Порядок предупреждения чрезвычайной ситуации. Тема

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс проводимых заблаговременно мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций проводится по следующим направлениям:

1) мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

2) рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

3) предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

4) предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

5) разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на сокращение числа источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

6) подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

8) лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

9) страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

10) проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

11) государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

12) информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

13) подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций.

Можно выделить два основных этапа предупреждения ЧС:

1) осуществление заблаговременной защиты от ЧС;

2) непосредственной защиты от ЧС.

Заблаговременная защита от ЧС осуществляется с целью обеспечения максимально возможной живучести объектов защиты и привлекаемых сил и средств в условиях возникновения и развития ЧС, которые могут возникнуть на прикрываемой территории в мирное и военное время, а также своевременного прогноза опасности возникновения ЧС.

Под живучестью понимается защитное свойство прикрываемой территории, характеризующее способность снизить потери населения и материальный ущерб при возникновении ЧС различного характера.

Оповещение населения о ЧС осуществляется в целях своевременного предупреждения об угрозе или возникновении стихийных бедствий и аварий на объектах, использующих в своей производственной деятельности радиоактивные, химические, взрыво- и пожароопасные вещества, для принятия необходимых мер защиты.

Ответственность за своевременное оповещение населения при угрозе или возникновении аварии на потенциально опасных объектах возлагается на руководителей этих объектов.

Для привлечения внимания населения включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, что означает передачу предупредительного сигнала «Внимание всем». Услышав этот сигнал, каждый должен включить радиотрансляционный громкоговоритель, радио- или телевизионный приёмник, чтобы прослушать экстренное сообщение, которое последует немедленно после включения системы оповещения ГО. На весь период ликвидации последствий ЧС все радиотрансляционные средства информации необходимо держать постоянно включенными. Местные трансляционные узлы населённых пунктов и объектов народного хозяйства переводят на круглосуточную работу.

Для оповещения населения об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, создаются локальные системы оповещения . Главное их преимущество заключается в оперативности. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно передаёт сигнал «Внимание всем» включением сирен объекта и близлежащего жилого массива. Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действия в создавшейся обстановке.

Рекомендуются следующие меры безопасности при проведении массовых общественных мероприятий(митинг, демонстрация,спортивные и культурно-массовые мероприятия, в театре, кинотеатре, концертном зале при пожаре и панике).

При сборах на митинг или демонстрацию , необходимо выяснить, санкционирован ли он властями. Если митинг, демонстрация запрещены, то они превращаются в экстремальную ситуацию еще до их начала. Но даже если это санкционированный митинг, демонстрация, необходимо соблюдать следующие меры безопасности: оставить детей дома; не брать с собой колющие и режущие предметы, обойтись без галстука, шарфа, сумки, стеклянной посуды; без крайней необходимости не брать плакаты на шестах и палках – их могут использовать как оружие, и как оружие их могут квалифицировать работники охраны порядка; обойтись без фотоаппарата или камеры (если не корреспондент); следует взять с собой документы, удостоверяющие личность; застегнуть все пуговицы.

Необходимо:

– знать маршрут шествия, где находится милиция, где наиболее опасные участки (стеклянные витрины, барьеры, железные ограды, мосты и т.д.);

недовольство толпы, что означает летящие камни, бутылки, палки, возможны провокации, не менее опасны ответные действия милиции;

– не приближаться к агрессивно настроенным группам людей, не спорить с ними и не бросать реплики; помнить, что центр митинга более опасен;

– при движении на демонстрации в плотной толпе не напирать на впереди идущих людей, соблюдать дистанцию;

– стараться избегать заторов, а главное – тех мест, где продвижение ограничивают острые углы, перила, стеклянные витрины или столики;

– не кричать и не убегать, не делать резких движений;

– если милиция начала мероприятия по рассеиванию толпы, не сопротивляться милиции, всем видом показывать нейтралитет, выбираться из толпы любой ценой, если толпа увлекает, не противиться, оберегать грудь, руки согнуть в локтях;

– при применении милицией слезоточивых газов рот и нос защитить платком, смоченным в любой жидкости; помнить, что при панике и бегстве наиболее безопасные места – на флангах;

– если вы оказались в центре бегущей толпы, главная задача – не упасть, случайно утерянный зонтик или другую вещь не поднимать, упав в толпе, свернуться в клубок и защищать голову, не думая о своей одежде или сумке, попытаться упереться руками и одной ногой в землю и резко встать.

При пожаре и панике в театре, кинотеатре, концертном зале:

– если принято решение убегать, необходимо постараться быть первым, пока свободны проходы;

– если не успели попасть в первые ряды и явной опасности нет, то необходимо переждть, пока схлынет поток людей; если решено прорываться к выходу, необходимо снять очки, избавиться от сережек и громоздкой одежды, снять с шеи галстук, шарф, цепочку, бусы.

При посещении спортивных и культурно-массовых мероприятий , обычно проводимых на стадионах, в парках, следует избегать контакта с группами пьяных людей, необходимо избегать потасовки.

3.6 Обеспечение безопасности объектов экономики
и природной среды

В настоящее время перед человечеством стоят две основные задачи:

– обеспечить устойчивое развитие экономики;

– ликвидировать экологический кризис, углубление которого грозит гибели человеческой цивилизации.

К тому же эксплуатация некоторых ресурсов достигла предела, когда выгода от выпускаемой продукции оборачивается потерями для здоровья человека и для других видов хозяйственной деятельности.

Перед человечеством стоит проблема выбора путей дальнейшего экономического развития. Ими могут быть:

– улучшение социального положения людей за счет дальнейшей эксплуатации природной среды, не учитывая ограниченности природных ресурсов планеты и экономического положения будущих поколений;

– сокращение производства товаров, использование только экологически чистых производств;

– компромиссный путь, учитывающий экологические ограничения, налагаемые конечностью ресурсов планеты.

Первый путь – это авантюра. Второй путь маловероятен, так как человечество не пойдет на резкое ухудшение своего социального положения.

Третий путь предполагает сохранение природной среды, продолжение экономического развития при минимальном использовании невозобновляемых природных ресурсов и поиск путей на переход к использованию неисчерпаемых и возобновляемых природных ресурсов. В общем случае дальнейшее развитие экономики должно базироваться на соблюдении равновесия между потребностями человека и возможностями природной среды. Таким образом, на первый план выходит задача обеспечения экологической безопасности.

В Республике Беларусь разработана концепция устойчивого экономического развития. Ее реализация – важнейшая задача государственных структур и всего общества.

При этом руководители органов государственного управления, предприниматели и население должны учитывать следующие факты и рекомендации:

– ресурсы ограничены и не должны растрачиваться впустую (принцип предела). Считается, что мировых запасов нефти хватит на 30–50 лет, природного газа (метана) хватит только на 50–60 лет, угля хватит на 300 лет, горючих сланцев и торфа пока достаточно, но их использование наносит экологический вред;

– чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды, выработку ресурсов и их использование, необходимо отдавать отходы на вторичную переработку и вторично использовать ресурсы (принцип вторичной переработки и использования ресурсов);

– необходимо делать акцент на использование вечных и возобновляемых ресурсов, вырабатывать последние не быстрее, чем они восстановятся в результате естественных процессов (принцип устойчивой выработки);

– необходимо добывать ресурсы из разнообразных источников (принцип разнообразия);

– нельзя использовать электричество для обогрева воды или помещения;

– цена любого товара должна включать в себя стоимость последствий загрязнения и деградации окружающей среды, а также вредных последствий для общества (принцип стоимости экологического ущерба);

– необходимо добиваться максимальной эффективности производства товаров при минимальных затратах ресурсов (принцип увеличения эффективности и продуктивности);

– не растрачивать ресурсы на производство вредной продукции (принцип расточительного производства);

– даже незначительные ошибки в экономической политике могут привести к катастрофическим последствиям для экономики и окружающей среды (принцип расплаты);

– нельзя субсидировать и освобождать от налогов производство вредных товаров;

– необходимо поощрять производителей, которые стремятся к уменьшению расхода ресурсов, загрязнения и деградации окружающей среды (принцип экономической и экологической мудрости);

– не может быть здоровой экономики в нездоровой природной среде (принцип взаимосвязи экономики с природой);

– гораздо дешевле и эффективнее предугадать и предотвратить проблемы, чем в последствии заниматься их устранением (принцип предотвращения) и др.

Таким образом, концепция устойчивого развития базируется на необходимости экологизации экономики, то есть путем совместного решения проблем экономики и охраны окружающей среды.

При разработке и совершенствовании концепции устойчивого развития должны учитываться взаимосвязи и взаимозависимости между экономикой, природными ресурсами биосферы с одновременным воздействием на них чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации могут воздействовать на экономику как в масштабе страны, так и на уровне регионов, отдельных субъектов хозяйствования. Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику проявляется в изменениях основных показателей экономических категорий.

3.7 Промышленная безопасность как элемент
системы национальной безопасности

Национальные интересы Республики Беларусь охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее долгосрочного развития.

Промышленная безопасность является одним из основных элементов национальной безопасности.

Усложнение технологий, широкое использование разнообразных химических веществ привело к тому, что происходящие техногенные аварии стали носить более катастрофический характер, оказывая пагубное влияние на здоровье людей и окружающую среду. Из этого вытекает необходимость принятия мер по обеспечению промышленной безопасности, и главная направленность этой деятельности – снижение риска возможных аварий, прежде всего, на опасных производственных объектах до социально приемлемого риска при нормальных (штатных) условиях их эксплуатации с постепенным внедрением новых безопасных технологий. Одновременно ставится задача обеспечить устойчивость функционирования объектов и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Угроз промышленной безопасности достаточно. Это и износ основных фондов, иногда низкая производственная и технологическая дисциплина, нарушение требований норм и правил промышленной, пожарной безопасности, не исключается и терроризм. В условиях большого количества объектов хозяйствования, имеющих опасные производства, возникает проблема управления промышленной безопасностью.

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества – газы и легковоспламеняющиеся жидкости, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20˚ с Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;

е) вещества, представляющие опасность для окружающей среды;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115˚ С;

3) используются стационарно установленныегрузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

В общем случае под объектами хозяйствования понимают: предприятия промышленности, транспорта, колхозы, совхозы, другие субъекты хозяйствования, решающие задачи экономики и социальной сферы.

Нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в республике осуществляет МЧС. Оно также координирует деятельность республиканских органов государственного управления, которым предоставлено право осуществлять отдельные контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности.

Республиканские органы государственного управления организуют работу в области промышленной безопасности в сфере своей деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

За промышленную безопасностьнесут ответственность и руководители административно-территориальных единиц, так как они заинтересованы в предупреждении всех чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на их территории. Поэтому участвуют в управлении. Основным документом, который характеризует полноту и качество управления промышленной безопасностью на территории, является паспорт безопасности территории.

Все органы государственного управления в процессе своей работы должны добиваться выполнения требований к промышленной безопасности, которые должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от источников чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

В основную деятельность по управлению промышленной безопасностью входят:

– контроль выполнения требований безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта;

– контроль соблюдения промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

контроль выполнения требований промышленной безопасности при проведении научных исследований, внедрении изобретений;

– лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;

– сертификация технических устройств, применяемых в опасном производстве;

– организация государственного надзора и контроля в области промышленной безопасности.

Деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведению экспертизы промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной республиканским органом государственного управления в области промышленной безопасности.

Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования путем выдачи специальных разрешений (лицензий) становится определяющей формой государственного регулирования в области обеспечения безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов, а также охраны окружающей среды и рационального использования недр.

При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель дополнительно представляет в республиканский орган государственного управления в области промышленной безопасности (Проматомнадзор): акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности и декларацию промышленной безопасности.

Подлежащие лицензированию виды деятельности на опасных производственных объектах и порядок выдачи лицензий на такие виды деятельности определяются органом, уполномоченным Президентом Республики Беларусь.

Сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности подлежат технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте. Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом органом, уполномоченным Президентом Республики Беларусь.

Порядок сертификации продукции, требования к ней изложены в стандартах ТКП 5.1.05, а также в Законах Республики Беларусь.

Государственный надзор и контроль в области промышленной безопасности организуется в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности. Его осуществляют республиканский орган в области промышленной безопасности (Проматомнадзор) и иные органы.

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике проводится в целях обеспечения промышленной, технической, ядерной и радиационной безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр, противоаварийной устойчивости производств и объектов.

Государственный технический надзор устанавливается за:

– производствами и объектами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, а также производствами с вредными веществами;

– ядерными объектами и установками;

– оборудованием и системами газоснабжения, нефтепроводами;

– металлургическими производствами и горными работами;

– охраной недр и их рациональным использованием;

– перевозкой опасных грузов всеми видами транспорта;

– промышленными взрывчатыми веществами и пиротехническими изделиями и др.

В целях определения состояния опасного производственного объекта проводится экспертиза промышленной безопасности.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

–проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в проектную документацию;

– технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

– здания и сооружения на опасном производственном объекте;

– декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Экспертизу промышленной безопасности проводят республиканский орган государственного управления в области промышленной безопасности и (или) организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

Срок проведения экспертизы не должен превышать двух месяцев со дня заключения договора на проведение экспертизы.

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются республиканским органом государственного управления в области промышленной безопасности.

Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с проведением других экспертиз в установленном порядке.

Декларирование безопасности промышленного объекта осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства.

Декларация безопасности промышленного объекта является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

Обязательному декларированию безопасности подлежат проектируемые и действующие промышленные объекты, имеющие в составе особо опасные производства, а также гидротехнические сооружения, на которых возможны гидродинамические аварии.

Декларация должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и содержать:

– сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;

– основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции;

– анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ;

– характеристику систем контроля безопасности промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

– сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;

– характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;

– характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.

Декларация разрабатывается самостоятельно предприятиями, учреждениями и организациями, подлежащими декларированию, независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов или на основании договора с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы безопасности промышленных производств.

Декларация утверждается руководителем организации, в состав которой входит промышленный объект. Лицо, утвердившее декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.

Под устойчивостью работы объекта понимают его способность выполнять заданные функции не только в нормальных (штатных), но и в чрезвычайных ситуациях, предупреждать возникновение аварий и катастроф на объекте. В широком плане, объекты производственной сферы должны выпускать продукцию в необходимом объеме, номенклатуре, заданного качества и стоимости, обеспечивающей конкурентоспособность на рынке. Устойчивая работа объекта невозможна без учета устойчивости самого объекта.

Под устойчивостью объекта понимают способность его инженерно-технического комплекса (зданий, сооружений, оборудования, инженерных, энергетических, транспортных и других коммуникаций) противостоять разрушительному действию поражающих факторов источников ЧС

3.8 Безопасность объектов энергетики, транспорта,

Как правило, при всех стихийных бедствиях страдают воздушные линии электропередачи, реже здания и сооружения трансформаторных станций и распределительных пунктов. При обрыве проводов почти всегда происходят короткие замыкания, которые приводят к пожарам. Отсутствие электроснабжения ломает весь установившийся ритм жизнедеятельности. Повышение устойчивости электроснабжения возможно путём замены воздушных линий на кабельные подземные или созданием двух независимых энергоисточников.

В народном хозяйстве используются различные виды транспорта , без которых устойчивое развитие экономики и социальной сферы невозможны. В Республике Беларусь широко применяются все виды транспорта, но особенно автомобильный и железнодорожный. Работе железнодорожного транспорта больше мешают чрезвычайные ситуации техногенного, реже природного характера. В свою очередь, железнодорожный транспорт является источником некоторых чрезвычайных ситуаций техногенного характера и экологического неблагополучия.

В процессе эксплуатации автомобильного транспорта возникает значительное число чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источниками которых являются аварии и катастрофы на транспорте. Во время аварий и автомобильных катастроф гибнут люди, наносится значительный материальный ущерб.

Для устойчивого развития автотранспорта, уменьшения социального и экономического ущерба принимаются меры организационного и технического характера : строятся дороги, дорожные развязки, широко используются технические решения по безопасности использования транспорта, принимаются меры по безопасному использованию транспорта в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Автотранспорт – основной источник экологических загрязнений.Каждый автомобиль выбрасывает более 40 вредных веществ, является основным источником шума в городах. При сгорании 1 кг бензина выделяется примерно 300-310г токсичных компонентов. Для сравнения: при сгорании 1 кг дизельного топлива выделяется 80-200 токсичных компонентов.

Основными направлениями уменьшения вредных выбросов являются:

создание «экологичных» конструкций автомобилей;

– обезвреживание отработанных газов;

– применение улучшенных и альтернативных видов топлива;

– совершенствование дорожного движения;

– оптимизация управления автомобилем;

– совершенствование технической эксплуатации автомобилей;

– применение компьютерной техники в автомобиле.

В основу создания «экологичных» конструкций автомобилей положены идеи минимального расхода топлива, повышения коэффициента полезного действия двигателя, уменьшения аэродинамического сопротивления автомобиля, обезвреживание отработанных газов.

Обезвреживание отработанных газов производится в основном с помощью специальных нейтрализаторов.

Применяются улучшенные и альтернативные виды топлива (природный газ, сжиженный газ, водород и др.)и двигатели (электрические двигатели,двигатели внешнего сгорания – двигатели Стирлинга,инерционные двигатели).

Важнейшим направлением безаварийного использования транспорта и обеспечения его экологичности является совершенствование дорожного движения . Дорожная сеть должна дублироваться в местах наибольших потоков.

Экологическую безопасность сельскохозяйственного производства можно обеспечить путем проведения следующих мероприятий:

отказ или ограничение масштабов осушения болот с целью остановить понижение уровня грунтовых вод и сохранения малых рек;

– ужесточение контроля за степенью загрязнения почв и водоемов тяжелыми металлами;

– ужесточение мер по соблюдению норм применения пестицидов и замену пестицидов на биологические способы борьбы с болезнями и вредителями растений, применять агротехнические методы защиты растений;

– уменьшение эрозии почв за счет чередования полос сельскохозяйственных культур вдоль склонов, за счет контурной пахоты, фитомелиорации, земельной мелиорации, плоскорезной обработки почвы, посадки леса в поймах и вдоль русел рек, использовать гидротехнические

способы защиты почв от эрозии (ступенчатые террасы на крутых склонах, валы, канавы-распылители, водоулавливающие земляные валы, рекультивация земель);

– строительство и обваловка навозохранилищ, моек автотракторной и другой техники, ликвидация в водоохранных зонах складов ядохимикатов;

– восстанавление гумуса за счет постоянного введения в почву органических удобрений;

– решение вопроса утилизации лигнина (технологического отхода гидролизных заводов) путем его использования для приготовления удобрений;

– проведение комплекса мероприятий по уменьшению степени загрязнения грунтовых и поверхностных вод;

– строгое соблюдение правил утилизации стоков на животноводческих фермах с дальнейшим использованием их как удобрений;

– соблюдение правил применения химических веществ в животноводстве;

– проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности животноводческих комплексов и др.

Противостоять бурям, ураганам, наводнениям и некоторым другим стихийным бедствиям необходимо путем строительства надежных укрытий для сельскохозяйственных животных, организацией эвакуационных мероприятий (при необходимости). Устойчивому развитию способствует хорошо организованная ветеринарная служба и участие научных учреждений в решении задач сельскохозяйственного производства.

В настоящее время к одной из острых проблем современности относятся проблемы недопущения и ликвидации чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного происхождения. С каждым годом количество таких чрезвычайных ситуаций увеличивается, поэтому необходимость разработки мер по модернизации управления безопасностью не вызывает сомнений.

Полностью исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но свести к минимуму – вполне реально и возможно. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс действий, связанных с уменьшением риска появления чрезвычайных ситуаций (снижение материального ущерба и сохранение здоровья людей).

Чрезвычайные ситуации и их предупреждение

Вначале разберемся с самим понятием «чрезвычайная ситуация». Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на той или иной территории, которая возникла по причине аварии, катастрофы или стихийного бедствия. Результатом такой чрезвычайной ситуации могут быть человеческие жертвы, материальный ущерб, урон природе.

В понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций» включен комплекс мер, которые проводятся Федеральными органами России, организациями местного самоуправления, цель которых – предотвращение (недопущение) возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшение объема при возникновении. Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает в себя ряд самостоятельных направлений-действий:

  • контроль и прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • повышение технологической безопасности производственных процессов и надежности оборудования и за счет этого – недопущение аварий и катастроф техногенного масштаба;
  • составление инженерно-технических мер, которые направлены на недопущение возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • лицензирование работы чрезвычайно опасных объектов производственного назначения;
  • работы, связанные с подготовкой населения к защите от аварийно опасных ситуаций;
  • информирование населения о чрезвычайно опасных ситуациях в местах проживания людей.

Понятно, что полностью предупредить большинство опасных природных катастроф невозможно (землетрясения, смерчи и пр.), однако в природе существуют многие явления, негативные последствия и разрушительное действие которых можно замедлить и остановить: предупредить спуск лавин в гористой местности или уменьшить губительную силу наводнений.

Мероприятия по уменьшению губительного действия стихийных бедствий

Меры по уменьшению вреда (материального ущерба от бедствий):

  1. Инженерная защита территорий от стихийных бедствий и катастроф (использование гидротехнических сооружений, например, плотин или дамб).
  2. Повышение физической устойчивости объектов к действию поражающих факторов при аварийных ситуациях.
  3. Разработка и установка систем молниеносного оповещения людей при возникновении аварийных ситуаций.
  4. Охрана труда и обеспечение безопасности объекта, поддержание убежищ в надлежащем состоянии.

Планирование таких мероприятий должно проводиться с учетом особенностей территории, где размещается объект, с учетом опасностей. Для этого территория зонируется на отдельные участки, особо пристально обращают внимание на зоны, где риск возникновения чрезвычайных ситуаций велик.

На уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций влияет расположение всевозможных объектов экономики так, чтобы они не были в центре высокой степени техногенной и природной опасности.

Согласно требований Градостроительного Кодекса России в градостроительную документацию в обязательном порядке должны быть включены мероприятия по гражданской обороне и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций. Для обеспечения безопасности людей на объекте нужно тщательно проработать все меры, направленные на защиту человека в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС) – это деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и структур , направленная на предотвращение , уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения, основу которой составляют превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера. Большая часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от ЧС на всех уровнях РСЧС.

Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются, как правило, в рамках региональных целевых программ по предупреждению ЧС и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях. Организация работы по предупреждению ЧС в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года» (постановление Правительства РФ от 6 января 2006 года № 1).

Предупреждение ЧС проводится по следующим направлениям:

  • мониторинг и прогнозирование ЧС;
  • рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращение некоторых опасных природных явлений и процессов;
  • повышение технологической безопасности с целью предотвращения аварий и катастроф;
  • подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;
  • декларирование промышленной безопасности;
  • лицензирование деятельности опасных производственных процессов;
  • страхование ответственности эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведение государственной экспертизы, надзора и контроля за природой и техногенной безопасностью;
  • информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах, а также подготовка населения в области защиты от ЧС.

Решение вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению ЧС, осуществляется путем планирования, которое проводится в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываемых на всех уровнях РСЧС. В планы включаются не только мероприятия инженерно-технического и технологического характера, касающиеся конкретных природных опасностей и опасных производств, но предусматриваются организационные и экономические меры. Наибольшую возможность практического осуществления получают плановые задания, включенные в перспективные и годовые прогнозы (планы) социально-экономического развития или решаемые в рамках федеральных или региональных целевых программ по предупреждению ЧС. Информационной базой выбора и обоснования планируемых мероприятий по предупреждению ЧС являются результаты оценки состояния безопасности населения и территорий.

Для организации деятельности всех ведомств в масштабах страны по предупреждению ЧС природного и техногенного характера отдельные результаты мониторинга и прогнозирования, сводится в единую базу данных, которая используется централизованно, на ее основе построены аналитические комплексные прогнозы ЧС, их результаты доводятся до всех подсистем и звеньев РСЧС, органов государственной власти и местного самоуправления, а также населения.

В интересах предупреждения ЧС проводятся превентивные меры, предпринимаемые заблаговременно по прогнозу времени и места возникновения опасных природных, техногенных и социальных явлений. Научно-методической основой принятия решений по уровню П.ЧС является анализ рисков техногенных и . Превентивные меры защиты от ЧС подразделяются по целям, уровням принимаемых решений на их осуществление, факторам риска и другим признакам. Так, профилактика возникновения ЧС техногенного характера основана на проведении диагностики оборудования, планово-предупредительных ремонтов, повышении качества технического обслуживания. Мониторинг состояния техногенных объектов (техногенный мониторинг) решает задачи производственной безопасности и заключается в ведении наблюдения и контроля за состоянием производственной базы объектов экономики и технологическими процессами на них с целью прогнозирования аварийности и принятие соответствующих мер по её предотвращению и смягчению последствий.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза ЧС на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей. Главным результатом мониторинга и прогнозирования ЧС является оценка риска возникновения ЧС . Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территории, деклараций безопасности промышленных объектов.

В деле по предупреждению ЧС важную роль играют общегосударственные, ведомственные и территориальные меры организационно-экономического характера. Они позволяют поднять экономическую ответственность владельцев и руководителей организаций, особенно имеющих в своем составе потенциально опасные объекты, стимулировать работу по снижению риска ЧС и управлению им. Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС проводится руководителями организаций, во владении или подчинении которых находятся данные объекты, под контролем соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов управления МЧС России.

Деятельность по предупреждению ЧС имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих ЧС и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация. Предупредительные меры особенно эффективны при наличии достоверных прогнозов, целесообразном определении фронта, состава и объема профилактических работ.

Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь в случае их возникновения.

Конкретные мероприятия по предупреждению возникновения ЧС реализуются также в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС. В ходе выполнения планов и целевых программ, при целенаправленной работе объектов и отраслей экономики по подготовке к функционированию в условиях ЧС.

При ЧС природного и техногенного характера размеры потерь во многом зависят от степени информированности населения в области ЧС. Поэтому информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территориях проживания непосредственно влияет на эффективность работы по уменьшению масштабов ЧС.

Вся информация о защите населения и территорий от ЧС, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» является гласной и открытой. Ограничение этой информации допускается лишь в законодательном порядке.

Информация, доводимая до населения в связи с ЧС, представляет сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, а также сведения о состоянии радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической обстановки на соответствующих территориях.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрации организаций, а также органы управления РСЧС обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по другим каналам о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания, приемах и способах защиты населения от них, состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых вариантах развития возможных ЧС, а также о возникших ЧС, необходимых действиях населения и принимаемых мерах.

Предупреждение ЧС основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Профилактическая работа по предупреждению ЧС зависит от социально-экономического и политического положения в стране, состояния общества, природных условий и других факторов. Эти факторы глубинны и трудно поддаются влиянию, в результате чего возможности государства и РСЧС по обеспечению результативности предупредительных мер бывают ограниченными.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. – М., 1999; Предупреждение и ликвидация ЧС. – М., 2002.

При абстрактном подходе все проблемы окружающей среды можно свести к человеку, сказать, что любое отрицательное воздействие на окружающую среду исходит от человека - субъекта хозяйственной деятельности, производителя, потребителя, носителя технического прогресса да и просто жителя планеты. В этой связи необходимо проанализировать некоторые аспекты деятельности человека, которые оказывают особо вредное воздействие на среду, и среди них производство, транспорт, потребление, использование современной техники, урбанизация и т. д. как основные источники загрязнения и ухудшения окружающей среды. Такой подход дает возможность выделить те сферы деятельности человека, которые наносят вред или создают угрозу среде, наметить пути их исправления или предотвращения.

До последнего времени считалось бесспорным, что серьезные нарушения окружающей среды человек совершает в сфере производственной деятельности. Заводские и фабричные трубы являлись основным источником загрязнения воздуха, стоки промышленных предприятий - рек и прибрежных морских вод. В конце XX в., когда транспорт и непроизводственная деятельность потеснили промышленность в шкале загрязнителей, промышленное и сельскохозяйственное производство остаются одними из главных источников ухудшения окружающей среды.

Выбросы от автомобильного транспорта в нашей стране составляют около 22 млн т в год. Более 200 наименований вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных, содержат отработанные газы двигателей внутреннего сгорания. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных накладок, сыпучие и пылящие грузы, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты.

При эксплуатации, обслуживании и ремонте вооружения и военной техники (ВВТ) оказывается вредное влияние на атмосферу, гидросферу, литосферу. Воздействие военной техники на окружающую среду аналогично воздействию транспорта, сельскохозяйственной, промышленной, землеройной и другой народнохозяйственной техники.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии вооружения и военной техники при использовании по назначению или при хранении.

Повседневное техническое обслуживание включает контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание. Во всех случаях техническое обслуживание должно обеспечить постоянную готовность вооружения и техники к использованию, безопасность эксплуатации, устранение причин, вызывающих преждевременный износ и поломки составных частей, надежную работу вооружения и техники в течение установленных межремонтных сроков, а также минимальный расход эксплуатационных материалов.



Контрольный осмотр боевых, специальных и транспортных машин проводится перед выходом из парка, в пути (на остановках и привалах), в ходе занятий и учений. С природоохранной точки зрения важными его элементами являются:

· проверка заправки топливом, смазочными материалами, водой;

· выявление утечек воды, масла, горючего;

· устранение причин неисправности при выявлении утечек.

Насколько важен последний элемент, можно судить, исходя из следующего примера.

Если происходит утечка бензина или масла со скоростью одна капля в секунду, то за сутки на грунт попадает около 4,5 литра загрязняющего природную среду продукта, который в конечном счете появится в воде, а один литр масла способен испортить миллион литров воды, то есть количество воды, помещающейся в 20 железнодорожных цистернах.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) вооружения и военной техники проводится по окончании занятия (этапа учения, работы) в целях определения технического состояния и предотвращения ускоренного износа под воздействием грязи, влаги, остатков едких жидкостей и веществ, а также для приведения в готовность к предстоящим действиям.

В ходе ЕТО узлы, агрегаты и детали машины чистятся, моются, смазываются; устраняются выявленные неисправности; выполняются крепежные и регулировочные работы. До начала ЕТО, в ходе его или по завершении производится заправка машин топливом, маслами, охлаждающими жидкостями на полевых заправочных пунктах, организуемых в подразделениях и при складе горючего части.

При выявлении неисправностей, неустранимых силами экипажа, производится текущий ремонт машин с помощью передвижных ремонтных средств батальона (дивизиона) или части.
Все операции по заправке, техническому обслуживанию и ремонту ВВТ связаны с неизбежным выбросом на грунт загрязненных вод, нефтепродуктов, использованных обтирочных материалов, упаковок, мелких резинотехнических изделий и других деталей. Поэтому все операции должны выполняться на специально подобранных площадках с твердым грунтом или низким травяным покровом, укрытых от наземного наблюдения. Такая площадка оборудуется сточными канавками, групповыми сборниками (отстойниками) загрязненных вод, жидкостей, использованных обтирочных материалов, упаковок и непригодных деталей. По окончании занятия (этапа учения, работы) водосборники нейтрализуются, а использованные материалы и детали собираются в герметичную тару и транспортируются в отведенное место сбора для утилизации (захоронения, уничтожения).

Площадки для технического обслуживания и текущего ремонта ни в коем случае не должны развертываться вблизи водоемов и на особо охраняемых территориях. На тактических полях и других объектах полигонов и учебных центров целесообразно оборудовать для этого специальные стационарные площадки с твердым (бетонным) покрытием.

Основные правила предотвращения возникновения ЧС с экологическими последствиями

Главными задачами в охране окружающей среды являются предотвращение загрязнения ее вредными продуктами человеческой деятельности и очистка средообразующих природных компонентов от выбросов и сбросов, если загрязнение уже состоялось.

Приоритет безусловно должен отдаваться выполнению первой задачи: не допускать загрязнения собственной среды обитания.

К сожалению, удовлетворение материальных потребностей общества, по крайней мере в настоящее время, не может осуществляться без нанесения определенного ущерба окружающей среде. Однако этот ущерб должен быть по возможности минимальным, так как от сохранения среды обитания зависит существование человека как биологического вида. Каждый из нас должен стараться находить такие возможности удовлетворения своих потребностей, которые не причиняли бы вреда природе, а наоборот, способствовали бы поддержанию экологического равновесия, помогали бы ее устойчивому развитию.

Вооруженные Силы не могут стоять в стороне от решения столь сложной и актуальной задачи, тем более что именно они обладают колоссальным природоразрушающим потенциалом, способным уничтожить сложившиеся экосистемы Земли в случае возникновения вооруженных конфликтов.

Предотвращение (предупреждение) загрязнения окружающей среды необходимо как при аварийных ситуациях на военных объектах, так и при функционировании их в штатном режиме, когда по тем или иным причинам происходит превышение значений установленных допустимых выбросов, сбросов и лимитов размещения отходов.

Предотвращение (предупреждение) загрязнения окружающей среды вследствие деятельности военных объектов в значительной мере может быть осуществлено мерами как организационного, так и технического характера.

Меры организационного характера включают в себя следующие мероприятия:

  • планирование мероприятий по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду при осуществлении военной деятельности;
  • планирование мероприятий по поддержанию технических средств предотвращения загрязнения в исправном состоянии;
  • соблюдение режимов функционирования указанных технических средств;
  • соблюдение правил работы с потенциальными загрязнителями в соответствии с действующими инструкциями;
  • исключение проливов и утечек нефтепродуктов;
  • сбор и утилизацию масел, кислот, щелочей и других технических жидкостей;
  • сбор, сортировку и удаление производственных и бытовых отходов;
  • исключение нарушений растительно-почвенного покрова и загрязнения водоисточников при передвижениях и действиях войск на местности;
  • сведение к минимуму времени работы двигателей боевых, специальных и транспортных машин на холостом ходу;
  • установление режимов и направлений излучения при работе радиотехнических систем, систем связи и навигации;
  • прекращение работы источников электромагнитного, лазерного, радиационного излучения и исключение выбросов опасных химических веществ, превышающих установленные пределы.

К мерам технического характера относятся инженерные методы и способы очистки выбросов и сбросов работающих энергетических, производственных, коммунально-бытовых объектов и систем от вредных компонентов до поступления их в окружающую среду.
Для их очистки применяются механические, физико-химические, химические, биохимические, термические методы и различные средства.

Для очистки и обезвреживания отходящих газов используются самые различные технические устройства и установки: «сухие» и «мокрые» механические пылеулавливатели, фильтрационные установки, пылеосадительные камеры, центробежные конструкции, пенные газоочистители, пылеулавливатели ударно-смывного действия, ультразвуковые аппараты, инерционные пылеулавливатели.

В целях очистки сточных и канализационных вод применяются следующие технические устройства: водные отстойники, решеточно-процеживающие установки, песколовки, нефтеловушки, барабанно-вакуумные фильтрующие установки, центробежные конструкции, дисперсные установки, пенные сепараторы, ультрафиолетовые установки, дегазаторы удаления растворенных газов, окислительные установки.

Предотвращение загрязнения почв и земель на военных объектах осуществляется по следующим направлениям:

  • уничтожение, обезвреживание и утилизация твердых и жидких бытовых отходов;
  • уничтожение, обезвреживание и утилизация отходов сельскохозяйственных предприятий;
  • рекультивация земель.

Для уничтожения твердых отходов используются механические и термические методы. Основными техническими средствами при этом являются механодробилки и специальные печи. Жидкие отходы, как правило, утилизируются на так называемых полях запахивания.

Рекультивация земель предусматривает заравнивание повреждений грунта и засеивание его растительными культурами, наложение на поврежденные участки продуктивного нового грунта.

Характер влияния на окружающую среду различных военных объектов, отличающихся своим предназначением, типом выполняемых задач и другими характеристиками, не одинаков.
Наиболее опасными в экологическом отношении являются потенциально опасные военные объекты. К таким объектам относятся:

  • радиационно опасные - энергетические ядерные установки; склады и базы с элементами ядерного оружия; ядерные исследовательские реакторы; хранилища жидких радиоактивных отходов; хранилища твердых радиоактивных отходов; хранилища отработанного ядерного топлива; места захоронения радиоактивных отходов;
  • химически опасные - хранилища и склады химических веществ, в том числе химических боеприпасов (кассет) с боевыми химическими веществами; хранилища и склады боевых химических веществ; места уничтожения и захоронения боевых химических веществ; хранилища и склады компонентов ракетного топлива;
  • взрыво - и пожароопасные - базы, арсеналы, хранилища и склады различного рода боеприпасов, вооружения и военной техники; хранилища, склады и базы горючего и смазочных материалов, агрессивных жидкостей, объемов сжатого воздуха.

С функционированием именно этих объектов, с нарушениями технологических процессов и авариями на них связаны негативные воздействия на окружающую среду.

Для деятельности атомного флота, например, характерно накопление и хранение ядерного топлива и радиоактивных отходов на береговых технических базах и специальных плавсредствах. Для ядерных установок характерно то, что даже при безаварийном режиме их функционирования продукты деления (газообразные и летучие изотопы криптона, ксенона, йода) через микроскопические неплотности и дефекты трубопроводов попадают во внешнюю среду.

Испытания ядерного оружия, проводящиеся в атмосфере, космосе, под водой, приводят к глобальному радиоактивному загрязнению атмосферы и земной поверхности.

На таких объектах, как склады и базы ГСМ и других специальных жидкостей, при годовом обороте материалов и веществ, превышающем 50 тыс. тонн, соответствующая утечка составляет 5-6 процентов, то есть не менее 2,5-3,0 тыс. тонн. Это ведет в итоге к значительному загрязнению грунтов и подземных вод.

Вопрос очистки и восстановления природной среды приобретает особое значение в условиях, когда на объекте возникает аварийная ситуация, связанная с нарушением технологических процессов или выходом их из-под контроля.

В комплекс общих мероприятий по восстановлению природной среды при авариях на радиационно и химически опасных военных объектах входят:

  • оценка типа, характера и источника аварии;
  • определение масштабов аварии и ущерба, нанесенного природной среде;
  • определение комплекса мероприятий по ликвидации последствий аварии и восстановлению природной среды.

В комплекс мероприятий по восстановлению природной среды при авариях на радиационно опасных военных объектах непосредственно входят также локализация источника аварии и обработка загрязненной территории.

Локализация источника аварии предполагает прекращение функционирования объекта и исключение дальнейшего выброса в природную среду радиоактивных веществ.

Для обработки загрязненных территорий используются следующие способы:

  • обработка пылеподавляющими композициями;
  • химико-биологическое задержание;
  • экранирование слоями чистого материала;
  • обволакивание.

В качестве пылеподавляющих композиций используют битумные эмульсии, поливиниловый спирт, некоторые отходы промышленного производства и другие специальные химические соединения.

Химико-биологическое задержание включает в себя в основном рекультивацию земель с использованием таких рецептур, как: минеральные удобрения, смеси многолетних злаковых трав, латекс, торфяная крошка.

Большое значение при рекультивации земель придается обработке грунтов методами вспашки, рыхления, фрезерования, дискования.

Для экранирования загрязненной территории используют строительные и другие листовые материалы, грунт, глину, песок, щебень.

Обволакивание загрязнениых территорий предполагает устройство рвов, барьеров (земляных, бетонных) или замораживание грунта.

Кроме того, в целях ликвидации последствий аварий производят дезактивацию загрязненных участков, обмыв водной струей, снос загрязненного грунта, зданий, построек и вывоз их с объекта.

Практически такие же меры, методы и способы применяют при аварийных утечках ГСМ и агрессивных жидкостей. В то же время здесь имеются и некоторые особенности, которые связаны главным образом с загрязнением больших акваторий.

Основными методами восстановления акваторий являются:

  • устройство плавучих боновых заграждений (пленочного или панельного типа);
  • сжигание нефтепродуктов на воде;
  • использование абсорбирующего (впитывающего) материала (сена, соломы, древесных опилок и др.);
  • сбор нефтепродуктов с воды с помощью эжекторов, мотопомп и т. п.

Локализация проливов и утечек нефтепродуктов на почве осуществляется путем снижения степени испарения нефтепродукта, снижения уровня проникновения его в грунт и ограничения места разлива насыпями и рвами.

Для снижения испарения нефтепродукта используют пенообразователи, пенозатвердители, а для снижения проникновения в грунт - структурообразователи, полимерные пленки или применяют метод замораживания грунта.

Сбор основной массы нефтепродукта с поверхности почвы может проводиться с использованием различных поглощающих материалов - опилок, торфа, керамзита и др. (так, например, 1 кг опилок поглощает более 2, а 1 кг торфа - около 1,2 кг нефти).

В целях очистки грунта, загрязненного нефтепродуктами, применяются следующие методы:

  • удаление загрязненного грунта и захоронение нефтесодержащих шламов;
  • удаление основной массы загрязнителя с помощью насосных установок и вакуумных фильтров;
  • продувка почвы воздухом;
  • термическое воздействие на загрязненный грунт.

Возможно также использование химических методов, позволяющих превращать токсичные вещества в нетоксичные соединения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения (ГОСТ Р22.0.02-94).

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.

Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098).

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям :

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

Предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

Проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

Государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


Заключение

Для наиболее эффективного противодействия ЧС необходимо максимально полно представлять себе все особенности данного вида разворачивания событий. Они должны стать исходными положениями для построения адекватной и эффективной системы противодействия. При этом нужно учитывать временные, энергетические и информационно-психологические особенности ЧС, среди которых основными являются:

Внезапность (часто);

Экстремальный характер воздействия на элементы СЗИ;

Психологические феномены экстремального воздействия (поведение сотрудников и руководителей - дезорганизация на всех уровнях управления);

Системность ЧС как процесса (содержит одновременно несколько деструктивных факторов);

Системность воздействия ЧС на СЗИ.

Последнее заключается в воздействии на различные функциональные структуры СЗИ:

Информационную структуру (получение, обмен, обработка и распространение информации);

Организационную структуру (система управления);

Техническую структуру (распределение и использование материальных ресурсов);

Коммуникативную структуру (взаимодействие сотрудников, руководства);

Психику сотрудников.

Например, стихийное бедствие: создает ситуацию неопределенности, разрушает линии связи, технические средства охраны и ЗИ, дезорганизует управление, влияет на поведение сотрудников.

Любая ЧС так или иначе одновременно осуществляет воздействие на несколько структур, это воздействие существует независимо от наших знаний о нем, постоянно и неизбежно сопутствуя всем ЧС.

Все эти представления о ЧС позволяют сформулировать ряд важных положений для организации работы с ЧС (противодействия СЗИ ЧС):

Только комплексные меры по подготовке и противодействию способны эффективно противостоять экстремальным воздействиям;

Подготовка сотрудников - основной элемент системы противодействия ЧС;

Наибольший эффект (наименьший ущерб) даст не реагирование на уже случившееся событие, а предотвращение или пресечение ЧС.

Комплексные меры противодействия предполагают создание системы работы с ЧС, которая состояла бы формально из четырех блоков:

Теоретические выкладки: представление обо всех негативных факторах ЧС, пути и возможности эффективного противодействия;

Методическая поддержка: разработка методов и средств противодействия ЧС для СЗИ;

Структура системы и ее функционирование: элементы, их роль и взаимодействие;

Нормативное обеспечение: положения, должностные и ситуационные инструкции, штатные расписания, плакаты, памятки и т. п.

Универсальный алгоритм работы с ЧС

Разработка теоретических представлений о ЧС

Формулировка концепции работы с ЧС

Создание организационной структуры

Прогнозирование и оценка угроз

Планирование работы

Разработка оперативных мероприятий на случай реализации угроз

Сбор и анализ информации

Распознавание ЧС

Разработка оперативных мероприятий по реагированию на ЧС

Подготовка и принятие необходимых решений

Реализация действий по предотвращению, пресечению, локализации и ликвидации ЧС

Вторичный анализ действий и угроз

При этом необходимо помнить, что система будет способна обеспечить необходимый уровень противодействия только при определенных условиях, выполнение которых позволит СЗИ эффективно противостоять экстремальным воздействиям. Условиями эффективного противодействия можно назвать подготовленность, превентивность, системность, полноту, обоснованность, оптимальность, плановость, своевременность, оперативность, точность и адекватность.

Способность эффективного противодействия ЧС предполагает своевременное разрешение ряда основополагающих задач:

Выявление основных угроз для СЗИ;

Разработка концепции (подход, основные принципы) безопасности СЗИ;

Разработка стратегии действий СЗИ по обеспечению безопасности;

Проектирование системы противодействия ЧС;

Создание структуры и механизма согласования действий всех подразделений и должностных лиц, занимающихся обеспечением безопасности;

Определение плана конкретных мероприятий по реализации этой стратегии;

Проведение обследования СЗИ на предмет уязвимости для ЧС (надежность системы противодействия);

Проведение постоянного мониторинга состояния СЗИ и контроль проводимых мероприятий.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть значение человеческого фактора для противодействия ЧС. Большинство ЧС так или иначе воздействуют на эмоциональное состояние и поведение человека. Последствия такого воздействия могут заключаться в его неспособности адекватно воспринимать и правильно реагировать на ситуацию, и даже при наличии в системе ресурсов для противодействия ЧС сотрудники в силу стрессовой ситуации не всегда способны правильно отреагировать на деструктивные процессы (воздействие). Поэтому персонал можно считать наиболее уязвимым местом любой организации. Кроме того, персонал является наиболее важным звеном в системе противодействия ЧС, потому что человеческий ресурс - это универсальный ресурс, способный заменить или компенсировать недостаток любого другого.

Задание на самоподготовку: изучить принципы и варианты оценки экономического ущерба от различных чрезвычайных ситуаций.

Составитель:


Похожая информация.


Поделиться: