Сперанский военная реформа. Реформаторская деятельность Сперанского М

Реформы Сперанского

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (01.01.1772– 11.02.1839 гг.) – государственный деятель, граф (1839 г.).

М. М. Сперанский родился в с. Черкутине Владимирской губернии, в семье приходского священника. Свою фамилию Михаил получил при поступлении во Владимирскую семинарию от дяди Матвея Богословского (латинское слово «speranta» означает «надежда»). Из Владимира в 1790 г. Сперанского за отличную учебу и примерное поведение перевели в Петербургскую Александро-Невскую семинарию, считавшуюся лучшей в России. В 1795 г. Михаил Михайлович окончил ее и остался в ней преподавать.

За 12 лет, с 1795 по 1807 г., Сперанский прошел путь от преподавателя Александро-Невской семинарии до статс-секретаря императора Александра I. В этом ему помогли самостоятельность и твердость характера, умение ладить со всеми и разбираться в характерах людей и его уникальные способности. Он быстро и ясно излагал свои мысли на бумаге, умел составлять самые сложные документы. Вначале он служил домашним секретарем у генерал-прокурора князя А. Б. Куракина. К началу царствования Александра I, в 1801 г. он был уже действительным статским советником (что соответствовало воинскому званию генерала). Тогда он познакомился с «молодыми друзьями» Александра I, с которыми он обдумывал планы государственных преобразований. Сперанский стал управляющим канцелярией Непременного совета, созданного императором для разработки реформ. Одновременно Сперанский был на службе в Министерстве внутренних дел, статс-секретарем его главы В. П. Кочубея, который стал посылать своего секретаря с докладами к императору.

Александр I оценил таланты Сперанского и назначил его в 1808 г. членом комиссии составления законов и товарищем (заместителем) министра юстиции, и своим главным советником по государственным делам. Теперь все документы, адресованные императору, проходили через М. М. Сперанского. В 1809 г. он подготовил проект государственных преобразований в Российской империи, включавший постепенную ликвидацию крепостного права, введение суда присяжных и создание двухпалатного парламента. Однако этот проект не был осуществлен. В 1810 г. Сперанский начал финансовую реформу. Тогда же по его инициативе был создан Государственный совет. Политические противники Сперанского организовали придворную интригу, его стали обвинять в подрыве государственных устоев России, называли изменником и французским шпионом. В результате в 1812 г. его сослали в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а оттуда – в Пермь, где он прожил до 1816 г.

С 1816 г. начался новый этап чиновничьей карьеры Сперанского. Александр I назначил его пензенским гражданским губернатором. Сперанский думал, что возвратится в Петербург, но в 1819 г. Александр I назначил Михаила Михайловича генерал-губернатором Сибири. Лишь в 1821 г. он возвращается в Петербург и становится членом Государственного совета и Сибирского комитета, а также управляющим Комиссией по составлению законов. Сперанский был составителем Манифеста 13 декабря 1825 г. о вступлении на престол императора Николая I. Он участвовал в работе Следственной комиссии по делу декабристов.

В 1826 г. Сперанский возглавил II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, занимавшееся кодификацией законов – систематизацией и пересмотром существующих законов. К этому времени в Российской империи не было других законов, кроме устаревшего Соборного уложения 1649 г. В нач. 30-х гг. 19 в. М. М. Сперанский руководил группой чиновников, занимавшихся составлением «Полного свода законов Российской империи» в 45 томах, а также «Свода законов» в 15 томах. Он также участвовал в деятельности целого ряда секретных комитетов 20–30-х гг. 19 в., читал курс юридических наук наследнику престола, будущему императору Александру II.

В 1838 г. Николай I назначил его председателем Департамента законов Государственного совета. 1 января 1839 г. император пожаловал Сперанскому графский титул, но вскоре, 11 февраля 1839 г., Сперанский скончался. Он похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. И. В.

РЕФОРМА СПЕРАНСКОГО – название плана государственных преобразований, подготовленного и частично осуществленного М. М. Сперанским в царствование Александра I.

План государственных преобразований был подготовлен по распоряжению Александра I в 1809 г. и изложен во «Введении к уложению государственных законов». Целью реформ, по замыслу Сперанского, было установление в России господства законов. Предполагалось, что эти законы в виде конституции дарует России сам император. Согласно проекту, во главе государства должен был стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. Создавались и новые законодательные органы: Государственный совет – совещательный орган из сановников, назначаемых монархом, и выборная Государственная дума – высший представительный орган власти в стране. Создавалась система местных городских и губернских дум. Роль высшей судебной инстанции был призван исполнять Сенат, назначаемый пожизненно из числа представителей, избранных в губернских думах. Высшим органом исполнительной власти, согласно плану, становились министерства.

В основе выборной системы М. М. Сперанского лежал имущественный ценз и деление на сословия. Все население России делилось на три категории: дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди «среднего состояния» (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые имели только гражданские права – собственность, свободу занятий и передвижения, право выступать от своего имени в суде; а также «народ рабочий» – помещичьи крестьяне, прислуга, рабочие, не имеющие практически никаких прав. Принадлежность человека к сословию определялась его происхождением и наличием собственности. Сперанский сформулировал права и обязанности для каждого из сословий. Избирательные, т. е. политические права, имели только представители первых двух сословий. Для третьего сословия, «народа рабочего», проект реформы представлял некоторые гражданские права.

Реформы Сперанского не отменяли крепостного права, т. к. Сперанский считал, что крепостное право постепенно отомрет с развитием промышленности, торговли и просвещения.

Император Александр I разрешил претворить в жизнь лишь отдельные, второстепенные предложения плана Сперанского. В 1810 г. был учрежден Государственный совет, в 1811 г. были реорганизованы министерства. При этом было упразднено Министерство коммерции, дела которого распределились между министерствами финансов и внутренних дел. Для решения вопросов внутренней безопасности страны было образовано Министерство полиции. На этом реформы закончились. План преобразования Сената так и не был осуществлен, несмотря на то, что обсуждался в Государственном совете.

Реформаторские усилия Сперанского вызвали недовольство дворянства. Это послужило одной из основных причин отставки и ссылки Сперанского в 1812 г.

В конечном итоге реформа М. М. Сперанского свелась к частичному преобразованию государственного аппарата, не оказавшему существенного влияния на социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны. И. В.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ – высшее законосовещательное учреждение Российской империи, с 1906 г. – верхняя законодательная палата.

Государственный совет основан императором Александром I первого января 1810 г. вместо ранее существовавшего Непременного совета – совещательного органа при императоре, состоявшего из высших правительственных сановников. Император назначал председателя и членов Государственного совета. Министры входили в состав совета по должности. Членство в Государственном совете было фактически пожизненным.

В 1812–1865 гг. председатель Государственного совета одновременно был председателем Комитета министров. В течение 19 в. число членов Государственного совета возросло с 35 в 1810 г. до 60 в 1890 г.

Согласно «Плану государственных преобразований» М. М. Сперанского, Государственный совет должен был представлять императору проекты окончательных решений по важнейшим законодательным, административным и судебным делам. Проекты законов и постановлений, обсуждавшиеся в департаментах Государственного совета, выносились на общее собрание и после утверждения императором становились законом. При этом император мог утвердить мнение как большинства, так и меньшинства членов Государственного совета или принять собственное решение («особенную резолюцию»), независимое от мнения Государственного совета.

Государственный совет рассматривал проекты как новых законов, так и изменения, новые толкования уже существующих законов, а также сметы ведомств, общих государственных доходов и расходов (с 1862 г. – государственную роспись доходов и расходов, т. е. государственный бюджет) и другие вопросы, требовавшие высочайшего утверждения. При императоре Николае I в 1827 г. из ведения Государственного совета были изъяты ежегодные отчеты министерств, вопросы контроля над деятельностью высшей и местной администрации. Это стирало всякое его сходство с европейскими конституционными учреждениями. Государственный совет сохранил в своем ведении лишь дела законодательства и бюджета. Позднее, в 60–80-е гг., законодательные дела, требовавшие скорейшего решения, император нередко проводил в обход Государственного совета – через Комитет министров и другие инстанции.

Сначала Государственный совет состоял из общего собрания и четырех департаментов. Департамент законов ведал общегосударственными законопроектами. Департамент гражданских и духовных дел занимался вопросами о правах различных категорий населения – сословий, народностей, религиозных исповеданий и др. Департамент государственной экономии – законопроектами о финансах, промышленности, торговле, науке. Департамент военных дел (существовал до 1854 г.) следил за исполнением военных и морских уставов. В 1817 г. действовал также Временный департамент для рассмотрения ряда проектов, положений и уставов, а в 1832–1862 гг. – Департамент Царства Польского (в 1866–1871 гг. – Комитет по делам Царства Польского). В 1901 г. был учрежден Департамент промышленности, наук и торговли. Кроме того, в разные годы при Государственном совете создавались комиссии и Особые присутствия для обсуждения дел большой государственной важности – законодательных, судебных, военных, крестьянских.

Все дела из Государственного совета поступали в Государственную канцелярию. Ее глава – государственный секретарь (в ранге министра) – передавал рассмотренные в совете проекты на утверждение императору. После реорганизации в Государственном совете осталось 2 департамента: 1-й департамент рассматривал административные, гражданские и судебные вопросы; 2-й департамент – финансовые и хозяйственные дела.

В 1906 г., после созыва Государственной думы, Государственный совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, имевшую равные с Думой права. Действовал до 1917 г. Вс. В.

ГУРЬЕВ Дмитрий Александрович (1751– 30.09.1825 гг.) – граф, государственный деятель.

Д. А. Гурьев родился в семье небогатых дворян, получил домашнее образование. Он начал службу солдатом в Измайловском полку. Благодаря покровительству князя Г. А. Потемкина в 1794 г. стал церемониймейстером при дворе великой княгини Александры Павловны, старшей дочери Павла I. В 1799 г. его назначили сенатором, но вскоре Павел I отправил его в отставку.

Александр I вновь принял Гурьева на службу, и до конца жизни он занимал пост управляющего Кабинетом императора. Человек хитрый и ловкий, он сблизился с молодыми реформаторами, окружавшими императора Александра I. Получил ряд видных назначений: до конца жизни был министром Уделов, в 1810–1823 гг. членом Государственного совета и министром финансов.

Вместе с М. М. Сперанским Гурьев разработал план финансово-экономического оздоровления России, предусматривавший равновесие государственных доходов и расходов и изменение системы налогов (увеличение старых, введение новых). Чтобы повысить ценность денежных купюр, из обращения было изъято 236 млн руб. бумажных денег (ассигнаций). Но укрепить экономику страны Гурьеву не удалось.

Гурьев учредил Государственный коммерческий банк. В 1819 г. ввел казенную продажу вина в 20 губерниях. В 1818–1819 гг. возглавлял работу Секретного комитета, который готовил проекты крестьянской реформы. Особой поддержкой Гурьев не пользовался и удерживался на посту министра финансов благодаря А. А. Аракчееву. По свидетельству современников, «обладал умом неповоротливым», был поклонником кулинарного искусства и большим гурманом. О. Н .

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

1812 – Ссылка М. М. Сперанского Воспитателем Александра являлся швейцарский республиканец Ц. Лагарп, о котором царь говорил, что обязан ему всем, кроме рождения. Либеральные взгляды Александра проявились сразу после его воцарения. С 1801 г. вокруг него образовался кружок,

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Устройство центрального управления по плану Сперанского Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов. Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 143. Деятельность М. М. Сперанского Сперанский по происхождению был сын сельского священника. По окончании образования в Петербургской «главной семинарии» (духовной академии) он был оставлен в ней преподавателем и в то же время состоял частным секретарем у князя А. Б.

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

10.3. Проекты М.М. Сперанского и конституционные замыслы верховной власти Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) занимал особое место в процессе разработки планов реформ и попыток их реализации.Сын сельского священника, он благодаря своему таланту и организаторским

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1808–1812 Деятельность M. M. Сперанского Несмотря на сомнения и колебания Александра I, реформы в области управления все-таки продолжались до 1812 г. усилиями M. M. Сперанского, пытавшегося преобразовать систему государственного управления. Михаил Михайлович Сперанский, попович

автора Шумейко Игорь Николаевич

Ответ Сперанского В молодости царь Александр проехал в компании с Михаилом Сперанским почти всю Европу. Что и говорить – контраст. « Дистанции огромного размера …» И на обратном пути, подъезжая уже к Петербургу, царь спросил: «Ну, Михал Михалыч, и как тебе?..» Ну, всё же

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

31 РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ В. ПРОЕКТ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ М. М. СПЕРАНСКОГО Предпринимаемые Александром I меры по преобразованию общественно-политического устройства страны не привели к серьезным изменениям. Тогда улучшить положение дел в стране император

Из книги Романовы. Ошибки великой династии автора Шумейко Игорь Николаевич

Глава 1 Апокалиптическая идиллия В годы строгой ревизии царского наследия большевики придирчиво среди прочего переслушали Золотой фонд русской музыки – великие симфонии, оперы. Сюжет «Чайковский, Бородин, Мусоргский перед лицом Ревтрибунала» имеет трагикомический

автора Керов Валерий Всеволодович

4. Реформы 60-70-х гг 4.1. Причины реформ. Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися после отмены крепостного права общественными и экономическими условиями. Рост

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Ход реформы 4.1. Юридическая основа, этапы и сроки проведения реформы.Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и

Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

Глава IX Реформы Александра II. - Реформы - судебная, военная, университетская и печати. - Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Из книги Последние Романовы автора Любош Семен

3. Реформы Естественным дополнением или продолжением крестьянской реформы была реформа земская, или реформа местного самоуправления. И на эту реформу дворянство, правившее в центре, наложило свою тяжелую руку.В цензовом земстве крестьяне, т.е. огромное большинство

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

61. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М.М. СПЕРАНСКОГО М.М. Сперанский (1772–1839) – видный политический деятель в истоии России. В 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки". Основной заботой

Михаил Михайлович Сперанский появился на свет 1 (12) января 1772 года во Владимирской губернии. Его отец был духовным причетником. С малого возраста Миша постоянно посещал храм и разбирал святые книжки совместно с дедушкой Василием.

В 1780 г. мальчик был зачислен во Владимирскую семинарию. Там, из-за собственных способностей, стал одним из лучших учащихся. После завершения обучения, Михаил становится студентом Владимирской семинарии, а далее и Александро-Невской семинарии. Окончив Александро-Невскую, Михаил начинает в ней карьеру преподавателя.

Уже в 95-ом г. стартовала общественная, политическая и социальная деятельность Сперанского Михаила Михайловича, который становится личным секретарем высокопоставленного князя Куракина. Михаил стремительно продвигается по служебной лестнице и быстро получает звание – действительный статский советник.

В 1806-ом г. Сперанский имел честь познакомиться с самим Александром I. Вследствие того, что Михаил был мудрым и прекрасно работал, вскоре он становится муниципальным секретарем. Таким образом, начинается его интенсивная реформаторская и общественно-политическая работа.

Деятельность Сперанского

Не все планы и идеи этого прогрессивного деятеля были воплощены в жизнь, но ему удалось достигнуть следующего :

  1. Рост экономики Российской Империи и экономической привлекательности государства в глазах зарубежных инвесторов помогли сформировать сильную внешнюю торговлю.
  2. Во внутренней экономике он основал хорошую инфраструктуру, что дало возможность стране стремительно развиваться и процветать.
  3. Армия госслужащих начала функционировать более результативно при минимальном количестве затраченных муниципальных ресурсов.
  4. Была создана более сильная законодательная система.
  5. Под управлением Михаила Михайловича было выпущено «Полное собрание законов Российской Империи» в 45 томах. Данный акт включает в себя законы и акты государства.

Сперанский имел огромное количество противников среди верховных чинов. К нему относились как к выскочке. Его идеи часто сталкивались с агрессивным отношением со стороны консервативных правителей общества. Это отразилось (1811 г.) в известной «Записке о древней и новой России» Карамзина и (1812 г.) в его двух секретных посланиях к императору Александру.

Особое ожесточение против Сперанского было обусловлено 2-мя проведенными им указами (1809 г.):

  1. О придворных званиях – звания камергеров и камер-юнкеров признавались различиями, с коими не связаны были практически никакие чины (в первую очередь они предоставляли чины 4-го и 5-го класса по Табелю о рангах).
  2. Об экзаменах в штатские чины – предписывалось не производить в чины коллежского асессора и гражданского советчика персон, незакончивших институтского курса либо не прошедших определенного испытания.

Против Сперанского возвысилась целая армия недоброжелателей. В очах последних он считался вольнодумцем, революционером. В мире ходили несуразные разговоры о скрытых взаимосвязях его с Наполеоном, близость войны увеличивала тревогу.

Начиная с 1812 года и до 1816 г., Михаил Михайлович пребывает в немилости царя из-за своей деятельности реформиста, так как затрагивается круг значительного числа высокопоставленных персон. Но начиная с 19-го года, Сперанский становится в Сибири генерал-губернатором всего края, а в 21-ом году уже снова возвращается в Санкт-Петербург.

После коронования Николая I, Михаил обретает пост педагога будущего государя Александра II. Кроме того, в этот период Сперанский трудится в «Высшей школе правоведения».

Неожиданно, в 1839 году 11 (23) февраля, Михаил Михайлович Сперанский скончался от простуды, так и не закончив многие свои прогрессивные реформы.

Политические реформы Сперанского

Сперанский был реформатором государства. Он считал, что Российская Империя не готова проститься с монархией, но был приверженцем конституционального порядка. Михаил полагал, что следует поменять организацию управления, внедряя новейшие законодательные акты и нормы. Согласно указу государя Александра I, Михаил Сперанский создал широкую программу реформ, которые могли изменить правительство и вывести из кризиса Россию.

В своей программе реформ он предлагал:

  • уравнивание пред законом абсолютно всех сословий;
  • сокращение затрат всех муниципальных ведомств;
  • преобразования во внутренней экономике и торговле;
  • внедрение новейшего налогового порядка;
  • создание новейшего законодательного права и формирование наиболее свершенных судебных организаций;
  • изменения в работе министерства;
  • деление законодательной власти на судебный и исполнительный орган.

Вывод:

Сперанский стремился разработать наиболее демократичные, однако по-прежнему монархичные государственные структуры, систему, где любой гражданин, независимо от его происхождения, имел бы возможность полагаться на защиту государством собственных прав.

Не все реформы Михаила были выполнены из-за боязни Александра I пред подобными кардинальными переменами. Но даже те изменения, которые удалось сделать, существенно подняли экономику страны.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - российский политический, общественный деятель, автор многочисленных работ по праву и юриспруденции, автор крупных законопроектов и реформ.

Сперанский жил и работал во времена правления Александра 1-го и Николая 1-го, являлся действующим членом Академии наук, занимался общественной деятельностью и реформированием правовой системы Российской империи. При Николае 1-м был воспитателем наследника престола - Александра Николаевича. Сперанский написал множество теоретических работ по юриспруденции и считается одним из родоначальников современного права. Кроме того, он составил проект конституции.

Краткая биография Сперанского

Родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего детства обучался грамоте и читал священные книги. В 1780 г. Сперанский поступил во Владимирскую семинарию, где вскоре благодаря своему острому уму и необычайно сильным способностям к аналитическому мышлению стал лучшим учеником. После окончания семинарии Сперанский продолжил свое образование там же, но уже в качестве студента. За свои успехи в учебе он получил возможность перевестись в Александро-Невскую семинарию в Петербурге, после окончания которой остался там преподавать.

Преподавательская деятельность Сперанского в семинарии продлилась относительно недолго. В 1795 г. он получил предложение стать секретарем князя Куракина. Так началась политическая карьера Сперанского.

Сперанский быстро продвигался по служебной лестнице. В 1801 г. он стал действительным статским советником, что позволило ему более активно участвовать в общественно-политической жизни страны. В 1806 г. Сперанский познакомился с императором Александром 1-м и так впечатлил его своими талантами и умом, что получил предложение заняться разработкой проекта реформ, которые могли бы улучшить состояние страны. В 1810 г. Сперанский стал государственным секретарем (второй в стране человек после государя), началась его активная реформаторская деятельность.

Реформы, предложенные Сперанским, задевали интересы слишком многих слоев общества и были настолько обширными, что дворянство их опасалось. В результате в 1812 г. Сперанский попал в опалу и находится в таком жалком положении вплоть до 1816 г.

В 1819 г. он неожиданно получил должность генерал-губернатора Сибири, а уже в 1821 г. вернулся в Петербург.

Император умер, а на престол взошел его брат, . Сперанский познакомился с Николаем и тоже очаровал его своим умом, что позволило ему вернуть себе бывшее политическое влияние и уважение. В это время Сперанский получил должность воспитателя наследника престола. Открылась Высшая школа правоведения, в которой он активно работал.

Сперанский умер в 1839 г. от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский получил широкую известность благодаря своим многочисленным реформам, которые носили всеобъемлющий характер. Сперанский не был сторонником монархического строя, он полагал, что государство должно давать всем гражданам одинаковые права, а власть должна быть поделена, однако в то же время он был уверен, что Россия пока не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, как ему казалось, более подходящий вариант. По приказу Александра 1-го Сперанский разработал программу реформ, которые должны были помочь России выбраться из кризиса.

Сперанский предлагал следующие идеи:

  • получение гражданами вне зависимости от сословия равных гражданских прав;
  • существенное сокращение всех расходов на деятельность государственных органов и чиновничества, а также установление жесткого контроля над бюджетом;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, перестройка системы министерств и изменение их функций;
  • создание более современных судебных органов, а также написание нового законодательства, которое учитывало бы потребности новой системы управления;
  • обширные преобразования во внутренней экономике, введение налогов.

Основная идея реформ Сперанского заключалась в том, чтобы создать демократичную модель управления во главе с монархом, которому, однако, власть не будет принадлежать единолично, а общество будет уравнено перед законом. По проекту Россия должна была стать полноценным правовым государством.

Реформы Сперанского не были приняты дворянством, которое боялось потерять свои привилегии. Проект был выполнен не полностью, в жизнь были воплощены лишь некоторые его пункты.

Итоги деятельности Сперанского

Итоги деятельности Сперанского:

  • значительный рост внешней торговли за счет повышения экономической привлекательности России в глазах иностранных инвесторов;
  • модернизация системы управления государством; реформирование армии чиновников и сокращение расходов на их содержание;
  • появление мощной экономической инфраструктуры, которая позволяла экономике саморегулироваться и быстрее развиваться;
  • создание современной правовой системы; Сперанский стал автором-составителем «Полного собрания законов Российской империи»;
  • создание теоретической основы современного законодательства и права.

Введение


В первой половине XIX века государственный и общественный порядок в Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составляющее небольшую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Таким образом, государственная политика выражала интересы основной массы дворянства. При нарастающих противоречиях феодального строя в Российской империи, требовалось немедленное проведение преобразований. Так, Александр I в начале своего царствования захотел провести реформы в России. За помощью в составлении их он обратился в 1808 году к Михаилу Михайловичу Сперанскому. И уже в октябре 1809 года М.М.Сперанский представил царю свой план. Даже сейчас, по прошествии двух веков, этот план поражает своей современностью. М.М.Сперанский предлагал реформировать Россию наподобие нынешних процветающих монархий.

В этой связи избранная тема курсовой работы имеет большое значение для современности. Ее актуальность обусловлена тем, что, исследование процесса зарождения и реализации реформаторских преобразований в истории государства Российского имеет огромное значение для современности и будущего. Изучение опыта политической и государственной деятельности М.М.Сперанского поможет процессу дальнейшего накопления знаний о причинах и механизме возникновения реформаторских идей, удачах или провалах в деятельности выдающихся реформаторов. Осуществляющиеся в настоящее время реформы в некоторых странах проводятся неэффективно и не всегда дают нужные результаты, поэтому без использования исторического опыта современные реформаторы справиться с задачами просто не в состоянии.реформа сперанский чин

Целью курсовой работы, является анализ реформаторских проектов М.М.Сперанского, рассмотрение его проектов и записок, которые он создал в начале карьеры, а также проведение им кодификационной работы.

Объектом курсовой работы является, государственная и политическая деятельность М.М.Сперанского во время правления Александра I (1801-1825) и Николая I (1825-1855).

Предметом - проекты реформ М.М.Сперанского.

Хронологические рамки курсовой работы - 1772-1839 гг.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

рассказать о начале политической деятельности М.М.Сперанского;

раскрыть в полной мере проекты реформ М.М.Сперанского;

проанализировать результаты реформ М.М.Сперанского, а также рассмотреть его деятельность при Николае I.

Источниковой базой курсовой работы являются значительные массивы документальных материалов. Все использованные опубликованные и неопубликованные (хранящиеся в архивах) документы можно разделить на ряд групп.

Первая - официальные правовые документы России. Правовые акты Российской империи в 1830-е годы были сведены в Полное собрание законов Российской империи. Кодификацией законодательства занималось II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которым фактически руководил М.М.Сперанский. Подписанные Николаем I законы, а также различные указы, манифесты и распоряжения (включенные М.М.Сперанским в Полное собрание) показывают официальную позицию власти в том или ином вопросе, а также являются свидетельством свершившихся преобразований. Для удобства пользования в Полное собрание законов были добавлены справочные тома (алфавитные и хронологические указатели).

К первой группе источников также можно отнести и мнения императоров Александра I и Николая I с оценками деятельности М.М.Сперанского, их публичные выступления, написанные данным реформатором и озвученные монархами Российской империи. Данные мнения и речи хранятся в архивах, отражены в центральных газетах России и в воспоминаниях современников.

Вторая - официальные и неофициальные документы, выполненные самим М.М.Сперанским. Прежде всего, сюда следует отнести проект М.М.Сперанского «План государственного преобразования». В этом документе, написанном по заказу императора, М.М.Сперанский представил проект реформ государственно-правового переустройства России. Не менее ценными являются другие документы, написанные М.М.Сперанским: проекты, указы, записки, доклады, мнения. Часть этих документов была опубликована в 1916 году под редакцией С.Н.Валка. Кроме этого, в 1962 году в Ленинграде был издан каталог документов фонда М.М.Сперанского.

Третья - воспоминания, дневники, письма, другие материалы людей, лично знавших М.М.Сперанского. В курсовой работе в основном использовались воспоминания М.А.Корфа.

Жизнь и деятельность выдающегося преобразователя России Михаила Михайловича Сперанского не нашла полного освещения в научной и публицистической литературе. В XIX веке о нем писали мемуаристы и политики, доносили своим правительствам дипломаты и лестно хвалили историки.

Можно привести в пример известные труды Ф.М.Дмитриева, М.Н.Лонгинова, содержащие относительно полные биографические очерки о М.М.Сперанском. Особого внимания заслуживает книга, созданная бароном М.А.Корфом на основе множества собранных им материалов. Она является первой всеобъемлющей биографией великого государственного деятеля и содержит множество интереснейших фактов.

О М.М.Сперанском позднее писали А.Н.Фатеев, И.И.Мещерский, A.В.Никитенко и др. Эти авторы помогают вникнуть в историческую обстановку конца XVIII - начала XIX вв., дают представление об основных чертах характера М.М.Сперанского, освещают некоторые стороны его политико-правового мировоззрения.

Из дореволюционных исследований следует также отметить труды В.Н.Латкина о систематизации законодательства Российской империи. Он характеризует деятельность всех кодификационных комиссий, которые создавались и действовали в России в XVIII - первой половине XIX в. Материалы, собранные В.Н. Латкиным, позволяют понять причины прежних неудач кодификационной деятельности, а также сложность и значимость работ комиссии, фактически возглавляемой М.М. Сперанским.

В советское время интерес к творчеству М.М.Сперанского несколько ослабел. Наиболее объективна в советской историографии работа С.В.Мироненко «Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века», его новейшее жизнеописание М.М.Сперанского.

В свете современных социально-экономических и политических преобразований последнего десятилетия в России, интерес к творчеству и деятельности М.М.Сперанского заметно возрос. Основы его учения о праве и государстве, а также проекты предложенных М.М.Сперанским государственных реформ отражены в монографических исследованиях С.А.Чибиряева, В.А.Томсинова, В.А.Федорова, Л.Л.Ермолинского и др.

Особое место в этой связи занимает исследование В.А.Томсинова «Светило русской бюрократии (М.М.Сперанский)», которое является документальным повествованием о судьбе данного государственного деятеля, стоящего в центре политической жизни России первой трети XIX века. Достоинством фундаментального труда В.А.Томсинова является то, что он впервые сделал попытку показать некоторые детали биографии М.М.Сперанского, что обычно избегают делать многие историки. Кроме этого, автор «Светила русской бюрократии» не делает ссылок на использованные в работе документальные источники, чем обедняет свой труд, сужает возможности творчества для последующих поколений историков.

Структура работы соответствует избранной цели и задачам. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, и списка использованных источников, статей и литературы.


Глава 1.Начало политической деятельности М.М.Сперанского


1 Образование и вхождение в круги власти М.М.Сперанского


Планы наиболее значительных преобразований государственной системы России в эпоху Александра I (1801 - 1825) связаны с именем крупнейшего государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского.

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в деревне Черкутино в сорока километрах от Владимира. Отец его, Михайло Васильевич Третьяков был иереем сельской церкви, он мало уделял внимания своей семье и дому. Все заботы ложились на плечи матери Михаила - Прасковье Федоровне. Его родители были заняты различными хозяйственными делами, поэтому Михаил был предоставлен самому себе. Михаил Михайлович был в семье старшим сыном, он был слаб здоровьем, и не занимался хозяйством, чаще всего он проводил время за чтением книг. Покинул родительский дом Михаил рано - в возрасте восьми лет отец отвез его во Владимир, где устроил на учебу в епархиальную семинарию.

М.М.Сперанский никогда не забывал о своем низком происхождении, достигнув вершин власти и получив все возможные чины и отличия, он не отвернулся от своих бедных родственников. Он заботился о своей матери, пока она была жива, посылал ей подарки и поддерживал переписку. Был у М.М.Сперанского и такой обычай: каждый год, 1-го января, в день своего рождения, он отправлялся в самую дальнюю каморку своего огромного дома в Петербурге и стелил себе на простую лавку овчинный тулуп "чтобы напоминать себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою".

М.М.Сперанский начал свое обучение во Владимирской семинарии. Так как отец родовой фамилии не имел, то Михаил был записан под фамилией Сперанского (от латинского слова "speranta" - надежда). А уже в 1788 году, в числе трех лучших учеников, был переведен в Санкт-Петербург, в главную в России Александро-Невскую семинарию. Столичная семинария недавно открылась, и как Царскосельский лицей, она готовила элитных чиновников, только среди духовных лиц. В 1792 году он окончил курс наук и был оставлен в семинарии учителем физики, математики, красноречия и философии с окладом в 275 рублей в год. В двадцать с небольшим лет он был уже одним из образованнейших людей России.

В этот период М.М.Сперанский самостоятельно изучал труды западноевропейских философов, политиков, читал трактаты французских энциклопедистов. В России эти произведения переводились мало, их изучение требовало хорошего знания немецкого, английского и французского языков. Отличительной чертой М.М.Сперанского являлась логика, систематизация полученных знаний и умение их передать в четкой и лаконичной форме. Его фантастическое трудолюбие и потрясающая логика мысли делали ему будущее принять монашество, и со временем занять высокое место в церковной иерархии. Но судьба решила все по-другому.

В двадцать три года судьба М.М.Сперанского очень сильно изменилась. В 1796 году генерал-прокурор Сената князь А.Б.Куракин решил, что ему необходим домашний секретарь. Митрополит Гавриил предложил на эту должность М.М.Сперанского при условии, что он будет продолжать вести курс лекций в семинарии. Прежде чем принять М.М.Сперанского на должность секретаря, А.Б.Куракин устроил ему своего образа экзамен. Князь поручил Михаилу Михайловичу написать одиннадцать писем разным людям.

А.Б.Куракину потребовался час, чтобы вкратце объяснить содержание писем. В шесть часов утра одиннадцать писем лежали на столе А.Б.Куракина, князь был в восторге от данной работы М.М.Сперанского. А.Б.Куракин решил, что М.М.Сперанский заслуживает большего, чем должность домашнего секретаря и устроил его на государственную службу. С этого момента началась карьера М.М.Сперанского как государственного чиновника .

В январе 1797 года М.М.Сперанского берут в канцелярию генерал-прокурора с чином титулярного советника и жалованием 750 рублей в год. Каждый последующий год он будет получать повышение: через три месяца станет коллежским асессором, в 1798 году надворным советником, в 1899 коллежским советником, в 1799 году советником статским, в 1801 году действительным статским советником. Князь А.Б.Куракин был смещен со своего поста через год. На его место был назначен П.В.Лопухин, на место П.В.Лопухина - А.А.Беклешов. Генерал-прокуроры менялись, а М.М.Сперанский оставался на своем месте. Образованный и любитель науки А.А.Беклешов недолго удержался на своем месте. Отправив его в отставку, Павел I приказал новому генерал-прокурору П.Х.Обольянинову тотчас же уволить всех прежних чиновников канцелярии. Однако М.М.Сперанский сумел расположить к себе даже П.Х.Обольянинова, человека грубого и безграмотного. Четко и умно составленные доклады для А.Б.Куракина обратили на М.М.Сперанского внимание графа В.П.Кочубея, подбиравшего в то время сотрудников для вновь созданного Министерства внутренних дел. В 1802 году Михаил Михайлович получил место директора одной из экспедиций Министерства. А на следующий год В.П.Кочубей поручил ему составить план устройства судебных и правительственных мест в империи. М.М.Сперанский блестяще выполнил это поручение, составив соответствующую записку. В ней он заявил о себе как о стороннике ограниченной монархии, представительного правления и выступил противником крепостного права.

В 1806 году произошло личное знакомство М.М.Сперанского с Александром I. Во время болезни граф В.П.Кочубей стал посылать своего помощника с докладами к императору. Александр I заинтересовался молодым человеком, не имевшим дворянского происхождения, но обладавшим блестящими познаниями и гибким умом. В результате многочасовых бесед к исходу 1807 года М.М.Сперанский стал одним из ближайших советников императора. Именно ему монарх поручил разработать план реформ, которые должны были в значительной степени изменить политическое устройство страны.

Таким образом, мы видим, какой нелегкий путь прошел Михаил Михайлович Сперанский, будучи выходцем из простой и бедной семьи, он оказался на вершинах власти. И все это только благодаря своему трудолюбию и упорному труду.


2 Записки и проекты М.М.Сперанского (1802-1804 гг.)


М.М.Сперанский наряду с выполнением многочисленных обязанностей по службе подготовил ряд проектов и записок. Записки М.М.Сперанского были предназначены для узкого круга читателей, прежде всего для царя. Широкой публики они стали известны намного позже, сначала только в цитатах и в выдержках, и лишь почти век спустя они были опубликованы в полном виде. М.М.Сперанский развивал в своих проектах очень смелые идеи для России того времени, поэтому его труды столь долгое время не публиковались.

В течение 1802-1804 годов М.М.Сперанский создал целую серию записок на различные политические темы, создававшихся им частью по заказу, частью по собственной инициативе. Уже самом названии записок виден круг интересов молодого чиновника: «Размышления о государственном устройстве империи», «О коренных законах государства», «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», «О постепенности усовершенствования общественного», «О силе общего мнения», «Еще нечто о свободе и рабстве» и т. д. .

В записке "О коренных законах государства", написанной М.М.Сперанским в 1802 году, подчеркивалось, что источником власти правительства является государство, а в основе всего в государстве лежит закон. "Всякое правительство существует на условии и доколе оно исполняет сие условие, дотоле оно законно" .

Силу же правительства составляет народ. В зависимости от степени законности, М.М.Сперанский различает два образа правления:

) деспотическое, которое смыкается с патриархальным или домашним;

) ограниченную монархию или умеренную аристократию. Этот тип правительств возникает на основе коренных законов государства, какими народ ограничил власть правительства.

По мнению М.М.Сперанского, любое государство имеет два образа правления, которые подчас противоречат друг другу: внешний и внутренний.

Внешний образ правления это: "все те гласные и открытые постановления. Грамоты, учреждения, уставы, коими силы государственные содержася между собою в видимом равновесии" .

Внутренний образ правления: "это такое расположение государственных сил, по коему ни одна из них не может взять перевеса в общей системе, не разрушив всех ее отношений" .

М.М.Сперанский делит всех граждан государства на два больших класса: высший (дворянство) и низший (народ). Дворяне обладают активным избирательным правом и, будучи избранными, на государственной службе должны быть независимы, а " пользы их были соединены с пользами народа". Народ как низший класс имеет право на собственность, участие в составлении коренных законов, участие в управлении и "на суд равных ему". Важное внимание М.М.Сперанский уделяет единству народа. Он пишет: "А главное народ должен быть единым во всей своей массе. А если народные группы будут сражаться, то им нечего будет противопоставить правительству" .

М.М.Сперанский выступает за постепенное ограничение прав дворянства. По его мнению, это можно сделать путем установления права первородства и введением законов, которые уничтожат классовое различие. Останутся только "различия мест и должностей". "Дворянин будет носить имя и, естьли угодно ему, будет им и гордиться. Но правами, ему равными, будет пользоваться вся Россия". Так как значительной привилегией дворян является владение крепостными, М.М.Сперанский настаивает на уничтожении крепостного права и на пути к его уничтожению выделял два этапа: на первом этапе крестьяне перейдут из личной крепостной зависимости в "приписные" крестьяне, и помещик будет требовать ограниченный набор повинностей. На втором этапе крестьяне должны получить право свободного перехода от одного помещика к другому .

В том же 1802 году М.М.Сперанским была подготовлена записка «Размышления о государственном устройстве империи». В этой работе М.М.Сперанский пишет о том, что метания от одного плана государственного устройства к другому приводит к отсутствию определенного образа правления и четких институтов власти, и, следовательно, самые "благоразумные и спасительные законы" не имеют смысла .

Если в государстве правит самодержавный монарх, то "народ будет все то, чем власть предержащая быть ему повелит". Попытки механического заимствования опыта других государств, которые те государства приобретали веками, не приведут к реальному изменению ситуации в стране, но заставят народ думать, что все изменилось. Хотя перенятый опыт и не изменит ситуации, но познакомит людей с "имянами прав, законов, преимуществ, свободы. И очень скоро поймет, что все эти свободы он имеет только на словах и рано или поздно явится благотворительный гений".

Без общего плана реформ даже государь, искренне горящий желанием преобразований, неизбежно погрязнет в частностях, толпа министров будет своими хаотичными несогласованными и, как следствие, безответственными действиями неизбежно тормозить проведение любых преобразований в жизнь. А если государь забудет все те надежды на преобразования, которые связывал с ним народ, испугается перемен и купится на простоту деспотической власти, то в таком случае у его государства будут два пути:

) Народы, проснувшиеся от спячки "найдут себя в бездне рабства. Тогда бешенство страстей народных, неминуемое следствие слабости, заступит место силы и благоразумия. Необузданная вольность и безначалие представляется единым средством к свободе.

) Если цепи народа так волшебно составятся, что он никогда разорвать их или не захочет, или не будет в силах; положим, что никакое обстоятельство не возмутит того глубокого сна, в коем он будет погружен, но чтоб продолжить сей мнимый покой надобно, чтоб правительство было справедливо" .

Но ни один деспотический государь не сможет править справедливо и беспристрастно, благодаря людям из своего окружения, которые, не имея при деспотической власти политического веса, захотят быть хотя бы "независимо богатыми". "…Корыстолюбие столь сильно душами не обладает, как при неограниченном правлении". И даже если государь их разоблачит, сможет ли он править с таким окружением? Да и сам государь не застрахован от пристрастности; чтобы быть деспотом справедливым, надо быть почти Богом, пишет М.М.Сперанский .

Если вся система государственного управления держится лишь на единоличной самодержавной власти, а не на законах и общегосударственном едином плане преобразований, то любые преобразования бессмысленны: управление на местах выльется в произвол чиновников, а все преобразования будут локальны, противоречивы и лишь будут тормозить друг друга .

В 1803 году М.М.Сперанский завершил объемный труд "Об устройстве судебных и правительственных учреждений в России". В этой работе М.М.Сперанский пытается разобраться, из каких частей "слагается государственное управление вообще", определить компетенцию каждой из этих частей, в том числе пытается исследовать устройство монархического правления и на основе своих рассуждений составить приемлемый для России образец управления. По мнению М.М.Сперанского, в ведении всякого правительства находятся «четыре главных предмета»:1)Полиция, 2) Суд, 3)Войско, 4)Внешние сношения и государственное хозяйство. Управление страной должно быть организовано на принципах подотчетности, единой организации административно-территориального деления и подчинения общегосударственным законам. Любое управление, по мнению М.М.Сперанского, должно быть ограничено и соответствовать исторической традиции той территории, на которую оно распространяется .

Органами исполнительной власти являются учреждения. Они относятся: «1) к полиции, 2) к экономии, 3) к системе воинской,4) к системе внешних отношений». В России, по взглядам М.М.Сперанского, прежде всего в усовершенствовании нуждаются полиция и экономия. Все предметы государственного управления делятся на предметы, относящиеся к законодательной власти, и предметы, относящиеся к исполнительной власти. К законодательной власти относится все, что касается "постановления, усовершенствования и охранения законов"; к исполнительной - все, что касается постановления временных учреждений и исполнения законов. Законы М.М.Сперанский делит на три рода: Государственный (Конституционный), гражданский и уголовный .

М.М.Сперанский также определяет функции Сената исполнительного, законодательного; Суда и полиции. В частности, Сенат исполнительный состоит из отделения управления (администрации) и отделения суда, а Сенат законодательный составляют сенаторы, назначаемые губернаторами. К компетенции законодательного Сената относятся «постановления закона гражданского и уголовного»; «усовершенствования закона гражданского и уголовного и охранение закона в исполнении его». На первое время М.М.Сперанский делит Сенат исполнительный на две части: судную и управление. Судная часть включает в себя гражданские и уголовные департаменты. Суды делятся на уголовные и гражданские. Дела в суд поставляются от Сената судного, от Комиссии, от Сената управляющего, от Государя и от министерств. Судебный процесс состоит из трех главных частей: следствия, суждения и приговора .

В 1804 году М.М.Сперанский написал две работы "О духе правительства" и "О образе правления".

В работе "О духе правительства" М.М.Сперанский характеризует время правления Екатерины II, Павла I и Александра I. «Рассматривая историю царств в больших расстояниях времени, можно найти в них некоторые правила коренные, изъясняющие все частные их явления. Сии правила составляют дух правительства», пишет он в своем труде . Он показывает плюсы и минусы времени правления монархов. Вот что он пишет о духе правительства в царство Александра I: «Дух правительства в царство Александра I ищет вместить в себе то, что в обоих предыдущих царствах было лучшего: свободные идеи в центре и определительность на поверхности. Выгоды его ощутительны, неудобства суть следующие:

) а)Начала правительства, не имея никакого политического основания, не могут иметь и прочности, кроме той, какая может произойти от навыка и общего мнения. Они будут тверды, если продолжатся несколько десятилетий.

б)Как царство сие застало также частные управления без правил и уставов, то и в нем все подвергается частным разрешениям, - отсюда многоделие.

)Недостаток плана есть второе неудобство.

)Недостаток доброй организации есть третье неудобство.

)Наконец, смешение начал законодательных с упражнениями исполнительными, необходимость, в которую поставлены все департаменты - составлять и уставы, и наблюдать за их исполнением, - есть четвертое неудобство и также важная причина многоделия.

В труде "О образе правления" М.М.Сперанский говорит: «Я хочу доказать истину весьма странную, что во всех народах, нам известных, никогда не бывало другого образа правления, кроме деспотического, или, лучше сказать, что различие образов правления деспотического и республиканского состоит только в словах» . И доказывает свою точку зрения по этому вопросу.

Из всего вышеперечисленного я могу сделать вывод, о том, что, еще не будучи на высоком посту, а также не получая задачи составления проектов реформ, Михаил Сперанский уже думал о преобразовании России, и составлял по этому поводу различные записки и сочинения на эту тему. Самыми интересными и смелыми записками были: «О коренных законах государства» и «Размышления о государственном устройстве империи». Там он приводит различные доводы в свою пользу, Михаил Михайлович Сперанский показывал, таким образом, необходимость изменений в стране.


Глава 2.Проекты реформ М.М.Сперанского (1808-18012)


1 Преобразования высших органов власти


Александр I, взошедши на трон, захотел повести ряд реформ в России. Для этого он объединил своих друзей-либералов в "Негласный комитет". Создание и воплощение реформ продвигалось очень медленно, реформаторы не имели представления о реальном государственном управлении. Им нужен был человек, который бы мог воплотить задумки в реальные проекты.

И этим человеком стал М.М.Сперанский.

В 1808 году царь поручил создать М.М.Сперанскому генеральный план реформ. Этой работой Михаил Сперанский занимался почти год. План реформ был представлен в виде обширного документа: «Введении к Уложению государственных законов». В нем он высказал свое личное мнение по поводу конкретных проблем государственного развития и правопорядка, а также объяснил и обосновал свои мысли. В 1809 году М.М.Сперанский писал: "Если Бог благословит все сии начинания, то к 1811-му году, к концу десятилетия настоящего царствования, Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразуется" . В плане М.М.Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, при верховенстве власти самодержавного монарха. Вся власть в государстве должна была делиться на: законодательную, судебную и исполнительную. До этого строгого разделения властей не существовало. Также М.М.Сперанский предложил ввести систему министерств. Он предлагал сделать выборную Государственную Думу и Государственный Совет, назначаемый царем. Вводились гражданские и политические права, то есть речь шла о конституционной монархии. Государственной думе вверяется закон. Сенату - суд. Министерству - управление.

Реформа Государственного Совета (1810 г.)

Преобразование Государственного совета стало важнейшей из осуществленных реформ М.М.Сперанского. 1 января 1810 года был опубликован "Манифест об учреждении Государственного совета" и "Образование Государственного совета", регламентирующего деятельность этого органа. Оба документа были написаны самим М.М.Сперанским. Изменение функций Совета преследовало такую же цель, как и реорганизация всех ветвей власти: защитить все сословия от деспотизма и фаворитизма. Объективно это означало некоторое ограничение самодержавия, так как создавалась относительная самостоятельность всех ветвей власти и они становились подотчетным сословиям. Подготовка реформы велась в обстановке секретности и стала совершенной неожиданностью для многих.

Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета М.М.Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 год, говоря, что Совет «учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия». Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение:

«…I. В порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются.. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном.. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. …» .

Круг полномочий Государственного совета весьма широк. В его компетенцию входили: все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения; предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений; дела, требующие в законах, уставах и учреждениях объяснения истинного их смысла; меры и распоряжения общие, приемлемые к успешному исполнению существующих законов, уставов и учреждений; общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые; объявление войны, заключение мира и другие важные внешние меры; ежегодные сметы общих государственных доходов и расходов и чрезвычайные финансовые меры; все дела, по которым отчуждается какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное владение; отчеты всех канцелярий министерских департаментов, управляемых статс-секретарями, которые подчинялись государственному секретарю. Это звание было возложено на самого М.М.Сперанского. Для производства дел в Совете была учреждена государственная канцелярия под управлением государственного секретаря, докладывающего вопросы на общем собрании и заведующего всей исполнительной частью. При Совете находилась комиссия составления законов и комиссия прошений.

Однако анализ манифеста свидетельствует, что учреждение Государственного совета игнорировало основные принципы государственной реформы, отраженные во "Введении к уложению государственных законов". Совет планировался как совещательный орган при императоре. Однако в написанном им же манифесте Государственный совет предстает в виде исключительно законосовещательного органа. Вся деятельность по созданию законов оказалась в руках императора, так как всех членов Государственного совета он назначал сам. Всего вместе с председателями и министрами в Совет было назначено 35 человек.

Решения Совета принимались большинством голосов. Те члены Совета, которые не были согласны с большинством, могли записать свое особое мнение в журнале, но никакого влияния это не имело. Все законы и уставы должны были утверждаться монархом и издаваться в виде царского манифеста, начинавшегося словами: "Вняв мнению Государственного совета". Александр I часто игнорировал мнение большинства Совета и часто поддерживал меньшинство. Государственный совет завалили различными не свойственными ему вопросами. Совет рассматривает то смету расходов и доходов Москвы и Петербурга, то уголовные гражданские дела. Император стал издавать законы без рассмотрения их в Совете.

Таким образом, реформа Государственного совета была проведена, по реформе Совет должен был обсуждать все подробности государственного устройства и решать, насколько они требуют новых законов, а затем выносить свои предложения на суд верховной власти, но на практике все было по-другому. Александр I пренебрегал этим.

Реформа министерств (1810-1811 гг.)

Министерская реформа началась еще до преобразования Государственного Совета. Манифестом от 25 июля 1810 года было обнародовано "новое разделение государственных дел в порядке исполнительном" с подробным определением пределов их деятельности и степени их ответственности. Манифест повторил все основные мысли и предложения М.М.Сперанского. Следующим манифестом - "Общим учреждением министерств" от 25 июня 1811 года было объявлено об образовании министерств, определены их штаты, порядок назначения, увольнения, производства в чины, порядок производства дел. Определены степень и пределы власти министров, их отношения с законодательной властью и, наконец, ответственность как министров, так и разного рода чиновников, принадлежавших к составу министерских канцелярий и департаментов.

Каждое министерство получило единообразное структурное оформление. Согласно "Общему наказу", министерство возглавлял министр, назначаемый императором и фактически ответственный перед ним. Аппарат министерств состоял из нескольких департаментов во главе с директором, а они, в свою очередь, делились на отделения, возглавляемые начальником. Отделения разбивались на столы во главе со столоначальником. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия. В "Общем наказе" категорически оговаривалось, что министрам принадлежит только власть исполнительная и в их компетенцию не входит "никакое новое учреждение или отмена прежнего". Министры назначали и увольняли чиновников, осуществляли надзор за подчиненными министерству учреждениями. Манифест 1811 года, по сути, дал министрам безграничную власть в своей отрасли.

марта 1812 года было обнародовано "Учреждение Комитета министров". Этим документом он определялся как высший административный орган. Комитет состоял из 15 членов: 8 министров, 4 председателя департаментов Государственного Совета, главнокомандующий Петербурга, начальник Главного штаба и начальник морского штаба. Председателем Комитета был князь Н. И. Салтыков, но дела, рассматриваемые Комитетом, докладывались Александру I А.А.Аракчеевым. На Комитет возлагалось рассмотрение дел, по которым "необходимо общее соображение и содействие" . Создание подобного органа было не чем иным, как полным игнорированием принципа разделения властей, подчинением законодательной власти высшей администрации. Довольно часто Комитет по инициативе того или другого министра стал рассматривать законопроекты, которые потом утверждал Александр I. Вместо органа, объединяющего и направляющего деятельность министерств, Комитет министров в своей деятельности или подменял министерства, или занимался делами, которые были не свойственными исполнительной власти. Он мог отменить решение Сената и одновременно с этим рассмотреть по первой инстанции малозначительное уголовное дело.

Следует отметить, что, М.М.Сперанский впервые ввел такую систему министерств, какую мы можем видеть и сейчас.

Реформа Сената (1811 г.)

Эта реформа довольно долго обсуждалась в Государственном совете, но так и не была осуществлена. М.М.Сперанский считал необходимым безотлагательно реформировать Так как трудно было понять основное назначение сената в системе государственного управления. М.М.Сперанский предлагал отделить правительственные функции от судебных и создать два сената, назвав первый Правительствующим, а второй Судебным. Первый, по его предложению, должен был состоять из государственных министров, их товарищей (заместителей) и должен быть единым для всей империи. Второй, под названием Сената судебного, распадался на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

Проект реформы Сената рассматривался сначала в комитете председателей департаментов Государственного совета в 1811 году, а затем на общем собрании совета. Члены Совета в большинстве своем возражали против реформы Сената. Все возражения сводились к тому, что изменение учреждения, веками существовавшего, "произведет печальное впечатление на умы", разделение Сената уменьшит его значение, повлечет большие издержки и создаст "большие трудности в приискании способных людей как в должности канцелярские, так и в сами сенаторы". Некоторые члены Государственного совета посчитали, что выбор части сенаторов противоречит принципу самодержавия и "скорее обратится во вред, нежели в пользу". Другие выступали против того, чтобы Судебный Сенат был высшей судебной инстанцией и его решение было окончательным, считая, что этот акт будет уменьшать значение самодержавной власти. Многим показалось непозволительным выражение "державная власть" по отношению к Сенату, так как в России знают лишь власть самодержавную. Наиболее существенные замечания принадлежали графу А.Н.Салтыкову и князю А. Н.Голицыну. Они полагали, что, этот проект прежде всего не "ко времени", считали несвоевременным вводить в жизнь новое установление во время войны, финансового расстройства при всеобщем недостатке в образованных людях.

М.М.Сперанским был составлен свод высказанных замечаний. К нему он приложил записку, в которой различными доводами защищал свой проект, уступая оппонентам в мелочах. В пермской ссылке М.М.Сперанский причины такой отрицательной реакции объяснял так: "Возражения сии большею частию происходили от того, что элементы правительства нашего недовольно еще образованы и разум людей, его составляющих, недовольно еще поражен несообразностями настоящего вещей порядка, чтобы признать благотворные перемены необходимыми. И следовательно, нужно было еще время... чтоб, наконец, их ощутили и тогда они сами бы пожелали их совершения". М.М.Сперанский считал, что мнения членов Государственного совета сводятся к мнению: "хорошо, да не время". Его противники, не имея веских аргументов против предложенного проекта, говорили только о его несвоевременности. Против реформы было и большинство министров (только трое высказались за представленный проект). Иначе, рассуждал М.М.Сперанский, и быть не могло, так как проект лишает министров права докладывать лично государю и по докладам этим объявлять высочайшие указы, снимая тем самым с себя всю ответственность. Таким образом устройство Судебного сената встретил в штыки весь наличный состав Сената.

Так, несмотря на все возражения, проект реформы Сената большинством голосов был одобрен, и Александр I утвердил решение Государственного совета. Однако утвержденному проекту переустройства Сената не суждено было быть осуществленным в жизнь. Приближалась война с Наполеоном, кроме того, казна была пуста. Император решил не начинать преобразование Сената до более благоприятных времен. "Дай бог, - писал М.М.Сперанский, - чтобы время сие настало! Проект может быть переменен, исправлен или совсем переделан людьми, более меня сведующими, но я твердо уверен, что без устройства Сената, сообразного устройству министерств, без сосредоточения и твердой связи дел министерства всегда будут наносить более вреда и заботы, нежели пользы и достоинства" . Таким образом, Сенат сохранился в прежнем виде.


2 Реорганизация финансовой политики государства (1809-1810 гг.)


В 1809 году на М.М.Сперанского было возложено оздоровление финансовой системы, которая после войн 1805-1807 годов находилась в состоянии глубочайшего кризиса. Ему было поручено составить определительный и твердый план финансов. Так 1 января 1810 года император Александр I лично внес разработанный М.М.Сперанским план в Государственный совет, а 1 февраля он был утвержден и обнародован в форме высочайшего манифеста, опять же написанного М.М.Сперанским. С тем чтобы вывести Россию из катастрофического положения, план требовал "сильных мер и важных пожертвований". Эти сильные меры сводились: 1) к изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней и, наконец, 6) установлению новых налогов .

Прежде всего, М.М.Сперанскому удалось претворить в жизнь ту часть проекта, которая предполагала сокращение расходов. Расходная часть бюджета 1810 года была сокращена на 20 млн руб. Доходы, поступавшие во все ведомства, объявлялись принадлежавшими государственному казначейству, и эти суммы могли расходоваться только с разрешения министра финансов с последующим утверждением Государственным советом. Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, которые объявлялись государственным долгом, создавался за счет распродажи государственного имущества в частную собственность (казенные леса, арендные имения и др.). Кроме того, государство расширило прямые займы у населения, повысив процентную ставку по облигациям государственных займов. В кредите М. М.Сперанский увидел мощнейшую двигательную силу экономики, в кредите, основанном па коммерческих началах и, разумеется, возвратном. Предприятиям разрешалось предоставлять друг другу свои свободные средства в кредит.

Важной мерой по стабилизации финансового состояния явилось установление налогов с дворянских имений, ранее освобожденных от податей. Наконец, М.М.Сперанский занялся положением разменной монеты. За главную монетную единицу был принят серебряный рубль. Принимались меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которой реформатор предлагал заменить медную. Таким образом, он пытался восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету.

Старания М.М.Сперанского не прошли даром. Уже в 1811 году дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн. руб. (в 1809 году он равнялся 105 млн. руб.), доходы возросли до 300 млн. руб. Они был бы значительно выше, если бы государственные органы организовали должным образом составление описей имущества, предназначаемого для распродажи. Не удалось и предполагаемое сокращение расходов, так как полным ходом шли приготовления к войне с Наполеоном. Поток жалоб вызвало увеличение налогов, которые не желали брать на себя все предшествующие финансисты. По замечанию самого М.М.Сперанского, "каждый член правительства в течение двадцати лет хотел сложить с себя бремя сей укоризны, надлежало, однако ж, чтобы кто-нибудь ее нес".

Все эти меры сопровождались разработкой М.М.Сперанским таможенного тарифа и торгового уложения. В основу этих исключительно нужных нормативных актов была положена идея "поощрения сколь можно произведений внутреннего труда в промышленности", сокращения потока иностранных товаров и облегчения их вывоза из России.

Значительно позже М.М.Сперанский подготовил обстоятельную записку "О монетном обращении". В ней дается критический анализ финансовой политики самодержавия, определяются меры ее оздоровления. Среди них: 1) установление банковских билетов; 2) определение общего курса и прием по этому курсу кредитных билетов вместо ассигнаций во всех банках без исключения; 3) перевод ассигнаций в банковские билеты. "Последствием первой меры, - писал М. М.Сперанский, - будет приостановить дальнейшее возвышение ассигнаций. Последствием второй будет привести курсы их в один общий и тем самым прекратить простонародные лажи. Наконец, последствия третьей меры есть коренное исправление всего монетного нашего движения".

Если говорить в общем, то, в расходах обозначился определенный порядок. Сам М.М.Сперанский так говорил о принятых им мерах: "Вместо того, что прежде каждый министр мог почерпать свободно из так называемых экстраординарных сумм, в новом порядке надлежало все вносить в годовую смету, потом каждый почти рубль подвергать учету в двух инстанциях Совета, часто терпеть отказы и всегда почти уменьшения и в конце всего ожидать еще ревизии контролера".


3 Преобразование в сфере придворных званий и производства в чины (1809 г.)


апреля 1809 года издан был указ о придворных званиях. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших желание поступить на службу, считать в отставке. Само звание обращалось впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами.

Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. е. установленным сроком службы. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике.

Оба указа произвели тем больший переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены М.М.Сперанским тайно от высших правительственных сфер. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях. Закон требовал исполнителей «опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых», по выражению указа от 3 апреля, - «исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием», т. е. воспитанных в национальном духе, возвышающихся не выслугой лет, а «действительными заслугами и отличными познаниями», говорится в указе от 6 августа. Действительно, требовались новые люди, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 года.

В целом реформы М.М.Сперанского были очень смелыми для того времени, не все они были воплощены в жизнь. Россия еще была не готова к преобразованиям такого плана, поэтому многие были против этих реформ, да и самого М.М.Сперанского. В результате этого Александр I стал получать доносы на Михаила Михайловича. Развязка наступила в марте 1812 года, когда Александр I объявил М.М.Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород.


Глава 3.Результаты реформ М.М.Сперанского и его деятельность при Николае I


1 Причины неудач реформ М.М.Сперанского и Александра I


В марте 1812 года, когда Александр I объявил М.М.Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород. Давление на императора усилилось, а получаемые им доносы на М.М.Сперанского было невозможно далее оставлять без внимания. Александра I вынуждали назначить официальное расследование деятельности своего ближайшего сотрудника, и он так бы и поступил, если бы поверил наветам. Самоуверенность М.М.Сперанского, его неосторожные высказывания, его стремление самостоятельно решать все вопросы, оттесняя государя на второй план, - все это послужило причиной отставки и ссылки М.М.Сперанского.

Причина безуспешности преобразовательных начинаний М.М.Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра I. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но по молчаливому или по гласному признанию действующего закона целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны.

По логике новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Известен и источник этого заблуждения; он заключается в преувеличенном значении, которые тогда придавали формам правления.

Люди тех поколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществляться нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т.е. система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную.

Реформы начала XIX века не смогли затронуть основ самодержавия, хотя предложения реформаторов были направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами феодально-абсолютистской монархии. На деле царь единолично решал важнейшие вопросы. Традиции самодержавия продолжали действовать, царь оказывался первым, кто их активно поддерживал. Сработала система, человек системы в решающий момент сделал шаг назад, потому, что к ним были не готовы Россия, русское общество, втягивавшееся в новое общественное русло.

Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев началась Отечественная война с Наполеоном, завершившаяся изгнанием французов из России. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внимание императора.


3.2 Кодификационная работа М.М.Сперанского


Первая стадия систематизации

Во время своего царствования Николай I решил провести кодификацию законов. Сам император впоследствии вспоминал: " Вместо сочинения новых законов я велел собрать сперва вполне и привести в порядок те, которые уже существуют, а самое дело, по его важности, взял в непосредственное мое руководство, закрыв прежнюю комиссию". Речь шла о Комиссии составления законов, которая была преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, менее известное, но не менее важное, чем III Отделение, занимавшееся политическим сыском. Перед Вторым отделением была поставлена задача по кодификации разрозненного и запутанного российского законодательства. Начальником II Отделения стал М.А.Балугьянский. Как считают, царь (напомним, что в разгаре было следствие по делу декабристов) не доверял М.М.Сперанскому. Характерно, что при назначении на пост М.А.Балугьянского император сказал ему о М.М.Сперанском: "Смотри же, чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810-м году: ты у меня будешь за него в ответе".

Лишь впоследствии, оценив блестящие способности М.М.Сперанского, обеспечившего успешный ход работы Второго отделения с. е. и. в. Канцелярии и ответственное выполнение доверенных ему поручений, Николай I "совершенно изменил свой взгляд на прошедшее М.М.Сперанского и стал оказывать ему все более и более доверия" .

Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу М.М.Сперанского должно было быть «Полное собрание законов». Юридическая техника для составления «Свода» основывалась на следующей методике:

а) статьи «Свода», основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;

б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов;

г) сократить многосложные тексты законов тексты законов;

д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.

Составление Полного Собрания законов Российской Империи М.М.Сперанский разделял на три этапа:

Осуществление архивных работ, подготовка реестров всех существующих узаконений


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Реформы государственного управления

В 1802 г. Александр I предпринял частичную реорганизацию системы управления. Вместо коллегий были созданы министерства . Был образован Комитет министров. Министерств было восемь: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Особенно широкие полномочия - от сбора налогов до проведения рекрутских наборов - в новой структуре управления приобрело министерство внутренних дел.

Новый этап подготовки преобразований начался в 1809 г., когда к разработке реформ был привлечен М.М. Сперанский. Это была необычная фигура в высших эшелонах российской власти. Сын сельского священника, окончивший духовную семинарию, он сделал быструю карьеру благодаря колоссальным личным способностям и покровительству Новосильцева, у которого служил сначала домашним учителем, а потом личным секретарем. В 1810 г. Александр сделал его государственным секретарем России.

Сперанский был сторонником конституционной монархии и разделения властей. Он разработал "Введение к Уложению государственных законов", в котором предложил создать выборный высший законодательный орган - Государственную думу. Без согласия думы законы издаваться не могли. Сенат оставался высшим судебным органом. Создавался назначаемый императором Государственный совет, который утверждал принятые Государственной думой законы.

Все население России предполагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные крестьяне и лица, работающие по найму: рабочий, прислуга и т.п.). Избирательные права должны были получить только первые два сословия, причем на основе имущественного ценза. Однако гражданские права предоставлялись всем подданным империи, включая крепостных.

Стремясь ослабить недовольство дворянства, Сперанский не включил в проект требования освобождения крестьян, но сам характер предлагаемых изменений делал неизбежным уничтожение крепостной зависимости. Сперанский говорил: "Крепостное право до такой степени противоречит здравому смыслу, что на него можно смотреть лишь как на временное зло, которое неминуемо должно иметь свой конец".

Реорганизацию системы государственного управления предполагалось начать в 1810 г. 1 января 1810 г. был создан Государственный совет. Летом того же года произошла частичная реорганизация министерств: созданы министерства полиции и путей сообщения, ликвидировано министерство коммерции. Однако предложенный Сперанским план реорганизации Сената был отвергнут Государственным советом в 1811 г. О создании же ключевого звена реформ - Государственной думы - речь даже не заходила. Причина этого заключалась в ясно обозначившейся оппозиции дворянства.



Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания. Все, формально состоявшие при дворе, но не служившие, должны были избрать себе службу или лишиться чинов. Высокое положение при дворе более не позволяло занимать важные государственные должности.

Еще более возмутило чиновников намерение Сперанского ввести на государственной службе образовательный ценз. Все чиновники VIII ранга и выше должны были сдать экзамены или представить справку об окончании университетского курса.

К тому же в аристократической среде Сперанского считали чужаком, выскочкой. Его проекты казались опасными, чересчур радикальными, в них видели угрозу отмены крепостного права. Сперанского обвиняли в революционных замыслах, шпионаже. Под угрозой дворянского бунта Александр I пожертвовал Сперанским. В марте 1812 г. Сперанский был отставлен и сослан в Нижний Новгород. Самая значительная в русской истории попытка перехода от самодержавия к конституционной монархии не удалась.

На что следует обратить внимание при ответе:

Говоря о правлении Павла I, следует не сводить все к самодурству императора, а показать, что он вел политику, принципиально отличную от просвещенного абсолютизма Екатерины, считая, что России необходим железный порядок, а либерализм ведет лишь к бедам и неурядицам.

Характеризуя внутреннюю политику Александра I, следует подчеркнуть, что преобразовательные планы императора натолкнулись на решительную оппозицию справа, перед которой царь отступил, боясь дворцового переворота. Можно также отметить, что настроения самого Александра были двойственны: либеральные взгляды переплетались с тщеславием и проснувшимся властолюбием.

1 Павел обвинял мать в убийстве своего отца Петра III и узурпации престола. Екатерина не допускала сына к участию в управлении страной, видя в нем претендента на свою власть.

2 За 4 года царствования Павла было роздано в частные руки почти столько же крестьян, сколько за все 34-летнее царствование Екатерины.

3 Не случайно возник характерный анекдот: будто бы на смотру Павел, недовольный прохождением одного из полков, скомандовал: "Полк! Кругом, в Сибирь, шагом марш!" И полк пошел в Сибирь. Лишь через несколько часов царь сменил гнев на милость, и полк был возвращен.

4 Бывший воспитатель Александра I после его вступления на трон приехал в Россию.

5 Фактически уже Павел I, восстанавливая коллегии, установил в них вместо коллегиальности принцип единоначалия, т.е. на практике превратил их в министерства.

Поделиться: