Ресурсы как условие производства материальных и духовных благ. Материальное благо: определение, примеры

Как уже отмечалось, производство - это процесс взаимодействия человека и природы с целью создания материальных и духовных благ. В это довольно общее понятие включается и деятельность, например, первобытного человека, который влезал на дерево, чтобы обеспечить себя плодами. Производством являются охота, рыбная ловля, скотоводство и всякая другая деятельность, характерная для первой ступени развития человеческой цивилизации. К производству относятся также обработка земли и переработка сырья в промышленные изделия.
Производство подразделяется на производство, создающее материальные блага и создающее услуги. В материальном производстве создаются вещные блага (пища, одежда и т.д.). Услуги могут быть материальными (ремонт квартир, пошив одежды) и нематериальными (социальные, духовные). Есть и другие подходы к классификации производства. Например, общественное производство разделяется на сферы материального производства, производства услуг, социального производства (кредитование, страхование, управленческая деятельность, общественные организации) и духовного производства (научное и художественное, культура и образование). В системе национальных счетов (системе статистического учета национального продукта, принятой в международной практике) выделяются сферы экономики по субъектам: производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги, или нефинансовые предприятия; финансовые учреждения и организации; госбюджетные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектами купли-продажи; частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства; заграница.
Таким образом, в современной экономической теории под производством понимается не только человеческая деятельность, в результате которой появляются материальные блага, но и всякая деятельность в любой сфере (государственный служащий, преподаватель, медицинский работник, банкир, парикмахер и т. д.). Кроме того, материальные блага, полученные путем переработки определенных видов сырья, должны быть доставлены на место и некоторое время храниться, чтобы быть постепенно реализованными. Деятельность транспортного предприятия или коммерческой фирмы (торгующей оптом или в розницу) также рассматривается как производство. Значит, производство предполагает не только материальное преобразование благ, но и их перемещение в пространстве и во времени. В конечном итоге под производством понимается создание полезности, т. е. изготовление благ и оказание полезных прямых или косвенных услуг потребителям.
При самом общем и простейшем натурально-вещественном подходе производство есть процесс преобразования ресурсов в продукцию или услугу, удовлетворяющую потребности. В этом смысле производство, во-первых, создает материальные условия для жизни человека, во-вторых, участвует в деятельности за пределами самого создателя полезности, в-третьих, выступает как сфера отношений между людьми, т. е. производственных отношений, в-четвертых, преобразует духовный мир человека, формирует новые потребности. Все сферы производства объединены общими целями, т. е. обеспечивают удовлетворение потребностей.
Следовательно, производство - организованная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Последнее есть потребление.
Следует подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью лишь в нерыночных системах хозяйства, в рыночной же экономике непосредственная цель фирмы - получение прибыли. В обществе же производство взаимодействует с распределением, обменом и потреблением, осуществляется как непрерывно возобновляемый процесс, т.е. воспроизводство. Без воспроизводства ресурсов и продукции экономическая жизнь невозможна. Поэтому в экономической теории существует воспроизводственный подход, согласно которому экономика - это кругооборот предметов и средств труда, природных ресурсов, предметов потребления, населения. В центре воспроизводства - человек и его потребности. В этом смысле можно сказать, что если целью производства являются продукция, прибыль, то целью воспроизводства - человек и его возрастающие потребности. Кроме цели производства фирмы существуют экономические цели общественного производства (воспроизводства), которые гораздо шире. Они являются целями микро- и макроэкономики, целями социально-экономической системы, единства и взаимодействия производительных сил и производственных отношений.
В “Экономиксе” в качестве определяющих экономических целей общества называются: 1) экономический рост, обеспечивающий более высокий уровень жизни; 2) полная занятость (занятие всем, кто желает и способен работать); 3) экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек); 4) стабильный уровень цен; 5) экономическая свобода; 6) справедливое распределение доходов; 7) экономическая обеспеченность; 8) разумный торговый баланс.
Цели производства фирмы и общества опосредованы промежуточным звеном - целями отраслей и регионов как звеньев управления. Существует своеобразное “дерево целей”, в котором от корней до верхушки соответственно расположены цели первичных, основных субъектов хозяйствования (граждан, предприятий, фирм, отраслей); цели регионов и всей системы общества. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, модифицированы своей социально-экономической ролью в удовлетворении совокупности потребностей



Факторы производства
Когда мы характеризовали ресурсы, то сказали, что это - природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. "Факторы производства" - экономическая категория, обозначающая реально вовлеченные в процесс производства ресурсы (следовательно, "факторы производства" - понятие более узкое, чем "производственные ресурсы").
Переходом от "ресурсов" к "факторам" мы начинаем анализ того, что происходит в производстве, ибо факторы производства - это производящие ресурсы.
В отличие от ресурсов факторы всегда находятся во взаимодействии друг с другом, становятся таковыми только в рамках взаимодействия. Поэтому и производство всегда есть взаимодействующее единство этих факторов.
Хотя число ресурсов растет, в экономической теории выделяют три основных фактора производства - "земля", "труд", "капитал".
1."Земля": как фактор производства имеет троякое значение:
" в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;
" в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) "земля" понимается как объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и "предметом труда", и "средством труда";
" наконец, в пределах всей экономики "земля" может выступить в функции фактора производства и как объект собственности; в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, он участвует опосредованно: предоставлением "своей" земли.
2. "Капитал": так называются материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства.
3. "Труд": трудовой потенциал общества, непосредственно занятый в процессе производства (иногда используют и такой термин, как "экономически активное население", которое охватывает трудоспособных; занятых в производстве, противопоставляя им "экономически пассивное население", которое охватывает трудоспособных, но не занятых в производстве).
Фактор "труд" включает и предпринимательскую деятельность, в связи с чем уместно будет сказать о ней несколько слов.
Предпринимательство - уважаемая во всем мире деятельность. Она требует способности к организации производства, умения ориентироваться в рыночной конъюнктуре и бесстрашия риска. Ричард Кантильон (1680 - 1734), предшественник Ф. Кэне, говорил, что предприниматель - это человек, который берет на себя жесткие обязательства по расходам, не имея никаких гарантий на доходы.
В западной экономической традиции уважение к предпринимателю столь велико, что его деятельность часто рассматривается как самостоятельный ("четвертый") фактор производства (порой даже как главный). Считают, что предприниматель несет бремя эффективной организации трех факторов производства в единую производительную систему, что он заинтересован в освоении новейшей технологии, и т.д. Однако главной функцией предпринимателя следует признать, пожалуй, организацию доходного производства: более заинтересованной в этом стороны, чем сам предприниматель, вряд ли можно отыскать.
Теперь вернемся ко всем трем факторам производства.
В экономической науке на протяжении трех столетий шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара.
"Классическая" политэкономия признавала приоритет за трудом. Марксистская традиция трактовала стоимость как результат уже только труда (в его абстрактном выражении).
Дискуссия эта еще не завершена, тем более что научно-техническая революция, выводя человека из непосредственного процесса производства, особенно осложняет решение вопроса. Тем не менее, на практике экономисты исходят из концепции, получившей название "теория трех факторов". Содержание этой теории можно изложить в следующем положении: каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход: "капитал" приносит "процент", "труд" - "зарплату", а "земля" - "ренту".
Доходность всех факторов означает, что все собственники факторов производства выступают независимыми и равноправными партнерами. Более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости, ибо доходы каждого участника производства соответствуют вкладу принадлежащего ему фактора в создание совокупного дохода.
Когда мы сказали, что производство есть взаимодействие трех его факторов, то этим мы дали технологическую характеристику производства. Но поскольку каждый фактор представлен его собственником, то производство необходимо приобретает общественный характер, становится социальным процессом. Производство превращается в результат производственных отношений между собственниками факторов производства. А поскольку в роли собственников могут выступать и индивиды, и их группы, и социальные институты (например, государство), то производство представлено взаимоотношением различных экономических субъектов и разных форм собственности (индивидуальной, акционерной, государственной).
Как мы уже говорили, не всякий собственник фактора производства непременно должен принимать непосредственное участие в производстве. Но это - привилегия только отчуждаемого фактора производства - "земли" и "капитала".
Что же касается "труда", то способность к труду передать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор "труд", должен всегда принимать непосредственное участие в производстве. Отсюда объективность его статуса как "наемного работника", хотя и он может иметь собственность на другие факторы производства (например, приобрести акции). Но в новый статус он перейдет только тогда, когда доходы от этих, "нетрудовых" факторов смогут обеспечить его потребности.
Мера доходности каждого фактора в конкретных макро- и микроэкономических условиях - одна из центральных проблем экономической теории. Этой проблеме фактически посвящены все последующие лекции. Но мы-то сейчас занимаемся не экономикой (экономическая наука, строго говоря, есть наука о доходности факторов производства), а самим производством. Это значит, что нас интересует в данный момент не доходность, а процесс производства как система взаимодействия "труда", "земли" и "капитала".

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений Окружающий мир
Переходные производственные отношения складываются также и в процессе перехода от капитализма, к социализму. Социалистические производственные отношения не возникают сразу в готовом виде. Они складываются и утверждаются на протяжении всего переходного периода. В. И. Ленин в работе «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» указывает, что экономика переходного от капитализма к социализму периода соединяла в себе черты ликвидируемого, но еще не уничтоженного капиталистического уклада и рождающегося, развивающегося социалистического уклада хозяйства. В переходный период от капитализма к социализму возникает экономический уклад - государственный капитализм, который регулируется и контролируется социалистическим государством, определяющим условия и пределы его существования. Поэтому отношения на государственно-капиталистических предприятиях не являются капиталистическими в полном смысле, но их нельзя отнести и к социалистическим. Это переходные отношения от капиталистических к социалистическим. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенными производственными отношениями, соответствующими характеру и уровню развития производительных сил. Производство находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Это развитие всегда начинается с изменения производительных сил, и прежде всего орудий производства. Чтобы облегчить труд, добиться наибольших результатов при наименьшей затрате трудовых усилий, люди постоянно, непрерывно совершенствуют имеющиеся и создают новые орудия труда, улучшают свое техническое мастерство и навыки к труду. Зависимость производственных отношений от характера и уровня развития производительных сил. История свидетельствует, что люди не свободны в выборе производительных сил, так как каждое новое поколение, вступая в жизнь, застает уже готовые производительные силы и соответствующие им производственные отношения, которые явились результатом деятельности предшествующих поколений. «...Производительные силы, - пишет К. Маркс, - это результат практической энергии людей, но сама эта энергия определена теми условиями, в которых люди находятся, производительными силами, уже приобретенными раньше, общественной формой, существовавшей до них, которую создали не эти люди, а предыдущее поколение». Производительные силы общества представляют собой содержание способа производства. С изменением и развитием производительных сил общества изменяются производственные отношения - форма, в которой осуществляется производство материальных благ. «Люди никогда не отказываются от того, что они приобрели, - писал К. Маркс, - но это не значит, что они не откажутся от той общественной формы, в которой они приобрели определенные производительные силы... Таким образом, экономические формы, при которых люди производят, потребляют, совершают обмен, являются формами преходящими и историческими. С приобретением новых производительных сил люди меняют свой способ производства, а вместе со способом производства они меняют все экономические отношения, которые были необходимыми отношениями лишь данного, определенного способа производства». Например, развитие производительных сил в первобытном обществе, изменение орудий производства, и особенно переход от каменных к металлическим орудиям, привели в конечном счете к коренным качественным изменениям в социально-экономических отношениях, к возникновению классового общества.

Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательство. В современной экономической науке мы будем чаще встречаться с термином ресурсы. Дело в том, названные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное представление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицированного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства? А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одежды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т. д.). производственный возможность кривая богатство

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Благо - это средство для удовлетворения потребностей. А. Маршалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй рассматривал блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А. Шторх подчеркивал, что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов. делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, например, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Анализ транспортных услуг в РФ
Для эффективного управления рынком транспортных услуг, принятия решений по его дальнейшей организации необходимы данные, комплексно отражающие развитие данной отрасли под действием различных внешних факторов. В условиях рыночной экономики является важным достижение...

Формирование и развитие современных социально-экономических систем
Опираясь на немного скорректированное понимание И. Кантом системы, можно определить ее как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое эту систему конституирует и определяет положение элементов системы относительно друг друга. Это качес...

Опосредствующим звеном между потребностями людей и ресурсами, при помощи которых их можно удовлетворить, является процесс производства .

Некоторые ресурсы являются готовыми для потребления благами. К ним можно отнести воздух, солнечный свет, воду. Но большинство ресурсов требуют некоторого видоизменения или воздействия со стороны человека, прежде чем станут готовыми для потребления благами. Прежде чем потребить многие полезности, требуют затрат труда на их добывание и присвоение. Под трудом, прежде всего, следует понимать «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Первоначально труд существует в чистой форме, а затем принимает форму производства. Исторически исходными и на сегодня самыми простыми формами труда были и есть собирательство, охота, рыболовство. Они обеспечивают присвоение готовых продуктов природы. В таком случае имеется труд, но нет производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ. В данном процессе человек видоизменяет вещество природы. При этом изменение вещества природы может происходить как под действием сил природы, так и под действием труда человека. Процесс труда невозможен без непосредственного участия человека, в то время как процесс производства может продолжаться и без него. Например, выращивание пшеницы требует относительно небольшого времени участия человека в процессе производства. Это в основном посев семян и уборка урожая и какие-то гидрохимические работы, предусмотренные технологией производства. В остальное время выращивание пшеницы происходит без участия человека, под действием сил природы.

Таким образом, производство не сводится только к труду. Процесс труда является главным, но не единственным составляющим процесса производства. Важная роль в производстве отводится природному фактору.

Процесс труда как главный элемент процесса производства невозможен без наличия трех простых его моментов: предметов труда, средств труда и собственно самого труда человека.

Предметы труда – это то, что преобразуется в процессе производства материальных благ. В процессе труда человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их до пригодного для потребления состояния. Предметы труда, претерпевшие уже воздействие человеческого труда, но предназначенные для дальнейшей обработки, называются сырым материалом, или сырьем . Например, железная руда в шахте – предмет труда, но не сырье, так как она еще не подвергалась воздействию человеческого труда. А железная руда, предназначенная для использования, например, в металлургии – это уже сырье и предмет дальнейшей переработки.

Человек воздействует на предметы труда не голыми руками. То, что он помещает между собой и предметами труда и воздействует с помощью этого на предметы труда, называется средствами труда .

Из всех средств труда наибольшее значение имеют механические средства труда – машины, инструменты, т. е. орудия производства. При помощи их человек непосредственно воздействует на предметы труда. К средствам труда относятся также производственные здания, дороги, коммуникации и т. п., так называемая сосудистая система процесса производства. Орудия производства относятся к активной части средств труда, а здания, сооружения и т. п. – к пассивной.

Предметы и средства труда в совокупности называются средствами производства . В процессе производства они выступают как вещественный фактор .

Третьим компонентом процесса труда является сам труд или целесообразная деятельность человека. Труд – исключительное достояние человека. Человек – и в этом одно из главных его отличий от животного – трудится сознательно, т. е. целесообразно опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, производит и воспроизводит необходимые ему средства существования.

Для того, чтобы трудиться, люди должны быть носителями рабочей силы. Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, которые запускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо материальные блага. В процессе производства рабочая сила выступает как личный фактор.

Таким образом, впроцессе производства средства производства являются вещественным, а рабочая сила личным фактором производства. Заметим, что не все ресурсы являются факторами производства, а только те, которые используются в процессе производства.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – изд. 2-е. – Т. 23. – С. 188.

1. Понятие производства и его факторы. Производительные силы.

2. Общественное производство. Общественный продукт и его формы.

3. Производственный потенциал общества и предел производственных возможностей.

Понятие производства и его факторы. Производительные силы

Процесс обмена веществ между человеком и природой, как это уже было отмечено в первой главе, осуществляется путем приспособления элементов природы к человеческому потребления. В процессе труда, а в общем определении - в процессе производства, происходит создание необходимых человеку материальных благ. Следовательно, производство - это процесс создания материальных благ, необходимых для обеспечения обмена веществ между человеком и природой для самого существования человека.

Производство, независимо от уровня его развития, всегда включает определенные факторы или компоненты. К этим факторам относятся: рабочая сила, предметы труда и средства труда.

Рабочая сила - это способность человека к труду. Это, другими словами, совокупность физических, умственных и интеллектуальных способностей, которыми обладает человек и которые она использует каждый раз, когда создает необходимые для своего существования блага. С развитием общества происходит и развитие рабочей силы. Человек формирует и развивает все новые и новые свои способности. Каждый новую ступень развития производства формирует и усложняет требования к человеку. В современных условиях человек имеет способность к управлению сложными технологическими процессами, самолетами, космическими аппаратами и т.

Но следует подчеркнуть, что развитие способностей, а значит, и развитие рабочей силы, обусловливается не только развитием вещественных факторов производства. Общественная форма организации последнего тоже способствует таким изменениям в рабочей силе. Скажем, рыночная экономика ставит на повестку дня и делает очень актуальным формирование у человека совокупности умений, которые реализуются в предпринимательских способностях. Огромное значение наличия данной способности, ее уровня и массового проявления в функционировании всего общественного производства даже подталкивает некоторых исследователей к выделению предпринимательской способности как особого фактора производства. Однако это, несомненно, является преувеличением, потому что такая здибнисть- лишь одна из форм проявления человеческих способностей, хотя и играет в рыночной экономике огромную роль.

Каждый человек является носителем рабочей силы, но если взрослый человек имеет, как правило, в полной мере развиты способности к труду, то ребенок или пожилой человек имеют ограниченные способности. В первом случае они еще недостаточно развиты, потенциальные, во втором - уже в значительной степени исчерпаны. Для того чтобы иметь определенные ориентиры в процессе использования рабочей силы, общество в законодательном порядке устанавливает возрастные границы человека, когда он полностью готовой, способной к труду. В нашей стране этот срок установлен от 18 лет до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин.

Рабочую силу еще называют личным фактором производства, подчеркивая, что именно человек, конкретное лицо является носителем способности к труду, то есть носителем рабочей силы. Довольно часто, особенно в трудах западных исследователей, рабочую силу называют еще человеческим ресурсом.

Этот ресурс, как и любой другой ресурс, тоже всегда ограничен. При этом с развитием человечества происходят определенные как положительные, так и отрицательные изменения этого ресурса. Они обусловлены многими причинами как планетарного, так и локального характера. Так, постепенно растет численность населения и в целом повышается его способность к труду через рост квалификации, образования, умений и тому подобное. Однако имеют место и такие негативные факты, как ухудшение общих условий существования человека (загрязнение окружающей среды, перенаселенность отдельных территорий и т.д.). Еще более заметным могут быть эти изменения на локальном уровне, где общепланетарные процессы усиливаются действием тех факторов, которые присущи конкретному обществу.

Рабочая сила является главным движущим элементом производства. Именно она в процессе своей реализации обеспечивает развитие всего общественного производства.

Предметы труда - это все то, на что направлена деятельность человека в процессе создания материальных благ. К предметам труда относятся как те элементы природы, которые человек впервые включает в процесс производства, так и те, которые уже были косвенные человеческим трудом. Примером последних может быть уголь, потребляющих для отримайня тепла, электроэнергии и т. Таким примером может быть металл, который используют во многих отраслях хозяйства для создания определенных материальных благ. Такие предметы труда называются сырье.

В целом же предметы труда или, как часто говорят, природные ресурсы постепенно исчерпываются. Уже в прошлом веке человечество столкнулось с нехваткой многих из них. Так, сегодня население многих стран страдает от недостатка воды, все чаще ученые говорят об ограниченности и не очень отдаленную для человечества перспективу исчерпания нефти, газа, угля и других энергоносителей. Все это ставит перед человечеством на повестку дня вопрос о рациональном использовании всех природным ресурсам.

Средства труда - это все то, что человек размещает между собой и предметом труда, или все то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда в процессе создания материальных благ. К средствам труда можно отнести, например, инструмент, станки, оборудование и т. др. К общим средствам труда относятся также производственные помещения, дороги, железные дороги и т.

В совокупности тех предметов, которые принадлежат к средствам труда, как правило, выделяют особую их группу, а именно орудия труда. Они представляют ту часть средств труда, с помощью которых человек непосредственно воздействует на предметы труда. Именно они играют решающую роль в создании материальных благ и именно от них зависит эффективность человеческого труда. От уровня развития орудий труда зависит уровень взаимоотношений между человеком и природой. Именно эта их особая роль позволила К. Марксу высказать мнение о том, что экономические эпохи отличаются между собой не тем, что производится, а тем, как, какими орудиями труда производятся материальные блага.

Особым средством труда является земля. В сельскохозяйственном производстве она выступает и главным объектом, по поводу которых возникают производственные отношения.

Земля, как всеобщее средство производства, имеет не искусственное, а естественное происхождение. За очень редким исключением (например, создание польдеров в Голландии), она не является продуктом человеческого труда и к тому же всегда количественно ограничено. Часть земли используется человечеством в сельскохозяйственном производстве, которое без земли, по сути, невозможно. Земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, не так уж и много на земном шаре. Более того, с увеличением численности населения земного шара антропогенное давление на землю растет и ее определенная часть навсегда выходит из сельскохозяйственного оборота.

С этой точки зрения наша Родина щедро одаренная Божьей милостью, потому что мы имеем большую территорию (в Европе Украина самая большая по территории государство), значительная часть которой представлена равниной с благодатными условиями для сельскохозяйственного производства. При этом в Украине земли сельскохозяйственного назначения - это в основном черноземы, плодородные земли в мире. Этот дар следует хранить и очень экономно и бережно использовать.

Предметы труда, если их объединить со средствами труда, образуют средства производства. Это один из базовых и очень распространенных терминов политической экономии и экономической науки в целом. Но наряду с этим средства производства часто называют еще материальным, или вещественным, фактором производства. В западной литературе этот фактор еще часто определяют как материальные ресурсы. Отметим, что понятие или термин ресурсы все-таки более приемлем, чем факторы, ибо он указывает на их ограниченность.

Средства производства в сочетании с человеком, с его знаниями, умениями, навыками и т.д. образуют производительные силы. В этой совокупности рабочий, как носитель рабочей силы, является главным элементом. Именно он создает средства труда, открывает все новые и новые предметы труда, совершенствует процесс производства и, вообще, ведет себя как определяющий творческий и движущий элемент производительных сил.

Все составляющие производительных сил находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействия, а следствием функционирования производительных сил выступает все многообразие материальных благ, необходимых отдельному человеку и обществу в целом для обеспечения их нормального существования. Схематично составляющие элементы производительных сил представлены на рис.1.

Элементы, которые входят в структуру производительных сил, имеют определенный компенсирующий характер по отношению друг к другу, и это очень важный момент их взаимодействия. Скажем, та или иная страна, которая не имеет больших природных ресурсов, а следовательно, будет ограничена в предметах труда, может иметь высокоразвитые производительные силы. Такой их состояние обеспечивается тем, что средства труда и человеческий фактор могут быть очень развитыми, а это компенсирует определенную ограниченность такой составляющей производительных сил, как предмет труда. Ярким примером ситуации может быть современная Япония. Эта страна имеет очень небольшие природные ресурсы, но, обладая передовыми средствами производства (современные станки, оборудование, средства коммуникации, передовые технологии и т.д.) и высокоразвитым человеческим фактором, "производственные" характеристики которого (уровень образования, квалификации, дисциплины труда, мотивация к труду и т.д.) очень высокие, зато имеет высокоразвитые производительные силы, которые обеспечивают ей одно из ведущих мест среди самых могущественных государств мира.

Другим и, в определенной степени, противоположным примером может быть наша Родина. По сравнению с Японией, и с многими странами Европы, Украина является одной из самых богатых по своим природным ресурсами стран мира. В нашем государстве существует также высокоразвитый человеческий фактор. Его признаками выступают высокий уровень образования, высокий уровень квалификации и другие показатели. Однако средства труда, прежде всего, орудия труда и технологии, преимущественно устаревшие и еще и очень изношены. В большинстве ведущих отраслей износ оборудования достигает 60-70%. Такое положение этого элемента приводит к довольно невысокого уровня производительных сил. Низкий уровень развития производительных сил в Украине является следствием и действия других факторов. К ним, например, можно отнести то, что взаимосвязь и взаимодействие всех элементов производительных сил через неустойчивость и начальный характер развития рыночных отношений еще не отлажены в оптимальном для общественного производства варианте.

Производительные силы входят в перечень важнейших категорий политической экономии. Это обусловлено тем, что прогресс общества всегда связан с развитием производительных сил. Только они создают базу для увеличения производства количества материальных благ, необходимых для существования человека, открывают возможности для решения тех проблем, которые возникают в процессе развития человечества.

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

Поделиться: