Когда нужна экспертиза промышленной безопасности. В каких случаях требуется экспертиза промышленной безопасности? Общие вопросы экспертизы промышленной безопасности

ЭПБ, экспертиза промышленной безопасности - это исследование объекта на соответствие требованиям и нормам эксплуатации, закрепленным в федеральных нормативах, законах РФ по промбезопасности.

Существуют такие основные виды экспертиз промышленной безопасности:

Экспертиза промбезопасности зданий и сооружений;
. промбезопасности технических устройств;
. промбезопасности проектной документации;
. обоснования безопасности опасных производственных объектов;
. экспертиза декларации промышленной безопасности и пр.

Какие предприятия и когда должны проводить экспертизу

Экспертизу промбезопасности проходят все предприятия, относящиеся к опасным производствам I-IV класса опасности (от чрезвычайно высокой до низкой) и предназначенные для проведения технологических процессов, складирования (хранения) сырья и продукции, перемещения людей, грузов, пр.

Класс опасности присваивается объекту при его госрегистрации. Данное положение закреплено в Федеральном законе N116 (21.07.97) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными нормативами промбезопасности. Они распространяются на все объекты (здания, сооружения), вошедшие в состав опасного производственного объекта.

Нормативные документы детально описывают, когда необходимо проводить экспертизу промбезопасности объектов (зданий и сооружений на опасном производственном объекте). Она проводится:

По истечению сроков эксплуатации;
. при отсутствии проектной документации (или при наличии документации без указания сроков эксплуатации);
. при авариях на объекте, повлекших изменения в несущих конструкциях;
. при обнаружении деформаций зданий (сооружений), превышающих норматив, и пр.

Экспертиза технических устройств проводится:

До применения на опасном промобъекте;
. при превышении нагрузки, по истечению срока службы технического устройства (указанных производителем);
. при отсутствии техдокументации о сроке службы;
. при изменении конструкции, после восстановительного ремонта технических устройств и пр.

Особое внимание уделяется таким моментам, как авария, техническое производственное перевооружение объекта, выявление разного рода изъянов оборудования и конструкций, превышение сроков эксплуатации, установленных нормативом, и др.
Для проведения экспертизы привлекаются только лицензированные Ростехнадзором организации, не являющиеся аффилиатом/структурным подразделением компании, эксплуатирующей опасный объект. Правила проведения экспертизы утверждены приказом Ростехнадзора в 2013 году и административным регламентом в 2014 году.
В зоне повышенного внимания Ростехнадзора всегда находятся такие предприятия:

Пожаро- и взрывоопасные объекты;
. предприятия химической отрасли;
. предприятия газовой и нефтяной промышленности;
. газораспределительные системы/объекты, газопотреблящие объекты;
. металлургические и коксохимические предприятия;
. горнорудные комбинаты, угольные шахты;
. компании, допущенные к транспортировке опасных веществ;
. производства, оборудование которых работает под избыточным давлением;
. подъемно-транспортные сооружения;
. предприятия по хранению/переработке растительного сырья и другие.

Этапы проведения экспертизы промышленной безопасности

1 этап — подготовка к ЭПБ.
Подписывается приказ о проведении ЭПБ, формируется экспертная комиссия. Эксперты запрашивают необходимую им техдокументацию об исследуемом объекте (проектно-конструкторскую, эксплуатационно-ремонтную), производственные сертификаты и регламенты, другую информацию. Только на основании документов можно осуществлять ЭПБ.

2 этап — проведение ЭПБ.
Эксперты определяют достоверность, исчерпывающий объем полученной информации, ее соответствие нормативам промбезопасности. Объекты и оборудование осматриваются на месте, эксперты наблюдают за технологическим процессом, проводят разные виды неразрушающего контроля. Экспертные испытания могут проводиться по согласованным с заказчиком методикам. Также в ходе ЭПБ выявляется компетентность персонала и руководителя объекта, пригодность оборудования и помещения для работы, соответствующая маркировка, наличие и исполнение инструкций, предписаний, нормативно-технических документов, правильность и своевременность подготовки и предоставления отчетных документов и пр.

3 этап — подготовка и написание заключения ЭПБ.
Эксперты разрабатывают проект заключения, делают свои выводы об объекте (здании, сооружении, техническом устройстве) — соответствует он или не соответствует требованиям безопасной эксплуатации, определяют сроки дальнейшей эксплуатации. Проект заключения в двухнедельный срок предоставляется заказчику, его предложения и замечания могут быть рассмотрены экспертной комиссией. В окончательный вариант документа при необходимости вносятся изменения и дополнения. На бланке заключения пишется полное наименование организации, основания и цели проведения ЭПБ, данные об экспертной комиссии, номер соответствующей лицензии на проведение ЭПБ. Результаты ЭПБ излагаются в виде обоснованных выводов. В качестве дополнения могут быть приложены акты испытаний, использованные методические документы.

4 этап — передача результатов ЭПБ в соответствующий орган Ростехнадзора.
Эксперты пишут заявление о внесении данных в реестр, готовят электронную копию ЭПБ на компакт-диске, которые затем вместе с положительным заключением передаются в орган Ростехнадзора по месту работы предприятия/организации. Таким образом, в течение трех месяцев от момента начала ЭПБ в местный орган поступает готовое заключение по объекту. Заключение регистрируется, ему присваивается номер. Только после этого ЭПБ считается завершенной, а эксплуатация объекта может быть возобновлена.

Решение экспертной комиссии обязательно к исполнению!

Заказчик экспертизы получает решение комиссии и принимает его к обязательному исполнению. Существует три варианта решений о соответствии/не соответствии зданий, сооружений, техустройств требованиям промышленной безопасности.
. Объект соответствует требованиям. Это значит, что в данный момент объект может безопасно эксплуатироваться, он полностью соответствует требованиям промышленной безопасности, претензий к правилам его безопасной эксплуатации нет.
. Объект соответствует требованиям не в полной мере. Это значит, что данному объекту требуется выполнить определенные условия, исключить недостатки, устранить нарушения правил эксплуатации, выявленные экспертами, только после этого он может быть признан безопасным и пригодным для дальнейшей эксплуатации.
. Объект не соответствует требованиям. Такое заключение выносится в том случае, если экспертами выявляются самые серьезные нарушения в ходе эксплуатации, недостатки, устранение которых невозможно, и дальнейшая эксплуатация объекта крайне опасна.

Заключение экспертов всегда содержит оценку технических и проектных решений, благодаря которым обеспечивается промышленная безопасность и антиаварийная устойчивость исследуемого объекта.

Информация подготовлена в ознакомительных целях, не является нормативным документом.

Как провести экспертизу промышленной безопасности технических устройств? Какие правила проведения экспертизы опасных производственных объектов? Для чего нужна экспертиза проектной документации?

Приветствую вас, дорогие читатели онлайн-журнала «ХитёрБобёр»! Сегодня я, Алла Просюкова, расскажу вам об экспертизе промышленной безопасности.

1. Что такое экспертиза промышленной безопасности и когда она может понадобиться?

Независимая экспертиза востребована в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в области промышленной безопасности.

(ЭПБ) - это подтверждение соответствия объекта экспертизы действующим нормативам промбезопасности.

ЭПБ проводится в отношении всех предприятий, в составе которых имеются производственные объекты и устройства любого класса опасности.

Экспертиза такого рода направлена на защиту интересов людей и всего общества в целом от происшествий на объектах, классифицируемых, как опасные, а также их последствий.

К объектам экспертизы относятся: здания, сооружения, оборудование, технические устройства, используемые на опасных предприятиях.

Основные случаи, когда может потребоваться ЭПБ:

  • отсутствуют документы на техустройство:
  • в техпаспорте не указан срок службы объекта;
  • на техническое устройство воздействовали внешние силовые нагрузки, неучтенные расчетными параметрами;
  • проводятся ремонтные работы, изменяющие конструкцию объекта или заменяющие материалы его несущих конструкций:
  • объект подвергается реконструкции или модернизации;
  • вносятся изменения/дополнения в проектные документы;
  • ведется новое строительство;
  • по требованию надзорных органов.

В зависимости от типа опасного объекта определяется направление работ и их необходимый объем в рамках ЭПБ.

  • проверка проектной документации опасного объекта;
  • проверка технических устройств (их наличие и соответствие нормам промбезопасности);
  • комплексная проверка опасного промышленного объекта.

Продолжительность ЭПБ зависит от ее сложности: для простых объектов – до 30 дней; объектов средней сложности – до 60 дней; сложных объектов – до 90 дней.

В процессе экспертизы или при подготовке к ней часто возникают вопросы, требующие квалифицированной юридической помощи. Не тратьте время на поиски профессионального сервиса, сразу обращайтесь к юристам онлайн-сервиса Правовед.ru.

Получить юридическую помощь на сайте предельно просто: достаточно заполнить форму на главной странице. На этом сервисе вы сможете получить гарантированно качественную юридическую консультацию. При этом большая часть консультаций абсолютна бесплатна. Качественно, быстро, недорого - основные преимущества юридического ресурса .

4. Профессиональная помощь в проведении экспертизы промышленной безопасности - обзор ТОП-3 экспертных компаний

Чтобы сориентировать вас на рынке экспертных услуг в сфере промышленной безопасности, мы представляем 3 экспертных компании, способных оказать профессиональную помощь в этом вопросе.

Начиная с 2006, компания «Протос Экспертиза» успешно ведет деятельность в области ЭПБ и юридического консультирования.

Модель бизнеса компании опирается на «три кита»: консалтинг, страхование, экспертиза промышленной безопасности. Такой подход комплексно решает проблемы клиентов «Протос Экспертиза».

За все время своей деятельности клиентами компании стали 588 предприятий и организаций со всех регионов России. Среди клиентов много известных компаний, таких как: VOLVO, ГАЗ, Восток-Сервис, SIAL и др.

Преимущества компании «Протос Экспертиза»:

  • полное юридическое сопровождение клиента;
  • сжатые сроки получения разрешительной документации;
  • услуги предоставляются на всей территория РФ;
  • только довольные клиенты.

Компания ведет свою деятельность с 2009г. Своим клиентам «Единый стандарт» предлагает различные услуги не только в сфере сертификации, но и в области охраны труда и промышленной безопасности.

Отличительные особенности компании:

  • собственная система менеджмента качества;
  • продвинутые IT-решения;
  • передовые управленческие технологии;
  • наличие доступа в Международную директорию ISO;
  • высокопрофессиональные сотрудники.

Компания «РПС» основана в 2001. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность - это сфера профессиональных интересов ООО «РПС». Организация предлагает своим клиентам максимально точные и подлинные результаты, прозрачное договорное сотрудничество и экономически обоснованное ценообразование.

Благодаря этому ООО «РПС» пользуется заслуженным уважением и доверием таких крупных клиентов, как Роснефть, ОАО «МОЭК», ОАО «Атомэнергомаш», Major Express и др.

Основные направления деятельности компании представлены в таблице

Направление деятельности Компетенции
1 Пожаробезопасность Разработка документов по пожаробезопасности, сотрудничество с надзорными органами
2 Центр диагностики Диагностика и обследование производственных объектов
3 Промышленная безопасность Взаимодействие с Ростехнадзором, подготовка документов по промбезопасности
4 Центр сертификации Сертификация оборудования и производства
5 Учебный центр Обучение персонала заказчиков правилам ПБ, подготовка экспертов в области промбезопасности

Оценка знаний экспертов по ПБ

6 Кадровый центр Подбор инженерного персонала по клиентским заявкам

5. Почему следует задуматься о проведении качественной экспертизы промышленной безопасности - 3 главные причины

Многие руководители российских компаний полагаются на русский авось и оттягивают проведение ЭПБ.

Причина 1. Отсутствие достойной экспертизы - риск для здоровья и жизни сотрудников

Прежде чем «благополучно забыть» о правилах промбезопасности на своем предприятии, руководителям нужно задуматься о том, какие риски для здоровья и жизни людей это может повлечь.

Общий порядок выполнения работ в рамках экспертизы промышленной безопасности установлен ст. 13 федерального закона 116-ФЗ . Она определяет, что такая экспертиза осуществляется в отношении опасных производственных объектов. Общий перечень предприятий, которые принадлежат к этой категории, приведен в приложении № 1 к указанному нормативному документу. При этом в зависимости от задач и планов по стратегическому развитию компании на настоящий момент проведение экспертизы может потребоваться для:

  • проектной документации, необходимой для перевода производственных мощностей на новый этап жизненного цикла - например, осуществление техперевооружения;
  • иной документации, предусмотренной положениями 116-ФЗ в качестве обязательной, - например, декларации промышленной безопасности;
  • сооружений, конструкций и зданий, задействованных в реализации технологического процесса на предприятии;
  • оборудования и техники, участвующей в производственном процессе.

Основная цель экспертизы промышленной безопасности

Чтобы понять, какова цель проведения экспертизы промышленной безопасности, следует обратиться к положениям приказа Ростехнадзора № 538. 116-ФЗ указывает, что этот нормативный документ применяется в целях установления порядка и требований к процессу проведения экспертизы промбезопасности. В п. 13 данного приказа уточняется, что основной целью экспертизы промышленной безопасности является проверка соблюдения требований действующего законодательства. В сфере промбезопасности эти требования конкретизируются в следующих сферах:

  • выполнение нормативов обеспечения безопасности производственного процесса;
  • своевременное проведение обучения персонала в области промбезопасности;
  • регулярный контроль работы производственных мощностей;
  • выполнение плановых ремонтов и профилактики;
  • наличие планов действий в случае возникновения аварийной ситуации;
  • другие требования, установленные действующим законодательством.

Конкретный перечень условий, применяемых для данной ситуации, определяется характером объекта, в отношении которого проводится экспертиза.

Принципы экспертизы промбезопасности

В том же п.13 приказа № 538 приводится исчерпывающий перечень принципов, на применении которых основывается осуществление процедуры экспертизы. В этот список входят:

  • независимый характер экспертизы;
  • полнота обследования;
  • объективность анализа;
  • использование надежных и релевантных средств и методов измерений;
  • применение современной техники для выполнения экспертиз.

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.

10. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Вопрос от 06.04.2017: Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается. Таким образом, экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности должна быть проведена до утверждения проектной документации опасного производственного объекта.

В то же время, согласно п. 4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 июня 2014 года N 260), Заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов.

В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, допускается ли быть Заявителем при регистрации заключения ЭПБ обоснования безопасности ОПО проектной организации или организации - заказчику проекта.

Ответ Ростехнадзора

Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках своей компетенции рассмотрело Ваше обращение от 06.04.2017 (вх. от 07.04.2017 г. № 0-6695) и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116) на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возложена, в том числе обязанность по обеспечению проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Согласно пункту 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы.

Государственная услуга по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности предоставляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утверждённым приказом Ростехнадзора от 23.06.2014 г. № 260 (далее - Административный регламент).

Пунктом 4 Административного регламента установлено, что заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасного производственного объекта на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Исходя из смысла положений статьи 9 Закона № 116 и пункта 4 Административного регламента, следует, что заказчиком (эксплуатантом) может являться не только лицо уже эксплуатирующее опасный производственный объект, но и планирующее осуществлять такую деятельность в дальнейшем после ввода такого объекта в эксплуатацию в установленном порядке.

Таким образом, организации, не отвечающие вышеуказанным требованиям, не могут выступать заказчиками экспертизы промышленной безопасности и заявителями в рамках предоставления государственной услуги по внесению заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр.

Поделиться: