Нод по региональному компоненту в подготовительной группе. Открытый просмотр нод по патриотическому воспитанию

Юлия Кудряшова
Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Родной край» в подготовительной группе

Задачи : обобщить знание детей с родным краем , о его растительном и животном мире. Уточнить представление детей о родной городе , крае : углубить знания детей об Уфе. Закрепить знание детей о предметах быта, изделиях народных умельцев , жилищем. Развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной родине . Воспитывать интерес, гордость и любовь к родному краю .

Интеграции : коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, физическая культура, здоровье.

Оборудование, материалы : карты России, Уфы; иллюстрации г. Уфы, ноутбук, декоративные полотенца (с башкирскими орнаментами, иллюстрации с природой РБ, национальностями РБ , с достопримечательностями г. Уфы, альбом с видами старой Уфы, наглядные пособия «Искусство башкир» , , дидактическая игра «Птицы нашего края» , полоски бумаги для рисования, краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа : беседы, заучивания стихов, рассматривания альбомов, книг, иллюстраций на данную тему. Рассматривание иллюстрации с предметами быта, жилище (юрта, изделиями народных умельцев Башкирии . Экскурсия в парк Победы,

Ход непосредственно- образовательной деятельности :

Воспитатель : Дети как называется наша страна? (показ карты России)

Дети : Россия.

Воспитатель : Наша Родина большая, от запада до востока, от севера до юга. Назовите столицу России.

Дети : Москва.

Воспитатель : Это наша общая Родина, и где бы мы не жили – мы граждане России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина. Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Рахимкулова «Откуда родом ты» в исполнении… (читает ребенок) .

«Откуда родом ты?» - меня спросили,

И я ответил гордо : «Из России,

А если говорить точней – с Урала я,

Там родина – Башкирия моя»

У наших гор вершины до небес,

И соловьиных песен полон лес,

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны – ягодами, а сердца - добром.

Там Агидель несётся с горных круч –

Поток её прозрачен и могуч,

К великой Волге путь её лежит

Бегут года, и Агидель бежит.

Воспитатель : Как называется наша Республика?

Дети : Республика Башкортостан.

Воспитатель : Какой главный город Республики?

Дети : Столица Республики Башкортостан- город Уфа.

Воспитатель : Дети наша Республика многонациональна . В ней проживают люди 80 национальностей . Какие национальности вы знаете ?

Дети : Русскиее, башкиры, татары, украинцы, беларуссы, марийцы и т. д.

(презентация : «Историко-культурные центры Республики Башкортостан» )

Природа Башкирии необыкновенно красива : горы, равнины, степи, реки, озера (показ иллюстраций) . В лесах нашей Республики водятся много животных. Какие животные водятся в лесах нашего края?

Дети : Медведи, лисы, волки, рыси, бобры, лоси и др.

(презентация : ответы по слайдам)

Воспитатель : А еще встречаются более 300 видов птиц. Назовите знакомые вам.

Дидактическая игра «Птицы нашего края»

Дети : Сороки, голуби, вороны, синицы, воробьи, снегири и др.

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе- Уфе- столице Башкортостана. Уфа- главный город нашей Республики, здеесь живет и работает наше правительство во главе с президентом. Как зовут нашего президента? (Хамитов Рустем Закиевич) . Правительство заботится о том, чтобы все люди в нашей Республики жили хорошо и счастливо. А кто является коренным населением Республики?

Дети : Башкиры.

Воспитатель : Правильно. Тысячу лет живут башкиры на Урале, и только 455 лет назад возник на их земле первый город. Скажите с какого места начинался наш город? Правильно, там где сейчас стоит памятник «Монумент Дружбы» . (показ фото крепости Уфы, план города и памятник «Монумент Дружбы» ). Какие реки протекают в городе Уфе?

Дети : Самая главная река- красавица «Агидель» или «Белая» , названная так за серебристый цвет реки. Река Уфа- «Караидель» , и Дема. (показ на карте Уфы рек) .

Воспитатель : С тех пор город рос и развивался. Про Уфу было много написано стихотворений. Одно из них прочитает (читает ребенок)

«Уфа» Г. Рамазанов

Всего лишь три буквы, короткое слово,

Но где-то вдали его назови-

Сколько встанет за ним родного ,

Сколько в нём зазвучит любви!

В нём - отчизна отцов святая,

В нём - любимая, милый дом.

Сердце манит оно, сверкая,

Как три звёздочки над стихом.

Воспитатель : А какие города Республики вы знаете?

Дети : Сибай, Уфа, Учалы, Мелеуз, Салават, Стерлитамак, Туймазы, Белебей, Кумертау и др.

Воспитатель : Каждый город по своему красив и у каждого есть свои достопримечательности.

Воспитатель : Наш город большой и в нем много достопримечательностей. Есть различные памятники, музеи, кинотеатры. Сейчас мы проверим как вы знаете свой город. (презентация достопримечательностей города) . Ответы детей.

Дети : Госцирк, кинотеатры, кукольный театр, театр оперы и балета, русский драмтеатр, парки ипподром Акбузат, также много школ, ВУЗов и др.

Воспитатель : Башкирский народ был трудолюбивым, и очень любил играть. Башкирская детвора очень любила играть в различные игры. В одну из таких игр мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Юрта»

Воспитатель : Молодцы, хорошо поиграли. А сейчас мы продолжим наше путешествие по нашему краю.

Много у нашего народа своих традиций, народ помнит и передает из поколения в поколение. Посмотрите, что это? (Юрта) - показ фото. Какой она формы, из чего сделана? (из войлока) . Из чего состоит узор?

Дети : Из геометрических фигур : ромбов, крестов.

Воспитатель : В Юрте было очень удобно, прохладно летом в жаркую погоду, и тепло, когда на улице холодно. В Юрте было красиво и просторно, там не было никакой мебели, кроме сундука, в котором хранились праздничные наряды. Юрта делилась на 2 части. Мужскую и женскую. Что находилось в женской половине, вспомните? (посуда, люлька, самовар, прялка, что в мужской? (одежда, оружие) . Много башкирских народных загадок были придуманы народом о своем быту и домашних животных : давайте разгадаем некоторые из них :

1) Пряжи мягонький моток мчится к речке со всех ног (утенок)

2) Мягкий желтенький комок по лужайке прыг на скок (цыпленок)

3) Там, где сладкое лежит, день деньской она жужжит (пчела)

Дети : На стенах висят полотенца, на сундуке аккуратно сложены постель и подушки, красиво вышитые.

Воспитатель : Молодцы, ребята. А сейчас я вас приглашаю сесть за столы. Сейчас мы с вами посмотрим красивые вещи, сделанные мастерицами, которые украшали жилища башкир. Народ всегда с уважением относится к тем людям, кто любил трудиться. Мы знаем пословицы о труде. Давайте вспомним их :

Дети :

Терпение и труд все перетрут.

Труд кормит- лень портит.

Терпение дает умение.

Маленький да удаленький.

Делу время потехе час.

Сделал дело- гуляй смело.

Любишь кататься- люби и саночки возить.

Воспитатель : Сегодня мы тоже будем мастерами, умельцами и украсим полотенца башкирским орнаментом. Какие цвета характерны для башкирского орнамента?

Дети : Зеленый- трава, листья; черный- земля; желтый и красный- солнце; синий- небо.

Воспитатель : Сейчас мы с вами попробуем нарисовать башкирский узор на наших полотенцах.

(после окончания работы любуемся результатами труда)

Воспитатель : Какие красивые полотенца у нас получились, получится замечательная выставка. А теперь давайте еще раз вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, где мы были, и что вспоминали.

Корда Алла Александровна,

воспитатель.

МБДОУ ЦРР д/с "Танюша"

ХМАО Сургутский район

п. Фёдоровский

Форма проведения НОД: сюжетно – игровая

Цель: Продолжать знакомить детей с культурными и историческими ценностями посёлка.

Задачи.

Закрепить знания детей о государственной символике (гербе и гимне, флаге РФ;

о своей малой родине – посёлке городского типа Фёдоровском, его особенностях, достопримечательностях (памятник «Всем погибшим воинам за Отечество»).

Развивать:

- устойчивое внимание, познавательную активность, любознательность, наблюдательность, образное ассоциативное мышление, фантазию;

Связную речь детей, способность доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными развернутыми предложениями (4-6 слов в предложении), делать простейшие выводы, умозаключения, отстаивать свою точку зрения;

Умение сочетать существительные с прилагательными.

Формировать - способность внимательно слушать и слышать воспитателя и сверстников, использовать в речи, ранее полученные знания о родном крае;

Умение работать по макетам

Обогащение словаря: геофизик, экспедиция

Активизация словаря: нефтяная вышка, залежи нефти.

Воспитывать

Патриотические чувства любви к малой Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного посёлка.

Предварительная работа.

Работа с детьми.

Проведение бесед на темы: «Что вы знаете о своём посёлке? » (уточнение исторических фактов ); «Профессия нефтяник»; «Где родился - там и пригодился». «Знакомство с родным поселком, его улицами, зданиями, культурной жизнью».

- Чтение художественной литературы (заучивание стихотворений): «Моя Родина» М. Пришвин; «Мой край»

И. Векшегонова; «Моя Родина» Я. Аким; «Тихая моя родина» Н. Рубцов; «Родная земля» П. Синявский; В. Степанов «Родные просторы»; Г. Ладошкина «Наша Родина» и т.д. Объяснение значений пословиц и поговорок о Родине, родной земле.

Составление альбома «Моя малая Родина – посёлок Фёдоровский», рассматривание фотографий с видами посёлка.

Игровая деятельность:

- дидактические игры «Один-много», «Скажи со словом городской», «Кто, где живёт?»

Демонстрационный материал по теме «Государственная символика России». Слушание аудиозаписи гимна РФ

Словесная игра: «Кто в какой стране живёт».

Прослушивание песен о Родине.

Работа с родителями.

Консультации для родителей: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»; «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».

Совместная работа по оформлению фотоальбома «Чем богат наш край», фотовыставка «Мой любимый посёлок».

Работа по уточнению исторических фактов: «Улицы посёлка».

Практическая работа (совместная работа педагога и детей).

Конструирование «Микрорайон посёлка».

Рисование на тему «Мой посёлок», с последующим выставлением выставки работ.

Изготовление из бросового материала макетов возникновения посёлка.

Техническое оснащение: Фонограмма песни «Росиночка - Россия» (Музыка Е. Зарицкая слова И. Шевчук),ноутбук.

Материал к НОД: фотографии посёлка, макеты поэтапного возникновения посёлка, цветик – семицветик, конструктор, пластилин, цветные карандаши.

Образовательные ресурсы:

  1. МКУКСоставители: Т.М.Акинина, Г.В.Степанова, Н.П.Терентьева. Духовно – нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. УЦ ПЕРСПЕКТИВА. М., 2012. «Сургут. район. централ. библ. сист.» – Сургут, 2012.
  2. Царенко Т. «В некотором царстве, нефтяном государстве…», 1996.
  3. сост.- Батуев С.В.- Куртамыш «Частица малая России», 2004.
  4. Авт. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет».
  5. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»
  6. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий, 2008.

Звучит мелодия песни «Росиночка - Россия» (Музыка Е. Зарицкая слова И. Шевчук).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным настроением.

Этюд приветствие.

Здравствуй небо голубое

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй матушка – Земля

(Обращаются к гостям) Здравствуйте мои Друзья!

Воспитатель: Ребята, давайте проверим нашу электронную почту, посмотрите, одно не прочитанное письмо. Давайте вместе его посмотрим.

Видео : Как велика моя земля.

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля.

Леса и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна

В другом – снега и вьюга.

Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Я – Старик –Краевед, всё ведаю всё знаю о своей Стране и родных её просторах. Услышал я, что вы изучаете историю своего края и придумал интересное путешествие. А поможет вам в этом цветик-семицветик. Желаю удачи!

Воспитатель: Вот и цветик-семицветик! Посмотрите, ребята к нему есть инструкция: Разгадайте ключевое слово по первым звукам картинок, которые вы получите, за правильно выполненные задания.

Готовы, отправиться в путешествие? Давайте, возьмемся за руки, закроем глаза, и сорвём наш первый лепесток

(Звучит волшебная музыка, пока у детей закрыты глаза выставляются напольный макеты символизирующие посёлок Фёдоровский).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались?

Это улицы посёлка Федоровский.

Воспитатель: Предлагаю сорвать второй лепесток и поскорее перейти к нашим приключениям (снимают второй лепесток).

Инструкция: Предлагаю взять вам мяч, но не пускаться тут, же вскачь, а, ответьте по очереди все, что вы знаете о своей стране.

Ребята сейчас я буду задавать вопрос и каждому из вас кидать мяч, первым отвечает тот, у кого в руках мяч.

1.Как называется страна, в которой мы живём
2. Столица нашей Родины
3. Как зовут президента России

4. Назовите государственные символы России.

5. Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага.

6.Что изображено на гербе. (двуглавый орел)

7Назовите первые строки гимна России

8.Как называется наш край

9.Как зовут губернатора нашего края

10. Как называется наш район

11. В каком посёлке мы живём?

12.Как называют жителей Фёдоровского
13. На какой улице находится наш д/с

Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги, дети берут картинку и закрепляют её на доске.
Воспитатель: Какие вы молодцы первое задание разгадано, пришло время сорвать следующий лепесток (снимают третий лепесток). Инструкция: Сейчас посёлок ваш велик, а откуда он возник? Давайте вспомним от начала, как же всё здесь начиналось.

Воспитатель: Давайте попробуем разобраться... (оглядывается по сторонам). Как вы думаете, о чём говориться в этом задании? Предположительные ответы детей.

В этом задании говорится о макетах нашего посёлка. Подходят к выставке. (Первый макет – болото; второй – нефтяное оборудование; третий – частичный макет сегодняшнего посёлка. )

Дети что вы видите на этом макете?

Предположительные ответы детей. Это Болото, когда-то на месте нашего посёлка были непроходимые болота.

Воспитатель: Правильно! А, какие изменения произошли на следующем макете?

Предположительные ответы детей.

На следующем макете появилась нефтяная вышка, люди нашли в этих краях залежи нефти, установили оборудование для её добычи.

Воспитатель: Зачем людям нужна нефть?

1 Ребёнок Нефть даёт тепло и свет

Ей замены просто нет

Делают из нефти много

И асфальтные дороги

И костюмы и рубашки

Удивительные чашки

2 Ребёнок А без нефти, что за дело?

И недаром в нашем крае

Всяк нефтяник это знает

С нетерпеньем её ждут –

Чёрным золотом зовут!

Воспитатель: Своим рождением посёлок обязан уникальному месторождению нефти и газа, а почему наш посёлок называется Фёдоровский?

Предположительные ответы детей. Посёлок назвали в честь главного геофизика Сургутской экспедиции Виктора Петровича Фёдорова.

Виктор Петрович учувствовал во второй мировой войне, а после её окончания, сделал большой вклад в работу по добычи нефти, за его ответственность и любовь к своей профессии его помнят до сих пор. (Рассматривают портрет геофизика).

Воспитатель: Что вы видите на следующем макете?

Предположительные ответы детей. На этом макете мы видим, наш посёлок. Теперь, у нас много домов, магазинов, проживает большое количество людей.

Воспитатель: Скажите, какой наш посёлок?

Предположительные ответы детей. Красивый, молодой, современный, многоэтажный, любимый, процветающий, трудовой, молодёжный, комфортный

Воспитатель: Действительно, благодаря технологиям и труду людей в посёлке созданы все условия для комфортного проживания. Наш посёлок стал современным, красивым и процветающим.

Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением озера, дети берут картинку и закрепляют её на доске.

Воспитатель: Это задание нам тоже оказалось «по плечу». Давайте поскорее сорвём следующий лепесток, кто мне поможет? Инструкция: Фотографии рассмотри, что на них, ты расскажи. (Подходят к фотографиям) давайте все вместе присядем на стулья. Скажите, вы уже догадались, что изображено на фотографиях?

Предположительные ответы детей. Да, это здания посёлка Фёдоровский.

Воспитатель: Правильно, тогда давайте с вами договоримся, я буду загадывать загадки, а кто догадается, о чём идёт речь поднимет руку и расскажет нам всё, что знает об этом здании или достопримечательности. (Дети рассказывают по схеме: как называется здание, для чего оно служит, люди каких профессий там работают).

Воспитатель: 1.Загадка. Отгадайте, что за дом,

Музыку услышишь в нём

Фортепиано контрабас

И певцов там полон класс.

Предположительные ответы детей. Школа искусств.

Воспитатель: 2.Загадка. Стоит дом,

кто в него войдёт,

тот знания приобретёт

Предположительные ответы детей. Школа.

Воспитатель: 3.Загадка. Снаружи смотришь - дом, как дом.

Но, нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные,

Стоят рядами тесными

Предположительные ответы детей. Библиотека.

Воспитатель: 4. Загадка. Туда хожу я каждый день,

Так нужно, даже если лень.

Там всех уже пять лет я знаю

Я с ними ем и сплю, играю

Туда ходить я очень рад,

Там мой любимый

Предположительные ответы детей. Детский сад.

Воспитатель: 5. Загадка. Чтобы помнили всегда

И ценили подвиги

Чтоб не повторять ошибок

Возводят люди

Предположительные ответы детей. Памятники. В нашем посёлке есть памятник «Всем погибшим воинам за Отечество».

Этот памятник поставили, чтобы Фёдоровчане могли приходить, возлагать цветы, говорить спасибо тем людям, которые погибли, за то, чтобы мы сейчас жили мирно

Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением дома, дети берут картинку и закрепляют её на доске.

Воспитатель: Я предлагаю нам всем немножко поиграть, для этого приглашаю всех встать в круг.

Физкультминутка «Необъятная страна».

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы...
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,

Воспитатель: Немного отдохнули, а теперь пора сорвать следующий лепесток, давайте присядем в круг (срывают лепесток).

Инструкция: Пришло время помечтать о том, что вы захотите сделать для поселка, когда вырастите.

Воспитатель: Ребята, наша игра будет называться «Мечтатели», начать её можно словами: «Когда я вырасту» (Ответы детей).

Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением дерева ивы., дети берут картинку и закрепляют её на доске.

Воспитатель: Лепесточков становится всё меньше, мы уже почти достигли цели, предлагаю не останавливаться и сорвать предпоследний.

Инструкция: Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить когда вы вырастите, а сейчас, я предлагаю вам стать художниками, скульпторами, архитекторами, создать план- проект мечты.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столы, что вы там видите?

Пальчиковая гимнастика.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву

Другим - родной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит.

Другой надел халат

Один -рыбак с рожденья

Другой оленевод.

Один - кумыс готовит

Другой готовит мёд.

Одним - милее осень

Другим - милей весна

А Родина - Россия

У нас у всех одна.

(Дети расходятся по интересам. Выполнение работы)

Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Дети поясняют друг другу, что они сделали).

Звучит волшебная музыка, появляются картинки с изображением ночи и аиста, дети берут картинки и закрепляют их на доске.

Воспитатель: Ребята, пришло время разгадать ключевое слово, которое прислал нам Старик-краевед. (Дети называют слова на доске, выделяют первый звук и составляют слово РОДИНА) Звучит гимн РФ.

Воспитатель: Вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями, и у нас остался всего один лепесток, для того чтобы опять вернуться в детский сад.

( Дети становятся в круг, закрывают глаза, звучит волшебная музыка, возвращаются в детский сад)

Воспитатель: Ребята, вам понравились путешествие по нашему посёлку? Что понравилось больше всего? Может, какие-то из заданий показались вам трудными? Сегодня, вы показали отличные знания о своём посёлке, думаю, вы вырастите достойными гражданами своей страны.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002639

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект занятия «В гостях у Хозяйки Медной горы» в подготовительной группе

Конспект занятия «В гостях у Хозяйки Медной горы» в логопедической группе

Конспект интегрированного занятия «В гостях у Хозяйки Медной горы »

в подготовительной к школе группе .

Образовательная область – познание, культурно-эстетическое развитие.

Выполнил :учитель-логопед: 1 кв. категории

Рябкова Н.А

МКДОУ д/с №2 г. Пласт

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к родному краю, к особенностям быта, его богатой истории

2. Продолжить знакомство с камнями и минералами Уральских гор

3. Закрепить знания произведений П. Бажова

4. Вызвать эмоциональный отклик, положительные эмоции

5. Развитие мелкой моторики рук

6.Продолжать знакомить детей с фольклором Южного Урала.

Ход занятия

Ребята входят в зал. Перед ними появляется Хозяйка медной горы .

Хозяйка : Это кто пожаловал в мой лес заповедный? Мастеровые люди, али бездельники?

Дети : мастеровые

Х : мастеровые говорите…А вы знаете, кто я? Вы правы –я - хозяйка медной горы . Кладовые мои хранят несметные богатства, а умельцы-мастера из них украшения разные делают. А вы хотите научиться мастерству каменодельному?

Д : да,конечно

Х : вот только каменья мои самоцветные не каждому в руки даются, а только тому, кто сердцем добр и душою чист, кто находчив и смекалист, кто умен и честен. А вы таковы будете?

Д : да

Х : ну,коли так, поведу я вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю!

Давным - давно жил великан, который носил пояс с карманами. в этих карманах великан прятал все свое богатство. Пояс был огромный, такой огромный, что однажды, когда великан расстегнул пояс и снял его, он лег через всю землю от холодных северных морей до теплых южных. Так образовался уральский хребет с его несметными богатствами : лесами, озерами, животными, полезными ископаемыми.

Дети, эту сказку я вам рассказала не случайно. Скажите, как называется край в котором мы живем?

Д : Урал

Х : а почему он называется Урал? кто знает?

Х :Правильно, потому что по-башкирски «Урал» - это пояс. Скажите дети, а любите ли вы наш край? А за что?

Х : да, красив наш Урал! Богата его природа, но главное его богатство – это трудолюбивые, добрые люди, которые дружно живут и работают на Урале. Во все времена они пользуются почетом.

Ну что ж, я вас в свое царство приглашаю и богатством удивлю.

(дети подходят к «горе» с выставкой камней и украшений)

Х : в моей земле богатства скрыты

Она и золото хранит

И рядом с медью малахиты,

Железо, мрамор и гранит.

Найдешь в ней много по приметам :

Цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом,

Зеленым цветом изумруд.

Темны хрусталики агата,

Душисты грани хрусталя.

И знаменита и богата

Моя Уральская земля!

Полюбуйтесь на мои камни : вот самый тяжелый - свинец, а вот яшма….

Х : Почти про каждый камень создана легенда, так люди пытались объяснить появление камней. Ребята, а вы знаете легенды о камнях?

(дети рассказывают легенды, которые самостоятельно подбирали дома с родителями в рамках образовательной работы в семье)

Х.: Вся жизнь на Урале связана с камнями : и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например, если голос звонкий,как говорили?

Д : серебряный

Х : а если глаза голубые?

Д : берюзовые

Х : а если человек сильный?

Д : у него стальные мышцы

Х : ну а если характер хороший?

Д : золотой

Х : а что еще может быть у человека золотым?

Д :сердце,руки

Х :ах, какие молодцы! Как вы ловко с заданием справились! ну что ж пойдем те дальше, в пещеру мою драгоценную :

(на мотив «Ах, вы сени, мои сени» выполняются действия со словами - логоритмика)

По пещере мы идем

И по камушку найдем

Вот один, вот другой

Потанцуем мы с тобой.

Мы в пещере побывали

Сталактиты увидали.

Капля раз, капля два

Сверху капает вода.

Из пещеры дружно шли

И как ящерки ползли

Вы ползли и мы ползли

Из пещеры мы ушли.

Х : мы с вами знаем, что про камни люди складывали легенды. А донес события тех времен до нас П. Бажов. вы знакомы с его творчеством? А сейчас я проверю. Это и будет вашим следующим испытанием.

(отгадывают загадки, отгадки выкладывают на столе из разрезных картинок, правильность ответа сверяем с изображением на экране)

1. Кто-то сидит у окошка в избушке

А маленький козлик стоит на опушке

Ударит копытцем – каменья летят

И россыпи их под ногами блестят (серебряное копытце)

2. Как кукленка девочка

Спляшет вам с припевочкой

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне. (огневушка-поскакушка)

3. Синенькое платьице, синенький платочек

Девица-красавица 17 годочков,

Глазки, как звезды, губки- малина.

Охраняет девица колодец свой любимый. (синюшкин колодец)

4. Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса ее чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты красные,

Глаза. Словно изумруды,-

Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ ) .

Х : молодцы! и с этим заданием справились! ну что ж. ступайте за мной – открою вам двери моей мастерской. (На столах разложены вырезанные из картона макеты украшений – серьги, колье и т. д., пластилин, разноцветные камушки, бусины, стразы. Детям предлагается нанести на макеты пластилин и прикрепить «драгоценные каменья» по собственной задумки)

Х.:За старания ваши, за смелость, за доброту и находчивость одарю я вас камнями – самоцветами, да не простыми! С этими каменьями можно и чай попить и друга угостить , уж больно вкусные они.

(вручаются мешочки с конфетами- морскими камушками, хозяйка прощается с детьми )

УРАЛЬСКИЙ ИЗУМРУД

Злость да ревность людская разрослись возле уральского леса колючим ядовитым кустарником, ярость да ненависть – буреломом в тайгу путь перекрыли. И куда ни пойди – нет пути-дороги к потаённым кладовым девы-Малахитницы, а все потому, что жадный и алчный народ пошел – все им мал кусмень, сколь ни дай, еще хотят.
В прежние времена, старики сказывают, иначе все было – старатели то золото в пойме реки находили, то самоцветные россыпи под горой раскрывались, аматистовые друзы да зеленая накипь медной руды – все людям на радость. Даже меня, дивный камень любви, и собратьев моих – и то не прятала Малахитница. Но то давно было… быльем поросло. С тех пор золотодобыча поугасла, да и камушки сокрылись, малахит Хозяйка Медной горы и вовсе до поры до времени увела в подземные сокровищницы свои, не добывают его в наше время.
А вот гранаты дивные Малахитница людям возвернула. А было так…
…Цветом я – как тайга, что покрывает хвойным маревом горы уральские, свет мой искряной – как плеск волны, как травяное море, что в пойме реки с ветром шепчется. Красив я, благороден, зелень моя бедовая манит к себе, погубить может того, кто любовь свою предаст.
В прежние времена Хозяйка гор наших частенько к людям выходила – облик меняла, чтоб не признали в ней Малахитницу-то, и вот проверяла на крепость да честность. Выйдет такая на елань с косой черной, что змеится по зеленому сарафану, скалит зубы, глазами черными сверкает – попробуй, не соблазнись! Кто верным невестам да женам оставался, кто честь свою берег – тому и награда была.
…Помню я еще то время, хоть и сокрыто оно туманами лет – пролетели годы над горами, словно листья осенние, словно тучи дождливые… ветром пронеслись годы, много чего сменилось. Заводы разрослись, крепость пала, и люд наш свободным стал, барская власть минула, а все ж, как и прежде, скучает Малахитница в каменных палатах подземных.
И вот одного разу, по весне, увидала горная дева в хрустальных водах волшебного родника, что человек один появился при заводском поселке – дивный умелец, равных ему в науке по камням нет.
И тогда разрешила она мне вернуться к людям, и заново родился я возле заброшенного рудника в старой невыработанной породе, в трещинах хромитовых руд – блеск алмазный мой снова сердце веселит, в изломе он шелковист да гладок. Ждал я того, кого Малахитница в водах родника своего увидала… И пришел он – и года не прошло… Сростки кристаллов моих приглянулись минералогу, и радовалась горная хозяйка, что в хорошие руки меня отдала.
От человека, что поднял меня, узнал я, что кличут меня теперь уваровитом – сухое, холодное слово. Не больно оно мне понравилось, но капризничать я не стал. Потому что много нового довелось услыхать - о нас, гранатах уральских, немало легенд и преданий сложено, а особо взвеселило меня, что не все знают, что бываем мы разных оттенков, от кроваво-красного, темно-вишневого или фиалково-лилового – до травянисто-зеленого. Много нас в горах самоцветных, в кладовых Малахитницы, и мудрено мы называемся - андрадиты, зелёные демантоиды, медово-жёлтые топазолиты, изумрудно-зеленые уваровиты. И хоть пироп, что подобен огню – алый камень – самый знаменитый средь нашей семьи, а все же я – уваровит - самый редкостный, самый ценный. Уральским изумрудом меня еще кличут.
Недаром, знать, Малахитница меня берегла, не всякому показывала. Про нас, камушки дивные, как оказалось, даже повесть есть – «Гранатовый браслет» называется. Залогом вечной и бескорыстной любви служит в сюжете редкий зеленый гранат – демандоит, прославленный алмазным блеском. От своих более скромных собратьев отличается он не только благородным цветом, но и дивной игрой света и радужной переливчатостью, блескучестью шелковистой. Алмазоподобным называли его ювелиры прошлого. А всемирную славу он получил благодаря знаменитому Фаберже, создававшему из него изумительные украшения.
Хороши зеленоглазые уральские камушки, всем на загляденье родились в наших горах самоцветных.
А мое научное имечко пришло как раз-таки по имени того минералога, Сергеем Уваровым его звали. Слыхивал я, что неспроста Малахитница открыла ему свои тайны, неспроста и меня подарила. Но в дела ее любовные я не лезу, за любопытство и наказать может горная дева.
А еще императорским камнем с тех пор меня кличут, хоть кристаллы мои и мелковаты. В украшениях я в виде щеток и друз сверкаю-искрюсь, созданы они самой Хозяйкой Медной горы в сумраке малахитовых пещер. Кроме дивной красоты, подарила она мне невероятный блеск и твердость, а еще свойство одно дала – могу притянуть в жизнь хозяина богатство, но лишь честным путем, могу талисманом быть для великодушных и благородных людей, уберегу от порчи, зависти, дурного глаза, воров и авантюристов.
А дарят меня на долгую память – чтоб любовь хранил да верность.

Краткие сведения о группе: Подготовительная к школе группа, 6-7 лет.

Цель: Приобщать детей к художественной культуре общества, продолжая знакомить с разными жанрами живописи, внедряя региональный компонент в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

Обобщить и систематизировать материал по теме "Жанры изобразительного искусства". Продолжить формирование интереса детей к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства, через рассматривания иллюстраций картин и знакомства с творчеством Усть -Кутского художника Михаила Азизова;

Способствовать развитию положительных эмоций, через приобщение детей к произведениям искусства. Развивать наблюдательность, воображение, зрительную память, художественный вкус, умение излагать мысли.

Воспитывать уважительное отношение к работникам музея, к художнику, прославившего Усть -Кутский край, эмоциональную отзывчивость, помогая постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах.

Форма организации детей: групповая, непрерывно - образовательная деятельность.

Планируемые результаты :

Формирование основ художественной культуры детей, как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Освоение детьми художественной культуры во всем многообразии её жанров, как материального выражения духовных ценностей.

Развитие у детей освоение практических умений и навыков восприятия, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

Знакомство детей с творчеством своего земляка, Усть -Кутского художника Михаила Азизова.

Интересные сведения для педагогов.

Виртуальная экскурсия является одним из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе. С помощью виртуальной экскурсии реализуется принцип наглядности обучения.

Виртуальная экскурсия играет важную роль в повышении квалификации педагогов. С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

Доступность - не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.

Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.

«Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств »

Предварительная работа: Беседы о музеях, работниках музеев и картинах. Рассматривание репродукций различных картин. Рисование натюрмортов, пейзажей, портретов на НОД и в свободной деятельности детей. Выставки детских работ: "Милой мамочки портрет", "Зимняя сказка". Этюды, нацеленные на развитие актерских данных, чтение художественной литературыДидактическая игра на знание жанров живописи «Художники-реставраторы» (Приложение 1)

Словарная работа: Пейзаж, натюрморт, портрет, бейджик, экскурсовод. Демонстрационный материал: Презентация, д/и «Жанры изо».

Оборудование: Рама к игре «Живая рамка», бейджик экскурсовода, коробка с карандашами, мольберты, доска.

Техническое оснащение: Ноутбук, музыкальный центр.

Методы и приёмы: Информационно - рецептивный метод (рассматривание картин, иллюстраций), словесный (беседа, искусствоведческий рассказ, художественное слово (разгадывание загадок)), репродуктивный метод (игра "Художник"), эвристический метод: игры "Живая картина", "Жанры ИЗО".

Образовательные области:

Приоритетная: художественно-эстетическое развитие.

В интеграции: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, двигательная.

Структура НОД:

I. Вводная часть -организационный момент.

1.1. Беседа, что такое музей и кто работает в музее.

1.2. Правила поведения в музее.

1.3. Сюрпризный момент, проговаривание заветных слов, записка от директора музея.

Целевые ориентиры: Обладание установкой положительного отношения к миру. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

II. Основная часть

2.1. Беседа о портретах по слайдам

2.2. Рассказ ребёнка по репродукции картины Валентина Серова «Портрет Мики Морозова "

2.3. Рассказ ребёнка по репродукции картины Ильи Ивановича Машкова «Синие сливы "

2.4. Знакомство детей педагогом дополнительного образования с репродукциями картинМихаила Азизова

Целевые ориентиры: Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проявление инициативности и самостоятельности. Проявление любознательности. Построение речевого высказывания. Формирование способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Следовать социальным нормам поведения и правилам.

III. Заключительная часть. Подведение итогов деятельности, поощрение детей.

3.1. Игра "Живая картина"

3.2. Игра "Жанры ИЗО"

3.3. Подарок (коробка с карандашами)

Целевые ориентиры: Рефлексия. Формирование навыков оценки собственных результатов.

I. Вводная часть

1 слайд: обложка.

Ребятки, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей изобразительного искусства.
Кто знает, что такое музей?

Примерные ответы детей: музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и показом предметов — памятников старины).

Педагог дополнительного образования: В музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.
Примерные ответы детей:
Экскурсовод - это тот, кто проводит экскурсии.
Научный сотрудник - собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах)
Смотритель - смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.
Реставратор - человек, который ремонтирует изделия старины.

Педагог дополнительного образования: А теперь давайте вспомним правила поведения в музее.
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.
Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Педагог дополнительного образования: Правила мы повторили, теперь можно начать экскурсию.

Чтобы нам оказаться в музее,

нужно с закрытыми глазами повернуться вокруг себя и сказать «заветные» слова:

Раз - и два - и три!

Мы в музее посмотри !

Педагог дополнительного образования: Странно. Что-то никого не видно. Никто нас не встречает. Смотрите записка для нас.

Читает записку: «Здравствуйте, дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все работники музея уехали за новой картиной. С уважением, директор музея".

Что же делать? А вы хотите побыть взрослыми? Я предлагаю вам заменить экскурсоводов. Давайте попробуем сами рассказать о картинах. Но, в начале, отгадайте

II.Основная часть

2 слайд: загадка о портретах. -А, что такое портрет? Ответы детей. Портрет - это изображениене придуманного человека, а кто действительно живет или жил на земле.

3 слайд: -Какой бывает портрет в зависимости от того человека какого пола на нём изображён? правильно: мужской, детский, женский.

4 слайд: -Какой бывает портрет в зависимости от того сколько человек изображено на портрете? Да, одиночный, парный, групповой.

5 слайд: Репродукция картины Валентина Серова "Портрет Мики Морозова"

Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать об этой картине.

(Ребенку, который захотел рассказать о картине, «вешается» бейджик экскурсовода)

Примерный рассказ ребёнка:

Перед вами «Портрет Микки Морозова» Валентина Серова. Художник показал подвижного, любознательного мальчика. Он чуть присел на краешек кресла. Но вдруг что-то или кого-то увидел. Может мама зашла в комнату или забежала любимая собачка. Глаза широко раскрыты. Он внимательно смотрит. Чуть приоткрытый рот. Видны белые зубки. Мальчик, наверно, недавно проснулся. Так как у него румяные щёчки. Микки стало любопытно и он готов оттолкнуться рукой от кресла и вскочить. Художник любуется мальчиком. Он не использовал много красок, а получилось очень красиво. А вам ребята понравился этот портрет?

Педагог дополнительного образования:

Вот мы и выслушали рассказ нашего экскурсовода. Что ему надо сказать?

6 слайд: загадка о натюрморте.

7 слайд: репродукция картины Ильи Ивановича Машкова «Синие сливы».

Кто расскажет об этой картине?

Примерный рассказ ребёнка:

А я хотел(а) бы рассказать об этой картине. Она называется «Синие сливы» А написал её Илья Иванович Машков. В центре на белой тарелке апельсин. Он самый большой, оранжевый. Он как царь. Его плотным кольцом окружили сливы. Словно стража. Сливы ярко-синие, с мерцающей голубезной. Около тарелки лежат вкусные, сочные, с бархатистой кожицей персики. Персики разного цвета: бордово-розовые, оранжево красные, зеленовато-жёлтые, с красным бочком. Представим, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе с царём Апельсином. Стражники сливы хоть и не большие, но надёжно охраняют его. Они здесь главные. Вот почему художник так назвал свою картину.

А вам понравилась картина? Отзывы детей.

Спасибо за рассказ.

8 слайд: загадка о пейзаже.

9,10,11 слайды: репродукции картинМихаила Азизова

Педагог дополнительного образования: Ребята, посмотрите, это репродукции картин нашего земляка Михаила Азизова. Маленький Миша очень много времени проводил на природе. Взяв с собой листы бумаги и краски, он уходил из дома на весь день, а когда возвращался, приносил в сумке первые этюды. Став взрослым. Всю свою любовь к Усть-кутскому краю решил передать детям. В посёлке Янталь, Михаил Азизов открыл изостудию «Палитра» в детском доме. Сейчас он преподаёт в лицее нашего города.

Я предлагаю вам рассмотреть эту картину (11 слайд) . Картина называется «На рыбалке». На берегу нашей красавицы реки Лена рыбачат два рыбака. Скорее всего - это раннее утро или вечер. Солнца не видно. Но на облаках жёлтые отливы. Воды реки прозрачны. В них отражаются Щёки. Так называются скалы на берегу Лены. Глядя на картину, испытываешь спокойствие, умиротворения. Мне очень нравится это картина. А вам, ребята, понравилось, как Михаил Азизов нарисовал нашу природу? Ребята, в этом и заключается сила искусства - среди множества красивых мест в лесу, на природе, художник сумел выделить главное, что сам видел, переживал, а потом написал на своей картине.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Художник». С помощью жестов и мимики вы должны изобразить героев картин.

Наш художник носит бант. (Дети изображают, как завязывают бант)

У него большой талант.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

На картине, как живая Бабушка с бокалом чая.

(Показывают бабушку с чаем)

Ребятишки все смешные. (Дразнилки) Спят ребята озорные. (Спят)

III. Заключительная часть

Педагог дополнительного образования: Молодцы, вы очень выразительно показали героев картин. А я приглашаю вас дальше. Смотрите рамка пустая. А тут написано «Живая картина». Быстренько посоветуйтесь и придумайте свою картину. Дети делятся, берут необходимые атрибуты для составления картины. Называют жанр и дают название своей картине.

Например:

1. Одиночный портрет «Мальчик с машинкой»

2. Парный детский портрет «Друзья»

3. Натюрморт «Ваза с цветами»

Педагог дополнительного образования: Замечательные картины у вас получились. А мы пришли в последний зал нашего музея «Игровой».

В одном музее картины были развешены в строго заведенном порядке: пейзажи в одном зале, натюрморты в другом, портреты - в третьем. Но во время реставрации все картины перепутались и прежде, чем их повесить на место, необходимо разобрать картины по жанрам: натюрморты к натюрмортам, пейзажи к пейзажам, портреты к портретам. (Приложение 2)

Сейчас мы, ребята, разобьемся на 3 команды и каждая будет выбирать и развешивать картины в своем «зале», чтобы в нашем музее снова воцарился порядок.

После того, как команды будет сформированы, просят выйти по одному из участников и вытащить карточку с изображением картины в одном из жанров. Так распределяется, кто какие картины будет «размещать» в зале. Дети выполняют задание под весёлую быструю музыку.

Вот и закончилась наша экскурсия. Скажите, что вы видели, делали, узнали нового. Высказывания детей.

Мне очень понравилась наша экскурсия. У меня для вас небольшой сюрприз. Педагог достает подарочную коробку.

Вы должны отгадать, что лежит в этой коробке. Подсказка для вас. Это необходимый атрибут художника.

Дети отгадывают. Педагог дарит детям по карандашу.

Я, надеюсь, когда вы вырастите, может кто-нибудь из вас станет художником и пригласит в музей, где будут выставляться его картины.

Список источников информации

    Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

    Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

    Курочкина Н.А. Знакомство с портретом. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Приложение 1

Дидактическая игра на знание жанров живописи.

«Художники-реставраторы»

«Определи или найди жанр (портрет, пейзаж, натюрморт)»

Цель: Уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: Репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в отобрать картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

Если видишь, на картине Если видишь на картине
Нарисована река, Чашку кофе на столе,
Или ель и белый иней, Или морс в большом графине,
Или сад и облака, Или розу в хрустале,
Или снежная равнина, Или бронзовую вазу,
Или поле и шалаш, Или грушу, или торт,
Обязательно картина Или все предметы сразу,
Называется … (пейзаж) Знай, что это … (натюрморт)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется … (портрет).

Приложение 2.

Презентация «Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств».

Лесовая Нина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский Сад "Ручеёк""
Населённый пункт: КЧР.ст.Сторожевая
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Календарно – тематический план по Региональному компоненту в подготовительной группе
Дата публикации: 13.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Календарно – тематический план

по Региональному компоненту

в подготовительной группе

Составила: Воспитатель:Лесовая.Н.И.

Образовательная

область

Формы работы

Сентябрь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры организация этнографического уголка в ДОУ, встречи с родителями: посиделки, дегустация национальной кухни; с/игра «Филя и Уля»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Беседа о первом осеннем месяце, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, животном и растительном мире КЧР, с народными приметами, народный календарь;
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Повторение заклички «Восенушка-осень», знакомство с русской народной сказкой «Про Филю», драматизация сказки «Лиса и кувшин»,чтение карачаевской сказки «Нартский кузнец Дебет»
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы -музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, хороводный),НОД «Кукла в национальном костюме», знакомство с русской балалайкой, пение частушек.
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Беседы о спорте, русская народная игра «Водяной», просмотр фильмов о спорте и спортсменах, карачаевская народная игра «Звук копыт».

Образовательная

область

Формы работы

Октябрь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, с/р игра «Фотоателье», беседа «Традиции в моей семье», рассматривание альбома «Сотрудники д.сада»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Народный календарь беседа о народном празднике Покрове, экспериментирование «Летающие семена», НОД «Хлеб всему голова», видео экскурсия об историческом прошлом КЧР,
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки народные сказки КЧР, пальчиковый театр «Лиса и заяц». просмотр мультфильма по русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ,разучивание стихов о б осени
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы знакомство с творчеством композиторов КЧР. знакомство с предметами обихода ухват, слушание казачьих песен, знакомство с шумовыми инструментами
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье рассматривание альбома «Спортсмены КЧР», карачаевская народная игра «Тегерек». беседа «Режим дня». русская народная игра «Жмурки »

Образовательная

область

Формы работы

Ноябрь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры беседа по ознакомлению с традициями на Руси, беседа «С кем я живу», с/р игра «Библиотека». беседа «Я живу в станице Сторожевой»,
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь
о
пытническая и экспериментальная работа «Песок научный фильтрат», рассматривание картин художников КЧР, экскурсия в школьную библиотеку
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Чтение стихов поэтов КЧР, заучивание считалок, литературная викторина по произведениям К.И.Чуковского, чтение отрывков наизусть
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы Рассматривание альбома «Орнаменты и узоры КЧР», развлечение ко Дню матери,слушание песен о Кавказе, знакомство с карачаевским народным инструментом «Гармошка»
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье просмотр мультфильмов спортивной тематики, спортивный праздник «Мой весёлый звонкий мяч», разучивание утренней гимнастики, карачаевская народная игра «Плоский камень»

Образовательная

область

Формы работы

Декабрь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры Рассматривание альбома «Моя станица», с/р игра «Моя семья», видео презентация «Знаменитые люди КЧР», д/ига «Чудесный сундучок»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Проектная деятельность «моя малая Родина», экскурсия по улицам станицы, д/игра «Угадай где я живу». народный календарь «Гуляй, да присматривайся»
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки игры-инсценировки «Мороз Иванович», загадывание загадок о зиме, НОД «Зимние традиции», чтение карачаевской народной сказки «Волшебный конь»
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы НОД знакомство с хохломой «Где живёт перо Жар-птицы», знакомство с карачаевским предметом обихода ручная маслобойка, слушание фрагментов оперы Н.А.Римского- Корсакова «Снегурочка», новогодний утренник. -
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Беседа «Осторожно грипп». видео презентация «Зимние виды спорта», развлечение «Кругосветное путешествие», карачаевская народная игра «Альчики»

Образовательная

область

Формы работы

Январь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры д/игра «Кому что нужно для работы», просмотр презентации «Архыз», работа по заучиванию домашних адресов, с/р. игра «Аптека»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь мини-походы в лесную прилегающую к ДОУ зону, беседа о рождественских праздниках, народный календарь Крещение, экспериментирование «Зависимость состояния воды от температуры воздуха»
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки драматизация сказки «Золушка», кукольный театр по сказке «Волк и лиса», повторение пословиц о труде и мастерстве, заучивание колядок и щедровок.
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы Развлечение «Новогодняя дискотека» пение рождественских песен, НОД «зимние узоры» гжель, рассматривание карачаевского головного убора папаха,
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Развлечение «Весёлые старты», п/игра «Джигитовка». беседа «Здоровье –мудрых гонорар» ,настольная игра «хоккей»

Образовательная

область

Формы работы

Февраль

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры Рассматривание символики России и КЧР. оформление уголка краеведения, НОД «На героя и слава бежит» беседа о папе с/р.игра «Мы военные»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Беседа «Наша республика», беседа «Есть такая профессия Родину защищать», рассматривание альбома «Военная техника»
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Чтение былин о русских богатырях, инсценировка сказки «Теремок» на новый лад, заучивание стихов к 23 февраля, загадывание карачаевских загадок.
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы оформление музыкального уголка; беседа о национальном костюме народов КЧР, слушание гимна КЧР, НОД «Наша Армия родная» выставка детских рисунков «Мой край родной»,
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье беседы о здоровье «Я и моё тело», «Уроки Мойдодыра», спортивный праздник с участием пап, карачаевская народная игра «Попадание»

Образовательная

область

Формы работы

Март

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры Беседа о маме, фотовыставка «Наши мамы», просмотр презентации «Наша родина Россия». НОД «Сердце матери лучше солнца греет»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Видео экскурсия «Природа КЧР» ,народный календарь беседа «Масленица», экспериментирование «Вода и снег». проект «Первоцветы гор»
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный театр игрушек),инсценировка сказки «Царевна-лягушка». заучивание стихов о маме, чтение легенд об Эльбрусе
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы НОД «Декоративная пластина», пение русских народных песен, знакомство с карачаевским предметом быта люлькой, праздник ко дню 8 Марта.
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Беседа «Чистые руки», русская народная игра «Ловишки». карачаевская народная игра «Кедима»,игры-соревнования.

Образовательная

область

Формы работы

Апрель

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры Рассматривание иллюстраций ко дню космонавтики, с/р.игра «Фокусники». знакомство с достопримечательностью станицы, д/игра «Встреча с хорошими и добрыми людьми»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Презентации «Сердце гор – Домбай», « «Тебердинский заповедник», НОД «Полёт на луну», экскурсия в школьный музей, народный календарь.
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Заучивание пословиц и поговорок о весне, чтение карачаевской сказки «Чёрный орёл», повторение считалок и дразнилок, знакомство со сказкой «Семь Семионов»
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы оформление в ДОУ художественной галереи творчества художников КЧР, оформление уголка ряженья, знакомство с матрёшкой,НОД «знакомство с городецкой росписью»
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Утренняя гимнастика под русскую народную мелодию, карачаевская народная игра «Скворец». знакомство с игрой «Бадминтон» .беседа «Спорт –это жизнь»

Образовательная

Формы работы

область

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры - встречи с ветеранами ВОВ, рассказывание о героическом прошлом республики, портреты руководителей республики и станицы, с/р игра «Школа»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь экскурсии к памятникам погибшим героям ВОВ, просмотр фрагментов фильмов о войне, НОД «Родная страна», народный календарь. видео экскурсия «Курорты КЧР» ;
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Литературная викторина по р.н.сказкам. заучивание стихов о войне, загадывание загадок,чтение былин об Илье Муромце
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы НОД «Дымковская игрушка». пение песен о времах года, концерт на народных инструментах,рассматривание изделий хохломы народно –прикладного искусства.развлечение «Праздник цветов»
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Русские народные игры на свежем воздухе. встреча с спортсменом КЧР по вольной борьбе, беседа «Солнце. воздух и вода наши лучшие друзья». НОД «Наш друг –спорт»

Поделиться: