Имеет право на внеочередное жилье. Как формируется список очередников на получение жилья в РФ: первоочередные и внеочередные списки? Порядок предоставления льгот

Государство оказывает финансовую поддержку гражданам на улучшение жилищных условий, что отражено в ЖК РФ. Нормативные акты утверждают перечень лиц, имеющих право на государственную субсидию, порядок и размер дотации.

Существуют , реализуемых на федеральном и региональных уровнях, помогающих гражданам приобрести жилье на льготных условиях. Любой желающий может обратиться в административные органы своего населенного пункта, чтобы узнать о существующих программах, возможности в них участвовать.

Государственное субсидирование оформляется сертификатом, в котором указывается право на конкретную материальную поддержку от правительства. Сертификат выдается один раз и имеет срок действия, ограниченный девятью месяцами. Целевое назначение (покупка жилья) должно строго соблюдаться, так же как срок использования. Безналичное перечисление средств осуществляется по принятым правилам, одним из которых регламентируется покупка жилья эконом класса.

Дотацию можно направить на закрытие кредитных обязательств по покупке квартиры, приобретение ипотечного жилья, расширение площади уже имеющейся недвижимости или ее модернизацию. Условием предоставления субсидии служит проверка чистоты сделки по покупке, исключение возможных рисков на рынке недвижимости. Дотация на приобретение жилья может не покрывать стоимость приобретения, поэтому соискатель должен предъявить доказательства о собственных возможностях по улучшению условий проживания.

В качестве доказательства своей платежеспособности может быть представлена справка о доходах с постоянного места работы, свидетельство о собственности на имеющееся жилье, ипотечный договор с пометкой о своевременных платежах, банковский счет, содержащий средства на приобретение квартиры или дома. Размер жилищной субсидии рассчитывается индивидуально и зависит от многих факторов:

  • льготная категория соискателя;
  • состав семьи;
  • установленная законодательно расчетная стоимость квадратного метра;
  • величина поправочного коэффициента.

Поправочный коэффициент зависит от учета всех факторов, влияющих на размер субсидирования. Например, могут учитываться стаж работы на определенной государственной службе или в сельской местности, воинской службы или времени ожидания в очереди на социальное жилье. Для сравнения: приобретение жилья или улучшение условий проживания в городе составляет до 40%, а в сельской местности размер дотации может доходить до 70%.

Предоставляя пакет документов в социальный отдел органов местного самоуправления, гражданин получает решение комиссии по выделению субсидии, после чего на его имя оформляется сертификат. Сертификат устанавливает выделенную сумму и срок пользования, в течение месяца передается гражданином в один из указанных банков. После приобретения жилья и предоставления свидетельства о собственности в срок двух недель указанная сумма переводится продавцу недвижимости.

В случае погашения ипотеки или кредита на жилье, средства переводятся кредитному банку в счет погашения платежей. Сумма, указанная в сертификате не индексируется, возможные остатки после использования не зачисляются владельцу. Следует учесть, что использование государственной помощи разрешено на рынке первичного жилья, если объект имеет стадию завершения строительства более 70%.

Условием безвозмездного финансирования является определенный размер жилой площади. Не разрешается приобретать жилье меньше установленных норм, то есть семья из трех человек не сможет приобрести однокомнатную квартиру. Жилье должно быть приобретено в том регионе, где получен сертификат, если обеспечение проходит по региональной программе.

Кто может рассчитывать на получение субсидии

Каждый регион составляет свой список льготных категорий граждан, отличный от федерального. Перечень может варьироваться в зависимости от необходимости привлечения специалистов, природных условий, отдаленности от центра. На получение субсидии можно рассчитывать, если предоставленные документы подтверждают аварийность и ветхость жилья, несоблюдение санитарных норм, в том числе отсутствие канализации, отопления и водопровода.

Если размер занимаемой площади не соответствует нормативам, причем в семье есть несовершеннолетние дети, то это дает право встать на очередь на улучшение жилищных условий и заявить ходатайство о выделении дотации. Проверка представленного пакета документов включает в себя наличие оснований за последние пять лет. Если соискатель намеренно ухудшил свои условия, нанес урон имеющемуся жилью с целью получения материальной помощи, то ему будет отказано в рассмотрении заявления.

Комиссией будет отказано, если заявитель сознательно ввел в заблуждение относительно размера доходов семьи, ее изменившемся составе и прочих важных для данной льготной категории фактов. В первую очередь рассматриваются заявления льготных категорий граждан:

  • семьи с тремя и более детьми;
  • супруги моложе 35 лет;
  • малообеспеченные граждане;
  • военнослужащие, уволенные в запас;
  • работники бюджетной области;
  • государственные служащие;
  • ветераны, инвалиды ВОВ и семьи погибших;
  • сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • работники северных районов после 15 лет стажа;
  • молодые специалисты сельской местности.

Регионы имею право расширить федеральный список и внести коррективы по размеру выделяемой субсидии. Например, рассмотрение вопроса многодетной семьи может распространяться и на совершеннолетних детей, если они моложе 23 лет, не имеют собственной семьи и обучаются на дневном отделении учебных заведений.

Если несколько членов одной семьи имеют льготную категорию по различным основаниям, то размер финансирования увеличивается пропорционально, но не может превышать установленный в регионе лимит. В каждом конкретном случае потребуется индивидуальный пакет документов, о чем заявителю разъяснят при личном обращении и просчитают размер субсидирования.

Как получить квартиру в Москве

Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно статье 33 Жилищного Кодекса РФ. Получить жилье вне очереди могут лишь особые категории граждан, по причине расселения их после различных стихийных бедствий и техногенных катастроф. К примеру, семья не числится в списке очередников на получение жилья, но произошло землетрясение или наводнение, вследствие которого имеющееся у них в наличии жилье было разрушено или грозит обвалом.

Согласно все тем же законодательным нормам РФ, учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка: первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

Такой принцип очередности никоим образом не может быть нарушен в пользу нуждающегося, независимо от степени нуждаемости граждан в жилье и независимо от личных заслуг граждан. Права на предоставления жилья граждане получают в тот момент времени, когда регистрируют документы, поданные на получение жилья.

Согласно изменениям в Жилищном Кодексе от 1996 года, при нарушениях правил очередности на получение жилья судебные исполнители могут принять решение о незаконности выданного ордера на жилье. С исковым заявлением о нарушениях норм очередности в получении жилья могут выступать учреждения, организации, органы местной администрации (в чьих ведениях находятся распределяемые жилые помещения) либо прокурор, действующий в интересах одной из сторон.

Примечателен тот факт, что граждане самостоятельно не имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями, если считают, что их права как очередников были ущемлены. Они могут действовать только через правовое учреждение или органы местного самоуправления. С одной стороны, такие законодательные нормы можно расценивать как ограничение прав граждан, но с другой стороны закон для всех один и нарушать его не следует. На самом деле, в судебной практике нередки случаи, когда заявления от граждан все же принимаются и рассматриваются в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся на конкретный момент времени ситуации.

В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося?

Согласно статье 34 Жилищного Кодекса РФ, изменения в списках очередников среди граждан, нуждающихся в жилье, могут быть внесены местными органами самоуправлениями с указаниями веской причины или администрациями предприятий/организаций (после согласования действий с профсоюзным комитетом).

К примеру, за злостные нарушения правил трудового порядка на предприятии гражданина могут «сместить» в списке очередников на получение жилья на несколько пунктов. Но исключить нуждающегося из списка очередников на получение жилья, согласно законодательным нормам, никто не сможет, в каких бы нарушениях дисциплины он не был обвинен (хулиганство, постоянные опоздания на работу, пьянство, хищение имущества, если оно не влечет за собой масштабы, предусмотренные уголовным кодексом и т.д.).

Перенести очередность гражданина в списке на получение недвижимости из жилищного фонда администрация предприятии вправе даже за одно злостное правонарушение. На самом деле случаев, при которых очередники на получение жилья могут быть на законных основаниях смещены в общих списках, довольно много.

Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья?

Вне очереди получить жилье в РФ имеют право граждане, если они:

  • Потеряли жилье (общественное или государственное) из-за стихийного бедствия.

  • Пребывали в детском государственном учреждении и настал срок их совершеннолетия, а также если они пребывали на иждивении у попечителей, опекунов или родственников и теперь по ряду причин им не может быть возвращена та жилая площадь, которую имели их родители.

  • Были направлены по распределению как специалисты на работу в другую область или регион.

  • Проходили обучение в высшем, профессионально-техническом, среднетехническом учреждении, в аспирантуре, ординатуре и т.д.

  • Согласно Закону о статусе судей в РФ, местной администрацией городским судьям должно быть предоставлено жилье в течение шести месяцев с момента вступления судьи в должность. Имеется в виду благоустроенное жилье, если у судьи такового в населенном пункте не имелось. Предоставляется внеочередное жилье также работникам прокуратуры, участковым инспекторам на тех же условиях – в течение шести месяцев после вступления в должность.

  • Инвалидам и гражданам пенсионного возраста, если они находились на лечении в стационарных учреждениях, а затем выписались из этих лечебных учреждений и теперь нуждаются в жилье. Им может быть возвращено их прежнее жилье, если оно соответствует санитарным нормам проживания или предоставлено вне очереди другое жилое помещение.

Какая категория граждан РФ имеют первоочередное право на получение жилья?

На основании статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, в первоочередные списки на получение жилья могут быть внесены граждане:

  • Инвалиды Великой Отечественной войны и участвующие в боевых операциях в защиту Родины и граждан РФ (в том числе сотрудники МВД, ФСБ и других воинских подразделений).

  • Семьи пропавших без вести или погибших в годы ВОВ и в других боевых действиях на территории России и за ее пределами. К членам таких семей приравниваются и иждивенцы этих категорий граждан, их супруги, родители, дети-инвалиды и т.д.

  • Герои России и Советского Союза, Герои Труда, а также лица, которым были вручены ордена Трудовой Славы, ордена Славы, ордена трех степеней «За службу Родине в Вооруженных Силах».

  • Лица с тяжелыми формами хронических заболеваний (список таких заболеваний можно прочитать в соответствующей статье Жилищного Кодекса РФ). К примеру, это может быть туберкулез, тяжелая форма бронхиальной астмы, псориаз, психические заболевания в тяжелой форме и т.д.

  • Семьям, чьи родственники (супруги, родители) погибли при исполнении служебных или государственных обязанностей, выполняя свой долг, как гражданина РФ, спасая жизни других граждан или охраняя правопорядок страны.

  • Инвалиды I и II групп, получившие увечья во время боевых действий или в гражданских операциях, а также в результате врожденных увечий или тяжелых заболеваний.

  • Рабочие и служащие отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытовых организаций, долгое время проработавшие в одной сфере производства. Такие граждане могут получить первоочередное право на получение жилья после собрания коллектива, на котором составляется договор, подписанный администрацией организации или предприятия, а также представителями профсоюзного комитета.

  • Женщины, получившие звания «Матери-героини», а также семьи, в которых воспитываются трое и более детей несовершеннолетнего возраста, одинокие матери и семьи, в которых родились близнецы двойни, тройни и т.д.

  • Спасатели из профессиональных или общественных аварийно-спасательных формирований.

  • Педагоги, медики и другие служащие, в чьих услугах нуждаются местные лечебные, оздоровительные, общеобразовательные, дошкольные и другие учреждения или предприятия населенных пунктов РФ.

  • Дается первоочередное право на жилье служащим полиции и таможенной службы.

  • Лица, пострадавшие от политических и экономических репрессий.

На самом деле все эти вышеприведенные списки внеочередников и первоочередников на получение жилья или на улучшение жилищных условий являются далеко не исчерпывающими. Согласно Законодательным нормам ЖК РФ, предусмотрены и другие случаи, когда граждан из общего списка на получение жилья могут переместить в другие категории списков – первоочередников и внеочередников. Жилье из жилищного фонда распределяется при участии администрации населенных пунктов РФ при участии профсоюзных комитетов, а также представителей местных предприятий, организаций, учреждений и т.д.

Ежегодно правительством придумываются и принимаются все новые поправки в статьи ЖК, чтобы распределить имеющееся жилье между категориями особо нуждающихся в нем граждан. При этом нужно и не преступать основные законодательные нормы, чтобы не ущемлять права остальных граждан в общих очередях на получение жилья. Ситуация, на первый взгляд, выглядит как «жалкая попытка» реализовать насущные потребности граждан в жилье, но условий для их бесплатного заселения в нормальные жилые помещения у государства нет. В результате нормы законодательства выполняются лишь на бумаге, а на деле права очередников не реализуются.

Согласно положениям статьи 33 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления распоряжаются жилищным ресурсом, исходя из определения трёх категорий граждан, нуждающихся в предоставлении квартир или комнат.

Его составляет уполномоченное должностное лицо, ответственное за льготное предоставление квартир гражданам населённого пункта, на основании номенклатурного регламента, установленного для граждан, претендующих на получение жилья в первую очередь.

Претенденты опираются на законодательную основу, допускающую льготное получение соответственно положениям статьи 36 ЖК РФ (см. ). Она определяет перечень таковых из числа:

  1. Ветеранов ВОВ, участников боевых операций, в том числе проводящихся за пределами РФ, как военнослужащими, так и подразделениями МВД, ФСБ и т.п.
  2. Семьи погибших в результате военных действий или пропавших без вести лиц, в том числе – в боевых операциях, проводимых за пределами РФ.
  3. Лица, представленные к высшим правительственным наградам за участие в боевых действиях или за трудовые достижения.
  4. Семьи погибших при исполнении профессионального долга, семьи погибших при спасении лиц, попавших в ЧС.
  5. Женщины, получившие звание «Мать-героиня», одинокие матери и семьи, в которых воспитывается трое и больше трёх, детей.
  6. Специалисты, рабочие и служащие, а так же педагоги и врачи, если в их услугах нуждается региональное руководство и население города (см.).
  7. Лица с определёнными соматическими и психическими заболеваниями, в том числе, полученными в результате выполнения профессионального долга или при участии в боевых операциях.

Эти и иные граждане, включённые в перечень льготников, допускаются к первоочередному получению квартир.


Для этого требуется специальное распоряжение местной администрации, с указанием основании получаемых льгот.

В иных случаях – решение общего профессионального собрания, сотрудников предприятия (учреждения), ходатайствующих о предоставлении обозначенных льгот, направленное в администрацию населённого пункта.

Внеочередники на получение жилья

В неё входят лица, которым требуется предоставить место для постоянного проживания без промедления в силу особых обстоятельств.

В их число входят лица из числа нижеследующих, утверждённых соответствующим перечнем:

  1. Лишившиеся приюта в результате ЧС, при стихийных бедствиях, пожарах. В этом случае уничтожение здания требуется оформлять специальными актами, утверждёнными кадастровым инженером. Постановка на очередь проводится после внесения сведений об аннулировании объекта в учётные записи Государственного кадастра недвижимости (ГКН).
  2. Выпускники детских домов, достигшие восемнадцатилетия. Только в случае, если в отношении таковых отсутствует право притязания на площади родителей, лишённых родительских прав.
  3. Молодые и иные специалисты, прибывающие по распределению или по приглашению для постоянной работы.
  4. Для иногородних, обучающихся в средних специальных (профессиональных), высших учебных заведениях или аспирантуре – предоставляются комнаты или места в общежитиях и т.п. на время обучения.
  5. Через полгода после вступления в должность судьи, уполномоченное должностное лицо должно получить благоустроенное жильё, если до момента вступления в должность не владело таковым. Этот же закон допустимо применять к работникам прокуратуры, полицейской службы.
  6. Граждане, проживавшие в , утратившие право на его использование в силу длительного нахождения на излечении или в социально-медицинских центрах, вернувшиеся обратно. По преимуществу данное положение распространяется на пенсионеров, инвалидов и граждан с тяжёлыми соматическими заболеваниями.

Этот вид очереди регламентируется региональными и локальными актами и нормативами, которые опираются на тенденцию, сложившуюся в регионе или местности, но не нарушая федерального законодательства.


Чёткого регламента и резолюций для вменения ответственности за не обеспечение внеочередников жильём не предусмотрено. Каждый случай предполагаемого лиц рассматривается судом и устанавливается в качестве такового только по решению суда.

Это приводит к тому, что внеочередники годами обитают в общежитиях, а сиротам – выпускникам детских домов и интернатов предоставляют не пригодные для проживания помещения. Конечно, различные регионы по-разному относятся к данной проблеме, встречаются так же случаи добросовестного и даже гуманного отношения к лицам, притязающим на .

Общая очередь на получение жилья

Данная категория не имеет преимуществ перед остальными очередниками. Однако для её постановки так же требуются гражданско-правовые основания, так как она не включает в себя всех претендентов из числа желающих получить муниципальную квартиру.

Для того, чтобы осуществить постановку на учёт, требуются условия:

  • Постоянное проживание граждан в населённом пункте, где производится запись на очередь, в течение срока, установленного местной администрацией. Как правило, рассматривается срок в течение 5 лет.
  • В течение данного срока – отсутствие гражданско-правовых действий, допускающих ухудшение уровня благополучия семьи. К ним относится продажа дома, прекращение трудовой деятельности без веских оснований.
  • Нуждаемость в жилье, которая подтверждается документацией об условиях проживания гражданина или семьи.
  • Потребность семьи в социальной поддержке (при наличии). К этой категории относятся лица с инвалидностью, многодетные семьи, малоимущие семьи.

Критерии нуждаемости в тех или иных регионах различны. По преимуществу к числу нуждающихся относятся граждане, не имеющие собственной жилой площади.

А так же те, кому требуется расширение площади, при категорическом нарушении санитарных норм, установленных местными и федеральными властями на основании статьи 50 ЖК РФ (п.1), в расчёте соотношения имеющегося метража на одного члена семьи. Обычно в регионах предусматривается норма не менее 6 м 2 (см.).

Кто вправе претендовать на получение жилья

В каждую из перечисленных очередей вносятся лица, притязающие на постановку и соответствующие критериям, предъявляемым к таковым.

Критерии предусматривают документальное подтверждение.

Предоставление жилья является социальной акцией, предусматривающей передачу прав на основании составления договора социального найма.


Это говорит о том, что группы претендентов должны складываться из числа лиц, относящихся к социально незащищённым слоям населения.

Независимо от различия критериальных рамок регионов и статуса поселений, в которых устанавливается очередь, существуют некоторые унифицированные форматы определения очередников.

Общая очередь предусматривает лиц, которые являются резидентами РФ и входят в социальные слои:

  • нуждающихся в жилье;
  • малоимущих граждан.

Рамки, которые установлены для определения таковых, устанавливаются по усмотрению местного законодательства и могут расширять или сужать стандарты, предлагаемые федеральным законодательством.

Например, в Москве такие рамки сужены до пределов, а требования, предъявляемые к претендентам на постановку в очередь очень жёсткие.


Само продвижение по списку сопровождается постоянным контролем над состоянием благополучия семьи, требованием систематического обновления справок о доходах семьи, её жилищном положении.

В Санкт-Петербурге, напротив, такие рамки расширены. В частности, постановка на учёт в данном качестве допустима не только для малоимущих и нуждающихся в жилье, но и для:

  • многодетных семей;
  • ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • лиц, имеющих высшие награды;
  • реабилитированных коренных ленинградцев.

Такие нюансы в ведении местных администраций, которые располагают достоверными сведениями о том, каким образом они компонуют списки.

Как формируется список на получение жилья

Органы муниципальной власти населённого пункта или городов федерального значения, выделяют департаменты жилищной политики при городских исполкомах. Районные центры формируют аналогичные отделы при исполкоме, а в сельсоветах таким вопросом может заниматься правление.

В любом случае, претендентам на получение следует подходить в местную администрацию, с пакетом документации, подтверждающим их право на внесение в списки очередников.


По преимуществу для проведения такого учёта, выделяются определённые приёмные дни и часы, требующие присутствия лиц, уполномоченных на приём заявлений от населения.

Они проверяют документацию и контролируют правильность заполнения учётных бланков и составления заявлений. При необходимости – консультируют по данному вопросу.

Собранные заявления и документы передаются в административную комиссию, которая определяет допустимость внесения в списки или отказывает в таковом. Такая процедура рассмотрения может занимать целый месяц. А при наличии большого числа заявлений – срок может продлиться.

После рассмотрения, заявителям передаются выписки из решения комиссии, которые содержат положительное или отрицательное решение по вопросу. Выписка содержит ссылки на законодательные положения, которые санкционировали тот или иной выбор.

Заявители, полагающие, что их права нарушены, могут подавать заявление на обжалование или составлять иск и рассматривать вопрос в судебном порядке.

Получение жилья участниками одной очереди осуществляется исключительно из резерва, предусмотренного для этого, а не иного списка (см. ).

То есть каждая очередь формируется из средств, запланированных на получение жилья гражданами определённой категории.

Законодательство не допускает перемешивания инвестиций со стороны администрации в пользу одной из очередей.

Ежегодно, при планировании регионального бюджета, учитывается необходимость наполнения жилищного фонда по каждому из направлений, основанных на потребностях населения.

Решение вопроса с жильём для внеочередников за счёт основной (общей) группы нуждающегося населения – недопустима. Если такие случаи будут иметь место, что подтвердится при соответствующей проверке – ордер на квартиру будет признан незаконно выданным, а договор социального найма – ничтожным и не вступившим в силу.

Если возникает острая ситуация, допускается внесение изменений в учётные записи очередников, что определяют положения статьи 34 ЖК РФ.

Для этого требуются веские аргументы, на основании которых происходит комиссионное обсуждение с вынесением результатов рассмотрения в протокол. А так же – официальное документальное оформление.

Для административных структур случаи внесения исправлений – редкость. Но и их допустимо применять в качестве штрафных санкций для недобросовестных жильцов.

Например, глава многодетной и малообеспеченной семьи, которая ожидает своей очереди, неоднократно нарушал общественный порядок, будучи в нетрезвом состоянии. После многократного приглашения патрульных служб, граждане из числа соседей, написали письмо в администрацию населённого пункта с просьбой применить к гражданину меры ответственности.

На основании жалобы администрация вправе внести изменения, переводящие гражданина по списку вниз, отдалив приближение расширения.

Иные локальные акты предусматривают продвижение в порядке очерёдности лиц, которые передают в пользование муниципалитету собственные недвижимые объекты, в счёт приобретения нового помещения. Такое решение может быть принято по заявлению заинтересованного лица.

По преимуществу изменения вносятся при распределении ведомственного жилья. Такая процедура наиболее законна и не подлежит последующему оспариванию в суде, так как граждане решают подобные вопросы на общем собрании путём открытого голосования, выдвигая предложения в пользу добросовестных сотрудников или наказывая нарушителей трудовой дисциплины.

В каждом из случаев главное – тщательное оформление документации и опора на гражданско-правовую базу и положения ЖК РФ.

Российские граждане, площадь жилого помещения которое они занимают и имеют по праву собственности ниже установленных нормативов, наделены конституционным правом получения бесплатного или льготного жилья от государства.

Условия выделения бесплатных квартир государством

Условия выделения бесплатного жилья в 2019-2020 году

Отвечая на вопрос, как получить муниципальное жилье, стоит рассмотреть ключевые условия выделения бесплатных домов и квартир.

Жилищный кодекс РФ рассматривает обеспечение малоимущих нуждающихся граждан в порядке очередности с учетом таких критериев:

  1. Финансовое положение претендентов на жилье (за основу оценки берется доход семьи, после чего определяется, сможет ли она приобрести жилище в ближайшие 20 лет).
  2. Не участие в программах приватизации (такие граждане уже обладают недвижимостью на условиях социального найма).
При выделении жилья обязательно учитывается порядок очередности. Однако, если документы на бесплатное жилье подают особо нуждающиеся граждане, перечень которых был приведен выше, то жилище предоставляется вне очереди.

Необходимые документы


Для того, чтобы встать в очередь на получение жилья от государства необходимо представить в муниципалитет подготовленный заблаговременно пакет документов. Необходимый пакет документов может отличаться в зависимости от региона проживания и от льготной категории граждан-претендентов.

По общему правилу он состоит из:

  • Заявления от всех юридически дееспособных членов семьи;
  • Копии паспортов, свидетельств о рождении, СНИЛС, а также свидетельства о заключении брака, свидетельства об установлении отцовства (при наличии);
  • Справка о признании семьи малоимущей;
  • Документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем;
  • Справка о наличии или отсутствии у заявителей в собственности жилых помещений;
  • Выписка из технического паспорта занимаемого жилого помещения;
  • Справка о составе семьи;
  • Документы, подтверждающие несоответствие занимаемого жилого помещения установленным требованиям.
Все копии документов должны пройти обязательное нотариальное заверение, если на приеме у специалиста не предоставляют их оригиналы.

Получение квартиры от государства в РФ может потребовать представления и иных дополнительных документов для предоставления права на получение жилой площади. При этом, передавая их на рассмотрение комиссии важно попросить расписку от принимающего лица.

Представленные заявителем документы детально изучаются на протяжении 30 дней, после чего заявитель получает положительное решение или отказ (в письменном виде) в присвоении статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Заявитель может оспорить отрицательный ответ жилищного отдела муниципалитета в судебном порядке.

Какой размер жилой площади может предоставить государство

Российское жилищное законодательство четко не устанавливает, какое именно жилое помещение может быть выделено нуждающимся гражданам в рамках соглашения о социальном найме.

Право установления нормы площади предоставляемого жилого помещения остается за региональными властями. Норма площади устанавливается в зависимости от уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В среднем по РФ установлена на уровне 15-18 кв.м. на человека, на семью из двух человек- 32 кв.м.

Размер предоставляемого жилого помещения может быть увеличен при наличии льготной категории (инвалиды, военные льготных категорий и др.).

Помимо выполнения норм по числу квадратных метров жилплощади, выдвигаются и иные требования к предоставляемым государством домам и квартирам:

  1. Жилая площадь должна отвечать критериям благоустроенного жилища (обеспечена коммуникациями и социальной инфраструктурой).
  2. Строение должно иметь место в черте населенного пункта.
  3. В доме должны быть предусмотрены условия для граждан, имеющих инвалидность (пандусы и др.).

Когда могут отказать в предоставлении жилья

Гражданин подал документы на получение бесплатного жилья от государства, однако в выделении квартиры ему могут отказать, если он умышленно ухудшил условия своего проживания:

  • Обменял благоустроенный дом на ветхое или аварийное жилье с доплатой;
  • Продал или оформил дарственную на вполне пригодное для проживания жилище;
  • Намеренно ухудшил состояние места проживания (разрешение или порча произошли по его вине);
  • Вселил и прописал в доме третьих лиц (кроме супругов, детей, родителей).
Все указанные выше действия должны иметь место в течение последних пяти лет (проверяется только пятилетняя жилищная история).

Кроме того, в постановке на учет могут отказать по следующим основаниям:

  • непредоставление полного пакета документов, необходимого для постановки на учет;
  • предоставление документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • не истек пятилетний срок с момента намеренного ухудшения жилищных условий.

Что предусматривает договор социального найма

Получение бесплатного жилья от государства предусматривает оформление договора социального найма, в котором прописываются такие аспекты, как:

  • Законное право владельца на проживание в рамках выделенной жилой площади;
  • Необходимость оплаты коммунальных платежей за предоставленные удобства (вода, газ, отопление и др.);
  • Ежемесячная оплата квартиры, полученной на условиях социального найма;
  • Право на прописку в жилище родственников и иных лиц.
Получатели муниципального жилья от государства имеют право в дальнейшем приватизировать его в стандартном порядке.

Какие запреты распространяются на муниципальное жилье

Определившись относительно того, как получить жилье от государства, следует четко уяснить - какие действия с муниципальной жилплощадью могут быть признаны незаконными.

  1. Владелец не имеет права продавать, обменивать, дарить выделенную муниципальную квартиру.
  2. Исключается возможность сдачи бесплатных квартир в аренду.
  3. Хотя хозяин жилища не имеет право прописывать в ней других лиц (кроме членов своей семьи), он не может завещать ее своим наследникам.

Такие ограничения на муниципальное жилье вполне обоснованы: право собственности на него остается у государства, следовательно, владелец не может определять его юридическую судьбу.

Если гражданин пренебрежет правилами и проведет с квартирой, находящейся в социальном найме, незаконную сделку, то такие действия не только повлекут конфискацию жилой площади, но даже могут стать основанием для уголовной ответственности.

Основные варианты получения квартир от государства


Над тем, можно ли получить квартиру бесплатно задумываются многие российские граждане. Следовательно, важно рассмотреть варианты выделения благоустроенной жилой площади.

На такую опцию могут рассчитывать:

  • Полные и неполные молодые семьи с детьми и без детей, имеющие статус малоимущих и нуждающихся в жилье (возраст супругов - до 35 лет);
  • Военнослужащие;
  • Судьи;
  • Ветераны боевых действий и ВОВ;
  • Сироты и лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Лица, которые в текущий момент живут в помещениях,признанных аварийными, ветхими;
  • Работники космодрома «Байконур»;
  • Участники ликвидации последствий радиоактивных катастроф;
  • Инвалиды;
  • Многодетные семьи;
  • Лица, переселившиеся из иных стран по причине политических, национальных и религиозных гонений и иные лица в соответствии с региональным и федеральным законодательством.

Если гражданин участвует в одной госпрограмме на получение бесплатной квартиры, то в иные программы обеспечения жильем он не может подавать документы. Если военнослужащий участвует в НИС, то на получение квартиры по программам для нуждающихся он не имеет права).

18 февраля 2017, 00:10 Окт 31, 2019 01:00

Жилье может быть предоставлено гражданам вне очереди по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 91.15 ЖК РФ).

Вне очереди жилые помещения вправе получить, в частности, следующие категории граждан.

1. Граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ)

Справка. Основания признания жилого помещения непригодным для проживания

Жилое помещение признают непригодным для проживания, если будут выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие (п. 33 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47):

- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или эксплуатационных характеристик отдельных его частей, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

2. Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ)

Наличие тяжелой формы хронического заболевания должно быть подтверждено медицинским заключением.

Справка. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний

К тяжелым формам хронических заболеваний, при которых страдающие ими граждане вправе получить жилое помещение без очереди, относятся (Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378):

- активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза;

- злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;

- хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

- эпилепсия с частыми припадками;

- гангрена конечностей;

- гангрена и некроз легкого;

- абсцесс легкого;

- пиодермия гангренозная;

- множественные поражения кожи с обильным отделяемым;

- кишечный и уретральный свищи.

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилье предоставляется по достижении ими 18 лет. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилье может быть предоставлено им ранее чем по достижении 18 лет.

Жилые помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, сроком на пять лет (п. п. 1, 6 ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

Примечание. Указанный срок может быть однократно продлен на пять лет, а по его истечении должен быть заключен договор социального найма жилого помещения.

Кроме того, вне очереди жильем обеспечиваются дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими совершеннолетия (ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

Примечание. С января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют права на получение жилья вне очереди по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ст. 3 Закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

4. Педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Эта категория граждан имеет право на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 6 ч. 5 ст. 47 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

5. Действующие судьи, судьи, ушедшие или удаленные в отставку, со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставшие инвалидами в период работы

Указанные граждане обеспечиваются благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры либо дома за счет средств федерального бюджета. Им предоставляется возможность внеочередного вступления в ЖСК и оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве (ст. 19 Закона от 26.06.1992 N 3132-1).

Примечание. Жилые помещения, приобретенные для улучшения жилищных условий судей, относятся к специализированному жилищному фонду РФ (Постановление Правительства РФ от 21.03.2008 N 192).

6. Прокуроры и сотрудники Следственного комитета РФ

Прокуроры обеспечиваются жилым помещением путем предоставления им служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора РФ (ст. 44 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).

Сотрудники Следственного комитета обеспечиваются жилым помещением путем предоставления им служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета (ч. 22 ст. 35 Закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ).

7. Сотрудники ОВД РФ, не имеющие жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающие с ними члены их семьи

Этой категории граждан может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (ст. 8 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ).

8. Граждане, выселяемые из занимаемых по договору социального найма жилых помещений или жилых помещений в общежитиях в связи со сносом домов для размещения объектов инфраструктуры, предназначенных для чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г.

Указанным гражданам вне очереди предоставляются жилые помещения по договору социального найма (ч. 3 ст. 31 Закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ).

Поделиться: