Международная миграция рабочей силы. Международная миграция рабочей силы и ее влияние на экономику россии Международная миграция рабочей силы

Важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы – перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Международная миграция рабочей силы – это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она влючает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд населения страны за границу, иммиграция – въезд населения других стран на территорию данной страны. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

Исторически миграционные процессы возникли много столетий назад. Первым массовым перемещением трудящихся был завоз рабов из Африки в Америку. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. XX в. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Массовая миграция в США всегда была велика. Богатства этой страны привлекали и привлекают население многих стран мира. Размеры ежегодного притока мигрантов зависели от экономических условий в США, стимулирующих миграцию из Европы и других регионов. Сегодня в страну легально иммигрирует более 700 тыс. чел. в год. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 1960-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. В середине 1990-х годов приток иммигрантов в Западную Европу был на уровне 180 тыс. чел. в год. Странами, принимающими основную массу иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария.

Классической страной иммиграции Азиатско-Тихоокеанского региона является Австралия. В XIX–XX веках эта страна принимала большое количество эмигрантов из разных стран. В начале 1990-х годов Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, поэтому в первую очередь привлекаются иностранцы, осуществляющие инвестиции в экономику страны. Именно с этого десятилетия иммиграционная волна в Австралию заметно уменьшилась.

Согласно официальным данным, к началу 2005 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может в настоящий момент превышать 100 млн. человек.

Причины миграции рабочей силы

Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.

Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны. В промышленно развитых странах блаодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.

Международная миграция рабочей силы между осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема – так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, созданный в 1947 году. Его население на 60% увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30%) за счет выходцев из СССР.

Еще одно направление в миграции рабочей силы – это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами, новыми возможностями в работе и, наконец, просто желанием устроиться на новом месте, проверить свои возможности в новых условиях работы. Данный поток мигрантов сравнительно небольшой.

Последствия миграции рабочей силы

Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики.

Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.

Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

  • тенденции роста потребления заработанных за границей средств,
  • желание скрыть получаемые доходы,
  • «утечку мозгов»,
  • в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики.

Особенностью современной международной трудовой миграции становится возрастание ее объемов. Если в 1960 году в мире насчитывалось 3,2 млн трудящихся-мигрантов, то в 1995 году их было уже более 35 млн.

Выход России на международный рынок труда ограничивается рядом обстоятельств. Более высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и более высокая оплата труда постоянно увеличивают количество желающих выехать на работу. Но возникают противодействующие факторы: языковой барьер, непризнание большинством стран мира отечественных дипломов о высшем образовании, в целом невысокая квалификация рабочих и служащих.

Социально-экономические аспекты международной трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия. Общеизвестно, что экономический интерес мигрантов состоит в повышении своего жизненного уровня в стране прибытия. Страны в зависимости от разных факторов могут быть заинтересованы как в иммиграции, так и в эмиграции. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где весьма сложная демографическая ситуация и относительно низкий уровень жизни. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу.

Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек – природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов, росту преступности и т. п. При формировании концепции миграционной политики следует учитывать и те, и другие аспекты.

Регулирование миграции рабочей силы

Для ликвидации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых страной в результате миграции рабочей силы, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов. Вмешательство государства в процесс перемещения рабочей силы через государственные границы возникло раньше, чем регулирование международных рынков товаров и услуг. Уже на исходе XIX века появились законодательные акты, запрещавшие выезд своих рабочих и въезд нежелательных иностранных граждан. Напротив, поощрялась иммиграция специалистов для перспективных отраслей экономики, представителей редких профессий, лиц с мировым именем в области науки, культуры, искусства и спорта, представителей бизнеса, инвестирующих свой капитал в экономику принимающей страны, и, наконец, рабочих, согласных выполнять вредные и тяжелые работы за минимальную заработную плату.

Сегодня в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится непосредственно через национальные службы миграции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.

Страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.

Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.

Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются:

  • хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
  • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами):
  • ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Определенную роль в регулировании миграции рабочей силы играют мировое сообщество и . Мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

На сегодняшний день рабочая сила является одним из основных экономических ресурсов. Это обусловлено ростом зависимости информационного общества, результатов производства в условиях НТР от человеческого фактора.

Международный рынок труда — сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами мирового хозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы, величины оплаты и характер требуемого на рынке труда. Многообразие условий развития мирового сообщества формируют чрезвычайно дифференцируемую по своему составу рабочую силу.

Мировой рынок труда характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Современный мировой рынок труда включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Таким образом, мировой рынок труда существует в форме трудовой миграции.

Современная международная трудовая миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Баланс позитивных и негативных последствий для стран - участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.

Мировой рынок труда

Мировой рынок труда — система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложение на межгосударственном уровне. Трудовая миграция является формой существования мирового рынка труда.

В условиях глобализации мировой рынок труда, функционируя наряду с рынками товаров и услуг, капиталов и др., является не только совокупностью национальных рынков, но и представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы. Стремительное развитие мирового рынка труда стало следствием усиливающихся интеграционных процессов в мире.

Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Миграция охватила все континенты, весь мир и обрела глобальный характер. Эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает эффективность экспорта товаров.

Мировой рынок труда может успешно функционировать в нормальных условиях, т. е. в пределах допустимых значений занятости и безработицы. При выходе за эти пределы (при экономическом кризисе), необходимы институционные воздействия на рынки труда путем осуществления комплекса экономических и организационных мер, направленных на увеличение спроса на рабочую силу при одновременном повышении ее цены за счет роста квалификации работников и достижения ими высокого уровня эффективности труда.

Сущность и виды международной миграции населений

Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагая себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны, или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется.

Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение трудовых ресурсов между странами и использование их за пределами национальных границ в течение определенного времени; численность населения страны увеличивается на количество людей, переселившихся в данную страну (иммигранты), и уменьшается на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты). К трудовым мигрантам не относятся лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Совокупное перемещение населения за пределы иностранных границ, происходящее в данное время образует миграционные потоки — совокупность территориальных перемещений населения, совершающихся в определенное время в рамках той или иной территориальной системы.

Согласно международной организации труда выделяют следующие типы международной миграции:

  • Переселенцы — лица, переезжающие в другую страну на постоянное место жительства;
  • Работающие по контракту — сезонные рабочие (занятые в отраслях хозяйства, имеющих сезонный характер: сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг и др.) а также лица, занимающиеся неквалифицированным или малоквалифицированным трудом, занятые на тяжелых и вредных для здоровья работах, не дающих возможности для профессионального роста. Срок пребывания в прибывающей стране данной категории лиц строго ограничен от одного года до шести лет. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности заключаются между странами с избыточной рабочей силой и странами, нуждающимися в ней;
  • Профессионалы: лица с высоким уровнем теоретической подготовки и соответствующими практическими навыками;
  • Нелегальные иммигранты — въезжающие в принимающую страну в поисках работы на незаконных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством, также иностранцы с просроченной туристической визой. Почти все страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Обычно они занимают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
  • Поток вынужденных мигрантов — люди, к массовым перемещениям которых за пределы национальных границ вынуждают войны, стихийные бедствия, нарушения прав человека, экономическое положение в своей стране, политические мотивы и т. д.;
  • Маятниковая (челночная. приграничная) - ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигранты, пересекающие границу для работы в соседней стране.

С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства различают легальную трудовую миграция: без нарушения законодательных норм, и нелегальную трудовую миграцию: нарушение законодательства.

Но, наряду с ними, существуют и развиваются новые формы миграции трудовых ресурсов: использование труда иностранных специалистов с помощью телекоммуникационных средств связи, т. е. без непосредственного перемещения рабочей силы через границу и др.

Субъекты международной трудовой миграции:

  1. Эмигранты — трудоспособные лица, выезжающие с территории данной страны (донора) за рубеж;
  2. Иммигранты — трудоспособные лица, въезжающие на территорию данной страны (реципиент) из-за рубежа;
  3. Реэмигрант — возвращение эмигрантов на постоянное место жительства.

Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов.

Трудовая миграция за пределы страны развивается на основе:

  • межправительственных соглашений;
  • индивидуальной инициативы самого работника;
  • рекомендаций посреднических коммерческих фирм;
  • нелегальных каналов и др.

В условиях открытых экономик появляется возможность для перемещения эмигрантов между странами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают миграционные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет своего наиболее эффективного использования не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Страна, из которой осуществляется эмиграция, является страной-донором: а страна, в которую иммигрирует население — страной-реципиентом. Величина эмиграции в стране-доноре определяется превышением предложения труда над спросом на труд (излишком рабочей силы) при заработной плате выше внутреннего равновесного значения. Величину иммиграции в стране-реципиенте определяет дефицит рабочей силы при уровне заработной платы ниже внутреннего равновесного значения. Страны, в которых уровень заработной платы высокий, привлекательны для иммигрантов. И, наоборот, в странах с более низким уровнем заработной платы увеличивается количество эмигрантов.

Страна-донор обеспечивает предложение на мировом рынке труда, а страна- реципиент определяет его спрос. Величина излишка в стране-доноре будет равна величине дефицита в стране-реципиенте при такой величине мировой заработной платы, при котором совпадают спрос и предложение на мировом рынке труда.

Выигрыш от международной трудовой миграции в стране-доноре получают работники, так как заработная плата растет, а безработица сокращается. Работодатели в этом случае несут потери. Однако, выигрыш работников превышает потери работодателей, что означает выигрыш страны в целом от перемещения трудовых ресурсов.

В стране-реципиенте, напротив, выигрывают работодатели, т.к. предложение рабочей силы увеличивается, а заработная плата снижается. Работники несут потери. Однако, в целом страна выигрывает, т.к. выигрыш работодателей превышает потери работников.

Перемещение трудовых ресурсов между странами прекращается, когда заработная плата в этих странах устанавливается на одинаковом уровне. Из этого следует, что международная трудовая миграция выравнивает уровень заработной платы в странах.

Если международная миграция отсутствует, внутренние рынки стран находятся в равновесии при определенном соотношении спроса и предложения и уровне национальной заработной платы.

К современным тенденциям международной трудовой миграции относятся:

  1. Перенесение экономических, политических проблем из одной страны в другую;
  2. Разнонаправленность потоков миграции рабочей силы;
  3. Увеличение демографической значимости международной миграции;
  4. Рост доли молодежи, женщин в миграционных потоках;
  5. Международная миграция высококвалифицированных кадров, ученых;
  6. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости;
  7. Формирование черного рынка труда и нелегальной миграции;
  8. Двойственный характер миграционной политики, проявляющийся с одной стороны в ужесточении, а с другой — в стимулировании иммигрантов и т. д.

Причины и основные потоки международной трудовой миграции

Размеры международной миграции рабочей силы неуклонно растут. Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Экономический рост в этих странах привел к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно - к определенному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, непрестижного труда для местных работников: в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.

В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации. В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных странах, а с другой - стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их подготовке.

Для оценки масштабов миграции используются различные показатели:

  • масштабы выбытий — число эмигрантов, выбывших из страны за рубеж за определенный период с целью устройства на работу;
  • масштабы прибытий — число иммигрантов, прибывших в страну за определенный период с целью поиска работы;
  • чистая миграция — разница между числом прибытий и числом выбытий в стране;
  • валовая миграция — сумма числа прибытий, выбытий в стране за рассматриваемый промежуток времени.

Причины международной трудовой миграции:

  1. Экономические причины: различия в уровне экономического развития отдельных стран; наличие национальных различий в размерах заработной платы; существование органической безработицы; международное движение капитала и функционирование международных корпораций; разная степень обеспеченности стран трудовыми ресурсами и др.;
  2. Неэкономические причины: политические, религиозные, социальные, экологические и др.

Направления международной трудовой миграции меняются с изменениями экономических условий в отдельных странах. Можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:

  • из развивающихся стран в развитые;
  • между развитыми странами;
  • между развивающимися странами;
  • из постсоциалистических стран в развитые страны;
  • миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся и др.

Международная миграция рабочей силы между развитыми странами осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема, так как уезжает большое кол-во высококвалифицированных кадров.

Основной поток миграции в последние десятилетия устремляется в США. Приток иммигрантов в США и Канаду оценивается в 900 тыс. человек в год. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники иммигрируют из Западной Европы, России, а также Индии.

Важнейшими целями иммиграционной политики США и Канады является поощрение притока зарубежных менеджеров, элитных специалистов, высококвалифицированных рабочих, а также инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирования в экономику данной страны определенной суммы).

Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600- 700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей численности занятых: Люксембурге - 30,0; Швейцарии - 29,6; Германии - 8,0; Бельгии - 7,5; Австрии - 6,2; Швеции - 5,8; Франции - 5,2; Англии - 3,4.

В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям: необходимость внедрения трудосберегающих технологий; перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже; недовольство определенных слоев населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.

Нефтедобывающие страны Западной Азии. В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы, %: Катар - 92, ОАЭ - 89, Кувейт - 86, Оман - 70, Саудовская Аравия - 60, Бахрейн - 51. Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом, % от общей численности населения: в Йемене - 7,3; Египте - 5,2; Турции - 4,3; Пакистане - 3,8.

В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции стала Россия.

Положительные и отрицательные последствия международной трудовой миграции

Положительные и отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран-доноров.

плюсы:

  • смягчение социальной напряженности в обществе и проблем занятости;
  • рост среднего уровня заработной платы в стране;
  • пополнение доходной части платежного баланса за счет денежных переводов эмигрантов;
  • увеличение валютных поступлений в страну за счет переводов эмигрантов своим семьям;
  • реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую квалификацию, которая может способствовать в дальнейшем росту ВВП;
  • рост налоговых поступлений за счет роста доходов высококвалифицированных работников;
  • уменьшение трансфертных выплат из государственного бюджета и т.д.

минусы:

  • утрата части трудовых ресурсов общества;
  • необходимость готовить замену выбывшим кадрам, т. е. инвестировать в образование и профессиональную подготовку;
  • потеря части национального дохода и поступлений в государственный бюджет;
  • снижение потенциального развития высокотехнолоческих отраслей в связи с эмиграцией высококвалифицированных кадров и др.

Для стран-реципиентов:

плюсы:

  • увеличение доходов работодателей, т.к. иностранная рабочая сила дешевле;
  • рост национального дохода и ВВП;
  • прирост человеческого капитала, т. е. сокращение расходов на образование;
  • расширение внутреннего рынка;
  • омоложение нации за счет иммигрантов, т. к. обычно мигрирует молодое население и др.

Минусы:

  • возможные социальные конфликты между населением и иммигрантами;
  • снижение среднего уровня заработной платы и благосостояния отдельных групп населения;
  • часть иммигрантов нуждается в государственной поддержке, что увеличивает расходы государства;
  • обострение ситуации на национальном рынке труда;
  • утечка капитала за счет ухода от уплаты налогов;
  • формирование возможных криминальных структур за счет нелегального труда иммигрантов и др.

Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях очень велика, и порой доходит до 70% рабочей силы. Нередко без привлечения иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики - строительства, автомобильной промышленности, сферы услуг.

Приток иностранной рабочей силы позволяет развитым странам проводить перемещение национальной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники.

Миграционная политика

В настоящее время каждая страна проводит свою миграционную политику, регулирующую трудовые потоки, т. е. воздействует на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений, которые определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения заключаются между странами европейского союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т. е. из стран, не входящих в ЕС).

Миграционная политика — совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Основные цели международной миграционной политики:

  • определение масштабов миграции;
  • выработка механизма регулирования миграции;
  • ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран-участников миграционного процесса;
  • защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как обостряется проблема занятости местного населения;
  • обеспечение рационального использования иностранных работников, т. е. применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов;
  • защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания;
  • возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны и др.

Виды миграционной политики:

  • Эмиграционная призвана создавать благоприятный эмиграционный климат, регулировать объем и структуру эмиграционных потоков.
  • Иммиграционная призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда и привлечь нужных для страны специалистов.

Основные методы миграционной политики:

  1. Экономические (косвенные): взимание с иммигрантов пошлин за трудоустройство; уплата налогов предпринимателями, использующими труд иммигрантов; прямые инвестиции в экономику трудоизбыточных стран; программы экономической помощи странам экспортерам рабочей силы; развитие международной торговли и др.
  2. Неэкономические (прямые или ограничительные): профессиональные, возрастные, социально-экономические ограничения; квотирование иммигрантов; контроль за нелегальной иммиграцией и др.

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцами заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего класса, работники новых высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплачиваемую, непрестижную, тяжелую и вредную работу).

Развитые страны под давлением политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применяются либо денежные выплаты иммигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде на родину, либо специальная профессиональная подготовка иностранных работников, которая позволила бы им претендовать на более высокооплачиваемую и престижную работу на родине.

Проблемы миграции населения находятся в центре внимания различных международных организаций. Мировым сообществом признано придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются.

Целью МОТ (Международная организация труда) является регулирование межстрановой миграции населения. МОМ (Международная организация по миграции), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по вопросам улучшения образования трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также физического состояния трудящихся-мигрантов. СЕАИ (Совет европейский ассоциаций иммигрантов) способствует обеспечению и защите прав трудящихся- мигрантов. Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения.

Россия и международная трудовая миграция

Россия вышла на международный рынок труда на рубеже 80-90х гг. В середине 90х гг. в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. До этого, население СССР, принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд были строго регламентированы государством.

На данный момент РФ является, как страной-донором, так и страной- реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка, причем не всегда там работают по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди соглашаются выполнять низкоквалифицированную работу, т. к. получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату. В то же время, в Россию устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни в других республиках СНГ.

На сегодняшний день процесс миграции из России развивается в большей степени стихийно, в меньшей — организованно, что предопределяет неравные стартовые возможности для участников, а следовательно, и разные социальные последствия. И тем не менее, в настоящее время трудовая миграция из России принимает все более широкие масштабы. По оценкам западных специалистов, в ближайшие годы от 2 до 5 млн российских граждан уедут работать за границу.

Наибольшая часть российских трудовых мигрантов направляется в страны Европы - Австрию, Германию, Польшу, Финляндию, Францию, Данию и др. Остальная часть находит работу в США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии, некоторых странах Латинской Америки (Чили, Аргентина и др.).

Экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации российских трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. Сегодня для граждан РФ западные страны остаются самыми привлекательными для проживания и трудоустройства. Однако, существующее в этих странах законодательство не дает иностранцам, в том числе и россиянам, право на работу. Такое право предоставляется лишь высококвалифицированным специалистам, ученым и др., т. к. работники с профессиональной качественной подготовкой способны выдерживать конкуренцию на мировом рынке труда.

Западные страны, в основном, используют специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании (в качестве младшего медицинского персонала, нянь и др.). Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов (непризнание большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковой барьер и др.).

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан правительство РФ заключило межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств — участников СНГ. Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

Но экспорт рабочей силы эффективен для государства, т. к. по оценке экономистов, каждая тысяча российских трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн долл.

Но с другой стороны, не созданы механизмы использования положительных сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить должный приток валютных средств в экономику РФ, как от фирм- посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.

Одной из проблем российской трудовой эмиграции является интеллектуальная миграция. С 1989 по 1992 г. она достигла своего пика, за этот период из страны на постоянное место жительства уехало около 10% научных работников разного профиля (из 100 человек 50 эмигрировало навсегда). Сейчас данная тенденция продолжается.

Основные потоки интеллектуальной миграции идут в Германию, Израиль, США. Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по молекулярной биологии, прикладной механике и др. Весьма заинтересованы в импорте российского интеллектуального потенциала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран.

Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования.

Ежегодные прямые потери РФ в результате интеллектуальной миграции оцениваются не менее, чем в 3 млрд долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды — в 50-60 млрд, долларов. Страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности. А, в это время США, за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов дополнительно получают 80­100 млрд долл, в год.

Внешняя трудовая иммиграция в Россию получила в 90х гг. значительно большее распространение. В середине 90х гг. в России ежегодно было занято 250- 300 тыс. легальных иностранных рабочих, а с учетом нелегальной иммиграции и теневого (незарегистрированного) использования иностранной рабочей силы общая численность трудовых иммигрантов в России оценивалась в 400-500 тыс. человек. В это время миграционный обмен с бывшими союзными республиками постоянно имел прирост населения. Это благоприятно влияло на демографическое развитие РФ.

Демографические перспективы России неблагоприятны. В результате сокращения численности населения, прежде всего, трудоспособных возрастов, и старения населения, которые в течение ближайшего десятилетия будут нарастать, к 2025 г. демографическая нагрузка пожилыми на одного трудоспособного возрастет почти на 50% по сравнению с 2008 г. Во многих отраслях, в том числе связанных с предоставлением услуг для пожилых, дефицит рабочей силы будет неизбежен. Посткризисное развитие потребует кадрового обеспечения. Иностранные трудящиеся-мигранты станут еще большей необходимостью для России, чем в докризисный период.

Приток в Россию иностранных работников позволяет решать данную задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые даже в условиях растущей безработицы не идет местное население, в связи с минимальной оплатой труда. Свыше 90% всех трудовых иммигрантов в России заняты малоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда.

Рис. 1. Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, тыс. чел. (данные Росстата)

На сегодняшний день для России процесс иммиграции из стран ближнего зарубежья имеет серьезные последствия. Приезд в РФ представителей других национальностей из бывших советских республик требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих мест. В условиях продолжающегося экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов из стран СНГ весьма затруднительно.

По данным ФМС РФ доля иммигрантов за 2010 г.: 31% — Узбекистан, 16% — Таджикистан, 11% — Китай, 10% — Украина, 7% — Киргизстан, 4% — Молдова, 4% — Армения, 3% — Азербайджан, 14% — другие страны.

Вместе с тем важно, что именно приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Кроме того, приток трудоспособного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как это происходит в других странах.

Наиболее сложной проблемой для России является нелегальная иммиграция иностранных граждан. Произошедшие изменения, прежде всего, в упрощении порядка въезда в Россию, «прозрачность» государственных границ, привели к резкому увеличению масштабов иммиграции, прежде всего нелегальной. По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тыс. человек в год. Основная масса иммигрантов прибывает в Россию из государств ближнего зарубежья. Отсутствие эффективного иммиграционного контроля за въездом и выездом иностранцев из России не позволяет назвать точную цифру нелегальной миграции. Иммигранты, прибывшие в качестве туристов, потом переходят на нелегальное положение.

Нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие на экономическую ситуацию в России, её социальную сферу. Незаконные мигранты преимущественно заняты в теневой экономике, пополняют криминальные структуры, уклоняются от уплаты налогов, оказывают, вследствие бесправного положения и заниженных заработков, давление на рынок труда и т. д.

Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появления инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.

Обострение проблем иммиграции, в т. ч. и нелегальной, связано с отсутствием:

1) адекватной российской правовой базы по регулированию, как это принято во всех развитых странах, объемов иммиграции (квотирование), пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, их законному выдворению или интеграции в российское общество;

2) проникновение иностранцев на территорию России облегчается тем, что значительная часть государственной границы открыта, отсутствует визовый режим и не отрегулировано в рамках СНГ законодательство по борьбе с незаконной иммиграцией.

Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер. Эти меры должны быть направлены на:

  • стимулирование притока мигрантов и поддержка, прежде всего в правовой сфере;
  • регулирование иммиграции из стран ближнего зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население);
  • управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает на временные работы в Россию из за границы, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами страны;
  • проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны;
  • обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран;
  • установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного проживания, привлечение к решению этих вопросов стран зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты и др.

Заключение

Трудовая миграция оказывает существенное влияние на социально­экономическое развитие страны. Современное положение требует четкой государственной миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами.

Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

Миграцией рабочей силы называется перемещение трудоспособного населения из одних стран в другие сроком более чем на один год, вызванное причинами экономического, политического или иного характера.

Виды международной миграции рабочей силы

Миграция рабочей силы проявляется в двух основных разновидностях: эмиграции и иммиграции.

Эмиграцией называется переселение граждан в другую страну на постоянное или длительное жительство. Иммиграция — въезд в страну гражданина другой страны на постоянное или длительное проживание. Явление, когда иммигранты уезжают из страны, в которую они иммигрировали, либо эмигранты возвращаются на родину называют реэмиграции.

Разница между иммиграцией из страны и эмиграции в страну называется миграционное сальдо.

Рынок рабочей силы

В результате миграции рабочей силы был сформирован мировой рынок труда. Предложение на этом рынке руководствуется ситуациями на внутренних рынках труда стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы.

Рынок рабочей силы выполняет ряд функций: осуществляет определение стоимости рабочей силы, регулирует спрос и предложение рабочей силы, сводит продавцов рабочей силы с покупателями, обеспечивает конкуренцию между наемными работниками (что означает мотивацию работников к повышению их квалификационного уровня и удешевляет цену рабочей силы), ускоряет миграционные процессы в национальном и международном масштабах, способствует выявлению путей и разработке мер социальной защиты рабочей силы и другие.

Поскольку международная миграция рабочей силы приобрела массовый характер, то в мире сформировались четыре основных рынки рабочей силы: США и Канада (трудовые ресурсы сложились благодаря иммигрантам), страны Западной и Северной Европы (использование иностранной рабочей силы происходит в основном благодаря взаимной интеграции стран, большую роль в этом процессе сыграло создание ЕС), страны Ближнего Востока (рынок труда здесь обеспечивают эмигранты из Египта, Ирака, Сирии, Иордании, Палестины), страны Латинской Америки (движение рабочей силы в регионе обеспечивается благодаря взаимному перемещены рабочей силы между странами).

Роль, характерные черты и способы определения масштабов миграции

Необходимость миграции рабочей силы обусловлена ​​неравномерностью накопления капитала, существованием относительного перенаселения (безработица) как постоянного источника избыточных рабочих рук в одних странах и нехватка дешевой рабочей силы в других.

Характерной чертой международной миграции рабочей силы в современных условиях является движение двух различных типов мигрантов из отсталых стран в развитые. Один тип — это научные кадры и специалисты (так называемый «отток мозгов», другой тип — это неквалифицированная или малоквалифицированная рабочая сила, основной сферой занятости которой есть отрасли, где преобладает тяжелый ручной труд.

Для определения масштабов миграционных процессов используют три основные количественные показатели: трудовой доход (выплата занятым), перемещение мигрантов и переводы рабочих; которые, из-за неудобства расчета, выражаются преимущественно в платежном балансе.

Трудовым доходом называются зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. Перемещение мигрантов представляет собой оценку имущества, перевозят с собой в другую страну мигранты, в денежном эквиваленте. Переводы рабочих — это общая сумма пересылаемых денег или имущества эмигрантов своим родственникам, оставшимся на родине.

Миграционная политика государства

В современном мире миграция рабочей силы является важной частью экономической жизни стран, ведь этот процесс практически неконтролируемым, хаотичным, с него трудно удалить конкретные количественные показатели. Именно поэтому государство должно обеспечивать определенный набор мер по упорядочению миграционных процессов.

Миграционная политика — политика государства в сфере миграции населения. Поскольку основное разделение международной миграции является по направлению движения населения, то есть эмиграция и иммиграция, то политика государства в сфере миграции населения также делится на эмиграционной и иммиграционную. Иммиграционная политика — регламентация правил и норм принятия иностранных граждан в страну. Эмиграционная политика — регламентация правил и порядка выезда граждан страны за границу и защиту их прав в странах, которые принимают.

Основными инструментами (по А. Киреевым) регулирования иммиграционных процессов ограничения личного характера (контроль за здоровьем иммигрантов, недопущение иммигрантов-наркоманов, людей с психическими расстройствами, ВИЧ-инфицированных), количественное квотирование (в большинстве стран существует определенная количественная граница иммигрантов, обычно регулируется законами и происходит по надзору правоохранительных органов), экономическое регулирование (введение определенных финансовых ограничений, например, уплата иммигрантами определенного взноса в государственную казну страны, в которую они иммигрируют), временные ограничения (введение ограничений на максимальный срок пребывания иностранных рабочих в стране), географические приоритеты (установление географической и национальной структуры эмиграции, то есть предпочтение иммигрантам из определенной страны), запрета (то есть законодательные акты, запрещающие иностранцам занимать определенные должности) .

Международная миграция рабочей силы означает перемещение работников через границы для работы по найму.

Точных данных о масштабах международной миграции работников статистика не дает, поскольку состав мигрантов неоднороден и поддается лишь приблизительному учету. Для работы за границей люди могут менять постоянное место жительства и гражданство, выезжать за рубеж на определенный срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), на сезонные, ежедневно (так называемые рабочие-фронтальеры, которые живут в приграничной зоне и ежедневно ездят на работу за границу), нелегально и т.п. Кроме того, значительная часть мигрантов не относится к экономически активному населению, и отделить ее от экономически активной части также довольно сложно.

Оценки международной миграции рабочей силы свидетельствуют о тенденции к росту ее масштабов. Статистика ООН учитывает в составе мигрантов тех лиц, которые нахо­дятся за пределами своей страны рождения или гражданства более 12 месяцев. В таком понимании в 2000 г. в мире насчитывалось 175 млн. мигрантов по сравнению со 154 млн. в 1990 г. Около 60% мигрантов находятся в развитых странах, в том числе в Европе – 56 млн. и в Северной Америке – 41 млн. чел. К мигрантам по экономическим причинам сейчас относят около 100 млн. чел.

По данным Международной организации труда (МОТ), численность экономически активных мигрантов в 1995 г. в. по найму. другую страну на постоян основных регионах мира составляла 36-42 млн. чел., а с учетом их иждивенцев – 80-97 млн. См. табл. 3.

Таблица 3 . Оценка численности мигрантов в основных регионах мира в 1995 г., исключая беженцев (млн. чел.)

Источник : Measuring global labour migration: Global estimates of international migrant workers. International Migration Programme, ILO. – Р.9 (Интернет-сайт Международной организации труда: www.ilo.org)

МОТ оценивает в 2000 г.численность экономически активных мигрантов уже в 80,9 млн., а с учетом иждивенцев – в 174,9 млн. чел. См. табл. 4.

Главными причинами международной миграции рабочей силы являются различия между странами в уровне и качестве жизни, уровне безработицы и оплаты труда, структуре спроса на труд и предложения рабочей силы. По этой причине более половины всех мигрантов – выходцы из развивающихся стран, для которых характерны: высокий уровень безработицы и нищеты, низкий уровень заработной платы и качества жизни в целом. Значительные потоки миграции могут быть вызваны политическими факторами: войнами и конфликтами, притеснениями на национальной почве и т.п.

Основными центрами международной миграции в настоящее время являются 1) промышленно развитые страны: США, Западная Европа, Канада, Австралия; 2) страны – основные экспортеры нефти; 3) ряд быстро растущих государств Азиатско-Тихоокеанского региона (Малайзия, Таиланд, Сингапур).

Так, в 2000 г. численность иностранных работников, включая беженцев, в США составила 17,984 млн. чел.; в 15 странах ЕС («старые члены») – 13,320 млн., (в т.ч. 64% рабочих-мигрантов в ЕС находились в трех странах: Германия – 3,657, Франция – 2,848, В. Британия – 2,017 млн. чел.); в Канаде – 3,133 млн. чел., Австралии – 2,401 млн. чел., Японии – 1,35.

Таблица 4 . Оценка численности работников – международных мигрантов по регионам в 2000 г.

Регион Мигранты Мигранты-работники
Включая беженцев Исключая беженцев Включая беженцев
Млн. чел. В % к итогу Млн. чел. В % к итогу Млн. чел. В % к итогу
Африка 16.3 5.4 7.1
Азия 49.9 22.1 25.0
Европа 56.1 27.5 28.2
Латинская Америка и Карибы 5.9 2.5 2.5
Северная Америка 40.8 20.5 20.5
Океания 5.8 2.9 2.9
Всего 174.9 80.9 86.3

Источник : Measuring global labour migration: Global estimates of international migrant workers. International Migration Programme, ILO. – Р.10. (Интернет-сайт Международной организации труда: ilo.org)

Численность рабочих-мигрантов в нефтедобывающих странах Ближнего Востока (к началу 1990-х гг. – 4,5 млн. чел.) более чем вдвое превышает численность местной рабочей силы, в Аргентине и Венесуэле – оценивается в 3-5 млн. чел.

В Малайзии число рабочих мигрантов оценивается в 2,5 млн. чел., в Таиланде – 1,26 и Сингапуре – 0,45 млн. чел.

Последствия международной миграции рабочей силы для стран, принимающих мигрантов неоднозначны.

С одной стороны, приезд работников-мигрантов в страну дает ощутимые выгоды, поскольку позволяет:

Экономить на затратах по обучению и подготовке рабочей силы (если речь идет о квалифицированных работниках);

Снизить издержки производства (мигранты, как правило, соглашаются на более низкую оплату труда, на меньшие социальные гарантии, чем местные работники);

Обеспечить потребность в рабочей силе на непривлекательных работах, в неблагоприятных условиях труда (на что нередко не соглашаются местные рабочие), на работах, требующих специальной подготовки и не обеспеченных кадрами местных специалистов;

Увеличивать за счет труда иностранцев финансирование социальных и других программ правительства.

Преодолевать структурные (отраслевые и региональные) диспропорции в народном хозяйстве:

Повышать долю населения трудоспособного возраста в общей численности населения;

Расширять емкость внутренних товарных рынков;

Увеличивать размеры сбережений за счет доходов иммигрантов.

С другой стороны, иммиграция порождает ряд проблем, как экономических (проблема занятости, обеспечения жильем, социального и медицинского обеспечения), так и социально-политических (межэтнические конфликты, рост преступности). Эти проблемы особенно обостряются в периоды циклических спадов в экономике.

Неоднозначными являются последствия миграции работников и для стран - экспортеров рабочей силы.

С одной стороны, миграция работников дает этим странам определенные выгоды:

Поступление денежных переводов в иностранной валюте;

Снижение уровня безработицы;

Обучение национальных кадров иностранному опыту работы, что используется при их возвращении назад на родину.

С другой стороны, эмиграция вызывает определенные потери:

Отток части трудоспособного населения;

Старение населения, в том числе – занятого;

- «утечка умов», квалифицированных работников, подготовка и замена которых требует немалых затрат.

Как правило, государство регулирует потоки миграции рабочей силы в целях увеличения выгод и смягчение ущерба от ввозы и вывоза рабочей силы.

Регулирование эмиграции рабочей силы осуществляется с помощью:

Предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигран­там и гарантии возможности их возвращения на родину;

Обеспечения стабильности поступления в страну валютных переводов от работников-эмигрантов;

Содействие оттоку из страны тех групп работников, чья рабочая сила не пользуются спросом внутри страны, и ограничение выезда работников дефицитных профессий и специальностей;

Регулирование притока рабочей силы из-за рубежа обеспечивает соответствие профессионально-квалификационной структуры иммигрантов потребностям национальной экономики. С этой целью в качестве основы принятия на работу иностранца используются контракты, предусматривающие определенное «качество» рабочей силы (уровень квалификации, возраст, состояние здоровья). Применяются ограничения на использование иностранной рабочей силы (количественные, по срокам найма, запрет найма на определенных видах труд и т.п.). Устанавливаются минимальных компенсации как условие принятия иммигрантов на работу, например, – инвестирование в экономику определенной суммы денег, плата за трудоустройство в принимающей стране. Используется система приоритетов в отношении работников-мигрантов, строящаяся по признаку их национально-географической принадлеж­ности. За нарушение правил найма иностранных работников предусматриваются жесткие санкции.

Поделиться: