Защита потерпевших от преступлений в уголовном процессе. Эксперты: необходима более эффективная защита прав потерпевших от преступлений

Защита прав потерпевших строится на принципе состязательности со стороной обвинения. Процессуальные полномочия, позволяющие влиять на ход расследования, гарантируют защиту нарушенных преступлением прав. От того, насколько последовательно и полно происходит реализация такого статуса, зависит вынесение приговора, учитывающего не только полное возмещение ущерба, но и справедливое наказание. Понимая, что защита обвиняемого ведётся с участием профессионального защитника, ответ на вопрос «нужен ли адвокат потерпевшему», предопределён.

Защита интересов потерпевшего

Постановление о признании лица потерпевшим от преступления следователь выносит на основании наличия фактического вреда: морального, физического либо материального. С этого момента возможно представление адвокатом интересов потерпевшего. В ходе расследования уточняется размер ущерба, последствия, устанавливается круг виновных лиц, принимаются меры по возмещению ущерба. Квалификация преступления, как правило, зависит от размера вреда. Часто это носит опосредованный, скрытый характер. Следователь может не уловить причинно-следственную связь между преступлением и наступившими последствиями. Потерпевшая сторона более тонко ощущает последствия и может обратить внимание сотрудника на более детальное исследование отдельных вопросов в деле, заявить ходатайство о проведении экспертизы и т.п. Прав много и нужно уметь правильно ими пользоваться. Адвокат потерпевшего в уголовном процессе - лучшее для этого решение. Тем более что защита потерпевших входит в перечень расходов, возмещаемых виновным.

Защита потерпевшего

Защиту адвокат потерпевшего осуществляет в соответствии с предоставленным пострадавшему от преступления правом:

  • получать информацию от следователя об инкриминируемом обвиняемому преступлении. Здесь важно разъяснить состав преступления и выработать единую позицию. В противном случае, адвокат-представитель потерпевшего и его доводы могут быть не учтены в ходе расследования дела;
  • давать показания. При этом он может не свидетельствовать против себя и близких родственников, о чём письменно предупреждается непосредственно перед допросом. Следует иметь в виду, что после такого предупреждения, любая переданная следователю информация приобретает доказательственную силу;
  • возможность предоставления доказательств потерпевшим расширяет порог их допустимости;
  • ходатайство или отвод, заявленное следователю, подлежит исполнению. В противном случае выносится мотивированный отказ, за последствия которого сотрудник несёт ответственность;
  • потерпевший сам определяет язык общения при расследовании уголовного дела. При этом ему бесплатно предоставляются услуги переводчика;
  • в ходе следствия может знакомиться с документами о назначении экспертизы и сделанными по ней выводами. Крайне важное обстоятельство, поскольку фиксация ущерба определяется по результатам исследования. Неполнота выводов не означает злого умысла в действиях должностных лиц. В конце концов, это может произойти из-за недостатка исследуемой фактуры и если есть возможность предоставления дополнительных образцов, следователь по ходатайству может назначить дополнительную экспертизу;
  • по завершении расследования допускается к ознакомлению дела. При этом может делать выписки и любые копии документов. При рассмотрении уголовного дела в суде, полученные таким образом сведения, помогут чётко выдерживать занятую позицию.

Адвокат для потерпевших нужен не только в связи с полным осуществлением предоставленных прав. Там, где есть права, обязательно присутствуют и обязанности:

  • являться по вызову для проведения следственных действий;
  • давать правдивые показания по существу расследуемого дела. Не допускается отказ от показаний;
  • запрещается разглашать сведения, ставшие известные в связи с расследованием уголовного дела. Предусмотрена уголовная ответственность, если потерпевший был в соответствии с установленным порядком предупреждён об этом;
  • уклоняться от прохождения следственных действий, проводимых с его участием: предоставление образцов для исследования, освидетельствование и т.п.

Грань между заблуждением и сознательной ложью очень тонкая. Защита потерпевшего в уголовном процессе обязательно предусматривает эмоциональную сторону потерпевшего. Хороший адвокат не допустит клиенту перейти черту и причинить вред собственным интересам. Следующий аспект, когда помощь адвоката будет кстати – гибель лица в результате преступного посягательства. В этом случае права потерпевшего переходят к одному из близких родственников. Обычно таковых бывает несколько, а получить статус может лишь один. Решение полностью зависит от мотивации следователя. Не всегда правильным будет признание таковой убитой горем вдовы. В интересах следствия, возможно, лучше будет признать потерпевшим другого человека. Довести это до лица, осуществляющего расследование, следует адвокату. Юристам легче понять друг друга. Особенно если для жизни и здоровья потерпевших существует реальная угроза расправы со стороны обвинения. По ходатайству адвоката осуществляется государственная защита потерпевших.

Государственная защита участников процесса

В случае реальной угрозы насилия осуществляется государственная защита свидетелей, обвиняемых, подозреваемых и потерпевших, а также иных лиц, имеющих непосредственное отношение к делу:

  • переводчиков;
  • экспертов;
  • понятых;
  • специалистов;
  • педагогов;
  • ответчиков;
  • истцов.

Закон о защите потерпевших позволяет:

  • ограничить доступ к информации о лице;
  • создать комплекс мероприятий оповещения об опасности;
  • выдать средства защиты от нападения;
  • организовать личную охрану потерпевшего, его жилища и имущества;
  • переместить лицо на время в безопасное место;
  • перевести на новое место работы либо учёбы;
  • сменить постоянное место жительства;
  • изменить внешний вид в ходе пластической операции;
  • выдать документы на другое имя.

Применение адекватных мер государственной защиты является обязанностью должностных лиц, в компетенции которых находится расследуемое дело. Адвокат напомнит об этом в случае реальной опасности для клиента со ссылкой на конкретные нормы федерального закона.

Защита потерпевшего и свидетелей - один из важнейших принципов в уголовном судопроизводстве. В этой статье он будет подробно раскрыт.

Правовая основа защиты

Какую юридическую основу имеет под собой защита потерпевшего и свидетеля в ходе Напрямую на необходимость защиты указывают отдельные а также Федеральный закон № 119 от 2004 года. Именно в последнем проекте и прописаны все необходимые данные, которые необходимо учитывать суду для защиты отдельных лиц.

Стоит выделить и еще один важный документ. Это постановление Верховного суда № 17 от 2010 года. Так, представленный документ регламентирует необходимость передать сообщение всем нижестоящим судам о применении в определенных случаях ряда мер по защите и предоставлении безопасности потерпевшим и свидетелям. Данное ходатайство должно подаваться почти по всем уголовным делам.

Таким образом, и потерпевших - это довольно большой и сложный процесс, имеющий под собой значительную правовую базу.

Меры безопасности: первая группа

Рассказывать о применении основных мер безопасности в отношении защищаемых лиц необходимо, опираясь на шестую статью соответствующего Федерального закона. Именно этот нормативный акт регламентирует основные методы, которые могут применяться в отношении потерпевшего или свидетелей. Вот, что сюда относится:

  • имущество, собственность и жилище находятся под личной охраной;
  • отрегулирована связь оповещения об опасных ситуациях, выданы средства индивидуальной защиты;
  • у охраны есть все необходимые данные о защищаемом лице;
  • обеспечена конфиденциальность определенных сведений.

Защита свидетелей и потерпевших может предполагать и другие, более "радикальные" меры:

  • внесение изменений в документы;
  • переезд на другое место жительства;
  • изменение внешних данных защищаемых;
  • изменение рабочего или учебного процесса и местоположения;
  • изоляция в безопасном месте и некоторые другие методы.

Меры безопасности: вторая группа

Дабы была обеспечена качественная защита потерпевшего и свидетелей, следователь имеет право не разглашать данные об их личности в протоколе. Под такую же систему могут попасть близкие и родственники защищаемых. Однако стоит учесть, что подобную процедуру нельзя будет осуществить без оформления специального уведомления и заверения его судьей (стоит также отметить, что в течение всех дальнейших процессов в отношении защищаемых будут использоваться псевдонимы).

Следователь может установить систему прослушивания телефонных и иных переговоров между защищаемыми и иными лицами. Необходимы бывают подобные меры, как правило, лишь в том случае, когда существует явная угроза вымогательства или насилия в отношении потерпевшего или свидетелей.

Защита свидетелей и потерпевших может также предполагать следующие условия:

  • закрытое судебное заседание;
  • допрос, скрытый от посторонних лиц;
  • передача дела военному суду (с разрешения Генерального прокурора, и то лишь в самых крайних случаях).

Органы защиты

Названный выше Федеральный закон регламентирует возложение защиты свидетелей и потерпевших на определенные инстанции. Что это могут быть за органы? Каким образом они принимают решение о таком процессе, как защита потерпевших от преступлений?

Закон гласит, что существует ровно две группы органов, которые обязаны заниматься защищаемыми. Первая группа - органы, принимающие соответствующее решение. Сюда можно отнести судью (или сам суд), руководителя следственного отдела, следователей, руководителей органов дознания и некоторых других лиц (или инстанций). Вторая группа - это органы, которые занимаются непосредственным осуществлением мер безопасности. Здесь стоит выделить:

  • органы ФСБ;
  • органы контроля над оборотом наркотиков и психотропных веществ;
  • воинские части, командование воинских частей;
  • уголовно-исправительную систему;
  • судебных приставов;
  • иные государственные органы.

Таким образом, оформлением и осуществлением защиты занимается довольно большое количество самых различных инстанций.

Порядок осуществления защиты

Каким образом реализуется государственная защита свидетелей и потерпевших? Федеральный закон устанавливает ряд определенных этапов в работе соответствующих органов. Так, первое, что необходимо сделать, это собрать письменные заявления с будущих защищаемых. Естественно, без согласия самих потерпевших и свидетелей начать работу по их защите не выйдет.

Далее указанные органы должны проверить поданное им заявление о предоставлении защиты. Дается им на это ровно трое суток. Должны быть качественно рассмотрены причины просьбы. Лишь после этого принимается решение об отказе либо о согласии. И в том, и в другом случае должно быть вынесено мотивированное заявление. Так, если дается согласие, то копия заявления отходит будущему защищаемому лицу. Наконец, после того как все работы с документами будут закончены, соответствующие органы начинают подготовку по избранным мерам безопасности.

Насколько качественно осуществляется защита потерпевшего и свидетелей в Российской Федерации? Мнения на этот счет различны. Естественно, сами органы хвалят себя. Эксперты же говорят о том, что механизм защиты пока еще далек от совершенства.

Принципы осуществления защиты

Нельзя пропустить содержание четвертой статьи соответствующего Федерального закона. Именно в этой статье говорится об основных принципах, на основе которых и строится защита потерпевшего в уголовном процессе. Выделить здесь можно следующее:

  • государственная защита выстраивается на основе принципов законности; так, для каждого элемента, для каждой процедуры существует отдельная статья или глава в законах;
  • обязательным является принцип уважения свобод и прав любого гражданина РФ;
  • устанавливается принцип взаимной ответственности органов;
  • защита прав потерпевших не может осуществляться без прокурорского надзора и специального контроля;
  • применение методов безопасности никоим образом не должно мешать трудовым, жилищным, пенсионным или иным другим правам лиц, находящимся под защитой.

Это все принципы, которые прописывает соответствующий Федеральный закон.

Права и обязанности защищаемых лиц

Выше уже было рассказано о порядке работы органов, которые должны предоставлять защиту определенным лицам. Теперь же стоит рассказать о содержании статьи 23 ФЗ №119 от 2004 года. Именно в этой статье повествуется о правах и обязанностях лиц, находящихся под защитой. Вот, что относится к списку прав:

  • знание своих прав;
  • требование личной и имущественной безопасности;
  • требования социальной поддержки (применимо не во всех случаях);
  • требование мер дополнительной безопасности;
  • обжалование решений тех или иных органов в суде;
  • обращение за психологической помощью.

Об обязанностях стоит сказать следующее:

  • безукоризненное выполнение законных требований органов, предоставляющих безопасность;
  • информирование соответствующих органов об угрозе;
  • сохранение полученной тайны;
  • соблюдение требований федеральных законов и прочих нормативных актов.

Таким образом, закон о защите потерпевших и свидетелей регламентирует довольно большое количество обязанностей и прав самих защищаемых.

Ответственность

Глава 5 рассматриваемого Федерального закона регламентирует основные элементы ответственности, которые могут наступить за нарушение действий государственной защиты. При этом ответственность возлагается как на должностное лицо, так и на самого защищаемого.

Статья 25 ФЗ устанавливает, что то или иное должностное лицо, виновное в некачественном осуществлении государственной защиты, несет ответственность в соответствии с 26 устанавливает основные меры ответственности за разглашение сведений о защищаемом лице. При этом государственная защита потерпевших предполагает наложение ответственности и на само защищаемое лицо. Так, может быть возбуждено соответствующее дело, если гражданин захочет продать, заложить, отдать или подарить все то имущество, которое было ему выдано в целях обеспечения безопасности.

Таким образом, защита потерпевшего по уголовному делу - это довольно серьезный и сложный процесс.

Материальное и финансовое обеспечение защиты

Защита потерпевшего в уголовном процессе не может осуществляться без соответствующего финансового, технического или материального обеспечения. Статья 28 рассматриваемого Федерального закона указывает на то, что покупка всего необходимого оборудования осуществляется за счет государственных средств. При этом контролировать закупку всех технических средств обязана сама система органов безопасности. Самое важное, что здесь стоит отметить, - это невозможность возложения расходов на защищаемое лицо. Такая система, как защита потерпевших от преступлений, предполагает закупку всего необходимого оборудования только за счет государственного бюджета. Именно поэтому любые финансовые просьбы или требования со стороны органов защиты будут считаться незаконными.

Статья 52 Конституции РФ возлагает на государство обязанность по обеспечению потерпевшим от преступлений доступа к правосудию и возмещению причиненного ущерба. Но обязанность эта выполняется недостаточно полно.

УПК РФ провозгласил защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, одним из назначений уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 6). Потерпевший наряду с прокурором, следователем, дознавателем отнесен к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения, назван одним из основных субъектов уголовно-процессуальной деятельности. За ним закреплено право участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, ему предоставлен ряд неизвестных ранее процессуальных прав Бегова Д.Я. О процессуальном положении потерпевшего от преступлений: проблемы озвучены - что сделано за год? // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2009. - № 5. - С. 141.. Однако не всегда обеспечена возможность реализации этих прав.

Так, одними из важнейших являются права человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Но одно дело - записать такие положения в тексте Основного Закона, и совсем другое - создать эффективно действующий механизм, гарантирующий и защищающий указанные права. Механизм этот должен быть очень понятным, а реализовываться он должен в конкретных областях права, находя свое закрепление в соответствующих правовых актах высших государственных органов. Главное - его осуществление в повседневной деятельности органов государственной власти и управления, особенно - в работе правоохранительных органов.

Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является обеспечение безопасности гражданина в сфере уголовного судопроизводства. Правовая система страны претерпела за годы реформ существенные изменения.

Белкин А.Р. обоснованно полагает, что "назначение УПК состоит в установлении оптимального режима расследования и судебного рассмотрения дел о преступлениях, обеспечивающего как защиту прав личности, так и действенность правовых средств борьбы с преступностью... Под гипнозом идеи защиты прав человека многие готовы забыть о прямом назначении уголовной юстиции - сдерживании преступности, обретающей все более изощренные и разрушительные формы... Нельзя не заметить, что в ходе судебно-правовой реформы развитие процессуальных гарантий преимущественно ориентировано на... обвиняемого" Белкин А.Р. Процессуальный статус потерпевшего нуждается в пересмотре // Публичное и частное право. - 2010. - № 3. - С. 64.. Поэтому можно констатировать, что в сравнении с УПК РСФСР в УПК РФ нарушен баланс статусов различных участников процесса: баланс интересов потерпевшего и обвиняемого значительно смещен в сторону последнего, а баланс прав и обязанностей сторон обвинения и защиты смещен в сторону защиты.

Т. Шестакова тоже подчеркивает, что в УПК РФ наметившееся ранее неравенство в правах обвиняемых и потерпевших не только сохранено, но и усугубилось Шестакова Т. Ущемление прав потерпевших // Законность. - 2003. - № 8. - С. 21.. По мнению Н.М. Гаевского, "новый уголовно-процессуальный закон... в корне не отвечает интересам потерпевших от преступлений. Только слепой может не увидеть то, что этот закон делает "фаворитом" подозреваемого и обвиняемого... и почти бесправным потерпевшего - второго участника уголовного процесса". Далее он подчеркивает, что УПК РФ представляет собой полное олицетворение дисбаланса прав потерпевших и обвиняемых Гаевский Н.М. "Золушки" и "фавориты" нового УПК РФ // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Сб. статей. - М.: НОРМА, 2003. - С. 86..

Такому положению можно найти объяснение. Основой для защиты прав человека служат такие международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). ETS N 005 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3835., Международный пакт о гражданских и политических правах Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // www.hri.ru/docs/?content=doc&id=224., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и др.

Указанные документы и другие международные нормы и стандарты в области защиты прав человека оказали и оказывают большое влияние на развитие законодательства России. При этом следует исходить из того, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, им отдается преимущество перед нормами национального, внутригосударственного права Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Российская газета. - 02.12.2003..

При ознакомлении с указанными международными документами очевидно, что правовой статус обвиняемого (подозреваемого, осужденного) прописан в них достаточно конкретно. О процессуальном же статусе потерпевшего не говорится практически ничего.

С принятием УПК РФ были изменены акценты уголовного судопроизводства, назначением которого стала в первую очередь защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). Неразрешенные проблемы, однако, остались, в том числе и касающиеся отказа государственного обвинителя от обвинения. В силу публичности уголовного судопроизводства потерпевший "вверяет" защиту своих интересов государству. Это, конечно же, не означает, что государство может принимать любое решение по исходу дела, не согласуя свою позицию с точкой зрения потерпевшего, что он должен пассивно участвовать в уголовном процессе, соглашаясь на любой его поворот.

Необходимо подчеркнуть, что по УПК РФ потерпевший в отличие от подозреваемого, обвиняемого и подсудимого уже с момента возбуждения уголовного дела полностью раскрывает свою позицию, несет уголовную ответственность за отказ от дачи и дачу заведомо ложных показаний, в то время как подозреваемый (обвиняемый, подсудимый) может вообще не давать никаких показаний, не говоря уже об ответственности за ложь.

В США, например, обвиняемый вправе молчать, но за дачу заведомо ложных показаний он несет уголовную ответственность Козочкин И.Д. Защита прав потерпевших (жертв преступления) в США // Журнал российского права. - 2009. - № 12. - С. 99.. Этот опыт можно было бы применить и у нас, введя в УК РФ норму об ответственности подозреваемых, обвиняемых, подсудимых за дачу заведомо ложных показаний. Тогда бы баланс прав и обязанностей потерпевшего и обвиняемого несколько выровнялся.

Доводы о том, что на стороне потерпевшего действует целый следственный аппарат, неубедительны. Расследование проводится в жестких рамках судебного контроля, а прокурор, утвердивший обвинительное заключение или акт, несет за обоснованность предъявленного обвинения персональную ответственность.

Раньше в соответствии со ст. 248 УПК РСФСР отказ прокурора от обвинения не освобождал суд от обязанности продолжить разбирательство дела и разрешить вопрос о виновности или невиновности подсудимого на общих основаниях. Теперь же несогласие потерпевшего с отказом прокурора от обвинения более не имеет значения veto, он не может блокировать прекращение дела судом и взять на себя бремя доказывания обвинения, от которого отказался прокурор.

Принято считать, что интересы потерпевшего во многом совпадают с интересами прокурора. Вместе с тем без внимания остается тот факт, что отражение в материалах уголовного дела позиции потерпевшего в значительной мере зависит от усмотрения должностных лиц. То есть мнение потерпевшего имеет значение лишь в той степени, в какой оно совпадает с мнением следователя, дознавателя и прокурора. Должностные лица органов уголовного преследования зачастую не учитывают мнение потерпевшего. Более того, следственные подразделения органов внутренних дел нередко грубо попирают права жертв преступлений: их длительное время не признают потерпевшими по делу, подробно не допрашивают, не назначают весь комплекс необходимых экспертиз, их версии по делу должным образом не проверяют.

Нельзя игнорировать также и то обстоятельство, что хотя прокурор выступает на одной стороне с потерпевшим, между ними могут возникать частные правовые конфликты. Потому законодатель абсолютно правильно наделил потерпевшего правом обжаловать его действия (бездействие). Здесь пригодился бы зарубежный опыт. Если при отказе российского прокурора от обвинения суд обязан прекратить уголовное дело или уголовное преследование, то по УПК Франции прокурор не вправе так поступить. "Согласно традиционной и общепризнанной французской теории, прокурор есть не более чем представитель общества в уголовном процессе, но не "хозяин публичного иска". Общество доверяет прокурору право предъявить публичный иск, но не передает ему права отказаться от него. Поэтому прокурор не может заключить с обвиняемым мировое соглашение. Он не вправе также отказаться от уголовного преследования: если прокурор считает, что обвинение было предъявлено ошибочно, то это не устраняет компетенцию суда и не снимает с последнего обязанности рассмотреть дело по существу и вынести приговор" Уголовный процесс западных государств: Учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: НОРМА, 2002. - С. 364..

В этой связи представляется вполне обоснованной точка зрения, согласно которой отказ прокурора от обвинения без согласия на это потерпевшего влечет за собой нарушение прав последнего. Конечно, "государственный обвинитель и при поддержании обвинения, и при отказе от него оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению. Внутреннее же убеждение потерпевшего как участника стороны обвинения может не совпадать с таковым прокурора. Однако, несмотря на это, в случае отказа прокурора от обвинения потерпевший лишен права изложить суду основания своего убеждения в том, что вина подсудимого в ходе судебного следствия доказана. Таким образом, потерпевший лишается и права на доступ к правосудию - вопреки статье 52 Конституции РФ, которая гласит, что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба" Тетерина Т. Отказ прокурора от обвинения "преступает" права потерпевшего на доступ к правосудию // Российская юстиция. - 2003. - № 10. - С. 15..

В соответствии с Постановлением КС РФ от 08.12.2003 "суд вынужден отстаивать процессуальные интересы потерпевшего, если он не согласен с отказом государственного обвинителя от обвинения и вина подсудимого подтверждается в судебном следствии доказательствами". Возможна и другая ситуация, когда в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что преступное событие имело место, однако подсудимый к нему не причастен. Суд в этом случае должен постановить оправдательный приговор. Однако права потерпевшего, провозглашенные в п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ, остаются опять же незащищенными, поскольку если суд направит материалы дела в архив, то кто и как будет устанавливать виновное лицо? Законодательного разрешения данной ситуации не имеется.

От подобных законодательных "погрешностей" страдают в первую очередь потерпевшие, которые в нарушение ч. 1 ст. 6 УПК РФ не могут получить государственную защиту, восстановление своих прав и интересов, рассчитывать на торжество справедливости. Поэтому роль и значение прокурора в защите прав потерпевшего в уголовном процессе имеют первоочередное значение для реализации самого важного, как представляется, принципа, закрепленного в УПК РФ, - принципа защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления. И если организация способна загладить вред, причиненный преступлением, то потерпевшему удается это сделать далеко не всегда.

Для осуществления реальной защиты прав потерпевшего в УПК РФ следовало бы установить правовую гарантию того, что в случае отказа прокурора от обвинения при отсутствии на это согласия потерпевшего судебное разбирательство по уголовному делу продолжается в общем порядке с возложением функции обвинения на потерпевшего. Отказ от поддержания обвинения прокурором не должен быть обязательным для суда. По результатам судебного разбирательства, исходя из достаточности доказательств, суд мог бы вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор.

После поступления дела в суд потерпевший обязан теперь уже перед судом активно требовать защиты своих прав, в ином случае суд не вправе даже огласить показания неявившегося свидетеля при отсутствии на это согласия стороны защиты. И никого не смущает, что отказ суда в оглашении показаний потерпевшего или свидетеля на основании возражений этой стороны делает сомнительными закрепленные в УПК РФ принципы состязательности и равенства прав сторон, ограничивает ходатайствующую об оглашении сторону в праве использовать в своих интересах доказательство, полученное на вполне законных основаниях Маслов И.В. Некоторые проблемы признания доказательств недопустимыми // Уголовное судопроизводство. - 2006. - № 3. - С. 7..

Нельзя не отметить, что норма о согласии сторон значительно сузила возможности прокурора по доказыванию предъявленного подсудимому обвинения и защите прав потерпевшего, что не могло не привести к увеличению количества оправдательных приговоров. В связи с этим положения ст. 281 УПК РФ были подвергнуты резкой критике со стороны представителей органов уголовного преследования и ряда авторитетных ученых. Судебная практика применения этой статьи была и остается весьма противоречивой. Но выводы из этого законодателем так и не сделаны.

В ходе предварительного расследования следователь обязательно допрашивает свидетелей. Но ч. 1 ст. 281 УПК РФ, требующая согласия сторон для оглашения показаний потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, в большинстве случаев способна не только свести работу следователей на нет, но и ставит под сомнение действенность ст. 307 УК, делает ее во многом декларативной Желтобрюхов С. Оглашение в суде показаний умершего // Российская юстиция. - 2003. - № 6. - С. 52..

Следует подчеркнуть, что по многим делам потерпевший является единственным, кроме подсудимого, очевидцем содеянного. Его показания как свидетельство преступления имеют очень важное значение, влияют на квалификацию действий виновного. Поэтому связывать использование такого значимого доказательства с желанием противоположной стороны нельзя. И таких недостатков в УПК РФ немало. Так, в нем не предусмотрено право потерпевшего на участие адвоката, представляющего его интересы в деле, по назначению следователя или суда, хотя защита прав потерпевшего является обязанностью государства. Зато с момента возбуждения уголовного дела в отношении подозреваемого, с момента его фактического задержания или привлечения лица в качестве обвиняемого либо даже с момента осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы подозреваемого, эти участники уголовного судопроизводства имеют право на оказание им юридических услуг адвокатом бесплатно, за счет бюджета.

Потерпевшему возможность предоставления услуг адвоката за счет бюджета в УПК РФ не предусмотрена.

В соответствии с ч. 3 ст. 42 и ст. 131 УПК РФ потерпевшему обеспечивается возмещение не только имущественного вреда, причиненного преступлением, но и расходов, понесенных им в связи с участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. Эта введенная в 2006 г. норма вроде бы уравнивает права потерпевшего с правами обвиняемого на оказание ему юридической помощи, в том числе и бесплатной. Но на практике данная норма не действует.

Даже объем прав, предоставленных адвокату - защитнику подозреваемого (обвиняемого) и адвокату - представителю потерпевшего, тоже существенно различается. Защитнику обвиняемого предоставлены самые широкие возможности влиять на ход расследования, вплоть до собирания доказательств. Адвокат же, выступающий в качестве представителя потерпевшего, упоминается в перечне иных лиц, которые могут иметь соответствующий статус (ст. 45 УПК РФ), лишь самым общим образом. Прав у него гораздо меньше, чем у защитника обвиняемого. Более того, они четко не обозначены, просто приравнены к правам потерпевшего, что создает "отторгающий эффект" при принятии последним решения о приглашении адвоката в качестве своего представителя. Поэтому и в данном случае говорить о надлежащей правовой защищенности потерпевшего можно лишь с некоторой натяжкой Соболева А. Бесплатная юридическая помощь: российская практика и стандарты Совета Европы // Российская юстиция. - 2008. - № 6. - С. 14..

От процессуальной неурегулированности в ст. 125 УПК РФ сроков разрешения жалоб страдают в первую очередь потерпевшие, которые вопреки ч. 1 ст. 6 УПК РФ не могут получить государственную защиту и восстановление своих прав и законных интересов.

Несмотря на то что п. 1 ч. 2 ст. 42 УПК РФ предусматривает право потерпевшего знать о предъявленном обвиняемому обвинении, ст.ст. 171 и 172 УПК РФ не предусматривают ни направления потерпевшему копии постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, ни его уведомления о существе предъявленного обвинения. В связи с этим представляется, что прокурор, пользуясь своими полномочиями, изложенными в п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, должен дать следователю указание об уведомлении потерпевшего о существе предъявленного обвиняемому обвинения и его изменении. На практике это делается крайне редко.

Известно, что ст.ст. 108 и 109 УПК РФ не предусматривают участия потерпевшего в судебных заседаниях при разрешении ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания обвиняемого под стражей. (То же касается применения и иных мер процессуального принуждения, поскольку закон не предусматривает не только участия потерпевшего в судебных заседаниях, но и его уведомления о направляемых в суд ходатайствах и результатах их рассмотрения.)

По окончании предварительного следствия следователь знакомит потерпевшего и его представителя с материалами уголовного дела полностью или частично по ходатайству последних (ст. 216 УПК РФ). Другими словами, в отличие от прав обвиняемого, которому материалы уголовного дела следователь обязан предоставить, потерпевшего знакомят с делом лишь по его ходатайству. В соответствии с ч. 2 ст. 215 УПК РФ следователь должен уведомить потерпевшего об окончании предварительного следствия и разъяснить право на ознакомление с материалами дела. Но на практике следователи зачастую не выполняют установленные законом требования, и все сводится к тому, что к делу подшиваются копии уведомлений потерпевшего и его представителя. Это означает, что право потерпевшего на ознакомление с материалами дела органами предварительного следствия нарушается, что еще раз свидетельствует о неравенстве прав потерпевшего и обвиняемого.

Представляется, что исключить указанные нарушения можно путем законодательного вменения в обязанность следователя реально предоставлять потерпевшему и его адвокату по окончании предварительного следствия или дознания материалы уголовного дела, а не ограничиваться только уведомлением. Тогда равенство сторон будет более полным.

Особенности правового положения потерпевшего в суде присяжных обусловлены спецификой данной формы уголовного судопроизводства. Потерпевший здесь наделяется рядом дополнительных прав, связанных с формированием коллегии присяжных заседателей. Так, он вправе заявить мотивированный отвод кандидату в присяжные заседатели (п. 10 ст. 328 УПК РФ). Однако в отличие от подсудимого потерпевший не наделен правом заявления немотивированного отвода. Свою точку зрения о необходимости отвода в отношении того или иного кандидата в присяжные заседатели он лишь может довести до сведения государственного обвинителя, который обязан согласовать с ним свою позицию по этому поводу.

С учетом особенностей правового положения потерпевшего в суде присяжных государственный обвинитель должен тесно взаимодействовать с ним, поскольку при рассмотрении уголовного дела от стороны обвинения в соответствии с законом зачастую требуется изложение согласованной позиции. Думается, что для обеспечения равенства прав сторон в отстаивании ими своих законных интересов следует получать согласие не только обвиняемого, но и потерпевшего на рассмотрение дела судом присяжных.

Итак, все отмеченные обстоятельства свидетельствуют, что потерпевший в силу действующего законодательства ограничен в своих конституционных правах, а регламентация предусмотренных процессуальных норм является во многом формальной.

Поделиться: