Жилищно коммунальная реформа. Реформа жкх проводимая правительством россии подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны

За первые тридцать лет народной власти рабочие и служащие Китая привыкли, что предприятие заботится о них от колыбели до крематория. Ныне готовится жилищная реформа. Главная часть расходов на содержание жилья должна быть возложена на его пользователей. Встал вопрос о введении страховой медицины , о накопительной системе социаль-  


Ильин И. Условия осуществления жилищной реформы // Экономист.- 2000.- № 5.  

Практика показывает, что в тех городах, где жилищная реформа проводится наиболее комплексно и последовательно, существовавшая система управления и обслуживания жилищного фонда трансформируется в форме разграничения функций управления и хозяйствования, а затем уже начинают проводиться конкурсы - вначале по обслуживанию, а затем по управлению жилищным фондом . Это, в частности, объясняется тем,  

Жилищная реформа в г. Москве // Сборник нормативных документов . М. Центр содействия жилищной реформе, 1995 - Вып. 1-5.  

Доля этой части обязательных выплат домашнего хозяйства составляет в настоящее время около 16% общей суммы расходов российских домашних хозяйств . В ближайшее время можно прогнозировать рост этой статьи расходов домашних хозяйств в связи с проводимой жилищной реформой и дальнейшим ростом индивидуального жилищного строительства.  

Стратегию жилищной реформы в городе необходимо увязывать с технической, экономической, фи-  

Решение этих и многих других проблем требует активизации реформы в жилищно-коммунальной сфере . Совместно с отраслевыми объединениями на основе предложенных подходов с учетом местных социально-экономических условий, реальных доходов населения выработана концепция проведения поэтапной жилищной реформы в республике (одобрен правительством и рассчитан до 2003 г).  

Несмотря на резкое сокращение бюджетного финансирования , в целом за годы жилищной реформы удалось стабилизировать ввод жилья. При этом в ряде регионов ввод жилья даже увеличился, в основном за счет индивидуального жилищного строительства и привлечения внебюджетных . Объем ввода индивидуальных жилых домов в настоящее время составляет около одной трети общего объема ввода жилья в сравнении с 13% в 1992 г.  

Появилась необходимость поиска новых подходов в проведении жилищной реформы с целью ее ускорения и повышения социальной направленности. Целями жилищной политики на ближайшую перспективу являются  

Большое значение на новом этапе реализации жилищной реформы будет иметь утвержденная Правительством Российской Федерации Федеральная целевая программа "Свой дом", затрагивающая интересы значительной части населения России. В соответствии с этой программой стоимость 1 кв. м общей площади в доме не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в субъектах Российской Федерации вследствие использования более эффективных строительных технологий, создания кредитной системы финансирования строительства и приобретения жилья и государственной поддержки населения в форме безвозмездных субсидий.  

Стабилизирующим фактором в этих условиях могло бы быть резкое расширение рынка жилья, жилищная реформа, а также реформа оплаты труда , перестройка взаимоотношений между предприятиями и местными Советами в социальной сфере , завершение либерализации цен и введение внутренней конвертируемости рубля.  

Условия, сложившиеся после развертывания жилищной реформы, будут содействовать формированию рынка рабочей силы . Прописка будет отменена. Будут внесены изменения в трудовое законодательство . Необходимо всячески поощрять создание и укрепление независимых профсоюзов как защитников интересов трудящихся, союзов предпринимателей и управляющих. На основе соглашений между ними при регулирующей роли государства возможно создание механизма организации рынка рабочей силы и общественного контроля за динамикой доходов и цен. Развитие финансового рынка приводит к необходимости введения налога на доходы по ценным бумагам и от операций с ними.  

Жилищная реформа будет иметь большое социальное значение. Она должна превратить большинство граждан страны в собственников жилья, усилить стимулы сбережений, инвестиций и трудовые мотивации.  

Жилищную реформу предлагается провести поэтапно в течение 1990-1992 годов.  

Основная работа по проведению жилищной реформы осуществляется местными Советами. Со стороны республиканских и центральных органов обеспечивается правовая основа и финансовая поддержка осуществляемых мероприятий.  

Важным принципом жилищной реформы является приобретение всего нового жилья за плату. Учитывая социальную сложность его проведения в жизнь в условиях нашей страны, предлагается постепенная реализация этого принципа.  

V Как спасти жилищную реформу  

Скажу честно как тут лучше поступать государству - не знаю, хотя ниже, на примере жилищной реформы, постараюсь показать, что проблема все же имеет решение. Принцип адресности верный и благородный, что спорить. Но дьявол, как известно, прячется в деталях...  

Монопольное положение позволяет организациям ЖКХ вздувать цены и тарифы настолько, что когда в некоторых городах жильцы попытались перейти на индивидуальные счетчики холодной и горячей воды, то выяснилось, что они переплачивали даже не в полтора-два раза, а иногда и в десять раз. И агитация за применение счетчиков, которое задумывалось как органическая часть жилищной реформы (это, действительно, естественный стимул сокращения ресурсоемкое бытовых услуг), как-то незаметно заглохла. Были прецеденты,  

Что же, отказаться от жилищной реформы, оставить все как есть  

Значительная часть малоимущих - а именно они преобладают в очередях на жилье, ютятся в непригодных помещениях - не только ничего не потеряют от такой жилищной реформы, а наоборот, выиграют. Вспомним, кстати, что именно они представляют собой главный горючий материал для возможного социального взрыва.  

Обязательно надо будет широко опубликовать шкалу коэффициентов и график их увеличения, чтобы каждый знал, сколько он будет платить за свою квартиру в этом году, в следующем, в третьем и так далее. Результаты предвидимы. Очень многие постараются отделаться от неподъемных для них излишков жилой площади, продадут квартиру, купят поскромнее. Как показывает опыт не только других стран, но и наш собственный опыт последних лет, рынок жилья способен решать жилищные проблемы многих людей быстрее и успешнее, чем любые долголетние строительные программы. Только не поймите это противопоставление буквально неотъемлемой дополнительной частью жилищной реформы, конечно же, должно стать развитие кредитования строительства и покупки жилья (это называется ипотека) - первые шаги в этом направлении делаются. Но заметное влияние на решение проблемы они могут оказать только тогда, когда снизится до приемлемого уровня инфляция и нарастит свои производственные мощности строительная отрасль (без этого, то есть без опережающего предложения, ипотека только поднимет цены на жилье).  

Есть только один слой населения, который примет в штыки любую попытку жилищной реформы, основанной на идее социально  

Из раздела Государства ученики знакомы с функциями государства с регулируемой рыночной экономике и методами государственного регулирования экономики. И эти знания помогут школьникам в анализе проводимой экономической политики в нашей стране. Для улучшения усвоения данного материала его изучение можно провести в виде конференции (конечно, после того как учитель проведет предварительные занятия). Ученикам можно предложить провести исследования и сделать доклады по анализу безработицы, инфляции, проведению социальной политики , что представляет из себя жилищная реформа, налоговая реформа , как происходила реформа предприятий и т.д. Задачей учителя является определить темы подобных докладов, составить с учениками примерный план, помочь с литературой.  

Гласность нормотворчества - публичное обсуждение проектов законов и других нормативных актов . Например, обсуждение программы жилищной реформы, затрагивающей интересы всех слоев населения.  

Жилищные субсидии. Внедрение программы жилищных субсидий представляет собой один из наиболее крупных успехов жилищной реформы 90-х годов. Это первая российская программа адресной социальной помощи , которая оказывает серьезное влияние на определение общего подхода к реформе системы социальной защиты в стране. Программа была внедрена практически в каждом муниципалитете, и оценивается как довольно эффективная. По состоянию на сентябрь 2003 г., в программе приняли участие 13,8 процента российских домохозяйств. В нескольких российских регионах получателями жилищных субсидий стали более 30 процентов домохозяйств. Ожидается, что в ходе реформ доля участников программы вырастет еще больше, но считается, что существующая инфраструктура способна охватить большее число желающих. Замена других нынешних программ жилищного финансирования финансирования в форме жилищных субсидий позволит отрасли получить значительный прирост эффективности, поскольку это позволит направить большую часть бюджетных расходов на ЖКХ на поддержку малоимущих семей и, в более широком плане, перераспределить субсидии от производителей к потребителям.  

Уроки предыдущих моделирований жилищных реформ в России  


Фадеева Н.С., кандидат экономических наук, доцент; Гладких М.А., студент Сибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск)

Курс, о котором говорят разработчики новой концепции, не так нов, как принято считать.

Подобные идеи встречались в Указе Президента РФ от 28.04.1997 № 425 «О реформе ЖКХ в Российской Федерации» и Указе от 27.05.1997 № 528 «О дополнительных мерах по реформированию ЖКХ в Российской Федерации»; в Федеральной целевой программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 897; а также в ряде других решений и постановлений Правительства РФ, Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти.
Только в 2007 г. произошло как минимум три события государственного масштаба, которые ознаменовали собой начало новейшего курса на реформирование жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, а именно: состоялось заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ (19-20 января 2007 г.). По его итогам Президент РФ дал ряд соответствующих поручений Правительству РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ; согласно поручению Правительства РФ был утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008 годы (приказ Минрегиона России от № 54); принят Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (от № 185-ФЗ). Лейтмотивом новых подходов, обозначенных в этих документах, является формирование рыночных отношений, приватизация объектов ЖКХ, создание ТСЖ, развитие частно-государственного партнерства - т. е. те же цели, что и в новой Концепции. Реализация этих и подобных либеральных мер, как считали их разработчики, обеспечит в ближайшие 2-3 года фундаментальное преобразование всей жилищно-коммунальной сферы.
Предпосылки
За годы экономических реформ в среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода - 65 %, канализации и тепловых сетей - 63 %, электрических сетей - 58 %, водопроводных насосных станций - 65 %, канализационных насосных станций - 57 %, очистных сооружений водопровода - 54 % и канализации - 56 %.
Неэффективное использование отраслью бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ.
Направления реализации реформы
Организаторы реформы выделяют основные направления ее реализации: Перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения. Привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий.

Модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства. Формирование института эффективного собственника. Капитальный ремонт многоквартирных домов. Переселение граждан из аварийного жилья. Внедрение энергоэффективных технологий в отрасли. Сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.
Основным проводником реформы стала созданная по решению Правительства РФ 21 июля 2007 г. государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Важнейшими результатами реформы должны стать существенное улучшение жилищных условий населения, обеспечение нормативных требований к содержанию жилищного фонда и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания потребителей. Для достижения ожидаемых результатов необходимо соблюдение определенных условий, основными из которых являются наличие развитого рынка жилья и подрядных работ, повышение уровня доходов граждан, наличие экономико-правового механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования в жилищной сфере, а также политическая и социально-экономическая стабильность. Эти условия в полной мере в большинстве городов страны на современном этапе не выполнены.
В настоящее время руководством страны и администрацией ряда городов и регионов приняты важные документы, определившие содержание реформы ЖКХ. В ряде регионов и городов страны разработаны программы реформирования ЖКХ.
В настоящее время имеются два альтернативных подхода к реформированию жилищной сферы. Согласно первому из них приоритет отдается снижению расходов бюджета в части финансирования жилищной сферы для освобождения средств, которые могут быть направлены на социальные нужды и на другие жизненно важные потребности населенных пунктов. Признавая актуальность и обоснованность такого подхода, можно прийти к выводу, что практически он может быть реализован путем переложения чрезмерно высоких издержек городского хозяйства на плечи потребителей и соответствующего повышения тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги.
При втором подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в жилищно-коммунальном секторе города путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресурсосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение доли платежей населения является составной частью реформ, но повышение тарифов должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса экономико-организационных и институциональных мер, не затрагивающих непосредственно интересов населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения эффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Данный путь реформирования представляется правовым и реально осуществимым.
Важнейшей стратегической целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры: снижение производственных издержек; снижение расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы; смягчение для населения негативных последствий реформы; повышение уровня жилищной обеспеченности населения; повышение качества жилья; повышение уровня технического содержания жилищного фонда; повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению; обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в теплоснабжении, в электроэнергии; повышение качества содержания придомовых территорий и др.
Из этих целей можно сделать вывод, что особое внимание здесь уделяется качественным подходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально иной уровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественной оценки качественных параметров. Для ее решения предлагается использовать квалиметрические методы определения качественных показателей, методы экспертных оценок и социологические опросы потребителей.
Ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками:
5 баллов - полное соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);
4 балла - соответствие стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);
3 балла - выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);
2 балла - невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);
1 балл - полное несоответствие стандарту (неудовлетворительное качество).
Оценка уровня и качества работ и услуг в жилищной сфере должна проводиться с установленной периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.
Основным вопросом реформирования жилищной системы в настоящее время является обоснование приоритетных направлений и первоочередных мероприятий реформы с указанием последовательности их осуществления.
Ресурсное обеспечение жилищной реформы. Для реализации жилищной реформы и достижения требуемого уровня развития жилищной сферы необходим целый комплекс обеспечивающих мер. К их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения.
Необходимым условием организации эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная и своевременная информация о состоянии жилищного фонда и коммунальных объектов, об уровне и качестве жилищнокоммунального обслуживания населения, о процессах, происходящих в различных его звеньях, с позиции комплексной оценки результатов развития ЖКХ.
Содержание программы реформирования и развития жилищного хозяйства города. Программа имеет следующую структуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование ситуаций и оценка последствий принимаемых решений, принятие конкретных мер и разработка механизма их реализации.
Основными этапами разработки программы являются следующие. Анализ сложившихся условий и достигнутого уровня развития жилищной сферы на данной территории, включая уровень жилищной обеспеченности и жилищного обслуживания населения, выявление и постановка реальных проблем. Формулировка целей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищного хозяйства района, прогнозирование важнейших показателей данной сферы. Обоснование основных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищного обслуживания населения в районе. Разработка механизма реализации намеченных целей.
Формулируя цели программы, необходимо обосновать важнейшие направления и методы по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения городов и муниципальных образований как важнейшего аспекта повышения качества жизни населения в условиях становления рыночных отношений и местного самоуправления.
Прогнозирование развития жилищного комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищной обеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентиров и потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи с наличием нестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать в нескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных средств и централизованного финансирования.
На следующем этапе разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные мероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города.
Далее рассматриваются вопросы разработки обеспечивающих подсистем программ, т.е. нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадрового и др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитию жилищно-коммунального комплекса города.
Ход реализации и результаты реформирования жилищной сферы в городах страны. Во многих городах сформулированы службы заказчика на работы в области содержания и ремонта жилищного фонда. Часть жилищно-эксплуатационных организаций получила статус подрядных государственных или муниципальных предприятий. Наряду с государственными появились также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работа по формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам. Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунального хозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере.
В то же время проведение указанных мероприятий и полученные результаты свидетельствуют, что поставленные цели реформы полностью не достигнуты: улучшение работы жилищных организаций и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания горожан не произошло. Выявились заметные недостатки в разработке и проведении реформы.
Недостаточную комплексность проведения реформы приводит к тому, что основное внимание в ней уделено реформированию жилищного хозяйства, но крайне недостаточны меры по реформированию коммунального сектора города. Слабо проработаны вопросы регулирования капитального ремонта жилищного фонда. Не определены организационно-экономические основы и возможности проведения и возможности проведения капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда города в новых условиях хозяйствования. В большинстве городов конкурентная среда в сфере ЖКХ фактически не создана.
Так же свою неготовность продемонстрировали и экономико-управленческие службы государственных жилищных организаций к работе в новых условиях хозяйствования, проведению самостоятельной экономической политики, формированию современной системы менеджмента и маркетинга, изучению рынка и поиску новых источников доходов.
Значительная часть населения города также психологически не готова к реализации реформы и необходимости повышения ответственности за пользование и содержание жилья. Многие люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной реформы и смысла проводимых мероприятий.

    ЖИЛИЩНАЯ РЕФОРМА: ДВА ШАГА НАЗАД, ОДИН ВПЕРЕД

    Р. НАЗАРОВ

    Назаров Руслан, помощник депутата Законодательной Думы Хабаровского края.

    Принятие Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, запланированное еще два года назад, нисколько не разрядило накаленную обстановку. Что нового принесли Правила, какое влияние они могут оказать на сферу недвижимости в целом и в чем их слабые стороны - читайте в статье.

    Правительство РФ своим Постановлением от 15 мая 2013 г. N 416 утвердило Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Принятие указанных Правил было предусмотрено поправками в часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, внесенными еще в июне 2011 г. Таким образом, Правительству потребовалось около двух лет для принятия столь важного документа. И это в ситуации, когда жилищная реформа зашла в тупик, население все громче высказывает свое недовольство работой управляющих организаций. Учитывая, что поправки, которые обязывали Правительство разработать и утвердить Правила, были нацелены на коренное улучшение ситуации с управлением многоквартирными домами, медлительность исполнительной власти нельзя одобрить.
    Но даже если согласиться с тем, что у Правительства были объективные причины для задержки с принятием Правил, придется все-таки признать, что двухлетняя работа над документом, который должен установить стандарты управления многоквартирными домами, не спасла от серьезных недостатков. В настоящей статье мы остановимся на трех таких недостатках. Анализ их показывает, что жилищная реформа, которая продолжается в нашей стране вот уже 8 лет, находится на грани провала.

    Как исполнять договор управления?

    Ключевым вопросом жилищной реформы, на наш взгляд, является следующий: как управляющие организации должны исполнять обязательства, вытекающие из договора управления многоквартирными домами? Здесь возможно два решения: либо управляющие организации должны исполнять обязательства лично (в порядке статьи 313 Гражданского кодекса РФ), либо могут заключать соответствующие договоры с третьими организациями. Может показаться, что этот вопрос носит исключительно "технический" или узкоправовой характер. Но это не так. В зависимости от того, как его решить, можно получить принципиально разные типы управляющих организаций, участвующих в жилищном реформировании.
    Если исходить из того, что управляющие организации могут исполнять свои обязательства посредством заключения договоров с третьими организациями, то в результате мы получим тысячи экономически слабых организаций. Раз управляющая организация не заинтересована в личном исполнении, она может ограничиться небольшим штатом сотрудников и слабой материально-технической базой. Именно такую ситуацию можно сейчас наблюдать в России. Учитывая, что третьи организации не заинтересованы в доверии собственников жилья в многоквартирных домах, становится понятным, почему эти же собственники вымещают свой гнев за некачественные услуги и работы на управляющих организациях.
    Если же исходить из того, что управляющие организации должны лично исполнять свои обязательства по договору, результатом станет формирование достаточно сильных организаций, способных выполнять весь комплекс работ, заинтересованных в сохранении договорных отношений с собственниками и способных удовлетворить все их запросы. Именно этого сейчас не хватает. В этом одна из причин того, что жилищная реформа находится в тупике.
    Нам кажется, что законодатель понимал, когда принимал Жилищный кодекс, что необходимо развивать именно экономически сильные управляющие организации. Такая позиция нашла свое отражение не только в Жилищном кодексе, но и в ряде иных актов. Остановимся лишь на некоторых положениях.
    1. Жилищный кодекс в части 1 статьи 161 устанавливает цели управления многоквартирными домами. Если внимательно проанализировать эти цели, станет очевидным, что управление многоквартирными домами призвано обеспечить важнейшие для каждого человека стороны жизни. Именно такая высокая степень важности исполнения обязательств характерна для личного исполнения.
    2. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г., предусматривают, что собственники самостоятельно утверждают перечень работ и услуг, а также размер платы за них. Но собственники не могут утвердить такой перечень без того, чтобы знать еще до утверждения, какими ресурсами обладает исполнитель. Раз так, то становится очевидным, что если управляющая организация получает возможность заключать договоры с третьими лицами, собственники лишаются возможности с необходимой и достаточной точностью определить перечень услуг и работ, их стоимость, а значит, лишаются возможности достигнуть целей, указанных в части 1 статьи 161 Жилищного кодекса.
    3. В Стандартах раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731, не предусматривается раскрытие информации о третьих лицах, с которыми управляющие организации заключили договоры. Это может косвенно служить доказательством того, что управляющие организации обязаны исполнять свои обязательства лично.
    4. Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, устанавливается, что исполнителем коммунальных услуг в том случае, если собственники выбрали управляющую организацию, является управляющая организация. Таким образом, в данном случае законодательство предусматривает личное исполнение, что по аналогии можно перенести и на содержание (ремонт) общего имущества.
    Итак, обязательства, вытекающие из договора управления многоквартирным домом, должны исполняться управляющей организацией лично. Однако в законодательстве есть нормы, которые позволяют делать и обратный вывод. После принятия рассматриваемого в настоящей статье постановления к таким нормам относятся и положения Правил.
    В соответствии с пунктом 2 Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, предусмотренных разделом II Правил. Таким образом, деятельность управляющей организации лишь тогда будет соответствовать требованиям законодательства, когда она будет выполнять стандарты. В пункте 4 Правил перечислены такие стандарты. При этом в подпункте "д" установлено, что управляющая организация обязана выбирать исполнителя услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества. Ничего иного управляющая организация сделать не может, кроме как выбрать третье лицо для исполнения обязательств перед собственниками. Если раньше можно было, хотя бы теоретически, выводить обязанность управляющей организации лично исполнять обязательства, то теперь такой возможности нет. Этот вывод подтверждается и Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1468. В Правилах, утвержденных этим Постановлением, установлено, что электронный паспорт многоквартирного дома должен содержать информацию о лицах, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и ремонту общего имущества (пункт 5).
    Таким образом, государство согласилось со сложившейся ситуацией. Управляющие организации опять лишились стимула расти и укрепляться, а значит, жалобы населения не уменьшатся, реформа будет пробуксовывать.
    В завершение рассмотрения этого первого недостатка разбираемых Правил необходимо остановиться на судебной практике. С сожалением приходится отметить, что судебные органы практически не рассматривали споры, связанные с личным исполнением обязательств. Лишь изредка судебные инстанции делают по ходу разбирательства промежуточные выводы о том, что управляющие организации могут заключать договоры с третьими лицами, как это, например, имело место в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2012 г. N 13АП-8837/2012.

    Кто определяет перечень работ и услуг?

    Достаточно очевидно, что достижение целей, поставленных перед управлением многоквартирными домами в части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, без определения перечня работ и услуг, а также размера платы невозможно. Хорошо известно, что один из важнейших принципов жилищной реформы состоит в том, чтобы переложить на собственников жилья бремя содержания общего имущества. Исходя из этого, и в Жилищном кодексе РФ, и в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме был установлен следующий порядок: 1) собственники на общих собраниях ежегодно определяют перечень работ и услуг; 2) исходя из утвержденного перечня работ и услуг, теми же собственниками устанавливается размер платы; 3) управляющая организация может предоставлять общему собранию свои предложения, которые должны быть учтены. Такой порядок, во-первых, подталкивал собственников к активному участию в управлении общим имуществом, а во-вторых, позволял им ориентироваться, прежде всего, на достижение целей, определенных в части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
    Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами внесли существенные изменения в этот порядок. Согласно нормам раздела III Правил теперь порядок будет следующий: 1) управляющие организации разрабатывают проект перечня услуг и работ; 2) перечень содержит не только объемы и виды работ (услуг), но также их стоимость; 3) проект утверждается общим собранием. Понятно, что если ранее делалась ставка на активное участие собственников, то теперь собственники только лишь утверждают проект, подготовленный управляющей организацией. В то же время управляющая организация, готовя проект, не обязана ориентироваться сначала на достижение целей, указанных в части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Теперь управляющая организация параллельно составляет перечень и определяет стоимость, а в таком случае управляющая организация всегда будет ориентироваться на стоимость.
    Почему же Правительство пошло на такое изменение порядка? Дело в том, что собственники, судя по опыту реформы, не стремятся участвовать в управлении общим имуществом. Надежды на то, что собственники будут самостоятельно выбирать способ управления, ежегодно собираться на общих собраниях, на которых станут определять перечень работ и услуг, устанавливать плату, - все эти надежды не оправдались. Собственники не захотели даже выбирать способ управления, это пришлось делать местным властям. Не интересуются собственники и размером платы за содержание жилья, вот почему размер этот устанавливается чаще всего самими управляющими организациями в нарушение законодательства. Таким образом, Правительство РФ было вынуждено признать и закрепить в Правилах фактически сложившееся положение. А это значит, что иного выхода власть не видит.

    Техническая документация на дом

    В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в том случае, если собственники выбрали новую управляющую организацию, прежняя организация должна передать техническую документацию новой не позднее 30 дней до прекращения договора управления. Данная норма толковалась различно. Главная проблема состояла вот в чем: необходимо ли, чтобы новая управляющая организация уже заключила договор управления с собственниками или прежняя управляющая организация должна передать документацию только на основании решения собственников?
    Отчасти данную проблему разрешило Министерство регионального развития РФ, которое в своем письме от 20 декабря 2006 г. N 14314-РМ/07 сформулировало правовую позицию, согласно которой наличие договора управления с новой управляющей организацией не является необходимым. Из этого же исходили суды. Например, Второй арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 31 августа 2012 г. N 02АП-4613/12 пришел к выводу, аналогичному позиции Министерства.
    Однако до нормативного закрепления правовая неопределенность в этом вопросе все же сохранялась. В разбираемых Правилах Правительство постаралось решить эту проблему. Раздел V полностью посвящен передаче технической документации на дом. Вот какой порядок установлен: 1) в течение 5 дней с момента прекращения действия договора управления управляющей организации направляется уведомление; 2) управляющая организация на основании такого уведомления направляет уведомление вновь выбранной управляющей организации, в котором сообщает дату и другие условия передачи документации. Таким образом, Правила достаточно определенно установили, что техническая документация должна быть передана на основании решения собственников.

    Правила, принятые Правительством РФ, должны были помочь жилищной реформе выпутаться из клубка противоречий. К сожалению, приходится констатировать, что эта очередная попытка спасти реформу вышла неудачной.

    Денисов Артем, управляющий партнер юридической компании "Генезис".

    О реформе и проблемах ЖКХ говорится очень много. Кроме того, законодателем постоянно предлагаются определенные варианты регулирования данных отношений. На наш взгляд, автор статьи "Жилищная реформа: два шага назад, один вперед" достаточно однобоко подошел к рассмотрению темы. Безусловно, роль управляющей компании в организации ведения совместного хозяйства достаточно велика. Однако основная мысль реформы не обременить УК бумажной волокитой и прочими бюрократическими нюансами, а выработать в гражданах - собственниках имущества гражданскую ответственность, отношение собственника к его собственности, избавить от пассивного участия.
    Пройдет достаточного много времени, прежде чем у граждан выработается "правильный подход" и правильное отношение к собственности. Ведь мы же содержим свою квартиру в чистоте, делаем ремонт, следим за тем, чтобы из кранов вода не текла. Почему же небрежное отношение к общедомовому имуществу до сих пор в нас остается? Это же элементарно, чтобы был подъезд чистый и светлый, чтобы дом не разрушался, чтобы прилегающая территория не находилась в неподобающем состоянии и чтобы на ней размещались цветы и рабочая детская площадка. Это ответственность не УК, а собственника, прежде всего. Это его мировосприятие, его активная жизненная позиция, прежде всего. То, что касается юридико-технического момента обязанности УК, то проблема не решится ни привлечением к осуществлению эксплуатации третьих лиц, ни личным участием УК в содержании общего имущества.
    Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
    Мера ответственности определена, вопрос, чьими силами УК будет осуществлять деятельность, а следовательно, стремиться избежать ответственности, не имеет никакого значения, поскольку личное участие плохо в техническом плане оснащенной компании в управлении эксплуатации общим имуществом может сыграть плохую шутку, нежели если эксплуатацией будет заниматься квалифицированный персонал и грамотная организация. В данном случае у УК меньше работы не станет, поскольку именно УК будет отстаивать интересы собственников при принятии работ от третьих лиц.
    Согласно нормам раздела III Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами порядок установлен следующий: 1) управляющие организации разрабатывают проект перечня услуг и работ; 2) перечень содержит не только объемы и виды работ (услуг), но также их стоимость; 3) проект утверждается общим собранием.
    Данная мера не исключает активной позиции собственников, она конкретизирует и дифференцирует зону ответственности сторон. Ранее общему собранию собственников отдавались все полномочия по определению перечня работ, в настоящий момент это не изменено. Просто установлен минимальный перечень работ, который носит императивный характер.
    Достаточно много судебных споров относительно экономической целесообразности тех или иных услуг, которые навязывались УК без одобрения общим собранием. С этой т.з. правила вносят большую ясность в данные отношения.
    Жилищная реформа - тема очень сложная. Перекладывая ответственность с одних на других, безусловно, проблему не решить, однако, на наш взгляд, положительная тенденция намечена, граждане все активнее принимают участие в управлении собственным имуществом, появляется понимание ситуации и ее законодательного регулирования.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Сущность, состав и структура жилищной сферы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях. . . 13

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28


Введение

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.

Жилищная сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.

Отсутствие необходимого экономико-правового обеспечения препятствует развитию жилищного строительства, что крайне затрудняет решение жилищной проблемы. Жилищное хозяйство, наряду с другими коммунальными службами, остается дотационным, содержание его ложится тяжелым бременем на городской бюджет. Ведомственный монополизм, низкое качество предоставляемых услуг и неэффективное управление к тому же и определяет необходимость реформирования жилищной сферы путем ее демонополизации, перевода в режим безубыточности и ориентации на повышение качества работы и предоставляемых услуг потребителям.

Первостепенное значение имеет проведение жилищной реформы в городах, так как в них сосредоточен огромный жилищный фонд, проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболее ярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: ведомственный монополизм; недостаточная квалификация кадров; техническая и технологическая отсталость и как результат неудовлетворительный уровень работы; игнорирование интересов населения и низкое качество выполняемых работ и предоставляемых услуг потребителям. В первую очередь это касается жилищного хозяйства, которое непосредственно связано с населением и является по сути ведущим в технологической цепочке жилищно-коммунального обслуживания населения. Поэтому первоочередный этап реформы направлен на повышение эффективности реструктуризацию жилищной системы. Не менее важной является задача создания необходимых экономико-правовых основ для стимулирования жилищного строительства, которое служит важнейшим рычагом решения жилищной проблемы и может стать ключевым звено для вывода экономики страны из кризиса.

Обострение жилищной проблемы и неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере большинства крупных городов страны определяют необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований жилищной системы. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации.

Имеющаяся нормативно-правовая основа проведения жилищной политике в условиях переходного периода на федеральном уровне и, прежде всего Закон «Об основах федеральной жилищной политики», основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», а также соответствующие указы Президента и постановления правительства Российской Федерации определяют стратегический замысел реформирования жилищной сферы. Но проведение жилищной реформы на уровне конкретного города требует более детальных проработок с учетом особенностей и специфики социально-экономической ситуации на данной территории, уровня развития жилищного хозяйства и состояние жилищного фонда и коммунальных систем.

Актуальность рассмотрения важнейших экономических вопросов функционирования и развития жилищной сферы объясняется недостатком учебных научно-методических работ по данной проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не поднимается.


Сущность, состав и структура жилищной сферы

Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищная сфера – отрасль народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

Частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;

Государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

Муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

Общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;

Коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

В течение длительного времени жилищная сфера городов находилась в составе государственного сектора экономики, получив в советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.

Бурный процесс развития городов и жилищного сектора на рубеже ХIХ – ХХ вв. был резко прерван в период революции и разразившийся вслед за ней гражданской войны. Более того, многие города, особенно крупные, пришли в упадок. Практически все системы городского хозяйства оказались разрушенными, а население бежало за границу, на юг или влачило жалкое существование и просто вымирало. Именно в это время происходило массовое заселение бедноты в квартиры обеспеченных граждан, в результате чего преобладающем стало коммунальное заселение. Квартплата была отменена, так как деньги полностью обесценились, а никаких услуг жителям городов не предоставлялось. Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы.

В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлен переход к новой экономической политике (нэпу), суть которого заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца).

Определенное экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов и восстановления жилищного фонда, коммунальных систем. Для решения хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в городах. Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты, восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами.

В 1926 – 1928 гг. были приняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты, а жилье и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но и качественный параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей. Развивались децентрализованные системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего государственного строя. Но уже в конце 20-х годов началось административное сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и жилищную сферу.

На данном этапе наиболее характерным было становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной формы собственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским прикрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управления стали преобладать и в жилищной сфере.

Реформа ЖКХ в России - понятие не новое и большинство россиян уже познакомились с процессом ее реализации. А все ли граждане знают, что стоит за понятием «Реформирование ЖКХ», как долго оно будет продолжаться и какова конечная цель всей программы? На эти и множество других важных вопросов мы ответим в рамках темы «Все о реформе ЖКХ».

Понятие жилищно-коммунального хозяйства

Представляет собой комплекс предприятий и служб по обслуживанию населения городов, сел и т.п.

ЖКУ (Жилищно-коммунальные услуги)- это услуги, предоставляемые потребителям, проживающим в жилищном фонде с целью обеспечения комфортных условий жизни.

В состав коммунального хозяйства входят:

  1. Электроснабжение.
  2. Водоснабжение (горячее и холодное).
  3. Водоотведение.
  4. Лифтовое хозяйство.
  5. Сбор, вывоз и утилизация мусора.
  6. Теплоснабжение (отопление).
  7. Газоснабжение.
  8. Уборка мест общего пользования.
  9. Ремонт домов (капитальный и текущий).
  10. Ремонт инженерных коммуникаций.
  11. Содержание, благоустройство и уборка околодомовых территорий.

Состав коммунальных услуг услуг, предоставляемых потребителю зависит от степени благоустройства дома.

к меню

Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг

Основные цели и направления данной программы:

  1. К 2020 году обеспечить жильцов многоквартирных домов одновременно качественными и доступными коммунальными услугами.
  2. Совершенствовать конкурентные отношения в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, а именно, создавать товарищества собственников жилья (ТСЖ) и управляющих организаций.
  3. Осуществить перевод субсидий и льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в денежную форму.
  4. Активно внедрять систему сбережения ресурсов и энергии. Устанавливать приборы учета.

Реформа ЖКХ. Общая информация

ЖКХ реформа проводится правительством Российской Федерации и подразумевает модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.

За период экономических реформ физический износ имущества ЖКХ достиг довольно больших размеров. Приблизительные цифры таковы:

  • Коммунальные сети водопровода - 65%.
  • Котельные - 55%.
  • Тепловые сети - 63%.
  • Водопроводные насосные станции - 65%.
  • Электрические сети - 58%.
  • Канализация - 56%.
  • Очистные водопроводные сооружения - 54%.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., многоквартирный дом представляет собой коллективную собственность всех собственников помещений. Получается, что жильцы квартир владеют домом в целом, а не только своей жилой площадью. И, следовательно, они должны нести ответственность за его состояние и своевременно осуществлять капитальный ремонт.

Основной проблемой здесь стало то, что дома передавались собственникам в крайне плачевном состоянии. На проведение капитального ремонта требовались огромнейшие суммы, которых у собственников не было. Также у жильцов не было и навыков управления.

Основным проводником реформы стала государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. Он был создан по решению Правительства РФ от 21.07.2007г. 2007 г. Более подробную информацию, касающуюся работы Фонда мы разместим во второй половине статьи.

к меню

Направления реализации реформы

Определены основные направления реализации реформы ЖКХ:

  1. Перевод отрасли коммунального хозяйства в рамки рыночных отношений.
  2. Привлечение частного бизнеса.
  3. Избавление отрасли от монополий.
  4. Стимулирование конкуренции.
  5. Повышение качества ком.услуг.
  6. Модернизация комплекса ЖКХ.
  7. Формирование института эффективного собственника.
  8. Переселение жильцов из аварийного жилья.
  9. Проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
  10. Внедрение энергоэффективных технологий.
  11. Поддержка льготных слоев населения, осуществление соц.защиты.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» - это некоммерческая организация по созданию благоприятных и безопасных условий жизни граждан, а также стимулированию реформирования ЖКХ, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрению ресурсосберегающих технологий при помощи предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Первоначальный взнос в бюджет фонда в декабре 2007 года составил 240 млрд.рублей. Он был осуществлен за счет дополнительных доходов государства. Также было выделено 15 млрд.рублей в 2010 году.

Кроме того, Фонд содействия реформированию ЖКХ в целях финансирования региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда использует доходы от размещения временно свободных средств. В регионы уже было направлено более 11 млрд рублей.

Изначально Фонд содействия реформированию должен был действовать до 1 января 2013 года, после чего ему грозила ликвидация. Однако было принято решение о продлении его деятельности до 2015 года. 24 июля 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о продлении работы Фонда до 1 января 2018 года.

Функции Фонда содействия реформированию ЖКХ:

  1. Рассмотрение заявок, представленных субъектами Российской Федерации, на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда,
  2. Принятие решений о соответствии требованиям заявок и прилагаемых к ним документов согласно Федеральному закону №185-ФЗ.
  3. Принятие решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.
  4. Осуществление методического обеспечения подготовки заявок и прилагаемых к ним документов со стороны субъектов Российской Федерации.
  5. Проведение мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
  6. Осуществление мониторинга по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
  7. Осуществления контроля за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
  8. Осуществление иных функций, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

к меню

Предоставление финансовой поддержки

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку по реализации региональных адресных программ, а именно выделяет средства:

  1. На капитальный ремонт многоквартирных домов.
  2. На переселение граждан из аварийного жилья с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья (период проведения: с 1 декабря 2008 года до конца 2009 года).
  3. На переселение граждан из аварийного жилья.
  4. На переселение граждан из аварийного жилья с учётом необходимости стимулирования развития малоэтажного строительства (период проведения: с 10 марта 2010 года в соответствии с Федеральным законом 25-ФЗ).
  5. На предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда для реализации мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований, рассмотренных правлением Фонда.

к меню

Организация товарищества собственников жилья

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) представляет собой одну из форм управления многоквартирным домом. По сути, ТСЖ - это организация по обеспечению гармоничного обслуживания дома. Товарищество может включать в себя как один дом, так и несколько кварталов.

При вступлении в ТСЖ собственник берет на себя обязательства по участию в жизни своего дома. Он в обязательном порядке должен посещать проводимые собрания.

Для создания товарищества собственников жилья необходимо 50% голосов + хотя бы один голос сверху. Не вступившие в ТСЖ жильцы автоматически лишаются права голоса. Однако данный факт не снимает с них обязательств по выполнению решений, принятых на общих собраниях ТСЖ.

Чтобы создать ТСЖ необходимо:

  1. Создать инициативную группу. Как правило, она включает в себя 5-6 человек и председателя.
  2. Обратиться в районную администрацию с заявлением, в котором должны быть указаны пункты о предоставлении им списка квартир с указанием площади каждой из них и сведения о собственности, а также об утверждении кандидатуры Представителя города в будущем ТСЖ для участия в орг.собрании и дальнейшей работы товарищества. В остальных пунктах можно отразить пожелания жильцов.
  3. Подготовиться к собранию. Подготовить и изучить устав ТСЖ и примерный Протокол общего собрания. Подготовить листы голосования для определения «Повестки дня». Повестка дня должна включать в себя не более пяти вопросов.
  4. Проинформировать всех собственников о проведении собрания.
  5. Провести общее собрание, в процессе которого следует выбрать способ управления (собственными силами или с привлечением профессионалов) и принять устав.
  6. Произвести регистрацию ТСЖ. Для этого необходимо обратиться в Управление Федеральной Регистрационной службы и предъявить заявление о государственной регистрации, оригинал или заверенную копию протокола общего собрания, устав товарищества в двух экземплярах и квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию.
  7. Осуществить передачу дома в управление ТСЖ. Дом передается по акту приемки-передачи с приложением технической документации на здание, согласно нормам технической эксплуатации жилищного фонда.

к меню

Поделиться: