Объектами государственного мониторинга земель являются. Государственный мониторинг земель: понятие, объекты, иерархическая структура

Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 67 ЗК РФ

Статья 67 ЗК РФ. Государственный мониторинг земель (действующая редакция)

1. Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Осуществление государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".

4. Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.

5. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

1. Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Осуществление государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".

4. Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.

5. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментарии к ст. 67 ЗК РФ


1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" мониторинг земель является направлением (элементом) экологического мониторинга. Тем не менее регулированию государственного мониторинга земель посвящено Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846, которым утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель.

2. При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

в) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Мониторинг включает следующие действия:

а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

3. Государственный мониторинг земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный мониторинг земель должен осуществляться в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. К сожалению, в настоящее время федеральные программы в области мониторинга земель отсутствуют. В этой связи важная задача по разработке и утверждению региональных и муниципальных программ в области мониторинга земель лежит на органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых Росреестром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

Росреестр, ее территориальные органы и организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Росреестра и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.

Структура, объем и сроки представления указанных данных о состоянии и использовании земель определяются Росреестром. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Росреестром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Порядок предоставления указанных данных определяется Росреестром.

Помимо Земельного кодекса РФ проведение мониторинга земель предусматривается Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", которым мониторинг земель сельскохозяйственного назначения признается составной частью государственного мониторинга земель (ст. 16).

Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" среди основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель названы организация учета и проведение мониторинга мелиорированных земель. В соответствии со ст. 21 указанного Закона государственный мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственного мониторинга земель и представляет собой систему наблюдений за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются изменения состояния мелиорированных земель и дается оценка таких изменений. Объектами государственного мониторинга мелиорированных земель являются все мелиорированные земли в Российской Федерации.

Благосостояние общества на всех стадиях развития зависит от умения людей распоряжаться незаменимым природным ресурсом – землей. В отличие от прочих производственных факторов, она неперемещаема и пространственно ограничена. Земля выступает в качестве основы материальных благ, важнейшего элемента природной среды. Ей свойственны количественная, качественная и территориальная неоднородность, изменчивость характеристик.

Значение ресурса

Общественная роль земли наиболее полно раскрывается в сельскохозяйственной сфере. Здесь производственный процесс имеет непосредственную связь со свойствами этого ресурса. Земля выступает в качестве сельскохозяйственных угодий, отличающихся различным плодородием: эффективным (экономическим) и натуральным. Являясь средством труда, ресурс характеризуется продуктивностью растений и качеством почвы. Выступая как предмет деятельности, он отличается пространственными и технико-технологическими свойствами. От грамотного и рационального использования почвы зависит эффективное функционирование всех народнохозяйственных отраслей, а также благосостояние общества.

Проблемы ресурса

В настоящее время отмечается постоянное увеличение потребности в землях для реализации несельскохозяйственных задач. Лучшие территории практически полностью освоены или распределены между населенными пунктами, промышленными предприятиями, дорогами, трубопроводами, аэродромами, линиями связи. Используются земли и для утилизации бытовых, производственных и сельскохозяйственных отходов.

Эффективное решение

В связи с вышесказанным перед государством стоит важнейшая задача. Аппарат управления должен обеспечивать охрану окружающей среды. Сюда, кроме прочего, относится в целом рациональное природопользование и использование земли в частности. Для этого сформирована комплексная система наблюдения за состоянием ресурсов, оценки и прогноза вероятных изменений под влиянием антропогенных факторов. Задачи государственного мониторинга земель – это регулирование качественного состава окружающей среды, обеспечение продуктивности ресурсов, предотвращение их загрязнения.

Сущность системы

Государственный мониторинг земель и землеустройство предполагают применение особых мер по повышению плодородия почвы, интенсификации пользования, снижению антропогенного влияния на ресурс. Наблюдения позволяют своевременно выявлять изменения, прогнозировать и вырабатывать рекомендации по устранению и предотвращению негативных последствий влияния, обеспечивать деятельность по ведению кадастра.

Цели

Государственный мониторинг земель представляет собой систему, исполняющую функции по информационному обеспечению экологической устойчивости. Перед принятием решений по поводу действий, связанных с ресурсом, необходимо провести анализ большого количества достоверных и периодически обновляемых сведений о его состоянии. Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения выполняется для получения необходимой информации, устранения каких-либо неопределенностей, выявления недостатка данных. В связи с этим выделяют следующие направления программ:


Ключевые моменты

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель включает в себя:

  1. Организацию и проведение наблюдений за качественными и количественными показателями (их комплексом), которые характеризуют состояние ресурса, а также за источниками загрязнения и их воздействием на окружающую среду.
  2. Оценку экологического (фактического) состояния почв.
  3. Контроль качества ресурсов, вод, грунта при неблагоприятной сельскохозяйственной деятельности, спровоцировавшей ухудшение свойств ресурсов, эрозию, быстрое снижение плодородия на больших площадях, а также прогноз дальнейшей ситуации.
  4. Выявление новых источников загрязнения, определение динамики их влияния, анализ вероятного развития процессов, негативно воздействующих на окружающую среду.
  5. Проверку соблюдения правил и норм, установленных стандартов качества ресурсов при их использовании.
  6. Разработку рекомендаций и планирование мероприятий по рациональному землепользованию, понижению уровня загрязненности.
  7. Прогнозирование мер по предотвращению ущерба, оценку предполагаемого состояния.
  8. Своевременное предоставление сведений органам госвласти, местного самоуправления, физическим, юридическим лицам.
  9. Надзор за исполнением мероприятий.

Под выполнением задач следует понимать осуществление определенных действий на пути к достижению поставленных целей. Грамотно составленная программа предполагает только те решения, которые не выходят за рамки вопросов. Государственный мониторинг земель должен быть правильно организован. Только в этом случае можно добиться эффективности от проводимых мероприятий. На практике можно в течение многих лет вести государственный мониторинг земель в том или ином регионе, но не получить желаемых результатов. При этом предварительное исследование ситуации, оценка вероятных последствий, проведение нескольких измерений могут способствовать быстрому выявлению проблемы.

Основные процедуры

Государственный мониторинг земель является систематическим комплексным наблюдением за состоянием окружающей среды, почвы в частности. Ранее многочисленные исследования и съемки, которые выполнялись ведомствами и министерствами для анализа фонда, осуществлялись разобщенно. В качестве основы выступали нормативно-технические документы. Однако главным источником получения сведений при проведении оценки считаются данные, которые специалисты получают при непосредственном наблюдении за окружающей средой. Потребность в получении дополнительной, новой или более конкретной информации появляется на всех стадиях анализа природного состояния. В связи с такой исключительной ролью наблюдений в некоторых случаях сам этот процесс именуют мониторингом.

Статус программы

Государственный мониторинг земель выполняет связующую и базовую роль среди прочих аналогичных программ, что и определяет его статус. Такой подход позволяет обеспечить получение комплексных сведений о состоянии ресурсов и значительно сократить расходы на устранение вероятных негативных процессов. Объектами государственного мониторинга земель являются все территории страны, вне зависимости от формы собственности на участках. Реализация программы в обязательном порядке осуществляется в соответствии с уровнем административно-территориального деления. Государственный мониторинг земель проводится для всех категорий участков, вне зависимости от характера и режима их использования. Он выступает как составная часть единой информационной системы страны, содержащей данные о состоянии природных ресурсов и окружающей среды.

Классификация

Существуют определенные виды государственного мониторинга земель. Одним из основных, как выше было сказано, является наблюдение. Среди прочих стоит отметить разного рода лабораторные анализы химического состава почв, сравнение данных и построение графиков по динамике изменений, съемку, обследования, изыскания и т.д.

Все мероприятия, которые проводятся в рамках мониторинга, характеризуют следующие изменения:

1. Площадей и границ; участков, полей, угодий; административно-территориальных образований и прочего.

2. Состояния почв. В данную категорию входят:

  • развитие ветровой и водной эрозии;
  • деградация почвы на пастбищах;
  • опустынивание;
  • переувлажнение, заболачивание;
  • закустаривание, зарастание пашни;
  • засоление;
  • разрушение агрегатов почвы;
  • формирование пылеватой бесструктурной дефляционно опасной поверхности;
  • загрязнение пестицидами, химическими рассеянными элементами, тяжелыми металлами;
  • изменение гумусового запаса и прочие.

3. Состояния рельефа, геологической среды, гидрографической сети, водного баланса, гидробиологического и химического составов, береговых морских, озерных линий. Сюда в том числе относят изменения, спровоцированные:

  • подвижными песками;
  • русловыми процессами;
  • землетрясениями;
  • селевыми потоками;
  • отработанными и действующими карьерами;
  • терриконами;
  • проседанием поверхности;
  • нарушением земли;
  • разрабатываемыми торфяниками и т.д.

4. Состояния растительности (многолетних насаждений, лесов, пастбищ, посевов и прочего) по фенологическим признакам (стадиям развития, фазам, срокам наступления), биомассе, фитопатологическим очагам, площадей, входящих и не входящих в Гослесфонд, покрытых (вырубки, гари) и не покрытых лесом (резервы угодий).

5. Состояния земель, которые подвержены негативному влиянию промышленных объектов. К ним в том числе относят:

  • населенные пункты;
  • очистные сооружения и сельскохозяйственные предприятия;
  • мелиоративные системы;
  • транспорт;
  • площадки для компостирования удобрений, навозохранилища, склады ТСМ, сыпучих удобрений, свалки, скотомогильники, места захоронения физиологически- и радиоактивных отходов, стоянки автотранспорта.

Указанные изменения могут быть выражены в относительных либо абсолютных интегральных показателях за конкретный период. К примеру, это может быть потеря гумуса на один гектар, процентное соотношение, интенсивность и степень деградации покрова почвы и прочие параметры.

Доступ к ресурсам

Его регламентирует ст. 12 ФЗ №24 (от 20 фев. 1995-го года). Согласно положениям, всем гражданам, органам государственного, территориального управления, общественным объединениям и организациям даны равные права на доступ к информационным ресурсам. Они используются при ведении кадастра, регистрации прав собственности, выполнении землеустройства, планировании эффективного пользования землями, проведении землеустройства, принятии решений, связанных с организацией сельскохозяйственных работ, определении штрафов за нарушения действующих правовых норм, биологическое заражение и загрязнение почвы и прочем.

Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 491 "О мониторинге земель" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 4, ст.183).

Положение
об осуществлении государственного мониторинга земель
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга земель в Российской Федерации (далее именуется - мониторинг), являющегося частью государственного мониторинга окружающей среды.

2. При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

в) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

3. В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

4. Мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

5. Мониторинг осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Регулирование деятельности в сфере ведения мониторинга осуществляет Федеральная служба земельного кадастра России.

6. Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

7. Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

8. Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более);

в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

9. Федеральная служба земельного кадастра России, ее территориальные органы и организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

10. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

11. Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Федеральной службы земельного кадастра России и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.

Структура, объем и сроки представления указанных данных о состоянии и использовании земель определяются Федеральной службой земельного кадастра России.

12. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию c заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации.

13. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Порядок предоставления указанных данных определяется Федеральной службой земельного кадастра России.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Государственный мониторинг земель



ЗК РФ, Ст 67. Государственный мониторинг земель.

Государственный мониторинг земель - часть гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды), система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.

Объект государственного мониторинга земель - все земли в РФ.

Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в гос. фонде данных гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды). Информация о результатах гос. мониторинга земель общедоступна.

Задачи государственного мониторинга земель:

  • - своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
  • - обеспечение органов гос. власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений , включая реализацию полномочий по гос. земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
  • - обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии ОС в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю ;
  • - обеспечение юр. лиц, ИП, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель с/х назначения) в соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе гос регистрации, кадастра и картографии».

Осуществление мониторинга в отношении земель с/х назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется ФЗ от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О гос. регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения".

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Порядок осуществления мониторинга установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления гос мониторинга земель, за исключением земель с/х назначения».

Каждый объект мониторинга описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Виды государственного мониторинга земель в зависимости от целей наблюдений

1. Мониторинг использования земель. Наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Показатели мониторинга использования земель:

  • - общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если гос. мониторинг земель проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
  • - площадь земель или участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • - площадь земель или участков, в отношении которых выявлено неиспользование;
  • - площадь земель или участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;
  • - площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • - площадь застроенных земель в разрезе категорий;
  • - общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;
  • - иные показатели, определенные в соответствии с законодательством.

2. Мониторинг состояния земель. Наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Количественные показатели мониторинга состояния земель:

  • - общая площадь земель (участков) соответствующей категории;
  • - общая площадь участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если мониторинг проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
  • - общая площадь участков общего пользования, внесенных в гос кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);
  • - общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения;
  • - количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах;
  • - общая площадь учтенных в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;
  • - количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в гос. кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах.

Качественные показатели (с указанием степени развития негативного процесса):

  • - площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень);
  • - площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная);
  • - площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная);
  • - площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная);
  • - площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная);
  • - площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная);
  • - площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная);
  • - площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная);
  • - площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
  • - площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
  • - площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

Оценка состояния земель

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

При осуществлении мониторинга необходимые сведения получаются с использованием:

  • - дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
  • - сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
  • - наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
  • - сведений, содержащихся в гос. кадастре недвижимости;
  • - землеустроительной документации;
  • - материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
  • - сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов гос. власти и органов местного самоуправления;
  • - данных, представленных органами гос. власти и органами местного самоуправления;
  • - результатов обновления картографической основы;
  • - данных гос. лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке гос. (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.

Поделиться: