Политическая экономия как наука возникла в. Что означает термин «политическая экономия»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ - от-расль зна-ния, по-ло-жив-шая на-ча-ло фор-ми-ро-ва-нию сис-те-мы эко-но-ми-че-ских на-ук.

Воз-ник-но-ве-ние по-ли-ти-че-ской эко-но-мии.

Со-че-та-ние «Политическая экономия» впер-вые поя-ви-лось в за-гла-вии кни-ги А. Мон-креть-е-на «Трак-тат по-ли-ти-че-ской эко-но-мии» (1615) и под-ра-зу-ме-ва-ло рас-ши-ре-ние ана-ли-за долж-но-го по-ряд-ка с об-лас-ти до-мо-хо-зяй-ст-ва (oikonomia) на об-ласть хо-зяй-ст-ва в пре-де-лах государственного це-ло-го. В ли-те-ра-ту-ре мер-кан-ти-лиз-ма гос-под-ство-ва-ло по-ни-ма-ние политической экономии как на-бо-ра пред-пи-са-ний для пра-ви-тельственного вме-ша-тель-ст-ва в це-лях до-сти-же-ния бла-го-при-ят-но-го тор-го-во-го ба-лан-са и уве-ли-че-ния до-хо-дов каз-ны при от-сут-ст-вии во вла-де-ни-ях мо-нар-ха руд-ни-ков бла-го-род-ных ме-тал-лов. Но по-сте-пен-но ста-ло про-би-вать-ся иное по-ни-ма-ние политической экономии: изу-че-ние «ес-те-ст-вен-ных за-ко-нов», не-об-хо-ди-мых для точ-ных су-ж-де-ний о сра-в-ни-тель-ной мо-щи национальных го-су-дарств (у У. Пет-ти); ис-сле-до-ва-ние эко-но-мической взаи-мо-за-ви-си-мо-сти различных со-ци-аль-ных сло-ёв об-щест-ва (у П. Буа-гиль-бе-ра, Р. Кан-тиль-о-на). Пер-вое сис-те-ма-тическое «Ис-сле-до-ва-ние прин-ци-пов по-ли-ти-че-ской эко-но-мии» (1767) бы-ло на-пи-са-но шотландским ав-то-ром Дж. Стю-ар-том; он сфор-му-ли-ро-вал за-да-чи политической экономии: «обес-пе-чить оп-ре-де-лён-ный фонд средств су-ще-ст-во-ва-ния для всех жи-те-лей, пре-дот-вра-тить вся-кий риск воз-ник-но-ве-ния не-дос-тат-ка этих средств, обес-пе-чить все бла-га, не-об-хо-ди-мые для удов-ле-тво-ре-ния по-треб-но-стей об-ще-ст-ва, и дать за-ня-тость всем жи-те-лям».

Под воз-дей-ст-ви-ем фи-ло-со-фии Про-све-ще-ния в Ев-ро-пе сло-жи-лось пред-став-ле-ние об об-щественном хо-зяй-ст-ве как о ес-тественном по-ряд-ке, в за-ко-ны ко-то-ро-го пра-ви-тель-ст-во не долж-но вме-ши-вать-ся (французская шко-ла фи-зио-кра-тов), и об ин-ди-ви-де, пре-сле-дую-щем в хо-зяйственной дея-тель-но-сти чис-то эгои-стические ин-те-ре-сы собственной поль-зы («Раз-мыш-ле-ния о по-ли-ти-че-ской эко-но-мии» итальянского фи-ло-со-фа П. Вер-ри, 1771 год). Эти пред-став-ле-ния сде-лал гос-под-ствую-щи-ми А. Смит («Ис-сле-до-ва-ние о при-ро-де и при-чи-нах бо-гат-ст-ва на-ро-дов», 1776 год). Ран-нюю ис-то-рию политической экономии он схе-ма-ти-зи-ро-вал как по-сле-до-ва-тель-ность трёх «сис-тем»: «мер-кан-тиль-ной» (её ти-пич-ны-ми вы-ра-зи-те-ля-ми Смит на-звал Т. Ма-на и Ж.Б. Коль-бе-ра, иг-но-ри-руя Мон-креть-е-на и Стю-ар-та), фи-зио-кра-ти-че-ской и сис-те-мы са-мо-го Сми-та. Трак-тат Сми-та по-лу-чил об-ще-ев-ро-пей-ское при-зна-ние как «ру-ко-во-дство в со-зер-ца-нии го-су-дар-ст-вен-ных сил» (по сло-вам Н.П. Ру-мян-це-ва) и на-ча-ло «на-уч-ной», или «клас-си-че-ской», политической экономии. С её влия-ни-ем со-еди-ни-лось влия-ние ути-ли-та-ри-ст-ской фи-ло-со-фии И. Бен-та-ма, про-вед-ше-го раз-ли-чие ме-ж-ду политической экономией как нау-кой и как ис-кус-ст-вом эко-но-мической по-ли-ти-ки.

С началом XIX века в Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции, всту-пив-ших в по-ло-су про-мыш-лен-ной ре-во-лю-ции, про-изош-ло ото-жде-ст-в-ле-ние клас-си-че-ской по-ли-ти-че-ской эко-но-мии с док-три-ной не-вме-ша-тель-ст-ва государственной вла-сти в дея-тель-ность пред-при-ни-ма-те-лей, то есть по-ли-ти-кой эко-но-мического ли-бе-ра-лиз-ма, под ло-зун-гом «laissez faire» (пол-ное не-вме-ша-тель-ст-во). Круп-ней-шим тео-ре-ти-ком эко-но-мического ли-бе-ра-лиз-ма, тре-бо-вав-шим сня-тия всех пре-град с на-ко-п-ле-ния ка-пи-та-ла, стал Д. Ри-кар-до. Главным по-пу-ля-ри-за-то-ром был Ж.Б. Сэй, его учеб-ни-ки да-ли ос-но-ву для по-строения кур-сов политической экономии в сло-жив-шей-ся в 1-й половине XIX века об-ще-евро-пей-ской струк-ту-ре уни-вер-си-тет-ско-го пре-по-да-ва-ния.

Рас-хо-ж-де-ние школ по-ли-ти-че-ской эко-но-мии.

Ж.Б. Сэй оп-ре-де-лял политическую экономию как нау-ку о «ес-те-ст-вен-ных», уни-вер-саль-ных во вре-ме-ни и про-стран-ст-ве, за-ко-нах про-из-вод-ст-ва, рас-пре-де-ле-ния и по-треб-ле-ния бо-гатств; Д. Ри-кар-до вы-дви-гал на пер-вый план сре-ди за-дач политической экономии ис-сле-до-ва-ние про-пор-ций в рас-пре-де-ле-нии об-щественного до-хо-да ме-ж-ду тре-мя главными клас-са-ми об-ще-ст-ва в фор-ме за-ра-бот-ной пла-ты, при-бы-ли и рен-ты. А. Сми-ту не уда-лось дать не-про-ти-во-ре-чи-вое оп-ре-де-ле-ние объ-ек-тив-ной ос-но-вы ме-но-вой цен-но-сти («ес-те-ст-вен-ной це-ны»); раз-ли-чие ин-тер-пре-та-ций при-ве-ло Ри-кар-до к тру-до-вой тео-рии цен-но-сти, а Сэя - к тео-рии трёх фак-то-ров про-из-вод-ст-ва. Но оба они со-гла-си-лись с фор-му-ли-ров-кой Т.Р. Маль-ту-сом за-ко-нов на-ро-до-на-се-ле-ния и убы-ваю-ще-го пло-до-ро-дия, из ко-то-рых сде-ла-ли вы-вод об ог-ра-ни-че-нии за-ра-бот-ной пла-ты на-ём-ных ра-бо-чих уров-нем про-жи-точ-но-го ми-ни-му-ма (тео-рия «ра-бо-че-го фон-да», или, по вы-ра-же-нию Ф. Лас-са-ля, «же-лез-ный за-кон за-ра-бот-ной пла-ты»).

На-чав-шие-ся в Анг-лии кри-зи-сы промышленного пе-ре-про-из-вод-ст-ва, ко-то-рые Ж.Б. Сэй, до-пол-няя свой оп-ти-мизм «за-ко-ном рын-ков сбы-та», счи-тал слу-чай-но-стя-ми, по-бу-ди-ли бывшего сми-ти-ан-ца Ж.Ш.Л. де Сис-мон-дик пе-ре-смот-ру ос-но-ва-ний политической экономии и при-зы-ву к её пре-вра-ще-нию в тео-рию бла-го-тво-ри-тель-но-сти. За без-раз-ли-чие к тя-го-там и стра-да-ни-ям бед-ных клас-сов политическую экономию так-же под-верг-ли кри-ти-ке, до-хо-див-шей до от-ри-ца-ния, за-чи-на-те-ли уто-пи-че-ско-го со-циа-лиз-ма. Ряд английских ав-то-ров ис-поль-зо-ва-ли тру-до-вую тео-рию цен-но-сти Д. Ри-кар-до для обос-но-ва-ния «пра-ва ра-бо-че-го на пол-ный про-дукт тру-да», вы-дви-нув ка-те-го-рию «при-ба-воч-ной цен-но-сти» (У. Томп-сон, «Ис-сле-до-ва-ние о прин-ци-пах рас-пре-де-ле-ния бо-гат-ст-ва при-ме-ни-тель-но к че-ло-ве-че-ско-му сча-стью», 1824 год) и при-зыв со-здать в про-ти-во-вес ли-бе-раль-ной «политической экономии соб-ст-вен-но-сти» «на-род-ную» политическую экономию (Т. Год-скин, 1827 год). По-пыт-ку най-ти ком-про-мисс ме-ж-ду эко-но-мическим ли-бе-ра-лиз-мом и его со-циа-ли-стической кри-ти-кой сде-лал, за-вер-шая сис-те-ма-ти-за-цию ри-кар-ди-ан-ской тео-рии цен-но-сти и рас-пре-де-ле-ния, Дж. Милль; его «Ос-но-вы по-ли-ти-че-ской эко-но-мии» (1848) ста-ли но-вым об-ще-ев-ро-пей-ским уни-вер-си-тет-ским кур-сом по-ли-тической эко-но-мии.

В раз-дроб-лен-ной Гер-ма-нии ста-нов-ле-ние политической экономии про-ис-хо-ди-ло под воз-дей-ст-ви-ем, с од-ной сто-ро-ны, сми-ти-ан-ст-ва, с дру-гой, - ка-ме-ра-ли-сти-ки, что обу-сло-ви-ло рас-про-стра-не-ние та-ких си-но-ни-мов политической экономии, как «на-цио-наль-ная эко-но-мия» (Natio-nal-öconomie) и «уче-ние о на-род-ном хо-зяй-ст-ве» (Volkswirthschaftslehre). Кро-ме то-го, раз-ра-бот-ка эко-но-мических ка-те-го-рий в свя-зи с аг-ро-но-ми-ей при-ве-ла к фор-ми-ро-ва-нию, на-чи-ная с ра-бот И.Г. фон Тю-не-на, осо-бо-го на-прав-ле-ния «сель-ско-хо-зяй-ст-вен-ной эко-но-мии». Профессор Гей-дель-берг-ско-го университета К.Г. Рау в сво-ём кур-се политической экономии (1826-1837) раз-де-лил её на тео-ре-тическую часть, из-ла-гаю-щую уни-вер-саль-ные за-ко-ны, и при-клад-ные час-ти, тре-бую-щие учё-та кон-крет-ных ус-ло-вий, - эко-но-мическую по-ли-ти-ку и нау-ку о фи-нан-сах. Рау ос-но-вал пер-вое пе-рио-дическое из-да-ние по политической экономии - «Ар-хив по-ли-ти-че-ской эко-но-мии» (1835-1853). По-сле-дую-щее раз-ви-тие политической экономии в Гер-ма-нии со-про-во-ж-да-лось кри-ти-кой Ф. Лис-том и пред-ста-ви-те-ля-ми не-мец-кой ис-то-рической шко-лы кос-мо-по-ли-тиз-ма и «пер-пе-туа-лиз-ма» (от латинского perpetuum - «веч-ный»; под-ра-зу-ме-ва-ют-ся «веч-ные» эко-но-мические за-ко-ны) школ Ж.Б. Сэя и Д. Ри-кар-до. Вслед за Лис-том «вос-пи-та-тель-ный» про-тек-цио-низм как не-об-хо-ди-мую ме-ру эко-но-мической по-ли-ти-ки в борь-бе с британским до-ми-ни-ро-ва-ни-ем от-стаи-вал ро-до-на-чаль-ник политической экономии в США Г.Ч. Кэ-ри, со-вет-ник пре-зи-ден-та А. Лин-коль-на по эко-но-мическим во-про-сам, кри-ти-ко-вав-ший пес-си-мизм Ри-кар-до и Маль-ту-са.

Полит́ическая эконо́мия, политэконо́мия - одна из общественных наук, предметом которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием.

Впервые словосочетание политическая экономия использовал драматург и писатель Антуан Монкретьен в экономическом трактате «Traité d’économie politique » («Трактат о политической экономии», 1615 год). Монкретьен ни до этого, ни после экономических работ не писал. Ещё в 1911 году, характеризуя степень самостоятельности трактата, Британская энциклопедия дала заключение: он «в основном базируется на работах Жана Бодена». Обстоятельства, подвигшие драматурга на написание трактата, были сугубо политическими (автор посвящал его молодому королю Людовику XIII и королеве-матери Марии Медичи). Прекрасный знаток античных языков и литературы, Монкретьен сконструировал удачный термин для обозначения предмета исследования Ж. Бодена:

  • «политическая » - вызывает реминисценции и собственно с политикой, и с аристотелевским трактатом «Политика» (греч. Πολιτικά), название которого восходит к греч. Πολίτευμα - государственное устройство.
  • «экономия » - с «Экономикой» др.-греч. Οἰκονομικός, одним из сократических диалогов Ксенофонта, излагающих правила (законы , nomos) ведения хозяйства (греч. οikos - дом как самообеспеченная хозяйствующая единица; ср. домовладение ).

Абстрактно, анаграмма «политическая экономия» → «экономическая политика» соответствует движению от обоснования (теории) к реализации (практике). Однако, в силу своей фундаментальности, выводы политической экономии могли иметь для политиков скорее рекомендательный характер.

«Ввести в обиход новый термин» - подтвердить его в дискуссиях с коллегами, способствовать возникновению традиции его использования, или хотя бы увидеть своими глазами этот термин в чужом трактате - Монкретьен не успел. За последующие 6 лет до своей гибели (1621) других работ по экономико-хозяйственной тематике Монкретьен не написал.

Категория «политическая экономия » является одним из элементов подмножества категории «экономические теории » (мн.ч.! ); соответственно эти термины неравнозначны и не взаимозаменяемы. Политическая экономия - лишь одна из множества наук, формулирующих экономические теории. При этом в её рамках, как и „внутри” любой другой науки, могут возникать, сосуществовать и даже конкурировать несколько качественно различающихся совокупностей частных теорий . Группы взаимосвязанных, не взаимнопротиворечивых теорий, развиваемых в рамках одной науки, на базе одного и того же предмета , но разными группами учёных, применяющих разные методы и приёмы, складываются в школы и течения научной мысли. Со временем расхождения между ними в области предмета и метода могут достигать критической точки, после которой констатируется появление новых наук, уже со своими, менее взаимнопротиворечивыми определениями предметов и методов.

Предмет науки - ключевой, но не единственный объект её изучения. Важна сумма объектов из области предмета науки, подмножество суммы изучаемых ею объектов. В зависимости от индивидуальных концептуальных установок, глубина исследования объектов, не названных в составе предмета политико-экономических исследований конкретной политико-экономических школы, может различаться, вплоть до полного абстрагирования от их существования. В некоторых случаях это может поставить под вопрос правомерность называть «политико-экономической» школу, где не только предмет, но и частные объекты исследования игнорируют категории, существенные для определения данной науки.

Метод науки - приёмы исследования. Среди методов, общих с большинством других экономических теорий, политическая экономия опирается на:

  • Анализ и синтез . Анализ - расчленение сложного объекта на составляющие. Синтез - интеграция в единое целое частей, свойств, отношений, ранее выделенных по ходу анализа. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном диалектическом единстве;
  • Абстракция - после анализа, отделение существенных характеристик (составляющих) явления от несущественных, производимое по определённому (часто количественному) критерию.
  • Индукция и дедукция . Индукция - тип умозаключения, обеспечивающий переход от единичных фактов к множественным, от частного к общему. Дедукция, в широком смысле - любой вывод вообще; в философском - достоверное доказательство или вывод утверждения на основе законов логики. В дедуктивном выводе следствия находятся в посылках, и извлекаются оттуда путём логического анализа. Индукция и дедукция - не отдельные, самодовлеющие, а обязательно неразрывно взаимосвязанные между собой моменты диалектического познания.

Системный подход - не отдельный метод (как иногда ошибочно указывают, наряду с анализом, синтезом, абстракцией, дедукцией и индукцией), а вся перечисленная совокупность методов, позволяющая рассматривать отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов.

Методы, специфические для политэкономии, которые могут отсутствовать или иметь второстепенное значение в других экономических теориях, включают:

  • исторический и социологический метод. Поскольку человек входит в предмет политической экономии и как субъект экономических отношений, и как деятельный участник, и как результат экономических процессов, эта наука обязана рассматривать явления в историческом плане, проецируя их на социологический результат. Индуктивно-дедуктивную взаимосвязь этих методов отметил В. Зомбарт:

Однако политэкономия не подменяет собой ни историю, ни социологию, перенимая у этих наук не их специфические методы и предметы, а только принципы. Так, историзм есть принцип познания вещей и явлений в их развитии и становлении в связи с конкретными историческими условиями, их определяющими.

Политическая экономия изучает экономику и складывающиеся в ней отношения в части своего предмета, который определяется, таким образом, категорией «Производственные отношения ». Это - общественные отношения, складывающиеся в процессе воспроизводства, включающего:

Политическая экономия выявляет закономерности и формулирует экономические законы, управляющие развитием производственных отношений на разных исторических этапах развития экономической деятельности человечества. С целью их различения здесь могут использоваться разные методики, позволяющие выделить качественно различные состояния производительных сил и производственных отношений общества, в частности - специальная категория общественно-экономических формаций.

Сформулировав свой предмет, и проведя тем самым водораздел с предшествующими этапами развития экономической мысли, в XIX веке политическая экономия, на основе соблюдения этой формулы, проводит дальнейшее размежевание с другими науками и дисциплинами, смежными с ней в области предмета. Это, в частности: товароведения, истории права (в т. ч. хозяйственного) и народного хозяйства различных стран и регионов, экономической статистики и др. Взаимодействуя с ними, и используя материалы, профессионально и досконально изученные учёными-специалистами в других областях, политическая экономия и сама становится основой зарождения новых наук: истории экономики, эконометрики и др.

Специфические элементы, соответствующие определению предмета политической экономии, появляются в работах «первопроходцев» этой науки (У. Петти, П. де Буагильбера и др.), получая окончательное закрепление в трудах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Ж.-Б. Сэя, Т. Мальтуса, Бастиа и других, работы которых относят к классической политической экономии. Несмотря на схожесть отдельных выводов и законов, формулировавшихся разными «классами», в рамках политической экономии, развивались разные школы и течения экономической мысли. Из них крупнейшим по числу учёных, тиражам научных трудов и продолжительности существования является марксистская политическая экономия (в рамках которой также выделяются различные школы и течения).

В XVIII-XX веков и по сей день политическая экономия является крупным, но не единственным источником социально-экономических теорий. Разграничение между политической экономией и другими смежными науками и дисциплинами проводится по ряду критериев, среди которых социально-исторический компонент, охват интересов всех социальных групп-субъектов производственных отношений, прогноз результатов той или иной экономической политики. Этим критериям в целом отвечают ряд других экономических школ XIX-XX веков, одна из которых в этой связи получила название «Неоклассическая экономическая теория» (восходящая к классической политической экономии).

Историческим предшественником политической экономии является меркантилизм , предмет исследований которого - сфера обращения. В дальнейшем, по ходу развития политической экономии как науки , основной акцент смещается в сферу производства.

Предмет политэкономии в версии А. Смита сформулирован в заголовке его главного труда: «Исследование о природе и причине богатства народов ». Богатство (англ. wealth ) как предмет науки понимал и Д. Рикардо. На протяжении XIX века труд Смита играл как просветительскую роль, так и был объектом критики, порождавшей новые концепции в науке. Второе значение wealth - изобилие (а во времена Смита ещё и «процветание»). Но к этому смыслу политэкономы вернулись лишь в XX веке.

Ближайшие к Смиту по времени критики - Симон де Сисмонди (а потом и другой представитель экономического романтизма , П. Прудон) утверждали, что не сами объекты богатства (вещи), а их распределение (и перераспределение) является предметом политэкономии, и её особое предназначение - обеспечить справедливость этого процесса. Ряд исследователей выделяют особенный элемент новизны, который Сисмонди вносит в метод, а именно - ввод морально-этического элемента в состав принципов классической политэкономии:

Политическая экономия - «наука не простого расчёта, а наука моральная»; она вводит в «заблуждение, когда оперирует голыми цифрами, и ведёт к цели лишь тогда, когда приняты во внимание чувства, потребности и страсти людей».

К. Маркс позицию Сисмонди считал мелкобуржуазной, популистской. В поисках фундаментальной, глубинной первоосновы экономических процессов он пошёл по пути философско-абстрактного осмысления их сущности. Маркс сконцентрировал внимание на процессе воспроизводства (производстве, распределении, обмене, потреблении) как едином комплексном целом. Чтобы не отвлекаться на частности, составляющие предмет специальных наук (отраслевых экономик, экономики торговли, маркетинга и пр.), Маркс рассматривал производственные отношения , которые возникают между людьми, занятыми в этих процессах соответственно месту каждого на ступенях социальной пирамиды общества. Эти отношения не субъективно-психологические (межличностные отношения человек-человек), а социально-правовые. С учётом этого сейчас предметом политической экономии являются производственные отношения, то есть отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ .

Наука об общественно-производственных, т. е. экономических, отношениях людей. Она изучает законы, управляющие производством и распределением материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества, производительные силы. и производственные отношения, составляющие в совокупности способ производства, к-рый соответствует определенной общественно-экономической формации. Каждому общественному строю соответствуют свои экономические законы. П. э. изучает вопросы, затрагивающие экономические и политические интересы различных слоев населения, поэтому единой П. э. быть не может.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

(political economy) Традиционно термин "политическая экономия" означает ту область искусства управления, которая связана с систематическим изучением природы и причин богатства народов, хотя в настоящее время он часто не совсем корректно используется для характеристики политических аспектов выработки экономической стратегии. С XVII в. это понятие понималось по-разному. Тем не менее можно выделить три традиционных направления в политической экономии, которые и в настоящее время оказывают влияние на политическую науку. Во-первых, это традиция классической политической экономии; во-вторых, марксистская школа, и, наконец, направление политической экономии, использующее статистику и технику моделирования для проверки гипотез о связи управления с экономикой. Первое зафиксированное применение термина "политическая экономия" относится к началу XVII столетия (обычно оно приписывается Антуану де Монкретьену и датируется 1615 г.). Сочетание применявшегося во французских судах времен короля Генриха IV слова "экономика", традиционно означавшего "управление домашним хозяйством" со словом "политика" (politique ) привело к созданию новой науки общественного управления делами государства. Под влиянием Франсуа Кэснея (1694–1774), врача Людовика XV, основы политической экономии были впервые систематически изложены в трудах физиократов (physiocrats). Не соглашаясь с меркантилистами относительно того, что стоимость является синонимом денег и что торговля носит производительный характер, физиократы определяли стоимость с точки зрения производства материальных продуктов, при котором процветание полностью зависит от успешной работы сельскохозяйственного сектора. Эта точка зрения опровергла излюбленную меркантилистами идею обогащения торговцев и, подчеркивая взаимозависимость между индивидами в обществе, сделала политэкономию теорией общенационального значения. К середине XVIII в., благодаря шотландским философам-просветителям (Enlightenment Scottish), политическая экономия утвердилась как предшественница современной социальной науки. Политэкономия стала рассматриваться как наука, изучающая внутренние задачи, стоящие перед государственными деятелями и заключающиеся в том, чтобы обеспечить некоторые резервы средств существования для всех членов общества (Джеймс Стюарт. "Принципы политической экономии") ("Principles of Political Economy", 1767). Адам Смит (Smith) определял политическую экономию как "отрасль науки государственного деятеля или законодателя", занятого решением двойной задачи – "обеспечить высокие государственные доходы или средства существования народа... и (обеспечить) государству или содружеству доход, достаточный для содержания государственной службы. Это предполагает обогащение как народа, так и суверена" ("Богатство народов", ("The Wealth of Nations", 1776). Смит, основываясь на работах своих шотландских коллег: Фрэнсиса Хатчесона, Адама Фергюсона, Дэвида Юма (Hume) и Джона Миллара, (выдвинул идею о том, что ключом к пониманию развития человеческого общества является определение способа существования, господствующего на каждом этапе развития человечества. Хотя Смит работал с малоразработанной схемой, включавшей всего лишь четыре этапа (охота, скотоводство, земледелие и торговля), проведенный им анализ ранней стадии промышленного капитализма привел его к заключению, что торговля является вершиной экономической цивилизации, а для развития торговли необходима свобода. Смит доказывал, что человеческая склонность к товарообмену, к обмену вещи на вещь, привела к созданию наиболее совершенного экономического механизма (саморегулирующегося рынка, удовлетворяющего как интересы отдельного индивида, так и потребности общества. Преимущества разделения труда, этого подлинного источника социального прогресса и личного благополучия, просто ограничивались степенью развития и размерами рынка. Поэтому Смит был сторонником свободы торговли и свертывания экономической роли государства. В отличие от более позднего маргиналистского подхода к экономике, разработанного главным образом Стэнли Джевонсом (1835–82), Карлом Менгером (1840–1921) и Леоном Вальрасом (1834–1910), экономика не рассматривалась Смитом в качестве самодвижущегося механизма, изолированного от общества, частью которого она является. Представители классической политэкономии – от сэра Уильяма Петти до Джона Стюарта Милля (Mill) (задумывались о том, как определить составляющие общество социальные классы, выявить экономические отношения между ними и открыть законы, регулирующие эти отношения. Таким образом, представление о структуре общества основывалось на понимании его экономического базиса. Эта точка зрения была отчетливо сформулирована Уильямом Робертсоном (1812), который утверждал, что "в каждом исследовании деятельности людей, объединенных в общество, в первую очередь надо обращать внимание на способ их существования. А поскольку он различен, то и законы и политика разных обществ должны различаться". В дополнение к экономической теории исторического прогресса, пониманию богатства, включающего товары (а не только ценности), и обоснованию свободы торговли, основанной на принципе ничем не ограниченного всемирного разделения труда, представители классической политэкономии разработали трудовую теорию стоимости, которая рассматривала труд как меру, а иногда и источник всякой стоимости. Этот последний аспект классической политэкономии в полной мере был разработан Давидом Рикардо (1772–1823), который в работе "Принципы политической экономии и налогообложения" ("Principles of Political Economy and Taxation") попытался определить законы, регулирующие распределение ренты, прибыли и заработной платы. Ярый противник "хлебных законов" и старого закона о бедных, которые, по его мнению, сковывали развитие производства и распределения, Рикардо усовершенствовал "воплощенную трудовую теорию стоимости" и пришел к заключению: получаемый для распределения национальный продукт определяется в основном производительностью и предложением труда. И хотя Рикардо считал основанный на конкуренции капитализм идеальной формой общества, его анализ стоимости позволил т.н. социалистам "рикардовского толка постулировать существование конфликта интересов между трудом и капиталом, а его теория стала важным оружием во время беспорядков, приведших к принятию в 1832 г. Билля о реформе. Теории классической политэкономии оказывают значительное, хотя и не всегда признаваемое, влияние на современную политическую науку. Определение общественного класса (основанного на разделении труда) и гармонии интересов, которая, как утверждается, существует в отношениях между классами, лежат в основе многих политических либеральных теорий и норм консенсуса. Большинство авторов, придерживающихся либеральных взглядов демонстрируют преимущества рыночной экономики с позиций, близких разработанным Адамом Смитом. В области международной политической экономии (international political economy) либеральная традиция для обоснования аргументов в пользу устранения всех форм протекционизма в мировой экономике в значительной мере опирается на идеи Смита и Рикардо. В частности, теория Рикардо о "сравнительных преимуществах", утверждающая, что распределение промышленности между нациями должно регулироваться не абсолютными, а относительными издержками производства, занимает центральное место в либеральных взглядах на проблемы развития (development) и слабого развития. Во второй половине XIX в. появились теории предельной (маргинальной) полезности Джевонса и австрийской школы во главе с Менгером. Ее сторонники дали новое определение экономической теории, назвав ее отраслью праксиологии (praxiology) – науки о рациональных действиях. Пытаясь создать математически точную дисциплину, политэкономию как экономическую теорию общества превратили в "позитивную экономику". Позднее Лайонел Роббинс назвал ее "наукой, занимающейся изучением человеческого поведения как взаимоотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут быть использованы альтернативными способами". С тех пор экономическую теорию можно было понимать в узком смысле как изолированное изучение поведения стремящихся к максимальной полезности индивидов, выражающих свое субъективное предпочтение в заданной рыночной ситуации. Это оставляло простор для развития дополнительных дисциплин, изучающих социальные действия (социология) и политические действия (политология). Органичное изучение права управления и общества на основе способа существования, которое мы видим у авторов-классиков, превратилось в изучение определения цен и распределения ресурсов в соответствии с индивидуальным выбором. Карл Маркс (Marx), напротив, создал свою собственную органичную концепцию капиталистического общества, подвергнув основательной критике классическую политэкономию и сформулировав заново ее основные постулаты. Ранние экономические и философские исследования Маркса привели его к тому, что он поставил под вопрос естественноисторическую основу классической политэкономии. Ошибка классических авторов заключалась в придании естественно-исторического (или универсального) характера исторически специфическим общественным отношениям капиталистического общества. За формальными абстракциями классической политической экономии (земля, труд, приносящий ренту капитал, заработная плата, прибыль) скрывалось не исследованное исторически специфическое явление – частная собственность. Только приняв как данное существование частной собственности, авторы-классики смогли предположить, что технически классы возникли в результате разделения труда. По мнению Маркса, лучшие представители классической политэкономии дали анализ (хотя и неполный) стоимости и ее значения, но не смогли поставить исключительно важный вопрос: "Почему это содержание приняло такую конкретную форму?" ("Капитал". Т. 1). Поэтому "Капитал" начинается с анализа формы товара с целью подчеркнуть, в противоположность классикам, что продукты труда становятся товаром только в исторически определенных, а потому преходящих формах общества. На этой исторической и материалистической основе Маркс построил свою теорию капиталистического общества, уходящего корнями в концепции стоимости, прибавочной стоимости (surplus value) и классов (class). В представлении Маркса, рассматриваемый либерализмом изолированный индивид (всего лишь пародия, поскольку частный интерес сам по себе уже социально детерминирован, а симметричные отношения обмена скрывают эксплуатацию; такое понимание подрывает теорию Смита относительно гармонии интересов, существующей между классами. Капиталистическое общество основано на конкретной общественной форме производства, в рамках которой производство полезных товаров подчинено росту прибавочной стоимости. Поэтому, хотя Маркс и согласился с классиками в том, что "анатомия гражданского общества кроется в политической экономии", полное переосмысление им классических понятий ознаменовало собой начало революции в социальной и политической теории, результаты которой еще предстоит включить в основное русло политической науки. Несмотря на господство в наиболее ортодоксальных академических кругах маргиналистского понимания экономики, в начале ХХ столетия радикальная марксистская политэкономия продолжала развиваться, а в первые годы послевоенного периода (после 1945 г.) получила поддержку в виде кейнсианской (Keynes) критики неоклассической экономики в Западной Европе и США. В дополнение к этому новая научная дисциплина (международная политическая экономия (international political economy) – стала изучать взаимовлияние политики и экономики во всемирных масштабах, в то время как радикальная экологическая политика (environmental politics) исходит из отказа от маргиналистской экономики в пользу более четко разработанной политической концепции мировой экономики. Пытаясь обособиться от идеологических ассоциаций, которые вызывает термин "политическая экономия", все большее число ученых-политологов теперь работают в сфере политических аспектов экономической науки, изучая главным образом роль политиков в выработке экономической политики и воздействие ее реализации на популярность и шансы на избрание правительств. Методология современной политической области экономической теории в значительной мере опирается на статистическое и эконометрическое моделирование и подчеркивает, что гипотезы должны логически излагаться и допускать возможность опровержения (falsifiability). Так, теория политического делового цикла, согласно которой при подготовке к выборам правительства на время отказываются от проведения избранного ими политического курса в пользу политики, способствующей росту их популярности среди избирателей, представляет собой хорошо известную гипотезу из раздела политической области экономической науки. В XX в. классическое и марксистское направления политической экономии не только сохранились, но и продолжают процветать, поскольку школа неоклассической экономической теории часто отказывается рассматривать политический базис и социальные последствия капиталистического производства и распределения. Политическая экономия как дисциплина, анализирующая фундаментальные политические проблемы, связанные с накоплением и распределением прибавочного продукта при капитализме, представляет собой серьезный вызов узости предмета, что свойственно современной социальной науке.

Политическая экономия появилась на заре нашей цивилизации еще за много лет до того, как этот термин смогли вывести и объяснить экономисты. Примечательно то, что сам Монкретьен не являлся экономистом и не написал ни до трактата, ни после него ни одной книги по экономике. Можно с уверенностью сказать, что именно капиталистическая экономика дала начало рыночной экономике и ее процветанию в обществе. Само понятие о ценообразовании и изменении стоимости было выведено во времена, когда зарождалась классическая политическая экономия. Сфера обращения перестала занимать главенствующее место на рынке и на замену ей пришла сфера производства, это было подспорье для основания и развития буржуазной политической экономии. Смит прославился в мире благодаря своему «Исследованию о природе и причинах богатства народов», а перу Рикардо принадлежит «Начала политической экономии и налогового обложения». Термин «политическая экономия» пережил с начала своего появления много трансформаций.

Италия. Вплоть до настоящего времени политическая экономия развивается как наука и изучается как предмет (см. Economia politica). Интересно, что из допросов декабристов был сделан вывод, что для пресечения зла вольнодумства необходимо изъять политическую экономию из учебных планов (хотя до этого дело не дошло).

Система законов и категорий, характеризующих капиталистический способ производства, раскрыта Марксом в «Капитале». Исходным в изучении буржуазных производственных отношений явился анализ товара, поскольку товар, исторически и логически предшествует капиталу. Капиталист покупает на рынке труда в соответствии с его законами специфический товар - рабочую силу, потребление которого (труд) является в то же время процессом создания стоимости. В нём отражается дальнейший рост противоречий капитализма, процесс постепенного отпадения от мировой капиталистической системы всё новых и новых стран, образование и рост мировой системы социализма. Государственно-монополистический капитализм, являясь новой ступенью обобществления производства, ещё более обостряет основное противоречие капитализма.

Политическая экономия как исторический этап развития экономической мысли

Ликвидация социальной несправедливости и её способ, построение справедливого общества - цель, предпосланная трактатам многих великих мыслителей, начиная с глубокой древности.

Формирование П. э. как самостоятельной науки относится к периоду становления капитализма. Экономические интересы и взгляды мелких товаропроизводителей города и деревни капиталистического общества выражает мелкобуржуазная политическая экономия. Начало нового этапа в буржуазной П. э. связано с трудами Дж. М. Кейнса (Великобритания) и прежде всего с появлением его основных соч. «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Новый этап в развитии марксистской П. э. связан с трудами В. И. Ленина, который творчески развил общую теорию П. э. на базе нового исторического опыта общественного развития.

Выделение производственных отношений в качестве предмета П. э. - величайшая заслуга марксизма. Марксистский диалектический метод требует единства качественного и количественного анализа экономических процессов, в котором примат остаётся за качественным, социально-экономическим анализом. Такой анализ раскрывает исторический характер экономических категорий и законов, в частности исторический характер возникновения и существования частной собственности. В силу однотипности феодальной и капиталистической частной собственности последняя складывается первоначально в рамках феодального способа производства. Политическая экономия докапиталистических способов производства имеет дело не только с историческим материалом.

Смотреть что такое «Политическая экономия» в других словарях:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ - Наука о народном богатстве. Термин политэкономия до сих пор используется в некоторых экономических структурах.

Термин политическая экономия введен А. Монкретьеном (1615). Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. сложилась австрийская, кембриджская, математическая и другие школы политической экономии. Основные течения современной экономической мысли: кейнсианство, неоклассическое направление, институционализм.

Литература меркантилиз­ма носила главным образом эмпирический, практический характер. Неудивительно, что в этих условиях на пер­вый план выдвигались идеологические аспекты политэкономии в ущерб всем остальным. МОНЕТАРИЗМ – неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры. Если классики политической экономии стре­мились к выявлению прежде всего объективных закономерностей, то А. Маршалл исходил из субъективных оценок хозяйствующих субъектов («свобода выбора»). Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить «эффективный спрос», поэтому стимулировать его должно государство посредством кре­дитно-денежной и бюджетной политики. НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (теория общественного выбора) – наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в собственных интересах.

Можно трактовать анаграмму «политическая экономия» → «экономическая политика» как движение от обоснования (теории) к реализации (практике). Однако, в силу своей фундаментальности, политическая экономия не в состоянии учитывать все текущие риски и её выводы могут иметь для политиков скорее рекомендательный характер. С конца XIX в. уже используется термин «экономическая наука» (economics), употребление термина «политэкономия» прекращается. Марксисты же никогда не отказывались от использования термина «политическая экономия» в его первоначальном значении. Категория «политическая экономия» является одним из элементов категории «экономические теории»; соответственно эти термины неравнозначны и не взаимозаменяемы. Предмет политэкономии в версии А. Смита сформулирован в заголовке его главного труда: «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Так, Монкретьен – основатель школы меркантилизма – впервые ввел в обиход такое понятие, как политическая экономия. Меркантилисты стали рассматривать это понятие в более глобальном смысле – по отношению не только к семье, но и в разрезе государства. При этом теория классической школы была направлена на выражение интересов буржуазных слоев населения. Именно английская классическая политическая экономия легла в основу одного из марксистских учений.

Место и роль политической экономии в учении марксизма-ленинизма

В результате классовой дифференциации и имущественного неравенства в древневосточном обществе умственный труд отделился от физического. Поэтому нет ничего удивительного в том, что философы Древней Греции были одновременно и первыми представителями зарождающейся экономической науки. Господствующей системой организации античного общества становится не коллективное (как в странах Древнего Востока), а индивидуальное рабовладение. При всей своей «радикальности» данный проект по сути своей отражал реалии тех общественных отношений, которые существовали в античном обществе. Он изложил свои взгляды главным образом в произведениях «Политика» и «Никомахова этика», в которых дано развернутое учение о государстве.

В трудах Конфуция (551-479 гг. до н.э.) исследуется различие умственного и физического труда, причем первый – монополия высших слоев общества, второй – удел простолюдинов. Физиократы считали, что источником богатства является труд, но только в сфере сельского хозяйства. А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, сформулировал принципы рационального налогообложения. Ж.Б.Сэй был сторонником экономического либерализма, идеализировал свободный рынок, отрицал возможность экономических кризисов. Главный труд К.Маркса – «Капитал» (1867) в 3-х томах. IV том – «К критике политической экономии» — это критический анализ всех домарксовых теорий в политэкономии. Достижениями этого направления были: исследование проблем экономического роста; теория общего экономического равновесия; обоснование теории налогообложения. Суть экономического либерализма: рынок — наиболее эффективная система хозяйствования, поэтому необходимо обеспечивать свободу субъектам экономической деятельности.

Историко-экономические предпосылки возникновения материализма. Экономическая мысль средневековья: воззрения канонистов. Взгляды представителей классической школы политэкономии. Можно ли считать теорию предельной производительности Дж. Б. Кларка идеологически нейтральной? Воззрения классической школы. Ведущие страны Западной Европы в период мануфактурного капитализма.

Даны ответы по основным вопросам курса «История экономических учений». Велико значение истории экономических учений и в системе экономического образования, в подготовке экономистов, в формировании их квалификации.В литера…

3) в отраслях материального и нематериального производства. 3) отождествляет принцип выявления ценности «годичного продукта труда» и «цены всякого товара». 7) улучшить систему частной собственности ради участия в приносимых ею доходах каждого члена общества. 4) случайный характер экономических кризисов при капитализме.

Это находит выражение в основном экономическом законе социализма. Изучение этих отношений и свойственных им законов, процесса интернационализации производства и социалистической экономической интеграции существенно обогащает П. э. социализма. Разработка научных основ экономической политики и планового управления народным хозяйством составляет практическую функцию П. э. социализма. Изучение П. э. социализма занимает центральное место в системе экономического образования трудящихся.

Этимология термина

Полит́ическая эконо́мия, политэконо́мия - одна из общественных наук, предметом которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием. Политика» (греч. Πολιτικά), название которого восходит к греч. Πολίτευμα - государственное устройство. Политическая экономия изучает экономику и складывающиесяв ней отношения в части своего предмета, который определяется, таким образом, категорией «Производственные отношения». Маркса,Ж.-Б. Сэя,Т. Мальтуса, Бастиа и других, работы которых относят к классической политической экономии.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, то есть то, что она изучает. Определение предмета политической экономии чрезвычайно важная и сложная проблема. Составной частью этого развития выступает расширение и уточнение ее предмета.

Был всесторонне исследован коммунистический способ производства, его возникновение и развитие, его законы. Кто из перечисленных ученых не был предшественником маржинализма? Изменилась техника экономического анализа — акцент был перенесен со средних величин на предельные. Какие из перечисленных положений не относятся к взглядам Т. Веблена на экономическую науку и капиталистическое общество?

Политическая экономия, М. И. Воейков.

Сначала немного о происхождении слова «политэко­номия». Это слово состоит из греческих cлов: «политейа», что означает общественное устройство, и «ойкономиа», которое в свою очередь образовалось в результате слияния двух слов: «ойкос» - домохозяйство и «номос» - закон. В буквальном смысле слово «политэко­номия» означает науку о законах хозяйства.

Как самостоятельная наука политическая эконо­мия начала развиваться с возникновением капитализ­ма - с XVI в. Буржуазные ученые предприняли много попыток определить предмет этой науки. В наиболь­шей степени вопросы политической экономии были раз­работаны классиками буржуазной политической эко­номии, и прежде всего английскими учеными А. Сми­том и Д. Рикардо.

Но подлинной наукой политическая экономия стала после революционного переворота, совершенного в ней великими учителями рабочего класса Карлом Мар­ксом и Фридрихом Энгельсом. Там, где буржуазные экономисты рассматривали экономические явления - товар, деньги, капитал - как отношения между веща­ми, Маркс вскрыл отношения между людьми , класса­ми, отношения, складывающиеся в процессе производ­ства материальных благ. Марксистская политическая экономия дает единственно правильное, научное объ­яснение явлениям экономической жизни общества.

Великий продолжатель дела К. Маркса и Ф. Эн­гельса - В. И. Ленин развил дальше марксистское экономическое учение. Обобщив новый опыт экономи­ческого и политического развития человечества, он co­здал учение об империализме как последней стадии развития капитализма. Основы политической экономии социализма заложили советские ученые, среди которых выдающаяся роль принадлежит И.В.Сталину.

Марксистско-ленинская политическая экономия изучает отношения, которые складываются между людьми в процессе производства материальных благ, т. е. производственные отношения, законы их раз­вития. Но производственные отношения существуют во взаимной связи с производительными силами. Поэто­му политическая экономия изучает производственные отношения как форму развития производительных сил каждой общественно-экономической формации. Она раскрывает внутреннее противоречие между этими двумя сторонами того или иного способа производства как источник его движения.

Политическая экономия - наука историческая, так как она рассматривает экономические отношения в их возникновении, развитии и исчезновении. «…Политиче­ская экономия, - писал Ф. Энгельс, - по своему суще­ству - историческая наука. Она имеет дело с истори­ческим, т. е. постоянно изменяющимся материалом; она исследует прежде всего особые законы каждой от­дельной ступени развития производства и обмена, и лишь в конце этого исследования она может устано­вить немногие, совершенно общие законы, примени­мые к производству и обмену вообще».

Несмотря на то, что политэкономия изучает различные исторические эпохи, и в СССР существовали даже учебники с названиями «Политическая экономия капитализма», «Политическая экономия социализма» и «Политическая экономия докапиталистических форма­ций», это вовсе не означает, что существуют раз­личные науки - одна для капитализма, другая для социализма и т. д. Марксистская политическая эконо­мия - единая наука, которая изучает производст­венные отношения каждого способа производства в соответствии с его специфическими экономическими законами. В том и заключается задача политической экономии, чтобы, раскрыв содержание этих законов, показать характер производственных отношений дан­ного способа производства и его связь с прошлым и будущим развитием человечества, как из одной формации вырастает другая, как вырастающие производительные силы подготавливают и создают новые производственные отношения.

Итак, политическая экономия есть наука о развитии производственных отношений людей. Она выясняет экономические законы развития производства, распре­деления, обмена и потребления материальных благ на различных ступенях общественного развития.

Политическая экономия - наука классовая, пар­тийная. Иначе и не может быть: выясняя сущность про­изводственных отношений, политэкономия раскрывает причину происхождения классов, содержание классовых инте­ресов и тем самым показывает неизбежность борьбы между классами с непримиримыми интересами. Зако­ны и выводы политической экономии затрагивают ко­ренные интересы всех классов. И вполне закономерно, что каждый класс по-своему истолковывает экономи­ческие явления — буржуазия предпочитает их скрывать, а рабочий класс прямо говорит то, что есть.

В капиталистическом обществе существуют два ос­новных класса: буржуазия и пролетариат. Соответст­венно этому формировались буржуазная политическая экономия и пролетарская политическая экономия. Су­ществование различных групп мелкой буржуазии обус­ловило возникновение мелкобуржуазной политической экономии.

В период борьбы против феодализма буржуазия была передовым классом. Тогда она была заинтересо­вана в научном освещении экономических явлений, по­скольку ее классовые интересы совпадали с объектив­ным ходом исторического развития.

Но, став господствующим классом общества, бур­жуазия перестала быть прогрессивной. Когда на исто­рическую арену вышел рабочий класс, буржуазия и ее экономисты были заинтересованы только в одном - защитить и сохранить капиталистический строй. Буржуазная поли­тическая экономия стала ненаучной, реакционной, вульгарной . Десятки разных «школ» и «направлений» современной буржуазной политической экономии ста­вят перед собой одну-единственную цель - скрыть про­тиворечия капитализма и тем самым обелить буржу­азный строй. Ленин указывал, что «ни единому про­фессору политической экономии, способному давать самые ценные работы в области фактических, специ­альных исследований, нельзя верить ни в одном слове , раз речь заходит об общей теории политической эко­номии. Ибо эта последняя - такая же партийная нау­ка в современном обществе, как и гносеология . В об­щем и целом профессора-экономисты не что иное, как ученые приказчики класса капиталистов, и профессора философии - ученые приказчики теологов».

Пролетариат - самый передовой класс общества - кровно заинтересован в прогрессивном развитии чело­вечества. Это объясняется тем, что классовые интере­сы пролетариата выражают интересы поступательного развития общества. Именно поэтому пролетарская, марксистская политическая экономия единственно на­учная , так как она объективно, правдиво раскрывает закономерности экономического развития общества.

Поделиться: