Что входит в судебную власть рф. Судебная власть: функции и понятие


Конституция РФ (гл. 2) закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов. Судебная власть в РФ согласно принципу разделения властей является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.

Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах. Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам и обладают особым статусом судьи.

Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводства в РФ:

1) гласность судопроизводства;

2) непосредственное рассмотрение дел судами;

3) состязательность и равноправие сторон.

Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т.е. в зале судебного заседания могут присутствовать все желающие, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).

Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость про ведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.

Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.

Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела осуществляется на основании ходатайства подсудимого.

Суды РФ в соответствии с гл. 7 Конституции РФ и нормами Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»43 образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.

Федеральные суды:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ:

1) Конституционные (Уставные) суды субъектов РФ;

2) мировые судьи.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»44). Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, один из которых является председательствующим и один – его заместителем. Эти судьи избираются на пленарном заседании Конституционного Суда сроком на 3 года, тогда как общий срок полномочий судей составляет 15 лет. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и обладают неприкосновенностью.

Структура Конституционного Суда РФ включает в себя две палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей Конституционного Суда. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет обязанности по руководству в рамках этого заседания.

Принципы деятельности Конституционного Суда:

1) независимость судей Конституционного Суда РФ;

2) коллегиальность рассмотрения дел;

3) гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ);

4) состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд РФ вправе:

1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, Указов Президента РФ, актов Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в законную силу международных договоров РФ;

2) разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

5) давать толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации);

6) проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, разрешаемом судом по жалобам граждан и запросам судов;

7) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционное судопроизводство – процессуальная деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел в пределах его компетенции.

Конституционное судопроизводство начинается с запроса уполномоченных лиц в Конституционный Суд РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладают:

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации ФС РФ;

3) Государственная Дума ФС РФ;

4) члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы ФС РФ в количестве 15 от общего числа членов соответствующей палаты Федерального Собрания;

5) Правительство РФ;

6) Верховный Суд РФ;

7) Высший Арбитражный Суд РФ;

8) органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционное судопроизводство осуществляется в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ, принятые на заседаниях, правомочны только в присутствии не менее чем три четверти от общего числа судей Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ осуществляет свои полномочия в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда.

На пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ основных законов субъектов РФ;

2) дает толкование Конституции РФ;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

5) решает иные вопросы регламентированию деятельности Конституционного Суда РФ.

На заседаниях палат Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ; законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Федерации и органов государственной власти ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционное судопроизводство всегда осуществляется коллегиальным составом судей в открытых судебных заседаниях. Допускается транслирование заседаний Конституционного Суда РФ по особо значимым вопросам. В результате судебного разбирательства Конституционный Суд выносит постановление. Постановления Конституционного Суда РФ носят нормативный характер и являются источником конституционного права, т.е. на них должны опираться все субъекты правоотношений при истолковании Конституции и законов РФ.

В целях осуществления конституционного контроля за соответствием Конституции РФ правовых актов различных органов государственной власти РФ и субъектов РФ Конституционный Суд РФ вправе по вопросам своей компетенции выносить постановления по делам о толковании статей Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ – единственный источник официального толкования Конституции РФ и иных федеральных законов РФ. Именно он принимает акты (постановления Конституционного Суда РФ), подлежащие применению на территории всей России, разъясняющие конституционные нормы и иные нормативные акты органов государственной власти РФ и ее субъектов.

Решения Конституционного Суда РФ, чтобы обладать перечисленными свойствами (обязательными, правомочными), должны быть приняты в установленном законом порядке, т.е. решение Конституционного Суда РФ считается принятым, если на заседании присутствовало не менее трех четвертей от общего числа судей Конституционного Суда РФ и за решение проголосовало большинство от числа присутствующих судей.

Конституционный Суд РФ выносит свои определения на основании запросов, которые должны содержать информацию о фактическом деле, по которому применялся проверяемый акт, и обстоятельства, в результате которых возникли сомнения в соответствии этого акта Конституции РФ. В этом случае Конституционный Суд РФ разрешает исключительно вопросы права, т.е. акты Конституционного Суда РФ не устанавливают фактическую сторону по запросам, а только соответствие нормативных актов, использованных в конкретном деле, нормам Конституции РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ могут содержать два вида решения:

1) нормативный акт соответствует полностью или в части Конституции РФ;

2) нормативный акт не соответствует полностью или в части Конституции РФ.

Правовые последствия для этих нормативных актов различны. В первом случае проверяемый акт в соответствии с решением Конституционного Суда РФ остается действующим полностью или в части, не противоречащей Конституции РФ, а значит, подлежит в соответствующей части применению судами и иными субъектами правоотношений на всей территории РФ либо отдельного субъекта РФ (если проверке подвергался нормативный акт органов государственной власти субъектов РФ), т.е. вынесенное решение суда (либо правовой акт, вынесенный органами власти) признается правомерным, а его правовые последствия обязательными для заинтересованных лиц. В случае же, если проверяемый нормативный акт (или его отдельные положения) признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ (неконституционным), то в соответствующей части (либо полностью) он утрачивает юридическую силу и не подлежит применению, а соответственно, юридические последствия, порождаемые этим актом, должны быть отменены и восстановлено первоначальное положение заинтересованных сторон.

Только Конституционный Суда РФ имеет право отменять действие законов и подзаконных актов органов власти РФ и субъектов РФ по причине их несоответствия Конституции РФ и тем самым осуществлять конституционный контроль за исполнением законодательства и правомерностью вынесения решений органами власти на федеральном и региональном уровнях.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Дайте определение понятия «орган государственной власти». Каковы его признаки?

2. Попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия «государственное учреждение». Можно ли государственные учреждения отнести к органам государственной власти?

3. Чьи интересы представляют палаты Федерального Собрания с учетом разных способов их формирования?

4. Каковы причины учреждения в России двухпалатного парламента? Каковы положительные и отрицательные стороны однопалатного парламента?

5. Вправе ли палата парламента принять единый для обеих палат регламент в форме закона? Какие вопросы решаются в регламентах палат?

6. Сформулируйте определение понятия и основные стадии законопроектного процесса. Как бы вы соотнесли понятия «правотворческий процесс» и «законопроектный процесс»?

7. В чем назначение первого, второго и третьего чтений законопроектов в Государственной Думе ФС РФ и какие этапы законопроектного процесса могут из него выпадать?

8. В чем состоит сущность полномочий Президента РФ как Главы государства?

9. Назовите структурные подразделения Администрации Президента РФ и кратко охарактеризуйте функции каждого из них.

10. В чем выражается коллегиальность деятельности Правительства РФ и кто входит в его состав?

11. Какими полномочиями обладает Правительство РФ по отношению к органам исполнительной власти?

12. Подробно на схеме изобразите судебную систему России, сопровождая комментарием каждый ее элемент.

13. В чем специфика Конституционного Суда РФ? Может ли он создавать законы? Ответ аргументируйте.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Введение

Глава 1. Судебная власть как одна из ветвей государственной власти

§1. Судебная власть: понятие, функции

§2. Признаки судебной власти

§3. Конституционные основы судебной власти в законодательстве РФ

Глава 2. Органы, осуществляющие судебную власть

§1. Суд как орган судебной власти

§2. Судьи как носители судебной власти

§3. Принципы реализации судебной власти

§4. Перспективы развития судебной власти в России

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Система органов государственной власти на протяжении всей истории существования классового общества строилась в соответствии с функциями каждого государства, поскольку в них заложена и отражена воля социальных групп, что составляет суть государственной власти. В соответствии с функциональным назначением органов государства выделяются различные ветви власти, которые, в зависимости от характера полномочий их органов, действуют самостоятельно в пределах собственной компетенции, но при этом уравновешивают друг друга и взаимодействуют друг с другом.

В соответствии с положениями и нормами ст. 10, 11 Конституции РФ 1993 г. органы судебной власти были отнесены к числу государственной власти наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ. Кроме того, одной из принципиальных новелл Конституции являлось выделение в ней самостоятельной главы, посвященной судебной власти.

В структуре государственной власти любой страны судебная власть занимает особое место. С принятием новой Конституции РФ роль судебной власти в государственном механизме России значительно изменилась. Согласно закрепленному в ст. 10 Конституции РФ принципу разделения властей, судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти, а также выступает гарантом равновесия властей. Суд, как орган, непосредственно осуществляющий судебную власть, является своеобразным уравновешивающим механизмом, арбитром, посредником между исполнительной и законодательной властями. Он обязан определить степень допустимого вторжения одной конституционной власти в полномочия другой.

Конституция 1993 г. подняла до высшего правового уровня проблемы судебной защиты граждан, поскольку придала конституционное значение принципам правосудия, которые ранее содержались в нормах уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законов. Обязанность судов - в первую очередь адекватно и независимо применять право, а государства в целом - неуклонно исполнять судебное решение.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена значением судебной власти в новейшей истории развития российской государственности. Ее стратегическая роль в современной модернизации нашего государства и общества заключается в том, что она, с одной стороны, призвана гарантировать реальность прав и свобод человека и гражданина, с другой - обеспечить действие других ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной, в рамках правового пространства Конституции РФ.

Предметом исследования данной работы является судебная власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве. Основная задача, стоящая перед нами - раскрыть сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть, определить понятие «судебная власть», её основные признаки, функции, принципы реализации, а также систему органов, осуществляющих ее.

Теоретическую основу работы составили труды, монографии и учебные пособия таких исследователей как: М.В. Баглай, В.И. Анишина, Ю. Беспалов, Г.Т. Ермошин, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Б.А. Осипян, Л.К. Савюк и мн. других.

Для достижения поставленной цели в рамках данной работы решаются следующие задачи:

сформулировать определение судебной власти;

рассмотреть основные признаки судебной власти;

выявить и раскрыть ее сущностные характеристики;

определить содержание функций судебной власти;

уточнить понятие правосудия, определить его содержание;

определить возможные перспективы развития.

ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Прежде, чем перейти к рассмотрению сущности судебной власти, определимся с понятием власти государственной.

Государственная власть - это «форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население и осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, убеждения или принуждения, направленное на достижение общественно значимых целей».

«Государственная власть характеризуется следующими признаками:

) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

) устанавливает систему налогов;

) организует население по территориальному признаку;

) характеризуется легитимностью и легальностью».

Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную <#"justify">Термин "судебная власть", получив впервые официальное признание и закрепление в п.13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР, одобренной Съездом народных депутатов РСФСР, в настоящее время прочно вошел в юридический лексикон. Это было время бурных преобразований судебной системы России. Период с конца 80-х по начало 90-х годов XX в. назван профессором В.В. Ярковым периодом "судебного романтизма", когда казалось, что снятием ограничений на обращение в суд можно было решить если не все, то хотя бы значительную часть проблем, стоящих перед российским обществом.

В научной литературе дается ряд довольно четких определений судебной власти. Так, по определению Л.К. Савюка, судебная власть - это «самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ (ч.2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». И.Л. Петрухин понимает под судебной властью «самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, созданную для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов».

Независимость судебной власти и ее роль как гаранта соблюдения прав и свобод на территории страны заложена в ст. 46 Конституции Российской Федерации, закрепившей, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Однако роль и влияние судебной власти не ограничиваются только защитой прав и свобод различных лиц при их нарушении властью. Органы государственной власти и местного самоуправления также имеют право на судебную защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов3.

К основным функциям судебной власти можно отнести следующие:

правосудие;

судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.);

толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом РФ норм ее Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлениях его Пленума);

удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.);

ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.);

судебный надзор за решением судов и др.

Таким образом, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охране от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав и законных интересов граждан, государственных органов и других организаций1.

Признаки судебной власти

Судебная власть характеризуется следующими признаками.

1. Судебная власть - вид государственной власти (одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти).

Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами - судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с предыдущими. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». Изменение его возможно только на основе изменения этих актов.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294 УК). Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению, сами обязаны противостоять попыткам такого воздействия, иметь высокие нравственные качества, хранить верность закону.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения.

Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ». Судопроизводство - это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства:

конституционного - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов;

гражданского - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений;

административного - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях;

уголовного - досудебного и судебного производства по уголовному делу.

в качестве разновидности гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, принято считать разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, - арбитражное судопроизводство.

7. Процессуальный порядок деятельности - еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (гл. VII, VIII, ст. 43-83 и ряд статей раздела III). Гражданское, уголовное и арбитражное - по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК, и АПК. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП (разд. IV и V).

Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, - важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»).

Подзаконность судебной власти распространяется как на все отмеченные выше ее проявления - правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т.д., так и на все без исключения органы, ее представляющие.

Если иметь в виду, что ч. 5 ст. 32 Конституции РФ предусматривает право граждан участвовать в отправлении правосудия, то можно, наконец, отметить и такое свойство судебной власти, как участие представителей власти в ее осуществлении. Участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить присяжные и арбитражные заседатели1.

Конституционные основы судебной власти в законодательстве РФ

Судебная власть - самая молодая из ветвей государственной власти современной России, в государственном развитии предыдущего периода суд функционировал как государственный орган, осуществляющий правосудие. Поэтому с изменением статуса суда в государственной системе необходимо было урегулировать его правовое положение как на конституционном уровне, так и в системе конституционного отраслевого законодательства. Поэтому основной пакет законов, регулирующих роль, место и функции судов в системе государственно-правовых институтов, сформировался относительно недавно и в течение достаточно короткого периода - 1991 - 1995 гг. Это период судебной реформы, задачей которой, по сути, являлось создание новой эффективной, соответствующей современному этапу правового развития России системы законодательства о судебной власти. Выделим основные направления регулирования этой сферы.

В Российской Федерации основы организации и деятельности судебной власти закреплены в Основном Законе - Конституции РФ. Рассмотрим конституционные основы судебной власти в виде двух групп зафиксированных в акте норм.

Во-первых , это общие конституционные положения об организации и деятельности государственной власти, в том числе и судебной ее составляющей. К этой группе можно отнести конституционные положения, закрепленные, в частности, ст. ст. 1, 2, 4, 8, 10, 11, 15, 71, 72, 76, 104 и рядом других статей Конституции РФ. Названные нормы устанавливают положение суда в государственной системе: ст. 10 провозглашает самостоятельность судебной власти, отмечая, что суды осуществляют государственную власть (ст. 11) в демократическом правовом государстве (ст. 1) на основе Конституции, законов, общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15). Эти нормы представляют особое значение для формирования статуса судебной власти, поскольку придают ему основные идеологические направления, определяют смысл и сущность ее деятельности.

Во-вторых , это положения гл. 7 Конституции РФ "Судебная власть", касающиеся специфики организации и функционирования судебной составляющей государственной власти1.

Практически каждое конституционное положение по мере становления судебной власти получило свое законодательное развитие.

Таким образом, можно констатировать наличие целостной системы законодательства о судебной власти, которая включает в себя следующие сегменты: - конституционные основы судоустройства - законодательство, закрепляющее структуру и общие принципы организации и деятельности судебной системы как системы органов судебной составляющей государственной власти (ст.118, 126 (полномочия Конституционного Суда РФ), 127 (полномочия Верховного Суда РФ), 128 (полномочия Арбитражного Суда РФ) и соответствующее законодательство, развивающее эти положения);

конституционные основы судопроизводства - законодательство, устанавливающее порядок деятельности судов как органов судебной составляющей государственной власти (ст.46, 47, 49, 50, 51, 123 и ряд других статей Конституции);

конституционные основы статуса судей - законодательство о статусе судей и об органах судейского сообщества, определяющее особенности правового положения граждан, осуществляющих судебную составляющую государственной власти от имени РФ (ст.83, 102, 119-122 и 128 Конституции);

конституционные основы финансирования судебной власти - законодательство, развивающее конституционные основы финансирования судебной власти из федерального бюджета в целях обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия (ст.124 Конституции, установившей, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ);

конституционные основы законодательства субъектов РФ о судебной власти субъектов РФ (ст.72, 73, 76 Конституции РФ).

ГЛАВА 2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ

Суд как орган судебной власти

Судебная власть осуществляется специально учреждаемым государственным органом - судом (ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Понятие «суд», помимо отмеченного, имеет и иные значения - это и здание, в котором размещается указанный орган, и само судебное разбирательство, и судьи единолично, и коллегиально, принявшие решение по конкретному делу, и как мнение (суд совести, суд истории) и др.

В юридическом значении суд - это «орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел, в порядке, установленном процессуальным законом»1. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) суд - единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти - правосудие. Задачей суда при осуществлении правосудия является защита конституционного строя РФ, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Главная функция органов правосудия - судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Иные организации, в названии которых содержится термин «суд» и производные от него - суды чести в Вооруженных Силах, товарищеские суды, Судебная палата по информационным спорам и т.д., - не наделены судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ, и в указанном выше значении судами не являются, т.е. никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

В соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды. Кроме того, арбитражи могут создаваться на самодеятельных началах, выбираться самими участниками спора; могут создаваться и третейские суды. Данный перечень носит исчерпывающий характер. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Субъекты РФ могут только создавать либо не создавать суды субъектов РФ, но в пределах установленного федеральным законодателем перечня. Правила судопроизводства установлены федеральными законами и обязательны для всех судов. Равным образом обязательно для всех судов применение Конституции и законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Суд как орган государства представляет собой учреждение, где работает на профессиональной основе не один, а несколько судей. Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. В судебный состав могут входить представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело судом, - судьей единолично, коллегией из трех судей, судом присяжных, они являются таковым, т.е. государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие, - судом и действуют не от своего имени, а от имени государства.

Кроме того, в Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела по существу (отнесенные законом к его компетенции), но и проверяет обоснованность и законность решений районного. В свою очередь, районные суды рассматривают в порядке апелляционного судопроизводства судебные решения, вынесенные мировыми судьями. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

Юрисдикция (совокупность правомочий) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует административно-территориальной единице (Костромской областной суд) или структурной сфере его деятельности (военный суд Северного флота). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу (в соответствии со ст. 93 Конституции РФ высшие судебные инстанции дают заключение при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ; Верховным Судом РФ рассматривается уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК). В системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением.

Судьи как носители судебной власти

Носителями судебной власти в РФ являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции (ст. 119), судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; судья не вправе быть депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Согласно Конституции (ст. 128), судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

В Конституции РФ (ст. 120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей - важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан.

Действующее законодательство РФ (Закон "О статусе судей в Российской Федерации" и др.) предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей:

установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, и т.д.);

преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;

особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению.

Принцип подчинения судей только Конституции и федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст. 120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Действие этой конституционной нормы распространяется на любые акты любого органа или должностного лица.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи.

Согласно Конституции (ст. 121), полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядок и основания предусмотрены Законом "О статусе судей в Российской Федерации".

В Конституции РФ (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей - одна из наиболее существенных гарантий их независимости. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи.

Неприкосновенность судьи в значительной мере обеспечивается тем, что он, согласно Конституции (ст. 122), не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на возбуждение уголовного дела согласия квалификационной коллегии судей, которая и после дачи согласия на возбуждение дела осуществляет контроль за ходом его расследования. Лишь с ее согласия судья может быть подвергнут приводу, заключен под стражу, привлечен к участию в деле в качестве обвиняемого. Заключение судьи под стражу допускается только с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, или по решению суда.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации. Это создает для судьи дополнительную гарантию вынесения ему обоснованного и справедливого приговора.

Надо сказать, что обеспечение неприкосновенности судей не сводится лишь к особому порядку привлечения их к уголовной ответственности. Судья не подлежит административной ответственности, и к нему не может быть применена ни одна из мер административного взыскания. К судье неприменимо также ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

3. Принципы реализации судебной власти

Конституция РФ (ст. 123) закрепляет ряд принципов, связанных непосредственно с реализацией судебной власти, иначе говоря, с отправлением правосудия.

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в ФКЗ "О судебной системе РФ".

Принципами правосудия в РФ являются:

осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции);

осуществление правосудия в точном соответствии с законом;

положение о порядке назначения судей (ст. 128 Конституции);

право граждан на судебную защиту (ст.46 Конституции);

равенство граждан перед судом и законом (ст.19 Конституции);

независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции);

коллегиальность рассмотрения дел и единоличное осуществление правосудия. Участие в осуществлении правосудия представителей народа;

открытое разбирательство дел во всех судах;

национальный язык судопроизводства (ст. 68 Конституции);

равенство сторон и состязательность процесса (ст. 123 Конституции);

обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 45 Конституции);

презумпция невиновности (ст. 49 Конституции);

всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;

судебный надзор.

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".

Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.

Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц.

На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

Конституция РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований. При этом истец и ответчик, орган или должностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, т.е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны). Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств, независим от любых посторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия.

Принцип состязательности и равноправия сторон - важнейшее демократическое и процессуальное начало, которое создает максимально благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого судебного решения.

Граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Согласно Конституции РФ, в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. В соответствии со ст. 36 и 421 УПК РФ суд присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях: государственная измена, терроризм, призывы к насильственному изменению конституционного строя, разглашение государственной тайны, бандитизм, массовые беспорядки, нарушение правил международных полетов, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия, или изнасилование малолетней, хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную или культурную ценность, заведомо незаконный арест или задержание, принуждение к даче показаний, посягательство на жизнь работника милиции, угон воздушного судна и ряд других.

Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Приговоры, вынесенные судом присяжных заседателей в краевом, областном, городском суде, обжалуются и опротестовываются в кассационную палату Верховного Суда Российской Федерации.

Помимо присяжных, к осуществлению правосудия привлекаются народные и арбитражные заседатели.

Участие граждан в осуществлении правосудия является их гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это положение Конституции имеет цель оградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной независимости, поставить все суды в равные материально-технические условия, обеспечивающие осуществление правосудия.

При Верховном Суде РФ создан Судебный департамент, который является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Он осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

4. Перспективы развития судебной власти в России

Со становлением России как правового государства роль и значение судебной власти будет все более возрастать. Для России в современных условиях судебная власть несомненно очень важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.

По мнению президента России, в сложном деле поддержки авторитета судебной системы все должны сыграть свою роль - "и президент РФ, как гарант Конституции, и судьи Конституционного суда, потому что они тоже граждане РФ, и представители исполнительной власти, и представители законодательной власти". Государство будет способствовать повышению авторитета судебной власти, заявил Дмитрий Медведев. "То, что необходимо делать по линии президентской вертикали, по линии исполнительной власти, мы обязательно сделаем", - заверил глава государства.

Совершенствование и дальнейшее развитие судебной власти в РФ видится в следующих тенденциях:

дальнейшая теоретическая разработка основных направлений развития судебной системы;

повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей;

укрепление судебной системы высококвалифицированными специалистами;

выработка концептуальных подходов к повышению эффективности деятельности каждого вида судов;

критическое осмысление и корректирование регулирования деятельности лиц, оказывающих гражданам и юридическим лицам помощь по юридическим вопросам, поскольку в действующем виде оно не обеспечивает в полной мере доступа к правосудию;

законодательно обеспечить сочетание независимости судей с ответственностью за принимаемые ими судебные решения;

усовершенствование процедуры отбора и подготовки судей;

проведение представителями всех ветвей власти профилактических работ среди населения, направленных на формирование уважения граждан к власти в целом и судебной власти в частности.

Совершенствование и развитие российского законодательства, направленное на обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности судей, должно осуществляться с учетом не только российской практики правоприменения, но и международных договоров и соглашений.

В заключение хотелось бы сказать, что только в ситуации, когда суды по-настоящему независимы и подчиняются только закону, обеспечивается подлинное уважение общества к суду, эффективная защита прав человека, гармония интересов личности, общества и государства, что имеет непосредственное отношение и к задаче, поставленной Д.А. Медведевым, а именно - преодоление правового нигилизма граждан нашей страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция РФ 1993 года, закрепив разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, открыла новую страницу в истории российской государственности. Принцип разделения властей, который отныне является политическим и конституционным принципом государственного устройства Российской Федерации, объективно предполагает возрождение самостоятельной, влиятельной и независимой социальной силы - судебной власти, и утверждение в государственном механизме компетентного и беспристрастного суда, как гаранта гражданского мира и согласия в обществе.

Носителями судебной власти в РФ являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл.7) и в ФКЗ от 31 декабря 1996г. «О судебной системе РФ», и имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Сегодня судебная власть как отдельная ветвь государственной власти предназначена для установления смысла и содержания Конституции и действующего законодательства, для его единообразного толкования и применения на практике. Она призвана контролировать правомерность принимаемых парламентом законов и актов исполнения со стороны правительства и административных органов, равно как и правомерность разрешения всех правонарушений и юридических споров. Реализация правосудия есть одно из оснований легитимного государства и неуважение к нему есть признак испорченности общества и нестабильности государства.

Судебная власть как разновидность государственной власти во взаимодействии с ее иными ветвями должна стать самостоятельной и сильной, хорошо подготовленной профессионально, организационно оформленной, обрести высокий статус и действовать в процессуальном порядке, утверждая идеи верховенства права и справедливости.

Судебная власть в системе органов государственной власти занимает особое место, обусловленное тем обстоятельством, что только она, реализуя принцип справедливости, отправляет правосудие, а также выступает как субъект правотворчества, ибо многие законы обретают жизнь благодаря суду, они проходят испытание судебной практикой. Специфическая роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в удержании законодательной и исполнительной властей в рамках конституционной законности путем осуществления судебного контроля за этими ветвями власти. При этом следует иметь в виду, что «автономность» судебной власти может быть только относительной, поскольку она не существует изолированно от других ветвей власти, круг конфликтов, разрешаемых судом, очерчивается законом, т.е. решениями законодательной власти; реализация судебных решений требует в значительном числе случаев определенных действий органов исполнительной власти. Функциями судебной власти являются основные направления деятельности, определяющие ее социальное назначение в виде особого самостоятельного государственно-правового механизма воздействия на общественные отношения. В качестве функций судебной власти рассматриваются: правосудие, судебный контроль, обобщение судебной практики и разъяснение на ее основе юридических норм, правотворчество. Отметим, что правосудие следует трактовать как исключительную функцию судебной власти.

В настоящее время в целях приведения в соответствие с конституционными принципами судебной власти судебная система России нуждается в серьезном реформировании, которое необходимо осуществить вместе с реформой Конституции РФ.

судебный власть конституционный

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анишина В.И. Конституционно-правовой статус судебной власти в РФ: проблемы нормативного регулирования и реализации//Администратор суда. 2008. №1.

Анишина В.И. Функции судов как самостоятельной ветви государственной власти в РФ//Российский судья. 2006. №10.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М., 2007. 784 с.

Беспалов Ю. Проблемы независимости судебной власти и пути их решения//Мировой судья. 2008. №8.

Беспалый И.Т. Государственное право РФ. Учебное пособие. Часть 1. Самара, 2004. 140 с.

Голубок С.А. Конституционное право России. Учебное пособие. М., 2008. 161 с.

Гончаров В.В. Взаимоотношения исполнительной и судебной власти в РФ//Российский судья. 2008. №4.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. 585 с.

Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен//Юрист. 2007.

10. Кондратенко Н. Судебная власть в системе государственной власти РФ // .

Конституция РФ. По состоянию на 2010 год. М., 2010. 96 с.

Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. 444 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / М., 2004. 512 c.

Медведев рассказал о судебной реформе// http://www.infox.ru/ authority/state/2008/11/05/document2471.phtml.

Никулин В.В. Конституционное право России: Учебное пособие. Тамбов, 2003. 96с.

Осипян Б.А. Судебная власть как особая разновидность исполнительной власти//Российский судья. 2008. №8.

Петрова Н.А. Нужна ли субъектам РФ судебная ветвь государственной власти?//Конституционно и муниципальное право. 2008. №21.


Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей , которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость . В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ , поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами .

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ , а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ , верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи , которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ , федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

4. Судебная власть Российской Федерации

Судебная власть в Российской Федерации наряду с законодательной и исполнительной является самостоятельной и независимой сферой публичной власти. Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть, полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в судебной системе государства. В настоящее время в судебную систему Российской Федерации входят суды трех категорий:

Обычные суды (суды общей юрисдикции и военные трибуналы);

    арбитражные суды;

    конституционные (уставные) суды.

Так, в судебную систему на территории Тульской области входят Тульский областной суд, Тульский областной арбитражный суд, городские и районные суды.

Высшими судебными органами Российской Федерации являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ принимаемых и действующих федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ.

В состав Конституционного суда РФ входят 19 судей, назначенных Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий каждого – 12 лет.

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный суд РФ .

Арбитражные суды наделены специальной подсудностью, осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений:

1) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя;

2) между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Кроме того, арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о несостоятельности, банкротстве организаций и граждан. Поэтому арбитражные суды имеют и другие названия: хозяйственные, торговые.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам является Верховный суд Российской Федерации

Все суды Российской Федерации относятся к федеральным органам государственной власти. Это означает, что они выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации, а не субъекта России или ее отдельного района или города. Россия предпочла создание единой федеральной судебной системы, а не смешанной, как, например, в США, где функционируют одновременно и единая судебная система государства и независимые судебные системы каждого штата.

Субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. В то же время есть два исключения из этого положения.

Во-первых, каждый субъект Российской Федерации может создавать свой конституционный (или уставный) суд (в зависимости от статуса субъекта РФ) для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативно-правовых актов государственной власти субъекта РФ, правовых актов органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (или уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции или устава субъекта РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ, поэтому их финансирование идет из бюджета субъекта РФ.

Во-вторых, в 1998г. в России был возрожден институт мировых судей. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Субъекты РФ своими законами определяют должности мировых судей, порядок их деятельности и размеры судебных участков. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или избираются на должность населением соответствующего судебного участка.

Обеспечение заработной платой мировых судей и социальных выплат является расходным обязательством Российской Федерации, поэтому осуществляется из федерального бюджета. А материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации

Мировые судьи рассматривают в первой инстанции:

Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда;

Прочие дела в соответствии с федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» №188-ФЗ от 17 декабря 1998г.

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной власти осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.


Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

7.5.1. Понятие судебной власти.Судебная система Российской Федерации

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти ):

1) правосудие , под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль . Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. * В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. **

Поделиться: