Социальные интересы и формы социального взаимодействия.

Прочтите отрывок из работы российского социолога Р. В. РЫБКИНОЙ о преступности в России.

Весь ход реформ сопровождался не только ростом числа преступлений, но и серьезными изменениями самой структуры преступности. В частности, резко возрос «вес» организованной преступности. Но главное, она превратилась из чисто криминальной силы в самоорганизующуюся социальную систему, интегрированную во все властно-экономические структуры и практически не подконтрольную правоохранительным органам, более того, в социальный институт российского общества. Это значит, что она породила: 1) собственные, специфические для нее организации-«крыши»; 2) особые нормы теневого поведения (такие, как «рэкет», «накат», «откат» и т. п.); 3) особые социальные роли, за которыми закреплено осуществление этих норм, и 4) особые социальные взаимоотношения между участниками преступных сообществ, в которые они вступают при осуществлении тех или иных преступных операций, а также особые взаимоотношения между криминалом и властью.

Главный процесс, свидетельствующий об институционализации преступной деятельности, - это ее все большее срастание с властью. Этот процесс идет на всех уровнях - как на отдельных предприятиях и в фирмах в регионах страны, так и в высших органах законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) власти. Это позволяет говорить о двух новых для России процессах, которые возникли в эпоху либерализации экономики: первый процесс - теневизация общества, т. е. все больший уход различных общественных структур в тень... и второй процесс - криминализация общества, т. е. все большее усиление в нем роли преступных элементов, связанных с теми или иными политическими, правовыми, экономическими и другими структурами общества.

Рывкина Р. Б. Драма перемен. - М., 2001. -С. 37-38.

Вопросы и задания к источнику. 1) Что нового дает вам источник по сравнению с учебным текстом? 2) Что означают в тексте документа слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавычки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании? 3) Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества? 4) Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства?

Социологического исследования

Социолог, получивший задание или заказ на изучение какой-то проблемы, должен разработать программу исследования, составить план своих действий, .

Программа социологического исследования содержит обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Залогом успеха социологов может быть только глубоко продуманная во всех составных частях программа, в которой реализуется связь между общей и специальными социологическими теориями и изучаемыми общественными фактами, между социологом и объектом социологического познания. В программе “отражаются структурная организация социологических знаний и навыков, необходимых для проведения исследования, закладывается механизм получения теоретических выводов исследования и разработки практических рекомендаций” . Она является тем документом, где содержится вся концепция научного поиска и излагаются методы, с помощью которых социологи будут осуществлять этот поиск. Формы программной деятельности в рамках ОСИ зависят прежде всего от сроков, в которые необходимо провести исследование, а также от глубины проработки изучаемой проблемы. Краткосрочные исследования предполагают программирование как процесс концептуального поиска без составления программы как документа, более длительные связаны с составлением программы – научного документа. Но в каждом из этих случаев программная деятельность представляет собой выработку стратегии исследования, определение концепции, намерений и конкретных действий организаторов и исполнителей исследования.

Если ОСИ выполняются в продолжительные сроки (от нескольких недель до нескольких месяцев), на подготовительном этапе составляется программа – научный документ, состоящий из методологической и методико-процедурной части. Чем основательнее будет сделана эта часть работы, тем с большей уверенностью можно рассчитывать на общий успех. С учетом специфичности ОСИ уже на этом этапе неоценимыми будут те первичные сведения, которые можно получить от представителей заказчика. Важным источником первичной информации станут статистические, справочные, монографические и другие материалы, электронные банки данных, располагающие решениями близких или смежных проблем.

Методологическая часть программы включает в себя 1)рассмотрение проблемы и формулировку проблемной ситуации, 2)выделение и предварительный анализ объекта и 3)предмета исследования, 4) постановку цели и задач, 5) разработку систем гипотез и 6) основных понятий. При этом глубина логического анализа проблемы, объекта и предмета исследования, характер гипотез и процедура работы с основными понятиями будут зависеть от масштабности и сложности решаемых задач, т.е. от вида проводимого исследования (разведывательного, описательного, аналитического).

Качество оперативного исследования во многом зависит от того, насколько полно и четко будет изложена и понята подлежащая изучению проблема, проблемная ситуация. Она может быть рассмотрена с двух сторон – гносеологической и предметной. В гносеологическом плане проблемная ситуация – это “противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий, что в свою очередь, упирается в отсутствие знаний законов тех объектов, которыми приходится оперировать”.

Предметная сторона проблемы социологического исследования – это некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития” .

Проблемную ситуацию создают реальные жизненные противоречия, для решения которых необходимо развитие социологического знания и соответствующее управленческое решение. Заказчиками ОСИ могут быть управленцы разного уровня, для которых и уровень социальных проблем будет разным. Социальные проблемы имеют различные масштабы – одни находятся в рамках каких-то небольших социальных групп (учебных, профессиональных коллективов) или локальных территорий (на уровне микрорайона или небольшого населенного пункта). Другие социальные проблемы затрагивают интересы больших социальных групп (например, профессиональных, этнических, возрастных), социальных институтов (семьи, армии, образования и т.д.), целых регионов. Следующий уровень социальных проблем затрагивает потребности и интересы всего общества (социально-экономические, социально-политические и др.). Могут быть социальные проблемы, волнующие население нескольких (или многих) стран: экологические, национальных меньшинств, развитиz демократии и т.д. Последние, как правило, в оперативном режиме не исследуются.

Первым элементом методологического раздела программы является проблема и проблемная ситуация. Разработка проблемы означает ее логический анализ. Обычно вначале появляется некоторая общая постановка вопроса. Впоследствии она уточняется и детализируется в наборе более конкретных формулировок. Логический анализ проблемы принято делить на: 1) системный (или структурный); 2) функциональный (или факторный).

Первый предполагает выявление и рассмотрение структуры изучаемого процесса, явления. Проблема рассматривается как бы изнутри. Изучаемый процесс, явление расчленяется на составляющие части, выявляются их взаимосвязи и характер. Такая процедура анализа присуща описательным исследованиям, когда изучаются только структурные элементы явления, процесса и выявляется, что происходит. Когда же необходимо выяснить, почему это происходит, т.е. определить причины и факторы, обусловливающие процесс, явление, состояние или динамику развития изучаемого объекта, тогда проводится еще и функциональный (факторный) анализ, при котором определяются факторы, воздействующие извне, со стороны, на изучаемый процесс, явление. В результате анализа проблемы целесообразно ясно, лаконично, одним предложением сформулировать противоречие, несоответствие, которое выражает суть, квинтэссенцию анализа проблемы. Другими словами, это может быть обозначено как четкое формулирование проблемной ситуации. Например, в исследовании свободного времени студенческой молодежи после анализа роли свободного времени в жизни студентов, его предполагаемой структуры, бюджета свободного времени, потребностей студентов и т.д. проблемная ситуация может быть определена следующим образом: “Существует потребность в информации о том, как студенты проводят свободное время, однако такая информация отсутствует” или “Существует несоответствие между тем как студенты в настоящее время проводят свободное время и тем, как они могут его проводить в будущем с большей пользой (более эффективно)”.



При анализе проблемы вырисовывается объект исследования. Под объектом в социологических исследованиях понимается область социальной действительности – социальные институты, группы, процессы, отношения, – которые содержат определенные социальные противоречия и на которые направлен процесс научного познания. В широком смысле слова объектом социологического исследования являются люди, объединенные в различные общности, группы, организации или вовлеченные в различные социальные процессы. В приведенном выше примере исследования свободного времени объектом является студенческая молодежь. Однако это довольно размытое определение. Неизвестно, какая студенческая молодежь имеется в виду. Кого мы будем изучать? Тех, кто учится только в вузах? Или же это будут и студенты средних технических учебных заведений? На дневном и заочном отделениях или только на дневном? Какая территория будет охвачена? Будет ли это вся страна или какой-то один город? А может это будут студенты только одного вуза? Определение и анализ объекта ОСИ предполагает получение его разнообразных характеристик. Важно иметь предварительную информацию о социально-демографических характеристиках обследуемых (распределение по полу, возрасту, социальному положению, образованию, семейному положению и т.д.). Как правило, численность групп, составляющих объект ОСИ, слишком велика в количественном отношении, чтобы она могла быть подвергнута сплошному обследованию. Поэтому социологи должны определить какую-то их представительную часть, выборочную совокупность, которая будет непосредственно изучаться. А для обоснованности выборки необходимо иметь по возможности полную информацию об объекте в целом, т.е. о генеральной совокупности. При анализе объекта определяется хотя бы приблизительная величина генеральной совокупности, т.е. количество элементов, имеющих какую-либо общую характеристику, которая относит их к исследуемой системе. Например, студенческая молодежь г. Минска может представлять собой генеральную совокупность при исследовании какой-либо социальной проблемы, объектом которой она является.

Предварительный анализ этого объекта покажет, что в него входят все те, кто обучается в вузах и средних специальных учебных заведениях г. Минска. Сюда будут отнесены как юноши, так и девушки; как обучающиеся в государственных, так и в частных учебных заведениях; как первокурсники, так и пятикурсники и т.д. Чтобы иметь точные данные о количестве студентов и социально-демографической структуре студенчества, необходимо изучить статистические данные. Таким образом мы получим представление о генеральной совокупности. Анализ объекта проводится не только с целью получения наиболее полного представления о нем, но и для того, чтобы рассчитать выборочную совокупность. Ведь очень часто сплошное обследование не представляется целесообразным и не является необходимым, поэтому возникает проблема определения выборочной совокупности. Эта исследовательская задача решается в процедурной части программы, которой посвящен специальный раздел книги.

С выделением объекта тесно смыкается и определение предмета исследования. Следует помнить, что объект существует реально и не зависит от субъекта познания – социолога. Предмет же исследования выявляет, определяет сам социолог. Предметом социологического исследования являются наиболее существенные стороны, свойства и отношения объекта, познание которых необходимо для разрешения социальной проблемы. В выявляемом предмете должны содержаться именно те стороны объекта, которые наиболее полно характеризуют возникшее в нем противоречие. Один и тот же объект может изучаться для решения разных социальных проблем и, следовательно, предполагает множество предметов. К примеру, может исследоваться такой объект, как молодая семья. Какая предметная область этого объекта может заинтересовать заказчика и стать темой для исследования социологов? Возможно, это будет репродуктивная функция молодой семьи или условия ее жизни, или удовлетворенность внутрисемейными отношениями и т.д. Как уже указывалось, в ОСИ объект и предмет определяют сами заказчики, так как именно они обнаружили ту или иную проблему и ее носителей и это у них возникла потребность в разрешении конкретной проблемной ситуации или в получении необходимой оперативной информации. Однако анализ объекта и предмета осуществляют сами социологи. При рассмотрении предмета учитывается глубина изучения проблемы, так как от этого зависит его анализ: будет ли он только структурным (в описательных исследованиях) или факторным также (в аналитическом исследовании).

Определив и проанализировав объект и предмет исследования, необходимо поставить цель и определить задачи. Цель исследования направляет на конечный результат. ОСИ ориентировано прежде всего на получение “свежей” информации, достижение практической цели, поиск алгоритмов решения тех или иных социальных проблем, выработку практических рекомендаций. Здесь элемент новизны бывает необязателен, возможно определенное “типовое” решение проблемы. Если, например, сущность проблемы заключается в недостаточной управляемости структурных подразделений учреждения, предприятия или организации, то целью такого исследования будет изучение причин низкой эффективности управления, нахождение неиспользованных резервов и разработка практических рекомендаций по изменению сложившейся ситуации.

Содержательная, методическая и организационная конкретизация цели получает свое воплощение в формулировке задач. Задачи исследования – это совокупность конкретных целевых установок, в которых излагаются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. В силу того, что социальные проблемы имеют многоуровневую структуру, среди задач ОСИ выделяют основные задачи, которые направлены на решение проблемной ситуации в целом, и неосновные (дополнительные), направленные на изучение отдельных сторон проблемы. Например, в исследовании свободного времени студентов Белорусского государственного университета целью может являться изучение бюджета и структуры их свободного времени. Основными задачами будут: изучение бюджета свободного времени студентов на разных факультетах, определение структуры свободного времени студентов младших и старших курсов. В качестве второстепенной задачи может выступать намерение изучить, как структуру свободного времени в доуниверситетский период, как она повлияла на формы досуга студентов – выходцев из сельской местности.

Важнейшим компонентом программы ОСИ является формирование системы гипотез. Гипотеза – это предположение о наличии связи между двумя переменными. Переменной называют понятие, которое может принимать различные значения. Например, социальное положение человека. У него целый ряд значений: рабочий, крестьянин, служащий, пенсионер и т.д. Переменные бывают зависимыми и независимыми. Зависимой переменной называют понятие, которым обозначается какое-то изучаемое явление. Понятия, при помощи которых социолог пытается объяснить изучаемое явление, называются независимыми переменными . Так, при изучении снижения рождаемости в молодых семьях уже на стадии анализа проблемы и предмета исследования мы можем предположить, что причинами малой рождаемости детей будут низкий жизненный уровень, приоритет внесемейных ценностей супругов над семейными, плохое состояние здоровья супругов, неблагополучная экологическая ситуация и т.д. Зависимой переменной в данном случае будет реальное количество детей в молодой семье (или ориентация супругов на какое-то число детей), независимыми – все те факторы, причины, которые влияют на рождаемость. Когда социолог предполагает некие причины того или иного явления, он формулирует свои догадки в виде гипотез. Исследователь В.А.Ядов пишет: …Исходные посылки … социологических гипотез черпаются где-то на грани между наблюдениями реальных событий в понятиях имеющейся социологической теории и смежных наук. Если знания, которыми мы располагаем, не позволяют объяснить данные наблюдений, возникают новые предположения – гипотезы” . Возвратимся к приведенному выше примеру – перечню причин низкой рождаемости. Мы можем сформулировать следующие гипотезы: 1) главной причиной того, что в семье мало детей, является низкий уровень жизни; 2) плохое здоровье жены является более значимой причиной низкой рождаемости, чем неблагополучная экологическая ситуация; 3) у женщин, ориентированных на внесемейную деятельность, детей меньше, чем у тех, которые ориентированы только на семью. Рассуждая о причинах снижения рождаемости, мы пытаемся более или менее подробно объяснить существующую проблему. Уже на стадии анализа объекта и предмета мы строим некую предварительную описательную или объяснительную модель интересующего нас явления, процесса. В разделе же программы, специально посвященном гипотезам, они излагаются в систематическом виде, последовательно и в такой форме, которая позволяет их проверить эмпирическим путем.

Какие требования предъявляются к гипотезе?

Она должна быть: логически согласована с проблемой и целью исследования; научно обоснована, т.е. соответствовать принципам теории научного познания; доступна проверке в процессе исследования; изложена логично, непротиворечиво.

В то же время не должна вступать в противоречие с уже известными и проверенными фактами.

По степени общности предположений, гипотезы различаются как гипотезы-основания (или исходные) и гипотезы – следствия (или выводные). Предварительный анализ проблемы и объекта позволяет сформулировать общую гипотезу по предмету исследования. Обоснованность исходной гипотезы проверяется не целиком, а по частям. Поэтому исходные гипотезы развертываются в целую серию выводных гипотез (или гипотез-следствий). В ОСИ проверяются именно гипотезы-следствия, так как они сформулированы в менее общих понятиях, чем гипотезы-основания. Проверяемость гипотез-следствий достигается за счет того, что все термины, входящие в их формулировку, могут быть прооперационализированы (или проинтерпретированы эмпирически). Например, мы изучаем политическую активность студентов вузов. В качестве гипотезы-основания может выступать предположение о том, что студенты старших курсов являются более активными в политической сфере, чем студенты – первокурсники. Можно ли проверить эту гипотезу в таком виде? Очевидно, нет, потому что неясно, что скрывается за понятием “политическая активность”. Участники исследования (как социологи, так и респонденты) могут по-разному понимать политическую активность. Для достижения однозначности понимания этого термина нужно “разложить” его на какие-то составляющие, какие-то элементы, которые будут восприниматься одинаково всеми. Мы можем обосновать положение о том, что политически активными считаются люди, которые: 1) участвуют во всех выборах представителей власти, 2) постоянно читают разные материалы, слушают передачи и смотрят программы на политические темы, 3) являются членами политических партий, 4) ходят на митинги и демонстрации и т.д. Тогда предложенная выше гипотеза-основание может иметь среди других выводных гипотез и такую: старшекурсники чаще, чем первокурсники, являются членами политических партий. В таком виде гипотезу можно проверить эмпирическим путем.

Гипотезы делятся на основные и неосновные. Такое деление связано с задачами исследования. Основные гипотезы относятся к центральному (главному) вопросу исследования, неосновные – к второстепенным.

С точки зрения разработанности и обоснованности гипотезы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные гипотезы иногда называют рабочими, т. к. они являются первоначальным этапом построения гипотетической системы. Если первичные гипотезы опровергаются эмпирическими данными, на стадии анализа информации взамен их выдвигаются вторичные.

По содержанию предположений о предмете исследования гипотезы делятся на описательные и объяснительные. В. А. Ядов пишет: “Описательные – это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях”.

Описательные гипотезы выдвигаются в исследованиях описательного типа, а объяснительные – в аналитических, хотя в аналитических исследованиях для решения определенных задач могут выдвигаться также и описательные гипотезы. Примером описательной гипотезы может служить предположение о каких-то количественных характеристиках изучаемого объекта. В исследовании свободного времени студентов описательной гипотезой является предположительное высказывание о том, что среди студентов, занимающихся спортом, юношей будет больше, чем девушек. Или: первокурсники меньше проводят свободного времени с друзьями, чем студенты третьего курса. Объяснительная гипотеза должна содержать предположение о том, почему это происходит. Например, студенты первого курса меньше, чем третьекурсники, проводят свободное время с друзьями, потому что бюджет свободного времени у них меньше.

Гипотезы предопределяют логику и этапы всего последующего процесса исследования. Основная трудность формулирования гипотез заключается в соотнесении их с целями и задачами исследования и разработке однозначных высказываний, которые имеют ясные и точные понятия.

Выделение основных понятий – важная и необходимая часть разработки программы. Основные понятия – это ключевые термины, которые зачастую содержатся уже в теме исследования. Однако работа по их вычленению из общего используемого в данном случае понятийно-категориального аппарата начинается при анализе проблемы и предмета исследования. Это связано с тем, что структурирование социального явления происходит через выделение определенных абстрактных понятий, ключевых слов, которыми обозначается вначале проблема, а затем и предмет.

Весьма оригинальный прием нахождения основного аппарата категорий и понятий изучаемого явления при проведении ОСИ предложил профессор Д.Г.Ротман. Из общего набора понятий по изучаемой проблеме он предлагает группе экспертов отметить только те, которые, на их взгляд, имеют наиважнейшее, определяющее отношение к данному явлению. Основными считаются понятия, получившие более 50% выборов экспертов .

Например, заказчика интересует политическая активность студентов г. Минска . Тема исследования будет звучать примерно так же. Гносеологический аспект проблемной ситуации заключается в противоречии между необходимостью знать об уровнях политической активности в различных социальных группах и отсутствии такого знания. Социологическое исследование позволит решить эту проблему. Объектом данного исследования является студенческая молодежь г. Минска. Предметом – ее политическая активность. Очевидно, что ключевыми словами, основным понятием в этом исследовании являются “политическая активность” студенчества. Это довольно абстрактное понятие, о котором мы упоминали, при рассмотрении работы с гипотезами, будет использоваться в гипотезах-основаниях при выдвижении разных предположений, в частности, о том, что политическая активность, ее уровень зависят от социально-демографических характеристик респондентов. Однако, чтобы проверить эту гипотезу, нужно посредством ряда процедур расчленить входящее в нее основное понятие “политическая активность” до такой степени детализации, которая позволила бы проверить ее эмпирическим способом, т.е. расписать на простые элементы, в совокупности составляющих содержание понятия. В заключительной части методологического раздела программы происходит работа с понятиями. В социологии эта процедура называется интерпретацией и операционализацией (расчленением) основных понятий.

Первый этап: интерпретация – истолкование. На этапе интерпретации основных понятий происходит их теоретическая трактовка. Сложность интерпретации заключается в неоднозначности имеющихся толкований одного и того же понятия в различных научных источниках, разном уровне абстрактности понятий. Ошибочная интерпретация понятий может нарушить логику исследования, увести в сторону от поставленной цели. Поэтому определение основных понятий имеет принципиальное методологическое значение для ОСИ.

Чаще всего основное понятие содержит в себе другие, более частные понятия, которые являются менее абстрактными. Разложение абстрактного понятия осуществляется поэтапно. В таких случаях необходимо из основного понятия вычленить его составляющие, т.е. более “мелкие” понятия, которые в него входят. Вернемся к понятию “политическая активность”. Оно может быть проинтерпретировано следующим образом: ”характеристика жизнедеятельности индивида в политической сфере, мера участия в политической жизни”. Это уже кое-что объясняет, но еще не до такой степени, чтобы при использовании этих, менее абстрактных, чем “политическая активность”, терминов в инструментарии (анкете, интервью и т.д.) респонденты могли однозначно понять, о чем идет речь. Следовательно, нужно идти дальше, дробить и эти понятия на более мелкие, однозначные.

Второй этап анализа предмета исследования – операционализация основных понятий, представляющая собою “совокупность операций, с помощью которых понятия... расчленяются на составляющие элементы, способные в совокупности описывать их содержание”, т.е. осуществляется как бы сопоставление анализируемого понятия с той совокупностью фактов, отражением которых оно является . Эта операция позволяет установить, о чем конкретно следует собирать социологические данные. В нашем примере “характеристика жизнедеятельности индивида в политической сфере” может быть прооперационализирована так: 1) участие в политических мероприятиях (собраниях, митингах, пикетах и др.); 2) членство в политических партиях; 3) информированность в области политики (чтение газет, просмотр телепередач на политические темы и т.д.). Мера участия в политической жизни может рассматриваться как: 1) постоянно активное; 2) эпизодически активное; 3) пассивное. Механизм же логических действий выглядит следующим образом: исходное понятие переводится в показатели, которые, в свою очередь, – в переменные, а последние – в индикаторы. Что такое индикатор? Это социальный факт, поддающийся эмпирической регистрации, доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта. В социологическом исследовании индикаторы представляют собою вопросы, с помощью которых появляется реальная возможность изучить наиважнейшие стороны социальных явлений, обозначенных операциональными понятиями. При подборе индикаторов необходимо иметь в виду следующее:

“1. Выбор индикатора предопределен операциональным понятием. Именно оно очерчивает круг фактов, которые могут быть использованы в качестве индикаторов.

2. Есть операциональные понятия, которые сами выполняют роль индикатора (пол, возраст и др.). Тогда ответ на вопрос строго определяется этим понятием.

3. Имеются такие операциональные понятия, которые требуют использования не одного, а нескольких индикаторов...

4. В каждом случае выбор совокупности индикаторов зависит от характера объекта социологического исследования и условий, в которых он находится”.

Функциональность индикатора в значительной степени зависит от шкалы измерения. Шкала представляет собою измерительную часть инструмента, с помощью которой и получают оценку эмпирические индикаторы, расположенные в определенной последовательности по позициям. В социологических исследованиях используются разные типы шкал: номинальные, ранговые (порядковые), интервальные, бинарные и другие (подробнее об измерительных шкалах см. глава 3, 3.1, 4.4)

Таким образом, в ходе интерпретации и операционализации основных понятий осуществляется обнаружение их простых элементов по строго заданным критериям, отражающим качественные стороны изучаемого предмета. Процесс работы с понятиями начинается при логическом анализе проблемы и предмета, продолжается при постановке задач и формулировке гипотез и фактически заканчивается в разделе “основные понятия”, где происходит окончательный перевод абстрактных понятий к таким, которые будут включены в инструментарий исследования для сбора эмпирических данных. Процедурой работы с основными понятиями заканчивается методологическая часть программы.

Методико-процедурная часть программы включает методику и технику исследования, т.е. описание способов сбора, обработки и анализа социологической информации.

Особенность социологических исследований заключается в том, что информация получается в ходе выборочного обследования (о выборке см. 3.3). В методико-процедурной части программы определяется объем и характер выборки с помощью опытно-статистических и математико-статистических методов. В зависимости от специфики объекта и предмета исследования, а также характера имеющейся о них информации осуществляется обоснование и выбор методов сбора информации. Например, для того, чтобы изучить мнение населения республики по какому-то одному вопросу (скажем, отношение к экономической интеграции с Россией), необходимо использовать опросный метод. Но это может быть анкетный опрос или же интервью. В случае, если проводится экспресс-опрос, скорее всего будет избрано индивидуальное интервью, предпочтительнее на улицах, т.к. отпадает необходимость тиражировать инструментарий, соблюдается требование оперативности при выдаче задания на опрос и при получении результатов с мест опроса в центр исследования (задание раздается по электронной почте, телефону или при помощи факсимильной связи руководителям региональной опросной сети и таким же образом обратно получают обобщенные данные опроса с тех мест, где он осуществлялся).

В методико-процедурной части программы указываются также методы обработки и анализа полученной информации с учетом вида проводимого исследования, чаще всего описательного или объяснительного типа. Все это должно быть изложено в сжатом виде. Как указывает В.А. Ядов, “основная задача данного раздела – переход к обоснованию ресурсных затрат, необходимых для осуществления исследования”, т.е. к рабочему плану . В нем поэтапно определяются календарные сроки работ, рассчитываются денежные средства, необходимые для всех операций: размножения инструментария и других документов, машинной обработки данных, командировочные расходы и т.д. Указываются исполнители и ответственные за каждый этап исследования. В рабочем плане определяются также сроки предоставления промежуточных и итоговых результатов исследования.

Программа исследования вместе с рабочим планом обсуждается с заказчиком и должна получить его одобрение. В ОСИ трудно переоценить роль руководителя, которая заключается в направлении общей деятельности исполнителей, координации их действий, а также в контроле за соблюдением сроков исследовательских этапов. Руководитель ОСИ осуществляет также все необходимые контакты с заказчиком, корректирует действия членов исследовательского коллектива.

Если исследование носит краткосрочный характер (от нескольких часов до нескольких дней), социолог-руководитель проекта занимается его програм­мированием без текстуального оформления. Проводится ряд последовательных действий, операций, которые направлены на изучение проблемной ситуации или на получение какой-то интересующей заказчика информации (например, оценка людьми какого-то события, отношение их к проведенному мероприятию), а также на то, чтобы проанализировать полученные данные, сделать выводы, разработать конкретные рекомендации. Программирование предполагает обсуждение социологами совместно с представителями заказчика имеющейся проблемы, определение объекта и предмета исследования, выдвижение цели и постановку задач, а также рассмотрение возможных факторов и причин, обусловивших создание проблемной ситуации. Последнее является предварительной базой для дальнейшего выдвижения научных гипотез, объясняющих создавшееся положение.

Программирование краткосрочных исследований (в том числе и экспресс-опросов) может включать в себя и такие операции, как “мозговая атака” участников исследовательской группы. Такая работа проводится после переговоров с заказчиками и предполагает более углубленный и профессиональный анализ социологами проблемной ситуации. Еще раз оговариваются объект и его особенности, предмет исследования, формулируются и уясняются цели и задачи, обсуждаются гипотезы, а также направленность исследования, качество экспертных оценок, этические принципы.

В итоге выяснения позиций исследователей снимаются возможные профессиональные и идеологические расхождения при оценке ситуации или факта, вырабатывается единая система категорий и понятий, подбираются показатели и индикаторы. Такая серьезная устная проработка теоретико-методологического характера, во-первых, предполагает поиск адекватных индикаторов, которые будут использованы в инструментарии исследования, а во-вторых, является гарантией того, что инструментарий будет в целом отвечать всем необходимым требованиям, предъявляемым к методическим документам, в частности, надежности измерения. В данном случае инструментарий будет являться окончательным методическим документом подготовительного этапа ОСИ.

Социологическое исследование: понятие, виды, этапы


Введение

Заключение

Введение


В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т.д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в местные Советы депутатов Республики Беларусь двадцать седьмого созыва. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием.

Так же немало важную роль в выборе этой темы сыграло то, что я учусь в Белорусском государственном университете культуры и искусств, работаю педагогом в детской школе искусств. В первом случае знания, полученные в процессе написания данной контрольной работы, мне помогут в дальнейшем правильно оформлять экспериментально-практическую часть курсовых (дипломного) исследований. А во втором случае - социологическое исследование поможет мне выявить те или иные причины какой-либо проблемы, возникающей в процессе взаимодействия с группой учащихся.

социологическое исследование этап вид

§ 1. Понятие социологического исследования


На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социологии не только в среде профессионалов - экономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Нередко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается прикладными социологическими разработками, изучением электоральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпринимательских кругов, политических движений и партий, отдельные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат.

Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, который называется социологией. Социология в своей сущности является наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения людей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а потому к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее .

По мнению Бабосова Е.М.: "социология - это наука об особенностях, функциях и закономерностях становления, развития и взаимосвязи различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях". 1

Термин социология состоит из сочленения двух слов: латинского soci (etas) - общество и греческого logos - наука, знания, означая буквально "наука об обществе". Именно в таком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии французский философ - позитивист Огюст Конт . Огюст Конт обосновал необходимость проверки социологической теории об обществе как целом совокупностью эмпирических данных, получаемых с помощью общенаучных методов: наблюдение; эксперимент; сравнение; исторический подход .

Подготовка социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инструментарии сбора информации, сформировать исследовательскую группу. Цель любого социологического исследования - анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества .

Выступая в качестве самостоятельной науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования. Что же такое объект исследования социологии?

Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. В отличие от явлений и процессов физического мира, которые бывают абсолютно объективными, процессы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъективный характер, в них объект и субъект действия связаны неразрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объекта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей - индивидов и их групп .

Предмет внимания социологов должен отличаться ярко выраженной актуальностью, т.е. быть востребован жизнью; социолог призван помогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел, базу для удовлетворения потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня .

И если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело обстоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности. Выделение предмета исследования путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружающего мир. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени .

Социологическое исследование , по мнению большинства серьезных специалистов-социологов, - это система логически, последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Первенство в любом социологическом исследовании отдается методологии .

В научной литературе понятие "методологии" имеет довольно много определений. Одно из наиболее авторитетных научных изданий "Энциклопедический социологический словарь" определяет методологию социологического исследования как составную часть и особую область социологического познания, имеющую своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований 2.

Начинающие социологи часто путают объект и предмет исследования, хотя это далеко не одно и то же. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме. Предмет исследований - это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога .

Т.е., по Бабосову Е.М. - предметом социологии является, прежде всего, изучение людей, каждый из которых представляет совершенно уникальное социальное существо и вследствие этого становится неповторимой, своеобразной личностью, обладающей только ей при сущими социальными качествами - сознанием, волей, навыками, умениями, профессией и т.п. .

Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. . Социальная общность выступает основным связующим звеном между двумя полюсами предметной области социологии - личностью и обществом .


§ 2. Виды социологического исследования


Существуют различные виды социологических исследований, которые значительным образом отличаются по целям, задачам, сложности и масштабу, методам сбора и анализа информации .

Эмпирическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

Специалисты считают, что единой схемы социологического исследования, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий. В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследования .

По глубине анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек .

Этот вид исследования может использоваться либо как предварительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора "прикидочных" сведений об объекте изучения. Такая потребность возникает особенно тогда, когда предмет социологического исследования относится к разряду малоизученных или вообще неизученных. В частности, разведывательное исследование успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и коррекции гипотез и задач, методического инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широко масштабном описательном или аналитическом исследованиях, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе их проведения .

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту, профессии) дает возможность оценить, сравнить интересующие характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации .

Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей - главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т.д. .

Если в ходе описательного исследования устанавливается наличие (отсутствие) связи между теми или иными параметрами изучаемого социального явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер .

Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно богаче, разнообразнее не только разведывательного, но и описательного исследования .

Самостоятельным видом социологического исследования является социальный эксперимент, когда создаются особые (экспериментальные) ситуации, условия функционирования изучаемого объекта. Оттого, как составлена и реализована программа социологического исследования, в значительной степени зависит его успех или неудача .

Так же социологическое исследование различают по:

üприменяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

üПо цели исследования - изучается статика или динамика явления - выделяют еще два вида социологического исследования: точечное и повторное.

üПо объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на сплошные и выборочные.

По месту проведения в социологии и антропологии выделяют полевые (естественные), а в социальной психологии как полевые, так и лабораторные исследования .

Существуют и специальные виды социологических исследований, в том числе монографическое, нацеленное на глубокое, интенсивное, всеобъемлющее изучение избранного социального явления (процесса) на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. С конца ХХ - начала ХХI в. проводятся кросскультурные исследования, основанные на сравнении явлений (процессов) в разных странах мира .


§ 3. Этапы социологического исследования


Прежде чем приступать к социологическому исследованию, необходимо подготовить его и основательно продумать логику исследования, разработать теоретическую основу, выбрать методику, определить организационно-техническую сторону, материальное обеспечение исследования. Обычно социологи выделяют два этапа в социологическом исследовании - подготовительный и исследовательский. .

Социологическое исследование - это процесс познания, в котором проявляются два уровня социологического знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социологическое исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.п. Это первый его этап .

Это этап разработки теоретической концепции и программы данного исследования как составной части перспективной программы (если таковая имеется) или же составление перспективной программы с детальной проработкой первой фазы ее осуществления.

В программе данного отдельного исследования, предусматривается и отработка всех полевых инструментов, включая пробу методик и генеральный пилотаж всех процедур. На реализацию этой стадии разумно затратить до 1/3 всего времени, отведенного на исследование .

Второй этап - сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения - записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.п. . По мнению Ядова В.А. на полевой период, т.е. времени на сбор первичных данных, их подготовку для ввода в компьютер необходимо затратить примерно 20% отведенного времени .

Третий этап - подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ. На период обработки и анализа данных, включая промежуточные научные отчеты по итогам предварительного анализа, затрачивается около 40% времени на все исследование .

И наконец, заключительный, четвертый этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления . На это затрачивается, по Ядову В.А., примерно 10% времени .

Заключение


Хорошо известно, что для того, чтобы получить вразумительный ответ, нужно четко и правильно поставить вопрос. Любое исследование начинается с формулировки проблемы, предваряемой описанием ситуации, эту проблему породившей .

Конкретные социологические исследования являются важной составной частью процесса социологического познания. Конкретные социологические исследования - это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем. Подготовка социологического исследования - сложный процесс. Начинать исследование надо с теоретической подготовки. Для этого необходимо знать сущность понятий и терминов, которые употребляются в процессе социологического исследования .

Основываясь на изученном научно-философском учебно-методическом материале, можно сделать вывод, что эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки его программы, удачного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез. В противном случае социологическое исследование не может привести к ожидаемым теоретическим выводам, эффективным практическим рекомендациям и часто не оправдывает значительных материальных затрат .

В заключение можно сделать вывод, что социологическое исследование является инструментом для получения достоверных данных об изучаемом явлении для последующего их использования в практике социального управления. Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить и поэтому именно она и рассматривалась в данной контрольной работе.

Список использованной литературы


1.Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Минск.: ТетраСистемс, 2004. - 640 с.

2.Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Прикладная социология. Методология и методы / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М., 2012. - 404 с.

.Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2004. - 768 с.

.Ковалевская, Е.В. Социология: учеб. пособие для вузов / Е.В. Ковалевская. - М.: МЭСИ, 2004. - 164 с.

.Общая социология. Хрестоматия / сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 783 с.

.Социология. Основы общей теории / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Норма, 2003. - 912 с.

.Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под общ. ред. проф.В.Н. Лавриненко. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

8.Тезаурус социологии. Методология и методы социологических исследований / под ред.Ж.Т. Тощенко. - М., 2013. - Кн.2. - 415 с.

.Токарева, Е.М. Социология: конспект лекций. - М.: МИЭМИ, 2005. - 70 с.

.Чеснокова, В.Ф. Язык социологии. Курс лекций / В.Ф. Чеснокова. - М.: ОГИ, 2010. - 544 с.

.Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. - М.: Академкнига, Добросвет, 5 - 596 с.

Сноски


1 Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Минск.: ТетраСистемс, 2004. - С. 13

2 Энциклопедический социологический словарь /Под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипом. - М., 1995. - С. 392.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Социологическое исследование - это своеобразная система организационно-технических процедур, благодаря которым можно получить научные знания о социальных явлениях. Это система теоретических и эмпирических процедур, которые собраны в методы социологического исследования.

Виды исследований

Прежде чем приступить к рассмотрению основных методов социологического исследования, стоит изучить их разновидности. В делятся на три большие группы: по целям, по продолжительности и глубине анализа.

По целям социологические исследования делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные определяют и изучают социальные тенденции и закономерности общественного развития. Результаты этих исследований помогают решать сложные проблемы. В свою очередь, прикладные изучают конкретные объекты и занимаются решением определенных проблем, что не носят глобального характера.

Все методы социологического исследования отличаются друг от друга своей продолжительностью. Так, существуют:

  • Долгосрочные исследования, которые длятся более 3 лет.
  • Среднесрочные сроком действия от полугода до 3 лет.
  • Краткосрочные длятся от 2 до 6 месяцев.
  • Экспресс-исследования проводятся очень быстро - от 1 недели до 2 месяцев максимум.

Также исследования отличаются своей глубиной, делясь при этом на поисковые, описательные и аналитические.

Поисковые исследования считаются самыми простыми, их применяют, когда предмет исследования еще не изучен. Они имеют упрощенный инструментарий и программу, чаще всего используются в предварительных этапах более масштабных исследований, чтобы поставить ориентиры, о чем и где именно собирать информацию.

Благодаря описательным исследованиям ученые получают целостное представление об изучаемых явлениях. Их проводят, основываясь на полной программе выбранного метода социологического исследования, используя детально разработанный инструментарий и большое количество людей для проведения опросов.

Аналитические исследования описывают социальные явления и причины их возникновения.

О методологии и методах

В справочниках часто встречается такое понятие, как методология и методы социологического исследования. Для тех, кто далек от науки, стоит объяснить одну принципиальную разницу между ними. Методами называют способы использования организационно-технических процедур, предназначенных для сбора социологической информации. Методология - это совокупность всех возможных методов исследований. Таким образом, методология и методы социологического исследования можно считать смежными понятиями, но никак не идентичными.

Все методы, которые известны в социологии, можно разделить на две большие группы: методы, которые предназначены для сбора дынных, и те, что отвечают за их обработку.

В свою очередь, методы социологических исследований, отвечающие за сбор данных, делятся на количественные и качественные. Качественные методы помогают ученому понять суть произошедшего явления, а количественные показывают, насколько массово оно распространилось.

К семейству количественных методов социологического исследования относят:

  • Соцопрос.
  • Контент-анализ документов.
  • Интервью.
  • Наблюдение.
  • Эксперимент.

Качественные методы социологического исследования - это фокус-группы, кейс-стади. Также сюда можно отнести неструктурированные интервью и этнографические исследования.

Что касается методов анализа социологических исследований, то к ним относятся всевозможные статистические методы, такие как ранжирование или шкалирование. Чтобы иметь возможность применять статистику, социологи используют специальное программное обеспечение, например ОСА или SPSS.

Соцопрос

Первым и основным методом социологического исследования считается социальный опрос. Опрос - это метод сбора информации об исследуемом объекте во время проведения анкетирования или интервью.

С помощью соцопроса можно получить информацию, которую не всегда отображают в документальных источниках или невозможно заметить во время эксперимента. К проведению опроса прибегают в том случае, когда нужным и единственным источником информации является человек. Вербальная информация, полученная благодаря этому методу, считается более надежной, чем любая другая. Ее легче анализировать и превращать в количественные показатели.

Еще одно достоинство этого метода состоит в том, что он универсален. Во время опроса интервьюер регистрирует мотивы и результаты деятельности индивида. Это позволяет получить ту информацию, которую не способен дать ни один из методов социологических исследований. В социологии большое значение имеет такое понятие, как надежность информации - это когда респондент дает одни и те же ответы на одинаковые вопросы. Однако при разных обстоятельствах человек может отвечать по-разному, поэтому большое значение имеет то, как интервьюер умеет учитывать все условия и влиять на них. Необходимо поддерживать в стабильном состоянии как можно больше факторов, влияющих на надежность.

Каждый начинается фазой адаптации, когда респондент получает определенную мотивацию к ответам. Эта фаза состоит из приветствия и нескольких первых вопросов. Предварительно респонденту объясняют содержание опросника, его цель и правила заполнения. Второй этап - достижение поставленной цели, то есть сбор основной информации. В процессе опроса, особенно если анкета очень длинная, интерес респондента к поставленному заданию может угаснуть. Поэтому в опроснике часто используют вопросы, содержание которых интересно для испытуемого, но может быть абсолютно бесполезным для исследования.

Последний этап соцопроса - завершение работы. В конце анкеты обычно пишут легкие вопросы, чаще всего эту роль играет демографическая карта. Такой способ помогает снять напряжение, и респондент более лояльно отнесется к интервьюеру. Ведь, как показывает практика, если не учитывать состояние испытуемого, то основная часть респондентов отказывается отвечать на вопросы уже на половине опросника.

Контент-анализ документов

Также к социологическим методам исследования относится анализ документов. По популярности эта техника уступает разве что соцопросам, но в отдельных направлениях исследования именно контент-анализ считается основным.

Контент-анализ документов широко распространен в социологии политики, права, гражданских движений и т.д. Очень часто, исследуя документы, ученые выводят новые гипотезы, которые позже проверяют методом опроса.

Документ - это средство, позволяющее заверить информацию относительно фактов, событий или явлений объективной реальности. При использовании документов стоит учитывать опыт и традиции конкретной области, а также сродных гуманитарных наук. Во время анализа стоит критически относиться к информации, это поможет правильно оценить ее объективность.

Документы классифицируют по разным признакам. В зависимости от способов фиксации информации их делят на письменные, фонетические, иконографические. Если брать во внимание авторство, то документы бывают официальными и личного происхождения. Также на создание документов влияют мотивы. Так, выделяют спровоцированные и неспровоцированные материалы.

Контент-анализ - это точное исследование содержания текстового массива с целью определения или измерения социальных тенденций, описанных в этих массивах. Это специфический метод научно-познавательной деятельности и социологического исследования. Его лучше всего использовать при наличии большого объема несистематизированного материала; если текст невозможно исследовать без суммарных оценок или когда нужен высокий уровень точности.

Например, литературоведы очень долго пытались установить, какой из финалов «Русалки» принадлежит Пушкину. При помощи контент-анализа и специальных вычислительных программ удалось установить, что только один из них принадлежит автору. Этот вывод ученые сделали, основывая свое мнение на том, что у каждого писателя есть свой стиль. Так называемый частотный словарь, то есть специфическое повторение различных слов. Составив словарь писателя и сравнив его с частотным словарем всех возможных вариантов окончания, выяснили, что именно первоначальный вариант «Русалки» является идентичным частотному словарю Пушкина.

Главное в контент-анализе - правильно определить семантические единицы. Ими могут выступать слова, словосочетания и предложения. Анализируя таким образом документы, социолог может легко понять основные тенденции, изменения и спрогнозировать дальнейшее развитие в определенном социальном сегменте.

Интервью

Еще одним методом социологического исследования является интервью. Под ним подразумевается личное общение социолога и респондента. Интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы. Интервью может быть прямым, то есть лицом к лицу, или опосредованным, например по телефону, почте, в режиме онлайн и т.д.

По степени свободы интервью бывают:

  • Формализованными. В этом случае социолог всегда четко следует программе исследования. В методах социологических исследований этот способ часто используют при опосредованных опросах.
  • Полуформализованными. Здесь порядок вопросов и их формулировка могут меняться в зависимости от того, как проходит беседа.
  • Неформализованными. Интервью можно проводить без опросников, в зависимости от хода разговора социолог сам выбирает вопросы. Этот метод используют при пилотажном или экспертном интервью, когда не нужно сравнивать результаты проведенной работы.

В зависимости от того, кто является носителем информации, опросы бывают:

  • Массовыми. Здесь основными источниками информации выступают представители различных социальных групп.
  • Специализированными. Когда опрашиваются только лица, сведущие в том или ином опросе, что позволяет получить вполне авторитетные ответы. Этот опрос очень часто носит название экспертного интервью.

Если говорить кратко, метод социологического исследования (в конкретном случае - интервью) - это очень гибкий инструмент сбора первичной информации. Интервью незаменимы, если нужно изучить явления, которые невозможно наблюдать со стороны.

Наблюдение в социологии

Это метод целенаправленного фиксирования информации об объекте восприятия. В социологии различают научное и обыденное наблюдение. Характерные черты научного исследования - целеустремленность и планомерность. Научное наблюдение подчинено определенным целям и проводится по заранее подготовленному плану. Исследователь регистрирует результаты наблюдения и контролирует их устойчивость. Существует три основных особенности наблюдения:

  1. Метод социологического исследования предполагает, что познание социальной действительности тесно связано с личностными предпочтениями ученого и его ценностными ориентациями.
  2. Социолог эмоционально воспринимает объект наблюдения.
  3. Сложно повторить наблюдение, так как объекты всегда подвержены воздействию различных факторов, которые их меняют.

Таким образом, при наблюдении социолог сталкивается с рядом трудностей субъективного характера, поскольку истолковывает увиденное через призму своих суждений. Что касается объективных проблем, то здесь можно сказать следующее: не все социальные факты можно наблюдать, все наблюдаемые процессы ограниченны во времени. Поэтому этот метод используют как дополнительный для сбора социологической информации. Наблюдение используют, если нужно углубить свои знания или когда другими методами невозможно получить необходимую информацию.

Программа наблюдения состоит из таких этапов:

  1. Определение цели и задач.
  2. Выбор вида наблюдения, который максимально точно отвечает поставленным задачам.
  3. Выявление объекта и предмета.
  4. Выбор способа фиксации данных.
  5. Интерпретация полученной информации.

Виды наблюдения

Каждый конкретный метод социологического наблюдения классифицируется по различным признакам. Метод наблюдения не является исключением. По степени формализации его делят на структуализированные и не структуализированные. То есть те, которые проводятся по заранее продуманному плану и спонтанно, когда известен только объект наблюдения.

По положению наблюдателя подобного рода эксперименты бывают включенными и не включенными. В первом случае социолог принимает непосредственное участие в изучаемом объекте. Например, контактирует с субъектом или участвует с исследуемыми субъектами в одной деятельности. При не включенном наблюдении ученый просто смотрит за тем, как развиваются события, и фиксирует их. По месту проведения и условиям наблюдения бывают полевыми и лабораторными. Для лабораторных специально подбирают кандидатов и разыгрывают какую-то ситуацию, а в полевых условиях социолог просто следит, как поступают индивиды в естественной для них среде. Также наблюдения бывают систематическими, когда проводятся неоднократно с целью измерения динамики изменений, и случайными (то есть одноразовыми).

Эксперимент

Для методов социологического исследования сбор первичной информации играет первостепенную роль. Но не всегда можно наблюдать определенное явление или найти респондентов, побывавших в конкретных социальных условиях. Поэтому социологи начинают проводить эксперименты. Этот специфический метод базируется на том, что исследователь и испытуемый взаимодействуют в искусственно созданной обстановке.

Эксперимент применяют, когда нужно проверить гипотезы относительно причин возникновения определенных социальных явлений. Исследователи сравнивают два явления, где в одном присутствует гипотетическая причина возникновения изменения, а во втором - отсутствует. Если под влиянием определенных факторов субъект исследования поступает так, как было ранее спрогнозировано, то гипотеза считается доказанной.

Эксперименты бывают исследовательскими и подтверждающими. Исследовательские помогают определить причину возникновения тех или иных явлений, а подтверждающие устанавливают, насколько эти причины истинные.

Прежде чем проводить эксперимент, социолог должен располагать всей необходимой информацией о проблеме исследования. Сначала нужно сформулировать проблему и определить ключевые понятия. Дальше обозначить переменные, в частности внешние, что могут существенно повлиять на ход эксперимента. Особое внимание нужно уделить отбору испытуемых. То есть учитывать характеристики генеральной совокупности, моделируя ее в уменьшенном формате. Экспериментальные и контрольные подгруппы должны быть эквивалентными.

В ходе проведения эксперимента исследователь оказывает непосредственное влияние на экспериментальную подгруппу, в то время как на контрольную не оказывается какое-либо воздействие. Полученные различия и являются независимыми переменными, из которых впоследствии выводятся новые гипотезы.

Фокус-группа

Среди качественных методов социологического исследования фокус-группы уже давно стоят на первом месте. Этот способ получения информации помогает получить достоверные данные, не требуя при этом длительной подготовки и существенных временных затрат.

Чтобы провести исследование, необходимо отобрать от 8 до 12 человек, что ранее не были знакомы друг с другом, и назначить модератора, того, кто будет вести диалог с присутствующими. Все участники исследования должны быть хорошо знакомы с проблемой изучения.

Фокус-группа представляет собой обсуждение конкретной социальной проблемы, товара, явления и т.д. Основная задача модератора - не дать беседе сойти на нет. Он должен стимулировать участников к высказыванию своего мнения. Для этого он задает наводящие вопросы, приводит цитаты или показывает видеоролики, прося их прокомментировать. При этом каждый из участников должен высказать свое мнение, не повторяя уже прозвучавшие реплики.

Вся процедура длится примерно 1-2 часа, фиксируется на видео, и уже после того, как участники уйдут, полученный материал пересматривают, собирают данные и интерпретируют их.

Кейс-стади

Метод №2 социологического исследования в современной науке - это кейсы, или частные случаи. Он возник в Чикагской школе в начале ХХ века. В дословном переводе с английского case study значит "анализ случая". Это разновидность исследования, где объектом выступает конкретное явление, случай или историческая личность. Исследователи уделяют им пристальное внимание, чтобы иметь возможность в будущем прогнозировать процессы, которые могут протекать в обществе.

В этом методе выделяют три основных подхода:

  1. Номотетический. Единичное явление сводится к общему, исследователь сравнивает случившееся с нормой и заключает, насколько вероятно массовое распространение этого явления.
  2. Идеографический. Единичное считается уникальным, так называемым исключением из правил, которое не может повториться ни в одной социальной среде.
  3. Интегрированный. Суть этого метода состоит в том, что во время анализа явление рассматривают как уникальное и как общее, это помогает найти черты закономерности.

Этнографические исследования

Немалую роль в изучении общества играют этнографические исследования. Основной принцип - естественность сбора данных. Суть метода простая: чем ближе к повседневной жизни будет ситуация исследования, тем реальнее результаты получатся после сбора материалов.

Задача исследователей, которые работают с этнографическими данными, - детально описать поведение индивидов в определенных условиях и придать им смысловую нагрузку.

Этнографический метод представлен неким рефлексирующим подходом, в центре которого находится сам исследователь. Он изучает материалы, которые являются неформальными и контекстуальными. Это могут быть дневники, заметки, рассказы, газетные вырезки и т.д. На их основе социолог должен создать детальное описание жизненного мира изучаемой общественности. Такой способ социологических исследований позволяет получить из теоретических данных, ранее не принятых во внимание, новые идеи для исследований.

От проблемы изучения зависит, какой метод социологического исследования выберет ученый, но, если такого не найдется, можно создать новый. Социология - это молодая наука, что все еще продолжает развиваться. С каждым годом появляются все новые и новые методы изучения общества, которые позволяют прогнозировать его дальнейшее развитие и, как результат, предотвращать неизбежное.

Разработка теоретико-методологической части программы исследования начинается с постановки проблемы. Она задает тон всему процессу работы социолога.

Проблема, объект и предмет исследования.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация – это реально существующие в социальной действительности противоречие способы разрешения которого в настоящее время не ясны или неизвестны.

Проблемная ситуация- состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирова­ния потребностям дальнейшего развития.

Четкая формулировка проблемной ситуации на 60-70 % предопределяет конечный успех.

Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между обще­ственной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, препятствующими такой активизации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного со­циологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в общественном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает требование отделить известное от неизвестного, уже решенные проблемы, не требующие специального анализа, от тех, которые нуждаются во вполне опре­деленных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания, способного в случае его практического применения привести в качестве результата к разрешению проблем­ной ситуации.

Проблема - форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызываю­щие проблемную ситуацию, с другой - указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнани­ем средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выра­жение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

Проблемы порождаются социальной действитель­ностью или развивающимся знанием и сознательно формулируются социологом в форме ясных вопросов,на решение которых направлена вся познавательная деятельность в социологическом исследовании.

Проблема же, стоящая перед разработчиками программы кон­кретного социологического исследования, - это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок. Например, вопрос: каковы причины низкой экономиче­ской активности определенных групп населения (рабочих, служа­щих и др.) в современных социально-экономических условиях? Ус­тановка: найти возможности, способы и пути активизации экономи­ческого поведения работающих и других групп населения.

Пример проблемы: проблемы формирования активной личности и факторы этого не допускающие.

В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию (и реальное про­тиворечие, определяющее ее) и в то же время не давать чрезмер­но широких и абстрактных определений. Первоначальная пробле­ма, которая чаще всего именно абстрактна, по ходу исследования постоянно сужается и к моменту выхода в «поле» приобретает чет­кий, завершенный вид. Целесообразно несколько раз возвращаться к формулировке проблемы. Если проблема не «урезана» до необ­ходимых размеров, всегда остается опасность, что социолог будет искать ответ не на одну, а на множество проблем, и стало быть, как следует не решит ни одной.

Чаще всего социологи не придают особого значения правиль­ному выбору проблемы исследования, полагаясь на интуицию и здравый смысл. Проблема в научном смысле слова не отличается от обыденного ее употребления. Выражение «проблема текучести кадров» или «проблема женского пола» суть не про­блемы в принятом выше значении, а темы (греч. thema - воп­рос для обсуждения, предмет разговора). В марке­тинговом исследовании заказчик определяет тему, но не про­блему исследования. Умение превращать тему исследования в проблему исследования - особое искусство, требующее квали­фикации и опыта.

В прикладном исследовании, которое проводится по инициа­тиве заказчика, в виде проблемной ситуации формулируется этот самый социальный заказ. Он представляет собой указание на ка­кое-либо социальное противоречие либо на неудовлетворительное положение дел.

Социологу нужно «перевести» проблемную ситуацию в форму­лировку проблемы. Это означает, что он должен проделать ана­лиз проблемной ситуации - специальную аналитическую работу, включающую решение следующих задач.

На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам пред­шествующих социологических исследований собственной и дру­гих социологических служб, анализу экономического, техничес­кого и организационного контекста проблемы, опросу экспертов. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных уровнях уп­равления.

Можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.

В гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация – это знание о незнании, несоответствии или противоречии между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.

Предметная сторона проблемы социологического исследования - это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддает­ся убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов.

С одной стороны, последние уг­рожают стабильности, но одновременно являются глав­ным фактором социальных изменений и потому осо­бенно заслуживают внимания.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны.

В простейшем слу­чае - это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно ис­пользовать уже имеющееся знание для уяснения и воз­можного регулирования социальных процессов. В дру­гих случаях это обнаружение таких процессов и явле­ний, природа которых теоретически необъяснима, а сле­довательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со сто­роны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не дос­тигли того уровня, на котором она становится очевидной. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтере­сованность и готовность к практическим преобразова­ниям каких-то общественных сил, организаций, движе­ний... Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в исследовании.

Классификация проблем:

Гносеологические (недостатки познавательной информации)

Предметные (реальные социальные противоречия)

По носителю (стратификационные, демогра­фические, семейные и т. д.)

По масштабам (глобальные, региональные)

По времени (кратко-, средне-, дальнесрочные)

По глубине (одноплановые, комплексные, сис­темные).

В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуа­ции и формулировку (разработку) проблемы.

А. Осмысление проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это реально существу­ющее в социальной действительности противоре­чие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социолог фиксирует противоречие между зна­нием и незнанием: несоответствие наличных тео­ретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получе­нии нового знания, поиске еще не известного ре­зультата для разрешения проблемной ситуации.

1) Перевести интуитивно улавливаемые проти­воречия на язык точного описания, отделить из­вестное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анали­за от тех, которые действительно требуют опреде­ленных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).

Предварительный анализ проблемной ситуации:

а) внешние наблюдения;

б) свободные интервью с участниками проблем­ной ситуации;

в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследований;

г) свободные интервью с экспертами.

    Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания.

    Очертить в проблемной ситуации основные для социологического исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные.

    Определить тип проблемной ситуации (доми­нирующую направленность):

Теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере;

Практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.

Б. Формулировка проблемы.

Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации.

1) Проблема формулируется в виде ясных во­просов или установок.

Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений?

Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов.

    Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, и адекватно отражающих содержа­ние вопроса (установки).

    Решаемая проблема обязательно предполага­ет изучение ближайших и отдаленных возможнос­тей ее решения. Наличие альтернативы обусловли­вает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в свою очередь, определяет необхо­димость строгих организаций, уточнений проблему путем:

а) выделения объекта и предмета исследования;

б) постановки целей и задач исследования;

в) предположения (гипотез), вариантов реше­ния поставленной проблемы.

В своей совокупности данные процедуры про­граммы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.

Степень сложности научно-познавательной пробле­мы зависит:

    от соотносительной сложности объекта исследования и достигнутых о нем знаний;

    от уровня зрелости общественной потребности в прояснении ситуа­ции и разрешении социальных противоречий;

    от со­стояния научного и практического знания в соответству­ющей области.

Обычно исследователь начинает с некото­рой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных форму­лировок, т. е. конкретизирует проблему.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

    возможно более точное разграничение между "проблематичным", т. е. искомым, неизвестным, и "не­проблематичным" как данным и известным;

    отчетливое отделение друг от друга существенно­го и несущественного в отношении общей проблемы;

    расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач иссле­дования).

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования.

Объект социоло­гического исследования - это то, на что направлен, процесс познания (со­циальный процесс, область социальной действи­тельности, или какие-либо социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию).

Требования, предъявляемые к объекту :

1 должен характеризоваться четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая и т. д.);

2 должен характеризовать определенной временной ограниченностью

3 должен характеризоваться возможностями его количественных измерений.

Помимо объекта выделяется также предмет изучения.

Предмет исследования - наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особен­ности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект - то, что содержит социальную про­блему, постольку предмет - это те его свойства и сторо­ны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организа­ций, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта.

Необходимо подчеркнуть, что, во-первых, одному и тому же объекту социологического исследования может соответствовать несколько различных предметов, т. е. предмет исследования очерчивает границы познания изучаемого объекта. Во-вторых, объект и предмет социологического исследования могут совпадать, когда социолог поставил задачу познать всю совокупность эмпирических закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. В-третьих, предмет социологического исследования имеет сложную структуру. В-четвертых, следует помнить, что правильный выбор предмета конкретного социологического исследования определяется четкой постановкой проблемы, формулировкой цели и задач исследования и системным анализом объекта.

Определение объекта и предмета, которое так ясно и понятно в теории, на практике значительно труднее. В реальном социологическом исследовании определить его объект и предмет иногда бывает очень трудно.

Рассмотрим для примера, как формулируются проблемы, объект и предмет исследования выбора профессии выпускни­ками средней школы.

Проблема этого исследо­вания, проводившегося под руководством В. Н. Шубкина, - противоречие между равными правами в выборе профессии и фактическим неравенством возможностей разных соци­альных групп в реализации этих прав.

Объект исследова­ния - выпускники школ и их родители в момент выбора пер­вой трудовой профессии и трудоустройства выпускников.

В этом объекте и содержится противоречие.

Предмет изуче­ния - соотношение между планами о выборе профессии и их реализацией на практике.

К предмету относится также выяв­ление обусловленности жизненных планов социально-профес­сиональный статусом родительской семьи, своеобразием жизненных обстоятельств в данном регионе, личностными осо­бенностями выпускников.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предполо­жением о возможности обнаружить в нем закономер­ность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса - источник выдвижения рабочих гипотез.

Итак, формулировка проблемы и отсюда - выделе­ние объекта и предмета исследования - первый шаг в разработке программы.

Выбор предмета исследования:

1) Ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы.

2) Очерчивают границы (рамки) предпринимае­мого исследовательского поиска.

Определение объекта и предмета является необ­ходимым условием целевой ориентации и концентрализации исследовательского процесса.

Поделиться: