Oпубликован Декрет Сальвини "О гражданстве, безопасности и иммиграции": основные положения. Oпубликован Декрет Сальвини "О гражданстве, безопасности и иммиграции": основные положения Особые характеристики вышеперечисленных ВНЖ

Цели Декрета: активизация деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам (к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь) в трудоустройстве, стимулирование занятости, проведение мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

В соответствии с п.1. Декрета одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов отныне считаются проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности.

Согласно п.3 для реализации Декрета:
— местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
— предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п.4 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Такая Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Особый интерес обоснованно вызывают следующие пункты Декрета №3 в новой редакции.

Так, согласно п.5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

Между тем, понятие «трудоспособных граждан, не занятых в экономике» в самом Декрете не определяется .

Можно предположить, что данный вопрос должен быть решен на уровне Совета Министров Беларуси.

Пунктом 6 Декрета вышеуказанным комиссиям предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам:
1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

При этом, до 1 апреля 2018 г. Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить примерное положение о комиссии, а также определить: услуги с возмещением затрат и условия их предоставления; порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат и внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по: ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений; совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В соответствии с п.2. Декрета №1 плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1, освобождены от уплаты этого сбора. Тем, кто успел оплатить указанный сбор деньги должны быть возвращены в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, нельзя говорить о том, что Декрет № 3 от 2 апреля 2015 г. полностью отменен. Он всего лишь модифицирован Декретом от 25 января 2018 г. № 1.

Что радует: Радует то, что власть слышит свой народ, видит свои ошибки и пытается их исправить. Доказательством чего является отмена сбора.

Что заставляет задуматься:

1) Как быть, когда совокупный доход отдельно взятой семьи, в которой один или несколько членов не работают по трудовому договору, превышает доход среднестатистической белорусской семьи, в которой все ее члены работают. К примеру, в первой семье работает муж и получает 4000р, по понятным причинам жена занимается домашним хозяйством. Во второй семье трудятся оба супруга, и получают «по 500» (в долларах «конечно»). Получается, что первая семья платит в два раза больше налогов, чем вторая (грубо говоря). По какой причине тогда первая семья должна, оплачивать услуги в большем размере, чем вторая? Где обещанная справедливость?

2) Искусственное вмешательство в какие-либо закономерные процессы зачастую приводит не только к положительным, но и ко многим отрицательным результатам. В данной ситуации в след за жесткими мерами от государства может последовать не только недовольство части населения, но искусственное увеличение количества рабочих мест. Представляется, что многие из них могут быть просто «фиктивными». А на что влияет появление на предприятии (организации) нового «ненужного» рабочего места. Безусловно, увеличивается размер налоговых отчислений в бюджет. А с другой стороны? Урезается заработная плата других работников и (или) все ложится на себестоимость продукции (товаров, услуг). В конечном итоге увеличивается цена конечного продукта. Кто при этом страдает? Где справедливость?

3) Никак не получается забыть про НДС. Ведь все граждане являются потребителями тех или иных товаров и (или) услуг, приобретая которые, оплачивают, в том числе НДС. Как можно говорить, что кто-то из них может быть не занят в экономике?

Вопросов много, ответов мало. Но, будем надеяться, что в скором времени вопросы будут сняты.

Скачать, почитать полный текст Декрета Президента Республики Беларусь 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где он 26.01.2018 был официально опубликован (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499). Ссылка http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1800001&p1=1

Рассмотрим, тезисно, какие изменения в действующее законодательство привнес новый указ Сальвини.

Положения о приобретении и отзыве итальянского гражданства

а) аннулирована статья 8, которая касается отклонения запросов на получение гражданства супруга гражданина Италии, иностранца или лица без гражданства, при наличии препятствий, упомянутых в статье 6 (вынесенный судебный приговор за одно из преступлений, предусмотренных во второй части, главы I, II и III Уголовного кодекса). Исключение пункта 2 отменяет издание декрета, отклоняющего ходатайство спустя два года с даты подачи запроса;

б) сумма взноса за рассмотрение заявок на предоставление итальянского гражданства с 5/10/2018 возрастает до 250 евро;

c) изменяются сроки рассмотрения заявок, упомянутых в статьях 5 и 9, с 24 до 48 месяцев;

d) после статьи 10 вставлен следующий текст:

"Ст. 10-бис. - 1. Итальянское гражданство, приобретенное в соответствии с пунктами 2, 5 и 9 статьи 4, аннулируется в случае получения обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, за преступления, предусмотренные в статье 407, пункт 2, а), п. 4), Уголовно-процессуального кодекса, а также за преступления, упомянутые в статьях 270 -ter и 270 -quinquies. Уголовного кодекса. Отзыв гражданства осуществляется в течение трех лет после получения судимости за преступления, упомянутые в первом предложении, Указом Президента Республики по одобрению Министерством Внутренних дел. (прим: терроризм, принадлежность к террористическим организациям).

2. Положения пункта 1, литера с) применяются к ТЕКУЩИМ практикам по предоставлению гражданства, продолжающимся на момент вступления в силу настоящего указа .

Гуманитарная защита в Италии, вид на жительство для гуманитарной защиты

Текст декрета был разработан и адаптирован путем кропотливой работы сотрудников МВД, однако, его первоначальная структура, вызвавшая множество разногласий, касающаяся механизма предоставления гуманитарной защиты в Италии, не изменилась.

Настоящим указом министр Сальвини отменяет выдачу видов на жительство для гуманитарной защиты . Лица, пребывающие в Италии по процедурам гуманитарной защиты, упомянутым в статье 1 декрета номер 416 от 30 декабря 1989 года, на дату вступления в силу этого указа, остаются в Италии на данном основании до истечения запланированного периода времени и, в любом случае, в течение сроков финансирования проектов приема и размещения.

Что касается иностранцев, имеющих , законопроект от 5 октября 2018 года, в ст. 1, пункт 8, гласит, что по истечении его срока действия смогут продлить его в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Законодательного декрета 25/2008, но после тщательной экспертизы, проведенной компетентной Территориальной комиссией, которая оценит условия и предпосылки для продолжения пребывания иностранца в Италии, изложенные в пунктах 1 и 1.1 статьи 19 Единого иммиграционного законодательства. Следовательно, продлить гуманитарный вид на жительство будет гораздо труднее, чем в прошлом.

В пункте 9 также предусматривается, что с момента вступления в силу нового декрета, иностранцы которые, по мнению Территориальной комиссии, не могут получить вид на жительство на основании международной защиты, однако имеют право на получение ранее существовавшего гуманитарного ВНЖ, получат новый тип ВНЖ с надписью "особые случаи", длительностью два года, конвертируемый в вид на жительство для самозанятости или подчиненной работы. По истечении срока действия, если документ не будет конвертирован, резонность пребывания иностранца будет подлежать той же оценке, которая предусмотрена в предыдущем пункте 8.

Кроме того, расширяется перечень преступлений, которые, в случае получения окончательных обвинительных приговоров, являются причиной отказа в выдаче или аннулирования статуса беженца: это сексуальное насилие; производство, оборот и хранение наркотиков; грабеж и вымогательство; насилие или угроза государственному должностному лицу; кража, усугубляемая применением оружия.

Старые и новые типы вида на жительство для гуманитарной защиты

Pечь идет о видах на жительство на основании социальной защиты (статья 18) для жертв насилия в семье (статья 18 бис) для жертв трудовой эксплуатации (статья 22, параграф 12 кватер); все эти случаи, уже предусмотренные в законодательстве ранее, теперь группируются под новым названием "особые случаи" (casi speciali); затем декрет предусматривает введение двух новых типов видов на жительство, один для жертв стихийных бедствий (статья 20-бис), а другой для иностранцев, совершивших акт особой гражданской ценности (статья 42-бис) (ВНЖ-премия за особо ценные для государства и граждан поступки). Наконец, новый тип ВНЖ, похожий на уже существовавший ВНЖ для лечения, будет выдаваться иностранцам, которые находятся в чрезвычайно тяжелом состоянии здоровья (пункт 2 статьи 19, лит. d-бис)).

Особые характеристики вышеперечисленных ВНЖ:

а) ВНЖ по соображениям социальной защиты (статья 18) (permesso per motivi di protezione sociale) имеет продолжительность шесть месяцев и может быть продлен на один год или на более длительный период, если существуют условия. Он позволяет получить доступ к основным социальным услугам и обучению, а также работать по найму, по желанию и при наличии условий, документ может быть преобразован в учебный или рабочий вид на жительство;

b) ВНЖ для жертв насилия в семье (статья 18-бис), имеет продолжительность один год и обеспечивает доступ к социальным услугам и учебе, позволяет получить прописку в Италии, выпонять работу в подчинении и автономно, если держатель удовлетворяет минимальным возрастным требованиям. По истечении срока действия вид на жительство может быть преобразован в рабочий или учебный ВНЖ;

c) ВНЖ для жертв трудовой эксплуатации (статья 22, параграф 12) имеет срок действия шесть месяцев и может быть продлен на год или на более длительный период, необходимый для совершения уголовного судопроизводства, он позволяет работать и может быть преобразован по истечении срока действия в вид на жительство для подчиненной или самостоятельной работы;

d) ВНЖ для лечения, будет выдаваться иностранцам, находящимся в состояниях здоровья исключительной тяжести (19, абз. 2, буква d-бис)), которые не могут быть высланы, поскольку удаление из Италии принесло бы непоправимый вред их здоровью. ВНЖ выдается на время, подтвержденное медицинским учреждением в Италии, срок действия, в любом случае, не превышает один год, с возможностью продления, если условия здоровья исключительной тяжести должным образом удостоверены; документ действителен только на национальной территории, не позволяет работать и не конвертируется, за исключением преобразования в ВНЖ по семейным обстоятельствам, согласно требованиям статьи 30, пункт 1, Единого иммиграционного закона;

e) ВНЖ для лиц, пострадавших от стихийного бедствия (статья 20-бис) (permesso di soggiorno per calamità) выдается, когда страна, в которую иностранец должен вернуться, пострадала от непредвиденных катастроф и бедствий, которые не допускают возвращения иностранца домой в полной безопасности; ВНЖ имеет срок действия шесть месяцев, действителен только на национальной территории и позволяет работать, но не может быть преобразован в рабочий вид на жительство; как и в предыдущем случае, понако, он конвертируем в ВНЖ по семейным обстоятельствам;

f) ВНЖ для лиц, совершивших поступки особой гражданской ценности , выдается по разрешению министра внутренних дел по предложению компетентного префекта. Он действует в течение двух лет, может быть продлен, позволяет получить доступ к соцуслугам, обучению, а также работать и может быть преобразован в вид на жительство для самозанятости или работы по найму.

Споры, связанные с выдачей, продлением, отзывом вышеупомянутых видов на жительство (за исключением ВНЖ для лиц, совершивших поступки особой гражданской ценности), ведутся в специализированных секциях гражданских судов в соответствии с лит. d -бис), пункта 1, ст. 3 декрета от 17 февраля 2017 года.

Вид на жительство для "особой защиты" (protezione speciale)

Другая категория видовна жительство - ВНЖ для "особой защиты", выданный по просьбе Комиссии по территориальному убежищу, в соответствии с новой редакцией ст. 32, пункт 3 Законодательного декрета от 28 января 2008 года, п. 25: "В случаях, когда заявка на международную защиту не принимается и существуют условия, изложенные в пунктах 1 и 1.1 статьи 19 законодательного декрета от 25 июля 1998 года, п. 286 и последующие поправки, для предоставления гуманитарной защиты, Территориальная комиссия передает документы в квестуру для выдачи вида на жительство сроком действия один год с надписью "особая защита", если иностранец не может быть направлен в другое государство, обеспечивающее аналогичную защиту. Данный тип ВНЖ может быть продлен по запросу Территориальной комиссии и позволяет работать, но не может быть преобразован в рабочий вид на жительство. Опять же, он может быть конвертирован в ВНЖ по семейным обстоятельствам.

Таким образом, этой мерой Италия будет предоставлять защиту просителю убежища, который, даже если он не обладает реквизитами для получения , находится в уязвимом состоянии, как это определено в ст. 19, пункты 1 и 1.1, и поэтому ни в коем случае не может быть выслан в государство, в котором он может подвергнуться преследованию по признаку расы, пола, языка, гражданства, религии, политических убеждений, личных или социальных условий.

Споры, связанные с признанием статуса особой защиты и вопросами получения, продлением или отзыва соответствующего вида на жительство, передаются в специализированные секции обычных судов.

ВНЖ в качестве документа, подтверждающего личность владельца

Статья 13 декрета вносит изменения в статью 4 законодательного декрета 142 от 18 августа 2015 года: "вид на жительство представляет собой документ, подтверждающий личность заявителя, в соответствии с пунктом 1 статьи 1, лит. c) Постановления Президента от 28 декабря 2000 года, п. 445".

Высылка и содержание под стражей

Другие изменения в Едином иммиграционном законодательстве охватываются статьей 2 Закона о декрете и касаются процедур высылки нелегально проживающих в Италии иностранных граждан.

Во-первых, срок максимального срока содержания иностранца в центрах репатриации был удвоен (пункт 5 статьи 14) с 90 до 180 дней. Затем, предусматривается возможность содержания под стражей иностранца, ожидающего репатриации и высылки, также в структурах, отличных от центров репатриации, при наличии Управления по обеспечению общественной безопасности. Куда поместить иностранца, решает мировой судья по запросу квестур. Судья может разрешить содержание иностранца в подходящих помещениях соответствующей пограничной службы до тех пор, пока не будет проведена его высылка, н в любом случае не более сорока восьми часов после.

Наконец, в статье 5, которая ссылается на Регламент (ЕС) №. 1987/2006, говорится, что "высылка включает запрет на въезд и пребывание на территории государств-членов Европейского союза, а также государств, не являющихся членами, где действует шенгенская конвенция".

Изменения в правилах международной защиты

а) Прием просителей международной защиты - Законодательный декрет 142 от 18 августа 2015 года и декрет-закон 416 от 30 декабря 1989 года

Первый пересмотр норм (статьи 4, 5 и 5 бис) касается вида на жительство, выданного лицу, ищущему убежище, который и сегодня является документом, удостоверяющим личность, но в то же время больше не дает права на прописку.

После этого изменяются условия при гипотетическом задержании лица, ищущего убежища (статья 6): иностранец может быть задержан, даже если он числится проживающим в одном из центров приема, если префектура имеет основания полагать, что заявка на предоставление международной защиты была подана с единственной целью оттянуть момент высылки из страны. Иностранец может быть задержан в целях идентификации личности в специальных помещениях в структурах, упомянутых в пункте 1 статьи 10 тер, TUI на срок, не превышающий тридцати дней; если существуют трудности при проверке личности и, прежде всего, гражданства, содержание под стражей может продолжаться в течение максимального периода в 180 дней. Задержание происходит по распоряжению специализированной секции суда.

Другие изменения, внесенные указом, состоят в следующем: иностранец может присутствовать на слушании путем видеосвязи с центром репатриации.

Что касается системы приема (статьи от 8 до 23), то в декрете указывается, что в первую очередь центры по защите и приему беженцев будет заниматься только приемом несовершеннолетних и тех, кто получил статус международной защиты. Все остальные просители убежища будут размещены в государственных приемных центрах или, в случае чрезвычайной ситуации, во временных структурах, только после оценки состояния здоровья заявителя и выяснения наличия особых ситуаций (Статья 11). В качестве условия для доступа к услугам по приему и размещению иностранец в момент подачи заявки должен официально заявить, что у него нет достаточных средств к существованию. Остается неизменной возможность просителя убежища выйти на рынок труда через 60 дней после подачи заявки, если процедура рассмотрения заявки не будет завершена и отсрочка не является виной заявителя.

Определение "Система защиты лиц, ищущих убежище" заменяется новым названием "Система защиты лиц, пребывающих под международной защитой, и несопровождаемых беженцев-несовершеннолетних".

Процедуры признания и отзыва статуса беженца

Первое изменение касается пункта 3 статьи 3: ускоряются процедур определения государства, ответственного за рассмотрение ходатайства о международной защите.

Изменения в статье 7: заявители, которые подали заявление на предоставление статуса беженца только с целью отсрочки высылки, будут немедленно удалены с национальной территории.

В статье 23 бис предусмотрено приостановление рассмотрение ходатайства на предоставление международной защиты при необоснованном отдалении иностранца из структур приема.

Иностранец может подать повторное ходатайство, если его заявка отклонена, но он считает, что условия для предоставления ему статуса беженца существуют. В декретно, однако, исключается положение о том, что Комиссия, прежде чем принять решение о высылке в отношении заявителя, повторившего ту же заявку после принятия первого решения Комиссией, должна предоставить ему возможность представить свои замечания в течение трех дней после оглашения отказа. Наконец, в новой статье 29 бис в декрете закона определяется невозможность подачи повторной заявки иностранцем на этапе исполнения декрета о высылке или выдворении с единственной целью - отсрочить или предотвратить выполнение самой меры.

Прекращение действия и отказ в предоставлении статуса беженца и субсидиарной защиты - Законодательный декрет 251 от 19 ноября 2007 года

Декрет изменяет следующие пункты:

1) прекращения действия статуса беженца и субсидиарной защиты по причинам, упомянутым в ст. 9, пункт 1, буква d),(беженец добровольно вернулся в страну, которую он оставил) наступает после первого въезда иностранца в страну происхождения по любой причине.

2) в статьях 12 и 16 увеличились случаи аннулирования/отказа в предоставлении статуса беженца/дополнительной защиты (насилие или угроза государственному должностному лицу; увечье женских половых органов; кража, совершенная с применением оружия или наркотиков, убийства, грабеж, вымогательство, похищение с целью грабежа или вымогательства, содержание в рабстве или в подневольном состоянии; принуждение к проституции лица в возрасте до восемнадцати лет, детская порнография, торговля людьми, сексуальное насилие).

Полный перечень услуг, которые придется оплачивать гражданам, подпадающих под действие Декрета о содействии занятости, будет определен к 1 апреля 2018 текущего года, заявила журналистам на пресс-конференции в пятницу председатель постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Тамара Красовская.

“При разработке Декрета №1 “О содействии занятости населения речь шла только о 100%-м возмещении услуг ЖКХ”, – сказала Красовская. Депутат считает, что поводов для социальных протестов в связи с новым декретом нет.

“Это совершенно новый документ и не нужно его сравнивать с декретом №3. Новый декрет идеологически выверен, направлен на предоставление права трудоустройства граждан. Он не должен вызвать негативной реакции в обществе, комплексно решает проблемы семьи. Бывает такое: мы приходим в семью, и там не говорят, что мама или папа болеет тяжелыми онкологическими заболеваниями. Такой человек не будет числиться в списках тех, кто не занят сегодня трудом. Самое ключевое слово в этом документе – «человеческий подход к решению всех проблем»”.

В свою очередь первый заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси Андрей Лобович, отвечая на вопрос по поводу “маршей тунеядцев”, отметил, что новый документ направлен на обеспечение занятости населения. Так же он сказал, что в стране есть в наличии трудовые вакансии и каждый человек в такой ситуации решает свою судьбу сам.

По словам чиновников, новый декрет не будет обязывать никого работать

– Право на труд гарантировано конституцией, и заставить кого-то работать мы не могли и раньше. Мы даем человеку удочку в руки – предлагаем трудоустройство, – объясняет председатель комитета по труду, занятости и соцзащите Жанна Романович. – Вот последний пример: «Камволь», город Минск. Предприятие нуждается в кадрах. Все комитеты получили наши письма: приглашаем в Минск с общежитием, зарплата – от 700 рублей. И предприятие по-прежнему испытывает потребность в кадрах!

Чиновники в рамках Декрета №1 призывают “сдавать” домашних парикмахеров

Чиновники предлагают белорусам действовать “как в европейских странах” и призывают к социальной ответственности.

Декрет №1 “О содействии занятости населения” призван бороться с теневой экономикой, пояснила председатель комитета по труду занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович.

“В европейских странах есть такой подход: сосед знает, что соседка делает стрижки на дому, и сообщит об этом в уполномоченные органы”, – сказала Романович.

Романович полагает, что минчане не в полной мере пользуются возможностями ярмарок вакансий, некоторые приходят “чтобы отчитаться перед родителями”. Также возмущает комитет по труду и нежелание использовать предлагаемые государством возможности.

“В минувшем году на 150 объектах Минска на временную работу устроились немногим больше 200 человек при заработной плате за день от семи до пятнадцати рублей”, – отметила она.

Была также озвучена статистика: за прогулы и нарушение трудовой дисциплины в Минске было уволено больше пяти тысяч человек, из-за реорганизации предприятий – около 700. Чиновники полагают, что вопрос не в нехватке специальностей, а неверном “воспитании отношения к труду”.

“В республике есть определенная категория трудоспособных граждан, которые не работают и не заинтересованы в поиске работы. Возможно, часть из них - это граждане, занятые в теневом бизнесе. Поэтому необходимо формирование условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в трудоустройстве”, - прокомментировала министр труда и социальной защиты Ирине Костевич БелТА положения нового декрета.

МНС готово вернуть “тунеядцам” ранее уплаченный ими налог

Деньги граждане смогут получить в течение месяца после подачи в ИМНС заявления.

Министерство по налогам и сборам Беларуси разъяснило порядок возврата гражданам сбора, предусмотренного Декретом № 3 “О предупреждении социального иждивенчества”, который был принят в апреле 2015 года.

“Возврат сбора на финансирование государственных расходов гражданам будет осуществляться на основании их заявлений в порядке, установленном законодательством”, – сообщили в пятницу в пресс-службе МНС.

Для возврата денег граждане, имея при себе паспорт или другой удостоверяющий личность документ, должны подать в ИМНС заявление, в котором указать, каким образом желают получить средства.

По информации МНС, сбор инспекции могут вернуть, перечислив деньги на счет в банке либо выдав наличными. При втором варианте гражданам нужно будет обратиться в отделение “Беларусбанка”.

Кто заплатит по полной: незанятых будут оценивать специальные комиссии

Чтобы обеспечить индивидуальный подход при исполкомах на местах будут созданы специальные комиссии, наделенные правом исключить незанятого из списков тех, кто подпадает под действия Декрета №1.

Подход к оценке каждой ситуации, связанной с включением граждан в список незанятых в экономике, будет индивидуальным, заявила журналистам на пресс-конференции председатель Постоянной комиссии по труда и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Тамара Красовская.

“Для этого при исполкомах на местах будут созданы постоянно действующие территориальные комиссии, которые будут определять, есть ли основания для исключения обратившегося из списка”, - объяснила депутат.

При этом участники пресс-конференции затруднились ответить, попадут ли в списки незанятых члены творческих союзов, и как будет рассчитываться оплата ЖКХ, если один из трех проживающих в квартире членов семьи не работает.

Базы по безработным в Беларуси будут формировать в два этапа

Подход к оценке каждой ситуации, связанной с включением граждан в список незанятых в экономике, будет индивидуальным.

Возможность увеличения пособия по безработице правительство пока не рассматривает.

На республиканском уровне будет создаваться основная база, а на местном уровне будет проходить ее корректировка с учетом имеющихся у местных властей ресурсов. Отработанная база будет использоваться местными органами, заявил первый заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Лобович.

“Граждане о том, что они попали в базу, будут узнавать от местных органов власти, чья задача дойти до каждого гражданина, который попадет в эти списки. Местные органы власти знают людей и имеют возможность дойти до каждого человека, выяснить его социальный статус и чем он занимается”, - отметил он.

Увеличивать пособие по безработице пока не планируют - эти меры определены как преждевременные и возможность повышения размера пособия не рассматривается.

В министерстве не отрицают, что в списки могут попасть люди, которых находятся в сложных жизненных ситуациях – в таких случаях их вопросы рассмотрит специальная комиссия.

Услуги, которые еще не определили

С 1 января 2019 года белорусы, которых так и не смогли трудоустроить комиссии или те, кто не захотел этого сделать по своим соображениям, будут возмещать затраты на некоторые потребленные услуги по экономически обоснованным тарифам. Точного перечня этих услуг еще не существует. Но педположить, каких именно сфер это коснется, уже можно. Один из участников рабочей группы, которая занималась выработкой изменений в декрет № 3, директор Института экономики НАН Валерий Бельский рассказал TUT.by, что в Беларуси не так и много сфер, которые могут быть задействованы в механизме полной оплаты потребленных услуг.

“Медицинское обслуживание у нас по Конституции бесплатное. Всем по потребности предоставляет медицинскую помощь - как занятым в экономике, так и незанятым. В сфере ЖКХ есть возможность ввести полную оплату услуг для неработающих граждан. Но в ближайшей перспективе останется только два вида услуг, которые будут субсидироваться государством и за потребление которых неработающие граждане могут платить по 100-процентному тарифу - отопление и обеспечение топливом. Стоимость этих услуг в значительной степени субсидируется государством”, - отметил Бельский.

Напомним, накануне президент республики Александр Лукашенко взамен резонансного декрета “о тунеядцах” , которым установлены новые меры по воздействию на граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов. Новым декретом, в частности, был отменен спецсбор, который ранее взимался с “тунеядцев”.

Декрет №3 “О предупреждении социального иждивенчества”, который в широких массах получил название “о тунеядцах”, был принят в апреле 2015 года. Действовать он начал с 1 января 2016-го. В соответствии с нормами, оговоренными декретом, граждане, которые не участвуют в финансировании госрасходов в течение более 183 дней в году, должны были оплатить сбор в размере 20 базовых величин.

Документ спровоцировал волну протестов в начале 2017 года. После этого власти заморозили декрет и объявили о разработке новой концепции документа. В ходе сегодняшнего совещания президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что новый документ должен быть более сбалансированным.

У белорусов попытаются забрать еще больше денег.

Тунеядцев не будет!

Декрет кардинально меняет подход. Нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов были вычеркнуты. Не идет речи о социальных иждивенцах - тех самых «тунеядцах». Вместо этого вводиться термин «стимулирования трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости». Таким образом белoрусы смогли отбиться от декрета №3 посредством массовых протестов в феврале-марте этого месяца, но получили новую причину для протестов.

В свою очередь чиновники уже начинают вилять вокруг вопроса о том, зачем же нужен новый закон:

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения» - говорится в сообщению о подписании декрета №1.

Те, кто в свою очередь оплатил взнос декрета №3, смогут вернуть деньги написав заявление и подождав месяц.

Давай, давай!

После почти года разработки нового концепта чиновники согласились во многом с тем, что уже просачивалось в СМИ последние месяцы - вместо одноразовой оплаты за услуги государства раз в год в виде 150 долларов, теперь мы в случае утери работы должны будет оплачивать все услуги субсидированные государством. Звучит довольно странно, а для многих вообще непонятно, что это значит. И похоже, это очередной шаг в попытке избежать столкновения с гневом народа, с которым власти уже столкнулись в начале 2017.

Однако, уже в первые дни посыпались сообщения о том, что в экономическом плане новый декрет может стать еще более разрушительным, чем предыдущий, так как в размытых формулировках скрывается огромное количество потенциальных расходов, которые придутся на людей, оказавшихся и так в сложной финансовой ситуации.

Сам список услуг, которые граждане будут обязаны оплачивать в полном размере, пока не опубликован: он будет представлен общественности до 1 апреля. Однако уже сегодня можно взглянуть на то, что субсидирует белорусское государство:

Медицина

В случае с медициной непонятно как будут определять работоспособность закона в случае экстренного оказания медицинской помощи. Окажется ли безработный в долгах за удаление аппендикса или медики не будут выпускать из больницы пока не оплатил все услуги - последнее в стране очень легко можно представить.

Помимо этого, странная ситуация складывается вокруг семей, где муж или жена работают, а супруг смотрит за детьми и домашним хозяйством. Получится ситуация, где сегодня семья могла нормально выживать за счет работы одного человека и пользоваться медицинскими услугами, а уже после декрета эти люди будут вгоняться в долги при проблемах со здоровьем неработающего супруга.

Стоит еще вспомнить в этой ситуации об оказании помощи бездомным в холодные месяцы, когда люди оказываются на несколько недель в больнице с обморожениям и переохлаждением. Значит ли это, что этим людям будет отказано в предоставлении медицинской помощи, тем самым еще больше маргинализируя бездомных.

Однако очередное наступление на бесплатную медицину наталкивается на стену конституции, которая гарантирует на данный момент бесплатное медицинское образование.

Коммуналка

Уже на протяжении многих лет Лукашенко пытается привести людей к оплате 100% коммунальных услуг. С низким ростом зарплат, подобные попытки воспринимаются довольно холодно со стороны общества. С новым декретом вполне возможно, что оплачивать коммунальные услуги придется как минимум безработным или же семьям, в которых есть безработные.

В очередной раз ситуация приблизительно такая же, как и в случае с медициной - люди, которые сегодня могли справляться с оплатой коммуналки без постоянной работы могут оказаться в ситуации задолженностей. Таким образом государству получит дополнительную возможность выселения малоимущих семей в счет долгов.

Образование

Ситуация с образованием в целом малопонятна для многих. С одной стороны, конституция опять же обеспечивает бесплатное образование для всех. С другой стороны, чиновники могут накинуться на безработных в семье и таким образом попытаться взимать оплату за образование.

Общественный транспорт

Тут ситуация тоже заставляет засомневается в возможности отсеивания безработных. Но не стоит забывать, что рекомендации МВФ по сворачивания субсидий по всем направлениям все еще в силе и вполне возможно, что к началу действия закона транспорт уже не будет субсидироваться.

Социальной справедливости всем!

«Декрет №?1 основан на принципе социальной справедливости и участии всех граждан в жизни общества и нашей страны» - Андрей Лобович, зам. министра труда и соцзащиты.

Список услуг, который мы привели не полон, экономика Беларуси во многих сферах завязана на государственных субсидиях и как все это впишется в рамки декрета №1 до сих пор непонятно. В самом декрете существует огромное количество.

К примеру, в регионах будут созданы некие комиссии, которые будут оказывать содействие граждан в поиске работы. Вы можете ошибочно подумать, что в Беларуси появится огромное количество вакансий для социальных работников, вот только по тексту декрета входить в эти комиссии будут депутаты всех уровней, специалисты из ЖКХ, милиции, исполкомов и общественных организаций. И мы отлично знаем, в каком ключе белорусские милиционеры, например, могут помочь с поиском работы:

«Декрет предусматривает право этих комиссий принимать решение о направлении «трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории»

Т.е. для борьбы с «асоцильными элементами» все больше людей будут отправлять в ЛТП. Не стоит сомневаться в том, что возможностью будут пользоваться для борьбы в том числе и с политическими оппонентами.

Но возможность унижения перед чиновниками в новом декрете оставили. Точно также как и ранее безработные могут объяснить комиссии о своих сложностях и получить возможность не уплачивать расходы в полном размере. Мы помним начало прошлого года и описания того, через что проходили люди на таких комиссиях.

«Хитрость» декрета

Хитрость новой версии нападения на безработных и малоимущих заключается в том, что хотя деньги и начнут взимать с 1 января 2019, почувствовать на себе закон многие смогут только спустя некоторое время, таким образом избегая сценария зимы-весны 2017, когда более 400 000 человек получили «письма счастья». Вполне возможно, что с недовольством, разбросанным по различным неделям/месяцам будет проще совладать.

26 января первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович и еще ряд чиновников провели пресс-конференцию, чтобы объяснить особенности президентского декрета № 1.

Накануне Александр Лукашенко подписал декрет № 1 о содействии занятости населения.

Было заявлено, что главная цель документа - обеспечить работой всех, кто этого хочет. Вместе с тем предусмотрены меры пресечения в отношении тех, кто не хочет приносить пользу обществу. Среди прочего говорится, что с 1 января 2019 года безработные трудоспособные белорусы будут оплачивать датированные государством услуги по их полной цене. Конкретный перечень поручено определить правительству.

Кто попадет в список «тунеядцев»?

Первое. Сначала на основании данных государственных органов будет создана национальная база, которую скорректируют на местном уровне. Она и станет систематизированным списком «тунеядцев». О том, что они находятся в базе, им сообщат местные власти, свободного доступа к ней, как следует из слов чиновников, не будет.

Второе. Каждый квартал будет проводиться мониторинг ситуации с тем, чтобы при необходимости вносить определенные коррективы. Также ежегодно будут определяться проблемные территории со сложным положением на рынке труда, куда дополнительно направят бюджетные средства.

Третье. За что конкретно должны платить тунеядцы, правительство определит до 1 апреля текущего года.

Чиновники не знают многих ответов

Когда дело дошло до вопросов, выяснилось, что чиновники во многом несведущи сами. Например, в квартире живут три человека, один из них «тунеядец». Каким образом будут оплачиваться коммунальные услуги? Вопрос остался без ответа.

Так же не смогли участники пресс-конференции сказать, какие услуги эта категория населения будет платить в 100-процентном размере - только ЖКХ или ещё медицинские, образовательные и другие?

Власти еще раньше заявляли: в обозримой перспективе все жители страны будут оплачивать коммунальные услуги на 100%. Похоже, что тогда не будет никакой разницы, тунеядец ты или бюджетник.

На все вопросы ответы были приблизительно одинаковы - дождемся соответствующего документа Совета министров 1 апреля.

Комментируя новый декрет, председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько сказал корреспонденту Свободы, что «власти все же отступили».

«Но, чтобы сохранить лицо, и придумано, чтобы человек, который не имеет работы, оплачивал услуги государства. Я думаю, что реализовать это на практике будет сложно. Что это означает? Если дети ходят в школу, то человек должен за это платить? Или если кто-то не может оплатить услуги в поликлинике, то будет умирать на улице? Каждая такая ситуация может стать информационным поводом. Как ранее писали о «марше нетунеядцев». И этот декрет может стать костью в горле власти, которой она может сильно подавиться».

Александр Лукашенко подписал Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» 2 апреля 2015 года. Документ обязывал граждан Беларуси, иностранцев и лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории страны и не участвуют в финансировании государственных расходов или участвуют в таком финансировании менее 183 календарных дней в год, уплачивать сбор в размере 20 базовых величин. Иначе им грозил штраф или административный арест.

Срок уплаты сбора закончился 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор выплатили более 54 тысяч человек из 470 тысяч, которым были разосланы сообщения.

Декрет вызвал волну протестов в Беларуси весной 2017-го. Участники «Маршей нетунеядцев» требовали отменить декрет. Уличные акции жестоко разгоняла милиция, их участников штрафовали и наказывали административным арестом.

В марте Лукашенко постановил приостановить на год действие декрета после массовых акций протеста по всей стране, но позже заявил, что не отказался от «налога на тунеядцев». От чиновников звучали разные предложения для обновления декрета, в том числе противоречащие Конституции. Глава государства потребовал обновить декрет № 3 к 1 октября.

Ранее сообщалось, что декрет потерпел «коренную реконструкцию», но в чем она заключалась, не уточнялось.

Поделиться: