Образец заявления в квалификационную коллегию судей. Как пожаловаться на судью в квалификационную коллегию судей? Ошибки при написании жалобы в ККС

Квалификационная коллегия судей г. Москвы является общественным органом судейского сообщества и действует в соответствии с Федеральным законом РФ от 14.03.2002 г. "Об органах судейского сообщества в РФ". Полномочия квалификационной коллегии судей определены ст. 19 вышеуказанного закона. Квалификационная коллегия судей не обладает правами судебной инстанции и не правомочна давать какую-либо правовую оценку процессуальным действиям суда по конкретным делам, а также давать какие-либо указания судье по делам, находящимся в его производстве.

В соответствии с Положением о квалификационных коллегиях судей, утвержденным Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007 г., вопрос о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, в том числе о досрочном прекращения полномочий судьи, рассматривается квалификационной коллегией судей только на основании представления председателя соответствующего либо вышестоящего суда, либо обращения органа судейского сообщества.

Жалоба председателю квалификационной коллегии судей на процессуальные нарушения по делу бездействия федерального судьи.

Председателю квалификационной коллегии судей г. Москвы _____________________

Тел.: _______________

Заявитель: _________________________,
Адрес: ______________________________
Тел. _______________________

ЖАЛОБА
на процессуальные нарушения по делу № _________________ от __________ г., бездействие и волокиту федерального судьи ___________ районного суда г. Москвы _______________________

В производстве _____________ районного суда г. Москвы с _____________ года находится гражданское дело N __________ по иску _______________ с жалобой на противоправные действия Администрации поселения __________ в г. Москве, на нарушение моих гражданских, земельных и конституционных прав.
Также в деле находятся два заявления на пересмотр данного иска по вновь открывшимся обстоятельствам.
Первое заявление подано в ____________ г. Судья _____________ в пересмотре дела отказала. Второе заявление подано __________ г. после разъяснения Мосгорсуда, принято к рассмотрению на __________ г. и до сих пор не рассматривалось. Затем началась волокита. Рассылка материалов дела представителям не производится. Их явка на назначенные судебные заседания __________ г., ___________ г. и __________ г. не обеспечивается, заявленный в ходатайстве свидетель ___________ на судебные заседания не вызывается.
Устные заявления ответчиков по данному делу также в деле не представлены. Их судья ___________ принимает бездоказательно как истину, нарушая тем самым статьи 6, 12, 56 ГПК РФ.
Заявленные с моей стороны ходатайства об истребовании письменных доказательств по данному делу, на которые ответчики ссылаются устно, федеральный судья _____________ районного суда г. Москвы ________________ не принимает, нарушая тем самым статьи 55, 56, 57, 58 ГПК РФ.
Несмотря на длительную волокиту с рассмотрением данного дела по вновь открывшимся обстоятельствам, судья ______________ на судебном заседании __________ г. рассматривает дело по заявлению ответчика _____________ о взыскании с меня судебных издержек, понесенных им расходов в связи с рассмотрением дела по моему иску к Администрации поселения Рязановское в г. Москве.
На мои возражения о том, что дело еще не закончено и находится в стадии рассмотрения, судья ____________ заявляет, что я должен оплачивать издержки по каждому этапу заседания суда. А на мои возражения, что дело находится на пересмотре, судья _____________ заявила, что никогда не признает своих ошибок и не будет рассматривать данное дело по существу.
Статья 2 ГПК РФ. Задачи гражданского судопроизводства
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Статья 3 ГПК РФ. Право на обращение в суд
1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Статья 6 ГПК РФ. Равенство всех перед законом и судом
Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.

Рассмотрение данного гражданского дела N________ в ___________ районном суде г. Москвы федеральным судьей ____________ длится уже почти 2 года и нет никакой надежды, что оно будет рассмотрено по существу и в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6.1 ГПК РФ. Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления
1. Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
2. Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.
3. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.
4. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу.

Статья 11 ГПК РФ. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел
1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
2. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Продажей земельного участка с кадастровым N50:27:0020423:237, ранее находившимися под проездами на мой участок от дороги общего пользования (Письмо Администрации Подольского района Московской области от 29.11.2013г.за N 1385/01-31) Администрация поселения Рязановское в г. Москве нарушает не только мои законные права, но и грубо нарушает Федеральные законы Российской Федерации, Конституцию РФ.

Также здесь грубо нарушены федеральные законы РФ, а именно:
1. Ст.45 Конституции РФ - Право частной собственности охраняется законом.
2. Ст.85 п.12 Земельного кодекса РФ
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
3. Федеральный закон N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Ст.39,40.
4. Письмо Администрации поселения Рязановское в г. Москве об отсутствии полномочий распоряжаться земельными участками
На момент поступления заявления от ____________ Администрация сельского поселения Рязановское уже не имела полномочий распоряжаться земельными участками (Письмо Администрации поселения Рязановское от ____________ г. № ___________).
Кроме того, на момент формирования участка с кадастровым номером ______________ у них отсутствовал утвержденный Администрацией поселения Рязановское генеральный план развития новой территории деревни Молодцы (Письмо Администрации поселения Рязановское от ___________ г. № _____________), т.к. генеральный план несколько раз подвергался изменениям.

Документы для оформления данного участка в собственность и их передачу в Администрацию Подольского района Московской области для утверждения также готовила Администрация поселения Рязановское (постановление Администрации Подольского района Московской области №_____ от ___________ г.)
Взамен ликвидированного проезда к своему участку, мне обещали выделить под проезд земельный участок шириной пять метров с правой стороны моего участка, несмотря на то, что дом и гараж на моем участке расположены слева.
Оставленный мне для проезда земельный участок расположен на территории охранной зоны кабелей связи военных.
Так в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» сети и сооружения связи находятся под защитой государства.
Также, в соответствии с п. 48 Постановления правительства РФ от 09.06.1995 г. № 578 «Об утверждении правил охраны линий и сооружений связи РФ» в пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, юридическим и физическим лицам запрещается, в том числе устраивать проезды и стоянки автотранспорта, тракторов и механизмов, провозить негабаритные грузы под проводами воздушных линий связи и линий радиофикации, строить каналы (арыки), устраивать заграждения и другие препятствия.
Документы, подтверждающие письменное согласование с собственником линий связи и разрешение на строительство дороги и подъезда к моему участку в объезд вновь сформированного участка с кадастровым номером ______________, со стороны Администрации поселения Рязановское в г. Москве мне предоставлены не были.
Более того, все капитальные строения расположены на моем земельном участке слева, и даже перенос ворот и въезда на правую сторону не обеспечит надлежащего проезда к дому и гаражу.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ, разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке.
Согласование границ участка с кадастровым номером ________________ со мной не проводилось. Вместо этого суду предоставлен акт согласования границ на совсем другой участок, а именно участок с кадастровым номером ________________.
Своим решением суда от _____________ г. Федеральный судья Щербинского районного суда г. Москвы ______________ считает, что данный акт имеет более высокий приоритет, нежели нарушенные Администрацией поселения Рязановское в г. Москве федеральные законы, и выносит судебное решение в пользу ответчика, что противоречит ст. 11, 12, 55, 67, 71 ГПК РФ и ст. 123 Конституции РФ.

При формировании пакета документов Администрацией поселения Рязановское (в соответствии с постановлением Администрации Подольского района Московской области №____ от ___________г.) для оформления земельного участка с кадастровым номером _________________ в собственность в Администрацию Подольского района Московской области вместо проведения кадастрово-межевых работ для постановки на кадастровый учет вновь сформированного участка, не имевшего ни номера по ген.плану застройки территории, ни определенного местоположения на местности, ни местоположения на кадастровом плане согласно Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ. «О государственном кадастре недвижимости» произошла подмена документов участка № ________________, имеющего площадь ________ кв.м., на документы участка с кадастровым номером _______________, уже стоявшего на кадастровом учете с _____ г., имевшего другую площадь, а именно __________ кв. м, предназначенного для сельскохозяйственного производства, и не имеющего никаких обременений.

Из письма от ___________ г. № _________ Администрации поселения Рязановское в г. Москве видно, что участки с кадастровыми номерами _______________ и ________________ - это два разных участка.
Их объединяет только район расположения. Они имеют разную площадь, разные обременения, разное назначение, разное разрешенное использование.
Оба они были расположены по адресу: Московская область, Подольский район, поселение Рязановское, район деревни Молодцы.
Площадь участка с кадастровым № ____________ составляет __________ квадратных метра.
Площадь участка с кадастровым № _____________ составляет ________ квадратных метра. В настоящее время и к моменту оформления в собственность участка № ____________ участок № ____________ уже был снят с кадастрового учета с ___________г.
То есть площади данных участков различаются более чем в 70 раз, и соответственно, эти участки имеют разную протяженность границ.
Из этого следует, что акт согласования местоположения межевых границ участка с кадастровым N ______________ никак не может быть использован как акт согласования местоположения межевых границ участка с кадастровым N ________________.
В результате на основании данных согласования границ участка с кадастровым номером _______________, поданных Администрацией поселения Рязановское в Администрацию Подольского района Московской области, постановлением за N _____ от ___________ г. Администрации Подольского района Московской области была утверждена схема расположения участка с кадастровым номером ___________ площадью _____ кв. м, как участка, предназначенного для производства сельскохозяйственной продукции, не имеющего никаких обременений в использовании.

Статья 123 Конституции РФ
3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Статья 12 ГПК РФ. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон
1. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Статья 55 ГПК РФ. Доказательства
1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Статья 56 ГПК РФ. Обязанность доказывания
1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Противоположная сторона не имеет письменных доказательств по данному делу. Их устные заявления судья ____________ принимает как истину.
Причем в судебном решении они не представлены.
Утверждение судьи ___________ о том, что земельный участок с кадастровым N50:27:0020423:237 прошел кадастровый учет, опровергается отсутствием в материалах дела документов о проведении кадастровых работ согласно п.39,40 Федерального Закона за N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Статья 57 ГПК РФ. Представление и истребование доказательств
1. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
2. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.
3. Должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф - на должностных лиц в размере до одной тысячи рублей, на граждан - до пятисот рублей.
4. Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц и граждан, владеющих истребуемым доказательством, от обязанности представления его суду.

Статья 58 ГПК РФ. Осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения
3. При осмотре и исследовании доказательств по месту их нахождения составляется протокол.

Согласно постановлению Администрации Подольского района Московской области №____ от ___________ г. данный участок выделялся для благоустройства и озеленения окружающей территории. Здесь, не оформлена до конца документация на разрешенное использование участка в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с постановлением Администрации Подольского муниципального района Московской области от ____________ года за № ____ была утверждена схема расположения земельного участка площадью ____ кв. м с кадастровым номером _________________ на кадастровом плане и размеры его границ, из земель государственной собственности, категория земель: ""земли населенных пунктов", разрешенное использование: ""Для благоустройства и озеленения территории".
Отсюда его низкая цена и кадастровая стоимость.

Благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке обустраиваемой территории для обеспечения удобства и безопасности ее использования, озеленения, устройства дорожных покрытий, дождевых водостоков, освещения.
Нормативной документацией для формирования данного участка, при передаче его в собственность и использования по назначению являются:
1. Генплан застройки новой территории деревни Молодцы на момент формирования земельного участка с кадастровым № ______________ в Администрации поселения Рязановское отсутствовал (письмо Администрации поселения Рязановское №___________ от ____________ г.), т.к. ген. план неоднократно переделывался.
2. Нормы и правила проектирования, планировки и застройки территории: МГСН 1.01-099; СНИП 21-01-97; ВСН 62-91 и Правила благоустройства территории МГСН1.02; ТСН 30-307-2002г.

Их существование ни Администрация поселения Рязановское, ни новый собственник участка при благоустройстве территории во внимание не принимают.
Формирование данного участка осуществлялось конфиденциально под гарантии старосты застройки ______________ с нарушением размеров границ, указанных в ген. плане, в результате часть проездов по ген. плану по границе с моим участком была включена в состав проданного участка (Письмо Администрации Подольского района Московской области №______________ от ___________ г.).
В результате, земельный участок с кадастровым № ___________ используется не по назначению, нарушая мои земельные, гражданские, имущественные и права, гарантированные мне Конституцией РФ.

Пренебрегая разрешенным использованием и назначением участка с кадастровым № ________________, __________ перегородил существовавшие ранее проезды к моему участку от дорог общего пользования заборами, разрушил эти проезды, ликвидировал ворота для заезда на мой участок со стороны хозяйственного проезда, вывез дорожное покрытие как строительный мусор, и самовольно застроил территорию, ранее находившуюся под проездами, сараями, что противоречит принципу благоустройства территории, где при инженерной подготовке территории для благоустройства все самовольно построенные сараи должны быть ликвидированы, а проезды очищены и благоустроены.

Передача данного участка в собственность также осуществлялась с нарушениями:
Отсутствуют сведения о проведении кадастрово-межевых работ, согласно ст. 39,40 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В договоре купли-продажи участка от ____________ г. отсутствуют:
а) Сведения об обременениях данного участка действующими коммуникациями
б) отсутствует акт и условия изъятия у меня проездов на мой участок за №___, по генплану застройки и их передаче другому собственнику - участок №___, также лишения меня свободного доступа к коммуникациям электро-газоснабжения поселка.

В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе, самовольного занятия земельного участка.

Статья 60 ГПК РФ. Допустимость доказательств
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Статья 65. Заявление об обеспечении доказательств
1. Заявление об обеспечении доказательств подается в суд, в котором рассматривается дело или в районе деятельности которого должны быть произведены процессуальные действия по обеспечению доказательств. В заявлении должны быть указаны содержание рассматриваемого дела; сведения о сторонах и месте их проживания или месте их нахождения; доказательства, которые необходимо обеспечить; обстоятельства, для подтверждения которых необходимы эти доказательства; причины, побудившие заявителя обратиться с просьбой об обеспечении доказательств.
2. На определение судьи об отказе в обеспечении доказательств может быть подана частная жалоба.

Статья 67 ГПК РФ. Оценка доказательств
1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
3. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
4. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
5. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

Статья 69 ГПК РФ. Свидетельские показания

(ходатайство о вызове __________________)

1. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела. Не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.
2. Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его имя, отчество, фамилию и место жительства.

Статья 71 ГПК РФ. Письменные доказательства
1. Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).
2. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
3. Копии письменных доказательств, представленных в суд лицом, участвующим в деле, или истребуемых судом, направляются другим лицам, участвующим в деле.

Земельные споры рассматриваются на основании письменных доказательств.

Статья 79 ГПК РФ. Назначение экспертизы

(для рассмотрения вопросов, требующих специальных знаний)

1. При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Статья 3. Требования, предъявляемые к судье
1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.
2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

Судья ______________ заявила, что никогда не признает своих ошибок и не будет рассматривать данное дело по существу, что свидетельствует об ее личной заинтересованности в исходе дела. Самоотвод судья _____________ не заявляет. Заявленные мною отводы игнорирует..
Статья 8. Присяга судьи
Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:
"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

Статья 12.1. Дисциплинарная ответственность судей
1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
1) замечания;
2) предупреждения;
3) досрочного прекращения полномочий судьи.

Учитывая вышеизложенное прошу:

1. Восстановить пропущенные федеральным судьей Щербинского районного суда г. Москвы ______________________ сроки рассмотрения данного дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Обеспечить явку на судебное заседание всех заинтересованных лиц и свидетелей
3. Инициировать привлечение федерального судьи Щербинского районного суда г. Москвы _______________________ к дисциплинарной ответственности за допущенные процессуальные нарушения и волокиту
4. Согласно пункта 3 статьи 16 ГПК РФ (личная заинтересованность судьи в исходе дела) дать федеральному судье Щербинского районного суда г. Москвы _________________________ отвод от ведения данного дела и рассмотреть данное дело с другим составом суда

Приложения:

1. Письмо Администрации поселения Рязановское в г. Москве № ___________ от ___________ г.
2. Письмо Администрации поселения Рязановское в г. Москве № ___________ от ___________ г.
3. Определение Щербинского районного суда г. Москвы о назначении дела к разбирательству на __________ г.
4. Повестка в суд на __________ г.
5. Повестка в суд на __________ г.

_________________ _________________

КАК РЕШИТЬ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ ЗА 3 ШАГА

Заполните форму обратной связи. По возможности подробно простыми словами опишите ваш вопрос. Для письменного ответа укажите обратный адрес вашей электронной почты.

В течении дня юрист ответит вам на почту с разъяснением ситуации и рекомендациями что делать дальше. В окончательных рекомендациях юрист сообщит вам какие документы нужно составить и их получателей.

После получения от нашего юриста списка необходимых документов зайдите на наш бесплатный архив юридических документов и найдите вам нужный. Вставьте персональные данные, почтовые реквизиты, адрес получателя и отправляйте по назначению.

Жалоба на судью в квалификационную коллегию судей порой является единственным для гражданина законным способом защитить свои права, нарушенные представителями судебной власти. Ведь у служителей Фемиды, согласно закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1 (далее - закон № 3132-1), особое правовое положение. Однако это вовсе не означает, что они не могут понести наказания за свои проступки. По каким основаниям можно привлечь судей к ответственности и как оформляется обращение в органы судейского сообщества, читатель узнает из нашей статьи.

Какие жалобы рассматривает ККС (квалификационная коллегия судей)

Многие люди, не задумываясь об особом статусе судей, подают заявления на их неправомерные действия в прокуратуру. Однако это неправильно, т. к. судьи, согласно ст. 9 закона № 3132-1, независимы и ст. 10 того же закона не допускает какого-либо вмешательства в их деятельность. В связи с этим надзорное ведомство не обладает полномочиями проверять судебную систему.

Человеку или организации в описанном выше случае следует направлять жалобу на судью в квалификационную коллегию судей. Именно этот орган судейского сообщества, согласно п. 2 ст. 22 закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14.03.2002 № 30-ФЗ (далее — закон № 30-ФЗ) и п. 1 ст. 12.1 закона № 3132-1, уполномочен проверять сообщения граждан, организаций, органов власти и их должностных лиц о дисциплинарных проступках судей.

При этом стоит знать, что ККС проверяет только обращения о нарушениях судьями закона № 3132-1 и Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (далее — Кодекс). Судебные акты обжалуются в вышестоящих инстанциях в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ либо Кодексом административного судопроизводства.

Документ, сообщающий о возможном совершении судьей преступления, в соответствии с п. 4 ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007 (далее — Положение), будет перенаправлен в уполномоченный орган предварительного расследования.

Важнейшие составляющие жалобы в ККС

В тексте обращения в ККС, согласно п. 2 ст. 27 Положения, должны присутствовать:

  1. Наименование органа судейского сообщества.
  2. Данные заявителя:
  • для гражданина — Ф. И. О., адрес его места жительства, почтовый адрес для ответа, номер телефона либо адрес электронной почты (при согласии на уведомление таким способом);
  • для организации — Ф. И. О. представителя, наименование и адрес местонахождения, адрес для ответа, номер телефона и адрес электронной почты при согласии на уведомление с их использованием.
  1. Ф. И. О. судьи, чьи действия обжалуются, наименование и адрес суда.
  2. Описание его проступка (излагается в свободной форме).
  3. Личная подпись и дата.

Образец жалобы на судью в ККС вы можете увидеть в другой нашей статье .

Представителю организации, подавая эту бумагу, следует приложить к ней также доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

Согласно п. 3 ст. 7 Положения, не будет рассмотрено обращение, если оно:

  • не несет в себе информации о дисциплинарном проступке судьи;
  • оспаривает судебное постановление или приговор;
  • содержит нецензурную брань, оскорбления или угрозы;
  • нечитабельно;
  • аналогично тому, что ранее уже рассматривалось;
  • должно быть направлено в иной орган власти;
  • анонимное (не подписанное, без указания Ф. И. О. либо адреса проживания гражданина).

За какой проступок судье грозит дисциплинарная ответственность

Жалобу на судью в квалификационную коллегию судей можно подать, если он:

Не знаете свои права?

  • не отвечает профессиональным требованиям;
  • не соблюдает законодательство;
  • не заявил самоотвод при производстве по делу из-за конфликта интересов;
  • в нарушение запретов закона № 3132-1 замещает государственную либо муниципальную должность, занимается оплачиваемой деятельностью (за исключением педагогической, творческой, научной), участвует в политических партиях и т. п.;
  • публично высказывался по вопросу, рассматриваемому в рамках дела, до вступления в законную силу судебного акта;
  • совершил аморальный, безнравственный поступок;
  • с использованием своего статуса и служебного положения получил личные преимущества и блага;
  • при рассмотрении дела не был беспристрастным, поддался чужому влиянию, не проинформировал о давлении на него председателя суда, судейское сообщество, правоохранительные органы, участников судебного процесса;
  • при отправлении правосудия руководствовался личными предпочтениями, допустил дискриминацию;
  • был некорректен в общении с гражданами;
  • разгласил или использовал в личных целях какую-либо тайну (из перечисленных в законодательстве) или иную конфиденциальную информацию, полученную при исполнении служебных обязанностей;
  • нарушил право гражданина на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, в том числе назначал несколько дел на одно и то же время, неоднократно и безосновательно откладывал судебные разбирательства.

В последнем случае могут наказать и председателя суда, если из-за его неграмотного руководства в суде систематически нарушаются сроки рассмотрения дел (апелляционное определение Верховного суда РФ от 28.03.2018 по делу № 53-АПГ18-2).

Что представляет собой квалификационная коллегия судей

В состав ККС, согласно ст. 11 закона № 30-ФЗ входят судьи, представители Президента РФ и общественности. Высшая квалификационная коллегия судей, в соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 17 закона № 30-ФЗ, правомочна рассматривать жалобы на следующих лиц:

  • судей Верховного суда РФ, кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов;
  • председателей федеральных судов (за исключением районных) и их заместителей;
  • членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
  • председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ, их заместителей.

Жалобы на остальных судей, за исключением судей Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов республик, краев, областей и т. д., в том числе председателей районных судов и их заместителей, рассматриваются согласно подп. 8 п. 2 ст. 19 закона № 30-ФЗ ККС соответствующих субъектов РФ.

Возможные решения по жалобам на служителей правосудия

Доводы заявителя проверяются в порядке, определенном ст. 27 Положения. Обращение может разбираться органом судейского сообщества самостоятельно либо направляться председателю соответствующего или вышестоящего суда.

Для проверки сообщения ККС из числа своих членов и сотрудников аппарата, членов совета судей и представителей общественности создает комиссию, которая:

  1. Изучает доводы жалобы.
  2. Направляя запросы, истребует документы и материалы.
  3. Получает объяснения судьи и иных лиц.
  4. Анализирует полученные сведения.

Установленные факты, обстоятельства и вывод по ним излагаются в заключении комиссии. ККС может его утвердить либо поручить комиссии провести дополнительную проверку. По окончании всех проверочных мероприятий заявитель уведомляется письмом об их результатах.

На основании утвержденного заключения о наличии в действиях (бездействии) судьи признаков дисциплинарного проступка либо представления председателя суда, которому была поручена проверка, о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, в отношении его возбуждается дисциплинарное производство.

Если ККС, рассмотрев эти материалы, решит, что факт совершения судьей дисциплинарного проступка установлен, ему грозит одно из дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • предупреждение;
  • досрочное прекращение полномочий;
  • досрочное прекращение полномочий председателя или его заместителя с сохранением полномочий судьи.

Итак, законно заставить представителя судебной власти понести заслуженное наказание за свое недостойное поведение возможно не только при отправлении правосудия, но и в повседневной жизни. Защитить права, нарушенные нерадивым служителем закона, поможет жалоба на судью — главное, правильно ее составить и подать в установленном законодательством порядке.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего

Образец жалобы в квалификационную (либо высшую квалификационную) коллегию судей.

И краткая информация о судьях.

«А судьи кто?» (цитата из комедии Грибоедова А. С.)

В 2012 году в РФ общее количество судей составляло 32419. Из них в судах общей юрисдикции работало 21178, в арбитражных судах - 3790, мировых судей - 7451.

Общий объем финансирования судебной системы РФ в 2012 году составил 110 миллиардов 717,1 миллиона рублей и постоянно возрастает (на 2013 г. запланировано 122,5 миллиарда, а на 2015 - 130 миллиардов рублей).

Судьям предоставляется жилье, или безвозвратный кредит на постройку дома; им и членам их семей предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; проезд к месту отдыха и обратно бесплатно; судьи застрахованы за счет средств федерального бюджета на сумму 15 летней зарплаты; любой ущерб имущества судьи или членов его семьи подлежит возмещению в полном объеме; при выходе в отставку за ним сохраняется звание судьи, гарантии неприкосновенности и принадлежности к судейскому сообществу, ежемесячное пожизненное содержание в размере примерно 80% от зарплаты (в зависимости от выслуги) и масса других гарантий; судья имеет право на хранение и ношение огнестрельного оружия; он и члены его семьи находятся под особой защитой государства пожизненно; судей нельзя задерживать, досматривать их и любое их имущество, штрафовать и их практически не возможно привлечь к уголовной ответственности.

Согласно ст. 4.1 Закона о статусе судей и перечню заболеваний утвержденном Минздравом РФ и Советом судей РФ судьей может быть:

Больной любым психическим заболеванием;

Больной СПИДом, ВИЧ, проказой и сифилисом мозга. (Все эти болезни искажают и деформируют психику человека)

Действенных механизмов отфильтрации недостойных представителей из числа судей (или на их должность) не существует, все они носят формальный, поверхностный характер.

С января 2013г. Выплаты судьям повышены более чем на 30% и теперь общие ежемесячные выплаты (состоящие из заработной платы, надбавок, доплат и т.д.) у рядового судьи районного суда составляют около 250 тысяч рублей, у судей областного звена около 300 тысяч рублей, у судей Верховного суда еще выше, у судьи Конституционного суда только «голая» зарплата от 480 тысяч рублей. Еще при старых более не повышенных выплатах,

Например в 2012 году задекларировали доход:

Судья районного суда г. Киров Кочуров А. А. - 1 763 600 рублей.

Председатель Хабаровского краевого суда Братенков С. И. - 4 071 800 рублей.

Рядовые судьи Верховного Суда РФ от 3 348 622 рублей (судья Харламов) до 4 805 740 (судья Шурыгин А.), Председатель Лебедев В. - 6 220 516 рублей.

Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин В. - 8,5 миллиона рублей, его заместители Хохрякова - 7,9 миллиона рублей, Маврин - 6,58 миллиона рублей.

Все эти заоблачные доходы, в основном складываются из средств, взимаемых с нас налогов, в связи с чем мы имеем право и даже обязаны требовать высокого качества, законности и справедливости правосудия в РФ (существующего на наши деньги, но почему-то действующего против нас - рядовых граждан).

Доступной для рядового гражданина формой выражения протеста против неправомерной и незаконной деятельности судей, является жалоба в Высшую квалификационную коллегию судей - на судей областного, краевого, Верховного суда Республик и т.д. и в квалификационную коллегию субъекта РФ - на судей городских, районных судов и т.д.

Результативность обращений в ВККС и ККС субъектов РФ следующая:

Обзор Результатов деятельности Квалификационных Коллегий РФ за 2012 г.:

В ВККС РФ и ККС субъектов РФ поступили обращения следующего характера:

1. Грубое нарушение процессуальных и правовых норм - 16146.

2. Волокита - 4342.

3. Не этичное поведение (грубость) в отношении участников процесса и иных граждан - 1783.

4. Недостойное поведение судьи в быту - 96.

5. Действия, содержащие признаки преступления судьи (указанные в п. 4 ст. 27 Положения о порядке работы ККС) - 40.

Привлечено к дисциплинарной ответственности:

По решению ВККС РФ привлечен судья гарнизонного военного суда к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения.

По решениям ККС субъектов РФ привлечены к дисциплинарной ответственности 156 судей: из них досрочно прекращены полномочия 19 судей, предупреждены 137 судей.

По факту чаще практикуется на основании обращений граждан прекращать полномочия судей, оформляя их как добровольную инициативу судьи (заявление об отставке, о переходе на другую работу, по состоянию здоровья и т.д.).

Таким образом, за 2012 г.:

Решениями ВККС РФ прекращены полномочия 64 судей.

Решениями ККС субъектов РФ прекращены полномочия 956 судей.

За последние 5 лет погибло 28 судей из них 19 по бытовым причинам и 9 по «профессиональным».

Жалобы в квалификационные коллегии судей (ВККС и ККС субъектов РФ) подаются в порядке ст. 12.1 Закона о статусе судей в РФ на нарушение судьей норм «Закона о статусе судей в РФ», Кодекса судейской этики, принятых в обществе норм морали и поведения, Конституции РФ и т.д. и т.п. Дисциплинарное взыскание применяется в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочия судьи.

Ниже приводится предметный образец жалобы в квалификационную коллегию судей (ВККС или ККС субъекта РФ). Некоторые разъяснения Верховного Суда РФ о том что рассматривается как дисциплинарное нарушение судьи, содержатся в Постановлении Пленума ВС РФ от 31 мая 2007 г. №27 из которого рекомендуем брать аргументацию для жалоб.

Желанием эффективного восстановления Ваших нарушенных прав.

В Квалификационную коллегию Московской области РФ

От гражданина Безвинных Андрея Владимировича, проживающего (содержащегося):…………..

Жалоба

в порядке ст. 12.1 Закона о статусе судей

на нарушение судьей Тьму-таракановского районного суда города Неправосудный Московской области Бессовестных Н.Г. Кодекса судейской этики, Закона о статусе судей, общепринятых в обществе норм морали и.т.д.

С 19.04.2011 по 15.06.2011 в Тьма-таракановском районном суде города Неправосудный Московской области происходило судоразбирательство по моему уголовному делу под председательством судьи Бессовестных Н.Г, которая во всех судебных заседаниях вела себя грубо, оскорбительно, высокомерно, агрессивно позиционировала своей судебной властью, высказывала постоянные угрозы в мой адрес о применении властных репрессий и других злоупотреблений властью в отношении меня и свидетелей, с целью принудить к согласию с выдвинутыми против меня обвинениями и самооговору. Постоянно вводила меня и свидетелей в заблуждение и дезориентировала в отношении прав, свобод и законных интересов участников судопроизводства, резко и грубо обращалась с участниками процесса со стороны защиты, а особенно со мной. Всячески потворствовала стороне обвинения, заняла агрессивную обвинительную позицию против меня в тесном сообщении с прокурором и следствием. Извращала все факты и обстоятельства дела против меня. Манкировала доказательствами и извратила протокол судебного заседания. А в последствии и приговор с ложным обвинительным уклоном против меня, очерняя мою репутацию законопослушного гражданина (в связи с судебной ошибкой подвергшегося незаконному уголовному преследованию) и открыто агрессивно заявляя о том, что она, пользуясь своей властью судьи, «кинет меня в тюремные застенки», позволяла себе унизительные и оскорбительные высказывания в мой адрес. Оказывала на меня давление, склоняя меня к даче ложно дискредитирующих меня показаний, препятствовала мне в общении с адвокатом, немотивированного ограничивала мои показания и свидетельствующих в мою пользу свидетелей, агрессивно торопила с ответами и открыто демонстрировала пренебрежение к этим свидетельствующим в мою пользу показаниям, прерывая, ухмыляясь и другим образом демонстрируя свою брезгливость и предвзятость. Сроки судоразбирательства затягивались судьей,другие заседания назначались на одно время с моим судом и рассмотрения откладывались. Многие мои жалобы,ходатайства,заявления не были рассмотрены по существу. На заседания судья приезжала вместе с прокурором на одной машине и открыто принимала от него подарки (конфеты,коньяк и.т.д.)

Обвинительный приговор составлен с грубым нарушением закона и прав Безвинных А.В., т.к. утверждение о виновности Безвинных А.В. были подробно и акцентировано, изложены судом в самом начале описательной части приговора (еще до того, как суд исследовал доказательства) - т.е. судья Бессовестных Н.Г,. не стала даже имитировать формальное судебное следствие, на основании которого она, якобы, пришла к осознанию моей виновности, а сразу с самого начала приговора заявила в утвердительной и агрессивной форме о моей виновности, как, якобы, отправного факта приговора. А потом лишь подгоняла и манкировала доказательствами и предположениями, пытаясь подтвердить это свое первичное обвинительное утверждение. А также иным образом нарушала Закон о статусе судей, Кодекс судейской этики, общепринятые нормы морали, обязанности при отправлении правосудия и правила поведения при исполнении служебных обязанностей.

Данные действия и злоупотребления властью, совершенные судьей Бессовестных Н.Г, являются совершенно недопустимыми.

По поводу всего вышеизложенного в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2007 г. № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности» (по состоянию на 21.05.2010 г. в ред. Постановления Пленума ВС РФ № 11 от 20.05.2010) указано : «п. 2.По смыслу статьи 12.1 Закона РоссийскойФедерации "О статусе судей в Российской Федерации" под дисциплинарным проступком, влекущим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи, следует понимать не только нарушение норм названного Закона и положений Кодекса судейской этики, но и нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности.

П. 8. При осуществлении правосудия следует соблюдать требования процессуального законодательства о порядке, сроках подготовки и назначения судебных заседаний.

Несовместимы с требованиями закона и профессиональной этики назначение в судах первой инстанции рассмотрения нескольких дел на одно и то же время, а также безосновательные отложения рассмотрения дел, в том числе в связи с их ненадлежащей подготовкой к судебному разбирательству.

п. 10. Судье при исполнении полномочий по отправлению правосудия следует соблюдать культуру поведения в процессе. Недопустимы резкое или грубое обращение судьи с участниками процесса.

Судья не должен проявлять высокомерия. Ему следует избирать вежливый и спокойный тон ведения судебного процесса, быть сдержанным, тактичным, с уважением, пониманием и терпением относиться к участникам судебного разбирательства и иным лицам, присутствующим в судебном заседании. Некорректное поведение граждан в здании суда или в судебном заседании не освобождает судью от обязанности быть тактичным, объективным и справедливым в отношении этих граждан.

п. 12. Необходимо постоянно улучшать качество составления судебных документов, в частности, решений и приговоров судов первой инстанции, приговоров и постановлений судов апелляционной инстанции, определений судов кассационной инстанции, определений и постановлений судов надзорной инстанции. Внимательность и аккуратность при изготовлении актов правосудия свидетельствуют об ответственном отношении судьи к своей работе, о стремлении к надлежащему осуществлению своих должностных обязанностей.

Судебные акты должны быть точными, понятными, убедительными и объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении. Немотивированные и неубедительные, небрежно составленные судебные акты, содержащие искажения имеющих значение для дела обстоятельств, порождают сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности судей.

П.13. Сроки рассмотрения дел неразрывно связаны с правом на справедливое судебное разбирательство. В связи с этим неотъемлемой составляющей частью профессиональной этики судьи является соблюдение установленных законом процессуальных сроков рассмотрения судебных дел, жалоб и заявлений.

Нарушение судьями без уважительных причин процессуальных сроков по делам свидетельствует о пренебрежении ими служебными обязанностями и судейской этикой.

п. 17. Принцип неприкосновенности частной жизни закреплен в Конституции Российской Федерации (статья 23) и распространяется на всех граждан Российской Федерации. Вместе с тем в силу осуществления судьями публично-правовых функций судебной власти законодатель предъявляет повышенные требования к соблюдению ими морально-этических норм в частной жизни, которая относится к внеслужебным отношениям. Эти ограничения судья налагает на себя добровольно при наделении его полномочиями судьи.

В связи с этим судья должен избегать в частной жизни отношений, которые могут умалить авторитет судебной власти, честь и достоинство судьи, вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Принятие подарков или услуг от физических и юридических лиц может при определенных обстоятельствах умалить авторитет судебной власти.

Судье в любых ситуациях следует вести себя рассудительно, тактично, сдержанно. Находясь в общественном месте либо общаясь с гражданами, а также сотрудниками различных организаций, судья не должен без необходимости акцентировать внимание на своем должностном положении.

п. 19. Обратить внимание судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций на необходимость реагирования на факты грубого нарушения судьями нижестоящих судов норм законодательства, Кодекса судейской этики путем вынесения частных определений (постановлений)».

Таким образом, судья Бессовестных Н.Г., грубо и умышленно нарушила Закон о статусе судей, Кодекс судейской этики, общепринятые нормы морали, обязанности при отправлении правосудия и правила поведения при исполнении служебных обязанностей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь Конституцией РФ, Законом о статусе судей в РФ, Кодексом судейской этики, Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы № R (94) 12 о независимости, эффективности и о роли судей и иным российским и международным законодательством

ПРОШУ:

1) В соответствии со статьей 12.1 Закона о статусе судей привлечь судью Тьму-таракановского районного суда города Неправосудный Московской области Бессовестных Н.Г, к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она - последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ", «Квалификационная комиссия ВС РФ", «Высшая Судебная Коллегия РФ", «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ".

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций...».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами...».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС - Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ - Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии - судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии - Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это - прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС...», «указать ККС...», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, - одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации - оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ" и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в...полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

В отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

В отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение...квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу...квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей...к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это - полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это - компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

Поделиться: