В чем сущность административно правового регулирования. Механизм административно-правового регулирования

ПЛАН

§1.

§ 2. Виды административно-правовых норм

§ 3. Реализация административно-правовых норм

§ 4. Источники административного права

Список литературы

§1. Понятие и особенности административно-правовых норм

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общеcтвенных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее мес­то в правовой системе Российской Федерации.

Норма права по своему юридическому значению есть определен­ное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различ­ного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблю­дает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, администра­тивная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качест­ва в полной мере присущи административно-правовым нормам.

Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- право­вых норм.

Изложенные исходные позиции позволяют определить адми­нистративно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекра­щающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования ме­ханизма исполнительной власти или (в широком смысле) государст­венного управления. Указанные общественные отношения принято называть управленческими

В административно-правовых нормах непосредственно выражает­ся регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

а) преследуют цель обеспе­чения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управ­ления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимо­действия;

б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового госу­дарства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредст­венно в сфере государственного управления и выполняющих тот или; иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совер­шать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

в) действуя в сфере государ­ственного управления, прежде всего и главным образом предназначе­ны для обеспечения эффективной реализации конституционного на­значения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, прове­дения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государствен­ной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя границы долж­ного поведения в сфере государственного управления, служат интере­сам установления и обеспечения прочного режима законности и госу­дарственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы в отличие от многих дру­гих отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросо­вестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду адми­нистративная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой не­сравненно уже, чем у административной ответственности (исключи­тельно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управлен­ческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогово­го, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятель­ности и т.п.;

ж) административно-правовые нормы достаточно часто уста­навливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Давая общую характеристику административно-правовым нор­мам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего следует решить вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти дей­ствующим законодательством закреплены полномочия по самостоя тельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

Для административного права характерно юридическое опосредствование такой деятельности, основным содержанием которой является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Рос­сийской Федерации. Поэтому административно-правовые нормы как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления. Следовательно, данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую «нагрузку»: правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая законо мерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством уста­новлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.

Однако вся совокупность действующих административно-правовых норм не сводится к тем, которые устанавливаются непосредственно названными субъектами. Многие нормы административного права содержатся в Конституции Российской Федерации. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, конституционный статус личности, субъектов исполнительной власти и т.п.). Почти в каждом российском законе немало административно-правовых норм.

Это означает, что существует определенная иерархия админист­ративно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов и нормы, право на установление которых предоставлено действующим законодательством непосредственно субъектам исполнительной власти (например, Правительству Российской федерации). Наполненные единым юридическим содержанием, эти правовые нормы не равноз­начны по своей юридической силе.

Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны, по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е. производны от них; последние по своему юридическому значению первичны. Отсюда - подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой: они создаются на основе (основании) и во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента Российской Федерации как главы государства (ст. 115 Конституции Российской Федерации).

Являясь вторичной (производной) формой правоустановления, административно-правовые нормы, создаваемые непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность прежде всего конституционных и законодательных правовых норм. Тем самым они служат одним из существенных юридических средств, придающих этим нормам характер реально «работающих» правовых установлении, а также детализирующих и конкретизирующих содер­жащиеся в них общие правила поведения.

Обычно нормы законов не имеют прямого действия, представляя собой наиболее общие правила поведения принципиального характе­ра, абстрагирующиеся от конкретных особенностей и условий их практического применения (исполнения). Между тем, Россия - не унитарное государство; ее территория огромна, причем территориаль­ные особенности нередко весьма существенны. Россия - много­национальное государство; эффективное развитие территорий, национально-государственных образований и отдельных народностей невозможно без корректировки тех или иных норм законов. Конечно, это стремится учесть сам законодатель, но практически решение дан­ной задачи-не его функция.

Поэтому на долю административно-правовых норм, создаваемых субъектами исполнительной власти, падает основная нагрузка по приданию тем или иным позициям, законодательно закрепленным, прямого действия. Иначе говоря, общие нормы закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти и в полном соответствии с функционально-компетенционными принципами разделения властей, как правило, нуждаются в опосредствовании их нормами административного (впрочем, не только!) пра­ва. Государственно-правовая действительность наглядно подтвержда­ет жизненность подобного, отработанного многолетней практикой, механизма соотношения административно-правовых норм, содер­жащихся в законодательных актах и устанавливаемых субъектами исполнительности власти (например, механизм проведения в жизнь российского законодательства о приватизации, борьбе с моно­полизмом, об охране окружающей природной среды и т.п.).

1 Важность административных норм для каждого человека, поскольку в них выражена не просто воля государства, это не просто нормы ограничения или принуждения, а правила обеспечения нормальной, спокойной жизни всего общества и каждого человека.

2 Административные нормы (и материальные и процессуальные) обеспечивают организацию и функционирование органов государственной власти. Все ветви государственной власти, все ее уровни (федеральная, межрегиональная, субъектов, местного самоуправления) при своем функционировании всегда сталкиваются с административно-правовым регулированием в своей деятельности.

3 Административные нормы актуальны и специфичны не только для органов государственной власти, но и органов управления на производстве, в общественных объединениях, других структурах.

АП регулирование – система государственно-правового воздействия на государственные отношения, возникающие в сфере публичного (как государственного, так и негосударственного, но тесно с ним связанного) управления.

2. Управление – объект административно-правового регулирования. Социальное управление и его виды. Государственное управление.

Основные черты управления

1 Управление есть свойство любой организованной системы, обеспечивающая достижение поставленных перед системой целей, выполнение задач посредством исполнения возложенных на нее функций.

2 Основными элементами системы управления всегда являются субъект и объект управления, а также прямые и обратные между ними связи. Управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта на объект, обеспечивающее упорядоченность всей системы.

3 Управлению свойственны внутреннее и внешнее взаимодействие элементов системы.

4 Управления нет, если отсутствует властное подчинение объекта управления субъекту.

Функции управления

Функции управления - наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия.

Особенности социального управления:

1 Имеет место при совместной деятельности людей по достижению поставленных перед ними целей.

2 Предназначение социального управления – воздействие на социум, придающее взаимодействию людей организованность.

3 Объект социального управления – поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

4 Социальное управление достигает своей цели в рамках общественных связей, которые являются по сути управленческими отношениями.

5 Социальное управление базируется на соподчиненности воли людей, участников управленческих отношений, поскольку они имеют сознательно волевое опосредование. Воля субъекта управления приоритетна по отношению к воле объекта управления. Отсюда властность социального управления.



6 Социальное управление проявляется в специальном механизме его реализации.

Характерные черты государственного управления

Это деятельность исполнительно-распорядительного аппарата управления. Ее цель – исполнение нормативных правовых актов. Естественно, что она может быть основана только на юридически оформленных властных полномочиях.

Это подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, она вторична по отношению к законодательной власти.

Это деятельность органов государственной власти по выполнению своих функций. Как правило, это исполнительно-распорядительные органы государственной власти. (Указ 314 Перечень органов исполнительной власти)

Это исполнительная деятельность по управлению в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической сферах.

3. Исполнительная власть в системе разделения властей. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.

Признаки исполнительной власти

1 Основное предназначение исполнительной власти организация и исполнение законодательства. Но законодательство лишь норма поведения людей, исполнение законодательства возможно при соответствующих организующих, координирующих и контрольных ее действиях.

2 Исполнительная власть, являясь самостоятельной ветвью власти, вторична к законодательной власти, которая определяют ее компетенцию, систему и структуру. Это относится и к тем должностным лицам исполнительной власти, которые избираются (Президент, ранее губернаторы).

3 Исполнительная власть имеет свою вертикальную иерархию, она всегда вторична. Высшим органом исполнительной власти в РФ является Правительство Российской Федерации.

4 Исполнительная власть по сути самостоятельна, и не подчинена другим ветвям власти. При этом она подконтрольна другим ветвям власти (парламентский контроль, суды), органам, которые к ней никак не относятся (Прокуратура, Счетная палата, Общественная палата и т.д.).

5 Универсальность и непрерывность исполнительной власти: она функционирует везде, где существуют социальные коллективы. Она непрерывна, систематична и направлена на укрепление и развитие социальной системы.

6 Основное предназначение исполнительной власти - правоприменение, причем в отличие от судебных органов правоприменение позитивного характера во всех сферах жизнедеятельности.

7 7. В ведении исполнительной власти сосредоточены огромные силы и ресурсы. До 80% численности госаппарата страны составляют гос. служащие исполнительной власти. Это еще вооруженные силы, МВД России, ФСБ России, ФСИН России и т.д. Все они составляют систему исполнительной власти, но они имеют органы, которые могут самостоятельно и вправе использовать меры принуждения для выполнения поставленных задач. В ведении исполнительной правовые, организационные, финансовые, информационные и иные ресурсы.

Функции исполнительной власти

1. Правоприменительная – применение Конституции и действующео законодательства

2. Правозащитная – связана с защитой прав и свобод человека и гражданина

3. Социально-экономическая - создание условий для обеспечения достойной жизни и деятельности людей

4. Регулирующая – организация, управление, учет, координация детельности

5. Охранительная (юрисдикционная) – применение санкций к нарушителям нормативно-правовых предписаний

4. Метод административного права.

Административное право - это отрасль российской правовой системы, которая в целях выполнения задач государства посредством исполнения своих функций регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Методы административного права

Методы административного права - способы, приемы осуществления и средства обеспечения реализации функций исполнительной власти (государственной управляющей системы и ее органов), выражающиеся в определенном воздействии на сознание и поведение людей.

Всеобщий метод - правовой метод, основанный на запретах и дозволениях, а также ограничениях. (В.Д. Сорокин).

Методы правового регулирования:

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты - предписания иного характера: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности адм.-правового регулирования управленческих общественных отношений

Административно-правовому регулированию характерны правовые средства исполнительно-распорядительного характера, т.е. предписания и включая запреты. Главное: стороны общественных отношений не равноправны, обладают разными юридически властными полномочиями, одна из которых, обладая большим объемом таких полномочий, использует их по отношению к другой стороне.

Односторонность волеизъявления одного из участников отношения. У субъекта административного правоотношения властных полномочий всегда больше чем у объекта.

Многообразие управленческих общественных отношений предполагает в некоторых случаях равенство их участников. В этом случае одна из сторон всегда имеет право выбора поведения. Использование дозволений предусматривается административно-правовыми нормами в виде разрешений, регистрации и т.п.

Функции административного права

Функции административного права - основные направление деятельности органов исполнительной власти для выполнения их главной задачи – обеспечения эффективного их функционирования в целях обеспечения жизнедеятельности общества. В них проявляется сущность исполнительной власти, его реальная роль в решении основных вопросов, стоящих перед обществом

1 Правотворческая – органы исполнительной власти наделены полномочиями по адм. нормотворчеству.

2 Правоисполнительная – адм. право есть форма реализации исполнительной власти.

3 Правоохранительная – нормы адм. права обеспечивают не только защиту прав и интересов участников управленческих отношений, но и соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима.

4 Организационная – на основе норм адм. права организуются деятельность органов исполнительной власти.

5 Координационная – нормы адм. права обеспечивают эффективное взаимодействие всех элементов системы органов исполнительной власти.

5. Понятие и система субъектов административного права

Субъект административного права:

ü Индивидуальные : граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Специальные индивидуальные субъекты – гос. служащие, должностные лица.

ü Коллективные : объединения граждан. Это организации – гос. и негос. Гос. организации – органы исполнительной власти; гос. предприятия, учреждения и их различного рода объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. Негос. организации – общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные организации.

Административная право- и дееспособность

Коллективная – со вступлением постановления или закона

Индивидуальные –

1. Частичная (5-6 лет)

2. Ограниченная – 14 лет

3. Полная – 18 лет

Административные меры

ü Административно-предупредительные меры

o Индивидуальные

o Коллективные

ü Институт мер, связанных с административной ответственностью

o административно-процессуальные

o административного пресечения

o административного наказания

ü Правовосстановительные меры

6. Место административного права в правовой системе Российской Федерации

Административное право:

§ тесно взаимодействует с другими отраслями российского права.

§ охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Это, как уже отмечалось выше, предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

§ играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с:

· конституционным (государственным) правом

· Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.)

· Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного и трудового права.

· Сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

· Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

Тема 2. Административно-правовые нормы

1 Понятие и признаки нормы административного права.

2 Структура нормы административного права.

3 Виды норм административного права.

4 Источники административного права.

5 Реализация норм административного права.

Литература

Основная:

ü Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский и др. Под ред. Н.Ю. Хаманевой.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.

ü Бахрах Д.Н., Росинский Б.В., Старилов Ю.Н., Административное право: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2007.

ü Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. –М.: Юрид. лит., 1978.

ü Курс административного права и процесса / Под ред. Ю.А. Тихомирова. 1998.

Дополнительная:

ü Александрова Н.Г. Сущность права. − М., 1950.

ü Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник.- М.: Эксмо, 2006.

ü Галаган И.А., Василенко А.В. Проблемы теории правоприменения по советскому законодательству //Правоведение, 1986. № 2.

ü Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. − М., 2005.

ü Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. −СПб., 2003.

ü Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2004.

1. Понятие и признаки нормы административного права

Нормы административного права - установленные органами представительной либо исполнительной власти государства или местного самоуправления правила должного или возможного поведения по организации исполнительной власти и осуществлению ею, а также представителями других ветвей власти управленческой деятельности (норма права - это сложное социально-правовое явление, имеет особую специфику, имеет представительно-обязывающий характер).

Характерные черты норм административного права

1. Выступают ориентиром на обеспечение преимущественно публичных интересов, т.е. интересов государства, стремящегося к установлению и обеспечению режима законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти;

2. преобладание директивно-обязательного воздействия на особо рода общественные отношения, которые всегда связаны с механизмом исполнительной власти (устанавливают правила поведения, являются обязательными для участников правоотношения, вне зависимости от их желания);

3. первичность организующего ресурса, который выражается в обеспечении эффективной реализации конституционных прав, свобод и обязанностей физических и юридических лиц;

4. вводятся непосредственно субъектами исполнительной власти;

5. обеспеченность определенными правовыми санкциями, т.е. в отличие от норм большинства отраслей имеют собственные юридические средства защиты.

2. Структура нормы административного права

ü Гипотеза , как условие применения нормы далеко не всегда выражена в ней самой и может находиться в общих положениях и быть общей для целого ряда норм.

ü Диспозиция, как основа административно-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей субъектов правоотношений. Установленные в ней правила поведения дозволяющего, разрешающего и запрещающего характера могут содержаться в отдельных пунктах, либо в одной или нескольких статьях нормативно-правового акта

ü Санкция, содержит меру государственно-властного реагирования на нарушение или игнорирование правил, установленных диспозицией. Санкции неодинаковы по своему характеру. Чаще всего это меры административного наказания, предусмотренные в третьей главе КоАП РФ (предупреждение, административный штраф, административный арест, лишение специального права и т.д.).

Такое строение наиболее отчетливо различимо в кодификациях НПА

Существует двоичная структура, когда санкция не включается. Приверженцы этой теории утверждают, что санкция должна находиться отдельно.

3. Виды норм административного права

Система административно-правового регулирования

1. нормы, регулирующие отношения в сфере организации и функционирования публичного управления, в области действия органов гос. власти и местного самоуправления;

2. нормы, определяющие порядок совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур (сегодня большое внимание со стороны органов исполнительной власти уделяется проведению процедур – прорабатывается большое количество регламентов);

3. нормы, обеспечивающие гарантии правовой защиты физических и юридических лиц от незаконных решений и действий органов гос. власти, должностных лиц;

4. определяют виды административного принуждения за отрицательные результаты управления, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

5. регламентируют юридическую ответственность за совершение административных правонарушений.

Критерии классификации админстративно-правовых норм

n целевое назначение;

n Регулятивные:

n Обязывающие – содержат предприсания к действию. Либо воздержания от него (Указ президента о введении чрезвычайного положения),

n запрещающие,

n уполномочивающие (особый порядок административного управления при чрезвычайной ситуации),

n стимулирующие (введение системы государственных наград Президентом),

n Охранительные

n Материальные - определяют содержание правового регулирования конкретных отношений (закрепляют статус субъектов правоотношений [административно-правовой статус юл и фл – их права, обязанности, полномочия].

n Процессуальные - являются организационно-процедурной базой регулирования юридически-значимой деятельности компетентных органов и их должностных лиц по реализации материальных административно-правовых норм (реализация прав и обязанностей, принадлежащих субъектам правоотношений; ФЗ о гражданской государственной службы. Который определяет статус, права и обязанности гос. служащих, порядок принятие на должность, замена должностей и проч.).

n метод воздействия на общественные отношения;

n пределы действия нормы;

n Нормы общего действия (КоАП РФ действует на всей территории государства, ЗК, ГК и проч.).

n Нормы, действующих или образованных для упорядочения определенных систем (внутриаппаратные нормы).

n уровень обобщенности;

n Специальные (исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило)

n субъект, которому адресована норма;

n нормы, регулирующие деятельность физических и юридических лиц,

n государственных организаций и негосударственных организаций,

n различных видов государственных служащих,

n граждан РФ и иностранных граждан, либо лиц без гражданства и т.п.

n условия действия нормы и др.

Можно дать больше критериев, потому как нормы административного права разнообразны и регулируют разные формы общественных отношений

Способ правового регулирования

1. Нормы-задачи

2. Нормы-принципы

3. Нормы-дефиниции

4. Нормы учредительные

5. Нормы общекомпетенционные

6. Нормы-задания

7. Нормы-указания

8. Нормы-поручения

9. Нормы-стимулы и т.д

4. Источники административного права

2. Подзаконные акты

a. федеральные

b. субъектов Российской Федерации.

3. Судебная практика

4. Международные договоры

Нормативные административно-правовые акты федеральных органов и организаций

1 постановления и распоряжения Правительства РФ;

2 постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

3 приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций гос. федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

4 нормативно-правовые акты руководителей аппаратов Гос. Думы Федерального Собрания, Правительства РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ и др.;

5 нормативно-правовые акты Центрального банка России.

Нормативные административно-правовые акты органов власти субъектов РФ

1. указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов РФ;

2. постановления и распоряжения правительств субъектов РФ (Указ Президента №314);

3. приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов РФ;

4. приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации.

5. Указы Президента

Ведомственные нормативные акты (локальные, корпоративные)

Нормативно-правовое регулирование в соответствии с Указом Президента Российской Федерации вправе осуществлять только федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент или Правительство Российской Федерации.

Сегодня все больше и больше рассматривается как источник административно-правовой договор. Речь идет о расширении диспозитивности в административно-правовых отношениях. Договор имеет особую специфику:

ü Диспозитивность (равенство) – на этапах заключения и расторжения

ü Императивность

Развитие договора находится на начальном уровне (в России, военный контакт составляет страницу, а в США - толстую брошюру).

5. Реализация норм административного права

Реализация норм административного права – практическое использование той или иной нормы участниками правоотношения

ü Распорядительство

ü Исполнение состоит в точно соблюдении регулируемых управленческих субъектами административного правоотношений.

ü Применение норм административного права

o Применять могут только те субъекты, кто наделены полномочиями (органы гос. власти; заключается в издании подзаконных актов и т.д.)

ü Соблюдение – воздержание от противоправного поведения

Тема 3. Административно-правовые отношения

1. Понятие, структура и виды административно-правовых отношений.

2. Юридические факты в административном праве.

3. Виды административно-правовых отношений.

Литература

Основная:

§ Административное право. Учебник под ред. проф. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной . – М.: Норма, 2008.

§ Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., Юрид. лит. 1976.

Дополнительная:

§ Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1981.

§ Халфина Р.О. Методологический аспект теории правоотношений. Сов. государство и право, 1971.

§ Административная реформа и наука административного права. Сборник научных трудов, посвященных 80-летию со дня рождения Ю.М. Козлова. М.: МГЮА, 2007.

§ Сорокин В.Д. Административно-процессуальные отношения. Л., 1968.

§ Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

1. Понятие, структура и виды административно-правовых отношений

- урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой

Правоотношение

1) есть возникающая на основе норм права правовая связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства;

2) общественное отношение, урегулированное правом;

3) конкретная, полностью индивидуализированная правовая связь между субъектами, которые взаимодействуют друг с другом.

Права и свободы человека и гражданина

В зависимости от характера отношений, возникающий между человеком и государством:

Ø личные права и свободы,

Ø политические права и свободы,

Ø социально-экономические права и свободы.

status positivus включает в себя государственную защиту прав и свобод гражданина

В этих целях государство:

Ø создает систему органов (милиция, налоговые и таможенные органы, органы уголовно-исполнительной системы и мн. др.).

Ø создает систему гарантий

Признаки правоотношения

1) всегда возникают, изменяются и прекращаются на основе норм права;

2) это правовая связь, когда субъективным правам одного человека корреспондируется юридическая обязанность другого;

3) гарантируются принудительной силой государства;

4) всегда имеют индивидуализированный характер.

Признаки правоотношений, раскрывающие их содержание

1) важнейший и неотъемлемый элемент механизма правового регулирования;

2) качество правоотношений обусловливает упорядоченность и эффективность правовой системы, системы органов государственного управления, действенность исполнения ими своих функций;

3) обеспечивают единство субъективных прав и обязанностей и именно в них раскрывается социальная природа и юридическое содержание правоотношений;

4) динамический правовой институт, который необходимо рассматривать с учетом возникновения, развития и прекращения субъективных юридических прав и обязанностей, их материализации в поведении людей.

Административно-правовое отношение - возникающая на основе административно-правовых норм правовая связь между лицами, которая заключается в наличии у них взаимных прав и обязанностей

Признаки административных правоотношений

1) разновидность социальных отношений, но урегулированных нормами административного права;

2) административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления, границы которой определяются сферой полномочий Правительства России;

3) возможны и в сфере иных правоотношений: финансовых, трудовых и др.;

4) возникают между органом, наделенным государственно-властными полномочиями (чаще всего органом исполнительной власти) и другой стороной, которая таковых полномочий не имеет;

5) всегда являются результатом волеизъявления одной из сторон;

6) имеет сложную внутреннюю структуру (с точки зрения материального содержания к правам и обязанностям необходимо добавить еще и субъект права и объект).

7) носят регулирующий характер, именно они формируют волю субъекта правоотношения для установления правила поведения обеих сторон;

8) выполняют двойную функцию: регулируют не только организацию работы системы органов исполнительной власти, но еще и отношения вне этой системы;

9) возникают по инициативе любой из сторон: органов исполнительной власти и граждан (должностных лиц, юридических лиц);

10) в некоторых случаях предполагают споры сторон.

Состав правоотношения

Ø субъекты права: его участники;

Ø объекты правоотношения.

2. Юридические факты в административном праве

Юридические факты в административном праве - конкретные фактические обстоятельства, обусловливающие возникновение, изменение или прекращение правовых отношений

события - происходят независимо от воли субъектов правоотношения,

действия - совершаются ими осмысленно (правомерные и противоправные).

3. Виды административно-правовых отношений

Виды правоотношений

1. В зависимости от сферы жизнедеятельности общества:

Ø конституционные,

Ø административные,

Ø гражданские,

Ø уголовные правоотношения.

2. По степени индивидуализации субъектов

Ø абсолютные,

Ø относительные.

Классификация административно-правовых отношений (Ю.М. Козлов)

Ø отношения, непосредственно выражающие сущность исполнительной власти,

Ø отношения, которые складываются за рамками непосредственно управляющего воздействия, но связанные с его осуществлением.

Классификация административно-правовых отношений (Ю.Н. Старилов)

1. По целям:

ü охранительные

Оптимальность и эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления зависят не только от самой их природы и особенностей, не только от правильно найденного метода правового регулирования, но и от успешного использования всех элементов (рычагов, приводов), частей такого механизма, посредством которого государственно-нормативная воля переводится в фактическое поведение субъектов общественных отношений.

Механизм административно-правового регулирования – это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм. Какие же средства, процессы и состояния включает в себя механизм административно-правового регулирования общественных отношений?

Административно-правовое регулирование начинается с издания норм права. Административно-правовые нормы – начальный и ведущий рычаг движения государственной воли к ее исполнителям.

В механизме административно-правового регулирования нормативно-правовые акты играют двоякую роль: во-первых, они несут участникам регулируемого общественного отношения в области государственного управления информацию о правовых требованиях государства; во-вторых, содержат указания на юридические средства , с помощью которых предполагается достигнуть оптимального согласования воли индивидуумов, их коллективов с государственной волей, т.е. упорядочения общественного отношения в общих интересах субъекта и объекта управления. Эта роль нормативно-правовых актов позволяет считать их систему нормативной основой правового регулирования.

Важное место в нормативной основе механизма правового регулирования в области государственного управления занимают акты планирования экономического, социального и культурного развития; правовые стандарты , значение и удельный вес которых возрос в условиях проводимых в республике преобразований; локальные нормативные акты (сфера действия их ограничивается рамками предприятия, учреждения, организации – правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, правила составления и представления определенной документации и др.). Эффективность правового регулирования предполагает включение в его механизм идеологической коммуникации , направленной на моральное и идеологическое подкрепление предъявляемых адресатам правовых требований, а также стимулирующей коммуникации, которая состоит в том, что государство морально и материально поощряет активное, инициативное использование правовых требований участниками общественных отношений в области государственного управления. При нарушении права государство использует институт юридической ответственности.

Необходимо выделить такой элемент механизма административно-правового регулирования, как правовые отношения , модели которых создаются государством в нормах права. Участники правовых отношений связаны конкретными субъективными правами и юридическими обязанностями, которые индивидуализируют общую правовую возможность для конкретных участников регулируемого отношения.

В механизме административно-правового регулирования юридические факты являются еще одним промежуточным звеном между государственной волей и общественными отношениями.

Таким образом, правовое регулирование в области государственного управления действует как сложный механизм, с промежуточными передаточными звеньями, которые служат проводниками движения нормативно-государственной воли к фактическому поведению участников регулируемого отношения.

Механизм административно-правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления можно определить как взятую в единстве систему административно-правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое регулирование общественных отношений в области хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Эффективность функционирования механизма административно-правового регулирования существенно зависит от уровня правосознания граждан, т.е. совокупности идей, взглядов, мнений, выражающих определенные отношений людей, их социальных групп к праву, правоприменительной деятельности, законности, их мнения о правомерности или неправомерности этих видов отношений. Уровень правосознания субъектов управленческих отношений влияет на состояние дисциплины и законности в сфере государственного управления. Однако правосознание можно условно рассматривать как самостоятельный элемент механизма административно-правового регулирования в административно-правовых отношениях конкретных субъектов государственного управления.

1.5. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды

Административно-правовые нормы являются необходимым и очень важным правовым инструментом в руках государства. Административно-правовое регулирование распространяется на широкий круг отношений, связанных с организацией управления экономикой, социально-культурной и административно-политической деятельностью. Без регулирующей роли административно-правовых норм невозможно представить четкий и объективно правильный процесс управления.

Административно-правовая норма –это установленное государством правило поведения общего характера, охраняемое от нарушений принудительной силой государства, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Нормы административного права, следовательно, имеют особую сферу применения – государственное управление. В этих границах они формируют обязательные предписания должного поведения органов государственного управления, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан.

Гипотеза указывает на те условия, при наличии которых применяется соответствующее правило поведения. Она может быть абсолютно определенной и относительно определенной. Абсолютно определенная гипотеза содержит конкретные фактические условия, при которых норма права реализуется (например, постановление о наложении административного штрафа не подлежит исполнению, если оно в течение трех месяцев со дня его вынесения не было обращено к исполнению). В относительно определенной гипотезе содержится лишь общая характеристика условий, при которых норма может быть реализована. Административно-правовые нормы чаще всего имеют относительно определенную гипотезу.

Диспозиция – правило поведения, предусматриваемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. Характерная особенность административно-правовых санкций состоит, прежде всего, в том, что многие административно-правовые нормы непосредственно в своей структуре таких санкций не содержат. В этом случае санкция помещена в другом акте, в зависимости от того, какая устанавливается ответственность (дисциплинарная, административная или уголовная). Кроме того, административно-правовых санкций довольно много.

Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды :

1. По предмету регулированияадминистративно-правовые нормы делятся наматериальные ипроцессуальные . Материальные нормы административного права определяют права и обязанности, а также ответственность участников регулируемых отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок рассмотрения обращений граждан; порядок производства по делам о дисциплинарных, административных правонарушениях и т.д. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

2. По конкретному юридическому содержанию административно-правовые нормы могут быть подразделены следующим образом:

а) обязывающие , т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых речь идет в данной норме. Например, обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее 5 дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с извещением об этом граждан; лица, достигшие 16-летнего возраста, обязаны иметь паспорт;

б) запрещающие , т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под критерии административного права выдавать сведения, которые стали известны государственным органам в связи с рассмотрением обращений, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Милиции, таможенным органам запрещено применять огнестрельное оружие в отношении женщин (с явными признаками беременности) – это специальный запрет;

в) уполномочивающие или дозволительные , т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы. В данном случае отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Регулирующая роль этих норм проявляется по-разному. Например, органам управления (должностным лицам) предоставляются полномочия, которые они реализуют в зависимости от конкретных обстоятельств (право органов милиции по наложению штрафа). Эти же субъекты в конкретной обстановке могут использовать полномочия различного характера (административная комиссия объявляет предупреждение, или налагает штраф, или ограничивается обсуждением вопроса, или передает дело на рассмотрение общественности по месту работы и т.п.).

Административно-правовые нормы дозволительного характера получают все более широкое распространение в практике реализации задач и функций исполнительной власти;

г) рекомендательные , т.е. содержащие определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований;

д) стимулирующие , т.е. обеспечивающие с помощью соответствующих средств материального и морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических рычагов, стимулов. Это, например, применение льготного кредитования, налоговых льгот, освобождение от налогообложения и т.д.

1.2 Особенности административно–правового регулирования

Административное право – совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Дело в том, что, как уже на это обращалось внимание, отношения управленческого характера могут возникать за пределами государственно-управленческой деятельности.

Так, несомненно, управленческий характер имеют внутрипартийные или внутрипрофсоюзные отношения, имеющие своей целью организацию «собственных дел» (самоорганизация). Например, это образование соответствующих органов управления, установление внутриорганизационных правил и т.п. на основе уставных норм.

За пределами государственно-управленческой деятельности складываются достаточно разнообразные, управленческие по своему назначению, общественные отношения также в системе местного самоуправления.

Нас же интересуют такие общественные отношения управленческого характера, в которых ввиду их прямой связи с государственно-управленческой деятельностью непосредственно выражается государственный (публичный) интерес, государственная управляющая воля. Соответственно при определении предмета административного права в центре внимания должны быть общественные отношения, прямо связанные с функционированием системы исполнительной власти. Но такое функционирование предполагает наличие специального субъекта, который имеет все необходимые возможности и полномочия по реализации исполнительной власти. Следовательно, границы сферы государственного управления определяются, прежде всего, наличием специальных субъектов – участников соответствующих управленческих отношений. Иное неизбежно приведет к тому, что под сферой государственного управления придется понимать любые варианты общественно значимой деятельности, т.е. даже реализацию законодательной и судебной властей. Очевидно, что подобное решение рассматриваемой проблемы неприемлемо.

В предложенном ранее определении административного права содержится упоминание о том, что регулируемые им управленческие отношения возникают «в связи» и «по поводу» реализации исполнительной власти. И это не случайно.

Что означает возникновение управленческих отношений, регулируемых административным правом, в связи с реализацией исполнительной власти?

То (и это весьма существенно), что имеются в виду только те отношения, в которых непременно участвует тот или иной исполнительный орган, т.е. соответствующий субъект исполнительной власти.

Без их участия общественные отношения выходят за рамки административно-правового регулирования. Это, например, отношения между гражданами, между общественными объединениями и внутри них, отношения между производственными предприятиями, коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, и т.п.

Это объясняется тем, что в названных отношениях нет участника, способного в юридической форме выражать волю и интересы государства, практически реализовать в исполнительно-распорядительном варианте государственную власть (публичный интерес). Именно его деятельность является прямым выражением системы и механизма исполнительной ветви государственной власти, что и закрепляется соответствующими нормами административного права.

Таким образом, в регулируемых административным правом общественных отношениях всегда предполагается участие субъекта, наделенного исполнительно-распорядительными полномочиями. Это органы исполнительной власти, а также действующие от их имени должностные лица.

Что означает возникновение управленческих отношений, регулируемых административным правом, по поводу реализации исполнительной власти?

Одно лишь наличие органа исполнительной власти (исполнительного органа) далеко не во всех случаях может служить достаточным основанием для того, чтобы данное общественное отношение безоговорочно отнести к управленческим, причем включать его в предмет административного права.

Дело в том, что такие органы нередко совершают действия, которые в соответствии с российским законодательством регламентируются не административным, а иными отраслями права. Например, они могут заключать имущественные сделки, регламентация которых составляет предмет гражданского права. Ряд действий, совершаемых ими в бюджетно-налоговой сфере, подпадает под регулирующее влияние норм конституционного и финансового права и т.п. Объясняется это тем, что в подобных случаях тот или иной исполнительный орган не выполняет функции исполнительно-распорядительного характера: например, при заключении сделки он реализует свои имущественные права.

Только тогда, когда данный исполнительный орган фактически реализует свою управленческую компетенцию, он реально выступает в качестве субъекта исполнительной власти. Иначе говоря, имеется в виду, что им реализуются юридически властные полномочия, которые и составляют содержание его компетенции. А таковой он наделяется именно для того, чтобы быть способным осуществлять государственно-управленческую деятельность.

Таким образом, в регулируемых административным правом общественных отношениях всегда предполагается не только участие того или иного исполнительного органа, но и прежде всего его функционирование в качестве выступающего от имени государства субъекта исполнительной ветви государственной власти.

В целом управленческие отношения в интересующем нас смысле являются «полем» осуществления исполнительно-распорядительных функций и применения соответствующих им юридически властных полномочий. Ни граждане, ни негосударственные формирования подобными полномочиями не обладают.

Изложенные положения в определенной степени помогают пониманию содержания такого понятия, как «сфера государственного управления». Тем не менее, административно-правовому регулированию общественных отношений свойственны некоторые весьма специфические черты, проявляющиеся и в предмете административного права.

Фактически имеется в виду следующее. В буквальном смысле сфера государственного управления охватывает любые проявления государственно-управленческой деятельности. Это бесспорно. Однако на практике дело обстоит таким образом, что в эту сферу включаются все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни страны.

Соответственно управленческие отношения, составляющие предмет административного права, нередко обнаруживаются и там, где действуют нормы других отраслей российского права. Например, управленческими по своей сути могут быть общественные отношения, входящие в предмет трудового, финансового, экологического, предпринимательского и даже гражданского права. Это отношения, связанные с обеспечением государственной финансовой дисциплины, с оформлением прав на осуществление предпринимательской деятельности, с возникновением имущественных отношений на началах административной подчиненности и т.п. Естественно, что подобного рода отношения не могут быть исключены из предмета административного права.

Конечно, и отдельные стороны деятельности исполнительных органов могут также регулироваться нормами иных отраслей права. Уже приводился пример с регулированием имущественных сделок, заключаемых органами государственного управления. Еще один пример: основная масса работников исполнительных органов действует помимо норм административного права, также и на основании норм трудового права и т.п.

Есть еще одна специфическая особенность административно-правового регулирования. Ее суть заключается в следующем: административное право имеет в своем распоряжении юридические средства, с помощью которых осуществляется защита общественных отношений, регулируемых иными отраслями права. Имеется в виду административная ответственность.

Все изложенное, отражая специфические особенности административно-правового регулирования, должно учитываться при характеристике предмета административного права. Однако есть еще ряд позиций, прямо относящихся к его определению.

Государственно-управленческая деятельность в своих основных проявлениях является организационной или организующей. При этом под организацией понимается создание условий, необходимых для нормальной работы той или иной системы (общества в целом, его отдельных элементов, коллективов и т.п.).

Из этого вытекает вывод о том, что организационные отношения могут иметь место не только в сфере государственного управления. Так, отдельные их проявления обнаруживаются в деятельности органов законодательной и судебной властей, органов прокуратуры. Они связаны, например, с функционированием аппарата Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратов законодательных органов субъектов Федерации, с деятельностью руководителей судебных органов по руководству аппаратом и прокуроров по назначению работников нижестоящих звеньев прокурорской системы, по осуществлению контроля за их работой и т.п. По своей сути такого рода деятельность не является проявлением законодательной или судебной власти, прокурорского надзора. Она служит целям организационного обеспечения выполнения конституционных функций, возложенных на эти государственные органы. Конечно, она не является и проявлением исполнительной власти. Но, будучи внутриорганизационной, она осуществляется на основе правил, устанавливаемых нормами административного права. Однако руководители вышеуказанных органов часто используют юридически властные полномочия, характерные для исполнительных органов (например, при наложении административных взысканий). Очевидно, что в подобных случаях налицо административно-правовая регламентация такого рода их деятельности, осуществляемая в рамках норм закрепленных кодексом об административных правонарушениях.

Практика свидетельствует также и о том, что в сфере государственного управления могут возникать отношения без участия субъекта исполнительной власти. В подобной ситуации, однако, его обязательно должен заменить иной субъект, наделяемый юридически властными полномочиями, характерными для исполнительных органов государственной власти (делегированные полномочия). Тем самым этот иной субъект получает возможность выступать уже от имени государства. Наделение юридически властными полномочиями не органов исполнительной власти обозначается в качестве их делегации.

Наиболее ярким примером подобного рода может служить предусмотренная ч. 2 ст. 132 Конституции РФ возможность наделения законом органов местного самоуправления, которые, как уже подчеркивалось, не являются государственными органами, отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Вместе с тем административное право регулирует также управленческие отношения между органами местного самоуправления (администрацией районов, городов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (администрацией краев, областей), республиканскими правительствами, в состав которых они входят.

Предмет административно-правового регулирования можно определить как особое правовое состояние, связанное с регламентацией учреждения и функционирования организационных структур, применением особых методов воздействия на подвластные объекты, связанных с ними управленческих процедур, регулятивных и охранительных специальных правовых режимов, в рамках которых действует государственная администрация в целях обеспечения реализации учредительной и внутриорганизационной деятельности аппарата государственной власти, применения механизма взаимодействия личности и государства, а также выполнения функций по обеспечения безопасности.

Определив суть предмета административно–правового регулирования и изучив особенности можно сделать вывод о том, что предмет административного права весьма многообразен.

И это полностью предопределено общественно-политической значимостью государственно-управленческой деятельности, охватывающей и в современных условиях развития рыночных отношений широчайший круг общественных связей в экономической и социальной сферах жизни. Новые явления (экономические реформы, становление институтов частной собственности, приватизация и т.п.) не проявляются сами по себе, стихийно. Они требуют не только государственной "поддержки и защиты, но и регулирования. В силу этого служебная роль государства как основного субъекта социального управления сохраняется, что находит свое выражение, в частности, в известном расширении и модификации административно-правового регулирования.

В заключительной части рассматриваемого вопроса следует обозначить особенности административно–правового регулирования:

· Специальный субъект, который наделен исполнительно–распорядительными полномочиями;

· Предмет административно–правового регулирования;

· Особенности юридических средств, влияющих на защиту общественных отношений регулирующих иными отраслями права.

· Наличие административно–правового регулирования в деятельности органов законодательной власти, судебной системе, прокуратуре.

· В рамках административно–правового регулирования предусматривается возможность делегирования полномочий.

· Методы административно–правового регулирования (рассмотрены в последующей главе).

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, одна из функциональных отраслей публичного права правовых систем современных цивилизованных стран; совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, то есть исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при осуществлении ими публично-властных полномочий.

Предметом административного права являются общественные отношения, складывающиеся во взаимоотношениях гражданского общества и государства в процессе деятельности преимущественно органов исполнительной власти и иных государственных органов, а также исполнительных органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих при осуществлении прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом прав и интересов хозяйствующих субъектов в целях обеспечения безопасности личности, общества, государства, охраны общественного порядка, всех форм собственности, реализации внешнеполитической и внешнеэкономической функций государства и обороны страны. К предмету административного права относятся и те общественные отношения, которые складываются в административно-юрисдикционной деятельности органов правосудия (производство по делам об административных правонарушениях).

Особенность административно-правовых отношений состоит в том, что одной из сторон такого правоотношения всегда является орган (должностное лицо) публичной администрации, обладающий определёнными государственно-властными полномочиями.

Административное право - сравнительно молодая отрасль права. В странах Западной Европы и в России административное право возникло в 19 веке на базе полицейского права, определявшего внутреннее управление в государстве и направленного в основном на охрану общественного порядка. Полицейское право формировалось в эпоху абсолютизма, когда государство устанавливало обязательные предписания для граждан и обеспечивало функции полицейского надзора в целях «упорядочения жизни, благосостояния и общественной нравственности». Институты административного права как отрасли публичного права, нормы которой регламентировали деятельность публичной администрации, и особый судебный контроль за правомерностью её действий и решений формировались под влиянием либеральных идей о роли государства, провозглашения принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина. Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов.

Административное право в России. В дореволюционной России административное право развивалось как продолжение полицейского права. Институциональное оформление административно-политического законодательства проходило по двум направлениям: обеспечение «безопасности» и обеспечение «благочиния». Нормы административного права, обеспечивающие «безопасность», регламентировали систему и организацию политического и общеуголовного сыска, систему контроля за передвижением подданных в стране, цензуру печати, вопросы организации полицейской службы (смотри Полиция) и тому подобное. Нормы административного права, регламентирующие вопросы обеспечения «благосостояния», включали контроль за врачебным и строительным делом, охрану природы, ресурсов, попечение о престарелых, вопросы обучения и другие. Дальнейшее развитие административного права во многом было связано с разработкой Свода законов Российской империи, включившего раздел об административном законодательстве, с изданием многочисленных царских указов.

Система административно-правовых норм, сложившаяся до 1917 года, в ходе революционных событий была подвергнута основательной ревизии. В годы советской власти административное право развивалось нестабильно, его нормы не были систематизированы.

В современных условиях административное право - одна из ведущих отраслей правовой системы Российской Федерации, обеспечивает правовую защиту прав граждан и организаций в сфере государственного управления, регламентирует государственную службу и её реформирование, определяет правовые взаимоотношения государства с институтами гражданского общества, в том числе устанавливает такие административно-правовые режимы (государственная регистрация, сертификация продукции, лицензирование отдельных видов деятельности, контроль и надзор), которые должны способствовать развитию предпринимательства и трудовой активности в сфере хозяйства, развитию культуры, образования, науки и тому подобное. Особая задача административно-правового регулирования - создать правовые барьеры бюрократическим проявлениям и коррупции в государственном аппарате, повысить ответственность чиновников за выполнение возложенных на них функций.

Нормы административного права России, как и других стран, не подверглись общей кодификации. В основном кодифицированы нормы об административной ответственности и процедуре её применения (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях). Частично кодифицированы нормы административного права в Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах Российской Федерации и в отраслевых федеральных законах в сфере охраны здоровья граждан, культуры, образования, социального обеспечения, в сфере обороны и безопасности.

Одна из особенностей административного права Российской Федерации состоит в том, что эта отрасль права совмещает функции регулирования, управления, организации, контроля с юрисдикционными функциями (смотри Административная юрисдикция).

В систему административного права входят правовые институты, нормы которых регулируют общественные отношения, характерные для всех сфер и отраслей деятельности публичной администрации (административно-правовой статус граждан, система, структура и полномочия органов исполнительной власти, государственная служба, административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций, административная ответственность, административные процедуры, административная юстиция). Эти институты составляют общую часть административного права. Правовые институты, нормы которых регулируют управленческие отношения в сферах экономики, социально-культурной жизни, охраны общественной и государственной безопасности, обороны, внешних сношений, юстиции, составляют особенную часть административного права.

Административное право опирается на нормы и принципы конституционного права, определяющие правовую базу деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, реализации и защиты прав граждан в сфере деятельности публичной администрации. Нормы административного и гражданского права зачастую взаимодействуют в процессе регулирования имущественных отношений, отношений собственности и других гражданских правовых отношений, когда действуют совместно предписания административно-правового характера (порядок государственной регистрации юридических лиц, выдачи лицензий на отдельные виды предпринимательской деятельности, правила антимонопольного законодательства и другие) и нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения, права и обязанности участников гражданского оборота и тому подобное. Отношения, регулируемые нормами земельного, трудового, финансового, экологического, информационного права, нередко защищаются при помощи административно-правовых форм и методов, путём применения мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности.

Нормы административного права, в особенности регулирующие административную ответственность, тесно соприкасаются с уголовным правом, поскольку в составах административного правонарушения и преступления нередко обнаруживаются сходные элементы (например, мелкое хулиганство и хулиганство). Декриминализация уголовной ответственности, как правило, осуществляется путём установления административной ответственности за соответствующие правонарушения.

Источники административного права: Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, федеральные конституционные, федеральные законы и законодательные акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих государственно-властные полномочия; административные договоры и соглашения. Особый источник административного права - нормы международных правовых договоров Российской Федерации, общие принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации.

Административное право в зарубежных странах. Во Франции административное право формировалось в связи с созданием в начале 19 века административных судов и административной юстиции как института судебного контроля за государственной администрацией. Французская система административного права была воспринята рядом европейских стран, и к концу 19 века сформировалась континентальная система административного права. Её целью явилось законодательное регулирование управленческих структур и административных процедур. Задача административного права состоит как в защите индивидуума от неправомерных действий публичной администрации, так и в обеспечении эффективной деятельности органов государственного управления (исполнительной власти). В качестве предмета регулирования здесь выступают общественные отношения в сфере определения структуры, функций и организации деятельности органов публичной администрации и публичных учреждений, административные акты, административные процедуры, публичная служба, административная юрисдикция и административная юстиция. Административное право стран континентальной системы регламентирует, прежде всего, организацию системы органов государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, нормы административного права регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.

В англосаксонских странах (Великобритания, США) административное право стало самостоятельной отраслью позднее. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего права (common law). С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивалась административная деятельность, и укреплялся аппарат административной власти. Этот процесс сопровождался появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления. Административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Основной целью административного права была провозглашена защита интересов частных лиц от произвола со стороны администрации. Административное право определяет жёсткие рамки деятельности публичной администрации в целях ограничения форм и методов властного воздействия государства на общество и отдельных лиц и с этой целью детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и административных органов. Поэтому вопросы процедуры в англосаксонском административном праве являются доминирующими. Организацию и структуру государственного аппарата административное право регламентирует лишь в той мере, в какой это необходимо для оказания юридической помощи частным лицам.

Лит.: Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2001; Административное право зарубежных стран/ Под редактор А. Н. Козырина, М. А. Штатиной. М., 2003; Бахрах Д.Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. М., 2004.

Поделиться: