Виды прав человека и свобод. Что такое права человека

Человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. По господствующим в современном мире представлениям, носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление П.ч. - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление П.ч. на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. П.ч. закреплены в ряде основополагающих международных документов (Всеобщая прав человека 1948 г., международные пакты о правах человека 1966 г. и др.), а также конституциях и законах государств. К настоящему времени в международном праве оформилась отрасль, посвященная П.ч., - международное гуманитарное право .

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п … Википедия

    Возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула «Люди рождаются свободными и равными» подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой… … Философская энциклопедия

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - права для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, национальности и или религиозной принадлежности. В рамках «теории естественного права» права человека считаются врожденными, независящими от политического, экономического… … Большая актуальная политическая энциклопедия

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может… … Юридическая энциклопедия

    - (human rights) Особый род неотъемлемой моральной нормы, принадлежащий всем людям в равной степени просто по свойству их человеческой природы, независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права человека определяют минимум условий… … Политология. Словарь.

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности. Согласно национальным и международным правовым нормам права человека даны всем людям, они обеспечивают развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества,… … Энциклопедический словарь

    Характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека подразделяются на: абсолютные, ограничение или временное… … Словарь бизнес-терминов

    Англ. rights, human; нем. Menschenrecht. Комплекс понятий, характеризующий развитие человека как соц. существа (права на жизнь, на свободомыслие, на проявление способностей и таланта и т. д.). Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Права человека - см. Правовой статус личности … Энциклопедия права

    Права человека - (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Права человека в вооруженных конфликтах , Русинова Вера Николаевна. Права человека в вооруженных конфликтах. Проблемы соотношения норм международного гуманитарного права и международного права прав человека. Монография посвящена носящим как теоретический,…

Гражданские права человека - это понятие, с которым сталкиваются юристы, являющиеся специалистами во всех сферах юриспруденции. Данная формулировка встречается во многих законах и в различных нормативных правовых актах.

Что означает данное понятие? Какие права относятся к категории гражданских и, каково их значение? Рассмотрим это далее более детально.

Общее понятие

Определение гражданских прав человека дается во многих нормативных актах. Данное понятие подразумевает собой спектр прав, которые относятся к числу естественных. Всеми ими любой человек наделен с самого момента рождения, они неотъемлемо связны с его личностью, а также личной жизнью.

Общественность признает гражданские права человека наивысшей ценностью, таковыми он считаются и в мировом сообществе. Связано такое положение вещей с тем, что, по мнению мировой общественности, любое государство будет развиваться лишь тогда, когда в его пределах уважается честь и достоинство каждого человека, а личность признается наивысшей ценностью.

Особенности гражданских прав

Все личные гражданские права человека носят естественный характер и являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Именно данный фактор характеризует их и выделяет на фоне остальных.

Для чего необходимы гражданские права человека и гражданина? В первую очередь, их действие направлено на обеспечение защиты жизни и здоровья каждого индивидуума, а также остальных прав, которые неразрывно связаны с его личностью и индивидуальной жизнью.

Каждый человек обретает все личные права с момента своего рождения и не может отказаться от них.

Законодательное регулирование

Если говорить о законодательном закреплении понятия гражданских прав и свобод человека и гражданина, то оно производится на международном уровне.

Данное понятие впервые появилось после Второй мировой войны. В 1948 году перечень всех прав, отнесенных к этой категории, был представлен в тексте Декларации о правах человека, которую приняли на заседании Ассамблеи ООН. Содержание данного мирового документа состоит из 30 статей, в которых предусматриваются основные понятия относительно неотъемлемых свобод и прав личности. Кроме этого, данное понятие широко раскрывается и в других документах. Например, в Пакте о международных экономических правах, социальных и культурных и т.д.

В РФ гражданские права человека также отражены на законодательном уровне. Перечень возможностей человека, которые считаются неотъемлемыми и гарантируются государством, в полном объеме отражены тексте Конституции страны, а также в Гражданском кодексе. Кроме этого, так или иначе, понятие личных свобод и прав отражено в других нормативных актах, которые действуют в пределах государства.

Классификация

Все гражданские свободы и права человека законодатель подразделяет на несколько категорий. В основу их деления положены два фактора: относимость гарантии к какому-либо поколению, а также сфера активности человека, в которой она обеспечивается.

Рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельном порядке.

По поколениям

Что такое поколение права? Это тот период, в течение которого оно возникает. Юридической теории известно ограниченное число поколений - 3.

К гражданским правам человека первого поколения относятся все те, которые принято считать личными. Все они охраняются государством и считаются неотъемлемыми. К группе таковых относятся гарантии жизни, неприкосновенности, свободы слова, а также передвижения и т.п.

Права второго поколения связаны с гарантиями, дающимися государством относительно обеспечения нормального уровня жизни гражданина и человека. Существенную роль в числе таковых имеют те, которые относятся к группам социальных, культурных и экономических.

Что касается третьего поколения прав, то они представляют собой коллективные гарантии. К числу таковых относится право на мир, чистую окружающую среду и т.п. Особенность данной группы заключается в том, что они касаются не одного конкретного индивида, а целой общественности. Однако рассматривая вопрос взаимодействия одного индивида и общественности, следует вывод о том, что права третьего поколения не должны ущемлять те, которые относятся к группе первого и второго этапов.

В зависимости от сферы действия

В зависимости от того, в какой сфере предусматривается действие того или иного права, осуществляется разделение гражданских прав человека на отдельные группы: личные, социально-экономические, культурные и политические.

Что касается конкретно политических, то эта группа прав касается исключительно тех лиц, которые считаются гражданами конкретного государства. В частности, только граждане РФ могут избирать и быть избранными, что является характерным признаком носителя прав политической группы.

Все остальные возможности предоставляются для любого человека, независимо от того, каков его статус личности относительно принадлежности тому или иному гражданству.

Рассмотрим более детально каждую группу гражданских прав человека по Конституции РФ, которые гарантируются в стране.

Личные

Под личными следует понимать те гарантии, которые предоставляются ему с самого рождения, независимо от пола, религии, места рождения и иных признаков. Что касается законодательного закрепления на международном уровне, то тема личных прав отражена в Декларации о правах человека. Гражданские права, прописанные в ней, отражены в конституциях многих стран, являющихся членами мирового сообщества.

Рассмотрим каждый вид личных прав более детально.

К числу личных относится право человека на жизнь. Оно считается основным для всех остальных, которые также присутствуют в данной группе. Что касается толкования нормы, то оно может производиться в двух формах. Во-первых, это прямая гарантия, данная государством на защиту человеческой жизни от различных посягательств с разных сторон: простых граждан, различных органов, а также самого государства. Во вторых, данное право трактуется, как неотъемлемая возможность личности самостоятельно распоряжаться своей жизнью, невзирая ни на что. Что касается высказываний о том, что оно является основополагающим для остальных гражданских прав, так как действие большей их части направлено на его надлежащее обеспечение (на социальное обеспечение, на личную жизнь, на охрану здоровья и т.п.).

Что касается роли государства, то оно должно признавать данное право и как следует охранять его. В России это очень четко выражается в том, что все преступления, предусмотренные уголовным законодательством, объектом посягательства которых является жизнь человека и его здоровье, признаются наиболее тяжкими. Кроме этого, российское законодательство выступает против насилия, которое также угрожает жизни человека.

Существенную проблему в реализации гражданского права на жизнь составляет наличие в некоторых странах смертной казни как высшей меры наказания. Сложность состоит в том, что данный метод наказания преступников подразумевает их самовольное лишение жизни, что противоречит данному праву. В России на эту меру введен мораторий, который предусматривает ее запрет в мирное время.

Еще один вид неотъемлемого гражданского права человека по Конституции - на достоинство. Данное понятие подразумевает то, что каждый человек является уникальной частицей всего сообщества, представляющей собой большую ценность. Следует отметить и то, что соблюдение достоинства личности - это цель, реализацию которой преследуют все остальные права. Некоторые юристы характеризуют данное понятие как источник свобод и право любого человека, охрана законом которого, несомненно, должна обеспечиваться в надлежащей мере.

Что касается вариантов нарушения права на достоинство, то данные действия могут быть выражены как в физической, так и в психической форме. Законодатель толкует, о том, что никакой человек, независимо от каких-либо факторов, не должен быть подвергнут насилию, унижению или же наказанию, которое принизит уровень его достоинства. Кроме всего этого также запрещается проведение над организмом человека и над ним самим каких-либо опытов.

Защита достоинства человека должна быть реализована государством в надлежащем объеме и в отношении любых лиц, независимо от того, кем они являются. Так, охрана этого права дееспособных лиц действует точно так же, как и для недееспособных, к числу которых могут быть отнесены больные люди, в том числе, и психически.

Как осуществляется реализация права на достоинство? Большинство юристов определяют то, что для его реализации необходимо соблюдение других личных возможностей и прав: на защиту чести и доброго и имени, личную неприкосновенность, свободу и т.п. Что касается самих механизмов, то они обеспечиваются целым спектром гарантий социально-экономического характера. К числу таковых можно отнести запрет принудительного труда и право на свободу труда, на социальное обеспечение и т.д. Данный вид личного права, как и жизнь человека, активно охраняется государством. Такой вывод можно сделать, проанализировав законодательство, где предусмотрена ответственность за посягательство на честь и достоинство человека.

К гражданским правам и свободам человека относится также право на свободу и личную неприкосновенность. Под это понятие попадает возможность осуществлять тайной переписки, совершение телефонных звонков, на личную жизнь, а также на семью. Что касается гарантий, которые предоставляются государством по защите данного права, то они заключаются в установлении запрета на сбор информации относительно частной жизни какого-либо лица без наличия на то его согласия, а также распространение этих сведений и их хранение. Право на свободу отдельно гарантируется установленным Конституцией РФ определенного порядка произведения ареста лиц, а также то, что любой человек может быть заключен под стражу исключительно при наличии на то судебного решения.

К гражданским правам человека относится также свобода передвижения по территории страны, а также самостоятельный выбор места для проживания или временного пребывания. Данное право также предусматривает возможность беспрепятственного выезда за пределы России, а также возвращение на ее территорию.

К группе личных прав человека также относятся некоторые возможности, связанные с национальными признаками. В частности, любое лицо имеет право баз каких-либо запретов разговаривать на своем родном языке. Кроме этого, на территории России личность вправе определять свою принадлежность к какой-либо национальности.

Перечень личных гражданских прав человека также дополняет то, которое предусматривает неприкосновенность жилища. Оно подразумевает невозможность вторжения в место проживания человека посторонних лиц, без добровольного согласия на то самого владельца.

Экономические и социальные гражданские права человека

К числу данной группы прав относятся все те, которые предусматривают свободы человека в сосуществовании с другими индивидами, а также возможности реализации своего духовного и культурного самообразования.

Так, к ряду экономических гражданских прав человека относится возможность беспрепятственно и без какого-либо принуждения вести трудовую деятельность. Это положение, предписанное Конституцией России, также предусматривает возможность самостоятельного выбора между тем, будет человек работать или нет. Он имеет право сделать собственный выбор по отношению к какой-либо профессии или место работы. Кроме этого, каждый человек имеет право на безопасный труд, а также его оплату, причем, без какой-либо дискриминации в данном вопросе. Для того, что бы установить гарантии для трудящихся, государство предлагает трудоспособному населению определенную минимальную сумму оплаты труда, ниже которой заработная плата попросту не может быть назначена. Сами работники имеют право оспаривать решения работодателя в установленном законом порядке и отстаивать свои законные интересы.

Кроме занятия трудовой деятельностью на предприятиях различной формы, люди также имеют право на ведение предпринимательской деятельности - оно предусмотрено законом, активно защищается им и относится к группе социально-экономических гарантий. В соответствии с этой узаконенной возможностью, любой человек может вести предпринимательскую, деятельность, но только в том случае если ее суть не является противозаконной. К тому же, закон вносит определенные гарантии для частных предпринимателей, обеспечивая предписанными нормами добросовестную конкуренцию и запрещая монополизацию рынка.

В ряде гражданских и социальных прав огромное значение имеет охрана здоровья. Любой человек имеет право на это, а также на медицинскую помощь. Конституция РФ предусматривает возможность бесплатного лечения в специализированных учреждениях, а также свободу выбора своего врача.

Какие права человека в гражданском обществе предусматриваются государством? Немаловажным в группе таковых считается возможность получения бесплатного и надлежащего образования, которое представлено несколькими ступенями - от школьного до высшего.

В ряде социальных прав также предлагаются возможности дополнительного обеспечения незащищенных слоев населения. Любой человек, в случае наступления страхового случая, имеет право на получение дополнительной помощи от государства в виде материальной выплаты. В России практикуется предоставление нуждающимся пособий по безработице, на детей, по беременности и родам. Отдельное внимание в ряде всех этих выплат заслуживает пенсия. Она также может производиться по ряду причин: при наступлении определенного возраста, по потере кормильца, в случае приобретения инвалидности.

Право на жилище - еще одна гарантия, предоставляемая государством лицам. Она также относится к числу социальных и имеет характер личного гражданского права. Значение его состоит в том, что ни один человек не может быть лишен своего жилья - это также предусмотрено Конституцией. Что касается обеспечения его со стороны государства, то в нем реализуются программы относительно предоставления жилплощади малоимущим семьям, а также тем лицам, которые относятся к категории многодетных. К тому же, с целью реализации такого права, активным образом происходит жилищное строительство.

Политические

К числу гражданских политических прав человека и гражданина относятся те, реализация которых напрямую связана с осуществлением гражданами управления тем государством, в котором они проживают. Кроме этого, многие из них связаны с функционированием уже сформированной власти.

Что касается политических прав, то к данной группе законодатель относит свободу слова, которая в России предоставляется для каждого. Данное понятие подразумевает обеспечение свободы выражения своих мыслей, мнений и взглядов. За какое бы то ни было ущемление данного права, законодатель предусматривает ответственность.

Еще одно право, которое относится к группе политических - на информацию. Оно предусматривает возможность находить ту информацию, которая находится в свободном доступе, хранить ее, а также использовать по своему усмотрению. Законодатель предусматривает и то, что любой человек может получать сведения относительно и самого себя, причем, совершенно беспрепятственно.

Что касается остальных политических прав, то они связаны непосредственно с ведением деятельности по управлению государством или его территориальными единицами. К гражданским и политическим правам человека относятся законные возможности на проведение публичных мероприятий, на объединение в партии, а также на обращение в государственные органы. Что касается последнего, то данной возможностью могут пользоваться не только лица, имеющие гражданство России, но также и все остальные представители населения.

Если говорить об объединениях, то они в их качестве могут выступать не только партии, но еще и общественные организации, например, такие как профсоюзы.

Что касается права на управление государством, то оно предназначается исключительно для тех лиц, которые являются гражданами Российской Федерации. Управление государством предусматривает две возможности: избирать и быть избранным. Реализация такого права подразумевает участие граждан в выборах Президента страны, референдумах, а также баллотироваться на должности управляющих лиц и на посты государственных служащих. Однако данное право имеет определенные исключения. В особенности, они касаются тех людей, которые находятся в местах лишения свободы, а также тех, которые по решению суда были лишены дееспособности.

Культурные права

Развитие гражданского общества и прав человека по культурной части напрямую зависит от того, имеет ли население страны доступ к культурным ценностям. Что касается населения России, то законодатель предусматривает для него обширный перечень культурных прав, которые отмечены в Конституции страны и являются отдельной категорией гражданских.

Так, в соответствии со статьями основного закона государства, любой человек, который проживает на его территории, имеет полное право на беспрепятственный доступ к литературе различного характера, прочтение которой способствует его развитию как личности. Кроме этого, любой представитель российского населения имеет право на свободное преподавание любых учений, содержание которых не противоречит законодательству.

К числу культурных прав также относится и то, которое закрепляет интеллектуальную собственность. Авторское право - это неотъемлемый элемент культурных прав человека.

К числу данной группы также относится право на образование, участие в культурной жизни общества и населения, а также доступ к ценностям, составляющим достояние народа и его культуры.

Защита гражданских прав

Человек имеет возможность осуществлять защиту своих законных интересов и прав. Сделать это можно в судебном порядке, предварительно подав иск с изложением ситуации в суд подходящей инстанции. В ходе рассмотрения дела по существу судья примет решение относительно восстановления нарушенного права, если будет установлено, что оно является таковым. Однако следует понимать и то, что в судебном порядке может быть защищено только то право, которое было закреплено договорным путем.

За защитой своих нарушенных прав граждане и другие представители населения страны могут обратиться в органы исполнительной власти, однако, сделать это можно исключительно по тем вопросам, которые относятся к их компетенции. Решения, которые принимаются такими органами, всегда могут быть отменены в судебном порядке.

Лицо, чьи законные интересы и права были нарушены, может обратиться в указанные выше инстанции не только с требованием возмещения материальных ценностей, но еще и морального вреда, который исчисляется в денежном эквиваленте и утверждается в судебном порядке.

понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сфере.

П.Ч. являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно определяют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства.

Свободная и полноценная реализация П.Ч. – один из основных признаков гражданского общества и правового государства.

В международном праве П.Ч. придается естественный и неотчуждаемый характер, они трактуются как основные недарованные, присущие от рождения.

Основные П.Ч. в действительности имеют культурно-историческую природу, закрепляют достигнутый уровень развития культуры и цивилизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула “Люди рождаются свободными и равными” подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым, сколь угодно демократичным голосованием. “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (Конституция Российской Федерации. Ст. 17). Нередко вместо понятия “П.ч.” используется близкое ему по смыслу понятие “свободы человека”.

С т.зр. юридической природы, нормативного закрепления прав и свобод человека, а также системы их защиты и механизма их реализации между ними трудно провести четкую границу. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948, употребляется даже формула “право на свободу” (“Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...”).

Международные стандарты прав и свобод человека включают гражданские, политические, экономические, социальные права, права в области культуры, права ребенка и др. В число гражданских прав входят: право на жизнь; право на свободу, на личную неприкосновенность, свободу от жестокостей; право на неприкосновенность личной и семейной жизни; право на свободное передвижение; право на гражданство; право на защиту со стороны закона. Политические права включают: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на участие в управлении делами государства. В числе экономических прав: право собственности; право на труд и отдых. Социальные права включают: право на семейную жизнь, право на достаточный жизненный уровень. В культурные права входят: право на образование; право на участие в культурной жизни. Перечисленные П.ч. не исчерпывают всех его прав. Иногда вводится понятие основных, или фундаментальных, прав и свобод человека. Обычно под ними понимаются те права, которые закреплены в принятых международных нормах и в основном законе государства, его конституции. Существуют международные ин-ты защиты П.ч.

Понятие “П.ч.” является одним из центральных в социальных науках. Оно уходит своими идейными корнями в антич. философию и христианство, но начало утверждаться в социальной жизни только в 17- 18 вв., в период формирования капитализма.

Достаточно полная реализация П.ч. возможна только в развитом капиталистическом обществе. Хотя к международным документам, устанавливающим П.ч., присоединилось подавляющее большинство современных государств, во многих из них провозглашаемые права остаются чистой декларацией. Попытка воплотить их в жизнь в странах, явственно тяготеющих к коллективистической форме социального устройства, неизбежно приводит к серьезным осложнениям. Идея “человек, его права и свободы являются высшей ценностью” представляет собой постулат лишь индустриального индивидуалистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуальная свобода как данность не совместима с основными ценностями индустриального коллективистического (и, в частности, тоталитарного) общества, в числе которых не может быть автономии личности и связанных с нею индивидуальных прав и свобод. Характерно, что когда в 1960-е гг. коммунистическая Россия присоединилась к международным актам о П.ч., сами эти акты не публикова-

лись официально внутри страны. Борьба диссидентов за П.ч., разворачивавшаяся в 1965-1985, стала борьбой только за те права, которые уже были закреплены законами Советского Союза. Эта борьба являлась открытой, не носила политического характера, не была организационно оформлена и отвергала любое насилие для достижения своих целей. И тем не менее диссиденты оказались прямыми врагами коммунистического режима. Их борьба за выполнение страной ее собственных законов являлась выступлением против коммунистического коллективизма, борьбой за открытое, свободное общество, в котором только и возможна свободная личность.

Источник прав и свобод иногда усматривается в достоинстве человека. Как говорил Ж.Ж. Руссо, отказаться от своей свободы - значит отказаться от своего человеческого достоинства, от Пл., даже от обязанностей. Достоинство как предпосылка П.ч. является не моральным, присущим одним людям и отсутствующим у других, а универсальным социальным достоинством. Ссылка на достоинство, свойственное каждому человеку, представляет собой, однако, только первое приближение к объяснению П.ч. В разных обществах люди, обладающие по своей природе одинаковым достоинством, могут иметь очень разные права.

Обоснование П.ч. исходит из истолкования природы человека, или его сущности. Многообразные подходы к последней проблеме можно разделить на два типа, противопоставляя друг другу социологическое и антропологическое истолкование человека. Суть первого хорошо передает формула К. Маркса: человек есть совокупность общественных отношений. При таком понимании человек предстает как носитель определенных общественных функций и ролей и основной проблемой оказывается его приспособление к господствующим ин-там, его социализация и адаптация к общественной среде, интеграция в ту или иную систему ценностей. Истолкование человека как сколка общества на определенном этапе его развития растворяет индивида в обществе и подчиняет его обязательной коллективной судьбе: “Нельзя жить в обществе и быть свободным от него”. Социологическое истолкование обычно противопоставляет антропологическому понятию природы человека социологическое понятие его сущности. Предполагается, что природа человека, понимаемая исключительно в естественно-научном смысле, сформировалась еще в период становления современного человека и перестала быть действующим фактором человеческой истории. Антропологическое истолкование, напротив, говорит о природе человека, зависящей от истории и изменяющейся в ходе нее, но не растворимой полностью в ней. Формирование этой природы никогда не может быть завершено, человек не только живет в обществе и зависит от системы социальных связей, но и во многом выбирает свое место в этой системе. Его индивидуальная жизнь,

в существенной мере определяемая его собственными выбором и решениями, открыта будущему и не предопределена коллективной судьбой. Антропологическое понимание отстаивается персонализмом, экзистенциализмом, феноменологией, культурной антропологией. Они подчеркивают свободу личности, ее неопределенность и непредопределенность, многообразие людей, важность для каждого из них существования полноправного и полноценного Другого. Социальное разнообразие, неоднородность, несовпадение интересов рассматриваются не как изъян современного общества, а как его несомненное преимущество. Человек формируется обстоятельствами, но вместе с тем всегда остается свободным, поскольку сам определяет многие обстоятельства своей жизни. Только будучи свободным, человек является вменяемым и ответственным.

Социологически понимаемый человек, не имеющий никакого твердого ядра и являющийся лишь отражением социальных отношений, не способен иметь естественных, или природных, неотчуждаемых прав: только общество наделяет человека правами; никаких прав, принадлежащих ему от рождения, уже в силу того, что он человек, у него не может быть. Естественные права могут быть свойственны только антропологически понимаемому человеку.

Для коллективистического общества и его теоретиков характерен явный приоритет социологического человека над антропологическим; индивидуалистическое же общество отдает явное предпочтение антропологическому истолкованию человека. Соответственно, коллективистическое общество весьма неохотно говорит о П.ч., в то время как для индивидуалистического общества соблюдение этих прав является одной из основных его ценностей.

Понятие П.ч. плохо совместимо с идеей неограниченного государственного суверенитета. Нарушение П.ч. не является внутренним делом государства и допускает вмешательство со стороны других государстве целью восстановления данных прав. Такое вмешательство обычно носит характер политического и экономического давления, но может принимать и форму вооруженного конфликта. Суверенитет государства, в котором нарушаются П.ч., при этом оказывается существенно ограниченным.

О Всеобщая декларация прав человека. ООН, 1948; Азаров А.Я. Права человека. М., 1995; Панарин А.С. Философия политики. М., 1996; ИвинА.А. Философия истории. М., 2000.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Под правами человека подразумеваются ряд правил поведения, с помощью которых государство обеспечивает защиту чести, достоинства и свободы гражданина, вне зависимости от его этнической принадлежности, национальности, пола, вероисповедания, языка и цвета кожи.

Права человека необходимы для полноценной жизни – они гарантированы каждому индивиду, исключая дискриминацию в любом ее проявлении. В любом цивилизованном государстве права и свободы человека и гражданина гарантируются, как того требуют общепризнанные принципы и нормы, а также Конституция. Каждый человек может рассчитывать:

Что такое права человека

На признание прав и свобод, как высшую ценность, принадлежащую человеку с рождения, вне зависимости от идеологии , которой следует общество;

На равенство мужчины и женщины;

На соблюдение общепризнанных международных норм, даже в ущерб законам государства;

На запрет на применение прав и свобод в качестве инструмента пропаганды насилия и разжигания ненависти в любом ее проявлении.

Права, гарантированные каждому. Классификация прав человека

Все права человека взаимосвязаны и взаимозависимы – это единое целое. Помимо личных прав и свобод отдельно взятого человека, на сегодняшний день общепризнанными являются коллективные права, среди которых: права на мир, права на всеобщую безопасность, права на незагрязненную окружающую среду.


Если в соблюдении одного права присутствует прогресс, он неизменно способствует прогрессу в сохранении других прав. Данная закономерность работает и в обратном порядке, т. е. несоблюдение одного права отрицательно сказывается на других правах и свободах личности и общества.

В современном мире права человека можно разделить на пять основных групп:

1. Личные права – должны обеспечивать каждому индивиду, являющемуся членом гражданского общества, сохранение автономности и относительной свободы. Перечень личных прав включает также право на жизнь, за исключением смертной казни в ряде государств за особо тяжкие преступления. В числе остальных, но не менее важных прав и свобод: право на личную неприкосновенность, свободу передвижения и неприкосновенность частной жизни.


2. Политические права – это права и свободы граждан, обеспечивающие их участие в политической жизнедеятельности общества. В современных государствах созданы условия, позволяющие каждому человеку в полной мере использовать свои политические права, среди которых: право вступить в партию , защищать свои интересы посредством вступления в союзы, проводить общественные мероприятия (митинги, собрания и демонстрации).


3. Экономические права – это особая группа основных прав, которая создает предпосылки для реализации иных прав и свобод, включая личные, политические социальные и культурные права при условии, что они гарантированы государством. Одним из важнейших экономических прав является право частной собственности на различные виды имущества.

4. Социальные права должны обеспечивать индивиду достойные по современным критериям уровень жизни и социальную защищенность. Будучи гражданином цивилизованного государства, каждый человек может рассчитывать на социальное обеспечение, право на жилище и отдых, право на защиту детства и охрану здоровья.

Жалоба в Европейский Суд по правам человека

5. Культурные права, как и остальные перечисленные группы, тесно связаны с экономическими правами и обеспечивают развитие индивида на духовном уровне. К этой группе относятся права на образование, участие в культурной жизнедеятельности общества и доступ к культурным ценностям.

Гарантии и защита прав человека

Все права и свободы человека, которые перечислены в основном законе – Конституции, будь-то естественные права или возникшие в процессе развития общества, должны гарантироваться на государственном и международном уровне. Так, гарантии существования прав человека подразделяют на:

Экономические гарантии, задача которых заключается в сохранении стабильной и эффективной национальной экономики и материальной обеспеченности.


Политические гарантии обеспечивают беспрепятственное волеизъявление граждан в виде многопартийности, свободного посещения выборов и ответственности перед избирателями.

Юридические гарантии – это обеспечение эффективной деятельности правоохранительных и юридических инстанций, с помощью которых каждый член общества способен защитить права , гарантированные государством.

Обязанности человека, как члена общества

Признавая права каждого человека, общество ожидает также выполнение ряда определенных обязательств. В международном праве четко изложены основные обязательства, касающиеся любого члена современного общества:


Уважение прав человека и воздержание от ограничения этих прав;
забота о детях;
забота о нетрудоспособных родителях;
сохранение окружающей среды;
уплата законно установленных налогов.

Права и свободы человека Конституция РФ

Редакция сайт напоминает, что согласно общепринятым нормативам, предоставление прав и возложение обязательств в полном объеме ожидает каждого гражданина государства по достижению совершеннолетнего возраста.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Словосочетание «Права человека» сегодня знакомо всем, и потому возникает иллюзия, что каждому достаточно своего, интуитивного понимания сути этого предмета. На этом заблуждении основана масса курьезов и неудач в деле обеспечения реальных прав, которые необходимы для нормального существования людей, сообществ и стран. Рассмотрим основные, базовые характеристики прав человека. Это минимум, знакомство с которым полезно каждому гражданину и совершенно необходимо активному представителю гражданского общества. Пожалуйста, при чтении этой статьи пользуйтесь текстами документов: Всеобщая Декларация прав человека и Конституция РФ- глава 2

Основные определения и характеристики

С философской точки зрения права человека — это универсальные моральные права . Обычные моральные права порождены конкретной жизненной ситуацией, в которой находится человек, его статусом, положением в системе отношений между людьми. Например, глава семейства имеет моральное право знать, что происходит в его доме. Универсальные моральные права не зависят от конкретных обстоятельств иприсущи любому человеку в любой ситуации как необходимые и минимальные компоненты человеческого достоинства. Эти права проистекают из самой природы человека, и поэтому их еще называют естественными правами . Человек обладает естественными правами от рождения и независимо от того, признаются ли они непосредственным окружением данного человека и охраняются ли государством, на территории которого он находится. (Именно поэтому соблюдение прав человека не считается внутренним делом государства). Важно помнить, что права человека - это минимальный список условий, которые необходимы для нормального сосуществования людей в обществе. Человек должен быть уверен, что его нельзя «просто так» убить, лишить имущества, изгнать из родных мест и т.д.

Моральные права существуют в системе моральных норм — т.е. норм поведения, которые обеспечиваются лишь духовным воздействием — общественным одобрением или осуждением. Зрелые моральные нормы имеют тенденцию перерастать в правовые нормы — тогда, когда моральные требования выражены в договоре и начинают охраняться силой государственного принуждения. Представления о различных правах и свободах зарождались в разных культурах и в различные эпохи как этические суждения. Со временем эти представления находили отражение в правовых документах — кодексах, декларациях, конституциях. В развитых современных обществах права человека являются основой действующего законодательства.

В этом плане различают естественное и позитивное право. Естественное право, как мы видели, есть нравственный минимум, который необходим для сохранения общества. Позитивное право выражено в действующем законодательстве. В современном мире права человека становятся метаправом , или «правом для права». Метаправо — это общие правила для установления правовых систем . Иначе говоря, законы должны соответствовать принципам прав человека. Но история и современность знает примеры, когда требования естественного и позитивного права не совпадают. Достаточно вспомнить законы гитлеровского и сталинского режимов: миллионы людей были уничтожены, миллионы подвергнуты страданиям и унижению – в полном соответствии с законами этих стран. В нашей сегодняшней жизни примеры противоречий между естественным и позитивным правом не столь драматичны, но ставят человека перед трудным выбором: чему подчиняться — законам писаным или законам высшим? Например, Закон «О воинской обязанности и военной службе» противоречит Конституции РФ и международным документам по правам человека в том, что требование всеобщей воинской обязанности противоречит принципу свободы убеждений. Если человек является пацифистом, или его религия запрещает ему брать в руки оружие – его нельзя принуждать к военной службе.

Права человека выражены в основном законе государства (у нас - в Конституции РФ) и в международных соглашениях; конкретные законы и административная практика — внутри страны и в отношениях между государствами — должны соответствовать принципам прав человека. То есть, права человека – это система норм, отражающих современные представления об оптимальном общественном устройстве.

Кто может нарушить ваши права?

Мы описываем ситуацию в терминах прав человека, если нарушителем выступает государство . Хотя физически нарушение может осуществляться и частным лицом. Например, принцип неприкосновенности личности означает недопустимость произвольного лишения свободы - даже если человека подозревают в совершении преступления. Нельзя добиваться признания путем запугивания и физического принуждения. Если милиционеры водворяют без должных оснований и на неопределенный срок человека за решетку, при этом он подвергается избиениям и угрозам — ясно, что нарушителем является государство в лице своих служащих. Если человека похищают и избивают при тех же обстоятельствах бандиты, родные обращаются к государству за помощью. Если помощь оказана — мы описываем ситуацию в терминах уголовного права. Например, в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за похищение человека. Иное дело, если государство не считает нужным вмешиваться: например, у вас отказываются принять заявление в милиции, или говорят, что никакого расследования не будет – тогда мы можем говорить о несоблюдении государством принципа личной неприкосновенности.

Представьте себе, что некий человек (частное лицо) — в силу вражды, умышленно или по неосторожности — поджег дом соседа, и все сгорело дотла. Совершенно очевидно, что такой человек будет привлечен к уголовной ответственности: государство как бы «не имеет ничего против» того, чтобы виновник понес наказание. Если же дом мирного жителя разрушен в результате бомбардировки в ходе военной операции — как это происходило недавно на Кавказе? (Среди пострадавших таким образом — жители казачьих станиц на территории Чечни и Дагестана, рабочие, работавшие на предприятиях города Грозного, местные крестьяне и т.п.). Оказывается, в этом случае тяжело добиться компенсации, потому что виновник — государство. В подобных случаях требуются значительные усилия гражданского общества внутри страны, а порой и этого недостаточно – приходится задействовать международные механизмы защиты прав человека, чтобы оказать давление на государство-нарушителя.

Самого тщательного контроля с точки зрения прав человека требуют ситуации, связанные с социально-культурными противоречиями и конфликтами, которые могут обернуться большим количеством жертв.

Например, если жителям определенной национальности местная администрация запрещает селиться в городе, регистрировать фирмы, обучать детей на родном языке и т.п. — налицо дискриминация по этническому признаку, т.е. государство грубо нарушает права этой категории граждан. А если группа местных жителей в силу своих национал-экстремистских взглядов систематически нападает на представителей той самой национальности, избивает, угрожает? В том случае, если на защиту притесняемых не встает милиция и нападающие не предстали перед судом, нарушителем опять же считается государство. В условиях правового государства люди экстремистских взглядов не осмелятся на активные действия (по крайней мере, систематические), зная, что любые попытки будут немедленно пресечены, а их самих ждет суровое наказание.

К сфере прав человека не относят ситуации, регулируемые гражданским правом: например, если вы дали деньги в долг, а должник отказывается вернуть их, суд может принудительно изъять его имущество в счет уплаты долга. Если одно предприятие грубо нарушило сроки поставки товара другому, арбитражный суд обяжет нарушителя компенсировать убытки пострадавшему. Другое дело, если суд не выполняет своих функций: например, у вас не принимают заявление, составленное в соответствии с требованиями закона; суд обнаруживает пристрастность, предвзятость, затягиваются сроки рассмотрения дела — тогда опять же мы можем сказать, что государство нарушает право граждан на справедливый суд.

В обиходе, к сожалению, термин «государство» вызывает в сознании смутный образ некой темной бесформенной силы. Именно говоря о нарушении прав человека, необходимо помнить, что государство — это всего лишь система управления , и у «дракона» этого всего лишь три головы: законодательная власть (нами избираемая), исполнительная (те самые «чиновники», в том числе милиция) и судебная . Тогда ясно, как может нарушать права человека каждая из ветвей: законодатели могут игнорировать эти принципы при создании конкретных законов (пример — Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г.), исполнительная власть может нарушать права человека в административной практике (неправомерные аресты, закрытие «неугодных» СМИ и т. д.), судебная власть — не обеспечивая справедливого, беспристрастного и своевременного разбирательства дела. Различать эти структуры необходимо. Часто удается найти «управу» на конкретного нарушителя из одной ветви власти, используя силы другой ветви. Например, воспользоваться силами депутатского контроля для пресечения самодурства местной милиции либо подать в суд на чиновника.

Остается вопрос — как все же расценивать ситуацию, когда физическое лицо совершает действия, явно противоречащие моим правам?

Иногда говорят: «Какая мне разница, избили меня хулиганы или работники милиции в ходе специального рейда - в любом случае это физические и моральные страдания?» Оказывается, разница есть. В первом случае я - жертва преступления, мне обеспечено общественное сочувствие, а в демократической стране – и помощь государства. Хулиганов должны поймать и обезвредить, чтобы больше никто не подвергся их нападению, и другим было неповадно и т.д. Во втором случае милиция оправдывается некими «общественными интересами». Мое достоинство при этом расценивается как мелочь, которой можно пренебречь. (Характерно, что заявления об «интересах Родины», «государственных интересах», ради которых можно пренебречь правами человека, как правило, туманны и неконкретны, и в лучшем случае скрывают некомпетентность и недобросовестность государственных служащих. В худшем - отражают тоталитарную идеологию, которая, как показывает исторический опыт, опасна для любой страны. Подробнее об этом – в следующей главе).

Действия представителей государства, как правило, являются частью некой систематической практики, определенной политики. Таким образом, я рискую не только не получить никакой компенсации за ущерб, но и подвергнуться избиению снова - например, в ходе следующей «спецоперации».

Когда государство нарушает конкретное право человека — на практике это означает создание условий, в которых я не смогу воспользоваться этим правом . Если ФСБ займется просмотром вашей почты — этому будет очень трудно воспрепятствовать, как бы вы не хотели сохранить конфиденциальность своей переписки. Иное дело — если сосед прочел адресованное вам письмо и разгласил его содержание. Обидчика можно пристыдить, призвать друзей на помощь, наконец, подать в суд. То есть поступок соседа — это поведение, не соответствующее принципам прав человека . А сами принципы действуют — работает механизм морального осуждения и есть уголовная ответственность за нарушение тайны переписки. Вы в состоянии защитить свою частную жизнь от дальнейших посягательств.

Грань между этими случаями иногда кажется очень размытой. Например, если государство практикует преследования по политическим мотивам, возможен жанр политического доноса. Некто может из корыстных побуждений сообщить «куда следует», что вы неблагонадежны, занимаете антипатриотическую позицию и т.п., и на вас обрушатся соответствующие репрессии. Например, один из школьных учебников истории внезапно запрещают, как идеологически неугодный правящей партии. Издатели учебника выяснили, что запрет инициирован их коммерческими конкурентами, то есть негосударственной фирмой. Суть дела от этого не меняется, поскольку задействован механизм подавления инакомыслия, который существует в данном государстве. В демократическом правовом государстве конкуренты не могли бы апеллировать к властям и добиваться от них произвольных запретов.

Если вы можете использовать государство как инструмент защиты своей свободы и достоинства - мы описываем ситуацию в терминах уголовного или гражданского права. В этом случае права человека «работают» через законодательство, судебную систему и другие институты. А если государство устраняется либо само совершает действия, ущемляющее ваше достоинство (закон несовершенен, или исполнительная власть вас дискриминирует, или суд зависим и пристрастен) - приходится говорить о нарушении прав человека.

Происхождение и история прав человека

Истоки прав человека можно проследить в истории самых разных религиозных, философских, этических учений, начиная с глубокой древности. Так, во всех мировых религиях — буддизме, иудаизме, христианстве, мусульманстве, даосизме, конфуцианстве — выражена идея «не поступать с другим человеком так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой». Один из древнейших признаков прав человека — запрет произвольного убийства. Предпосылки прав человека мы видим в греческой политической философии, в учении стоиков, в иудаизме и раннем христианстве. Например, в античности зарождается идея «божественного закона», который выше власти земных правителей. Эта идея выражена, в частности, Платоном. Известнейший пример, упоминаемый всеми историками прав человека, — эпизод в трагедии Софокла «Антигона». Тиран Креон запрещает хоронить тело Полиника, но сестра убитого Антигона нарушает запрет. Тиран спрашивает ее: «Почему ты нарушаешь закон?» Антигона отвечает: «Есть божественный закон, который выше законов, установленных людьми». Идея комплекса прав, которые человек получает с рождения, четко сформулирована у греческих и римских стоиков; позже выражена в трудах Фомы Аквинского. Что касается стоиков, то их заслуга — идея прав для всех людей. В греческих городах действовали некоторые современные права: например, изогория — свобода слова, изономия — равенство перед законом. Однако пользоваться этими правами могли только свободные граждане, и, кроме того, граждане только данного города. Человеком греки признавали только гражданина. Из этой категории исключались женщины, дети, чужестранцы.

Мы можем проследить две линии в развитии идей прав человека. Одна линия — это расширение понятия «человек» . Другая линия — кодификация прав , т.е. процесс определения, формулирования конкретных прав и свобод, их соотношения, выражение прав в документах. Средневековые кодексы — это комплексы прав «не для всех», а для определенной группы, сословия. В этом ряду известен, например, Кодекс королевства Леон (1188 г.): дворянство имеет право на справедливый суд, на защиту чести и собственности. 1215 г., Англия: «Магна Харта», или «Великая хартия вольностей», — прототип современной кодификации прав, но опять же только для дворянства. 1628 г. — Петиция о правах, 1689 г. — Билль о правах — свидетельствуют о продолжении процесса кодификации.

Эти две линии соединяются в трудах мыслителей Нового времени. В частности, труды Джона Локка (XVII в., Англия) — наиболее близкое к современной форме теоретическое обоснование естественных и неотъемлемых прав каждого человека, вне сословных различий. Французские просветители XVIII в. различают естественные и гражданские права человека, естественное и государственное право; выдвигают идею гражданского общества и общественного договора, который заключают свободные граждане с властью.

Новейшая история прав человека начинается с 1789 г.: продукт Великой французской революции — знаменитый документ «Декларация прав человека и гражданина». В частности, в нем сформулированы основополагающие принципы прав человека — «моя свобода не должна противоречить свободе другого» и «дозволено все, что не воспрещено законом». Основные положения Декларации: люди рождаются и остаются свободными и равными в правах (ст.1); никто не может быть подвергнут преследованию, аресту или наказанию вне того, что предписано законом (ст.7, 8); человек считается невиновным, пока не доказано обратное (ст. 9); каждый волен высказывать свои мысли и мнения, в том числе и религиозные, писать, печатать и обнародовать свои идеи (ст. 10, 11); равенство трактуется как одинаковые для всех ответственность перед законом и доступ к управлению, равное участие в формировании законов (ст. 6) и государственных расходах (ст. 13, 14); собственность есть «неприкосновенное и священное» право, и человек может быть лишен ее только в случае, установленном законом при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 17). 1791 г. — создан американский Билль о правах (на нем основана современная американская Конституция). Здесь нашел отражение взгляд на природу государственной власти, наиболее отвечающий современной философии прав человека: свободные граждане назначают власть для обеспечения своей жизни, своих нужд. Они добровольно ограничивают свою свободу в той мере, в какой это необходимо для управления обществом. (Сегодня мы так формулируем важнейший принцип прав человека, следующий из этого понимания природы власти: властям дозволено только то, что разрешено законом, а человеку — все то, что не запрещено законом.) Начало XIX в. — процесс приведения правовых систем европейских стран в соответствие с этими принципами — например, возникают конституции Швеции, Голландии и других государств.

В XIX в. постепенно формируется идея, что соблюдение прав (еще не сформулированных как права человека, скорее это защита некоторых групп населения, меньшинств, защита справедливости) не является внутренним делом государства .

Некоторые предпосылки этой идеи можно найти и в античности. В древней Греции существовала традиция «смерть тиранам». Считалось, что город, в котором правит тиран, не сможет сам освободиться - и потому, что у тирана есть власть, и потому, что люди могут быть обмануты. Поэтому свободные граждане объединялись, шли в тот город, где правил тиран, и убивали его.

XIX век — это история так называемой «гуманитарной интервенции». Например, в 1827 г. Англия, Франция и Россия оказывали давление на Оттоманскую империю с целью защиты греческого населения. 1860 г. — вмешательство во внутренние дела Сирии для защиты христианского меньшинства. 1878 г. — Балканская война — вооруженное вмешательство для защиты немусульманского меньшинства. Мало кто знает, что конец XIX — начало XX века ознаменовались серией дипломатических акций давления на Россию для предотвращения еврейских погромов и для улучшения положения евреев в Российской империи. Подобные события случались и позже.

В конце XIX в. происходит важное событие: рождение идеи гуманитарного права. По инициативе швейцарцев развивается правовая защита участников войны — прежде всего раненых и военнопленных.

Однако до всеобщего признания прав человека еще далеко. Характерный пример: 1919 г. — создание Лиги Наций. Прозвучали предложения о включении в базовый документ этой организации минимальных представлений о правах человека. Эти предложения были отвергнуты: в тот момент права человека еще не представлялись важными для жизни всех государств.

Права человека в современном мире

Поворотным пунктом явилась вторая мировая война. Преступления против человечности показали миру необходимость юридического обеспечения и защиты прав человека. Мир увидел, что происходит при отрицании естественных и неотъемлемых прав человека. Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека — документальные свидетельства скачка общественного сознания. В этих документах права человека фигурируют уже не только в качестве морального идеала, а в качестве принципа международной политики и нового мирового порядка. Однако как стали возможными страшные преступления и катастрофы второй мировой войны?

Конец XIX — первая половина XX века — это период, когда набрали силу идейные течения, поставившие либеральную идею под сомнение. Возникло мнение, что эффективное общество не может существовать на принципах свободы личности. Эта идея тоже не нова: у Платона в известном труде «О государстве» сформулирована мысль о том, что интересы личности должны быть подчинены интересам государства. Свобода личности, по Платону, однозначно вредна.

Практическими течениями, поставившими «эксперимент» гигантских масштабов, оказались фашизм и коммунизм. Это пример не просто пренебрежения правами и свободами, а сознательного их отрицания и уничтожения. Оказалось, что реализация идеи «интересы государства - превыше всего» не только губительна для народа данной страны, но неизбежно затрагивает соседние страны и создает угрозу для остального человечества. С другой стороны, это был урок того, что ни высокий культурный уровень, ни высочайший индустриальный уровень не дают гарантии от развития таких идей в обществе. Культурные барьеры недостаточны для блокировки этой угрозы.

Нужно заметить, что и сегодня правозащитников часто обвиняют в «непатриотизме» или «антигосударственной деятельности». Как уже упоминалось, за этими обвинениями может стоять защита властью своих собственных, корыстных интересов, но еще более опасный вариант - идеология авторитаризма и тоталитаризма. История показывает: как только люди, обличенные властью, присваивают себе право произвольно определять «интересы родины», ради которых можно пренебречь человеком и его достоинством - неумолимо набирает ход машина насилия, которая в итоге перемалывает всех.

Нюрнбергский процесс поставил вопрос: по каким законам судить преступников? Это было невозможно ни по национальному законодательству Германии (гитлеровское законодательство оправдывало геноцид), ни других стран, где были совершены преступления, поскольку таких стран было множество. Военных преступников судили по нормам естественного права, и это чрезвычайно важный прецедент. В 1945 г. эти нормы были выражены в Хартии ООН а в 1948 г. — во Всеобщей декларации прав человека. Позже правоведы подвергли текст Декларации жесткой критике — там много неудачных формулировок. Однако на тот момент было важно зафиксировать намерение государств добиваться реализации перечисленных прав. (Декларация — заявление о намерениях.)

Следующий этап — Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод (1950 г.) Это система практического обеспечения прав человека и их защиты на международном уровне. Пакты о гражданских и политических правах (1966 г.) призваны были преодолеть те недостатки, которые выявились во Всеобщей декларации. Например, проблема социально-экономических прав. Эта категория была введена в международные документы под давлением СССР и стран советского блока. Подмена прав человека идеей социальной защиты — важный компонент коммунистической философии права.

Мы говорили, что естественные права человека являются универсальными и неотъемлемыми. То есть свойственны любому человеку и ни при каких обстоятельствах не могут быть отняты. Возьмем какое-либо положение из Пакта о социально-экономических правах, например, «право на оплачиваемый отпуск». Очевидно, что это действенно не для любого человека — например, свободный художник или кустарь-ремесленник сами определяют порядок своего труда. Таким образом, социально-экономические права являются нормами совершенно другого характера и не могут быть в едином кодексе с политическими и гражданскими правами. Поэтому пакты разделены и формулировки в них сильно отличаются. В Пакте о гражданских и политических правах — формулировки, подразумевающие неукоснительное соблюдение. Это четкие директивы, обязательные к исполнению. Во втором пакте — общие рекомендации, к исполнению не обязательные, потому что это слишком зависит от других обстоятельств, прежде всего экономических.

Если социальные права — категория менее универсальная, чем естественные права человека, то еще более специфичны программы социальной помощи. Социальная защита привязана к социально-экономическому статусу человека и подразумевает жесткий государственный контроль над гражданином. Государство должно иметь полную информацию о жизни данного человека и контролировать правильность расхода социальной помощи. В коммунистической доктрине отсюда фактически вытекает принцип — государство дает гражданину определенные права в той мере, в какой он выполняет требования государства. К сожалению, идеал этот живуч (подробнее об этом ниже).

Снова и снова мы вынуждены вспоминать, что все попытки организовать «идеальное государство», которое обеспечивает полный контроль в обмен на полную опеку, неизбежно приводили к системе террора и угнетения. Эксперименты в «малом масштабе» не удавались: фаланстеры, коммуны разного плана распадались, например, из-за того, что колонисты не имели зоны приватности, были все время под наблюдением, а этого человеческая психика, как оказалось, вынести не может. Сегодня в развитых странах сбор информации государственными органами для нужд социальной защиты (это сведения о семье, материальном достатке, здоровье и пр.) находится под жестким контролем общества, граждан — чтобы исключить возможность злоупотреблений. Например, чтобы сведения личного характера не оказались случайно разглашены (т. е. чтобы соблюдалось право на неприкосновенность частной жизни).

Система международной защиты прав человека включает специальные комиссии и комитеты, институт международных наблюдателей, специальных комиссаров (например, по делам беженцев) и, наконец, Международные суды (например Европейский суд по правам человека) и Международные вооруженные силы. Разумеется, и на этом уровне есть проблемы — скажем, решения о вооруженном вмешательстве извне для защиты прав человека принимаются в условиях острого политического противостояния.

Важная страница в истории прав человека в мире — правозащитное движение 60—80-х годов в СССР. Необходимо отметить уникальный вклад отечественных правозащитников в развитие понимания прав человека. А.Д. Сахаров отмечал, что идея прав человека буквально выстрадана нашей трагической историей. Если на Западе права человека — идея скорее рационалистическая (больше внимания аспектам договора, компромисса), то в нашей культуре это идея в большей степени нравственная. У А.И. Солженицына это сформулировано как задача «жить не по лжи». Уважение и соблюдение прав и свобод другого человека — это реализация принципа честности и порядочности: даже если мне не выгодно признавать правоту оппонента, я сделаю это из соображений нравственности. Чрезвычайно важный аспект осмысления прав человека выражен в работе А.Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968). Это мысль о том, что в наше время, в эпоху смертоносного оружия и глобальных проблем, права человека превращаются в единственное средство выживания человечества. Последовательная реализация принципа прав человека делает войны невозможными.

Сейчас происходит — как на уровне взаимодействия человека с человеком, на уровне местных сообществ, так и на уровне взаимодействия народов — выбор между разобщенностью, конфронтацией и враждебностью или сосуществованием, компромиссом и единством. У любого человека есть выбор между неприязнью к чужаку или терпимым отношением. То же самое происходит на уровне стран и народов. Поэтому права человека — основа возможности выбора мирного будущего, устранение возможности самоуничтожения человечества. У Эйнштейна спросили: какое оружие будет в третьей мировой войне? Он ответил: «В третьей — не знаю, а в четвертой — палки и камни». Права человека — возможность выбора выживания, а не самоуничтожения.

Культурные барьеры и права человека

Рассмотрим, что в культуре противостоит правам человека- какие традиции, обычаи, взгляды?

Особенности традиционного, или архаического сознания

Предрассудки, враждебность, ксенофобия оказываются не проявлением индивидуального дурного характера — все эти явления имеют социально-культурную природу. Древние, архаические общества были построены по принципу, что индивид не является автономным ни в физическом, ни в психическом, ни в моральном плане: он лишь клеточка единого социального организма. Действительно, подчинение индивида целому отражало единственно возможный способ существования. Однако история человечества — это история роста автономии. Прогресс, развитие человеческих сообществ происходит только тогда, когда возможно отступление от традиции. Необходимость инноваций как бы требует, чтобы меньше было порядка и дисциплины. Развитие общественного производства означает необходимость большей экономической активности, а значит, и личной свободы и автономии.

Однако традиции и система их охраны нужны для накопления и передачи исторического опыта, для стабильности общества. Таким образом, складываются два полюса, два типа сознания: традиционный и антитрадиционный, инноваторский. С одной стороны, нужна большая доля членов общества, которые являются носителями традиций, стоят на страже традиций. С другой стороны, для нормального развития нужны инноваторы, причем их требуется гораздо меньше. Тип сознания, который отрицает индивидуальную свободу, который считает, что личность должна подчиняться обществу, — не патологичен. Его природная функция — поддержание традиций, «сохранение устоев». Ценностям личной свободы и автономии такие люди предпочитают ценности «порядка», обеспечиваемого «сильной властью». Характерный признак этого типа сознания — потребность в делении людей на «своих» и «чужих». (Или — «правых» и «неправых», при жестокой непримиримости, нетерпимости к «неправым» и полном отрицании их интересов.) Возникает серьезная проблема: идея индивидуальных прав, которая предполагает большую степень независимости, активности, ответственности за себя самого, а также терпимости к другим – соответствует установкам и склонностям не каждого человека. Однако это культурно-психологическая сторона вопроса, ее нельзя смешивать с моральной и правовой.

Как уже упоминалось, реализация прав человека зависит от их существования в неформальной традиции. Права человека как жизненная философия — это прежде всего философия великодушия. Хотя многие думают, что права человека и демократия — это одно и то же, в некотором смысле они противоположны. Демократия — это право большинства, защита интересов большинства. Права человека означают защиту интересов меньшинства, фактически за счет урезания интересов большинства. То есть большинство добровольно отказывается от части своих прав, чтобы права меньшинства не были ущемлены. Если нет серьезного противоречия, этот принцип кажется простым и очевидным. Например, можно снисходительно относиться к публикациям в оппозиционной прессе. Но если речь идет о серьезной вражде и неприязни, то великодушие к врагу — дело очень трудное.

Рассмотрим пример. Многодетная мать, один ребенок болен детским церебральным параличом, получено направление в московскую больницу. В Москве живет ее бывший муж, который согласился побыть с остальными детьми, пока она будет находиться в больнице с больным ребенком. По прибытии в Москву мать попадает на проверку паспортного режима; обнаружив, что у нее нет московской регистрации, начальник отделения милиции требует немедленно выехать из квартиры; у родителей отбирает паспорта. Они прячут детей у знакомых, освобождают квартиру и просят вернуть документы, потому что иначе мать не примут в больницу. Начальник отказывает, требует покинуть Москву. Рассказываешь об этом — люди недоумевают: зачем мешать лечению больного ребенка? Однако, узнав, что семья приезжих — чеченцы, а проверки происходили в период «зачисток» после московских взрывов, начинают понимающе кивать: «Это другое дело». Репортажи об этнических чистках в Москве по стилю напоминают рассказ о ликвидациях последствий техногенной аварии: «столько-то процентов ликвидировано, в течение двух суток планируется завершить работы». О том, что страдают невиновные люди, в этом контексте не задумываются, поскольку «они» — враги — не вполне люди.

Сейчас редко встретишь человека, который, ознакомившись с текстом Всеобщей декларации или других документов по правам человека, выразил бы несогласие с выраженными там принципами. На рациональном уровне сознание современного человека созрело до понимания их необходимости для нормальной жизни. Но в ситуации конфликта интересов начинаются трудности. Шокируют общественное мнение действия правозащитников в такой, например, ситуации. Молодой человек из экстремистской организации взорвал памятник Николаю II. Правозащитники обратили внимание на серьезные нарушения процессуальных норм в ходе судебного процесса и выступили с протестом. Публика негодовала — как можно защищать такого человека, не до правосудия тут. То есть на бытовом уровне принцип равенства перед законом не признается.

Стереотипы

Весьма мешает пониманию сущности прав человека связка-оппозиция «права и обязанности» . Именно так переводят на русский язык выражение «rights and responsibilities», которое встречается в международных документах по правам человека. В то время как надо переводить «права и ответственность». Именно такую оппозицию рассматривают в других странах. В чем разница? Сначала уточним: обязанность означает «я должен кому-то», меня «обязали», т. е. означает внешний контроль над моими действиями. «Я обязан приходить на работу к 9.00. Иначе начальник рассердится и уволит меня».

Ответственность означает внутренний контроль — «я должен самому себе». Например, я ощущаю ответственность за здоровье своих близких (и сограждан), потому должен что-то сделать для прекращения вредных выбросов химкомбината.

Когда противопоставляют права и обязанности, подразумевается, что человек может претендовать на какие-то «права» в той мере, в какой он исполняет обязанности — по отношению к обществу, государству. Эта модель неявно означает, что кто-то оценивает, взвешивает мой вклад и решает, сколько прав я получу. Именно так права гражданина интерпретировались в рамках коммунистической идеологии: заслуги или провинности перед государством означали дозу социальных благ. Отметим в этой модели несколько моментов. Первый: права человека подменяются идеей социальной защиты. Второй: права дает государство. Наконец, в самом общем виде можно заметить, что фактически тем самым отрицается принцип универсальности естественных прав человека. Напомним, моральное право может быть обусловлено некой ролью или ситуацией - например, исполнением профессиональных обязанностей. Но права человека ни к каким условиям или ролям не привязаны.

Повторим: категория естественных прав означает минимум безопасности для человека, без чего невозможна нормальная человеческая жизнь. Можно сказать, что все права сводятся к основным принципам — право на жизнь и личную неприкосновенность и равенство перед законом. Если человек не имеет никакой защиты от произвола, вряд ли это можно компенсировать гарантированным материальным обеспечением. Самый явный вариант такой жизни — заключенный в концлагере. Историки доказали, что система сталинских лагерей рухнула из-за полной экономической неэффективности, несмотря на дешевизну рабского труда. Оказалось, что эта система просто не способна к развитию. То же можно сказать об обществе принуждения в целом. Равенство перед законом — единственно возможный вид равенства, все попытки навязать иные формы равенства (имущественного, социального) также оказались безуспешными.

Сегодня общеизвестно, что никакое «идеальное государство» не в силах обеспечить все многообразие интересов и потребностей разных людей. Социальный организм нормально живет и развивается, только если человек в нем имеет право распоряжаться собой. В частности, заботиться о себе и других людях, следовать своим природным склонностям и т.д. Поскольку человек живет в обществе, его интересы сталкиваются с интересами других, возникают разнообразные противоречия — так что какая-то система урегулирования, управления нужна. Потому существуют системы норм — моральных и правовых. Некоторые задачи решаются посредством системы управления, именуемой государством. Эта система управления — не самоцель, а средство обеспечения жизни людей.

Не государство решает, какие права дать человеку, а гражданин решает, какие права дать государству для обслуживания жизни — своей и других людей.

Легко видеть, что свобода распоряжаться собой не абсолютна: она ограничена свободой других. Жизнь в обществе означает, что я добровольно ограничиваю реализацию своих прав ради сосуществования с такими же, как я. Это возможно, если я осознаю ответственность за соблюдение прав — своих и чужих; если я несу ответственность за последствия реализации своих прав. Например, принцип свободы слова и печати означает отсутствие государственной цензуры. Я как журналист не подотчетен государству. Однако я несу ответственность за то, чтобы никакая публикация не нанесла урон чьим-нибудь правам. Например, нельзя публиковать призывы к дискриминации кого-либо — скажем, призыв не покупать продукты вмагазинах, принадлежащих представителям другой национальности. (Кстати, именно с такого призыва начинался режим национал-социалистов в Германии, и все помнят, чем это кончилось. А сегодня в России можно услышать требование изгнать кавказцев с рынков..). Нельзя публиковать сведения о частной жизни кого-либо. Нельзя называть преступником человека, о котором еще не вынесено решение суда. (Среди тележурналистов развитых стран не принято показывать лица арестованных, подозреваемых, пока нет приговора.) Все это не является обязанностью журналиста; только его гражданская ответственность является залогом справедливости и порядка.

Легко видеть, что свобода слова и печати для авторов, которые хотели бы напечатать агрессивные статьи, урезана. Но иначе нельзя. (Коллизии, связанные с противоречиями между различными правами, — отдельная большая тема. Всегда это становится предметом серьезного общественного анализа, так что каждое общество решает для себя, какое право должно доминировать. Например, американцы считают, что свобода слова требует во многих случаях разрешать расистские выступления; Западная Европа, пережившая ужасы фашизма, предпочитает ограничивать свободу слова и печати всегда, когда есть элементы разжигания межнациональной розни и призывы к насилию.)

Ответственность — дело добровольное. Только сам человек может решить, какой объем ответственности он в состоянии «взвалить» на себя. Дело в том, что пользование правами чаще всего означает некие активные действия. Например, я пользуюсь свободой информации, не задумываясь о том, что в нашей стране выходят газеты, отражающие точку зрения разных политических партий, и я могу сопоставить информацию из разных источников. Однако подразумевается, что я хочу сформировать собственное мнение, я хочу самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. Если это важно для меня, то меня будет тревожить попытка незаконно закрыть одну из газет — пусть даже несимпатичной мне партии. Потому что если такой произвол допустим, моя любимая газета может стать следующей. Я могу не задумываться о принципе неприкосновенности личности, пока меня никто не пытается беспричинно арестовать. Но если я наблюдаю неправомерный арест другого человека, я отдаю себе отчет в том, что я могу оказаться следующим, и начинаю противодействовать произволу. И наоборот, защита моих прав поможет другим.

Годами действовало Постановление Правительства РФ: если утеряно (например, украдено) водительское удостоверение, водитель пересдает экзамен в ГАИ (а это дело хлопотное, долгое, трудоемкое). Наконец автолюбитель из уральского поселка подал иск в суд. Дело дошло до Верховного Суда, который отменил и Постановление Правительства, и должностные инструкции ГАИ как противоречащие закону. Разумеется, любители взяток в ГАИ попытались проигнорировать решение Верховного Суда, и тут выявились разные категории людей: одни находили в себе мужество идти на открытый конфликт и настаивать на выполнении решения суда, другие — ощущая полную зависимость от воли автоинспектора — соглашались на пересдачу, даже зная о незаконности такого требования. Но сильные граждане со временем победили, практика повторных экзаменов кончилась. Можно сказать, что у меня столько прав, сколько ответственности — за себя и других.

Если помнить об этом, снимается и другой вопрос: Что же, мы призываем сограждан «качать права»? Мы поощряем скандалистов, эгоистов, капризных людей? Действительно, есть житейское понятие «качать права», за которым стоит набор стереотипов. Если я прав, значит, он не прав. Если я реализую свои права — это за счет кого-то другого, кто-то будет ущемлен. Или черное — или белое. Ошибка в том, что игнорируется идея компромисса, баланса интересов. Формально любой из нас с идеей компромисса знаком, многие знают принцип «мои права ограничены только правами другого», но это знание не применяется для ответа на злополучный вопрос.

Отдельное замечание насчет «эгоизма». На самом деле тот, кто защищает свои права, помогает другим . В правоведении известна проблема соотношения закона и обычая: закон, противоречащий обычаю, работать не будет. Так же и права человека: они не могут насаждаться «сверху», они существуют только при поддержке «снизу». Под воздействием поступков отдельных граждан меняется общественное мнение, со временем меняются обычаи.

Пример: альтернативная гражданская служба во всех странах, где она есть, явилась продуктом многолетней борьбы, массы судебных процессов. Эта работа начата и в России. Все больше молодых людей обращаются в суд для защиты своего конституционного права на отказ от военной службы по убеждениям. Количество выигранных судебных процессов будет расти, затем силы гражданского общества добьются изменения закона.

Стереотип: противостояние «человек—государство»

Иногда говорят, что философия прав человека означает жизненную позицию «я один против всех». На самом деле права человека «работают» посредством сил гражданского общества: свободные граждане объединяются для защиты своих (и не только своих) интересов. Философия прав человека предполагает желание и способность к кооперации, сотрудничеству, взаимодействию. В норме государству противостоит не индивид, а гражданское общество. Не обязательно в виде оформленных общественных организаций: группе граждан проще «скинуться» и нанять адвоката, ходить в суд по очереди, добиваться административных решений. (А иногда в ходе такой работы выясняется, что можно обойтись своими силами, не прибегая к помощи администрации.)

Проблема неоправданных ожиданий. При первом знакомстве с идеей прав человека порой возникает курьезная манера — не только у детей, но и у взрослых: в ситуации, когда можно сказать «он поступил непорядочно», «ты меня обижаешь», это ущемляет мои интересы» и т.п., говорить о «нарушении» неких «прав вообще». Вплоть до курьезов, когда ребенок говорит маме, заставляющей его есть суп: «ты нарушаешь мои права!» или некий оратор заявляет, что самоубийца нарушает права своих близких. Неразличение прав, непонимание, что значат конкретные права и свободы, создает проблемы не меньшие, чем отрицание прав. В целом надо заметить, что права человека сами по себе не обеспечивают благоденствия, благосостояния и т. п. Они дают лишь необходимую защиту от насилия, произвола, унижения — прежде всего самого сильного из возможных субъектов — государства. Это не достаточное, а необходимое условие для нормальной жизни.

Проблема реализации прав человека

Моральные нормы выражают общественный идеал (добра, справедливости), но их соблюдение связано с многими трудностями. Реальность — всегда только приближение к идеалу, но не достижение его. То же относится и к исполнению принципов прав человека. В этом смысле говорят, что права человека — это не данность, а процесс. Это бесконечный процесс приближения к моральному идеалу, и каждое поколение вносит свой вклад в создание механизмов, обеспечивающих реальную «работу» этих норм — на моральном и на правовом уровне. Для соблюдения прав человека механизмы исполнения правовых норм недостаточны, требуется социальный контроль «снизу», т.е. должен работать механизм моральной нормы, нравственной оценки. Учет прав человека в административной практике любого уровня (от мелкого предприятия до межгосударственных отношений) требует специальных усилий, любая административная система имеет тенденцию к игнорированию прав человека — в той мере, в какой это дозволено общественным мнением и поведением граждан.

В современном мире мы видим разные типы культур — в одних права человека являются в сознании людей основой жизни и потому бдительно охраняются гражданами, в других, наоборот, эта идея людям мало знакома и идеал порядка связан скорее с тиранией, в третьих (например, в нашей) наблюдается конфликт различных взглядов и традиций. Уровень реализации прав человека в каждом типе культур соответствующий. Однако в наше время права человека перестали быть внутренним делом государства. Важная характеристика статуса прав человека — международная система их защиты. Гражданин, исчерпавший возможности защиты своих прав на родине, может обратиться в Международный суд по правам человека. Государство, не соблюдающее права человека, подвергается политическому и экономическому давлению, вплоть до вооруженного вмешательства (процедуры такого контроля установлены международным правом).

Несмотря на защиту прав человека международным сообществом, выражение их в национальном законодательстве большинства стран, пользование своими правами часто требует от человека специальных усилий, на которые не каждый способен. Тем не менее борьба отдельных граждан приводит к совершенствованию юридических механизмов защиты, к изменению административной практики — и общая тенденция налицо: каждое поколение пользуется большей свободой, чем их родители. Права человека частично отражены в действующем законодательстве, частично — нет. То есть принцип охраны прав властью государства реализуется не полностью. Какова в этом случае функция этих норм? Права человека — это вектор, указывающий направление общественного развития.

С одной стороны, это критерий оценки законодательства. В самом начале было сказано, что права человека — это основа формирования правовых систем. Если мы обращаемся к любому правовому документу — региональному, национальному или международному,— мы прежде всего анализируем, насколько он соответствует принципам прав человека. Это правило должно быть четко усвоено. В той мере, в какой закон соответствует правам человека, можно пользоваться законом. При расхождении надо руководствоваться высшим принципом, т.е. правами человека. Если раньше это было сложно, то теперь права человека выражены в Конституции Российской Федерации, которая обладает прямым действием. То есть можно апеллировать не к моральному идеалу, а к Основному закону страны. С другой стороны, формулировки прав человека, признанные в международном масштабе, являются инструментом реализации права. Человек может бороться за конкретное право вопреки ближайшему окружению, если знает, что эти требования признаны в мире.

Спрашивается — что проку знать человеку, что все цивилизованные страны признают свободу передвижения и выбора места жительства, если вот сейчас начальник отделения милиции отказывает ему в регистрации? Однако на практике обнаруживается, что ситуация для человека, который лишь смутно ощущает несправедливость, но не в силах выразить, в чем она заключается, гораздо тяжелее, чем для того, который осведомлен о своей правоте и о том, что данный администратор нарушает такое-то конкретное право, которое нарушать нельзя. Такая осведомленность создает возможность свободного выбора: решаюсь я приложить усилия для защиты своего права или отказываюсь от этого, потому что данное право не стоит тех усилий. Правозащитники свидетельствуют — после того, как человек получает правовую интерпретацию той жизненной коллизии, в которой он оказался, его состояние резко меняется, он получает надежду. Даже если он откажется от реализации своих прав — знание того, что правда на его стороне, поддерживает его.

Поделиться: