Изменения в ст 151 упк рф. Обо Всём

Очень часто даже при наличии заявления от потерпевших, работники следствия или дознания не могут возбудить уголовное производство. Подобная ситуация связана с тем, что законодатель четко определяет компетенцию различных подразделений правоохранительных органов. Законодатель разрешает рассматривать нарушения закона в соответствии с признаками уголовного производства. В уголовном праве принадлежность уголовного производства к определенному контролирующему органу называют подследственность. Регулирует понятие ст. 151 УПК РФ.

Подследственность − это совокупность правил, которые дают возможность определить принадлежность уголовного дела к компетенции следственного органа или дознания. Подследственность позволяет также определить ведомство, которое может возбуждать уголовное производство и начинать следственные мероприятия.

Подследственность уголовных дел очень важное понятие, ведь с его помощью можно добиться большей четкости и оперативности ведения следствия, а также максимально индивидуализировать наказание виновным.

На сегодняшний день уголовные дела могут рассматривать дознаватели и следователи органов внутренних дел, специалисты органов контроля над оборотом наркотических средств, представители службы судебных приставов, а также таможенных органов. Нередко инициируют уголовные производства работники пограничных органов, ФСБ, а также начальники Вооруженных Сил РФ.

Любые споры, связанные с подследственностью, решает прокурор. Достаточно часто бывает так, что одно производство подлежит рассмотрению несколькими ведомствами. Своим постановлением прокурор может инициировать возбуждение уголовного дела в одном из ведомств. К примеру, если было совершено несколько преступлений одним человеком, но с разной территориальной принадлежностью, то согласно установленному закону, возбуждать производство будут в подразделении, на территории которого была совершена большая часть нарушений закона или самое тяжелое злодеяние.

Основные положения

Согласно ст. 151 УПК РФ, подследственность затрагивает абсолютно все уголовные производства. Распределение дел происходит по 5 критериям, каждый из которых обладает особой важностью. Если рассматривать юридическую принадлежность уголовного производства, можно отметить, что законодатель выделяет нарушения, совершенные несовершеннолетними, связанные с наркотиками и оборотом оружия, военные преступления, пограничные нарушения, а также злодеяния в сфере экономики и предпринимательской деятельности. Особый порядок возбуждения дел предусмотрен также для депутатов, судей, адвокатов и Президента.


Во всех случаях, помимо статей, указанных в пункте 3 ст. 151 УПК РФ, производство возбуждается следователями, и только в указных нормах необходимо вмешательство дознания. Орган дознания − это самостоятельная структура, которая, как правило, занимается делами незначительного уровня тяжести. Дознание может проводиться в общем порядке на протяжении 30 дней или же иметь сокращенную модель (20 дней). Следственный орган занимается делами более сложными по уровню тяжести и ведению расследования. Следствие может вестись от двух месяцев до восемнадцати.

Если производство было возбуждено не тем контролирующим органом, прокурор вправе изымать материалы и передавать его другому компетентному ведомству. Для осуществления этого права ему необходимо создать соответствующее постановление.

Виды и признаки

Ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации четко описывает обстоятельства, по которым контролирующие органы определяют подследственность каждого производства.

Подследственность в уголовном процессе определяют по таким признакам:

  • предметный;
  • территориальный;
  • персональный;
  • альтернативный;
  • по связи уголовных дел.

Подсудность и подследственность уголовных дел по предметному признаку напрямую зависят от квалификации злодеяния. Именно обстоятельства совершения преступления определяют, какая именно служба будет расследовать дело. Если речь идет о продаже наркотиков, делом будет заниматься Госнаркоконтроль, в случае международного шпионажа − задействуют ФСБ, если нарушение определено на таможне, то отвечает Пограничная служба.

Территориальный признак определяется местом совершения нарушения закона. Производство подлежит рассмотрению тем ведомством, в юрисдикции которого находится место совершения злодеяния. При инициировании уголовного производства именно этот признак является основным, хотя он не абсолютный.

Территориальная принадлежность дела может меняться в процессе расследования. Если злодеяние было начато в одном месте, а закончено в другом, то производство возбуждают в месте окончания злодеяния. В случае, когда определить место совершения преступления невозможно, уголовное производство возбуждают в органе, определившем нарушение закона.


Персональный признак определяется исходя из субъекта злодеяния, то есть кем является преступник – депутатом, военнослужащим, адвокатом и т.п. Немаловажной считают информацию о потерпевшем по делу, ведь нужно определить против кого осуществлялось злодеяние − против судьи, прокурора или других лиц в связи с их персональной деятельностью. В отношении указанных субъектов существует специальная модель возбуждения дел. Это же касается преступлений с участием несовершеннолетних или против интересов несовершеннолетних.

Альтернативный признак характеризуется возможностью ведения производства любым органом, определившим злодеяние. Альтернативный признак подследственности определяется в делах о мошенничестве, присвоении чужого имущества и других злодеяниях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК.

По признаку связи с преступлением подследственность уголовных дел определяется по делам, связанным с вовлечением несовершеннолетнего в преступление, злоупотреблением должностными полномочиями, получением взятки и иными подобными нарушениями закона. В данную категорию дела отнесут, если, к примеру, была совершена кража и вовлечены в нее были несовершеннолетние. То есть подследственность одного дела определяется в зависимости от подследственности другого.

Комментарии к статье 151 УПК

Понятие подследственности и виды подследственности в уголовном процессе позволяют определить оптимальный режим работы контролирующего органа. Подследственность повышает эффективность расследования в целом и индивидуализирует работу следователя, прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции, дознания, ФСБ и других.

Неправильно определенная подведомственность дела влечет за собой очень тяжелые последствия, которые затрагивают интересы как потерпевший стороны, так и обвиняемого. Гораздо быстрее и эффективней будет раскрыто преступление, связанное с наркотическими веществами Госнаркокнтролем, чем службой ФСБ. Работники наркоконтроля обладают соответствующими знаниями и навыками в расследовании характерных дел, соответственно, максимально точно подойдут к следственным мероприятиям и правильно оформят дело.

В случае возникновения спорной ситуации между признаками подследственности, помимо территориальной и предметной принадлежности, во внимание принимают персональный признак. Рассмотрение дела будет происходить в месте, где находиться обвиняемый, потерпевший или большее количество свидетелей, участников производства. Если нарушение совершено за пределами Российской Федерации, расследуется оно по месту жительства или пребывания потерпевшего в РФ.


Если нарушение закона осуществил психически больной или невменяемый гражданин, во внимание персональный признак, альтернативный и остальные не принимаются, дело будет рассматриваться по территориальной принадлежности.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Принцип определения подследственности дела очень сложно понять, не рассмотрев реальный пример. Объяснить суть термина можно на случае гражданина Петрова, который является военнослужащим. Отправившись в отпуск, в родной город, Петров, будучи в состоянии алкогольного опьянения, подрался со своим знакомым и нанес ему травмы средней тяжести. На вызов очевидцев приехал патруль полиции, и составил протокол. После допроса свидетелей и обвиняемого было постановлено передать материалы происшествия по подведомственности в Вооруженные силы, а непосредственно в подразделение, где служит виновный.

Если бы виновный не являлся военнослужащим, то возбудить производство мог бы следователь района, на территории которого произошла драка. В случае с легкими травмами, которые нанес бы гражданин Петров, не будучи военнослужащим, дело рассматривал бы орган дознания или мировой суд, если потерпевший обратился бы с частным иском.

Больше всего проблем возникает при тяжелых преступлениях, состоящих из нескольких эпизодов. Следователям необходимо проделать колоссальную работу не только для того, чтобы определить круг виновных, но и для того, чтобы понять, какой именно из органов может возбудить производство и привлечь виновных к ответственности.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 151 УПК?

Все решения на начальном этапе расследования принимает следователь или дознаватель. Проверяет целесообразность и обоснованность решения следователя и дознавателя прокурор. Своим постановлением он может закрыть производство, возобновить его или перенаправить в другой компетентный орган.

Важно отметить, что решить вопрос подследственности может и сам потерпевший вместе со своим защитником. Достаточно часто потерпевшие составляют ходатайство о перенаправлении дела в другое ведомство. Сделать это можно не только исходя из утвержденных признаков подведомственности, но и когда отмечается предвзятость следователя или он не выполняет в полной мере своих обязательств.


В последнем случае передача дела по подведомственности в большей мере напоминает отвод следователя, только меняют не работников следствия, а целый отдел, который будет заниматься производством.

Возбуждением дела органы дознания чаще всего занимаются в отношении преступлений, описанных в пункте 3 ст. 150 УПК РФ, а по всем остальные нарушениям, помимо дел частного обвинения, дела возбуждает следователь. Исходя из квалификации преступлений, следователь или дознаватель может направлять материалы в специальное воинское подразделение, в Госнаркоконтроль, Службу судебных приставов, в Пограничную службу и др.

Что чаще всего является отягощающим и смягчающими обстоятельствами?

Отягощающие или смягчающие обстоятельства, в случае с определением подведомственности дела большой роли не играют. Квалифицирующие признаки в данном случае позволяют определить тяжесть непосредственного злодеяния и предполагаемого наказания, а также указать на то, будет заниматься производством следователь или дознаватель. Дела без отягощающих обстоятельств переходят в орган дознания или сразу в мировой суд, а дела, которые затрагивают интересы несовершеннолетних, организованные злодеяния и нарушения, повлекшие серьезные последствия, входят в компетенцию следственного органа.

Определение подведомственности важно не только для процессуального оформления материалов дела, но и необходимо для максимально эффективного проведения следственных мероприятий. Источников информации о преступлении гораздо больше можно найти, исследуя территориальную принадлежность злодеяния, субъектов нарушения, а также предметный признак подследственности.

Подследственность это совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (например: не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военной прокуратуры).

Распределение уголовных дел между органами дознания и предварительного следствия осуществляется в соответствии с установленными УПК правилами подследственности.

Подследственность – это юридическое свойство уголовного дела, в соответствии с которым предварительное расследование отнесено к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5, ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40 1). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования – неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157).

Уголовно-процессуальный институт подследственности имеет существенное организационно-правовое значение . Он позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами и т.д.

Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отличается от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к государству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 31-32) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности.

Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие форму расследования и его субъекта. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы, т.е. обеспечивается право обвиняемого на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет признание полученных доказательств недопустимыми.

Правила подследственности используются также для распределения дел внутри следственных подразделений и подразделений дознания.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) – ст. 151 и территориальную (местную) – ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу:

а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или личная подследственность),

б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность),

в) исключительной компетенции того или иного органа уголовного преследования (универсальная подследственность, т.е. такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения; универсальная подследственность возникает, когда прокурор передает любое уголовное дело следователю Следственного комитета РФ (п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37 УПК)).

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от степени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или средней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следователей следственного комитета, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи ФСБ производят предварительное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151).

С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подследственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (ч. 3 ст. 151).

Родовой признак является общим и используется «по умолчанию». Это означает, что при отсутствии иных специальных признаков подследственности именно он определяет ведомственную принадлежность уголовных дел.

Выделяют следующие виды подследственности:

1. предметная (родовая);

2. альтернативная (смешанная);

3. персональная;

4. территориальная;

5. подследственность по связи дел.

Предметная подследственность .

Определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен расследовать в полном объеме конкретный следователь или дознаватель. В зависимости от того, какое преступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должен расследовать строго определенный орган или должностное лицо.

Предметная подследственность закреплена в ст. 150, 151 УПК РФ. Ст. 150 УПК РФ – закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. Ст. 151 УПК РФ – определяет, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями следственного комитета, ОВД, органов ФСБ и др.

При распределении дел между следователями различных органов учитываются задачи, принципы организации, условия и специфика деятельности каждого из органов следствия, так как правильное определение возможностей органа в расследовании той или иной категории дел служит гарантией более быстрого раскрытия, всестороннего и объективного расследования преступления.

Альтернативная (смешанная) подследственность.

Характеризуется тем, что расследование некоторой категории преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа одновременно. Расследование таких преступлений (они перечислены в ч. 5 ст. 151 УПК РФ) производит следователь того органа, который первый выявил эти преступления.

Персональная подследственность . пп. «б, в» ч.2 и ч.4 ст.151 УПК РФ.

Это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил, преступление.

Этот вид подследственности определяет, следователем каких органов расследуется дело о преступлении лиц в зависимости от их должностного положения. Например: дела о некоторых преступлениях, совершенных должностными лицами, перечисленными в ч. 2 ст. 151 УПК РФ, расследуется следователями органов ФСБ; уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, расследуются следователями военной прокуратуры и т.п.

Территориальная подследственность . Ст. 152 УПК РФ.

Определяется местом совершения преступления. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то подследственность прокурором, который определяет ее по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Подследственность по связи дел . ч.6 ст.151 УПК РФ.

Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешения этой проблемы предусмотрен данный вид подследственности.

Дела о преступлениях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, злоупотребление должностными полномочиями, заранее не обещанное укрывательство и др.) расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено уголовное дело.

При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором. Все споры о подследственности разрешаются также прокурором.

Проявления преступности многообразны. Таковой деятельностью занимаются люди всех слоев общества, территориальной дислокации, должностного положения. Этот фактор законодатель учел путем введения в УК понятия подследственности. Описано оно в ст. 151 УПК Российской Федерации (РФ). Это положение закона фактически распределяет обязанности между разными правоохранительными органами.

Статья 151 имеет важное практическое значение. УПК РФ в целом регулирует поведение процессуальных лиц. Они обязаны взаимодействовать, выполнять вмененные обязанности исключительно по установленным правилам. А нормы статьи помогают избегать конфликтов в вопросах передачи дел из одного учреждения/подразделения в другой. Имеются у ст. 151 УПК и иные функции.

Понятие

Ст. 151 УПК РФ напрямую не растолковывает слово «подследственность». Суть такового следует из логики кодекса. А именно определяет набор правил, по которым криминальные материалы распределяются между участниками правоохранительной системы для организации первичного следствия.

Подследственность бывает нескольких видов. Это связано с рациональностью организации разбора уголовных деяний. Виды подследственности таковы:

  1. Предметная. Связана с общественной опасностью совершенного деяния.
  2. Территориальная. Имеется в виду место совершения проступка, нахождения подозреваемого.
  3. Личная.
  4. Альтернативная.
  5. Взаимосвязанная.
  6. Вертикальная.

Разрабатывая нормы ст. 151 УПК законодатель учитывал необходимость предоставления сторонам процесса возможности избежать казусных, не правовых ситуаций. Поэтому в статью введено правило разрешения спорных вопросов. Такая функция передана прокуратуре (п. 8 ст. 151 УПК).

Под предметной подследственностью понимают передачу дел органам, указанным в кодексе. Определяющим фактором является опасность деяния для общества. Нормы подробно отражены в ч. 2-6 ст. 151 УПК РФ. Например, Следственному комитету (СК) передаются дела об убийстве, бандитизме, о некоторых посягательствах на половую неприкосновенность.

Территориальная подследственность выражается в том, что дело передается в подразделение, обслуживающее определенную местность. Расшифровывается понятие в 152-й статье УПК. Информация о противоправном деянии уголовного характера должна передаваться в орган, работающий в месте совершения проступка. Причем, в данном случае учитывается и родовая подследственность. То есть выбирается та часть правоохранительной системы, которой поручена работа с соответствующими материалами.

Существуют преступления многоплановой территориальности.

Начинает свою деятельность подозреваемый в одном городе, а последний эпизод происходит в другом. Иногда за тысячи километров от первого. В этой ситуации дело принято передавать по конечному адресу. Но решение . Вполне возможен вариант расследования по месту пребывания/жительства обвиняемого.

Личная подследственность предполагает учет должностных полномочий подозреваемого в определении правоохранительного органа для проведения предварительного следствия. Так, СК проводит мероприятия в отношении провинившихся судей, адвокатов, прокуроров и следователей.

Об альтернативной подследственности говорится в п. 5 ст. 151 УПК. Согласно ее нормам, по некоторым делам предварительные материалы должен собирать тот орган, который выявил преступную деятельность. Перечень статей УК приведен тут же. То есть альтернативный вид касается не всех преступлений.

Подследственность по связи дел предполагает передачу материалов из одного органа в другой. Всеми эпизодами в отношении подозреваемого должен заниматься один следователь. Кроме того, они разбираются комплексно в судебной инстанции.

Определение: подследственность – это свод норм уголовного законодательства, регулирующий распределение полномочий между частями правоохранительной системы. Приведены таковые в ст. 151 УПК.

Связь с подсудностью

Цель следствия – это доведение материалов расследования до судебного разбирательства. Данная работа предполагает соответствие деятельности правоохранителей конституционным основам государства. Дело в том, что судебная власть в РФ независима. Это одна из трех ветвей, призванных совокупно внедрять в жизнь принципы демократии. Поэтому подсудность и подследственность конкретных уголовных дел связаны лишь отчасти.

Госорган, принимающий решение в отношении преступника, функционирует по отдельному закону. В определенном смысле суд стоит над процессом. Он должен обеспечить достижение справедливости. Судья ведет конкретное производство, одновременно, выполняя контрольную функцию. То есть он должен выявлять и исправлять ошибки других процессуальных лиц, в том числе правоохранителей.

Судопроизводство организовано на принципах территориальности. Россия – это федерация. В каждом субъекте действует система судов. Ее полномочия распространяются на территорию региона. Исключение является Верховный Суд РФ. Он принимает решения, обязательные для исполнения в пределах страны в целом.

Подследственность и подсудность пересекаются в последнем из указанных выше видов – вертикальном. Предварительное следствие передается в часть правоохранительной системы, соответствующую суду, где должен идти процесс. Речь идет о конечном перечне статей УК. Например, если провинился высший чиновник региона, то материалы отработают следователи соответственного управления СК.

В остальном соблюдаются принципы судебной власти. К производству учреждение принимает дела, относящиеся к территориальной компетенции. При выявлении дополнительных, в том числе экстерриториальных факторов, не передает его в иной орган. Разбирает до вынесения вердикта самостоятельно.

Решение по уголовному процессу инстанции, в чьи полномочия дело не относится, признается незаконным. Подать соответствующую апелляцию может одно из процессуальных лиц. Чаще всего имя является сторона защиты. Кроме того, законом дано право адвокату предъявлять обоснованный отвод суду. Последний принимает по нему решение.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Система органов дознания

Ст. 151 УПК распределяет полномочия в соответствии с тяжестью уголовных проступков, личностью правонарушителя, общественной опасностью деяний. В ее тексте указаны конкретные правоохранительные учреждения. А именно:

  • Следственный комитет (п. 2 пп. 1, п. 3 пп. 7);
  • Федеральная служба безопасности (п. 2 пп. 2, п. 4);
  • Органы внутренних дел (п. 2 пп. 3, п. 3 пп. 1);
  • пограничная служба (п. 3, пп. 3);
  • Федеральная служба судебных приставов (п. 3 пп. 4);
  • Госпожарнадзор (п. 3 пп. 6);
  • таможенный орган (п. 3 пп. 9).

Кроме того, законодательство дает право проводить предварительное следствие иным лицам в определенных условиях. К ним относятся капитаны судов, руководители исследовательских партий, главы посольств. Полномочия они приобретают в том случае, если по объективным причинам невозможно привлечь к расследованию правоохранителей.

Само понятие подследственности предполагает определенный набор полномочий. Причем таковой не связан с ее видом. Следователи обязаны , собрать доказательную базу. Они предварительно классифицируют деяние. То есть определяют статью УК, которой соответствует проступок. Это необходимо для предъявления обвинения. Окончательное решение принимается только в судебном процессе.

Кроме того, существует распределение обязанностей внутри правоохранительных органов. Дознавателям поручают работу с материалами небольшой тяжести. Если же совершен тяжкий проступок, то заявление идет в работе следователя. Таковое правило в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса напрямую не отражено. Оно описано во внутриведомственных актах.

Для понимания: законодательство дает право прокурору изменить подследственность (п. 8 ст. 151).

В тексте не указана причина и участники спора о том, кто будет разбирать заявление пострадавшего. Следовательно, прокуратура имеет формальное право изъять дело и поручить его предварительное расследование иному органу.

Распределение обязанностей между правоохранителями

Перечень преступлений, которые должен разбирать тот или иной орган, детально указан в пунктах рассматриваемой статьи. Как правило, порядок не нарушается. Так, подследственности СК подлежат такие виды уголовных проступков:

  1. Убийства. Дело может сразу поступить в комитет или быть передано ввиду открывшихся обстоятельств. Не всегда дознание однозначно квалифицирует убийство с первого момента.
  2. Доведение до самоубийства. Здесь сходная ситуация. Данного вида преступления трудно . В СК материалы попадают, если появляется подозрение об участии в акте третьих лиц.
  3. Изнасилование. Таковое деяние сразу передается в СК. Основание – заявление пострадавшего лица. Некоторые иные посягательства на половую неприкосновенность.
  4. Тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними в отношении лиц, не достигших 18 лет. Это также сфера следователей СК.
  5. Любой проступок, совершенный должностным лицом правоохранительной системы. Имеются в виду работники самого СК, ФСБ, МВД и других компетентных органов.
  6. Причинение смерти по неосторожности. То есть любой вид смерти с наличием криминальных признаков приводит материалы в СК.
  7. Уголовное ущемление прав и свобод личности. Например, нарушение норм проведения плебисцитов. С таковыми заявлениями работают сотрудники СК.
  8. Некоторые случаи подрыва государственных устоев (делят обязанности с ФСБ).
  9. Преступления против нравственности, общественного здоровья.
  10. Некоторые криминальные посягательства в экономической сфере.
  11. Бандитизм. Дело может находиться в МВД. После определенной работы переквалифицироваться и быть переданным в СК.
  12. Преступные посягательства в экологической сфере.
  13. Криминальные нарушения в области эксплуатации транспорта.
  14. Уголовные деяния, совершенные органов местного самоуправления и госслужащими, подтачивающими устои власти. Самый распространенный случай – взяточничество.
  15. Покушения на правосудие и воинскую службу.
  16. Преступные посягательства на мир и безопасность человечества.

Кроме того, СК в рамках персональной подследственности работает с материалами, касающимися должностных лиц. К ним относятся все избранные люди от местного депутата до члена Совфеда, военные, прокуроры, разведчики и другие. Определяет подразделение руководитель комитета. А генпрокурор РФ в рамках госконтроля проверяет материалы, вносит коррективы, выдает задания.

Следователи ФСБ работают с информацией о таких преступлениях:

  • в экономической сфере;
  • террористический акт;
  • шпионаж;
  • измена;
  • посягательства на конституционный строй и безопасность государства;
  • против мира (ст. 353 -355, 359 УК).

Таможенные органы проводят предварительный сбор материалов в отношении посягательств в соответствующей сфере. К таковым относятся подведомственны дела о контрабанде, уклонении от внесения таможенной пошлины и другие. В компетенцию ССП отнесено расследование уголовных правонарушений, касающихся воспрепятствования работе судебных инстанций.

С остальными правонарушениями работают сотрудники МВД.

Следует отметить, что на их долю выпадает самый большой по численности объем расследований. По статистике, тяжких уголовных нарушений в стране происходит намного меньше, чем небольшой или средней тяжести.

Часть полномочий участников правоохранительной системы пересекается. Это определяется признаками, составляющими альтернативную подследственность. Орган, выявивший нарушение авторского права, обязан довести дело до суда. Иному участнику системы таковое не передается.

Иная ситуация, если в ходе расследования выявлены признаки вовлечения в криминальную деятельность несовершеннолетнего. Таковое деяние отнесено к компетенции СК. Значит, материалы передаются следователям Следственного комитета (п. 7). Такое же правило действует в отношении следующих нарушений УК:

  • несообщение об уголовном деянии (ст. 205.6 УК);
  • нецелевое расходование средств бюджета (285.1);
  • ложное сообщение о преступлении (донос);
  • отказ от дачи показаний (308);
  • ложная информация, предоставленная суду экспертом, переводчиком или специалистом (307);
  • принуждение к обману суда (309);
  • обнародование данных расследования (310);
  • раскрытие информации о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи (311), правоохранителя (320);
  • укрытие преступника (316).

Система подследственности создана так, чтобы распределить обязанности между участниками правоохранительных органов и, одновременно, организовать деятельное взаимодействие. Первоначально заявление передается следователю учреждения, указанного в нормах закона. Однако, по выявленным обстоятельствам материалы могут быть отправлены в иное место. Решение принимается прокурором, осуществляющим надзор по признаку территориальности.

Правовой комментарий

Уголовное законодательство не статично. В стране постоянно происходят перемены. Корректируется система правоохранительных органов, развиваются технологии, в новые сферы проникает преступность. Поэтому текст УПК также совершенствуется.

Это необходимо для «закрытия дыр» в системе защиты общества.

Например, расследованием криминальных проявлений в области оборота наркотических средств и психотропных веществ до 2016 года занималось специальное подразделение. Теперь таковое реорганизовано. Законодатель исключил п. 5 из рассматриваемой статьи. То же касается вовлечения несовершеннолетних в криминальную деятельность. Расследование по таким эпизодам всегда производилось органом, который выявил нарушение. Теперь оно отнесено к компетенции СК.

Не рассмотрен выше еще один вид подследственности. Его принято называть универсальным. Он проистекает из текста ст. 37 УПК. В соответствии с ним прокурор может передавать материалы, в связи с которыми возбуждено производство, в любой орган. Естественно, делается это на основании действующего законодательства и наличия серьезной аргументации.

Однако правовая наука не выделяет универсальный вид подследственности в отдельный. И основание тому – это указание в статье 37 УПК на необходимость учитывать иные нормы кодекса, в том числе ст. 151. Прокуратуре необходимы действительно веские основания, чтобы забрать материалы у одного следователя и передать их иному участнику правоохранительной системы.

Несмотря на широкие полномочия, прокуратура не стоит над следствием. За ее деятельностью надзирает суд. Последний имеет право опротестовать неправомерное решение. Теоретически спор может дойти до Генпрокурора или ВС РФ. На практике таковое случается крайне редко.

Отдельно законодатель разобрал ситуацию, когда объединяются различные по подследственности дела. Следователю какой структуры их передать для дальнейшей работы должен определить прокурор. Здесь учитывается вертикальный вид подследственности. То есть решение принимается на том уровне, на каком будет проводиться судебное разбирательство.

Пока законодатель не внес изменения в разбираемую статью, касающуюся полномочий Росгвардии. Значит, не за горами новая корректировка кодекса. Вероятно, этому органу будет поручена работа с криминальными проявлениями в области оборота психотропных веществ. Но точно это станет известно, когда будут приняты изменения в УПК. Закон не может оставаться статичным. Общество стремительно развивается, преступность идет на шаг впереди. Следовательно, необходима постоянная напряженная работа экспертов-криминалистов, ученых и законодателей.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Читайте далее:

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в 2019 году устанавливает регламент в отношении проведения расследования преступления. Подобная необходимость является значимой, учитывая то количество различных правоохранительных структур, которые ведут свою деятельность на территории России.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Таким образом достигается замысел, который был заложен законодательными органами. Стоит понимать, что не все нормативные акты обладают исключительной эффективностью – зачастую в них формируются множество уточнений, которые в дальнейшем лишь замедляют ход процесса.

Отдельное внимание следует обратить на так называемую подследственность по ст. 151 УПК РФ, определяющей, какой орган будет расследовать то или иное преступление.

Общие положения

Действие ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации актуально в случае выявления любого преступления. Это очевидно, учитывая, что первоначально устанавливается структура, которая будет расследовать дело.

Уточнение подследственности позволяет провести данную процедуру в краткие сроки. Это является реальным, так как в статье дополнительно отражены критерии, по которым и определяется ответственный правоохранительный орган.

Вместе с тем, не все так гладко проходит, как было задумано изначально. Существует немало уточнений по компетенциям прокурора. В частности, он имеет право на перераспределение подследственности.

Таким образом, нельзя быть абсолютно уверенным в том, какая служба будет рассматривать то или иное дело.

Более того, многие производства включают в себя сразу несколько уголовных статей, каждая из которых относится к своему органы.

В связи с этим и является актуальным уточнить не только основные положения статьи, но и ее ключевые нюансы.

Предварительное расследование

Сама процедура предварительного расследования находится в ведении Следственного комитета Российской Федерации по уголовным делам. Иначе говоря, осуществляет процесс следователь от данной структуры.

Однако данное не всегда является актуальным, а только по делам следующего характера:

  • при совершении тяжких и особенно тяжких преступлений при участии несовершеннолетних лиц – они могут выступать как виновными, так и пострадавшими;
  • при преступлениях с участием лиц, отраженных в ст. 447 УПК РФ — ;
  • при совершении преступлений с участием должностных лиц правоохранительных структур и воинских формирований;
  • при иных преступлениях, предусмотренных п. 2 ст. 151 УПК РФ.

Также предварительное расследование может быть осуществлено следователем иных правоохранительных органов, а именно:

  • органы внутренних дел;
  • служба по контролю за оборотом наркотических веществ.

Каждое должностное лицо отвечает за свой перечень статей, связанных непосредственно с его обязанностями.

Особенности дознавания

Как правило, дознание проводится после предварительного расследования.

В рассматриваемой статье предусмотрено распределение подследственности среди дознавателей следующим образом:

Органы внутренних дел РФ По всем делам уголовного характера, определенных ст. 150, кроме ч. 3-6, 9 п. ст. 151 УПК РФ.
ФСБ По специфичным преступлениям ст. 253 и ст. 256, ст. 322 и ст. 323 УК РФ.
Федеральная служба судебных приставов По отдельным делам ст. 157 и ст. 177, ст. 294, ст. 297, ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ.
Государственный пожарный надзор федеральной противопожарной службы По нарушениям, связанных с пожарной безопасностью, ст. 168, ст. 219, ст. 261 УК РФ.
Следственный комитет РФ По делам ст. 150 (ч. 3) УПК РФ совершенных отдельными лицами.
Таможенные органы РФ По соответствующим деяниям ст. 194, ст. 200.1 УК РФ
Служба по контролю за оборотом наркотических веществ По делам ст. 228, ст.ст. 231 и 232, ст. 234, ст. 327 УК РФ.

В случае объединения в одном производстве уголовных дел, которые попадают под подследственность различных структур, ответственное лицо устанавливается прокурором.

Поделиться: