Действие закона о культуре в конкретной библиотеке. Законы рф, регулирующие библиотечную деятельность

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О библиотечном деле

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ );
Федеральным законом от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ (Российская газета, N 141, 04.07.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ).
____________________________________________________________________

Настоящий Федеральный закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:

библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;

общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;

библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;

документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования;

пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;

централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации
о библиотечном деле

Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре , настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

(статья утратила силу с 1 января 2005 года -
. -
См. предыдущую редакцию)

Статья 4. Основные виды библиотек

1. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

2. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:

Федеральные библиотеки;

Библиотеки субъектов Российской Федерации; *4.2.4 )

Библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

3) библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений; *4.2.7 )

4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

5) библиотеки общественных объединений;

6) частные библиотеки;

7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Глава II. Права граждан в области библиотечного дела

Статья 5. Право на библиотечное обслуживание

1. Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.

2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:

Созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;

Многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.

3. Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций.

Статья 6. Право на библиотечную деятельность

1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями.

3. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав. *6.3 )

4. Граждане, имеющие в частной собственности собрания документов, которые включают особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, имеют право на поддержу со стороны государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации этих собраний в качестве памятников истории и культуры в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органе местного самоуправления. *6.4 )

Статья 7. Права пользователей библиотек

1. Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.

2. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек, законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации.

3. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.

4. В общедоступных библиотеках граждане имеют право:

1) стать пользователями библиотек по предъявлению документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей;

2) бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

4) бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;

5) получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

6) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.

5. В государственных и муниципальных библиотеках пользователи библиотек имеют право на обслуживание и получение документов на русском языке как государственном языке Российской Федерации, а в республиках Российской Федерации также и на государственном языке данной республики Российской Федерации.

6. Пользователь библиотеки может обжаловать в суд действия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права. *7.6 )

Статья 8. Права особых групп пользователей библиотек *8 )

1. Национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек.

2. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. *8.2 )

3. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ.

4. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами.

Статья 9. Ответственность пользователей библиотек

Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками.

Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 10. Учредитель библиотеки

Учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством. *10 )

Глава III. Обязанности и права библиотек

Статья 11. Статус библиотек

Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. *11.1 )

Статус других библиотек определяется их учредителями.

Статья 12. Обязанности библиотек

1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

2. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

3. Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояния народов Российской Федерации, а также за их включением в автоматизированные базы данных в рамках федеральных программ сохранения и развития культуры.

4. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.

5. Государственные библиотеки по требованию пользователей обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.

Статья 13. Права библиотек

Библиотеки имеют право:

1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;

2) утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками;

3) определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;

4) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;

5) осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;

6) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;

7) образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения;

8) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;

9) осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;

10) самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;

11) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством;

12) совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.

Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек.

Глава IV. Обязанности государства в
области библиотечного дела

Статья 14. Государственная политика в области
библиотечного дела

В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. *14.1 )

Государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим Федеральным законам, и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики.

Правительство Российской Федерации разрабатывает в установленном порядке федеральные программы развития библиотечного дела, а также программы, являющиеся составной частью федеральных государственных программ сохранения и развития культуры в Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти организуют координацию межрегиональных и межведомственных связей по библиотечному обслуживанию, в том числе в целях информатизации общества.

Государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).

Органы государственной власти стимулируют путем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения.

Вопросы развития библиотечного дела учитываются в федеральных государственных программах в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре . *14.7 )

Статья 15. Обязанности государства по развитию
библиотечного дела

1. Федеральные органы государственной власти обеспечивают:

1) регистрацию и контроль за соблюдением особого режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к культурному достоянию народов Российской Федерации;

2) создание и финансирование национальных и других федеральных библиотек, управление этими библиотеками;

3) определение принципов федеральной политики в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ , - см. предыдущую редакцию);

4) создание и финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, осуществляющих подготовку и переподготовку библиотечных кадров, управление этими образовательными учреждениями;

5) содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела, а также их финансирование;

6) установление государственных библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела;

7) организацию государственного статистического учета библиотек.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

1) финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ , - см. предыдущую редакцию);

2) реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.

3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Решения указанных органов, а также действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Глава V. Особые условия сохранения и использования
культурного достояния народов
Российской Федерации в области
библиотечного дела

Статья 16. Библиотечные фонды как культурное достояние
народов Российской Федерации

Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являющиеся культурным достоянием народов Российской Федерации и могут объявляться памятниками истории и культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации. *16.1 )

Библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации. *16.2 )

В случае, если библиотека не обеспечивает необходимые условия для сохранности и доступности фонда, отнесенного к памятникам истории и культуры, этот фонд может быть изъят и передан в состав другой библиотеки решением собственника фонда по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры.

Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в качестве памятников истории и культуры, может производиться собственниками библиотек только с разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры с обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов.

Рукописные материалы, входящие в фонды библиотек, являются составной частью Архивного фонда Российской Федерации. *16.5 )

Статья 17. Библиотеки как часть культурного достояния
народов Российской Федерации *17 )

Библиотеки, отнесенные в установленном порядке к культурному достоянию народов Российской Федерации, включаются в перечень культурного достояния народов Российской Федерации и находятся на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Национальные библиотеки Российской Федерации

1. Национальными библиотеками Российской Федерации являются Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека, которые удовлетворяют универсальные информационные потребности общества, организуют библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всех народов Российской Федерации, развития отечественной и мировой культуры, науки, образования.

Национальные библиотеки Российской Федерации выполняют следующие основные функции: формируют, хранят и предоставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных документов, научно значимых зарубежных документов; организуют и ведут библиографический учет россики; участвуют в библиографическом учете национальной печати, являются научно-исследовательскими учреждениями по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, методическими, научно-информационными и культурными центрами федерального значения; участвуют в разработке и реализации федеральной политики в области библиотечного дела.

Национальные библиотеки Российской Федерации действуют на основе настоящего Федерального закона и положений о них, утверждаемых Правительством Российской Федерации. *18.3 )

Национальные библиотеки Российской Федерации относятся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации и являются исключительно федеральной собственностью. Измененные формы собственности указанных библиотек, их ликвидация либо перепрофилирование не допускаются; целостность и неотчуждаемость их фондов гарантируются. *18.4 )

Здания, сооружения и другое имущество национальных библиотек находятся в их оперативном управлении; занимаемые ими земельные участки предоставляются национальным библиотекам в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 3 июля 2007 года Федеральным законом от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Деятельность национальных библиотек Российской Федерации осуществляется на основе координации и кооперации.

Отдельные функции национальных библиотек Российской Федерации могут делегироваться в установленном порядке другим федеральным библиотекам и организациям.

2. В республиках Российской Федерации, автономных округах, автономной области соответствующими органами государственной власти могут образовываться национальные библиотеки.

Эти национальные библиотеки действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Глава VI. Организация взаимодействия библиотек

Статья 19. Участие государства в обеспечении координации
и кооперации библиотечного обслуживания

Для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования фондов библиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. С этой целью органы государственной власти финансируют деятельность государственных библиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию условий для взаимоиспользования их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз данных, депозитариев).

Статья 20. Центральные библиотеки

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки, функции которой выполняют:

В республике - национальная или республиканская библиотека;

В автономном округе, автономной области - окружная или областная библиотека;

В крае, области - краевая, областная библиотека;

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

Абзац утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию.

Органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ).

Органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ).

2. Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам.

3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других).

4. Функции центральных библиотек могут распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности.

5. Центральные библиотеки могут учреждаться также министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

Статья 21. Взаимодействие библиотек с органами
научно-технической информации и архивами

В целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют с органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим законодательством, федеральными государственными программами, а также договорами, заключенными между этими учреждениями и организациями. *21 )

Глава VII. Экономическое регулирование в области
библиотечного дела

Статья 22. Порядок создания библиотек

1. На территории Российской Федерации создаются и действуют библиотеки различных форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Библиотека считается учрежденной и приобретает права юридического лица со дня ее регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Библиотеки, не обладающие правами юридического лица, в случае придания им статуса юридического лица проходят соответствующую регистрацию в порядке, установленном действующим законодательством. *22.2.1 )

Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

3. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица, а также органы культуры.

Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению. В уставе библиотеки должны быть закреплены ее юридический статус, источники финансирования, основные задачи деятельности библиотеки, условия ее доступности, имущественные отношения между библиотекой и ее учредителем, порядок управления библиотекой.

Имущественные и финансовые отношения между библиотекой и ее учредителем регулируются действующим законодательством и учредительными документами.

Статья 23. Реорганизация и ликвидация библиотек

1. Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению ее собственника или учредителя, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, создает ликвидационную комиссию из представителей учредителя, профессиональных объединений и трудового коллектива библиотеки и публикует в местной печати уведомление о решении не позднее чем за два месяца до намеченного срока ликвидации.

При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения ее библиотечного фонда обладают органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и библиотеки соответствующего профиля.

3. Реорганизация библиотеки в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке, установленном действующим законодательством, как по инициативе учредителя библиотеки, так и по инициативе библиотеки при согласии всех сторон.

4. Запрещаются разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в которых они расположены.

5. Неправомерное решение о ликвидации государственных библиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в судебном порядке.

Статья 24. Имущество библиотеки

1. Библиотека на правах оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . - См. предыдущую редакцию.

3. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . - См. предыдущую редакцию.

Статья 25. Фонды развития библиотек

В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться негосударственные фонды развития библиотек. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, доходы от проведения специальных лотерей, аукционов и других коммерческих мероприятий (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ , - см. предыдущую редакцию).

Средства указанных фондов используются в целях финансирования программ развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемыми их учредителями. Средства фондов развития библиотек могут использоваться в целях стимулирования деятельности любых библиотек независимо от их форм собственности.

Статья 26. Трудовые отношения работников библиотек

Трудовые отношения работников библиотек регулируются законодательством Российской Федерации о труде. *26.1 )

Работники библиотек подлежат периодической аттестации, порядок которой устанавливается Правительством Российской Федерации. *26.2 )

Глава VIII. Заключительные положения

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать недействующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1984 года (Ведомости Верховного Совета, 1984, N 12, ст.173).

До приведения нормативных правовых актов в области библиотечного дела, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом эти нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

2. Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты.

3. Поручить Правительству Российской Федерации:

1) привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты;

2) подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона;

3) принять нормативные правовые акты в области библиотечного дела, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

В Российской Федерации существует несколько законов, регулирующих и контролирующих деятельность библиотек, обеспечивающих создание правовой базы для формирования открытого информационного общества. Актуальной задачей российских библиотечных работников является реализация в полном объеме федеральных законов "О библиотечном деле", "Об информации, информатизации и о защите информации", "Об участии в информационном обмене". Задача библиотечного сообщества – использовать их в полной мере и защищать право каждого человека в России на свободное получение нужной ему информации.

ФЗ «О библиотечном деле». Принят Гос. Думой 23 ноября 1994 г. Федеральный закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в РФ. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

В его состав входят: общие положения (основные понятия и основные виды библиотек), права граждан в области библиотечного дела (права на библиотечную деятельность и обслуживание, права пользователей библиотек, ответственность пользователей, учредитель библиотеки), обязанности и права библиотек (статус, обязанности и права библиотек), обязанности государства в области библиотечного дела, условия сохранения и использования культурного достояния в области библиотечного дела, организация взаимодействия библиотек, экономическое регулирование в области библиотечного дела (порядок создания, реорганизации и ликвидации библиотек, имущество библиотек, фонды развития и трудовые отношения работников библиотек).



ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». Принят Гос. Думой 5 июня 1996 г. Цели настоящего Федерального закона – создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене. Международный обмен конфиденциальной информацией, массовой информацией осуществляется в порядке, устанавливаемом данным законом.

В состав закона входят: цели и термины закона, объекты и субъекты международного информационного обмена (МИО), обязанности государства в сфере МИО, участие муниципальных образований в МИО, правовой режим участия в МИО (право собственности на информационные продукты, ограничения при осуществлении МИО, использование средств и ИС в МИО, доступ к средствам и координация деятельности МИО), контроль и ответственность при осуществлении МИО (сертификация, лицензирование, ответственность за нарушения).

ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Принят Гос. Думой 25 января 2005 г. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

Формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

Создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

Защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Данный закон включает в себя: общие положение (сфера действия закона, термины, обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации), информационные ресурсы (основы правового режима, документирование информации, о информационных ресурсах, о гражданах), пользование информационными ресурсами (доступ, гарантия предоставления информации, обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов), информатизация, ИС и ИТ и средства их обеспечения (сертификация, создание, право собственности), защита информации (цели защиты, защита прав доступа).

Существует также межгосударственный стандарт ГОСТ 7.20 – 2000 «Библиотечная статистика», определяющий формирование статистики и учет объектов библиотек. Настоящий стандарт устанавливает единицы учета документов фондов библиотек и органов научно-технической информации (НТИ) и единицы учета обслуживания пользователей библиотек и органов НТИ. Включает: общие положения, учет отдельных видов изданий и неопубликованных документов (книги, периодические издания, неопубликованные документы, картографических, нотных и др. изданий), учет аудиовизуальных документов (видео, фото, аудио документы), также учет электронных изданий, пользователей библиотек, посещений, обращений, запросов на документы, отказов, мероприятий.

Видоизменяя данные законы для применения на местном уровне, библиотеками создаются правила пользования книгами и изданиями, а также специальные положения, такие как:

  • Положение о краткосрочном абонементе в читальных залах;
  • Положение о платных услугах библиотеки;
  • Положение о системе каталогов и картотек;
  • Положение о сохранности фонда библиотеки;
  • Положение об организации обслуживания пользователей.

Данные положения не должны противоречить основным законам РФ, а, по возможности, дополнять и расширять область их применения.

Введение

Актуальность темы работы состоит в том, что библиотечное дело, относясь к сфере культуры, объектом нормативно-правового регулирования. 23 ноября 1994 г. Государственная Дума России принимает Федеральные законы "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документа". Впервые в стране появляются законодательные акты, гарантирующие своим гражданам право на информацию, образование, культуру посредством общедоступных библиотек. В это время, благодаря инициативе продвинутых социальных групп, происходит широкое осознание ценности народного просвещения, образования для народа, которое начинает восприниматься как необходимое условие дальнейшего развития общества.

Именно в этот рассматриваемый переходный период произошли серьезные изменения в деятельности библиотек, в возможностях удовлетворения потребностей граждан в библиотечном обслуживании. Эти изменения достаточно противоречивы. Часть библиотек превратилась в современные информационные и культурные центры, обеспечивающие своим пользователям не только доступ к своим фондам, но и выход в глобальные информационно-библиотечные сети.

Цель работы - анализ нормативно-правовой базы регулирования библиотечного дела в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы:

  • 1. характеристика содержания Федерального закона "О библиотечном деле", его основных понятий и норм;
  • 2. анализ нормативно-правового регулирования деятельности национальных библиотек в Российской Федерации.

Федеральный закон "О библиотечном деле" - основа нормативно-правовой базы регулирования библиотечной деятельности

Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела (так как социальная и культурная деятельность включена Конституцией РФ в число предметов совместного ведения Федерации и её субъектов).

Принятие Федерального закона "О библиотечном деле" имеет принципиальное общественное значение, совершенно не ограниченное рамками библиотечной сферы. Прежде всего необходимо учесть высокий формально-правовой статус данного акта. В соответствии с принятой иерархической структурой федерального законодательства выделяются следующие его уровни: Конституция РФ, конституционные федеральные законы, федеральные законы, нормативные указы, подзаконные нормативные правовые акты. Статус "федеральный" применительно к Закону означает, что последний принимается Федеральным Собранием страны и является обязательным для исполнения, так как в соответствии с п. 2 ст. 4 Конституции РФ "Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". Это означает, что любые другие акты, принимаемые как на федеральном уровне (указы Президента, постановления Правительства и т. д.), так и на уровне субъектов Федерации (законы субъектов Федерации, указы губернаторов, постановления администрации и т. д.), не могут противоречить Закону "О библиотечном деле". Практически все они должны соответствовать формуле "на основе и во исполнение закона". Необходимо также отметить, что Закон был первым, вышедшим после принятия "Основ законодательства о культуре", из законов, посвященных регулированию одной из подотраслей культуры. Хотя отнесение библиотечного закона по предметному принципу к отраслевому может быть только очень условным, поскольку в нем затрагиваются базовые гражданские права.

В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:

  • · библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;
  • · общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;
  • · библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;
  • · документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования;
  • · пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;
  • · централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование.

Согласно ст. 4 Закона, библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

  • 1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:
    • · федеральные библиотеки;
    • · библиотеки субъектов Российской Федерации;
    • · библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
  • 2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
  • 3) библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;
  • 4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
  • 5) библиотеки общественных объединений;
  • 6) частные библиотеки;
  • 7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Законодательное закрепление права на библиотечное обслуживание как конкретизирующее право на доступность информации и культуры произошло в России позднее, чем в большинстве стран.

Наиболее значимой характеристикой Закона является то, что он закрепляет право каждого на свободный выбор и получение информации, на доступность сосредоточенных в библиотеках культурных ценностей. Можно действительно расценивать это как шаг. Но более точным будет оценка Закона "О библиотечном деле" как основы формирующегося информационного общества. Его создание является результатом длительного процесса подготовки соответствующего правового обеспечения. При этом законодательно обеспеченное право на "свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность" лежит в основе данного процесса. Примечательно структурное соответствие Закона "О библиотечном деле" Конституции России. В обоих документах вторая глава посвящена правам граждан ("права граждан в области библиотечного дела" - "права и свободы человека и гражданина"). Права граждан гарантируются как в сфере библиотечного обслуживания, так и в сфере организации деятельности библиотек. Права граждан на библиотечное обслуживание обеспечиваются ответственностью государства за создание государственных и муниципальных общедоступных библиотек, предоставляющих основные виды библиотечного обслуживания бесплатно. Поскольку вопрос об "основных видах" всегда вызывал дискуссию, в правовом акте дан их конкретный перечень. Гражданин свободен в выборе библиотек, а всякий выбор предполагает многообразие. Поэтому в Законе закреплена поддержка государством создания юридическими и физическими лицами различных библиотек и стимулирования их общедоступности. Важным является то, что помимо государственных (а для них это обязательно) любая библиотека заинтересована в провозглашении статуса общедоступности, поскольку в таком случае ее деятельность может получить дополнительную поддержку со стороны государства (в области финансирования и налоговых льгот). Порядок доступности библиотек негосударственных форм собственности устанавливается самой библиотекой по согласованию с учредителем. Однако граждане имеют право на получение бесплатной информации о наличии в фонде конкретного издания из любой библиотеки.

Новым является закрепление приоритета прав граждан в области библиотечного обслуживания по отношению к правам государства и любых его органов, общественных движений, политических партий, конфессиональных, профессиональных и иных объединений, что не совсем обычно для наших недавних традиций. В основе этой нормы лежит постулат, что основным субъектом деятельности в сфере культуры является человек, творческая личность, а не какие-либо группы или институализированные объединения граждан. Данное положение соответствует и подходу, закрепленному в "Основах законодательства в сфере культуры". Акт чтения является глубоко индивидуализированным процессом, и это обусловливает больший демократизм библиотек по сравнению с другими образованиями в сфере социальной коммуникации.

Право граждан на библиотечное обслуживание органично сочетается с правом на создание любых библиотек. Нарушения прав граждан в соответствии с установленным порядком могут быть обжалованы в суде. Право на создание библиотеки важно именно как демократическое право. Во всех странах мира основа библиотечного обслуживания - это создаваемые государством или непосредственно населением библиотеки, содержащиеся за счет средств общественных фондов (библиотеки, формируемые за счет налогов). Однако многообразные и индивидуализированные интересы граждан (в том числе и не всегда поощряемые обществом, хотя и не противоречащие законам) всегда могут послужить основанием для создания принципиально иной библиотеки. И это право важно иметь.

В Закон включено и право на поддержку со стороны государства частных собирателей, которые имеют коллекции, включающие в себя уникальные либо ценные издания. Высокая культура и традиции библиофильства до сих пор имеют в России широкое распространение. Большинство этих коллекций недоступны публике, выпадают из культурного оборота. Закон предлагает их владельцам регистрацию в качестве памятников письменности и культуры. В такой ситуации возможна организация совместной работы не только по созданию условий сохранения коллекций, но и по ее раскрытию, в удовлетворительных для владельца формах.

Впервые в российской практике столь многокритериально выделены "особые группы пользователей", имеющие право на "особое внимание" библиотек. Это национальные меньшинства, слепые и слабовидящие, лица преклонного возраста, лица, имеющие физические недостатки, а также пользователи детского и юношеского возраста.

Права граждан в области библиотечного дела гарантируются не только обязанностями государства, но и библиотек. Соответственно их главная обязанность - "обеспечить реализацию прав граждан, установленных Законом "О библиотечном деле"". При этом библиотеки свободны в определении содержания своей деятельности. Механизм контроля за деятельностью библиотек предполагает только соблюдение норм устава и учредительного договора, которые согласуются с учредителем на стадии образования (либо перерегистрации) библиотек.

Другой системообразующий фактор, выделенный в Законе,-- это дополнительные обязанности центральных библиотек. Принципиально важно, что центральные библиотеки не только должны иметь наиболее полное универсальное собрание документов на своей территории. Сегодня все более значимым представляется то, что они должны организовывать взаимоиспользование библиотечно-информационных ресурсов. Эти две характеристики центральных библиотек приведены в Законе. Происходящее сегодня в различных регионах формирование библиотечно-информационных сетей свидетельствует об их необходимости и достаточности, ибо наиболее активно они формируются именно там, где центральные библиотеки организуют межбиблиотечное взаимодействие. Одной характеристики - относительная полнота фонда - сегодня недостаточно. Как правило, в большинстве регионов при финансировании библиотек учитываются оба фактора.

Функции центральной библиотеки связаны с ее реальными возможностями и признанием на территории. Поэтому в силу местных особенностей в качестве центральной может определяться не только государственная (например, областная), но и любая другая библиотека, обладающая необходимым потенциалом и желанием. В таком случае по договору с местными органами власти она принимает на себя подобные обязательства, получая взамен дополнительное финансирование. Возможен вариант и распределения функций центральной библиотеки между несколькими библиотеками территории - каждая из них будет получать дополнительное финансирование.

Существующая система библиотек достаточно инерционна, и на практике ситуации распределения функций центральной библиотеки между несколькими библиотеками немногочисленны. Однако при условии провозглашенной Законом поддержки деятельности этих библиотек государством подобное распределение целесообразно. Не всегда областная либо краевая библиотека, имеющая уникальный фонд и не менее уникальные традиции, несущая бремя признания своих заслуг, оказывается мобильной при освоении новых направлений работы. Ситуации везде уникальны - это могут быть университетские, академические библиотеки и т. д. Закон предполагает различные варианты развития взаимодействия.

Таким образом, Закон не фиксирует систему (которой может и не быть), а создает механизм реальной заинтересованности в ее образовании на разных уровнях. Ибо государство берет на себя обязательства по целевому финансированию конкретных видов деятельности (независимо от видов библиотек, которые в ней участвуют), по созданию условий для взаимоиспользования ресурсов библиотек.

Практика подтверждает, что там, где эти нормы работают, взаимоиспользование ресурсов обеспечивается, информация для пользователя доступнее. Специальная статья о центральных библиотеках во многих регионах помогла преодолеть периодически возникающие кризисные финансовые ситуации. В таких случаях возникали предложения ликвидации всех специфических функций, например, областной либо краевой библиотеки с последующей возможной передачей их на городской (муниципальный) бюджет. Если бы это произошло, то негативные последствия не ограничивались бы региональным масштабом. Сейчас центральные библиотеки субъектов Федерации - ключевые звенья формирующейся библиотечно-информационной сети России.

Перечислим некоторые ключевые положения Закона,:

  • · право каждого гражданина на библиотечное обслуживание (ст. 5).
  • · права особых групп пользователей (ст. 8).
  • · поддержка государством развития библиотечного дела путем проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики (ст. 14);
  • · гарантированное финансирование комплектования (ст. 15);
  • · недопустимость действий, ведущих к ухудшению материально-технического обеспечения деятельности библиотек (ст. 15);
  • · создание фондов развития библиотек (ст. 25).

Закон определяет обязанности и права библиотек (ст. 12 и 13).

В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политические многообразие.

Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояния народов Российской Федерации, а также за их включение в автоматизированные базы данных в рамках федеральных программ сохранения и развития культуры.

Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.

Государственные библиотеки по требованию пользователей обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.

Библиотеки имеют право:

  • 1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;
  • 2) утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками;
  • 3) определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;
  • 4) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;
  • 5) осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;
  • 6) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;
  • 7) образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения;
  • 8) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;
  • 9) осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;
  • 10) самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;
  • 11) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством;
  • 12) совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.

Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек.

Библиотечное дело - это отрасль информационной, культур­ но-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формиро­ вание и обработка их фондов, организация библиотечного, ин­ формационного и справочно-библиографического обслужива­ ния пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития биб­ лиотек.

Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает Основы законодательства РФ о культуре, Феде­ ральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»1 , а также другие федеральные законы и иные норматив­ ные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области библио­ течного дела.

Законодательством устанавливаются принципы деятельно­ сти библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобще­ ние к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Зако­ нодательство также регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Библиотека - информационное, культурное, образователь­ ное учреждение, располагающее организованным фондом доку­ ментов и предоставляющее их во временное пользование физи­ ческим и юридическим лицам; библиотека может быть само-

1 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

стоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уров­ ней, органами местного самоуправления, юридическими и фи­ зическими лицами. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей дея­ тельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

Библиотеки, имеющие в своих фондах книжные памятники, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за свое­ временное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников.

В соответствии с порядком учреждения и формами собст­ венности выделяются следующие основные виды библиотек:

1) государственные библиотеки, учрежденные органами го­ сударственной власти, в том числе: федеральные библиотеки, включая библиотеку Президента РФ; библиотеки субъектов РФ; библиотеки министерств и иных федеральных органов ис­ полнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами ме­ стного самоуправления;

3) библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреж­ дений;

4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

5) библиотеки общественных объединений;

6) частные библиотеки;

7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организа­ циями в соответствии с международными договорами Россий­ ской Федерации.

Для более полного удовлетворения потребностей пользова­ телей библиотек в информации, рационального использования фондов библиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. С этой целью органы государственной власти финансируют деятельность государственных библиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию усло­ вий для взаимоиспользования их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз дан­ ных, депозитариев).

В целях обеспечения рационального использования государ­ ственных информационных ресурсов библиотеки взаимодейст­

228 Глава 10. Правовые основы библиотечного дела

вуют с органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, кото­ рые имеют информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим законода­ тельством, федеральными государственными программами, а также договорами, заключенными между этими учреждениями и организациями.

Основным видом библиотеки является общедоступная биб­ лиотека, под которой понимается библиотека, предоставляю­ щая возможность пользования ее фондом и услугами гражда­ нам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии и юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В основе государственной политики в области библиотечного делалежит принцип создания условий для всеобщей доступно­ сти информации и культурных ценностей, собираемых и пре­ доставляемых в пользование библиотеками. Государство высту­ пает гарантом прав библиотек и других субъектов библиотечно­ го дела и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законо­ дательством Российской Федерации. Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведе­ ния соответствующей налоговой, кредитной и ценовой полити­ ки. Государство поддерживает развитие библиотечного обслу­ живания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пен­ сионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местно­ сти, жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Органы государственной власти стимулируют пу­ тем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения.

На территории Российской Федерации создаются и действу­ ют библиотеки различных форм собственности. Библиотека счи­ тается учрежденной и приобретает права юридического лица со дня ее регистрации в порядке, установленном действующим за­ конодательством. Библиотека на правах оперативного управле­ ния владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом. Запрещаются разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая поме­ щения и здания, в которых они расположены. Библиотеки, не обладающие правами юридического лица, в случае придания

им статуса юридического лица проходят соответствующую регистрацию в порядке, установленном действующим законода­ тельством.

Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо

ческое лицо имеет право на создание библиотеки на террито­ рии Российской Федерации в соответствии с ее законодатель­ ством.

Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому

основные задачи деятельности библиотеки, условия ее доступ­ ности, имущественные отношения между библиотекой и ее уч­ редителями, порядок управления библиотекой. Имуществен­ ные и финансовые отношения между библиотекой и ее учреди­ телем регулируются действующим законодательством и учредительными документами.

Библиотека может быть реорганизована или ликвидированапо решению ее собственника или учредителя, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юриди­ ческих лиц, создает ликвидационную комиссию из представи­ телей учредителя, профессиональных объединений и трудового коллектива библиотеки и публикует в местной печати уведом­ ление о решении не позднее чем за два месяца до намеченного срока ликвидации. При ликвидации библиотеки преиму­ щественным правом приобретения ее библиотечного фонда об­ ладают органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и библиотеки соответствующего про­ филя. Неправомерное решение о ликвидации государственных п муниципальных библиотек может быть обжаловано граждана­ ми. общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в судебном порядке.

Реорганизация библиотеки в форме слияния, присоедине­ ния, разделения, выделения, преобразования может происхо­ дить в порядке, установленном действующим законодательст­ вом, как по инициативе учредителя библиотеки, так и по ини­ циативе библиотеки при согласии всех сторон.

сваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки субъекта РФ, функции которой выполняют:

в республике - национальная или республиканская библио­

в крае, области - краевая, областная библиотека;

в автономном округе, автономной области - окружная или областная библиотека.

Функции центральных библиотек могут распределяться меж­ ду несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспе­

чиваются бюджетным финансированием в соответствии с объе­ мом их деятельности.

Органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке ста­ тус центральной районной библиотеки. Органы местного само­ управления городских округов могут присваивать ведущей уни­ версальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки. Центральные биб­ лиотеки могут учреждаться также министерствами и иными фе­ деральными органами исполнительной власти.

Центральная библиотека в пределах обслуживаемой террито­ рии обязана формировать, хранить и предоставлять пользовате­ лям библиотеки наиболее полное универсальное собрание до­ кументов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечно­ го абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, ока­ зывать методическую помощь библиотекам.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­ дарственной власти субъектов РФ и органы местного само­ управления также могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию осо­ бых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и др.).

Полномочиями в области библиотечного дела наделены феде­ ральные органы государственной власти, органы исполнитель­ ной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Федеральные органы государственной власти обеспечивают: 1) контроль за соблюдением особого режима хранения и ис­ пользования национального библиотечного фонда; 2) создание и финансирование национальных и других федеральных биб­ лиотек, управление этими библиотеками; 3) определение принципов федеральной политики в области подготовки и пе­

реподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда; 4) создание и финансирование образовательных учреждений

федерального подчинения, осуществляющих подготовку и пе­ реподготовку библиотечных кадров, управление этими образо­ вательными учреждениями; 5) содействие научным исследова­ ниям и методическому обеспечению в области библиотечного дела, а также их финансирование; 6) установление государст­ венных библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела; 7) организацию государственного статистического учета биб­ лиотек.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы ме­ стного самоуправления обеспечивают финансирование ком­ плектования и сохранности фондов соответственно государст­ венных и муниципальных библиотек, а также реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­ дарственной власти субъектов РФ и органы местного само­ управления не вправе принимать решения и осуществлять дей­ ствия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджет­ ном финансировании, их перевод в помещения, не соответст­ вующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Решения указанных органов, а также действия их должност­ ных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Правительство РФ разрабатывает федеральные программы развития библиотечного дела, а также программы, являющие­ ся составной частью федеральных государственных программ сохранения и развития культуры в Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти организуют ко­ ординацию межрегиональных и межведомственных связей по библиотечному обслуживанию, в том числе информатизации общества.

В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться него­ сударственные фонды развития библиотек. Источником их фор­ мирования являются взносы учредителей этих фондов, поступ­ ления от предприятий, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, доходы от проведения специальных лотерей, аукционов и других коммерческих меро­

приятий. Средства указанных фондов используются в целях фи­ нансирования программ развития библиотечного дела, коорди­ нации и кооперации деятельности библиотек, на финансирова­ ние иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемыми их учредителями. Средства фон­ дов развития библиотек могут использоваться в целях стимули­ рования деятельности любых библиотек независимо от их форм собственности.

Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного об­ служивания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.

Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями. Граждане, имеющие в частной собственности книжные памятники, имеют право на поддерж­ ку государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации данных книжных памятников.

§ 2. Правовой статус библиотек и их пользователей

Правовой статус библиотек включает их обязанности и права. Государственные и муниципальные библиотеки, централизо­ ванные библиотечные системы получаютстатус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном дей­ ствующим законодательством. Статус других библиотек опреде­ ляется их учредителями.

В обязанности библиотек входит обслуживание пользовате­ лей в соответствии со своими уставами, правилами пользова­ ния библиотеками и действующим законодательством. Не до­ пускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библио­ течным фондам, а также использование сведений о пользовате­ лях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и органи­ зации библиотечного обслуживания. Государственные библио­ теки по требованию пользователей обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и ис­ пользованию фондов.

Библиотеки имеют преимущественное право на приобрете­ ние документов, выпускаемых по федеральным государствен­ ным программам книгоиздания, и первоочередное приобрете­ ние документов ликвидируемых библиотек. Они также имеют право: 1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задача­ ми, указанными в их уставах; 2) утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками; 3) опреде­ лять сумму залога при предоставлении книжных памятников, редких и ценных изданий, а также в других случаях, опреде­ ленных правилами пользования библиотеками; 4) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек; 5) осуществлять хозяйственную деятельность в це­ лях расширения перечня предоставляемых пользователям биб­ лиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;

6) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;

7) образовывать в порядке, установленном действующим зако­ нодательством, библиотечные объединения; 8) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и ре­ гиональных программ развития библиотечного дела; 9) осуще­ ствлять в установленном порядке сотрудничество с библиоте­ ками и иными учреждениями и организациями иностранных

государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организа­ ции, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ; 10) самостоятельно определять источники комплектования своих фондов; 11) совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.

Законодательство также определяет правовой статус пользо­ вателей библиотек. Права граждан в области библиотечного об­ служивания приоритетны по отношению к правам в этой об­ ласти государства и любых его структур, общественных объеди­ нений, религиозных и других организаций.

Каждый гражданин независимо от пола, возраста, нацио­ нальности, образования, социального положения, политиче­ ских убеждений, отношения к религии имеет право на библио­ течное обслуживание на территории Российской Федерации. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается созданием государственной и муниципальной сети общедоступ­

ных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания, а также многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.

Все пользователи библиотек имеют право доступа в библио­ теки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. Порядок доступа к фон­ дам библиотек, перечень основных услуг и условия их предос­ тавления библиотеками устанавливаются в соответствии с уста­ вами библиотек, законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспечении сохранности куль­ турного достояния народов Российской Федерации. Пользова­ тель библиотеки имеет право бесплатно получать в любой биб­ лиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах кон­ кретного документа.

В государственных и муниципальных библиотеках пользова­ тели библиотек имеют право на обслуживание и получение до­ кументов на русском языке как государственном языке Россий­ ской Федерации, а в республиках Российской Федерации также

и на государственном языке данной республики.

В общедоступных библиотеках граждане имеют право:

1) стать пользователями библиотек по предъявлении докумен­ тов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в воз­ расте до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их за­ конных представителей; 2) бесплатно получать полную инфор­ мацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов

и другие формы библиотечного информирования; 3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источ­ ников информации; 4) бесплатно получать во временное пользо­ вание любой документ из библиотечных фондов; 5) получать до­ кументы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек; 6) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.

Законодательством установлены особенности библиотечного обслуживания ряда категорий пользователей. Так, националь­ ные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек. Сле­ пые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслужива­ ние и получение документов на специальных носителях инфор­

библиотечный федеральный закон

Надежная правовая база является обязательным условием выполнения библиотеками их информационной, культурной и образовательной функций.

В период правовой реформы библиотечное дело России вступило, обладая обширным массивом правовых нормативных актов, регламентирующих как основные принципы, так и конкретные вопросы деятельности библиотек. Однако библиотекари остро ощущали недостатки библиотечного законодательства: серьезные пробелы, декларативность и неконкретность многих актов; избыточное регулирование, сковывавшее инициативу отдельных библиотек; наконец, устарелость ряда актов.

Сохранение такого положения становилось нетерпимым в условиях коренных преобразований в экономике страны, демократических реформ, расширения международного библиотечного сотрудничества, бурного развития новой информационной технологии, резко расширяющей возможности библиотечно-информационного обслуживания.

В последние годы в рамках общей правовой реформы, проводимой в стране, сделан важный шаг вперед в совершенствовании и обновлении российского библиотечного законодательства, в приближении его к прогрессивным мировым стандартам.

Фундаментом создаваемых актов стал Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятый в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России. Данный закон регулирует культурную деятельность во всех ее формах, включая библиотечное дело.

Он развил и конкретизировал положение о правах и свободах человека в области культуры, в том числе право на приобщение к культурным ценностям через доступ к государственным библиотечным фондам, право на создание общественных объединений в сфере культурной деятельности; закрепил понятие общероссийского библиотечного фонда, порядок сохранения, функционирования и развития которого определяется государством.

Решающее влияние на последующие правовые акты о библиотечном деле оказали статьи Основ об обязанностях государства в области культуры, в частности, о бюджетном финансировании государственных организаций культуры, стимулировании их деятельности посредством льгот, кредитов, помощи в развитии материально-технической базы; о запрете на приватизацию культурных ценностей, хранящихся в фондах.

Федеральный закон Российской Федерации о библиотечном деле (№78 - ФЗ) принят 29 декабря 1994 года. Он является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации, устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

В ходе почти 10-летней работы над законом был учтен обширный отечественный и зарубежный опыт регулирования отношений в библиотечной деятельности.

Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Закон о библиотечном деле дал определение таким понятиям как:

  • * библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;
  • * общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;
  • * библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;
  • * документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения н общественного использования;
  • * пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;
  • * централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование (Ст.1 «Закона»).

Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает основы законодательства Российской Федерации о культуре, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела (Ст.2).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (Ст.3).

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Основное содержание закона можно свести к следующим положениям: обеспечение прав граждан на библиотечное обслуживание и библиотечную деятельность; обеспечение статуса библиотек, который позволяют им самостоятельно реализовать свои функции по обслуживанию читателей на основе финансирования учреждений; обеспечение сохранности совокупного библиотечного фонда России; определение приоритетов государственной библиотечной политики.

Значимость данного закона для России трудно переоценить. То, что на сегодняшний день сфера библиотечного дела оказалась наименее пострадавшей от бурных катаклизмов последних лет, во многом обусловлено фактом его существования. Прежде всего, закон сыграл роль свода принципов действий и отношений государственных органов к библиотекам. Однако в законе отношений всегда выражаются в форме прав и обязанностей. Рассмотрим с этой точки зрения некоторые его ключевые положения.

Глава 4 формулирует «Обязанности государства в области библиотечного дела». Очевидно, что наибольшие сложности вызывают обязательства органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в плане обеспечения «гарантированного финансирования комплектования» (ст.15, п.2,1) и недопущения «действий, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечений действующих библиотек» (ст.15, п.3).

Более благополучно обстоит дело с положениями главы 3 - «Обязанности и права библиотек», Практически все нормы ст.11-13 выполняются при отношениях, которые возникают у библиотек, как с читателями, так и с учреждениями.

Таким образом, возникшая ситуация характеризуется достаточно полной реализацией прав и обязанностей библиотек и относительной невозможностью реализации обязанностей государственных органов. Последствия этого таковы: более полно реализуются права пользователей, перечисленных в ст.7, т.е. читателей, уже пришедших в библиотеку, и менее полно реализуются права других граждан, т.е. в данном случае потенциальных пользователей, на доступность библиотечного обслуживания. Это - следствие равномерного размещения сети библиотек, вне зависимости от территориальных особенностей, недостаточного уровня финансирования и т.д. Следовательно, в плане обеспечения равенства конституционных прав всех граждан на библиотечное обслуживание библиотечный закон работает не в полной мере.

Для исправления положения потенциально возможно использование двух рычагов федерального уровня: во-первых, утверждение федеральных минимальных нормативов размещения сети и финансирования общедоступных библиотек, во-вторых, использование федерального целевого финансирования для «подпитки» неблагополучных регионов. В большинстве стран с федеральным устройством используется второй путь. Обеспечивается это либо многоканальным финансированием деятельности общедоступных библиотек (за счет государственных бюджетов различных уровней), либо специальными грантами, т.е. разовой поддержкой территориальных потребностей. К сожалению, в условиях современных экономических реалий возможности данного пути крайне ограничены.

Мы не затрагиваем вопросы обеспечения развития библиотек в смежном (информатизация, авторское право, печать и т.д.) и в общеотраслевом (хозяйственное право, налоги и т.д.) законодательстве.

В нормативном обеспечении нуждаются положения, сформулированные в главе 5 Закона РФ «О библиотечном деле» - «Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела». Прежде всего, это разработка специального акта (возможно, на уровне постановления правительства) об обеспечении сохранности библиотечных фондов, которые могут быть отнесены к категории культурного достояния.

Статья 16 закона выделяет «фонды, комплектуемые на основе системы обязательного (в том числе местного) экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы», однако механизм их защиты пока не отработан. Подобный акт должен сформулировать права и обязанности государственных органов, библиотек, пользователей в данной сфере.

  • 1) Закон о библиотечном деле содержит недостаточно конкретных норм, касающихся социальной защиты библиотек и их работников, налоговых и тарифных льгот, оплаты труда;
  • 2) в законах не заложен механизм их внедрения, не принимаются подзаконные акты, которые, могли бы обеспечить строгое исполнение законов.

Если говорить о необходимости более детального регулирования организации библиотечного дела, особенно в социальном плане, то федеральные отраслевые законы надо рассматривать обязательно во всей системе российского законодательства.

Напомним: в соответствии с Конституцией РФ на федеральном уровне регулируются только общие вопросы культуры. На этом основании Главное правовое управление при Президенте РФ даже отрицало конституционность библиотечных законов, но авторам проекта удалось доказать, что в них затрагиваются лишь общие вопросы библиотечного дела как органической части культуры.

Таким образом, в силу федеративного устройства страны и строжайшего разграничения полномочий между центром и регионами нельзя ограничиться регулированием отрасли на высшем уровне. Оно должно дополняться целой системой нормативных актов субъектов РФ, в которых могут регламентироваться многие детальные вопросы библиотечного дела.

Поделиться: