Система регистрации лекарственных средств в рамках единого рынка Европейского Союза и Евразийского экономического союза: сравнительно-правовое исследование. Взаимное признание документов Процедура взаимного признания

В фармацевтической отрасли ЕС функционирует сложная система контроля обращения лекарственных средств, основанная на взаимодействии центрального органа - Европейского агентства по лекарственным средствам (European Medicines Agency - EMA) с национальными регуляторными органами, а также международными организациями. Кроме того, существует также несколько процедур, по которым препараты могут получать разрешение на маркетинг в странах ЕС.

В каждом государстве - члене ЕС утверждены собственные процедуры допуска препаратов на рынок, которые позволяют выводить на рынок , не подпадающие под действие централизованной процедуры (могут не маркетироваться на всей территории ЕС). Это так называемые национальные процедуры, которые не предполагают возможности использования процедуры взаимного признания (Mutual-recognition procedure). То есть при принятии решения о выходе на другой рынок или рынки владельцу торговой лицензии необходимо подавать новую заявку на получение разрешения на маркетинг.

При получении допуска на рынок одной страны по децентрализованной процедуре в дальнейшем владелец торговой лицензии может подать заявку на прохождение процедуры взаимного признания для маркетирования в других странах.

Сведения о децентрализованных и нацио­нальных процедурах допуска можно найти на веб-сайтах соответствующих национальных компетентных органов.

При этом важно обратить внимание, что не все могут поступать на рынок по децентрализованной или национальной процедуре. Так, с целью гармонизации внутреннего рынка ЕС согласно ст. 3 Договора о функционировании Европейского Союза и Приложению Регламента (EC) № 726/2004, централизованная процедура является обязательной для всех инновационных лекарственных средств (новый активный фармацевтический ингредиент, ранее не маркетировавшийся на рынке), препаратов, произведенных с использованием биотехнологических процессов, предназначенных для лечения орфанных заболеваний, приобретенного иммунодефицита, онкологических заболеваний, нейродегенеративных расстройств, сахарного диабета (с ноября 2005 г.), аутоиммунных заболеваний и прочих нарушений работы иммунной системы, а также вирусных инфекций (с мая 2008 г.).

Надзор за децентрализованными процедурами и взаимным признанием входит в компетенцию Председательства медицинских агентств (Heads of Medicines Agencies - HMA), представляющего собой сеть национальных компетентных органов, ответственных за регулирование обращения лекарственных средств для применения у человека и в ветеринарии в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ).

Одним из подразделений HMA является Координационная группа по взаимному признанию и децентрализованным процедурам (Coordination Group for Mutual Recognition and Decentralised Procedures - Human - CMDh), которая занимается вопросами, касающимися получения разрешения на маркетинг лекарственных средств в двух и более странах ЕС. В CMDh входят представители каждой страны - члена ЕЭЗ (страны - члены ЕС, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн). При необходимости в группу могут быть включены представители стран - кандидатов в члены ЕС. При этом ЕМА назначает секретариат CMDh. Раз в месяц CMDh и ЕМА проводят рабочие встречи (длящиеся 3 дня), на которых обсуждаются отраслевые вопросы.

EMA - регуляторный орган ЕС, в компетенцию которого входит допуск на рынок лекарственных средств по централизованной процедуре (образован в 1995 г.). В соответствии с информацией, представленной на официальном сайте, главная задача EMA - защита и продвижение здоровья населения и животных посредством оценки и контроля лекарственных средств для человека и использования в ветеринарии.

Агентство несет ответственность за научную оценку (экспертизу) заявок на получение разрешения на маркетинг лекарственных средств для применения у человека и в ветеринарии в ЕС по централизованной процедуре.

В соответствии с действующим законодательством (по централизованной процедуре) получают одно разрешение на маркетинг лекарственных средств. Только после этого могут поступать на рынок ЕС. При получении разрешения на маркетинг лекарственного средства фармацевтическая компания имеет право поставлять продукт на рынке всех стран - членов ЕС и ЕЭЗ (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия).

После проведения соответствующей оценки, и получения положительного результата либо отклонения заявки, ЕМА публикует Европейский отчет по оценке лекарственного средства (European public assessment report - EPAR).

Большая часть работы по научной оценке, проводится научными комитетами ЕМА, которые состоят из представителей стран ЕЭЗ (обязательно представительство всех стран), а также пациентских, потребительских и профессио­нальных организаций. Комитеты выполняют различные задачи, связанные с разработкой, оценкой и надзором за лекарственными средствами.

В работе ЕМА задействовано 4,5 тыс. экспертов (включая членов научных комитетов и рабочих групп).

ЕМА отвечает за координацию системы мониторинга безопасности - системы фармаконадзора. Агентством проводится постоянная работа по мониторированию безопасности маркетирующихся лекарственных средств, и могут предпринимать меры в случае выявления проблем или подозрений, связанных с безопасностью препаратов. В ЕМА функционирует Комитет по оценке рисков в сфере фармаконадзора (Pharmacovigilance Risk Assessment Committee - PRAC), в компетенцию которого входят сбор и анализ информации о безопасности лекарственных средств для применения у человека.

ЕМА оказывает поддержку в деятельности по фармаконадзору центральным уполномоченным органам стран - членов ЕС, в частности путем разработки руководств, стандартов, планов по управлению рисками, координации мониторинга соблюдения фармацевтическими компаниями их обязательств по фармаконадзору. Кроме того, ЕМА занимается информированием общественности о безопасности лекарственных средств, а также сотрудничает с уполномоченными органами стран, не являющихся членами ЕС. Начиная с 2001 г., ЕМА ведет интернет-ресурс EudraVigilance, представляющий собой базу данных возникающих подозреваемых серьезных побочных реакций (Suspected unexpected serious adverse reactions - SUSARs). Система полностью гармонизирована со спецификациями Международной конференции по гармонизации требований к качеству лекарственных средств (International Conference on Harmonisation of Technical Requirements for Registration of Pharmaceuticals for Human Use - ICH).

ЕМА оказывает методологическую поддержку Европейской сети центров фармакоэпидемио­логии (European Network of Centres for Pharmacoepidemiology and Pharmacovigilance - ENCePP), которая принимает участие в проведении мультицентровых независимых исследований после получения разрешения на маркетирование лекарственного средства (работа фокусируется на исследовании безопасности и соотношения польза/риск).

Также комитеты ЕМА вовлечены в процессы рассмотрения сообщений (заявок), поступающих от Европейской комиссии или государства - члена ЕС, касающихся обеспокоенности относительно безопасности лекарственных средств, разногласий в вопросах применения препаратов и др.

ЕМА ответственно за координацию проверок. Проверки запрашиваются комитетами агентства с целью проведения необходимых экспертиз при рассмотрении заявки на получение разрешения на маркетинг, а также при поступлении сообщений о подозрениях. Проверки проводятся для гарантирования соответствия заявителей требованиям надлежащей производственной практики (Good manufacturing practice - ), надлежащей клинической практики (Good clini­cal practice - ), надлежащей лабораторной практики (Good laboratory practice - ) и фармаконадзора.

ЕМА также несет ответственность за внедрение программы интегрированной системы передачи и обработки информации (Telematics). Эта система обеспечивает обмен информацией между зарубежными владельцами торговых лицензий и регуляторными органами ЕС. Ее функционирование направлено на предоставление качественной информации о лекарственных средствах для широкой общественности, а также оказание помощи в постмаркетинговом мониторировании безопасности препаратов.

ЕМА играет важную роль в стимулировании инновационной и исследовательской деятельности фармацевтического сектора. Это осуществляется путем предоставления научных консультаций по разработке лекарственных средств, публикации руководств по требованиям к качеству, безопасности и эффективности при исследовании кандидатов в препараты и др.

ЕМА также ведет базу данных лекарственных средств, зарегистрированных по централизованной процедуре, в которой представлена краткая характеристика препарата, инструкция для пациента (листок-вкладыш), а также информация, представленная на маркировке. При необходимости в базу данных включаются ссылки на клинические исследования (завершенные и текущие), которые внесены в базы данных клинических исследований (в соответствии с Директивой 2001/20/ЕС). При этом могут проводиться консультации (с представителями руководящих органов ЕС) относительно включения дополнительной информации в базу данных, а также о том, чтобы эта информация была открытой для общественности.

ЕМА является центральным органом Европейской сети по контролю за обращением лекарственных средств, который объединяет деятельность 40 национальных регуляторных агентств, Европейской комиссии, Европейского парламента, а также децентрализованных европейских агентств.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Как известно, главным законом, регулирующим на территории ЕС, является Директива Европейского парламента и Совета 2001/83/ЕС (далее - Директива). Национальное законодательство стран - членов ЕС в сфере обращения лекарственных средств гармонизировано с Директивой.

Важно обратить внимание, что Директива - не единственный документ, регулирующий эту сферу. Множество вопросов, связанных с функционированием регуляторных органов, регулируется Регламентом (ЕС) № 726/2004 Европейского парламента и Совета от 31 марта 2004 г., устанавливающим процедуры ЕС для получения допуска на рынок и контроля обращения лекарственных средств для применения у человека и в ветеринарии и учреждающим ЕМА.

В данном документе подробно прописаны требования к указанным процедурам, а именно указываются распределение ответственности, обязанности, процедуры, направленные на обеспечение прозрачности и др. Кроме того, в Регламенте прописана административная структура ЕМА (задачи, образование комитетов, финансовые и другие вопросы).

СТОИМОСТЬ УСЛУГ ЕМА

ЕМА взимает плату за предоставляемые услуги. Требования, касающиеся сбора платы за оказанные услуги, утверждены в Регламенте «О пошлинах» Совета Европы № 297/95 и дополнительных документах, регулирующих порядок реализации. Оплата за услуги, связанные с фармаконадзором, регулируется Регламентом ЕС № 658/2014.

В соответствии с действующим законодательством ЕМА взимает плату за получение разрешения на маркетинг, внесение изменений в регистрационное свидетельство, а также ежегодные платежи для маркетирующихся лекарственных средств. Размеры платежей пересматриваются ежегодно для учета инфляционных процессов.

Так, получение разрешения на маркетинг лекарственного средства (одна дозировка, лекарственная форма) стоит от 278,5 тыс. евро. Внесение изменений в материалы регистрационного свидетельства (концентрация, лекарственная форма, введение новых показаний к применению) стоит 83,6 тыс. евро. Обязательный ежегодный платеж составляет 99,9 тыс. евро.

При этом также предусмотрено снижение размера сборов для малых и средних предприятий, производителей орфанных препаратов и некоторых других случаев.

Оплата за услуги, связанные с фармаконадзором, также взимается с владельца торговой лицензии. Эта деятельность включает научную оценку, которая проводится уполномоченными лицами (требования к утверждению уполномоченных лиц прописаны в Регламенте № 726/2004) в рамках фармаконадзора в ЕС, мониторинг всех поступающих сообщений и др. ЕМА взимает плату за проведение экспертиз для Периодических обновляемых отчетов по безопасности (Рeriodic safety update reports - PSURs), экспертиз для постлицензионного исследования безопасности (Post-authorisation-safety-study - PASS) и другие процедуры.

Также существует ежегодный платеж, который взимается только с лекарственных средств, которые получили торговую лицензию на нацио­нальном уровне.

Поступающие средства используются для мониторинга спонтанных сообщений, поддержки информационно-аналитических ресурсов, в том числе базы данных EudraVigilance и архива PSURs. Механизм расчета стоимости услуг, связанных с фармаконадзором, представлен на официальном сайте ЕМА. Так, стоимость PSUR (периодическое исследование безопасности) составляет 19,5 тыс. евро, PASS (постмаркетинговое исследование безопасности) - 43 тыс. евро, ежегодный сбор на поддержание информационных технологий и мониторинга - 67 евро. Для малых и средних предприятий размер пошлин снижается на 60%.

В контексте регулирования обращения лекарственных средств нельзя не затронуть вопрос обеспечения качества маркетируемых лекарственных средств, что в Европейском регионе входит в компетенцию Европейского директората по качеству лекарственных средств и здравоохранению (European Directorate for the Quality of Medicines & HealthCare - EDQM). EDQM - организация (институт Совета Европы), занимающаяся защитой общественного здравоохранения путем разработки, поддержки внедрения и контроля применения стандартов качества для обеспечения безопасности лекарственных средств и их безопасного применения.

EDQM является издателем Европейской , которая утверждает стандарты качества лекарственных средств и активных фармацевтических ингредиентов и является обязательной для соответствия в странах - членах ЕС (в соответствии с Директивой 2001/83/ЕС).

В подчинении у EDQM находится Сеть официальных лабораторий по контролю за лекарственными средствами (Network of official medicines control laboratories - OMCLs). OMCLs оказывает поддержку регуляторным органам в сфере контроля качества лекарственных средств, маркетирующихся на европейском рынке. Таким образом, OMCLs осуществляет независимый от компаний-производителей контроль качества препаратов.

В свою очередь, Регламентом (ЕС) № 726/2004 утверждено, что ЕМА должно координировать надзор за качеством лекарственных средств, размещенных на рынке, путем запроса на проведение исследования их соответствия утвержденным спецификациям, которое проводится одной из OMCL или лабораторией, утвержденной для этих целей государством - членом ЕС.

Помимо этого, EDQM сотрудничает с нацио­нальными, европейскими и международными организациями в части противодействия распространению фальсифицированных лекарственных средств.

66. Заявитель после регистрации лекарственного препарата в референтном государстве может инициировать в порядке процедуры взаимного признания регистрацию в других государствах-членах, выбранных заявителем в качестве государств признания, путем представления в уполномоченные органы (экспертную организацию) таких государств-членов:

заявления на регистрацию лекарственного препарата по процедуре взаимного признания на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам;

документов, подтверждающих оплату сбора (пошлины) за регистрацию и экспертизу лекарственного препарата в случае и порядке, установленных законодательством государства признания;

модуля 1 регистрационного досье на электронном носителе.

При наличии соответствующих требований в законодательстве государства-члена представляются ОХЛП, инструкция по медицинскому применению и макеты упаковок лекарственного препарата на государственном языке государства признания.

67. Уполномоченный орган (экспертная организация) референтного государства по запросу заявителя в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения данного запроса, обеспечивает доступ для уполномоченных органов (экспертных организаций) государств признания к регистрационному досье лекарственного препарата и экспертному отчету по оценке посредством интегрированной системы с использованием дополнительных документов и сведений, представленных заявителем на запросы уполномоченного органа (экспертной организации) референтного государства.

68. Регистрация лекарственного препарата в государстве признания при отсутствии разногласий между уполномоченными органами этого государства-члена и референтного государства и наличии заключения о возможности признания экспертного отчета по оценке осуществляется не позднее 90 календарных дней со дня получения доступа к экспертному отчету по оценке.

69. Экспертиза лекарственного препарата при процедуре взаимного признания в государствах признания осуществляется путем:

а) рассмотрения заявления, документов и сведений, представленных в регистрационном досье;

б) рассмотрения экспертного отчета по оценке, подготовленного экспертной организацией референтного государства.

70. Уполномоченный орган (экспертная организация) государства признания в течение 14 рабочих дней с даты подачи заявления отклоняет заявление на регистрацию лекарственного препарата по процедуре взаимного признания в случае несоответствия заявления требованиям настоящих Правил и (или) неподтверждения оплаты сбора (пошлины) за регистрацию и экспертизу лекарственного препарата в случаях и порядке, предусмотренных законодательством государства признания.

71. При регистрации лекарственного препарата по процедуре взаимного признания уполномоченный орган (экспертная организация) государства признания не позднее 50 календарных дней после получения доступа к экспертному отчету по оценке в случае необходимости направляет запрос заявителю и в уполномоченный орган (экспертную организацию) референтного государства по форме согласно приложению N 18 к настоящим Правилам.

72. Заявитель направляет ответ на запрос в уполномоченный орган (экспертную организацию) государства признания в срок, не превышающий 90 календарных дней. Срок ответа заявителя на запрос не включается в общий срок проведения экспертизы и регистрации лекарственного препарата. Уполномоченный орган (экспертная организация) государства признания в течение 5 рабочих дней с момента получения ответа заявителя обеспечивает к нему доступ уполномоченному органу (экспертной организации) референтного государства посредством интегрированной системы.

73. При непредставлении в установленный срок заявителем запрошенных уполномоченным органом (экспертной организацией) государства признания документов и сведений, экспертиза и регистрация лекарственного препарата в данном государстве признания прекращаются.

74. О принятом решении уполномоченного органа и (или) экспертной организации заявитель извещается (в электронном и (или) бумажном виде) в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.

75. Уполномоченный орган (экспертная организация) государства признания по результатам проведения экспертизы лекарственного препарата в срок, не превышающий 50 календарных дней с даты подачи в государство признания заявления на регистрацию лекарственного препарата (при отсутствии запросов к заявителю), или в срок, не превышающий 20 календарных дней с даты получения ответа заявителя на запрос, направленный уполномоченным органом (экспертной организацией) государства признания, с использованием интегрированной системы направляет в уполномоченный орган (экспертную организацию) референтного государства заключение о возможности или невозможности признания экспертного отчета по оценке, подготовленного референтным государством. Уполномоченный орган референтного государства доводит полученное заключение до сведения заявителя.

76. Если по результатам проведения экспертизы лекарственного препарата уполномоченным органом государства признания принято положительное решение о регистрации лекарственного препарата, уполномоченный орган государства признания не позднее 10 рабочих дней:

а) выдает заявителю регистрационное удостоверение лекарственного препарата по форме согласно приложению N 17 к настоящим Правилам, а также утвержденные ОХЛП, инструкцию по медицинскому применению, макеты упаковок на государственном языке государства признания при наличии соответствующих требований в законодательстве государства признания;

б) согласовывает нормативный документ по качеству, выданный референтным государством;

в) размещает сведения о лекарственном препарате и входящих в его состав активных фармацевтических субстанциях в едином реестре с приложением утвержденных ОХЛП, инструкции по медицинскому применению, макетов упаковок, согласованного плана управления рисками при применении лекарственного препарата (при необходимости) в соответствии с порядком формирования и ведения единого реестра.

77. Регистрационное удостоверение лекарственного препарата выдается уполномоченным органом государства признания со сроком действия регистрационного удостоверения, установленным референтным государством.

78. Регистрация лекарственного препарата, зарегистрированного в соответствии с настоящими Правилами в других государствах-членах, не указанных в первичном заявлении на регистрацию в качестве государств признания, а также в государствах, присоединившихся к Союзу после регистрации лекарственного препарата, осуществляется по процедуре взаимного признания на основе рассмотрения актуальной редакции экспертного отчета по оценке, подготовленного экспертной организацией референтного государства.

79. В случае невозможности признания экспертного отчета по оценке, подготовленного экспертной организацией референтного государства, уполномоченный орган (экспертная организация) государства признания направляет уполномоченному органу (экспертной организации) референтного государства, других государств признания, участвующих в процедуре регистрации лекарственного препарата, заявителю и в Экспертный комитет заключение о невозможности признания данного экспертного отчета по оценке, с указанием следующих причин:

а) отношение ожидаемой пользы к возможным рискам, связанным с применением лекарственного препарата, не является благоприятным;

81. Уполномоченный орган государства признания отказывает в регистрации лекарственного препарата, если по результатам экспертизы лекарственного препарата и после проведения процедуры урегулирования разногласий в Экспертном комитете им принято решение, что данные, представленные в экспертном отчете по оценке, не могут быть признаны достаточными для подтверждения качества и (или) эффективности, и (или) благоприятного соотношения "польза - риск" лекарственного препарата.

82. В случае наличия разногласий уполномоченных органов в части признания экспертного отчета по оценке и их рассмотрения Экспертным комитетом уполномоченный орган государства признания, принявший положительное решение о признании экспертного отчета по оценке, подготовленного экспертной организацией референтного государства, выдает регистрационное удостоверение, утвержденные ОХЛП, инструкцию по медицинскому применению, макеты упаковок и согласовывает план управления рисками при применении лекарственного препарата (при необходимости), нормативный документ по качеству до решения Экспертного комитета. По просьбе заявителя выдача регистрационного удостоверения уполномоченным органом такого государства признания может быть приостановлена до устранения разногласий уполномоченных органов других государств признания и референтного государства.

Выданное в таких случаях регистрационное удостоверение действует на территории данного государства признания.

Category: EURASIAN INTEGRATION Created: Friday, 18 August 2017 11:01

В процессе регистрации определяется, соответствует ли лекарственное средство требованиям качества, безопасности и эффективности, достаточным для свободного обращения лекарственных средств в рамках отдельного государства или единого рынка. Система регистрации лекарственных средств в Евразийском экономическом Союзе построена по модели внутреннего рынка Европейского Союза. Регистрация лекарственных средств в Европейском Союзе и Евразийском экономическом союзе строится на одних и тех же принципах и осуществляется в рамках схожих процедур (децентрализованная регистрация и процедура взаимного признания). В то же время, в силу различной степени интеграции, существуют и определенные отличия, которые могут существенно повлиять на обращение лекарственных средств на едином рынке Евразийского экономического союза. Прежде всего, эти отличия связаны с взаимодействием государств в рамках единого рынка. Конкуренция правопорядков с целью привлечь разработчиков лекарственных средств, отсутствие чётких критериев для отказа в признании регистрации, осуществлённой в другом государстве, неэффективная система разрешения конфликтов между государствами в ходе регистрационных процедур, определение взаимозаменяемости на национальном уровне – всё это может повлиять на свободу обращения лекарственных средств в рамках единого рынка, а также негативно отразиться на качестве, безопасности и эффективности лекарственных средств, обращающихся на едином рынке.

SHADRIN Alexey Dmitrievich
magister student of the program «Corporate lawyer» of The Faculty of Law of the National Research University «Higher School of Economics»; expert of Pharmaceutical and Biotechnology Regulatory Environment Research Center of the Faculty of Law of the NRU HSE

THE SYSTEM OF MARKETING AUTHORIZATION OF MEDICINES IN THE FRAMEWORKS OF THE SINGLE MARKET OF THE EUROPEAN UNION AND THE EURASIAN ECONOMIC UNION: COMPARATIVE LAW RESEARCH

Marketing authorization is one of the important institutes of access to the single market. In the process of registration conformity with quality, assurance and efficiency that are sufficient for circulation within the single market is examined. The system of marketing authorization in the Eurasian Economic Union is based upon model of the European internal market. The marketing authorization of medicines in the European Union and the Eurasian Economic Union is built on the same principles and is carried out in the similar forms (a decentralized procedure and a mutual recognition procedure).At the same time in virtue of differences in the degree of integration there are some specific features that may influence the circulation of medicines on the single market. First of all, the sedifference sare connected withinteraction bet ween countrie sin the frame worksof the single market. The competition between legal orders aimed at involvement of pharmaceuticals developers, a lack of clear criteria for refusal to recognize the marketing authorization granted in another country, an ineffective system of resolution of disputes between states in the course of registration, a determination of interchangeability of medicines on the national level - all these aspects can affect freedom of the circulation of pharmaceuticals in the frameworks of medicines as well as have an negative impact on the quality, assurance and efficiency of pharmaceuticals circulating on the single market.

Keywords: Eurasian Economic Union law, European Union law, Treaty on the Eurasian Economic Union, single market in pharmaceuticals, marketing authorization of medicines, centralized authorization, decentralized registration, procedure of mutual recognition, interchangeability of pharmaceuticals.

Основы для создания единого рынка лекарственных средств (далее - ЛС) в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) были заложены в ст. 30 Договора о Евра­зийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС), ко­торый вступил в силу 1 января 2015 г. В конце 2014 г. в соответ­ствии со ст. 100 Договора о ЕАЭС было подписано Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств (далее - Соглашение о единых принципах), закрепив­шее основные принципы функционирования единого рынка ЛС и распределение предметов ведения между государства­ми-членами и ЕАЭС.

  • Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекар­ственных средств в рамках Евразийского экономического союза.

Изначально старт функционирования единого рынка ЛС в рамках ЕАЭС был запланирован на 1 января 2016 г., однако вви­ду разногласий государств - членов ЕАЭС по ряду вопросов (в том числе о процедуре определения взаимозаменяемости ЛС в ходе общесоюзных процедур государственной регистрации) ос­новные решения Совета Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) были подписаны только в ноябре 2016 г.

Создание единого рынка лекарственных средств пресле­дует, прежде всего, социально-экономические цели. С одной стороны, это повышение доступности для населения без­опасных, качественных и эффективных ЛС, с другой стороны, это развитие экономического потенциала государств-членов ЕАЭС и устранение необоснованных ограничений во взаим­ной торговле.

Модель единого рынка ЛС ЕАЭС строится на основе евро­пейского опыта, где становление общего рынка началось с 1965 г. При этом центральное место в данном процессе занимали гармонизация и унификация требований к регистрации ЛС, являющейся ключевым институтом ex-ante контроля за обе­спечением качества, безопасности и эффективности ЛС.

Историческое развитие единого рынка ЛС в Европейском Союзе (далее - ЕС) началось именно с гармонизации требо­ваний к регистрации. Так, в 1965 г. была принята Директива Совета ЕЭС 65/65/ЕЭС от 26.01.1965 . Директива не вводила единую процедуру регистрации, однако устанавливались гар­монизированные требования к отказу в регистрации, предель­ному сроку рассмотрения заявки и основаниям приостановле­ния действия разрешения. На сегодняшний день регистрация ЛС в ЕС регулируется двумя ключевыми актами: Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 83/2001/ЕС от 6.11.2001 о кодексе сообщества о лекарственных средствах для использо­вания человеком (далее - Европейский кодекс о ЛС) и Регла­мент № 726/2004 Европейского парламента и Совета ЕС .

Формирование единого рынка ЕАЭС также показывает, что процедура регистрации ЛС является одним из ключевых вопросов, требующих решения для функционирования обще­го рынка. Для этого были разработаны Правила регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского при­менения (далее - Правила регистрации ЕАЭС) .

Как в ЕС, так и в ЕАЭС регистрация ЛС является необхо­димым условием для выпуска ЛС на единый рынок. Это не­однократно подчеркивалось Европейским судом справедливо­сти. В одном из дел рассматривалось соответствие польского закона об ЛС Европейскому кодексу о ЛС. В соответствии с национальным законодательством допускалось обращение воспроизведенных препаратов (дженериков) уже зарегистри­рованных в Польше ЛС без прохождения государственной ре­гистрации. Европейский суд признал польский закон не соот­ветствующим европейским нормам и отметил, что требования к регистрации ЛС направлены на достижение целей Европей­ского кодекса о ЛС: устранение препятствий в торговле между государствами-членами и ЕС и защита здоровья населения . В другом деле, помимо данного вывода, был сделан следующий: из положений Европейского кодекса о ЛС абсолютно ясно вытекает, что, если ЛС размещается на едином рынке, то оно должно пройти процедуру регистрации .

В то же время Соглашение о единых принципах и Евро­пейский кодекс о ЛС предусматривают схожие исключения из общего правила о государственной регистрации. Среди них можно выделить ЛС, изготовленные в аптеках, фармацевтиче­ские субстанции, ЛС, используемые для проведения доклини­ческих и клинических исследований, радиофармацевтические лекарственные препараты (далее - ЛП), ЛС, предназначенные исключительно для экспорта за пределы союза.

В общем виде порядок регистрации ЛС сходен в ЕС и ЕАЭС. Регистрация осуществляется на основании заявления и регистрационного досье в форме общего технического до­кумента, включающего административную, химическую, фармацевтическую, биологическую, фармакологическую, токсикологическую, клиническую документацию о ЛС. Срок регистрационного удостоверения на впервые регистрируемое ЛС составляет 5 лет, после чего необходимо подтверждение регистрации, по результатам которого выдаётся бессрочное регистрационное удостоверение.

На сегодняшний день в рамках ЕС действует четыре про­цедуры регистрации: национальная, процедура взаимного признания, децентрализованная и централизованная про­цедуры. В ЕАЭС до конца 2020 г. будет существовать три воз­можных варианта: национальная регистрация, процедура вза­имного признания и децентрализованная процедура. После же 2020 г. национальная регистрация будет отменена, и для заявителей доступными останутся только два варианта.

Процедура взаимного признания - процедура регистра­ции ЛС, уже зарегистрированного на территории одного из государств-членов союза (референтное государство), в других государствах-членах в упрощённом порядке путем оценки экспертного отчёта референтного государства и отдельных мо­дулей общего технического документа. При этом государства признания не проводят все экспертизы ЛП заново, а лишь оце­нивают данные, предоставленные референтным государством.

Если ЛП до этого ещё не был одобрен ни в одном из го­сударств-членов, то регистрации ЛП может быть осущест­влена по децентрализованной процедуре, позволяющей осуществить одновременную регистрацию в нескольких госу­дарствах-членах. Такой способ регистрации является крайне эффективным способом выхода новых препаратов сразу на не­сколько рынков союза.

В целом, процедура взаимной регистрации и децентра­лизованная регистрация очень похожи в ЕС и ЕАЭС, что об­условлено учетом при разработке правовых актов ЕАЭС опы­та функционирования европейской системы регистрации ЛС. Вместе с тем имеется и ряд существенных отличий при прове­дении каждой из процедур, которые будут проанализированы далее.

Национальная процедура регистрации в ЕС выполняет две функции: допуск на рынок отдельного государства-члена ЕС и первый этап процедуры взаимного признания и децен­трализованной процедуры. В ЕАЭС несмотря на то, что де- юре национальная процедура регистрации будет отменена, де-факто она будет существовать в рамках процедуры взаим­ного признания на стадии экспертизы, проводимой референт­ным государством.

Однако даже в условиях унифицированных правил ре­гистрации ЛС существуют определенные отличия, которые даже в условиях единого рынка обеспечивают конкуренцию правопорядков, тем самым влияя на его развитие. Государ­ства заинтересованы в том, чтобы регистрация ЛС осущест­влялась на их территории, так как это обеспечивает более эффективный контроль за качеством, безопасностью и эф­фективностью ЛС и является дополнительным источником бюджетного дохода.

В то же время стоит признать, что в рамках единого рынка конкуренция правопорядков значительно ограничена. Среди факторов, на которые в той или иной степени способно влиять государство, отметим следующие: размер государственной по­шлины, соблюдение процедуры регистрации ЛС (в т.ч. с точки зрения сроков) и уровень экспертов, которые участвуют в ре­гистрации.

Исследователи отмечают, что в условиях гармонизации правил регистрации ЛС, государства-члены заинтересованы в более быстром осуществлении регистрации на национальном уровне, что стимулирует заявителей осуществлять регистра­цию в определённом государстве .

Вторым способом привлечения разработчиков лекар­ственных средств является снижение размеров государ­ственной пошлины за регистрацию. Так, например, размер государственной пошлины за регистрацию ЛС по децентра­лизованной процедуре составляет: Германия - 89 300 евро в качестве референтного государства (в качестве государства признания -19 500 евро), Франция - 50 000 евро и 34 000 евро, соответственно, Чешская Республика - 14 100 евро и 4030 евро, Испания - 20.734,46 евро вне зависимости от процедуры . Право устанавливать размер государственной пошлины за осуществление регистрации прямо предусмотрено и п. 3 Ре­шения Совета ЕЭК № 78 .

Если говорить о ЕАЭС, то после 2020 г. государства-члены будут лишены тех сравнительных преимуществ, которые у них существуют на сегодня. Например, возможность признания результатов клинических исследований, проведённых за ру­бежом (Белоруссия, Армения ), ускоренная (Киргизия ) или упрощенная (Белоруссия , с определенными ограничениями Россия , ранее Казахстан ) регистрация воспроизведенных ЛС (дженериков).

Кроме того, конкуренция между государствами-членами может привести к другим негативным последствиям. Напри­мер, неравномерная регистрационная нагрузка между страна­ми. Так, в ЕС в рамках децентрализованной процедуры более 80% заявлений о регистрации приходится на 5 стран: Дания, Великобритания, Германия, Нидерланды и Швеция. В 2009­2010 гг. это привело к тому, что заявители вынуждены были «бронировать» время для подачи заявления о регистрации . Кроме того, существует риск, что конкуренция между госу­дарствами-членами, в частности, в скорости осуществления регистрации, приведёт к снижению качества осуществляемой экспертизы, что непосредственно может повлиять на качество, эффективность и безопасность ЛС.

Следующим отличительным элементом в регистрацион­ной системе, но уже на наднациональном уровне, являются основания для отказа в признании регистрационного удосто­верения, полученного в других государствах-членах. Согласно ст. 29 Европейского кодекса о ЛС единственным основанием является «серьезный потенциальный риск для здоровья насе­ления». Как отмечает К. Янссенс, субъективное толкование го­сударствами этого понятия является причиной частых отказов в признании доклада об оценке ЛС . Во избежание субъектив­ного толкования указанного термина в 2006 г. в ЕС было при­нято Руководство по толкованию термина «потенциальный серьезный риск».

В соответствии с указанным руководством под «потен­циальным серьёзным риском» понимается ситуация, при которой существует значительная вероятность, что примене­ние лекарственного препарата может нанести серьезный вред здоровью населения (вред, который может привести к смер­ти, госпитализации или увеличению срока госпитализации пациента, инвалидности или недееспособности, к врожден­ным аномалиям или заболеваниям, проявляющимся в тече­ние всей жизни человека). При этом оценка потенциального серьёзного риска должна учитывать и положительный тера­певтический эффект от применения препарата, а любой от­каз должен быть мотивированным и не может быть обоснован различиями в национальных административных или научных требованиях.

Несмотря на указанные разъяснения, Европейский суд после их публикации неоднократно подчеркивал, что только «серьезный потенциальный риск для здоровья населения» мо­жет быть основанием для отказа во взаимном признании. Так, в одном из дел суд отметил, что различия в составе солей не влияют на качество, эффективность и безопасность ЛС и, та­ким образом, ЛС не представляет серьезного потенциального риска и должно быть зарегистрировано государством признания.

Критерии, закрепленные в правилах ЕАЭС достаточно близки к основаниям, предусмотренным Руководством ЕС по толкованию термина «серьезный потенциальный риск». Осно­ваниями для отказа могут быть характеристики ЛС, связанные с качеством, эффективностью, безопасностью ЛС, соотноше­нием рисков применения с ожидаемой пользой, а также пре­доставление недостоверной информации; кроме того, в ЕАЭС в качестве основания для отказа государства признания явля­ется критическое несоответствие надлежащим фармацевтиче­ским практикам ЕАЭС. Однако в отличие от европейского ре­гулирования в Правилах регистрации ЕАЭС отсутствует более подробное разъяснение указанных критериев, что оставляет государствам-членам достаточно существенные дискрецион­ные полномочия.

Отдельные разъяснения данных критериев можно найти в правовых актах ЕАЭС, однако они не отличаются систем­ностью. Например, отдельные аспекты оценки качества, эф­фективности и безопасности можно найти в Приложениях к Правилам регистрации, в Приложении № 14 «Указания по со­ставлению экспертного отчета о критической оценке аспектов качества лекарственного препарата», Приложении № 16 «Фор­ма экспертного отчета об оценке безопасности, эффективно­сти и качества». Понятие критического несоответствия над­лежащей производственной практике - в Приложении № 4 к Правилам проведения фармацевтических инспекций (форма) «Отчет о проведении фармацевтической инспекции».

Как с точки зрения содержания, так и с точки зрения юри­дической техники такая детализация не может быть признана достаточной для исключения дискреционных полномочий государств признания, что может повлиять на эффективность всей регистрационной системы в целом.

В силу постепенного формирования правового простран­ства ЕАЭС достаточно слабо урегулированной остаётся проце­дура решения разногласий между референтным государством и государствами признания. Согласно Правилам регистрации ЕАЭС в случае невозможности регистрации ЛП государство признания направляет референтному государству, другим государствам признания, заявителю, а также Экспертному комитету по ЛС (далее - Экспертный комитет) заключение о невозможности признания экспертного отчета. После чего Экспертный комитет должен рассмотреть разногласия в уста­новленном ЕЭК порядке. Однако на сегодняшний день отдель­ных правил по рассмотрению разногласий нет. Единственная конкретизация этой нормы закреплена в Положении об Экс­пертном комитете по ЛС, из которого мы можем выделить следующие особенности рассмотрения разногласий: данный вопрос должен быть приоритетным в повестке дня Эксперт­ного комитета, а представитель обратившегося уполномочен­ного органа должен быть приглашен на заседание в обязатель­ном порядке, а также порядок принятия решения по данному вопросу - консенсус.

В рамках ЕС, напротив, существует развитая система уре­гулирования разногласий, в том числе без обращения к над­национальным органам. В частности, возможно проведение совместного совещания между референтным государством, государством признания и заявителем. На наднациональном уровне предусмотрена двухступенчатая система разреше­ния споров: в Координационной группе по процедуре вза­имного признания и децентрализованной процедуре (англ. Coordination Group for Mutual Recognition and Decentralised Procedures), а в последствии в Комитете по лекарственным средствам для использования человеком (англ. Committee for Medicinal Products for Human Use) (далее - Комитет).

Ещё более существенное различие связано с обязательно­стью решений для государств-членов ЕС и ЕАЭС Комитета и Экспертного комитета, соответственно. В ЕС решение о реги­страции, которое принимает Комитет и которое впоследствии легализуется Европейской комиссией, является обязательным для государства-члена (ст. 34 Европейского кодекса о ЛС). На­против, в ЕАЭС в соответствии со ст.ст. 81, 105 Правил реги­страции ЕАЭС уполномоченный орган государства признания самостоятельно принимает решение о регистрации или отка­зе в регистрации.

Данное отличие, прежде всего, обусловлено степенью интеграции ЕС и ЕАЭС (менее развитая структура наднаци­ональных органов ЕАЭС , большая централизация власти на национальном уровне , отсутствие чёткой иерархии норма­тивных правовых актов наднационального и национального уровней , отличия в международно-правовом статусе ЕАЭС и ЕС ). Однако такой подход фактически делает процедуру рассмотрения разногласий менее эффективной, поскольку по её окончании отсутствует обязанность государства признания принять решение, выработанное на уровне союза.

Наконец, нельзя не отметить отсутствие в ЕАЭС центра­лизованной регистрации ЛС, которая используется в ЕС для регистрации сразу на всей территории союза, прежде всего, ЛП, которые можно отнести к инновационным (например, орфанные, генные препараты) . Таким образом, на сегодняш­ний день в ЕАЭС отсутствует один из механизмов, стимули­рующих разработку инновационных ЛС в рамках ЕАЭС, что обеспечило бы повышение их доступности для населения.

Ещё одним важным аспектом регистрации ЛС является определение их взаимозаменяемости. На протяжении долгого времени государствами-членами ЕАЭС решался вопрос, будет ли взаимозаменяемость определяться в ходе государственной регистрации на наднациональном уровне или на националь­ном уровне. В результате государствами-членами ЕАЭС было принято решение, что определение взаимозаменяемости мо­жет осуществляться уполномоченными органами государств в соответствии с национальным законодательством . При этом отдельно подчеркивается, что взаимозаменяемость ЛП имеет юридическую силу только в государстве, где она была уста­новлена, и не влияет на дальнейшее обращение ЛП в рамках единого рынка. Последнее положение, на наш взгляд, стоит толковать так, что невозможно ограничение свободного обра­щения ЛС, ввиду отсутствия выводов об их взаимозаменяемо­сти.

В то же время отметим, что до 31.12.2018 Российская Феде­рация должна представить в Совет ЕЭК доклад о применении процедуры определения взаимозаменяемости, что означает, что государства-члены на основании российского опыта будут принимать решение о введении в дальнейшем общесоюзного определения взаимозаменяемости. Однако существуют опа­сения, что к этому сроку в Российской Федерации практиче­ски будет отсутствовать практика по применению концепции взаимозаменяемости, что обусловлено ограниченными воз­можностями регистрирующих органов по определению вза­имозаменяемости уже зарегистрированных в Российской Фе­дерации ЛП к установленному российским законодательством сроку - 01.01.2018. Это, в свою очередь, означает, что вопрос взаимозаменяемости в рамках ЕАЭС, скорее всего, также бу­дет отложен.

Само по себе установление правил определения взаи­мозаменяемости на национальном уровне не противоречит принципам единого рынка, о чём свидетельствует и опыт ЕС, где параллельно существует несколько национальных подхо­дов к взаимозаменяемости ЛС . Однако нельзя не отметить и возможные негативные последствия такого подхода.

Ключевое значение концепция взаимозаменяемости имеет для конкуренции в целом и для конкуренции в ходе проведения государственных закупок в частности. Это также подчеркивается и в Решении Совета ЕЭК № 92. Потенциально концепция взаимозаменяемости должна до минимума сокра­тить количество необоснованных отказов, обусловленных тем, что препарат не является взаимозаменяемым с другими пре­паратами, участвующими в торгах. В то же время нельзя не отметить, что на сегодняшний день существуют инициативы, напротив, направленные на внедрение закупок ЛС (в частно­сти, входящих в перечень жизненно необходимых и важней­ших ЛП) по торговым наименованиям, что в целом исключит применение концепции взаимозаменяемости для достаточно большого количества ЛС.

Представляется, что в рамках единого рынка отсутствие единого подхода к взаимозаменяемости сделает менее эффек­тивной взаимозаменяемость, определённую на национальном уровне. В рассматриваемой ситуации концепция взаимоза­меняемости не будет работать в полной мере, поскольку до­пустимо участие в государственных закупках как препаратов, прошедших определение взаимозаменяемости в рамках рос­сийской процедуры регистрации, так и препаратов из других государств-членов ЕАЭС, взаимозаменяемость которых не была определена, иной подход будет означать нарушение принципа свободы обращения товаров в рамках единого рынка.

В случае, если иные страны, кроме России, установят на национальном уровне определение взаимозаменяемости, то в отсутствии единой концепции возможна ситуация, когда одни и те же препараты будут в одних государствах признаны взаи­мозаменяемыми, а в других - нет. Неоднозначно в различных государствах сложится практика и по оспариванию таких от­казов.

Как уже было отмечено, с 2020 г. регистрация препара­тов по национальным правилам будет отменена. Определение взаимозаменяемости, в свою очередь, является частью россий­ской системы регистрации. Таким образом, даже в отноше­нии тех препаратов, которые будет зарегистрированы в Рос­сийской Федерации как в референтном государстве, не может быть проведена процедура определения взаимозаменяемости. Соответственно, необходимо устанавливать внерегистрацион­ный порядок определения взаимозаменяемости, что связано с дополнительными издержками для владельца или держателя регистрационного удостоверения . Кроме того, в сложивших­ся условиях неопределенности субъекты фармацевтического рынка не будут мотивированы на определение взаимозаменя­емости своих препаратов как в течение переходного периода до 2020 г., так и после его окончания.

Подводя итог, ещё раз подчеркнём, что система регистра­ции ЛС ЕАЭС во многих аспектах построена с учетом опыта правового регулирования общего рынка ЛС в ЕС, что прояв­ляется, например, в порядке осуществления регистрации ЛС по отдельным процедурам. Ключевым аспектом регистрации ЛС в рамках союза является взаимодействие между государ­ствами-членами и решение возникающих между ними про­тиворечий. Именно в этой части правовые механизмы, зало­женные в праве ЕАЭС, представляются менее эффективными, чем предусмотренные правом ЕС. Отсутствие чёткой конкре­тизации оснований для отказа в признании регистрации ЛС может увеличить количество спорных ситуаций и затруднить выход ЛС на рынок. При этом в праве ЕАЭС нет эффективного способа разрешения таких конфликтов, поскольку финальное решение по итогам согласительных процедур в рамках ЕАЭС не обладает юридически обязывающим эффектом для сторон.

Второй аспект, который необходимо учитывать в рамках единого рынка, - это конкуренция правопорядков, целью ко­торой является стимулирование разработчиков ЛС выбирать государство в качестве референтного. Обратная сторона такой конкуренции связана с неравномерным распределением на­грузки на государства-члены, а также потенциальным влия­нием на качество проводимых экспертиз, что, в свою очередь, может отразиться на качестве, эффективности и безопасности ЛС, обращающихся в рамках единого рынка.

Наконец, отметим отсутствие централизованной систе­мы регистрации ЛС в ЕАЭС, которая представляет собой эф­фективный механизм допуска на рынок инновационных ЛС, что не в полной мере соответствует целям создания единого рынка. Однако представляется, что с углублением интеграции в рамках ЕАЭС централизованная процедура также будет вне­дрена в систему регистрации ЕАЭС.

- «Женевская инициатива» (известна также, как «Geneva Accord» англ. и «יוזמת ז נבה» ивр.Yozmat Jeneva) проект соглашения о постоянном урегулировании между Государством Израиль и Организацией освобождения Палестины подготовленный группой… … Википедия

Признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений в США - Признание решения иностранного суда на территории США означает, что данное решение служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение суда США. Признание иностранного судебного решения является… … Википедия

СНГ - Содружество Независимых Государств Флаг СНГ Эмблема СНГ … Википедия

Одобрение типа транспортного средства - одобрением типа транспортного средства соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия;... Источник:… … Официальная терминология

Инвестор - (Investor) Инвестор это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли Определение понятия инвестор, частный, квалифицированный и институциональный инвестор, особенности работы инвестора, известные инвесторы,… … Энциклопедия инвестора

Кредитор - (Creditor) Кредитор это сторона, имеющая право требования от должника выполнения обязательств Кредитор: реестр требований, права и собрания, частные и конкурсные кредиторы Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Валютная система - (Monetary system) Валютная система это правовая форма организации валютных отношений Валютная система: Ямайская, Европейская, Бреттон Вудская, Парижская, Генуэзская, Российская Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Европейский центральный банк - (European Central Bank) Европейский центральный банк – это крупнейшее международное кредитно банковкое учреждение государств Евросоюза и Зоны Евро Структура и фкункции Европейского Центрального банка, Европейская система центральных банков,… … Энциклопедия инвестора

Страхование - I Теория С. Страховая политика. История страхования. История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. Виды страхования. Страхование от огня. Страхование от градобития. Страхование скота. Транспортное страхование.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Соединённые Штаты Америки - Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

ЗАКОН ОБ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТАХ - NEGOTIABLE INSTRUMENTS LAWЭто закон, относящийся к обращающимся документам, дважды подвергавшийся кодификации с целью достижения большего единообразия для различных штатов. Начиная с 1897 г. первоначальный Единый закон об обращающихся документах… … Энциклопедия банковского дела и финансов

Пестова Е.С.
Научный сотрудник Первого МГМУ им. И.М. Сеченова*

В настоящее время в связи с созданием 1 июля 2011 г. Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации возникает необходимость в создании комплексной системы регистрации ЛС, которая обеспечит, с одной стороны, быстрый выход на рынки этих стран эффективных и безопасных ЛС, а с другой — создаст благоприятную структуру для развития отечественного фармацевтического производства и бизнеса.

В связи с этим нами был изучен опыт регистрации ЛС в государствах — участниках свободного экономического пространства, в частности, в Европейском союзе (ЕС), с целью сравнения с действующей системой регистрации в РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 12.04.10 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — ФЗ-61) в РФ термин «государственная регистрация» входит в определение «Обращение лекарственных средств».

Целью государственной регистрации является получение регистрационного удостоверения (РУ — документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата) с регистрационным номером (кодовое обозначение, присвоенное лекарственному препарату при его государственной регистрации).

С целью создания единого общеевропейского рынка ЛС были приняты законодательные директивы, первая из которых — Директива ЕС «О сближении законодательных положений, правил и административных мер в отношении лекарственных препаратов» — датируется 1965 г. В Директиве изложен основной принцип регулирования обращения лекарственных препаратов: «Главная цель существующих правил производства и распространения ЛС — охрана здоровья населения» (4).

На сегодняшний день основные законодательные положения ряда ранее принятых Директив, регулирующих обращение лекарств в ЕС, сведены воедино и обновлены в Директиве 2001/83/ЕС от 06.11.2001 г. «О своде законов сообщества в отношении лекарственных препаратов для человека».

Ведущей организацией, осуществляющей контроль за качеством ЛС на территории ЕС, является Европейское медицинское агентство (The European Medicines Agency, EMA) со штаб-квартирой в Лондоне, Англия. Деятельность Агентства осуществляется в тесном сотрудничестве с другими институтами Евросоюза, прежде всего, с Комиссией ЕС.

Одной из основных задач Агентства является создание единой системы международной экспертизы качества ЛС в рамках ЕС путем централизованной и децентрализованной процедур выдачи регистрационных удостоверений, а также разработка эффективных процедур по контролю и изъятию из обращения небезопасных, недоброкачественных, контрафактных и фальсифицированных ЛС в странах ЕС.

Помимо этого, Агентство координирует деятельность национальных органов, ответственных за фармакологический надзор и фармацевтические инспекции, а также соблюдение требований надлежащей лабораторной (GLP), клинической (GCP) и производственной (GMP) практик. Неотъемлемой частью деятельности Агентства является разработка информационных баз данных по рациональному применению ЛС в странах ЕС.

Агентство проводит отбор наименований медицинской продукции для включения в ежегодную программу испытаний, а Комитет по лекарственным препаратам для человека (Committee for Medicinal Products for Human Use, CHMP), входящий в состав Агентства, проводит окончательное утверждение программы. Также Комитет способствует принятию общих решений по регистрации ЛС на основании объективных критериев безопасности, качества и эффективности при централизованной процедуре.

ЕМА предоставляет общую информацию о ходе работ, осуществляет двухстороннее взаимодействие с производителями и заявителями при получении регистрационных удостоверений, проведении арбитражных процедур.

В странах ЕС государственная регистрация ЛС осуществляется в соответствии с одной из четырех процедур:

  • национальная;
  • децентрализованная;
  • процедура взаимного признания;
  • централизованная.

Каждая страна ЕС имеет собственную процедуру регистрации ЛС, называемую национальной процедурой.

В этом случае фармацевтические компании могут зарегистрировать свои ЛС в той стране, в которой они заинтересованы. Если получен отказ в регистрации ЛС в одной стране, возможна подача регистрационного файла в другую страну ЕС.

Выбирая децентрализованную процедуру, фармацевтические компании подают заявление на регистрацию нового ЛС одновременно в несколько стран ЕС. Одновременная подача регистрационного файла в несколько стран ЕС может быть более эффективна, чем национальная процедура, т.к. положительное решение может быть получено сразу в нескольких странах.

После прохождения национальной процедуры в одной из стран ЕС лекарственный препарат в дальнейшем может быть признан в других странах ЕС (Процедура взаимного признания).

Во всех странах ЕС, в которых компания заинтересована, подаваемые заявления о регистрации ЛС идентичны. Первая из стран, которая решит оценить ЛС, называется референтной страной и уведомляет об этом другие заинтересованные страны. При завершении референтной страной оценки качества, безопасности и эффективности ЛС, копии заключения направляются всем заинтересованным странам.

Централизованная процедура является обязательной для следующих групп препаратов:

  • все биологические ЛС и другие препараты, произведенные с использованием высокотехнологичных процедур;
  • препараты, предназначенные для лечения ВИЧ/СПИД, нейродегенеративных, онкологических заболеваний, диабета, аутоиммунных и других иммунных дисфункций и вирусных заболеваний;
  • препараты для лечения орфанных (редких) заболеваний.

При централизованной процедуре компания уведомляет EMA о своем намерении централизованно зарегистрировать ЛС предварительно за семь месяцев до подачи регистрационного досье. При положительном решении ЕМА о процессе регистрации ЛС члены CHMP назначают докладчика/содокладчика.

Докладчиком является эксперт регулирующего органа конкретной страны, включенной в ЕС. Роль докладчика заключается в проведении научной оценки и составлении отчета для CHMP.

Следует заметить, что торговое наименование препарата конкретной компании сохраняется единым во всех странах ЕС.

Регистрационное досье представляется в CTD-формате (Common Technical Document, CTD - Общий технический документ), который содержит пять основных модулей:

  • Региональная административная и предписывающая информация
  • Резюме общего технического документа
  • Качество (Система обеспечения качества)
  • Отчеты по доклиническим исследованиям
  • Отчеты по клиническим исследованиям.

Следующим шагом в процессе регистрации ЛС является проверка регистрационного досье EMA на полноту предоставляемой информации (требуется ли дополнительная информация, данные или разъяснения в целях проведения обзора) и CHMP устанавливает план для научной оценки докладчиком/содокладчиком.

Докладчик/содокладчик проводит детальный анализ информации в досье. EMA завершает полный обзор в течение 210 дней (не учитывая времени ответов компании на запросы СНМР).

В случаях, когда государство заинтересовано в конкретном ЛС, компания имеет право подать заявление на ускоренную процедуру экспертизы. Если данное заявление удовлетворено, то процедура регистрации сокращается до 150 дней.

В результате проведенной оценки СНМР составляет запрос (недостающие документы/данные; спорные/уточняющие вопросы; «другие проблемы» и/или «серьезные возражения»), а также общее заключение о научных данных и отправляет заявителю. В запросе также могут содержаться рекомендации от CHMP и результаты научных дискуссий. Время на предоставление ответа на запрос не учитывается при исчислении срока регистрации ЛС (остановка временного отсчета).

На данном этапе (120 день) CHMP принимает одно из двух решений:

1. Лекарственный препарат будет зарегистрирован при условии, что запрос не имеет критичных замечаний, в случае имеющихся замечаний заявитель гарантирует их устранение.

2. Лекарственный препарат не может быть зарегистрирован, т.к. есть «серьезные возражения».

Заявитель предоставляет ответ в CHMP в течение трех месяцев с даты получения запроса (при необходимости имеет право на трехмесячное продление).

При принятии положительного решения заявитель получает регистрационное удостоверение на ЛС и может приступить к выпуску препарата на рынок.

В течение пяти дней после получения регистрационного удостоверения заявитель предоставляет EMA обзор характеристик ЛС, маркировку и инструкцию по медицинскому применению на 20 языках ЕС.

С целью фармаконадзора ежегодно EMA публикует Европейские общественные оценочные отчеты (European public assessment report, EPAR) по зарегистрированным ЛС для медицинского применения на своем официальном сайте http://www.ema.europa.eu Заявитель имеет возможность высказать свое обоснованное мнение по любым вопросам, относящимся к конфиденциальной информации.

В странах Таможенного союза осуществляется только национальная процедура государственной регистрации ЛС. Поэтому в настоящее время разрабатываются законодательные акты, направленные на расширение территории взаимного признания и ускорения выхода ЛС на фармацевтический рынок ТС.

Процесс регистрации ЛС в Российской Федерации в последние годы претерпел ряд изменений. С момента начала действия ФЗ-61 в сентябре 2010 г. изменилась государственная структура регистрации ЛС. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, регулирующим вопросы регистрации ЛС, является Министерство здравоохранения (до 2010 г. данную функцию выполнял Росздравнадзор. — Прим. ред.).

В Министерстве здрaвоохрaнения сформирован Депaртaмент государственного регулирования обрaщения лекарственных средств, в структуре которого функционируют следующие подразделения:

  • отдел клинических исследований ЛС;
  • отдел регистрации ЛС;
  • отдел регулирования обрaщения зaрегистрировaнных ЛС;
  • отдел регистрации цен нa жизненно необходимые и важнейшие ЛП (ЖНВЛП).

Ведомственное министерство принимaет решение о регистрaции ЛС, основывaясь нa результaтах проведенных экспертиз подведомственным учреждением — ФГБУ НЦЭСМП Минздрaвa России (Федерaльное госудaрственное бюджетное учреждение «Нaучный центр экспертизы средств медицинского применения» (www.regmed.ru). Центр проводит экспертизу методов контроля кaчествa предостaвленных обрaзцов ЛС и экспертизу ожидaемой пользы к возможному риску применения ЛС.

В соответствии с ФЗ-61 срок регистрaции ЛС состaвляет 210 рaбочих дней, сам процесс включает в себя три этапа: первый — получение разрешения на клинические исследования, второй - экспертиза качества ЛС и экспертиза отношения ожидаемой пользы к возможному риску, третий этап — получение регистрационного удостоверения. Время проведения клинического исследования ЛС не учитывается при исчислении срока государственной регистрации такого ЛС.

Одним из основных изменений в процедуре регистрaции с 01.09.2010 г. стало требование об обязательных клинических исследованиях в России всех препaрaтов нa этапе регистрации. Исключения, дающие право не проводить клиническое исследование в РФ, это:

  • в случае если аналогичный препарат зарегистрирован в России более 20 лет, и для него невозможно провести исследование биоэквивалентности (БЭ);
  • в случае если Россия принимала участие в международном исследовании препарата или если между Россией и страной, где проводилось исследование, есть договор о взаимном признании результатов клинических исследований.

Следует отметить, что Правила Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных средств для человека (ICH) требуют повторения КИ только в тех случаях, когда есть веские научные обоснования. Повторение клинических исследований препарата без определения новой научной цели считается неэтичным, ведь это испытания на живых людях. Например, повторение части КИ препарата в другой стране бывает необходимо лишь в тех случаях, когда научные исследования показали, что метаболизм лекарств у пациентов в этой стране значительно отличается от такового в странах, где проводились предыдущие исследования, и необходимо подобрать иную дозировку препарата.

Между тем научного обоснования того, что российская популяция отличается от европейской, нет. Это требование приводит к существенному замедлению, а в ряде случаев к невозможности появления на рынке уже исследованных и зарегистрированных за рубежом лекарств и делает их недоступными для российских пациентов.

В отличие от Европейской системы регистрации ЛС в Российской Федерации до 25 ноября прошлого года отсутствовала «обратная связь» между компаниями и контролирующим органом, которая в ЕС выражается в виде запросов и комментариев СНМР. С целью гармонизации процесса госрегистрации ЛС в Российской Федерации было принято решение о введении официальных запросов, как от ФГБУ НЦЭСМП, так и от Министерства здрaвоохрaнения, ответ на которые заявитель обязан представить в течение 90 рабочих дней. Время, необходимое для предоставления ответа не учитывается при исчислении срока государственной регистрации ЛП (Clock-stop time). Это означает, что количество отказов при наличии незначительных замечаний будет уменьшаться.

Несмотря на гармонизацию процесса регистрации ЛС в РФ с европейской системой в настоящее время остаются актуальными следующие вопросы:

  • отсутствие предварительного научного консультирования перед подачей регистрационного досье в федеральный орган исполнительной власти;
  • отсутствие различий в процедуре регистрации отдельных групп ЛС (орфанные, педиатрические и ЛС с механизмом действия, основанном на воздействии на генный, клеточный и тканевой уровни); отсутствие возможности арбитража в Российской Федерации; гармонизация российской фармакопеи с ведущими зарубежными фармакопеями и, как следствие, расхождение в методах контроля и сертификатах анализа.

Что касается модульной структуры подаваемых документов в CTD формате в ЕС, она отличается от организации документов в российском досье. Тем не менее, различия в структуре и оформлении конечного досье не влияют на смысловое наполнение общих разделов.

Таким образом, гармонизация законодательных и нормативных актов в сфере обращения лекарственных средств, в частности процесса их регистрации, существенно повысит эффективность работы контрольно-разрешительной системы на фармацевтическом рынке, создаст платформу для развития отечественной фармацевтической отрасли, снизит импорт и повысит экспорт фармацевтической продукции, произведенной на территории Таможенного союза.

*(доклад подготовлен под научным руководством профессора фармфакультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.фарм.н. С.Г. Сбоевой).

Выступление на семинаре Школы для практикующих врачей по специальности «провизор», проводимой в рамках Всероссийского национального конгресса «Человек и лекарство»

Поделиться: