Понятие информации с ограниченным доступом и основания ее классификации.

К информации ограниченного доступа (см. Приложение 1) относятся государственная тайна и конфиденциальная информация , на которую так любят ссылаться госорганы и должностные лица.

Государственная тайна (секреты) охраняется Конституцией РК и законом «О государственных секретах РК». Понятие и степень секретности документов определены в законе «О государственных секретах». Статья 17 этого закона перечисляет сведения, которые не подлежат засекречиванию:

1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод гражданина;

5) о размерах золотовалютных активов Национального банка Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами;

7) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящиеся в архивах.

Статьи 22-24 устанавливают порядок и основания рассекречивания сведений.

Особо отметим, что сведения о состоянии здоровья и личной жизни Президента РК и членов его семьи также отнесены к государственным секретам.

Незаконное получение и разглашение госсекретов влечет ответственность по ст. 172 Уголовного кодекса РК.

Конфиденциальная информация условно делится на три категории. Первая оговаривает права государственных структур.

1. Информация, обеспечивающая осуществление демократических процедур и функционирование госорганов и организаций . Эта информация включает в себя ряд так называемых тайн, охраняемых законом:

- служебная тайна . Это коммерческая информация, разглашение и утрата которой может нанести ущерб интересам органов и организаций РК. Такая информация тщательно охраняется, и журналист может получить ее только с согласия владельца. Если вы добыли ее незаконным путем (например: подкуп, угроза, шантаж) и после ее опубликования госоргану или организации нанесен ущерб, то будьте готовы понести ответственность по 126 Гражданского кодекса РК (возмещение убытков и морального ущерба);

- тайна голосования . Согласно Закону «О выборах в Республике Казахстан» голосование в нашей стране является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателя. Информацию о том, как проголосовал тот или иной избиратель, можно получить только от него или с его согласия;

- тайна следствия . Информация о данных дознания или предварительного следствия охраняется законом, потому что ее разглашение может затруднить или даже сделать невозможным установление объективной истины. Следователь или дознаватель уполномочен сам решать, какой объем сведений по делу можно предоставлять журналистам. В следствии и дознании также участвуют много других лиц, обладающих информацией по делу. Это защитники, свидетели, потерпевшие, истцы и ответчики, эксперты, переводчики, специалисты, понятые и др. У них отбирается подписка о неразглашении сведений, и, следовательно, если кто-то из этих лиц расскажет журналисту что-то лишнее, то ответственность за разглашение тайны следствия ложится на него, а не на журналиста;

- тайна совещания судей . Тайна совещательной комнаты судей обеспечена нормами процессуального законодательства. Информация о том, что происходило в ней, не подлежит оглашению. Любая попытка проникновения в совещательную комнату является незаконной, будет расценена как неуважение к суду и наказана по ст.513 Кодекса об административных нарушениях РК;

- тайна сведений о мерах безопасности в отношении судьи и участников уголовного процесса . Не стоит объяснять, что разглашение такого рода информации может повлечь для них самые трагические последствия;

- налоговая тайна . В обязанности органов налоговой службы входит соблюдение налоговой тайны (ст. ст.17, 518 Налогового кодекса). Информацию о налогах какого-либо субъекта (физического или юридического лица) вы можете получить у самого субъекта либо с его письменного согласия в налоговых органах.

2. Информация, обеспечивающая нормальную деятельность коммерческих структур и иную профессиональную тайну, охраняемую законом :

- коммерческая тайна . Это информация, имеющая коммерческую ценность, которой владеют физические и юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Так же, как и в случае со служебной тайной, ее обладатель принимает меры к ее конфиденциальности. Если вы получили такую информацию незаконными методами и разгласили ее, в результате чего коммерческой структуре или предпринимателю нанесен ущерб, то вы понесете ответственность по статье 126 Гражданского кодекса РК (возмещение убытков и морального ущерба). Мало того, за незаконный сбор (шантаж, угроза, подкуп) и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, вы можете быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 200 Уголовного кодекса РК;

- банковская тайна . Это информация о наличии, владельцах и номерах банковских счетов, депозиторов, клиентов и корреспондентов банка, об остатках и движении денег на этих счетах и счетах самого банка, об операциях банка (за исключением общих условий проведения банковских операций), а также сведения о наличии, владельцах, характере и стоимости имущества клиентов, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка. Банковская тайна гарантируется и охраняется ст. 745 Гражданского кодекса РК и ст.50 Закона «О банках и банковской деятельности в РК». Такую информацию журналист может получить у ее владельца (физического и юридического лица) или в банке с письменного согласия владельца. За незаконный сбор (шантаж, угроза, подкуп) и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, вы можете быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 200 Уголовного кодекса РК;

- тайна страхования . Включает в себя информацию о размерах страховой суммы, выкупной суммы и оплаченных страховых премий, иных условиях договора страхования (перестрахования), относящихся к личности гражданина (страхователя, застрахованного или представителя страхователя). Сохранность этой тайны гарантирована ст. 830 Гражданского кодекса РК. Не относятся к тайне страхования сведения о заключенных договорах страхования (перестрахования) страховой (перестраховочной) организацией, находящейся в процессе ликвидации. Тайна страхования может быть раскрыта журналисту самим гражданином, либо органом страхования на основании письменного согласия гражданина (застрахованного, представителя страхователя). Эти положения применимы и к юридическим лицам;

- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца . Статья 994 Гражданского кодекса устанавливает, что автору изобретения, полезной модели, промышленного образца принадлежит право авторства, а значит, информацию об изобретении журналист может получить у него. Если изобретение запатентовано, то журналист вправе получить сведения о патенте, но не технические и технологические данные изобретения, модели, образца. Такие данные могут быть отнесены к коммерческой тайне и охраняемы владельцем. А за незаконный сбор и разглашение коммерческой тайны, как вы уже знаете, вас могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 200 Уголовного кодекса РК.

- адвокатская охраняется законом «Об адвокатской деятельности». Адвокат обязан хранить втайне сведения, ставшие ему известными в связи с оказанием юридической помощи. Он не имеет права разглашать их без согласия лица, обратившегося к нему за помощью. Получить такую информацию вы можете у самого гражданина, либо у его адвоката, но с согласия гражданина. Ответственность за разглашение адвокатской тайны будет нести адвокат, а не журналист;

- медицинская - это сведения о заболевании или результатах медицинского свидетельствования пациента. Медицинский работник обязан сохранять их в тайне. Такую информацию вам может предоставить только сам пациент. В случае, если сведения получены и распространена без его согласия, за разглашение медицинской тайны ответственность будет нести медицинский работник, а не журналист;

- аудиторская охраняется законом «Об аудиторской деятельности». Органы аудита и аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность результатов аудита, а также сведений, полученных при проведении аудита и составляющих предмет коммерческой или иной, охраняемой законом, тайны. Информацию о результатах аудита вы можете получить у проверяемого лица или у аудитора с согласия проверяемого. За разглашение аудиторской тайны без согласия проверяемого ответственность несет аудитор, а не журналист;

- тайна нотариуса охраняется законом «О нотариате». Она представляет собой сведения, ставшие известными нотариусу в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Информацию о нотариальных действиях вы сможете получить у гражданина, обратившегося в нотариат, либо у нотариуса с согласия гражданина. За разглашение нотариальной тайны без согласия гражданина ответственность будет нести нотариус, а не журналист;

- журналистская тайна – это тайна авторства и источника информации. Согласно п.10 ст. 20 Закона «О средствах массовой информации» такая тайна обнародуется только по требованию суда;

- тайна актов гражданского состояния касается гарантированного Конституцией РК права гражданина на неприкосновенность частной жизни (например, тайна усыновления, рождения). Такая информация может быть вам предоставлена самим владельцем тайны. Ответственность за ее разглашение будет нести не журналист, а должностное лицо, которому тайна стала известна в связи с исполнением служебных обязанностей;

- тайна исповеди (личная тайна) – представитель духовенства любой из конфессий не вправе разглашать сведения, полученные им на исповеди. Такую информацию вам может дать только сам исповедующийся. В светском государстве эта тайна не охраняется законом, но из морально-этических соображений журналисту вряд ли стоит интересоваться такой информацией, а уж тем более распространять.

3. Ограничения свободы информации, направленные на защиту прав и свобод личности:

- тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений . Эта тайна охраняется п.2 ст.18 Конституции РК. Нарушение тайны переписки, переговоров и иных сообщений имеет место в случае, когда эта информация становится достоянием других лиц без согласия гражданина – владельца тайны (адресата). Если вы не заручились таким согласием, то незаконное нарушение тайны может повлечь ответственность по ст.143 Уголовного кодекса РК. Но имейте в виду, если эти сведения получены вами от третьего лица, то уголовную ответственность понесет именно это лицо, а не вы;

- неприкосновенность (тайна) жилища гарантирована ст. 25 Конституции РК. Незаконное вторжение в жилище влечет уголовную ответственность по ст. 145 Уголовного кодекса РК. Под вторжением следует понимать любой способ самовольного проникновения в ваш дом: открытого, вопреки воле хозяев, или тайного, в момент их отсутствия. Поэтому сбор информации в доме интересующего вас лица стоит согласовать с ним;

- персональные данные (личная тайна) . Это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. К таким данным относятся, например, фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, пол, адрес, номер удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и т.д. Если опубликованные вами сведения о человеке (например, о его социальном происхождении, расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности) против его воли и причинили ему имущественный или моральный вред, то вы согласно законодательству понесете ответственность. Информацию о персональных данных можно получать и распространять только с согласия гражданина;

- личная и семейная тайна . Эта тайна охраняется п.1 ст. 18 Конституции РК. Если вы незаконно (например, путем похищения) собрали сведения, составляющие чью-то личную и семейную тайну, и распространили их без его согласия, то готовьтесь понести уголовную ответственность по ст. 142 Уголовного кодекса РК. Однако следует помнить, что уголовная ответственность наступает только в том случае, если вы нанесли вред правам и интересам гражданина;

- тайна мнения (личная тайна) . Свобода иметь собственное мнение проистекает из гарантии прав и свобод гражданина, закрепленных конституциями всех демократических стран, в том числе и нашей. Право высказывать или не высказывать свое мнение принадлежит только самому гражданину. Согласно Уголовному и Гражданскому кодексам ответственность наступает за распространение порочащих сведений, именно сведений, а не мнений;

- тайна национальности и религиозная тайна . Статья 19 Конституции РК указывает, что каждый гражданин вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. Более того, о принятом решении никто не обязан сообщать публично в документах, становящихся достоянием общественности. Конституция РК запрещает ограничение и использование этих прав против человека. Так, ст. 164 Уголовного кодекса РК устанавливает уголовную ответственность за возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой и религиозной вражды.

Ограничения доступа к информации на основе закона.

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
примечание - По вопросу, касающемуся порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, см. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 .
4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

5. Понятие и структура информации с ограниченным доступом. Институт тайны как правовой режим информации с ограниченным доступом. Конфиденциальность информации. Классификация видов тайн.

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация в свою очередь включает в себя то множество тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные, служебная тайна.



Законодательство РФ устанавливает ряд обязательных признаков и условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом. Первым обязательным признаком,при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита.

Целями защиты информации с ограниченным доступом при этом заявляются:

Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации;

Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

Реализация прав и законных интересов на государственную тайну и конфиденциальную информацию их обладателей.

При этом ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указывает, что режим защиты информации устанавливается в отношении:

Сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными органами на основании Закона РФ "О государственной тайне";

Конфиденциальной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона;

Персональных данных - федеральным законом. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах возложен на органы государственной власти.

Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.

Другим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что защите подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе).

Под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ст. 1 ФЗ «О библиотечном деле»).

Третьим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом выступает ее соответствие ограничениям, установленным в законодательстве.

В ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приведен общий перечень случаев, когда не могут быть отнесены (запрещено относить) к информации _ с ограниченным доступом следующие сведения:

Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

Документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интересов или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Наряду с этим, в каждом конкретном случае закон может устанавливать специальные перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом (например, в Законе РФ "О государственной тайне" - ст. 7). Такой подход в целом соответствует принципу приоритетности установления правовых запретов перед разрешительной практикой нормотворчества.. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (в п. 2 ст. 13), установлено, что «право искать, получать и свободно распространять информацию может ограничиваться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности». При этом, только перечень сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованием Декларации, должен быть установлен законом, что позже было закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.29). Из этого следует, что при принятии законов по каждому из видов информации с ограниченным доступом (кроме государственной тайны) не требуется законодательно закреплять перечень сведении, составляющих конфиденциальную информацию.

Информация с ограниченным доступом – это сведения, их носители, засекреченные путем установления ограничений на распространение такой информации и на доступ к ее носителям. Информация с ограниченным доступом определяется такими признаками:

    Доступ ограничен в соответствии с ФЗ;

    Цель ограничения – защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции).

Информацию с ограниченным доступом в зависимости от субъектного состава:

    Информация, содержащая государственную тайну;

    Конфиденциальная информация.

Конфиденциальность – обязательное для выполнения лицом, получившего доступ к определенной информации, требование не передавать данную информацию третьим лицам без их согласия.

Признаки и условия охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом:

    Информация должна быть документирована, то есть содержаться на материальном носителе;

    Соответствие информации ограничениям, установленным в законодательстве. Это значит:

    1. Не должна подпадать под перечь информация, ограничение доступа к которой запрещено законом;

      Должна подпадать под перечень информация, ограничение доступа к которой установлено ФЗ.

    Защита установлена ФЗ, см. ст. 16 ФЗ «Об информации».

Защите подлежит любая информация, неправомерное использование которой может нанести вред владельцу, пользователю, собственнику или иному лицу.

Вопрос 3: Государственная тайна, как предмет, изъятый из гражданского оборота

Часть 4 статьи 29 Конституции указывает на существование информации, которая должна быть защищена.

Правовой основой обеспечения защиты государственной тайне является Конституция РФ, Закон РФ «О государственной тайне», ФЗ «О безопасности», ФЗ «Об информации», Указы и Распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти – Приказы ФСБ.

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Принципы засекречивания:

    Законность – засекречиваемые сведения должны соответствовать перечню сведений, составляющих государственную тайну, перечню сведений, не подлежащих засекречиванию, соответствие законодательству РФ о государственной тайне.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основании и в порядке, установленным законодательством.

    Принцип обоснованности – целесообразность засекречивания конкретных сведений установлена путем экспертной оценки вероятных экономических и иных последствий. Возможности нанесения ущерба безопасности РФ, обществу, личности;

    Принцип своевременности – ограничения на распространение сведений и на доступ к ним установлены с момента получения таких сведений или заблаговременно;

    Принцип обязательной защиты сведений, составляющих государственную тайну – компетентные органы и их должностные лица приняли в отношении конкретных сведений решение об их отнесении к государственной тайне и засекречивании, установили в отношении их соответствующий режим правовой защиты, осуществляют контроль и надзор за обеспечением соблюдения режима государственной тайны (органы?).

В соответствии с перечнем должностных лиц, органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, правом отнесения информации к тайне наделены.

_____________________________________________________________________________________

Государство в отношении сведений, составляющих государственную тайну, имеют следующие права:

    Засекречивать информацию;

    Рассекречивать информацию;

    Разрешать допуск;

    Санкционировать доступ;

    Распоряжаться государственной тайной;

    Требовать защиты;

    Привлекать к ответственности.

Засекречивать сведения государство имеет право путем установления степени и грифа секретности. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О государственной тайне», гриф секретности – реквизит документа, свидетельствующий о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, выставляемый на носителе и в сопроводительной документации на него.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ в случае распространения указанных сведений.

Группы по степени секретности:

    Сведения особой важности;

    Совершенно секретные сведения;

    Секретные сведения.

К сведениям особой важности следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ в целом. Ксовершенно секретным следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб отдельной или нескольким отраслям государственного управления. Ксекретным сведениям относят все иные сведения, содержащим государственную тайну.

Рассекречивать сведения – снимать ранее введенные ограничения на распространение сведений, составляющих государственную тайну, на доступ к их носителю. Основания для рассекречивания четко закреплены в ст. 13 ФЗ «О государственной тайне».

Допуск к государственной тайне – это добровольная процедура оформления права на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Выделяют два вида допуска:

    Общий порядок (ст. 21 ФЗ);

    Особый порядок допуска отдельных категорий граждан (ст. 21.1 ФЗ).

Допуск организаций на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения организациями лицензий, в порядке, разработанном Правительством РФ.

Санкционировать доступ к сведениям, составляющих государственную тайну – ознакомить конкретное лицо, со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О государственной тайне» закреплено понятие ограничение права собственности на информационные ресурсы.

Распоряжение государственной тайной осуществляется на основании раздела 5 ФЗ «О государственной тайне».

Средства защиты информации: технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а так же средства контроля эффективности защиты информации. Данные средства должны быть сертифицированы, а так же должны быть отечественного производства.

Служебная тайна – защищаемая конфиденциальная информация, ставшая известной лицу в органах государственной власти, в органах местного самоуправления в силу исполнения служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен ФЗ.

Признаки отнесения сведений к служебной тайне:

    Информация отнесена ФЗ к служебной информации органов государственной власти, доступ к которой ограничен;

    Является конфиденциальной информацией другого лица;

    Не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

    Получена в силу исполнения служебных обязанностей на государственной или муниципальной службе.

Профессиональная тайна – защищаемая по закону информация, которая стала известна держателю в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица (доверителя), доверившего эти сведения и не являющиеся государственной или коммерческой тайной.

20 декабря Госдумой был принят федеральный закон, предусматривающий введение еще одной категории информации, которая сможет блокироваться во внесудебном порядке (далее – Закон) . Речь идет об информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка . При этом процедура ограничения доступа к такой информации значительно отличается от всех предусмотренных российским законодательством. Центральным элементом новой системы должна стать Генеральная прокуратура РФ – именно ее должностные лица смогут единолично принимать соответствующие решения.

Документ был внесен в нижнюю палату ее депутатом Андреем Луговым . Закон вполне предсказуемо породил достаточно широкий общественный резонанс и обсуждение среди экспертного сообщества. В частности, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) в своей официальной позиции отметила недостаточную юридико-техническую и концептуальную проработку закона и сочла документ несвоевременным . Также возможность серьезного ущемления конституционных прав граждан в случае принятия закона в своем официальном заявлении отметил Совет при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества.

В данном материале мы разберемся в предлагаемой депутатами технологии блокировки "информации, распространяемой с нарушением закона" в контексте уже существующих процедур и возможных последствиях вступления документа в законную силу с 1 февраля 2014 года.

Используемые в настоящий момент госорганами процедуры блокировки информации в Интернете


Решения федеральных органов исполнительной власти

На данный момент законодательством уже предусмотрены категории информации, доступ в Интернете может быть ограничен без какого-либо судебного акта по решению федеральных органов исполнительной власти . Это детская порнография, материалы об изготовлении наркотиков, способах совершения самоубийства, информация о детях, пострадавших от противоправных действий и др. (см. ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " "). В зависимости от компетенции, соответствующее решение принимает Роскомнадзор, ФСКН России или Роспотребнадзор, а действия, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам совершает Роскомнадзор, посредством обращения к хостинг-провайдерам и операторам связи (см. Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101).

Несмотря на очевидные недостатки данной процедуры, законом все же установлены четкие сроки совершения всех необходимых этапов и порядок обжалования соответствующих актов органов исполнительной власти. При этом что немало важно, лицам, разместившим в Интернете соответствующую информацию, представляется возможность обжаловать решение госоргана или устранить выявленные нарушения,

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность также имеют право прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (ч. 2 ст. 15 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ " "). При этом оказание услуг связи может быть приостановлено операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ. Возобновить оказание услуг операторы связи обязаны на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей упомянутых органов (см. ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 № 126-ФЗ " ").

Также предварительная цензура и контроль за СМИ, в том числе и в Интернете, может быть введена указом Президента РФ, на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение (см. п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ " " и п. "б" ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ " ").

Ограничения доступа к Интернет-ресурсам судом по инициативе госорганов

Судебный порядок является наиболее приоритетным, так как предполагает не только наличие волевого решения государственного органа, но и необходимость доказывать, что информация является запрещенной. Одновременно оператор связи или владелец ресурса получают возможность убедить суд в обратном.

На данный момент, вступившее в законную силу решение суда о том, что размещенная в Интернете информация является запрещенной для распространения в России, служит основанием для включения ее в специальный и принятия Роскомнадзором действий, направленных на блокировку такой информации (см. ч. 5-7 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ ). Также госорганы в рамках своей компетенции имеют возможность подавать в суд иски непосредственно к операторам связи или владельцам ресурсов с требованием об ограничении доступа к запрещенной информации. Подобный подход активно практикуется прокурорами, несмотря на существование описанного выше механизма блокировки с участием Роскомнадзора. Ограничения также могут на основании определения суда о применении обеспечительных мер, в том числе при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Говоря о судебной блокировке, с учетом планов по наделению Генеральной прокуратуры РФ полномочиями по внесудебному ограничению информации, в частности, содержащей призывы к экстремистским действиям, логично обратить внимание нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " ". На данный момент, он уже содержит ряд инструментов, позволяющих прокурорам предпринимать действия, направленные на ограничение доступ к экстремистским материалам в Интернете. В основном это происходит в судебном порядке – прокурорами к операторам связи (реже, к владельцам ресурсов или хостинг-провайдерам) подаются иски в интересах неопределенного круга лиц об ограничении доступа к соответствующим ресурсам, содержащим экстремистские материалы.

При этом информационные материалы могут признаваться судом экстремистскими как до предъявления иска в рамках отдельного производства, так и непосредственно в рамках гражданского, уголовного или административного судопроизводства (ст. 13 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " "). Одновременно существует возможность условно добровольного удаления материалов – на основании предостережения прокурора, а также предупреждения прокурора или Роскомнадзора (в случае со СМИ или общественной/религиозной организацией), которое может быть обжаловано в суд.

Еще один механизм ограничения доступа в судебном порядке предусмотрен в отношении информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы , в том числе кинофильмы, телефильмы. Определение об ограничении доступа в качестве обеспечительной меры принимает Мосгорсуд, причем он вправе сделать это и до подачи иска. Тем не менее, иск должен быть подан срок, не превышающий 15 дней со дня вынесения определения. Действия, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам совершает Роскомнадзор, посредством обращения к хостинг-провайдерам и операторам связи (см. ст. 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " "). В этом случае также установлены четкие сроки совершения всех необходимых процедур и порядок обжалования соответствующих актов органов исполнительной власти и судебных актов, а также устранения выявленных нарушений, до применения процедуры блокировки.

Новая модель ограничения госорганами доступа к интернет-ресурсам

Изменения касаются информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Планируется, что в случае ее обнаружения Генеральный прокурор РФ или его заместители будут направлять требование в Роскомнадзор об ограничении доступа к соответствующим интернет-ресурсам. Роскомнадзор в свою очередь будет обязан незамедлительно направить операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу в Интернете, или к информации, размещенной на нем .

Кроме того, ведомство должно незамедлительно определить провайдера хостинга и направить ему уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации. Дата и время направления уведомления будет фиксироваться Роскомнадзором. Оператор связи незамедлительно обязан ограничить доступ к информационному ресурсу. Провайдер хостинга в свою очередь в течение суток с момента получения уведомления обязан проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, размещаемую с нарушением закона.

В случае если владелец ресурса удалил информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор (сделать это можно в электронном виде). После получения уведомления и проверки его достоверности Роскомнадзор обязан незамедлительно уведомить оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу. После получения уведомления оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу.

Таким образом, в отличие от всех описанных выше механизмов ограничения, в данном случае не прописаны ни возможность обжалования, ни устранения нарушения до блокировки. Не определены и сроки осуществления процедур , связанных с ограничением доступа к информационному ресурсу (используется термин "незамедлительно"). Одновременно Генпрокуратура РФ получает право единолично без решения суда признавать ту или иную информацию содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Таким образом, полномочия Генеральной прокуратуры РФ по ограничению доступа к интернет-ресурсам по широте и степени неурегулированности сравнимы разве что с полномочиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или Президента РФ в случае введения военного или чрезвычайного положения.

"Стоит вспомнить, что данный механизм блокировки предлагался обществу как способ ограничить детей от вредной информации. Почти сразу этот закон стал использоваться для ограничения коммерчески или политически неугодного контента. При этом надо заметить, что уже на примере произошедших блокировок эффективность от них весьма сомнительна и приводит к обратному эффекту", – комментирует Закон сопредседатель Ассоциации пользователей Интернета Станислав Шакиров .

По его мнению, с технической точки зрения идеального механизма ограничения не существует в связи с архитектурой Интернета, принципы построения которой таковы, что никакая информация удалена быть не может – к любой информации всегда можно получить доступ.

Станислав Шакиров , сопредседатель Ассоциации пользователей интернета

"Интернет спроектирован и функционирует так, что любые блокировки возможно обходить нехитрыми методами, а свойства информации и общества такие, что то, что блокируется, обычно распространяется в разы быстрее. Если блокировки будут касаться, действительно, информации, которая попадает под понятие hate-speech и интересна только узкому кругу граждан, то последствий от этого закона можно и не заметить, но скорее всего здесь мы видим попытку получить рычаги легитимной блокировки информации об акциях протеста а-ля "болотная", "майдан" и т.д. В данном случае распространение информации будет происходить в разы быстрее, нежели чем без блокировок – согласно "эффекту Стрейзанд " [заключается в том, что попытка ограничить информацию приводит к еще большему ее распространению. – Ред .]".

"Существующие блокировки просто усложняют доступ к информации, и, если раньше для этого требовался один "клик", то теперь необходимо будет сделать три. Зато интерес к такой информации повышается", – отмечает Станислав Шакиров .

При этом в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " " прописано понятие "экстремистские материалы". Оно, в частности, включает в себя предназначенные для обнародования документы либо информацию, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности . Как уже отмечалось выше, материалы признаются экстремистскими только в судебном порядке. В принятом Законе существует понятие "информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности ". Похоже, что по задумке авторов документа, к экстремистским материалам она по какой-то причине не относится и поэтому может ограничиваться во внесудебном порядке. Таким образом, у Генеральной прокуратуры РФ появляется возможность по своему усмотрению применять судебный или внесудебный порядок признания информации экстремистской и ограничивать доступ к ней, в зависимости от того, будет ли она формально расценена (самой же прокуратурой) как экстремистский материал или информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

"Текущая судебная правоприменительная практика, касающаяся дел по федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности" противоречива, так как отсутствуют четкие критерии отнесения той или иной информации к "экстремистской" или "призывающей к разжиганию национальной розни". Соответственно, предоставление полномочия не судебному органу выносить решения по такого рода делам приведет к еще более широким злоупотреблениям правом", – отмечает Глеб Шуклин , координатор комиссии РАЭК по правовым вопросам.

Кроме того, на сегодняшний день запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " " запрещено распространение). Также не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний (ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 " "). Ограничение доступа к информации может быть установлено федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " "). Иными словами, для запрета определенной информации, ее распространение должно являться общественно опасным в соответствии с или либо ограничение доступа к ней должно быть прямо предусмотрено федеральным законом.

Что касается призывов к массовым беспорядкам , то ответственность за совершения таких деяний предусмотрена . Таким образом, законодательство уже сейчас предоставляет возможность прокурорам предъявлять иски к операторам связи в интересах неопределенного круга лиц с требованием ограничить доступ к интернет-сайтам в случае размещения на них призывов к массовым беспорядкам. Перевод данных правоотношении во внесудебную плоскость, с учетом отсутствия внятного регулирования, также может привести к значительным злоупотреблениям и формированию неоднозначной практики блокировки такой информации.

Законом предусмотрена возможность ограничения информации, содержащей "призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях , проводимых с нарушением установленного порядка". При этом в законодательстве такое понятие отсутствует. Применительно к массовым акциям, существуют понятия: "публичные мероприятия", "массовое одновременное пребывание и (или) передвижения граждан в общественных местах". Административная или уголовная ответственность за распространение какой-либо информации, связанной с проведением таких мероприятий, а равно ограничения по ее распространению федеральными законами не предусмотрены. Исключение составляют публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах (). Однако в данном случае присутствует необходимое условие – последствия в виде нарушения общественного порядка или санитарных норм и правил функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи и др. Соответственно, исходя из логики и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" такая информация не должна подлежать запрету или ограничению, до тех пор, пока не будут внесены необходимые изменения в федеральное законодательство.

"Предлагаемый подход к правовому регулированию интернет-пространства, выдержанный в логике увеличения числа запретов, чреват серьезным ущемлением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, с учетом технологической легкости обхода установленных запретов, предлагаемые изменения будут, с одной стороны, подпитывать рост правового нигилизма, а с другой – создавать иллюзию борьбы с экстремизмом вместо реальной работы по его искоренению", – отмечается в официальном заявлении Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека .

Как отмечает Станислав Шакиров , принятие Закона будет иметь не только юридические, но и экономические последствия – ухудшение инвестиционного и бизнес-климата в российском ИТ-секторе.

"В области рынка хостинга за 2013 год наблюдается падение спроса на услуги отечественных хостинг-компаний и отток клиентов к зарубежным компаниям. Многие отечественные интернет-компании переходят в европейскую юрисдикцию с понятными и предсказуемыми правилами игры. Привлечение денег в российские интернет-стартапы усложняется. В целом, рост интернет-рынка остается положительным, но темпы замедляются и оказываются значительно ниже, чем могли бы быть при отсутствии вмешательства государства", – поясняет он.

Поделиться: