Что относится к ухудшению жилищных условий. Намеренно ухудшить жилищные условия – к чему приведет? Как можно улучшить условия проживания

№ 356-ПП О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13 мая 1997 г. N 356-ПП О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве На основании Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года, Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 года N 442 "О мерах по обеспечению права граждан на жилище", в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и в целях расширения жилищной реформы в г.Москве, направленной на обеспечение конституционных прав граждан на жилище, и упорядочения системы предоставления жилых помещений Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Положение о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве (приложение) и ввести его в действие с 10 июля 1997 года. 2. Префектам административных округов, Комитету муниципального жилья провести необходимую организационную и разъяснительную работу в связи с введением в действие Положения (п.1) и в дальнейшем процессе реализации жилья руководствоваться настоящим постановлением. 3. Установить, что за гражданами, принятыми на учет по улучшению жилищных условий до 10 июля 1997 года в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве, утвержденными решением исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30 ноября 1984 года N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве" и последующими изменениями и дополнениями, сохраняется право улучшения жилищных условий в соответствии с существующей очередностью, а также с учетом установленных данными Правилами льгот по предоставлению жилых помещений. Жилые помещения этим гражданам предоставляются в соответствии с ежегодно утверждаемыми Правительством Москвы направлениями реализации жилой площади, по нормам и в порядке, установленным настоящим постановлением. 4. Комитету муниципального жилья совместно с префектами административных округов до 1 октября 1997 года провести перерегистрацию граждан, принятых на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства до 10 июля 1997 года. 5. С 10 июля 1997 года считать утратившими силу решения исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30 ноября 1984 года N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве", от 4 августа 1986 года N 1809 "О некоторых дополнениях и изменениях "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г.Москве", решения исполкома Моссовета, президиума МГСПС и МГК ВЛКСМ от 17 декабря 1986 года N 2986 "Об утверждении Правил учета граждан, желающих стать жителями молодежных жилых комплексов, и предоставления жилых помещений в домах молодежных жилых комплексов в г.Москве", решения исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 7 июля 1987 года N 1601 "О дополнении "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г.Москве" и постановление Правительства Москвы от 8 января 1992 года N 4 "О некоторых дополнениях и изменениях Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве". 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы, руководителя Комплекса социальной сферы Шанцева В.П. и членов Правительства Москвы - префектов административных округов. П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 13 мая 1997 г. N 356-ПП ПОЛОЖЕНИЕ о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве Настоящее Положение устанавливает порядок учета граждан, желающих приобрести в собственность или получить на условиях социального либо коммерческого найма жилые помещения из государственного и муниципального жилищных фондов г. Москвы, а также общий порядок приобретения и предоставления жилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Граждане, желающие улучшить свои жилищные условия, имеют право: а) на предоставление в установленном порядке жилого помещения: - по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов г.Москвы в пределах социальной нормы жилья, - по договору коммерческого найма; б) на приобретение жилого помещения: - у собственников недвижимости в жилищной сфере, - путем участия в строительстве жилья жилищными товариществами, жилищно-строительными кооперативами, - путем участия в финансировании жилищного строительства, - путем покупки и погашения жилищных ценных бумаг, - по другим законным основаниям. 2. Предоставление жилых помещений осуществляется по норме предоставления жилья. Норма предоставления жилья - размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи, в пределах которого осуществляется предоставление жилья в зависимости от способа улучшения жилищных условий: а) по договору социального найма - норма предоставления составляет 18 кв.м общей площади на одного человека (социальная норма); б) путем вступления в ЖСК - из расчета: не менее социальной нормы жилья и не более одной комнаты на каждого члена семьи независимо от ее площади; в) по договору коммерческого найма или приобретения жилья в собственность - размер жилья не ограничивается; г) путем вступления в строительные или иные товарищества и объединения, а также финансирования строительства за счет собственных или привлеченных средств - размер жилья не ограничивается. Жилое помещение может быть предоставлено с превышением указанной в подпункте "а" настоящего пункта нормы, если оно составляет одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для заселения лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов, а также при наличии льгот, дающих право на дополнительную жилую площадь. Дополнительная жилая площадь предоставляется отдельным категориям граждан по договору социального найма сверх установленной настоящим Положением социальной нормы в пределах, установленных действующим законодательством. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение дополнительной площади, устанавливается Правительством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами города Москвы. 3. На условиях договора социального найма жилое помещение предоставляется гражданам в домах жилищного фонда социального использования, формируемого из государственного и муниципального жилищных фондов города Москвы, объемы которого утверждаются Правительством Москвы. 4. По договору социального найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю жилое помещение в пользование в пределах нормы на срок, установленный законодательством, а наниматель обязуется использовать его для проживания, своевременно вносить плату за пользование им и оплачивать коммунальные услуги. 5. Органы исполнительной власти обязаны по обращению граждан о замене занимаемого по договору социального найма жилого помещения площадью, превышающей норму, установленную в пункте 2 "а" настоящего Положения, на жилое помещение в пределах социальной нормы, предоставить им соответствующие жилые помещения также по договору социального найма. 6. Жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов города Москвы предоставляются по договорам коммерческого найма гражданам пригодными для постоянного проживания, в виде отдельных квартир (или комнат), благоустроенные применительно к условиям г.Москвы и отвечающие санитарным и техническим нормам. 7. По договору коммерческого найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование, а наниматель обязуется использовать его в соответствии с назначением и своевременно выполнять обязательства по договору. 8. Условия и порядок предоставления жилых помещений по договорам коммерческого и социального найма регулируются законодательством Российской Федерации и города Москвы. 9. Доли жилой площади во вновь вводимом в эксплуатацию государственном и муниципальном жилищных фондах города Москвы, предоставляемой по договорам социального или коммерческого найма, а также подлежащей продаже, утверждаются ежегодно Правительством Москвы. 10. Доли жилой площади, освобождающейся за выбытием граждан в муниципальном жилищном фонде города Москвы, предоставляемой по договорам социального или коммерческого найма, определяются ежегодно префектурами административных округов. 11. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договорам социального и коммерческого найма, а также члены жилищных товариществ и жилищно-строительных кооперативов, граждане и члены их семей, имеющие жилые помещения на праве собственности, принимаются на учет по улучшению жилищных условий в общем порядке в соответствии с настоящим Положением. Предоставление жилых помещений этим гражданам по договорам социального найма производится в общем порядке и с учетом имеющегося у них жилья, как занимаемого по месту регистрации, так и принадлежащего им на праве собственности. Проверка данных о наличии у граждан жилой площади, а также о сделках по ее отчуждению при предоставлении жилья является обязательной для органов, осуществляющих учет граждан и предоставление им жилой площади. 12. Жилые помещения в коммунальных квартирах предоставляются гражданам в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными актами города Москвы. 13. Приобретение жилой площади в собственность в соответствии с настоящим Положением распространяется на все случаи приобретения жилья с использованием льгот и государственной помощи, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы (дотации, кредиты, субсидии, займы и т.д.). Приобретение жилой площади на рынке жилья регулируется гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными актами города Москвы. 14. Лица, виновные в нарушении порядка постановки на учет граждан, желающих улучшить свои жилищные условия, снятия с учета, предоставления и приобретения жилых помещений, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. II. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И ПОСТАНОВКИ ИХ НА УЧЕТ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЬЯ. 15. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в городе Москве не менее 10 лет и: а) занимающие жилые помещения менее установленной нормы жилья на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой постановки на учет является размер приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи площади, в том числе с учетом отсутствующих в связи с призывом в Вооруженные Силы, командированных на работу за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты и иных лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их временного отсутствия, составляющий менее 10 кв.м общей площади для отдельных квартир и 18 кв.м общей площади для коммунальных квартир, который дает право постановки на учет по улучшению жилищных условий путем получения жилья по договору социального или коммерческого найма либо приобретения его на возмездной или частично возмездной основе с использованием льгот, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы; б) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых утверждается постановлением Правительства Российской Федерации, при которых совместное проживание с больными (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно; в) проживающие в смежных неизолированных комнатах, а также в однокомнатных квартирах по две и более семьи независимо от размеров занимаемого жилья, в т.ч. семьи, которые состоят из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке; г) проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке не пригодными для постоянного проживания, независимо от размеров занимаемого жилого помещения. 16. Граждане, прожившие в г.Москве не менее 40 лет и имеющие трудовой стаж на предприятиях и в учреждениях Москвы не менее 25 лет, подлежат постановке на учет из коммунальных квартир независимо от размеров занимаемой площади при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее 20 лет. 17. Ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, герои и ветераны труда, иные категории граждан, которые в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и города Москвы имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление жилой площади, подлежат постановке на учет и предоставлению жилой площади в соответствии с имеющимися у них льготами. 18. Граждане, принятые и состоящие на учете по улучшению жилищных условий по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения, сохраняют свою очередность и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением и другими нормативными актами города Москвы. 19. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в территориальных жилищных органах по месту жительства. 20. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, необходимых для решения данного вопроса, перечень которых утверждается городскими нормативными актами. В случае наличия у граждан и членов их семей нескольких квартир или комнат, занимаемых по договорам социального (коммерческого) найма или на праве собственности, расчет площади при принятии на учет производится исходя из суммарного размера всех занимаемых и принадлежащих им на праве собственности жилых помещений. 21. Очередность принятых на учет по месту жительства граждан устанавливается распоряжением префекта административного округа и ведется в муниципальных жилищных органах по годам постановки на учет. 22. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилья по месту работы на предприятиях и в учреждениях, созданных на базе государственной и муниципальной собственности и финансируемых за счет бюджетных средств, которым выделяется жилая площадь из государственного и муниципального жилищного фондов, осуществляется по решению администрации и профсоюзного комитета в соответствии с настоящим Положением. Решение администрации и профсоюзного комитета о постановке на учет и предоставлении жилой площади утверждается распоряжением префекта административного округа. 23. Постановка на учет и предоставление жилой площади в организациях и на предприятиях, созданных на базе иных форм собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, осуществляется на основании заключаемых трудовых, коллективных или иных соглашений работников с администрацией этих организаций и предприятий под контролем профсоюзных органов. По соглашению трудовых коллективов, профсоюзных органов и администрации этих предприятий и организаций допускается осуществление контроля и утверждение решений о постановке на учет и предоставлении жилой площади со стороны исполнительных органов власти г.Москвы. 24. Заявления граждан об улучшении жилищных условий и прилагаемые документы, в том числе подтверждающие наличие установленных жилищным законодательством льгот, сведения о доходах, должны быть рассмотрены общественной жилищной комиссией при префекте административного округа. В результате рассмотрения заявлений граждан комиссия должна рекомендовать способ улучшения жилищных условий (социальный наем, коммерческий наем, приобретение жилья в собственность с учетом соответствующих льгот). 25. В случае принятия комиссией рекомендации о невозможности улучшения жилищных условий гражданину путем предоставления жилой площади по договору социального найма, он имеет право сам выбрать вариант улучшения жилищных условий путем коммерческого найма или приобретения жилья в собственность, в том числе с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством. При ухудшении жилищных условий (путем обмена, мены, раздела жилой площади, отчуждения имеющегося в собственности жилья), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее нормы, установленной пунктом 15 "а" настоящего Положения, граждане подлежат постановке на учет для получения жилья по договору социального найма по истечении 5 лет после ухудшения жилищных условий. 26. Рекомендация комиссии с учетом выбранного гражданином варианта улучшения жилищных условий утверждается распоряжением префекта административного округа. 27. По результатам рассмотрения документов граждан формируются: а) список граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма; б) список граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам коммерческого найма; в) список граждан, желающих приобрести в собственность жилые помещения из жилищного фонда г.Москвы с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством. 28. Граждане должны быть в месячный срок со дня подачи заявления письменно уведомлены о принятом решении, а в случае постановки на учет - с указанием способа улучшения жилищных условий. 29. Право состоять на учете сохраняется за гражданином до получения или приобретения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в п.30 настоящего Положения. 30. Граждане снимаются с учета: - по личному заявлению граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, подаваемому в письменном виде по месту учета; - в случае изменения жилищных условий, а также увеличения уровня доходов на каждого члена семьи, если отпали основания для постановки на учет по улучшению жилищных условий; - в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства; - в случае получения в установленном законом порядке субсидий, кредитов или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений; - в случае выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на соответствующий учет; - в случае погашения облигаций Московского жилищного облигационного займа в форме квартиры. 31. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в получении или приобретении жилых помещений семьи, не обеспеченные жильем по социальным нормам и имеющие доход на каждого члена семьи ниже уровня, установленного Правительством Москвы, а также граждане, являющиеся очередниками по улучшению жилищных условий и проживающие в коммунальных квартирах. 32. Ежегодно, в установленные Правительством Москвы сроки, муниципальные жилищные органы проводят проверку данных учета граждан, принятых на учет по улучшению жилищных условий. В случае изменения оснований, по которым граждане были приняты на учет, они подлежат переводу в списки на получение жилья в соответствии с изменившимися условиями, либо снятию с учета, если данные проверки отвечают требованиям п.30 настоящего Положения. 33. Снятие с учета осуществляется органом, по решению которого граждане были приняты на учет, с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении. III. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ. 34. По договору социального найма жилая площадь предоставляется гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, имеющим на каждого члена семьи доходы ниже уровня, установленного Правительством Москвы, и относящимся к категории лиц, перечисленных в п.35 настоящего Положения. 35. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются: а) семьям, имеющим в своем составе инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов труда I и II групп; б) семьям погибших или пропавших без вести воинов, лиц, погибших при исполнении государственных обязанностей; в) семьям, имеющим в своем составе лиц с тяжелыми формами заболеваний или инвалидов по заболеванию (по заключениям лечебных учреждений, органов социального обеспечения или ВТЭК); г) не имеющим жилой площади военнослужащим сверхсрочной службы, прапорщикам, мичманам и лицам офицерского состава Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск и органов безопасности, уволенным в запас и/или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, имевшим до призыва в Вооруженные Силы жилую площадь в г.Москве и призванным на военную службу из г.Москвы; д) детям-сиротам, достигшим совершеннолетия и проживающим в интернатах, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании; е) детям-инвалидам, пребывающим в стационарных учреждениях, являющимся сиротами, по достижении совершеннолетия, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность вести самостоятельный образ жизни; ж) гражданам, утратившим право пользования жилым помещением в г.Москве вследствие незаконного осуждения, при невозможности возврата ранее занимаемого ими жилого помещения; з) гражданам, возвратившимся из мест лишения свободы, в случае предоставления жилищными органами их прежней жилой площади другим лицам; и) семьям, проживающим на жилой площади, не пригодной к постоянному проживанию (по заключению МВК), если они занимают ее по договору социального найма; к) государственным служащим, судьям, работникам прокуратуры и иным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г.Москвы; л) гражданам, указанным в п.16 настоящего Положения; м) иным категориям граждан, установленным действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы. Граждане, перечисленные в подпунктах "а","в","е" настоящего пункта и страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, обеспечиваются жилой площадью в специально построенных домах либо на первых этажах жилых домов. 36. Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, перечисленным в подпунктах "д","е","ж" пункта 35 настоящего Положения, состоящим на учете по улучшению жилищных условий по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения и имеющим право на внеочередное получение жилой площади, а также проживающим в жилых помещениях (жилых домах), признанных в установленном порядке аварийными или грозящих обвалом. 37. В первую очередь жилые помещения по договору социального найма предоставляются: а) инвалидам I и II групп, а также лицам, получившим инвалидность в связи с выполнением служебных обязанностей; б) гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий до введения в действие настоящего Положения и имеющим право на первоочередное получение жилой площади; в) гражданам, перечисленным в подпунктах "б","в" п.35 настоящего Положения; г) другим категориям граждан в соответствии с законодательством г.Москвы. Остальным гражданам жилые помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах предоставляются на возмездной или частично возмездной основе в порядке очередности на условиях коммерческого найма или приобретаются ими в установленном законодательством Российской Федерации и г.Москвы порядке. Граждане, перечисленные в п.35 настоящего Положения, могут по их желанию получить жилые помещения по договорам коммерческого найма либо приобрести их в собственность с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством в первоочередном порядке. 38. Льготы по первоочередному или внеочередному предоставлению жилой площади при получении жилья из социального фонда могут быть использованы гражданином только один раз. Последующее улучшение жилищных условий производится в порядке и на условиях настоящего Положения с учетом реализованного права на жилищные льготы. 39. Жилищные вопросы граждан, расторгнувших брак, постоянно проживающих в Москве, решаются путем предоставления жилых помещений на условиях коммерческого найма, приобретения жилья в собственность или путем обмена жилой площади. 40. Не допускается предоставление жилых помещений социального использования гражданам, не состоящим на учете, за исключением: неотложного расселения граждан (в связи со стихийным бедствием, из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными, грозящих обвалом, подлежащих сносу или освобождению и т.п.), решения народного суда, а также в других случаях, установленных действующим законодательством. 41. Освобождающиеся изолированные жилые помещения в коммунальных квартирах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам г.Москвы, в которых проживают несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (с учетом права на дополнительную площадь), а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека. Предоставление жилой площади сверх установленных социальных норм осуществляется на возмездной основе. Оплата за образующиеся излишки жилья производится в соответствии с нормативно-правовыми актами г.Москвы при условии оформления квартиры в собственность. 42. При отсутствии в квартире указанных в п.41 граждан освободившееся жилое помещение передается иным нанимателям этой квартиры по договору коммерческого найма или купли-продажи. 43. При согласии всех проживающих один из них может приобрести иные жилые помещения и передать их для переселения другим нанимателям коммунальной квартиры в частную собственность, занять освободившиеся в квартире жилые помещения и оформить их в собственность в установленном порядке без дополнительной платы. 44. При отсутствии в квартире граждан, желающих заселить освободившееся жилое помещение, оно предоставляется другим гражданам в установленном законом порядке. 45. Вопросы заселения жилых помещений, освобождающихся в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности г.Москвы, и в домах муниципального жилищного фонда, рассматриваются жилищными органами в административных округах. 46. Лицо, которому предоставлено жилое помещение, обязано в течение 15 дней заключить договор социального или коммерческого найма с собственником этого жилого помещения либо уполномоченным им органом. 47. В случае пропуска указанного срока свыше одного месяца по неуважительным причинам орган, принявший решение о предоставлении жилой площади, может его аннулировать и выделить жилую площадь другому лицу с обязательным письменным уведомлением гражданина о принятом решении. 48. В случае пропуска срока, указанного в п.46 настоящего Положения, по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) и их документального подтверждения он может быть продлен органом, принявшим решение о предоставлении жилой площади. 49. В случае невозможности заключения договора найма по вине органа, предоставившего жилое помещение, срок, указанный в п.46 настоящего Положения продлевается на время, необходимое для устранения причин, препятствующих заключению вышеуказанного договора, либо ранее предоставленное помещение подлежит замене на равнозначное или равноценное.

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний - желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий - это умышленность деяния , при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.

Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий. У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:

  • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
  • разделение лицевых счетов;
  • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
  • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
  • (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
  • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
  • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
  • перевод части жилья в нежилое помещение;
  • отказ от пользования социальным жильем.
Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

Для определения факта умышленного ухудшения условий проживания используются нормативные акты муниципальных органов власти и нормы, существующие в Жилищном Кодексе РФ. Выделен перечень ситуаций, подпадающих под умышленное ухудшение жилищных условий:

  • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
  • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
  • перевод жилья из жилого в нежилое;
  • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
  • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
  • не попадают под это определение!
Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции

Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

  • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшил
    условия своего проживания;
  • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;
    ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут быть признаны умышленными. Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства. Допустим, если семья из 4 человек меняет квартиру площадью 72 кв м на меньшую с площадью 48 кв м и после этого имеет желание встать на учет и получить жилье от государства, это явно говорит о намеренных действиях.

Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено. Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства. Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:

  • прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
  • прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
  • временная регистрация жильцов;
  • отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
  • признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
  • расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Для категории военнослужащих признаки умышленных деяний, ухудшающих жилищные условия, прописаны в Инструкции Министерства обороны от 30. 09. 2010 г. Согласно этого документа к ним относятся:

  • сознательное нарушение порядка пользования жильем;
  • обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи;
  • развод с последующим выделением доли в квартире;
  • фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади;
  • не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр);
  • дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждого
    представителя семьи военнослужащего.

В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:

  • были пользователями или же собственниками жилья, признанного непригодным для проживания в законном порядке;
  • не имели какого-либо жилого помещения для проживания;
  • потеряли право пользования жилплощадью по причине вступления в брак с военнослужащим и дальнейшим переездом к нему.

Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

Особое внимание в жилищном праве уделяется соблюдению прав несовершеннолетних детей

Поэтому родители не могут совершить никаких действий, влекущих за собой ухудшение условий проживания несовершеннолетних, без согласия органов опеки и попечительства.

Одноклассники

    Еще ни разу не слышала о такой практике в действии. Но вот с Юлией соглашусь, слишком много времени, сил и нервов нужно потерять, чтобы получить это социальное жилье (и то не факт, что получите!). Да и, действительно, кто намеренно захочет жить в плохих условиях довольно продолжительное время? Это просто неуважение какое-то. Да и в государственных органах не дураки сидят, чтобы их можно было так просто обвести вокруг пальца, они то самые первые и заметят неладное в таких социальных движениях.

    Думаю, что обмануть государственные органы очень сложно. Сейчас крайне очень редко выдают социальное жилье, чтоб улучшить жилищные условия, а если и выдают, то долго проверяют семью. И только по истечению примерно 7 лет(пока дойдет очередь) супруги могут получить жилье. Но жить все это время в намеренно ухудшенных условиях под силу далеко не каждому.

08.12.2016

Намеренное ухудшение жилищных условий – одно из основных препятствий для реализации военнослужащими своих жилищных прав.

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий?

В соответствии со статьёй 53 Жилищного кодекса, Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий обладает рядом обязательных признаков:

  • они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);
  • в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении* .

* (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Важно : действия, не указанные в данном пункте, не обязательно являются намеренным ухудшением жилищных условий.

Сам перечень, составленный по принципу «от обратного», весьма сомнительный.

Например, если военнослужащий вселил супругу, которая ранее имела в собственности или пользовалась квартирой (или её частью), то по данному Приказу это является намеренным ухудшением жилищных условий. Однако трудно себе представить супругу военнослужащего, которая возникла из безвоздушного пространства или была ранее БОМЖом.

На самом деле, для определения того, было ли намеренное ухудшение жилищных условий, без математики и без применения таких понятий, как «уровень обеспеченности» «учетная норма» не обойтись (подробно об этих понятиях смотрите ).

Военнослужащий А, состав семьи 4 человека, в собственности квартира общей площадью 39 кв. метров, уровень обеспеченности составляет 39: 4 = 9, 75 кв. метров на одного человека.

Учётная норма, установленная в городе Ростове-на-Дону – 10 кв. метров. Военнослужащий вселил в квартиру супругу своего сына, которая ранее проживала в квартире, принадлежащей на праве собственности своей матери.

После вселения уровень обеспеченности составил 39: 5 = 7,8 кв. метров. Как до вселения, так и после него уровень обеспеченности был ниже учётной нормы, то есть право на получение жилого помещения (улучшения жилищных условий) было и ранее, а вселение ничего не изменило. Вывод: намеренного ухудшение жилищных условий не было.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ

В случае возникновения споров по поводу того, имелось ли намеренное ухудшение жилищных условий, необходимо руководствоваться правовыми позициями Конституционного Суда РФ, в соответствии с которыми:

…По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем…

…При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются…

…В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции

Чем отличается намеренное ухудшение от сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений?

Как уже было сказано выше, намеренное ухудшение совершаются с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно может быть совершено, если данный гражданин ещё не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Внимание!

Поэтому, если после признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, ему вдруг сообщают, что он намеренно ухудшил жилищные условия, да ещё и снимают с учёта нуждающихся, то такие действия являются незаконными и их необходимо в течение 3 месяцев обжаловать в суде.

Однако, если уже после признания нуждающимися в получении жилья, военнослужащий сделал отчуждение жилого помещения (или его части), то это будет совершение сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений. Правовые последствия — значительно отличаются. Однако этот вопрос подробно рассмотрен в специальной статье, которая посвящена теме предоставления жилого помещения.

Жилищный вопрос до сих пор является самым актуальным в России.

Многие россияне так и не имеют собственного жилья. Некоторым категориям населения государство даёт право получить новое, достойное жильё. Для этого нужно получить статус нуждающегося в новом жилплощади.

На каких основаниях могут признать нуждающимся и какие действия необходимо будет предпринять для этого? Об этом рассказывается в данной статье.

Законодательное регулирование вопроса

В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.

В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади .

Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).

В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.

Итак, нуждающимся признают в следующих случаях :

Критерии определения

Нуждающимися в жилплощади признают :

Главным критерием , согласно которому принимают решение о присвоении статуса нуждающегося в новой жилой площади, является размер жилья , в котором в данный момент проживает претендент и его семья. В РФ на федеральном уровне не установлена минимальная норма квадратных метров в расчёте на одного человека. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

При этом учтите, что в регионах действуют свои нормы площади на число человек, проживающих в одной квартире. Обозначенная площадь установлена в качестве минимальной – она не может быть меньше на уровне субъекта, а решения о её увеличении принимаются решениями местных властей. Причём эта цифра может отличаться в разных населённых пунктах, расположенных в одном регионе.

Попадающие в данную категорию могут встать в очередь и самостоятельно выбрать подходящее жильё и госпрограмму. Таким гражданам даётся право купить соответствующую жилплощадь на льготных условиях, а затем его.

Они могут получить следующие виды помощи :

  • Оформить в банке на льготных условиях.
  • Погасить часть ипотеки за госсчёт.
  • Получить от государства материальные средства для приобретения жилья.

Всё это возможно в том случае, если вас и членов вашей семьи признали нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При присвоении данного статуса также учитывается доход обращающегося и членов его семьи. Государство в первую очередь помогает тем, кто не в состоянии на свои средства приобрести достойное жильё или оплачивать ипотечный кредит. Для этого рассчитывается общий доход семьи и сравнивается с прожиточным минимумом, действующим в конкретном населённом пункте (но не ниже того, что установлен федеральным законодательством).

Осуществление учета граждан

При определении уровня нуждаемости претендентов учитывают половозрастные особенности семейства. Таким образом:

Встречаются случаи, когда гражданин признаётся нуждающимся сразу по ряду причин (скажем, проживает в слишком маленькой квартире, расположенной в аварийном доме). В данном случае он может получить от государства финансовую поддержку только по одной программе, которую выберет самостоятельно.

Каждому гражданину, зарегистрированному в очереди на получение новой жилплощади, присваивается номер . После постановки в очередь нуждающийся должен будет ежегодно подавать ряд документов о своём финансовом положении и условиях проживания. Если его положение изменится в лучшую сторону, гражданин лишается права на получение госпомощи, и его исключают из очереди.

Список претендентов на получение жилья

Нуждающийся должен постоянно отслеживать, продвинулся ли он в очереди. Ожидание может длиться десятки лет (если льготник не двигается в очереди в ускоренном порядке).

Учётом всех нуждающихся занимаются в местном Департаменте жилищной политики .

Отследить свой номер в очереди можно несколькими путями:

  • Подав заявление в отдел, который занимается предоставлением жилья. Подготовьте два экземпляра заявления – один подаётся в органы, а на втором должны будут поставить отметку о получении письменного обращения.
  • Отправить заказным письмом запрос в тот же Жилищный отдел. Вам должны будут ответить в течение следующих 30 дней.
  • Самостоятельно обратиться в местную администрацию.
  • Зайти на онлайн сервис вашего населённого пункта, в котором содержатся все сведения о каждом гражданине, вставшем в очередь.

Подтверждение статуса

Согласно ЖК, для этого претендент должен быть признан :

  • Малоимущим.
  • Нуждающимся в новой жилплощади.

Для этого в местные органы подаётся заявление и необходимый перечень документов . Список может меняться в зависимости от ситуации (основания постановки в очередь и т.п.) и региона.

Но в большинстве случаев вам нужно будет подготовить :

Документы подаются в МФЦ или местную администрацию . На их рассмотрение отводится 30 дней. После того, как будет принято решение о присвоении или отказе, заявителя должны уведомить в письменной форме в следующие 3 дня. При отказе в получении статуса в извещении укажут причины, на основании которых было принято такое решение.

Пройдя все необходимые этапы и получив статус нуждающегося, льготнику должны предоставит соответствующую справку . Она является правоустанавливающим документом, на основе которого он сможет получить госпомощь в получении собственного жилья.

В ней будут указаны :

  • Паспортные данные нуждающегося и всех граждан, проживающих с ним.
  • Основные сведения о жилплощади, в которой он проживает в настоящее время (квадратура, технические характеристики, состояние, соответствие нормам санитарии и безопасности и пр.).

Возможные причины отказа

Чаще всего отказывают в следующих случаях :

Для мошенников государство ввело жесткие меры. Если в ходе проверки будет выявлено, что заявитель попытался подделать документы или предоставил неверные сведения, то он на следующие 5 лет лишается права на признание нуждающимся в новом жилье, а значит, лишится возможности стать участником любой госпрограммы предоставления помощи в улучшении жилищных условий.

Что делать в случае отказа

Если заявитель не согласен с принятым решением, он может отстоять свои права в судебном порядке , подав соответствующее исковое заявление. При этом все издержки, возникшие в процессе судебного разбирательства, будут покрыты за счёт того, кто проиграет дело.

В заявлении нужно будет указать :

  • ФИО пострадавшего, его подпись и адрес проживания.
  • Дата составления иска.
  • Полное название судебной инстанции, которая займётся рассмотрением дела.
  • Конкретное решение местных органов, которое должно быть признано недействительным.
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

О том, как встать на очередь для получения жилой недвижимости от государства, смотрите в следующем видеосюжете:

10 Фев 2012 11:48

Одной из новелл Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу 1 марта 2005 г., являются положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие, что граждане, которые с намерением приобрести права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий . Между тем из содержания указанной нормы однозначно не следует, что необходимо понимать под намеренным ухудшением , какие действия следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, каков порядок установления в действиях граждан, желающих встать на учет, факта намеренного ухудшения жилищных условий. Следует отметить, что решение указанных вопросов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку в правоприменительной деятельности судов общей юрисдикции и органов местного самоуправления можно встретить неоднозначное толкование положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом четких критериев, позволяющих установить в действиях граждан факт намеренного ухудшения жилищных условий, ни судебной практикой, ни правовой наукой не выработано. Оставил данный вопрос без внимания и Пленум Верховного Суда РФ.
Правовая сущность намеренного ухудшения жилищных условий достаточно точно определена Конституционным Судом РФ, который указал, что намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем (Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации"). При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов, как справедливо отмечает Конституционный Суд РФ, должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий является частным случаем злоупотребления правом, заключающимся в использовании лицом субъективного права в противоречии с его социальным назначением.

Анализируя положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, В.М. Корякин выделяет следующие признаки намеренного ухудшения жилищных условий:
1) действия совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
3) действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся );
4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.

Вместе с тем указанные признаки, по нашему мнению, не отражают правовой сущности рассматриваемого явления и не позволяют отграничить его от смежных категорий.
Как представляется, можно выделить следующие признаки намеренного ухудшения жилищных условий.
Во-первых, действия, квалифицируемые как намеренное ухудшение жилищных условий, совершаются лицами, которые в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Между тем, если на момент совершения действий, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала менее учетной нормы, заявитель не относился к категориям граждан, которым на основании ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма, то такие действия нельзя рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, совершенное с целью приобрести право состоять на учете. Таким образом, действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершаются специальным субъектом.
Во-вторых, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации как ухудшение жилищных условий следует рассматривать совершение физическими лицами любых юридически значимых действий, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала менее учетной нормы. При этом необходимо учитывать, что совершение указанных действий следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий лишь в том случае, если до их совершения обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи была более учетной нормы.
Как представляется, в соответствии с действующим законодательством намеренное ухудшение жилищных условий составляют исключительно действия, т.е. активное волевое поведение субъектов жилищных правоотношений, направленное на уменьшение обеспеченности общей площадью жилого помещения. Не может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий бездействие лица. Так, не является намеренным ухудшением жилищных условий невступление наследника в наследство. Думается, что действующая редакция ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не в полной мере соответствует правовой природе рассматриваемого института, так как и в результате бездействия субъекты жилищных правоотношений могут искусственно создать условия, которые потребуют участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их жилыми помещениями.
В соответствии с жилищным законодательством как ухудшение жилищных условий квалифицируется поведение граждан, направленное на уменьшение обеспеченности общей площадью жилого помещения. При этом не имеют правового значения такие факты, как наличие ремонта, месторасположение, рыночная стоимость жилого помещения. Так, ухудшением жилищных условий будет считаться приобретение жилого помещения большей стоимостью, но меньшей общей площадью. Вместе с тем данные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии у граждан при совершении подобных действий цели приобретения права состоять на учете нуждающихся.
В качестве действий, направленных на уменьшение обеспеченности общей площадью на одного члена семьи , можно рассматривать:
1) раздел, обмен жилого помещения;
2) перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
3) изменение порядка пользования жилым помещением;
4) вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;
5) вселение (согласие на вселение) гражданином - членом жилищного или жилищно-строительного кооператива в занимаемое им жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;
6) вселение (согласие на вселение) гражданином - нанимателем жилого помещения по договору социального найма в занимаемое им жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;
7) отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения);
8) расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в случаях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации;
9) выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма;
10) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений, если такие действия привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений.
Кроме того, в силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к ухудшению жилищных условий следует относить действия собственника либо нанимателя жилого помещения, повлекшие за собой приведение жилого помещения в состояние, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям.
Рассматриваемые действия составляют объективную сторону намеренного ухудшения жилищных условий.
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что перечень действий, которые необходимо квалифицировать как намеренное ухудшение жилищных условий, устанавливается региональным законодателем. Вместе с тем думается, что регламентация данного вопроса не относится к компетенции субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 6 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные правоотношения в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов. Вместе с тем, в отличие от п. 8 и 9 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации не предоставляют органам власти субъектов Российской Федерации такого права.

В-третьих, ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, т.е. совершая данные действия, лица осознают либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия, так как, к примеру, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи становится менее учетной нормы. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения либо приведения жилого помещения в состояние, непригодное для дальнейшего проживания в нем.
В-четвертых, действия совершаются гражданами с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с этим должностным лицам органов местного самоуправления необходимо достоверно установить не только наличие умысла на ухудшение жилищных условий, но и то, что такое ухудшение обусловлено желанием состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Третий и четвертый признаки составляют субъективную сторону намеренного ухудшения жилищных условий и на практике вызывают наибольшие сложности с точки зрения установления и доказывания. Анализ судебной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев именно наличие умысла и цели приобретения права состоять на учете не находит своего подтверждения в судебном заседании.

В целях исключения фактов намеренного ухудшения жилищных условий законами отдельных субъектов Российской Федерации предусматривается необходимость предоставления заявителями документа органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащего сведения о сделках, совершенных заявителем и членами его семьи с жилыми помещениями за последние пять лет; расписки об отсутствии в течение последних пяти лет, предшествующих подаче заявления о принятии на учет, жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, на праве собственности или на основе иного права, подлежащего государственной регистрации, по установленной форме, справок БТИ о неучастии в приватизации за последние пять лет. В то же время справка БТИ о неучастии в приватизации за последние пять лет не исключает возможности совершения гражданами иных сделок с жилыми помещениями и земельными участками в течение последних пяти лет, в том числе отчуждения объектов недвижимости, приобретенных на основании договоров купли-продажи, дарения, уступки прав требования, в порядке наследования. Также следует отметить, что ни Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ни принятые в его развитие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность указанного органа, не предусматривают правовых оснований выдачи документа о сделках, совершенных с жилыми помещениями и земельными участками за последние пять лет. Кроме того, Росреестр не имеет технической возможности выдавать такого рода справки.

В соответствии со ст. 4 Закона Ненецкого автономного округа от 5 июля 2005 г. N 595-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" для установления факта намеренного ухудшения жилищных условий уполномоченный орган местного самоуправления направляет в организации и учреждения соответствующие запросы. Однако, как справедливо указывается в правовой науке, если гражданин обратится в суд, вряд ли органу местного самоуправления удастся доказать, что эти действия совершены с намерением приобретения права состоять на учете.

Таким образом, не разработано правовых механизмов, позволяющих не только однозначно доказать, что имело место намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете, но и выявить сам факт ухудшения жилищных условий. Сегодня отсутствует уполномоченный орган, который мог бы предоставлять органам местного самоуправления исчерпывающую информацию о том, что за последние пять лет заявителями действий, повлекших уменьшение обеспеченностью жилыми помещениями, не совершалось. В связи с этим возможность применения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации существенным образом ограничена.
Следует отметить, что толкование ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не позволяет ответить и на вопрос о том, кто вправе квалифицировать действия лица как намеренное ухудшение жилищных условий и кто должен доказывать наличие (отсутствие) умысла на совершение намеренных действий, в результате которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении: сам гражданин или же орган, полномочный принимать подобного рода решения.
В настоящий момент данный вопрос решается органами местного самоуправления самостоятельно. При этом региональный законодатель исходит из того, что если граждане совершают действия, направленные на ухудшение жилищных условий, то такие действия следует считать намеренными и совершенными с целью приобретения права состоять на учете. Что, как представляется, противоречит требованиям ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку законодательство исходит из презумпции добросовестности участников гражданского оборота, то полагаем, что ее опровержение, а следовательно, и установление факта намеренного ухудшения жилищных условий возможно только в судебном порядке по заявлению соответствующего органа местного самоуправления.
Как и иное злоупотребление правом, намеренное ухудшение жилищных условий порождает для лица, его совершившего, неблагоприятные правовые последствия. На основании ст. 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, во-первых, таким лицам отказывается в принятии на учет, во-вторых, они принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий. Кроме того, если в судебном заседании установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий, то в соответствии с п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации суду следует отказать в защите права лица состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Следует отметить, что неистечение пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, является основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, но не позволяет принять решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях. Лица, принятые на учет до истечения пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, могут быть сняты с него лишь на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, если ими были предоставлены недостоверные сведения либо установлен факт неправомерных действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Лаконичность положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации порождает социальные и юридические проблемы, обусловливает возможность злоупотребления как со стороны органов местного самоуправления, создавая неограниченные возможности для усмотрения должностных лиц и возникновения коррупционных правоотношений, так и со стороны заявителей. Поскольку установить и доказать факт намеренного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях практически невозможно, последние, желая прежде всего реализовать возможность участия в федеральных целевых программах по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, используют дефекты ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и без каких-либо последствий совершают действия по отчуждению принадлежащих им жилых помещений.
На основании изложенного в целях исключения возможных злоупотреблений, определения круга обстоятельств, подлежащих выяснению при решении вопроса принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, считаем целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, определив исчерпывающим образом перечень действий, квалифицируемых как намеренное ухудшение жилищных условий.

Поделиться: