Судьба не проданного с торгов имущества должника-банкрота: что нужно знать кредиторам? Как происходит реализация арестованного имущества судебными приставами? Какие виды задолженности не могут быть аннулированы.

Статья 87. Реализация имущества должника

По общему правилу, реализация имущества должника, если иное не установленоФЗ «Об ИП», осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных СМИ.

Имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается гос.органам или организациям для обращения в гос. собственность в соответствии с их компетенцией, устанавливаемой Правительством РФ.

Постановление Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" - наделить исключительно Российский фонд федерального имущества функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Российский фонд федерального имущества осуществляет реализацию имущества, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, имеет право на основании договоров привлекать к реализации имущества отобранных им на конкурсной основе ЮЛ и ФЛ. Российскому фонду федерального имущества в качестве вознаграждения отчисляются средства в размере 5 процентов стоимости реализованного арестованного имущества, которые направляются на оплату услуг привлекаемых Фондом к реализации этого имущества поверенных, а также на создание единой информационной базы данных реализуемого имущества, оплату коммунальных услуг, аренды помещений и прочих расходов, связанных с обеспечением эффективного функционирования единой государственной системы реализации имущества.



3. Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

4. Реализация дебиторской задолженности осуществляется путем проведения торгов в случаях, когда:

1) срок исковой давности для ее взыскания истек;

2) дебитор находится в иностранном государстве, с которым РФ не заключен договор о правовой помощи;

3) дебитор находится в процессе ликвидации;

4) дебитор прекратил свою деятельность в качестве ЮЛ и исключен из ЕГРЮЛ;

5) в отношении дебитора введена процедура банкротства.

5. Для реализации инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов СПИ предъявляет требования к управляющей компании об их погашении.

6. О передаче имущества должника на реализацию СПИ выносит постановление.

7. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется СПИ по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента оценки имущества должника.

8. Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «Об ИП».

9. Цена дебиторской задолженности не может быть меньше стоимости дебиторской задолженности, указанной в постановлении СПИ об оценке имущественного права, за исключением случая перечисления дебитором денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов. Цена дебиторской задолженности уменьшается пропорционально отношению суммы основного долга дебитора перед должником к сумме перечисленных дебитором денежных средств.

10. Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то СПИ выносит постановление о снижении цены на 15%.

11. Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то СПИ направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются СПИ взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

12. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении СПИ об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме СПИ о решении оставить нереализованное имущество за собой.

13. В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.

14. О передаче нереализованного имущества должника взыскателю СПИ выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача СПИ имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.

15. Копии постановлений, указанных в настоящей статье, не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства.

Статья 89. Реализация имущества должника на торгах

1. Реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством РФ право проводить торги по соответствующему виду имущества.

2. Начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества, а начальная продажная цена заложенного имущества, на которое обращено взыскание в судебном порядке, - ниже цены, определенной судебным актом.

Статья 90. Сроки и порядок проведения торгов

1. Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.

2. Порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, ФЗ «Об ИП», иными ФЗ и постановлениями Правительства РФ.

Статья 91. Объявление торгов несостоявшимися

Организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если:

1) заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;

2) на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов;

3) из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества;

4) лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме.

Статья 92. Последствия объявления торгов несостоявшимися

1. В случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.

  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
  • Правовой статус федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов
    • Место ФССП России в системе федеральных органов исполнительной власти
    • Полномочия Министерства юстиции РФ по организации деятельности ФССП России
    • Задачи ФССП России
    • Организация деятельности ФССП России
    • Порядок планирования и организации работы ФССП России
    • Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности судебных приставов
  • Взаимодействие федеральной службы судебных приставов с иными органами государственной власти
    • Взаимодействие ФССП России с судами
    • Взаимодействие с органами, осуществляющими реализацию арестованного имущества
    • Организация взаимодействия ФССП России с органами государственной власти по вопросам исполнительного производства и реализации полномочий по межведомственной координации деятельности
    • Взаимодействие ФССП России с органами, осуществляющими государственную регистрацию
    • Взаимодействие с органами внутренних дел
    • Взаимодействие с Казначейством России
    • Осуществление прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов
    • Взаимодействие с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и их аппаратами
  • ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
  • Судебный пристав как государственный гражданский служащий
    • Законодательство о государственной гражданской службе
    • Принципы гражданской службы
    • Должности гражданской службы в ФССП России
    • Требования, запреты и ограничения, связанные с гражданской службой
    • Права и обязанности гражданского служащего
    • Дополнительное профессиональное образование судебного пристава
  • Меры профилактики типовых коррупционных проявлений на государственной гражданской службе в ФССП России
    • Предотвращение конфликта интересов
    • Предупреждение государственного служащего о недопустимости осуществления действий, которые могут способствовать возникновению или развитию конфликта интересов
    • Служебная проверка в отношении гражданского служащего
    • Исключение необоснованного вмешательства в деятельность государственных служащих в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
  • Судебный пристав как должностное лицо ФССП России
    • Требования, предъявляемые к претенденту на должность судебного пристава
    • Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя
    • Полномочия главного судебного пристава РФ
    • Полномочия главного судебного пристава субъекта РФ
    • Полномочия старшего судебного пристава
    • Организация взаимодействия судебного пристава-исполнителя с судебными приставами по ОУПДС в процессе совершения исполнительных действий
    • Организация работы в отделе судебных приставов
  • ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
  • Развитие принудительного исполнения актов юрисдикционных органов в России
    • Догосударственный этап принудительного исполнения
    • Государственное принудительное исполнение в X в. и его развитие до конца XV в.
    • Принудительное исполнение в централизованном государстве (с конца XV до конца XVII в.)
    • Принудительное исполнение в России с начала XVIII до первой четверти XIX в.
    • Принудительное исполнение в России с первой четверти XIX в. до 1917 г.
    • Советский и постсоветский периоды развития принудительного исполнения
    • Современный этап принудительного исполнения с 1997 г. по настоящее время
  • Правовая природа, принципы и система исполнительного производства
    • Правовая природа исполнительного производства
    • Принципы исполнительного производства
    • Система исполнительного производства
  • Субъекты исполнительного производства
    • Понятие и виды субъектов исполнительного производства
    • Отводы в исполнительном производстве
    • Лица, исполняющие требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц
    • Стороны исполнительного производства
    • Лица, содействующие исполнению
  • Исполнительные документы
  • Сроки и извещения в исполнительном производстве
    • Сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве
    • Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем
    • Порядок исчисления сроков в исполнительном производстве
    • Извещения и вызовы в исполнительном производстве
  • Психологические аспекты исполнительного производства
    • Психология профессиональной коммуникации судебных приставов
    • Конфликты в общении
    • Психология убеждения
    • Психология кризиса
  • СТАДИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
  • Общая характеристика стадий исполнительного производства
    • Понятие стадии исполнительного производства
    • Виды стадий исполнительного производства
  • Возбуждение исполнительного производства
    • Содержание стадии возбуждения исполнительного производства
    • Срок передачи исполнительного документа судебному приставу-исполнителю
    • Действия судебного пристава-исполнителя при решении вопроса о возбуждении исполнительного производства
    • Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
    • Ходатайство взыскателя о применении мер обеспечения исполнения
  • Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению исполнительного документа
    • Содержание действий при подготовке к принудительному исполнению
    • Извещение должника о возбуждении исполнительного производства
    • Установление должнику срока для добровольного исполнения, контроль исполнения и соблюдения установленного срока
    • Разъяснение судебного акта и (или) порядка его исполнения
    • Предоставление должнику отсрочки или рассрочки исполнения, изменение порядка и способа исполнения судебного акта
    • Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения
    • Выявление места нахождения должника, а также его имущества (розыск должника, розыск имущества должника)
      • Выявление (розыск) имущества должника - физического лица
      • Выявление (розыск) должника-организации и (или) имущества должника-организации
      • Практика обращения взыскания на имущество должника, права на которое оформлены на других лиц
    • Обеспечение исполнения исполнительного документа
      • Хранение и охрана арестованного имущества
      • Временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации
    • Приостановление исполнительного производства
  • Принудительное исполнение требований исполнительного документа
    • Соотношение понятий «исполнительные действия» и «меры принудительного исполнения»
    • Формы (процедуры) принудительного исполнения
    • Обращение взыскания на имущество должника
    • Оценка имущества должника
    • Реализация имущества должника
  • Распределение взысканных сумм и удовлетворение требований взыскателей
  • Завершение исполнительного производства
  • ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ВЗЫСКАТЕЛЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
    • Юридическая ответственность в исполнительном производстве
    • Перспективы применения процедуры медиации в исполнительном производстве
  • Исполнительский сбор
    • Понятие и признаки исполнительского сбора
    • Правовая сущность исполнительского сбора
    • Порядок взыскания исполнительского сбора
    • Основания возврата должнику исполнительского сбора
    • Особенности взыскания исполнительского сбора
    • Взыскание исполнительского сбора с солидарных должников
    • Возбуждение отдельного исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора
  • Расходы по совершению исполнительных действий
  • Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке
    • Специфика оспаривания действий (бездействия) ФССП России и ее должностных лиц в судебном порядке
    • Судебный порядок оспаривания постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов
  • Жалобы, поданные вышестоящему лицу службы судебных приставов
    • Жалобы и обращения как способ внесудебного урегулирования споров
    • Сроки и порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов
  • Освобождение имущества от ареста (исключение из описи)
  • Иски о возмещении вреда, причиненного службой судебных приставов
  • ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Особенности обращения взыскания на имущество должника - физического лица
    • Условия обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника - физического лица
    • Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника
    • Обращение взыскания на долю должника в праве общей собственности
    • Исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов
    • История развития алиментного законодательства в России
    • Основания для взыскания алиментов
    • Предъявление на принудительное исполнение исполнительного документа о взыскании алиментов
    • Особенности предъявления на принудительное исполнение нескольких исполнительных документов о взыскании алиментов
    • Порядок взыскания алиментов
    • Сбор информации о должнике и определение размера алиментов
    • Розыск должника по алиментам
    • Особенности привлечения должников, не исполняющих требования исполнительных документов о взыскании алиментов, к административной и уголовной ответственности
    • Порядок направления документов о взыскании алиментов на территорию иностранного государства
    • Зачет и обратное взыскание алиментов
    • Прекращение алиментных обязательств
  • Особенности исполнения требований, основанных на приговоре суда
    • Взыскание штрафа как вида уголовного наказания
    • Исполнение требований о конфискации имущества
  • Исполнение требований исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера
    • Общая характеристика исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера
    • Исполнение требований по жилищным спорам
    • Исполнение требований по трудовым спорам
    • Исполнение требований по брачно-семейным спорам
    • Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в судебных постановлениях по делам об административных правонарушениях
    • Исполнение требований по спорам о защите личных неимущественных прав
  • Обращение взыскания на имущество должника - организации
    • Особенности обращения взыскания на имущество должника - организации
    • Особенности обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях
    • Имущество, на которое не может быть обращено взыскание
    • Особенности принудительного исполнения после возбуждения дела о банкротстве
    • Действия судебного пристава-исполнителя по приостановлению исполнительного производства при получении определения о введении в отношении должника наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления)
    • Ревизия исполнительных производств, возбужденных в отношении должника на момент вынесения определения о введении наблюдения
    • Особенности совершения исполнительных действий в период со дня введения наблюдения и до открытия конкурсного производства
    • Действия судебного пристава-исполнителя после открытия в отношении должника конкурсного производства
    • Особенности исполнения при банкротстве индивидуального предпринимателя
    • Действия с исполнительными документами после завершения процедур банкротства
  • Особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств публичных образований и учреждений
    • Общая характеристика обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ
    • Порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств бюджета бюджетной системы РФ
    • Имплементация положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституция РФ по вопросам исполнения решений по искам к казне Российской Федерации
  • Особенности исполнения судебных актов, вынесенных в результате нарушения разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов
    • Разумные сроки судопроизводства и исполнения судебных актов
    • Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
    • Порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и особенности его рассмотрения
  • Принудительное исполнение актов юрисдикционных органов, осложненное иностранным элементом
    • Особенности исполнения решений иностранных судов на территории РФ
    • Международно-правовое регулирование признания и исполнения иностранных судебных решений
    • Особенности исполнения решений иностранных арбитражей на территории РФ
    • Гармонизация принудительного исполнения иностранных судебных (арбитражных) решений
    • Исполнение процессуальных актов судебного пристава-исполнителя за пределами территории РФ
    • Исполнение актов несудебных органов за пределами территории РФ
  • ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ИМУЩЕСТВА
  • Общая характеристика имущества как объекта взыскания
  • Обращение взыскания на денежные средства
  • Обращение взыскания на ценные бумаги
    • Общие положения при обращении взыскания на ценные бумаги
    • Поиск ценных бумаг должника
    • Арест ценных бумаг
    • Ограничение права пользования ценными бумагами
    • Изъятие и хранение ценных бумаг
    • Исполнение по ценной бумаге
    • Уведомление субъектов обращения взыскания на ценные бумаги
    • Реализация ценных бумаг
  • Обращение взыскания на заложенное имущество
    • Общие положения о реализации заложенного имущества
    • Обращение взыскания на движимое заложенное имущество по решению суда
    • Обращение взыскания на заложенное имущество в случае его отчуждения должником
    • Обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество
    • Обращение взыскания на заложенное имущество по исполнительному документу, взыскателем по которому выступает не залогодержатель
  • Обращение взыскания на автотранспортные средства
    • Обращение взыскания на дебиторскую задолженность
    • Обращение взыскания на денежные средства должника-абонента, находящиеся на его лицевом счете
  • Обращение взыскания на право аренды имущества
  • Обращение взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
    • Виды исключительных прав, на которые может быть обращено взыскание
    • Выявление результатов интеллектуальной деятельности
    • Наложение ареста на результаты интеллектуальной деятельности
    • Регистрация результатов интеллектуальной деятельности
    • Ограничение при наложении ареста на результаты интеллектуальной деятельности
    • Изъятие и хранение документов, подтверждающих право собственности должника на результаты интеллектуальной деятельности
    • Оценка результатов интеллектуальной деятельности
    • Очередность обращения взыскания на результаты интеллектуальной деятельности
    • Обращение взыскания на права по лицензионному договору
  • Обращение взыскания на имущество, принадлежащее должнику на праве общей собственности
    • Обращение взыскания на доли участников в уставных (складочных) капиталах юридических лиц
    • Особенности обращения взыскания на долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью
  • ДОЗНАНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
  • Производство дознания органами федеральной службы судебных приставов
  • Производство по делам об административных правонарушениях в сфере исполнительного производства
    • Особенности административной ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве
    • Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении
    • Права и обязанности участников производства по делу об административном правонарушении
    • Рассмотрение дела и составление постановления или определения по делу об административном правонарушении

Реализация имущества должника

В соответствии с ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, если иное не установлено федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724, Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство но управлению государственным имуществом (Росимущество).

Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержден совместным Приказом ФССП России № 347 и Росимущества № 149 от 25 июля 2008 г.

Реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им на конкурсной основе (далее - специализированные организации).

Передача имущества на реализацию

В соответствии с ч. 6 ст. 87 Закона об исполнительном производстве о передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.

Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается

Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган ФССП России.

Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента оценки имущества должника. В случае невозможности передачи имущества в натуре передаются правоустанавливающие и подтверждающие право документы.

К акту приема-передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные ч. 8-10 ст. 89 Закона об исполнительном производстве. К акту приема-передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.

Имущество считается переданным со дня подписания акта приема-передачи.

Подготовка к реализации имущества

Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом об исполнительном производстве.

Кроме того, ч. 8 ст. 87 Закона об исполнительном производстве позволяет специализированной организации, которая предлагает имущество покупателям, устанавливать цену выше, чем указано в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества.

По-видимому, законодатель исходил из того, что взыскатель заинтересован в получении большей суммы. Однако фактически увеличение начальной цены продажи может сделать реализацию имущества на торгах невозможной из-за отсутствия интереса потенциальных участников к торгам, что приведет к признанию их несостоявшимися, а это в свою очередь к затягиванию исполнения исполнительного документа и невозможности взыскателя получить причитающиеся денежные средства. Поэтому полагаем такое увеличение нецелесообразным и нарушающим права сторон исполнительного производства.

Специализированная организация обязана в десятидневный сроке момента получения имущества должника по акту приема-передач и размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.

В течение семи рабочих дней после опубликования извещения Росимущество (специализированные организации) письменно представляет территориальному органу ФССП России ссылку (наименование и реквизиты) на соответствующий сайт информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и печатные издания средств массовой информации, в которых опубликовано извещение.

Формы реализации имущества: общая характеристика

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает две формы реализации арестованного имущества: торги и комиссионная продажа.

Согласно ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация арестованного имущества осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона при реализации:

  • недвижимого имущества должника;
  • ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов);
  • имущественных прав, в том числе дебиторской задолженности;
  • заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем;
  • предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
  • вещи, стоимость которой превышает 500 тыс. руб., включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность).

Иное имущество реализуется на комиссионных началах.

Торги . В соответствии с ч. 1 ст. 89 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, в том числе имущественных прав, на торгах производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством РФ право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее - организатор торгов).

Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства.

Начальная цена имущества, выставляемого на публичные торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества, а начальная продажная цена заложенного имущества, на которое обращено взыскание в судебном порядке, - ниже цены, определенной судебным актом.

Согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.

Порядок проведения публичных торгов устанавливается ГК РФ. Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Организация и порядок проведения публичных торгов урегулированы ст. 448, 449 ГК РФ.

Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.

В публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложена оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.

В протоколе о результатах публичных торгов должны быть указаны все участники торгов, а также предложения о цене, которые они вносили.

Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения, а также размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство.

Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия и торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене, указание на собственника (правообладателя) имущества.

Размещение такого извещения является законодательно установленной обязанностью организатора торгов в силу положений п. 2 ст. 448 ГК РФ. При этом, когда речь идет об открытых торгах, участие в которых может принять любое лицо, извещение (по смыслу п. 1,2 ст. 448 ГК РФ) должно быть сделано таким образом, чтобы о проведении торгов могло узнать любое заинтересованное в участии в торгах лицо. Иными словами, потенциальным участникам торгов принадлежит право на извещение о проводимых торгах.

Очевидно, что способом информирования неопределенного круга лиц является размещение необходимых сведений в средствах массовой информации.

В то же время ст. 448 ГК РФ не содержит специальных требований к изданиям, в которых может быть помещено извещение о проведении торгов, и не определяет конкретно их перечень. Однако данное обстоятельство не должно трактоваться как предоставляющее организатору торгов полную свободу усмотрения при решении вопроса о месте публикации сообщения. Согласно выработанному судами подходу ненадлежащая форма доведения информации о публичных торгах, при которой она в нарушение ст. 448 ГК РФ оказывается практически недоступной для лиц, потенциально заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, либо не обеспечивается возможность однозначного восприятия и беспрепятственной фиксации сведений потенциальными участниками торгов (как, например, при распространении сообщения не в печатном издании, а по радио), является нарушением, достаточным для признания торгов недействительными.

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Информационном письме от 22 декабря 2005 г. № 101 указал, что сообщение о торгах как содержащее значительную по объему, сложную для восприятия информацию требует донесения до потенциальных участников торгов посредством опубликования ее в печати (п. 4). В настоящее время требование о размещении сообщения о торгах в печатных средствах массовой информации законодательно закреплено в ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

Однако и при опубликовании сообщения о торгах в печатном издании также могут быть нарушения. Так, например, вряд ли можно считать соблюденным требование об извещении о проведении открытых торгов в случае, если организатор торгов разместит извещение о торгах в газете, выпускаемой тиражом 2 экземпляра. Иное, несомненно, противоречило бы как сути открытых торгов, так и цели их проведения - реализации имущества на максимально выгодных для продавца условиях.

Более того, вопрос о доступности сообщения о торгах должен решаться и с учетом территории распространения того или иного издания. Так, не может считаться надлежащим извещением сообщение о торгах в издании, выпускаемом, например, в г. Владимире, при реализации на торгах права аренды здания, расположенного в г. Новосибирске.

В то же время на практике нередки случаи, когда в силу тех или иных причин продавец и не заинтересован в проведении реальных конкурентных торгов. При таких обстоятельствах организатор торгов посредством размещения сообщения в малоизвестном печатном издании, распространяемом в ином населенном пункте небольшим тиражом, может создать ситуацию реализации имущества на торгах, в которых примет участие неоправданно малое количество лиц, и по цене ниже той, которая была бы получена на торгах в условиях реальной конкуренции. Дополнительным доказательством нарушения организатором торгов порядка извещения в подобном случае могут служить данные, свидетельствующие об отсутствии самого намерения привлечь к торгам потенциальных покупателей и о незаинтересованности «участников» в победе на торгах, в частности сведения о составе участников торгов, наличии связи между ними.

Необходимость размещения сообщения о проведении открытых торгов способом, обеспечивающим доступность информации широкому кругу лиц и возможность ее однозначного восприятия, вытекает из самого понятия открытых торгов и разделяется судебной практикой.

Однако на сегодняшний день законодательно закрепленные критерии размещения информации о торгах отсутствуют, в том числе отсутствуют какие-либо специальные требования к средствам массовой информации, в которых публикуется такое сообщение.

В го же время законодательное установление четких и конкретных требований к печатному изданию (размер тиража, территория распространения и пр.) вряд ли может решить проблему. Каждый случай реализации имущества на торгах обладает своей спецификой, во многом определяемой стоимостью и характером реализуемого имущества, поэтому выработать универсальные правила публикации для всех подобных ситуаций просто невозможно.

Совершенно очевидно, что стоимость публикации объявления в печатных средствах массовой информации зависит от целого ряда факторов, в числе которых, например. тираж издания. В случае же реализации на торгах имущества, не обладающего высокой стоимостью, публикация сведений в дорогостоящих средствах массовой информации может оказаться просто экономически нецелесообразной. Аналогичная ситуация возможна и при реализации имущества, интерес к которому в силу его специфики может возникнуть лишь у некоторых категорий потенциальных покупателей, а потому публикация объявления в средствах массовой информации, распространяемом повсеместно, не будет иметь смысла 1 См.: Пристанскова Е., Тур И. Условия признания торгов недействительными при ненадлежащей форме извещения о торгах// Корпоративный юрист. 2008. № 12. С. 27. .

Таким образом, рассматривая вопрос о том, было ли извещение о торгах надлежащим, необходимо оценивать в каждом конкретном случае тираж, целевую аудиторию, территорию и способ распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов.

После получения информации о торгах лица, желающие принять в них участие, - участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

По ряду оснований торги могут быть признаны несостоявшимися.

В соответствии со ст. 91 Закона об исполнительном производстве организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если:

  • заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;
  • на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов;
  • из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества;
  • лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме.

В случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.

Вторичные торги объявляются и проводятся в соответствии со ст. 89 Закона об исполнительном производстве, т.е. по правилам проведения первоначальных торгов.

В случае если проведение вторичных торгов вызвано тем, что 1) заявки на участие в торгах подали менее двух лиц; 2) на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов; 3) из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества, начальная цена имущества на вторичных торгах постановлением судебного пристава-исполнителя снижается на 15%.

Если же проведение вторичных торгов вызвано тем, что лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме, начальная цена имущества на вторичных торгах не снижается.

В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

В соответствии со ст. 93 Закона об исполнительном производстве торги могут быть признаны недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ. Согласно ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Реализация на комиссионных началах . Второй формой реализации арестованного имущества является его реализация на комиссионных началах.

Порядок реализации имущества на комиссионных началах регулируется гл. 30, 51 ГК РФ, а также иными законами и правовыми актами. Так, например, основания и порядок реализации непродовольственных товаров урегулированы Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.

Имущество должника, переданное для реализации на комиссионных началах, согласно ч. 10 ст. 87 Закона об исполнительном производстве должно быть реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию.

В соответствии сост. 87 Закона об исполнительном производстве если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15%.

Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.

О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.

Копии постановлений не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства.

Особенности реализации отдельных видов имущества

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает особенности реализации некоторых видов имущества, а также особенности передачи на реализацию некоторых видов имущества.

Это касается прежде всего реализации недвижимого имущества, объекта незавершенного строительства, права долгосрочной аренды, дебиторской задолженности, ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также реализации заложенного движимого имущества.

Реализация недвижимого имущества и прав долгосрочной аренды . В соответствии с ч. 8 ст. 89 Закона об исполнительном производстве при передаче для реализации недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются:

  • копия акта о наложении ареста на имущество должника:
  • правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости;
  • копии документов, подтверждающих право на земельный участок, в случае продажи отдельно стоящего здания.

Согласно ч. 9 ст. 89 указанного Закона при передаче для реализации объекта незавершенного строительства к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи кроме документов, указанных в ч. 8 этой статьи, прилагаются:

  • копия решения об отводе земельного участка;
  • копия разрешения органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления на строительство.

При передаче для реализации права долгосрочной аренды недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи кроме документов, указанных в ч. 8 ст. 89 Закона об исполнительном производстве, прилагаются:

  • копия договора аренды;
  • копия документа, подтверждающего согласие арендодателя на обращение взыскания на право долгосрочной аренды, либо документа, предоставляющего возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя.

Реализация дебиторской задолженности . Особенностью реализации дебиторской задолженности является то, что согласно ч. 4 ст. 92 Закона об исполнительном производстве в случае объявления вторичных торгов по продаже дебиторской задолженности несостоявшимися судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить имущественные права за собой по цене на 25% ниже их начальной цены на первичных торгах, засчитав эту сумму в счет погашения взыскания. За дебитором сохраняется обязанность по погашению дебиторской задолженности (кредитором по которой становится взыскатель) в прежнем объеме.

Реализация ценных бумаг . Что касается ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, согласно ч. 3-7 ст. 89 Закона об исполнительном производстве они подлежат реализации на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг. Ценные бумаги подлежат продаже на торгах брокером или управляющим (если ценные бумаги переданы ему в управление), являющимся участником соответствующих торгов.

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг урегулирована Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 9 октября 2007 г. № 07-102/пз-н.

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг могут осуществлять только юридические лица, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи.

Как следует из ст. 3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», брокером является профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Установленный порядок реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, призван обеспечить большую открытость процесса исполнения, привлечь максимальное количество лиц, желающих приобрести ценные бумаги, и тем самым максимально обеспечить соблюдение прав сторон исполнительного производства.

Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

  • правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;
  • правила допуска к торгам ценных бумаг;
  • правила заключения и сверки сделок;
  • правила регистрации сделок;
  • порядок исполнения сделок;
  • правила, ограничивающие манипулирование ценами;
  • расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;
  • регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;
  • список ценных бумаг, допущенных к торгам.

О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация;

  • дата и время заключения сделки;
  • наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;
  • государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а в случае если в соответствии с настоящим Федеральным законом выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, - идентификационный номер такого выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
  • цена одной ценной бумаги;
  • количество ценных бумаг.

Торги организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ о рынке ценных бумаг, без применения положений ст. 90-92 Закона об исполнительном производстве, т.е. без установления срока их проведения и объявления торгов несостоявшимися.

Организатор торговли должен раскрывать информацию на своем сайте в сети «Интернет». Основная страница сайта должна содержать ссылку на раздел сайта, содержащий информацию, раскрываемую организатором торговли в соответствии с Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Вся информация, которую организатор торговли обязан раскрывать в сети «Интернет», должна быть доступна в течение установленных этими нормативными правовыми актами сроков на одном сайте в сети «Интернет».

Ценные бумаги выставляются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг по цене не ниже средневзвешенной цены этих ценных бумаг за последний час торгов предыдущего торгового дня.

Заявка на продажу ценных бумаг на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг может выставляться неоднократно в течение двух месяцев со дня получения постановления судебного пристава-исполнителя.

Если в двухмесячный срок со дня получения брокером или управляющим постановления судебного пристава-исполнителя ценные бумаги не были проданы на торгах, то судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить ценные бумаги за собой по средневзвешенной цене этих ценных бумаг за последний час торгов последнего торгового дня, в который брокер или управляющий выставлял их на торги.

Реализация заложенного имущества . В соответствии с ч. 3 ст. 78 Закона об исполнительном производстве заложенное имущество, взыскание на которое обращается дня удовлетворения требований залогодержателя, реализуется в порядке, установленном указанным Законом, с учетом особенностей, предусмотренных Законом об ипотеке и Законом о залоге, а также другими федеральными законами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества.

Как следует из ст. 56 Закона об ипотеке, имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание, реализуется путем продажи с публичных торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Что касается особенностей проведения публичных торгов в ходе исполнительного производства по реализации заложенного недвижимого имущества, то согласно ст. 57 указанного Закона публичные торги по продаже заложенного имущества проводятся по месту нахождения этого имущества.

Организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за десять дней, но не ранее чем за тридцать дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта РФ, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети «Интернет» в порядке, установленном Правительством РФ. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.

Лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5% от начальной продажной цены заложенного имущества.

Лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит возврату, если публичные торги не состоялись.

Присутствие на публичных торгах по продаже заложенного имущества не участвующих в них лиц может быть ограничено только органами местного самоуправления в интересах поддержания общественного порядка. На публичных торгах во всяком случае имеют право присутствовать лица, имеющие права пользования продаваемым имуществом или вещные права на это имущество, а также залогодержатели по последующим ипотекам.

Выигравшим публичные торги признается лицо, предложившее на публичных торгах наиболее высокую цену за продаваемое имущество. Это лицо и организатор публичных торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах публичных торгов. Уклонение кого-либо из них от подписания протокола влечет последствия, предусмотренные п. 5 ст. 448 ГК РФ.

Лицо, выигравшее публичные торги, должно в течение пяти дней после их окончания внести сумму, за которую им куплено заложенное имущество (покупную цену), за вычетом ранее внесенного задатка на счет, указанный организатором публичных торгов. При невнесении этой суммы задаток не возвращается.

В течение пяти дней с момента внесения покупной цены лицом, выигравшим публичные торги, организатор публичных торгов заключает с ним договор купли- продажи. Этот договор и протокол о результатах публичных торгов являются основанием для внесения необходимых записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае если имущество на публичных торгах не было реализовано в связи с тем, что на публичные торги явилось менее двух покупателей, на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, лицо, выигравшее публичные торги, не внесло покупную цену в установленный срок, организатор публичных торгов объявляет их несостоявшимися.

Публичные торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем наследующий день после того, как имело место какое-либо из указанных обстоятельств.

В течение десяти дней после объявления публичных торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имущества.

К такому соглашению применяются правила гражданского законодательства РФ о договоре купли-продажи. Ипотека в этом случае прекращается.

Если соглашение о приобретении имущества залогодержателем не состоялось, не позднее чем через месяц после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная продажная цена заложенного имущества на повторных публичных торгах, если они вызваны тем, что на публичные торги явилось менее двух покупателей или на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, снижается на 15%.

В случае объявления повторных публичных торгов несостоявшимися по причинам того, что на публичные торги явилось менее двух покупателей, на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, лицо, выигравшее публичные торги, не внесло покупную цену в установленный срок, залогодержатель вправе приобрести (оставить за собой) заложенное имущество по цене не более чем на 25% ниже его начальной продажной цены на первых публичных торгах и зачесть в счет покупной иены свои требования, обеспеченные ипотекой имущества.

Если залогодержатель оставил за собой заложенное имущество, которое по своему характеру и назначению не может ему принадлежать, в том числе имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, земельный участок, он обязан в течение года произвести отчуждение данного имущества в соответствии со ст. 238 ГК РФ.

Если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет ипотеки за собой в течение месяца после объявления повторных публичных торгов несостоявшимися, ипотека прекращается.

Залогодержатель считается воспользовавшимся указанным правом, если в течение месяца со дня объявления повторных публичных торгов несостоявшимися направит организатору торгов или, если обращение взыскания осуществлялось в судебном порядке, организатору торгов и судебному приставу-исполнителю заявление (в письменной форме) об оставлении предмета ипотеки за собой. Протокол о признании повторных публичных торгов несостоявшимися, заявление залогодержателя об оставлении предмета ипотеки за собой и документ, подтверждающий направление заявления организатору торгов, являются достаточными основаниями для регистрации права собственности залогодержателя на предмет ипотеки.

Особенностью реализации заложенного движимого имущества является то, что согласно ст. 28.1 Закона о залоге реализация (продажа) заложенного движимого имущества, на которое обращено взыскание на основании решения суда, осуществляется путем продажи с публичных торгов, проводимых в порядке, установленном законодательством РФ об исполнительном производстве.

При реализации заложенного движимого имущества с публичных торгов на основании решения суда судебный пристав-исполнитель обязан направить не позднее чем за десять дней до даты проведения торгов залогодателю и должнику по основному обязательству извещение с указанием даты, времени и места проведения торгов.

Начальная продажная цена заложенного движимого имущества в случаях обращения взыскания на движимое имущество в судебном порядке определяется решением суда.

Заложенное движимое имущество продается лицу, предложившему на торгах наиболее высокую цену.

При реализации заложенного движимого имущества с торгов организатор торгов объявляет их несостоявшимися в случаях, если:

  • в торгах приняли участие менее чем два покупателя;
  • на торгах не осуществлено увеличение начальной продажной цены заложенного движимого имущества;
  • лицо, выигравшее торги, не внесло покупную цену в установленный срок.

Торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем на следующий день после дня, когда имело место какое-либо из указанных обстоятельств.

В течение десяти дней после объявления торгов несостоявшимися залогодержатель по соглашению с залогодателем вправе приобрести заложенное движимое имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом. К такому соглашению применяются правила о договоре купли-продажи.

Если соглашение о приобретении имущества залогодержателем не заключено, не позднее чем через месяц после даты проведения первых торгов проводятся повторные торги. Начальная продажная цена заложенного движимого имущества на повторных торгах, если их проведение вызвано тем, что в торгах приняли участие менее чем два покупателя или на торгах не осуществлено увеличение начальной продажной цены заложенного движимого имущества, снижается на 15%.

При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме до 10% ниже, чем начальная продажная цена на повторных торгах, если более высокая оценка не установлена соглашением сторон.

Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается. Залогодержатель считается воспользовавшимся указанным правом, если в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися направит в письменной форме организатору торгов и залогодателю или, если обращение взыскания осуществлялось в судебном порядке, организатору торгов, залогодателю и судебному приставу-исполнителю заявление об оставлении имущества за собой. Если к моменту оставления залогодержателем заложенного движимого имущества за собой ему не известно место нахождения залогодателя, уведомление передается лицу или органу, на которые законом возложены учет и (или) регистрация залогов данного вида движимого имущества, или, если федеральным законом не предусматриваются учет и (или) регистрация залогов данного вида движимого имущества, нотариусу по последнему известному залогодержателю месту нахождения или месту жительства залогодателя.

Право собственности на предмет залога, оставленный за собой залогодержателем, переходит к нему в момент передачи ему предмета залога или, если предмет залога к моменту направления залогодержателем организатору торгов заявления об оставлении заложенного движимого имущества за собой находится у залогодержателя, в момент направления указанного заявления, если законом не установлен иной момент возникновения права собственности на данный вид движимого имущества.

В случае если предметом залога являются имущественные права, данные права переходят к залогодержателю в момент направления организатору торгов заявления об оставлении имущественных прав за собой при условии, что федеральным законом не установлен иной момент перехода прав на данный вид имущества.

Если гражданин признается банкротом по решению Арбитражного суда, все его имущество подлежит реализации. Реализация имущества должников - обязательная процедура, целью которой является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Каковы ее особенности и порядок осуществления?

Основания для реализации имущества

Согласно продажа имущества должников возможна только после реструктуризации задолженности. При реструктуризации разрабатывается и утверждается план ее погашения. Должник на этом этапе может быть ограничен в своих действиях, а его имущество еще не находится под арестом. Если реструктуризация не помогла погасить все обязательства перед кредиторами, начинается реализация имущества должников.

Продажа имущества инициируется только в судебном порядке в двух случаях:

  1. По инициативе должников (решение утверждается после признания заявления о банкротстве полностью обоснованным).
  2. По инициативе финансового управляющего (если в течение установленного срока не поступило ни одного предложения о плане погашения обязательств перед кредиторами).

Судебная процедура принятия решения

Признание физического лица банкротом и дальнейшая процедура продажи его имущества в судебном порядке возможны, если:

  • конкурсные управляющие, должник или уполномоченные организации не смогли разработать и утвердить план реструктуризации;
  • план реструктуризации не признан собранием кредиторов;
  • суд в одностороннем порядке аннулировал исполнение плана реструктуризации;
  • нарушены пункты мирового соглашения;
  • после окончания процедуры реструктуризации долга дело о банкротстве возобновилось.

Реализация имущества должников после получения ими статуса банкротов производится под руководством финансового управляющего. Арест на имущество не накладывается. Однако гражданин ограничен в праве распоряжения собственностью. Все операции могут быть осуществлены только под контролем финансового управляющего.

Что подлежит реализации

С момента признания физического лица банкротом все его имущество подлежит реализации для погашения задолженности. Перечень предметов собственности, который не может быть реализован, определяется в 446 статье Гражданского кодекса. В него входят:

  • жилье должника, если оно является единственным пригодным для его проживания;
  • участок земли единственный пригодный для проживания;
  • предметы индивидуального использования за исключением драгоценностей и роскоши;
  • оборудование или инструменты, необходимые для выполнения работы;
  • скот, корм, павильоны для животных, если они находятся в личном пользовании;
  • продукты;
  • топливо;
  • награды и призы.

Продажа имущества должников невозможна при стоимости его менее 10 тысяч рублей. Все, что стоит дороже, выставляется на торги.

Полномочия финансового управляющего

Финансовый управляющий полностью распоряжается имуществом банкрота. Под его руководством проходят все операции, в том числе и реализация имущества должников на торгах. Сделки, которые проводятся банкротом лично, признаются ничтожными.

Управляющий может:

  • распоряжаться деньгами неплательщика на его счетах в банках;
  • проводить операции по этим счетам;
  • выполнять юридические права неплательщика;
  • присутствовать и сопровождать судебные процессы (сюда относятся также арест и реализация имущества должника).

Порядок реализации имущества должника

Процесс реализации имущества банкрота включает в себя четыре этапа.

  1. Производится опись и оценка имущества. Все, подлежащее аресту и продаже на торгах, изымается. Выявляются предметы, которые не могут быть реализованы.
  2. Под руководством финансового управляющего в суд подается положение о реализации предметов собственности с утвержденными сроками продажи и стоимостью.
  3. Продажа предметов собственности на торгах. Как правило, процесс длится 6 месяцев, но этот срок может быть увеличен по решению суда. Имущество, которое передается кредиторам в счет погашения задолженности, также должно быть продано в течение этого периода. Предметы собственности, которые стоят дороже 100 тысяч рублей, реализуются на публичных торгах. Если финансовому управляющему не удается продать предметы собственности, они возвращаются должнику с составлением передаточного акта.
  4. Средства, полученные от продажи предметов собственности, передаются кредиторам. Если их не хватает для полного погашения долга, неплательщик уже не обязан их выплачивать, поскольку признан банкротом.

Оценочные работы

Оценка имущества должника - важнейший этап в От ее исхода зависит эффективность исполнительных мер. Банкрот заинтересован в высоких оценках имущества, а кредиторы - в реальных.

Оценка предметов собственности неплательщика в соответствии с 85 статьей закона "Об исполнительном производстве" выполняется судебными приставами согласно актуальным рыночным ценам. Судебные приставы, как правило, привлекают к этому оценщиков, поскольку нередко должники и взыскатели бывают не согласны с результатами процедуры. Та сторона, которая оспаривает результаты работ, оплачивает в полной мере стоимость услуг оценщика.

Оценка стоимости ценных бумаг производится путем запроса судебных приставов к организаторам торгов на соответствующем рынке. Цена паев в инвестиционных фондах определяется путем запроса стоимости в управляющую организацию.

Торги по реализации имущества должников и порядок их проведения

После проведения оценочных работ начинается реализация предметов собственности должника на открытых торгах, которые проводятся в формате аукционов.

С каждым "шагом" аукциона возрастает стоимость лота. Размер "шагов" устанавливается организаторами торгов, как правило, он составляет не более 10% первоначальной стоимости предмета. Принимать участие в торгах может каждый житель России. Выигрывает тот, кто предлагает большую сумму.

Ответственными за проведение торгов назначаются финансовые управляющие, либо сторонние предприятия. Организационные работы по проведению аукциона оплачиваются из средств неплательщика.

Торги имущества должников признаются несостоявшимися, если ни один потенциальный покупатель не подал заявку на участие. Если заявка была подана одним покупателем и в ней была указана стоимость лота выше первоначальной, финансовый управляющий продает объект собственности банкрота.

Если не состоялись, они проводятся вторично. При этом цена лотов будет ниже примерно на 10 % изначальной стоимости. Если вторая попытка проваливается, продается за счет публичного предложения. Стоимость и сроки реализации в публичном предложении снижаются пропорционально времени продажи объектов собственности.

Торговые площадки

На электронных торговых площадках происходит реализация имущества должников. «Сбербанк АСТ» является наиболее популярной среди них. Также существуют и другие онлайн-площадки:

  • "Фабрикант" (сайт гарантирует прозрачность проведения сделок, предлагает более 30 типов процедур купли-продажи).
  • "Центр Реализации" (организует торги на повышение или понижение).
  • "Лот-Онлайн" (универсальная площадка, с помощью которой реализуются предметы, товары и услуги).
  • "ЮТэндер" (полностью автоматизированная площадка, которая хранит данные о торгах в течение 10 лет).

"Сбербанк АСТ": особенности

Как уже говорилось, одна из крупнейших электронных торговых площадок в России, где происходит реализация имущества должников, - «Сбербанк АСТ». Аббревиатура АСТ расшифровывается как «автоматизированная система торгов».

Появилась она в июне 2009 года по распоряжению российского правительства как оператор по проведению электронных торгов, в сферу деятельности которого входит заключение госконтрактов на поставку товаров и оказание услуг для нужд страны.

Регламент ее работы полностью определен в Федеральном законе № 94.

По приказу Министерства экономического развития в 2009 году «Сбербанк АСТ» выбрали победителем по результатам конкурса среди электронных площадок. В этом же году организация получила государственную аккредитацию на пятилетний период.

«Сбербанк АСТ» занимается проведением электронных торгов по запросу различных коммерческих предприятий и предоставляет площадки для крупных корпоративных клиентов. Также здесь производятся закупки для нужд самого «Сбербанка России».

Какие виды задолженности не могут быть аннулированы

Хотя продажа объектов собственности является эффективным методом удовлетворения требований кредиторов, банкротство не может аннулировать некоторые виды задолженности:

  • алименты;
  • платежи кредиторам по возмещению материального и морального ущерба, в том числе в связи с причинением вреда жизни и здоровью;
  • обязательства по оплате труда;
  • обязательства по выплате выходных пособий;
  • возмещение банкротом убытков юридичекому лицу, бывшим участником которого он являлся;
  • возмещение имущественного ущерба;
  • задолженность за последствия ничтожных сделок.

Реализация имущества банкротов - многоэтапный процесс, требующий привлечения множества специализированных организаций. Она признается завершенной только после передачи денежных средств кредиторам. Но эта схема в реальной жизни далеко не идеальна. В судебной практике нередко применяются и дополнительные меры для скорейшей продажи имущества банкрота, в том числе и привлечение квалифицированных юристов для контроля за протеканием всего процесса.

Процесс реализации арестованного имущества регламентируется Федеральным законом №229-ФЗ от 02.10.2007 ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом совместного Приказа Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) №347 и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07. 2008 №149.

Реализация арестованного имущества должника совершается путем его продажи Территориальным Управлением Росимущества в Московской области (ТУ) самостоятельно либо в лице отобранных им на конкурсной основе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (специализированных организаций).

Процесс продажи такого имущества начинается с вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о передаче арестованного имущества должника на реализацию (торги).

До передачи на реализацию имущества должна быть осуществлена его оценка по рыночным ценам в соответствии со ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» - самостоятельно либо с привлечением оценщика. Услуги оценщика необходимы в случаях, когда продаже подлежит недвижимое имущество, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественные права (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах), драгоценные металлы и камни, изделия из них, лом таких изделий, коллекционные денежные знаки в рублях и иностранной валюте, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, вещь, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей. Также судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика, если взыскатель не согласен с оценкой, произведенной приставом самостоятельно.

Должник может повлиять на выбор имущества, на которое может быть наложен арест, заявив ходатайство, где будет указано, на что он предлагает обратить взыскание.

В связи с внесением изменений в ФЗ от 12.03.2014 №34-ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» арест имущества производится только в том случае, если сумма взыскания по исполнительному производству превышает 3 тыс. рублей.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанными изменениями в федеральных законах, должник вправе самостоятельно реализовать арестованное имущество, если его рыночная стоимость не превышает 30 тыс. рублей.

Так, граждане могут ходатайствовать о самостоятельной реализации арестованного имущества в течение 10 дней со дня извещения об оценке. Если за это время денежные средства переводятся на депозитный счет отдела судебных приставов, арест снимается.

Постановление о передаче имущества должника на реализацию и уведомление о готовности к такой реализации направляются в ТУ Росимущества, которое в течение пяти рабочих дней после даты получения перечисленных документов принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества или же о привлечении для этих целей специализированных организаций. О своем решении ТУ Росимущества письменно извещает территориальный орган ФССП.

Арестованное имущество должно быть передано судебным приставом-исполнителем на реализацию в течение десяти дней с момента его оценки и считается переданным со дня подписания акта приема-передачи. Реализация имущества осуществляется в порядке проведения торгов или на комиссионных началах. Недвижимость, заложенное имущество, дебиторская задолженность, ценные бумаги, имущественные права и иное имущество стоимостью свыше 500 тыс. рублей реализуются на торгах. Остальное имущество продается на комиссионных началах.

Не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов ТУ Росимущества или привлеченные им специализированные организации должны опубликовать извещение об имуществе, реализуемом на торгах в печатных средствах массовой информации, распространяемых, в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества и в интернете. Территориальный орган ФССП России, в свою очередь, размещает указанную информацию на своем официальном сайте.

Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации. Если имущество должника не было реализовано с первых торгов, ТУ Росимущества или специализированные организации уведомляют об этом судебного пристава-исполнителя, который в свою очередь выносит постановление о снижении начальной цены на 15%.

В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися, судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой.

Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. При отказе взыскателя от имущества, оно возвращается к должнику. В этом случае предпринимается попытка выявить иное имущество. Если его нет, исполнительный документ возвращается взыскателю.

Он может предъявить его для повторного исполнения, но не раньше, чем через шесть месяцев.

Пресс-служба УФССП России по Московской области

Реализация имущества должника в исполнительном произ в одстве представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. В статье мы попытаемся разобраться, как пристав-исполнитель реализует арестованное имущество, чем при этом руководствуется и кто еще, помимо него, участвует в данном процессе.

Реализация арестованного имущества должника осуществляется в соответствии с общими положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» с учетом совместного Приказа Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) № 347, Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 149 от 25.07.2008 года. Приказ устанавливает порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Реализация арестованного имущества должника происходит путем его продажи Росимуществом в лице своих территориальных органов и отобранных им на конкурсной основе физических и юридических лиц (специализированных организаций). Процесс продажи такого имущества начинается с того, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию. До передачи имущества должна быть произведена его оценка по рыночным ценам в соответствии со статьей 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» - самостоятельно либо с привлечением оценщика. Услуги оценщика необходимы в случаях, когда продаже подлежит недвижимое имущество, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественные права (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах), драгоценные металлы и камни, изделия из них, лом таких изделий, коллекционные денежные знаки в рублях и иностранной валюте, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, вещь, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей. Также судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика, если взыскатель не согласен с оценкой, произведенной приставом самостоятельно.

Арестованное имущество должно быть передано судебным приставом-исполнителем в течение десяти дней с момента его оценки и считается переданным со дня подписания акта приема-передачи.

Постановление о передаче имущества должника на реализацию и уведомление о готовности к такой реализации направляются судебным приставом-исполнителем в Росимущество, которое в течение пяти рабочих дней после даты получения перечисленных документов принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества или же о привлечении для этих целей специализированных организаций. О своем решении Росимущество письменно извещает территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Продажа имущества происходит на комиссионных началах или на торгах. Не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов Росимущество или привлеченные им специализированные организации должны опубликовать извещение в печатных средствах массовой информации, распространяемых в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества, и информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (интернете). В течение семи дней Росимущество или специализированные организации письменно предоставляют территориальному органу Федеральной службы судебных приставов ссылку на сайт и печатные средства массовой информации, в которых опубликовано извещение. Территориальный орган Федеральной службы судебных приставов России, в свою очередь, размещает указанную информацию на своем официальном сайте.

Общий срок, в течение которого арестованное имущество должно быть реализовано, составляет два месяца со дня его передачи. Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца со дня его передачи на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Росимущество или специализированные организации уведомляют об этом судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов. Когда имущество должника не было продано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой.

В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям. При отсутствии таковых или отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой - возвращается должнику.

Датой окончания процесса реализации арестованного имущества является дата перечисления денежных средств на соответствующий счет отдела территориального органа Федеральной службы судебных приставов, либо дата акта приема-передачи (возврата) имущества, либо, в случае если имущество отозвано и на реализацию не передавалось, дата постановления об отзыве арестованного имущества с реализации.

Таким образом, реализация арестованного имущества должника производится в установленные законом порядке и сроки при участии не только службы судебных приставов, но и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также специализированных организаций.

В действительности же, модель реализации имущества должника далека от идеальной, прописанной в законодательстве. Нередко взыскателю приходится применять дополнительные меры для оперативного решения задач по реализации имущества, обращаться к профес сиональным юристам, которые, благодаря своему опыту и знаниям, организовывают и контролируют процесс передачи имущества от должника и процесс его реализации.

Кабанова Анастасия

Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»

Поделиться: