Исполнение судебных решений в международном частном праве. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений

  • 13. Права собственности на перемещенные культурные ценности
  • 16.Правила применения коллизионных норм.
  • 18. Коллизионные нормы можно классифицировать по различным основаниям.
  • 26. Взаимность и реторсия в мчп.
  • 29. Проблемы защиты прав соотечественников за рубежом.
  • 32. Правовой статус юр лиц в мчп
  • 34. Личный закон юл и иностранной организации, не явл. Юл.
  • 35.Создание коммерческой организации с российским инвестициями за рубежом. Право, подлежащее применению к договору о создании юл с иностранным участием.
  • 37. Право, подлежащее применению к инвестиционным отношениям
  • 41. Правовое положение государства в международном частном праве
  • 43. Правовое регулирование электронных сделок.
  • 44.Требования к форме внешнеэкономической сделки (42)
  • 46. Расчеты по аккредитиву
  • 45. Расчеты по инкассо
  • 53.Право, подлежащее применению к возникновению и прекращению вещных прав. Определение применимого права на затонувшее имущество.
  • 56.Понятие, виды и формы сделок в международном частном праве. Право подлежащее применению к обязательствам, возникающим из односторонних сделок и к исковой давности.
  • 57.Международные морские перевозки. Отношения, возникающие из столкновения судов и договоров, заключаемых в области торгового мореплавания.
  • 58.Международные водные перевозки. Применимое право к отношениям, возникающим из общей аварии, спасания судна и иного имущества.
  • 59.Принцип автономии воли сторон в мчп
  • 60.Валютное регулирование и валютный контроль при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Виды валютных операций.
  • 61.Иностранная валюта и специальные права заимствования в российском законодательстве по международному частному праву
  • 65. Международные автоперевозки в мчп
  • 66. Железнодорожные перевозки грузов и пассажиров в мчп
  • 67.Коллизионные вопросы транспортных операций в международном частном праве России. Документация, применяемая при оформлении международных перевозок.
  • 68. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда.
  • 70. Международная воздушная перевозка
  • 71.Основные положения в области наследственных отношений, осложненных иностранным элементом
  • 72 . Авторское право
  • 73. Международная охрана объектов промышленной собственности
  • 74. Трудовые отношения в мчп.
  • 79. Основания возникновения, изменения и прекращения супружеских отношений.
  • 76.Правоотношения между родителями и детьми
  • 81. Понятие и виды иностранных инвестиций
  • 83. Международная подсудность гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом
  • 84. Опека и попечительство в мчп
  • 85.Нотариальные действия в мчп
  • 86.Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража
  • 90.Признание и исполнение иностранных судебных решений в рф.
  • 88. Судебные доказательства в мгПр
  • 90.Признание и исполнение иностранных судебных решений в рф.

    В РФ решения иностранных судов признаются и исполняются, если это предусмотрено международным договором. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда (п. 3 ст. 409 ГПК РФ).

    Правовой смысл признания иностранного судебного решения состоит в том, что он подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле (придает им ту же силу), что и решения российского суда.

    Иностранные судебные решения могут быть двух видов:

      не требующие принуди­тельного исполнения – например, решения относительно статуса граж­данина; о расторжении брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне преде­лов России; об установлении факта, имеющего юридическое значение, и другие. Заинте­ресованное лицо по месту его жительства (нахождения) в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в суд субъ­екта РФ возражения относительно признания этого решения . Эти возражения рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений, после чего выносится соответствующее определение: о признании решения иностранного суда или об отказе в этом. Если со стороны заинтересо­ванного лица не поступят возражения, решение иностранного суда признается без како­го-либо производства.

      требующие принуди­тельного исполнения - Для признания и принудительного исполнения решений взыскате­лем в арбитражный суд субъекта РФ подается заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, а в суд субъекта РФ - ходатайство о принуди­тельном исполнении решения иностранного суда. И то, и другое подается по месту жи­тельства (нахождения) должника в России либо, если должник не имеет места (нахож­дения) в РФ либо место его нахождения неизвестно, по месту нахо­ждения его имущества.

    Заявление (ходатайство) подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем

    При рассмотрении дела суд в судебном заседании устанавливает наличие или от­сутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда путем исследования представленных в суд доказательств, обоснования заявленных требований и возражений. При рассмотрении дела суд не вправе пересматривать реше­ние иностранного суда по существу. По результатам рассмотрения заявления (ходатайст­ва) суд выносит определение о признании и приведении в исполнение решения ино­странного суда (определение о принудительном исполнении решения иностранного су­да) или об отказе в этом.

    Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случаях, если:

    1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу, или не подлежит исполнению;

    2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;

    3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в РФ ;

    4) имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ , принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;

    5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ, или угрожает безопасности РФ, либо противоречит публичному порядку РФ;

    6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскателя (п. 1 ст. 412 ГПК РФ).

    Определение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и в сро­ки, которые установлены процессуальным законодательством РФ.

    На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу опре­деления российского суда выдается исполнительный лист, который, в свою очередь, яв­ляется основанием для принудительного исполнения решения иностранного суда

    В Минской конвенции 1993 г., и в Кишиневской конвенции 2002 г., подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

    Однако, несмотря на заключение целого ряда международных соглашений как по вопросам информации об иностранном праве, так и по оказанию других видов международной правовой помощи, практика оказания такой помощи остается неэффективной.

    Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. предусматривает дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

    К ходатайству о разрешении исполнения необходимо приложить:

    1) заверенную судом копию решения, справку о том, что решение вступило в законную силу, если этого не следует из текста самого решения;

    2) документ, из которого следует, что ответчику, который не принял участия в процессе, или его уполномоченному лицу было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено извещение о вызове в суд;

      заверенные переводы вышеупомянутых документов, а также перевод ходатайства

    Источники международного гражданского процесса

    Основным источником международного гражданского процесса является национальное законодательство, в первую очередь гражданско-процессуальное и гражданское. Нормы международного гражданского процесса в российском праве закреплены в ГПК, ГК, СК, АПК, Регламенте МКАС и МАК. Нормы российского международного гражданского процесса частично кодифицированы - АПК (гл. 31-33) и ГПК (разд. V). Недостатками кодификации российского международного гражданского процесса являются: неполнота регулирования специфики рассмотрения споров с иностранным элементом в специальных разделах ГПК и АПК; наличие норм международного гражданского процесса в разных разделах ГПК и АПК; постоянная необходимость применения в сфере международного гражданского процесса общих норм процессуального законодательства.

    Гражданско-процессуальное законодательство выступает основным источником национального международного гражданского процесса в праве большинства государств (Аргентина, Болгария, Италия, Польша, Португалия, Румыния, ФРГ, Франция). В некоторых государствах приняты единые законы о МЧП и процессе (Албания, Венгрия, Венесуэла, Чехия). Особенности англо-американских источников международного гражданского процесса заключаются в общей специфике системы общего права - главенствующую роль среди вообще играет судебный прецедент .

    Международныедоговоры также являются источниками международного гражданского процесса. Среди универсальных многосторонних международных договоров следует отметить: Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г.; Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г.; Нью-Йоркскую конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.; Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г.; Гаагскую конвенцию об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. Примерами региональных международных договоров , в которых регулируются вопросы международного гражданского процесса, являются: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ, Кодекс Бустаманте, конвенции ЕС (Брюссельская, Лугано и др.). Основную роль среди международно-правовых источников международного гражданского процесса играют двусторонние договоры: о взаимном признании и исполнении судебных и арбитражных решений, консульские конвенции, соглашения о торговле и мореплавании, договоры о правовой помощи.

    Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве

    Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

    1. непосредственные сношения судов;
    2. дипломатический и консульский путь - обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства;
    3. использование специально назначенных уполномоченных;
    4. передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

    В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором . Судебная практика - правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

    В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Основная проблема заключается в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

    В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило - процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским правом. Современная тенденция - по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права. Основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

    Основное количество двусторонних международных договоров в мире касается именно оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. С точки зрения международно-правового регулирования оказание правовой помощи представляет собой обязанность государства по международному праву . В двусторонних соглашениях определяются предмет и объем правовой помощи, «маршрут» судебного поручения. Предусмотрено как использование дипломатических каналов, так и непосредственные сношения органов юстиции и судов. Правовая помощь оказывается безвозмездно.

    Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило, что поручение передается консульским путем. Возможно отступление от этого правила: использование как дипломатического пути, так и непосредственных сношений судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

    Признание и исполнение иностранных судебных решений

    Решения национальных судебных органов имеют территориальную силу. Судебное решение представляет собой часть правопорядка того государства , в пределах юрисдикции которого оно вынесено. Допустимо признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями. Юридические последствия признания иностранного судебного решения - признанное за рубежом судебное решение получает такую же юридическую силу, что и решения местных судов (т. е. приобретает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности для должностных лиц и органов данного государства).

    Судебные решения (в зависимости от категории дел) могут предполагать только их признание. Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой (условием) его принудительного исполнения. Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее для всех государств - принцип взаимности как условие принудительного исполнения.

    Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

    1. для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения;
    2. необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина ;
    3. регистрация иностранного судебного решения в особом реестре (в государствах, предоставляющих друг другу взаимность).

    Система экзекватуры - это принятие судебного постановления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, придает ему принудительную силу. Судебное решение признается или исполняется как таковое. Варианты системы экзекватуры:

    1. допустимость ревизии дела по существу - суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с точки зрения правильности разрешения дела по существу;
    2. возможность только ограниченного контроля со стороны суда, разрешающего исполнение, - суд не проверяет правильность разрешения дела по существу, но вправе произвести полную ревизию в исключительных случаях по требованию должника;
    3. экзекватура выдается только при условии взаимности. Условия выдачи экзекватуры: решение не должно противоречить публичному порядку государства места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства . Основания отказа в выдаче экзекватуры перечислены в законодательстве. Экзекватура представляет собой специальное постановление только для исполнения решения или и для его признания.

    По российскому законодательству решения иностранных судов признаются и исполняются на территории РФ в порядке международных договоров и федеральных законов РФ (ст. 409 ГПК и ст. 241 АПК). Решения, не подлежащие принудительному исполнению, признаются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором или законодательством РФ (ст. 413, 415, 416 ГПК). Основания отказа в признании иностранных судебных и арбитражных решений (ст. 414 ГПК и ст. 244 АПК): решение не вступило в законную силу; сторона, против которой вынесено решение, не была извещена о месте и времени рассмотрения дела; дело относится к исключительной подсудности правоприменительных органов РФ; по данному делу имеется вступившее в законную силу решение судебного органа РФ; признание решения противоречит публичному порядку РФ.

    Общий порядок принудительного исполнения решений иностранных судов определен в ст. 409 ГПК и ст. 246 АПК. Для рассмотрения дела о возможности принудительного исполнения решения необходимо ходатайство взыскателя о разрешении принудительного исполнения по месту жительства должника или нахождения его имущества (ст. 410 ГПК и ст. 242 АПК). Основания отказа в разрешении принудительного исполнения иностранных судебных решений в принципе совпадают с основаниями отказа в признании (ст. 412 ГПК и ст. 244 АПК). Юридическое значение признания иностранных судебных решений заключается в том, что оно подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле, что и решения российского суда.

    Двусторонние договоры о правовой помощи устанавливают взаимную обязанность признания и исполнения решений органов юстиции договаривающихся государств. В договорах определен широкий круг решений, подлежащих признанию и исполнению. Рассмотрение ходатайства о разрешении принудительного исполнения входит в компетенцию органов того государства, на территории которого решение должно быть исполнено. Решения подлежат признанию и исполнению без пересмотра их по существу. В случаях простого признания решения признаются независимо от времени их вынесения и момента возникновения правоотношений . Признание без принудительного исполнения осуществляется без дальнейшего производства. Основной принцип принудительного исполнения - применение законодательства страны места исполнения. Принудительное исполнение осуществляется на основе принципа экзекватуирования (договоры Российской Федерации с Чехией, Польшей, Грецией, Кубой).

    В Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ закреплено, что каждое из договаривающихся государств обязано признавать и исполнять вынесенное на территории других договаривающихся стран решение по гражданским и семейным делам. Решения, не требующие исполнения, признаются без дальнейшего производства при соблюдении определенных условий. Ходатайство о разрешении принудительного исполнения подается в компетентный орган государства места исполнения. Конвенция перечисляет основания отказа в признании и исполнении судебных решений.

    Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. определяет очень узкий круг дел, предполагающих признание и исполнение за границей. Предусмотрен дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; при этом установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

    Нотариальные действия в международном частном праве и международном гражданском процессе

    Основные задачи нотариата в сфере правоотношений с иностранным элементом - нотариат призван обеспечить защиту прав права российским нотариатом установлены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 и ГК (ст. 1186-1193).

    Нотариальные функции консульских учреждений: охрана наследственного имущества, выдача свидетельства о праве на наследство; удостоверение верности копий документов и выписок из них; удостоверение сделок ; представительство интересов граждан своего государства в гражданском процессе . Правомочия консула в сфере нотариальных действий закреплены в консульских конвенциях.

    В законодательстве закреплено право нотариата обращаться к иностранным органам юстиции с поручением о производстве отдельных нотариальных действий в порядке, предусмотренным международными договорами и национальным законом . Условия и порядок исполнения иностранных нотариальных поручений, основания отказа в исполнении перечислены в законодательстве.

    Документы, составленные за границей и исходящие от должностных лиц компетентных органов иностранного государства, принимаются в другом государстве при условии их легализации МИД России. Легализация - это последовательный ряд удостоверений подписей должностных лиц и качества, в котором они выступают; удостоверение подлинности печатей и штампов, которыми скреплены документы. Легализация представляет собой цепочку удостоверений. В российских судах признаются документы, выданные, составленные или удостоверенные компетентными органами иностранных государств (ст. 408 ГПК и ст. 255 АПК) при наличии легализации, если иное не установлено международным договором РФ или федеральным законом.

    Упрощенный порядок легализации - это консульская легализация, которая представляет собой специальную надпись консула на документе и удостоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства. Консульская легализация - это не только установление и засвидетельствование подлинности подписей, но и удостоверение соответствия документов и актов законам государства пребывания. Положения о консульской легализации закреплены в Консульском уставе Российской Федерации, утвержденном Законом СССР от 29.10.1976. Отмена требования консульской легализации может быть установлена в нормах международных соглашений.

    Гаагская конвенция об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. устанавливает правило - вместо последовательных операций по оформлению легализации требуется выполнение единственной формальности: проставление органами, выдавшими документ, апостиля - единственной удостоверительной надписи на документе, одинаковой по форме для всех государств-участников. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепленном с самим документом. Образец апостиля приложен к Конвенции. Отказ в проставлении апостиля может быть обжалован в судебном порядке. Значение Конвенции заключается в облегчении и упрощении процедуры оформления документов, которые должны быть представлены в зарубежные официальные органы. Конвенция отменяет требование дипломатической или консульской легализации в отношении определенного перечня документов. В российских арбитражных судах документы иностранного происхождения принимаются при условии проставления апостиля (ст. 255 АПК).

    Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ и двусторонние договоры о правовой помощи РФ предусматривают упрощенный порядок действия официальных документов одного государства-участника на территории других государств. Требование легализации отсутствует; предусмотрено ограниченное использование апостиля. Проставление апостиля нельзя требовать, если документ в принципе освобожден от легализации. В Конвенции определен круг органов и должностных лиц, составляющих и удостоверяющих документы, освобождаемые от легализации.

    14.1. Понятие международного гражданского процесса

    Международный гражданский процесс – ϶ᴛᴏ совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранных физических и юридических лиц в судах и арбитражах. Понятие «Международный гражданский процесс» имеет условный характер. Слово «международный» имеет то же значение, что и в международном частном праве: оно означает наличие гражданского правоотношения, отягощенного иностранным элементом. Сфера действия международного гражданского процесса:

    1. международная подсудность гражданских дел;
    2. гражданско-процессуальное положение иностранных частных лиц (физических и юридических), иностранного государства, международных организаций;
    3. судебные доказательства в делах с иностранным элементом;
    4. установление содержания применимого иностранного права;
    5. исполнение иностранных судебных поручений;
    6. признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений;
    7. нотариальные действия, связанные с защитой прав и интересов участников международного гражданского оборота;
    8. рассмотрение гражданских дел в порядке арбитража;
    9. принудительное исполнение иностранных арбитражных решений.

    Международный гражданский процесс представляет собой часть национального гражданского процесса, связанную с разбирательством гражданско-правовых споров с иностранным элементом.

    В российской правовой доктрине Международный гражданский процесс долгое время считался частью науки МЧП и включался в его структуру. Кстати, эта точка зрения до сих пор присутствует в отечественной правовой науке. Действительно, МЧП и МГП имеют общее происхождение, тесное взаимодействие и взаимозависимость. В международном частном праве и МГП действуют общие материально-правовые, коллизионные и процессуальные институты: национальный режим в сфере гражданской и гражданской процессуальной правоспособности; иммунитет государства в гражданском процессе и его собственности в гражданском праве; применение оговорки о публичном порядке; принцип взаимности и право на реторсии. При этом все ϶ᴛᴏ не дает оснований для объединения МЧП и международного гражданского процесса. Их взаимосвязь и взамозависимость очевидны, но международное частное право представляет собой самостоятельную отрасль права, а Международный гражданский процесс входит в структуру национального гражданского процесса. Международное частное право и Международный гражданский процесс будут самостоятельными и обособленными отраслями права и правовой науки.

    Принцип «закон суда» в МГП будет его фундаментом, центральным ядром. Общепризнанное начало национального гражданского процесса – применение только ϲʙᴏего собственного процессуального права, в т.ч. и при рассмотрении дел с иностранным элементом. Отметим тот факт - что в современной практике наблюдается тенденция отказа от применения только национального процессуального права. Общепринятые исключения: определение гражданской процессуальной дееспособности иностранцев по их личному закону; возможность применения иностранных процессуальных норм в связи с исполнением иностранных судебных поручений.
    Стоит отметить, что основаниями применения иностранного процессуального права выступают не нормы национальных законов, а положения международных договоров.

    14.2. Источники международного гражданского процесса

    Основным источником международного гражданского процесса будет национальное законодательство, в первую очередь гражданско-процессуальное и гражданское. Нормы международного гражданского процесса в российском праве закреплены в ГПК, ГК, СК, АПК, Регламенте МКАС и МАК. Нормы российского международного гражданского процесса частично кодифицированы – АПК (гл. 31–33) и ГПК (разд. V) Недостатками кодификации российского международного гражданского процесса будут: неполнота регулирования специфики рассмотрения споров с иностранным элементом в специальных разделах ГПК и АПК; наличие норм международного гражданского процесса в разных разделах ГПК и АПК; постоянная необходимость применения в сфере международного гражданского процесса общих норм процессуального законодательства.

    Гражданско-процессуальное законодательство выступает основным источником национального международного гражданского процесса в праве большинства государств (Аргентина, Болгария, Италия, Стоит сказать - польша, Португалия, Румыния, ФРГ, Франция) В некᴏᴛᴏᴩых государствах приняты единые законы о МЧП и процессе (Албания, Венгрия, Венесуэла, Чехия)
    Стоит отметить, что особенности англо-американских источников международного гражданского процесса заключаются в общей специфике системы общего права – главенствующую роль среди источников права вообще играет судебный прецедент.

    Международныедоговоры также будут источниками международного гражданского процесса. Среди универсальных многосторонних международных договоров следует отметить: Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г.; Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г.; Нью-Йоркскую конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.; Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г.; Гаагскую конвенцию об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. Примерами региональных международных договоров, в кᴏᴛᴏᴩых регулируются вопросы международного гражданского процесса, будут: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ, Кодекс Бустаманте, конвенции ЕС (Брюссельская, Лугано и др.)
    Стоит отметить, что основную роль среди международно-правовых источников международного гражданского процесса играют двусторонние договоры: о взаимном признании и исполнении судебных и арбитражных решений, консульские конвенции, соглашения о торговле и мореплавании, договоры о правовой помощи.

    14.3. Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве

    В праве большинства государств определение гражданско-правового и гражданско-процессуального положения иностранцев основано на принципе национального режима. Практически везде закреплено право иностранцев на судебную защиту и ϲʙᴏбодный доступ в суды. При этом в праве западных государств уже давно существует институт cautio iudicatum solvi (судебный залог), т. е. возложение на истца-иностранца обязанности предоставить обеспечение судебных расходов, кᴏᴛᴏᴩые может понести ответчик в случае отказа истца от иска или проигрыша им процесса (Франция, Испания, Австрия, ФРГ, Великобритания, Стоит сказать - польша, Чехия)

    Во всех данных государствах предусмотрена возможность оϲʙᴏбождения иностранцев от внесения залога на базе принципа взаимности, закрепленного в международных соглашениях.
    Стоит отметить, что основания оϲʙᴏбождения иностранцев от внесения залога закреплены и в национальном законодательстве: на базе принципа взаимности; при наличии у истца-иностранца имущества на территории страны суда (в первую очередь – недвижимости); постоянное проживание в стране суда; «право бедности». В российском законодательстве отсутствует институт cautio iudicatum solvi – истцы-иностранцы оϲʙᴏбождены от бремени судебного залога в российских судах независимо от взаимности.

    Гражданская процессуальная право– и дееспособность иностранных физических и юридических лиц в основном определяется на базе коллизионного принципа личного закона. В законодательстве стран континентальной правовой системы закреплена возможность применения иностранных ограничений право– и дееспособности субъектов международного гражданского процесса (Франция, ФРГ, Италия) Привязка к личному закону связана с проблемой установления юрисдикции местных судов. В связи с данным при определении процессуального положения иностранцев применяется и закон суда. В государствах системы общего права господствует процессуальная доктрина участия иностранцев в гражданском судопроизводстве (Великобритания, США), что также предполагает применение коллизионных норм (личного закона)

    Стоит сказать - положение иностранных частных лиц в российском гражданском процессе определяется по их личному закону (ст. 399, 400 ГПК), но с учетом принципа национального режима и процессуальных льгот, предусмотренных международными договорами (ст. 254 АПК)

    Международно-правовое регулирование процессуального положения иностранцев закреплено в двусторонних договорах о правовой помощи и о торговле и мореплавании: предоставление гражданам обеих сторон права на судебную защиту и беспрепятственный доступ в суды договаривающихся государств. Уместно отметить, что определение гражданской дееспособности иностранных частных лиц производится по личному закону, а их гражданской процессуальной дееспособности – по закону суда на базе принципа взаимности (договоры Российской Федерации с КНР, Францией, Данией, Чехией, Испанией)

    Процессуальное положение государства как участника гражданского процесса основано на его суверенитете. Суверенитет государства предопределил появление теории государственного иммунитета. Перечислим виды иммунитетов государства: иммунитет от иностранной юрисдикции; иммунитет от предварительного обеспечения иска и принудительного исполнения иностранного судебного решения; иммунитет от применения иностранного права; иммунитет собственности государства и доктрина акта государства. Сегодня в мире применяются две теории государственного иммунитета: доктрина абсолютного иммунитета и доктрина функционального (ограниченного) иммунитета.

    Доктрина абсолютного иммунитета государства закреплена в законодательстве РФ (ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК) Эти процессуальные положения признают абсолютный иммунитет иностранного государства на территории РФ и устанавливают возможность привлечь любое иностранное государство к ответственности в судебных органах РФ при наличии явно выраженного согласия ϶ᴛᴏго государства. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что российское процессуальное право основано на концепции «договорного, дипломатического» отказа от иммунитета. Это противоречит положениям ст. 124 и 1204 Гражданского кодекса – государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных началах со ϲʙᴏими частными партнерами.

    В договорной практике РФ используется доктрина функционального иммунитета. В двусторонних международных соглашениях о взаимной защите иностранных инвестиций закреплен добровольный и явно выраженный отказ российского государства от ϲʙᴏего иммунитета (договоры Российской Федерации с Венгрией, США, Южной Кореей)

    Привилегии и иммунитеты дипломатических и консульских должностных лиц закреплены в МПП и неразрывно связаны с суверенитетом государства. Официальные представители государства должны иметь в другом государстве возможность ϲʙᴏбодно выполнять ϲʙᴏи функции как представители суверенного государства. На ϶ᴛᴏм основано их оϲʙᴏбождение от гражданской юрисдикции в государстве пребывания. При этом в международном праве предусмотрены и изъятия из дипломатических и консульских иммунитетов. Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и консульских сношениях 1963 г. содержат перечень оснований для отказа в предоставлении иммунитетов по гражданским делам.

    14.4. Международная подсудность

    Понятие «юрисдикция» в аспекте МПП означает сферу суверенной власти государства в области законодательства, суда и управления. В данном случае термин юрисдикция равнозначен термину государственная власть. В аспекте международного частного права и международного гражданского процесса понятие «юрисдикция» имеет другое содержание. Это понятие употребляется как тождественное понятию «международная подсудность», т. е. компетентности судебного аппарата и административных органов данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом. От понятия международной подсудности крайне важно отличать понятие международной подведомственности – компетенции определенных звеньев судебной системы данного государства рассматривать конкретные категории гражданских дел с иностранным элементом.

    В национальном праве для определения компетенции судов и международной подсудности употребляются различные коллизионные критерии: закон гражданства сторон; закон места жительства ответчика; закон места нахождения спорной вещи; принцип наиболее тесной связи; личное присутствие ответчика на территории данного государства (закон суда) Пределы компетенции национальных судебных органов определяются национальным гражданско-процессуальным законодательством.

    Важно заметить, что одной из самых сложных проблем международного гражданского процесса будет конфликт юрисдикций. Стоит заметить, что он может проявляться в двух вариантах: отрицательный конфликт – два и более государства отвергают подсудность данного дела ϲʙᴏим органам юстиции; положительный – два и более государства претендуют на подсудность данного дела ϲʙᴏим национальным судам. Правила о международной подсудности представляют собой наилучший способ разрешения конфликта юрисдикций. Конфликт юрисдикций крайне важно отличать от конфликта квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о решении вопроса, суд какого государства компетентен рассматривать данное дело, а во втором – по праву какого государства следует толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нормах.

    Укажем виды международной подсудности:

    1. исключительная – спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства;
    2. альтернативная – стороны имеют право выбора между судами ϲʙᴏих государств, если данные суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор;
    3. договорная – определение подсудности на базе соглашения сторон в пользу суда любого государства.

    Договорная подсудность представляет собой один из наиболее сложных институтов международного гражданского процесса, так как в ее основе заложена возможность изменить правила международной подсудности по соглашению сторон. Договорная подсудность оформляется в пророгационных и дерогационных соглашениях. Дерогационное соглашение – ϶ᴛᴏ исключение дела из компетенции суда данного государства (хотя оно подсудно именно ему по местным законам) и передача его на рассмотрение суду иностранного государства. Про ро га ци он ное соглашение – дело, неподсудное местному суду по законам данного государства (подсудное судам другого государства), в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с соглашением сторон передается на рассмотрение именно данному суду. Любое пророгационное соглашение одновременно будет де-рогационным. По общему правилу пророгационное соглашение не может изменить родовую (предметную) подсудность.

    Международная подсудность по законодательству РФ установлена в гл. 44 ГПК и гл. 32 АПК. Толкование основных принципов ГПК позволяет сделать вывод о том, что компетенция российских судов общей юрисдикции содержит в себе и рассмотрение гражданских дел с иностранным элементом.
    Стоит отметить, что основное правило для установления подсудности – ϶ᴛᴏ территориальная подсудность по месту жительства ответчика (п. 2 ст. 402 ГПК) В законодательстве закреплен перечень случаев возникновения специальной подсудности дел с иностранным участием российским судам (п. 3 ст. 403 ГПК) Возможен и выбор подсудности по желанию истца. Российский законодатель определил также перечень дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам (ст. 403 ГПК) В российском МГП признается договорная подсудность (ст. 404 ГПК) При этом из общего принципа признания права сторон на выбор подсудности есть исключения (п. 2 ст. 404 ГПК) Специальные правила о подсудности установлены по делам о расторжении брака (ст. 16 °CК)

    Правила о международной подсудности ст. 247 АПК устанавливают общее правило – российские арбитражные суды компетентны рассматривать споры с иностранным участием, если ответчик находится или имеет место жительства на территории РФ. Дополнительные критерии подсудности дел российскому арбитражу: нахождение филиала или представительства иностранного юридического лица либо имущества ответчика на территории РФ; исполнение обязательства должно иметь место на территории РФ; деликтное обязательство связано с территорией РФ и др. Исключительная компетенция арбитражных судов РФ по делам с иностранным участием закреплена в ст. 248 АПК. Признается договорная арбитражная подсудность (в форме пророгации) Допускаются иностранные соглашения о компетенции российских арбитражных судов – соглашения о компетенции (ст. 249 АПК) Стоит сказать, для соглашений о компетенции требуется обязательная письменная форма (п. 2 ст. 249 АПК)

    Многие международные соглашения также содержат правила установления международной подсудности. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ содержит расширенный круг норм о международной подсудности (разграничении компетенции): общие положения о подсудности и специальная подсудность отдельных видов гражданских и семейных дел. Конвенция закрепляет правила об исключительной компетенции. Установлена и возможность договорной подсудности на базе письменного соглашения сторон.

    14.5. Исполнение иностранных судебных поручений

    Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. При этом очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. В подобных случаях крайне важно получить согласие иностранного государства на производство на его территории процессуальных действий другого государства. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории ϶ᴛᴏго государства.

    Судебное поручение – ϶ᴛᴏ вид правовой помощи, обязанность оказания кᴏᴛᴏᴩой фиксируется в международных соглашениях и национальных законах.
    Стоит отметить, что основные формы правовой помощи, предоставляемой в порядке выполнения иностранных судебных поручений: составление, засвидетельствование, перес^1лка, вручение документов; предоставление вещественных доказательств; допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства; сообщение информации о действующем праве.

    Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

    1. непосредственные сношения судов;
    2. дипломатический и консульский путь – обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства;
    3. использование специально назначенных уполномоченных;
    4. передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

    В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика – правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

    В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров) Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения.
    Стоит отметить, что основная проблема состоит по сути в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

    В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь будет основным способом передачи судебных поручений. Общее правило – процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским правом. Современная тенденция – по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права.
    Стоит отметить, что основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

    Основное количество двусторонних международных договоров в мире касается именно оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. С позиции международно-правового регулирования оказание правовой помощи представляет собой обязанность государства по международному праву. В двусторонних соглашениях определяются предмет и объем правовой помощи, «маршрут» судебного поручения. Предусмотрено как использование дипломатических каналов, так и непосредственные сношения органов юстиции и судов. Правовая помощь оказывается безвозмездно.

    Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений будет Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило, что поручение передается консульским путем. Возможно отступление от ϶ᴛᴏго правила: использование как дипломатического пути, так и непосредственных сношений судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

    14.6. Признание и исполнение иностранных судебных решений

    Решения национальных судебных органов имеют территориальную силу. Судебное решение представляет собой часть правопорядка того государства, в пределах юрисдикции кᴏᴛᴏᴩого оно вынесено. Допустимо признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах в случаях, предусмотренных законодательством данных государств или международными соглашениями. Юридические последствия признания иностранного судебного решения – признанное за рубежом судебное решение получает такую же юридическую силу, что и решения местных судов (т. е. приобретает ϲʙᴏйства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности для должностных лиц и органов данного государства)

    Судебные решения (в зависимости от категории дел) могут предполагать только их признание. Признание иностранного судебного решения будет необходимой предпосылкой (условием) его принудительного исполнения. Принудительное исполнение возможно только в силу ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее для всех государств – принцип взаимности как условие принудительного исполнения.

    Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

    1. для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с позиции формы, установление его ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия публичному порядку государства места исполнения;
    2. необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина;
    3. регистрация иностранного судебного решения в особом реестре (в государствах, предоставляющих друг другу взаимность)

    Система экзекватуры – ϶ᴛᴏ принятие судебного постановления, кᴏᴛᴏᴩое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, придает ему принудительную силу. Судебное решение признается или исполняется как таковое. Не стоит забывать, что варианты системы экзекватуры:

    1. допустимость ревизии дела по существу – суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с позиции правильности разрешения дела по существу;
    2. возможность только ограниченного контроля со стороны суда, разрешающего исполнение, – суд не проверяет правильность разрешения дела по существу, но вправе произвести полную ревизию в исключительных случаях по требованию должника;
    3. экзекватура выдается только при условии взаимности. Условия выдачи экзекватуры: решение не должно противоречить публичному порядку государства места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства.
      Стоит отметить, что основания отказа в выдаче экзекватуры перечислены в законодательстве. Экзекватура представляет собой специальное постановление только для исполнения решения или и для его признания.

    По российскому законодательству решения иностранных судов признаются и исполняются на территории РФ в порядке международных договоров и федеральных законов РФ (ст. 409 ГПК и ст. 241 АПК) Решения, не подлежащие принудительному исполнению, признаются в Российской Федерации, если ϶ᴛᴏ предусмотрено международным договором или законодательством РФ (ст. 413, 415, 416 ГПК)
    Стоит отметить, что основания отказа в признании иностранных судебных и арбитражных решений (ст. 414 ГПК и ст. 244 АПК): решение не вступило в законную силу; сторона, против кᴏᴛᴏᴩой вынесено решение, не была извещена о месте и времени рассмотрения дела; дело относится к исключительной подсудности правоприменительных органов РФ; по данному делу имеется вступившее в законную силу решение судебного органа РФ; признание решения противоречит публичному порядку РФ.

    Общий порядок принудительного исполнения решений иностранных судов определен в ст. 409 ГПК и ст. 246 АПК. Стоит сказать, для рассмотрения дела о возможности принудительного исполнения решения крайне важно ходатайство взыскателя о разрешении принудительного исполнения по месту жительства должника или нахождения его имущества (ст. 410 ГПК и ст. 242 АПК)
    Стоит отметить, что основания отказа в разрешении принудительного исполнения иностранных судебных решений в принципе совпадают с основаниями отказа в признании (ст. 412 ГПК и ст. 244 АПК) Юридическое значение признания иностранных судебных решений состоит по сути в том, что оно подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле, что и решения российского суда.

    Двусторонние договоры о правовой помощи устанавливают взаимную обязанность признания и исполнения решений органов юстиции договаривающихся государств. В договорах определен широкий круг решений, подлежащих признанию и исполнению. Рассмотрение ходатайства о разрешении принудительного исполнения входит в компетенцию органов того государства, на территории кᴏᴛᴏᴩого решение должно быть исполнено. Решения подлежат признанию и исполнению без пересмотра их по существу. В случаях простого признания решения признаются независимо от времени их вынесения и момента возникновения правоотношений. Признание без принудительного исполнения осуществляется без дальнейшего производства.
    Стоит отметить, что основной принцип принудительного исполнения – применение законодательства страны места исполнения. Принудительное исполнение осуществляется на базе принципа экзекватуирования (договоры Российской Федерации с Чехией, Стоит сказать - польшей, Грецией, Кубой)

    В Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ закреплено, что каждое из договаривающихся государств обязано признавать и исполнять вынесенное на территории других договаривающихся стран решение по гражданским и семейным делам. Решения, не требующие исполнения, признаются без дальнейшего производства при соблюдении определенных условий. Ходатайство о разрешении принудительного исполнения подается в компетентный орган государства места исполнения. Конвенция перечисляет основания отказа в признании и исполнении судебных решений.

    Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. определяет очень узкий круг дел, предполагающих признание и исполнение за границей. Предусмотрен дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; при ϶ᴛᴏм установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности. Материал опубликован на http://сайт

    14.7. Нотариальные действия в международном частном праве и международном гражданском процессе

    Основные задачи нотариата в сфере правоотношений с иностранным элементом – нотариат призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в т.ч. иностранных граждан и апатридов, путем совершения предусмотренных национальным законодательством нотариальных действий. Функции нотариата: удостоверение документов, предназначенных для действия за границей; принятие документов, составленных за границей; охрана имущества, оставшегося на территории данного государства после смерти иностранного гражданина; охрана имущества, переходящего по наследству иностранцу после смерти местного гражданина; обеспечение доказательств, требуемых для ведения дела в органах иностранного государства.

    Нотариат применяет нормы иностранного права в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с международными договорами и национальным законодательством. Порядок и условия применения иностранного права российским нотариатом установлены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 и ГК (ст. 1186–1193)

    Нотариальные функции консульских учреждений: охрана наследственного имущества, выдача свидетельства о праве на наследство; удостоверение верности копий документов и выписок из них; удостоверение сделок; представительство интересов граждан ϲʙᴏего государства в гражданском процессе. Правомочия консула в сфере нотариальных действий закреплены в консульских конвенциях.

    В законодательстве закреплено право нотариата обращаться к иностранным органам юстиции с поручением о производстве отдельных нотариальных действий в порядке, предусмотренным международными договорами и национальным законом. Условия и порядок исполнения иностранных нотариальных поручений, основания отказа в исполнении перечислены в законодательстве.

    Документы, составленные за границей и исходящие от должностных лиц компетентных органов иностранного государства, принимаются в другом государстве при условии их легализации МИД России. Легализация – ϶ᴛᴏ последовательный ряд удостоверений подписей должностных лиц и качества, в кᴏᴛᴏᴩом они выступают; удостоверение подлинности печатей и штампов, кᴏᴛᴏᴩыми скреплены документы. Легализация представляет собой цепочку удостоверений. В российских судах признаются документы, выданные, составленные или удостоверенные компетентными органами иностранных государств (ст. 408 ГПК и ст. 255 АПК) при наличии легализации, если иное не установлено международным договором РФ или федеральным законом.

    Упрощенный порядок легализации – ϶ᴛᴏ консульская легализация, кᴏᴛᴏᴩая представляет собой специальную надпись консула на документе и удостоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства. Консульская легализация – ϶ᴛᴏ не только установление и засвидетельствование подлинности подписей, но и удостоверение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия документов и актов законам государства пребывания. Стоит сказать - положения о консульской легализации закреплены в Консульском уставе Российской Федерации, утвержденном Законом СССР от 29.10.1976. Отмена требования консульской легализации может быть установлена в нормах международных соглашений.

    Гаагская конвенция об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. устанавливает правило – вместо последовательных операций по оформлению легализации требуется выполнение единственной формальности: проставление органами, выдавшими документ, апостиля – единственной удостоверительной надписи на документе, одинаковой по форме для всех государств-участников. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепленном с самим документом. Образец апостиля приложен к Конвенции. Отказ в проставлении апостиля может быть обжалован в судебном порядке. Значение Конвенции заключается в облегчении и упрощении процедуры оформления документов, кᴏᴛᴏᴩые должны быть представлены в зарубежные официальные органы. Конвенция отменяет требование дипломатической или консульской легализации в отношении определенного перечня документов. В российских арбитражных судах документы иностранного происхождения принимаются при условии проставления апостиля (ст. 255 АПК)

    Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ и двусторонние договоры о правовой помощи РФ предусматривают упрощенный порядок действия официальных документов одного государства-участника на территории других государств. Требование легализации отсутствует; предусмотрено ограниченное использование апостиля. Проставление апостиля нельзя требовать, если документ в принципе оϲʙᴏбожден от легализации. В Конвенции определен круг органов и должностных лиц, составляющих и удостоверяющих документы, оϲʙᴏбождаемые от легализации.

    Международное частное право: учебное пособие Шевчук Денис Александрович

    9.4. Исполнение решений иностранных судов

    Действие решения, вынесенного судебным органом конкретного государства, ограничено пределами территории данной страны. Поэтому допустимость признания и исполнения такого решения за границей будет определяться национальным законодательством соответствующего иностранного государства и международными договорами, в которых оно участвует. При этом следует иметь в виду, что большинство стран выдвигают в качестве одного из существенных условий для исполнения иностранного судебного решения на своей территории требование соблюдения принципа взаимности.

    Можно выделить три основных способа приведения в исполнение иностранных судебных решений , предусмотренных законодательством современных государств. Первый из них включает только проверку правильности решения с формальной точки зрения и установление его непротиворечия публичному порядку (Италия). Второй предусматривает необходимость выдачи экзекватуры. В этом случае суд после рассмотрения соответствующего ходатайства должен принять специальное постановление о санкционировании исполнения решения (большинство стран континентальной Европы, некоторые страны Африки и др.). Для третьего способа характерна регистрация иностранного судебного решения в специальном реестре и выдача на ее основе исполнительного документа (Великобритания). Такая регистрация возможна только при наличии ряда условий, определяемых национальным законодательством государства исполнения решения.

    В Российской Федерации порядок исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами. Эти решения могут быть предъявлены к принудительному исполнению в России в течение трех лет с момента их вступления в законную силу (ст. 437 ГПК РСФСР).

    Решения иностранных судов, которые не подлежат принудительному исполнению, признаются в России без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица в течение месяца не поступят возражения против признания этого решения. Российским судебным органом после рассмотрения возражений против признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение (п. 10 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» от 21 июня 1988 г.).

    Что касается международно-правовых соглашений Российской Федерации, то признание и исполнение судебных решений допускаются в настоящее время только договорами о правовой помощи, заключенными СССР с бывшими социалистическими странами, а также с Алжиром, Грецией, Ираком, Италией, Кипром.

    В этих договорах содержатся следующие основные условия признания и исполнения иностранных судебных решений:

    Решение вступило в законную силу на основании законодательства страны суда, который его вынес;

    При разрешении дела по существу соблюдены процессуальные права лица, против которого вынесено решение;

    Отсутствует другое вступившее в законную силу решение по спору между теми же сторонами и по тому же предмету, вынесенное судом в государстве, на территории которого решение должно быть признано или принудительно исполнено;

    При рассмотрении дела и вынесении по нему решения соблюдены правила международных договоров о разграничении компетенции судов различных стран.

    Кроме того, признание и исполнение решений по отдельным категориям дел могут осуществляться в соответствии с такими международно-правовыми актами, как, например, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Римская конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.; Гаагская конвенция о международном гражданском процессе 1954 г.; многосторонними и двусторонними соглашениями в области перевозок грузов и пассажиров.

    Вопросам признания и исполнения иностранных судебных решений посвящен раздел III Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Под термином «решения» применительно к международному гражданскому процессу Конвенция понимает «решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств».

    В признании и в выдаче разрешения на принудительное исполнение решений в соответствии с Конвенцией 1993 г. может быть отказано в случаях, если:

    В соответствии с законодательством страны, на территории которой вынесено решение, оно не вступило в законную силу и не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу;

    Ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежащее вручен вызов в суд;

    По делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории страны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда-третьего государства, либо если учреждением этой договаривающейся стороны было ранее возбуждено производство по данному делу;

    Согласно положениям Конвенции 1993 г., а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству страны, на территории которой решение должно быть признано и исполнено, дело относится к исключительной компетенции ее учреждения;

    Отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности;

    Истек срок давности принудительного исполнения предусмотренный законодательством страны, суд которой исполняет решение (ст. 55).

    В странах – членах Европейского Союза в настоящее время действует режим признания и исполнения иностранных судебных решений, предусмотренный ст. 25–49 Брюссельской конвенции о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г. В соответствии с этим международно-правовым документом любое заинтересованное лицо вправе подать заявление о признании и исполнении соответствующего решения в компетентный судебный орган государства – участника Конвенции. Получив такое ходатайство, суд не вправе пересматривать решение по существу. Он обязан лишь проверить отсутствие формальных оснований, дающих суду право не исполнять такое решение. В числе таких оснований Конвенция называет, в частности: противоречие решения публичному порядку государства исполнения; неуведомление надлежащим образом ответчика о судебном разбирательстве; противоречие решения другому судебному акту, вынесенному по; спору между теми же сторонами судом государства исполнения и т. д.

    Из книги Арбитражный процессуальный кодекс РФ автора Законы РФ

    Статья 32. Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 31 настоящего Кодекса дела о признании и приведении в исполнение

    Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

    Глава 31. Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений Статья 241. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений 1. Решения судов иностранных

    Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

    Статья 241. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений 1. Решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности

    Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

    Глава 45. Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) Статья 409. Признание и исполнение решений иностранных судов 1. Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и

    Из книги Гражданское процессуальное право: конспект лекций автора Гущина Ксения Олеговна

    Статья 409. Признание и исполнение решений иностранных судов 1. Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.2. Под

    Из книги Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Глава 45. ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ И ИНОСТРАННЫХ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ (АРБИТРАЖЕЙ) СТАТЬЯ 409. Признание и исполнение решений иностранных судов 1. Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и

    Из книги Настольная книга судьи по гражданским делам автора Толчеев Николай Кириллович

    СТАТЬЯ 409. Признание и исполнение решений иностранных судов 1. Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.2. Под

    Из книги Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) автора Власов Анатолий Александрович

    9.4. Исполнение решений иностранных судов Действие решения, вынесенного судебным органом конкретного государства, ограничено пределами территории данной страны. Поэтому допустимость признания и исполнения такого решения за границей будет определяться национальным

    Из книги автора

    4. Признание и исполнение решений иностранных судов Документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов РФ в отношении российских граждан или

    Из книги автора

    Статья 32. Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 31 настоящего Кодекса дела о признании и приведении в исполнение

    Из книги автора

    Глава 31. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ И ПРИВЕДЕНИИ В ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ И ИНОСТРАННЫХ АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ Статья 241. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений 1. Решения судов иностранных

    Из книги автора

    Статья 241. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений 1. Решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности

    Из книги автора

    Глава 2. Признание и исполнение решений иностранных судов Гражданский процессуальный кодекс РФ в разделе V, регулирующем производство по делам с участием иностранных лиц, содержит главу 45 "Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов

    Из книги автора

    Статья 32. Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений 1. Комментируемая статья, так же как и предыдущая, расширяет подведомственность дел арбитражным судам.Как видно из ее

    Из книги автора

    Глава 31. Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений Статья 241. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений 1. Признание и приведение в

    Из книги автора

    Статья 241. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений 1. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражей арбитражными судами Российской Федерации стало возможным с введением в

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    В РФ решения иностранных судов признаются и исполняются, если это предусмотрено международным договором. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда (п. 3 ст. 409 ГПК РФ).

    Правовой смысл признания иностранного судебного решения состоит в том, что он подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле (придает им ту же силу), что и решения российского суда.

    Иностранные судебные решения могут быть двух видов:

    1) не требующие принудительного исполнения – например, решения относительно статуса гражданина; о расторжении брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов России; об установлении факта, имеющего юридическое значение, и другие. Заинтересованное лицо по месту его жительства (нахождения) в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в суд субъекта РФ возражения относительно признания этого решения . Эти возражения рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений, после чего выносится соответствующее определение: о признании решения иностранного суда или об отказе в этом. Если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения, решение иностранного суда признается без какого-либо производства.

    2) требующие принудительного исполнения - Для признания и принудительного исполнения решений взыскателем в арбитражный суд субъекта РФ подается заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, а в суд субъекта РФ - ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда. И то, и другое подается по месту жительства (нахождения) должника в России либо, если должник не имеет места (нахождения) в РФ либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества.

    Заявление (ходатайство) подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем

    При рассмотрении дела суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда путем исследования представленных в суд доказательств, обоснования заявленных требований и возражений. При рассмотрении дела суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу. По результатам рассмотрения заявления (ходатайства) суд выносит определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (определение о принудительном исполнении решения иностранного суда) или об отказе в этом.

    Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случаях, если:

    1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу, или не подлежит исполнению;

    2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;

    3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в РФ ;

    4) имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ , принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;

    5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ, или угрожает безопасности РФ, либо противоречит публичному порядку РФ;

    6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскателя (п. 1 ст. 412 ГПК РФ).

    Определение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и в сроки, которые установлены процессуальным законодательством РФ.

    На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения российского суда выдается исполнительный лист, который, в свою очередь, является основанием для принудительного исполнения решения иностранного суда

    В Минской конвенции 1993 г., и в Кишиневской конвенции 2002 г., подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

    Однако, несмотря на заключение целого ряда международных соглашений как по вопросам информации об иностранном праве, так и по оказанию других видов международной правовой помощи, практика оказания такой помощи остается неэффективной.

    Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. предусматривает дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

    К ходатайству о разрешении исполнения необходимо приложить:

    1) заверенную судом копию решения, справку о том, что решение вступило в законную силу, если этого не следует из текста самого решения;

    2) документ, из которого следует, что ответчику, который не принял участия в процессе, или его уполномоченному лицу было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено извещение о вызове в суд;

    3)заверенные переводы вышеупомянутых документов, а также перевод ходатайства

    ганизаций и граждан.

    Поделиться: