Внутренние морские воды: определение понятия. Внутренние воды Внутренние морские воды понятие режим

В соответствии с ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. к внутренним водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря. Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 г. № 155- ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внутренние морские воды являются составной частью территории РФ, и к ним относятся воды:

  • – портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
  • – заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
  • – заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям" .

Внутренние морские воды являются частью государственной территории и находятся под полным суверенитетом прибрежного государства точно так же, как и сухопутная территория. Правовой режим внутренних морских вод регулируется национальным законодательством прибрежного государства, которое может разрешать или запрещать заход иностранных судов в свои внутренние воды, а также применять санкции к нарушителям национального законодательства.

По общей практике прибрежные государства объявляют свои порты открытыми для захода иностранных судов . Государства могут на основе взаимности предоставлять друг другу во внутренних морских водах и портах режим наибольшего благоприятствования , так называемый национальный режим или режим наиболее благоприятствуемой нации . Под этими режимами понимается приравнивание иностранных невоенных судов к национальным судам прибрежного государства и предоставление иностранным невоенным судам, грузам, их пассажирам таких льгот, которые уже предоставлены любому третьему государству. Аналогично, в отношении иностранных государств, в которых имеются специальные ограничения для судов Российской Федерации, могут применяться соответствующие ответные санкции.

Иностранные морские суда, находясь во внутренних морских водах прибрежного государства, обязаны соблюдать местные законы и правила. В своих внутренних водах прибрежные государства осуществляют административную, уголовную и гражданскую юрисдикцию над всеми судами, а также над всеми физическими лицами, так же как и на сухопутной территории. В международном праве по этому поводу не предусмотрено каких-либо ограничений, кроме тех, которые вытекают из принципа иммунитета военных кораблей и государственных судов, используемых для некоммерческой правительственной службы. Если член экипажа иностранного судна совершает преступное уголовное деяние, то он несет ответственность наравне с гражданами прибрежного государства, однако если такое деяние не затрагивает интересы прибрежного государства, а относится только к иностранному судну или его экипажу и в отсутствии особых обстоятельств, то юрисдикция прибрежного государства не применяется. Также любое процессуальное действие властей прибрежного государства на борту иностранного судна должно быть предварительно согласовано с консульскими властями страны, под флагом которой находится судно. По общей практике прибрежное государство не вмешивается в трудовые и гражданско-правовые споры между лицами, входящими в состав экипажа.

Должностным лицом, который отвечает за безопасность мореплавания в порту, за заход и выход судов, является капитан морского порта. Особенностью правового режима морского порта является право вынужденного захода судов в силу чрезвычайных обстоятельств, но капитан порта может отказать в таком праве, если есть вероятность нанесения серьезного ущерба окружающей среде, населению близлежащих районов. После того как будут исчерпаны обстоятельства, которые вынудили судно осуществить вынужденный заход в порт, оно обязано его покинуть. Выход иностранного судна из морского порта осуществляется только после получения разрешения от капитана порта после согласования с таможенными и пограничными органами прибрежного государства.

В 1965 г. была принята Международная конвенция по облегчению морского судоходства, которая получила всеобщее признание и на основе которой было заключено большое количество двусторонних соглашений по вопросам торгового судоходства для облегчения положения судов в портах, унификации административных требований по заходу, нахождению судов в порту по единому международному стандарту, что показало, что в интересах международного сотрудничества в области морского судоходства необходимо соблюдать разумное сочетание национального и международно-правового регулирования правового режима внутренних морских вод.

Разрешая заход иностранных судов во внутренние морские воды, государство не имеет права требовать и взимать за это какие-либо сборы или плату, но может взимать их за оказываемые услуги или, например, за пользование искусственными сооружениями, такими как каналы, причалы, маяки и т.д. В морском порту могут устанавливаться портовые сборы: корабельный, канальный, ледокольный, лоцманский, маячный, навигационный, причальный, экологический.

  • Например, к историческим морям Российской Федерации относятся Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Чукотское; к историческим заливам Российской Федерации относят залив Петра Великого. В качестве примеров зарубежных исторических заливов можно привести Гудзонов (Канада), Монтерей (США), Бристольский (Великобритания).
  • Для научно-исследовательских судов, судов с ядерными энергетическими установками, а также для торговых судов, которые не осуществляют в порту погрузку или выгрузку груза, посадку или высадку пассажиров, законодательством некоторых стран предусмотрено требование заранее получать разрешение на заход или предварительно уведомлять о заходе через дипломатические каналы.

Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1960 гг., осуществившие кодификацию его норм. Эта работа затем была продолжена на III Конференции ООН по морскому праву (1973—1982 гг.).

В течение ряда десятилетий к основным относились Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. — о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которая подписана более чем 150 государствами , вступила в силу 16 ноября 1994 г. Существенное значение имеют также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды — относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др.

Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской организацией (ИМО).

Государства заключают также локальные многосторонние и двусторонние договоры по различным вопросам морской деятельности. К ним относятся: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 г., Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря 1994 г., Меморандум о мерах по более эффективному и успешному развитию сотрудничества между Правительством Российской федерации и Правительством Японии в области поиска и спасания на море 1993 г.; многочисленные соглашения о морском торговом судоходстве; соглашения о разграничении территориального моря и континентального шельфа: между СССР и Польшей — о разграничении континентального шельфа в Гданьском заливе 1969 г, между СССР и Швецией о разграничении континентального шельфа, а также советской экономической зоны и шведской рыболовной зоны в Балтийском море 1988 г. и др.

В целях обеспечения наиболее эффективной реализации норм международного морского права государства издают внутригосударственные законодательные и иные правовые акты. Они необходимы, поскольку конкретизируют положения международно-правовых норм применительно к условиям конкретного государства, определяют компетентные органы и учреждения в сфере реализации норм морского права , устанавливают ответственность за их нарушение.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных людей и др.

В целях обеспечения безопасности или во избежание возможного загрязнения окружающей среды прибрежные государства предусматривают особый порядок, ограничение или запрещение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру.

Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществляется под наблюдением органов таможенного контроля . Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошлинами.

В соответствии с Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 г. существенно упрощены и сокращены формальности, требования к документам и различным процедурам в отношении судов, находящихся в порту.

Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ремонтные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), техническими средствами (транспортными средствами, кранами, буксирами).

Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыболовство или иной промысел могут осуществляться иностранными судами только на основе специальных международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибрежного государства.

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежного государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступлениях , совершенных на борту судна. В соответствии с двусторонними соглашениями о морском торговом судоходстве такая юрисдикция осуществляется, если правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи; если преследование необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Территориальное море имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море (ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права ; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

В Законе о Государственной границе РФ говорится, что иностранные невоенные суда и военные корабли в территориальном море Российской Федерации пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных договоров и законодательства России. Иностранные военные корабли, невоенные подводные лодки и другие подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальное море в порядке, устанавливаемом Правительством России.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и от характера нарушения.

Согласно ст. 30 Закона о Государственной границе РФ, органы и войска Федеральной пограничной службы РФ в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима территориального моря Российской Федерации, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование "по горячим следам ").

Согласно ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением , совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев: а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; с) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; d) .если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или навлеченных на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным- кораблем прибрежному государству, государство флага несет международную ответственность.

Прилежащая зона

Прилежащая зона — часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. содержится лишь положение о недопустимости приостановления мирного прохода иностранных судов через проливы, которые используются для международного судоходства.

Через проливы могут проходить военные корабли нечерноморских стран водоизмещением не более 10 тыс. тонн. Запрещен проход авианосцев и подводных лодок. Правительство Турции должно быть извещено о проходе за 15 суток.

Особый правовой режим установлен для военного времени. Запрещается проход торговым судам стран, находящихся в состоянии войны с Турцией, военным кораблям всех воюющих стран.

Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона представляет морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства , так и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

На III конференции по морскому праву государства прпытались устранить неопределенность в установлении, внешней границы континентального шельфа. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления его внешней границы положен внешний предел подводной окраины материка.

Этот же принцип зафиксирован в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Согласно ст. 76 Конвенции, "континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка...".

Это, по существу, первый и основной вариант установления внешнего предела континентального шельфа. Другие зависят от того, насколько удалена внешняя граница подводной окраины материка.

Согласно второму варианту, государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на основе соглашения между ними. При отсутствии соглашения и особых обстоятельств (конфигурации морского побережья, исторических традиций и т. д.), оправдывающих иную линию, граница проходит по срединной линии, когда шельф примыкает к территориям государств, берега которых расположены один против другого, или по линии равного отстояния, когда шельф примыкает к территориям смежных государств. Срединная линия и линия равного отстояния находятся на одинаковом расстоянии от ближайших точек тех исходных линий, которые приняты для отсчета ширины территориального моря. Соглашения являются основным способом определения границы континентального шельфа. Так, были заключены соглашения: в 1965 и 1967 гг. между СССР и Финляндией о разграничении континентального шельфа в Финском заливе и в северо-восточной части Балтийского моря; в 1969 г. между СССР и Польшей — в Гданьском заливе; в 1968 г. между Югославией и Италией — в Адриатическом море; в 1970 г. между ФРГ, Данией и Нидерландами — в Северном море.

Данные о границах континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шельфа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Согласно Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. РФ осуществляет:

  1. суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;
  2. исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
  3. исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;
  4. юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).

Компетентные органы РФ в установленном законом порядке выдают разрешение на использование ресурсов континентального шельфа юридическим и физическим лицам .

Охрана биологических ресурсов континентального шельфа возложена на Федеральную пограничную службу РФ.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими нормами международного права .

В целях разведки и разработки государство вправе возводить на континентальном шельфе сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, ни зоны безопасности вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства.

Права прибрежного государства не затрагивают ни статуса покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного пространства над ними. Разведка и разработка континентального шельфа не должны создавать помех для использования этих территорий в целях судоходства, промысла, океанографических и иных исследований, охраны живых ресурсов, осуществления воздушных сообщений.

Исследования на континентальном шельфе могут осуществляться с согласия прибрежного государства. Однако прибрежное государство, как правило, не должно отказывать в своем согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для проведения чисто научного исследования физических или биологических свойств континентального шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет более широкий, чем прежде, круг прав и обязанностей прибрежного государства в отношении континентального шельфа. Например согласно ст. 82, при разработке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль государства обязаны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он увеличивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7%. Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участниками Конвенции на основе принципа справедливости.

Открытое море

Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 г., "открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства ". Это определение не соответствует современному разграничению морских пространств по их правовому режиму.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и промысла; е) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов и предоставления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами. Между государством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства нередко использование "удобного" флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в одном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положение объясняется тем, что некоторые государства предусматривают упрощенный или льготный режим регистрации, предоставления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и др.).

В открытом море судно подчиняется исключительной юрисдикции государства, флаг которого оно несет. Государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, капитана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифицированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага.

Конвенция предусматривают ряд исключений из указанного принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что: 1) судно занимается пиратством; 2) судно занимается работорговлей; 3) судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием; 4) судно не имеет национальности; 5) судно в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг.

Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами .

Например, Международной конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г. предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять национальную принадлежность судна, составлять протокол о допущенном судном нарушении.

Возможно также преследование "по горячим следам " иностранного судна, если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила прибрежного государства в водах, находящихся под его юрисдикцией. Условием для осуществления преследования в открытом море военным кораблем или военным летательным аппаратом прибрежного государства является его непрерывность, т. е. оно должно быть начато в морских пространствах, на которые распространяется юрисдикция этого государства, и продолжено в открытом море. Такое преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или иного государства.

Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отношении военных судов и государственных судов, состоящих на некоммерческой службе, недопустимы.

В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных интересов государств международно-правовыми нормами предусматривается ряд мер по предотвращению и пресечению некоторых противоправных действий.

Каждое государство, согласно Конвенции 1982 г. обязано принимать эффективные действия по предотвращению перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом (ст. 99).

Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления , как пиратство. Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа частновладельческих судов или летательных аппаратов в открытом море, направленный против другого судна или летательного аппарата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.

Любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат в открытом море или другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 19 Конвенции об открытом море и ст. 105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства , совершившего захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психотропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

Государства сотрудничают также в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, в нарушение международных правил регулирования электросвязи, распределения радиочастот и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание.

Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде: а) государства флага судна; б) государства регистрации установки; в) государства, гражданином которого является это лицо; г) государства, на территории которого могут приниматься передачи; д) государства, санкционированному радиовещанию которого чинятся помехи.

Правовой режим судоходства в открытом море включает также правила, предусмотренные соглашениями об оказании помощи, об охране человеческой жизни на море, о предупреждении столкновений и других инцидентов на море, о предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды и др.

Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над открытым морем. Государства обязаны принять меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем. Воздушные сообщения должны осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех морскому судоходству и использованию моря в иных целях.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов признается Конвенцией по морскому праву 1982 г. за всеми государствами. Соответствующее право распространяется на дно открытого моря за пределами континентального шельфа.

При прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны принимать во внимание уже проложенные по дну моря кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий свободе использования открытого моря.

Свобода возведения искусственных установок и островов осуществляется как в водной части океана — открытом море (возведение островов, установок, сооружений, их эксплуатация), так и на его дне — в Районе (извлечение полезных ископаемых с поверхности дна и его недр с помощью установок, сооружений, механизмов и т. д.).

Свобода рыболовства (право промысла) в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств , в том числе в отношении интересов прибрежных государств (ст. 116 Конвенции 1982 г.). Свобода рыболовства включает и другие виды промысла живых ресурсов.

В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность права государств на промысел в открытом море и их обязанности принимать необходимые меры по его регулированию в целях сохранения живых ресурсов моря на определенном уровне. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации.

Меры по регулированию промысла и сохранению запасов живых ресурсов моря, которые предусматриваются многосторонними и двусторонними соглашениями: а) определение допустимого улова с учетом новейших научных данных (соглашения по регулированию промысла); б) регулирование промысла в определенных районах открытого моря (Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г. и др.); в) регулирование промысла отдельных видов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана 1957 г., Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 г., Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.).

В задачу создаваемых государствами органов входит исследование морской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом, чтобы не допустить истребления (Комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийском море, Международная конвенция по сохранению атлантических тунцов и др.).

Свобода научных исследований регламентируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Все государства независима от их географического положения, а также компетентные международные организации вправе проводить морские научные исследования (ст. 238).

Морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях, надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать помех другим видам использования моря.

Государства и компетентные международные органы и организации сотрудничают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных условий для проведения совместных научных исследований явлений и процессов, происходящих в морской среде.

Морское дно за пределами национальной юрисдикции

Дно морей и океанов в прошлом рассматривалось как составная часть открытого моря (Конвенция об открытом море 1958 г. не содержала каких-либо специальных положений).

Возможность использования дна и его недр в целях разведки-разработки или в военных целях поставила в повестку дня вопрос о его особой регламентации. В 1967 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН был создан Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции. На него была возложена подготовка III Конференции ООН по морскому праву , на которой в числе других вопросов морского права рассматривался и был определен правовой режим морского дна. Этот режим зафиксирован в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., именуемой "Район".

Район определен в ст. 1 Конвенции как дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. В ст. 133 применен термин "ресурсы", который означает "все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции in situ* в Районе на морском дне или в его недрах". Ресурсы, извлеченные из Района, рассматриваются как "полезные ископаемые".

Район и его ресурсы, согласно ст. 136, являются "общим наследием человечества". Основанный на этом понятии правовой статус Района и его ресурсов раскрывается в ст. 137 и последующих статьях.

Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов; ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (Орган), включающий в качестве членов все государства — участники Конвенции.

Орган является организацией, через посредство которой государства осуществляют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Он основан на принципе суверенного равенства всех его членов.

Ресурсы Района не подлежат отчуждению. Однако полезные ископаемые, добытые в Районе, могут быть отчуждены. Район используется на благо всего человечества, независимо от географического положения государств и с учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов. Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества и таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, полученных от деятельности в Районе.

В целях осуществления непосредственной разработки Района, транспортировки, переработки и сбыта полезных ископаемых, добытых в Районе, Международный орган по морскому дну создает Предприятие . Предприятие обеспечивается такими средствами и технологией, которые могут потребоваться для выполнения им своих функций.

Государства, государственные предприятия, физические или юридические лица осуществляют деятельность в Районе на основе контракта с Органом.

В настоящее время характеристика режима Района и его ресурсов включает положения дополнительного акта от 29 июля 1994 г. — Соглашения об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это Соглашение рассматривается как составная часть Конвенции. В целях определения оптимальных условий взаимовыгодного участия государств в использовании богатств Мирового океана Соглашение вносит в ряд норм Конвенции изменения и дополнения, касающиеся деятельности Органа, Предприятия, установления принципов передачи технологии глубоководной разработки морского дна и т. д.

Научные исследования могут осуществляться как самим Органом, так и государствами. Все археологические и исторические объекты, найденные в Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества. Особое внимание уделяется преимущественным правам страны их происхождения.

Конвенция 1982 г. исходит из того, что Район должен использоваться исключительно в мирных целях. До принятия Конвенции в отношении дна морей и океанов предусматривался режим частичной демилитаризации. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. касается только оружия массового уничтожения.

Деятельность в Районе не должна затрагивать правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Казанский государственный технический университет

им. А.Н. Туполева

Контрольная работа

по дисциплине Международное право

На тему: Внутренние морские воды и их правовые режимы

Выполнила: студентка группы 9281

Мусина А.Н.

Проверил: преподаватель

Посталюк М.П.

КАЗАНЬ 2011


Введение...............................................................................................................3

Глава IМорские пространства Российской Федерации...................................5

1.1. Виды морских пространств..……………………………......................5

1.2. Понятие внутренних морских вод….....................................................7

Глава II Иностранные суда в морских портах................................................11

2.1. Порядок захода иностранных судов в морские порты......................11

2.2. Порядок пребывания иностранных судов в морских портах...........16

Глава III Правовой режим внутренних морских вод...…………..................18

Заключение.........................................................................................................23

Список использованных источников и литературы.......................................24


Введение.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно- правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Режим морских пространств устанавливается под влиянием двух факторов: необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех государств, с одной стороны, и учета интересов прибрежных государств – с другой .

В данной работе подробно раскрывается понятие внутренних морских вод и их правовые режимы.

Объектом исследованияявляется определение понятия и содержания внутренних морских вод.

Предметом исследования являются правовые нормы, определяющие понятие и содержание внутренних морских вод.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном изучении внутренних морских вод, анализе законодательства, определяющего правовой режим внутренних морских вод, практики его применения, исследование проблем ее сущности и содержания. Решение поставленных проблем призвано не только определить, что следует понимать под правовым режимом внутренних морских вод, но и выявить практическую его ценность.

Задачи данной работы:

Рассмотреть классификацию морских пространств;

Раскрыть понятие внутренних морских вод;

Выявить порядок захода и пребывания иностранных судов в морских портах;

Рассмотреть правовой режим внутренних морских вод4

Изучить соблюдение международных соглашений во внутренних морских водах.

Данная работа состоит из введения, четырех глав, включающих в себя параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.


Глава I Морские пространства Российской Федерации

1.1 Виды морских пространств

Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на:

1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каж­дого из них;

2) пространства, на которые не распро­страняется суверенитет ни одного из них.

Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств определяет, таким образом, правовое положение, или правовой статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регули­рующего деятельность в данном пространстве. При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в част­ности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.

В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем (или территориальными во­дами - оба термина равнозначны). В состав террито­рии государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположен­ные между островами внутри архипелага.

Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды - лишь небольшая часть Мирового, океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчине­ны суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус. Однако классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее име­ют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них соответствующую деятельность. Право­вой режим внутренних морских вод в некоторых важ­ных аспектах отличается от правового режима террито­риального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибреж­ного государства, то есть имеют единообразный право­вой статус. Еще более пеструю картину можно наблюдать в рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет ни одного из государств и находящих­ся за пределами территориальных вод. Они состоят из районов, отличающихся друг от друга специфиче­ским правовым режимом (прилежащая зона, исключи­тельная экономическая зона, континентальный шельф и т. д.).

Указанные обстоятельства учитываются при класси­фикации морских пространств.

Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для международного судоходст­ва. В их пределах находятся воды, имеющие не только различные правовые режимы, но и различный правовой статус. Поэтому сами эти проливы делятся на ряд категорий.

Своеобразна ситуация с некоторыми важнейшими морскими каналами. Они, будучи искусственными соору­жениями прибрежного государства и его внутренними водами, ввиду большого значения для международного судоходства подчинены специфическому международно-правовому режиму.

Таким образом, правовая классификация морских пространств должна осуществляться с учетом правового статуса и особенностей правового режима конкретного морского пространства. Этот подход соответствует исторически сложившейся традиции и в своей основе опи­рается также на Конвенцию по морскому праву 1982 года.


1. 2 Понятие внутренних морских вод

Правовой режим внутренних морских вод с учетом климатических, гидрологических и метеорологических особенностей устанавливается Федеральным законом от 31.07.1998 №155-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом N 250-ФЗ от 03.12.2008 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к морским портам.

Морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства Российской Федерации.

Конвенция ООН по морскому праву, как прежде и Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., пред­усматривает наличие у прибрежных государств морских пространств, имеющих статус внутренних вод, составляющих интегральную часть территории государства, включая воздушное пространство над ними, на которые распространяется суверенитет прибрежного государства со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом Конвенция устанавливает, что исходной линией, от которой измеряется ширина территориального моря, является, в частности, внешняя граница внут­ренних вод. Конвенция также гласит, что, за исключением случаев, предусмотренных в ее части о государствах-архипелагах, воды, распо­ложенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Международ­ные соглашения и национальные законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:

1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

2) мо­ря, полностью окруженные сушей одного и того же государства (например, Аральское море), а также моря, все побережье которых и оба берега соединения с другим морем (или океаном) принадлежат одному и тому же государству (например, Азов­ское море. Белое море);

3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

Если ширина входа в залив больше 24 морских миль, то для отсчета внутренних вод в этом заливе проводится прямая исходная линия в 24 морские мили внутри залива от берега к берегу, но таким образом, чтобы ею было отграничено воз­можно большее водное пространство. Это же правило приме­няется к морским бухтам, губам и лиманам.

В состав государственной территории некоторых морских государств входят также исторические воды. В частности, Кон­венция о территориальном море и прилежащей зоне и Конвенция ООН по морскому праву подтвердили международную прак­тику, согласно которой некоторые заливы, независимо от ширины входа, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции. Такие заливы на­зываются „историческими". Исторические воды - вид внутренних морских вод, суверенитет прибрежного государства над которыми осуществляется в силу исторически сложившихся правовых оснований. Ни Конвенция ООН по морскому праву 1982 г, ни Женевские морские конвенции 1958 г не предусматривают термина «исторические воды» В этих многосторонних договорах содержится лишь положение о том, что установленные конвенционные критерии квалификации залива в качестве внутренних вод не распространяются «на так называемые исторические заливы» (п 6 ст 10 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г; п 6 ст 7 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г) В национальном морском законодательстве значительное число прибрежных государств закрепили статьи, посвященные историческим водам. В них резервируется право прибрежного государства объявить какие-либо прилегающие к его побережью морские пространства своими историческими водами, а также установить их границы; в некоторых актах законодательства конкретные морские объявлены историческими водами. К примерам из практики реализации государствами своих прав на исторические воды следует отнести распространение по историческим основаниям суверенитета Канады на Гудзонов залив, США – на Чесапикский залив; Великобритании на заливы Бристольский и Мори Фёрт; Норвегии – на Варангер-Фьорд; Туниса – на залив Габес; Гватемалы – на бухту Аматике; Кении – на залив Унгвана; Ливия объявила своими историческими водами Большой Сирт (залив Сидра); Шри-Ланка объявила Полкский пролив, Полкский залив и часть Манарского залива историческими водами и тд Указание на исторические права выдвигалось в качестве правового аргумента в чилийско-аргентинском споре об островах в проливе Бигл. Россия также располагает морскими районами, являющимися ее историческими водами (залив Петра Великого, Чешская губа, проливы Лаптева, Дмитрия Санникова, Татарский и др) Некоторые представители отечественной доктрины международного права относят к историческим водам России все омывающие ее материковое побережье арктические моря

Понятие международного морского права.

Современное международное морское право – это отрасль международного права, которая регулирует исследование и использование пространства Мирового океана, его дна и ресурсов в мирных целях, а также полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над Мировым океаном.

Основным объектом международного морского права является Мировой океан и составляющие его пространства и ресурсы, в эффективной связи с деятельностью субъектов международного права – государств и их объединений – международных организаций и органов, наделенных определенными правами и обязанностями в сфере действия морского права.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права, так как с давних времен Мировой океан, занимающий 71% территории планеты Земля, играл важную роль в удовлетворении хозяйственных нужд и потребностей, населяющих ее народов.

Нормы и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодействии двух тенденций – защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов международного права.

Внутренние морские воды являются частью территории соответствующего государства, на которую распространяется его суверенитет и юрисдикция в полном объеме.

Во внутренние воды входят: воды морских портов, заливов, бухт, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод.

Морской порт является государственным транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также перевозки грузов и пассажиров на принадлежащих порту судах. В Украине порты бывают торговые, рыбные и специализированные.

Различают порты открытые и закрытые. Прибрежные государства открывают для захода иностранных судов некоторые торговые порты. Вопрос о том, какие из портов должны быть открыты, относится к исключительной компетенции государства. Для посещения открытых портов не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В открытые порты должен быть обеспечен свободный доступ всех судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации. В закрытые порты заход иностранных судов подвергается особому регулированию и здесь устанавливается разрешительная система захода. Судно, терпящее бедствие, может осуществить заход в любой порт прибрежного государства.

Внешней границей внутренних морских вод портов является очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря, точки портовых сооружений. К территории порта относятся отведенные порту земли, а также намытые, насыпанные или созданные иными технологическими способами за счет территории порта площади. Акваторией порта являются отведенные порту водные пространства. Территория и акватория морского порта являются государственной собственностью и предоставляются порту в пользование.



Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы.

Иностранные суда должны во внутренних морских водах соблюдать законы и другие правила, установленные прибрежным государством, в отношении иммиграционного, таможенного, санитарного контроля, безопасности плавания, охраны окружающей среды.

В основе уголовной юрисдикции лежит общее правило о том, сто поскольку внутренние морские воды являются частью государственной территории, то преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, находящихся в пределах этих вод, подлежат юрисдикции прибрежного государства.

Гражданская юрисдикция над иностранными торговыми судами заключается в том, что судебными властями прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Такие иски могут быть заявлены к судну в связи с неисполнением контракта, причинением ущерба, спасанием. Реализация гражданской юрисдикции по отношению к иностранному торговому судну может включать в себя задержание или арест такого судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Решение о задержании или аресте должно выноситься компетентным судебным органом прибрежного государства

Административная юрисдикция базируется на нормах административного права, устанавливающих режим пребывания иностранных судов во внутренних морских водах прибрежного государства. Согласно этим нормам иностранные суда как государственные, так и частновладельческие, подлежат административной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме.

В законодательстве большинства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. В соответствии с этим порядком, заинтересованное государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должно направить запрос государству, в чьи торговые порты предполагается заход его кораблей, и получить на это соответствующее разрешение. В запросе должны быть указаны цели захода, численность экипажа и время пребывания в порту.

К внутренним водам государства относятся морские бухты, заливы, лиманы , берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

В состав внутренних вод также входят озера и внутренние моря. Если озера полностью окружены берегами одного государства, то они относятся к государственной территории. Если же они окружены территорией нескольких государств, между этими государствами практикуется заключение соглашений о режиме вод, принадлежащих каждому из них.

Такие же правила относятся к так называемым внутренним (замкнутым) морям, окруженным со вех сторон территорией одного государства. Если же такое море имеет в окружении берега двух или более стран, то суверенные права каждой из них распространяются только на ее территориальные воды, а в центральной части устанавливается режим открытого моря. Такое имеет место в Черном море.

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. Государство в национальном законодательстве устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конвенции ООН по морскому праву и других норм международного права. В Российской Федерации они определены прежде всего ст. 5 Закона о Государственной границе РФ.

К внутренним морским водам относятся:

1. Воды портов до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.

2. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 мили, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

3. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т. д.; проливы - Гудзонов, Карские ворота; моря - Белое, Карское и др.).

4. Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств.

Правовой режим . Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внут­ренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами. Правовой режим внутренних морских вод России определяется Законом о Государственной границе РФ, Правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках. Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению. Однако разрешительный порядок реализуются на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Извещениях мореплавателям. По российскому законодательству иностранные невоенные суда могут заходить в порты (на рейды) Российской Федерации, открытые для захода таких судов. Следуя в порт, они обязаны информировать о времени своего прибытия. Открытыми портами в России объявлены Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Игарка, Новороссийск, Туапсе, Находка, Корсаков и др. Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов. Не требуется разрешения на заход во внутренние воды и порты иностранных военных кораблей, если на их борту находятся главы государств или правительств. Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, - несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, достав­ка спасенных людей и др. В целях обеспечения безопасности или во избежание возможного загрязнения окружающей среды прибрежные государства предусматривают особый порядок, ограничение или за­прещение входа судов с ядерными установками, а также кораб­лей с ядерным оружием на борту. Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру. Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществляется под наблюдением органов таможенного контроля. Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошли­нами. Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыболовство или иной промысел могут осуществляться иностранными судами только на основе специальных международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибреж­ного государства.

Поделиться: