Госсобственность что входит. Государственная собственность российской федерации

Экономика как наука в жизни человека.

Во-первых, экономика - как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика - как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Экономика -общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы - совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Экономика исследует проблемы, которые касаются всех людей без исключения. Все люди вовлечены в сферу экономической жизни (они трудятся, получают доходы, совершают покупки, платят налоги и т.п.). Всякий человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, почему в одной стране уровень жизни выше, чем в другой, что выгоднее – работать по найму или организовать собственное дело, положить деньги в банк или купить акции, и вообще, что такое деньги?

Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей.

Для жизни людей необходимы определенные благоприятные условия.

Понятие благо, широко используемое в русском языке, имеет один корень с такими словами, как: благополучие, благодарность, благосостояние, благосклонность, благородство, благословение. В толковом словаре В. Даля «благо» – все доброе, полезное, служащее нашему счастью.

Благо – необходимое жизненное условие человека. Всякое живое существо нуждается в определенных благоприятных внешних условиях. И человек испытывает нужду в пище, одежде и других необходимых для жизни условиях. Но человеческая нужда всегда выступает в определенной социально-культурной форме. Например, нужда в пище одинаково необходима и европейцу, и американцу, и миллиардеру, и нищему. Но социально-экономическое содержание нужды неодинаково. С изменением социального и экономического положения человека (индивида, семьи, народа) изменяется содержание и структура его нужды.

Такую очеловеченную нужду принято называть потребностью. Потребность является исходной и важнейшей категорией экономики. Отметим, что существует многотолкований понятия «потребность». На наш взгляд наиболее точное толкование дает экономический словарь:

«Потребность – это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, внутренний побудитель активности»

Факторы производства

Любое предприятие можно представить как производственную систему, в которой осуществляется трансформация факторов производства в готовый продукт (изделие или услугу).

Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Труд – это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.

Земля – это ресурсы, используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов и поселков, железных дорог, предприятий и т. п.

Капитал (средства труда), или «инвестиционный ресурс», – это деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др.

Предпринимательская активность и способность – свойства человека и реальное их проявление, заключающиеся в профессионализме, умении, мобильности, предприимчивости, инициативе.

Предпринимательские способности – умение людей соединять все факторы производства для создания товаров или услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного процесса и идти на риск.

Закон Энгеля

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ - зависимость доли расходов на продукты питания в доходах семьи от их уровня, установленная в XIX в. немецким статистиком и экономистом Э. Энгелем. Согласно этому закону по мере роста доходов семьи падает доля расходов на продовольствие, почти не меняется удельный вес затрат на жилище, отопление, освещение, одежду; зато растет доля расходов на прочие нужды. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг, при сокращении низкокачественных.

Виды собственности

Отношения собственности закреплены определенной юри­дической формой. В любом обществе законодательно фиксиру­ется система форм собственности. На протяжении истории су­ществовало множество форм собственности. Мировой опыт сви­детельствует, что современная рыночная экономика опирается на многообразие форм собственности.

Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность – это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность – это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

Частная собственность

Частная собственность – к ней относят собственность частных лиц: граждан – физических лиц и организаций – юридических лиц, осуществляющих обособленную от государства деятельность в собственных целях и интересах.

Часто используют расширительное понятие частной собственности как любой собственности, которая не является полностью государственной или муниципальной и не служит интересам всего народа. При таком подходе собственность общественных организаций, ассоциаций, фондов, в том числе и бесприбыльных, следует считать частной, хотя подобная точка зрения представляется спорной.

Признаки:

1.Самым существенным признаком частной собственности в классической, исторической форме является то, что в качестве ее субъекта выступает отдельный человек, свободный гражданин, который осуществляет наиболее полную власть над принадлежащими ему вещами, образующими в совокупности его имущество или объекты собственности.

2.Для отношений между частными собственниками характерно формальное, юридическое равенство субъектов в вопросах, связанных с взаимным использованием, передачей, куплей-продажей объектов собственности.

3. Основной формой таких отношений служит договор между независимыми собственниками, заключаемый по обоюдному согласию сторон и в их взаимных интересах. В договорной форме осуществляется распоряжение имуществом, его продажа, дарение, сдача в аренду, другие способы отчуждения.

4. При частной собственности происходит, согласно закону или завещанию, переход имущества по наследству.

Совокупность этих признаков в их взаимосвязи и образует понятие частной собственности.

Особый признак – суверенность прав собственника (хотя суверенны все формы).

Непосредственность (частник непосредственно владеет и собственностью, и продуктом, а акционер – опосредованно: через бумажную проекцию капитала и через коллективное распределение прибыли)

Частная собственность предполагает юридическую власть отдельного лица над вещами.

Две разновидности частной собственности:

Индивидуальная

Групповая

Главное свойство индивидуальной собственности состоит в персонификации субъекта собственности как физического лица, индивида, обладающего правом (в рамках законности) владения, распоряжения, пользования принадлежащим ему объектом собственности.

В пределах индивидуальной собственности, в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником, можно различать личную и частную собственность (не принципиально). По характеру использования. Потребляет только сам собственник или предоставляет другим в бесплатное пользование. Частная – за отдельную плату.

Вторая основная форма частной собственности – групповая.

В пределах этой формы субъект не персонифицирован как индивид, а представляет собой совокупность, сообщество, группу собственников.

Согласно ст.244 ГК РФ «Понятие и основания возникновения общей собственности» вводится следующее представление об общей собственности:

Имущество, находящееся в распоряжении двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Характерный признак общей и групповой частной собственности состоит в том, что это одновременно многосубъектная и односубъектная собственность. Многосубъектна, т.к. каждый участник обладает определенными правами и вправе считаться собственником. Односубъектна, т.к. должен существовать один субъект, которому доверено распоряжаться собственностью как единым объектом.

Групповая: кооперативная, коллективная, корпоративная, акционерная.

Государственная собственность

Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления денежных средств. Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца – народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности.

Расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлено скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами. Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление к объектам с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.

Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования. Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти.

Государственная и муниципальная собственность делятся на три официально, статистически, разделяемые группы:

· Государственная федеральная собственность (собственность Федерации);

· Государственная собственность субъектов федерации (субфедеральная собственность);

· Муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

В настоящее время государство представляет собой одновременно т политическую систему, и субъект экономической деятельности – суперпредпринимателя. В первом смысле слова оно выражено в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Как аппарат власти оно ничего материального не создает.

Что же касается государственного сектора экономики, то он не только потребляет, но и производит продукты и приносит доходы.

По своей сути это такой же участник хозяйственной жизни, как и предприятия других секторов народного хозяйства.

Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система.

Государственная собственность включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу:

Отношения внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства.

Отношения между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;

Отношения между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями.

Государственная собственность не способна служить исключительно «интересам всего народа», ибо у государства, обладающего собственностью, формируются интересы, отличные от интересов других собственников. Следовательно, государственная собственность не может иметь общенародный характер.

Поэтому вряд ли стоит выделять такую форму собственности как общенародная на природные богатства, не вовлеченные в общественное производство. Правильнее – общенародное достояние, т.к. они находятся за пределами экономики.

Государственная собственность во всех странах противопоставляется частной.

Всегда следует учитывать, что развитие частной собственности и частного сектора экономики имеет объективные границы, обусловленные материально-техническими, социальными и другими особенностями данного исторического этапа (быстрая ликвидация частной собственности в 30-х годах – привело к кризису; 90-х искусственное расширение масштабов приватизации – финансово-экономический кризис).

Установление рационального соотношения всех форм собственности – важнейшая часть социально-экономической политики государства.

8. Документальное закрепление прав собственности – органы осуществляющие эти операции

ЧТО ТАКОЕ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА?

Регистрация права осуществляется внесением государственным регистратором записи о праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правила ведения Единого реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года № 219. запись о праве содержит четыре основных элемента:

1) субъект права (правообладатель);

2) объект права (имущество);

3) вид права (собственность и другие вещные права;

4) основание (правоустанавливающий документ).

Запись о праве даёт ответ на вопрос: «Кто, на что, какое право и каким образом приобрёл?».

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД». В ведении Росреестра находится ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».


Похожая информация.


Государственная собственность

В российском законодательстве государство традиционно считается особым, самостоятельным объектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов права публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают РФ в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. РФ и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ).

Рассмотрим пример из арбитражной практики. РФ в лице Росимущества России обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ с иском к Иркутской области о признании за РФ права собственности на 1 906 723 080 акций Иркутского ОАО энергетики и электрификации, составляющих 40% уставного капитала АО. Иркутская область предъявила встречный иск к РФ о признании права общей долевой собственности РФ и Иркутской области на те же акции. Решением от 5 февраля 2007 г. основной иск был удовлетворен, во встречном иске было отказано. Вместе с тем, решением суда за Иркутской областью признано право на пользование, владение и распоряжение, включая осуществление прав акционера, 738 855 193 акциями (15,5% уставного капитала) ОАО «Иркутскэнерго», находящимися в федеральной собственности, без права отчуждения, залога, а также передачи функций по управлению ими. Данное решение было опротестовано. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ счел, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ГК РФ (ст. 142), Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ст.ст. 2, 31), Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 29) права, закрепляемые акциями, принадлежат собственнику акций и не могут быть переданы иному лицу без его воли. Ссылка в решении суда на договор от 27 мая 1996 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского национального округа», предусматривающий, как сказано в решении, возможность передачи во владение Иркутской области части спорного пакета акций для осуществления прав акционера (без права отчуждения указанных акций путем продажи, передачи в залог и управление без согласия РФ как собственника), не может служить основанием для признания решения в этой части законным. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил: решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. изменить. Исключить из решения положения, касающиеся признания за Иркутской областью права пользование, владение и распоряжение, включая осуществление прав акционера, 738 855 193 акциями (15,5% уставного капитала) ОАО «Иркутскэнерго», находящимися в федеральной собственности. В остальной части решение оставить без изменения.

В качестве объектов права государственной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного характера, а также оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших АО, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также памятники истории и культуры.

Объекты государственной собственности распределяются между РФ и ее субъектами. Все государственное имущество предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации. Субъекты Федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность.

Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет государственную казну. Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государственный орган (казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства по его самостоятельным обязательствам (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

В перечне объектов, составляющих государственную казну, на первом месте стоят бюджетные средства. Они в первую очередь и составляют реальный объект такого взыскания, а также служат источником дополнительной ответственности государства по долгам его учреждений (или казенных предприятий) при недостатке у них денежных средств (имущества) для расчетов со своими кредиторами. Наряду с бюджетом казну составляют средства соответствующих внебюджетных фондов. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - новое звено финансовой системы РФ, появившееся в начале 1990-х гг. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования РФ, Фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные целевые фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей юридических и физических лиц, так и за счет поступлений на добровольной основе. В установленных законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

Закон специально оговаривает, что находящиеся в публичной собственности земля и другие природные ресурсы могут стать объектом взыскания кредиторов соответствующего образования только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК РФ).

В государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК РФ). К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты (заповедники, например), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.

В федеральной собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести имущество «государственной казны РФ», состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущества Центробанка РФ, а также имущество, находящееся в государственном резерве.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться только в государственной собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.). В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, данные природные объекты не могут стать бесхозяйными, ибо установлена законная презумпция (предположение) нахождения их в государственной собственности. Эти виды имущества могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Все это связано не с особой повышенной правовой охраной государственной собственности (как было в прежнем правопорядке), а с особым публичным интересов к использованию такого рода объектов.

Статья 8 ЛК РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесном фонде, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации (источника права) в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» (в ред. от 26.07.2010), недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.ст. 113-115 ГК РФ) - это такие коммерческие организации, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником этого имущества является государство или местное сообщество (муниципалитет). Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание на собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником, либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК РФ).

Объектами государственной собственности часто являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (таковы, например, капиталовложения в крупные научно-технические программы). Другим источником государственной собственности являются отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, транспорт, связь, оборона). Наконец, государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления (так называемые «общественные товары»: дороги, экология, уличное освещение, и т.п.).

Итак, государственная собственность распространяется на имущество, различные предприятия или их часть, если эти предприятия были созданы на средства, принадлежащие государству. Субъектами этого права могут выступать как Российская Федерация, так и ее субъекты.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, традициями, обычаями, распоряжениями администрации и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Отношения собственности в этой теории выводятся из ограниченности ресурсов: без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности. Поэтому отношение собственности - это система исключений из доступа к материальным и нема териальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, следовательно, они - ничьи, никому не принадлежат или - что одно и то же - принадлежат всем, ибо имеется свободный к ним доступ. Согласно данной теории такие ресурсы не составляют объекта собственности.

Исключить других из собственного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Термин "специфицировать" дословно означает перечисление потребностей, на которые необходимо обратить особое внимание. Смысл и цель спецификации - создание условий для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

Собственность как юридическая категория - наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность.

Гражданско-правовой институт - совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.

Имущество - непосредственно сам объект собственности, само имущество, принадлежащее кому-либо на праве собственности.

3.2 Виды и формы собственность в современной экономике

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеет государственная и частная собственность.

Госуда́рственная со́бственность - форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Государственная собственность была очень высоко развита в СССР, так как являлась важной частью Командно-административной экономики.



В России до недавнего времени в экономической практике пре­обладало стремление к "единой фабрике", укрупнению производства в 10 раз и более на основе развития государственной собствен­ности. Последняя называлась ведущей и общенародной, что сегодня правомерно оспаривается многими экономистами. Общенародная собственность по существу не состоялась, потому что не имела объективных условий. Она не соответствовала не только доиндустриальному этапу развития, но в качестве единственной, всеохватывающей не соответствовала потребностям состоявшейся индуст­риализации, современному этапу НТР, т.е. уровню развития по­стиндустриального общества. Отсюда были неизбежны деформация общественной собственности, ее перерождение в условиях административно-командной системы. Это, в свою очередь, привело к таким социально-экономическим последствиям, как во многом технически отсталая промышленность, полуразрушенное сельское хозяйство, всеохватывающий дефицит товаров и услуг, дефицит госбюджета, экономическая изолированность от мирового хозяй­ства.

В результате деформации общественной собственности возникали новые виды эксплуатации: "лагерный", когда ежегодно эксплуа­тировались 10-15 млн "врагов народа" и членов их семей; "казарменный" - эксплуатировавший 35 млн крестьян и 3 млн спец.поселенцев; "государственный" - в форме плутократического присвоения (теневая экономика, коррупция, тотальная бесхозяйственность и другие виды хозяйственных преступлений).

Мировой опыт показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преиму­щества по сравнению с другими формами собственности, обуслов­ленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированную в конечном счете на человека. В то же время независимо от экономического и социального строя государственная собственность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффектив­ностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с развитием государственной собственности в сферах, где возможности рынка ограничены и снижается мотивация к труду. С другой - эф­фективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственности и утратой предприятием рыночной ориентации. Преобладание же государственной формы собственности экономике страны (в России 90% основных производственных доходов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубно сказывается на развитии экономики, для удовлетворения потребностей людей и является чрезвычайно выгодной и для производителя. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения "вымывается дешевый ассортимент, потребителю навязывается выгодный для производителя ассортимент, снижается качество товара, нарушаются сроки и объемы доставок, сокращается производство, возникает дефицит продукции, не удовлетворяется массовый спрос.

Таким образом, речь может идти об устранении не государственной собственности, а ее монопольного положения. Резко сократившись, государственная собственность в виде общенациональной, республиканской и муниципальной будет играть существенную роль в экономике.

Рассматривая любой город как автономию, целостную самоуправляющуюся хозяйственную систему, можно сделать вполне определенный вывод: наиболее приемлемой для этой системы формой экономических, коммерческих и правовых отношений является муниципальная собственность.

Муниципализация (от лат. municipium - самоуправляющаяся община) означает передачу государственной властью права собственности на землю, строения, предприятия местного хозяйства органам городского (и сельского - в сельской местности) самоуправления.

Объектами муниципальной собственности в городах становятся прежде всего системы их жизнеобеспечения: водопроводная и канализационная сети, газовое хозяйство, электроснабжение, транспорт, жилой фонд и т.д. Сосредоточение этих служб в ведении городских властей дает немало преимуществ как самим городам, так и населению. Прежде всего это экономическая выгода: объединенное городское хозяйство и предоставляемые им населению услуги оказываются, как правило, значительно дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельным частным собственникам (или, как это нередко случалось в нашей стране, - по ведомствам). Благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной собственности и городского хозяйства обходится дешевле и государственному бюджету - муниципализация способствует уменьшению дотаций из последнего.

Муниципальная собственность становится той экономической базой, благодаря которой появляется возможность улучшать и облегчать условия жизни населения. Муниципалитеты принимают на себя значительную часть затрат на содержание нетрудоспособных членов общества, особенно в сложные для страны периоды.

Согласно экономической теории прав собственности, собственностью является не ресурс (средства производства или рабочая сила) сам по себе, а пучок или доля прав по использованию ресурса.

У истоков теории прав собственности стояли дна известных аме­риканских экономиста Р.Коуз и А.Алчиан. В дальнейшей разработке этой теории принимали участие И.Байрицель. Г.Беккер. Д.Норт, Н.С.Ченг, Р.Певзнер и др.

Полный пучок прав, называемый «перечнем Оноре »состоит из 11 элементов:

1) право владения, т.е. право исключительного физического кон­троля над благами;

2) право пользования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;

3) право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспе­чивать использование благ;

4) право на доход, т.е. право обладать результатами от использо­вания благ;

5) право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, из­менение или уничтожение блага;

6) право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприа­ции благ и от вреда со стороны внешней среды;

7) право на передачу прав в наследство;

8) право на бессрочность обладания благом;

10) право на ответственность в виде взыскания, т.е. возмож­ность взыскания благ в уплату долга;

11) право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушен­ных правомочий.

Права собственности понимаются как санкционированные об­ществом (законами государства, традициями, обычаями, распоря­жениями администрации и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и каса­ются их использования.

Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодей­ствиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюде­ния. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как опре­деленные «правила игры», принятые в обществе. «Права собствен­ности - это права контролировать использование определенных ре­сурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности - или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, - определяют, каким именно обра­зом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса».

Вторая отличительная черта теории прав собственности заключает­ся в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы от­носительной редкости, или ограниченности ресурсов: «Без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности». Правда, такой подход не является открытием вышеназванных авторов; впервые он был обоснован еще в 1871 г. австрийским экономистом Кар­лом Менгером в книге «Основания политической экономии». Собствен­ность, писал К. Менгер, своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравне­нию с потребностями в них. Поэтому институт собственности является един­ственно возможным институтом разре­шения проблем «несоразмерности меж­ду надобностью и доступным распоря­жению количеством благ». Такое несо­ответствие ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключающий характер .


Таким образом, отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Иными сло­вами, обеспечение прав собственности предусматривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченных ресурсов. Но само обеспечение этого права, как отмечает известный исландский экономист Т. Эггертссон, сопряжено с издержками. В некоторых случаях эти издер­жки могут быть очень высокими. Хорошо известно, что владельцы до­мов в районах с высоким уровнем преступности «отказываются от них, когда издержки обеспечения прав собственности сводят чистую цен­ность этой собственности к нулю».

Отсутствие исключений из доступа к ресурсам, или свободный дос­туп к ним, означает, что они - ничьи, что они не принадлежат никому или, что то же самое, всем (общая собственность). Такие ресурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использования между людьми не возникают экономические, рыночные отношения.

С точки зрения авторов теории прав собственности, исключить дру­гих из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Другими словами, спецификация прав соб­ственности - это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами. Так, перечисленные выше 11 правомочий из «перечня Оноре» могут быть закреплены не обяза­тельно за одним физическим или юридическим лицом, о чем мы подроб­нее скажем далее. Государству принадлежит особо важная роль в спе­цификации прав собственности, которые принимают вид формальных правил (законов, прописанных в различных законодательных актах и, прежде всего, в Конституции).

Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто спо­собен извлечь из них большую пользу. «Если права на совершение оп­ределенных действий могут быть куплены и проданы, - пишет Р. Коуз, - их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими воз­можности производства или развлечения. В этом процессе права будут приобретены, подразделены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятельность приноси­ла доход, имеющий наивысшую рыноч­ную ценность». Таким образом, основ­ная цель спецификации, т. е. четкой оп­ределенности прав собственности, зак­лючается в изменении поведения хозяй­ствующих субъектов таким образом, что бы они принимали наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он и оказывается заинтересованным в максимально полном их учете при принятии решений.

ΙΙ. Виды и формы собственности.

Государственная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось хозяйственной деятельностью. В странах с развитой рыночной экономикой спомощью налогов централизуется и пeрeраспределяется государством от 1/3 (США, Япония) до 50% с лишним (Швеция) валютного национального продукта. В западных странах доля государства в основных фондах составляет от 7 до 30/5 более.

Государственная форма собственности применяется в тех сферax экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Сюда от- носятся такие виды деятельности, возникшие в процессе развития общественных производительных сил, которые могут функционировать только как общие (как единое целое), благодаря чему объективно складывается государственная форма управления ими и их материальной основой (средства информации, социальная? и производственная структура, экологическая зашита, фундаментальная наука и наукоемкое производство, такое, как освоение космоса и т.д.). Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помощи для санациитерпя­щих банкротство негосударственных предприятии. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятии, их санации с помощью государственных средств и последующей реприватизацией.

Мировой опыт показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преиму­щества по сравнению с другими формами собственности, обуслов­ленные ее функциями способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентирован­ную в конечном счете на человека. В то же время независимо от экономического и социальною строя государственная собствен­ность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффективностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с разви­тием государственной собственности в сферах, где возможности Рынка ограничены и снижается мотивация к труду. С другой - эф­фективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственности и утратой предприятием рыночнойориентации. Преобладание же государственной формы собственности в экономике страны (в России 90% основных производственных фон­дов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет квозникновению государственной монополии, которая пагубно ска­зывается на развитии экономики, для удовлетворения потребнос­тей людей и является чрезвычайно выгодной и для производителя Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения "вымывается дешевый ассортимент", потребителю навязывается выгодный для производителя ассорти­мент, снижается качество товара, нарушаются сроки и объемы до­ставок, сокращается производство, возникает дефицит продукции, не удовлетворяется массовый спрос.

Таким образом, речь может идти об устранении не государствен­ной собственности, а ее монопольного положения. Резко сократив­шись, государственная собственность в виде общенациональной, республиканской и муниципальной будет играть существенную роль в экономике.

Рассматривая любой город как автономию, целостную самоуп­равляющуюся хозяйственную систему, можно сделать вполне оп­ределенный вывод: наиболее приемлемой для этой системы фор­мой экономических, коммерческих и правовых отношений являет­ся муниципальная собственность.

Муниципализация (от лат. municipium - самоуправляющаяся община) означает передачу государственной властью права соб­ственности на землю, строения, предприятия местного хозяйства органам городского (и сельского - в сельской местности) самоуп­равления.

Объектами муниципальной собственности в городах становятся, прежде всего, системы их жизнеобеспечения: водопроводная и ка­нализационная сети, газовое хозяйство, электроснабжение, транс­порт, жилой фонд и т.д. Сосредоточение этих служб в ведении го­родских властей дает немало преимуществ как самим городам, так и населению. Прежде всего это экономическая выгода: объединен­ное городское хозяйство и предоставляемые им населению услуги оказываются, как правило, значительно дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельным частным собственникам (или, как это нередко случалось в нашей стране, - по ведомствам). Благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной соб­ственности и городского хозяйства обходится дешевле и государ­ственному бюджету - муниципализация способствует уменьшению дотаций из последнего.

Муниципальная собственность становится той экономической базой, благодаря которой появляется возможность улучшать и об­легчать условия жизни населения. Муниципалитеты принимают на себя значительную часть затрат на содержание нетрудоспособных членов общества, особенно в сложные для страны периоды.

Концепция нравственного государства предполагает, что такое государство доминантно целеполагает в своей деятельности достижение в общественных отношениях преобладания нравственных ценностей-мотиваторов. Концепция нравственного государства в своем содержании должна отражать выстраивание отношений собственности, и, прежде всего соотношения государственной и частной форм собственности.

Соотношение государственной и частной форм собственности практически всегда выступают ключевым вопросом любой экономической, правовой, философской и множества других теорий, основой для принятия государственных решений, непосредственно влияют на жизнь каждого человека (учиться самому либо учить детей в частных детских садах, школах, вузах или государственных, лечиться самому либо лечить детей и родственников в частных лечебных учреждениях или государственных и т.д.).

Несмотря на многочисленные научные публикации, вопросы тенденций развития форм собственности остаются недостаточно исследованы. А ситуация складывается весьма непростая. Если в 1996 году предприятий и организаций, находящихся в частной собственности было 64% от общего числа, то в 2010 году эта цифра достигла уже 84% (см. рис. 1 и 2).



Также неоправданно значительно снижается среднегодовая численность занятых в экономик по формам собственности. В 1992 году 69% занятых было на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности, а в 2009 году таких насчитывалось уже 32% (см. рис.3 и 4).




При этом данные Росстата свидетельствуют, что работники частных организаций имеют одну из самых низких среднемесячных начисленных зарплат среди организаций различных форм собственности. Ниже чем в среднем по России, когда как зарплата работников организаций государственной формы собственности превышает средний уровень по стране (см. рис.5).


Складывается общая тенденция постоянного и неуклонного сокращения государственного сектора, прежде всего мотивируемая его неэффективностью.

Общая тенденция снижения государственного участия в экономике активно поддерживается и продвигается на общегосударственном уровне.

Идеология такой политики была выражена в статье А. Кудрина и О. Сергиенко «Макроэкономическая политика»: «В последние годы роль государственного сектора в российской экономике возросла. По оценкам Минэкономразвития, доля государственных и контролируемых государством компаний достигает 45-50%. Удельный вес таких компаний в инвестициях составляет около 40%. В то же время проведенные в ряде стран исследования подтверждают тезис о большей эффективности негосударственных компаний, поскольку они действуют в рыночной среде, механизмы которой обеспечивают более высокую производительность труда, отбор лучших инвестиционных проектов, активизацию инновационных процессов. Таким образом, необходимо сделать акцент на частные компании как основной источник развития , по возможности, быстрее сократить (в идеале - ликвидировать) область нерыночных отношений в российской экономике.

При этом заявлено, что «уменьшение государственного сектора должно происходить за счет перехода части бюджетных организаций в частный сектор на добровольной основе при поэтапном сокращении бюджетной составляющей их финансирования (касается прежде всего отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения)».

Такой подход противоречит общемировым тенденциям и современным теоретическим воззрениям.

Так, директор Венского Института высших исследований Бернхард Фельдерер в интервью Российской газете заявил: «Россию зря критикуют за госучастие в экономике» . Согласно его данным, доля соотношения государственных инвестиций к валовому внутреннему продукту в России сейчас составляет 29 процентов, а в большинстве развитых стран Европы - почти 50 процентов. Так что еще вопрос: у кого государства больше в экономике.

При этом он констатирует: «К сожалению, ваши реформы последних лет предполагали рост только в тех секторах, где есть быстрая отдача. И при этом происходило полное забвение со стороны государства других важных секторов - образования, науки, здравоохранения . В них государственная активность должна была быть явно выше, а финансирование больше».

В этом же русле крупнейший специалист в развитии этой теории Р. Масгрейв писал: "Один рыночный механизм не может выполнять всех экономических функций. Государственная политика необходима для управления, корректировки и дополнения определенных его аспектов. Этот факт важно понять, поскольку он означает, что соответствующий размер государственного сектора в значительной мере есть вопрос технического, а не идеологического порядка", аналогичным образом высказался и лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц: "Я писал его (учебное пособие), будучи убежденным, что понимание затрагиваемых в нем вопросов является центральным для любого демократического общества. Среди наиболее важных из этих проблем - вопросы разумного соотношения между государственным и частным секторами, а также то, как правительства могут более эффективно достигать своих целей".

Существует и научно обоснованная позиция по соотношению между государственной и частной формами собственности.

Е. Балацкий и Н. Екимова приводят конкретные пропорции государственного и частного секторов экономики (см. рис.6). Национальная экономика должна быть разделена на две части таким образом, чтобы доля государственного сектора находилась в районе либо 38%, либо 62%



Применение такого подхода к анализу стран по показателю доли государственных расходов в ВВП показывает, что в настоящее время в зоне риска находятся такие страны, как Австралия, Япония, Швеция, США и Россия. Причем если Швеция рискует из-за слишком громоздкого госсектора, то Австралия, Япония, США и Россия рискуют из-за неоправданно сильного уменьшения госсектора.

Современная абсолютизация частной, в особенности индивидуальной, формы собственности становится тормозом для развития государств как в мире, так и в России.

Между тем, общим для исследователей является мнение, что некая форма совместной собственности предшествовала появлению индивидуальной собственности. В свое время совместная собственность позволяла выжить и обеспечить выживание слабым членам первых общностей. В дальнейшем, появилась индивидуальная собственность, ставшая в глазах обществ всех формаций поистине универсальной.

Вместе с тем, обоснованность (целесообразность) сохранения права на индивидуальную собственность подвергалась сомнению. Очевидно, что в условиях даже наиболее совершенных законодательных систем собственность зачастую приобретается и распределяется неудовлетворительным способом. В то время как одни становятся богатыми в результате бесчестных поступков или благодаря стечению обстоятельств, другие, трудолюбивые и одаренные, имеют лишь скромный достаток. Дети наследуют состояние своих родителей-богатство, которое они не заработали, и нужду, которую они не заслужили. И поскольку богатство является наиболее мощным инструментом приобретения еще большего богатства, эти злоупотребления и неравенства не исчезают.

Однако, инстинкт собственности столь глубоко коренится в человеческой природе, а выгоды этого института столь велики, что никогда не нуждался в теоретических защитниках.

Между тем, возрастает число сторонников активного развития контроля над любыми собственниками (находятся ли объекты в частной либо государственной собственности). Даже в таком «либеральном» государстве как Великобритания, где за последние 25 лет было объявлено о денационализации и приватизации около ста государственных компаний, в результате чего государственный сектор сократился на две трети, правительство продолжает контролировать их деятельность. В каждом из секторов услуг – электро-, газо-, водо-, теплоснабжении, телекоммуникационных сетях, транспортных системах – созданы специальные регулирующие органы, призванные стимулировать конкуренцию в интересах потребителей. Их руководство назначается соответствующими министрами; оно обязано согласовывать с правительством свои планы, принципы, оценки инвестиций и ценообразования, финансовые цели, лимиты внешних заимствований. Проводит систематический мониторинг деятельности национализированных предприятий.

Вопрос: на каких основаниях и в каких пределах должна существовать собственность индивидуальная или совместная? И на какие объекты?

Ответ на этот вопрос при первом подходе может быть таков:

чем крупнее собственность (особенно это касается средств производства, градообразующих предприятий, моногородов, предприятий как имущественных комплексов и др.), тем больше ограничений должно быть возложено на индивидуальную собственность с государственным и общественным контролем.

Индивидуальная собственность, соответствующая нижнему уровню установленных законом социальных стандартов, должна быть освобождена от налогообложения, доведение до нижнего уровня социальных стандартов может дотироваться государством за счет общественных фондов потребления.

На индивидуальную собственность, превышающую установленный законом верхний предел социальных стандартов, должны быть наложены дополнительные ограничения как финансовые так и иного рода (налог на роскошь, ограничения на продажу недвижимости, полученной в результате наследования и др.).

Земельные участки также должны быть ранжированы по размерам и видам использования. Земельные участки под жилыми домами, являющимися единственным местом для проживания в пределах установленных размеров по установленным социальным стандартам, должны быть освобождены от налогов, а также распределяться по единым правилам местными органами власти под государственным и общественным контролем.

Сельскохозяйственные земли должны быть оформлены во владение лицам и организациям ее обрабатывающим. Индивидуальной собственности на эти земли быть не может. Государство и общество оставляют за собой контроль за использованием этих земель. Предоставление, как и изъятие из владения сельскохозяйственных земель происходит в установленном законом порядке.

Иные природные ресурсы как находящиеся в земле, так и добытые полезные ископаемые и иные природные ресурсы, не могут находиться в индивидуальной собственности. Государственные органы от имени государства наделяют правом пользования с правом продажи добытого природного ресурса с передачей государства части дохода от его реализации на условиях, установленных законом.

Таким образом, можно сделать вывод, что тенденция к абсолютизации индивидуальной частной собственности противоречит интересам общества и не соотносится с концепцией нравственного государства.

Государственный сектор в государстве должен быть, его долю необходимо установить исходя из общественных потребностей, которые определяются гражданами страны и законодательно закрепляются.

Данные положения не противоречат законодательству и, прежде всего, Конституции РФ. Но в то же время установленная в статье 8 Конституции норма о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности не означает и не ведет к равенству правовых режимов различных форм собственности. Особенности же правовых режимов различных форм собственности целесообразно установить законом. Продолжение же проводимой сегодня политики сокращения государственного сектора экономики, особенно это касается сфер образования и здравоохранения, губительно для страны.

Поделиться: