Облагаются ли выплаты по ученическому договору ндфл и страховыми взносами. Страховые взносы по ученическому договору Ученический договор с работником предприятия налогообложение

В мае в организацию был принят сотрудник, с которым был заключен трудовой договор. Через месяц его перевели на должность ученика и заключили ученический договор, также было внесено изменение в штатное расписание. В ученическом договоре указано время, которое он должен работать и размер стипендии. Вопрос: нужно ли табелировать данного ученика и зависит ли размер стипендии от количества отработанного времени? Облагаются ли такие выплаты страховыми взносами и нужно ли удерживать НДФЛ?

Поскольку организация состоит в трудовых отношениях с сотрудником, с которым заключён ученический договор, на него нужно вести табель. Размер стипендии от количества отработанного времени не зависит. Порядок оплаты практической работы в рамках обучения оговаривается в договоре. Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции. Поэтому выплаты, произведённые по такому договору, не облагаются страховыми взносами. Согласно мнению Минфина России, НДФЛ удерживать нужно. Существует и противоположная точка зрения. Но отстаивать её придется в суде. Арбитражная практика по данному вопросу не сложилась.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Порядок заключения

Ученический договор с сотрудником является дополнительным к трудовому договору* (ч. 2 ст. 198 ТК РФ).

Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах. В нем обязательно укажите конкретную квалификацию, которую ученик приобретет в процессе обучения. Далее в договоре определите обязанности сторон. Администрация организации должна обеспечить ученику возможность обучения. А ученик обязан пройти такое обучение.

Кроме того, укажите в договоре срок, в течение которого ученик обязан проработать в организации по полученной квалификации.

Такой порядок предусмотрен в статьях и Трудового кодекса РФ.

Обязательными условиями ученического договора являются также срок обучения и размер оплаты в период ученичества.* Об этом сказано в статьях и Трудового кодекса РФ.

Оплата за время ученичества

В период ученичества соискателям и сотрудникам выплачивается стипендия. Ее размер определяется ученическим договором* и зависит от получаемой квалификации. Однако она не может быть меньше 1 МРОТ . Такие правила установлены в части 1 статьи 204 Трудового кодекса РФ.

В курс обучения могут входить практические занятия в организации. Эту работу нужно оплатить по установленным расценкам.* Об этом сказано в части 2 статьи 204 Трудового кодекса РФ. При этом Трудовой кодекс РФ не уточняет, в каком документе должны быть установлены эти расценки. Поэтому их можно записать в ученическом договоре.

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Ситуация: Как организации на ОСНО учесть при расчете налогов и страховых взносов расходы на стипендии, выплачиваемые гражданам во время их обучения в интересах органи зации по ученическому договору.

По общему правилу взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно начислить на любые вознаграждения и доходы, выплачиваемые сотрудникам по трудовым договорам. Вознаграждения по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг)* облагаются взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 7 , ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний облагаются выплаты по трудовым договорам. На вознаграждения по гражданско-правовым договорам взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляются, если это прямо предусмотрено договором. Об этом сказано в пункте 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Таким образом, взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний облагаются выплаты гражданам в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых отношений (предусматривающих выполнение работ или оказание услуг).

Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции или выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, стипендия, которая выплачивается в рамках такого договора, не облагается взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.* При этом не имеет значения, кому выплачивается стипендия – сотруднику организации или человеку, который им не является (например, кандидату на ту или иную должность).

Аналогичная позиция отражена в письмах ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893 и от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 3 декабря 2013 г. № 10905/13).

Если стипендии начислены сотрудникам, с которыми уже заключены трудовые договоры, включите их в состав расходов на оплату труда, если они:*

  • предусмотрены нормами российского законодательства, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (абз. 1 ст. 255 НК РФ);
  • экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если сотрудник проходит обучение без отрыва от производства, суммы начисленной стипендии можно списать как другие виды расходов, произведенные в пользу сотрудника (п. 25 ст. 255 НК РФ). Если сотрудник обучается с отрывом от производства, стипендию можно учесть как начисления по основному месту работы с отрывом от производства по системе повышения квалификации* (п. 19 ст. 255 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 июня 2011 г. № 03-03-06/1/336 .

Что касается НДФЛ, то, по мнению контролирующих ведомств, этот налог нужно удержать с суммы стипендий* (письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-04-06-01/123 , от 17 августа 2007 г. № 03-04-06-01/294 , УФНС России по г. Москве от 7 марта 2007 г. № 28-11/021233 , от 26 декабря 2006 г. № 28-10/114805). Основание – пункт 11 статьи 217 Налогового кодекса РФ, в котором перечислены виды освобожденных от НДФЛ стипендий. Это, в частности, стипендии:

Стипендии учащимся, выплачиваемые работодателями, в этом перечне не значатся. Следовательно, в отношении указанных выплат организация является налоговым агентом, а значит, обязана удержать НДФЛ и сдать справку по форме 2-НДФЛ в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 226 , п. 2 ст. 230 НК РФ).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям не удерживать НДФЛ со стипендий, выплаченных штатным сотрудникам за обучение в интересах организации. Они заключаются в следующем.

Стипендии можно считать установленными законом компенсациями, если их выплата предусмотрена в трудовом (коллективном) договоре.* По крайней мере, в случаях, когда их получают штатные сотрудники, повышающие квалификацию по инициативе работодателя. При таком подходе удерживать со стипендий НДФЛ не нужно (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Однако, возможно, что такую точку зрения придется отстаивать в суде.* Стипендия не является компенсацией как таковой в понимании трудового законодательства. Так как она прямо не поименована в перечне компенсаций, положенных сотруднику при совмещении работы и обучения (ст. 164 , гл. 26 ТК РФ).

С уважением,

Ирина Камышникова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Варварой Абрамовой,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

М.А. Кокурина, юрист

Налогообложение выплат по ученическим договорам

Если у вас заключен ученический договор с сотрудником или человеком, который планирует стать вашим работником, то, возможно, помимо оплаты самого обучения, придется выплачивать ученику стипендию и оплачивать проезд к месту учебы. Что с налогами, взносами и признанием в расходах всех этих сумм, вы узнаете из статьи. А образец ученического договора можно найти на .

Расходы на обучение

Стоимость любого обучения не является доходом, облагаемым НДФЛп. 21 ст. 217 НК РФ ; Письмо Минфина от 19.11.2015 № 03-04-06/66941 .

Законодательством прямо предусмотрено, что на плату за обучение не нужно начислять страховые взносы:

  • на «несчастное» страхование при любом виде обучения (при получении профессионального образования, дополнительного профессионального образования или при профессиональном обучени и)п. 13 ч. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ ;
  • в ФСС, ПФР и ФОМС, если ваш ученик учился по программа мп. 12 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ); п. 2 ч. 3 , п. 2 ч. 4 ст. 12 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ :
  • <или> профессионального образования (получал среднее профессиональное или высшее образование);
  • <или> дополнительного образования (проходил повышение квалификации или профессиональную переподготовку).

Но отсутствие в списке сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, расходов по программам профессионального обучени я, видимо, является чисто техническим упущением. И на плату за любое обучение взносы начислять не нужно. Нам подтвердили это и в Министерстве труда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель директора Департамента развития социального страхования Минтруда России

“ Не облагаются страховыми взносами все расходы работодателя, связанные с любым обучением работника в целях производственной необходимости. Это может быть как основное профессиональное образование, так и профессиональное обучени еп. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ . А также и дополнительное профессиональное образование. Например, бухгалтера с экономическим образованием могут направить на дополнительное обучение с целью получения им юридического образования, так как в сегодняшних реалиях такие специалисты нужны для компани и” .

Плату за обучение можно учесть в прочих расхода хподп. 23 п. 1 , п. 3 ст. 264 НК РФ , если:

  • вы отправили человека учиться в российскую образовательную организацию, имеющую лицензи юпп. 18, 19, 20 , 31 ст. 2 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ ;
  • у вас есть документы, подтверждающие прохождение обучения (например, договор с обучающей организацией, приказ руководителя о направлении работников на обучение, учебная программа образовательного учреждения, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услу гп. 1 ст. 252 НК РФ ; Письмо Минфина от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77 );
  • ученик:
  • <или> ваш работник;
  • <или> соискатель, в ученическом договоре с которым есть такое условие:

5. Ученик обязан:

5.1. Не позднее чем через 3 месяца после получения диплома заключить с Работодателем трудовой договор.

5.2. Проработать по такому трудовому договору не менее 1 годаТакой срок может быть любым разумным, о котором вы договоритесь с учеником. Но чтобы плату за обучение можно было учесть в расходах, он должен быть не менее годап. 3 ст. 264 НК РФ в соответствии с полученной квалификацией.

При этом оплата обучения учитывается в расходах так:

  • <если> обучение кратковременное (менее одного отчетного периода), то на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных образовательных услу гподп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ ;
  • <если> обучение долгосрочное (более одного отчетного периода), то плата включается в расходы ежемесячно равными частям иПисьмо Минфина от 16.03.2015 № 03-03-06/13706 .

Иные траты на ученика

Стипендии

Выплачиваемые по ученическому договору стипендии:

  • облагаются НДФЛ;
  • не облагаются страховыми взносами, поскольку ученический договор не является трудовым договором или гражданско-правовым договоро мстатьи 56 , 198, 199 ТК РФ ; ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ ; Письмо Минтруда от 26.02.2015 № 17-3/В-83 ; Постановление Президиума ВАС от 03.12.2013 № 10905/13 .

Включить стипендию в расходы по налогу на прибыль вы может е , :

  • <если> ученик - ваш работник, то в периоде ее выплаты;
  • <если> ученик - соискатель, которого взяли на работу по окончании ученичества, то в периоде оформления трудового договора с ним. А вот стипендию ученика, которого вы не возьмете на работу, лучше не учитывать в расходах, чтобы не спорить с проверяющим иПисьма Минфина от 26.03.2015 № 03-03-06/1/16621 , от 03.07.2014 № 03-03-06/1/32275 .

Оплата практики

Если ученик обучается в вашей организации и по программе обучения предусмотрены практические занятия, то произведенную на таких занятиях продукцию вы обязаны оплачивать по расценкам, зафиксированным в ученическом договор ест. 204 ТК РФ .

На оплату ученику работы, выполненной на практических занятиях, не надо начислять страховые взнос ыПостановление 3 ААС от 23.01.2015 № А33-7188/2014 , но с них нужно удерживать НДФЛ, поскольку это доход ученика, не являющийся стипендие йст. 217 НК РФ .

Расходы компании на оплату практических занятий ученикам можно учесть при налогообложении прибыли в прочих расходах, связанных с производством и реализацие йподп. 49 п. 1 ст. 264 , п. 1 ст. 252 НК РФ .

Плата за проезд

Работникам, получающим профессиональное образование по заочной форме, работодатель должен один раз в учебном году оплачивать проезд к месту учебы и обратн оПисьмо Минфина от 01.09.2015 № 03-04-06/50182 :

  • <если> работник получает высшее образование по аккредитованной государственной программе, то в полной сумм ест. 173 ТК РФ ;
  • <если> работник получает среднее профессиональное образование по аккредитованной государственной программе, то в размере 50% стоимости проезд аст. 174 ТК РФ .

С компенсации в указанном пределе НДФЛ удерживать не нужно, а также не нужно на нее начислять страховые взнос ыабз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ ; подп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ .

Иные компенсации при получении высшего образования (допустим, если вы возмещаете стоимость проезда в большем размере, чем установлено ТК РФ) облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

А вот для работников, которых вы отправляете на профобучение или на получение дополнительного образования, проезд - это командировочные расход ыст. 187 ТК РФ . Они не облагаются НДФЛ, и на них не нужно начислять взнос ыабз. 11 п. 3 ст. 217 НК РФ ; Письмо Роструда от 12.05.2011 № 1277-6-1 ; ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ .

В налоговом учете траты на проезд учеников нужно учитывать в расходах на оплату труд ап. 13 ст. 255 НК РФ или в прочих расхода хподп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ .

Сумма возмещения учеником ученических расходов

Если работник увольняется раньше периода, который предусмотрен ученическим договором для отработки обучения, и возмещает компании затраты на свое обучение, то сумму возмещения нужно учесть в составе внереализационных доходов в месяце прекращения действия его трудового договор а

СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы : Основы предпринимательства

Тема : Налогообложение в России

Класс: 10

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

  1. Ознакомиться с понятие о налогообложении в России.
  2. Ознакомиться с разновидностями налогов и об объектах налогообложения.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

  1. Знать о налогообложении в России.
  2. Знать разновидности налогов и объекты налогообложения.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

  1. Уметь воспроизводить разновидности налогов и объекты налогообложения.
  2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.

Литература:

  1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
  2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

I . Организационный этап

Учитель :

Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II . Мотивационный этап

Учитель :

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела - «Основы предпринимательства». В любой стране всякий вид деятельности, приносящей доход, облагается налогом.

Учитель : Что означает слово «налог »?

Ученики : ???

III . Сообщение темы и цели урока

Учитель :

Тогда запишите число и тему сегодняшнего урока: «Налогообложение в России» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV . Изучение нового материала

Учитель :

Налог — один из структурных элементов рыночной экономики. Налог (сбор, пошлина, другие виды платежей) — это обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком на условиях, определяемых законодательными органами.

Совокупность налогов образует налоговую систему. Налоговые отчисления от любого вида прибыли и заработков формируют бюджет всего государства. Учитель : А для чего необходим Бюджет государству?

Ученики : ???

Учитель : Бюджет необходим государству для решения:

1) социальных задач — систем образования, здравоохранения, науки, культуры;

2) для целей управления государством, то есть фискальных задач — содержания правительства, армии, милиции, судов и других необходимых служб управления;

3) для повышения эффективности народного хозяйства с помощью налоговых льгот: льготы по налогам предоставляют тем предпринимателям, тем производствам, которые в данный период наиболее значимы для всего государства. Например, развитие тех или иных отраслей сельского хозяйства или производство учебников для школ.

Учитель : А какая служба следит за этими деньгами?

Ученики : ???

Учитель : Налоговая служба — одна из важнейших в государстве с рыночной системой экономики.

Назначение налогов и их отмена, их размеры, льготы по налогам находятся в ведении Федерального собрания России. Общие принципы налоговой системы, права, обязанности и ответственность тех, кто платит налоги (их принято называть налогоплательщиками), содержатся в Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы РФ».

Учитель : На какие виды разделяются налоги?

Ученики : ???

Учитель : В зависимости от того, каким образом соблюдается или не соблюдается принцип соответствия доходов и налогов, налоги различаются как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прогрессивные налоги — наименьшего возможного уровня, которые позволяют производству, предпринимателю расширять свое хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем способствовать улучшению социальной обстановки в стране, регионе или городе.

Регрессивные — наоборот, столь высоки, что не оставляют возможности все эти действия предпринимать. При длительном применении регрессивные налоги ведут к разорению предпринимателя или государственного производства. Таким образом, повышая налоги не по силам плательщиков, государственные власти ликвидировали частных собственников, вытесняя из страны НЭП в конце 20-х годов.

Пропорциональные налоги, как подсказывает само название, являют величину выплат, соответствующую размеру дохода налогоплательщика.

Налоговая система предусматривает, что законы о введении налогов и изменении выплат по ним обратной силы не имеют.

Учитель : С чего облагаются налоги?

Ученики : ???

Учитель : Налогами облагаются доходы или прибыль предприятий и граждан, стоимость отдельных товаров, определенные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество граждан и предприятий, передача имущества, добавочная стоимость продукции, работ и услуг, а также другие объекты. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз.

Различаются прямые и косвенные налоги. Прямой налог взимается непосредственно с плательщика. Это налог на доход или прибыль, налог на имущество предприятий и граждан и т.п. Косвенный налог обычно включается производителем в стоимость товара, работы, услуги и перекладывается, таким образом, на покупателя. Это налог на добавленную стоимость, всевозможные пошлины, акцизные сборы.

Учитель : Кто оплачивают налоги?

Ученики : ???

Учитель : Плательщиками налогов являются как предприятия (юридические лица), так и граждане (физические лица). Плательщик налога (налогоплательщик) обязан стать на учет в государственном органе, собирающем налоги (налоговом органе), вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам все необходимые для начисления и уплаты налогов документы. Плательщик имеет право на определенные льготы по налогам, он может ознакомиться со всей касающейся его налоговой документацией. За нарушение налогового законодательства плательщик налогов несет административную и уголовную ответственность.

Деление налогов по уровню. По своему уровню налоги в России такие:

—федеральные налоги;

—налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей и округов;

—местные налоги.

К федеральным налогам относятся налоги, поступающие в федеральный бюджет, то есть в бюджет всей России.

К республиканским (областным, краевым) — те, что поступают в бюджет соответствующего субъекта Федерации. Они устанавливаются законодательными актами Федерального собрания России, а их конкретные ставки — органами власти соответствующего субъекта федерации.

К местным налогам относятся налоги, поступающие в местный бюджет районов, городов, поселков и т.д. Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и местными органами власти; последние определяют и конкретные ставки налогов.

Рассмотрим наиболее важные из них для предпринимательской деятельности.

Учитель : Что означает налог на прибыль предприятий?

Ученики : ???

Учитель : Налог на прибыль предприятий. Это основной и наиболее крупный налог на предпринимательскую деятельность. Им облагается прибыль предприятия.

Учитель : А откуда берут эту прибыль?

Ученики : ???

Учитель : Предприятие может получать прибыль:

—от реализации продукции, работ и услуг;

—от реализации основных фондов (имущества) предприятия;

—от внереализационных операций.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, в том числе и финансируемые из бюджета, которые являются юридическими лицами, а также филиалы предприятий, ведущие собственную бухгалтерию, имеющие самостоятельный баланс и имеющие расчетный счет в банке.

Сумма налога на прибыль определяется плательщиком налога самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности. Налог выплачивается ежеквартально.

Помимо описанного налога на прибыль, предприятия уплачивают также налоги на прибыль от особых видов деятельности в следующих размерах. Из прибыли, полученной от процентов по акциям (дивидендам) и другим ценным бумагам, и из доходов от долевого участия в других предприятиях на территории России — 15%.

Из прибыли от проведения массовых концертно-зре-лищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта и других помещениях с числом мест более двух тысяч — 50%.

Учитель : А предусматриваются ли льготы на налоги?

Ученики : ???

Учитель : Налогообложение прибыли предприятий предусматривает ряд существенных льгот для определенных плательщиков и объектов, с которых берут налог. Вот главные из них.

Не облагается налогом та часть прибыли, которая израсходована на техническую реконструкцию, перевооружение, расширение, освоение производства. Эта льгота касается тех предприятий, которые работают в приоритетных направлениях (нефтяная и угольная промышленность, производство медицинской техники, продовольствия, медикаментов и т.п.). На 30% сокращается облагаемая прибыль, израсходованная на создание природоохранных объектов.

Освобождается от обложения та часть прибыли, которую предприятие расходует на содержание своих объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, детских и дошкольных учреждений и т.п.

Не облагаются также средства, выделенные предприятием на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды. Например, не облагаются суммы, выделенные для именных стипендий студентам; на строительство детдома или приюта; ремонт школы; на расчистку озера, реки и на другие природоохранные дела.

Значительные льготы предоставляются малым предприятиям (с численностью до 100 человек). Они освобождаются от налога на прибыль, направляемую на развитие этих предприятий. Малые предприятия, работающие на приоритетных направлениях, освобождаются от налога на прибыль на 2 года полностью и на 3-й и 4-й год частично.

Учитель : Что означает «Налог на доход физических лиц»?

Ученики : ???

Учитель : Этот налог выплачивают все граждане (физические лица), постоянно или временно проживающие на территории России.

Данным налогом облагается общий доход, полученный в календарном году, от источников в России и за ее пределами в денежной либо натуральной форме. В последнем случае учитываются рыночные (свободные) цены на доход.

Если плательщик налога получает доход от выполнения им работ по гражданско-правовым договорам, то сумма дохода уменьшается на документально подтвержденную сумму расходов, связанных с получением данного дохода.

Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчиты-ваются в рубли по официальному курсу Центрального банка России. В облагаемую налогом сумму дохода не включаются:

—государственные пособия (но уходу за ребенком, по беременности и родам, инвалидам детства и т. п.);

—все виды пенсий;

—пособия по безработице;

—выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям;

—проценты и выигрыши по вкладам в сберегательный банк;

—алименты и др.

Льготы по данному налогу имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны и некоторые другие лица. Кроме того, данный налог не выплачивается с сумм, направляемых плательщиком на благотворительные цели, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемым из бюджета.

Учитель : А что означает «Налог на добавленную стоимость»?

Ученики : ???

Учитель : Источники получения данного налога. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой изъятие определенного процента прироста стоимости, который создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.

Это косвенный налог, которым облагаются товары народного потребления и производственно-технического назначения, а также работы и услуги. При этом имеются в виду как товары собственного производства, так и приобретенные на стороне НДС распространяется и на товары (работы, услуги), реализуемые внутри предприятия для нужд его работников, на товары, реализуемые по обмену без оплаты, а также безвозмездно. Налог на добавленную стоимость включается предприятием, реализующим товар (работу, услугу), в цену товара и уплачивается этим предприятием в бюджет ежемесячно, исходя из фактического оборота по реализации товаров, работ и услуг.

V . Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок .

Учитель :

Сегодня вы познакомились с понятием о налогообложении в России, разновидности налогов и об объектах налогообложения.

VI . Задание домашнего задания

Учитель : Запишите домашнее задание: прочитать §5 Стр. 28 - 37. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель :

Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!

Ученики и студенты, работающие во время каникул или учебы (но не в ущерб ей), получают доходы от самостоятельной или несамостоятельной трудовой деятельности, которые подлежат налогообложению. Независимо от формы трудовой деятельности - самостоятельная или несамостоятельная, трудовые отношения оформляются договором. Если ученик или студент выступает в качестве наемного работника, то он связан указаниями работодателя относительно места, времени и содержания работы. При самостоятельной или промысловой деятельности работник, получив задание или заказ, самостоятельно определяет место, время и порядок выполнения работы.

Индивидуальное налогообложение

Этот способ взимания подоходного налога с заработка наемного работника применяется при выполнении им достаточно значимой работы в течение продолжительного времени в режиме полного (во время каникул) или неполного (в период учебы) рабочего дня. При отсутствии предпосылок для освобождения заработка от налогообложения ученики и студенты должны к началу работы предъявить работодателю свою налоговую карту. На основании занесенных в нее сведений работодатель должен удержать из зарплаты подоходный налог, «надбавку солидарности», взносы в кассы социального страхования и, при необходимости, церковный налог.

При определении размера подоходного налога с зарплаты за конкретный месяц работы должны учитываться установленные законом паушальные суммы, подлежащие вычету из налогооблагаемой базы. К их числу относятся:

  • доход, не подлежащий налогообложению (Grundfreibetrag);
  • паушальная сумма расходов, связанных с получением трудового дохода (Arbeitnehmer-Pauschbetrag für Werbungskosten);
  •  паушальная сумма особых расходов (Sonderausgaben-Pauschbetrag);
  •   паушальная сумма взносов в кассы социального страхования, рассчитываемая в зависимости от размера заработка (Vorsorgepauschale für Versicherungsbeiträge).

Опыт показывает, что при отдельном налогообложении трудовых доходов студентов и школьников удержанный с них налог часто оказывается завышенным по отношению к налогу, рассчитанному за весь год с учетом реальных жизненных обстоятельств. Поэтому по истечении календарного года студентам и школьникам рекомендуется составлять и подавать налоговую декларацию, чтобы вернуть излишне уплаченные налоги. Покажем это на примере.

Не состоящая в браке 22-летняя Штефани на протяжении всего 2009 г. училась в университете. Во время учебных каникул, в марте, июле и августе, т. е. в течение трех месяцев, она работала подсобницей в фирме «Унгер» в режиме полного рабочего дня, зарабатывая при этом 2700 € в месяц (брутто). Штефани передала в бухгалтерию фирмы свою налоговую карту, в которой был указан I класс налогообложения. На основании данных налоговой карты работодатель каждый месяц удерживал из зарплаты Штефани:

  •  подоходный налог в размере 465,75 € (ставка 17,25%);
  •  «надбавку солидарности» в размере 25,61 € (5,5% от 465,75 €),
  •  церковный налог в размере 36,85 € (7,5% от 491,36 €).

Всего за три месяца из заработка Штефани было удержано 1584,63 € налоговых платежей. В октябре студентка выполняла Mini-Job в кафе за 400 € в месяц. При этом паушальные налоговые платежи взял на себя работодатель. По истечении года Штефани подала налоговую декларацию, из которой следовало, что ее суммарный годовой брутто-доход, подлежащий налогообложению, ниже необлагаемой налогом суммы, которая в 2009 г. составляла 7834 €. Действительно, если из полученных Штефани трудовых доходов в размере 6915,37 € вычесть свободные от налогообложения паушальные суммы (Arbeitnehmer-Pauschbetrag в размере 920 €, Sonderausgaben-Pauschbetrag в размере 36 € и Vorsorgepauschale в размере 1620 €), то подлежащий налогообложению годовой доход окажется равным 4339,37 €. Значит, налоговое ведомство возвратит Штефани удержанную с нее сумму налоговых платежей в полном объеме.

В данном примере мы исходили из того, что у Штефани нет иных доходов, кроме полученных во время каникул. Но даже если это и не так, подача налоговой декларации в большинстве случаев позволяет вернуть часть удержанных налогов.

Паушальное налогообложение

В определенных случаях расчет и удержание подоходного налога может производиться не согласно индивидуальным данным, указанным в налоговой карте, а на основании паушальных ставок налога. Соответственно, учащийся или студент не должны предоставлять свою налоговую карту работодателю. В данном случае работодатель не удерживает подоходный налог и социальные отчисления с зарплаты работника, а принимает эти выплаты на себя.

Так, если наемный работник трудится в режиме неполного рабочего дня на протяжении следующих друг за другом не более чем 18 рабочих дней, а его средняя заработная плата не превышает 62 € в день и 12 € в час, то может применяться паушальная ставка подоходного налога и социальных отчислений в размере 25% заработка. Если при тех же условиях месячный брутто-заработок не превышает 400 €, то паушальная ставка налога составляет 20%.

В случае так называемой Mini-Job или 400-Euro-Job (в смысле § 8 абз. 1, № 1 или § 8a SGB IV) применяется паушальная ставка налога и социальных отчислений в размере 31,08% (при работе в домашних хозяйствах - 14,27%).

В случае краткосрочной работы в режиме неполного рабочего дня (например, в период каникул), продолжительность которой заранее ограничена договором и не превышает двух месяцев или 50 рабочих дней в течение года, паушальная ставка отчислений Minijobzentrale составляет 1,08%.

Во всех вышеназванных случаях превышение указанной продолжительности работы и размера брутто-заработка допускается только тогда, когда содержание выполняемой работы соответствует учебной специальности (например, при прохождении учебно-производственной практики). Даже если вышеназванные условия не выполняются, студенты в определенном случае могут быть освобождены от уплаты взносов в больничные кассы и кассу страхования на случай безработицы (т. н. Werkstudentenprivileg). Это возможно в том случае, если студент работает параллельно с учебой и продолжительность его работы не превышает 20 часов в неделю. В каникулярное время это правило действует и в том случае, когда студент работает более 20 часов в неделю.

Хотя при паушальном налогообложении работодатель, как правило, производит налоговые и социальные платежи за свой счет, встречаются и ситуации, когда стороны договариваются о том, что эти платежи будет производить наемный работник. Если подобная договоренность достигнута и зафиксирована, она является вполне законной.

Ученичество помогает решать вопрос кадрового голода, обеспечивать завод подготовленным персоналом и дает возможность еще на этапе обучения отсечь людей случайных, не способных работать на производстве.

К внедрению института ученичества нас побудил крайний дефицит квалифицированных рабочих в регионе, то есть отсутствие специалистов нужной профессии и квалификации в требуемом количестве. Причин этому много. Это и то, что квалифицированных рабочих в настоящее время почти не готовят, нет существовавшей когда-то схемы подготовки специалистов непосредственно на заводе, острая конкуренция на рынке труда региона за квалифицированный рабочий персонал и т. д. Я опишу практический опыт внедрения системы обучения производственного персонала на примере предприятия, расположенного в Московской области, где данная процедура внедрена и успешно действует.

В данной статье сознательно не приводятся примеры наших документов, сопровождающих этот процесс. Думаю, что каждый HR-специалист сможет самостоятельно их разработать именно под нужды своего предприятия (у всех своя специфика). Лишь поделюсь опытом и дам рекомендации, которые, надеюсь, кому-нибудь из коллег пригодятся.

Организационные вопросы

Прием учеников осуществляется именно по ученическому до- говору, а не в штат (это позволяет делать ст. 198 Трудового кодек- са - ученический договор с лицом, ищущим работу). В нашем случае ученический договор заключается на срок три месяца, что соответствует учебной программе. После обучения ученики проходят аттестацию, по результатам которой принимаются по полученной профессии на определенную должность и становятся нашим штатным персоналом.

Сразу отмечу, что мы не заменяем собой профессионально технические училища (ПТУ), обучение ведется для выполнения работы исключительно на должностях нашего пред приятия и не подразумевает выдачу каких-либо дипломов, сертификатов и иных документов, а также не предназначено для работы вне рамок про изводственной деятельности организации. Иными словами, обу чение внутреннее и проводится для того, чтобы ученик мог в последствии работать на определенной штатной должности предприятия.

Каждому ученику по наставнику

Обучение включает теоретическую и практическую часть и проводится в форме наставничества. Для этого на заводе разработаны программы обучения по каждой профессии. Поэтому совет: первым делом необходимо разработать программу обучения, затем подробно ее расписать (например, используя производственные инструкции). Это дело не простое, как может показаться на первый взгляд, без помощи квалифицированных производственников вам не обойтись. Нужно работать в тесной связке с ними, а также инженером по охране труда. Программа обучения включает теоретическуючасть по профессии, а также правила техники безопасности и охраны труда.

Каждый пункт учебной программы определяется в часах. Например, теоретическая часть в нашем случае занимает примерно 20 процентов программы. Обучение основам профессиональной деятельности проводят тех нологи/мастера с производства, охране труда обучает инженер по технике безопасности и охране труда. Делать
это в некоей аудитории или обучать непосредственно на производстве - это решать вам, учитывая особенности вашего предприятия. Но ученики должны быть знакомы с производственными инструкциями и прочими материалами согласно программе обучения по их будущей про фессии.

Основную часть времени занимает практическое обучение непосредственно на производстве в виде наставничества. Для этого у нас выбраны наставники по каждому участку - это наиболее подготовленные и, что немаловажно, способные обучать, делиться своим опытом штатные рабочие предприятия (которые, возможно, сами когда-то были учениками). Попадают в наставники по результатам регулярной аттестации персонала, проводимой на предприятии (соответственно, у вас эта процедура должна также быть отлажена, а не носить формальный характер).

За каждым наставником одновременно на нашем предприятии может быть закреплен только один ученик. Наставник работает в своем обычном рабочем режиме, выполняет свои должностные обязанности, параллельно обучает ученика.

На период обучения наставнику назначается доплата к окладу. В случае если наставник не обучает ученика должным образом, с него может быть снята эта выплата, а ученика прикрепляют к другому сотруднику. Наставник в период обучения всецело отвечает за ученика, в том числе следит за трудовой дисциплиной.

Хочу отметить и то, что для наставника, помимо определенного увеличения дохода сотрудника, это еще и элемент нематериальной мотивации: являться наставником - значит пользоваться уважением не только у учеников, у рабочего-наставника растет авторитет и признание в коллективе, в кругу коллег.

Сам ученик в период обучения получает ежемесячную стипендию, также оплачивается его работа в процессе прохождения практического обучения (производственной практики).

Как это все отразить документально?

Важный документ, который должен быть подготовлен при внедрении ученичества на заводе, - положение об ученичестве . Этот документ, собственно, и должен описывать все вышесказанное. Положение должно содержать конкретную информацию и давать понимание любому причастному к обучению, от ученика до руководителей ключевых служб предприятия: о целях и задачах обучения, кто и что делает, за что отвечает, в какие сроки, описывать весь процесс обучения от заключения ученического договора до финальной аттестации ученика.

Второй важный документ - это сам ученический договор . В рамках статьи нет смысла подробно разбирать этот документ, читатель при желании найдет его шаблоны, например, в справочно-правовой системе «Гарант». От себя добавлю, что в ученическом договоре, помимо прочего (права и обязанности организации и ученика, реквизиты сторон и т. д.), важно отразить:
- конкретные сроки прохождения обучения учеником;
- сумму ежемесячной стипендии, а также размер оплаты работ, выполняемых на практических занятиях;
даты выплаты стипендии и оплаты практической работы ученика;
- можно перечислить локально-нормативные акты предприятия, распространяющиеся на ученика;
условия, при которых договор с учеником может быть расторгнут, финансовые обязательства сторон при различных вариантах расторжения;
- обязательным приложением к каждому договору должна идти программа обучения, подписанная как учеником, так и организацией.

Также хочу упомянуть еще один документ, который необходим в период прохождения обучения. Это акт сдачи-приема работ по ученическому договору. Так как ученики не являются штатным персоналом, то их деятельность не отображается в табели учета рабочего времени. Однако где-то надо фиксировать количество отработанных дней, а также кому и сколько платить. Акт готовится ежемесячно по каждому ученику. В нем отображается фактическое количество учебных дней ученика за отчетный период, а также исходя из этого количества дней рассчитываются суммы, причитающиеся ученику в виде стипендии и оплаты практических работ. Этот документ готовится отделом персонала на основе данных, переданных с производства, далее акт передается в бухгалтерию для осуществления выплат
ученику.

После окончания периода обучения собирается комиссия из соответствующих инженерно-технических работников предприятия, иных профильных специалистов, проводится всесторонняя оценка знаний и навыков, полученных учеником в период ученичества. К началу работы комиссии сам наставник готовит отзыв на ученика.

После завершения ученичества и успешного прохождения процедуры оценки в течение трех рабочих дней с учеником заключается трудовой договор для работы по специальности. При этом испытательный срок работнику не устанавливается.

Из практики

Немного статистики: практика показывает, что в период обучения отсеивается порядка 20 процентов учеников, а с 80 про центами успешно обучившихся впоследствии заключаются трудовые договоры. У кого-то на предприятии этот показатель может достигать 50 процентов отсева и выше. Важное значение имеет качество отбора в ученики, процедуры предварительной проверки кандидатов. Все это зависит от HR-политики каждого конкретного предприятия.

Стоит отметить и еще один немаловажный, на мой взгляд, аспект проекта «Ученичество». Благодаря грамотной и взвешенной политике руководства завода мы не привлекаем завозимых гастарбайтеров, а обучаем профессии людей без таковой и даем официальную работу местным кадрам, что на уровне отдельно взятого района Московской области приобретает важную социальную составляющую.

Налоговый аспект

Стипендия и выплата за выполненную работу облагаются НДФЛ на общих основаниях1 .
На сумму стипендии нельзя уменьшить базу по налогу на прибыль, если ученики не состоят в штате компании2 . В случае принятия учащихся в штат организации по окончании обучения расходы на выплату им стипендии могут уменьшать базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией3 . А вот плата за выполненную работу будет уменьшать базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов.

Оплата обучения, производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами4 .

1 письмо Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123
2 письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297
3 подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
4 письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 № 2519-19

Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и журнала " ".

Читать также

  • Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения

    В чем заключаются различия между такими понятиями, как "профессиональная подготовка", "профессиональная переподготовка", "повышение квалификации", "обучение вторым профессиям"? На первый взгляд все эти понятия идентичны, так как все они относятся к системе дополнительного профессионального образования. Однако…

  • Договор с рестораном

    Декабрь - месяц повышенной event-активности (а часто и январь). Большинство компаний проводят те или иные корпоративные мероприятия для собственного персонала и партнеров. В большинстве случаев, в отличие от летних корпоративов, это все же традиционное новогоднее застолье в каком-либо заведении общественного питания (ресторане, кафе, клубе и т.п.) Задача HR-службы грамотно организовать мероприятие.

Статьи этого раздела

  • Создание учебного центра компании: разберем по шагам

    В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями, массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания…

  • Самый лучший способ обучения – это практика

    Чтобы подготовить сотрудника с лидерским потенциалом к продвижению, не важно с руководящей должности на более высокую, либо с рядовой на руководящую, необходимо научить его принимать более серьезные решения и подготовить к большей ответственности. Для этого…

  • Учебный отпуск

    Если сотрудник учится, то по его требованию работодатель обязан предоставить ему учебный отпуск. Однако не стоит торопиться с оплатой. Возможно, работнику полагается только неоплачиваемый отпуск.

  • Обучение по онлайн программе «Управление персоналом». Преимущества дистанционного образования

    В связи с быстрым темпом жизни и развитием информационных технологий сегодня люди стараются использовать время по максимуму. Именно поэтому для получения дополнительных знаний или для повышения квалификации, люди довольно редко выбирают посещение различных курсов в…

  • "Вебинар на 100%: для начинающих и опытных вебинаристов" - методическое пособие по проведению вебинаров

    Мы рады представить вам первое в России методическое пособие по проведению вебинаров «Вебинар на 100%».

  • Повышение квалификации сотрудников

    С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

  • Как написать диссертацию: общие правила работы

    Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности - неразумный распорядок дня. Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете.

  • Две стороны одного диплома - о бизнес-образовании в Европе и России

    В США и Европе степень МВА - обязательное условие при трудоустройстве на высшие и средние руководящие позиции в компании. В России же для многих соискателей диплом о бизнес-образовании оказывается даже помехой.

    Управление персоналом - один из самых значимых аспектов успешности организации, это факт известный. И обучение сотрудников играет в работе с человеческими ресурсами важную роль. Портфель форм обучения в большинстве российских организаций достаточно традиционен и ограничен - обычно это семинары и тренинги.

  • Прибыль в степени. Как бороться за рентабельность диплома

    Можно получить одно высшее образование и успешно идти по карьерной лестнице. Среди деловой и политической элиты таких людей большинство. На другом полюсе - обладатели нескольких дипломов, интереснейшие собеседники, которые до пенсии сидят в младших научных сотрудниках. Оптимальный подход - рассматривать обучение как инвестицию и совмещать его с карьерным ростом.

  • Диплом без профессии

    Более половины выпускников вузов в России трудятся не по специальности, полученной в вузе. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель иностранных языков - переводчиком) работают 49,6%. А если подходить к соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то получится, что по специальности работают всего 37%.

Поделиться: