Характерные признаки социального государства. Что означает понятие "социальное государство"? Сущность социального государства

Функции социального государства - это главные направ­ления деятельности, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределения богатства, регулирования трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социального государства появляются в ходе эволюционного развития государства. Их появление связано со сменой доминирования отношений го­сударство-общество на отношения государство-личность. Причем социальные функции появляются у государства толь­ко на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре произво­дительных сил, с появлением нового эволюционного типа индустриального государства, что происходит не ранее пер­вой трети XIX в.

Возникновение и развитие социальных функций государ­ства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит количественный рост социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с дру­гой, - включение социальных функций в сложные функцио­нальные системы наравне с правовыми, политическими и эко­номическими функциями. Только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребнос­тей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков, к которым относятся:

а) правовая основа социальной политики;

б) наличие системы социального страхования;

в) существование бюджетных социальных выплат;

г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

д) доступность социальной поддержки всем без исключе­ния нуждающимся членам общества;

е) принятие государством на себя ответственности за уро­вень благосостояния граждан;

ж) существование институтов гражданского общества.

Социальное государство призвано: создать и поддержи­вать законодательные и правовые предпосылки для эффек­тивной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества; обеспечивать соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его вознаграждением. В соответствии с этим набором признаков социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует следую­щие социальные функции:

Обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

Обеспечение социального страхования для всех членов общества;

Обеспечение доступности образования, здравоохране­ния и духовно-культурного развития;



Социальную защиту нуждающихся категорий;

Сглаживание социального неравенства в обществе, со­здание достойных условий существования посредством пере­распределения благ;

Предоставление социальных услуг.

Каждая из данных функций обязательна для со­циального государства, но может быть выражена с различ­ной степенью интенсивности. Становление этих функций происходит не одновре­менно. Функции социального государства имеют опре­деленную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня лич­ного потребления, одновременно с социальными задачами, решают эко­номические задачи - мотивация повышения производитель­ности труда, увеличение потребительского спроса, предот­вращение социальных конфликтов и учет изменения роли че­ловека на производстве.

Современная Концепция социального государства выд­вигает на передний план взаимоотношения государства и лич­ности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А. Смит, Дж. Милль, Б. Констан, Дж. Локк исходили из оценки свобо­ды как высшей ценности, которую государство обязано га­рантировать каждому индивидууму. Они главными принципами социального государства в социально-экономической сфе­ре провозглашали экономическую свободу, автономию лич­ности в экономической сфере, не признавая при этом за го­сударством социальных функций.

Ж. Ж. Руссо отношения между государством и личнос­тью дополнял обязанностью государства содействовать обес­печению социально-экономических прав или, иными слова­ми, прав человека второго поколения.

Та или иная форма и мера воздействия государства на экономическую жизнь необходимы всегда, потому что без его активного содействия невозможно осуществление так назы­ваемых прав "второго поколения" (право на труд, на спра­ведливую заработную плату, охрану труда, право на отдых, на социальное обеспечение и т. д.). Принципиальным остается вопрос о соблюдении баланса между свободной экономикой и поиском способов и путей устранения несправедливости, по­рождаемой рыночными отношениями. Как определить преде­лы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не стало тормозом ее развития, с одной стороны, и обеспечило социальную защиту граждан - с другой? От этих пределов, как отмечал лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек, зависит, "определяется ли решением правительства ВСЕ, что ВСЕГДА получает КАЖДЫЙ человек, или только НЕ­КОТОРЫЕ вещи, которые ИНОГДА получают НЕКОТОРЫЕ люди на НЕКОТОРЫХ условиях...". В этой блестящей, фор­муле ясно выражено различие между "социалистическим" пониманием социального государства и его подлинной сущ­ностью или, как пишет сам Ф. Хайек, между тоталитарной и свободной экономикой.

Полная и всеобщая гармонизация принципов сво­боды и равенства при реализации социально-экономической функции социального государства едва ли возможна. Однако только их сосуществование и может быть фундаментальной основой становления и развития социального государства. Отмеченная функция социального государства заключается и в устранении резкого различия в имущественном положе­нии, повышении социального статуса индивида. Эта задача решается в современных государствах, с рыночной экономи­кой, путем воздействия на экономические процессы через бюджет, гибкую систему налогообложения, социальные про­граммы. Социально ориентированному государству приходится постоянно заботиться о поддержании баланса между рыноч­ной свободой и своим воздействием на экономику, ибо реали­зация крупных социальных программ связана с повышенным налогообложением, а это со временем становится тормозом для развития производства.

Сегодня возрастает как социальная, так и экономическая функция социального государства. Государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями.

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.

Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ. Франция и др.

Среди признаков социального государства отметим следующие.

1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п.

К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год.

2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п.

Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так. оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.

3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц.

Сегодня очень актуальным является вопрос о том, что означает понятие "социальное государство". Мы живем в то время, когда реализация его принципов становится не только возможной, но и необходимой. Так что такое социальное государство? Давайте разберемся.

Само понятие "социальное государство" представляет собой принцип (характеристику), который относится к конституционно-правовому статусу. Он предполагает то, что конституция гарантирует социальные и экономические права и свободы человека, а также соответствующие обязанности, которые оно на себя берет. Социальное государство - это государство, которое должно служить обществу, стремиться к тому, чтобы социальные различия были сведены к минимуму или полностью исключены.

Является ли Россия социальным государством?

Конституция РФ дает положительный ответ на этот вопрос. В ней говорится о том, что наша страна является социальным государством. А означает, что политика страны направлена на создание таких условий, при которых свободное развитие человека и достойная жизнь каждого были бы обеспечены. Следовательно, и Российская Федерация к этому стремится.

Закрепленные в Конституции РФ обязанности государства

Для того чтобы лучше усвоить понятие "социальное государство" и его сущность, предлагаем ознакомиться с его обязанностями, закрепленными в РФ конституционно. Среди них можно выделить следующие:

Охранять здоровье и труд людей;

Устанавливать минимальный размер оплаты труда, который является гарантированным;

Обеспечивать семье, детству, отцовству, материнству, пожилым гражданам и инвалидам государственную поддержку;

Развивать существующую систему социальных служб;

Для граждан устанавливать пособия, государственные пенсии и другие гарантии социальной защиты.

Сущность и цель государства социального типа

Соединение всех народностей, наций, социальных групп, объединяемое особым понятием "гражданское общество", является сущностью государства социального типа. Социальное государство - это государство, целью которого является обеспечение защиты и интересов общества в целом. Строится оно на признании законных интересов, свобод и прав человека, которые рассматриваются как высшая ценность.

Социальное государство - это представляющая собой институт, направленный на организацию общества в целом, достойной жизни каждого, защиту свобод, прав и интересов всех народов и граждан. Это орудие решения конфликтов и споров как на территории страны, так и за пределами ее. Вот что означает понятие "социальное государство".

Оно тесно связано с институтом права. Лишь правовое государство, то есть такое, в котором уже достаточно развиты механизмы господства права, может стать социальным. С середины 90-х гг. в ситуации, когда, с одной стороны, распространялись либеральные идеи, а с другой - социальная роль государства и требований, выдвигаемых обществом в отношении социальной политики, повышалась, новые представления начали формироваться об интересующем нас типе государстве. Социальное государство - это государство, которое рассматривается сегодня как механизм, снимающий противоречия между социальными целями и законами рынка. Это очень важная его характеристика.

Отказ от патерналистской роли

Социальное государство, в отличие от так называемого "государства всеобщего благоденствия", стремится сегодня отказаться от патерналистской роли. Оно ориентировано на то, чтобы устранить иждивенчество. Социальное государство - это государство, для которого характерным является стремление создать благоприятные условия для общества через рыночное хозяйство, являющееся социально-ориентированным.

Периодизация развития

Начавшийся в середине 90-х гг. в нашей стране период можно назвать этапом либерального социального государства. Выделяются следующие виды последнего:

Социалистический (с 70-х годов 19 века до 30-х годов 20 века);

Правового социального государства (с 30-х годов до конца 40-х годов 20 века);

Государство социальных услуг (конец 40-х годов - 60-е годы прошлого века);

Государство всеобщего благоденствия (конец 50-х годов - середина 80-х);

Этап кризиса и деструкции (80-е годы - середина 90-х);

Либеральное социальное государство (с середины 1990-х годов по настоящее время).

Признаки социального государства

Формировавшиеся в течение более 100 лет определения интересующего нас понятия содержат, при всей своей кажущейся разнородности, ограниченный набор постоянных признаков. Первым из них является доступность для всех членов общества государства. Вторым - правовая природа осуществления государством социальной политики, его право осуществлять регулирование и контроль социальных процессов. При этом правовая функция заключается не только в процессов, но и в наделении социальными правами граждан. Государство же является социально ответственным. Третий константный признак - наличие бюджетных социальных выплат. Четвертый - наличие государственной системы обеспечения занятости, соцобеспечения и соцзащиты. Пятый - признание своей ответственности за уровень благосостояния граждан. Социальное государство - это государство, в котором все эти признаки присутствуют.

Социальная политика

Социальная политика - это один из главных инструментов, служащих для реализации социального государства. Взаимосвязь последнего с ней проявляется прежде всего в том, насколько глубоко и полно оно проводит социальную политику, а также в какой степени она выражает интересы и потребности его граждан. Таким образом, социальное государство - это когда действуют принципы социальной политики.

Направление ее заключается в достижении результатов и целей, связанных с улучшением социального и материального благосостояния граждан, повышением качества жизни людей и достижением в государстве общественно-политической стабильности, недопущением возникновения в нем очагов социальной напряженности.

Функции

Итак, мы ответили на вопрос: "Что означает понятие "социальное государство"?". Рассмотрим теперь функции, которыми оно обладает. Говоря о них, следует учитывать следующие обстоятельства:

Социальному государству присущи все функции, являющиеся традиционными для любого государства;

Можно выделить в рамках социальной функции и отдельные, специфические направления, в которых протекает деятельность социального государства.

В частности, к последним относятся:

Охрана здоровья и труда людей;

Поддержка отцовства, материнства, семьи и детства;

Сглаживание путем перераспределения доходов социального неравенства;

Поощрение благотворительности и др.

"Человеческое" измерение

Не только политическим и экономическим, но и нравственным процессом является становление социального государства. Оно требует "человеческого" измерения. Признаками такого государства являются:

Демократическая организация системы власти;

Высокий нравственный уровень населения, а должностных лиц - прежде всего;

Мощный экономический потенциал, который позволяет осуществлять различные меры, направленные на перераспределение доходов, при этом существенно не ущемляя положения собственников;

Социальная направленность политики такого государства, проявляющаяся в разработке различных социальных программ, а также приоритетность их реализации и др.

Препятствия, стоящие на пути социального государства в России

1. Наша страна еще не обрела достаточной опоры в праве, и в России социальное государство не может опереться на его фундамент. У нас его создание не является, как на Западе, новым этапом, который проходит в своем развитии правовое государство.

2. В России "средний слой" собственников все еще не создан. От партийно-государственной собственности, стихийно приватизированной, практически ничего не досталось большинству населения нашей страны.

3. В России отсутствует экономический потенциал, необходимый для осуществления мер, направленных на перераспределение доходов, при этом существенно не ущемляя автономии и свободы собственников.

4. В нашей стране до сих пор не ликвидированы монополии во многих важных видах сбыта и производства. Это приводит к тому, что реальная конкуренция отсутствует.

5. Отсутствует также зрелое, развитое гражданское общество.

6. Уровень нравственности в российском обществе снижен, практически потеряны духовные ориентиры равенства и справедливости. С помощью "профессиональных" политиков и идеологов, а также СМИ утверждается в общественном сознании пагубное представление о том, что экономика и политика несовместимы с нравственностью.

7. Политические партии, существующие в России, четких социальных программ не имеют.

8. В процессе освобождения от вмешательства государства российского общества снижена по инерции социальная роль государственности. То есть общество впало в другую крайность, и гражданин остался со стихией рынка один на один.

9. В обществе реальные, четко обозначенные цели отсутствуют, нет моделей жизнеустройства, являющихся научно выверенными.

Несмотря на все вышеперечисленные трудности, единственным путем для развития в нашей стране свободного общества является именно развитие социальной государственности. Это касается не только России, но и всех остальных стран.

Итак, вы узнали о том, что означает понятие "социальное государство". Эта тема затрагивается при изучении таких дисциплин, как политология и правоведение. При сдаче ЕГЭ по обществознанию требуется иметь представление о том, что такое социальное государство. Это понятие в идеале должен знать каждый гражданин.

0

  1. Определение социального государства
  2. Понятие социальной справедливости
  3. Признаки социального государства
  4. Критерии эффективности социального государства
  5. Опыт реализации идеи социального государства
Социальное государство (нем. Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – система государственного регулирования общественных отношений при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся.

Впервые понятие «социальное государство» сформулировал в середине XIX в. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах как для всех общественных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счёте развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

В качестве основной категории в определении социального государства выступает понятие социальной справедливости, под которой понимается как понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке – продукта. Уполномоченным на такое распределение и является социальное государство, выполняющее в обществе функции системы обеспечения социальной справедливости. Таким образом, реализация этой функции представляется главным признаком социального государства.

Основные признаки социального государства

Основные признаки социального государства :

  1. Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
  2. Социально ориентированная структура экономики;
  3. Формирование гражданского общества;
  4. Разработка государством разнообразных социальных программ;
  5. Развитое социальное законодательство;
  6. Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
  7. Социальная ответственность перед гражданами.

Дополнительные признаки социального государства

К другим признакам социального государства могут быть причислены следующие признаки:

  1. Социальное государство должно быть правовым государством , где право определяет не только бытие общества и личности, но и функционирование государства, его внутреннюю организацию и устройство.
  2. Стержнем внутренней политики социального государства являются его социальные функции, механизм реализации которых должен быть эффективным.
  3. Современная теория социального государства исходит из того, что в экономике основная роль должна отводиться государству как гаранту справедливого распределения национального продукта и материальных благ.
  4. Социальное государство должно иметь эффективное социальное законодательство в качестве нормативной основы проведения социальной политики (по сути, характеристика национального законодательства и результатов его применения позволяет судить о степени «социальности» государства и проводимой им политики).

Показатели эффективности социального государства

В качестве количественных показателей эффективности социального государства часто используются:

  • уровень бедности;
  • относительный эффект социальных программ на уровень бедности;
  • доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами;
  • детская смертность;
  • уровень безработицы.

Современные примеры реализации идеала социального государства

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (т.е. «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

Начало широкой реализации идей социального государства как правило связывают с провозглашением в США (1964 г.) кампании по борьбе с бедностью как части программы построения «Великого общества» (Great Society). 16 марта 1964 г. Л. Джонсон направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: про-фессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volu№teers i№ Service to America, VISTA).
В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 г. была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 1960-х гг. были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешёвых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии.

Темы и вопросы для обсуждения
1. Дайте определение и сформулируйте признаки социального государства.
2. Что отличает социальное государство от других государств?
3. Раскройте содержание понятия «социальная справедливость».
4. Как определить степень эффективности социальной политики?
Рекомендуемая литература
1. Габрелян, Э.В. О правовом и социальном государстве / Э.В. Габрелян // Российская юстиция. – 2011. – № 5. – С. 32 – 34.
2. Гриценко Н.Н. Основы социального государства: учебник для вузов / Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков. – М., 2004.
3. Гончарова, С.Г. Социально-правовой и теоретический аспекты защиты прав человека в правовом государстве / С.Г. Гончарова // Консти-туционное и муниципальное право. – 2011. – № 5. – С. 8 – 11.
4. Мамут, Л.С. Социальное государство с точки зрения права / Л.С. Мамут // Государство и право. – 2001. – № 7. – С. 5 – 14.
5. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация: монография / Г.Ю. Канарш. – М., 2011. – 236 с.

Социальное – это такое государство, основой которого является политика, направленная на обеспечение общепринятого, как правило, не ниже среднего уровня жизни граждан, предоставление возможностей для удовлетворения социально – экономических и культурных прав граждан. Для осуществления предусмотренных социальным государством условий необходим высокий уровень экономического развития.

Слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть имеющий непосредственное отношение к положению людей в обществе. В широком смысле значение слова «социальный» имеет отношение к любому государству, так как всякое государство представляет собой продукт общественного развития. Однако в данном контексте термином «социальное» обозначается такое государство, которое обладает особыми функциями и качествами.

Целью социального государства является обеспечение условий для организации надлежащего уровня образования, здравоохранения, социального обеспечения, трудоустройства и культурного развития.

Социальное государство главными объектами своей деятельности и внимания имеет лиц, уязвимых с точки зрения их положения в обществе: инвалиды, молодежь, пенсионеры, многодетные семьи, семьи с низким уровнем доходов и др. При этом, само существование и деятельность социального государства самым тесным образом связана с такими общественными явлениями как правовое государство, гражданское общество, демократия, права человека, свобода равенство и справедливость.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов. В это время в жизни буржуазного общества вошли в противоречие два его важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Такие мыслители, как Адам Смит, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном итоге такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Представителем другого подхода является Ж-Ж. Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который – задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства и, таким образом, являлся основанием для упрочения экономической мощи государства. Однако к началу ХХ века по мере накопления богатства стало происходить имущественное расслоение общества, которое угрожало социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти к активному вмешательству в социально – экономическую сферу. Именно в такой историко – политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства 1 .

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в конституциях современных государств. Впервые государство получило название социального в Конституции ФРГ 1949 г. Как уже было отмечено, что подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. Однако о социальном государстве как особой политико – правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. При этом, социальным может быть только государство с высоким уровнем экономики, в структуре которой учтена его социальная ориентация 2 .

В историческом контексте реальное возникновение социальных государств начинает происходить в 60-е годы ХХ в. Начальная стадия формирования социального государства – это установление его ответственности за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, а в дальнейшем – это обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

При этом следует учитывать то обстоятельство, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, т.к. необходимо учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должнопостоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости и сглаживания социального неравенства. Профессор Е.А. Лукащева по этому поводу справедливо пишет: « Отказываясь от ограниченной роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступать черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства» 3 .

_________________

1 Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства.- М., 1999.- С. 202.

2 Там же. С. 203.

3Права человека. Учебник для вузов по ред. проф. Е.А. Лукашевой. – М., 1999.- С. 208-211.

Становление социального государства – это процесс не только экономический и политический, но и нравственный. При этом основными целями и задачами социального государства являются: предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, оказание личной и материальной помощи тем, кто не в силах самостоятельно добывать себе средства к существованию; реализация социального обеспечения и предоставление пособий по безработице; предоставление права на получение образования и жилья; организация доступа к ценностям культуры; гармонизация общественных отношений и устранение резкого неравенства в доходах. Роль социального государства в современном обществе сложна. Но без социального государства невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав первого поколения – политических и личных. При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека, снижается политическая активность, возрастает неверие в государство, не всегда становятся доступными юридические гарантии прав и свобод.

Признаки социального государства:

– мощный экономический потенциал государства, что позволяет справедливо перераспределять доходы и оставлять собственнику значительную часть его прибыли;

– высокий уровень культуры и нравственности населения и государственных служащих;

– государственная власть основана на принципах демократии;

– государство является правовым;

– экономика функционирует на основе разных форм собственности на орудия и средства производства;

– существование гражданского общества;

– политика государства имеет социальную направленность и обеспечивает для каждого гражданина достойный уровень для существования, социальную защищенность, одинаковые стартовые возможности для самореализации;

– наличие соответствующей законодательной базы.

Функции социального государства:

– сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение и специальные социальные программы;

– поддержка социально незащищенных категорий населения (инвалидов, пенсионеров, молодежь, многодетные семьи и др.);

– поддержка материнства, детства, отцовства, семьи;

– поощрение благотворительности;

– охрана труда и здоровья людей;

– финансирование науки и культуры;

– борьба с безработицей, обеспечение занятости населения;

– поиск баланса между рыночной экономикой и степенью вмешательства государства в экономические отношения;

– участие в реализации межгосударственных социальных программ.

Поделиться: