Запреты связанные с государственной гражданской службой кратко. Ограничения и запреты для государственных служащих

Вопрос 3.

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой ФЗ 79.

1. Гр-н не может быть принят на гр. службу, а граждан. служащий не может находиться на гр. службе в случае:1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, сост. гос. и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполн. долж-х обязанностей по должности гражд. службы, на замещение которой претендует гр-н, или по замещаемой гражданским служащим должности гражд. службы связано с использованием таких сведений;4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражд. службу или ее прохождению и подтвержденного заключением мед. организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения мед. организации устанавливаются уполномоченным Правительством РФ фед. органом исполнительной власти;5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с граждан. служащим, если замещение должности гр-кой службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства др. гос-ва;7) наличия гражданства др. гос-ва, если иное не предусмотрено международным договором РФ;8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;9) непредставления установленных настоящим ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;10) утраты представителем нанимателя доверия к гражд. служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, устан. в целях противодействия коррупции ФЗ, ФЗ от 25.12.2008 г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и др. ФЗ;11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соот. с закл. призывной комиссии (за искл. граждан, прошедших военную службу по контракту);12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 настоящего ФЗ(п. 12 введен ФЗ от 30.06.2016 N 224-ФЗ)1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин, претендующий на замещение должности гр. службы, гр. служащий размещали общедоступную инф., а т.ж. данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:1) гражданин, претендующий на замещение должности гр. службы, - при поступлении на службу за 3 календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу;2) гр. служащий - ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за искл.случаев размещения общедоступной инф.в рамках исполн. должностных обязанностей гр. служащего.2. Сведения, представляются гр-ми, претендующими на замещение должности гр. службы, при поступлении на гр. службу, а гр. служащими - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, представляются по форме, установленной Правительством РФ.3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им гр. служащие осущ. обработку общедоступной инф., размещенной претендентами на замещение должности гражданской службы и гр. служащими в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет».

Иные ограничения, связанные с поступлением на гр. службу и ее прохождением устанавливаются ФЗ.3. Ответственность за несоблюдение ограничений, устанавливается настоящим ФЗ и др. ФЗ.

Статья 17. Запреты, связанные с гр. службой

1. В связи с прохождением гр. службы гр. служащему запрещается:

2) замещать должность гр. службы в случае:а) избрания или назначения на гос. должность, за искл. случая, установленного ч.2ст.6 Фед. конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ"(В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.);б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в гос. органе;3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управл. хозяйствующим субъектом (за искл. жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке);4) приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в гос. органе, в котором он замещает должность гр. службы;6) получать в связи с исполн. должностных обязанностей вознаграждения от физ. и юр. лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гр. служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служ. командировками и с др. официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гр. служащим по акту в гос. орган, в котором он замещает должность гр. службы. Гр. служащий, сдавший подарок, может его выкупить в порядке , устанавливаемом НПА РФ;7) выезжать в связи с испол. должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физ. и юр. лиц, за искл. служебных командировок, осущ. в соответствии с законодательством РФ, по договоренности гос. органов РФ, гос. органов субъектов РФ или муниц. органов с гос. или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, др. гос. имущество, а т.ж. передавать их др. лицам;9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гр. службой, сведения , отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную инф., ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в т.ч. в СМИ, в отношении деятельности гос. органов, их руководителей, вкл. решения вышестоящего гос. органа либо гос. органа, в котором гр. служащий замещает должность гр. службы, если это не входит в его должностные обязанности;11)принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;12)использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;13)использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;14)создавать в гос. органах структуры политических партий, др. общественных объединений (за искл. проф.союзов, ветеранских и иных органов общ. самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;15)прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;16)входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;17)заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.1.1. Гр. служащему, его супруге(супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета(вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".2. В случае, если владение гр. служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гр. служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.3. Гражданин после увольнения с гр. службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физ. лиц сведения конфиденциального характера или служебную инф., ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.3.1. Гражданин, замещавший должность гр. службы, вкл. в перечень должностей, установленный НПА РФ, в течение 2 лет после увольнения с гр. службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служ. поведению гос. гр. служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на усл. трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на усл. гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных ФЗ, если отдельные функции гос. управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гр. служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гр. служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке , устанавливаемом НПА РФ.

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

Как следует из ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личными интересами гос. или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность - это возможность получить доход (неосновательное обогащение) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для госслужащего, членов его семьи, иных субъектов. К последним можно отнести друзей, знакомых, иных родственников служащего.

3.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гр. служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

3.2. Непринятие гр.служащим, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гр. служащего с гр. службы.4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гр. служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.4.1. Непринятие гр. служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.5. Для соблюдения требований к служебному поведению гр. служащих и урегулирования конфликтов интересов в гос. органе, федеральном гос.органе по управлению гос. службой и гос. органе субъекта РФ по управлению гос. службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом гос. органа в порядке , определяемом Президентом РФ.7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была искл. возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению фед. гос. служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке , определяемом Президентом РФ.

Ограничение – это фактическое обстоятельство, наличие которого препятствует гражданину поступить на службу, а служащему находиться на службе.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6)выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7)наличия гражданства другого государства (других государств),если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Запрет представляет собой категорическое требование законодателя не совершать каких-либо действий и не вести определенную деятельность, несоблюдение которого влечет за собой юридическую ответственность. Назначение запретов, связанных с гражданской службой, состоит в обеспечении эффективной профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в предотвращении служебных злоупотреблений; создании условий для формирования отношений доверия между государственными органами и населением.



1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

2. Гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

3. Гражданскому служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, то есть производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности. Запрещено также приобретать имущественные права на нематериальные объекты - товарные знаки, промышленные образцы, «ноу-хау», фирменные наименования. Гражданским служащим запрещено лично или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием хозяйственного сообщества.

4. Гражданский служащий не может быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, либо в государственном органе или организации, непосредственно подчиненными данному государственному органу. Гражданский служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и доложить об этом представителю нанимателя.



5. Гражданские служащие не вправе получать вознаграждения от физических и юридических лиц, связанные с исполнением должностных обязанностей. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, не были обязанными по отношению к организациям, желающим получить от них конкретную выгоду.

6. Гражданскому служащему запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями. Гражданским служащим следует воздерживаться от выездов за границу по личным делам за счет принимающей стороны или за счет предприятий, учреждений, организаций, граждан

7. Законодательство запрещает гражданскому служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам. Такого рода деяния влекут применение дисциплинарных санкций, вплоть до увольнения. При этом дисциплинарное взыскание может налагаться независимо от привлечения к материальной, административной или уголовной ответственности.

8. Законодательство содержит запрет гражданскому служащему разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или конфиденциальную информацию, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением им должностных обязанностей.

9. Гражданский служащий не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

10. Гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя нанимателя принимать награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Если в должностные обязанности не входит взаимодействие с организациями и объединениями, принявшими в отношении него решение о награждении, назначении премии, присвоении почетного или специального звания, то он имеет право получить без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания.

11. Запрещено гражданскому служащему использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

12. прещение гражданскому служащему использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности, вытекает из положений Конституции Российской Федерации, признающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в России. В Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.

13. Гражданскому служащему запрещено создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений и способствовать созданию указанных структур.

14. Гражданский служащий не имеет права прекратить исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Данный запрет основывается на том, что гражданский служащий осуществляет свои полномочия от имени государства, поэтому отказ от работы либо снижение результативности труда могут отрицательным образом сказаться на функционировании государственного органа.

15. Гражданину запрещено после увольнения с гражданской службы замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

Он не вправе также разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

В юриспруденции выделяются такие правовые категории, как запреты и ограничения. В чем заключается специфика тех и других?

Что представляют собой запреты в юриспруденции?

В общем случае под запретом в юриспруденции понимается императивная норма права, в соответствии с которой тот или иной субъект (например, человек или организация) в установленных законом случаях не имеет разрешения осуществлять какие-либо действия или вступать в правоотношения. При этом запрет не может быть снят по воле соответствующего субъекта - только законодательно.

Например, в соответствии с положениями нормативных актов о гражданской службе, специалисты государственных и бюджетных организаций, занимающие должности на госслужбе, имеют запреты (если они не аннулируются отдельными нормами права):

  1. на осуществление предпринимательской деятельности;
  2. на приобретение ценных бумаг в целях извлечения дохода;
  3. на приобретение статуса поверенного или же представителя интересов третьих лиц в своем государственном органе;
  4. на принятие подарков и иных вознаграждений от физических и юридических лиц, полученных вне трудовых правоотношений;
  5. на выезд за границу за счет средств физических и юридических лиц, полученных вне трудовых правоотношений;
  6. на использование в целях, не имеющих отношения к службе, ресурсов, которые предоставляются работодателем;
  7. на разглашение или частное использование конфиденциальных данных, доступ к которым получен на службе;
  8. на публичные высказывания, в том числе и в СМИ, на темы, связанные с деятельностью органов власти и их руководителей в случае, если подобные компетенции не входят в трудовые обязанности госслужащего.

Перечень запретов, установленных для гражданских служащих, заметно больше - мы рассмотрели лишь некоторые из их примеров. Наряду с соответствующими запретами для госслужащих также определен ряд ограничений. Изучим их спецификуи интерпретацию данного термина в юриспруденции.

Что представляют собой ограничения в юриспруденции?

Под ограничениями в юриспруденции принято понимать нормы права, в соответствии с которыми тот или иной субъект - физлицо или организация - не имеет права осуществлять какие-либо действия либо вступать в правоотношения, если не обеспечит соответствия своего статуса установленным требованиям либо если не осуществит определенным образом те или иные действия.

Таким образом, ограничения принципиально могут быть сняты самим субъектом правоотношений (или, по крайней мере, будут зависеть в преобладающей степени от него лично, а не от изменений в законах).

Выше мы рассмотрели примеры запретов в контексте статуса гражданских служащих. Если говорить в данном аспекте об ограничениях, то таковыми можно назвать:

  1. наличие у гражданина недееспособности (при ее наличии нельзя быть госслужащим);
  2. непрохождение гражданином процедуры получения допуска к гостайне (как условия найма на государственную службу);
  3. наличие у гражданина заболевания, препятствующего прохождению госслужбы;
  4. выход из гражданства РФ как обязательного условия прохождения госслужбы.

Данный перечень ограничений может дополняться иными критериями, устанавливаемыми законодательством о гражданской службе.

Сравнение

Главное отличие запретов от ограничений в юриспруденции заключается в том, что первые принципиально не могут быть сняты по воле субъекта, вступающего в правоотношения, а вторые - могут при условии, что данный субъект приобретет нужный статус (например, в случае с госслужбой - вступит в гражданство России) или осуществит требуемые действия (например - пройдет процедуру допуска к гостайне, чтобы стать государственным служащим).

Между запретами и ограничениями с точки зрения юриспруденции, безусловно, есть и много общего. Так, и те и другие основываются на императивных нормах права, запрещающих тому или иному субъекту вступать в определенные правоотношения или совершать действия, пока запреты или ограничения будут иметь место.

Определив,в чем разница между запретами и ограничениями в юриспруденции, отразим выводы в небольшой таблице.

Таблица

Запреты (в юриспруденции) Ограничения (в юриспруденции)
Что общего между ними?
Запреты и ограничения в юриспруденции основаны на императивных нормах права, по которым тот или иной субъект не может вступать в правоотношения или осуществлять определенные действия, пока соответствующие запреты и ограничения действуют
В чем разница между ними?
Субъект правоотношений принципиально не может законным образом обойти установленный для него запрет на вступление в правоотношения или осуществление действий Субъект правоотношений имеет принципиальную возможность обойти установленное для него ограничение на вступление в правоотношения или осуществление действий - если получит необходимый статус или осуществит иные требуемые действия

Поступая на государственную гражданскую службу, граждане зачастую не знают ограничений, предусмотренных законом. Вместе с тем, гражданские служащие несут ответственность за несоблюдение этих ограничений.

Об ограничениях, связанных с государственной гражданской службой, и об ответственности за их нарушение разъяснение дает старший прокурор отдела Калюжа Татьяна Анатольевна.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.

Ограничения, связанные с гражданской службой, устанавливаются только на федеральном уровне и уменьшены или увеличены законами субъектов РФ быть не могут.

1. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда. Лицо, признанное недееспособным или дееспособность которого ограничена, не может понимать значения своих действий, осуществлять служебную деятельность, а, следовательно, быть допущенным к замещению должности.

Однако по общему правилу, сформулированному в п. 3 ст. 29 и п. 2 ст. 30 Гражданского кодекса РФ, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности, отпали, суд признает его дееспособным или отменяет ограничение его дееспособности. Поскольку дополнительных ограничений в законодательстве о гражданской службе не содержится, можно полагать, что лицо, восстановленное в дееспособности, может претендовать на замещение должности гражданской службы. В случае если на момент утраты или ограничения дееспособности гражданин состоял на гражданской службе, он подлежит увольнению. Дело о признании гражданина недееспособным может быть возбуждено в суде исключительно на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер), органа опеки и попечительства либо психиатрического или психоневрологического учреждения.

2. Осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, или же в случае наличия неснятой или непогашенной судимости.

Данное ограничение направлено как на лиц, желающих заместить должность, так и на лиц, находящихся на гражданской службе. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судом по ходатайству осужденного судимость может быть снята до истечения срока погашения судимости. Поскольку погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, и гражданин рассматривается в качестве несудимого, то в дальнейшем он вправе замещать должности гражданской службы.

3. Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Отказ от получения любой формы допуска является основанием для отказа в возникновении или отмены служебного правоотношения. Нужно сказать, что обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации согласно статье 24 Закона о гражданской службе относится к факультативным или дополнительным условиям служебного контракта, т. е. к тем, которые могут быть включены в контракт по соглашению сторон. Однако в том случае, когда исполнение обязанностей по соответствующей должности предполагает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности.

4. Наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, направлено как на лиц, претендующих на замещение гражданской должности, так и на лиц, уже замещающих должности.

Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти — Минздравсоцразвития РФ (приказ от 14.12.2009 N 984н).

5. Ограничение, связанное с состоянием близкого родства или свойства. Оговариваются случаи недопустимости служебных отношений, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного служащего другому, т. е. совместное осуществление служебных отношений лицами, состоящими в отношениях свойства или родства. Иные случаи не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в замещении должности. Также не должно являться основанием для отказа в замещении гражданской должности состояние родства или свойства, если должности предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны.

6. Основаниями отказа в возникновении или прекращении служебного правоотношения являются:

— выход из гражданства Российской Федерации;

— приобретение гражданства другого государства;

— наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Рассматриваемые ограничения имеют конституционную природу, поскольку статья 32 Конституции Российской Федерации называет единственную категорию граждан, правомочных замещать должности государственной службы, — граждане Российской Федерации;

7. Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

В случае представления гражданином при поступлении на гражданскую службу подложных документов наступает уголовная ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 327 УК.

8. Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных действующим законодательством.

Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вменяется гражданскому служащему в обязанность, неисполнение которой влечет аннулирование государственно-служебного правоотношения. Гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке сведения о себе и членах своей семьи; о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения; об обязательствах имущественного характера.

Несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, влечет дисциплинарную ответственность. Государственно-служебные отношения могут быть прекращены с любыми гражданскими служащими, независимо от замещаемой ими должности гражданской службы, ее категории и группы.

введение

1.1 Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции

2 Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации

2.1 Понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

2 Система ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Глава 3. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

2.1 Понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

2 Система запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Заключение


введение

Государственная гражданская служба как вид государственной службы представляет собой сложный механизм, включающий в себя множество элементов.

Пожалуй, одним из важнейших элементов является сам государсвтенный гражданский служащий, его права и обязанности. Надлежащее исполнение им требований закона не только положительно сказывается на деятельности конкретного органа власти, но и на обществе в целом. Так, важным, с точки зрения осуществления государственной гражданской службы, является соблюдение не только прав и обязанностей государственного гражданского служащего, но ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

Запреты и ограничения, представляют собой своеобразные меры противодействия коррупции и злоупотреблениям государственными служащими своими полномочиями.

В этой связи важным является определение сущности, как запретов, так и ограничений, понимание их структуры и последствий их несоблюдения. В этом и заключается актуальность рассматриваемого вопроса.

Методологическую основу исследования составляет комплекс методов научного познания: диалектический, сравнительного правоведения, формально-юридический и др.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных авторов: А.В. Гусева, Т.Г. Полыниной, Х.А. Валеева, А.Ф. Ноздрачева, Ю.М. Кулаковой и др.

Нормативную и практическую базу исследования составляет действующее законодательство РФ в области регулирования государственной гражданской службы.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения в сфере осуществления государственной гражданской службы.

Предмет настоящей курсовой работы следует определить как - запреты и ограничения в системе государственной гражданской службы.

Целью настоящей работы является комплексное рассмотрение системы запретов и ограничений при прохождении государственной гражданской службы.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

определить понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции;

рассмотреть принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации;

определить понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;

проанализировать систему ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;

рассмотреть понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

исследовать систему запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

Цели и задачи настоящей курсовой работы определили ее структура, которая включает в себя введение, три главы, деленные на два параграфа, заключение и список используемых источников.

глава 1.Общие положения о государственной гражданской службе в РФ

1 Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции

Федеральный закон «О системе государственной службы» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ определяет государственную гражданскую службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации направленную на обеспечение исполнения полномочий Российской федерации, ее субъектов и т.п.

Основные положения о государственной гражданской службе, в том числе и легальное ее определение, закреплены в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27.07.2004 года.

Так согласно п.1 ст. 3 вышеуказанного Закона под государственной гражданской службой понимается один из видов государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Анализ указанных определений показывает, что они имеют схожие формулировки и понимают государственную гражданскую службу в едином ключе.

В правовой науке также имеются несколько точек зрения на определение государственной гражданской службы.

Так, А.В. Гусев, полагает, что под государственной гражданской службой в соответствии с административно-правовым подходом следует понимать как публично-правовой институт, а в соответствии с «трудоправовым подходом» - разновидность служебной трудовой деятельности особой категории наемных работников. Автор придерживается мнения, что при определении понятия государственной гражданской службы следует исходить из комплексного, межотраслевого понимания государственной гражданской службы.

Представляется, что следует согласиться с таким мнением, тем более, что оно не входит в противоречие в вышеуказанными легальными определениями государственной гражданской службы.

Т.Г. Полынина полагает, что следует определять государственную гражданскую службу как часть государственной деятельности, имеющей профессиональный характер и направленной на обеспечение реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов, которые носят государственно-властный характер; и осуществляемой лицами, замещающими должности государственной службы, учреждаемые в государственных органах Федерации и ее субъектов.

Правовая природа и сущность государственной гражданской службы определяется сущностью государства, поскольку указанный вид государственной службы отражает функции, задачи, основные черты государства и призван обеспечивать их осуществление на практике.

Х.А. Валеев полагает, что сущность государственной гражданской службы связана с осуществлением целей и функций государства на практике, с государственным управлением и определяется характером государственной власти. Осуществляется она государственными гражданскими служащими на должностях государственной гражданской службы в государственных органах различных ветвей власти.

Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, к которым в частности относят:

правоприменительную функцию, выражающуюся в реальном применении Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;

правотворческую, выражающуюся в разработке и принятии нормативных актов

правозащитную, выражающуюся в обеспечении прав и свобод граждан;

регулирующую, выражающуюся в разработке и реализации государственной политики во всех областях жизни общества.

организационную.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством по государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, осуществляющийся на профессиональной основе в государственных органах, государственными служащими.

Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, под которыми понимаются относительно обособленные и самостоятельные виды государственно-служебных действий.

2 Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации

Принцип является основным и исходном положением, распространяющимся, прямо или опосредованно, на все соответствующие реалии.

Применительно к государственной гражданской службе принципы, установленные в законе, являются основополагающими для иных актов, которые относятся к предмету регулирования гражданской службы.

В соответствии со ст. 4 Закона «О государственной гражданской службе» к таким принципам отнесены:

принцип приоритета т прав и свобод человека и гражданина;

принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

принцип, устанавливающий равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от физических и социальных характеристик;

принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих;

принцип стабильности гражданской службы;

принцип доступности информации о гражданской службе;

принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;

принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, имеет в своей основе ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает «высшую ценность» и обязанность государства по соблюдению прав и законных интересов человека и гражданина.

Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ является следствием первого и устанавливает требования к общим правилам деятельности государственных служащих.

Частью 4 ст. 32 Конституции РФ установлено право граждан РФ на равный доступ к гражданской службе. Третий принцип государственной гражданской службы является следствием указанного конституционного положения.

Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих возлагает на гражданских служащих и претендентов на замещение должности государственной гражданской службы обязанность иметь профессиональное образование, которое соответствует его должностным полномочиям и стремится к повышению профессионализма и компетентности.

Повышение гражданскими служащими профессионализма и компетентности, что, естественно, включает в себя и стремление к безупречному выполнению должностных обязанностей, требует стабильности гражданской службы, что и является следующим закрепленным принципом.

Стабильность гражданской службы гарантирует стабильность, постоянность служебной деятельности для каждого конкретного гражданского служащего.

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами означает отсутствие предпочтений, нейтральные отношения со всеми заинтересованными гражданами и общественными объединениями без предоставления кому-либо каких-либо преференций.

Принципом гражданской службы определена защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, что означает: гражданский служащий выполняет исключительно правомерные поручения своих руководителей (непосредственных и вышестоящих).

Таким образом, следует придти к выводу, что принципы государственной гражданской службы основываются на положениях Конституции РФ и служат основой осуществления государственной гражданской службы в РФ.

глава 2. Ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

1 Понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Представляется, что ограничения, следует рассматривать как меру, которая позволяет создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений. Такую позицию поддерживает Н.В. Вассерман, которая полагает, что ограничения представляют собой антикоррупционную меру в сфере государственной гражданской службы.

Следует обратить внимание, что законодателем не введено легальное определение ограничений на государственной гражданской службы, а лишь установлен их исчерпывающий перечень.

Анализ научных трудов авторов по указанной теме, позволяет придти к вводу, что иногда в научных кругах встречает употребление термина «правоограничения», под которыми понимаются, обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами правила, условия, которые ставят государственного служащего в определенные юридические рамки.

Следует согласиться с мнением Ю.М. Кулаковой, которая полагает, что правовые ограничения имеют своей целью воздействовать на государственных гражданских служащих в целях согласования интересов, стимулирования их социально полезного поведения, сдерживания негативных проявлений.

При этом объясняя исчерпывающий перечень ограничений, автор указывает, что их неполное, нечеткое установление или ликвидация может стать оправдание противоправного поведения государственных гражданских служащих.

Ограничения, как правовое явление выполняет ряд функции. Так, Ю.М. Кулакова выделяет следующие функции ограничений:

охраны и защиты интересов государства и общества;

контролирующую, выражающуюся в удержании государственных гражданских служащих от совершения действий, нарушающих государственные интересы;

коммуникативную, выражающуюся в сообщениях для государственного гражданского служащего о возможностях выбора вариантов поведения в рамках права;

воспитательную, т.е. формирование правосознания государственного гражданского служащего;

мотивационную.

Анализ указанных функций позволяет придти к выводу, что ограничения играют важную роль в системе государственной гражданской службы

Таким образом, следует придти к выводу, что под ограничениями при прохождении государственной гражданской службе понимается исчерпывающий перечень условий, наличие которых делает невозможным прохождение государственной гражданской службы. При этом ограничения следует считать мерой антикоррупционного воздействия на государственных гражданских служащих.

2 Система ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ.

Так указанный Закон устанавливает невозможность принятия гражданина на гражданскую службу и нахождения гражданского служащего на гражданской службе в случае:

Признания <#"justify">глава 3. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

1 Понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Как уже отмечало выше в правовой науке и практике отсутствует четкое определение ограничений и запретов.

Однако, исходя из сути законодательно установленных запретов, можно придти к выводу, что запреты в отличии от ограничений, подразумевают, что гражданский служащий в связи с прохождением гражданской службы не вправе осуществлять указанные в Федеральном законе действия. В случае же их совершения к гражданскому служащему применяются соответствующие меры ответственности.

Запреты устанавливают обязанности гражданского служащего по воздержанию от совершения действий.

Основными назначениями установленных запретов является:

обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов;

установление препятствий возможному злоупотреблению государственных служащих;

создание условий для независимости служебной деятельности;

гарантия осуществления государственными служащими гражданских прав.

Следует отметить, что характер запретов является абсолютным и не связан непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей. В случае нарушения запретов, указанное нарушение рассматривается как отягчающее ответственность государственного служащего обстоятельство.

Установленные запреты можно рассматривать в двух основных аспектах:

несовместимости должности гражданского служащего с другими видами деятельности;

обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе.

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона за несоблюдение аппретов обоих видов предусматривается последствие в виде прекращения государственно-служебных отношений.

Таким образом, запреты представляют собой законодательно запрещенные, действия государственного гражданского служащего несоблюдение которых, влечет наступление соответствующих юридических последствий.

2 Система запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

В соответствии со ст. 17 Закона «О государственной гражданской службе РФ» гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы запрещается:

замещать должность гражданской службы в случае если он:

Избран или назначен на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 <#"justify">Анализ указанный положений позволяет придти к выводу, что государственный гражданский служащий не может быть одновременно депутатом законодательного органа РФ или субъекта, органа местного самоуправления. Указанное положение соответствует ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, в соответствии с которой депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе или заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

В случае избрания государственного гражданского служащего в указанных органы ему надлежит приостановить свою службу на период действия полномочий по избранной должности.

После окончания указанного срока они обладают правом продолжить гражданскую службу или уволиться с нее.

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, либо участвует в управлении хозяйствующим субъектом. При этом законодателем установлено, что государственный гражданский служащий может участвовать в управлении жилищным, жилищно-строительным, гаражным кооперативом, садоводческим, огородническим, дачным потребительским кооперативом, товариществом собственников недвижимости и профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке.

приобретать в случаях, которые установлены федеральным законом, ценные бумаги, по которым возможно получение дохода;

выполнять роль поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, а также государственном органе, находящемся в подчинении органа, в котором он проходит службу;

получать вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. При этом если подарки получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, они признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и подлежат передачи гражданским служащим по акту в государственный орган. При этом законодатель сохраняет за гражданским служащим право на выкуп такого подарка.

В связи с исполнением должностных обязанностей выезжать за пределы территории Российской Федерации за счет средств юридических и физических лиц, за исключением служебных командировок, которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

использовать средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, а также передавать их другим лицам;

Разглашать или использовать сведения <#"justify">Заключение

В соответствии с поставленными целями и задачами можно придти к следующим выводам:

В соответствии с действующим законодательством по государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, осуществляющийся на профессиональной основе в государственных органах, государственными служащими.

Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, под которыми понимаются относительно обособленные и самостоятельные виды государственно-служебных действий. К таким функциям относят: правоприменительную, правотворческую, правозащитную, регулирующую и организационную функции.

Принципы государственной гражданской службы основываются на положениях Конституции РФ и служат основой осуществления государственной гражданской службы в РФ.

Прохождение государственной гражданской службы связано с наличием ограничений и запретов.

Ограничение в государственной гражданской службе представляют собой определенные условия, при наличии которых претендент на замещение должности государственной гражданской службы не может быть назначен на должность государственной гражданской службы.

Ограничения выступаю мерой антикоррупционного воздействия на государственных гражданских служащих.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ и имеют достаточно исчерпывающих характер.

Запреты представляют собой законодательно запрещенные, действия государственного гражданского служащего несоблюдение которых, влечет наступление соответствующих юридических последствий.

Исчерпывающий перечень запретов закреплен в ст. 17 вышеуказанного закона.

Таким образом, в настоящей работе систематизированы ограничения и запреты, связанные с прохождение государственной гражданской службой.

список источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа <#"justify">Научные труды

5.Вассерман Н.В. Правовые ограничения и запреты, связанные с замещением должностей государственной гражданской службы // Известия Иркутской государственной экономической академии <#"justify">Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих. М., 1999.

Поделиться: