Формы социального контроля в обществе. Происхождение права

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности.
Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:
1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.
2. Действие на основе механизма обычая.
3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)
4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека.
5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков.
6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - «родственное дело»).
7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.
8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.
Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» - новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.
Формирование права проявляется:
а) в записи обычаев, становлении обычного права;
б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;
в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.
В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.
Самоорганизация, иные самопроизвольные процессы - вот главное, что характеризовало в целом взаимодействие человека и природы в присваивающей экономике на протяжении многих тысячелетий.
Возникали правила, направленные на смягчение агрессивных столкновений между группами, организацию семейно-брачных отношений, взаимопомощи, совместных охот, рыболовного промысла, распределение пищи, соблюдение определенных санитарно-гигиенических установлений, функционирование потестарных органов управления, процедуры разрешения споров и т.п.
Эти регулятивные начала осуществляются в разных формах, но суть их одна - они направлены на поддержание присваивающих экономик, на гармоничное существование человека в природной среде, на его воспроизводство как биологического вида.
Возникает необходимость регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности. Появляется объективная необходимость нормировать, а следовательно, и учитывать, трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов. Без такого нормирования и учета общества производящей экономики попросту не смогли бы существовать. Эта экономика объективно ведет к дальнейшему разделению труда.
В структуре регулятивной системы первобытного общества- социальных норм присваивающей экономики - можно выделить следующие элементы.
Содержание. Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде.
Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в некоторых ситуациях - их похищение.
Способы регулировния. Здесь можно выделить три основных способа - запреты, дозволения и (в зачаточной форме) позитивное обязывание.
Запреты существовали, главным образом, в виде табу,
Дозволения (разрешения),
Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках, отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других общин туши больших животных, распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку, участвовать в коллективных акциях мщения за вред, причиненный члену общины.
Запрещалось: нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные повреждения; каннибализм; кровосмешание; колдовство (им могли заниматься лишь специальные лица - колдуны); похищение женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воровство; нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалетности между общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение супружеской верности и т.п.
Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения (например, лодок).
Формы выражения. Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, в иных формах.
Мифологическая нормативная система - одна из древнейших и очень мощных форм социального регулирования.
В единстве с обрядами, «связанными» предметами, ритуалами, местностями мифы играли основную социально-нормативную и информационную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о всех географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, о классах родства, тотемическая идеология, половые, пищевые и возрастные табу, имевшие важное экологическое и медициеское значение. Множество способов - от обрядового воспроизводства мифов до наказания «нарушителей» в соответствии с установленными и закрепленными в
Формой выражения социальных норм в первобытном обществе выступали, однако, не только мифы. Такой формой было и классификационное родство, когда конкретные люди включались в определенные конкретные группы (классы) родственных отношений. От этих родственных отношений, основой которых являлись брачно-семейные нормы, зависели властные отношения (отношения подчинения одних групп, одних индивидов другими), распределительные отношения. Классификационное родство, характерное для присваивающего общества, регулировало таким образом социальные связи людей, демографические процессы и даже пользование земельными участками, в частности, охотничьими угодьями.
Формой выражения социальных норм были также самопроизвольно складывающиеся традиции, обычаи, в связи с чем эти общества называют в литературе традиционными обществами.
Процедуры.
В доклассовом обществе имелись дополитические властные органы (потестарные органы), которые тоже вырабатывали нормы. По объекту регулирования последние можно условно подразделить на нормы земельные, имущественные, уголовные, а по субъектам - на нормы родственных отношений, брачно-семейные, групповые, межгрупповые. Были в этом обществе и своеобразные «процессуальные» нормы. Так, нарушение разбиралось и наказание назначалось самим коллективом, причем не только в лице старейшин и вождей, но и ближайшими родственниками виновного или пострадавшего.
В западной политической антропологии, не стремящейся провести различие между разными нормативными системами, сделан вывод, что можно говорить всего лишь о «двоичных» и «троичных» процедурах таких разбирательств. При «двоичных» - споры решаются и наказание определяется самими враждующими и спорящими сторонами, а также их родственниками. При «троичных» - этим занимается специально назначенное лицо либо выделенный для этих целей орган, словом, внешняя, посторонняя для конфликтующих сторон или нарушителя сила.
Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь - наиболее типичные их формы.
Однако правила (нормы) поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они, по выражению известного историка первобытности и этнографа А. И. Першица, имеют характер «мононорм», т.е. единых еще нерасчлененных специфических норм первобытного общества. Эти «мононормы» отличаются от права, которое как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме. Отличаются они и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, что характерно для морали, но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций.
Нельзя мононормы делить и на институциональные,т.е. выработанные и санкционированные особыми органами, и неинституциональные, т.е. выработанные и выполняемыми одними и теми же общностями. Появление мононорм основывается как на том, так и на другом, тогда как право - продукт в основном институционального, а мораль - неинституционального происхождения.
Мононормы находятся в органичной связи с экономикой и идеологией присваивающего общества, в котором человек еще является частью природы. Он присваивает готовые естественные формы, и именно это закрепляется прежде всего идеологически и в социально-регулятивной системе.

Новости:

Мораль - форма общественного сознания, включающая ценности, правила, требования, регулирующие поведение людей. Другими словами, это принятые в обществе представления людей о должном и неправильном поведении, о добре и зле. Религия как один из компонентов включает принципы морали. Моральные установки также характерны и для этических учений. Мораль сегодня регулирует отношения людей в любом обществе.

Ученые предполагают, что первичной формой морали стали табу. Табу - это жёсткие запреты на определённые действия. Например, уже в древних обществах были введены табу на половые отношения с родственниками и на совершение надругательских действий над умершими. Табу облекались мистикой, страхом наказания за нарушение.

С развитием общества возникали обычаи - исторически сложившиеся, многократно повторяемые формы действий, которые в глазах членов общества приобрели обязательное значение. Обычай - привычка, принятое, усвоенное дело, обиходное. Обычаи могут меняться. Они охватывают широкие сферы социальных отношений - личные, семейные, профессиональные, образовательные и т.п. Например, обычай вставать, приветствуя преподавателя, входящего в аудиторию - многократно повторяемое действие в большинстве школ и вузов.

Глубоко укоренившиеся в общественном сознании, передаваемые неизменными из поколения в поколение обычаи, правила поведения, становятся традициями. Обычаи чаще всего выполняются только потому, что "так принято". Традиции же облекаются эмоциональной окраской - стремлениями и усилиями людей сохранить и воспроизвести традиции. Например, некоторые семьи из поколения в поколение передают традиции и свято хранят их.

Функций морали много, и вряд ли когда получится составить их полный перечень. Выделим основные:
- регулятивная – мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;
- мотивационная – мораль мотивирует человека, стимулирует его делание что-то сделать или не сделать. Например, молодой человек уступил в общественном транспорте место бабушке. Мотивом этого поступка стали его моральные принципы;
- ценностно-ориентационная – мораль является жизненным ориентиром для человека, показывает ему, что является хорошим, а что плохим;
- конститутивная – мораль устанавливает высшие, главенствующие над всеми другими регуляторами формы поведения людей. Например, моралью установлено правило «не укради». Оно стало высшим регулятором в большинстве обществ;
- координационная - мораль координирует действия людей, обеспечивает согласованность их поведения;

Воспитательная - мораль влияет на воспитание человека.

Многие учёные смешивают понятие морали и нравственности. Тем не менее, можно проследить тонкости различий в их понимании. Мораль - это сфера общественного сознания, даже сфера культуры, обобщающая правила поведения людей. А нравственность - конкретные принципы реального поведения человека.

Мораль тесно взаимосвязана с правом. Общими признаками норм морали и права является то, что они универсальны, распространяют своё действие на всех людей, имеют общий объект регулирования - общественные отношения, опираются на понятия справедливости, выступают мерой свободы в социуме. Мораль и право имеют сходную структуру - включают правила поведения и санкции за их неисполнение. Только санкции эти разные.

Однако, можно выделить и различия норм морали и права:
- мораль сформировалась за счёт длительности развития общества и стала формой общественного сознания, право же санкционировано (принято) государством;
- нормы морали исполняются в силу привычки, в результате убеждения, воспитания, нормы права же обязательны для исполнения и поддерживаются силой государства;
- за неисполнение норм морали следуют угрызения совести, общественное порицание, другие неформальные санкции, нарушение норм права влечёт юридическую ответственность, накладываемую государством;
- нормы морали регулируют более широкую область общественных отношений, в отличие от правовых норм, регулирующих только отношения, подконтрольные государству. Например, отношения дружбы и любви прямо не подконтрольны праву, мораль же их регулирует;
- моральные нормы нигде официально не оформлены, правовые нормы же чаще всего представлены в нормативных актах, изданных официально.

Моральные принципы, - правила поведения, - являются составной часть нравственной культуры личности. Нравственная культура личности - степень усвоения и поддержки личностью морального и нравственного сознания, культуры общества. Это важнейший элемент воспитания.

Современная нравственная культура основывается на множестве моральных принципов. Среди них можно выделить "золотое правило нравственности", высказанное ещё Иммануилом Кантом: "Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе". Важнейшим моральным принципом является также гуманизм - человеколюбие, признание личности каждого, учёт её потребностей и интересов, запрет насилия и агрессии. Другой нравственный принцип - моральная автономия личности. Он означает возможность человека выбирать способы своих действий и нести за них ответственность. Ответственность личности возможна тогда, когда она вправе сама определять линию своего поведения. Немаловажным нравственным принципом также является гуманизм - человеколюбие, признание права каждого человека на счастье. Гуманизм требует отказа от любых форм насилия над человеком.

Лекция 3. Историческое развитие нравственности

Основные понятия:

Табу; обычаи; принцип "око за око"; традиционная нравственность; принцип патриархальности; верность традиции; уважение к старшим; почитание отца; принцип коллективизма; "золотое правило нравственности"; принцип трудолюбия; нравственная иерархия видов труда; принцип патриотизма; борьба с врагами; любовь к своей земле; священное чувство Родины, патриотизм; служение государству; приверженность ко всему национальному; воинский этос; верность; побратимство; дружба; мужество; трусость; вежливость; этикет; щедрость; монотеизм; рыцарь; индивидуализация нравственной жизни; рациональные мотивы; равноправие от природы; общечеловеческие ценности; принцип индивидуализма; деньги; "человек, сделавший себя сам"; пролетарский нравственный образец; интернационализм; идеология; достижения советской морали; недостатки советской морали.

Донравственные формы социальной регуляции

Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что:

они запрещают, но не предписывают позитивного поведения;

они носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально;

они не требуют осознания и обоснования.

К числу основных относятся табу:

на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.);

на браки между близкими родственниками;

на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта).

Обычаи - следующий уровень социальной регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения:

1) обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение;

3) обычай обосновывается аргументом "так принято", моральный поступок обосновывается аргументом "это добро";

4) при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен;

5) за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида;

6) если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные же переживания.

Основные обычаи образуют календарный цикл (встреча весны - праздник первого снопа - дожинки - колядки) и жизненный цикл (родинные - свадебные - похоронные).

Принцип обмена регулировал отношения между первобытными общинами (табу и обычаи распространялись только на "своих"):

1)"Око за око" - негативный вариант таких отношений. Действие по этому принципу предполагало возмездие:

симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);

ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);

коллективное ("всем миром" мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови - "кровная месть").

2) Дарение - позитивный вариант обмена между общинами. Церемониальное дарение предполагало, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип "око за око" ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.

Традиционная нравственность

Традиционная нравственность - исторически первая и фундаментальная форма человеческой нравственности, присущая всем доиндустриальным обществам. Ее содержание можно рассмотреть, обобщив его на основании следующих принципов.

Принцип патриархальности

Патриархальная культура основывалась на господстве мужского начала - именно к мужчине в ней предъявлялись основные нравственные требования. Первое из них - верность традиции, восходящей к культу предков. По отношению к умершим можно было судить о нравственности человека, в то же время сам характер захоронения человека определялся его нравственными заслугами. Закономерным следствием почитания предков стало уважение к старшим.

Младшим соплеменникам и членам семьи патриархальная мораль предписывала почитание отца как начальника (а впоследствии и начальника, как отца родного), почитание старшего брата и в целом всякого старшего.

Критерием нравственности женщины в патриархальной культуре выступало соблюдение правил половой морали: сохранение девственности до брака и верность мужу в браке.

Принцип коллективизма (общинности)

Для традиционной морали общность, а не личность является безусловной ценностью. Индивид здесь отождествляет свои интересы с благополучием социальной группы. Нравственный статус группы переносится на индивида, т.е. принадлежность к славному роду, семье, стране, профессии делает человека более значимым в нравственном отношении. В то же время заслуги индивида приписываются группе, достижения одного вызывают у всего общества гордость и чувство причастности к его деяниям. Человек всегда должен помнить, что по нему будут судить о добродетелях и пороках всей группы, а потому позорить ее своим поведением недопустимо.

Единство и взаимность в сообществе поддерживались по "золотому правилу нравственности":

чего себе не хочешь, того другим не делай (негативная формулировка);

относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе (позитивная формулировка).

Принцип трудолюбия

Оценка труда в традиционной нравственности противоречива.

С одной стороны, земной труд противопоставлялся священным ритуальным актам, он выступал как наказание, низкое занятие. Благородные сословия традиционного общества (воины, дворяне, священнослужители нехристианских конфессий) презирали физический труд как заботу о личном благополучии, противопоставляя ему бескорыстное служение "высшему".

С другой стороны, поскольку земля в традиционной культуре обладает священной ценностью, то и работа на ней считается высоконравственным занятием. Труд в общине является способом укрепления коллективизма, а тот, кто не работает, сидит на шее у других. Кроме того, без полезного занятия человек теряет ориентацию в жизни, "сбивается с пути истинного", ведет беспорядочный образ жизни. И наоборот, приобщение к профессии означает и смысложизненный выбор. Для женщины трудолюбие оказывается залогом ее целомудрия: домашняя работа препятствует легкомысленным развлечениям.

Таким образом, в традиционной культуре сложилась нравственная иерархия видов труда. На первом месте стоял труд крестьянина, на втором - ремесленника, если он не производил предметы на продажу. Далее шла торговля, которая оценивалась как занятие бесчестное, но постыднее всего в нравственном отношении - ростовщичество. Таким образом, все, связанное со сферой обмена и товарно-денежными отношениями, получало по преимуществу негативную нравственную оценку.

Принцип патриотизма

Принцип патриотизма имеет сложное содержание, одни его аспекты могут не согласовываться с другими.

1. Изначальный смысл слова патриотизм (по латыни patria - родина, pater - отец) предполагает верность традиции отцов, приверженность ценностям предков. Патриотизм - это форма связи времен, способ самоопределения индивида в череде поколений. Понимание, к какому роду ты принадлежишь, - в этом и состоял патриотизм.

2. Принадлежность к "своим" существует в рамках противопоставления "чужим". Потому патриотизм очень часто понимается как борьба с врагами, а патриотическое воспитание осуществляется как военно-патриотическое. В данном аспекте патриотизм обнаруживает свой агрессивный оттенок.

3. Поскольку традиционные общины были привязаны к своей земле, как в экономическом, так и в духовном плане, патриотизм предполагает любовь к своей земле, что выражается в труде на ней (перекличка с принципом трудолюбия) и в защите ее.

4. Любые ценности традиционного общества (в том числе, как уже отмечалось, земля) имели сакральное обоснование. В этом плане патриотизм - это священное чувство Родины, похожее на религиозное. Родина - это не историко-географическая общность, а символическая реальность, по отношению к которой человек осуществляет служение. Патриотизм здесь - не земная эгоистическая привязанность ко всему "своему", но привязанность к высшим моральным ценностям (свобода, смысл жизни), которые и олицетворяет Родина.

5. Существенные новации в содержании патриотизма происходят под влиянием государства. В рамках господствующей идеологии патриотизм понимается как служение государству. Здесь предполагается любовь не просто к стране, но к ее социально-политическому устройству. Пол влиянием борьбы с существующим политическим строем может сформироваться и альтернативный вариант патриотизма, где патриот - это борец за освобождение Родины от неправедных государственных деятелей.

6. Патриотизм может трактоваться и как приверженность ко всему национальному ("любовь к своему народу"), хотя выпячивание этнического фактора в содержании патриотизма может вести как к нравственному возрождению, так и к нравственному одичанию народа.

Воинский этос

Вопреки расхожему представлению о морали как сфере мирной и гуманной, многие понятия традиционной нравственности сформировались в воинских коллективах. Кодексы поведения, сложившиеся в этой среде, называются воинским этосом .

Этос воинов основан на представлении об избранности этой социальной группы среди других, о войне как занятии благородных, о нравственности как правой силе (военная победа понимается как свидетельство нравственной правоты). Воинская община строится по модели семьи, где вождь выступает в роли отца, по отношению к которому воин хранит верность , аналогичную патриархальной. Между соратниками устанавливаются взаимосвязанные отношения побратимства и соперничества. Побратимство как установление псевдородственных связей - это способ достойно выйти из боя, побратавшись с соперником, или способ укрепить отношения внутри воинской дружины. Побратимство стало прообразом такого высоко ценимого в этике отношения как дружба . Соперничество в воинской среде происходит среди "своих", равно благородных, за приобретение личных заслуг. Личная слава и честь достигаются благодаря ратным подвигам, поэтому мужество , храбрость, смелость - необходимые добродетели воинского этоса, а трусость - самый презренный порок. Чтобы нравственно упорядочить соперничество среди "своих", разрабатываются правила вежливости , изысканный этикет для избежания ситуаций, которые могли быть расценены как покушение на честь. Нравственность воинов существенно отличается от общего массива традиционной нравственности. Как уже упоминалось, воины с презрением относились к труду. Поскольку военный человек не привязан к собственности, его добродетелью стала щедрость . Воинам присущи прямота, честность, простота и ясность в определении критериев добра и зла.

В целом нужно отметить, что устойчивость традиционной нравственности связана с цикличностью сельскохозяйственных занятий, ее устойчивое существование сделало ее основой всех последующих нравственных форм, которые, модифицируя содержание традиции, наслаивались на нее.

Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью

Мировые религии привнесли в нравственную жизнь человечества новые моменты :

монотеизм предполагает единственность Бога, перед которым все люди предстают как равные (архаические же сообщества построены иерархически: старшие - младшие, мужчины - женщины);

бог мировых религий - духовный Бог (в отличие от архаических антропоморфных божеств или божеств, сливавшихся с природными стихиями), что способствует выдвижению моральных духовных ценностей на передний план системы регуляции;

бог в монотеизме предстает как личность, соответственно и верующий должен быть личностью, обладателем души с развитым внутренним миром;

человек в мировых религиях трактуется как "венец творения", нравственные нормы диктуют гуманное отношение к другому человеку, который понимается как "ближний" В традиционной культуре, как уже отмечалось, главные ценности были сакральными, а в социальной практике ценностью обладал коллектив, а не индивид. Гуманизм не входил в число принципов традиционной нравственности;

появилось Священное Писание с четкой фиксацией норм, что позволяет предъявлять их индивиду, требовать их осознания и самостоятельного выполнения в разнообразных ситуациях.

Мировые религии преобразовали традиционную нравственность . Изменилась категориальная и мотивационная структура морального сознания. Традиционные поступки осмысляются в новых категориях (например, традиционная взаимопомощь между людьми осмысляется в терминах "милосердия" к "ближнему"). Традиционные поступки получают новые мотивы (любовь, милосердие, очищение души от греха). Религиозная идеология углубляет содержание традиционных норм, делает акцент на их мотивации (требует не только "не убивай", "не кради", но и "не гневайся", "не желай…"). Традиционные нормы сортируются, исходя из положений религиозной доктрины, наиболее жестокие отвергаются, нравы смягчаются. В целом регуляция поднимается на новый, более сложный уровень, предполагающий мотивацию поведения духовными ценностями, рассчитанный на личность, а не на общину, выдвигающий единые, нравственные требования, по крайней мере, к единоверцам.

Однако потенциальные возможности религиозной морали исторически остались мало реализованными. Традиционная нравственность ассимилировала религиозные ценности и интерпретировала их в традиционном ключе. Под влиянием традиционных представлений содержание религиозной морали существенно изменилось, что и демонстрируют средневековые нравы.

Нравы средневековья

Нравы средневековья сформировались на основе :

традиционной нравственности;

религиозной морали;

влияния социальной структуры феодального общества.

Социальная структура феодального общества представляла собой пирамиду сословий со своими наборами прав и обязанностей, грехов и добродетелей. Согласно моральной иерархии этого общества существуют люди благородные и люди подлого рождения. Задача личности - знать свое место в иерархии и выполнять обязанности, подобающие своему социальному статусу.

Отношения между сословиями строились по патриархальному принципу "отцы" и "дети": низшие должны почитать высших, а высшие - заботиться о низших. Такие взаимные обязанности способствовали моральной сплоченности средневекового общества.

Типичным примером сословного нравственного образца является нравственный кодекс рыцаря , в котором сочетались традиционные, христианские и сословные черты. Рыцарь должен быть:

хорошего рода ("благородным");

верным своему господину;

верным данному слову (обету);

благородным в бою (этому способствовали правила проведения поединков);

Степень соответствия рыцарского образца христианским ценностям относительна. Рыцарь не мыслил простолюдина в качестве "ближнего", упомянутые добродетели он проявлял лишь по отношению к людям своего сословия. Убийства и грабежи не были чужды военному делу. Но в той степени, в какой рыцарь был набожен, выступал как "воин Христов", он был христианином своего времени. Тем более, что средневековье трактовало христианские истины не столько как нормы милосердия, сколько как ценности, приверженность которым позволит побеждать своих врагов на поле битвы.

Нравственность modernity. Буржуазная мораль

Modernity ("современность") - историческая эпоха, следующая за эпохой традиционных обществ, период формирования индустриальных обществ и культуры, существенно отличающейся от традиционной. В разных странах модернизация привела к построению различных социальных систем.

Капиталистический способ производства разрушил социальную базу традиционной нравственности (общину), изменилась как система ценностей, так и сам способ нравственной регуляции поведения.

Изменения в способе регуляции

С переходом от аграрного общества к индустриальному происходит изменение социальной структуры: общины и сословия распадаются на отдельных индивидов, общество "атомизируется". В результате:

появляется индивидуальный субъект моральной регуляции (в отличие от коллективного субъекта регуляции, свойственного традиционной нравственности);

появляется личность, способная к автономной саморегуляции на основе рациональных мотивов (а не эмоционального переживания ситуации); обладающая устойчивыми моральными принципами;

люди провозглашаются равноправными от природы;

утверждается идея общечеловеческих ценностей (которой не знала ни одна из предшествовавших нравственных систем).

Таким образом, способ нравственной регуляции достигает развитой формы, присущей современной морали.

Ценностные ориентации буржуазной морали

В противовес коллективистским ориентациям традиционной нравственности утверждается принцип индивидуализма, который предполагает следование нравственным нормам, исходя из индивидуальных мотивов и соображений, что отличает данный принцип от эгоизма, предполагающего следование собственным интересам, независимо от норм морали.

Закономерно, что идеалом такого сообщества становится "человек, сделавший себя сам" (self made man). Если человек традиционной нравственности гордился тем, что ему досталось от предков или сообщества, буржуазный моральный субъект гордится собственными моральными достижениями, добродетелями, которые он воспитал в себе сам.

Принцип трудолюбия оказывается обязательным для всех членов общества, земной труд полностью реабилитируется. В свете идей протестантизма тщательное исполнение своих профессиональных обязанностей становится формой религиозного служения, реализацией Божественного призвания. Трудом здесь именуется все, что приносит практическую пользу, измеряемую деньгами.

Деньги в системе буржуазной морали трактуются как нравственная ценность. С одной стороны, от наличия денег зависит добродетель: финансовое благополучие позволяет индивиду воздерживаться от особо аморальных деяний. С другой стороны, добродетель способствует обогащению: честный и трудолюбивый человек обогатится благодаря усердию и позитивной реакции на него окружающих.

Принцип патриотизма , известный и в традиционной нравственности, получил в буржуазной морали новое наполнение (и даже сам термин был изобретен в период Великой французской революции). В период формирования национальных государств, Родина стала пониматься не как историко-культурная данность, доставшаяся человеку по наследству, но как предмет его мировоззренческого выбора. Органический патриотизм сменяется гражданским патриотизмом , который предполагает сознательное участие индивида в делах общества, свободно основанного на единстве интересов, активное участие в формировании социально-политического строя своего государства (с помощью выборов и прочих демократических механизмов).

Буржуазный нравственный образец представляет достижение в нравственном развитии человечества (автономная саморегуляция личности, развитое моральное сознание, общечеловеческие ценности). В то же время, буржуазная система нравственности, как и всякая другая, несовершенна (индивидуализм все-таки вырождается в эгоизм, деньги из нравственной ценности становятся заменителем нравственных ценностей).

Нравственность modernity. Мораль советского общества

Советская система нравственности может быть представлена как разновидность нравственности modernity при сохранении многих элементов традиционной нравственности. Поэтому внравах советского общества можно выделить следующие составляющие:

1 . Образцы традиционной нравственности, что неудивительно для страны, экономика которой сохраняла аграрный характер почти до начала ХХ века, а проводимые модернизации оказались незаконченными или неудачными;

2. По способу регуляции советская мораль соответствовала критериям modernity, хотя по линии ценностей буржуазная и советская системы находились в открытой конфронтации. Проводимая политика по перемещению населения (миграция из деревни в город, направление людей на "стройки коммунизма", переселение народов) привела к исчезновению традиционных социальных структур (сословий, семей, общин). В СССР было провозглашено и осуществлено равноправие людей. Советский человек представлял собой индивидуального субъекта моральной регуляции, который руководствовался рациональными убеждениями (коммунистическими). Выработанные таким образом нравственные устои выдерживали почти любое жизненное испытание: человек продолжал держаться своей морали при любых обстоятельствах.

Общность советских людей была не локальной, как в традиционных обществах, а достаточно широкой, это была "вся страна", "пролетарии всех стран", "все прогрессивное человечество". Классовый характер морали считался преходящим, сущность же ее - общечеловеческой. Предполагалось, то коммунистическая мораль - это и есть будущая мораль всего человечества.

3. Пролетарский нравственный образец.

Поскольку пролетариат был провозглашен господствующим классом, то его нравственный образец получил широкое распространение. Он основывается на коллективизме , причем этот коллективизм эпохи modernity отличается от традиционного. Общность здесь является не органической, а механической, кроме того, интересы отдельного коллектива подчинены интересам более широкой общности (страны). Пролетариев характеризует солидарность с теми, кому "нечего терять, кроме своих цепей", отсутствие частной собственности стало предпосылкой равенства внутри этой социальной группы. Производственные условия закономерно приводят пролетария к принципу интернационализма , что представляет собой вторую после христианства историческую попытку утвердить моральное равенство между народами. Это не противоречило формированию принципа патриотизма , предполагавшего любовь к социалистической Родине. В целом пролетарский нравственный образец носит героический характер и напоминает некоторыми чертами нравственный образец рыцаря.

4. Марксистско-ленинская идеология, по функциям напоминающая религиозную. Обыденное моральное сознание (зачастую традиционное) оформлялось коммунистической идеологией с образованием таких понятий как "советский патриотизм", "социалистический коллективизм", "интернациональный долг", "честь коллектива" и. т.п.

высокое чувство долга, которое позволяло преодолевать личные склонности и внешние препятствия во имя нравственных целей;

наличие нравственного идеала (коммунизм), предполагающего реализацию в земной жизни;

неэгоистическую и бескорыстную мотивацию поступков;

общечеловеческую ориентацию.

Недостатки советской морали являются оборотной стороной ее достоинств и неотделимы от них:

смешивание собственно морального идеала с социально-политическим мешало проверять, морален ли сам политический идеал;

попытки осуществлять моральную регуляцию с помощью политических механизмов и социальных институтов (партийных организаций, собраний трудового коллектива, товарищеских судов, профсоюзных комитетов), разрушали моральную саморегуляцию личности;

некорректное решение проблемы моральных целей (коммунизм) и средств (репрессии), проводило к тому, что умение жертвовать собой оборачивалось принесением в жертву других людей;

коллективизм вырождался в "подчинение личных интересов общественным".

Современная нравственность и ее перспективы

В данном курсе историческое развитие нравственности рассмотрено как смена и взаимодействие исторических систем нравственности :

архаической системы регуляции;

традиционной нравственности;

традиционной религиозной морали;

нравственности modernity в буржуазном и советском вариантах.

Современное развитие человечества характеризуется взаимодействием нравственности modernity с традиционной нравственностью. При этом иногда традиционная нравственность модернизируется, а иногда ценности нравственности modernity усваиваются в рамках традиционного способа моральной регуляции. Становление постиндустриального, информационного общества породило тенденцию постмодернизации нравов, утверждение полного плюрализма нравственных ценностей при крайне неустойчивом механизме моральной регуляции. Реакцией на этот процесс стала фундаментализация морали, т.е. усиление консервативных сторон традиционной нравственности в тех странах и социальных слоях, которые не приемлют ценностей modernity.

Контрольные вопросы по теме №3

Каким аргументом обосновывается поведение по обычаю?

Какие виды табу Вы знаете?

К кому следует проявлять уважение, согласно традиционной нравственности?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип трудолюбия?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип патриотизма?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип патриархальности?

В состав какой исторической системы нравственности не входит принцип коллективизма?

Какая историческая система нравственности называется традиционной?

Что предполагает принцип индивидуализма в этике?

Что предполагает принцип коллективизма в этике?


35.место и роль морали в культуре. Мораль-совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, исполнение которых является следст­вием внутреннего убеждения человека или воздейст­вия на него силы общественного мнения

Мораль воз­никла задолго до раскола общества на классы и до возникновения политического и правового сознания.Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личностиМоральное (нравственное) сознание включает два ви­да нормативов - нормы морали и принципы морали.Нормы морали - это правила поведения людей в кон­кретных жизненных ситуациях.(гуманизм, добро, долг, совесть, стыд, честность и прочие)Принципы морали – понятия более широкого диапазона, чем нормы. Они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жиз­ненной ситуации, а в целой системе общественных от­ношений.(«чти отца своего», «не укради» и иные.)

Моральная культура -- это исторически сложившая­ся система традиционных, устоявшихся фикси­рованных, нормативных отношений между людьми. Элементы моральной культуры - обычаи, правила по­ведения, нравы данной культуры.

К основным понятиям морали (нравственности) относятся: добро и зло долг совесть и гума­низм.

Целью моральной деятельности является объе­динение человеческих усилий, направленных на гума­низацию всей социальной системы.

36. аномия в культуре. Суть аномии в том, что когда невозможно достичь определяемых культурой целей законными, одобряемыми обществом средства­ми, тогда их осуществление реализуется незаконным образом.По Талконту Парсонсу аномия -- явление фрустрации, возни­кающее в ситуации, когда не выполняются ожидания человека, оказывается невозможным удовлетворить значимую для него потребность и тогда возникает разрыв между мотивом деятельности и его результа­том.По Роберту Мертону аномия на уровне общества -- это конфликт между социальными подсистемами, а индивид -- это элемент данных подсистем, иллюстрирующий законо­мерности общесоциологического плана.Понятие аномии рассматривается и в историческом аспекте. Любому обществу свойственна некоторая сте­пень аномии, разброс в истолковании норм и правил поведения, т. к. в противном случае резко ограничива­ется индивидуальная свобода (К. Бэй)

37. формы и механизмы приобщения к культуре. Социализация культуры -- это процесс нарабатывания и усвоения культурных норм, умений, знаний и освоения соци­альных ролей. В результате социализации человек культурно взрослеет, превращаясь в социокультурную личность.



Воспитание является важной частью процесса социализации. Воспитание -- целена­правленная передача интеллектуально-мировоззренческих (этических) норм, правил и технологий достой­ного поведения, орудийно-хозяйственной деятельности от старших поколений младшим.Семья -- институт первичной социализации, так как она первое, с чем сталкивается ребенок при ро­ждении, и основное место, где формируются довери­тельные личные отношения.

Школа -- главный агент (институт) вторичной социализации, дающий детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в общественных и гражданско-политических процессах.

Важное место в социализации личности выполняет и искусство, развивая в личности творческий потенциал, художественное восприятие и оценку самой себя и окружающей среды – природы и социума.

Школа как феномен культуры.

Школа – второй, после мифа, социальный вид и институциональный механизм сохранения социокультурной памяти предков и передачи их знаний и опыта потомкам. Она составляет основу современной культуры и жизнедеятель­ности общества, и в то же время отражает в себе основные про­тиворечия общества.Школа, выступая воспитывающим передатчиком молодёжи социальных знаний и опыта старших поколений, этим обеспечивает обществу развитие. Дети, воспитанные школой, являются творцами, распространителями, носителями того или иного стиля культуры, носителями активной или пассивной, нравственной или безнравственной гражданской позиции, что во многом зависит не только от учителей, преподавателей, но и от семьи, и от идеологии и практики действий должностных лиц системы образования.

Культурная динамика. Культурная динамика - это всегда целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Культурная динамика может реализовываться в следующих основных видах: постепенно-линейном и циклическом. В линейной концепции можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и многолинейную. Согласно однолинейной концепции Э. Б. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фреэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры можно выделить три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизацию. Развитие идёт по пути усовершенствования человеческого рода путём усложняющейся организации общества и человека. В рамках многолинейной эволюционной модели признаётся множественность путей социокультурного развития, отказ от всеобщих законов эволюции. Основное внимание уделено изучению и обобщению эмпирических данных, полученных при изучении региональных культур, фиксацией исторических параллелей и повторов. Основное внимание уделено изучению проблем культурной адаптации. Концепции линейного развития культуры противопоставляется идея цикла - обобщённого представления об универсальной форме внутренней динамики культуры в период существования от возникновения до распада. Каждая культура, с точки зрения этого подхода, проходит определённый жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу.



40.Время как формообразующий фактор культуры. Время в культуре выражает определенные ритмы и по­следовательность действий, закрепляет ориентации на определенный модус времени, превалирующий в данной культуре.

Время -- то посредствующее звено, через кото­рое передается информация о способах социальной жизни и ценностях определенной культуры. время в культуре -- это:

последовательность действий, которая переписыва­ется через традиции и задается через имя (в архаической формации) или через схемы технологий (в позднейших формациях);

смена поколений, через которую осуществляется разрыв непрерывной традиции, опыта, способа деятель­ности. значение, которое приписывается определенным моментам времени. Формообразующая роль време­ни в культуре проявляется в том, что каждая культура самоопределяет себя во времени, создавая свой календарь и обозначая дату своего рождения.

41. Искусство – специфический вид человеческой культуры. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать и изменять окру­жающую действительность в области человече­ской чувственности и логической абстрактности. И вполне закономерно, по данным современной науки, что успехи в области искусства, развития чувственности и абстрактного мышления сопровождаются у субъектов культуры развитием математической логики. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством творческого процесса (речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа учёного, врача, управленца, актера или рабочего). Искусство -- явление социальное. Оно участвует в со­циальном преобразовании общества оказывая эстетиче­ское воздействие на личность. Многогранна и практика искусства. Но главной его це­лью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг соци­альной жизни, влияя на самые личные стороны человече­ского существа. Во всем вышесказанном и заключается общественная (социальная) зна­чимость искусства, как вида человеческой культуры.

42.виды искусства. Изобразительное искусство раскрывает многооб­разие мира с помощью пластических и колористических материалов -- красок, мрамора, глины и т. д.

Литература включает в себя все оттенки твор­чества, реализуемые в слове.

Музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с раз­нообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (музы­кальными инструментами).

Архитектура и прикладное ис­кусство реализуется через существующие в пространстве матери­альные конструкции и вещи, выражающие и удовлетворяющие практи­ческие и духовные нужды людей.

Каждый из видов искусства сложно и мно­гообразно выражает свою видовую определенность, имеют свои особые роды и жанры, закономерности развития, свой язык и научный аппарат исследования.

43. Социальные функции искусства Эстетическая функция -- искусство как формирование творческого духа и ценностных художественных ориентаций: искусство строит ценностные нормы в созна­нии человека, учит его ощущать и осмысливать жизнь через художественную образность. Гедонистическая функция -- искусство, как художественное наслажде­ние и объяснение: помимо наслаждения, оно развивает органы ощущений личности, а сюжетом образов формирует в сознании осмысленность значимости предлагаемых зрителю, читателю, публике художественных образцов.

Общественно-преобразующая функция -- искусство как деятельность проявляется в идейно-эстетическом художественном воздействии на людей через включение их в ценностно-ориентированную художественно-творческую и иную деятельность и, таким образом, искусство участ­вует в социальных преобразованиях всех субъектов культуры.

Компенсаторная функция -- искусство как утеше­ние имеет три основных аспекта -- отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный), утешающий и собствен­но компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека). Искусство своей гармонией влияет на внутрен­нюю гармонию личности, способствуя сохранению и вос­становлению психического равновесия.Познавательно-эвристическая функция -- искусство как знание и просвещение. Художественно-концептуальная функция -- искусство как анализ состояния мира, заключается в его стремлении и к самопознанию личности, и к расширению его глобального мышления в решении обще­мировых проблем, например экологических. Прогностическая функция -- искусство как предсказание,предвосхищение. Коммуникативная функция -- искусство как обще­ние, состоит в том, что оно является средством художественного обще­ния. Информационная функция -- искусство как сооб­щение, состоит в том, что искусство слу­жит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению и выражению общественного опыта.

Воспитательная функция -- искусство как катар­сис (очищение): искусство формирует строй мироощущений, отношений (чувств) и мировоззрение людей.

Катарсическая (очищающая) функция является важнейшим аспектом вос­питательного воздействия искусства на личность. Внушающая функция -- искусство как суггестия заключается во внуше­нии и структурировании определенного строя мыслей и чувств, в гипнотическом воздействии на подсознание разума и на всю человеческую пси­хику.

44.наука и искусство . В гносеологическом плане есть определенная близость науки и искусства, но все же художественное познание отличается от теоретического, инаука никогда не сможет заменить искусство в области абстрактного, эмпирического (на уровне интуиции подсознания) познания и восприятия, что связано со спецификой искусства и субъектов культуры.

Специфика искусства, в отличие от науки в том, что оно отражает действительность в форме художественных об­разов, а наука -- в форме теоретических закономерностей, проверяемых экспериментом, и конкретных понятий. В осно­ве специфики искусства -- его специфический объект от­ражения, обусловливающий социальную необходимость, незаменимость искусства, и все особенности способа, формы отражения жизни.

Законы науки не могут содер­жать непосредственного соотношения прошлого, настоя­щего и будущего, ибо законы отражают качество, сущность. Законы могут быть поняты как моменты относительного покоя, выделенные из массы движущихся явлений и случайностей действительности.

Искусствожеспособно воспроизводить конкретную динамику жизни, связь времен, фактов, явлений и процессов. Эта его способность обусловлена специфиче­ским объектом – художественным творчеством, что является особой частью духовно-прагматического исследования в составе культурологических научных знаний.

46 Концепция культуры И. Г. Гердера. В своем фундаментальном четырёхтомном сочи­нении «Идеи философии истории» (1784-1791) он представил свое видение об­щей истории развития человечества, как органичный эволюционный процесс.

По Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, являетсяеепродолжением, постепенно достигая более высокихступеней. Высшее звено в этой эволюции -- человек. Именно наработка социокультуры отличает его от животного. Формирование социокультуры -- это второе рождение человека. В феномене культуры проявляют себя два начала: надприродная сущность культуры и историче­ские причины развития основных элементов культуры – языка, государств, семейных, трудовых и иных социокультурных от­ношений: религии, искусств, наук и т. д. При этом культура «захватывает человека и фор­мирует его голову и члены его тела». Более того, именно она (культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого че­ловеческого сообщества.

Гердер рассматривает общественное развитие в историко-географическом ключе. Он считал, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой стороны - представляютегокак этап развития человеческой культуры вообще.

Наиболее обстоятельно Гердер анализирует евро­пейскую культуру

Различные типы культуры, утверждал Гердер, не должны разделять людей на «просвещенные» и «непросвещен­ные» народы.

Постоянно подчеркивая единство челове­ческой (мировой) культуры, Гердер объясняет его об­щей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность».

По Гердеру, ис­тория развития культуры крайне неравномерный процесс, который может состоять из динамичных и статичных периодов. Культуре свойственны взлеты, падения и состояние инерции.

47 Концепция культурно-историчес­ких типов Н. Я. Данилевского В своем науч­ном труде «Россия и Европа» сторонник течения славянолюбов Н. Я. Данилевский противопоставляет свою позицию теориям европоцентристского и однолинейного развития мировой культуры.

Создатель философско-исторической системы типологии культур, Н.Я.Данилевский выдвинул пять законов «культурно-исторического движения» и детально проанализировал два культурно-исторических типа: славянский и германо-романский.Общечеловеческого в действительности нет, считал он. Каждая из отдельно разви­вающихся цивилизаций вносит свой вклад в общую куль­туру человечества. Он ввёл понятие «культурно-исторический тип», который характеризуется своей собственной спецификой религиозного, социального, бытового, промышленного, по­литического, научного, художественного и исторического развития.Данилевский назвал 10 народов-творцов, народы разрушители, а так же племена составляющие этнографический материал.

Данилевский выделял в исторической культурной жизни народов три периода: этнографический политический цивилизационный,

Философ называет пять основных законов возникновения, развития и заката цивилизации:

1. Семейство народов, принадлежащих к одной языковой группе, составляет культур­но-исторический тип, если они духовно способны к истори­ческому развитию и прошли стадию детства. 2. Для рож­дения и развития культуры народ должен достичь полити­ческой независимости. 3. Основные принципы цивилиза­ции одного культурно-исторического типа не передаются наро­дам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя, испытывая влияние чуждых ему предшествующих цивили­заций.

4. Цивилизаций достигает своего расцвета, когда народы, составляющиеее, образуют федерацию или по­литическую систему государств.

Россия, по Данилевскому, не является европейской страной. Она представитель иного, славянского, мира. Философ выступал с идеей славянского единения, консолидации славян и создания Всеславянского союза

45 Возникновение искусства Зарождение искусства восходит к перво­бытной эпохе, когда человек впервые попытался отра­зить свои представления об окружающем мире в художественном творчествеОсновные виды изобразительного искусства -- скульптура, живопись, графика, появились в эпоху палеолита (древнекамен­ного века) в разных регионах много десятков тысяч лет назад.В первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовав­шими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом.Несмотря на примитивизм ранних рисунков, в на­скальном изображении животного уже было заложено все необходимое для будущего художественного восприятия. Наскальные изображения, не являясь собственно искусством по прису­щим им функциям и задачам для своих создателей и их соплеменников, в истори­чески более позднее время, втягиваясь в систему эсте­тических отношений, оказались восприняты как худо­жественные творения.

Лишь в XIX в. эти изображения посте­пенно начинают восприниматься в качестве искусства и входят в арсенал художественной культуры человечества.

Палеолитическое искусство выступает как индика­тор возникновения нового мощного фактора человече­ской эволюции. Именно в искусстве четко проявляется образность мышления человека.Вопрос о возникновении искусства и его роли в об­щей системе поведения очень сложен и не нашел в науке однозначного объяснения.

48 Культурологическая концепция Ф. Ницше Фридрих Ницше (1844 --1900) - немецкий философ и культуролог из основоположников «философии жизни». Центральное место в концепции Ницше занимает понятие «жизнь», основу кого образует воля.

Взгляды Ницше на протяжении творческой деятельно­сти претерпевали эволюцию. На раннем этапе для немец­кого мыслителя была характерна эстетизация жизни и воли.Понять импульсы воли, выразить ее характер возможно только с помощью искусства, которое представляется Ниц­ше как дополнение и завершение бытия.

В искусстве Ниц­ше различает два начала: аполлоническое (рациональное, упорядоченное и критическое) и дионисийское (чувствен­ное, вакхическое, опьяненное). При этом Ницше исходит из того, что в греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис - противопо­ложные символические типы.

По мнению Ницше борьба аполлонического и дионисийского начал, позволила древним грекам добиться огромных успехов. Рационализация же культуры, связан­ная с эпохой Просвещения, уничтожила истоки ее процве­тания. Отсюда, задача современного искусства восстановить тра­гический миф для того, чтобы дать мощный заряд жизни творчества.

Позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиле­ние социально-нравственного аспекта. Жизнь истолковы­вается им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры он видит в формировании носителя этой воли к власти -- сверхчеловека («белокурой бестии»).

Философско-культурологическая Ницше трактуется как атеистическая.

49 Философия культуры О. Шпенглера, ее влияние на культурологию. Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир - Средние века - Новое Время» Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю - как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих периоды зарождения, становления и умирания.Шпенглер предлагает циклическую историю возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской - «магическая», западной - «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).
Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вел к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий.
Сравнительный анализ культур, как считает Шпенглер, обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.
«цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры.

50 Культурологическое учение Альфреда Вебера. Основные проблемы его работ - кризис ев­ропейской культуры и кризис Германии. Он продолжает характерное для послегегелевской философии истории отмежевание от спекулятивного рассмотрения истории и акцентирует внимание с вопросов о смысле истории на проблему ее бытия. Его работы - «История культуры как социология культуры», «Третий или четвертый человек», «О смысле исторического бытия», «Германия и кризис евро­пейской культуры».

Для творчества Вебера характерно единое понимание духовной жизни и культуры, тревога за судьбы европейской культуры (он говорит о германо-романском Западе), преодоление кризиса которой он свя­зывает с возрождением ее европейского центра - Герма­нии. Он считал, что именно немцами накоплен огромный потенциал внут­реннего развития, который позволит им преодолеть склон­ность к внешней экспансии и дать Европе огромное про­странство для развития духовной жизни.

Вебер, как и ранее Шпенглер, отвергает исторический оптимизм, так как человеку, как свободному и интегрированно­му (3-ему человеку), грозит уничтожением 4-ый - дезинтегрированный человек, появление которого означает дегу­манизацию общественной жизни вследствие развития бю­рократии, господства техники и разложение человеческой личности.

Вебер выделял 3 основных антропологических типа - допримитнвный, хтонически-магический, прометеев­ский, на смену которым приходит человек 4-ого типа. Этот пе­реход характеризует кризис современной Европы, выход из него А. Вебер видит в возрождении немецкой духовно­сти, которая составляет характерный способ созидания культуры. Культуру создают гении как посредники ирра­ционального мира в мире реальном.

Вебер возвращается к идее «души культуры», а фено­мены культуры выступают неповторимыми символами ее исторического самовыражения. Эмпирическое существо­вание культуры выводится из трансцендентного. А. Вебер отводит культурно-преобразующую роль духовной жизни, придающей упорядоченность тем свойствам и силам, ко­торые характеризуют исторические образования Европы.

А. Вебер отмечает несколько этапов развития европейского духа после того, как он высвободился из средневе­кового единства, через призму которого он рассматривает образование европейских государств и под их эгидой - формирование капиталистических производительных сил. В этот период освобождается человеческая индивидуаль­ность, но одновременно открывается путь к противостоя­нию и борьбе. В экономике это вырождается в грубое раз­грабление мира, а в политике и религии - в кровавую рез­ню.

51 Культурологическое учение Макса Вебера. Труды немецкого социолога, историка, экономиста Макса Вебера представляют интерес не только в социально-экономическом плане, но и в культурологическом аспекте. В кризисное время, когда ра­зум уже не казался всемогущим, когда на место «фи­лософии мысли» пришла «философия жизни», став­шая очень популярной, М.Вебер с позиции рациональ­ности обращается следовать трудным путем интеллектуальной честности и добросовестности.

Он, в своих исследованиях, проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры и считал, что рационализация социального действия - это не просто методологиче­ский прием, а тенденция развития исторического про­цесса. А то, что помимо европейцев на путь индуст­риализации стали и другие народы свидетельствует о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. Им рационализируется буквально весь способ ведения хозяйства, управление всеми сферами жизни, образ мышления людей и образ жизни в целом. В этой ситуации возрастает социальная роль науки. Человек уже потерял веру в богов, авторитеты, идеалы и ос­тался наедине с самим собой и наука должна помочь человеку выжить в этом «земном» мире.

По Веберу смысл современного социокультурного развития со­стоит в «расколдовании» мира, то есть освобождении человечества от «магических суеверий и предрассудков».

Предпосылкой для формирования современного индустриального общества, по М.Веберу, был протестан­тизм. В этой религии упор делается не на догматиче­ские занятия, а на моральную практику, включающую воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бе­режливость, честность и расчетливость. Протестан­тизм стимулировал возникновение специфических форм поведения в быту и хозяйственной жизни.По М.Веберу всякая «культура» представляется выхо­дом человека из органически предначертанного ему цикла естественной жизни. Косвенное влияние соци­альных отношений, институтов и групп людей, испыты­вающих давление «материальных» интересов, распро­страняется на все области культуры без исключения на события повседневной жизни, на «исторические» события, на искусство, различные массовые движения и тому подобное.

52 Культурфилософская концепция Э. Гуссерля. В творчестве Э.Гуссерля основной темой является тема культурного декаданса(культурного кризиса).

Э.Гус­серль с философской позиции рассуждает о причине кри­зиса европейской культуры и возможностях его преодоле­ния, развивает идеи феноменологии (проблема сознания, утверждение его бытийной самоценности) и приходит к развитию проблематики европейского рацио­нализма, который он определяет как основу европейской духовности, европейской культуры.

Э.Гуссерль рассматривает культурологическую проблему с точки зрения раскрывающегося в историческом развитии евро­пейской культуры и ее «телеса» - внутренне присущей исто­рии разумность цели.

Важную роль в судьбе европейской культуры, «европейского человечества» он отводит наукам (в том числе - философии), подвергшимся трансформации.

Задача философа - рассмотреть европейскую культуру с точки зрения не натурализма, который утверждает укорененность проявлений духа в телесном, а универсальность «науки о духе».

Феноменология по Гуссерлю является чистой, замкнутой в себе «наукой о духе». При рассмотрении европейского ду­ха, обнаруживается присущая лишь Европе врожденная «телеология», внутренне связанная с историей филосо­фии и ее ответвлений - наук в древнегреческом духе. Натурализм же вынес духовность за рамки теоретического рассмотрения.

Культура, вмещающая в се­бя и духовный, и материальный элемент, не интересует Гуссерля. Его задача - построить чистую «науку о духе», его истории. Философ обращается к понятию «духовного образа», не соотносящегося ни с чем материальным, а черпающим свое содержание в стихии чистого духа.

53 Концепция культуры Ясперса Карл Ясперс - немецкий философ, представитель экзистенциализма. Исходное понятие экзи­стенциализма - экзистенция (существование), которое в истории философии соотносилось с понятием «сущность». Только в коммуникации человек может познать свою подлинную сущность. Подлинное понимание человека заключается в его свободе и историчности, которое способно дать, по Ясперсу, только экзистенциальная философия.

Феномен культуры раскрывается у Ясперса в рамках его философско-исторической концепции, развернутое изложение которой дано в работе «Истоки истории иеецель».

По Ясперсу мир истории культуры для евро­пейского (христианского) сознания заключен между грехопаде­нием человека и наступлением «гармонического созву­чия душ» «в царстве вечных духов». Центральным со­бытием истории считалось «явление Сына Божьего», названное Г. Гегелем «осью» мировой истории.

Ясперс выступил со своей философией истории в эпоху «разбожествления мира». Он предложил вариант ее экзистенциального постижения на основе эмпириче­ских фактов. В качестве центрального события в истории, реально осуществившейся «в течение примерно 6000 лет», фи­гурирует «осевое время». Самая ост­рая проблема, обсуждаемая в философии истории Яс­перса, - проблема соотношения «осевого времени» и современной исторической ситуации. В концепции Ясперса культура и история -- сино­нимы. «Доистория» -- это «немая культура», а собственно история -- «говорящая культура».В этом контексте определялосьосевоевремя, в котором выделялись следующие черты - уни­версализм, рефлективность, гуманистичность. В осевое время, по Ясперсу, «полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру». К осевым народам Ясперс относит те народы, «которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым, заложив основу духовной сущности человека и его подлинной исто­рии», а осевой эпохой называет эпоху «духовной осно­вы нашего человеческого бытия».

Таким образом, в концепции Ясперса выделяются три формы культуры, обла­дающие исторической спецификой - архаическая куль­тура, культура цивилизаций доосевого пе­риода и уни­версалистская культура осевого времени.

54 Психологическая интерпретация культуры (концепция 3. Фрейда) Психологическая теория культуры начинаетсвоетеоретическое оформление со 2-ой половиныXIX в. Основоположником философского обобщения психоанализа и создателем психологической школы в исследовании культуры стал австрийский врач-психиатр и философ ЗигмундФрейд

Проблемам культуры посвящены следующие работы 3 Фрейда «Сон и миф», «Тотем и табу», «Психология масс и анализ человеческого «Я»и др. Предмет культурологического анализа Фрейда - феномен личности в культуре, выразивший себя в психологических характеристиках личности, в определенных стереотипахее поведения, во взаимодействии лично с окружающей средой.

Основа культурологической концепции Фрейда - гипотеза о том, что пространство человеческой психики составляют 3 слоя - сознательное, разумное «Я», стремящееся приспособить индивида к реальным условиям жизни, бессознательное «Оно», исходящее из природных, биологических ин­стинктов и влечений человека, социокультурная среда « сверх- Я», являющаяся внутренним цензором сове­стью личности и содержащаявсебе общественные правила, нормы, законы).

Между <Я» и «Оно» неизбежно возникает борьба. В прямом столкновении культура (то есть - «Я») не может победить «0но», так как в нем сосре­доточена вся психическая энергия человека. Чтобы подчинить примитивные влечения «Оно», культура реализует свои цели в жизни с помощью сублимации, с помощью определенных «культурных лишений», которые являются преобладающими в сфере социальных взаимоотношений между людьми.Центральное понятие культурологической концепции Фрейда - суб­лимация (от лат sublimare - возносить) – преобразование и переориентация сосредоточенной в «Оно» сек­суально-биологической энергии в сферуразума и куль­туры.

55 Культурологические идеи К. Юнга Ярким наследником фрейдов­ских принципов был основоположник «аналитической психологии» Карл Густав Юнг Основные культурологические идеи изложены им в работах «Архетип и символ», «Феномен духа в культуре и науке» и др. К. Юнг предложил психоаналитический метод изучения человека. Центральное место в «глубинной психологии» Юнга занимает теория бессознательного, которое реально существует и всегда активно проявляется как внутри индивида, так и в отношениях между людьми.

Особую роль он отводил «кол­лективному бессознательному», которое, идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхлич­ным. «Коллективное бессознательное», считал Юнг, передается по наследству и является основанием для формирования человеческой психики.

Анализируя культуру, К.Юнг считал, что главным вееразвитии является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. Обособление какой-то части психики ведет к утрате энергетического равновесия и гармонии.

Бессознательное воспроизводит символы, значение которых шире индивидуального опыта. Эти схемы-символы Юнг называет архетипами, они представляют собой образцы поведения, или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, напол­ненные содержанием образы, соответствующие сте­реотипам сознательной деятельности человека.

Архе­типы нельзя полностью осмыслить и адекватно выра­зить в языке. Их можно только писать.

Бессознатель­ное - это совокупность архетипов, осадок всего, что было пережито человечеством, но этоне мертвый осадок, а живая система реакции, которая невидимо опре­деляет всю нашу жизнь.Юнг считал, что именно культура, основанная на гармонии сознания и бессознательного, поможет чело­веку адаптироваться как к внешнему, так и к собствен­ному внутреннему миру, духовно его обогатит.

56 Концепция «круговорота локальных цивилизаций» А. Тойнби Ученый из Великобритании Арнольд Тойнби в своем фундаментальном сочинении «Постижение ис­тории» культурологическим объектом анализа ставил бытие людей в процессе исторического обновления и в контексте меняющегося исторического времени.

Тойнби расчленяет историю человечества на так называемые «локальные цивилизации», каж­дая из которых - это определенная веха времени, имеющая в пространстве протяженность большую, чем национальные государства, и замкнутая в независимый от других мир.

Тезис о "единстве цивилизации», по Тойнби, - ложная концепция, которая имеет давнюю европейскую традицию и порождена христианством.

Тойнби выделял двадцать одну цивилизацию, из которых ныне, как утверждают его последователи, якобы осталось семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (Корея и Япо­ния), иранская, арабская.

Основными содержательными моментами в жизни цивилизации являются политика, культура и экономика. Каждая цивилизация в своем развитии проходит ста­дии возникновения (генезиса), роста, надлома и рас­пада. После гибели цивилизации ее место занимает другая, т. е. происходит процесс своеобразного истори­ческого круговорота цивилизаций.

По Тойнби, в основе истории лежит взаимодей­ствие мирового закона -- Бога («вызов») и Человечест­ва («ответ»).

развитие религиозного сознания людей является главной основой их духовного совершенства.Цивилизации же являются лишь эта­пами, преодолевая которые человечество вступает в диалог с Богом и постигает волю Божию. Вэтом за­ключается подлинная социальная история, понимае­мая А.Тойнби как единственный шанс спасения человечества и выявление своего высшего предназначения.

57Структуралистские исследования культуры Структурали


табу и ограничений, основных ценностей и воззрений различных социальных групп, ограни-ченный доступ к СМИ и ограниченное информационное обеспечение. Все это неизбежно материализуется в повышении общей степени риска при принятии тех или иных управленческих решений. Международная маркетинговая деятельность обусловливается также требованиями принятых под эгидой ООН международных правил и кодек сов,

  • табу, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные прави ла (конституции, законы, права собственности), а также механиз мы, обеспечивающие их выполнение [Норт, 1997а]. В этом опре-делении основной упор делается на то, что институты образуют ограничительные рамки для экономического поведения людей. Норт проводит аналогию с правилами игры в командных спор-тивных играх (например, в футболе).
  • 3.4.2. Коллективная (общинная) собственность
    табу. Члены группы, которые нарушают правила, регулирующие доступ к ре сурсу и распределяющие издержки, связанные с сохранением ре сурса, подвергаются санкциям, зависящим от тяжести проступка. Так, поддержание в исправном состоянии и производственное использование ирригационных систем в японской деревне тре бовало тяжелого труда по удалению грязи и сорняков из водных каналов, чистки дренажной
  • 13.1. Подходы к государственному стимулированию экономического роста.
    табу на проигрышные рассуждения о политике, направленной на изменение темпов роста1. Вместе с тем Солоу предполагает возможность такого воздействия, изменяя темпы роста с помощью инструментов фискальной и монетарной политики. Основное направление воздействия - изменение уровня занятости и воздействие на величину капиталовооружености с це лью достижения лзолотого правила. Важным является также
  • 15.7. Россия в лпровале рынка
    табу, не афишировал ся. Доход высших звеньев пролетарской элиты второго поколения, по подсчетам того же Восленского, превосходил средний уровень трудящихся примерно в де сять раз, однако не во многие сотни, как на Западе. И именно такое положение элиту начало угнетать. Пролетарская элита третьего поколения являлась уже полной противополож ностью, антитезой поколения первого. Произошла переоценка
  • 1. Основные характеристики родового строя
    табуированном) и бе зусловно отвергала отрыв и отклонения индивидуального от общеколлективного. В поддержании единства и стабильности социума, принятого типа социального поведения существенную роль играли многообразные запреты (табу) , относящиеся к различным сферам жизни (половым, трудовым, брачным, бы товым и т.д.). На весьма ранних этапах становления социальной жизни табуируются каннибализм,
  • 1.3. КТО И КАКИМ ОБРАЗОМ?
    табу, социальные перегородки, ка стовая, цеховая, общинная замкнутость, детальная регламента ция многих сторон частной жизни). Но и в современном обществе традиции и обычаи оказывают влияние на многие стороны эко номической жизни - деление профессий на лмужские и лжен ские, приемлемый обществом уровень дифференциации дохо дов, некоторые способы распределения потребительских благ, особенно в
  • 2.4 Трудовые ресурсы мира
    табу и т.д.), а также как партнеры по бизнесу. Если Вы причастны к организации зарубежного производства или хотя бы представительства фирмы, к организации совместной деятельности или найму на работу представителей некоренных народов или зарубежных стран, Вам небезразличны такие качества будущих работников, как уровень и структура трудовой мотивации, квалификация, дисциплина, честность и
  • 3.5. Структура занятости и качество трудовых ресурсов
    табу и т.д.), партнёров по бизнесу (обязательность, сочетание государственных и личных интересов, роль личных связей в деловых отношениях), будущих работников (уровень и структура трудовой мотивации, квалификация, дисциплина, честность и ответственность, инициативность и творческий потенциал, а также присущие им человеческие слабости и национальные привычки). Для бизнеса важнейшей
  • Возникновение денег
    табу на добыгую дичь или зверя: охотник не мсжет есть то, что он подстрелил или поймал, поэтому он должен обменять своо добычу на другую пишу у когсенибудь из сопламенни- ков. Английский социолог и этнограф Б. №линовский упоминает занятный обычай жителая острюва Трюбриан отдавать часть урожая и охотничьей до- бычи лMI/жу сестры, даже когда сестры в действительности нет. Американский востоковед
  • 1.2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
    табу исчерпали свое влияние. Более того, в городах женщины работали вдали от своего очага. Они очень быстро переставали кормить грудью ребенка, что создавало возможность для беременности13. Другие же обычаи продолжали сохранять свое влияние. Не могло быть и речи об абортах, стерилизации и контрацепции, так как это ставило под вопрос в этих обществах сам смысл существования женщины. Экономическое
  • 2. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА 2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
    табу, которое последний поддерживал в области прямого вмешательства государства в экономическую сферу. И если стойкая приверженность левых партий принципам национализации продолжала по-прежнему раздражать компании, то более гибкие методы реализации государственных инвестиций воспринималась позитивно. Наконец, деловой мир не скрывал своего удовлетворения той активной ролью государства, которую
  • 3. Теории, учитывающие социальные и политические изменения.
    табу - одни из тех правил, которые очень четко соблюдались в первобытных обществах. Если вы, женившись на девушке из другого племени, по какой-то причине напали на ее соплеменника, вы тем самым автоматически нападаете на какого-то ее родственника (отца, брата, деда и т.д.), что порождает дополнительные издержки по нарушению прав собственности людей того племени. Кстати, этот сюжет встречался и в
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков. Распространение только на данный родовой коллектив. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания. Специфические санкции - осуждение поведения
  • ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    табу. Обычаи, нормы права, нормы морали, политические нормы. Вышеперечисленные плюс нормы моды. Тест 10. Каковы основные способы возникновения права в первобытном обществе? Толкование и правотворчество. Санкционирование и правотворчество. Систематизация и санкционирование. Тест 11. Чем право отличается от социальных норм первобытного общества? Общеобязательная нормативность, формальная
  • 2.1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДОГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРИОДА
    табу) как самый простой и элементарный приём воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали; были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы; выражали интересы всех членов рода и
  • 12.2. Внелегальный рынок как институциональная система
    табу на ис-пользование насилия в качестве регулятора повседневной жизни, стремление к монополизации насилия накладывают четкий отпечаток и на поведение представителей мафии в экономической сфере. Ограничений на поиск прибыли у связанного с мафией предпринимателя значительно меньше, чем у легального предпри-нимателя. Первый в случае необходимости не остановится перед применением насилия, тогда как
  • 13.1. Три вида институциональных рамок
    табу) К Кроме того, существуют и такие рамки поведения, которые не фиксируются ни в писаном, ни в неписаном праве. Индивиды выбирают их спонтанным образом и добровольно следуют их предписаниям. В последнем случае речь идет об институтах как совместных стратегиях, принимающих форму соглашений и лфокальных точек2. Например, при желании найти друг друга в условиях невозможности достигнуть
  • Поделиться: