Охрана труда на железной дороге. Инструкция по охране труда для станционного рабочего железнодорожной станции оао "ржд"

1.УСЛОВИЯ ТРУДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИЙ (факторы определяющие повышенную опасность труда на ж.д. транспорте).

Под условиями труда понимают совокупность взаимосвязанных технических, психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и социально-психологических факторов конкретного труда, обусловленных уровнем развития производственных сил общества и господствующими в нем экономическими отношениями.

Трудовая деятельность складывается под непосредственным воздействием:

естественных условий (природноклиматических);

  • технического уровня производства (степень автоматизации, нот);
  • технологического процесса (нагрузки на организм человека, режим труда, отдых);
  • санитарно-гигиенических и эстетических условий;
  • социально-психологических факторов, создающих "Психологический климат" в коллективе.
  • Железнодорожный транспорт работает круглосуточно, в любую погоду. Работники железнодорожного транспорта работают в одиночку (путевой обходчик, дежурный по переезду), 2 - 3 человека - поездные бригады, большими группами. Это накладывает свои особенности. Электрификация железнодорожного транспорта дает дополнительные опасности при работе - близость К.С. с U= 3 кв. постоянного тока и 27,5 кв. переменного.

    Большую нервную нагрузку имеют локомотивные бригады в связи с увеличением скоростей движения, наличия многих приборов контроля, наблюдениями за сигналами, свободности пути.

    Имеется ряд рабочих профессий с большой физической нагрузкой. (погрузочно-разгрузочные работы, текущее содержание пути).

    Для облегчения работы железнодорожников применяется автоматизация, механизация, рациональное расположение приборов, и другие усовершенствования.

    Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народного хозяйства, в которых особо остро ощущаются специфичность труда и его повышенная опасность. Рабочие места и рабочие зоны железнодорожников многих профессий расположены в непосредственной близости от движущегося или готового к движению состава. Для выполнения ряда технологических операций работающие вынуждены соприкасаться с подвижным составом. Условия труда усложняются еще и тем, что железные дороги работают круглосуточно и в любое время года, при любой погоде.

    Наезды составляют более половины случаев производственного травматизма на железнодорожном транспорте.

    Одной из основных причин повышенной опасности труда на железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габаритом подвижного состава. Целый ряд технических операций, выполняемых дежурным по стрелочным постам, составителями поездов, осмотрщиками и регулировщиками скорости движения вагонов, осуществляется в пределах поперечного очертания подвижного состава. При выполнении служебных обязанностей работникам некоторых профессий приходится многократно пересекать пути.

    Воздействие климатических факторов вносит ряд дополнительных трудностей. В зимний период резко ухудшается состояние производственной территории. Из-за снежных заносов усложняются условия перехода путей, передвижения по междупутьям, в гололед резко увеличивается опасность падения. В холодное время года приходится пользоваться теплой спецодеждой, затрудняющей движение, ухудшающей восприятие звуковых сигналов.
    С изменением погоды связан целый ряд отказов в работе технических устройств железнодорожного транспорта. Интенсивные снегопады приводят к отказам в работе стрелочных переводов.

    Работы на контактной сети производятся с изолированных площадок дрезин или съемочных вышек. Повышенная опасность состоит в том, что расстояния, которые разделяют разнопотенциальные элементы контактной сети, определяются всего лишь размерами изолирующих элементов. Работа ведется на значительной высоте и не удобной позе. Ограниченное время, в течение которого должны быть выполнены работы в условиях движения поездов и маневровых передвижений, создает трудности безошибочного соблюдения правил безопасности.

    Опасность поражения электрическим током имеется на работах, выполнение которых связано с прикосновением к элементам цепи обратного тока - к рельсам. Исследования показывают, что на участках переменного тока при коротких замыканиях в тяговой сети потенциалы рельсов относительно земли могут достигать 3 кВ.

    Для работников ряда профессий представляет опасность касание контактной подвески, находящейся под рабочим или наведенным напряжением. Прежде всего, это возможно на работах по погрузке и выгрузке вагонов. Опасность поражения наведенными потенциалами имеет место при ремонте пути, особенно бесстыкового, когда длина рельсовой плети составляет сотни метров.

    Повышенная опасность электротравм существует при обслуживании электроподвижного состава и тепловозов, она связана с выходом на крышу локомотива. В условиях дефицита времени и стрессового состояния при поиске и устранении отказа повышается вероятность ошибочных действий локомотивных бригад.

    На деповном ремонте локомотивов и вагонов определенную опасность представляет выполнение работ на металлообрабатывающих станках, с использованием домкратов, механизированных приспособлений, электроинструмента и др. Специфические опасности характерны для сварочных работ.

    Погрузочно-разгрузочные работы сопряжены с опасностью падений стропальщиков и грузчиков, травмирование их грузом.

    При производстве путевых работ, помимо угрозы наезда подвижного состава, имеется ряд опасностей, связанных с применением грузоподъемных механизмов, как правило, имеющих большую массу поднимаемого груза, что кроме опасности механических травм, создает большие физические нагрузки.

    В локомотивных и вагонных депо могут возникнуть производственные вредности из-за невыполнения санитарных норм по параметрам воздушной среды, шума и вибрации на рабочих местах.

    Прием, обработка, расформирование, формирование и отправление поездов, обслуживание и ремонт станционных устройств и подвижного состава проводятся круглосуточно при любой погоде в основном на открытом воздухе, вне помещений. Работники станции других служб выполняют эту работу в тесном взаимодействии друг с другом и под руководством дежурного по станции (маневрового диспетчера), от правильности действия которого зависит безопасность движения поездов и безопасность труда всех работников, находящихся на станционных путях. В парках при большой протяженности их территории работают чаще всего небольшие группы людей, и контролировать их действиями не всегда просто.

    Рабочие места большинства работников (составителей поездов и их помощников, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов, операторов технической конторы, монтеров пути, приемщиков поездов и др.), занятых обслуживанием станционных устройств и обработкой поездов, расположены внутри рельсовой колеи или в непосредственной близости от нее и на подвижном составе. В условиях движения поездов и маневровой работы эти лица подвергаются большой опасности, которая увеличивается при движении составов вагонами вперед.

    Интенсивные шумы приглушают сигналы, оповещающие об опасности. Большое количество вагонов на путях, движение поездов и маневрирующих составов ухудшают локомотивным и составительским бригадам условия видимости людей, находящихся на путях. Недостаточная освещенность территории повышает опасность наезда и травмирования работающих. Значительная часть станций расположена на электрифицированных участках. Напряжение в контактном проводе создает опасность поражения электрическим током при несоблюдении правил техники безопасности. В вагонах, обрабатываемых на станциях, перевозят легковоспламеняющиеся, взрывчатые и ядовитые вещества, негабаритные, пылящие и другие грузы. Все это дает основание считать, что работа на станционных путях связана с повышенной опасностью, а дежурные по станции, постам, паркам и путям, маневровые диспетчеры испытывают большую психоэмоциональную напряженность, обусловленную сознанием ответственности за безопасность движения поездов, жизнь подчиненных работников, сохранность подвижного состава и груза.

    Наезды подвижного состава на работников станций происходят главным образом при маневровой работе, обслуживании стрелочных переводов и переходах по путям к месту работы. Чаще других травмы при наездах подвижного состава получают составительские бригады, дежурные стрелочных постов и регулировщики скорости движения вагонов.

    При маневровой работе подавляющая часть наездов подвижного состава происходит на основной территории станций. По характеру маневровых передвижений в момент травмирования наезды распределяются: на отцепы при роспуске с горок и маневрах толчками - 58 %, маневровые составы, движущиеся вагонами вперед, - 17 %, одиночные локомотивы - 8 %, составы с локомотивами впереди - 7 %. В сортировочных парках происходит 66,6 % наездов во время маневровой работы, а в парках приема и отправления - соответственно 10,2 и 8,2 %. В момент травмирования пострадавшие находились: внутри рельсовой колеи - 38 %, в междупутьи - 20 %, в межвагонных пространствах - 7 %, под вагонами или локомотивом - 6 %, в колее пути между группами стоящих вагонов - 4 %, на подвижном составе (при проезде) - 25 %. Однако эти статистические данные о травматизме при наездах на людей во время маневровой работы не раскрывают технологической необходимости, побудившей пострадавшего находиться в опасной зоне.

    В табл. 2.1 приведена характеристика травматизма по роду работы пострадавшего в момент несчастного случая.

    Таблица 2.1

    Характеристика травматизма по роду работы пострадавшего в момент несчастного случая

    Опасность наезда возникает при необходимости выполнять работу в опасной зоне (в пределах габарита подвижного состава) и при многократных пересечениях путей работниками станции при исполнении ими своих должностных обязанностей, а также из-за неуправляемости опасных объектов (движущихся вагонов и поездов, одиночных локомотивов). В табл. 2.2 приведены причины несчастных случаев, вызванных наездами подвижного состава, и факторы опасности.

    Таблица 2.2

    Несчастные случаи, вызванные наездами подвижного состава, и факторы

    Около 55 % несчастных случаев, связанных с наездами подвижного состава, в службе движения происходит с составительскими бригадами.

    Работы, при выполнении которых происходили несчастные случаи с составителями, вызванные с наездами подвижного состава:

    • - посадка и спрыгивание с вагонов при повышенной скорости (25 %);
    • - расцепка автосцепки с заходом в межвагонное пространство при движении (23 %);
    • - укладка тормозного башмака в опасной близости от движущегося отцепа и под вторые скаты руками (22,5 %);
    • - перебегание пути перед идущим отцепом (составом) (15 %);
    • - отсутствие контрольной проверки наличия габарита в зоне работы перед маневрами (14,5 %).

    Травмирование регулировщиков скорости движения вагонов чаще происходит на немеханизированных горках (около 40 %) и на механизированных горках с ручным торможением на целевой тормозной позиции подгорочного парка (до 30 %). Каждый четвертый несчастный случай происходит на горках малой мощности.

    До двух третей несчастных случаев с регулировщиками скорости движения вагонов происходит в темное время суток (от 21.00 до

    6.00 ч). Опасность травмирования несколько выше во второй половине смены (до 95 %), в последней трети смены она в полтора раза выше, чем в первой, и увеличивается в период окончания отчетных суток. Это связано с изменениями реакции и утомляемости работающих в течение смены, поэтому должно учитываться при определении ритма работы.

    С технологическими переходами в процессе роспуска составов с горки связано в среднем 54 % травм, с установкой башмака на рельс - до 32 %. До 18 % случаев вызвано неожиданным сдвигом стоящих вагонов направленными на этот путь отцепами, около 4 % связано с переходом пути под движущимися вагонами или по элементам конструкции вагона (автосцепкам).

    Причины травматизма из-за наездов подвижного состава на работников станции связаны с недостатками в решении вопросов безопасности труда при проектировании и эксплуатации технических устройств и оборудования на путях, при разработке технологии работы и санитарно-гигиенических условий труда. Ниже перечислены наиболее типичные и часто повторяющиеся причины:

    • - несовершенство путевого развития станций и технических устройств на них или неисправность последних (наличие сортировочно-отправочных парков, пропуск грузовых поездов и локомотивов перед пассажирским зданием, вытяжные пути на кривых малого радиуса, необходимость ручного торможения на третьей позиции и др.);
    • - недостаточное расстояние между осями путей на станциях для обеспечения удобства в работе и безопасности труда при размещении на междупутьях технологического оборудования;
    • - неисправность или несовершенство конструкций подвижного состава (локомотивов и вагонов), большой тормозной путь;
    • - отсутствие (неисправность) механизмов и приспособлений для очистки станционных путей и стрелочных переводов от снега и грязи;
    • - нарушение габарита приближения строений;
    • - отсутствие (несовершенство) средств ограждения места работ и подвижного состава, средств оповещения о подходе подвижного состава;
    • - отсутствие устройств для перехода через пути, занятые подвижным составом (в разных уровнях);
    • - отсутствие или низкое качество технологии работ (мелкие и разбросанные работы на путях, производство работ в габарите подвижного состава в одно лицо без ограждения, ограниченное и часто недостаточное время для выполнения работ и др.);
    • - переход на работу в одно лицо локомотивных и составительских бригад без осуществления технических и организационных мер безопасности и учета местных условий;
    • - отсутствие постоянных и оборудованных рабочих мест для встречи и пропуска поездов сходу;
    • - неудовлетворительное наблюдение за свободностью пути и неподача оповестительных сигналов локомотивными и составительскими бригадами;
    • - неудовлетворительное содержание междупутий, проходов и проездов, отсутствие оборудованных проходов к рабочим местам на путях станции;
    • - неправильное размещение служебно-технических помещений;
    • - нарушение порядка ограждения места работ;
    • - использование несоответствующего условиям работы или требованиям охраны труда инструмента, оборудования и приспособлений;
    • - нарушение технологических процессов выполнения отдельных операций (превышение скорости роспуска составов, порядка расцепления вагонов);
    • - необученность работающих безопасным приемам работы;
    • - несоответствие квалификации и состояния здоровья работающего выполняемой им работе;
    • - выполнение сложных и опасных операций без участия руководителя работ;
    • - низкая трудовая дисциплина;
    • - неудовлетворительное качество (или отсутствие) спецодежды, обуви и индивидуальных средств защиты;
    • - нарушение режима работы и отдыха;
    • - недостаточное и нерациональное освещение рабочих мест и станционных путей;
    • - неблагоприятные метеорологические условия (низкая температура, ветер, осадки, метель и т.д.);
    • - шум, заглушающий предупредительные сигналы об опасности;
    • - кратковременная необоснованно повышенная интенсивность труда;
    • - отсутствие или неудовлетворительное состояние бытовых помещений.

    Выше указаны только объективные причины травматизма и опущены так называемые субъективные: неосторожность (рассеяние внимания, отвлечение и др.), усталость, неловкость и др. При тщательном анализе обычно субъективная причина оказывается связанной с какой-либо объективной: неисправность технических устройств, недостаточное обучение работающего, наличие шума и др.

    Охрана труда на железнодорожном транспорте тесно связана с технического прогрессом. Комплексная механизация и автоматизация производства используются для облегчения условий работы, ликвидации тяжёлого физ. труда. В содержание О. т. включается предотвращение тех вредных социальных последствий, к которым может привести игнорирование требований техники безопасности; во избежание таких последствий установлены спец. правовые гарантии (технического и санитарные правила включены в законы и иные нормы, установлены повседневный контроль за их исполнением и строжайшая ответственность за их нарушение).
    Основным направления работ в области охраны труда: предупреждение наездов подвижного состава на работающих на путях станций и перегонах (см. безопасность работ на путях). Наезд подвижного состава, ограждения от наезда, опасная зона). Предупреждение электротравматизма при эксплуатации и обслуживании электроустановок, контактной сети и электроподвижиого состава (см. Электробезопасность, защита от электромагнитных воздействий); разработка и внедрение средств, позволяющих довести параметры санитарно-гигиенических условий (шум и вибрация на рабочих местах, запылённость, освещённость рабочих мест и г. д.) до уровня санитарных норм, разработка технического и гигиенич. требований на новые виды спецодежды и средств защиты для специфич. профессий железнодорожников (см. Воздушная среда на рабочих местах железнодорожников, Гигиена труда, Защита от вредных веществ, Защита от шума, Освещение железнодорожных объектов). Важны также следующие направления в области О. т.: совершенствование технологии, разработка новых технических средств и составление нормативно- технического документов по безопасности труда; социально-экономических и организационных вопросов улучшения О. т.; оценка безопасности новой техники, разработка методов оценки новой техники и технологии с позиций повышения безопасности труда работающих.
    Внедрение электрическое и тепловой тяги, улучшение конструкций подвижного состава, применение наиболее совершенных устройств защитного отключения и схем контроля изоляции электроустановок, освещения и вентиляции, улучшение шумоизоляции, внедрение разнообразных средств механизации и автоматизации значительно улучшили условия труда железнодорожников. Так, централизация стрелок и их пневматические очистка, автоматическими и механизированным торможение вагонов на сортировочных горках, автоблокировка, автоматическими поездная сигнализация, электрическое и пневматические почта по доставке грузовых документов, поездная радиосвязь и т. д. облегчили и обезопасили труд мн. работников, связанных с движением поездов. Применение высокопроизводительных путевых и строительных, машин, механизмов, различных приспособлений улучшило условия труда монтёров пути и строителей. Механизация обмывки вагонов и промывки цистерн, очистки и транспортировки деталей неузнаваемо изменили труд по осмотру, экипировке и ремонту вагонов. На железнодорожная линиях пост, и переменного тока всё большее применение находят полимерные изолирующие элементы различных конструктивного исполнения (например, в секционных врезных изоляторах, в узлах анкеровки контактных подвесок). Широкий диапазон допустимых механическая нагрузок этих элементов, высокие электроизоляционные свойства существенно повысили электробеэопасность обслуживания устройств контактной сети, рельсового пути и соединённых с ним устройств автоблокировки, СЦБ.
    Для предупреждения вредного воздействия на организм факторов производств.
    Среды работающим по установленным нормам выдаются за счёт предприятия спецодежда, спецобувь, др. средства индивидуальной защиты, спецжиры, лечебно-профилактическое питание.
    Нормы по производств, санитарии и гигиене труда предписывают устройство спец. производств, и гигиенических бытовых помещений, установку соответствующего оборудования, предусматривают безопасные пределы содержания в воздухе производственных помещений пыли, газов, пара, температуры и влажности воздуха, интенсивности и громкости шума и т. п. Система правил по технике безопасности и производств. санитарии состоит из общих (единых для всех отраслей нар. хозяйства), межотраслевых и отраслевых правил. В основе разграничения лежит сфера их действия. Общие правила определяют гл. требования по охране труда к устройству и эксплуатации любого промышленного предприятия (например, гос. стандарты и в первую очередь системы стандартов безопасности труда; санитарные и строит, нормы и правила; правила и инструкции по технике безопасности и производств, санитарии). Межотраслевые правила охватывают отд. виды производств. работ и оборудования, встречающиеся в различных отраслях нар. хозяйства. Действие отраслевых правил распространяется на хозяйства, предприятия и организации. На железнодорожный транспорт к отраслевым относятся, например, Правила техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения автоблокировки.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

    ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

    по дисциплине: «Охрана труда в отрасли»

    на тему: «Охрана труда на железнодорожном транспорте»

    Выполнила

    студентка 5-го курса

    группы МП-12с-1

    Олейникова С.

    Введение

    Анализ уровня травматизма на железнодорожном транспорте по Донецкой области

    Характеристика вредных и опасных факторов, присущих отрасли железнодорожного транспорта

    Заключение

    Введение

    Основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Никакие производственные показатели не должны ставиться выше, чем обеспечение безопасности человека.

    Попадая в зону работы железнодорожного транспорта, человек подвергается повышенной опасности механического травматизма, электротравматизма, вредного воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей, загрязненного атмосферного воздуха.

    Специфичность условий функционирования железнодорожного транспорта, особенности производственных процессов в данной отрасли, сложность, новизна и разнообразие технологий, их частая смена, быстродействие современных машин и механизмов, сложность и определенная опасность процессов их обслуживания заставляют уделять значительное место идеологии безопасности, определяют профессиональные задачи и направленность охраны труда в этой отрасли.

    Производственная безопасность как жизненная позиция работников железнодорожного транспорта обеспечивается необходимыми знаниями о грозящих человеку на транспорте опасностях и вредных факторах, соблюдением определенных правил взаимодействия человека с техникой и с производственной средой. Каждому специалисту, в сфере его должностных обязанностей, следует уметь идентифицировать опасности, для чего необходимо знать их суть и возможные источники возникновения.

    1. Анализ уровня травматизма на железнодорожном транспорте по Донецкой области

    Из всего разнообразия причин несчастных случаев, происходящих на железнодорожном транспорте, можно выделить три основные группы: организационные, технические, санитарно-технические. К организационным причинам относятся недостатки в обучении работающих безопасным методам труда и в инструктаже, нарушение режима труда и отдыха; привлечение к работе лиц не по специальности; отсутствие предупредительных надписей, надзора за производством работ, средств индивидуальной защиты. Технические причины включают: конструктивные недостатки оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных и энергетических систем, несовершенство средств индивидуальной защиты. К санитарно-техническим причинам относятся неблагоприятные метеорологические условия, нерациональное освещение рабочих мест, стесненность производственных помещений, шум на рабочих местах, уровень которого превышает допустимые нормы, загрязненность и загазованность воздушной среды, вредные излучения, вибрация.

    За период с 2008 по 2011 год существенно сократилось количество случаев производственного травматизма: в обособленных структурных подразделениях железнодорожного хозяйства произошло 25 случаев, из них 2 со смертельным исходом. Причинами произошедших случаев послужило нарушение инструкций по охране труда и требований техники безопасности. В частности:

    необеспечение безопасного прохода персонала к месту проведения работ, отсутствие контроля со стороны должностных лиц за организацией безопасных условий труда и предупреждением производственной ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью работников в месте проведения работ;

    нарушение пострадавшим должностной инструкции, личная неосторожность;

    выполнение определенных видов работ, не имея на то разрешения;

    нарушение работниками типовых инструкций;

    травмирование вследствие противоправных действий других лиц;

    неиспользование средств индивидуальной защиты, недооценка степени риска.

    Распределение количества потерпевших в случаях производственного травматизма за 2008-2011 годы по основным причинам

    Таблица 1.

    № п/пВид травмы20082009201020112008-2011% от общего числа1.Невыполнение инструкций по охране труда4021731,82.Травмирование вследствие противоправных действий других лиц0211418,23.Личная неосторожность1103522,74.Травмирование вследствие технологического процесса2200418,25Действие движущихся деталей020029,1Всего:773522100,0

    Из таблицы видим, что одной из основных причин произошедших случаев производственного травматизма являются невыполнение пострадавшими инструкций по охране труда и личная неосторожность.

    Однако не следует забывать и о том, что несоблюдение должностных инструкций и невыполнение требований охраны труда работниками железнодорожного транспорта ведет так же к непроизводственным несчастным случаям. И хотя за 7 месяцев 2012 года травматизм на железных дорогах Донецкой области уменьшился на 25,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлым годом - с начала 2012 года на станциях Донецкой железной дороги было травмировано 53 человека, против 71 пострадавшего в 2011 году - необходимо принимать меры для поддержания тенденции спада травматизма как производственного, так и непроизводственного.

    2. Характеристика вредных и опасных факторов, присущих отрасли железнодорожного транспорта

    Человечество, решая задачи своего материального благосостояния и комфортности жизни, непрерывно воздействуют на окружающий мир. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число опасных и вредных факторов, воздействующих на него и окружающую среду.

    Опасный фактор - это фактор, который при кратковременном воздействии (даже однократном) на человека приводит к развитию заболевания, травматизму, ожогам, увечью или смертельному исходу. Это могут быть ударная волна, опасные химические вещества, транспорт.

    Вредный фактор - фактор, который при длительном воздействии на организм человека приводит к нарушению состояния здоровья, ухудшению самочувствия, снижению работоспособности, развитию болезней и даже смерти. К вредным факторам относятся повышенный шум и вибрация, электромагнитные и ионизирующие излучения, повышенная или пониженная температура, влажность, давление. В зависимости от продолжительности действия, а также уровня доз или концентрации вредных веществ или соединений они могут стать опасными.

    Железнодорожный транспорт как среда, в которой формируются факторы повышенной опасности и вредности, создает для работников на их рабочих местах комплексы негативных воздействий, определяя их сочетанное влияние на человека. Прежде всего, это относится к рабочим местам работников путевых машинных станций (ПМС). Они представляют собой значительную профессиональную группу работников железнодорожного транспорта, здоровье которых зависит от целого комплекса производственных факторов. Высокие уровни шума (113...116 дБА). Уровни вибрации на большинстве машин по ремонту пути так же значительно превышают нормируемые величины. На машинах вибрационно-прессового принципа действия вертикальные колебания на полу и сиденьях превышают допустимые уровни почти в шесть раз.

    На машинистов оказывают негативное воздействие тепловые и электромагнитные излучения, акустические и вибрационные колебания. В современных двигателях внутреннего сгорания только 50% энергии, выделяющейся при сгорании топлива, переходит в полезную механическую энергию, остальная - в основном в тепловую, создавая неблагоприятные микроклиматические условия на рабочем месте.

    Объекты железнодорожного транспорта потребляют большое количество кислот, щелочей и других химикатов, которые отработав, могут попасть в стоки, а затем, после недостаточной очистки, - в сбросы, далее в реку, откуда возвращаются в производственную и бытовую среду. Такими загрязняющими объектами являются промывочно-пропарочные пункты обработки вагонов, шпалопропиточные заводы, локомотивные и вагонные депо. Загрязнение водных объектов негативно сказывается на здоровье населения железнодорожных поселков, примыкающих к указанным объектам.

    Загрязнение рабочих зон происходит распыляемыми сыпучими грузами. При погрузке и выгрузке они попадают в организм работников, осуществляющих грузовые операции, при транспортировании - в организм путевых рабочих, нанося таким образом ущерб здоровью и сокращая продолжительность жизни людей.

    Мероприятия по снижению уровня травматизма на железнодорожном транспорте

    железнодорожный транспорт травматизм

    На основании анализа производственного травматизма и выявленных причин несчастных случаев разрабатываются меры по предупреждению травматизма на производстве (технические, организационные, санитарно-гигиенические, правовые и экономические). Эти меры осуществляются как в период проектирования, так и в период строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.

    Технические мероприятия направлены на создание и внедрение новых технологий и современных безопасных видов производственного оборудования, снижающих вредное воздействие негативных факторов физической природы на человека и природную среду. Кроме того, в технические мероприятия входит разработка и внедрение эффективных средств коллективной и индивидуальной защиты от действия вредных и опасных факторов, приборов контроля, средств изоляции источников негативного фактора, а также средств поглощения опасных факторов.

    Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают разработку:

    нормативов на оптимальные и допустимые параметры среды в рабочем помещении;

    мероприятий, обеспечивающих нормализацию параметров производственной среды;

    критериев для оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса;

    методов обязательного контроля за состоянием производственной среды;

    профилактических мероприятий медицинского характера.

    К организационным мероприятиям относятся: выбор рациональных режимов работы оборудования; ограничение места и времени нахождения персонала в зоне вредного воздействия оборудования, регламентация режимов работы и отдыха.

    К правовым мероприятиям относятся: система правовых норм и нормативов, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда на государственной основе (законы, постановления, распоряжения, стандарты ГОСТ, ССБТ), правила, инструкции, санитарно-эпидемиологические и санитарные нормы и правила, а также проведение инструктажей по технике безопасности, контроль выполнения должностных инструкций, предписаний, аттестация рабочих мест, применение различного рода наказаний за невыполнение правил техники безопасности.

    Заключение

    В любой деятельности человека, особенно в производственной, не исключается вероятность наступления негативного события: травмы, заболевания, инвалидности, смерти, ущерба здоровью. Предприятия и организации несут большие финансовые затраты и моральные потери при возникновении профессиональных заболеваний, а также в случаях производственного травматизма работников. Это заставляет постоянно возвращаться к изучению сущности негативных факторов и их источников, к проблемам влияния производственной среды на жизнь и здоровье человека.

    Производственная безопасность как жизненная позиция работников железнодорожного транспорта обеспечивается необходимыми знаниями о грозящих человеку на транспорте опасностях и вредных факторах, соблюдением определенных правил взаимодействия человека с техникой и с производственной средой. Каждому специалисту, в сфере его должностных обязанностей, следует уметь идентифицировать опасности, для чего необходимо знать их суть и возможные источники возникновения.

    В структурных подразделениях железных дорог безопасность и комфортность производственной среды обеспечиваются комплексом правовых документов (по видам деятельности), носящих обязательный характер, экономических, организационных, технических и санитарно-гигиенических мер.

    Список использованной литературы

    1. Клочкова Е.А. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебник

    для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. - М.: Маршрут, 2004.

    Левицкий А., Пономаре В. Безопасность труда на железнодорожном транспорте. Вопросы и ответы. - М.: Транспорт, 2002.

    Фролов А. В., Бакаева Т. Н. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. - К.: София, 2005.

    СПЕЦИФИКА УСЛОВИЙ ТРУДА

    ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

    Список литературы.

    1. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ).

    2. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ Опасные и вредные производственные факторы. Классифи-кация.

    3. Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценки факторов рабочей среды и тру-дового процесса.

    4. СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

    5. ГОСТ 12.1.008-76 ССБТ Биологическая опасность. Общие требования.

    6. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ.

    Большая часть контингента работников железнодорожного транспорта занята работой непосредственно на путях перегонов и станций. К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяженные тормоз-ные пути, ограниченное расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяженность фронта работ при ограниченном обзо-ре, низкая освещенность рабочей зоны в темное время суток.

    Одной из основных причин повышенной опасности труда на железнодорожном тран-спорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габари-том подвижного состава. Целый ряд технологических операций, выполняемый дежурны-ми по стрелочным постам, составителями поездов, осмоторщиками и регулировщиками скорости движения вагонов, осуществляется в пределах поперечного очертания подвиж-ного состава. При выполнении служебных обязанностей работниками некоторых профес-сий приходится многократно пересекать пути.

    Условия труда во многом зависят от определения безопасных рабочих зон, что особен-но важно на железнодорожном транспорте, где труд целого ряда профессий характеризу-ется повышенной опасностью. Рабочая зона считается опасной, если в ее пределах возмо-жно воздействие на работника опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ).

    Порядок определения безопасных рабочих зон рассмотрим на примере станционных работников. На станциях рабочие места персонала, занятого обработкой составов, раполо-жены в междупутье. Для предупреждения несчастных случаев очень важно, чтобы разме-ры рабочей зоны обеспечивали безопасное выполнение всех технологических операций. Размеры рабочей зоны определяются исходя из условия безопасности работников.

    Исследованиями установлено, что рабочая зона в междупутье определяется в основ-ном размерами тела человека в исходной рабочей позе А , мм , отклонением тела за габарит исходной рабочей позы при выполнении трудовых операций D 1 и D 2 , мм , и углом α , º, ха-рактеризующим ориентацию работника относительно оси пути (Рис. 1).



    Рис. 1. Схема рабочей зоны в междупутье:

    а – при проходе вдоль путей; б – при встрече поезда с сигналами в руке

    Ширина рабочей М , мм , зоны в плоскости, перпендикулярной оси пути, может быть определена из следующей зависимости:

    М =(D 1 + А + D 2) cos α . (1)

    Если размах отклонений D 1 + D 2 обозначить через D , то:

    М =(А + D) cos α . (2)

    Экспериментально установлено, что случайные величины А , D иα подчиняются зако-ну нормального распределения, что позволяет находить расчетную ширину рабочей зоны, задаваясь определенной вероятностью того, что в процессе работы выход какой-либо час-ти тела работника за границу установленной зоны будет практически невозможным собы-тием при условии соблюдения правил безопасности. Аппроксимирующее нормальное рас-пределение ширины безопасной зоны приведены в таблице 3.

    Таблица 3

    Безопасная зона должна определяться из условия наименьшего допустимого расстоя-ния работающего до границ опасной зоны. Допустимые расстояния должны выбираться с учетом рабочей позы, используемого инструмента и т. п.

    Поделиться: