материалов, совершенствование технологий строительства, выбор соответствующих конструктивных и технологических решений, компенсирующих опасные воздействия.

Сегодня практически во всех странах на основе мирового опыта с учетом региональных и национальных особенностей каждой страны разработаны строительные нормы и правила (СНиП). Соблюдение строительного законодательства является обязательным для всех организаций независимо от их подчиненности и формы собственности.

Помимо СНиП, содержащих основные правила ведения строительных работ, строительными ведомствами различного уровня выпускаются рекомендации по строительству с учетом специфических особенностей отдельных регионов и видов строительства. В этих документах имеются рекомендации по хозяйственному использованию сейсмоопасных, оползнеопасных, подтопляемых и других территорий, подверженных различным природным опасностям.

Инженерно-технические мероприятия по защите территорий планируются и осуществляются в районах опасных природных процессов независимо от ведомственной принадлежности защищаемой территории и объектов. Мероприятия инженерной защиты должны обеспечивать предотвращение, устранение или снижение до допустимого уровня отрицательного воздействия опасных природных процессов на защищаемые территории, здания и сооружения. Экономический эффект инженерной защиты определяется размером предотвращенного ущерба территории или сооружению за вычетом затрат на осуществление защиты. В настоящее время имеются примеры строительства уникальных защитных сооружений, требующих огромных финансовых затрат. Так, например, в Нидерландах вдоль морского побережья возведены дамбы протяженностью на десятки километров, которые защищают от катастрофических морских штормов почти 50% территории страны, где проживает около 60% населения.

Противосейсмические мероприятия, направленные на снижение разрушительного воздействия землетрясений, включают:

строительство зданий и сооружений в сейсмически опасных районах в соответствии с нормами сейсмостойкости;

усиление несущих конструкций существующих зданий и сооружений (фундаментов, стен, перекрытий) с учетом сейсмического риска для соответствующей территории;

изменение существующей законодательной базы строительства в сейсмоопасных районах, уточнение принципов и системы сейсмозащиты и др.

К противооползневым и противообвальным мероприятиям относятся:

изменение рельефа и формы склона в целях повышения его устойчивости;

искусственное понижение уровня подземных вод;

закрепление грунтов различными способами;

строительство удерживающих сооружений (подпорные стены, свайные конструкции и столбы и др.).

В группу противоселевых мероприятий входят:

селезадерживающие сооружения (бетонные, каменные плотины, плотины из грунтовых материалов);

селепропускные сооружения (каналы, селеспуски);

селенаправляющие сооружения (направляющие и ограждающие дамбы);

стабилизирующие сооружения (каскады запруд, подпорные стены, дренажные устройства);

селепредотвращающие сооружения (регулирующие паводок плотины).

Противолавинными мероприятиями являются:

профилактические мероприятия (организация службы мониторинга, прогноза и оповещения, искусственно регулируемый сброс лавин);

лавинопредотвращающие сооружения и мероприятия (снегоудерживающие заборы, стенки, щиты, решетки);

лавинозащитные сооружения (направляющие - стенки, искусственные русла; тормозящие и останавливающие - холмы, траншеи, дамбы), пропускающие (галереи, эстакады).

Мероприятиями по противодействию наводнениям служат:

перераспределение максимального стока между водохранилищами, переброска стока между бассейнами и внутри речного бассейна;

ограждение территорий дамбами (системами обвалования);

увеличение пропускной способности речного русла (расчистка, углубление, расширение, спрямление русла).

Предупредительными инженерно-техническими мероприятиями по защите от наводнений являются:

строительство защитных сооружений (плотин, дамб, обвалований);

реконструкция существующих защитных сооружений;

использование противопаводковых емкостей водохранилищ с целью срезки пика половодий и паводков.

Поделиться: