Возникновение права международных договоров. Понятие и источники права международных договоров

Лекция 6. Право международных договоров

6.1. Понятие международных договоров

Договоры заключаются для того, чтобы конкретно и четко определить взаимные права и обязанности сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Договоры как существенный элемент и залог стабильности правопорядка, как внутригосударственного, так и международного, образуют правовую основу отношений между государствами.

Под правом международного договора понимается отрасль международного права, определяющая порядок заключения, действия и прекращения международных договоров.

Право международных договоров необходимо отличать от международного договорного права. Международное договорное право - это совокупность международно-правовых норм, содержащихся в международных договорах.

Субъектами права международных договоров являются только классические субъекты международного права: государства, нации и народы, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования.

Стороны - важнейший элемент договорных правоотношений. От состава и характера сторон зависит роль и содержание договора. С изменением состава сторон может меняться реальное содержание и значение договора. Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 г.г. предусматривают более детальное разграничение участников международных договоров с учетом стадий заключения договора. Участники договоров делятся:

- участник переговоров - субъект, который принимал участие в составлении и принятии текста договора;

- договаривающийся субъект - субъект, который согласился на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли он в силу;

- участник договора - субъект, который согласился на обязательность для него договора и для которого договор находится в силе;

- подписавшие договор - субъекты, которые не обязательно участвовали в принятии договора, но подписали его;

- необходимые участники - субъекты, которые должны обязательно участвовать в договоре, в противном случае он теряет силу.

Специфика участника договора указывает на роль и положение стороны в том или ином договоре.

Предыдущая

Право международных договоров - это совокупность международно-правовых норм, определяющих порядок заключения, действия и прекращения международного договора (МД) Основными источниками права международных договоров являются: 1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969г. 2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978г. 3. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и самими международными организациями 1986г. В процессе создания норм права международных договоров особое место принадлежит конституциям и другим внутренним нормативным актам государств. Они устанавливают какие органы и в каких случаях имеют право заключать международные договоры, процедуру ратификации, последовательность осуществления МД, перечень договоров подлежащих обязательному парламентскому одобрению и т.д. Право международных договоров распространяет свое действие на все виды МД, независимо от их формы, наименования, объекта, процедуры заключения и видов участников основных субъектов МП. Международный договор - явно выраженное соглашение субъектов МП, призванное регулировать их отношения друг с другом путем создания взаимных прав и обязанности. Для юридической полноценности международных договоров необходимо: - согласование воли субъектов МП - равноправие сторон Международный договор можно классифицировать: 1. Статус участников - межгосударственные, межправительственные, межведомственные. 2. Число участников - двусторонние и многосторонние. 3. Условие участия - общие и с ограниченным числом участников. 4. Объект - политические, экономические и по специальным вопросам. Важное значение для международного договора играет договорная форма: 1. Язык - посредством, которого согласованная воля субъектов ясное проявление вовне. Международный договор существует как соглашение, воплощенное в тексте. 2. Структура договора: а) Преамбула, б) Основная часть, в) Заключительная часть. В настоящее время широкое распространение получили приложения, но для придания им силы самого договора необходимо специальное указание в нем или в приложении к нему, иначе такие акты нельзя рассматривать как часть договора. 3. Наименование. Однако в МП не существует общепризнанной классификации таких наименований.

2. Порядок заключения международного договора

Правом заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП. Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями. В полномочиях не нуждаются: 1) Глава государства; 2) Глава правительства; 3) Министр иностранных дел. Заключение международного договора представляет собой процесс, включающий: 1. Согласование текста договора: - выработка согласованного текста путем переговоров; - принятие текста договора, выражающееся в особой процедуре голосования; - аутентификация - удостоверение того, что текст окончательный и не может быть изменен уполномоченными; - иногда встречается условное подписание, когда подпись уполномоченного нуждается в последующем одобрении правительством или другим компетентным органом. 2. Способы выражения согласия сторон на обязательность договора: - подписание; - ратификация; - присоединение, принятие, утверждение договора. В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. Различают два вида недействительности МД: - абсолютная недействительность (ничтожность); - относительная недействительность (оспоримость). Вступление договора в силу означает, что он начал действовать, т.е. порождать права и обязательства с момента вступления в силу, который определяется сторонами в договоре. Как правило, это может быть момент подписания или момент обмена или же сдачи на хранение ратификационных грамот. Срок действия международного договора определяется в самом договоре. Договоры бывают срочные и бессрочные. Если срок действия договора истекает, то он может пролонгироваться (продлятся, до истечения срока) на условиях, предусмотренных договором. Обеспечение выполнение международного договора: 1) международные гарантии; 2) международные организации и конференции; 3) создание специальных международных комиссий; 4) внутригосударственные меры. Толкование международного договора - это выяснение того в чем согласились стороны в договоре. Оно должно быть добросовестным, в соответствии с обычном смыслом употребляемых в нем терминов и в свете его объекта и целей.

Право международных договоров - это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие государств в договорном процессе.

Право международных договоров - одна из наиболее древних и важных отраслей общего международного права. Она - базовая отрасль международного права, ибо посредством заключения международных договоров регламентируются отношения государств в различных сферах взаимодействия и сотрудничества. Без договоров практически невозможно дальнейшее развитие международного права.

Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления межгосударственных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Субъектами прав международных договоров являются субъекты международного права , т.е. государства, международные (межгосу дарственные) организации иборющиеся за независимость нации. Государства обладают договорной правоспособностью в силу своего суверенитета и международного права. В свою очередь, договорная правоспособность международных организаций определяется учредительными актами, принятыми в соответствии с ними решениями и резолюциями, а также практикой организации. Между тем характерной особенностью XX столетия является то, что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов международного права принимают межгосударственные организации. Это, в свою очередь, вызвало появление большого числа договоров с участием названных организаций. Хотя государства (только стран - членов ООН в 1999 г. насчитывалось 185) остаются главными действующими субъектами на мировой арене, межгосударственных (межправительственных и особенно неправительственных) организаций на порядок больше, их роль возрастает, они образуют обширную сеть, охватывающую все области и сферы современных международных отношений.

Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи. Таким образом, до сих пор большую роль в качестве источника рассматриваемой отрасли играет международно - правовой обычай .

Первый кодификационный акт в области права международных договоров был принят в 1928 г. на конференции американских государств. Им являлась Гаванская конвенция о договорах, которая носила региональный характер, поскольку действовала лишь в Латинской Америке.

После появления Организации Объединенных Наций и создания в ее рамках Комиссии международного права кодификация права международных договоров стала одной из главных задач, поставленных перед этой комиссией. Комиссия разработала проект статей о правe международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968 - 1969 годах, была принята Венская конвенция о праве международных договоров (1969 г.) . (См. Файл материалов. Приложение 1). Эта конвенция (далее - Венская конвенция 1969 г.) регулирует отношения, касающиеся межгосударственных договоров: подробно регламентирует порядок заключения договоров между государствами, вступления их в силу, толкования, применения и прекращения, а также условия их действительности. Венская конвенция 1969 г. вступила в силу в 1980 году. Хотя ее участниками являются на 1999 год около 80 государств, на нее ссылаются как на общепризнанный источник норм договорного права.

Появление межправительственных международных организаций и возрастание их роли в международной жизни повлекли договорное оформление их отношений как с государствами, так и между собой. В результате не только появилось большое число таких договоров, но была выработана определенная международная практика, касающаяся заключения, действия и прекращения данной категории договоров. Это вызвало, в свою очередь, необходимость подготовки и принятия специальной конвенции. В этих целях в 1986 г. на созванной в Вене под эгидой ООН конференции была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.) ,которая, являясь результатом кодификации и прогрессивного развития международного права, содержит положения, учитывающие специфику договоров с участием международных организаций. В 1978 г. на основе проекта статей, подготовленного Комиссией международного права, была принята Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров , которая, однако, до сих пор не вступила в силу.

Таким образом, основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями от 21 марта 1986 г.

Обе конвенции констатируют сохранение обычая как источника права международных договоров, подтверждая, что вопросы, которые не нашли решения в положениях этих конвенций, будут по - прежнему регулироваться нормами международного обычного права. Следует также иметь в виду значение обычаев в связи с тем, что отдельные государства не являются участниками Конвенции о праве международных договоров, а другая названная конвенция пока не вступила в силу.

В процессе создания норм права международных договоров важное место занимают конституции и другие внутренние нормативные акты государств .Они устанавливают, какие органы и в каких случаях имеют право заключать международные договоры, определяют органы и процедуру ратификации, перечень договоров, подлежащих обязательному предварительному парламентскому одобрению и ратификации, последовательность осуществления этих актов и т.д. В отношении договоров, заключаемых международными организациями, такую роль играютих уставы и практика заключения и применения договоров. В законодательстве России этим вопросам посвящены отдельные статьи Конституции РФ, Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. (См. Файл материалов. Приложение 2) и некоторые другие нормативные акты.

В некоторых государствах действуют специальные законодательные акты в области международных договоров.Они подробно определяют внутригосударственный порядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров государств с другими государствами и международными организациями. Такие нормы содержатся, как правило, в конституциях либо в специальных законах.

Следовательно, к основным источникам права международных договоров можно отнести также международно - правовой обычай, конституции и другие внутренние нормативные акты государств, специализированные законодательные акты.

Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет место международных договоров в системе российского права, органы, имеющие право заключать подобные договоры, порядок ратификации международных договоров. Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации", положения которого в основном соответствуют Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., подробно регулирует такие вопросы, как порядок заключения, выполнения, прекращения и приостановления действия международных договоров, а также порядок регистрации в международных органах, хранения подлинников международных договоров и официальной публикации. Данный закон имеет и международное значение. Так, в нем определяется, кто имеет право заключать международные договоры России без предъявления полномочий, а также какие договоры подлежат обязательной ратификации.

Право международных договоров распространяет свое действие на все виды международных договоров независимо от их формы и наименования, регулируемого ими объекта, процедуры их заключения, а также от видов их участников. (см. подробнее ниже 2.1).

Хотя Венские конвенции 1978 и 1986 годов и не вступили в силу, многие их положения действуют в качестве обычных норм. Названные конвенции кодифицировали не все действующие обычные нормы в области права международных договоров. В частности, не подверглись кодификации обычные нормы, касающиеся влияния войны на международные договоры. Поэтому наравне с договорными продолжают действовать и обычные нормы.

Право международных договоров - отрасль общего международного права, т.е. относительно автономная совокупность и система норм, в основе которых лежит единство предмета регулирования, которым в данном случае является заключение и исполнение международных договоров.

Соответствующие обычные нормы общего международного права в значительной своей части кодифицированы ныне в двух универсальных международных конвенциях - Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о договорах между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

К первой из этих конвенций примыкает также Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., о которой говорилось выше (см. гл. VIII). В свою очередь, вышеуказанные конвенции устанавливают, что они не содержат положений относительно последствий для международных договоров, возникающих из международной ответственности государств и из начала военных действий между государствами, т.е. отсылают в этой части к другим международно-правовым нормам. Иначе говоря, данная отрасль международного права - это лишь относительно автономная совокупность и система соответствующих норм, ибо все нормы международного права так или иначе взаимосвязаны.

Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Кодификация и источники права международных договоров . Под кодификацией права международных договоров понимается приведение многочисленных норм в согласованную систему на основе общепризнанных принципов международного права. Первые попытки кодификации договорных норм были предприняты еще Лигой Наций. Однако только после создания ООН удалось разработать и принять ряд важных универсальных договоров, являющихся основными источниками права международных договоров. Комиссия международного права ООН с самого начала своей деятельности весьма активно и успешно занимается кодификацией и прогрессивным развитием права международных договоров, ею были разработаны проекты ряда международных актов, составляющих основу источников права международных договоров. Такими являются следующие конвенции:

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Она подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международного договора для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров.

Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров;

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. В этой Конвенции кодифицированы и прогрессивно развиты нормы, касающиеся правопреемства государств в отношении договоров. Она в основном регламентирует различные аспекты правопреемства в отношении многосторонних договоров, в том числе учредительных актов международных организаций, и договоров, принятых в рамках международных организаций. В Конвенции подчеркнуто значение института правопреемства как средства укрепления правовой основы международных отношений;

Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Конвенция применяется к договорам между государствами (одним или несколькими) и международными организациями (одной или несколькими) и к договорам между международными организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международной организации. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, применении и толковании указанных договоров и т.д. Эта Конвенция как бы дополняет Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г.

Россия и международные договоры. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В Конституции 1993 г. закреплен порядок заключения и осуществления Российской Федерацией международных договоров. Конституционные основы договорной деятельности Российской Федерации детально регламентированы в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", принятом Государственной Думой 16 июня 1995 г. Этот закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров). Закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР.

В соответствии с Конституцией (ст. 71) заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти органам государственной власти заинтересованного субъекта, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предположения рассматриваются при подготовке проекта договора. Непредставление в определенный срок (как правило, не менее двух недель) ответа не препятствует внесению федеральным ведомством предложения о заключении международного договора Российской Федерации. Орган, принимающий решение о подписании международного договора, в данном случае может исключить или изменить положения проекта договора, затрагивающие полномочия субъекта, направить проект договора на согласование органом государственной власти заинтересованного субъекта или возвратить соответствующие документы федеральному ведомству с требованием обеспечить согласование с субъектом.

Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора сможет выражаться путем подписания договора, обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", иными актами законодательства Российской Федерации.

Согласие Российской Федерации на обязательность международного договора может быть выражено в отношении не всего договора в целом, а только его части, что, однако, должно быть предусмотрено в самом договоре или с чем должны согласиться другие стороны.

Право международных договоров - это отрасль международного права, представляющая совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Международный договор – это международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный договор является основным источником международного права, важным инструментом осуществления внешней функции государств. Международные договоры образуют правовую основу для межгосударственных отношений. На основе международных договоров учреждаются и функционируют межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права. В силу этого право международных договоров занимает особое место в системе международного права, являясь одной из ведущих ее отраслей. В настоящее время в мире насчитывается более 500 тыс. многосторонних и двусторонних договоров.

Объектом права международных договоров являются сами международные договоры. Они содержат взаимные права и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях.

Кодификация и источники права международных договоров . Под кодификацией права международных договоров понимается приведение многочисленных норм в согласованную систему на основе общепризнанных принципов международного права. Первые попытки кодификации договорных норм были предприняты еще Лигой Наций. Однако только после создания ООН удалось разработать и принять ряд важных универсальных договоров, являющихся основными источниками права международных договоров. Комиссия международного права ООН с самого начала своей деятельности весьма активно и успешно занимается кодификацией и прогрессивным развитием права международных договоров. Ею были разработаны проекты международных актов, составляющих основу источников права международных договоров. Такими являются следующие конвенции.

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Она рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международного договора для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку; закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров.

Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. В этой Конвенции кодифицированы и прогрессивно развиты нормы, касающиеся правопреемства государств в отношении договоров. Она в основном регламентирует различные аспекты правопреемства в отношении многосторонних договоров, в том числе учредительных актов международных организаций, и договоров, принятых в рамках международных организаций. В Конвенции подчеркнуто значение института правопреемства как средства укрепления правовой основы международных отношений.

Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Конвенция применяется к договорам между государствами (одним или несколькими) и международными организациями (одной или несколькими) и к договорам между международными организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международной организации. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, применении и толковании указанных договоров и т. д. Эта Конвенция как бы дополняет Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г.

Субъекты права международных договоров. Виды международных договоров.

В соответствии с международным правом правоспособность заключать международные договоры является неотъемлемым правом субъектов международного права, важнейшим элементом международной правосубъектности.

Субъектами права международных договоров традиционно признаются:

a. Государства. Они обладают универсальной договорной правоспособностью.

b. Нации и народы, ведущие борьбу за независимость. Их договорная правоспособность ограничена реализацией права на сопротивление.

c. Международные организации. Договорная правоспособность международных организаций ограничена компетенцией организации. Самой широкой договорной правоспособностью обладает ООН.

Право субъекта международного права быть участником того или иного договора (двустороннего, универсального, регионального) зависит от вида договора и заинтересованности субъекта в предмете договора.

В зависимости от числа участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние. Последние, в свою очередь, подразделяются на общие (или универсальные) и локальные .

Как определено в Заключительном акте Венской конвенции ООН по праву договоров 1969 г., общими многосторонними договорами являются такие договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом. Такие договоры должны быть открыты для всеобщего участия.

Локальными считаются договоры, в которых участвует ограниченное число государств (например, государства одного географического региона). Статья 52 Устава ООН предусматривает возможность заключения региональных соглашений или создания региональных органов.

По сфере действия (в пространстве) различают: универсальные договоры , в которых предполагается участие государств всего мира (например, Устав ООН, Венская конвенция 1969 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); региональные , в которых предполагается участие только государств данного географического района (например, Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г.); субрегиональные (например, Андский пакт - «Картахенский договор» 1969 г. и др.) и локальные , сфера действия которых ограничена пределами небольшого числа государств. Особо стоят договоры, регулирующие режим определенных видов территории, например: Договор об Антарктике 1959 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.

В зависимости от объекта международные договоры различают три вида договоров:

- политические (о союзе, о взаимной помощи, нейтралитете, в области разоружения, по пограничным вопросам и др.);

- экономические (торговые договоры, соглашения об экономическом сотрудничестве, о займах, о поставке товаров и др.);

- по специальным вопросам (договоры в области транспорта, связи, здравоохранения, образования, о правовой помощи и социальном обеспечении).

В зависимости от срока действия договоры бывают:

Срочные и

Бессрочные.

По доступности участия в международном договоре:

Открытые и

Закрытые.

В зависимости от органов , заключающих международные договоры, различаются межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры.

Форма и структура договоров

Форма договоров. Форма международного договора – это его внешняя оболочка. В понятие договорной формы входят:

Наименование;

Структура.

Язык договора. Международное право не содержит предписаний об общеобязательном языке договоров. Текст двустороннего договора чаще всего составляется на языках обеих договаривающихся сторон. Оба языковых варианта признаются имеющими одинаковую силу.

Многосторонние договоры могут быть составлены на одном языке, на официальных языках ООН или на всех языках государств-участников. Так, Устав ООН составлен на 5 языках (русском, английском, французском, испанском и китайском). Международная конвенция об охране птиц 1950 г. составлена на французском языке. Устав ВОЗ - на русском, английском, испанском, китайском и французском языках.

Наименование договора. В практике встречаются различные наименования договоров:

Договор,

Конвенция,

Соглашение,

Декларация,

Трактат,

Статут и т. д.

Международный договор является родовым понятием, т. е. охватывает все международные соглашения. В настоящее время не существует общепризнанной классификации наименований международных договоров. Близкие по форме и содержанию договоры могут по-разному называться.

Структура договоров. Договор представляет собой единую сиcтему взаимосвязанных норм, которые все вместе и каждая в отдельности обязательны для сторон. Договор, как правило, состоит из трех основных частей:

Преамбулы (указывает мотивы заключения договора и его цели),

Заключительной части (постановления о порядке вступления договора в силу, сроке действия и его прекращения).

Иногда имеется четвертая, дополнительная часть договора - приложения (содержат технико-юридические нормы по выполнению условий договора), обладающие, как правило, силой постановлений основной части договора. Все части договора имеют одинаковую юридическую силу.

Заключение договоров

Заключение международного договора означает все действия государства, начиная с переговоров и заканчивая вступлением договора в силу. Процесс заключения международного договора может быть разделен на стадии.

Первой стадией в процессе заключения международных договоров являются переговоры по согласованию текста договора. Переговоры ведут специально уполномоченные лица. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочиями . В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров Российской Федерации предоставляются: а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации,- Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,- Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел; б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,- Правительством Российской Федерации. Такие полномочия оформляются Министерством иностранных дел; в) в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Выдача полномочий должностным лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних (на специальной конференции или в рамках международной организации) - полномочия сдаются в секретариат или специальный комитет по проверке полномочий.

В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 г. главы государств, главы правительств и министры иностранных дел могут представлять свое государство без специальных полномочий. К такой категории лиц относятся также главы дипломатических представительств, но только в целях принятия текста договора; для подписания договора им нужны специальные полномочия.

Второй стадией является установление аутентичности текста. После завершения переговоров наступает необходимость зафиксировать тот факт, что подготовленный текст является окончательным и дальнейшим изменениям не подлежит. Это называется установлением аутентичности договора. Аутентичность текста двустороннего договора может устанавливаться путем парафирования, т. е. постановки уполномоченными своих инициалов. Кроме этого применяются следующие способы установления аутентичности текста многосторонних договоров: включение его текста в заключительный акт международной конференции, принятие международной организацией специальной резолюции, например открывающей договор для подписания, и др. Часто стадия установления аутентичности совпадает с подписанием договора.

Третья стадия – это выражение согласия на обязательность международного договора. Согласие на обязательность выражается путем подписания, ратификации, утверждения, принятия, присоединения.

Подписание договора - это важнейший, если он не требует последующей ратификации. Оно дает также право подписавшему договор государству совершить ратификацию, присоединение.

Ратификация - это способ выражения согласия государства на обязательность для него договора, означающий утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную для этого государства силу. В соответствии со ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если: а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами, грамоты многостороннего договора сдаются государству-депозитарию, определенному участниками договора.

Утверждение (конфирмация) означает одобрение договора тем органом, в компетенцию которого входит его заключение. Утверждаются только те договоры, которые не подлежат ратификации, но предусматривают необходимость их утверждения. Согласно ст. 20 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» утверждение, принятие международных договоров осуществляются: а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»,- в форме федерального закона; б) в отношении иных договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,- Правительством Российской Федерации; в) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,- Правительством Российской Федерации. Однако Президент Российской Федерации принимает решения об утверждении, принятии международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызывается необходимостью.

Утверждение, принятие международных договоров межведомственного характера осуществляются федеральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны такие договоры.

Присоединение имеет место тогда, когда государство, не участвующее в заключении договора, изъявило желание стать его участником на условиях, в нем предусмотренных. Присоединение возможно как к действующему договору, так и к договору, который не вступил в силу.

В Российской Федерации присоединение осуществляется теми же органами, что и утверждение (ст. 21 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

На любой стадии выражения согласия на обязательность международного договора государство или международная организация вправе заявить о том, что для них неприемлемо какое-либо положение договора. Одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им международного договора или присоединении к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству, называется оговоркой.

Оговорка не может быть сделана, если:

Данная оговорка запрещается договором;

Договор предусматривает, что можно |делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит;

Оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Право на оговорку является суверенным правом каждого государства. Оно дает возможность стать участником договора государствам, которые принимают основные положения договора, его объект и цели, но в силу различных причин не могут согласиться с отдельными, чаще всего второстепенными, частями договора.

Оговорка и возражение против нее должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся государств - участников договора или имеющих право стать ими.

Если оговорка сделана при подписании договора, подлежащего ратификации, принятию или утверждению, она обычно содержится в ратификационной грамоте, в протоколе об обмене или сдаче на хранение ратификационных грамот или же в обоих этих документах. Государство - участник договора может в любое время снять оговорку или возражения против нее.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» при подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров Российской Федерации или присоединении к договорам могут быть сделаны оговорки при соблюдении условий договора и соответствующих норм международного права. Оговорки могут быть сняты в любое время в том же порядке, в каком они были сделаны. Решения о принятии оговорок или об их снятии оформляются соответствующим федеральным законом.

Депозитарий. Депозитарием называется хранитель подлинника многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о принятии, присоединении, денонсации и т. д.). Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное административное должностное лицо такой организации (например, Генеральный секретарь ООН является депозитарием Пактов о правах человека 1966 г.).

Права и обязанности депозитария установлены Венской конвенцией 1969 г. (ст. 77), но иногда они определяются в самом многостороннем договоре. Функции депозитария состоят: а) в хранении подлинного текста многостороннего договора и переданных депозитарию полномочий; б) в подготовке заверенных копий с подлинного текста и подготовке любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть предусмотрены договором, а также в препровождении их участникам и государствам, имеющим право становиться участниками договора; в) в получении подписей под договором, в информировании участников о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору; г) в информации государств о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимых для вступления договора в силу, было получено или депонировано; д) в регистрации договора в Секретариате ООН.

Регистрация. Важной стадией заключения международных договоров является регистрация. Вопрос о целесообразности регистрации решают сами государства-участники. Согласно ст. 102 Устава ООН всякий договор, заключенный любым членом Организации, может быть зарегистрирован в Секретариате ООН, который вносит зарегистрированный договор в специальный реестр и публикует его.

Секретариат ООН опубликовал на 1 января 1998 г. около 1000 томов «Сборников договоров ООН». Отказ в регистрации договора в Секретариате ООН не позволяет сторонам ссылаться на него споре, разбираемом в системе органов мирного разрешения споров, действующей в ООН, в частности в Международном суде ООН.

В Российской Федерации договоры официально публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации и Бюллетене международных договоров.

Действие договора

Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Принцип добросовестного соблюдения международных договоров (pacta sunt servanda) является одним из основных принципов международного права. Государства в своих взаимных отношениях не могут отклоняться от выполнения договора. Несоблюдение принципа pacta sunt servanda является неправомерным деянием . К участнику договора, нарушившему его, могут быть применены различные формы международной ответственности.

В соответствии с принципом добросовестного соблюдения международных договоров любой участник договора,

во-первых, обязан добросовестно и неукоснительно выполнять свои обязательства;

во-вторых, не имеет права заключать договоры, противоречащие ранее заключенным им договорам. Разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора не влияет на правовые отношения, установленные между ними договором. Отказ от выполнения или частичное выполнение договора может иметь место только на основании международного права.

Договор или часть договора применяется временно до вступления договора в силу в двух случаях:

а) если это предусматривается самим договором;

б) если участвовавшие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом. В Российской Федерации решения о временном применении международного договора или его части принимаются органом, принявшим решение о подписании международного договора.

Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР. Россия после распада СССР автоматически стала стороной всех действующих международных договоров вместо Союза ССР.

Международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», иными актами законодательства Российской Федерации. До вступления для Российской Федерации международного договора в силу она воздерживается от действий, которые лишили бы договор объекта и цели. Международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

Внутригосударственное право и соблюдение международных договоров. Любое государство - участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им международного договора. Государство не вправе ссылаться также на то обстоятельство, что его согласие на обязательность для него договора было выражено его уполномоченным представителем в нарушение того или иного положения внутригосударственного права.

Российская Федерация при осуществлении своих суверенных прав, в том числе права принимать законы и подзаконные акты, полностью учитывает свои обязательства по международным договорам. В п. 4 ст. 15 Конституции сказано: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международная организация - участник договора не может ссылаться на правила данной организации, в том числе касающиеся компетенции заключать договоры, в качестве оправдания для невыполнения договора.

Действие договора во времени и пространстве. В зависимости от срока действия международные договоры можно объединить в три группы: срочные, бессрочные и неопределенно-срочные. Чаще всего срок действия договора устанавливается положениями самого договора. Договор, заключенный на определенный срок, автоматически прекращает свое действие по истечении этого срока, если стороны специально не договорятся о продлении этого срока или возобновлении действия договора на новый срок.

К бессрочным договорам, как правило, относятся мирные договоры, договоры о территориальных разграничениях, универсальные или региональные конвенции о кодификации и прогрессивном развитии международного права, разоружении. Например, таковыми является Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. (ст. XVI). Если стороны не имеют в виду придать договору бессрочный характер и не определяют конкретного срока его действия, то в договор включаются положения о праве участника выйти из договора в любое время, обычно с заблаговременным предупреждением об этом других участников.

Довольно часто составляются неопределенно-срочные договоры. Так, многие двусторонние договоры заключаются на определенный срок, однако они предусматривают, что после этого срока договор будет оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем намерении денонсировать договор. Часто в договоре устанавливается, что по истечении первоначального срока действия договор будет автоматически продлеваться на определенные периоды, если одна из сторон до истечения соответствующего срока не направит уведомление о намерении прекратить его действие.

От продления срока договора (пролонгации) следует отличать возобновление действия договора. Оно осуществляется в случае прекращения или приостановления договора. Реновация (возобновление) договора может происходить автоматически (например, после прекращения военных действий), молчаливо или путем обмена нотами. Так, в результате обмена нотами было возобновлено действие Советско-английского соглашения о научно-техническом сотрудничестве 1968 г.

Обеспечение выполнения международного договора. В межгосударственной системе над государством нет единой центральной власти. Мерами, обеспечивающие реализацию международного договора, традиционно признаются международные гарантии, международный контроль, внутригосударственные меры.

Толкование договора

Толкование договора – это выяснение того, о чем согласились стороны в договоре, т.е. точное определение его смысла и содержания. Оно может быть официальным и неофициальным (доктринальным). Официальным толкованием считается толкование договора заключившими его государствами либо международными органами, указанными в самом договоре.

Толкование, осуществляемое по соглашению государств - участников договора, называется аутентичным , оно обязательно для участников договора, т. е. основано на их согласии. Аутентичное толкование может быть воплощено в любой форме: специальный договор или протокол, обмен нотами, толкование терминов в тексте договора.

Толкование, осуществляемое международными органами, предусмотренными в самом договоре, называется международным . Международный суд ООН и ряд других органов уполномочены государствами давать обязательное для участников договора толкование, если сами участники не достигнут соглашения о смысле того или иного международного договора. Возможность международного судебного или арбитражного толкования может быть предусмотрена как в двусторонних, так и в многосторонних договорах.

Толкование, которое дается юристами, историками права, журналистами, а также учеными в научных трудах по международному праву, является неофициальным (доктринальным) и не обязательно для участников договора.

В международной практике часто встречается толкование международных договоров в односторонних Декларациях, заявлениях, прилагаемых к договору от имени одного из участников. Государство-участник в лице его органов, определяемых внутригосударственным правом, может в одностороннем порядке дать свое толкование положений договора, которое называется внутригосударственным толкованием , оно, однако, обязательно только для толкующего государства.

В процессе толкования международных договоров используются специальные приемы. Наиболее часто используются грамматическое, логическое, систематическое и историческое толкование. В результате толкования определяется значение отдельных терминов, производится сопоставление данного договора с другими договорами, изучаются обстоятельства и цели заключения договора.

При толковании, в какой бы форме оно ни осуществлялось, необходимо соблюдать общие и специальные принципы толкования международного договора. Они должны соответствовать основным принципам международного права.

К общим принципам (правилам) толкования международного договора относятся:

Принцип добросовестности;

Принцип единства, т. е. при толковании договора не следует разрывать объект и цель договора;

Принцип эффективности, т. е. придание силы и смысла толкуемым положениям договора.

Специальными принципами толкования договора (в частности, многоязычных договоров) являются:

Максимальное использование разноязычных текстов договора при толковании;

Равная достоверность текстов договора, аутентичность которых установлена на разных языках;

Установление единого смысла, закрепленного в текстах на разных языках.

Поделиться: