Личный закон физического лица (lex personalis). Личный закон

Так, в соответствии со статьями 161 и 163 СК РФ будут решаться вопросы определения фамилий супругов, имён и фамилий детей, поскольку касаются личных неимущественных прав супругов, родителей и детей. В соответствии с авторским законодательством право на авторское имя определяется по праву страны, где испрашивается защита такого права. В законодательстве многих стран защита права на имя отнесена к деликтному статуту и определяется по праву страны, где совершено правонарушение. ^ Г) Право, подлежащее применению к опеке и попечительству (ст.1199 ГК). Законодатель одинаково решает выбор применимого права и к опеке и к попечительству над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности лицами, хотя в российском законодательстве опека и попечительство – самостоятельные институты, обладающие соответствующими особенностями.

Личный закон физического лица в международном частном праве

Внимание

Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Личный закон - право страны, в соответствии с которым определяется правовой статус субъекта, участвующего в гражданско-правовом отношении, осложненном иностранным элементом. Правовой статус включает: правоспособность субъекта и дееспособность субъекта.
Существует два варианта личного закона: а) национальный закон, или закон гражданства (lex nationalis, lex patriae), означает применение права того государства, гражданином которого является участник частноправового отношения; б) закон места жительства (lex domicilii) – означает применение права того государства, на территории которого участник частноправового отношения проживает.

Сфера применения личного закона физического лица

Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в РФ, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Права физического лица на имя, его использование и защиту регулируются согласно ГК РФ по личному закону, если иное не предусмотрено ГК или другими законами. Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя выбирается в зависимости от наиболее тесной связи предпринимательской деятельности с каким-либо государством.

На основании ГК РФ компетентный правопорядок определяется как право государства, где физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Физические лица как субъекты мчп. личный закон физического лица

Решение о признании либо отказе в признании беженцем выдаётся компетентным государственным органом. На основании решения выдаётся удостоверение беженца.

Инфо

На международном уровне правовое положение беженцев определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающемся статуса беженцев 1967 г. В рамках СНГ заключено Соглашение об оказании помощи беженцам и вынужденным переселенцам (24 сентября 1993 г., Москва).

От беженцев следует отличать вынужденных переселенцев, правовое положение которых определяется ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. (в редакции от 7 августа 2000 г.).2 Вынужденные переселенцы являются гражданами РФ, а не иностранцами как беженцы. Поэтому их личным законом будет российское право.

Личный закон физического лица

Термин «физические лица» применяется в гражданском законодательстве и международных отношениях для обозначения людей как субъектов права. Понятие физического лица позволяет отграничить человека от других субъектов МЧП Физические лица в МЧП: — граждане РФ; — иностранные граждане; — апатриды; — бипатриды; — беженцы.

Определение правового положения физических лиц, установление круга содержания их прав и обязанностей на территории конкретного государства относится к его исключительной компетенции и регламентируется прежде всего нормами национального законодательства соответствующей страны. Правовой статус физических лиц в МЧП – это совокупность их прав, свобод и обязанностей в государстве пребывания.

Проблемы правового статуса физических лиц можно разбить на следующие группы: Коллизионные вопросы гражданства.

Важно

В законодательстве ряда стран для лиц, имеющих гражданство более чем одного государства (бипатриды), решающее значение для определения личного закона имеет принадлежность к тому государству, с которым у этого лица существует наиболее тесная связь (§9(1) закона Австрии «О международном частном праве», ст.23(2) закона Швейцарии «О международном частном праве»). Вводный закон Германии (ст.5(1)) применяет тот же коллизионный принцип с некоторыми уточнениями – применяется право страны, с которыми лицо наиболее тесно связано, в особенности в силу постоянного места жительства или в течение своей жизни.1 Модельный гражданский кодекс для стран СНГ от 17 февраля 1996 г.2 также предлагает считать личным законом бипатридов право страны, с которым лицо наиболее тесно связано (ч.1 ст.1204 Модели).

Такой выбор в науке получил название «принципа эффективного гражданства».
Тема 5. Субъекты международного частного права План 5.1. Физические лица как субъекты МЧП 1. Личный закон физического лица 2 Сфера действия личного закона физического лица. а) право, применимое при определении правоспособности и дееспособности физического лица б) право, применимое при определении права физического лица на имя в) право, применимое к опеке и попечительству г) право, применимое при признании лица безвестно отсутствующим и при объявлении лица умершим д) право, применимое при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью 3. Правовое положение иностранных граждан в РФ. 4. Правовое положение российских граждан за рубежом. ^ 5.2. Юридические лица как субъекты МЧП 1. Личный закон юридического лица 2.
Сфера действия личного закона юридического лица 3. Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом. 4.

Сфера действия личного закона физического лица в мчп

Субъектами большинства ЧПО с иностранным элементом являются физические лица. В международном частном праве определены следующие категории физических лиц: иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы.
Иностранные граждане – это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством; бипатриды – лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами; апатриды – лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством; беженцы – лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого. Правовой статус бипа-тридов и апатридов обладает серьезной спецификой. В международном праве он оценивается как усложненный статус, международно-правовая патология.
Однако это правило ограничивается в пользу добросовестных участников гражданского оборота. То есть, лицо вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна знать об отсутствии дееспособности. В соответствие с п.3 ст.1197 ГК признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву. в) Право, подлежащее применению при определении прав физического лица на имя (ст.1198 ГК). Право физического лица на имя, его использование и защиту определяется его личным законом, если иное не предусмотрено законодательством. Российское законодательство допускает также иное решение данного вопроса.
Личный закон апатрида определяется на основе признака домицилия (п. 5 ст. 1195 Гражданского кодекса). Такая норма является общей для законодательства большинства государств, но это правовое положение порождает проблему.
Как определить личный закон апатрида при отсутствии у него постоянного места жительства? Закон домицилия применяется и при определении личного закона бипатрида (п. 4 ст. 1195 Гражданского кодекса). Личным законом индивида, имеющего статус беженца, является право страны убежища (п. 6 ст. 1195 Гражданского кодекса). Гражданская правоспособность физических лиц – это способность индивида иметь права и обязанности. В праве большинства государств установлена императивная материально-правовая норма.
По общему правилу, личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Коллизионный принцип личного закона индивидов определяет личный статус физических лиц: · Вопросы начала и конца правоспособности, ее содержание и ограничения. Как правило, вопрос содержания правоспособности изымается из сферы действия коллизионного права и подчиняется императивному материально-правовому принципу национального режима. · Вопросы дееспособности лица. · Вопросы личных прав (право на имя, фирму, честь, защиту деловой репутации и т.д.). · Вопросы семейного права (внутренние условия заключения и расторжения брака). · Вопросы наследования движимого имущества. Личный закон физического лица определяет: способность лица иметь права и нести обязанности, дееспособность лица и ее объем.
Эта коллизионная привязка закреплена и в праве многих континентальных стран (Швейцария, Норвегия, Дания). В современном праве наблюдается стремление государств к максимальному расширению их юрисдикции: в большинстве правовых систем при определении личного закона индивида применяется сочетание законов гражданства и домицилия.

Единообразного понимания личного закона нет даже на региональном уровне: в Латинской Америке одни государства придерживаются принципа гражданства (Куба, Коста-Рика, Гондурас, Гаити), другие — принципа домицилия (Аргентина, Бразилия, Гватемала). В Кодексе Бустаманте зафиксировано: «Каждое из государств-участников будет применять в качестве личного закона закон домицилия, или закон гражданства, или те законы, которые уже приняты или будут приняты в его внутреннем законодательстве» (ст.

  • 19. Оговорка о публичном порядке: понятие, сфера применения.
  • 20. Нормы непосредственного применения. Сверхимперативные нормы.
  • 21. Правовое регулирование вещных отношений международного характера.
  • 22. Трансграничная (международная) коммерческая сделка: доктринальное и нормативное понятие; особенности содержания.
  • 23. Коллизионно-правовое регулирование международных коммерческих сделок: автономия воли сторон, принцип «характерного исполнения», закон наиболее тесной связи.
  • 24. Унификация права международной торговли: результаты и перспективы.
  • 25. Гармонизация права международной торговли. Своды принципов и норм международной торговли.
  • 26. Договор международной купли продажи товаров. Венская конвенция о международной купли продажи товаров 1980 г.
  • 27. Трансграничный лизинг.
  • 28. Трансграничный факторинг.
  • 29. Трансграничный франчайзинг.
  • 31. Принципы унидруа. Значение, общая характеристика.
  • Правовая природа инструментов унидруа
  • Технический подход к гармонизации или унификации
  • Факторы, которые определяют выбор предмета регулирования
  • Факторы, которые определяют выбор выпускаемого документа
  • 32. Lex mercatoria и мчп.
  • 33. Личный закон физического лица и правовой режим.
  • 33. Личный закон физического лица и правовые режимы.
  • 34. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц в международном частном праве.
  • 35. Правовое положение иностранных физических лиц в Российской Федерации.
  • 37. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.
  • 38.Международные организации как субъекты международного частного права.
  • 39. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права.
  • 40. Иностранные инвестиции: понятие, виды, субъекты.
  • 41.Международные стандарты защиты иностранных инвестиций.
  • 42. Трансграничные соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения.
  • 43. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рф.
  • 45. Интеллектуальная собственность: территориальный характер и особенности ее правой охраны за рубежом.
  • 46. Международно-правовая охрана авторского права. 47. Международно-правовая охрана смежных прав.
  • 48. Особенности правовой охраны авторских и смежных прав в сети интернет
  • 49. Международно – правовая охрана изобретений.
  • 50.Международно-правовая охрана товарных знаков и фирменных наименований (средств индивидуализации)
  • 51. Международное и конвенционное регулирование расчетных и платежных отношений. Роль международных обычаев.
  • 52. Формы международных расчетов, особенностих правового регулирования.
  • 53. Банковские гарантии как средство обеспечения обязательств по внешнеэкономическим контрактам Виды международных банковских гарантий.
  • 54 .Трансграничные внедоговорные обязательства в рф. Основные изменения в их регулировании по фз «о внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса рф» от 20.09.2013 г.
  • 55. Трансграничные деликты: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
  • 60. Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
  • 61. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения. Принцип взаимности.
  • 62. Признание и исполнение иностранных судебных решений в рф.
  • 63. Легализация официальных документов: понятие и способы.
  • 64. Правовые основания исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
  • 65. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
  • 66. Международный коммерческий арбитраж: понятие, виды, принципы деятельности.
  • 67. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации. Правовые основы деятельности. Практика разрешения споров.
  • 69. Признание и исполнение решений международных коммерческих арбитражей в рф.
  • 70. Основания для отказа в принятии и исполнении решений международных коммерческих арбитражей: нормы Нью-Йоркской конвенции 1958 г., апк рф
  • 33. Личный закон физического лица и правовой режим.

    ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА (лат. lex personalis)

    один из распространенных коллизионных принципов, применяемый для выбора правапри регулировании отношений, существующих или возникающих в связи с правоспособностью идееспособностью физических лиц. их личным статусом. Особенно широка и значима сфера действияЛ.з.ф.л. в области брачно-семейных отношений. Решающую роль здесь играет "закон местонахождения",существующий в двух разновидностях: закон гражданства и закон местожительства. Формула отсылки кзакону гражданства свойственна законодательству (и праву вообще) стран континентальной правовойсистемы, принцип домициля - странам англосаксонской системы. права. Однако некоторые государства, непринадлежащие к последней, тем не менее также применяют рассматриваемый принцип (Аргентина,Бразилия, Норвегия. Дания и т.д.). Практика Великобритании. особенно Англии, следуя принципу домициля.вместе с тем не характеризуется строгостью в определении этого понятия. Фактически в отношении любогобританского подданного, родившегося от домицилированных в Англии родителей, может быть использована презумпция, что он имеет (и сохраняет) домициль происхождения, даже если он большую часть временипроживает за границей. Вопрос о доми-циле решается в английских судах с весьма значительной долейсудейского усмотрения. Для стран, где высока доля иммиграции. закрепление принципа домициля являетсяединственным способом распространения собственного законодательства страны-реципиента наиностранцев-иммигрантов. В то же время государства, граждане которых в больших масштабах эмигрируют вдругие страны

    мира (например. Германия в годы и после окончания второй мировой войны), испытываютзаинтересованность в том, чтобы юридическая связь лица с данным государством продолжалась. Врезультате такие государства придерживаются принципа закона гражданства. Это явствует из содержания ихвнутреннего законодательства. Так, во Вводном законе к Германскому гражданскому уложению 1896 г. (ныне- Закон ФРГ 1986 г. "О новом регулировании в области международного частного права"), а также в 1942 г. вИталии установлен один принцип - закон гражданства. Тот же принцип заложен в международно-правовыхмногосторонних и двусторонних конвенциях и соглашениях о правовой помощи (например, в Конвенции оправовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ от 22января 1993 г.).

    Таким образом, указанные два начала коллизионного регулирования личных отношений в международномчастном праве противостоят друг другу, и нет пока примеров выработки какого-либо единообразногорешения. Об этом свидетельствуют как Кодекс Бустаман-те. который не привел участвующие в немгосударства к единому для всех пониманию личного закона, так и Гаагская конвенция 1955 г. "Орегулировании конфликта между национальным законом и законом домициля". В то же время в последниегоды усилилась тенденция к совмещению этих принципов в национальном законодательстве. Так, некоторыестраны придерживаются позиции "смешанной системы" (Австрия,Швейцария. Чили, Эквадор, Мексика и др.) - подчинение собственному закону личного статуса иностранцев, домицилированных на ихтерриториях(принцип домициля), и "своих" (национальных) граждан, постоянно проживающих за границей(принцип закона гражданства). Законодательство РФ использует "смешанную систему". Так. в ОГЗ СССР1991 г. и проекте раздела VII "Международное частное право" третьей части ГК РФ наряду с общей нормой оподчинении дееспособности иностранных граждан закону страны гражданства устанавливается, что вотношении сделок, совершаемых на территории РФ (СССР), а также обязательств, возникающих изпричинения вреда в РФ (СССР), действует право РФ (СССР). Вместе с тем данный подход выработан вотечественном праве не на основе принципа домициля,а исходя из принципа места совершения действия.

    Коротко.

    Личный закон физического лица (lex personalis) – один из самых распространенных коллизионных принципов, применяемый для выбора права при регулировании правового положения физического лица.

    Личный закон физического лица – это:

    lex patriae – закон гражданства (Россия, Франция, Швейцария);

    lex domicilii закон места жительства (США, Канада).

    В соответствии с личным законом решаются вопросы, связанные с гражданско-правовым статусом физического лица, его правоспособностью и дееспособностью, личными семейными и наследственными правами.

    Если в качестве личного закона применяется закон гражданства, то все спорные вопросы должны рассматриваться по нормам национального права страны, гражданином которой является соответствующее лицо.

    При применении закона места жительства спорные вопросы должны рассматриваться по нормам права страны, где данное лицо проживает.

    Из смысла части третьей ГК РФ можно сделать вывод, что, если лицо наряду с иностранным гражданством имеет и российское гражданство, его личным законом является российское право.

    Личный закон применяется в отношении различных категорий иностранцев следующим образом:

    · для граждан иностранных государств применяется право страны гражданства лица;

    · лиц без гражданства – право страны места жительства;

    · лиц с двойным гражданством:

    граждан Российской Федерации и иного государства – право РФ,

    граждан иностранных государств – право страны места жительства;

    беженцев – право страны, предоставившей убежище.

    Личный закон юридического лица (lex sovietatus) – это:

    · закон «национальности» юридического лица;

    · закон местонахождения.

    Привязка «личный закон» позволяет определить национальность юридических лиц и отделить отечественных юридических лиц от иностранных.

    Личным законом юридического лица (законом «национальности» юридического лица) определяется соответствующий правовой статус юридического лица, гражданская правосубъектность этого юридического лица.

    Личный закон (статут) применяется для решения вопросов:

    · о порядке создания и прекращения деятельности юридического лица; 0 об организационно-правовых формах юридического лица;

    · о правоспособности юридического лица;

    · о порядке реорганизации и ликвидации юридического лица;

    · о порядке признания юридического лица несостоятельным либо банкротом;

    · о порядке получения разрешения на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

    Законом регулируются также вопросы правового статуса филиалов и представительств юридического лица и вопросы остаточных при ликвидации юридического лица материальных средств.

    «Национальность» права определяется:

    · в странах с англосаксонской системой права – в зависимости от места учреждения или регистрации юридического лица;

    · в странах с романо-германской системой права – от места нахождения центральных органов управления данного юридического лица;

    · в развивающихся странах – от места нахождения наибольшей части имущества соответствующего юридического лица;

    · в некоторых других странах – от места осуществления юридическим лицом своей деятельности.

    Общепризнанной сферой применения личного закона является правовое положение физического лица как субъекта гражданско -правовых отношений международного характера. Дополнительно личный закон используется и для решения семейно-брачных и наследственных вопросов.

    Признание лица безвестно отсутствующим или объявление лица умершим, хотя и связано правосубъектностью, подчиняется не личному закону, а российскому праву. В других случаях, например, при регулировании наследственных отношений, ГК также обращается к личному закону, но не к его обобщенной формуле, а к одному из конкретных вариантов: к праву места жительства наследодателя.

    1. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица. Содержание правоспособности, т.е. комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать физическое лицо, раскрывается через анализ всего гражданского законодательства. Гражданская правоспособность физического лица при его участии в трансграничных гражданско -правовых отношениях - способность, определяемая правом государства, гражданином которого является лицо, либо правом государства, в котором лицо проживает, способность его иметь права и нести обязанности. В международном частном праве решается только один вопрос: по законам какого государства должна определяться правоспособность физического лица при его участии в трансграничных гражданско-правовых отношениях.

    В соответствии со ст. 1196 ГК гражданская правоспособность лица определяется его личным законом. Отсылка к личному закону должна трактоваться через призму ст. 1195 ГК, т.е. как отсылка к любому из шести вариантов личного закона. Способность лица иметь права и нести обязанности будет определяться либо в соответствии с правом государства, гражданином которого лицо является, либо правом государства, в котором лицо проживает (схема). Однако применение личного закона в пользу российского права, если иностранец (лицо, не имеющее российского гражданства) совершает гражданско-правовые действия, находясь в России. К рассмотренному правилу ст. 1196 добавляет: "При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом".

    В данной статье отражена главная особенность правового статуса иностранцев - их двойное правовое подчинение: праву своего государства (по признаку гражданства или места жительства) и праву государства пребывания . С одной стороны, в статье закреплен в качестве общего принципа определения правовой системы, регламентирующей правоспособность физического лица, его личный закон, а с другой стороны - статья распространяет на иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации действие национального правового режима. Выражение "пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами" означает, что иностранцы обладают тем же объемом прав и несут те же обязанности, вытекающие из российского гражданского права, какие имеют российские граждане. Это и есть понятие национального режима . Отдельные исключения из национального режима могут быть предусмотрены законом.

    Национальный режим для иностранцев в России относится к конституционному режиму. Он сформулирован в ч. 3 ст. 62 Конституции России как общий принцип, относящийся ко всем сферам правовых отношений: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. ГК в ст. 2 подтверждает применение этого принципа к гражданско-правовым отношениям: правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Статья 1196 ГК подтверждает и конкретизирует принцип национального режима по отношению к одному институту гражданского права - к правоспособности иностранцев.

    Национальный режим может быть условным и безусловным . Условный режим связан с наличием взаимности: граждане государства А будут пользоваться правами на территории государства Б наравне с местными гражданами, но при условии, что гражданам государства Б также предоставлен национальный режим на территории государства А. Безусловный национальный режим не связан с фактом предоставления национального режима собственным гражданам на территории соответствующего иностранного государства.

    Как видим из формулировок всех рассмотренных статей, российское законодательство предусматривает безусловный национальный режим. Дополнительная защита наших граждан предусмотрена положениями о реторсиях (ст. 1194 ГК), согласно которым Правительство РФ может установить ответные ограничения в отношении имущественных или личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав российских граждан и юридических лиц. Реторсии носят ответный адресный характер, они предназначены не для всех иностранцев, а только для граждан тех государств, где нарушаются права российских граждан. Предоставление национального режима на условиях взаимности не является специальным ограничением прав российских граждан.

    Национальный режим всегда несет в себе качество относительности: ни в одной стране нет полного уравнивания прав и обязанностей иностранцев с местными гражданами. Важно, чтобы любые изъятия из национального режима были предусмотрены законами, имели общий, а не дискриминационный характер, т.е. чтобы они не были направлены на граждан определенного государства. Последний случай создает основания для реторсий. "Законный" характер изъятий из национального режима предусмотрен во всех рассмотренных статьях, начиная с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, где закрепляется национальный режим, "кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

    Изъятия из национального режима возможны в любых сферах общественных отношений. В гражданско-правовой сфере ограничения прав иностранцев выражаются в запрете на занятие ими должностей, представляющих важность для защиты интересов общества и государства либо в силу получения государственной власти (например, Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" установлено, что правом поступления на государственную службу обладают только российские граждане - ст.21), либо в силу выполнения профессиональных функций, связанных с повышенной опасностью для общества (например, в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, иностранцы не вправе занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста - ст. 56 КТМ; правом входить в состав летного экипажа воздушного судна РФ обладают только российские граждане - ст. 56 Воздушного кодекса РФ). В законодательстве установлены также запреты на приобретение иностранцами в пользование участков континентального шельфа, недр, лесного фонда, на приобретение в собственность некоторых видов земельных угодий; запреты или ограничения на осуществление некоторых видов профессиональной деятельности, например, архитектурной, сельскохозяйственной, врачебной и др.

    Необходимо дополнительно остановиться на таком элементе содержания правоспособности , как возможность физического лица, в том числе иностранца , заниматься предпринимательской деятельностью . Эта возможность в отличие от общей гражданской правоспособности не подчиняется ни личному закону лица, ни национальному режиму. Статья 1201 ГК предусматривает два варианта определения права, которое должно применяться для решения этого вопроса. Прежде всего, это право государства, где физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Другое правило имеет субсидиарный характер: оно применяется только тогда, когда первое правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации. В таком случае применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

    2. Право, подлежащее применению при определении гражданской дееспособности физического лица. Если при регламентации правоспособности иностранцев в РФ основным регулятором является российское гражданское право (материальные нормы, определяющие национальный правовой режим), то решение вопросов дееспособности находится целиком в плоскости коллизионного права.

    По общему правилу гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом (п. 1 ст. 1197 ГК), под которым понимается система из шести вариантов личного закона, построенных как на критерии гражданства лица, так и на критерии места жительства.

    Под общие правила определения дееспособности по личному закону в любом его варианте не подпадают вопросы дееспособности, связанной с некоторыми видами гражданско-правовых отношений. Они решаются в специальных статьях ГК, предусматривающих выбор применимого права по соответствующим видам отношений: способность нести ответственность за причиненный вред определяется статутом обязательства, возникающего вследствие причинения вреда (ст. 1219, 1220); способность лица к составлению и отмене завещания определяется по праву, регулирующему завещательные отношения (ст.1224).

    В целом общие правила определения дееспособности физических лиц по личному закону соответствуют общеизвестным, давно сложившимся правилам определения дееспособности, либо по закону места жительства, либо по закону гражданства. Причем данная формула вела к двум результатам: если лицо дееспособно по своему личному закону, то оно дееспособно везде, если лицо недееспособно по своему личному закону, то оно недееспособно везде. Однако второй результат часто приводил к нарушению законных интересов добросовестных участников международного гражданского оборота.

    Вступая в отношения с иностранцем, они не знали и не могли знать иностранного права, по которому иностранец мог заявить о своей недееспособности и отказаться от выполнения обязательств. Поэтому в XX в. стали формироваться правила, направленные на предотвращение второго результата: в настоящее время личный закон физического лица часто ограничивается в пользу закона места совершения гражданско -правовых действий. По-прежнему дееспособность определяется личным законом, в соответствии с которым наличие дееспособности иностранца по личному закону означает, что он дееспособен везде. Однако, если иностранец недееспособен по личному закону, то достаточно, чтобы он признавался дееспособным по закону места совершения акта.

    Иногда применение второго правила обусловливается наличием некоторых дополнительных условий.

    Рассмотренные законы некоторых государств обусловливают применение собственного права - lex fori - для определения дееспособности иностранца, который недееспособен по своему личному закону, обязательным фактом совершения акта на территории своего государства. Следовательно, подобные субсидиарные привязки направлены на защиту только своего гражданского оборота.

    Защита добросовестных участников гражданского международного оборота предусмотрена в российском законодательстве: "Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону (т.е. по любому из шести вариантов личного закона.), не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности" (п. 2 ст. 1197 ГК). Статья не содержит никаких исключений, следовательно, она применяется не только по отношению к иностранцам, но и по отношению к российским гражданам, которые недееспособны по российскому праву, но дееспособны по праву страны, где они совершают сделку.

    К важному аспекту дееспособности относится возможность ее ограничения в отношении совершеннолетнего лица и даже полного лишения его дееспособности в силу нарушения способности лица принимать самостоятельные волевые действия. Этой цели служит институт признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным . Подобное возможно при наличии оснований, прямо предусмотренных в законе, и на основе решения суда. В материальном праве разных государств существует множество расхождений и по основаниям признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным, и по последствиям такого признания; различен и порядок такого признания. Поэтому установление права, применимого при подобной процедуре, имеет немаловажное практическое значение.

    Институт признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным в трансграничной среде самым тесным образом связан с процессуальными вопросами: суд какого государства компетентен объявить лицо недееспособным или ограниченно дееспособным, будет ли признано такое решение суда на территории иностранного государства и т.д. Понятно, что процессуальные вопросы в ст. 1197 ГК не рассмотрены. В ней разрешается только один вопрос: по законам какого государства будет осуществляться признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным, при рассмотрении такого дела российским судом: "Признание в Российской Федерации

    физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву". Таким образом, основания для подобного признания, юридические последствия признания, основания и последствия отмены ограничений дееспособности определяются российским судом по российскому праву.

    3. Право, подлежащее применению к опеке и попечительству.

    Опека и попечительство - это институты, связанные с дееспособностью физического лица, а именно - с ее отсутствием, ограничением или лишением. Как правило, опека (или попечительство) устанавливается над несовершеннолетними (в зависимости от их возраста) либо над совершеннолетними, признанными недееспособными в силу психического состояния или ограниченно дееспособными вследствие антисоциального поведения, которое может нанести ущерб интересам этих лиц, членам их семей или интересам общества.

    В различных государствах по-разному определяется возраст наступления полной или частичной дееспособности; основаниями ограничения или лишения дееспособности, как правило, являются слабоумие или различные психические заболевания, иногда даже физические недостатки (например, глухонемой, не умеющий писать, может действовать только через попечителя - ст. 936 ГК Франции). По-разному определяются критерии антисоциального поведения, дающего основания для учреждения опеки или попечительства. В России над лицом, злоупотребляющим спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит семью в тяжелое материальное положение, может быть установлено попечительство (ст. 30 ГК), в Германии - над лицом, которое вследствие пьянства не может заниматься делами и подвергает себя и свою семью опасности оказаться в состоянии крайней нужды, может быть учреждена опека (§ 6, ГГУ). Встречаются такие основания, как расточительство (Франция, Италия), привлечение к уголовной ответственности с лишением свободы и др. Все это предопределяет практическую значимость вопроса о праве, применимом к опеке и попечительству.

    Поскольку опека (и попечительство) связана с личным статусом физического лица, в частности, с его дееспособностью, то этот институт в целом подчинен личному закону лица, в отношении которого учреждается или отменяется опека или попечительство. Статья 1199 ГК, устанавливающая право, подлежащее применению к опеке и попечительству , выделяет три группы вопросов, для каждой из которых предусматриваются собственные привязки.

    Первая группа вопросов - это собственно само установление или отмена опеки или попечительства: "Опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство" (п. 1 ст. 1199). Личным законом лица определяются основания для учреждения или отмены опеки (попечительства), выбор самой формы контроля над подобными лицами (опека или попечительство), порядок учреждения или отмены опеки (попечительства), требования к личным качествам опекуна (попечителя).

    Подобно институту лишения или ограничения дееспособности, институт опеки (попечительства) тесно связан с процессуальными вопросами, прежде всего - с компетенцией судов или иных органов того или иного государства, с возможностью признания и исполнения решений компетентных органов иностранного государства и др. Российское законодательство не решает процессуальных вопросов, поэтому могут возникнуть практические трудности с применением института опеки (попечительства) в отношении иностранцев или российских граждан, дееспособность которых ограничена решением иностранного суда. В определенной степени проблему снимают международные договоры с участием России о правовой помощи.

    Например, в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях 1993 г. в рамках СНГ установление компетенции органов конкретного государства по учреждению опеки (попечительства) и выбор применимого права совпадают. Статья 34 предусматривает, что по делам об установлении опеки (попечительства) компетентны органы государства, гражданином которого является лицо, в отношении которого устанавливается опека (попечительство).

    Одновременно ст. 33 подчиняет все вопросы установления опеки (попечительства) праву страны, гражданином которой является соответствующее лицо. Если российский гражданин проживает в Украине, то установить опеку в отношении него могут только российские органы опеки и попечительства, и устанавливать ее они будут в соответствии с российским законодательством.

    Вторая группа вопросов связана с обязанностью опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) (п. 2 ст. 1199). Этот аспект в учреждении опеки (попечительства) связан с правоспособностью опекуна (попечителя), поэтому подчинен его личному закону. Имеет ли право лицо, назначенное компетентным органом, отказаться от опеки (попечительства), в каких случаях это возможно, в каких нельзя; в каких случаях опекун (попечитель) освобождается от своих обязанностей - ответы на эти и другие аналогичные вопросы нужно искать в праве государства, которое является личным законом опекуна (попечителя).

    Третья группа вопросов связана с правоотношениями, которые возникают между опекуном (попечителем) и его подопечным в результате учреждения или отмены опеки (попечительства). Эти отношения регулируются правом страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя) (п. 3 ст. 1199). Например, немецкие компетентные органы установили попечительство в отношении несовершеннолетнего немецкого гражданина, проживавшего в Германии, и назначили в качестве попечителя его ближайшего родственника - российского гражданина, проживающего в России; затем подопечный уехал на жительство в Россию к своему попечителю. Весь комплекс отношений между попечителем - российским гражданином и подопечным - немецким гражданином, как личных, так и имущественных, должен подчиняться немецкому праву.

    Однако рассматриваемый пункт предусматривает возможность в данном случае применить российское право для регулирования отношений между попечителем и подопечным. Оно применяется, если:

    1) лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в России;

    2) российское право более благоприятно для этого лица.

    При определении благоприятности для опекаемого лица необходимо исходить из норм российского права, защищающего его интересы: обязанность опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц проживать совместно со своими подопечными, заботиться о содержании, обучении, воспитании своих несовершеннолетних подопечных (ст. 36 ГК); порядок распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГК) и др.

    4. Право, подлежащее применению при определении прав физического лица на имя. Для российского законодательства - это новая коллизионная норма. Право на имя, имеющее целью индивидуализацию личности в обществе, является одним из качеств, характеризующих правосубъектность физического лица. Без индивидуализации невозможно обладание и осуществление гражданских прав и несение обязанностей. Следуя общей концепции решения всех вопросов правосубъектности физического лица по его личному закону, право на имя также подчиняется личному закону. В соответствии со ст. 1198 ГК "права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами". Исходя из особенностей различных правовых систем, а также культурных традиций и особенностей, квалификация понятия имени, полноты его обозначения, достаточной для идентификации физического лица, должна осуществляться в соответствии с личным законом этого лица.

    Вместе с тем Кодекс предусматривает возможность и иного решения, если это будет предусмотрено иными законами. Примером другого подхода может служить порядок пользования именем при создании произведений науки, литературы, искусства путем использования вымышленного имени (псевдоним) либо путем вообще отказа от использования подлинного или вымышленного имени, что регулируется законодательством об авторском праве и смежных правах (п. 1 ст. 15 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" 1993 г.) (Ведомости РФ. 1993. ¹32. ст. 1242). Будет ли этот особый порядок применен к иностранцу, хотя он не относится к его личному закону? Вопрос решается в рамках международных договоров по авторскому праву, в которых участвует Россия. Как Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., так и Всемирная Женевская конвенция об авторском праве 1952 г. отсылают решение этого вопроса к праву государства, где испрашивается защита прав автора, т.е. к российскому праву.

    Защита права на имя от его искажения либо от использования его способами, либо в форме, которые затрагивают честь, достоинство или деловую репутацию носителя имени, является одним из способов защиты нематериальных благ. Основания для защиты доброго имени, материальные последствия нарушения доброго имени также определяются личным законом носителя имени.

    5. Право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим. ГK (ст. 1200) подчиняет весь комплекс вопросов, связанных с безвестным отсутствием лица, российскому праву. По российскому праву российский суд будет рассматривать следующие вопросы, в том числе по отношению к иностранцам: основания признания лица безвестно отсутствующим, включая срок его отсутствия и отсутствия в месте его жительства сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК), основания объявления физического лица умершим, включая срок его отсутствия и отсутствия в месте жительства сведений о месте его пребывания, а также обстоятельства, с которыми суд может связывать сокращение данного срока (ст. 45 ГК).

    Так как институт признания физического лица безвестно отсутствующим и объявления умершим существует не во всех государствах, решение российского суда может быть исполнимо только в России и в тех странах, в которых этот институт существует и в которых допускается исполнение решений иностранных судов, в частности, российских. Особенно это касается последствий признания лица безвестно отсутствующим или умершим. На применение последствий признания лица безвестно отсутствующим или умершим российским судом реально можно рассчитывать, если существует международный договор между заинтересованными государствами, и само признание российским судом рассматривалось в соответствии с правилами такого договора. Международный договор придает реальный смысл признанию российским судом лица безвестно отсутствующим или умершим не только в стране суда, но и за рубежом, где может находиться имущество данного лица. Таковыми являются договоры о правовой помощи.

    Так, в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях 1993 г. рассматриваемая проблема решается прежде всего через установление компетенции учреждений юстиции по данной категории дел конкретного государства. Согласно п. 1 ст. 25 по данной категории дел компетентны учреждения юстиции того государства, гражданином которого было лицо в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц (например, лицо не имело гражданства ни одного договаривающегося государства или вообще не имело гражданства или гражданство его неизвестно и пр.) - учреждения юстиции по месту жительства. В порядке исключения дело может быть рассмотрено учреждениями юстиции любого договаривающегося государства в отношении гражданина другого государства при наличии двух условий:

    1) проживающие на территории этого государства лица ходатайствуют о признании этого гражданина безвестно отсутствующим или умершим;

    2) интересы ходатайствующих лиц основаны на законодательстве данного государства. Положения о компетенции дополнены коллизионной нормой о применении закона суда - lex fori: компетентные учреждения юстиции при рассмотрении дел о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим или дел об установлении факта смерти применяют законодательство своего государства.

    1. Личный закон физического лица является общим правилом определения права, регулирующего правовое положение физического лица. В соответствии с

    настоящим Кодексом личным законом физического лица определяется гражданская

    правоспособность физического лица (ст. 1196 ГК РФ), гражданская дееспособность

    физического лица (ст. 1197 ГК РФ), право физического лица на имя (ст. 1198

    ГК РФ), установление и отмена опеки и попечительства над несовершеннолетними,

    недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами,

    обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) (ст. 1199

    ГК РФ). Таким образом, для определения права, регулирующего все эти вопросы,

    будет применяться представленная в настоящей статье вся "шкала" привязок,

    сформулированных в виде критериев личного закона физического лица.

    Ранее действовавшими Основами ГЗ не было закреплено в нормативно-правовом

    плане понятие личного закона физического лица. Поэтому часть из перечисленных

    выше вопросов регулировалась специальными коллизионными нормами. Понятие личного

    закона физического лица существовало только в научной доктрине.

    2. В качестве общего критерия определения личного закона физического

    лица является его гражданство, т.е. правовая связь физического лица с определенным

    государством. В силу этого личный закон физического лица - это право страны,

    гражданином которого это лицо является.

    Согласно Закону РФ "О гражданстве Российской Федерации" под иностранным

    гражданином понимается лицо, обладающее гражданством иностранного государства

    и не имеющее гражданства Российской Федерации. В случае предоставления физическим

    лицом наличия подобной правовой связи с иностранным государством и отсутствием

    правовой связи с Российской Федерацией его личным законом будет считаться

    право соответствующего иностранного государства.

    3. Гражданин Российской Федерации может одновременно иметь гражданство

    иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным

    законом или международным договором. Однако в целях определения личного закона

    физического лица решающее значение будет иметь лишь принадлежность этого лица

    к Российском государству: его личным законом будет российское право. В этом

    случае неважно, признает ли Российская Федерация правомочность приобретения

    российским гражданином гражданства иностранного государства (двойное гражданство)

    или нет. Для решения коллизионной проблемы путем выбора российского права

    достаточно подтверждения только российского гражданства.

    4. Иностранный гражданин может иметь место жительства в Российской Федерации.

    Под местом жительства понимается место, где лицо постоянно или преимущественно

    проживает согласно ст. 20 ГК РФ.

    Во всяком случае именно таким образом российский суд должен квалифицировать

    понятие "место жительства физического лица" согласно ст. 1187 ГК РФ. Таким

    образом, временное место пребывания физического лица в гостинице, санатории

    не может рассматриваться как его последнее место жительства. Ключевым способом

    определения последнего места жительства физического лица является установление

    его намерения рассматривать свое место нахождения как постоянное, а не временное.

    Данное намерение физического лица-иностранца может быть выражено в получении

    им разрешения на постоянное проживание и вида на жительство, последующей регистрации

    его на территории Российской Федерации по месту жительства или, наоборот,

    опровергнуто в случае выдачи российской визы и регистрации его по месту пребывания.

    Трудностей для определения намерения иностранных граждан, въезд которых обусловлен

    выдачей российской визы, не возникает, так как при ее оформлении подтверждается

    временный характер пребывания иностранного гражданина на территории Российской

    г. N 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР" и Федерального

    1999 г.). Примером правового регулирования регистрации иностранных граждан,

    имеющих право на безвизовый въезд в Россию, служит законодательство субъектов

    иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию" (с изменениями

    В случае невозможности установления намерения физического лица-иностранца

    рассматривать свое место нахождения как постоянное или временное, российский

    суд должен самостоятельно оценить все фактические обстоятельства дела. Конституционный

    конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального

    въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина А.Я.Аванова" признал

    противоречащей Конституции правоприменительную практику органов внутренних

    дел и судов рассмотрения места жительства как факта, подтвержденного регистрацией.

    Таким образом, в случае постоянного или преимущественного проживания

    иностранного гражданина в России его личным законом будет считаться российское

    право. Данная норма, как и пункт 2 настоящей статьи, предусматривающая отсылку

    к отечественному праву, представляет попытку распространить действие российского

    права на вопросы, связанные с положением физического лица, который, хотя и

    не связан с Российской Федерацией отношениями гражданства, но связан постоянным

    или преимущественным местом своего проживания. Это своего рода нововведение,

    т.к. в Основах ГЗ личный закон иностранного гражданина определялся только

    по иностранному праву, как права страны, гражданство которой имело это физическое

    5. До сих пор в комментарии к настоящей статье рассматривались случаи

    наличия двойного гражданства. Если лицо является гражданином нескольких иностранных

    государств, его личным законом считается право страны, в которой это лицо

    имеет место жительство. Исходя из буквального толкования данной нормы правило

    об определении личного закона лица, имеющего несколько иностранных гражданств,

    не пересекается с правилом об определении российского права в качестве личного

    закона иностранного гражданина, постоянно или преимущественно проживающего

    в Российской Федерации. Во-первых, лицо не может иметь место жительства по

    смыслу российского права в различных государствах. Во-вторых, для целей распространения

    более широкого действия российского права на случаи, указанные в настоящей

    статье, не имеет значения, сколько иностранных гражданств имеет лицо, постоянно

    или преимущественно проживающее в Российской Федерации.

    6. Согласно Закону РФ "О гражданстве Российской Федерации" под лицом

    без гражданства понимается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской

    Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого

    государства. В этом случае настоящая статья так же, как и в случае с лицом,

    имеющим несколько иностранных гражданств, отсылает к праву страны, в которой

    это лицо имеет место жительства.

    7. Согласно Федеральному закону Российской Федерации "О беженцах" под

    беженцем понимается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации

    и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований

    по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности

    к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне

    страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие

    таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны

    своего прежнего обычного место жительства в результате подобных событий, не

    может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Для этой категории

    Одной из наиболее распространенных коллизионных формул прикрепления является личный закон физического лица (lex personalis), который помогает определить право, подлежащее при определении гражданской правоспособности, дееспособности физического лица, при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим, при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью.

    Общие положения, определяющие личный закон физического лица, раскрываются в гл. 67 ГК РФ. В рамках данной главы устанавливаются правила определения правового положения иностранцев, российских граждан и лиц без гражданства, беженцев. Определения данных понятий содержатся в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

    Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны проходить миграционный учет. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

    В ст. 1195 ГК РФ закрепляется несколько общих правил применения личного закона физического лица. Первостепенным является закон страны гражданства согласно которому личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Второстепенным по отношению к данному принципу является закон страны места жительства физического лица (lex domicili). Он означает, что при наличии у лица нескольких иностранных гражданств или отсутствия гражданства личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Если лицо, наряду с российским гражданством, имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

    Итак, какое же значение имеет личный закон физического лица?

    Во-первых, согласно ст. 1196 ГК РФ личным законом определяется гражданская правоспособность физического лица. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

    Во-вторых, гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российском праву (ст. 1197 ГК РФ). Это означает, что независимо от того, какое гражданство имеет лицо и имеет ли оно его вообще, если оно находится на территории Российского государства, то признание недееспособным или ограничение дееспособности происходит по правилам ст. 29-30 ГК РФ.

    Право, подлежащее применению к опеке и попечительству, имеет следующие особенности.

    Опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство. Согласно ст. 1199 ГК РФ порядок и правила принятия опекуном (попечителем) подопечного под свой контроль определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем). Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по нраву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

    Российском праву подчиняются также правила о признании в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим (применяются правила, предусмотренные ст. 42-45 ГК РФ). Обратим внимание, что данное правило действует, если заинтересованное лицо обращается для признания физического лица умершим или без вести пропавшим на территории РФ. В ином случае применяется иностранное право.

    Правовое положение иностранных индивидуальных предпринимателей, ведущих бизнес на территории РФ, определено ст. 1201 ГК РФ. Согласно данной статье право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

    Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

    Поделиться: