Система административного права. Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права

Традиционным для большинства отраслей права является система из двух крупных взаимообусловленных блоков: общая часть и особенная часть. Для некоторых отраслей подобное устройство системы закреплено законодательно. Так, система уголовного права, базис которого - Уголовный кодекс РФ, состоит из двух четко оговоренных в нем частей: Общей, определяющей предмет отрасли, ее основные принципы, статус участников уголовно-правовых отношений, а также конкретизацию фундаментальных категорий уголовного права, таких как «преступление» и «наказание», и Особенной, содержащей исчерпывающий перечень деяний, признаваемых в качестве преступлений, а также систему наказаний в отношении каждого вида преступлений.

Разделение на общую и особенную части мы можем видеть у гражданского, семейного, трудового, а также налогового права. Отметим, что последняя отрасль является, по сути, дочерью административного права, с течением времени обретшей известную степень самостоятельности, но тем не менее не порвавшей связей с первоосновой.

По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право. Учебник. М.: Эксмо, 2009. С. 192.. Некоторые авторы, наряду с указанными частями выделяют и Специальную часть административного права Манохин В.М. Административное право России: Учебник. М.: Ай Пи Эр Медиа, 2011. С. 27..

Общая часть административного права включает в себя общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и поэтому в свою очередь делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. По сложившейся в течение десятилетий традиции в рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

· предмет и метод правового регулирования отрасли;

· характеристику административно-правовых норм;

· особенности административно-правовых отношений;

· иерархию источников административного права;

· статус участников административно-правовых отношений;

· основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

· формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

· механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

· вопросы административной ответственности и административного принуждения Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. С. 116..

Следует отметить, что некоторые авторы Ромашов Р.А. Общетеоретические аспекты восприятия предмета, метода и структуры административного права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. №2(34). С. 43. содержание Общей части административного права описывают следующим образом:

Административно-правовой статус индивидуальных субъектов;

Административно-правовой статус государственных органов;

Административно-правовой статус иных коллективных субъектов;

Формы и методы государственного управления;

Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

Административное принуждение;

Административная ответственность;

Административно-процессуальное право (в литературе по административному праву данный институт часто называют «административный процесс» Хатченков А.В., Кадацкая Т.А. Административный процесс в России: пути реформы // Юридическая мысль. 2010. №1. С. 80.).

Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования административной власти. Структура Особенной части административного права обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

· управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;

· управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

· управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление в области юстиции.

Некоторые авторы в Особенной части административного права выделяют также деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей) Тимофеев Ю.А. О содержании предмета административного права // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008. №2. С. 45..

Однако сформировавшуюся традицию подразделения административного права на Общую и Особенную части нельзя считать незыблемой: «Что же касается административного права, то множество принципиальных положений, в частности предмет правового регулирования, статус участников административно-правовых отношений, систематизированных в других отраслях права, в административном "раскиданы" по значительному количеству нормативных правовых актов различной юридической силы. Иными словами, в административном праве отсутствует законодательное ядро, которое могло бы именоваться административным кодексом. Соответственно, однозначное утверждение о возможности разделения системы административного права на общую и особенную части является, по нашему мнению, несколько преждевременным» Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. СПб.: ГУАП, 2007. С. 63..

Ряд исследователей предлагают выделять в системе административного права три основные подсистемы, а именно:

1) управленческое право;

2) так называемое полицейское право;

3) а также подсистему административной юстиции, регламентирующую одно из фундаментальных положений административного права - право на обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и должностных лиц.

Одним из аргументов подобного разделения, как представляется, довольно обоснованным, является специфика охраны общественного порядка - деятельности, составляющей основу полицейского права Бельский К.С., Елисеев А.П., Кучеров И.И. Полицейское право как подотрасль административного права // Государство и право. 2001. №12. С. 33.. Соответственно, предполагается и законодательная база такого деления; необходимость принятия так называемого кодекса гражданской службы, условного полицейского кодекса (по сути, модифицированного КоАП РФ), а также кодекса административной юстиции Шмелев И.В. Об определении института административной юстиции // Молодой ученый. 2011. №3-2. С. 59..

Итак, административное право состоит из Общей и Особенной части. И Общая, и Особенная части административного права состоят из отдельных административно-правовых институтов. В Общую часть включены следующие институты: государственное управление, исполнительная власть, формы государственного управления, методы государственного управления, институт правовых актов, институт государственной службы, институт административного принуждения, институт административной ответственности, институт административного процесса. Особенная часть состоит из таких основных правовых институтов: управление в экономической сфере, управление в социально-культурной сфере, управление в административно-политической сфере. Таким образом, Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а Особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Особенная часть системы административного права, ее понятие

Говоря о понятии особенной части системы административного права, необходимо, в первую очередь, обратиться к общим понятиям в данной сфере.

Определение 1

В частности, под административным правом понимается часть правовой системы России, которая имеет собственную структуру, систему, и характеризуется непосредственной связью административно-правовых институтов, входящих в неё. Также сюда включается подотрасли права и нормы права, регулирующие административно правовую сферу.

Определение 2

Под системой административного права понимается совокупность институтов, отраслей и подотраслей, а также норм административного права, системы административного законодательства.

Законодательство в данной сфере представлено различными актами, построенными в определенной иерархии. В частности, на первом месте стоит Конституция РФ, занимающая главенствующее положение в данной сфере. На втором месте стоят общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры. На третьем месте стоит национальное законодательство, в основном и регулирующее данную сферу.

При этом наблюдается взаимосвязь таких понятий, как административное право и административное законодательство. По сути, одно понятие вытекает из другого и не может существовать без него.

Разделение административного права

Ученые выделяют виды в системе административного права. В частности, указывается, что административное право состоит из двух частей:

  • общая;
  • особенная.

Общая часть включает в себя общие положения об административном праве, рассматривая основные институты в данной сфере. В частности, здесь анализируется предмет, метод и система административного права основные правовые нормы, источники права, субъекты правоотношений в данной сфере, объект правоотношения, а также иные важные положения.

Особенная часть уголовного права традиционно выделяют несколько основных элементов:

  • в сфере функционирования исполнительной власти;
  • в сфере управления наукой, образованием, транспортными организациями, оборонными предприятиями, безопасностью внешней и внутренней, статистическими организациями, системой здравоохранения и так далее. Кратко данная сфера называется управленческим правом;
  • нормы, которые устанавливает порядок судебной защиты и свобод граждан от действий публичной власти;
  • деликтное право, которое устанавливает санкции за нарушение административного законодательства, то есть определенные виды наказания, а также регламентирует вопросы привлечения к административной ответственности, состава основных правонарушений в данной сфере.

Институты особенной части административного права

Выделяют различные институты особенной части административного права, которые могут быть представлены следующим списком:

  • отраслевые и межотраслевые;
  • материальные;
  • процедурные;
  • регулятивные и охранительные;
  • простые и сложные.

Основное назначение особенной части заключается в необходимости установления конкретных санкций в административно-правовой сфере.

Административное право может выступать в качестве материального, то есть устанавливающего основные правовые положения, права, обязанности, запреты и ограничения, а также специфику ответственности, то есть санкций в данной сфере, и процессуального, то есть регламентирует порядок реализации материальных норм в административном праве. Материальное право в большей части предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. В частности, в нем также имеется общая и особенная части. Общая часть предусматривает основные понятия в данной сфере, а особенная – конкретные составы правонарушений.

Особенности составов правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, заключаются в специфике их конструкции. Если составом предусмотрена необходимость наступления конкретного последствия, то он является материальным. Если наступления последствий не обязательно, достаточно совершения деяния, то он является формальным. Сходная схема построения конструкции деяния перенесена и на область преступлений.

Важную роль при установлении категории деяния играет его квалификация, то есть установление конкретных признаков деяния с целью определения конкретного состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Помимо данного источника субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать составы правонарушений в своих актах.

Пример 1

Например, в ст. 2.2 Закона Саратовской области №104 от 2013 г. предусмотрена ответственность за нарушение «комендантского часа», а именно несовершеннолетним в возрасте до 17 лет запрещено находиться на улице в ночное время суток без сопровождения законных представителей, под которыми понимаются родители, опекуны, попечители. Ночное время суток устанавливается с 22.00 ч. до 06.00 ч. Если данное положение нарушено, в Администрацию направляется соответствующий материал в отношении законных представителей ребенка.

При квалификации деяния учитываются такие признаки, как объект посягательства, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Если хотя бы один из признаков состава отсутствует, в действиях лица нет состава преступления. Важным также является наличие всех элементов в рамках каждого признака.

Установление объекта правонарушения позволяет установить его видовую принадлежность, то есть сферу посягательства на конкретные общественные отношения. Объектом посягательства всегда являются общественные отношения в определенной сфере, в качестве предмета выступают объекты материального мира. Сами статьи в диспозиции предусматривают наличие объективной стороны правонарушения, которая может состоять из действий (бездействия), последствия и причинно-следственной связи между ними. Установление данных признаков имеет важное значение для правоприменителей.

Система административного права - совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных административных норм позволяет обеспечивать целостность системы административного права. Как и большинство других отраслей права, административное право состоит из Общей и Особенной частей.

В рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

- предмет и метод правового регулирования отрасли;

- характеристику административно-правовых норм;

- особенности административно-правовых отношений;

- иерархию источников административного права;

- статус участников административно-правовых отношений;

- основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

- формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

- механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

- вопросы административной ответственности и административного принуждения.

Что же касается содержания Особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;

управление социально-культурной сферой , в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

управление административно-политической сферой , подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции.

Однако сформировавшуюся традицию нельзя считать незыблемой. Ряд исследователей предлагают выделять в системе административного права три основные подсистемы, а именно управленческое право, так называемое полицейское право, представленное в настоящее время КоАП РФ, а также подсистему административной юстиции, регламентирующую одно из фундаментальных положений административного права - право на обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и должностных лиц. Одним из аргументов подобного разделения, по нашему мнению, вполне обоснованным, является специфика охраны общественного порядка - деятельности, составляющей основу полицейского права. Соответственно, предполагается и законодательная база такого деления; необходимость принятия так называемого кодекса гражданской службы, условного полицейского кодекса (по сути, модифицированного КоАП РФ), а также кодекса административной юстиции.

Система административного права - совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных административных норм позволяет обеспечивать целостность системы административного права. Как и большинство других отраслей права, административное право состоит из Общей и Особенной частей .

В рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

Предмет и метод правового регулирования отрасли;

Характеристику административно-правовых норм;

Особенности административно-правовых отношений;

Иерархию источников административного права;

Статус участников административно-правовых отношений;

Основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

Формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

Механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

Вопросы административной ответственности и административного принуждения.

Что же касается содержания Особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;

управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции.

Административно-правовой институт – комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

Принципов государственного управления;

Административно-правового статуса граждан (физических лиц);

Административно-правового статуса органов исполнительной власти;

Государственной и муниципальной службы;

Административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

Административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

Административно-правовых режимов;

Форм государственного управления;

Методов государственного управления;

Административной ответственности;

Административного процесса;

Обеспечения законности в государственном управлении;

Административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

Административно-правовых основ управления в сфере экономики;

Административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

Административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

группа 1 состоит из следующих институтов:

Регулирующих административно-правовые статусы индивидуальных субъектов права;

Регулирующих административно-правовые статусы элементов государственной администрации (институт государственной службы и др.);

Регулирующих административно-правовые статусы государственных предприятий, учреждений, строевых частей; регулирующих административно-правовые статусы негосударственных организаций (муниципальных, общественных, религиозных, коммерческих и др.); регулирующих формы и методы, способы властного воздействия государственной администрации на субъектов права.

Группа 2 состоит из следующих институтов:

Обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;

Регулирующих принуждение по административному праву (институт административной ответственности и др.).

В особенной части административного права выделяются четыре под отрасли, объединяющие нормы: регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

Регулирующие социально-культурную деятельность государственной администрации, осуществление ею социальных программ;

Регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Институт органов государственного управления .

Федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, управления, ведомства, агентства и т.д., например:МВД РФ, Федеральная налоговая служба РФ);
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (например: областное управление внутренних дел, областные суды);

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Институт муниципального управления и муниципальной службы.

Основы формирования установлены Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Предмет науки административного права, основные этапы ее развития. Современное состояние науки административного права в России.

Предмет науки «административное право» – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.

Элементы предмета науки «административное право»:

1) административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);

2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;

3) система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат);

4) история развития административного права;

5) правоприменительная практика субъектов административного права;

6) зарубежное административное право (сравнительное правоведение);

В развитии науки на территории России можно выделить три этапа: имперский (дореволюционный), советский (постреволюционный) и российский (современный).

В дореволюционной России первые публикации по вопросам деятельности государственной администрации появились во второй половине XVIII века, но специальная отрасль правовой науки сформировалась только через сто лет – в конце XIX, а особенно в начале ХХ века. Называлась она в то время полицейским правом. Большое внимание уделялось организации государственной администрации в условиях монархии, охране общественного порядка.

После революции 1917 года науку административного права дважды «закрывали». Но в конце первой половины ХХ века начался быстрый рост административно-правовых исследований и публикаций.

Итоги развития советской науки административного права подведены в шеститомнике «Советское административное право», а также принятием в 1984 г. первого Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Третий этап развития науки административного права начался в 1985 году. Распад СССР, принятие новой Конституции РФ 1993 г., становление России на путь федерализма, повлекшие за собой политические и экономические реформы, реализация учения о разделении властей, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и многое другое потребовали внесения существенных коррективов в науку о государственной администрации.

Система АП - совокупность институтов, подотраслей и норм АП. Её необходимо отличать от системы административного законодательства , представляющую собой совокупность действующих законодательных и иных нормативных актов , связанных между собой и регламентирующих соответствующие отношения в сфере публичного управления.

Традиционно учеными предлагается примерно одинаковая система АП, состоящая из двух частей — общей и особенной.

В общей части АП рассматриваются основные институты АП.

Общая часть включает главные структурные элементы общего АП, например:

Понятие АП;

Вопросы предмета, метода и системы АП;

Наука АП; субъекты АП;

Административно-правовой статус гражданина, ОИВ, государственных служащих;

Компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об адм-х правонарушениях.

В общую часть АП также входят:

Институт административно-процессуальной деятельности;

Обеспечение законности в сфере реализации ИВ;

Адм-я юстиция;

Общественный контроль.

В системе общей части административного права целесообразно выделить четыре основных элемента:

1. Институты и нормы АП, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления, т.е. так называемое организационное АП или институты и нормы, входящие в управленческое право;

2. Правовые нормы, регламентирующие процесс управления;

3. Нормы, устанавливающие порядок судебной защиты ПСЧГ от действий и решений публичного управления;

4. Институты и нормы административно-деликтного права, которые регулируют виды, меры административного принуждения и порядок их применения.

Особенная часть включает главы о системе гос-го управления в трех важнейших сферах: управление экономической сферой, управление социально-культурной сферой, управление административно-политической сферой,

В особенной части АП рассматриваются организация гос-го управления, вопросы соотношения компетенции РФ и её субъектов в области организации гос-го управления; понятие регионального управления; межотраслевое гос-е управление и его организационные формы; соотношение гос-го управления и гос-го регулирования; воздействие проводимой в России адм-й реформы на формирование системы и структуры ФОИВ.

Часть отрасли административного права, которая состоит из норм, воздействующих на определенный вид однородных общественных отношений, называется административно-правовым институтом . Данный институт представляет собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права.


Институты АП могут быть:

- отраслевыми (ин-т правового акта управления) и межотраслевыми (ин-т административной ответственности);

- материальными (ин-т административно-правовых форм управления) и процедурными (ин-т прохождения гос-й службы, производства по делам об адм-х прав-х);

- регулятивными (ин-т гос-й службы) и охранительными (ин-т адм-го принуждения);

- простыми (ин-т аттестации гос-х служащих) и сложными (ин-т гос-й службы, юр отв-ти (должностных лиц).

АП может быть материальным (устанавливающим основные положения, административно-правовой статус субъектов управления и АП, а также права, обязанности, запреты, ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм АП).

АП подразделяется также на внешнее и внутреннее. Внешнее АП регулирует отношения (правоотношения) между управляющим гос-м (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой (\то наиболее важная часть АП). Внутреннее АП регулирует правоотношения между гос-м, его органами и структурными подразделениями.

В настоящее время пересматривается особенная часть АП. В рамках такого пересмотра возможно построение и формирование следующих отраслей АП: строительное, служебное, информационное, транспортное право и т.д.

При появлении кодифицированного акта, регламентирующего адм-й процесс, возможно выделение адм-го процессуального права как самостоятельной отрасли российского права.

Формирование, совершенствование и развитие таких ин-в АП как гос-я служба и адм-я ответственность, приводит к появлению точек зрения, говорящих об административно-деликтном праве, а так же о служебном праве (полицейское право).

Поделиться: