Формы и виды собственности на земельные участки: что они означают.

Право собственности на землю в экономическом смысле – отношения между людьми по поводу конкретного имущества. Оно заключается в том, что это имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица не должны препятствовать ему в этом.

Право собственности на землю в юридическом смысле:

Объективный смысл – совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты в природо-ресурсовых отраслях права. Субъективный смысл – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землёй.

Формы частной собственности на землю. ст. 9 Конституции РФ: Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная форма собственности принадлежит гражданам и юридическим лицам:

1. Индивидуальная частная собственность граждан а) личные подсобные хозяйства б) садоводство в) огородничество г) крестьянское фермерское хозяйство.

2. Общая частная собственность а) долевая б) совместная: без определения земельной доли

Государственная форма собственности 1. Федеральная – собственность РФ 2. Собственность субъектов РФ.

Муниципальная форма собственности принадлежит административно-территориальным районам, городам, сельским поселениям.Эта форма собственности законодательством чётко не урегулирована.

Виды :

1. Собственность 2. Постоянное (бессрочное) пользование 3. Пожизненное наследуемое владение 4. Безвозмездное срочное пользование 5. Аренда зем. участков, 6. ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут).

2-е, 3-е, 5-е - земельные участки находятся в чьей-либо собственности - гос-го или МО, юр. или физ. лица.

Только обладание зем. участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения зем. участком.

7. Гос.Собственность на землю

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности .

Основанием гос. регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у РФ и ее субъектов возникает право собственности при разграничении гос. на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам , связанным с разграничением гос. собственности на землю.

Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности , - включение их в состав:

    земель лесного фонда , особо охраняемых территорий, водного фонда (занятых объектами, находящимися в федеральной собственности), обороны и безопасности;

    земель с/х назначения , населенных пунктов, промышленности, природоохранного назначения, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

    земель запаса , если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке :

    специально уполномоченный фоив подготавливает перечни земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право собственности;

    подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ перечни земельных участков утверждаются Правительством РФ;

    сведения о земельных участках, внесенных в данные перечни, вносятся в документы гос земельного кадастра.

Собственность с точки зрения права и экономики представляет собой особую форму взаимодействия между людьми и имеющимися у них вещами, которая позволяет им получать какую-либо выгоду. Это же можно сказать и для земельных участков.

Для одного и того же участка в России может быть использованы разные вид и форма собственности. Как различить, какой именно вид и какая форма должны быть установлены для того или иного участка? Какими нормативными актами регулируется?

Экономические виды

С экономической точки зрения в России на сегодняшний день выделяются три вида собственности:

  • Общественная;
  • Коллективная;
  • Частная.

Такое разделение происходит в зависимости от того, сколько юридических или может осуществлять эксплуатацию того или иного участка.

Общественная

Объектом общественной собственности принято считать такие земельные участки, эксплуатировать которые может любой желающий независимо от того, имеет ли он на этот участок какое-то право или нет. Как правило, широкое распространение общественная собственность получила в различных и образованиях в виде мест общественного пользования.

Части таких земельных участков могут быть сданы в аренду или переданы в постоянное бессрочное пользование в зависимости от целей использования таких земель. Если же передача в пользование другим лицам общественной собственности не предусмотрено, ее эксплуатация не предусматривает получение от пользователей каких-либо денежных средств (если иное не зафиксировано в каких-то нормативных документах о пользовании конкретным земельным участком).

Коллективная

Коллективную собственность достаточно часто путают с общественной, так как такой вид предусматривает также возможность использовать конкретное недвижимое имущество, например, земельные участки, большим количеством пользователей.

Однако, ее главное отличие от общественного вида заключается в том, что перечень лиц, имеющих доступ к эксплуатации конкретного ресурса и, соответственно, получению прибыли, будет ограничен определенным списком юридических и физических лиц, которые вложили в приобретение этого ресурса свои деньги или силы (например, при организации крестьянского или хозяйства или при создании коллективного предприятия, вклад в основные ресурсы которого делался всеми теми лицами, которые стояли у истоков создания такого предприятия).

Наиболее ярким примером коллективной собственности следует считать предприятие, созданное по принципу акционерного.

Частная

С экономической точки зрения существует еще один вид собственности – частная. Эта собственность означает нахождение того или иного имущества во владении узкого круга лиц, ограниченного лишь теми, кто приобрел эту собственность и, в отличие от коллективной, который не будет расширен в дальнейшем.

Частная собственность может принадлежать как физическим лицам, так и юридическим. В этом заключается еще одно отличие частной собственности от общественной или коллективной, которая характерна только для юридических лиц или государственной власти в лице самого государства или его представительных органов. Особенностью частной собственности является возможность ее использования в качестве капитала путем сдачи в аренду, найм или использования в качестве инструмента для производства чего-либо и получения прибыли.

Юридические виды

С юридической точки зрения право собственности регулируется гражданским законодательством. Именно оно выделяет такие виды собственности как:

  • Общую (долевую и совместную);
  • Собственность, определяемую по одному субъекту (делится на государственную, муниципальную и частную).

Долевая и совместная

Общая собственность с юридической точки зрения представляет собой такую форму владения и распоряжения тем или иным видом имущества, в том числе, и земельными участками, которая была приобретена совместно несколькими физическими или юридическими лицами. Если сравнивать этот вид собственности с экономическим делением, то он схож с коллективной собственностью по праву ее приобретения.

Однако, если говорить о существующих в рамках этого вида формах управления имуществом, следует отметить, что долевая и совместная формы управляются по-разному.

Совместная собственность предполагает, что все принимаемые решения относительно оборота имеющегося имущества должны приниматься совместно всеми собственниками, так как разделения на отдельные доли в этом случае не предусмотрено.

Например, при заключении договора купли-продажи определенного участка земли было сформулировано правило только совместного использования конкретного участка без выделения самостоятельных долей (наиболее ярким примером станет приобретение земли несколькими семьями для организации крестьянского или фермерского хозяйства).

Долевая собственность подразумевает выделение в едином объекте недвижимости долей для управления и эксплуатации участка. При этом, в отношении такого объекта могут быть установлены разные режимы эксплуатации (с выделением в натуральный вид обозначенных долей или без такового, но с получением пропроционально существующим долям результатов эксплуатации). Например, в случае передачи по наследству того или иного земельного участка нескольким наследникам на участок может быть оформлена долевая собственность. Заключаемое соглашение о режиме использования участка будет обозначать тот вид долевой собственности, который установлен в отношении конкретного участка.

Собственность одного субъекта

Еще одно деление собственности с юридической точки зрения подразумевает выделение трех видов, определенных государством – государственной, муниципальной и частной.

Государственная

Под государственной собственностью принято рассматривать то имущество, которое находится в распоряжении и управлении государством, а также на его балансе. Управление таким имуществом осуществляется либо непосредственно самим государством в лице его уполномоченных на то органов (комитетов по распоряжению и управлению государственным имуществом), либо через представительные органы государства, установленные на федеральном и региональном уровнях.

Муниципальная

Муниципальная собственность по общему правилу, действующему на территории РФ, представляет собой одну из разновидностей государственной, однако переданной путем разграничения госсобственности в ведение муниципалитетов. Такая форма собственности представляет собой относительно небольшой процент по сравнению с объемами государственной и частной. Управление ею осуществляется на уровне органов исполнительной власти, сформированных муниципалитетами.

Частная

Частная собственность в настоящее время занимает все больший объем за счет постоянно реализуемой политики приобретения имущества, принадлежащего ранее государству, в собственные владения физическими и юридическими лицами, а также за счет образования новых объектов собственности, на которые распространяется правило статьи 219 Гражданского Кодекса РФ.

Любой объект недвижимости, относимый к частной собственности, может находиться во владении и распоряжении как физических, так и юридических лиц. Однако действующее законодательство делает ограничения на возможности владения некоторыми объектами недвижимости для определенных категорий потенциальных собственников.

Так, например, не могут стать собственниками земель, расположенных в приграничных территориях и иных режимных зонах.

Законодательное регулирование

Конституция РФ

Пункт 2 статьи 9 Конституции РФ говорит о том, что земля в России может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. То есть данный пункт нормативного акта говорит о возможности установления относительно земли как определяющего ресурса одной из возможных форм собственности.

Определяющей в соответствии с положениями статьей 35 и 36 Конституции РФ является частная собственность, в том числе и на земельные участки. На основании этого положения идет речь и об установлении именно такой формы собственности как определяющей в остальных нормативных актах.

В России существует два основных вида собственности на землю – частная и государственная. Имущество государства находится в руках одного из субъектов страны. В этот список входят особо важные объекты, выполняющие особые функции

Право физических и юридических лиц иметь частную собственность закреплено Конституцией РФ. Но приобрести ее в собственность можно только на законных основаниях

Три основных права существует у собственника земельного участка – владеть, пользоваться и распоряжаться. Что имеется в виду под этими понятиями и какие из них вытекают обязанности – в этой статье

Частная собственность на землю открывает полный спектр прав на участок, однако те, кто пользуется публичными участками имеют ряд преимуществ

Разбираемся в видах собственности на землю. Муниципальное и государственное владение землёй - в чём разница

Участками, находящиеся в собственности муниципалитета, может распоряжаться местная администрация. Физлицо или юрлицо могут получить такую землю во владении

Собственность в государстве делится на федеральную, региональную и муниципальную. Каким образом происходит такое разграничение? Какими нормативными актами регулируется? Как подтверждается итог

Неразграниченные земли составляют большинство всех земель в стране. Законодательством предусмотрена возможность специальных государственных органов на распоряжение такой землей, на отчуждение, в том числе и частную собственность

Земельный кодекс

Однако Земельный Кодекс (ЗК РФ) в Главе 3 все определенные в Конституции формы собственности ставит в равные условия как возможно существующие формы для земли как основного ресурса на территории РФ.

Права частных лиц

Частной собственностью ЗК РФ считает собственность граждан и юридических лиц на существующие земельные наделы, если такие наделы были приобретены с использованием возможностей, перечисленных в действующем законодательстве. При этом, законодатель определил равные возможности приобретения земельных наделов как для физических, так и для юридических лиц.

Кроме того, и иностранные граждане, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 ЗК РФ имеют право на приобретение земли в частную собственность, кроме специально определенных особых форм.

Что касается иностранных компаний или организаций, у которых часть уставного капитала принадлежит иностранным государствам, то они право собственности на земельные участки не могут оформить в силу наложенных законом ограничений.

Государственная и федеральная

Государственная собственность (в соответствии со статьей 16 ЗК РФ) определяется как собственность на земли, которые не находятся в муниципальном или частном владении. Эта собственность определена в качестве возможной для использования подавляющего количества земель и Конституцией РФ. Государственная собственность может быть разграниченного и неразграниченного видов. В зависимости от этого выделяется общегосударственная собственность на земли и собственность федерального уровня (статья 17 ЗК РФ).

Однако, по положениям Земельного Кодекса, федеральная собственность на землю относится к иным, не перечисленным в Конституции формам собственности на земельные территории, однако управление таким имуществом осуществляют органы исполнительной власти, функционирующие на уровне субъектов Российской Федерации.

Муниципальные участки

Муниципальная собственность также имеет распространение на земельные участки (статья 18 ЗК РФ). В ведение муниципалитетов и приравненных к ним административных образований передаются те земельные участки, эксплуатация которых отвечает целям развития тех территорий, которые включены в эти участки. Возникнуть такая собственность может как путем разграничения существующей госсобственности, так и иными путями, предусмотренными действующим законодательством (например, в случае отказа действующего собственника от своих прав на участок, полученный по наследству).

Чем быстрее будет выписан умерший из квартиры, тем быстрее права на эту недвижимость перейдут к родственникам. Что нужно делать в этом случае, читайте в .

Вывод

В современном российском законодательстве определены как экономические, так и юридические формы собственности, распространяемые на земельные участки. Так, выделяются с экономической точки зрения общественная, коллективная и частная собственность.

С юридических позиций существуют два вида собственности, определяемой по наличию субъекта права (государственная, муниципальная и частная), а также разделение общих видов собственности на общую совместную и общую долевую. Каждый из этих видов собственности применим и к земельным участкам. А разделение с юридических позиций на государственную, муниципальную и частную заложено и в Конституции РФ.

Раньше была одна форма собственности - государственная, и один субъект права собственности на землю - государство.

Земля была национализирована и обращена в собственность государства.

Все сделки с землёй запрещались. С 90-х гг. XX в. начались дискуссии о частной собственности на землю (в законе «О земельной реформе», на съездах народных депутатов). Пошёл процесс формирования и развития форм собственности (в том числе и на землю).

Ст.ЗЗК РСФСР 1991 г. закрепляла определённые формы собственности на землю:

1) государственная

2) частная

3) колхозно-кооперативная

4) коллективно-долевая

Коллективно-долевая форма собственности По сути она относится к частной форме собственности.

Колхозно-кооперативная форма собственности на землю

Советскому законодательству была известна колхозно-кооперативная форма собственности, но не на землю, а на имущество и другие средства производства, принадлежащие артелям, колхозам и т.д.

Почему закреплена эта форма собственности? ЗК РСФСР был принят в 1991 года, а указ Президента РФ, по которому предписано начать процесс реорганизации колхозов и совхозов, датируется 27 декабря 1991 г.

Закрепляя формы собственности, законодатель принял компромиссный вариант.

Ст.9 Конституции РФ закрепляет несколько форм собственности:

1) государственная собственность

2) частная

3) муниципальная

Этот перечень открытый. Говорится о возможности появления новых форм собственности (в том числе и на землю).

Частная форма собственности на землю

Высказывались предположения о том, что введения этой формы позволит заполнить рынок.

Для действования определённых форм хозяйствования на земле должны быть соответствующие хозяйственно-экономические условия.

При введении НЭПа крестьянам была дана некоторая экономическая, хозяйственная свобода, «отдушина». Благодаря этому рынок был заполнен недорогой продукцией в кратчайшие сроки. Земля уже была в государственной собственности. Потом началась коллективизация: крестьян в массовом порядке отправили в с/х артели. Проблемы:

1) все предписания артелям направлялись сверху (часто, людьми, не имеющими специальных знаний в этой области)

2) доходы распределялись между работниками по трудодням, а не по результату.

Проведение сплошной коллективизации привело к противоположному от ожидаемого результату.

Форма собственности - государственная.

Сочетание государственной и частной форм собственности должно было дать положительный результат.

Частная форма собственности на землю закреплена:

· в ЗК РФ (гл. III «Собственность на землю». Ст. 15 «Собственность на землю граждан и юридических лиц»)


· в ст.36 Конституции РФ закреплено основное право граждан на получение в частную собственность земельных участков.

· в ст. 17 закона Свердловской области от 29.12.95 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области".

Не передаются в частную форму собственности:

· земельные участки, занятые объектами историко-культурного наследия;

· земельные участки, занятые государственными природными заповедниками, национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками, ботаническими садами и другими особо охраняемыми природными территориями;

· земельные участки, находящиеся в границах курортов, санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений;

· земли общего пользования в поселениях (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие территории и акватории).

С долевой формой собственности связывается определение доли каждого участника. Доли будут равными, если иное не предусмотрено законом или соглашением между всеми участниками долевой собственности. С долевой формой собственности связывается также и право преимущественной покупки - оно принадлежит участникам соглашения. Распоряжение земельным участком, находящимся в частной собственности, осуществляется по соглашению участников либо по решению суда. Выводы:

1) с учётом исторических традиций в России фактически была ограничена частная собственность на землю

2) купля-продажа земельных ресурсов в целом может быть оценена как положительное явление. Однако нужно создать надлежащие экономические условия разумного хозяйствования на земле. В настоящее время 4 млн. гектаров плодородных земель не обрабатываются должным образом.

3) при частной форме собственности на землю собственники свободно владеют, пользуются и распоряжаются землёй. Однако свобода предполагает строгое соблюдение целевого назначения земель в рамках законодательства.

Государственная форма собственности на землю

Государственная форма собственности на землю предусмотрена:

· в ст.16, 17 3К РФ

· в ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (от 17.07.01 г. № 101-ФЗ) на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан и их объединений, юридических лиц либо в муниципальной собственности.

Федеральные земли определяются в процессе их разграничения с иными (т.е. находящимися в иной форме собственности) земельными участками. При этом обязательно учитывается общегосударственный интерес.

К федеральным землям относятся земельные участки:

Необходимые для нужд обороны

Занятые космическими системами

Занятые объектами ядерной энергетики

Занятые федеральным железнодорожным транспортом

На которых расположены курортные зоны

На которых расположены заповедники.

Порядок отнесения земель к федеральным, их разграничения с землями субъектов федерации определяется ФЗ «О разграничении...»

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в муниципальную собственность, а также гражданам и юридическим лицам (для строительства, занятия с/х производством и иных целей).

Муниципальная форма собственности на землю

Согласно ст.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.09.95 г. № 154-ФЗ: муниципальная собственность - это собственность муниципального образования.

Муниципальная собственность - это земли, находящиеся в ведении муниципальных образований. По общему правилу: земли, находящиеся в пределах черты муниципального образования (не все), могут составить муниципальную форму собственности. На территории муниципального образования могут находиться земли федерального значения, земельные участки граждан и юридических лиц.

В муниципальную собственность могут быть приобретены земли с аукциона, а также возможна передача земельных участков для развития МО (даже если эти земли не входят в черту МО - в этом случае граница как бы «отодвинется»).

На землях, относящихся к муниципальной собственности, находятся:объекты муниципального значения (школы, больницы, детские дошкольные учреждения, муниципальное жильё и т.п.) дороги, подъезды, площади (т.е. земли общего пользования).

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду или на других основаниях.

Все вопросы, связанные с муниципальной формой собственности, решают органы местного самоуправления.

Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. Это указано в Конституции Российской Федерации. А именно ст.9 указывает на то, что земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

1)государственная;

2)муниципальная;

3)частная.

Рассмотрим эти 3 формы подробнее.

Право государственной собственности на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда - субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.

При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение. Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности - право некой "общей" (не разграниченной физически) государственной собственности.

Земли, находящиеся в государственной собственности, можно приватизировать с учетом запретов и ограничений, устанавливаемых для отдельных категории земель. Государственные земли могут передаваться физически юридическим лицам в пользование на праве срочного и бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренда Землепользователи несут обязанности по рациональному использованию земель, недопущению их деградации. Землепользование является платным.

В 71 ст. Конституции предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

Право муниципальной собственности на землю - это правомочия владения, пользования, распоряжения, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ находится множество муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления. В этом качестве органы местного самоуправления имеют право передать земельные участки во временное и постоянное владение и пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, продавать, отчуждать земли, находящиеся в муниципальное собственности, и совершать иные сделки.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность. Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную регулируется федеральными законами. Субъекты РФ определяют порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и осуществляют их передачу. также прилегающие земли. Территория муниципального образования устанавливается на основе законов соответствующих субъектов РФ с учетом мнения населения.

В отличие от государственной муниципальная собственность не делится на виды. Она едина. Управление муниципальной земельной собственностью возложено на местные органы, в структуре которых создаются подразделения, отвечающие за содержание и регулирующие использование земель, занятых автомобильными дорогами, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение территории и др.

Основное назначение муниципальных земель - обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель населенных пунктов, за исключением земель, расположенных за чертой городских и сельских поселений. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

Допускается приватизация муниципальных земель. Порядок и условия приватизации определяются местными органами самоуправления. Средства от продажи муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Не допускается приватизация земель общего пользования в населенных пунктах.

Право частной собственности на землю. Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида:

право частной собственности физических;

право частной собственности юридических лиц.

Российское земельное законодательство максимально расширяет круг физических и юридических лиц - субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, не могут быть собственниками земельных долей.

Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, право частной собственности на которые фактически не ограничивается. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в населенных пунктах и некоторые другие.

В частной собственности в настоящее время находится незначительная площадь всех земель. При этом на долю граждан приходится около большинство этих площадей. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут использоваться только для установленных целей, указание на которые содержится в право устанавливающих документах - свидетельствах о регистрации права частной собственности. Они могут включать использование земель для ведения фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, предпринимательской деятельности. Земельные участки могут передаваться их собственниками другим лицам во временное пользование, аренду либо отчуждаться путем совершения сделок купли-продажи, наследования, дарения, мены, передачи в качестве взноса в уставные фонды, могут быть предметом залога. Собственники могут также добровольно отказаться от своего земельного участка либо могут объединить его с земельными участками других собственников для создания общей собственности.

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством, как уже было сказано в пункте первом данной работы. Так же отметим, что земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут быть изъяты для государственных, общественных или муниципальных нужд в установленном порядке и при условии компенсации их стоимости. В определенных случаях правонарушений в качестве меры наказания собственник может быть лишен права собственности в соответствии с судебным решением без компенсации.

На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, представлять в государственные органы сведения о состоянии и использовании земель, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок - купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Следует отметить, что существует так же и право общей собственности. Право общей собственности на земельные участки означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения конкретным земельным участком двум и более индивидуально определенным физическим и юридическим лицам, которые выступают сособственниками. Общая собственность существует в виде долевой (определяется и фиксируется доля каждого собственника) или совместной (доля каждого не определена). Объектами права общей собственности выступают земельные участки, образуемые либо путем добровольного объединения гражданами или юридическими лицами принадлежащих им на праве частной собственности земельных участков (долей) как в порядке приватизации, так и вне ее. Хотя в большинстве случаев возникновения общей собственности действует принцип добровольного выбора, в некоторых случаях право общей собственности является единственной альтернативой. К примеру, при выделении земельного участка садоводческим или огородническим объединениям граждан или кондоминиумам часть общей площади земель, которая предназначена для размещения объектов общей инфраструктуры, дорог и других объектов общего пользования, закрепляется за членами садоводческого или огороднического товарищества или кондоминиума только на праве общей совместной собственности.

Право общей долевой и совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права собственности на земельный участок (долю) в общей собственности, выдаваемому каждому собственнику отдельно. Право общей совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права, оформляемым в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Земли, находящиеся в общей долевой и совместной собственности, используются для различных целей: ведение сельского хозяйства, предпринимательская деятельность, использование земель для размещения объектов жилой и нежилой постройки. Владение и пользование земельным участком, находящимся в общей собственности граждан, осуществляется сообща.

Содержание правомочия распоряжения различно для общей совместной и долевой собственности. При долевой собственности собственник обладает независимым правом распоряжения своей долей. Он может передавать свою долю в пользование другим пользователям, продать, заложить, передать ее по наследству и совершать другие сделки, связанные с отчуждением земель с учетом установленных законодательством ограничений. Во многих случаях ограничением правомочия распоряжения является требование о выделении земельной доли в натуре при совершении определенных действий по распоряжению земельным участком. Так, в аренду может быть передана лишь физически обособленная часть общей земельной собственности. При невозможности выделения земельной доли в натуре собственник не может заложить ее, передать в аренду, а имеет право только на компенсацию. Имеются и другие ограничения. При продаже земельной доли в общей долевой собственности преимущественное право на ее приобретение имеют другие участники общей собственности.

При совместной собственности сособственники обладают равными правами собственности на весь земельный участок. Каждый из них по согласию всех других участников вправе совершать разрешенные сделки со всем земельным участком либо его частью, а также иным образом распоряжаться им.

При совершении таких действий согласие других участников предполагается и специального удостоверения в форме договора или иной форме для совершения распорядительных действий не требуется.

Согласно Конституции РФ ст. 9 в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Однако фактически различные формы собственности не равны между собой. В частности, Земельным кодексом определяется, какие виды земель могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Например, в ст. 27 ЗК РФ говорится, что Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, (ограниченным в обороте) не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Право государственной собственности - система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государственного коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом

Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены в границах субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами, относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.

Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий (ст. 124-127 ГК РФ). Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

Из пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право федеральной собственности на землю может возникнуть только тремя способами.

Во-первых, федеральная собственность на землю устанавливается непосредственно федеральными законами.

Во-вторых, федеральная собственность выделяется в процессе разграничения государственной собственности на землю.

В-третьих, земельные участки приобретаются Российской Федерации в собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п.1 ст. 17 ЗК РФ).

Первые два способа отграничиваются от оснований возникновения прав собственности, предусмотренных в Гражданском кодексе Российской Федерации, что, конечно, нельзя считать правильным.

Из статей 8 и 212 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права, в том числе право федеральной собственности на землю может возникнуть на основании актов государственных органов или в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

В настоящее время в соответствии с федеральными законами в федеральной собственности находятся: земли, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам; земли, предоставленные внутренним войскам; земля, предоставленная для размещения и деятельности Железнодорожных войск; земельные участки органов федеральной службы безопасности; земельные участки, находящиеся в ведении федеральных органов правительственной связи и информации; земельные участки, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; земельные участки, на которых располагаются, входящие в систему государственного резерва организации; земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы; земельные участки, отведенные под соответствующую государственную наблюдательную сеть; земли лесного фонда; земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; земли, занятые находящимися в федеральной собственности водными объекта; земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны; земельные участки в городе Москвы, на которых расположены здания, строения и сооружения, где размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации.

Все вышеперечисленные федеральные законы, в том числе и Земельный кодекс Российской Федерации, были изданы до вступления в силу Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю». При составлении статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель попытался учесть, как требования Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", так и сложившуюся до принятия этого закона практику установления собственности Российской Федерации на землю в различных федеральных законах. Нетрудно догадаться, что такая попытка не могла быть удачной.

Несогласованности между соответствующими федеральными законами слишком очевидны, чтобы их можно было не заметить. Целесообразно привести несколько примеров: к федеральной собственности отнесены земли лесного фонда, значительная часть водных объектов, особо охраняемые природные территории федерального значения. Таким образом, собственность Российской Федерации уже установлена на земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий федерального значения, земли, занятые водными объектами. В тоже время Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" исходит из того, что указанные земли не являются, а должны быть отнесены к федеральной собственности. Земельный кодекс Российской Федерации (статья 87) установил федеральную собственность на земли обороны и безопасности. Однако этот вопрос уже давно решен Федеральным законом "Об обороне" (статья 1) и другими федеральными законами. В федеральных законах при регулировании вопросов, связанных с федеральной собственностью на землю, допускаются повторы, используются несогласованные между собой понятия и имеются другие неточности. Вместе с тем в них достаточно ясно обозначена принадлежность определенной земли к федеральной собственности. Под приобретением земельных участков в федеральную собственность по основаниям, установленным гражданским законодательством, следует понимать возникновение права собственности Российской Федерации на землю в силу какой-нибудь сделки или в результате утраты права собственности другим лицом в порядке, установленном законом. Появление этой нормы в Земельном кодексе Российской Федерации вряд ли можно считать оправданным. Соответствующие проблемы уже давно решены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Если установление собственности Российской Федерации на землю федеральными законами или при разграничении государственной собственности основано на административном или ином властном подчинение одной стороны другой, то приобретение земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, часто решается уже в совершенно иной правовой сфере.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли -- наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение.

Используются два юридически несогласованных подхода.

С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически.

С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Особенностью государственной собственности на землю является то, что нормы о множественности ее субъектов пока еще в полной мере не реализованы. В настоящее время федеральными законами установлена только федеральная собственность на землю. Что касается собственности субъектов Российской Федерации, то федеральные законы лишь предусматривают необходимость ее выделения. Иными словами в данное время государственная собственность на землю разделяется на две части, то есть на федеральную собственность и не разграниченную государственную собственность.

Федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации на землю посвящены статьи 17 и 18 Земельного кодекса Российской Федерации. Вопросы, касающиеся не разграниченной государственной собственности на землю сейчас должны решаться на основе требований пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Согласно части второй пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В некоторых субъектах Российской Федерации (например, в городе федерального значения Москве) права собственника на землю, находящуюся в не разграниченной государственной собственности, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Попытка решить на региональном уровне проблему разграничения государственной собственности на землю и другие природные ресурсы привела к тому, что соответствующие положения законодательства субъектов Российской Федерации были оспорены в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 7 июня 2000 г. № 10 -П и Определение от 27 июня 2000 г. № 92 -О) разъяснил, что субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку это нарушает суверенитет Российской Федерации.

Из решений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что порядок отнесения земли и других природных ресурсов к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации должен решаться в федеральных законах. Конституционный Суд Российской Федерации специально подчеркнул, что Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.

В то же время Конституционный Суд Российской Федерации предписывает при решении вопросов разграничения государственной собственности на природные ресурсы обеспечивать учет и согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов.

Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации составлен на основе требований Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и основных принципов земельного законодательства. Указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации с одной стороны говорит о необходимости выделения федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности из состава государственных земель, а с другой стороны - ведет речь о том, что этот процесс может осуществляться только в соответствии со специальным федеральным законом. Основное правовое значение пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации состоит в том, что он внес окончательную ясность в вопросы о том, кто может стать собственником разграничиваемых земель и в соответствии с каким нормативным правовым актом.

В настоящее время в Новосибирской области, как и по всей стране, есть две формы собственности на землю: государственная и частная. В частной собственности граждан в области находится 5481,9 тыс. га или 30,8% от общей площади области и 82,9 тыс. га в собственности у юридических лиц.

В соответствии с федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» во втором полугодии 2002 года в области начата работа по разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность области и муниципальную собственность.

К собственности области будут отнесены земли фонда перераспределения, земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности области, в также ранее приватизированные предприятия, находящиеся в собственности области, земельные участки, на которых расположены государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, созданные органами государственной власти области и т.д.

Все земли на территории муниципальных образований, кроме земель частной собственности, земель, отнесенных к федеральной собственности и к собственности области, будут переданы в муниципальную собственность.

Департамент имущества и земельных отношений администрации области по поручению областного Совета депутатов, главы администрации области готовит перечень земельных участков, которые предлагает отнести к собственности области; муниципальные образования должны готовить перечень земельных участков, которые они предлагают отнести к муниципальной собственности.

На каждый земельный участок, включенный в перечень, формируется дело с необходимыми документами, которые подтверждают основания для включения его в этот перечень. Кроме этого необходима кадастровая карта (план) земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет. Перечень земельных участков, предлагаемых к отнесению к муниципальной собственности, направляется на согласование в департамент имущества и земельных отношений администрации области, который он затем направляет также в Федеральное Агентство по управлению Федеральным имуществом Российской Федерации.

В дальнейшем Федеральное Агентство по управлению Федеральным имуществом Российской Федерации направляет для согласования субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям перечни земельных участков, для отнесения их в собственность субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность. Согласованные перечни направляются в Федеральное Агентство по управлению Федеральным имуществом Российской Федерации для утверждения их Правительством Российской Федерации отдельно по землям собственности области и муниципальной собственности.

В случае разногласий создается согласительная комиссия, если она не приходит к согласию, дело рассматривает суд.

Работа по разграничению государственной собственности на землю потребует немало времени, значительных средств из федерального, областного и муниципальных бюджетов.

И здесь самое активное участие должны проявить органы местного самоуправления муниципальных образований, т.к. они заинтересованы получить в распоряжение как можно больше земель, как одного из источников доходов их бюджетов.

По состоянию на 1 июля 2003 года из 460 муниципальных образований только 5 приступили к этой работе. Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано в Законе «О местном самоуправлении».

В ст. 2 Закона названы местные (т.е. муниципальные) образования: города, районы, поселки, сельские населенные пункты. В ст. 36 78 подробно изложена компетенция местных Советов и администрации по распоряжению и управлению муниципальными землями. Статьи 36 78 действовали до принятия субъектами Российской Федерации своих уставов.

Муниципальная собственность на землю это собственность муниципальных образований в пределах их черты. Однако и здесь не все земли находятся в муниципальной собственности. Они определяются методом “вычитания” федеральных земель, земель субъекта Российской Федерации и частных земель.

В первую очередь это земли, занятые муниципальными объектами (школами, больницами, предприятиями общепита, домами культуры, детскими учреждениями, муниципальным жильем). Далее, на территории муниципального образования выделяются земли общего пользования. Это дороги, улицы, скверы, насаждения, парки, площади, пляжи, кладбища.

В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке, а также земли, передаваемые из федеральных земель и земель субъектов Федерации.

Все муниципальные земли также проходят государственную регистрацию. От имени муниципальных образований их органы местного самоуправления (муниципальные органы) осуществляют права владения, пользования и распоряжения муниципальными землями. Государственными и частными землями они не вправе распоряжаться.

Они вправе проводить объединения, обмен, перераспределение муниципальных земель между муниципальными образованиями. Это может производиться на основании договора между ними по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Помимо этого они выполняют и публичные функции как органы публичной власти.

Право муниципальной собственности на землю -- это правомочия владения, пользования, распоряжения, принадлежащие муниципальному образованию. Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность.

В настоящее время наиболее вероятны два способа возникновения права муниципальной собственности на земельные участки:

Разграничение государственной собственности на землю;

Приобретение органами местного самоуправления земельных участков у граждан и юридических лиц.

В отличие от государственной, муниципальная собственность не делится на виды. Она едина.

Основное назначение муниципальных земель -- обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель населенных пунктов, за исключением земель, расположенных за чертой городских и сельских поселений. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться не только в государственной и частной, но и в муниципальной форме собственности.

Указанное конституционное требование реализуется не только в Земельном кодексе Российской Федерации, но и в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и целом ряде других федеральных законов.

Субъектом права муниципальной собственности на землю выступают муниципальные образования. Муниципальными образованьями признаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория.

Федеральные законы не устанавливают муниципальной собственности на какие-либо земельные участки, а лишь констатируют возможность возникновения на землю данной формы земельной собственности.

Специфической особенностью возникновения права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности на землю является то, что к этой форме собственности, как правило, следует относить земельные участки, которые не передаются в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 и 3 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо рассматривать во взаимосвязи. Согласно этим нормам Земельного кодекса Российской Федерации федеральными законами и изданными в соответствии с ними законами субъектов в собственность муниципальных образований можно передать земли, находящиеся в государственной собственности (федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации). В Земельном Кодексе определено, что государственная собственность на землю безвозмездно передается в муниципальную собственность только для обеспечения развития муниципальных образований, причем как в его границах, так и за ее пределами.

В заключение следует отметить, что в настоящее время осуществляется подготовка проектов федеральных законов, в которых предполагается существенно изменить правовое регулирование вопросов, касающихся права государственной и муниципальной собственности на землю.

К этим законопроектам относится не только ранее упоминаемый проект федерального закона «О государственных и муниципальных имуществах». Планируется разработать законопроекты о внесении изменений и дополнений во все законодательные акты, где затрагиваются в той или иной мере проблемы государственной и муниципальной земельной собственности. В частности, уже разработан законопроект, где предлагается обновить нормы Земельного кодекса Российской Федерации о публичной земельной собственности. Представляется, что в этих условиях анализ действующего в Российской империи, в СССР и в современной России законодательства о государственной и муниципальной собственности на землю может оказаться весьма полезным. Пока в значительной мере опыт решения данных вопросов в нашей стране остается невостребованным. До тех пор, пока этот опыт не будет учитываться при совершенствовании законодательства, все попытки урегулировать отношения собственности на землю не принесут желаемых результатов.

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы привести в пример таблицу 1, в которой наиболее полно и четко перечислены основные полномочиям органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Таблица 1 - Компетенция РФ и ее субъектов в области земельного права

Компетенция РФ и ее субъектов в области земельного права

Субъекты РФ

Органы местного самоуправления

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений

Государственное управление в области мониторинга земель

Установление порядка изъятия земельных участков

Изъем для нужд РФ земельных участков

Разработка и реализация программ использования и охраны земель

Изъятие земель для нужд субъекта РФ

Разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъекта РФ

Управление и распоряжение земельными участками, находившимися в собственности субъектов РФ

Изъятие земель для муниципальных нужд

Установление правил землепользования и застройки муниципальных образований

Разработка и реализация местных программ использования и охраны земель

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида: право частной собственности физических и право частной собственности юридических лиц. Российское земельное законодательство максимально расширяет круг физических и юридических лиц -- субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, не могут быть собственниками земельных долей.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю, предусмотренными земельным законодательством, однако в отдельных случаях данные права могут быть ограничены. В принципе, к ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком.

Так на земельных участках в границах охранных зон системы газоснабжения не допускается строительство, каких бы то ни было зданий, строений, сооружений, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф (ст. 33 ЗК РФ).

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов (ст. 27 ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях»).

В законах названы только допустимые ограничения в использовании земельных участков. Конкретные ограничения по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Эти акты могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены в судебном порядке. Тогда ограничение прав на землю устанавливается решением суда. В любом случае требуется государственная регистрация ограничений прав на землю.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов (ст. 57 ЗК РФ).

Еще одно ограничение зафиксировано в ст. 12 ФЗ «О недрах». Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению использовать все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц. Недра являются исключительной собственностью Российской Федерации и ее субъектов.

Поэтому собственник земельного участка может осуществлять на своем земельном участке только добычу общераспространенных полезных ископаемых (торфа, глины, песка и т.п.) на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления. Также собственник имеет право для личного потребления осуществлять рытье колодцев до первого водоносного горизонта, который не используется для питьевого водоснабжения данного населенного пункта.

Поделиться: