В норматив затрат включаются. Одной методикой определения нормативных затрат стало больше (Желонкина М.Н.)

    Капитальные затраты (CAPITAL EXPENDITURE) Словарь терминов по управленческому учету

    Материальные затраты - 20. Материальные затраты представляют собой стоимости потребленных материальных ресурсов в процессе производства продукции (работ, услуг). По своему назначению и использованию в процессе производства материальные ресурсы группируются по видам… …

    капитальные затраты - Затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств, которые после их окончания улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.)… …

    издержки нормативные Справочник технического переводчика

    ИЗДЕРЖКИ, НОРМАТИВНЫЕ - технология расчета себестоимости по заранее установленным нормативам. Продукт оценивается на основе запланированного выпуска. Когда объем производства фиксирован, необходимое количество материалов и затраты труда известны. Величина накладных… … Большой бухгалтерский словарь

    ИЗДЕРЖКИ, НОРМАТИВНЫЕ - технология расчета себестоимости по заранее установленным нормативам. Продукт оценивается на основе запланированного выпуска. Когда объем производства фиксирован, необходимое количество материалов и затраты труда известны. Величина накладных… … Большой экономический словарь

    ВРЕМЕНИ ЗАТРАТЫ - характеризуют продолжительность различн. видов деятельности (см. Вид деятельности): рабочего времени, свободного времени и т. д. Термин В.з. возник в связи с тем, что время имеет относительную самостоятельность (см. Время социальное), свою… … Российская социологическая энциклопедия

    МД 3.02-2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство - Терминология МД 3.02 2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство: Инвестиционный строительный проект Совокупность организационно технических мероприятий по реализации инвестиций в объекты капитального строительства в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Цена количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому… … Википедия

    Цена фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно… … Википедия

Нормативный метод учета затрат в производстве базируется на использовании нормативов и норм в качестве средства совершенствования контроля за затратами. В этой системе учета затраты анализируют по нормам, отклонениям от норм и изменениям самих норм.

Выявление, учет и анализ отклонений от норм определяют сущность нормативного учета, в основе которого лежит четкое и твердое установление норм затрат материалов, трудозатрат и всех других расходов, связанных с изготовлением какой-либо продукции или полуфабрикатов.

Главное преимущество нормативной системы учета : при правильной ее постановке требуется меньше бухгалтерских работников, чем при учете всех затрат - прошлых и настоящих. Дело в том, что нужно учитывать только существенные отклонения от стандартов. Процедура учета затрат и калькуляция в этом случае сводятся к записи отклонений от стандартных норм и выявлению причин их изменений.

Калькуляция продукции по нормативным затратам позволяет не только оперативно рассчитать ее себестоимость, но и своевременно принять важные управленческие решения на основе сравнения фактических и нормативных затрат. Исходя из анализа полученных расхождений, можно определить причину возникновения проблем и пути их решения. Конечная цель данной системы учета - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.

В производстве отклонения фактических затрат от их нормативов были, есть и всегда будут. Факторов влияния на затраты предприятия очень много, поэтому установить точные нормативы для затрат практически невозможно . В связи со сказанным поможем разобраться в принципах калькулирования себестоимости на основе анализа отклонений фактических затрат от их нормативных величин, рассмотрим методику такого анализа на всех стадиях основного производства продукции.

Выбор отклонений для анализа

В силу своей занятости у многих менеджеров и специалистов по управленческому учету нет времени для анализа всех полученных отклонений фактических затрат от их нормативов. Да и нет прямого смысла рассматривать подряд все отклонения, во многих случаях малозначимые. Существенными для анализа являются отклонения, превышающие 10 % от установленных нормативов.

Рассмотрим пример отклонения фактических затрат от их нормативных данных за предыдущий период в производстве (табл. 1).

На какое из полученных отклонений следует обратить внимание в первую очередь? С первого взгляда кажется, что это отклонение по прямым материальным затратам, поскольку по абсолютной величине оно выше. Однако общие материальные затраты составили 200 000 руб., а общие затраты прямого труда намного меньше - 10 000 руб.

В процентном отношении размер отклонения по прямым материальным затратам составит –1 % (2000 / 200 000), аналогичное отклонение по затратам прямого труда - 10 % (1000 / 10 000). Значит, анализ нужно начинать с отклонения по затратам прямого труда, несмотря на то что по абсолютной величине оно в два раза ниже величины отклонения по материалам.

При анализе отклонений учитывают, каким является отклонение для последующего анализа - положительным или отрицательным. Обычно на практике считают, что положительным отклонением является превышение норматива над фактической величиной, а отрицательное отклонение - это превышение фактической величины над нормативным (плановым) значением конкретного показателя.

Если отклонение отрицательное, необходимо выяснить причину перерасхода ресурса (материального, трудового и др.) над принятыми нормативами. Возможные причины:

  • норматив был принят по заниженной величине;
  • перерасход произошел по вине ответственных лиц;
  • перерасход имеет место из-за нарушения технологического процесса.

Со вторым отклонением (положительным) все проще. В большинстве случаев нужно только подправить норматив под фактическую величину этого показателя.

Еще одним фактором выбора того или иного рода отклонения для последующего анализа служит его повторяемость . Здесь анализируют, к увеличению или уменьшению склоняется изменение (общий тренд).

Пример 1

Предположим, на производственном предприятии наметилась следующая тенденция отклонения фактических прямых материальных затрат от их нормативов (табл. 2).

Таблица 2. Тренд отклонения от нормативов затрат

Месяц производства

Величина отклонения, руб.

Относительное отклонение от общих затрат, %

Сентябрь

Из таблицы 2 видно, что все отклонения положительные (благоприятные), по относительной величине меньше 10 %. Стоит ли такие отклонения анализировать?

Фактор против анализа : размер отклонений незначительный, тратить время на их анализ не нужно.

Факторы в пользу анализа приведенных отклонений:

  • повторяемость отклонений в течение рассматриваемых месяцев;
  • постоянный рост как абсолютных, так и относительных размеров отклонений.

Руководителей предприятия заинтересует, почему так происходит и как можно повлиять на этот тренд в сторону его снижения.

Еще один критерий выбора отклонения для анализа - оценка возможности влиять на его изменение (в каких случаях предприятие может контролировать причины появления таких отклонений).

Пример 2

Производственная компания выпускает консервированную продукцию, в том числе варенье, джемы и повидло. На изготовление варенья в отношении прямых материалов было допущено отрицательное отклонение в размере 100 000 руб. По отношению к общим затратам материалов это составило 12 %. Данное отклонение существенное. Будем считать, что оно включает:

  • отрицательное отклонение вследствие повышения закупочной цены на концентрат (–130 000 руб.);
  • положительное отклонение из-за экономии концентрата при производстве (+30 000 руб.).

Какое отклонение должно быть проанализировано в первую очередь? На первый взгляд, отклонение по цене. Оно намного выше, чем отклонение по объему (количеству концентрата), причем отрицательное. Однако контролировать отклонение по цене предприятие не может, так как это равносильно тому, чтобы диктовать поставщикам цены на их материалы.

Отсюда пропадает смысл анализировать влияние факторов, которые находятся под контролем сторонней организации. Вместо этого экономистам предприятия полезнее провести расчет новой нормативной цены для будущего периода (например, с учетом фактора инфляции).

Второй вопрос: стоит ли анализировать причину положительного отклонения по количеству концентрата? Да, есть все основания для того, чтобы провести анализ. Сам факт возникновения положительного отклонения является довольно странным. Фактически концентрата истратили меньше, чем следует по нормативу. Причина данного явления одна из двух:

  • норматив затрат по материалам не основан на реальных затратах прошлого периода (нормативные затраты были завышены);
  • нарушена технология изготовления продукта, чтобы сэкономить на материалах.

В любом случае нужно выяснить реальную причину возникновения этого отклонения.

Вывод: используя простые средства, можно выбирать существенные отклонения для дальнейшего анализа и принимать по ним рациональные решения.

Учет материальных затрат

При учете материальных затрат с использованием нормативов необходимо считаться с реальными факторами производства и условиями ценообразования на расходные материалы. Например, закупочные цены на материалы могут измениться, что автоматически повлияет на фактическую стоимость материалов. Возможен перерасход материалов, их неожиданная пропажа и порча. Поэтому анализ фактических отклонений от нормативов должен учитывать все факторы влияния: рост цен, колебание объемов производства, брак, отходы и др.

В большинстве случаев в первую очередь рассматривают влияние количественного фактора (объема выпуска), изменение цен на материалы.

Пример 3

Для изготовления джема по нормативу требуется 10 кг концентрата по цене 40 руб. В реальных условиях было израсходовано 7 кг концентрата по цене 50 руб.

Необходимо выяснить, какое получено общее отклонение от норматива и как на него повлияло по отдельности изменение цены и количества использованного концентрата.

С первым вопросом разобраться просто. Общее отклонение фактических данных от норматива составит:

(10 кг x 40 руб.) – (7 кг x 50 руб.) = 400 – 350 = 50 руб. - отклонение положительное , то есть по факту истрачено меньше материала (в стоимостном выражении), чем по нормативу.

Оценить влияние цены и количества концентрата сложнее. Так, отклонение по цене можно рассчитать следующим образом:

7 кг x (40 руб. – 50 руб.) = –70 руб.

Понятно, что из-за повышения цены сверх нормативной (плановой) величины получилось отрицательное (неблагоприятное) отклонение.

Сумма отклонения по цене определяется по фактическому количеству использованного материала, так как в противном случае это было бы комбинированное отклонение. Не только по количеству, но и по цене.

Отклонение по количеству используемого материала определяется исходя из его нормативной цены :

40 руб. x (10 кг – 7 кг) = 120 руб.

Здесь тоже понятно, почему получилось благоприятное отклонение. Все из-за уменьшения фактического количества использованного концентрата.

Почему в расчете присутствует нормативная, а не фактическая цена материала? Иначе добавилось бы влияние новой цены. Другими словами, произошло бы смешение влияния ценового отклонения и чисто количественного фактора.

Легко проверить, что общее отклонение по расходу материала в стоимостном выражении определяется путем сложения частных отклонений по цене и количеству: –70 + 120 = 50 руб. (полностью соответствует ранее подсчитанной величине общего отклонения).

В данном случае для большего понимания мы взяли простой пример, когда количество произведенного конечного продукта (джема) не меняется. В реальном производстве часто имеет место отличие планового (нормативного) объема выпуска продукции от его фактического значения. Чтобы учесть это влияние, используют нормативы прямых материальных затрат на единицу продукции . Они будут отражать отклонения в расходе прямых материальных затрат, вызванные различием фактической и плановой (нормативной) партии выпускаемой продукции.

Таблица 3. Учет нормативных и фактических данных по материальным затратам

№ п/п

Показатель

По нормативу

Фактически

Прямые материальные затраты, руб.

Расход материалов, кг

Цена 1 кг материала, руб./кг (п. 1 / п. 2)

Произведено распредвалов, шт.

Расход материалов на один распредвал, кг/шт. (п. 2 / п. 4)

Стоимость затрат на один распредвал, руб./шт. (п. 1 / п. 4)

Как видно из табл. 3, фактические прямые материальные затраты оказались выше плановой (нормативной) величины на 678 руб ., или на 1,3 % (51 678 / 51 000).

На первый взгляд, это несущественное отклонение и его анализом не стоит заниматься. Однако следует учесть, что изготовили на 40 распредвалов меньше, чем было запланировано (1200 – 1160). Причем фактически материала израсходовано на 16 % больше (3480 / 3000), а расход материала на изготовление одного распределительного вала вообще выше на 20 % (3,0 / 2,5). В то же время был использован более дешевый материал от поставщиков (цена ниже на 13 % (14,85 / 17)).

Учитывая разнонаправленное влияние приведенных факторов на материальные затраты, нужно разобраться в ситуации.

Шаг 1.

Рассчитаем отрицательное отклонение , обусловленное перерасходом материала на изготовление распредвалов . Для этого умножим нормативную цену 1 кг материала на разность между нормативным и фактическим количеством используемого материала:

17 руб./кг x (2,5 кг/шт. x 1160 шт. – 3480 кг) = 17 x (2900 – 3480) = –9860 руб.

Как видно из расчета, нормативное количество используемого материала определяется путем умножения норматива затрат на один распредвал на фактический объем произведенного продукта. Таким образом, в расчете учитывается изменение объема выпуска продукции от ее плановой (нормативной) величины.

Мы получили неблагоприятное отклонение , связанное с перерасходом количества материала. То есть фактическая стоимость больше нормативной.

Шаг 2.

Определим положительное отклонение , вызванное экономией от приобретения материала по более низкой цене . С этой целью умножим фактическое количество используемого материала на разность между нормативным и фактическим значением цены:

3480 кг x (17 руб./кг – 14,85 руб./кг) = 7482 руб.

благоприятное отклонение . Оно вызвано уменьшением закупочной цены от поставщиков.

Шаг 3.

Найдем общее отклонение прямых материальных затрат от их фактической величины по конечному продукту . Порядок действий:

  • умножаем фактическое количество распредвалов на норматив затрат на один распредвал;
  • из полученного результата вычитаем фактические затраты прямых материалов.

1160 шт. x 42,5 руб./шт. – 51 678 руб. = 49 300 – 51 678 = –2378 руб.

Правильность последнего расчета можно проверить путем суммирования частных отклонений по обоим факторам влияния:

–9860 руб. + 7482 руб. = –2378 руб.

Получилось . Теперь нужно разобраться с этим. Относительно снижения цены на материалы все ясно. Хорошо постарались менеджеры и снабженцы по приобретению материалов (если только не приобрели для производства распредвалов менее качественный материал). Ситуацию с отрицательным отклонением по расходу материала объяснить не так просто. Здесь одно из двух: либо изначально норматив по расходу материала на изготовление распредвалов был занижен, либо произошло прямое нарушение технологии изготовления в результате применения менее качественного материала.

Учет затрат прямого производственного труда

Нормативные затраты прямого труда рассчитывают путем умножения планируемых нормативных часов работы производственных рабочих на нормативные почасовые ставки оплаты труда. При этом нормативные часы прямого труда устанавливают исходя из одной единицы или партии продукции с учетом данных о производительности труда и квалификации производственных рабочих.

Важная деталь: нужно учитывать возможные нарушения (сбои) технологического процесса, производить корректировки на вероятные простои и другие неизбежные потери времени. Другими словами, нормативы должны основываться не на идеальных показателях, а на средних условиях производства. Чем больше нормативы затрат труда будут близки к идеальным, тем выше будет величина отклонения фактических затрат от их нормативных величин.

Рассмотрим такие факторы влияния на отклонения от нормативов, как изменение (колебание ) количества отработанных часов и ставки оплаты ручного труда .

Пример 5

Предприятие производит электрические чайники. Месячный объем выпуска - 2000 шт.

Из-за непредвиденной остановки производства в январе в следующем месяце потребовалось увеличить план выпуска чайников вдвое. В связи с этим персонал работал в ночное время, в выходные и праздничные дни, что привело к дополнительным расходам на оплату труда. Половина часов прямого труда рабочих в феврале была оплачена с коэффициентом 1,5.

Требуется оценить как частные, так и общее отклонение фактических трудозатрат от их нормативных значений. Необходимые данные приведены в табл. 4.

Таблица 4. Учет отклонений по прямым трудозатратам

№ п/п

Показатель

По нормативу

Фактически

Объем производства, шт.

Прямые трудозатраты, руб.

Всего часов работы, ч

Ставка оплаты ручного труда, руб./ч (п. 2 / п. 3)

Затраты почасового труда на одно изделие, ч/шт. (п. 3 / п. 1)

Затраты труда по стоимости на одно изделие, руб./шт. (п. 2 / п. 1)

Прежде всего оценим среднюю фактическую ставку оплаты труда с учетом повышающего коэффициента на половину часов работы персонала в сверхурочных условиях:

(200 руб./ч + 200 руб./ч x 1,5) / 2 = (200 + 300) / 2 = 250 руб ./ч .

Отсюда прямые трудозатраты (фонд оплаты труда) по фактически отработанному времени:

1800 ч x 250 руб./ч = 450 000 руб .

Из таблицы 4 следует, что во временном разрезе фактические затраты труда на одно изделие ниже норматива, а в стоимостном выражении они выше, чем по нормативу прямых затрат. Данная ситуация требует детального анализа.

Расчеты величин отдельных отклонений трудозатрат от их нормативов произведем пошагово.

Шаг 1. Рассчитаем отрицательное отклонение, вызванное повышением почасовой ставки оплаты труда над ее плановой величиной . Для этого умножим фактически отработанное время на разность между нормативной ставкой оплаты и ее фактической величиной:

1800 ч x (200 руб./ч – 250 руб./ч) = –90 000 руб .

Ситуация с неблагоприятным отклонением по ставке оплаты вполне понятна. Причина отклонения - повышенная оплата часов, отработанных сверхурочно.

Шаг 2. Определим отклонение , обусловленное увеличением выпуска продукции . С этой целью умножим нормативную ставку оплаты труда на разность между нормативным количеством часов и его фактическим значением:

200 руб./ч x (0,5 ч/шт. x 4000 шт. – 1800 ч) = 200 x (2000 ч – 1800 ч) = 40 000 руб .

Как видим, получилось благоприятное отклонение. Потребовалось меньше часов, чем это следует из временного норматива трудозатрат. С данным отклонением придется разбираться. Одно из двух: либо изначально установлен неправильный, то есть завышенный норматив по нормо-часам на единицу продукции, либо персонал работал не покладая рук и показал чудеса производительности в связи со сверхурочной оплатой труда.

Шаг 3. Найдем общее отклонение нормативов затрат на оплату прямого труда от их фактической величины . Сначала умножим фактическое количество продукции на нормативную стоимость затрат на одно изделие, а затем из полученного значения вычтем фактические затраты прямого труда:

4000 шт. x 100 руб./шт. – 450 000 руб. = 400 000 – 450 000 = –50 000 руб .

Проверим расчет другим способом:

–90 000 руб. + 40 000 руб. = –50 000 руб.

В результате получилось общее неблагоприятное отклонение . Это можно объяснить большим влиянием повышения ставки оплаты труда по сравнению со снижением норматива по нормо-часам на единицу продукции.

Учет косвенных расхдов

Затраты, которые относятся одновременно к нескольким продуктам или подразделениям производства, называются косвенными расходами. Затраты делят на прямые и косвенные для расчета себестоимости продукции (услуг), краткосрочного планирования и анализа отклонений фактических данных производства от их нормативов.

Косвенные расходы подлежат распределению между продуктами на основе специальных баз распределения. Для высокомеханизированного производства в качестве фактора распределения этих расходов часто служат часы работы оборудования (машино-часы). В этом случае косвенные расходы между отдельными продуктами распределяются на основе единой ставки , рассчитанной на 1 маш.-ч работы оборудования.

При выборе единой базы распределения косвенных расходов возможны следующие факторы влияния на отклонения фактических затрат от их нормативных величин:

  • ставка распределения косвенных расходов;
  • количество машино-часов на выпуск единицы продукции.

Предприятие выпускает несколько моделей электрочайников. Общие косвенные расходы на выпуск этих моделей составляют 1 200 000 руб., общее количество машино-часов - 20 000.

Производство электрочайников автоматизировано, поэтому косвенные расходы распределены между моделями чайников по единой ставке, пропорционально часам работы оборудования на каждую модель.

Ставка распределения :

1 200 000 руб. / 20 000 маш.-ч = 60 руб ./маш .-ч .

Предположим, на одну из моделей чайников («Люкс») приходится 10 000 маш.-ч работы общего оборудования. Найдем величину косвенных расходов, относимых по нормативу на данную модель:

10 000 маш.-ч x 60 руб./маш.-ч = 600 000 руб.

Плановый объем производства чайников модели «Люкс» - 20 000 шт. в месяц, однако по результатам работы оборудования по факту все оказалось сложнее (табл. 5).

Таблица 5. Учет отклонений по затратам косвенного характера

№ п/п

Показатель

По нормативу

Фактически

Общее количество машино-часов, маш.-ч

Ставка распределения косвенных расходов, руб./маш.-ч

Косвенные расходы, руб. (п. 1 x п. 2)

Объем производства, шт.

Количество машино-часов на одно изделие, маш.-ч/шт. (п. 1 / п. 4)

Согласно данным табл. 5 на производство чайников данной модели затрачено на 17 % больше времени работы оборудования, чем по плану (11 700 / 10 000), а самих чайников изготовлено на 2,5 % меньше (19 500 / 20 000).

В то же время фактическая ставка распределения косвенных расходов между моделями оказалась выше на 3,3 % (62 / 60). В результате распределения затрат по новой ставке на эту модель по факту было отнесено косвенных расходов намного больше:

11 700 маш.-ч x 62 руб./маш.-ч = 725 400 руб . В процентном отношении - на 20,9 % (725 400 / 600 000).

Различие в результатах очень существенное, его нужно анализировать. В связи с этим требуется оценить:

  • общее отклонение косвенных расходов от их нормативов, приведенных к одному объему выпуска продукции;
  • частные отклонения по факту изменения ставки распределения затрат и количества машино-часов работы производственного оборудования.

На основании данного расчета будет легче выяснить причину имеющихся расхождений между нормативными и фактическими данными затрат. Вычисления произведем в такой последовательности.

1. Определим отрицательное отклонение в связи с повышением трудозатрат в машино-часах на единицу выпуска продукции . Для этого умножим нормативную ставку распределения косвенных расходов на разность между нормативным количеством часов работы оборудования и его фактическим значением:

60 руб./маш.-ч x (0,5 маш.-ч/шт. x 19 500 шт. – 11 700 ч) = 60 x (9750 – 11 700) = –117 000 руб .

Как видно из расчета, нормативное количество часов работы оборудования приведено к фактическому объему выпуска продукции (19 500 шт.).

Как и следовало ожидать, получилось неблагоприятное отклонение . Причина - существенное превышение времени работы оборудования на единицу продукции над нормативом. Оно увеличилось с 0,5 до 0,6 маш.-ч (на 20 %). Значит, могли неправильно установить первоначальный норматив (исходя из прошлых месяцев по выпуску аналогичной продукции) или произошли какие-то сбои в технологическом процессе, которые уменьшили объем выпуска продукции. Это нужно выяснить.

2. Рассчитаем отрицательное отклонение , связанное с повышением ставки распределения косвенных расходов над ее плановой (нормативной ) величиной . Умножим фактически отработанное время работы оборудования в машино-часах на разность между нормативной ставкой распределения и ее фактической величиной:

11 700 маш.-ч x (60 руб./маш.-ч – 62 руб./маш.-ч) = –23 400 руб .

Ситуация с неблагоприятным отклонением по ставке распределения косвенных расходов относится к контролируемым причинам. Ее можно легко исправить, если за основу будущего норматива взять сегодняшнюю фактическую ставку распределения косвенных расходов.

3. Найдем общее отклонение косвенных расходов по нормативу от их фактической величины. Порядок расчета следующий:

  • умножаем нормативную ставку распределения на норматив времени работы оборудования на единицу продукции и на фактический объем ее выпуска;
  • из полученной величины вычитаем фактические затраты косвенных расходов.

60 руб./маш.-ч x 0,5 маш.-ч/шт. x 19 500 шт. – 725 400 руб. = 585 000 – 725 400 = –140 400 руб .

Проверим это другим способом:

–117 000 руб. – 23 400 руб. = –140 400 руб.

В результате получилось общее неблагоприятное отклонение . Это можно объяснить большим влиянием повышения времени работы оборудования на единицу продукции по сравнению со снижением объема ее выпуска.

Подводим итоги/p>

1. Существенными отклонениями фактических затрат от их нормативных значений считаются величины, превышающие 10 %.

2. Анализ существенных отклонений от нормативов затрат начинают с отрицательных (неблагоприятных) отклонений (фактические затраты превышают их нормативные величины), а затем обращаются к положительным (благоприятным) отклонениям.

3. Несущественные отклонения (менее 10 %) следует анализировать, если они обладают определенной цикличностью или повторяемостью событий во времени.

4. Отклонения по перерасходу материалов на изготовление продукции должны определяться исходя из нормативной (плановой), а не фактической цены материала.

5. Частные отклонения, вызванные повышением почасовой ставки оплаты ручного труда, следует рассчитывать исходя из фактически отработанного времени, а не его нормативной величины.

6. Отклонения, связанные с повышением времени работы оборудования (машинного труда), нужно считать с учетом нормативной ставки распределения косвенных расходов, а не по фактической величине этой ставки.

Нормы расходов - научно-обоснованный параметр, который отображает допустимый объем расходов конкретных ресурсов. На практике определение и суть нормы расходов может меняться, в зависимости от сферы:

- нормы расходов в бюджетном праве - норматив (размер затрат) для каждой конкретно взятой расчетной единицы (больного в медицинском учреждении, школьника и так далее);

- нормы расходов в производстве - максимально допустимый объем материалов и сырья, которое должно быть затрачено для производства той или иной продукции.

Нормы расходов: сущность, признаки, классификация

Норма - показатель (числовой параметр), который научно обоснован и отображает расходы тех или иных ресурсов в сфере экономики. Расчет нормы, как правило, ведется для определенных производственно-технических параметров. Норматив - расчетный параметр, касающийся издержек рабочего времени, валютных и материальных средств, применяемых в нормировании трудовой деятельности, планировании хозяйственной и производственной сферы. Задача норматива - обеспечить наивысший уровень эффективности производства, который должен быть не ниже установленного рынком увеличения финансовых результатов над уровнем расходов.

Сложившиеся на рынке нормативы с учетом зарубежного планирования отображают завершающий этап в производственной сфере, а действующие нормы - расходы экономических ресурсов на его воплощение в определенных критериях.

На современном этапе существует одна общая норма прогрессивных норм, а также нормативов затрат (расходов) в сфере материального и бюджетного обеспечения. Основная цель создания системы - достижение пропорциональности, научной обоснованности и сбалансированности планов, а также оперативное выявление и применение имеющихся резервов.

Все нормы и нормативы можно классифицировать по различным группам и признакам в зависимости от сферы применения :

1. Для бюджетной сферы нормы расходов классифицируются:

- по содержанию они делятся на денежные и материальные. В первом случае речь идет о нормах, которые выступают в роли стоимостного выражения натуральных норм. Для расчета параметра денежной нормы достаточно умножить расходы в натуральном виде на цену, установленную государством;

- по юридическому законодательству и свойствам нормы расходов можно разделить на два типа - обязательные и расчетные. На практике обязательные нормы устанавливаются соответствующими актами и не подлежат корректировкам. В данную категорию можно отнести нормы расходов на питание, ставки заработной платы и так далее. Расчетные нормы - средние расходы на конкретную расчетную единицу. Определение расчетной нормы - задача самого учреждения. Расчет производится с учетом финансовых норм и условий работы, которые характерны для конкретного предприятия.

В процессе бюджетного нормирования затрат Правительством страны устанавливается ряд нормативов - величины затрат, которые не имеют связи с единицей нормирования. К примеру, это могут быть проценты, насчитанные на зарплату.;

- по степени охвата расходов на конкретную единицу финансирования все расходные нормы делятся на два типа - укрупненные и индивидуальные. Особого внимания заслуживают индивидуальные нормы. Они (как расчетные, так и обязательные) используются в процессе составления персональных смет. Что касается укрупненных норм расходов, то они формируются при создании бюджета различных уровней и представляют собой какой-то общий объем расходов на плановый параметр;

- по характеру принадлежности :

1) Личные нормы. Здесь подразумевается, что роль объекта нормирования и играет определенная единица товара (продукции, работы). Например, это может быть сборочная единица, технологическая операция или набор;

2) Групповые нормы. Параметры, которые отображает нормы затрат материалов, требуемых для создания более крупной единицы монотипной продукции (работы). В промышленной сфере к данной категории можно отнести нормы для таких элементов, как телек, трактор, грузовой кар и так далее. Групповые нормы, как правило, зависят от индивидуальных параметров и применяются на более высоких уровнях планирования.


2. Для производственной сферы характеристики нормирования можно поделить на несколько основных групп :

Нормы в результативности публичного процесса производства;

Нормативы и нормы в отношении расходов (издержек) труда, а также выплаты заработной платы. Сюда можно отнести тарифные ставки, нормы выработки, временные нормы на вид товара, должностные оклады и так далее;

Нормативы и нормы в отношении затрат материальных ресурсов. С их помощью можно определить расходы материальных ресурсов на всех видах производства (на вспомогательном и основном). При этом показатели определяют нормы сбытовых, производственных и товарных запасов сырьевой продукции, горючих и смазочных материалов;

Нормативы и нормы в отношении применения мощностей в производстве, а также нормы продолжительности их освоения;

Нормативные показатели удельных вложений (капитальных инвестиции) на каждую из единиц вводимой мощности, восстановление уже работающего оборудования с целью увеличения объемов вырабатываемой продукции;

Нормативы и нормы в отношении применения того или иного оборудования и техники;

Финансовые нормы. Отображают нормы расходов в отношении оплаты услуг, обслуживания, затрат на мотивированные мероприятия;

Нормы в социально-экономической сфере и прочие виды нормированных расходов.

Также нормы расходов классифицируются по ряду признаков:

- по степени агрегирования изготовленного товара - групповые, индивидуальные и средневзвешенные;

- по степени агрегирования материальных ресурсов - сводные и специфицированные;

- по периоду действия - месячные (30-31 день), квартальные (три месяца) и годовые.

К примеру, нормы затрат при выполнении отделочных работ могут выглядеть следующим образом:


Вне зависимости от классификации нормы расходов - это плановые параметры, которые нельзя отождествлять с реальными расходами ресурсов, сложившимися в процессе производства товара на том или ином предприятии.
Нормы расходов, которые отражают общественно необходимые , относят к категории прогрессивных. При этом в роли объекта нормирования, как правило, выступает основной тип продукции (услуги, работы), для которой и происходит определение нормы расхода.

Нормы расходов: способы планирования и расчета

Планирование норм расходов наибольшего внимания заслуживает в производственной сфере. Большинство компаний используют целую группу способов, позволяющих определить нормы материальных ресурсов. Сюда можно отнести следующие методы - опытнейший (на основе приобретенного опыта), расчетно-аналитический (подразумевает проведение соответствующих расчетов) и отчетно-статистический (формируется на базе отчетов и существующей статистики).

В качестве базы для разработки прогрессивных норм расходов выступает малоотходная разработка, передовая техника, а также организация трудовой и производственной работы.

Классификация материала - основа для установки норм расхода по каждой из позиций в номенклатуре. При этом нормы расходов выступают базой для дальнейшего вычисления необходимых объемов материалов для производства единицы товара. В дальнейшем создается план снабжения, рассчитывается товара, вырабатывается четкая стратегия экономного применения материальных ресурсов и так далее.

По сути, норма расхода материала - объем сырья (материала), необходимого для изготовления единицы товара. С помощью таких норм можно планировать производство, ведь в руках есть мощный и главное - точный ориентир для дальнейшей оптимизации.


В практической сфере применения нормированного расхода материалов нашли отражения два вида расчетов:

1. Графоаналитический метод - подразумевает сопоставление фактических (реальных) затрат и протоколов, отражающих объем израсходованного сырья при создании опытных образцов. В дальнейшем данные переносятся на специальные графики, и проводится анализ с помощью современного программного обеспечения.

2. Расчетный метод подразумевает точный (подетальный) анализ расхода сырья (материалов) с применением технической документации и имеющихся чертежей.

При разработке норм расходов стоит учесть два ключевых фактора - полезные материала (на производство той или иной единицы товара), не утилизируемые отходы и невозвратные потери. Последние, как правило, обусловлены несовершенством применяемой техники, а также низкой квалификацией некоторого персонала.

Качество и правильность рассчитанных норм расходов можно определить по целой группе показателей, а именно :

По коэффициенту использования материала на производство изделия (детали);
- по удельному весу отходов в производственном процессе. Здесь сравнивается масса изделия до начала обработки и после завершения данного процесса;
- по проценту выхода пригодных к дальнейшей эксплуатации изделий.

Все разработанные нормы должны быть зафиксированы в специальных бумагах, а именно:

В ведомостях сводных норм для каждого конкретного изделия;
- в картах подетальных норм затрат материалов;
- в картах, отображающих раскрой материала;
- в форме извещения об изменении норм расхода материалов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Система «стандарт-кост» - инструмент управления для планиро­вания затрат и контроля за ними. Она может использоваться и при позаказном, и при попроцессном методах калькулирования себестоимости. Когда организация применяет «стандарт-кост», все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованной продукции, выступают как нормативные (стандартные), или предопределенные, а не факти­ческие. Вместе с анализом поведения затрат и анализом «затраты - объем - прибыль» нормативные затраты обеспечивают в учетной сис­теме основу для контроля бюджетов.

Система нормативных (стандартных) затрат служит для оценки де­ятельности отдельных работников и компании в целом, подготовки бюд­жетов и прогнозов, помогает принять решение об установлении реаль­ных цен. Эта система широко используется во всем мире практически всеми производственными компаниями. Основные цели и результаты их ранжирования для системы «стандарт-кост» в разных странах представ­лены в таблице.

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчи­танные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в рас­чете на единицу готовой продукции.

Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:

Прямые материальные затраты;

Прямые затраты труда;

Общепроизводственные расходы.

Несмотря на некоторую схожесть, следует различать учет норма­тивных материальных затрат и учет накладных расходов по нормативам. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозных данных о потреблении, изучении трудовых операций, зави­сят от типа и качества используемых материалов. Нормативы накладных расходов основаны на более простых предположениях - на базе данных о прошлых затратах.

Между понятиями «нормативные затраты» и «бюджетные затра­ты» концептуальной разницы нет. Теоретически они определяются оди­наково. Но на практике, как правило, термин «нормативные затраты» от­носится к единичному законченному продукту, а «бюджетные затра­ты» - к общему их количеству.

Еще одним преимуществом использования системы «стандарт-кост» является экономия на ведении учетных записей. На первый взгляд может показаться, что использование нормативов требует больших за­трат на ведение учета по сравнению с системой фактических издержек. На самом деле применение нормативов затрат упрощает ведение учета. Например, все индивидуальные данные о материале за месяц можно просуммировать и одной проводкой списать с кредита счета «Запасы материалов». Аналогично нет необходимости каждому рабочему фикси­ровать время, затраченное на каждую операцию. Все нормативные пря­мые трудозатраты определены заранее.

При использовании системы «стандарт-кост» дополнительные за­траты возникают лишь при установлении индивидуальных нормативов. Как правило, эти затраты незначительны. Многие нормативы применя­ются месяцами или даже годами без изменений. Только существенные изменения, такие, как изменение конструкции изделия, освоение нового изделия, вызывают необходимость пересмотра нормативов. Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются, как правило, ежегодно или чаще для того, чтобы можно было отразить влияние инфляции и дру­гих факторов на цены приобретаемых материалов или стоимость рабочей силы. Пересмотр нормативов общехозяйственных расходов осуще­ствляется в большинстве организаций независимо от того, применяется система «стандарт-кост» или нет.

Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все дан­ные о фактических производственных затратах замещаются норматив­ными (стандартными) значениями. Такие счета, как «Запасы материа­лов», «Незавершенное производство», «Запасы готовой продукции» и «Себестоимость реализованной продукции» (и по дебету, и по кредиту) ведут с использованием нормативных, а не фактических затрат. Бухгал­тер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце учетного периода сравнить их с нормативными. Разница между нормативными и фактическими затратами называется отклонением. Если обнаружива­ется отклонение, бухгалтер должен выяснить причину его происхожде­ния. Этот процесс, известный как анализ отклонений, - эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления.

Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов:

1. Нормативная цена основных материалов.

2. Нормативное количество основных материалов.

3. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).

4. Нормативная ставка прямой оплаты труда.

5. Нормативный коэффициент переменных общепроизводствен­ных расходов.

6. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводствен­ных расходов.

Для организаций, оказывающих услуги, применяются только по­следние четыре, так как эти организации не используют сырье и матери­алы в своих операциях.

Нормативные затраты основных материалов определяются умно­жением нормативной цены этих материалов на нормативное их количест­во. Нормативная цена основных материалов представляет собой тща­тельную оценку затрат определенного вида основных материалов на следующий учетный период. Ответственность за установление норма­тивных цен на все основные материалы несет агент по закупкам. Опре­деляя нормативные цены, он должен учесть все возможные увеличения цен, количественные изменения на рынке материалов, новые источники поставок и др. Также он совершает все фактические закупки.

Нормативное количество основных материалов - оценка ожи­даемого количества, которое будет использовано. Такая оценка являет­ся одной из наиболее трудных задач в установлении нормативов. На нее оказывают влияние специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возраст и производительность машин и оборудования, ква­лификация и опыт рабочих. Определенный брак и потери неизбежны, и это необходимо учитывать при расчете нормативного количества мате­риалов. Обычно эти нормативы устанавливают менеджеры, отвечающие за производство, или бухгалтер, ведущий учет затрат, привлекая для их разработки инженеров, агентов по закупке материалов и машинных опе­раторов.

Нормативные прямые затраты труда исчисляются умножением нормо-часов труда на нормативную ставку прямой оплаты труда. Норма­тивное рабочее время (по прямым трудозатратам) отражает время, не­обходимое для каждого подразделения, станка или процесса, чтобы про­извести одну единицу или одну партию изделий. Во многих случаях нормативное время на единицу составляет небольшую долю часа. Нормо-часы трудовых затрат должны пересматриваться, если происходит замена машин и оборудования или изменяется квалификация рабочей силы. Ответственность за разработку этого норматива несут менеджер соответствующего подразделения и куратор.

Нормативная ставка прямой оплаты труда выражает почасовые прямые затраты труда, ожидаемые в следующем учетном периоде для каждой функции или вида работ. На практике ставки прямой оплаты тру­да достаточно легко определяемы, так как они либо зафиксированы в трудовом контракте, либо устанавливаются самой организацией. Хотя диапазон ставок предусматривается для каждого разряда рабочих, внутри которого эти ставки различаются, для каждой операции принима­ют средние нормативные ставки. И даже если рабочий, изготовивший продукт, в действительности получает меньше, при исчислении норма­тивных прямых затрат труда используют нормативную ставку оплаты.

Общепроизводственные нормативные расходы представляют собой сумму оценок переменных и постоянных общепроизводственных расходов в следующем учетном периоде. Эти оценки основаны на нор­мативных коэффициентах, вычисленных таким же образом, как нормативы, рассмотренные раньше. Однако существует одно главное разли­чие: нормативный коэффициент общепроизводственных расходов со­стоит из двух частей - для переменных и для постоянных затрат, при расчете которых используют разные базы.

Нормативный коэффициент переменных общепроизвод­ственных расходов находят делением общих планируемых переменных общепроизводственных затрат на планируемое количественное выра­жение определенной базы, например ожидаемое количество норматив­ных машино-часов или нормо-часов трудозатрат. (Может быть использо­вана другая база, если машино-часы или нормо-часы не являются подходящей мерой для переменных общепроизводственных расходов.) Формула на базе нормо-часов выглядит следующим образом:

Нормативный коэффициент постоянных общепроизводствен­ных расходов находят делением общих планируемых постоянных об­щепроизводственных расходов на нормальную производительность (мощность), выраженную в нормо-часах трудозатрат:

Использование показателя нормальной мощности в качестве базы дает уверенность в том, что все постоянные общепроизводственные расходы будут отнесены на производимый продукт, когда нормальная мощность достигнута.

Если фактический выпуск превышает запланированный и норма­тивные трудозатраты выше, чем нормальные, возникает благоприятная ситуация. Фактически постоянные общепроизводственные расходы на единицу продукции будут меньше, чем нормативные. Но если фактичес­кий выпуск не соответствует ожиданиям (запланированному уровню), т.е. падает ниже нормальной мощности, то запланированная сумма по­стоянных ОПР будет приходиться на меньший объем продукции.

Одной методикой определения нормативных затрат стало больше (Желонкина М.Н.)

Дата размещения статьи: 30.03.2016

Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей) утверждена Минобрнауки России от 27.11.2015 N АП-114/18вн (далее - Образовательные программы и Методика соответственно).

Новому порядку - новые методики

Для федеральных учреждений с 1 января 2016 г. действует утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 порядок (далее - Порядок N 640), который:
- изменил формирование объема финансового обеспечения выполнения государственного задания с учетом общих требований к нормированию в сфере оказания государственных услуг;
- уточнил порядок формирования плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
За исключением отдельных положений, которые начнут применяться постепенно, на протяжении 2017 - 2019 гг., Порядок N 640 начал применяться уже в 2015 г. при формировании государственного задания на 2016 г. Аналогичные изменения произошли и в нормативно-правовых документах для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.
Методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, в том числе в сфере образования, разрабатываются во исполнение не только Порядка N 640, но и общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (п. 1 Методики). Указанные Требования утверждены Приказом Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040.
Применение Методики обеспечит федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Минобрнауки России (далее - учреждения), переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ в отношении контингента, принятого на обучение по итогам проведения министерством конкурса по распределению контрольных цифр приема:
- по профессиям и специальностям;
- по укрупненным группам профессий и специальностей.
Такое распределение проводилось в целях обучения по образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - конкурс) в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.03.2015 N 285.

Случаи применения Методики и понятийный аппарат

Приказом Минфина России от 16.06.2014 N 49н утвержден Перечень видов деятельности, по которым формируются базовые (отраслевые) перечни государственных (муниципальных) услуг и работ (далее - базовые перечни). Формирование таких перечней проводят федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленных сферах деятельности функции:
- по выработке государственной политики;
- по нормативно-правовому регулированию.
В частности, реализация образовательных программ, оказываемых учреждениями в качестве основных видов деятельности, включена в базовый перечень по виду деятельности "Образование и наука". Таким образом, к указанной реализации необходимо применять положения Методики, в том числе при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг по программам подготовки:


Для целей Методики используется следующий ряд специфических показателей. В отношении к профессиям и специальностям (укрупненных групп профессий и специальностей) применяются:
- базовые нормативы затрат (минимальные значения нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги при очной форме обучения);
- стоимостная группа профессий и специальностей (объединяет те профессии и специальности (укрупненные группы профессий и специальностей), по которым устанавливаются одинаковые базовые нормативы затраты);
- составляющие базовых нормативов затрат (направления расходов, входящие в состав базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг);
- корректирующие коэффициенты (применяются к отдельным составляющим базовых нормативов затрат в целях определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражают территориальные и отраслевые особенности реализации).
Указанные показатели формируются Минобрнауки России одновременно с объявлением конкурса и учетом:
- специфики реализации образовательных программ и требований к условиям их реализации, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661;
- приоритетов государственной политики, в том числе с учетом требований абз. 9 пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (далее - Указ N 599);
- объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
Результат вышеуказанной работы составляет три группы показателей:
1) перечень и состав стоимостных групп профессий и специальностей;
2) итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат;
3) корректирующие коэффициенты и порядок их применения, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В соответствии с п. п. 25 и 26 Порядка N 640 Минобрнауки России не позднее 1 июля текущего финансового года утверждает значения корректирующих коэффициентов и порядок их применения, в том числе:
- территориальные корректирующие коэффициенты;
- корректирующие коэффициенты, учитывающие целевой уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций в регионе согласно абз. 6 пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги, а также затраты на содержание недвижимого имущества.
В таком же порядке должны быть утверждены и отраслевые корректирующие коэффициенты, отражающие:
- особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами (детьми-инвалидами) студентов с ограниченными возможностями здоровья;
- специфику организации образовательного процесса в специализированных учреждениях по работе со студентами, являющимися инвалидами (детьми-инвалидами);
- формы обучения (очно-заочная, заочная), формы реализации образовательных программ (сетевая), технологии обучения, например дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (коэффициенты применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании на оказание государственных услуг или выполнение работ);
- специфику реализации образовательных программ, в том числе с учетом требований абз. 9 пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Минобрнауки России при необходимости уточняет значения базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Об этом сказано в п. 5 Методики.

Формирование базовых нормативов затрат

Согласно п. 6 Методики базовые нормативы затрат включают в себя две группы затрат на оказание государственной услуги.

Первая группа. Затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги

В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются составляющие, перечисленные в пп. 7.1 - 7.3 п. 7 Методики. Прежде всего, это оплата труда. В начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников (других работников) образовательной организации, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги (в случаях, установленных федеральными государственными образовательными стандартами), включены страховые взносы во внебюджетные фонды:
- в Пенсионный фонд России;
- в Фонд социального страхования РФ;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -
в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Еще одна составляющая - затраты на приобретение:
- материальных запасов;
- особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи).
Иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, включают в себя приобретение непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной услуги:
- учебной литературы;
- периодических изданий;
- издательских и полиграфических услуг;
- электронных изданий.
Также к иным относятся затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе на проезд:
- педагогических работников до места прохождения повышения квалификации и обратно;
- обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих их работников образовательной организации до места прохождения практики и обратно.
Еще две группы иных затрат связаны:
- с организацией учебной и производственной практики, включая затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих их работников образовательной организации, за исключением затрат, отнесенных к приобретению транспортных услуг;
- с повышением квалификации педагогических работников, в том числе затраты на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) педагогических работников на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг.

Вторая группа. Общехозяйственные нужды

Согласно п. 8 Методики в составе затрат на общехозяйственные нужды учитываются затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты:
- на холодное (горячее) водоснабжение и водоотведение;
- теплоснабжение (электроснабжение, газоснабжение);
- котельно-печное топливо.
К общехозяйственным затратам на содержание объектов недвижимого имущества и ОЦДИ, используемого для выполнения государственного задания и общехозяйственных нужд, относятся в том числе затраты на проведение:
- текущего ремонта;
- мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации.
Причем на основании п. 9 Методики затраты на коммунальные услуги и по содержанию имущества образовательной организации учитываются и в том случае, когда имущество используется для оказания государственной услуги на основании договоров:
- аренды (финансовой аренды);
- безвозмездного пользования.
Суммы резерва на полное восстановление состава объектов ОЦДИ, необходимого для общехозяйственных нужд, также относятся к общехозяйственным затратам (п. 8.3 Методики). Указанный резерв формируется в соответствии с Порядком N 640 и в размере начисленной годовой суммы амортизации по ОЦДИ.
Также к общехозяйственным нуждам относят перечисленные в пп. 8.5 - 8.7 п. 8 Методики затраты:
- на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, Интернет;
- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции), включая страховые взносы во внебюджетные фонды;
- на организацию культурно-массовой (физкультурной, спортивной оздоровительной) работы со студентами, в том числе на основании договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования на оказание государственной услуги;
- на прочие общехозяйственные нужды.
Согласно п. 10 Методики базовые нормативы затрат определяются по стоимостным группам профессий и специальностей, а также их укрупненным группам.
Порядок расчета значения составляющих базовых нормативов затрат на единицу государственной услуги (п. 11 Методики) предусматривает применение требований:
- федеральных государственных образовательных стандартов;
- норм материальных (технических, трудовых) ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации (строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере), а также иными нормативными правовыми актами РФ.
В течение переходного периода Порядок N 640 допускает отсутствие нормативно-правовой базы. В данном случае значения отдельных составляющих базовых нормативов затрат рассчитываются в том числе экспертным методом. Такой метод позволяет рассчитать базовый норматив затрат на единицу услуги с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели в рамках соответствующего финансового года и планового периода:
- сводной бюджетной росписью федерального бюджета;
- бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета.
Например, экспертным методом могут быть рассчитаны затраты на различные канцелярские товары (бумагу, ручки, папки с арочным механизмом) и расходные материалы (картриджи, чернила).

Перечень стоимостных групп специальностей и направлений подготовки

Минобрнауки России формирует указанный перечень с учетом предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" особенностей организации и осуществления образовательной деятельности. Кроме того, учитываются приоритеты государственной политики в сфере среднего профессионального образования, установленные актами Президента и Правительства РФ.
Отметим, что в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. Минобрнауки России от 06.08.2015 N АП-64/18вн утвердило Перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования по подготовке:
- специалистов среднего звена;
- квалифицированных рабочих (служащих).
Также в указанный Перечень вошли итоговые значения и величины составляющих базовых нормативных затрат по государственным услугам по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки, а также отраслевые и территориальные коэффициенты.

Определение нормативных затрат

Приказом Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040 утверждены Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе в сфере образования. Указанные Требования применяются при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением. Формулы расчета нормативных затрат приведены в разд. III Методики. Применять их придется только в том случае, если не будут утверждены соответствующие стандарты и регламенты.
Расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания - задача учредителя, а не учреждения. Однако аргументированно отстаивать свою позицию в случае уменьшения объема субсидии, рассчитанного по новым правилам, учреждение может только:
- при полном понимании механизма расчета нормативных затрат;
- при умении применять указанный механизм на практике.
Кроме того, самостоятельно выполненный расчет нормативных затрат может помочь учреждению в поиске наиболее эффективных способов расходования материальных и трудовых ресурсов. Например, экономическая служба может проанализировать:
- нормы использования ресурсов с целью выявления возможности их одновременного использования при групповых занятиях;
- сроки использования ресурсов с целью выявления возможности их увеличения.
Однако необходимо помнить, что даже самый точный расчет размера субсидии ограничивается пределами бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на указанные цели.

Поделиться: