Экономические социальные культурные права человека и гражданина. Социально-экономические культурные права и свободы человека и гражданина в рф

Социально-экономические и культурные права и свободы составляют особую группу конституционных прав и свобод человека. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечивать социально значимые потребности личности.

Конституция РФ закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34). Рыночная экономика основана на свободе индивида и на соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как естественных, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Граждане могут самостоятельно определять сферу экономической деятельности и осуществлять ее как непосредственно, так и путем создания организации, в том числе коммерческой, либо участия в ней единолично или совместно с другими гражданами и юридическими лицами. Экономическая деятельность может осуществляться и с применением наемного труда с соблюдением норм трудового законодательства. Статус индивидуального предпринимателя приобретается после государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и постановки их на налоговый учет. На отдельные виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, необходимо получить специальное разрешение - лицензию.

Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ). Содержание права частной собственности составляет право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Под владением понимается фактическое обладание принадлежащим собственнику имуществом. Пользование - извлечение из имущества его полезных качеств, т.е. возможность осуществлять потребление данного имущества. Распоряжение - возможность определять судьбу имущества, выражающаяся в полной или частичной передаче прав на него другим лицам. Правомочия собственника подлежат защите от всякого, кто их нарушил или создает препятствия для их осуществления.

Все субъекты права собственности юридически равны перед законом. Каждый может иметь на праве собственности любое имущество - движимое и недвижимое, предметы потребления и средства производства.

Судебная практика

В Постановлении от 16 мая 2000 г. Конституционный Суд РФ отметил, что понятием «имущество» в его конституционно-правовом смысле охватываются не только вещи и вещные права, но и права требования, в том числе принадлежащие кредиторам.

Законом установлены некоторые ограничения права собственности в части изъятого из оборота имущества в интересах охраны экологической и общественной безопасности и здоровья населения. Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда только в предусмотренных законом случаях. Это возможно, в частности, в порядке конфискации в виде наказания либо в порядке реквизиции для государственных нужд. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

гЬ Судебная практика

В другом деле Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос, связанный с выплатой Сбербанком компенсаций по вкладам граждан, определил, что право граждан на восстановление и обеспечение сохранности их ценностей и денежных сбережений может быть признано реализованным в полном объеме соответствующими федеральными законами, которыми регулировалось бы предоставление соответствующих материальных гарантий, а также предусматривался бы такой механизм реализации данного права, который позволяет государству фактически исполнить добровольно взятое на себя обязательство. Вместе с тем само по себе осуществление предварительной компенсации (а равно дополнительной предва-

рительной компенсации) не означает, что были разработаны и приняты все возможные меры, направленные на восстановление и защиту сбережений граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. № 133-0).

Конституция РФ гарантирует право наследования.

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Среди социально-экономических прав и свобод человека особое значение имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию - право на труд. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Конституционное право на свободный труд означает:

  • 1) возможность свободного и самостоятельного выбора - работать или не работать;
  • 2) свободный выбор рода деятельности или профессии;
  • 3) запрещение принудительного труда.

Право на труд предполагает право на защиту от безработицы со стороны государства. Законодательство запрещает необоснованные увольнения. Право на защиту от безработицы регламентируется Законом РФ от

19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». Свобода труда включает право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Часть 3 ст. 37 Конституции РФ гарантирует право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Справедливые и благоприятные условия труда предполагают право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Отдых является социальным благом, необходимым условием жизнедеятельности человека, восстановления его сил после работы. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные Трудовым кодексом РФ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Важной гарантией права на отдых является детальное регулирование в законодательстве о труде вопросов рабочего времени и времени отдыха.

На конституционном уровне признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора установлены Федеральным законом от

В Конституции РФ провозглашено право на защиту государством семьи, материнства и детства (ст. 38). В федеральном законодательстве предусматриваются материальные гарантии материнства и детства, которые включают в себя различного рода пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п. Основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для стабилизации материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

В Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, защита семьи и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей отнесены к «стратегическим целям обеспечения национальной безопасности». Система приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей предусмотрена Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р).

Полное и гармоничное развитие личности возможно только в семье, поэтому государство объявляет ее предметом своей заботы и защиты. Особенность положения ребенка как в семье, так и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагаются на родителей либо на лиц, их заменяющих. Каждый из них (до достижения детьми 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения защита прав и интересов несовершеннолетних детей осуществляется органами опеки и попечительства, которыми в соответствии с законом являются органы местного самоуправления.

К социально-экономическому праву относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ). Содержанием этого права является гарантированная возможность получения государственных пенсий и социальных пособий. Основные виды социального обеспечения предоставляются в рамках и за счет средств государственного социального страхования. Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии - Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Социальные денежные выплаты могут заменяться либо дополняться иными формами социального обеспечения, например содержанием нуждающихся в этом несовершеннолетних в детских домах, социальным обслуживанием на дому и др.

Государством поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Конституция РФ закрепляет право на жилище (ст. 40), содержание которого составляют:

  • 1) защита жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
  • 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище;
  • 3) бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Важнейшим социальным правом является право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), которое предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Под здоровьем понимается состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Конституция РФ возлагает на государство обязанности по осуществлению мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также создание таких условий, когда каждый человек может выбрать виды и методы медицинской помощи. В охрану здоровья включаются меры политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

  • 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • 3) приоритет охраны здоровья детей;
  • 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • 6) доступность и качество медицинской помощи;
  • 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • 9) соблюдение врачебной тайны.

В Конституции закрепляется, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Следующим социальным правом, гарантируемым Конституцией РФ, является право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (ст. 42). Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимает совокупность компонентов природной среды, природных и природноантропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Каждый имеет право на получение своевременной, правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т.д.).

К основным принципам охраны окружающей среды, на которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов власти юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, относятся:

  • 1) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • 2) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • 3) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • 4) ответственность органов власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • 5) независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • 6) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством и др.

К числу социально-экономических прав относится право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающимся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Реализация этого права призвана дать возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

В России устанавливаются следующие уровни образования : основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах :

  • 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • 2) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • 5) свобода и плюрализм в образовании;
  • 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Право на образование может быть реализовано в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Право на свободу творчества, будучи духовно-культурной ценностью, способствует внутреннему обогащению человека, вдохновляет на новые деяния, поиски и идеи.

Для справки

Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открытие и созидание чего-то нового, оригинального, неповторимого по своей индивидуальности.

Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. Конституция РФ запрещает цензуру, гарантируя тем самым не только свободу массовой информации, но и свободу другого вида творчества (ч. 5 ст. 29), а также беспрепятственное создание творческих союзов, свободу преподавания. Важное значение имеет создание эффективной системы охраны и защиты прав граждан на результаты их творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности.

Право каждого на участие в культурной жизни предполагает:

  • 1) право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей;
  • 2) право на защиту государством культурной самобытности человека;
  • 3) право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;
  • 4) право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством;
  • 5) право собственности в области культуры и др.

Право на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры.

Экономические права охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг и в своей основе связаны с обладанием собственностью и другими имущественными благами.

К основным экономическим правам, закрепленным в Конституции РФ, относятся:

– право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

– право частной собственности (ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

– право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36).

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленное в ч. 1 ст. 34

Конституции РФ, более емко можно определить как право на свободу предпринимательства. Такое право не закреплялось в советских конституциях.

В ГК РФ предпринимательство определяется как деятельность, "направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Данное право принадлежит частным, т.е. физическим, лицам (индивидуально или совместно) и юридическим лицам (организациям, предприятиям). Речь идет, прежде всего, о гражданах России; о лицах, не имеющих российского гражданства, но в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ пользующихся равными с гражданами Российской Федерации правами и несущих равные обязанности (кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ), а также о юридических лицах.

Из положений ст. 8 Конституции РФ о признании и защите равным образом всех форм собственности вытекает равенство физических и юридических лиц и всех иных субъектов права как участников имущественных отношений. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами также имеет конституционный характер, поскольку право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю установлено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ.

Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2), а условия и порядок пользования землей в Российской Федерации определяются на основе федерального закона (ч. 3) и регулируются ЗК РФ.

Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации

Социальные права сформировались позже политических и личных прав и свобод в течение XX в. Их возникновение было обусловлено ростом активности населения в борьбе за создание полноценных и справедливых условий для труда и жизни.

К основным социальным правам, установленным в Конституции РФ, относятся следующие права:

– в сфере труда (на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и др. – ст. 37);

– на отдых (ч. 5 ст. 37);

– на социальное обеспечение (ст. 39);

– на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ст. 39);

– на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7, ст. 39);

– на жилище (ст. 40);

– на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

– на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

– на создание профессиональных союзов, иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30).

В ст. 37 Конституции РФ подробно раскрывается содержание прав в сфере труда, подразумевающих систему частных прав, свобод и возможностей:

а) право на свободу труда (труд в Российской Федерации свободен), что означает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1); принудительный труд запрещен (ч. 2);

б) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3);

в) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3) (согласно ч. 2 ст. 7 Конституции в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда);

г) право на защиту от безработицы (ч. 3)

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4).

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Основные положения законодательства о праве на отдых сосредоточены в ТК РФ.

Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы; участникам Великой Отечественной войны; работающим пенсионерам по старости; родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы; работающим инвалидам; работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников; в других случаях, предусмотренных ТК, иными федеральными законами либо коллективным договором.

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплено право на социальное обеспечение. Согласно ч. 1 ст. 39

Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Данное право вытекает из более общих положений ч. 1 ст. 7 Конституции РФ о том, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право на социальное обеспечение имеет общий характер и выражается через целый ряд более конкретных прав, часть из которых закреплена непосредственно в Конституции РФ. К таким правам относятся, в частности, право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства; право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан. в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39)

В Российской Федерации принято немало Федеральных законов, посвященных социальному обеспечению: от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи", от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и др. Законодательством гарантируются самые разнообразные формы социального обеспечения: осуществляется специальная государственная поддержка; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, субъектом права на социальное обеспечение являются малоимущие граждане, т.е. не способные в силу определенных физиологических, умственных, возрастных, климатических и иных условий позаботиться о себе сами в такой мере, в какой это обеспечило бы им достойную жизнь.

Одним из важных элементов комплексного права на социальное обеспечение является право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленное в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ. Данное право также является комплексным и раскрывается через систему определенных прав и гарантий, установленных в Конституции РФ: а) материнство и детство, а также семья в целом находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); б) каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); в) забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, которым устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ч. 1), а также особо подчеркивается, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2).

В законодательстве РФ устанавливаются системы широких гарантий и льгот для пенсионеров.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2).

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Условия нуждаемости в жилище определены в ЖК РФ, а также в нормативных актах Российской Федерации и ее субъектов (например, в примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений, утверждаемых исполнительными органами власти субъектов РФ).

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Положения Конституции РФ получили развитие в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который закрепляет принцип приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, реализуемый в том числе путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.

Закрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми не запрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого уровня здоровья.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры но развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду , достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

К виду социальных прав, способствующих достижению социального партнерства в обществе, относится право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30 Конституции РФ).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено данным Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

В Конституции РФ определены следующие основные духовно-культурные права и свободы:

– право на образование (ч. 1 ст. 43);

– свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);

– право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);

– право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

– свобода совести (ст. 28).

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Данное право является комплексным и обеспечивается закрепленной в ст. 43 Конституции РФ группой более частных прав и гарантий, к которым относятся: а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2); б) право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3); в) обязательность основного общего образования, получение которого обеспечивают государство и родители или лица, их заменяющие (ч. 4); г) установление в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством различных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" конкретизирует положения Конституции РФ, определяет механизм реализации данного права.

В соответствии со ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество непосредственно связано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из важнейших духовных свобод, означающая, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и других видов творчества.

Свобода творчества гарантируется и тем, что на этот вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление ею. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества, российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения данной свободы.

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ упоминаются отдельные виды творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально-материальную основы.

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней, предполагающего реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью и т.п.

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации". Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном названным Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К числу духовных свобод можно отнести свободу совести и вероисповедания, особенностью которой является одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

Конституция РФ в ст. 28 фиксирует несколько важных элементов, раскрывающих содержание категории свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются лишь с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть в более широком понимании означает, что религиозная нравственность, хотя и составляет ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания. В философско-этическом понимании совесть есть особое духовное свойство каждого человека, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. В связи с этим суть свободы совести в юридическом смысле заключается в том, что человек в своей жизни свободен в выборе той или иной нравственно-духовной, в том числе религиозной, основы. Он вправе сам определять систему ценностей, составляющую основу его жизнедеятельности (если она, конечно, не наносит вреда другим людям), может исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, придерживаться или не придерживаться той или иной религии.

Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Понятие "свобода вероисповедания" связано с многообразием религиозных взглядов, получающих свое выражение в принятии или непринятии тех или иных учений, исторически сложившихся как на территории России, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения человека по своему добровольному выбору к какому-либо из них и составляет сущность свободы вероисповедания.

Важным обстоятельством для правоприменительной деятельности является то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

67. право на свободное использование своих способностей и имущества: содержание гарантии реализации.

В семидесятые годы ХХ века в обществе закрепилось устойчивое разделение прав человека на три группы. К первой относятся личные и политические, ко второй - социальные и культурные, а также экономические. Третья группа - коллективные. В данной статье речь пойдет о таком явлении, как экономические, социальные и культурные права человека.

История деления

Как говорит в своем докладе председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин, социальные, экономические и культурные права человека были изначально закреплены в СССР. В эту категорию вошло то, что отстоял народ в борьбе за свое достойное положение. Эта категория давно закреплена законодательно, в том числе и на межнациональном уровне. На сегодняшний день международные организации часто подчеркивают важность этой группы прав для каждого.

Личные права принадлежат человеку от самого его рождения, и их никто не может у него отнять. Так, каждый имеет право на жизнь, достоин того, чтобы его уважали, обладает абсолютной свободой и может отстаивать неприкосновенность своей частной собственности и личной жизни. Если необходимо, любой может потребовать судебного разбирательства и отстаивать свое право на презумпцию невиновности.

Есть и исключения в плане общедоступности. Некоторые из прав могут принадлежать исключительно гражданам определенного государства. Или, к примеру, вступать в действие в момент достижения человеком совершеннолетия.

К коллективным правам относятся право на мир, на разоружение, на здоровую окружающую среду и т. п.

Экономические и социальные права человека

К этой группе относятся те факторы, что определяют экономического положение человека в обществе, дают ему гарантию экономической защищенности и создают условия, в которых люди не будут знать нужды.

  • В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 году, каждый может выбрать работу по своему вкусу и потребностям. Человек должен работать в приемлемых и комфортных условиях и быть защищенным государством от безработицы. За равный труд люди должны получать равную плату. Каждый работник, естественно, имеет право на справедливое вознаграждение, способное обеспечить его самого и его семью. При необходимости заработная плата должна дополняться социальными выплатами со стороны государства. Каждый человек для того, чтобы отстаивать свои интересы, может создать профсоюз самостоятельно либо вступить в уже действующий. Также право на труд поддерживается другими международными актами: Европейской социальной хартией 1961 года и пактом ООН о социально-экономических и культурных правах 1966 года.
  • Человек должен не только трудиться, но и надлежащим образом отдыхать. Поэтому рабочее время должно быть разумным в плане длительности. Человеку должно быть предоставлено право на оплачиваемый отдых.

Иные социальные права граждан

  • Некоторые люди имеют право на социальное обеспечение. Человек должен ощущать поддержку общества в случае постоянной или временной нетрудоспособности, вынужденной безработицы, в случае достижения пенсионного возраста и потери кормильца и др.
  • Любой имеет право на жилище. Надлежащим образом обеспеченное, закрепленное за ним законодательно, пригодное для проживания.
  • Каждый человек имеет право на достойный уровень жизни - пищу, одежду, жилище, медицинское обслуживание и социальную защиту. При этом распространяются эти гарантии не только на самого гражданина, но и на всю его семью.
  • Всем гражданам должен быть обеспечен достойный медицинский уход. Лекарства, поддержание больниц на должном уровне, качественные услуги, квалифицированный персонал, соблюдение конфиденциальности при оказании помощи. Медицинская помощь должна быть доступна для всех! Ни о какой дискриминации не может быть и речи.

Конечно же, государство должно заботиться о своих гражданах и не допускать нарушения их интересов. Но, как мы видим, это в полной мере не удалось реализовать пока ни одному государству. Тем не менее тенденция повышения уровня защиты прав граждан в обществе все же есть.

Нарушение права на охрану здоровья

Грубым нарушением является отказ бесплатных медицинских учреждений лечить человека, обосновав это отсутствием у него прописки в соответствующем регионе. Ведь если у человека есть полис, его обязаны лечить вне зависимости от того, где он прописан. Но иногда для этого нужно переоформить страховые документы. Это абсолютно бесплатно.

Проблемы здравоохранения

Другой проблемой является низкий уровень обслуживания во многих медицинских учреждениях нашей страны. Отсутствие необходимого оборудования, жизненно важных лекарств, коррупция. Многие больницы находятся в действительно плачевном состоянии, и пребывание в них, как это ни парадоксально звучит, может обернуться ухудшением состояния здоровья.

Настоящим спасением для многих являются благотворительные фонды. С их помощью можно привлечь внимание государственных органов и как можно большего количества людей к проблемам здравоохранения. Благодаря таким фондам строятся новые больницы, закупается дорогостоящее оборудование и привозятся из-за рубежа жизненно необходимые лекарства. Но тем не менее проблема доступности здравоохранения для граждан все же остается острой. Можно сказать, что социальные права человека в этом случае ущемляются.

Культурные права человека

  • Право на образование. Обучение должно быть доступным для каждого. Оно должно быть приемлемым и адаптируемым. Государство гарантирует бесплатность начального обучения, но высшее образование только стремится к тому, чтобы стать бесплатным и доступным для всех. Отдельно в международных актах подчеркивается, что все преподаватели должны обладать "академической свободой". Запрещена какая-либо дискриминация в сфере образования.
  • Право на доступ к культурным ценностям. Для того чтобы государство должным образом развивалось в различных сферах, его граждане, конечно же, должны иметь доступ к культурным ценностям и культурному наследию государства. Человек должен иметь возможность свободно распоряжаться достижениями духовной сферы: развиваться творчески, приобретать новые знания и делиться своим опытом, в том числе и с последующими поколениями. Также он вправе требовать устранения обстоятельств, препятствующих его свободному доступу к культурным ценностям.

  • Право принимать непосредственное участие в культурном развитии общества.
  • Право заниматься творчеством, самовыражаться.

  • Право пользоваться результатами научного прогресса и иные культурные права и свободы человека.

Право на доступ человека к культурной жизни

Каждый человек имеет право приобщаться к духовной жизни общества, пользоваться учреждениями культуры. К ним относятся библиотеки, музеи, архивы и другие подобные объекты. Они должны находиться в свободном доступе для всех. Ведь как иначе человек будет развиваться духовно и даже физически, участвовать в жизни общества, передавать свои знания и оставаться двигателем прогресса?

Проблема доступа к культурным ценностям в России

К сожалению, в настоящее время в России существует огромная проблема доступности духовных ценностей, что нарушает культурные права человека РФ. К примеру, в подавляющем большинстве городов России вообще отсутствуют детские театры. Да и со взрослыми не все гладко. Пятая часть всех театров сосредоточена в Московской области и в Москве. Может ими похвастаться и Санкт-Петербург. О театрах в небольших городах и глубинке и говорить не приходится. Обычно их там просто нет.

Уровень образования во многих учебных заведениях России также оставляет желать лучшего. Во многих провинциальных школах отсутствуют необходимые учебники, иная обучающая литература, необходимое оборудование. Родители школьников вынуждены приобретать книги самостоятельно и зачастую по весьма завышенным ценам.

Последствия нарушения свободного доступа граждан к культурным ценностям

В результате более половины населения России не может получить доступ к культурным ценностям в должном объеме. Таким образом возникает социальное неравенство. Население, не находя у себя на малой родине должного уровня жизни, стремится уехать жить в другое место. Это является одним из факторов, влияющих на отток людей из маленьких городов. А это, в свою очередь, влечет уже другие проблемы, уже не относящиеся прямым образом к духовной сфере.

Это одна из причин того, почему нельзя нарушать культурные права человека и гражданина, и почему они охраняются государством и международными актами.

В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные интересы.

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь.

По своему юридическому содержанию данные права неодинаковы. Некоторые (например право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации.

Право на экономическую деятельность . Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.



В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тайны. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и, прежде всего Гражданским кодексом РФ.

Право частной собственности . Содержание права частной собственности весьма широкое. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным законодательством.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности.

Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. При чрезвычайных условиях (стихийные бедствия, эпидемии и др.) может осуществляться изъятие собственности (реквизиция) по решению государственных органов, возможна также конфискация в административном порядке, но в любом случае предусмотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права собственности. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд в соответствии со ст. 46 Конституции РФ.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которые приняты в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная - в разряд частной (приватизация), но только в соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или рыночными ценами.

Трудовые права и свободы . Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает: свободу труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество и т. д. Свобода труда связана с запретом принудительного труда.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки рассматривается как форма принудительного труда.

Действующим законом запрещены некоторые виды забастовок. Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры, предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуют также комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для недовольной стороны обратиться в суд.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Защита материнства, детства и семьи . Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовством и детством, закреплен в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 г.

Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью.

Право на социальное обеспечение . Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи.

Право на жилище . Из этого права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Есть категории граждан, которые выделяются Конституцией как имеющие право на приоритетное и льготное обеспечение жилищем. Речь идет о малоимущих и иных указанных в законе нуждающихся в жилище гражданах, которых государство обязуется обеспечить из государственных, муниципальных и других фондов бесплатно или за доступную плату. Право на жилище для таких лиц осуществляется как бы за счет общества с целью социальной защиты определенной части населения.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право на медицинскую помощь - это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта помощь оказывается всем гражданам без какой-либо дискриминации. Граждане имеют право и на медицинскую помощь в соответствии с Законом РСФСР о медицинском страховании граждан в Российской Федерации от 28 июня 1991 г., а также за счет личных средств в платных медицинских учреждениях.

Право на образование . Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Как и в большинстве других развитых стран, основное общее образование является в России обязательным. Однако его обеспечение, в отличие от прошлых лет, ложится не на государство, а на родителей или лиц, их заменяющих. Основное общее образование может быть получено вне образовательного учреждения (домашнее, или семейное, образование), но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии.

Свобода творчества . Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации). Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Принципиальное значение имеет конституционное положение об охране интеллектуальной собственности. Творческие работники должны быть защищены от пиратского использования их произведений.

Право на участие в культурной жизни . Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан. Особенно важно приобщать детей к культурной жизни. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Основной документ об этих трех видах прав человека- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(МПЭСКП)

Контроль за соблюдением МПЭСКП возложен на Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Социально-экономические права человека и гражданина связаны со сферой экономики, т. е. со способами производства материальных благ, формами собственности и распределением производственных благ.

Исходной нормой Конституции РФ в данном случае является ст. 34 о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Правовые основы предпринимательской деятельности граждан регулируются гражданским законодательством РФ.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

К иной экономической деятельности относится, например, банковская деятельность, биржевая деятельность, внешнеторговая деятельность и др.

Частным лицам, зарегистрированным в качестве предпринимателей, не разрешается производство оружия, государственных наград, наркотических средств, денег и т. д. На многие виды экономической деятельности требуется специальное разрешение - лицензия.

В ч. 2 ст. 34 Конституции РФ специально запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В настоящее время действует ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Основной конституционной гарантией на предпринимательскую и иную экономическую деятельность является право на частную собственность (ст.35 Конституции РФ).

Часть 1 ст. 35 Конституции РФ устанавливает, что частная собственность охраняется законом. Нормы, направленные на такую охрану, содержатся в гражданском, административном и уголовном законодательствах РФ. При этом следует иметь в виду, что, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, признаются и защищаются равным образом все формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности и закон не отдает предпочтение ни одной из них.

Возможность права частной собственности на землю и другие природные ресурсы предусмотрена ст. 36 Конституции РФ. Часть 1 ст. 36 Конституции устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, условия и порядок пользования землей определяются на основе Земельного кодекса (ЗК) РФ.


К важнейшим социально-экономическим правам человека и гражданина относятся также право на труд и связанные с ними права (трудовые права).

В ч. 1 ст. 37 Конституции РФ установлено, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а ч. 2 ст. 37 Конституции РФ прямо запрещает принудительный труд.


Принудительный труд не включает в себя:

Работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службой;

Работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

Работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Часть 3 ст. 37 Конституции РФ предусматривает другие трудовые права граждан:

а) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Иначе это право называется правом на охрану труда.

б) право на вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).

в) право на защиту от безработицы. Это право предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую по возможности полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве.

Часть 4 ст. 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры работников с работодателями с использованием установленных ФЗ способов их разрешения, включая право на забастовку.


Часть 5 ст. 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору обеспечиваются установленные ФЗ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

К социально- экономическим правам относятся и такие права, которые обеспечивают создание иных условий для достойной жизни и свободного развития человека, в соответствии с характеристикой РФ как социального государства (ст. 7 Конституции РФ).

Это, в частности, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей (право на социальное обеспечение); право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право па охрану здоровья и медицинскую помощь предусмотрено в Конституции РФ и означает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Часть 3 ст. 41 Конституции РФ предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

С этой нормой связана и последующая ст. 42 Конституции РФ о том, что каждый имеет право па благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В частности, каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить соответствующую информацию о состоянии своего здоровья, сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства или последствиях и результатах проведенного лечения.

К культурным правам человека и гражданина относятся:

Право на образование (ст. 43);

Право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).

Поделиться: