Особенная часть земельного права включает в себя. Основные институты земельного права

Понятие земельное законодательство рассматривается в земельном праве в узком и широком значениях.

В узком смысле данный термин используется в ЗК РФ, в силу которого земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов (п. 1 ст. 2 ЗК РФ).

В науке и правоприменении данный термин используется в широком смысле - как совокупность всех нормативных правовых актов (как законов, так и подзаконных актов), регулирующих земельные отношения.

В соответствии с правилом о совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ) земельное законодательство состоит из федерального земельного законодательства и земельного законодательства субъектов РФ.

Названное положение Конституции РФ не исключает возможности установления в законодательстве положений об отнесении отдельных вопросов к исключительной компетенции Российской Федерации. Например, в силу п. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и поря док пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ст. 27 3К РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ и федеральными законами;В земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Отдельные вопросы ЗК РФ относит к компетенции субъектов РФ, в частности: установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения КФХ, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства (ст. 33); установление перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается (ст. 79); утверждение и изменение границ и правового режима пригородных зон, за исключением пригородных зон городов Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 86).

Земельные отношения регулируются комплексом нормативных актов. По мнению И. А. Иконицкой, в Российской Федерации общественные отношения, объектом которых является земля, регулируются двумя отраслями законодательства - земельным и гражданским . Специфика земельного законодательства заключается в том, что данная отрасль регулирует в комплексе отношения по использованию и охране земель. Совокупность специальных нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, образует земельное законодательство.

В части регулирования отношений использования и охраны земель как природного ресурса и природного объекта земельное законодательство является подотраслью природоресурсного законодательства, что предопределило закрепление в земельном законодательстве принципа приоритета охраны земель как природного ресурса по отношению к их хозяйственному использованию. Нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся во всех актах природоресурсного законодательства. В Водном кодексе РФ (далее - ВдК РФ) такая норма закреплена ч. 4 ст. 8, которой установлено, что не допускается отчуждение прудов и обводненных карьеров без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, и что данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Нормы, определяющие режим собственности на лесные участки, содержатся в Лесном кодексе РФ (далее - ЛК РФ). Аналогичные нормы содержатся в других актах природоресурсного законодательства.

Вопрос о соотношении актов природоресурсного законодательства в части регулирования земельных отношений решен п. 2 ст. 3 ЗК РФ. Согласно ему к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, водное, лесное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране атмосферного воздуха, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Вопрос о соотношении земельного и гражданского законодательства не получил однозначного решения в законодательстве и остается дискуссионным в науке. С позиций общей теории права специальное законодательство обладает приоритетом по отношению к общему законодательству в случае, если специальное регулирование в отдельных сферах деятельности допускается общим законодательством.

Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. А в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Земельное законодательство является специальным по отношению к гражданскому законодательству в части регулирования ограничений гражданского оборота земельных участков и установления пределов реализации прав на земельные участки в целях обеспечения публичных интересов. Следовательно, земельное законодательство обладает приоритетом по отношению к гражданскому законодательству по вопросам, отнесенным к предмету специального регулирования.

  • См.: Иконицкая И. А. Современные тенденции развития законодательства о земле в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 1. С. 70.

Нормы земельного права, интегрируясь по принципу однородности регулируемых общественных отношений, формируются в группы (блоки или звенья) и дифференцируются на правовые институты земельного права. В зависимости от соподчинённости с другими институтами и роли в регулировании земельных отношений каждый правовой институт в системе отрасли земельного права занимает определённое место. Институты, входяшие в общую часть, называются общими, а в особенную часть – специальными (особенными). Выделяют институты в системе отрасли права, основываясь на общих характеристиках, свидетельствующих об однородности регулируемых ими отношений.

Земельно-правовые институты – это совокупность правовых норм, регулирующих определённую, качественно однородную и относительно самостоятельную сферу земельных отношений; это система отношений или органов, закреплённая в земельном законодательстве .

Юридические нормы, составляющие отдельный правовой институт, основываются на общих для этих норм принципах правового регулирования и регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную общность земельных отношений. Земельно-правовые институты находятся в неразрывной связи и единстве: они взаимосвязаны и взаимозависимы. Такими институтами являются, например, институт права собственности, институт права пользования землёй и т.д. К примеру, институт аренды земельных участков регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответственность за соблюдение договора аренды и т.д.

В науке земельного права и земельно-правовой практике нет единого мнения относительно количества и наименований институтов земельного права. Различные авторы по-своему трактуют подходы к данной научной проблеме. Так, профессор Ю.Г. Жариков выделяет девять институтов общей части земельного права и не менее десяти институтов особенной части [Жариков, Ю.Г. Система земельного права и земельного законодательства / Ю.Г. Жариков // Земельное право: учебник / под ред. С.А. Боголюбова. – М. : ООО «ТК Велби», 2002. – С. 12–13]. Профессор Е.Н. Колотинская в общей части земельного права определила четыре наиболее ёмких института: право собственности на землю; государственное управление земельным фондом; право пользования землёй; охрана прав на землю, а также семь институтов особенной части [Колотинская, Е.Н. Предмет и система земельного права / Е.Н. Колотинская // Земельное право России: учебник по специальности «Правоведение» / под ред. В.В. Петрова. – М. : СТОГЛАВЪ, 1995. – С. 16–17]. Сравнительно небольшое количество институтов общей (пять) и особенной части (семь) земельного права выделяет профессор И.О. Краснова [Краснова, И.О. Земельное право: элементарный курс / И.О. Краснова. – М. : Юристъ, 2001. – С. 16–17]. По мнению профессора Е.В. Сырых, существует, как минимум, 11 институтов общей части земельного права и шесть институтов его особенной части [Сырых, Е.В. Земельное право: учебник для вузов / Е.В. Сырых. – 2-е изд., переработ. и дополн. – М. : ЮСТИЦИНФОРМ, 2005. – С. 16–18]. Белорусский учёный Н.Г. Станкевич выделяет в общей и особенной частях земельного права соответственно семь и шесть институтов [Станкевич, Н.Г. Земельное право: учеб. пособие / Н.Г. Станкевич. Минск: Книжный Дом, 2003. – С. 32–34]. Отдельные авторы, в частности профессор Е.С. Болтанова, из числа институтов земельного права исключают институт платы за землю. По её мнению, отношения, возникающие при установлении конкретных ставок и взимании земельного налога, по своей правовой природе являются финансовыми, а непосредственным объектом этих отношений служит не земля, а финансовые ресурсы (денежные средства) [Болтанова, Е.С. Земельное право: курс лекций / Е.С. Болтанова. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2005. – С. 14].



Аккумулируя отмеченные выше научные точки зрения относительно существующих в теории земельного права и земельно-правовой практике институтов земельного права, можно предложить следующую систему институтов общей части земельного права:

1) институт права собственности на землю , нормы которого регулируют отношения, связанные с государственной и частной собственностью на землю, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственности на землю, а также объём и пределы права собственности;

2) институт права землевладения , в который включены нормы, регулирующие отношения по поводу прав и обязанностей землевладельцев в зависимости от принадлежащих им имущественных прав;

3) институт права пользования землёй , нормы которого регулируют отношения по поводу прав и обязанностей землепользователей, возникающие при пожизненном наследуемом владении, срочном пользовании земельным участком и др.;

4) институт аренды земельных участков , содержащий нормы, регулирующие порядок предоставления земель в аренду;

5) институт государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель , в который включаются нормы, регулирующие порядок изъятия и предоставления земельных участков, выкупа земельных участков, проведения мониторинга земель и др.;

6) институт платности за землю , нормы которого устанавливают формы платы за земельные участки, их цену, порядок налогообложения, ставки земельного налога и проч.;

7) институт землеустройства , который содержит систему юридических, экономических и технических мероприятий, направленных на регулирование и совершенствование земельных отношений;

8) институт государственного земельного кадастра , нормы которого содержат систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения кадастрового учёта земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель и сведений о наличии расположенных на земельных участках объектов;

9) институт государственного контроля за использованием земли , нормы которого призваны обеспечить соблюдение всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, в том числе арендаторами, государственными и общественными органами, требований земельного законодательства;

10) институт правовой охраны земель , содержащий нормы, включающие правовые, организационные, экономические и другие мероприятия, направленные на рациональное использование земель, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий;

11) институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства , представляющий собой систему принудительных мер со стороны государства, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, предупреждения такого рода правонарушений, восстановления нарушенных прав, сохранения земель и др.

Данный перечень институтов общей части земельного права в целом условный и далеко не исчерпывает их фактическое существование как в теории земельного права, так и в земельно-правовой практике. К примеру, можно считать вполне сформировавшимися такие институты, как институт обших положений земельного права, институт возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства, институт мониторинга земель, институт рассмотрения земельных споров и многие другие.

Системой отрасли земельного права является объективно существующее единство земельно-правовых институтов, расположенных в соответствии с их значимостью в регулировании земельных отношений и содержанием этих отношений. Вместе с тем, обладая в целом определённым единством, земельно-правовые институты не обладают полной автономией. Между ними зачастую невозможно провести границы, которые нередко являются условными. К примеру, трудно установить границу между институтом права пользования землёй и институтом правовой охраны земель, между институтом государственного контроля за использованием земли и институтом правовой охраны земель. Так, охрана земель обеспечивается не только мерами восстановления их плодородия, других полезных свойств, но и недопущением в процессе землепользования загрязнения земель за счёт применения природоохранных технологий производства и др. Лишь условные границы можно провести между институтом землеустройства, институтом государственного земельного кадастра, институтом государственного контроля за использованием земли. Невозможно провести жёсткую границу также между институтом права собственности на землю и институтом правовой охраны земель, поскольку они тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Система земельного права с присущей ей динамичностью находится в перманентном диалектическом развитии, постоянно совершенствуется, наполняясь новым содержанием. Заметно изменяется она в периоды коренной ломки общественных и государственных отношений, радикальных социальных перемен, общественно-политических катаклизмов, переходных состояний общества. Происходит совершенствование всех институтов права, а институтов земельного права в особенности, как с позиции их состава, перечня, так и внутреннего содержания. Изменения в политическом устройстве государства, приход к руководству государством новых политических сил и лидеров, как правило, ведёт к трансформации земельной политики, появлению новых видов юридических прав на землю, исчезновению старых и возникновению новых земельно-правовых институтов.

Институты особенной части земельного права формируются в зависимости от социально-экономической значимости регулируемых земельных отношений. Критерием выделения данных институтов признаётся принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

В состав правовых институтов особенной части земельного права можно отнести, в частности, институты, регулирующие конкретную область земельных отношений и определяющие правовой режим использования и охраны земель в зависимости от их особенностей:

1) институт земель сельскохозяйственного назначения , нормы которого определяют состав данной категории земель, особенности их использования и оборота, перечень лиц, использующих эти земли, порядок предоставления им земельных участков;

2) институт земель населённых пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов , нормы которого определяют состав таких земель, категорийность территорий поселений, а также общие требования к использованию таких земель;

3) институты земель лесного фонда и земель водного фонда , нормы которых определяют состав и требования к использованию указанных земель;

4) институт земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС , содержит нормы, классифицирующие указанные земли и определяющие особенности правового режима и управления этими землями;

5) институт земель особо охраняемых природных территорий , нормы которого определяют структуру указанных земель, требования к использованию земель заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и др.

Общая и особенная части земельного права находятся в органическом единстве и взаимосвязи: установления общей части непосредственно воздействуют как на земельное право в целом, так и на конкретный институт особенной части. Вместе с тем институты особенной части, конкретно регулируя те или иные земельные отношения, оказывают соответствующее воздействие на общую часть.

По своему составу институты земельного права можно подразделить на простые и сложные. Нормы простого института регулируют незначительный круг или какой-либо один вид земельных отношений. Сложный институт состоит из нескольких простых институтов, регулирующих отношения, характеризуемые наличием общих свойств и черт. Сложными, к примеру, являются институты земельной собственности, землевладения, землепользования, управления земельным фондом и др. Примером может служить институт государственного управления землями, в который входят институт распределения и перераспределения земель, институт государственного контроля за использованием земли, институт предоставления и изъятия земельных участков. К сложным институтам земельного права можно отнести институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, который состоит из институтов административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности.

Кроме того, институты земельного права подразделяются на субинституты, которые представляют собой небольшую совокупность норм, регулирующих земельные отношения. Например, институт земельной собственности можно подразделить на субинститут государственной собственности и субинститут частной собственности; институт земель особо охраняемых природных территорий – на субинституты земель заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и др.

Система отрасли земельного права - это совокупность земельно-правовых институтов. Земельно-правовой институт состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные виды земельных отношений.

В земельном праве традиционно выделяют общую и особенную части. В Учебном курсе также выделяют отдельную часть, содержащую законодательные основы регулирования земельных отношений в иностранных государствах.

Общую часть земельного права составляют институты, включающие общие положения, действие которых распространяется на большинство регулируемых земельных отношений. Например, к общей части относятся следующие институты: 1) право собственности на землю; 2) право владения и пользования землей; 3) право аренды земельного участка; 4) право земельного сервитута; 5) государственное управление землями; 6) охрана земель; 7) предоставление и изъятие земель; 8) разрешение земельных споров и т. д.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, закрепляющих правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению. Например, к особенной части относятся следующие институты: 1) право вой режим земель сельскохозяйственного назначения; 2) правовой режим земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства; 3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; 4) правовой режим земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) правовой режим земель водного фонда; 6) правовой режим земель лесного фонда; 7) правовой режим земель запаса.

Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

Институты Общей части включают:

1) право собственности и иные вещные права на землю;

2) управление земельными ресурсами РФ;

3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;

4) правовую охрану земель;

5) управление в сфере использования и охраны земель;

6) правовое регулирование платы за землю;

7) ответственность за нарушение земельного законодательства;

Институты Особенной части включают: 1)правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

2) правовой режим земель населенных пунктов;

3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;

4) правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) правовой режим земель лесного фонда;

6) правовой режим земель водного фонда;

7) правовой режим земель запаса.

Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности формирования и тенденции развития. Характер и содержание системы земельного права определяются объективными закономерностями развития земельного законодательства как отрасли.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, включает:

1) общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений;

2) особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: 1) институт права собственности на землю; 2) институт иных видов прав на землю; 3) институт управления в области землепользования; 4) институт землеустройства; 5) институт государственного земельного кадастра; 6) институт контроля за использованием земли; 7) институт правовой охраны земель; 8) институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, а именно: 1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; 2) правовой режим земель поселений; 3) правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; 4) правовой режим земель особо охраняемых территорий; 5) правовой режим земель лесного фонда; 6) правовой режим земель водного фонда; 7) правовой режим земель запаса.

Определение системы земельного права включает прежде всего вопрос о внутренней группировке и расстановке многочисленных юридических норм, входящих в эту отрасль.

Земельные отношения регулируются нормами материального и процессуального права. Поэтому по своему составу они не являются однородными. Каждая из названных групп отношений, в свою очередь, отличается друг от друга в зависимости от субъекта, объекта этих отношений, их содержания. Например, правовые нормы, закрепляющие землю в частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности, образуют в совокупности институт права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю, а нормы права, направленные на регулирование исполнительной и распорядительной деятельности органов в области регулирования земельных отношений, образуют институт государственного регулирования земельных отношений.

Одним из видов правоотношений являются правоотношения собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды, которые, в свою очередь, делятся на более конкретные виды в зависимости от категорий земель и от того, кто выступает пользователем тех или иных участков. В связи с этим, например, имеется несколько различных видов права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды на землях сельскохозяйственного назначения (землепользование государственных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций и т. п.) и на землях населенных пунктов (землепользование жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов и т. д.).

Каждый вид использования земли регулируется соответствующими правовыми нормами. В них определяются условия и порядок предоставления соответствующих категорий земель тем или иным субъектам права, предельные размеры предоставляемых земельных участков, содержание права землепользователей, перечень возлагаемых на субъектов прав и обязанностей, а также условия и порядок защиты их прав от возможных нарушений.

Нормы права, регулирующие одни и те же виды использования земли, составляют в совокупности конкретные правовые институты. Так, правовые нормы, посвященные пользованию землей сельскохозяйственных предприятий (акционерных обществ, крестьянских фермерских хозяйств и др.), образуют соответствующие институты. Юридические нормы, посвященные землепользованию жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, образуют соответствующие институты и т. д.

Таким образом, земельное право состоит из ряда институтов, каждый из которых посвящен регулированию однородных и взаимосвязанных общественных отношений.

Наличие правовых норм, отражающих принципиальные положения, характерные для всех институтов земельного права, действие которых по общему правилу распространяется на все регулируемые земельным правом общественные отношения, дает нам основание выделить в земельном праве Общую часть. Таким образом, в Общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты Особенной части.

Рассмотрим элементы земельного права как отрасли права по отдельности.

Общая часть земельного права включает в себя такие институты, как:

1.Право собственности, вещные и другие права на землю. Это институт земельного права, определяющий основу производственных отношений по эксплуатации земель, составляющих основу земельного строя России. С устранением монополии государственной собственности на землю устранена и господствующая общественная форма ведения производства на земле, появилась частная форма производственных отношений, комбинирующаяся в различных формах и с различными видами собственности, в том числе с государственной собственностью. Здесь же рассматриваются вещные и иные права на землю.

К Общей части следует отнести также общие правила, характеризующие понятие и составные элементы правового режима земельного фонда, отдельных категорий земель и их охрану.

2. Правовое регулирование сделок с землей. В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю: частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю граждане и юридические лица теперь вправе совершать разного рода сделки с землей: купли-продажи земли, залога и дарения, завещания, наследования и др.

3. Государственное регулирование земельных отношений. Данный институт определяет пределы и порядок вмешательства государственныхорганов в сферу земельных отношений, их компетенцию и основные функции.

4. Земельно-процессуальное право. Оно определяет процедуру реализации прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений: отношения землеустройства, ведение дел по предоставлению и изъятию земель, земельно-кадастровые отношения, отношения по осуществлению контроля за использованием земель, а также земельные споры, когда выявляются основания и порядок оспаривания нарушений земельного законодательства, процедура рассмотрения земельных споров, порядок реализации решений, вынесенных по результатам рассмотрения споров.

5. Правовое обеспечение рационального использования и охраны земель по российскому законодательству, которое является его главной задачей. Однако в законодательстве не раскрыто содержание этого понятия, не дано его основных критериев.

6. Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок разрешения земельных споров. Это один из важнейших институтов земельного права.

Многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличили количество земельных споров между гражданами и юридическими лицами. Признание земельных прав осуществляется судом или арбитражным судом путем вынесения судебного решения, устанавливающего земельные права. Но это не исключает разрешения земельных споров в административном порядке.

7. Ответственность за нарушения земельного законодательства. Этот институт земельного права определяет составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.

Институты Общей части земельного права конкретизируются в институтах

Особенной части земельного права, при этом каждый из институтов Общей части «обслуживает» своими нормами все институты Особенной части. Например, институт ответственности за нарушения земельного законодательства применим как к правовому обеспечению института правового режима земель сельскохозяйственного назначения, так и к обеспечению института земель запаса. Такое построение системы земельного права позволяет исключить дублирование правового материала, устранить громоздкость правовых конструкций и облегчить восприятие и изучение земельно-правовой системы.

8. Понятие и общая характеристика правового режима земель, под которым следует понимать установленный законом порядок государственного регулирования рационального использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

Особенная часть земельного права представляет собой систему институтов земельно-правового регулирования, обособленных по категориям земельного фонда, а именно:

1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением которых является использование их для сельскохозяйственных целей или предназначенность для этих целей;

2) правовой режим земель населенных пунктов, основным целевым назначением которых является обеспечение функционирования городов и иных населенных пунктов как целостных организмов, объектов социального назначения, предназначенных для создания необходимых условий для труда и быта граждан;

3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;

4) правовой режим земель, принадлежащих гражданам;

5) правовой режим земель особо охраняемых территорий: природоохранного и природозаповедного назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение условий в системе охраняемых природных территорий, а также в зонах природных объектов с особым правовым режимом; правовой режим земель оздоровительного и рекреационного назначения, основные положения которого вытекают из конституционного права граждан на обеспечение здоровья, охрану окружающей среды и восстановительный отдых; правовой режим земель историко-культурного назначения, порядок использования которых обусловлен особенностями юридического статуса памятников истории и культуры, а также достопримечательных мест;

6) правовой режим земель лесного фонда, обусловленный интересами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;

7) правовой режим земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей;

8) правовой режим земель запаса, особенности правового режима которого выражаются в их названии.

Институты Общей и Особенной части земельного права состоят из правовых норм, являющихся первичными «клетками», ячейками земельного права.

Земельно-правовая норма характеризуется следующими признаками:

а) она представляет собой правило поведения, установленное действующим земельным законодательством. Так, для граждан, желающих получить земельный участок в собственность или пожизненное ненаследуемое владение, или аренду, установлены определенные процедурные правила: следует подать заявление в орган местного самоуправления (местную администрацию), в котором конкретно изложить свою просьбу, указать цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение; норма права устанавливает, что приступать к пользованию этим участком можно только после установления границ его в натуре на местности уполномоченным на то органом, и т. п.;

б) правовая норма – правило поведения, установленное для неопределенного круга лиц, чье поведение подпадает под действие указанной нормы права;

в) установленное земельно-правовой нормой правило поведения применяется бесконечное число раз, в отличие от разовых норм;

г) данное правило либо прямо закреплено в тексте действующего законодательства, либо вытекает из смысла закона.

Земельно-правовая норма имеет структуру, обязательные элементы, без которых нормы права как таковой быть не может.

Обязательными элементами земельно-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотрим их по отдельности:

а)гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, при которых возможно ее применение. Эти условия выражаются, как правило, в наличии фактов, имеющих юридическое значение. Например, для изъятия земель сельхозпредприятий в целях государственных или общественных нужд необходим такой юридически-фактический состав, как решение на то компетентного государственного органа; осуществление процедуры предварительного согласования мест размещения объекта на изымаемом участке, возмещение сельхозпредприятию убытков, причиненных изъятием земельного участка, и т. п.

Если гипотеза правовой нормы не соответствует фактическим обстоятельствам дела, то данную земельно-правовую норму применять нельзя. Так, если гражданин, заявивший о предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянского хозяйства, не достиг возраста 18 лет, то норму о праве граждан на ведение крестьянского хозяйства к нему применять нельзя;

б)диспозиция земельно-правовой нормы выражает правило поведения, закрепленное в норме либо вытекающее из ее смысла. Например, в ЗК закреплено правило эффективно использовать землю, однако в чем это заключается – в законе не раскрыто. Исходя из смысла законодательства, можно сделать вывод о том, что землепользователи должны, с одной стороны, максимально полно и экономно использовать площадь предоставленной земли, а с другой – повышать качество земли как средства производства.

Диспозиция правовой нормы зачастую содержится в нескольких нормативно-правовых актах. Так, обязанности агронома хозяйства предусмотрены в правилах внутреннего трудового распорядка хозяйства и других нормативно-правовых актах, предусматривающих основные правила работы на земле;

в) санкция земельно-правовой нормы – обязательный элемент, без которого норма не может быть эффективной;

Санкцией правовая норма отличается от иных норм, не имеющих правового характера (от научно обоснованных систем земледелия; от земледельческих традиций, господствующих в данном регионе; от моральных норм и т. п.).

Санкция правовой нормы выражается в наказаниях за совершенные нарушения земельного законодательства, а также в неблагоприятных последствиях, наступающих в случае ненадлежащего поведения субъектов земельных правоотношений.

Системообразующие связи земельного права с другими отраслями права выражаются в следующем:

1. В системе земельного права и во взаимодействии ее с другими отраслями права отсутствует дублирование правового регулирования другими отраслями права (институтами права, правовыми нормами). Земельное право имеет в своей системе институты права, которых не имеют иные отрасли права, в свою очередь, последние содержат в себе такие институты, которые не присущи земельному праву.

2. Институты и правовые нормы всех отраслей права взаимно дополняют друг друга, «коллективно» осуществляют правовое регулирование.

3. Взаимопроникновение гипотез, диспозиций и санкций правовых норм земельного права и других отраслей права не означает дублирования в земельно-правовом регулировании, а свидетельствует о системо-образующих связях системы права в целом и земельного права в частности.

4. Система отрасли земельного права составляет основу и систему науки земельного права. Но круг изучаемых наукой земельного права проблем шире совокупности норм, составляющих отрасль земельного права.

Поэтому от системы отрасли права следует отличать систему науки земельного права (также состоящую из двух частей).

Термин «предмет земельного права» имеет двоякий смысл. Когда речь идет о земельном праве как отрасли права, тогда имеют в виду предмет правового регулирования. Когда же говорят о земельном праве как науке, тогда подразумевают предмет изучения.

Некоторые особенности имеет земельное право как учебная дисциплина, система которой соответствует учебным программам и строится исходя из учебного плана, в основу которого положены главным образом методические соображения.

Система земельного права как отрасли права состоит из следующих институтов.

Общая часть

1. Право собственности, вещные и другие права на землю.

2. Правовое регулирование сделок с землей.

3. Государственное регулирование земельных отношений.

4. Правовое обеспечение рационального использования и охраны земель по российскому законодательству.

5. Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок рассмотрения земельных споров.

6. Земельно-процессуальное право.

7. Ответственность за земельные правонарушения.

8. Понятие и общая характеристика правового режима земель.

Особенная часть

9. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

10. Правовой режим земель поселений.

11. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

12. Правовой режим земель, принадлежащих гражданам.

13. Правовой режим земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и историко-культурного назначения.

14. Правовой режим земель лесного фонда.

15. Правовой режим земель водного фонда.

16. Правовой режим земель запаса.

Земельное право как наука. Земельно-правовые нормы, как и нормы других отраслей российского права, невозможно ни увидеть, ни пощупать. Видимыми являются только знаковые символы закона. Поэтому при изучении земельного законодательства требуется познавательная деятельность, построенная по научной системе. Например, правовые нормы содержатся и в «молчании закона», т.е. в отсутствии видимых знаков его: отсутствие права на занятие земельного участка означает запрет такого занятия; отсутствие запрета на проход по земельному участку означает разрешение такого прохода и т. д.*

*СЗ РФ. 1998. № 24. Ст. 3390.

Научно-познавательная деятельность в изучении земельного права представляет собой особый вид умственной деятельности и специализацию в ней. Например, ученый в сфере земледелия не может давать правовую оценку использования земель, она всегда будет носить характер естественнонаучный, а не выделяющий правовое и неправовое в земельных отношениях.

Если предметом земельного права как отрасли права является только тот круг общественных отношений, на который направлено действие земельно-правовых норм, то предметом земельно-правовой науки является все то, что способствует развитию земельного законодательства и совершенствованию практики его применения.

Поэтому предмет науки земельного права значительно шире предмета отрасли земельного права, это выражается в том, что:

а) земельно-правовая наука занимается изучением предмета земельного права, исследуя его специфику и вырабатывая рекомендации по совершенствованию правовых норм. Например, установление влияния эксплуатации земли на соседствующие с ней природные объекты и на ландшафт в целом способствовало введению в земельное законодательство требований по обеспечению экологического благополучия на используемом земельном участке;

б) земельно-правовая наука занимается и изучением самих земельно-правовых норм, выявляя их несовершенства и вырабатывая рекомендации по устранению этих несовершенств. Так, исследование состояния правового регулирования мелиорации земель выявило значительную недостаточность правового вмешательства, в связи с чем в 1995 г. был принят Федеральный закон о мелиорации земель;

в) наконец, земельно-правовая наука занимается и исследованием практики применения норм земельного права, вырабатывая правовые рекомендации по ее совершенствованию. Например, изучение практики осуществления государственного контроля за охраной использования земель позволило выработать две самостоятельные инструкции: о порядке применения административных наказаний инспекторами госконтроля и порядке осуществления государственного контроля за использованием земель под строительство.

Иными, чем у отрасли земельного права, являются и методы земельно-правовой науки. Если метод земельно-правового регулирования всегда обеспечен принудительной силой закона, то метод земельно-правовой науки является, с одной стороны, выражением общенаучного метода познания (объективность, системность, создание новых знаний и т. д.), а с другой – выражением специфического метода, присущего только земельному праву, который предполагает изучение земли как объекта правоотношений и всех вытекающих из этого вопросов.

Земельное право как учебная дисциплина представляет собой определенную часть науки земельного права, отобранную и систематизированную для использования в учебном процессе с двух позиций: потребности в будущей работе выпускника вуза и эффективности обучения (запоминания материала, правильного усвоения его и т.д.). В силу этого при формировании учебной дисциплины земельного права применяются и элементы соответствующих педагогических наук, используются и рекомендации психологов.

Если целью земельно-правовой науки является совершенствование земельного законодательства и практики его применения, то целью учебной дисциплины земельного права является получение обучаемыми определенного программой обязательного минимума знаний. В силу этого учебная дисциплина имеет государственные критерии, при недостижении которых обучаемые не могут считаться успешно обучившимися данной учебной дисциплине.

Главным элементом критериев оценок студентов на экзаменах и зачетах является системность знаний, а поэтому студент прежде всего должен глубоко усвоить систему земельного права.

Поделиться: