Роль политических партий в политической системе.

Об­щества, политические партии выполняют в ней ряд важных функций. Их можно классифицировать как функции, характеризующие связь партии с социальной группой и по отношению к политической систе­ме общества, и ее отдельным институтам:

1. Функция представительства интересов. Это исходная функция, которая характеризует связь партии с определенными социальными интересами и отражает ее самую существенную черту - связь с опре­деленной социальной группой (классом). При этом следует учитывать социальную базу и социальный состав партии, ее роль в обществе, организационное построение, идеологию, программу, стратегические цели и задачи, практическую деятельность.

2. Функция социальной интеграции. Ее основная задача и цель - смягчить классовые и иные социальные противоречия, стремясь ин­тегрировать различные социальные группы, классы, слои в орбиту правящего класса и существующей политической системы.

3. Функция политической социализации или, как ее называют иначе, функция оказания помощи в передаче традиций от одного поколения к другому, воспитательной деятельности. Главное в реализации этой функции - воспитание масс в духе основных идей, лежащих в основе программных документов партии.

4. Идеологическая функция партий . В данном случае партии высту­пают как защитники интересов социальной группы. Эта функция вы­ражается в том, что партии выступают инициаторами разработки и непосредственными создателями той или иной социально - политической теории; приспосабливают и уточняют другие общест­венные концепции; занимаются широкой пропагандой различных по­литических доктрин; ведут в различных формах идейную борьбу с другими партиями и общественными организациями; участвуют в формировании общественного мнения.

5. Борьба за власть для реализации своих классовых интересов и це­лей. Отсюда главная задача партий сводится к тому, как победить на выборах и сформировать новое правительство;

6. Кадровая функция партии (или функция политического рекрути­рования). Под этой функцией понимается подбор и выдвижение кад­ров, как для самой партии, так и для других , в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства. Партии в со­временных условиях выступают в качестве основных поставщиков кадров для формирования всей политической элиты. Когда между го­сударством и народом уже утвердилось промежуточное звено в виде политических партий, добиться избрания в органы власти иначе как через них практически невозможно. Избиратели зачастую отдают предпочтение не тому или иному кандидату, а определенной полити­ческой партии,

7. Функция разработки и осуществления политического курса. Она осуществляется на основе программных целей и задач партии с учетом их конкретизации в зависимости от сложившихся условий.

8. Участие партии в образовании политической системы общества. Оказание влияния на выработку принципов и методов се функциони­рования, участие в формировании государственных органов, опреде­ленная поддержка общественных организаций и т. д.

Группа функций внутреннего порядка не имеет существенною зна­чения для политической науки и относится к проблемам внутрипар­тийной жизни и партийного строительства. Они регламентируют внутреннюю жизнь самих партии. Эти функции изучаются специаль­ной дисциплиной пиртологией, основоположниками которой считают М. Осгрогорското, Дж. Брайса, Р. Михельса.

Политические партии - это политические общественные объединения, объединяющие передовую часть определенных социальных групп, ставящей своей целью достижение политической власти в обществе.

Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественно-политических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются прежде всего своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы.

Партия - это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.

Признаки политической партии:

Партия - это всегда носитель идеологии;

Партия - это организация, т. е. достаточно длительно существующее устойчивое
объединение людей на разных уровнях политики - от местного до международного.

Цель партии - завоевание и осуществление государственной власти.

Стремление обеспечить себе широкую поддержку населения (поддержка может быть
различной: от участия в избирательной кампании до активного членства).

Специфическое положение партии в государстве (выражается в связи партии с
государственным аппаратом, в том, что члены партий входят в состав парламента,
правительства).

Функции политической партии:

Обеспечение связи между обществом и государством;

Стимулируют активное участие граждан в политической жизни;

Оказывают влияние на формирование государственной политики;

Способствуют развитию политической культуры и политического сознания;

Осуществляют выдвижение кандидатов на выборах в органы государства всех уровней

Виды политических партий.

По идеологической направленности выделяют:

1. Консервативные партии . Ратуют за постепенные преобразования в
обществе, за преемственность политики от прежних времен.

2. Либеральные партии . Провозглашают свободу личности, ратуют за приоритет личных
интересов, а не общественных.

3. Социал-демократические партии . Провозглашают идеи социализма, всеобщего братства и равенства.

4. Коммунистические партии . В основе их идеологии лежат идеи классовой борьбы и
диктатуры пролетариата.

5. Религиозные партии . Создаются на основе какого-либо религиозного течения, выражают идеи соответствующей религиозной направленности.

6. Национал-патриотические или фашистские партии . В основе их идеологии лежит идея приоритета какой-либо нации, защиты национальных интересов.

По способу связи с государством партии подразделяют на:

Правящие или правительственные (находятся у власти, имеют большинство голосов в
парламенте, участвуют в формировании правительства);

Оппозиционные (находятся в оппозиции к официальной власти, проводят
противоположные программы, стремятся стать правящими).

По характеру членства:

а) кадровые (закрытого типа) жесткое ограничение членства

б) массовые (открытого типа) не имеют четко фиксировано членства, любой может стать
членом этой партии

Партии участвуют в формировании органов государства, разрабатывает цели и задачи общества.

14. Общественные объединения: понятие, виды, роль в политической системе

Общественные объединения - это добровольные, массовые, некоммерческие объединения, созданные с целью удовлетворения их законных интересов.

Признаки общественных объединений:

1. коллектив людей

2. добровольность (свобода вступления и выхождения из объединения)

3. массовость (не менее трех членов)

4. самоуправляемость (самостоятельное, под свою ответственность решение задач общественного объединения).

5. легальность

6. Общественные объединения должны участвовать в политической жизни общества.

Виды общественных объединений

1) Основная классификация производится в зависимости от организационно-правовых форм объединения:

A) общественная организация

B) общественное движение

C) общественные учреждения

D) общественные фонд

E) орган общественной самодеятельности

2) По территориальному масштабу деятельности:

а) международные (GreenPeace)

б) общероссийские (44 субъектов, память солдатских матерей)

в) межрегиональные (менее 44 субъектов, МАСС)

г) "региональные объединения (на территории одного субъекта федерации, Союз предпринимателей Томской области)

д) местные общественные объединения (действуют на территории одного города, района и т.д.).

3) По возрастному критерию

а) детские (8-14 лет) хотя бы одно совершеннолетние лицо

б) молодежные (14-17 лет) хотя бы одно совершеннолетние лицо

в) взрослые (18 и старше)

Все лица, принимающие участие в деятельности объединения, могут быть подразделены на три группы:

· учредители - это лица, по инициативе которых создается объединение.

· члены общественного объединения - это лица, чья заинтересованность в решении задач общественного объединения и сама деятельность в нем оформляется документально

· участники обществе нного объед инения - это лица, выражающие поддержку целям данного объединения и (или) ею отдельным акциям и принимающие участие в его деятельности без обязательного документального оформления своего участия.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе.

Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации.

Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом, или учредителем общественного объединения. Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов (политические общественные объединения), могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правотворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства (в том числе и путем формирования общественного мнения). Таким образом, общественные объединения участвуют в политической деятельности.

Составной частью, элементом политической системы общества являются и политические партии.

Термин "партия" происходит от латинского слова "pars" – часть. Политические партии представляют собой часть общества, но наиболее активную и организованную. Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы социальных групп, классов, реализующая эти интересы через завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении.

Первые политические партии появились в XVI в., после буржуазной революции в Голландии, и были связаны с борьбой за власть. Затем – в середине XVII в., в Англии, в период английской буржуазной революции. Эти партии уже имели программные документы. В период французской революции конца XVIII в. партийная борьба (монархисты, жирондисты, якобинцы и др.) положила начало новому политическому явлению – формированию центра, левого и правого крыла. В конце XVIII начале XIX вв. появляются первые политические партии (федералисты и республиканцы) в США, а к 30-м годам XIX в. там формируется двухпартийная система, составившая впоследствии основу буржуазной демократии в этой стране. Итак, появление политических партий в Европе и Америке было связано с развитием буржуазных отношений, формированием классов буржуазного общества, со становлением буржуазной демократии, с усложнением задач управления экономикой и т.д. В конституциях государств статьи о партиях появились лишь в XX в.

Партии отражают общегрупповые интересы и цели разных слоев населения (социальных и национальных, религиозных и т.д.) Через партии люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращение за поддержкой в решении тех или иных политических проблем. Партия выступает как бы посредником между государством и обществом. Главным отличием политических партий от общественных организаций является их четкая нацеленность на политическую деятельность.

Политическим партиям присуща организационная структура, которая отражается в уставе партии, членстве, внутрипартийных отношениях, политическом лидерстве, в наличии программных документов, где закрепляются идейно-политические и организационные основы партии, определенная идеология. Каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа. В этом существенную роль для политического веса и влияния партий играют находящиеся вне ее партийный электорат (те, кто голосует за нее на выборах) и меценаты (те, кто оказывает ей финансовую поддержку). Однако политическая партия не всегда получает поддержку социальной группы, на представительство интересов которой она претендует. Интересы данной группы могут представлять и другие партии, особенно сегодня, в связи с углублением демократических процессов в обществе. Современные политические партии, как правило, пытаются быть выразителями интересов большинства общества, а не меньшинства – одной только социальной группы. Они стремятся сочетать социально-групповые интересы в политике с общенациональными, с общечеловеческими.

Из главной цели политических партий – борьбы за власть – вытекают и функции партий: 1) создание программы, формирование идеологии партии; 2) формирование общественного мнения для идеологической поддержки партии; 3) борьба за участие в осуществлении от самого верхнего уровня (скажем, федерального) до местного самоуправления; определение форм, средств, методов этой борьбы; 4) взаимодействие партии с государственными и общественными организациями и движениями; 5) подготовка и проведение избирательных кампаний в высшие и местные органы власти, выдвижение в них своих кадров, организация контроля за их деятельностью.

Партии очень многообразны и различны, поэтому их принято классифицировать.

Существует много критериев классификации политических партий: 1) по социальному признаку; 2) по организационной структуре и характеру членства; 3) по месту в системе власти; 4) по идейным установкам, способам и формам действия и т.д.

Выделим лишь некоторые группы партий.

Консервативные партии стремятся к сохранению традиций, норм. Они доказали свою основательность, они – против непродуманных социальных преобразований, ратуют за нравственные устои и обычаи. Либеральные и социал-демократические партии относятся к реформистским партиям, которые учитывают изменения, происходящие в обществе, стремятся к постепенному позитивному изменению общественного строя путем реформ. Коммунистические партии в ряде стран бывшего социального лагеря (КНДР, Куба) стоят и сегодня на революционных позициях. Есть еще экстремистские партии, цель которых насильственное ниспровержение существующих порядков (фашистские, ультралевые). Харизматическо-вождистские партии объединяют своих членов не столько во имя идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя (КНДР – Ким Ир Сен, Китай – Мао-Цзе-Дун, СССР – Сталин и др.)

Политологами выделяются партии демократической и тоталитарной направленности по таким признакам как отношение партии к политической жизни общества, характер внутрипартийных отношений и т.д. Демократическими являются партии, конкурирующие с другими партиями, стремящиеся учитывать взгляды большинства общества, опирающиеся на правовые нормы, широкий плюрализм и т.д. Тоталитарные партии еще называются монополистическими, т.к., находясь у власти, они стремятся подчинить своим интересам все слои общества, законы подчинить партийным целям. Во внутренней жизни для них характерна жесткая дисциплина, централизм, отсутствие фракций и др.

Политология классифицирует партии на четыре типа: 1) парламентские (борьба за власть опирается на законные методы, стремление объединить различные группы общества с общей целью); 2) радикально-оппозиционные (выступают за насильственное изменение существующих порядков разными методами, под крайними лозунгами); 3) авангардные (партии авторитарных режимов, удерживающие в своих руках всю политику, допускающие "послушную" оппозицию); 4) монопольно-государственные (партии тоталитарных режимов, выступают за контроль над всеми сторонами жизни общества и личности, не допускают инакомыслия, партийный аппарат подменяет собой государство и т.д.)

Существуют различные политические системы – однопартийные и многопартийные.

Однопартийная система – неустойчива, препятствует разделению властей. Отсутствие конкурирующей партии делает правящую партию "самодержавной". Любая оппозиция считается преступлением против режима. Не существует идейного и политического плюрализма, партийный аппарат подменяет собой государство, что усиливает бюрократизацию общества. Существует при тоталитарных режимах.

Многопартийная система – основа демократического общества: сдерживает бюрократизацию; заставляет правительство действовать эффективно; позволяет исключить монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действия.

Множество партий еще не критерий демократизма, т.к. небольшие партии не в состоянии конкурировать с более крупными по характеру и возможностям действия на массы. Многопартийная система – это процесс длительного развития общества, она должна созреть. В государствах развитой демократии законы предусматривают преимущественное положение крупных, влиятельных партий, т.к. парламентский анархизм может оказать негативное воздействие на демократию.

В отличие от западных стран, где длительное время укреплялись демократические традиции, в том числе и многопартийность, в России политические партии возникают в конце XIX начале XX вв., что, конечно, было связано с господством самодержавия, слабостью либерально-демократических традиций и т.д. После Октябрьской революции в России складывается тоталитарная система, устранившая все политические партии, кроме партии большевиков (РКП(б)). В результате в стране сложилась однопартийная система, где партия выступала в роли главного элемента государственного аппарата.

Демократизация российского общества, начавшаяся после 1985 г. привела к возникновению множества партий, часть из которых малочисленны, недостаточно организованы, не оформлены программно. Особенностью современного развития многопартийной системы в России является то, что создающиеся партии не опираются на определенные слои общества, чьи бы интересы они выражали. Процесс образования партий начался раньше, чем процесс образования, складывания социальных групп нового общества в России. Это и предопределяет неустойчивость, нестабильность современного партийного движения в стране. Незрелость социальной структуры общества, слабость "среднего класса", незрелость политического сознания народа, недостаток политического опыта как масс, так и лидеров, слабость политических знаний – всё это факторы, которые затрудняют процесс партийного строительства в обществе, его стабилизации и четкой демократической направленности. Конечно, в перспективе, в процессе демократизации общества произойдет и кристаллизация партийной системы, в результате чего останутся лишь те партии, которые будут иметь глубокие социальные корни.

Характер и типология партийных систем в каждой стране напрямую связана с типом избирательной системы.

Наиболее распространенными избирательными системами являются: система большинства, или мажоритарная, и система пропорционального представительства, или пропорциональная.

При мажоритарной системе избранным на выборах считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% + 1 голос – система абсолютного большинства), или кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности (система относительного большинства).

Мажоритарная система применяется в Англии, США, Франции. Японии, она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на большинство в парламенте.

При пропорциональной системе выборы проводятся по партийным спискам, создаются большие по численности избирательные округа. Число поданных голосов делится на количество депутатских мест, в результате чего определяется избирательная квота. Каждая партия получает столько мест, сколько раз избирательная квота одного депутата уложится в число поданных за нее голосов. Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии. Италии, Финляндии, Германии и других странах.

В ряде стран законом предусмотрен процентный барьер, преодолев который партия может быть представлена в парламенте (в Германии – 5% голосов, в Швеции – 4%, в России – 5%).

Обе избирательные системы отдают приоритет влиятельным партиям, помогают преодолевать элемент случайности в политике, не допускают, чтобы на исход выборов решающее влияние оказали деклассированные слои.

В России сегодня действует смешанная мажоритарно- пропорциональная избирательная система. Половина депутатов Госдумы (225 человек) избирается по мажоритарной системе (1 депутат от округа); вторая половина (225 человек) – по пропорциональной системе – по партийным спискам, и количество депутатов от партий соответствует проценту набранных ими голосов. Кроме того, избирательное законодательство предусматривает количественные параметры, при которых выборы считаются состоявшимися (необходима явка избирателей от 25 до 50%).

[Определение] Политическая партия – это один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

Политическая партия представляет устойчивую политическую организацию, объединяющую лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящую пред собой цель завоевания и удержания государственной власти.

[На заметку] Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) в формировании политических партий:

Аристократические группировки (XVI-XVII вв.);

Политические клубы (XVIII-XIX вв.);

Современные массовые партии (XIX-XX вв.).

Первые две ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организации. По мысли Вебера, процесс становления и развития политических партий непосредственно связан со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извлечению выгод из своего положения.

[Внимание] Для современных политических партий характерны следующие черты:

Это негосударственные, действующие на постоянной основе добровольные общественные организации;

Имеют органы управления и структурные образования;

Имеют устав и программу действий;

Чаще всего имеют фиксированное членство;

Отражают интересы определенного слоя людей.

[Внимание] В Российской Федерации порядок создания и деятельности политических партий определяется ФЗ РФ «О политических партиях». Этим законом определяются требования, предъявляемые к политическим партиям (см. слайд 5)

Цели и задачи политических партий отражаются в их уставах и программах (см. слайд 6).

Цели политической партии проявляются в ее функциях (см. слайд 7).

Возрастание роли политических партий – характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующими факторами:

Возрастанием политической активности граждан;

Процессом демократизации властных структур государства;

Политическим и идеологическим плюрализмом, что обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности.

Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к следующему:

никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней;

партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке;

деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина;

решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства;

партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества;

создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается;

недопустимость деятельности партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.

Материальная база политической партии формируются за счет:

а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;

б) средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с законом;

в) пожертвований;

г) поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;

д) поступлений от гражданско-правовых сделок;

е) других не запрещенных законом поступлений.

Политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением. Допускаются пожертвования от физических лиц путем передачи наличных денежных средств политической партии и ее региональным отделениям.

Политические партии можно классифицировать по различным основаниям:

1 В зависимости от отношения к государственной власти партии делятся на правящие и оппозиционные.

Правящей называется партия, победившая на парламентских или президентских выборах, в результате чего ее программные цели стали целями развития государства.

Оппозиционная партия – это партия, не победившая на выборах и имеющая альтернативную программу развития.

2 В зависимости от характера членства французский политолог М. Дюверже (1870-1914) предложил различать кадровые и массовые партии.

Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях.

Массовые партии имеют фиксированное членство, более централизованы, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

3 В зависимости от используемых методов политической деятельности со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центристские.

Левые партии обычно выступают за социальную обеспеченность и сглаживание социальной дифференциации.

Правые партии чаще всего провозглашают в качестве основного лозунга либеральные ценности и свободу частной собственности.

Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций.

4 В зависимости от характера программных целей партии делятся на:

классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие);

национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве);

проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы);

государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп, на обеспечение целостности и стабильности государства);

формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующие как группы его поддержки;

гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

5 В зависимости от программных целей преобразования общества выделяют консервативные, либеральные и радикальные политические партии.

Консервативные партии выступают за сохранение государственного и общественного строя в неизменном виде.

Либеральные партии провозглашают в качестве своей цели постепенное последовательное преобразование общества путем умеренных реформ.

Радикальные партии выступают за немедленное коренное переустройство общества, в том числе и насильственным, революционным путем.

6 В зависимости от способа завоевания и удержания государственной власти партии бывают парламентскими и авангардными.

Партия парламентского типа приходит к власти в результате победы на выборах. Она является правящей до тех пор, пока ее программа отвечает интересам развития общества. Если же программа партии перестает отвечать целям общественного развития, то на очередных выборах такая партия теряет голоса избирателей и уходит в оппозицию.

Партия авангардного типа приходит к власти, как правило, путем ее открытого захвата (история знает примеры, когда такая партия приходила к власти путем победы на парламентских выборах. Таким образом пришла к власти в 1933 г. Национал-социалистическая рабочая партия Германии). Захватив государственную власть, такая партия осуществляет ее независимо от того, отвечает ее программа интересам общества или нет. Добровольно такая партия власть никогда не отдаст.

Политическая партия – это формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определенной программы социальных, экономических, политических преобразований, достижения неких целей и идеалов, а также осуществления прямых и обратных связей между обществом и государством. Кроме того, обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – выявления, согласования, выведения на политический уровень реальных, конкретных, частичных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Действуя на нескольких уровнях, партии связывают общество и государство. Они выступают как существенный, а иногда решающий элемент политической системы общества. Принципиальной стороной деятельности партий являются их идеологическое воздействие на население, значительная роль в формировании политического сознания.

Важнейшими признаками политической партии являются: 1)

участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении; 2)

стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть; 3)

связь с избирательной системой – участие в выборах представительных органов власти; 4)

форма организации социальных групп и слоев населения; 5)

носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс; 6)

средство рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры.

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых определяют следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть;

в) идеологическую;

г) кадровую;

д) политической социализации, т.е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе – является ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем, они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного, и одна партия является не только правящей, но и государственной.

14. Общественные объединения: понятия, виды, роль в политической системе.

Политическая организация общества включает неполитические общественные объединения, отличающиеся от специальных активных участников политического процесса – политических партий тем, что они не учреждаются специально для участия в политической жизни, а создаются для решения экологических, культурных, правозащитных и иных целей. Их деятельность также закономерно носит общественно-политический аспект.

Организация и деятельность общественных объединений связана с конституционным правом граждан на общественное самоуправление, являющимся одной из форм гражданской активности. Конституция России закрепляет данное право в статье 30. Неполитические общественные объединения образуются гражданами для совместного решения каких-либо совместных задач, защиты интересов без обретения властных полномочий.

Деятельность общественных объединений проявляется в различных сферах, это профессиональные объединения (профсоюзы), благотворительные организации, экологические движения и другие. Их объединяет одно – через них осуществляется самоуправление посредством организационной работы среди заинтересованных лиц.

Право граждан на общественное самоуправление включает четыре правомочия:

– право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей;

– право вступать в уже сформированные общественные объединения;

– право воздерживаться от вступления в них;

– право беспрепятственного выхода из общественных объединений.

Организация и деятельность общественных объединений основана на принципах:

– добровольности участия в деятельности общественного объединения;

– равноправия участников общественного объединения;

– самоуправляемости общественного объединения;

– соответствия требованиям законности.

Лица, воспользовавшиеся правом на общественное самоуправление, могут быть отнесены к одной из следующих групп.

Учредители, лица выступившие инициаторами образования общественного объединения. Ими могут быть как физические, так и юридические лица (уже существующие общественные объединения). Образовывается общественное объединение путем созыва собрания (съезда) учредителей, на котором принимаются программные документы, устав, формируются руководящие, ревизионные и иные органы.

Члены общественного объединения. Ими являются лица, чья деятельность и заинтересованность в существовании общественного объединения фиксируется документально. Это могут быть списки, членские билеты, заявления о приеме в состав объединения, что позволяет вести количественный учет членов.

Участники общественного объединения. Их деятельность в работе общественного объединения не документируется. Главным образом их деятельность сводится к выражению поддержки общественного объединения, участию в отдельных акциях.

В Российской Федерации сложились следующие организационные формы общественных объединений:

– общественная организация;

– общественное движение;

– общественный фонд;

– общественное учреждение;

– орган общественной самодеятельности.

Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на фиксированном членстве. Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия. К общественным организациям относятся профессиональные союзы, спортивные, молодежные и иные объединения.

Общественное движение – это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы.

Общественный фонд – это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использования этого имущества на общественно полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи: накопление имущества для реализации социально полезных целей и не нуждается в массовом членстве.

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность этого вида объединений состоит в том, что учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления. Примерами учреждений могут быть общественные музеи, стадионы, библиотеки и т. д.

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Это родительские комитеты в школах, студенческие комитеты в вузах, уличные, дворовые, домовые комитеты, создаваемые населением по месту жительства, и т. д.

На организацию общественных объединений имеет влияние форма политико-территориального устройства страны. В Российской Федерации выделяют:

– общегосударственное общественное объединение, его деятельность организована в более чем половине субъектов Российской Федерации, на территории субъекта созданы представительства объединения;

– межрегиональное общественное объединение, функционирует менее чем в половине субъектов Российской Федерации, имеет там свои структуры;

– региональное общественное объединение, организовано на территории одного субъекта Российской Федерации.

– местное общественное объединение, его деятельность ограничена пределами одного муниципального образования.

На общественную самоорганизацию оказывает влияние глобализация – процессы всемирной политической, экономической, культурной интеграции и унификации. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от его субъектов, т. е. различных государств, межгосударственных организаций. Происходит как увеличение общего числа совместных для государств проблем, так и расширение числа интегрирующих субъектов, в качестве которых следует рассматривать и уровень общественного самоуправления. Это, прежде всего, связано с культурной глобализацией между различными странами мира и ростом международного общения. Происходит популяризация отдельных видов национальных культур (например, права в его романо-германском понимании) по всему миру. Что может повлечь вытеснение национальных культур интернациональными. Огромное влияние на культурную глобализацию имеет наука, распространение интернета, международного туризма.

Проявлением процессов глобализации является появление международных общественных объединений. В Российской Федерации – это общественное объединение, в соответствии с уставом которого в зарубежных государствах создаются и осуществляют свою деятельность структурные подразделения этого общественного объединения.

Общественные объединения как институты политической системы тесно взаимодействуют с государством. Во-первых, государство является гарантом реализации права на общественное самоуправление и объединение. Во-вторых, государство создает нормативную базу деятельности общественных объединений. В-третьих, осуществляет поддержку общественных объединений (например, путем предоставления льгот, помещений и т. д.). В-четвертых, контролирует законность деятельности общественных объединений. В-пятых государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не вправе стать учредителем или участником общественного объединения.

В процессе функционирования элементов политической системы государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, в том числе и путем формирования общественного мнения.

Государство запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, разжигание национальной, социальной или религиозной розни.

Поделиться: