Педагогический совет по проектной деятельности в школе. Педсовет на тему "проектная деятельность"

Педсовет по теме: «Проект как средство индивидуализации и
дифференциации образовательной деятельности в школе модульного
обучения»
Ведущий:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идешь за кем­то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыленков.
Уважаемые коллеги! Как вы думаете, какую педагогическую технологию
иллюстрируют данные строчки?
Именно ей мы и посвятим наш сегодняшний разговор.
На современном этапе одной из важнейших задач является формирование у
учащихся универсальных учебных действий. Поэтому стал необходимым
поиск прогрессивных способов и форм организации образовательного
процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов.
Одной из таких форм и является проектная деятельность.
Сценка:
Консерватор: Вы говорите, что проектная технология прогрессивна? Но
все новое требует дополнительных затрат: сил, времени в первую очередь. А
где их взять?
Идеалист: Да понимаете ли вы, что такое проектная технология? Основа­
получить результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной практической деятельности. Но даже не это главное –главное, что
мы учим детей быть самостоятельными. Мое любимое изречение по поводу
воспитания: «Самая главная задача, это научить детей обходится без нас!»
Мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы,
планировать свои
действия, принимать ответственные решения, учим
общению, развиваем творческие способности, учим умению представлять
себя.
Все это не только развивает познавательный интерес, но повышает
качество знаний учащихся, а если хорошие знания, значит гарантия
поступления в ВУЗ, в будущем получения интересной, любимой работы.

Пессимист: я не уверена, что проектная технология даст положительный
результат.
Какой индивидуальный подход к детям? Какое творчество?
Вспомните роман В.Катаева «Два капитана»:
«Старенькая преподавательница Серафима Петровна приходила в школу с
дорожным мешком за плечами, учила нас... Право, мне даже трудно
объяснить, чему она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были
сразу три урока: география, естествознание и русский... Кажется, это
называлось тогда комплексным методом. В общем, все выходило
«мимоходом».
Я против применения проектной технологии, по­ моему мнению это просто
дань моды.

Новатор:
Проектная технология – это, прежде всего, творчество каждого ребенка, в
зависимости от его индивидуальных способностей. Интересный проект
может быть мощным стимулом, мотивирующим к изучению того или
иного предмета или темы. Сегодня, согласно ФГОС, основным
подходом в современном образовании является деятельностный подход.
А всесторонне реализовать его позволяет проектная деятельность. В то
же время через проектную деятельность формируются абсолютно все
универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Важным
фактом является и то, что среди закрепленных знаний учителя выделяют:
­ знание основ методики преподавания, основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных педагогических технологий,
а среди умений:
­владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки
учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,
полевая практика и т.п.
(Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря
2014 г. № 1115н “О внесении изменения в приказ Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)»)
Уважаемые коллеги, какой проблемный вопрос можно сформулировать по
итогам данного диалога?
Проблема:

Проектная технология в рамках ФГОС – мода времени или необходимый
индивидуализации и дифференциации образовательной
ресурс
деятельности?
Гипотеза:
Если проектная технология необходимый ресурс индивидуализации и
дифференциации образовательной деятельности, то ее использование в
практике работе позволит обучение сделать продуктивным, повысить
качество образования, в полном объеме выполнить требования Стандарта.
Цель:
ориентация деятельности педагогов на повышение качества
образования через осмысление педагогического, методического потенциала
проектной деятельности, обмен педагогическим опытом.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания учителей о функциях, содержании, структуре
проектной деятельности.
2. Формирование представлений о практике использования проектов на
различных учебных предметах, о создании условий для развития УУД
школьников, путем индивидуализации и дифференциации в ходе проекта.
3. Формирование психолого­педагогической готовности учителей к
внедрению проектной деятельности на уроках.
План работы над нашим проектом.
1. Изучение теоретической части.
2. Знакомство с опытом работы коллег.
2.1. Практическая деятельность по выявлению УУД, которые формирует
проект, как осуществлялась индивидуализация и дифференциация в проекта.
3. Мультик.
4. Формулирование блока выводов и решения ПС.
Методы работы: беседа, теоретический анализ, экспериментальный.
Итак, начинаем с реализации первой задачи.
Теоретические основы проектной деятельности. (Ишкова Т.Н.)
Проектная технология на уроках географии в рамках технологии
модульного обучения (Торшина Е.А.)
Проектная деятельность как основное средство реализации требований
ФГОС НОО. (Чихняева О.В.)

Для определения эффективности проектной, исследовательской
деятельности я предлагаю сравнить олимпиаду и научную конференцию по
ряду параметров.
Мозговой штурм «Сравнительный анализ олимпиад и конференций»
Коллективное заполнение таблицы.
Параметры
Подготовительный этап Необходимо глубоко
Олимпиады
изучить предмет
Организация
деятельности
Решить большое число
повышенной сложности
задач
Продукт деятельности. Продукт ­ деятельности
учащегося на олимпиаде –
выполненное задание
(решенная задача и т. п.) с
заранее известным
результатом (ответом)
для жюри.
Уровень развития
интереса –
познавательный
(потребность в
увеличении знаний и т.
п.),
Уровень развития
интереса
Конференции
Надо провести серьезное
научное исследование:
определить цели и задачи,
объект и предмет
исследования
Изучить большое
количество литературы
Выдвинуть гипотезу
Провести исследование
Получить результаты
Сделать выводы
Оформить работу
Выступить на конференции.
Продукт деятельности
учащегося ­ научная
работа, результаты которой
докладываются на
конференции. Результаты
были получены в процессе
самой деятельности
учащегося. Заранее
результаты никому не
известны.
Уровень развития интереса
– творческий (потребность
сделать свое исследование,
творческую работу и т. п.).

Уровень коммуникаций Уровень коммуникаций
педагога и учащегося в
образовательном
процессе – продуктивный
(делай сам).
Роль учащегося
Роль педагога
Роль учащегося в
образовательном
процессе до и во время
олимпиады – обучаемый,
«решатель» задач
Роль педагога в
образовательном
процессе при подготовке
к олимпиаде – “тренер” в
решении задач.
Уровень коммуникаций
педагога и учащегося в
образовательном процессе
– креативный (выражение
собственного “я”,
сотворчество учащегося и
педагога – научного
руководителя).
Роль учащегося в
образовательном процессе;
до и во время конференции
– исследователь научной
проблемы, докладчик.
Роль – научный
руководитель
Какой вывод можно сделать?
Проектная технология­ основное условие формирования личности,
отличающейся мобильностью,
конструктивностью,
способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым
чувством ответственности за сделанный выбор.
инициативностью,
Николая Григорьевича Чернышевского:
«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы
для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации
преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития, способной
исправить недостаток современной школы, о котором еще в 19 веке писал
психолог и педагог Джон Дьюи (1859­1952), в книге «Школа и общество»: «С
точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от
невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт,
приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он
оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился
в школе».
Мультик

А теперь вернемся к нашей проблеме. Как бы решили ее сейчас?
Если ученик в школе не научился
сам ничего творить, то и в жизни он
всегда будет только подражать, копи­
ровать, так как мало таких, которые
бы, научившись копировать, умели
сделать самостоятельное приложение
этих сведений.
Л. Толстой
Проект решения ПС:
1. Считать проектную и исследовательскую деятельность учащихся одним из
основных направлений деятельности школы в работе с детьми на разных
уровнях образования.
Учителям–предметникам:
2.
2.1. Использовать проектную технологию в урочной и внеурочной
деятельности с целью формирования у учащихся проектных умений и
навыков, способствующих развитию личности, способной к самоактуализации
в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
2.2. Участвовать в оформлении и пополнении учащимися их «портфолио» (в
том числе писать отзывы и рецензии на работы школьников)
3. Руководителям школьных методических объединений активизировать
работу учителей­ предметников по организации проектной деятельности
педагогов через:
­ работу по темам самообразования;
­ планирование предметных недель;
­ участие в конкурсах, конференциях различного уровня.
4. Заместителям директора осуществлять контроль и оценку эффективности
деятельности учителей школы, руководителей МО ВСОКО.

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.

1 сл. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

2-8 сл. Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологии, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается и с проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы педагоги и учащиеся нашей школы все чаще обращаются к проектной деятельности.

Сегодня в школе реализуются образовательные программы базового, профильного уровня обучения.

В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Это мнение подтверждают и руководители проектных и исследовательских работ учащихся. Они отмечают, что около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники не обучены проектной и исследовательской деятельности . Школьникам приходится пользоваться предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности, это ведет к отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность.

9 сл. Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий :

Профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,

Формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,

Тьюторское сопровождение проектной деятельности;

Мониторинг формирования ключевых компетентностей.

10 сл. Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе и имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

11-12 сл. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:

    самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

    пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

    развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);

    развивают системное мышление.

Основные концептуальные положения

Цель проекта:

разработка внутришкольной системы исследовательской деятельности учащихся на основе технологии формирования учебно-исследовательской компетентности как средства комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в современном социуме.

Задачи программы:

    провести анализ кадрового, научно-методического, информационного и финансово-экономического ресурсов школы по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности уч-ся;

    Создать систему урочной и внеурочной деятельности по реализации поставленной цели;

    Апробация модели и её коррекция

13 сл. Этапы реализации программы:

1 этап : январь2013-май 2013г Аналитико – диагностическая деятельность:

    определение стратегических и тактических целей и задач;

    поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания, обучения, развития с учетом личностно- значимой модели образования;

    изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.

Второй этап 01.09.2013 – 31.05.2016г.г. Практический:

    организация массовой учебно-исследовательской работы учащихся 8-9-х классов, внедрение в учебный процесс системы дифференцированных заданий, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное обучение всех детей способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам.

    распространение учебных исследований в начальной, а затем в средней школе (5-7-х классах). Такая творческая «инъекция» позволяет расширить и скорректировать рамки классно-урочной системы, так как материал, предложенный для изучения на уроке, получает дополнительное практическое закрепление и творческую интерпретацию.

    работа проблемных групп, организованных в рамках предпрофильных и профильных направлений, по проведению научно-исследовательской деятельности.

Третий этап 01.09.2016 – 30.12.2016г.г. Коррекционно-обобщающий:

    подведение итогов реализации программы, обобщение опыта;

    выявление проблемных зон и подготовка новой образовательной программы.

Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Школьники должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью.

14 сл. Коллектив школы видит определенные РИСКИ в реализации Программы:

    сопротивление нововведениям отдельных членов коллектива;

    нехватка учебных и методических пособий по новым курсам;

    нехватка квалифицированных кадров.

15 сл. Пути предупреждения рисков:

    проведение теоретических и практических семинаров для педагогов школы по введению инноваций;

    адаптация уже созданных программ, разработка проектов программ, их апробация и регистрация;

    проведение педагогических чтений для родителей с целью обеспечения активного сотрудничества с учителями по определению индивидуального образовательного маршрута ребенка;

    повышение квалификации педагогов школы, приглашение специалистов из других ОУ.

16 сл. В связи с этим мы пытаемся сосредоточить усилия на задачах , решение которых в существующих условиях будет шагом вперед.

В плане педагогическом - это стимулирование познавательной деятельности уч-ся, интереса к использованию информационных образовательных технологий, к участию в проектах, научных исследованиях, в практической деятельности.

Организационные задачи видим в следующем:

Повышение квалификации педагогического коллектива должно отвечать инновационным процессам;

Продолжаем выстраивать взаимодействие с другими образовательными учреждениями для реализации предпрофильной и профильной подготовки уч-ся;

Совершенствование психологического сопровождения;

Улучшение материально-технического и научно-методического обеспечения учебного процесса.

17 сл. специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

18-21 сл. В планируемой модели формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюторов. Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать (знает как сделать), и начинающего. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять учащегося; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Учащийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором.Деятельность, организуемая тьютором, идет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни. В результате сотрудничество учителя-тьютора и учащегося отмечается насыщенностью, целенаправленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет добиваться учащимся высоких образовательных результатов.

Формой коммуникации, которая обеспечивает тьюторство (или перенос опыта) является свободное общение, в ходе которого опытный за счет вопросов и фиксаций внимания помогает осознать ученику его компетентности. Результат деятельности тьютора – самостоятельность участника. В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся: русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. Выделяем группу, которая ориентирована непосредственно на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других). Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

22-23 сл.

Формы организации урочных занятиях

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях

урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об учёных, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

исследовательская практика обучающихся

учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов

образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля

домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени

факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета

ученическое научно-исследовательское общество - форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с предс-тавителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ

участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий

24 – 27 сл. Основные формы работы по формированию компетентностей в процессе научно-исследовательской деятельности.

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в школьной медиатеке.

4. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции .

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Формирование информационной компетентности обеспечивается включением учащихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность школьников выступает средством «мягкой трансформации» классно-урочной системы и привносит в нее новые смысловые акценты, приоритеты и стимулы, создает условия для перевода учащихся и преподавателей на новый уровень сотрудничества – в рамах научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность - форма научной деятельности, осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, ученик решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и оказывается пусть незначительным, но шагом вперед в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности). Научно-исследовательской работой занимаются проблемные группы, организованные в рамках предпрофильных и профильных направлений. Это уже не массовая, а индивидуальная работа. Для ее реализации создано ШНО «Наш край» объединяющий учащихся, имеющих способности и желание заниматься научными исследованиями. За их подготовку отвечает руководитель проекта - инициативный и творческий педагог-исследователь. Большим подспорьем в реализации проекта является взаимодействие школы с социумом.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся невозможна без овладения навыками саморазвития и самообразования. Современное общество требует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений, навыков. В процессе подготовки к будущей профессии, для поступления в ВУЗ старшеклассник неизменно выходит за рамки учебного процесса для более глубокого его усвоения. Задача учителя заключается в том, чтобы взять в свои руки управление этим процессом, увеличить долю знаний, приобретаемых учеником самостоятельно, на добровольных началах, исходя из его интересов, потребностей и призвания. Обеспечить правильную организацию работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя.

Елена Нестеренко

Задачи :

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;

Повышать методический уровень;

Способствовать творческому поиску.

Форма проведения : круглый стол.

1. Введение

Вы все много работали над проектами и , я думаю, уже поняли, что проектная деятельность подразумевает в основном коллективную работу. А для того, чтобы работа выполнялась качественно и быстро, коллектив должен быть сплоченным. Выполняя следующее задание, мы проверим насколько вы друг друга чувствуете.

Упражнение «Квадрат»

Цель : прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения:

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза.

2. Теоритическая часть педсовета

Зачем педагогу нужно уметь составлять проект ?

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д.» Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.»

В таких условиях долг каждого взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанника.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов .

Этапы разработки и проведения проекта :

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели» ).

3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту .

8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта .

9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации) .

10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН) .

11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту .

12. Подводит итоги : обобщает опыт и выступает на педсовете .

Блицтурнир

Педагоги делятся на две команды.

Задание. Назовите как можно больше форм и методов работы, используемых в проектной деятельности в дошкольных учреждениях.

Конкурс «На совместимость»

В начале педсовета мы говорили о том , что качественная работа зависит от сплоченности коллектива, но тема нашего заседания «Проектная деятельность » , а проект – это в основном работа в группе.

Прежде, чем мы приступим к защите проектов , мы проведем конкурс и проверим насколько вы совместимы в парах.

Каждому выдается набор карточек, на которых указано по одной части тела. Этими частями тела они должны соприкоснуться. Далее они вытягивают еще по одной карточке и должны, сохраняя прежние контакты, соприкоснуться новыми частями тела. И так далее.

Разрешается использовать любые подручные средства, любую мебель, главное сохранять и удерживать наибольшее количество контактов. Побеждает пара, которая сумела одновременно удержать наибольшее число контактов.

ВСЕ ПОБЕДИТЕЛИ!

Проектная деятельность :

1. Отчет о проведенном проекте «Бабушкин сундучок» воспитателя Ерилкиной М. А.

2. Представление плана проекта «Моя семья – мое богатство» (презентация) - воспитатель Тихонюк Е. К.

3. Представление продукта («Книга памяти» ) проекта «Герои земли Кутейниковской» - воспитатель Лавренко И. В.

4. Информация «Участие музыкального руководителя в реализации проекта по патриотическому воспитанию Герои земли Кутейниковской»- музыкальный руководитель Чернышова А. Е.

3. Практическая часть педсовета

Практическое занятие по рабочим тетрадям «Родом из Донского края» как часть реализации проекта "Слава Богу, что мы - казаки!" - воспитатель Ерилкина Елена Викторовна


4. Решение педсовета

Упражнение «Надписи на спине»

Участникам на спину прикрепляется листок бумаги, и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке.

Каждый из вас сейчас услышал свою сильную сторону личности. И я не сомневаюсь, что каждый из вас услышал что-то приятное. То, что он может забрать с собой.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

На тему: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»

Подготовила и провела

Ст.воспитатель Соболева И.С.

Москва, 2012 год.

План проведения педагогического совета:

1. Презентация на тему «Проектная деятельность в ДОУ»

Вариативность использования проектного метода.

Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.

Планирование работы по подготовке проекта.

3. Принятие решения педсовета.

Ход педсовета

Просмотр презентации (текст к слайдам)

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Проектная технология предполагает:

Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

Практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

Самостоятельную деятельность воспитанника;

Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

Использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

Является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

Повышает качество образовательного процесса;

Служит развитию критического и творческого мышления.

Способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

Вариативность использования проектного метода.

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

Комплексные блочно-тематические занятия;

Интеграция:

Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);

Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием);

Метод проектов:

Форма организации образовательного пространства;

Метод развития творческого познавательного мышления.

Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

исследовательское-творческие : полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);

ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);

практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);

творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, “Любимые игрушки”, “Азбука здоровья” и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: “Мир театра”, “Здравствуй, Пушкин!”, “Эхо столетий”, “Книжкина неделя”;

межгрупповые: “Математические коллажи”, “Мир животных и птиц”, “Времена года”;

творческие: “Мои друзья”, “Любим сказки”, “Мир природы” и др.;

групповые: “Сказки о любви”, “Познай себя”, “Подводный мир”, “Весёлая астрономия”;

индивидуальные: “Я и моя семья”, “Генеалогическое древо”, “Секреты бабушкиного сундука”;

исследовательские: “Подводный мир”, “Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, “Творчество Пушкина” - на учебный год).

Тематика проектов может касаться проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда, тема проектов предлагается самими воспитанниками, при этом последние ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция знаний.

Планирование работы по подготовке проекта .

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

пополнение предметно-развивающей среды;

подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;

выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

II этап - практический:

коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;

реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;

обобщение и распространение опыта работы;

защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;

участие в городском конкурсе педагогических проектов.

IV этап - заключительный:

анализ достижения целей и полученных результатов;

определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

2. Педагогическая импровизация

Цель:

обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.

Оборудование: полифункциональная пирамида, карточки, на которых обозначены этапы проекта, приз для победителя.

Алгоритм игры:

вводная информация ведущего игры;

оборудование “игровой площадки”;

ознакомление участников с правилами игры;

проведение игры;

рефлексия.

Ст.воспитатель:

Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры. В отборочном туре примут участие три педагога. Им необходимо будет расположить этапы проекта в правильной последовательности. Кто это выполнит первым, тот и займет место в кресле игрока. Игроку будут предложены девять вопросов. На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо один ответ. Игрок может воспользоваться только двумя подсказками: помощь зала и звонок другу. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание "Знаток проектного метода".

Вопросы игроку:

1. Что такое педагогическое проектирование?

дань моде;

догма профессиональной деятельности педагога;

вид педагогической деятельности.

2. Место эпиграфа в структуре проекта:

в начале;

середине;

им можно закончить проект.

3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?

коллективный;

исследовательский;

долгосрочный.

4. Что такое гипотеза?

короткая аннотация проекта;

опасение педагога о неудачной реализации проекта;

предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Кто является основоположником проектного метода?

американский педагог демократ Джон Дьюи;

великий русский педагог К.Д. Ушинский;

французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".

6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?

реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;

выдвижение гипотезы;

открытый показ деятельности по теме проекта.

7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?

сопоставление цели и результата проекта;

рефлексивная оценка проекта;

выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

8. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

репродуктивный;

поисковый;

творческий.

9. Презентуя проект, педагог должен:

показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;

проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;

привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.

V. Принятие решения педсовета.

3. Решение педсовета :

  1. Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса внедрять в педагогический процесс метод проектов.

Сроки: в течение года.

  1. Совершенствовать профессиональных умений педагогов по организации проектной деятельности через различные формы методической работы.

Ответственный: старший воспитатель.

Сроки: в течение года.

  1. В конце учебного года, с целью активизация усилий педагогического коллектива в развитии нестандартных форм работы с детьми и анализа работы педагогов по методу проектов, организовать презентацию групповых проектов.

Ответственный: старший воспитатель, воспитатели групп.

Сроки: май 2013 г.


Ольга Широбокова
Педагогический совет «Метод проектов в образовательной деятельности детского сада»

Педагогический совет

Тема : «

Цель : совершенствовать освоение технологии проектной деятельности .

Задачи :

Повышение педагогического мастерства и методического уровня воспитателей .

Развитие творческого поиска.

Подготовительная работа :

1. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу.

2. Заседание творческой группы по теме «Проектный метод в деятельности ДОУ »

3. Консультация для воспитателей «Из истории развития проектной деятельности » .

4. Тематический контроль по теме «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»

5. Выпуск информационных буклетов для воспитателей.

6. Создание проектов .

7. Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете .

8. Подготовка зала и выставки.

Необходимые материалы :

Магнитная доска, три раздвижных мольберта, стикеры разных цветов, листы с определениями типов проектов , этапов проекта , показателей успешности проектной деятельности , отличия ,

буклеты. Мотиваторы.

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня у нас очередной педагогический совет . Тема «Метод проектов в образовательной деятельности детского сада ».

Предлагаю прослушать повестку педагогического совета .

Повестка :

1. Решение педсовета от 31 .08.15 г. –Скворцова Н. В.

2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Использование проектного метода в работе с дошкольниками». –Широбокова О. В.

3. Основной вопрос педсовета «Метод проекта в образовательной деятельности детского сада »

4. Аукцион проектов . Широбокова О. В.

5. Решение педагогического совета-Скворцова Н . В.

Зачитывается аналитическая справка по итогам тематического контроля.

II часть. Основная

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые первокласснику, заставляют родителей «развивать, информировать, вкладывать, тренировать и т. д.» , но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно. Внедрение детскими садами метода проектов свидетельствует о готовности освоения российских «дошкольников» наиболее современных мировых тенденций в области образовательных технологий .

Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования , что несомненно актуализирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях (как в детском саду , так и в начальной школе) .

Предлагаю вам выбрать листочки, на них написаны характеристики типов проектов , пожалуйста возьмите по одному определению, внимательно прочитайте и закрепите его на доске под тем типом к которому относится данная характеристика.

(на доске написаны типы проектов , педагоги размещают свое определение под типом к которому оно подходит)

Итак, зачитаем характеристики типов проектов (зачитываются по очереди признаки всех типов) . У кого признаки творческого проекта прошу в команду №1 , исследовательского в команду №2, нормативного №3.

Сейчас от каждой команды попрошу выйти представителя и выбрать задание.

(ведущий держит листочки с заданием, представитель команды выбирает)

Задания :

1. Этапы проекта

2. Показатели успешности проектной деятельности

3. Отличия проектной деятельности от любой другой

Ну что ж, задания выбраны, предлагаю из всех материалов выбрать только свои и разместить на доске.

(На столе находятся листочки с написанными на них определениями, каждая команда выбирает то, что относиться к ее заданию и размещает на магнитной доске)

От каждой команды попрошу остаться по одному представителю, для проверки задания.

(представитель от команды зачитывает результат выполнения задания, который сверяется с правильным ответом на слайдах)

Вот мы и повторили основные составляющие проектной деятельности ,а сейчас внимание! Аукцион! Дорогие друзья, сегодня нам представилась уникальная возможность приобрести проекты для своей дальнейшей работы. У каждого на столах есть вот такие фишки, возьмите каждый по пять, на них вы можете купить себе проект , можно сложиться и купить проект подороже , первоначальная цена каждого проекта одна фишка . Напоминаю, у нас аукцион, так что торги приветствуются. И первой свой лот выставляют сотрудники :

(все педагоги по очереди выставляют на торги свой проект )

III часть. Заключительная.

Все лоты разыграны. А сейчас, уважаемые коллеги, обратите внимание на столы . У каждого из вас на столах по четыре сердечка разного цвета. Сейчас возьмите розовое сердечко и напишите, что вы знаете/знаете о методе проектов , на зеленом напишите о том, что знаете/не знаете, на желтом не знаете /хотите узнать, не знала/узнала. Прикрепите сердечки на доске.

(на магнитной доске приклеиваются стикеры разного цвета, в дальнейшем они помогут в разработке мероприятий по теме проектной деятельности )

Публикации по теме:

Метод проектов и его место в образовательной деятельности ДОУ В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих.

«Метод проектов в ДОУ» …Ребёнка обучи – дашь миру человека. В. Гюго Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Сейчас перед.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе детского сада «Домик для птички» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга 197374, СПб, ул. Туристская,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе детского сада «Дорога на Олимп» ГБОУ СОШ «Образовательный центр с. Кротовка муниципального района К-Черкасский Самарской области структурное подразделение д/сад «Родничок».

Конспект организованной образовательной деятельности по ПДД в старшей группе детского сада Программное содержание: повторение правил дорожного движения, закрепление знаний о дорожных знаках Цель – закрепить названия дорожных знаков,.

Поделиться: