Кто выдает жилье детям сиротам. Жилье детям сиротам: новый закон и норма предоставления

12025

Сиротами в России признаются несовершеннолетние, в отношении которых не реализовано право на воспитание в семье, закрепленное . В частности, дети могут быть помещены в специализированные учреждения, осуществляющие воспитание и обучение в рамках специализированных программ ().

Согласно статистическим данным, биологические сироты составляют всего 13-17% от общей численности детей, лишенных родительского попечительства. Остальные включены в группу социального сиротства. Данное понятие включает несовершеннолетних, родители которых лишены родительских прав на основании решения суда. Основные причины подобных мер:

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

  • Алкоголизм, наркомания или иные зависимости, отражающиеся на социальном уровне семьи.
  • Ненадлежащее воспитание, проявление жестокости по отношению к ребенку.
  • Наличие у родителей психических заболеваний, проявления которых наносят психический или физический вред несовершеннолетнему.

Всего ежегодно выявляется 80-90 тысяч детей-сирот , значительная часть которых направляется в семьи по программам опеки и попечительства или усыновления. В приюты для детей направляется всего лишь 16% несовершеннолетних, большая часть (50% ) передается гражданам по договору: документ обязывает воспитывать и обучать ребенка за установленную государством плату (приемные семьи) или льготы (опека и попечительство).

Государство, помимо обязательств по устройству детей в семьи, также оказывает помощь усыновителям и опекунам, предоставляя субсидии и скидки на жилищно-коммунальные услуги. Сироты, проживающие самостоятельно, также обладают расширенным перечнем государственных гарантий в сфере обеспечения жилплощадью или предоставления компенсации ЖКХ.

Субсидия на оплату ЖКХ для детей-сирот

Перечень льгот, направленных на компенсацию жилищно-коммунальных услуг детям-сиротам, закреплен в . Также в стране действуют региональные программы поддержки несовершеннолетних, лишенных попечительства. Следует учитывать, что полномочия в данном отношении достаточно широки: например, в новый закон о жилье для сирот в Татарстане устанавливает, что с детей снимается вся ответственность за долги родителей по коммунальным платежам, если имущество было унаследовано ребенком, находящимся в детском доме или приемной семье. Все расходы возлагаются на муниципальные власти, к территориальному подчинению которых относится жилое помещение.

Если несовершеннолетний не проживает в помещении, являясь в то же время его собственником (или ), необходимость оплачивать коммунальные услуги также отсутствует. На территории Москвы действует , в котором устанавливается статус несовершеннолетних как региональных льготников, а также возможность не платить за коммунальные услуги даже после совершеннолетия (на период обучения в высших и средних учебных заведениях).

Также заявление на льготы может подать опекун несовершеннолетнего, но не позднее полугода с момента оформления соглашения о попечительстве. В отличие от самих сирот, данной категории граждан предоставляется компенсационная выплата в процентном соотношении к сумме ежемесячных расходов на ЖКХ (но не 100% , как детям).

Условия обеспечения жильем детей-сирот

Статья 8 ФЗ-159 устанавливает дополнительные гарантии несовершеннолетним по обеспечению жильем тех из них, кто не обладает собственной жилплощадью. При этом помещение может быть как в собственности, так и получено в рамках соцнайма по договору. Проживание с родственниками любой степени родства на принятие решения государственной комиссией не влияет: постоянная регистрация в неприватизированном жилье фактически лишает сироту права на получение собственной квартиры.

Помимо фактора нуждаемости в жилье, определены также иные условия обеспечения квартирой :

  • Достижение возраста совершеннолетия, в том числе путем эмансипации.
  • Окончание обучения в образовательных учреждениях, предоставляющих временное жилье (общежитие), службы в армии или срока тюремного заключения.
  • Наличие заявления от самого ребенка или от его законного представителя, а также доступность жилья (согласно очередности).

Контроль за соблюдением законности в сфере обеспечения жильем осуществляют территориальные подразделения органов опеки и иные учреждения, входящие в исполнительную ветвь власти (например, прокуратура). Данные организации также должны вести учет сирот, ежегодно составляя список детей сирот на получение жилья .

В отдельных случаях, когда с точки зрения закона ребенок может проживать в помещении с родственниками, закон может учесть интересы несовершеннолетнего и выдать изолированное жилье:

  • Соседи страдают опасными или заразными заболеваниями, угрожающими жизни и здоровью.
  • Соседями оказываются родители ребенка, ранее лишенные родительских прав.
  • Жилье утратило характеристики, обеспечивающие соблюдение санитарных норм, признано ветхим или аварийным.
  • Площадь на человека составляет менее 18 квадратных метров , установленных нормами предоставления по САНПиН.

Субъекты самостоятельно формируют комиссии для оценки возможности проживания сирот с родственниками, а в случае несогласия – могут обеспечить судебную защиту интересов ребенка.

Очередь на получение жилья

Ранее в Жилищном кодексе существовала норма об обязательном внеочередном предоставлении жилья детям-сиротам. Согласно действующей редакции ЖК РФ, помещение предоставляется в обычных условиях по договору социального найма. Региональные власти обязаны ежегодно планировать степень обеспечения жильем сирот, для чего заключаются договоры о выкупе помещений, строительстве многоквартирных домов. Узнать о местонахождении в очереди можно в жилищном комитете при муниципалитете.

Встать в очередь обязан сам сирота по достижению 18 лет . Максимальный срок участия в программе – наступление двадцатитрехлетнего возраста , после чего право на подачу документов утрачивается. Следует учитывать, что если заявление было подано своевременно, но до достижения 23 лет не было предоставлено жилье, сирота сохраняет право до фактического обеспечения помещением.

Также по новым правилам в первые 5 лет после получения квартиры ее нельзя приватизировать и, соответственно, продать. Таким образом государство ограничивает сирот от опрометчивых шагов до возраста более рациональной и объективной жизненной позиции. Спустя пять лет договор соцнайма перезаключается, но уже бессрочно, с правом приватизации (в том числе бесплатной, если это позволяется условиями действующего законодательства).

Предоставление квартиры для единоличного проживания осуществляется в соответствии с санитарными нормами, устанавливающими минимальный порог в 33 квадратных метра общей площади. В случае стойкого нарушения здоровья, жилье и придомовая территория должны быть оборудованы средствами свободного доступа и реабилитации. В 2016 году также изменен перечень того, какое жилье сиротам положено по программе, в частности, были исключены коммунальные квартиры.

Порядок постановки в очередь на получение жилья детьми сиротами

Список документов

Для оформления жилья и постановки на очередь необходимо собрать следующие :

  • Паспорт заявителя.
  • Свидетельство, доказывающее, что гражданин является ребенком-сиротой.
  • Справка из учебного заведения, военного комиссариата или исправительного учреждения об окончании обучения, перевоспитания или службы.
  • Справка из Федеральной миграционной службы о проживании.
  • Документ из Федерального реестра, подтверждающий отсутствие собственности.
  • Справка о составе семьи.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по обеспечению жильем детей-сирот

Вопрос: Добрый день, меня зовут Михаил. Я круглый сирота с рождения, обучался до 17 лет в московском интернате. Впоследствии получал высшее образование. Спустя год я отчислился и обратился в администрацию за получением квартиры. Так вышло, что мое заявление приняли только после обращения в суд и соответствующего постановления, но в жилищном комитете мне говорят, что сейчас просто нет жилых помещений. Как я могу получить свою квартиру и до скольки лет?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. Государственные органы обязаны подчиниться решению суда вне зависимости от обстоятельств. Неисполнение решения суда чаще всего связано с тем, что Вы не предоставили исполнительный лист (не постановление) в службу судебных приставов. Согласно ФЗ-159 , предоставление жилья сиротам в таком случае будет осуществлено в течение года с момента ближайшего дня рождения заявителя. Судебные приставы, согласно ГПК РФ , могут накладывать материальную ответственность на чиновников, что также ускорит процесс получения квартиры. Никаких ограничений по возрасту не существует, поскольку Вы уже подали заявление.

Пример по обеспечению жильем детей-сирот

Ребенок был помещен в школу-интернат, поскольку его родители были лишены прав. В собственности несовершеннолетнего осталась доля в приватизированной квартире , в которой остались проживать его родственники. Незадолго до совершеннолетия, родители решили продать квартиру за исключением доли ребенка.

Поскольку сирота не мог самостоятельно отстаивать свои интересы, законный представитель в лице интерната обратился в суд за признанием сделки недействительной. Позиция ответчиков заключалась в том, что доля ребенка выделена в натуре , а продают они свою личную собственность. Суд, рассмотрев заявление интерната, а также заключение органов опеки, установил, что согласно , лишенные родительских прав граждане не могут распоряжаться имуществом, долю в котором имеет несовершеннолетний до момента достижения им 18 лет .

Заключение

Государство оказывает значительную помощь несовершеннолетним в обеспечении жилищных прав и надлежащей социализации, существенно ограниченной вне семьи. Для этого предусмотрены следующие меры:

  • Предоставление субсидий на оплату ЖКХ для детей-сирот, в том числе 100% погашение коммунальных платежей.
  • Обеспечение изолированным жильем согласно санитарным нормам.
  • Возможность восстановить сроки, если заявление подано после 23 лет по уважительной причине.
  • Предоставление органами опеки и муниципалитетами информации о том, как узнать очередь на жилье детям-сиротам, обеспечить судебную защиту и оформить жилье.
  • Погашение долгов по коммунальным платежам, если имущество досталось в .

В целях реализации положений статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение 1).

1.2. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются (приложение 2).

1.3. Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение 3).

1.4. Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, предоставления им жилых помещений по договорам социального найма либо предоставления им жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений на новый срок (приложение 4).

1.5. Порядок осуществления контроля за использованием, распоряжением и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (приложение 5).

1.6. Порядок признания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, малоимущими в целях освобождения их от внесения платы за пользование жилыми помещениями, предоставленными из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение 6).

2. Определить, что Департамент городского имущества города Москвы предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заключений Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Установить, что в отношении жилых помещений, ранее предоставленных в городе Москве детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам безвозмездного пользования, действуют порядок и условия, на которых указанные жилые помещения были предоставлены, до истечения срока действия указанных договоров. По истечении срока действия договоров безвозмездного пользования вопрос о заключении договора социального найма либо заключении договора найма специализированного жилого помещения рассматривается в порядке, предусмотренном приложением 4 к настоящему постановлению.

4. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от "О реализации мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве":

4.1. В названии постановления слова "лицам из их числа" заменить словами "лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,".

4.2. Преамбулу постановления изложить в следующей редакции:

"В целях реализации мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", постановляет:".

4.3. В пункте 1.1 постановления слова "и лиц из их числа" заменить словами "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

4.4. В пункте 1.2 постановления слова "и лиц из их числа" заменить словами "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,", слова "выдаваемая органами опеки и попечительства" заменить словами "выдаваемая уполномоченными органами в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве (далее - уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа)", слова "руководителем учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в отношении детей, помещенных в государственные и негосударственные воспитательные учреждения" заменить словами "руководителями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении детей, помещенных под надзор в указанные организации".

4.5. В пункте 1.3 постановления слова "лиц из их числа" заменить словами "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,".

4.6. В пункте 1.4 постановления слова "и лиц из их числа, обучающихся по очной форме в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" заменить словами "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по основным профессиональным образовательным программам", слова "образовательными учреждениями" заменить словами "образовательными организациями".

4.7. В пункте 1.5 постановления слова "лиц из их числа, выявленных и направленных в учреждения" заменить словами "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных и направленных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,", слова "распоряжения (постановления) органа опеки и попечительства" заменить словами "акта уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа".

4.8. Пункт 3 постановления признать утратившим силу.

4.9. Пункт 5 постановления изложить в следующей редакции:

"5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.".

4.10. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению 7 к настоящему постановлению.

5. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от "О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг" (в редакции постановлений Правительства Москвы от , от , от , от , от , от , от ), изложив абзац первый пункта 1.10 приложения к постановлению в следующей редакции:

"1.10. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда либо являющимся собственниками жилых помещений, на время их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по основным профессиональным образовательным программам (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем):".

6. Признать утратившими силу:

6.1. Постановление Правительства Москвы от 6 апреля 1993 г. N 303 "Об обеспечении жильем выпускников сиротских учреждений города".

6.2. Постановление Правительства Москвы от 13 августа 1996 г. N 686 "О внесении дополнения в постановление Правительства Москвы от 06.04.93 N 303 "Об обеспечении жильем выпускников сиротских учреждений города".

6.3. Постановление Правительства Москвы от 31 августа 1999 г. N 797 "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов".

6.4. Постановление Правительства Москвы от "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа".

6.8. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".

7. Определить, что информация об условиях и порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве размещается на информационных стендах в помещениях государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы, информационных стендах управлений социальной защиты населения города Москвы, официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и заместителя Мэра Москвы в по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Приложение 1

к постановлению Правительства

ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ИЗ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

ГОРОДА МОСКВЫ ПО ДОГОВОРАМ НАЙМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

1. Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок), регулирует правоотношения, связанные с формированием списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации (далее соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список).

3. В список включаются дети-сироты, лица из числа детей-сирот:

3.1. Имеющие место жительства в городе Москве.

3.2. Не имеющие места жительства в городе Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания города Москвы.

3.3. Не имеющие места жительства в городе Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченными органами в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве (далее - уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа).

4. С заявлением о включении в список в письменной форме в срок не позднее двух месяцев со дня достижения детьми возраста 14 лет обращаются законные представители детей-сирот, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа:

4.1. Законных представителей детей-сирот, находящихся на воспитании в семье, - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства, а в случае проживания с подопечным в другом субъекте Российской Федерации либо за пределами Российской Федерации - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, принявший акт о назначении опекуна (попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя).

4.2. Законных представителей детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы и зарегистрированных в установленном порядке в качестве налогоплательщиков в городе Москве, - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту нахождения этой организации.

4.3. Законных представителей детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих деятельность за пределами территории города Москвы, в которые эти дети помещены уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа, - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, определенный .

5. В случае возникновения предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными правовыми актами города Москвы оснований для рассмотрения вопроса о предоставлении жилых помещений детям-сиротам после достижения ими возраста 14 лет законные представители детей-сирот в срок не позднее 30 календарных дней со дня возникновения таких оснований или со дня, когда им стало известно об их возникновении, обращаются с заявлением о включении в список в письменной форме в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящего Порядка.

6. Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот, а также лица, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, либо не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г., самостоятельно обращаются с заявлением о включении в список в письменной форме в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства либо в подведомственную уполномоченную организацию (далее - уполномоченная организация).

8. Одновременно с заявлением о включении в список представляются:

8.1. Свидетельство о рождении ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот.

8.2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот.

8.3. Документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением о включении в список законного представителя ребенка-сироты).

8.4. Документ, свидетельствующий о приобретении ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет (в случае обращения для включения в список ребенка-сироты, приобретшего полную дееспособность до достижения им возраста 18 лет).

8.5. Документ, подтверждающий утрату ребенком-сиротой, лицом из числа детей-сирот родительского попечения, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

8.6. Акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о назначении ребенку-сироте опекуна (попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя) либо о помещении его под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащий сведения о праве ребенка-сироты, не являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, на предоставление жилого помещения в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы (в случае обращения для включения в список ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, не являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения).

8.7. Документ, подтверждающий, что ребенок-сирота или лицо из числа детей-сирот является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения (в случае обращения для включения в список ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения).

8.8. Решение об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом им жилом помещении, нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого он является, вынесенное в установленном порядке (в случае обращения для включения в список ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения).

9. Документы, указанные в пунктах 8.2, 8.3 настоящего Порядка, представляются законными представителями детей-сирот, лицами, указанными в пункте 5 настоящего Порядка (далее также - заявители), в копиях с предъявлением подлинников документов.

От заявителей не требуется представления документов, указанных в пунктах 8.1, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7, 8.8 настоящего Порядка, которые запрашиваются уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа в рамках межведомственного взаимодействия. Заявители вправе представить указанные документы по собственной инициативе. При этом данные документы представляются в копиях, удостоверенных в установленном порядке, либо в копиях с предъявлением подлинников документов.

10. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления о включении в список и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, осуществляет проверку представленных сведений, в том числе путем направления соответствующих запросов в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

11. При наличии в представленных документах неполных или неточных сведений заявление о включении в список и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата способом, обеспечивающим подтверждение их получения.

12. При повторном обращении новое заявление о включении в список и прилагаемые к нему документы рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Порядком.

13. При установлении полноты представленных документов и точности содержащихся в них сведений уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, направляет заявление о включении в список и указанные документы в уполномоченную организацию.

14. При обращении заявителя, указанного в пункте 5 настоящего Порядка, в уполномоченную организацию рассмотрение заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 10-12 настоящего Порядка.

15. Уполномоченная организация в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов, направленных в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, либо со дня завершения уполномоченной организацией мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, осуществляет подготовку проекта решения о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список, которое в указанный срок с приложением документов направляет в .

Приложение 2

к постановлению Правительства

УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА

ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

В РАНЕЕ ЗАНИМАЕМЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, НАНИМАТЕЛЯМИ

ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ИЛИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ НАНИМАТЕЛЯ

ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЛИБО СОБСТВЕННИКАМИ

КОТОРЫХ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ

1. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются (далее - Порядок), регулирует правоотношения, связанные с установлением факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации (далее соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), в ранее занимаемых жилых помещениях, расположенных на территории города Москвы, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются (далее также - ранее занимаемое жилое помещение).

2. Вопросы установления факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

3. Формирование повестки заседания Комиссии и вынесение на ее рассмотрение вопросов об установлении факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляет подведомственная уполномоченная организация (далее - уполномоченная организация).

4. Решения об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении либо об отказе в установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении принимаются либо управлением социальной защиты населения города Москвы в случае возложения таких полномочий в установленном порядке.

5. С заявлением в письменной форме об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - заявление об установлении факта невозможности проживания) в срок не позднее чем за шесть месяцев до достижения детьми-сиротами возраста 14 лет обращаются законные представители детей-сирот, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа:

5.1. Законных представителей детей-сирот, находящихся на воспитании в семье, - в уполномоченный орган в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве (далее - уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа) по месту своего жительства в городе Москве, а в случае проживания с подопечным в другом субъекте Российской Федерации либо за пределами Российской Федерации - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту нахождения жилого помещения в городе Москве.

5.2. Законных представителей детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, зарегистрированных в установленном порядке в качестве налогоплательщиков в городе Москве, - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту нахождения этой организации.

5.3. Законных представителей детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих деятельность за пределами территории города Москвы, в которые эти дети помещены уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа, - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, определенный .

6. В случае возникновения предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными правовыми актами города Москвы оснований для установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях после достижения ими возраста 14 лет законные представители детей-сирот в срок не позднее 30 календарных дней со дня возникновения таких оснований или со дня, когда им стало известно об их возникновении, обращаются с заявлением об установлении факта невозможности проживания в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего Порядка.

7. Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот, а также лица, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если в отношении них законные представители в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, не обращались с заявлением об установлении факта невозможности проживания, либо указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г., самостоятельно обращаются с заявлением об установлении факта невозможности проживания в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства в городе Москве либо в уполномоченную организацию.

9. Одновременно с заявлением об установлении факта невозможности проживания представляются:

9.1. Документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот.

9.2. Документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания законного представителя ребенка-сироты).

9.3. Документ, свидетельствующий о приобретении ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет (в случае обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, приобретшего полную дееспособность до достижения им возраста 18 лет).

9.4. Акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о назначении ребенку-сироте опекуна (попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя) либо о помещении его под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащий сведения об установлении контроля за использованием, распоряжением и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния ранее занимаемого жилого помещения (в случае обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения).

9.5. Документ, подтверждающий право пользования ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот ранее занимаемым жилым помещением (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о праве собственности на жилое помещение или иной документ, предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации).

9.6. Жилищный документ (единый жилищный документ, выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета или иной документ), содержащий сведения о лицах, проживающих на законных основаниях совместно с ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, включая лиц, временно отсутствующих в жилом помещении, но имеющих право пользования (владения) жилым помещением.

9.7. Один из документов, подтверждающих факт невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, к которым относятся:

9.7.1. Вступившее в законную силу решение суда о лишении родительских прав лица (лиц), являвшегося (являвшихся) родителем (родителями) этого ребенка-сироты, проживающего (проживающих) на законных основаниях в жилом помещении.

9.7.2. Вступившее в законную силу решение суда об отмене усыновления (удочерения) в отношении лица (лиц), являвшегося (являвшихся) усыновителем (усыновителями) этого ребенка-сироты, проживающего (проживающих) на законных основаниях в жилом помещении.

9.7.3. Справка установленной формы, выданная медицинской организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве (далее - медицинская организация), подтверждающая, что лицо, проживающее на законных основаниях в жилом помещении, страдает тяжелой формой хронического заболевания, в соответствии с перечнем, указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которой совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно.

9.7.4. Справка установленной формы, выданная медицинской организацией, подтверждающая, что лицо, проживающее на законных основаниях в жилом помещении, страдает хроническим алкоголизмом или наркоманией и состоит на учете в наркологическом диспансере.

9.7.5. Справка установленной формы, выданная медицинской организацией, подтверждающая, что ребенок-сирота или лицо из числа детей-сирот страдает тяжелой формой хронического заболевания в соответствии с перечнем, указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которой совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно.

9.7.6. Вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее, что лица, проживающие на законных основаниях в жилом помещении, не являются членами семьи этого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот.

9.7.7. Вступившее в законную силу решение суда о признании недееспособным или ограниченным в дееспособности лица, проживающего на законных основаниях в жилом помещении.

9.7.8. Документ, подтверждающий, что жилое помещение непригодно для постоянного проживания или не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы.

9.7.9. Документ, подтверждающий утрату ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот жилого помещения за время пребывания на воспитании в семье или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие сноса жилого дома, многоквартирного дома, сделок по отчуждению или обмену жилого помещения и отсутствия исполненного решения суда по фактическому возврату жилого помещения детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот.

9.7.10. Документ, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот жилых помещений на праве собственности.

9.7.11. Иной документ, подтверждающий невозможность проживания в жилом помещении.

10. Документы, указанные в пунктах 9.7.3, 9.7.4, 9.7.5 настоящего Порядка, представляются законными представителями детей-сирот, лицами, указанными в пункте 7 настоящего Порядка (далее также - заявители), в подлинниках, документ, указанный в пунктах 9.1, 9.2 настоящего Порядка, - в копии с предъявлением подлинника, документы, указанные в пунктах 9.7.6, 9.7.7, 9.7.9, 9.7.11 настоящего Порядка, - в копиях, удостоверенных в установленном порядке, либо в копиях с предъявлением подлинников документов.

От заявителей не требуется представления документов, указанных в пунктах 9.3, 9.4, 9.5, 9.6, 9.7.1, 9.7.2, 9.7.8, 9.7.10 настоящего Порядка, которые запрашиваются уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа в рамках межведомственного взаимодействия. Заявители вправе представить указанные документы по собственной инициативе. При этом документы, указанные в пунктах 9.6, 9.7.10 настоящего Порядка, представляются в подлинниках и они должны быть выданы не ранее чем за 6 месяцев до дня обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания, а документы, указанные в пунктах 9.3, 9.4, 9.5, 9.7.1, 9.7.2, 9.7.8 настоящего Порядка, - в копиях, удостоверенных в установленном порядке, либо в копиях с предъявлением подлинников документов.

11. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления об установлении факта невозможности проживания и документов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, осуществляет проверку представленных сведений, в том числе путем направления соответствующих запросов в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

12. При представлении неполного комплекта документов заявление об установлении факта невозможности проживания и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня их представления возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата способом, обеспечивающим подтверждение их получения, и такие заявители в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Порядком, вправе повторно обратиться с новым заявлением об установлении факта невозможности проживания с приложением к нему документов.

При наличии в представленных документах неполных или неточных сведений заявление об установлении факта невозможности проживания и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата способом, обеспечивающим подтверждение их получения.

13. При повторном обращении новое заявление об установлении факта невозможности проживания и прилагаемые к нему документы рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Порядком.

14. При установлении полноты представленных документов и точности содержащихся в них сведений уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, направляет указанные документы в уполномоченную организацию.

15. При обращении заявителя, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, в уполномоченную организацию рассмотрение заявления об установлении факта невозможности проживания и прилагаемых к нему документов осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 11-13 настоящего Порядка.

16. Уполномоченная организация в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления об установлении факта невозможности проживания и прилагаемых к нему документов, направленных в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, либо со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, осуществляет подготовку проекта заключения Комиссии по вопросу невозможности (возможности) проживания детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях и выносит указанные документы на рассмотрение Комиссии.

17. Подготовленный проект заключения о невозможности (возможности) проживания детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях выносится на заседании Комиссии в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления документов, направленных в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.

18. На заседании Комиссии рассматриваются документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения:

18.1. Выносится заключение о невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при наличии одного или нескольких обстоятельств, установленных статьей 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", свидетельствующих о невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.

18.2. Выносится заключение о возможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при отсутствии обстоятельств, установленных статьей 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", свидетельствующих о невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.

18.3. Принимается решение о снятии вопроса с рассмотрения, если для вынесения заключений, указанных в пунктах 18.1, 18.2 настоящего Порядка, требуются дополнительные документы и (или) информация, в котором указывается о необходимости предоставления соответствующих документов и (или) информации и срока их предоставления.

19. При вынесении Комиссией заключения, указанного в пункте 18.1 настоящего Порядка, в случае если в жилом помещении, в отношении которого ребенок-сирота является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этого ребенка-сироты, Комиссия предлагает законному представителю ребенка-сироты рассмотреть вопрос об обмене жилыми помещениями в соответствии со статьей 72 Жилищного кодекса Российской Федерации.

7. Одновременно с заявлением заявителем представляются:

7.1. Документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве, а в случае отсутствия в указанном документе такой информации помимо документа, удостоверяющего личность заявителя, иной документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве.

7.2. Документ, свидетельствующий о приобретении обратившегося заявителя из числа детей-сирот полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет.

7.3. Договор найма специализированного жилого помещения.

7.4. Справка с места работы (службы, учебы) или иной документ, подтверждающий доход заявителя за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления.

7.5. Документы об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо о наличии такой задолженности.

7.6. Соглашение о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

7.7. Документ, удостоверяющий личность уполномоченного лица, и документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, в случае обращения с заявлением уполномоченного лица ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот.

8. Документы, указанные в пункте 7.4 настоящего Порядка, представляются в подлинниках, документы, указанные в пунктах 7.1, 7.5, 7.7 настоящего Порядка, представляются в копиях с предъявлением подлинников документов, а документ, указанный в пункте 7.6 настоящего Порядка, - в копии, удостоверенной в установленном порядке, либо в копии с предъявлением подлинника.

От заявителей не требуется представления документов, указанных в пунктах 7.2, 7.3 настоящего Порядка, которые запрашиваются УСЗН города Москвы в рамках межведомственного взаимодействия. Заявители вправе представить указанные документы по собственной инициативе. При этом данные документы представляются в копиях, удостоверенных в установленном порядке, либо в копиях с предъявлением подлинников документов.

9. В случае непредставления заявителем документов, указанных в пункте 7.4 настоящего Порядка в связи с неосуществлением им в течение трех последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, работы и (или) иной деятельности, в заявлении указываются сведения о данных обстоятельствах, а также представляются в подлинниках документы, подтверждающие отсутствие доходов по уважительным причинам, указанным в пунктах 12.4, 12.6 настоящего Порядка.

Для подтверждения наличия уважительных причин, указанных в пунктах 12.1, 12.2, 12.3, 12.5 настоящего Порядка, от заявителей представление документов не требуется и они запрашиваются УСЗН города Москвы в рамках межведомственного взаимодействия. Заявители вправе представить указанные документы по собственной инициативе. При этом данные документы представляются в подлинниках.

10. УСЗН города Москвы в срок не позднее 30 календарных дней со дня подачи заявления с приложением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, принимает решение:

10.1. О признании заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

10.2. Об отказе в признании заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

11. Основаниями для отказа в признании малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) являются:

11.1. Отсутствие у заявителя места жительства в городе Москве.

11.2. Представление неполного комплекта документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

11.3. Превышение дохода заявителя за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного на дату обращения за признанием малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

11.4. Наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при условии отсутствия заключенного соглашения по погашению такой задолженности.

11.5. Отсутствие у заявителя доходов без уважительной причины.

11.6. Подача заявления от имени ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот не уполномоченным на то лицом.

12. К уважительным причинам отсутствия у заявителя доходов относятся:

12.1. Осуществление ухода за ребенком, не достигшим возраста трех лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет.

12.2. Осуществление ухода за членом семьи, являющимся инвалидом I группы, лицом, достигшим возраста 80 лет, или престарелым членом семьи, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации.

12.3. Нахождение на учете в органах службы занятости и осуществление поиска новой работы.

12.4. Нахождение в отпуске без сохранения заработной платы свыше трех последовательных месяцев.

12.5. Наличие инвалидности (независимо от группы инвалидности).

12.6. Прохождение лечения (в том числе принудительное) в стационарном или ином отделении специализированного типа для принудительного лечения.

13. В решении УСЗН города Москвы об отказе в признании заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) указывается основание такого отказа, предусмотренное пунктом 11 настоящего Порядка.

14. Решения УСЗН города Москвы, указанные в пункте 10 настоящего Порядка, в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решений направляются заявителям способом, обеспечивающим подтверждение получения таких решений.

15. Решение УСЗН города Москвы о признании заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) действует в течение 180 календарных дней со дня принятия такого решения.

16. По истечении срока действия решения о признании малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) заявители вправе повторно обратиться в УСЗН города Москвы для признания малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в порядке, предусмотренном настоящим Порядком.

17. В случае изменения обстоятельств, послуживших основаниями для признания заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), заявитель в срок не позднее трех рабочих дней со дня изменения таких обстоятельств направляет соответствующую информацию в УСЗН города Москвы, принявшее решение о признании заявителя малоимущим.

18. УСЗН города Москвы, принявшее решение о признании заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления информации, направленной в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка, принимает решение:

18.1. Об оставлении без изменения решения о признании заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Выдается уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту постановки на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СПРАВКА от "___" __________ N ______ Дана ____________________________________________ _______ года рождения (Ф.И.О.) о том, что он (она) относится к категории _________________________________ (категория) и на него (нее) распространяются дополнительные социальные гарантии, предусмотренные пунктами 12 и 16 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве". Место регистрации: ________________________________________________________ (указать адрес регистрации детей) ___________________________________________________________________________ Место проживания: _________________________________________________________ (указать адрес фактического проживания детей) Справка выдана для предоставления по месту требования на основании ___________________________________________________________________________ (указать дату и номер акта уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа) Справка выдана на срок действия опеки (попечительства) или пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с "__" __________ 20_ г. по "__" __________ 20_ г. Руководитель уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа (организации для детей-сирот и детей, оставшихся _________ ___________________ без попечения родителей) (подпись) (фамилия, инициалы) М.П.

Для детей, лишившихся опеки родителей, государством предоставляется ряд льгот. К числу такой социальной помощи принадлежит и предоставление бесплатного жилья.

Квартиры сиротам в 2018году предоставляется на тех же условиях и в таком же порядке, как и раньше. Получить жилье имеют право сироты, принадлежащие к таким категориям граждан:

  • дети-сироты, которым исполнилось 18 лет или ставшие дееспособными раньше достижения совершеннолетия, например, при вступлении в брак;
  • дети, которые отслужили в армии или получили профессионально-техническое образование;
  • дети, закончившие отбывать наказание в колонии для несовершеннолетних за совершенное преступление.

Также предоставляется право на получение государственной квартиры детям-сиротам в 2019 году, которые не имеют закрепленного жилья или возможности оставаться в прежнем помещении.

Когда дадут квартиры сиротам в 2019 году и кто попадает в эту группу

Многих интересует вопрос, когда дадут квартиры сиротам в 2019 году. Получить жилье эта категория граждан РФ имеет право по достижении ими 18-летнего возраста, а также при условии прохождения всех необходимых инстанций.

Прежде всего, следует знать, кто попадает в группу детей-сирот. Согласно ст.121 СК РФ, лишенными родительской опеки считается ребенок, если его родители:

  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • недееспособны, что подтверждается решением суда;
  • умерли или признаны умершими судебным решением;
  • серьезно больны, в результате чего они не могут выполнять родительские обязанности;
  • избегают родительских обязанностей.

Согласно перечню ФЗ № 159, ребенка также можно считать сиротой в случаях, когда его родители:

  • признаны без вести пропавшими;
  • отбывают срок наказания в местах лишения свободы за совершенные ими преступления;
  • находятся под стражей в качестве подследственных.

Заявление на получение квартир детьми-сиротами в 2019 году

По достижении ребенком, лишившимся родительской опеки, 14-летнего возраста, он включается в реестр детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения. Чтобы стать в очередь на получение квартиры, детям- сиротам в 2019 году необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя или администрации помещения, в котором на данный момент проживает ребенок.

В случае, когда по каким-либо причинам, заявление на включение в реестр на получение государственного жилья не было оформлено, ребенок вправе сделать это самостоятельно, но лишь по достижении им совершеннолетия. Заявления принимаются специальным государственным органом, уполномоченным опекаться судьбой детей-сирот.

За год до достижения ребенком-сиротой 18-летнего возраста законные опекуны или администрация учреждения, в котором находится несовершеннолетний, подготавливают специальный пакет документов, необходимый для получения жилого помещения. Для каждого субъекта РФ требуется свой пакет документов, поэтому узнавать о них следует заранее. При условии успешного прохождения всех инстанций уже в следующем году сразу после достижения 18-летнего возраста ребенок должен получить жилье.

Условия получения квартир детьми-сиротами

После того, как государством будет принято решение о выдаче квартиры сиротам в 2019 году, совершеннолетний вместе со своими попечителями рассматривает предложенные варианты. Как только будет найдена подходящая площадь, заключается двусторонний договор найма специализированного жилого помещения.

Условиями договора предусмотрено, что площадь может быть использована лишь в целях личного проживания на ее территории. Срок действия договора составляет 5 лет, далее в индивидуальном порядке договор может быть продлен еще на один срок.

Выдача квартир сиротам в 2019 году осуществляется при таких условиях:

  1. Отсутствие выделенного ранее государством жилья, полученного по договору найма. Касается это не только претендента на получение жилой площади, но и его ближайших родственников, с которыми проживает ребенок.
  2. Кандидат не является собственником социальной недвижимости, полученной им по договору найма.
  3. Текущие условия проживания являются неприемлемыми для нормального проживания.

Относительно последнего условия для выдачи квартир для сирот в 2019 году, неприемлемыми условия для проживания считаются, если:

  1. Вместе с претендентом на получение отдельной жилой площади проживают лица, имеющие серьезные заболевания, которые протекают в хронической форме (например, туберкулез).
  2. Сирота проживает на одной жилплощади с лицами, лишенными родительских прав.
  3. Жилье, в котором проживает сирота, официально признано непригодным для проживания в нем.
  4. Жилье не соответствует действующим санитарным нормам.

Выдача квартир детям-сиротам в 2019 году может быть осуществлена еще при одном условии – это несоответствие квадратуры положенным нормам.

Жилье, выделяемое сиротам, должно отвечать следующим требованиям:

  • жилплощадь должна быть отдельной (ранее предоставлялись комнаты в коммунальных квартирах);
  • жилье должно иметь все необходимые коммуникации – электроснабжение, водоснабжение, отопление.

Документы для вручения квартир детям-сиротам в 2019 году

Как получить квартиру сироте в 2019 году - самый главный вопрос для детей, лишенных родительской опеки и не имеющих собственного жилья. Чтобы стать претендентом на получение государственной жилой площади для безвозмездного пользования, следует собрать следующий пакет документов:

  • ксерокопия паспорта гражданина РФ всех страниц;
  • заявление в двух экземплярах на получение жилья, образец можно взять в службе, где будет подаваться прошение;
  • документ, подтверждающий статус сироты;
  • справка о составе семьи, полученная по месту регистрации;
  • справка, подтверждающая, что ребенок-сирота не является владельцем жилой собственности;
  • справка с места учебы или работы;
  • свидетельство о браке и наличии детей, если они имеются.

Этот список документов необходимо подготовить в двух экземплярах, так как подаются они в два разных учреждения – в орган опеки и в администрацию по месту, где зарегистрировано лицо, лишенное родительской опеки. Есть один важный момент, который следует учитывать при составлении заявления: вручение квартир детям-сиротам в 2019 году будет осуществляться в том регионе, где они зарегистрированы.

Как приватизировать квартиру сироте в 2018 году: права и обязанности

Дети-сироты имеют право приватизировать социальное жилье по истечении 5 лет с момента его получения. Как приватизировать квартиру сироте в 2019 году? Для этого необходимо выполнить следующие условия:

  • подготовить пакет документации, необходимый для проведения процедуры приватизации;
  • в региональной администрации получить справку о том, что конкретное жилье приватизируется впервые;
  • оформить договор перехода социальной жилой площади в собственность заявителя через МФЦ или БТИ;
  • отметить договор в Государственном регистрационном органе и получить на руки гербовое свидетельство.

Законом РФ предусмотрены такие права и обязанности граждан после приватизации социального жилья:

  1. После приватизации ребенок-сирота, являющийся собственником жилого помещения, может распоряжаться им на свое усмотрение, не ущемляя при этом права других зарегистрированных в нем лиц.
  2. Право распоряжаться жильем получают все лица, зарегистрированные по данному адресу.
  3. За приватизацию социального жилья государственная пошлина для получения регистрационного свидетельства, сумма которой составляет приблизительно 1000 рублей, с сирот не взимается.
  4. Бывшие родственники, не являющиеся опекунами ребенка, признанного сиротой, не имеют права претендовать на долю приватизированного социального жилья.

Будут ли выдавать квартиры сиротам и получили ли жилье дети в 2019 году?

В некоторых регионах России за последний год значительно сократилось количество детей-сирот, получивших государственное жилье. На основании этого волнующим и актуальным является вопрос, будут ли выдавать квартиры сиротам в 2019 году и не останутся ли они без жилья?

Глава государства в 2019 году поднял вопрос о совершенствовании механизмов обеспечения сирот жильем, на данном этапе он находится на рассмотрении. Президент РФ предлагает выбор места получения жилья оставить за ребенком, не привязывая его к регистрации, как это было ранее.

В 2019 году дети-сироты получили квартиры во многих регионах России. Однако нельзя не отметить тот факт, что есть и такие регионы, в которых дети, лишенные родительской опеки и достигшие совершеннолетия, практически остались без жилья.

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92 , ст. ст. 98.1 , 109.1 ЖК РФ).

Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем.

Примечание. Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма (Вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности законодательством г. Москвы (ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61; Порядок , утв. Приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

1. Включение ребенка в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями

Если ребенок-сирота не обеспечен жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который ведется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; ч. 3 — 5 ст. 13 Закона N 61; п. 2 Приложения N 1 к Постановлению; п. 1 Постановления Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).

В список включаются дети-сироты и лица из числа детей-сирот (п. 3 Приложения N 1 к Постановлению):

  • имеющие место жительства в г. Москве;
  • не имеющие места жительства в г. Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы;
  • не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом под местом жительства понимается фактическое место проживания, а не место регистрации (п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Заявление о включении ребенка в список должно быть подано законным представителем в срок не позднее двух месяцев со дня достижения ребенком возраста 14 лет в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа.

Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения возраста 18 лет, а также лица из числа детей-сирот, если они не были включены в список законными представителями, вправе обратиться с заявлением о включении в список самостоятельно (п. п. 4 , Приложения N 1 к Постановлению).

С даты обращения с заявлением до даты получения копии распоряжения Департамента о включении ребенка в список или об отказе во включении может пройти примерно три месяца (п. п. 10 , , , , , Приложения N 1 к Постановлению).

2. Обращение с заявлением о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и принятие решения по нему

В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее — Комиссия) (п. п. 1.1 , 1.3 Положения, утв. Распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП; п. 2 Постановления; п. 1.2

Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения.

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

Лица из числа детей-сирот, законные представители которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения (п. п. 2.3 , 2.4 Приложения N 3 к Постановлению).

Вместе с заявлением представляются:

  • документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением законного представителя ребенка-сироты);
  • документ о месте фактического проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на день обращения с заявлением (в случае обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте или лицу из числа детей-сирот, не проживающему на день обращения в жилом помещении, являющемся его местом жительства);
  • справка, выданная медицинской организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве, о праве ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на льготы по предоставлению жилого помещения по состоянию здоровья.

Остальные необходимые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций (п. п. 2.6 — 2.8 Приложения N 3 к Постановлению).

На основании этих документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты жилым помещением либо об отказе в этом или же вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов.

В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. п. 3.1 , 3.2 , 3.5 — 3.10 Приложения N 3 к Постановлению).

3. Заключение договора найма специализированного жилого помещения

Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.

Договор найма заключается в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. п. 4.5 — 4.7 Приложения N 3 к Постановлению). Договор найма заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение с правом оформления регистрации по месту жительства (

Действуют следующие законы определяющие правовой статус детей-сирот:

  1. Жилищный кодекс РФ (статьи 98.1; 109.1 и др.);
  2. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Местная администрация формирует список детей-сирот, которые достигли возраста 14 лет и не обеспечены жильём.

Важно! Право на социальное жильё имеют не все дети-сироты, а только те, за которыми не закреплено жильё.

Если же у ребёнка сироты имеется оставшаяся от родителей квартира или жилой дом, то местная администрация обязана принять меры к сохранению данного жилья для дальнейшего проживания сироты.

Но, в законе определены случаи, когда проживание в ранее закреплённом жилье, считается невозможным, и сирота должен быть поставлен на учёт по улучшению жилищных условий.

К таким случаям относятся:

  1. если в данном жилом помещении проживают родители, лишённые родительских прав в отношении данного сироты;
  2. если в жилом помещении проживают лица, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, в соответствии со специальным перечнем (например, лица, больные открытой формой туберкулёза, психические заболевание и др.);
  3. если данное помещение не пригодно для постоянного проживания;
  4. если жильё не соответствует установленным санитарным и техническим требованиям;
  5. если на каждого жильца приходится общей площади жилья меньше учётной нормы.

Например, в г. Москве учётная норма 10 кв.м. на человека, в г. Воронеже учётная норма 11 кв. м. на каждого члена семьи.

Необходимые документы для получения жилья сироте

Для поставки на учёт и дальнейшего получения жилья в местную администрацию необходимо представить следующие документы:

  1. заявление;
  2. паспорт;
  3. свидетельство о рождении;
  4. документы, подтверждающие статус сиротства или отсутствие попечение родителей (свидетельство о смерти; решение суда о лишении родительских прав);
  5. справка о составе семьи;
  6. документы, подтверждающие отсутствие закреплённого за сиротой жилья, данный документ можно получить:
    1. в бюро технической инвентаризации (БТИ);
    2. в органах Росреестра.
  7. решение органов опеки и попечительства о назначении опекуна или помещение ребёнка в детское учреждение;
  8. справка с места учёбы или документ об оконченном образовании;
  9. свидетельство о браке (если имеется официальный брак);
  10. свидетельство о рождении детей (если у сироты есть дети).

Важно! Данный перечень является приблизительным и может отличаться в зависимости от региона проживания и конкретной жизненной ситуации. Поэтому прежде чем начать собирать необходимые документы стоит уточнить в местной администрации точный перечень нужных документов.

Предоставление жилья детям сиротам

Детям сиротам должно быть предоставлено жильё:

  1. по достижении ими возраста 18 лет;
  2. до достижения 18 летнего возраста, если гражданин стал полностью дееспособным (эмансипация);
  3. по заявлению детей-сирот достигших возраста 18 лет, жильё предоставляется после окончания обучения в школе интернате либо в другом учебном заведении.

Важно! Жильё детям сиротам предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения, который заключается сроком на 5 лет.

В течение данного срока сирота не сможет приватизировать данное жильё. Такая процедура, в первую очередь, защищает от мошеннических действий, так называемых «чёрных» риелторов по отчуждению квартиры у бывших воспитанников детского дома.

По истечении срока действия договора спецнайма жилья, с сиротой заключается договор социального найма с возможным правом приватизации квартиры.

Требование к жилью, предоставляемому детям сиротам

Жильё детям сиротам должно предоставляться в виде отдельной квартиры или индивидуального жилого дома.

Важно! Не допускается поселять детей-сирот в комнату коммунальной квартиры (такая практика существовала до внесения последних изменений в закон).

При этом жильё должно быть благоустроенным применительно к данной местности и выдаваться по норме предоставления для данного населённого пункта на каждого члена семьи. Могут быть установлены следующие социальные нормы для детей-сирот:

  1. для одиноких детей-сирот - квартира должны предоставить не менее 33 кв.м.;
  2. для семьи из двух человек - квартира должна быть не менее 42 кв. м.;
  3. если семья состоит из трёх и более человек, то установлена норма 18 кв.м. на каждого члена семьи.

Важно! Квартиру детям сиротам могут предоставить в любом населённом пункте в пределах субъекта РФ (области, края, республик и пр.).

Поэтому, если сирота проживает в населённом пункте, в котором не строится жильё, а в другом городе этого региона, есть свободное социальное жильё, то сирота вправе требовать предоставить ему квартиру в этом поселении.

До скольких лет сирота может получить жильё?

Важное требование закона — сирота должен встать на очередь для получения социального жилья до достижения возраста 23-х лет.

Право на обеспечение жильём за сиротой сохраняется и после достижения 23-х летнего возраста (при условии, что он включён в очередь) до тех пор, пока не будет предоставлено благоустроенное жильё.

Если же по каким-то причинам ребёнок сирота не был включён в очередь до 23-х лет, то можно в судебном порядке требовать улучшение жилищных условий и после достижения 23-х лет, при условии, что нуждаемость в жилье не отпала.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на государственном содержании, поэтому государство гарантирует им предоставления социального жилья.

Но чтобы получить квартиру нужно знать свои права и установленный порядок предоставления жилья.

В настоящее время дети-сироты имеют право на получения жилья независимо от возраста — до фактического обеспечения жильём.

Важно! Важное требование, чтобы сирота встал на учёт по улучшению жилищных условий до 23-х лет.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Поделиться: