Перечень обязательных требований. О перечне сведений, подлежащих засекречиванию, министерства природных ресурсов российской федерации Перечень сведений подлежащих засекречиванию минэнерго

На очереди – Указ Президента

6 ноября кассационная коллегия Верховного суда РФ оставила в силе соответствующее решение военной коллегии того же суда от 12 сентября этого года. Теперь это решение вступает в законную силу.

Дело слушалось на закрытом заседании. С жалобой на ряд пунктов приказа в Верховный суд обратился Александр Никитин, который сам ранее обвинялся правоохранительными органами в разглашении государственной и военной тайны, но был оправдан Верховным судом. Он утверждал, что Минобороны по своему усмотрению расширило перечень секретных сведений, перечисленных в федеральном Законе «О государственной тайне».

Сегодня адвокат Александра Никитина Юрий Шмидт сказал в интервью Bellona Web: «Это удача. 12 сентября Министерский перечень был признан недействительным с самого момента написания, и это решение оставлено в силе. Теперь Министерство обороны будет готовить другой перечень, значительно меньший по объему».

Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах

«Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах» был утвержден приказом министра обороны No. 055 от 1996 года. Вместо изложения конкретных сведений, этот документ перечисляет категории сведений, по объему превосходящие в несколько раз категории самого Закона о гостайне.

Как заявляли ранее адвокаты Никитина, «Согласно этому перечню, секретно буквально все, и при желании самую безобидную информацию можно отнести к разряду секретной. Вдобавок к этому, министерский перечень сам является секретным».

Именно этот перечень и стал правовой базой обвинения Александра Никитина на протяжении всего срока следствия. Добавим, что приказ No.055 нигде не публиковался и даже не был зарегистрирован в министерстве юстиции. В то время как статья 15 Конституции РФ устанавливает, что нормативные акты не могут применяться, если они официально не опубликованы.

Отмена незаконных положений приказа Министра обороны без сомнения повлияет на судебные решения по другим «шпионским» делам. Так, в деле Григория Пасько, которое в настоящее время рассматривается во Владивостоке, также были применены положения 055-го приказа.

Когда во время сегодняшнего заседания представители Минобороны сообщили о подготовке нового перечня засекреченных сведений, Юрий Шмидт предложил им – неплохо бы этот документ еще и опубликовать. Военные ответили, что публикация пока не предусматривается, на что адвокат Александра Никитина заметил: «значит, мы еще встретимся».

В ближайшие дни адвокаты планируют обратиться в Конституционный суд, оспаривая Указ Президента РФ No.763. Этот Указ в нарушение статьи 15 Конституции РФ допускает возможность не опубликования нормативных актов, которые с одной стороны влияют на права и свободы человека и гражданина, но с другой стороны содержат сведения, относящиеся к гостайне.

Адвокаты Никитина ранее заявляли: «Если издается нормативный акт, влияющий на права и свободы человека, то извольте исключить из него все сведения, относящиеся к гостайне, и опубликовать его. Если вы хотите, чтобы нормативный акт был секретным, уберите из него все, что касается прав и свобод человека».

Приказ Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. N 1313 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. N 1313
"Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей (далее именуется - Инструкция).

2. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 285 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к государственной тайне" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 1997 г., регистрационный N 1280).

Министр обороны
Российской Федерации

А. Сердюков

Закреплен порядок допуска к гостайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил России и граждан, пребывающих (не пребывающих) в запасе и подлежащих призыву на военную службу или сборы, поступающих на нее по контракту.

Установлены 3 формы допуска. Первая - для сведений особой важности, вторая - совершенно секретных, третья - секретных.

Допуск оформляется по месту военной службы или в военных комиссариатах.

Определено, кем принимается решение о допуске к гостайне.

Чтобы оформить допуск, необходимы анкета, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие указанные сведения, справка об отсутствии медицинских противопоказаний.

Проверочные мероприятия осуществляются органами безопасности по месту расположения воинских частей или их территориально обособленных подразделений.

Определены особенности оформления допуска при работе по совместительству. Закреплен порядок доступа к гостайне при мобилизации, в период военного положения и в военное время, а также лиц, проходящих службу в частях, дислоцированных за пределами России.

Обязательства по соблюдению гостайны отражаются в контракте. Прекращение допуска не освобождает лицо от ранее взятых обязательств по неразглашению этих сведений.

Необходимо вести учет осведомленности личного состава в сведениях, составляющих гостайну.

Прежний порядок утратил силу.

Приказ Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. N 1313 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей"

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.02.2006 г. N 90, приказываю:

1. Ввести в действие в Федеральной антимонопольной службе "Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации" (далее - Перечень), утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 21.10.2015 N 41с (инв. N 1432дсп).

2. Начальнику Управления защиты государственной тайны (Васильев В.Б.) организовать ознакомление и изучение начальниками структурных подразделений центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы вышеуказанного Перечня.

3. Начальникам структурных подразделений и федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы, допущенным к работе со сведениями, отнесенными к государственной тайне, при определении степени секретности разрабатываемых ими документов руководствоваться вышеуказанным Перечнем.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Обзор документа

Минпромторгом России был утвержден ведомственный перечень сведений, подлежащих засекречиванию (приказ Министерства от 21.10.2015 N 41с (инв. N 1432дсп)).

Указанный перечень введен в действие в ФАС России.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАЗРАБОТКИ ВЕДОМСТВЕННЫХ (ОТРАСЛЕВЫХ) ПЕРЕЧНЕЙ СВЕДЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЮ

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 марта 1999 года "О государственных секретах" Правительство Республики Казахстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки ведомственных (отраслевых) перечней сведений, подлежащих засекречиванию".

2. Государственным органам, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, до 1 июня 2000 года разработать и в установленном законодательством порядке утвердить ведомственные (отраслевые) перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Премьер - Министр


ПРАВИЛА разработки ведомственных (отраслевых) перечней сведений, подлежащих засекречиванию

Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных секретах" и являются обязательными для исполнения государственными органами, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам Республики Казахстан, при разработке ими ведомственных (отраслевых) перечней сведений, подлежащих засекречиванию (далее - Перечень).


1. Общие положения


1. Перечень разрабатывается на основании Перечня сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определенного статьями 11, 12, 13 и 14 Закона "О государственных секретах" для определения степени секретности конкретных сведений (группы сведений) с учетом ведомственной, отраслевой или программно - целевой принадлежности.

2. Государственные органы, руководители которых наделены полномочиями по отнесению отдельных сведений к государственным секретам, наделяются полномочиями по распоряжению, включенными в Перечень сведений, составляющими государственные секреты Республики Казахстан.

3. Степень секретности сведений, составляющих государственные секреты, определяется степенью тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Республики Казахстан вследствие разглашения или утраты указанных сведений.

4. Порядок определения размеров ущерба, который нанесен или может быть нанесен национальной безопасности Республики Казахстан или интересам государственных органов и организаций вследствие разглашения или утраты сведений, составляющих государственные секреты, а также ущерба, наносимого собственных носителей сведений в результате их засекречивания, устанавливается Правительством Республики Казахстан.

5. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственным секретам возлагается на государственные органы и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

6. Разграничение полномочий по отнесению сведений к государственным секретам и распоряжению сведениями, составляющими государственные секреты, между государственными органами определяется Перечнем должностных лиц государственных органов, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам Республики Казахстан.


2. Степени секретности сведений


7. Сведения, отнесенные к государственным секретам, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

8. К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно - технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб национальным интересам Республики Казахстан в одной или нескольких из перечисленных областей.

9. К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно - технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам государственного органа или отрасли экономики Республики Казахстан в одной или нескольких из перечисленных областей.

10. К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственные секреты. Ущербом безопасности Республике Казахстан в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно - технической, разведывательно, контрразведывательной или оперативно - розыскной области деятельности.

11. Устанавливается три степени секретности сведений, составляющих государственные секреты, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

"особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

1) Сведениям, составляющим государственную тайну, присваиваются грифы "особой важности", "совершенно секретно".

2) Сведениям, составляющим служебную тайну, присваивается гриф секретности "секретно".

3) Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственным секретам, а также присвоение указанным сведениям иных ограничительных грифов не допускаются.


3. Порядок разработки Перечня


12. Руководители государственных органов, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, организуют разработку Перечня и несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственным секретам.

13. Разработка проекта перечня приказом руководителя государственного органа, наделенного полномочиями по распоряжению государственными секретами, возлагается на постоянно действующую комиссию по защите государственных секретов (ПДК) либо отдельно создаваемую экспертную комиссию, в состав которой включаются наиболее квалифицированные специалисты основных производственных подразделений и представители подразделения по защите государственных секретов (ПЗГС).

14. Дополнительно к нумерации пунктов перечня указывается нумерация соответствующих статей и подпунктов Перечня сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определенного статьями 11, 12, 13 и 14 Закона "О государственных секретах", производными которых являются включенные в Перечень сведения.

Например: пункт 4 (ст. 14, п. 16-РПС), где 4 - пункт Перечня, РПС - республиканский перечень сведений, составляющих государственные секреты, определенный статьями 11, 12, 13 и 14 Закона "О государственных секретах".

15. В ходе подготовки проекта Перечня экспертная комиссия или ПДК (далее по тексту - комиссия) в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными Законом "О государственных секретах", проводит анализ всех видов деятельности государственного органа и подведомственных организаций с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Республики Казахстан. Рассматривает обоснованные предложения по отнесению сведений к государственным секретам от подведомственных организаций и государственных органов и организаций, разработавших эти сведения.

16. При установлении степени секретности сведений комиссия должна учитывать как необходимость обеспечения сохранности действительно важных для государства сведений, так и необходимость создания условий для более широкого использования в экономике новейших достижений науки и техники и передового опыта оборонной промышленности.

17. Комиссии предоставляется право привлекать к работе по подготовке ведомственного Перечня ведущих специалистов государственного органа и подведомственных организаций.

18. Степень секретности сведений, находящихся в распоряжении нескольких государственных органов, устанавливается по взаимному согласованию между ними.

19. По окончании работы комиссия выносит соответствующее мотивированное заключение. В заключении комиссии указываются: характер и содержание рассмотренных сведений; факторы, вызывающие необходимость их засекречивания, в том числе возможный ущерб, наносимый государству при их разглашении (утрате, передаче, утечке и т.п.); рекомендуемая комиссией степень секретности сведений и проект Перечня.

20. Проект Перечня представляется председателем комиссии:

1) во все заинтересованные государственные органы, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам для согласования степени секретности и единой редакции сведений, включенных в перечень;

2) в уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов для согласования;

(изм. 21.03.2003)

3) после согласования на утверждение приказом руководителю государственного органа, наделенного полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания самого Перечня.

21. После утверждения перечни доводятся до:

1) заинтересованных государственных органов в полном объеме либо в части, их касающейся;

2) организации, действующих в сфере ведения государственных органов, в части, их касающейся, по решению должностного лица, утвердившего Перечень;

3) организаций, участвующих в проведении совместных работ, в объеме, определяемом заказчиком этих работ;

4) подведомственных организаций в части, их касающейся, для руководства в работе и приведения в соответствие с ним грифа секретности работ, документов и изделий.

22. Не включаются в Перечень и не подлежат засекречиванию сведения:

1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод гражданина;

5) о размерах золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами;

7) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящиеся в архивах, за исключением сведений, предусмотренных статьей 14 Закона Республики Казахстан "О государственных секретах".

23. Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных в пункте 22 сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственные секреты, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Граждане вправе обжаловать такие решения в судебном порядке.


4. Изменение Перечня


24. Перечни пересматриваются в случае необходимости (при изменении международной обстановки, заключении международных договоров Республики Казахстан, передаче сведений, составляющих государственные секреты, другим государствам, появлении новых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже, чем через 5 лет.

25. Мотивированные предложения по внесению дополнений и изменений в Перечни направляются заинтересованными государственными органами и организациями вместе с заключениями комиссии, руководителям государственных органов, утвердившим этот Перечень, которые обязаны в течение одного месяца организовать проведение экспертизы поступивших предложений и принять соответствующее решение.

26. Если принятие указанных предложений влечет за собой изменение Перечня сведений, отнесенных к государственным секретам, руководители государственных органов направляют проект соответствующего решения с заключениями комиссии:

во все заинтересованные государственные органы, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам для согласования изменений степени секретности и редакции сведений, включенных в перечень;

в уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов для проведения экспертной оценки и принятия решения.

(изм. 21.03.2003)

27. Если принятие указанных предложений влечет за собой рассекречивание сведений, составляющих государственные секреты, руководители государственных органов направляют проект соответствующего решения с обоснованием также в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан.

28. До принятия окончательного решения секретность данных сведений должна быть обеспечена в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в Республике Казахстан.

29. В случае отклонения предложения о внесении в Перечень дополнений и изменений, а также в случае исключения из Перечня каких - либо сведений, их носители рассекречиваются в установленном порядке.

Добрый день 1. Подлежит ли применению приказ Минэнерго России от 31.10.2010 №7с "Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства энергетики Российской Федерации". 2. Подлежит ли данный приказ регистрации в Минюсте, был ли он зарегистрирован?

Запрос отправлен

Текст официального запроса #1

В Министерство юстиции Российской Федерации

адрес: 119 991, ГСП-1, город Москва, улица Житная, дом 14

ЗАПРОС РЕДАКЦИИ СМИ
о предоставлении информации

Руководствуясь ст. 29 Конституции РФ, ст. ст. 4, 6, 8 и 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. ст. 38, 39 и 40 Закона РФ «О средствах массовой информации», прошу предоставить в семидневный срок следующие сведения/документы:

1.Имеет ли юридическую силу приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 31.10.2010 № 7с «Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию»?

2.Подлежит ли данный акт регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации?

3.Был ли данный акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации?

Ответ прошу предоставить в установленный законом срок — 7 дней — по адресу электронной почты: rosotvet @ gmail . com

В случае если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок, в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О средствах массовой информации» прошу уведомить об этом редакцию и указать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок, а также дату, к которой будет представлена запрашиваемая информация, должностное лицо, установившее отсрочку и дату принятия решения об отсрочке.

Главный редактор

Суворова Т.А.

Текст ответа #1.1

Добрый день,

На запрос от 23.11.2016 о приказе Министерства энергетики Российской Федерации сообщаем следующее.
По вопросам, касающимся принятия и юридической силы нормативных правовых актов Министерства энергетики Российской Федерации, необходимо обращаться в указанное федеральное министерство.


С уважением,

Пресс-служба

Поделиться: