Ходатайство об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина. Суд утвердил план реструктуризации долгов гражданина в отсутствие согласия кредиторов, указав, что в случае реализации плана кредиторы единовременно получат полное удовлетворение своих т

После того, как арбитражный суд признает заявление о банкротстве обоснованным, он вводит следующую процедура банкротства - реструктуризацию долгов гражданина и назначает финансового управляющего. Обратите внимание - «реструктуризация долгов гражданина» - это лишь название процедуры в деле о банкротстве. И очень часто фактически в этой процедуре никакой «реструктуризации» не проводится, процедура проходит достаточно формально. С другой стороны - эта процедура может быть выгодна и для должника и для его кредиторов. Должник может избежать реализации имущества - в случае его наличия, избежать оспаривания совершенных сделок незадолго до банкротства, и при этом постепенно рассчитаться с кредиторами без начисления процентов, штрафов и неустоек.
Для того чтобы суд ввел процедуру реструктуризации, гражданин должен соответствовать следующим условиям:

  • Иметь источник дохода;
  • У него должна отсутствовать неснятая или непогашенная судимость за умышленное преступление в экономической сфере;
  • Физическое лицо не должно быть признан банкротом в течение 5-ти предыдущих лет;
  • Должен истечь срок административного наказания за определенные правонарушения;
  • В течение предыдущих 8-ми лет не должен быть утвержден иной план по реструктуризации задолженности этого должника.

В случае, если должник этим требованиям не соответствует - суд вправе сразу перейти к следующей процедуре - реализации имущества гражданина , минуя стадию реструктуризации.

Последствия введения реструктуризации

С момента введения этой процедуры для гражданина наступают следующие последствия:

  • срок исполнения денежных обязательств гражданина считается наступившим;
  • прекращается начисление пеней, штрафов, неустоек и иных финансовых санкций;
  • прекращается начисление процентов по обязательствам;
  • приостанавливается исполнительное производство в отношении должника;
  • любые требования к должнику могут заявляться только в арбитражный суд в рамках рассмотрения дела о банкротстве

Введение процедуры реструктуризации долгов предусматривает ограничения в распоряжении имуществом физического лица. Гражданин может совершать самостоятельно лишь мелкие бытовые сделки. Все остальные сделки должник вправе совершать только с согласия финансового управляющего, в том числе:

  • приобретать и отчуждать имущество стоимостью более 50 000 руб.;
  • приобретать и отчуждать любое недвижимое имущество, ценные бумаги, транспортные средства;
  • приобретать и отчуждать доли в уставном капитале; передавать имущество в залог;

  • получать и выдавать кредиты, займы, выдавать поручительства.


В случае спора между гражданином и финуправляющим по поводу сделок - разногласия разрешает арбитражный суд.

Если гражданин заключает такие сделки без согласия управляющего - заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными. При этом за совершение таких сделок должник может быть привлечен к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве по статье 14.13 КоАП РФ. Что в свою очередь может повлечь отказ в списании долгов по окончанию банкротства.

Действия финансового управляющего после введения процедуры реструктуризации и в ходе процедуры

  • Финансовый управляющий обязан опубликовать сообщение о введении в отношении должника процедуры реструктуризации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в газете «Коммерсант».
  • Финансовый управляющий обязан письменно уведомить всех известных ему кредиторов о признании заявления о банкротстве обоснованным и введении реструктуризации. Срок для рассылки уведомлений - 15 дней с даты принятия судом соответствующего решения.
  • В течение всей процедуры финуправляющий согласует сделки, совершаемые должником, за исключением мелкобытовых.
  • Проекты плана реструктуризации представляются именно финансовому управляющему, который обязан представить на рассмотрение первого собрания кредиторов отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, проект плана реструктуризации долгов гражданина (при его наличии), свои возражения относительно представленного проекта плана и (или) предложения по его доработке (при наличии таких возражений и (или) предложений).
  • В ходе исполнения плана реструктуризации финансовый управляющий рассматривает предложения гражданина о внесении изменений в план.
  • Не позднее чем за месяц до истечения срока исполнения плана реструктуризации финансовый управляющий обязан подготовить отчет о результатах исполнения утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.

Предъявление требований кредиторов

Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в течение двух месяцев с даты, когда было опубликовано сообщение о признании обоснованным заявления о банкротстве гражданина. Пропустившие этот срок кредиторы не лишаются права предъявлять свои требования к должнику; они вправе предъявить их в любое время. Если требования таких кредиторов будут признаны обоснованными, то они будут числиться за реестром кредиторов, их исполнят только после удовлетворения требований, включенных в реестр.
Требования кредиторов учитываются финансовым управляющим в реестре кредиторов физического лица . Внесение кредитора в реестр дает ему право участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса.
Должник вправе возражать против требований кредиторов, последние так же могут возражать против требований других кредиторов.

План реструктуризации долгов: составление проекта, одобрение, утверждение, исполнение

За первые семь месяцев действия правил о банкротстве физлиц арбитражные суды не утвердили ни одного плана реструктуризации.

Право составлять проект плана реструктуризации задолженности гражданина имеют кредиторы должника, уполномоченный орган и сам должник В проекте плана должны быть указаны:

  • срок и порядок погашения требований кредиторов (основной долг плюс проценты на основной долг);
  • сумма ежемесячных платежей в погашение требований кредиторов.

Проект плана направляется управляющему, всем известным кредиторам, в уполномоченный орган и должнику. Срок для направления плана - 10 дней с даты закрытия реестра. Уведомление о получении проекта плана реструктуризации и о возможности ознакомления с ним публикуется финансовым управляющим в едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

План реструктуризации задолженности гражданина должен быть одобрен кредиторами на первом собрании кредиторов. Это собрание организует и проводит финансовый управляющий не раньше 20-ти дней со дня направления кредиторам проекта плана реструктуризации. Для привлечения к участию в собрании финансовый управляющий за 14 дней до даты собрания публикует информацию о времени и месте его проведения, а также направляет соответствующие уведомления кредиторам и в уполномоченный орган. Собрание может быть проведено и заочно. В этом случае к уведомлению управляющий прикладывает бюллетени для заочного голосования.

Основной вопрос собрания кредиторов - одобрение или отказ в одобрении проекта плана реструктуризации задолженности гражданина. Решение принимается большинством голосов от общего числа кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр. Если проект плана не был одобрен, суд по ходатайству заинтересованного лица может предоставить срок до двух месяцев для доработки плана. После доработки собрание кредиторов проводится повторно по тем же правилам.

Если план реструктуризации задолженности гражданина был одобрен собранием кредиторов, то финансовый управляющий передает его на утверждение суда.
Условиями утверждения плана реструктуризации судом являются:

  • погашение должником текущих обязательств;
  • погашение долгов кредиторов первой и второй очереди.

Кроме того, для утверждения плана судом необходимо, чтобы:

  • план являлся экономически исполнимым;
  • при его реализации не нарушались интересы несовершеннолетнего;
  • план оставлял должнику и его семье средства для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума;
  • исполнение плана не препятствовало погашению должником своих обязательств в будущем.

Если план не был одобрен собранием кредиторов, то суд может:

  • признать гражданина банкротом и ввести процедуру реализации его имущества;
  • вопреки решению собрания кредиторов утвердить план реструктуризации в случае, если его исполнение позволить погасить задолженность, большую, чем можно было бы погасить за счет немедленной реализации имущества (распределении среднемесячного дохода должника за шесть месяцев), и эта задолженность составляет не менее 50% размера заявленных требований.

Срок погашения гражданином долгов по плану реструктуризации может составлять до 3-х лет со дня его утверждения судом. Если первоначально для исполнения плана был установлен более короткий срок, то по ходатайству заинтересованных лиц суд вправе его продлить до 3-х лет.
За месяц до окончания срока действия плана управляющий составляет отчет по итогам его исполнения и направляет кредиторам, в уполномоченный орган и в суд с приложением документов, подтверждающих погашение задолженности. 
Если план не был исполнен, то, получив отчет, кредиторы и уполномоченный орган вправе обратиться в суд с ходатайством об отмене плана и признании гражданина банкротом. Если план исполнен и задолженность погашена, суд выносит определение о завершении процедуры реструктуризации.

Выводы

Реструктуризация долгов гражданина - довольно непростая процедура. Предусматривает удовлетворение требований кредиторов путем составления графиков платежей на срок до 3-х лет. При этом должник имеет следующие преимущества:

  • может договориться с кредиторами об уменьшении задолженности и реструктуризации оставшейся части долга;
  • на сумму долга начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, вместо банковских процентов или процентов по договору;
  • неустойки, пени и штрафы не начисляются;
  • реализация имущества должника не производится.

Минусы процедуры реструктуризации долгов:

  • не самая простая и быстрая процедура. За первые 7 месяцев действия положений закона, предусматривающего банкротство физических лиц, так и не было утверждено ни одного плана реструктуризации;
  • процедура предусматривает много действий со стороны финансового управляющего, длится может более 3-х лет (учитывая введение, утверждение плана и отчет по итогам), а по закону вознаграждение управляющего за ВСЮ процедуру - 25 000 рублей. Сложно представить управляющего, который три с половиной года вел бы процедуру за такие деньги.

Реструктуризация имущества может быть интересна таким должникам, которые имеют в собственности дорогостоящее имущество (например, недвижимость) и не хотят его потерять, или тем, кто за три года до банкротства совершал сделки с дорогостоящим имуществом и опасается их оспаривания. При этом должники должны быть готовы нести реальные расходы на ведение этой процедуры.

Процедура реструктуризации – это один из обязательных этапов банкротства физического лица, который должен быть проведен после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. О том, что это такое и из чего состоит план реструктуризации долгов должника вы узнаете из этой статьи.

Как только заявление о банкротстве должника принято арбитражным судом, он переходит к следующему этапу в деле о банкротстве, а именно вводит процедуру реструктуризации долгов физ. лица (ФЗ №127 глава 1.1) и назначает финансового управляющего. Важно понимать, что в большинстве случаев реструктуризация - это формальная процедура, которая должна быть выполнена по закону и судебном деле должна стоять отметка что она проводилась.

Данная процедура может быть выгодна как для должника, так и для кредитора, но только при определенных обстоятельствах. Например, выгода должника может заключаться в том, что его имущество (при наличии) не будет реализовано на аукционе, также поможет избежать оспаривания сделок, совершенных за последние три года до даты банкротства, и должник сможет спокойно по установленному графику вносить платежи в пользу кредиторов, без каких-либо штрафных санкций.

Для введения данной процедуры, по закону суд должен проверить подходит ли должник под определенные требования:

  • у гражданина должен быть постоянный источник дохода;
  • у гражданина отсутствует непогашенная или неснятая судимость за умышленные преступления в экономической сфере;
  • истек срок административных приводов за мелкое хищение, умышленное нанесение вреда или порча имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • в отношении гражданина не инициировалось дело о признании его банкротом за последние 5 лет;
  • в отношении гражданина не было утверждено других планов реструктуризации относящиеся к его задолженности за последние 8 лет.

Важно! Если по какому-либо из требований гражданин не подходит, то суд имеет право сразу перейти к процедуре реализации имущества должника, минуя реструктуризацию долгов.

Какие последствия ждут должника после введения реструктуризации

Все последствия, ждущие гражданина при введении реструктуризации прописаны в статье 213.11 «Закона о банкротстве граждан». Для начала мы в кратком виде укажем что ждет гражданина с момента введения данной процедуры:

  • останавливается начисление процентов по долговым обязательствам;
  • срок исполнения долговых обязательств физического лица считается наступившим;
  • останавливается начисление штрафных санкций (пени, штрафы и т.д.);
  • прекращается исполнительное производство, связанное с долгами по делу о банкротстве в отношении должника;
  • требования о долговых обязательствах в отношении должника теперь могут быть выставлены лишь через арбитражный суд и только в рамках текущего процесса о банкротстве.

При реструктуризации долгов физлица, ему ограничивается право в проведении сделок купли-продажи в отношении своего имущества. Самостоятельно, т.е. не уведомляя финансового управляющего можно проводить только мелкие бытовые сделки. Обо всем остальном он должен оповестить финансового управляющего, включая:

  • сделки по отчуждению или приобретению имущества на сумму более 50 000 рублей;
  • сделки по купле-продаже любого недвижимого имущества, ценных бумаг, автотранспортных средств;
  • передачу имущества по залоговым договорам, а также продажа и покупка долей в уставном капитале;
  • участие в роли поручителя, оформлять на себя кредиты или займы.

В случае возникновения разногласий между должником и фин. управляющим в отношении каких-либо сделок, они подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Если лицо в отношении, которого ведется дело о банкротстве при введенной процедуре реструктуризации проводит указанные выше сделки без уведомления (согласие не получено) арбитражного управляющего кредиторы и другие заинтересованные лица имеют право обратиться в суд с требованием о признании таких сделок ничтожными. При этом должник должен понимать, что при реализации таких сделок, он может понести административную ответственность за неправомерные действия в рамках дела о банкротстве по статье 14.13 КоАП РФ. Что в будущем послужит основанием для суда в признании гражданина в его несостоятельности (банкротстве).

Какие функции выполняет финансовый управляющий до и после реструктуризации долгов гражданина

Финансовый управляющий является основной фигурой в деле о банкротстве, на него ложиться много обязательств, которые он должен выполнять в процессе данной процедуры физлица, вот самые основные:

  • в его обязанности входит публикация сведений о введённой реструктуризации в газете «Коммерсантъ» и на портале единого реестра банкротов (ЕФРСБ);
  • уведомить всех заинтересованных лиц (кредиторов) о признании судом заявления о банкротстве обоснованным и соответственно введенной в отношении заявителя процедуры реструктуризации. Уведомления должны быть отправлены не позднее 15 дней с даты принятия судом соответствующего решения.
  • контроль всех проводимых финансовых сделок должником, исключая мелкобытовые;
  • подготовленный проект плана реструктуризации в первую очередь отдается финансовому управляющему на ознакомление, а он должен предъявить отчет по проводимой работе на первом собрании кредиторов, также он сообщает информацию о финансовом состоянии физлица, план реструктуризации (при наличии), свои соображения о доработке плана либо его утверждение в существующем виде;
  • должен учитывать обоснованные предложения гражданина, по внесению изменений в план реструктуризации;
  • за один календарный месяц до истечения срока процедуры реструктуризации, подготовить отчет о исполнении или нарушении утвержденного судом плана реструктуризации.

Как выглядит план реструктуризации

Прежде чем мы рассмотрим, как должен выглядеть этот документ и какие пункты должен в себя включать, хочется сказать, что судебная практика показывает, что в большинстве случаев план реструктуризации не утверждается арбитражным судом, причины нам не известны возможно очень часто требования, указанные в нем не соответствуют правовым нормам.

Составить этот документ имеет право, как сам должник, так и кредиторы или уполномоченный орган. В нем должны содержаться следующие сведения:

  • сроки и порядок выполнения обязательств перед кредиторами (основная задолженность плюс проценты);
  • размер ежемесячных взносов на уплату задолженности перед кредиторами.

Данный документ должен быть направлен всем заинтересованным лицам, причем если существует несколько вариантов плана, то они все подлежат направлению. Документ должен быть направлен не позднее 10 дней от даты закрытия реестра.

По прошествии 20 дней с даты направления плана, арбитражный управляющий должен организовать первое собрание кредиторов, при чем он должен за 14 дней до даты собрания опубликовать сведения о времени и месте собрания, а также направить письменное уведомление об этом. На этом собрании кредиторы должны вынести решение об одобрении, доработке либо отказе по предоставленному плану. В некоторых случаях собрание может быть проведено заочно, путем бюллетеней.

Также к плану необходимо приложить список следующих документов:

  • справка о доходах гражданина за последние 6 месяцев;
  • справки об общей задолженности перед каждым кредитором в отдельности;
  • сведения об имущественных правах должника и его имуществе;
  • сведения из кредитной истории, либо документ об ее отсутствии;
  • заявления гражданина о достоверности прилагаемых документов;
  • заявление гражданина о согласии или не согласии с планом реструктуризации (если план составлялся кредиторами).

План будет утвержден судом если:

  • в плане указано что должник будет погашать текущие обязательства;
  • обязательства перед кредиторами будут исполняться только из первой и второй очереди;
  • в плане нет экономически неисполнимых условий;
  • в плане не содержаться сведения о нарушении интересов несовершеннолетних лиц;
  • планом предусмотрено что у должника останутся средства на существование, сумма равная минимальному прожиточному минимуму;

Важно! Если через 2 месяца и 10 дней, с даты введения реструктуризации, финансовый управляющий не получил на руки план реструктуризации, от участвующих в судебном процессе лиц, то на первом собрании кредитор он должен внести предложение о признании должника банкротом.

Если после всех сроков план так и не был утвержден кредиторами, то суд вправе:

  • признать физическое лицо банкротом и инициировать процедуру реализации имущества;
  • не беря в расчет решение кредиторов утвердить план реструктуризации, при условии, что его исполнение, позволит выплатить большую задолженность, чем от введения реализации имущества (учитывается доход гражданина за 6 месяцев), и эти долговые обязательства составляют не менее 50% от всего размера предъявленных требований.

Если судом все же был утвержден данный документ, то с этого дня должнику дается 3 года на погашение его долгов перед кредиторами. По окончанию управляющий также подготавливает соответствующий отчет.

Плюсы и минусы процедуры реструктуризации для должника

Процедура реструктуризации долгов гражданина – требует немало времени и очень непопулярная мера. Основными плюсами для должника будут являться:

  • возможность уменьшить существующую задолженность перед кредиторами и исключить все штрафы и пени;
  • должник остается при своем имуществе;
  • очень актуальна для граждан, у которых есть в собственности дорогостоящее имущество, и у них нет желания чтобы оно реализовалось через аукцион по бросовой цене.

Основные минусы данной процедуры следующие:

  • самостоятельно составить план реструктуризации невозможно без соответствующего образования и навыков;
  • в связи с этой процедурой и сроками, в которые она реализуется, у финансовых управляющих нет желания заниматься в целом банкротством физических лиц.

На этом у нас все если возникли вопросы задавайте их в комментариях.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-293155-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-293155-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Комментарий к ст. 213.17 № 127-ФЗ

После утверждения кредиторами плана реструктуризации он направляется финуправляющим на утверждение в Арбитражный суд. В судебной инстанции его могут либо принять, либо отложить, либо могут вовсе отказать в его утверждении (например, если окажется, что у должника на момент утверждения плана отсутствует постоянный источник дохода, либо он близок к прожиточному минимуму). Интересно, что даже если кредиторы не одобрят план реструктуризации, его все равно может утвердить суд.

Однако свое решение суд принимает, исходя из интересов кредиторов – если план удовлетворяет требования кредиторов в большей степени, чем это могло бы быть при продаже имущества должника (в случае введения реализации имущества), то решение в большинстве случаев будет положительным.

Если же условия реструктуризации долгов чем-то ущемляют права кредиторов, то суд, скорее всего, отложит утверждение плана реструктуризации. Обычно в таком случае дается 2 месяца для внесения в документ правок или корректировок.

Константин Логинов, Адвокат

Статья 213. 17 . Рассмотрение арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.

  1. План реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с настоящим Федеральным законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

  1. В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд при наличии ходатайства лица, участвующего в деле о банкротстве гражданина, о предоставлении дополнительного срока на доработку указанного плана откладывает рассмотрение вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина. Дополнительный срок на доработку плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленный арбитражным судом в соответствии с настоящим пунктом, не может превышать два месяца.
  2. Арбитражный суд по результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина в соответствии с настоящей статьей выносит одно из следующих определений:
    • об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
    • об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
    • об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

  1. В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.
  2. Судебные акты, предусмотренные настоящей статьей, могут быть обжалованы.

Дело N А50-24813/2015


Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чепурченко О.Н.

судей Васевой Е.Е., Даниловой И.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клаузер О.О.,

при участии:

финансового управляющего Мартиросяна М.Р., паспорт;

от ПАО "УралСиб": Дубровин А.А., паспорт, доверенность от 19.12.2016;

от ПАО "Сбербанк России": Пирожинский Р.О., паспорт, доверенность от 28.03.2016;

от АО КБ "ЛокоБанк": Шульга Е.М., паспорт, доверенность от 18.05.2015;

от уполномоченного органа: Адамова Т.О., паспорт, доверенность от 19.10.2016;

от должника ИП Арутунян Д.А.: Евсеева М.А., паспорт, доверенность от 09.01.2017,

иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы кредитора ПАО "Банк УралСиб", АО КБ "ЛокоБанк",

на определение Арбитражного суда Пермского края от 24 октября 2016 года об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина,

вынесенное судьей Н.Ю.Черенцевой в рамках дела N А50-24813/2015 о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя Арутюнян Давида Артушовича (ИНН 590414818627, ОГРНИП 306590403900040),


установил:


В Арбитражный суд Пермского края 26.10.2015 поступило заявление индивидуального предпринимателя Арутюняна Давида Артушовича (заявитель, Арутюнян Д.А., должник) о признании его несостоятельным (банкротом).

Определением от 13.01.2016 в отношении индивидуального предпринимателя Арутюняна Д.А. введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утвержден Мартиросян Мартин Ростомович.

Объявление об открытии процедуры реструктуризации долгов опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 10 от 23.01.2016. Вопрос об утверждении плана реструктуризации долгов назначен к судебному разбирательству.

В арбитражный суд поступил отчет финансового управляющего должника Мартиросяна М.Р., реестр требований кредиторов, протокол первого собрания кредиторов, анализ финансово-экономического состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного, преднамеренного банкротства, проект плана реструктуризации долгов гражданина, ходатайство об его утверждении.

В судебное заседание представлены проекты плана реструктуризации долгов на 24 и 36 месяцев от 07.10.2016, с документами, подтверждающими финансовое и имущественное положение должника, отчет ООО "Оценка-Пермь" об оценке N 101-1-Е/2016 от 22.04.2016 рыночной стоимости недвижимого имущества.

Собранием кредиторов 18.10.2016 приняты решения об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов должника, предложенного Арутюняном Д.А., финансовым управляющим.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 24 октября 2016 года суд утвердил план реструктуризации долгов Арутюняна Д.А. на срок 24 месяца, в предложенном должником варианте, в соответствии с которым погашение долгов перед кредиторами и уполномоченным органов производится в порядке, отраженном в графике погашения задолженности перед кредиторами.

Не согласившись с вынесенным определением, ПАО "Банк УралСиб" и АО КБ "ЛокоБанк" обратились с апелляционными жалобами, в которых просили его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта.

ПАО "Банк УралСиб" в обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что собранием кредиторов принято решение об отказе в одобрении проекта плана реструктуризации долгов в предложенных редакциях на 24 и 36 месяцев. Ссылается на то, что размер требований, удовлетворенных в ходе реструктуризации, не превышает размер требований, которые могут быть удовлетворены в результате немедленной реализации имущества гражданина (19 370 822 руб.) и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев (не менее 900 тыс. руб. ежемесячно), поскольку в обоих случаях требования будут удовлетворены в полном объеме; утверждение судом плана реструктуризации долгов на срок 24 месяца фактически повлечет за собой причинение ПАО "Банк УралСиб" убытков в размере процентов за пользование кредитом, которые могли быть получены банком в случае немедленного удовлетворения требований и последующего размещения денежных средств на финансовом рынке; должник поставлен в более выгодное положение при утверждении плана реструктуризации, чем банк, поскольку начисление процентов за пользование кредитом в период реструктуризации не предусмотрено, денежные средства получены должником в безвозмездное пользование на срок 2 года. По мнению апеллянта, утвержденный судом план реструктуризации долгов не направлен на обеспечение баланса интересов и кредиторов по смыслу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; оценка решений собраний кредиторов судом не дана, вопрос об утверждении финансового управляющего судом не рассмотрен. Выразил несогласие с выводом суда о том, что действия должника направлены на восстановление платежеспособности и максимально возможное удовлетворение требований кредиторов, считает его не основанным на нормах действующего законодательства и не подтвержденным материалами дела.

АО "ЛокоБанк" в своей жалобе указывает на то, что текст судебного акта, отражающий мотивировку принятого решения, не отвечает требованиям норм пункта 4 ст. 213.17 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; не ясно какой существенно больший размер удовлетворенных требований могут получить кредиторы по плану реструктуризации в отличие от размера денежных средств, которые будут получены от реализации недвижимого имущества, согласно Отчету N 101-1-Е/2016 рыночная стоимость которого составила 27 640 тыс. руб., начальная цена реализации составит 80% от рыночной стоимости (22 112 тыс. руб.), при том что долг перед кредиторами составляет 19 752 463,82 руб. Также апеллянт отмечает, что должник длительное время не исполнял свои обязанности перед кредиторами, тем самым уже причинив им соответствующие убытки; утвержденный план реструктуризации долгов выгоден только для должника, который вопреки интересам кредиторов "вновь получил займы" в размере требований включенных в реестр сроком на 24 месяца несмотря на то, что немедленная реализация имущества позволит погасить установленные судом долги.

ПАО "Сбербанк России" в своем отзыве просит определение отменить, в утверждении плана реструктуризации отказать, ссылаясь на то, что учитывая баланс интересов должника и кредиторов, цели Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", требования ст. 309, 310, 810 ГК РФ, а также среднемесячную доходность должника в размере 807 037 руб. в месяц не только не позволит удовлетворить требования кредиторов в размере существенно больше, чем кредиторы могли бы получить в результате немедленной реализации имущества должника и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, но и с высокой долей вероятности, не позволяет удовлетворить требования кредиторов, включенные в реестр. Между тем реализация имущества и распределение его среднемесячного дохода за шесть месяцев позволит удовлетворить требование кредиторов, а также покрыть расходы на проведение процедуры реализации имущества.

Финансовый управляющий согласно письменным отзывам против удовлетворения апелляционных жалоб возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Письменных отзывов на апелляционные жалобы от иных лиц, участвующих в деле не поступило.

Участвующие в судебном заседании представители ПАО "Банк УралСиб" и АО КБ "ЛокоБанк" на доводах апелляционной жалобы настаивали.

Представитель ПАО "Сбербанк России" поддержал доводы апелляционных жалоб и отраженные в письменном отзыве.

Представитель уполномоченного органа, финансовый управляющий и должник против удовлетворения апелляционных жалоб возражали.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Финансовым управляющим заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств приложенных к письменному отзыву - платежных поручений, свидетельствующих об исполнении должником утвержденного судом плана реструктуризации долгов.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев данное ходатайство в порядке ст. 159 АПК РФ, приняв во внимание отсутствие на то возражений лиц, участвующих в процессе, счел его подлежащим удовлетворению.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам финансового анализа, проведенного финансовым управляющим Мартиросяном М.Р., сделан вывод о наличии возможности восстановления платежеспособности Арутюняна Д.А. и целесообразности разработки плана реструктуризации долгов должника.

Арутюняном Д.А. представлен проект плана реструктуризации, приложены документы, предусмотренные ст. 213.15 Закона о банкротстве.

Согласно справке ГУ МВД России по Пермскому краю N 10/9-А-37176 от 02.08.2016 у Арутюняна Давида Артушовича отсутствует судимость.

Согласно справке Межрайонной ИФНС N 17 по Пермскому краю N 3087В/2016 от 03.08.2016 Арутюнян Давид Артушович не состоит в реестре дисквалифицированных лиц.

На день предоставления плана реструктуризации долгов у должника отсутствует задолженность перед финансовым управляющим по возмещение текущих расходов и по выплате вознаграждения финансовому управляющему, что подтверждается справкой финансового управляющего N 1537 от 07.10.2016.

Также у должника отсутствует задолженность перед сотрудниками по выплате заработной платы и задолженность по текущим обязательствам по уплате коммунальных платежей в отношении недвижимого имущества.

В реестр требований кредиторов должника включены 8 кредиторов. Размер требований третьей очереди реестра требований кредиторов должника составляет 19 752 463,82 руб. (на дату настоящего судебного заседания - 20.10.2016), которая состоит из: ПАО Банк ВТБ 24 с суммой задолженности 2 024 212,56 руб. основного долга и 191 041,08 руб. финансовых санкций; АО КБ "Локо-Банк" с суммой задолженности 1 133 562,58 руб. основного долга и 53 685,65 руб. финансовых санкций; уполномоченный орган с суммой задолженности 129 469,36 руб. основного долга и 12 536,13 руб. финансовых санкций; ПАО "Промсвязьбанк" с суммой задолженности 1 239 041,91 руб. основного долга и 42 644,77 руб. финансовых санкций; ПАО "Сбербанк России" с суммой задолженности 1 573 310,20 руб. основного долга и 5 179,03 руб. финансовых санкций; АО "ЮниКредитБанк" с суммой задолженности 804 689,30 руб. основного долга и 86 026,87 руб. финансовых санкций; ПАО "Банк УралСиб" с суммой задолженности 10 645 552, 11 руб. основного долга и 863 081,27 руб. финансовых санкций (обеспечено залогом); ЗАО Чусовская мельница" с суммой задолженности 948 431 руб. основного долга.

Согласно представленным должником справок 3-НДФЛ за 2016 год, договорам аренды недвижимого имущества, актам взаимных расчетов, доходы должника от производственной деятельности, от сдачи имущества в аренду во втором квартале 2016 года, в период с июля 2015 года по сентябрь 2016 года составили:


Финансовый результат


Продажа х/б изделий

Закуп сырья

Налог и на ФОТ

Платеж и банкам

ные расхо-

Прочее (в т.ч. налог на иму-


Сентябрь

Январь 2016

сентябрь


За вычетом указанных расходов у должника остаются свободные средства на выполнения настоящего плана реструктуризации долгов - средняя ежемесячная чистая прибыль за 2016 год (за вычетом всех расходов) составляет 807 037 руб.

Исходя из приложенной к плану декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 год, полученный доход должника составил 26 674 000 руб., то есть 2 222 000 руб. ежемесячно.

За период с декабря 2015 года по сентябрь 2016 года, сумма полученного дохода составила 25 100 425,00 руб., в кассу на начало 2016 года поступило 6 266 045,81 руб., совершено товарообменных операций на сумму 3 056 781,90 руб.

Планом реструктуризации определен график погашения задолженности перед кредиторами, согласно которого ежемесячная сумма гашения долга составляет 823 019,32 руб. (в том числе сумма основной задолженности 770 761,20 руб.). Срок погашения - 24 месяца.

В плане реструктуризации должником также предусмотрены мероприятия в целях увеличения прибыли: предоставление в аренду свободной площади; снижение производственных затрат путем расширения базы поставщиков и снижения закупочных цен, изменения формы оплаты по договорам; расширение номенклатуры выпускаемых изделий; увеличение объема выпускаемой продукции с одновременным расширением рынка сбыта; оптимизация бухгалтерского учета; ужесточение контроля за движением денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Должник несовершеннолетних детей на иждивении не имеет, расходов на содержание жилого помещения не несет. Для ежемесячного содержания должнику определено 10 251 руб. (размер величины прожиточного минимума).

Из представленных сведений по доходу от деятельности должника и продажи залогового имущества, должник имеет возможность в рамках исполнения плана реструктуризации погасить требования всех кредиторов в полном объеме; при условии расширения рынка сбыта и минимизации затрат возможна безубыточная деятельность должника.

Планом реструктуризации долгов гражданина предусмотрено равномерное погашение задолженности перед кредиторами из сумм, полученного дохода от реализации товаров и сдачи имущества в аренду погашение задолженности перед кредиторами в течение 24 месяцев, соразмерно доле каждого кредитора в общей массе требований. Конкретные сроки платежей и суммы выплат представлены в п. 3 плана (график платежей).

В реестр требований кредиторов, в том числе включены требования ПАО "Банк Уралсиб" в качестве обязательств, обеспеченных залогом имущества должника, согласно кредитному договору N 5200-V02/00005 от 09.04.2013:

Земельный участок под административное здание (лит. Л) и котельная (лит. О), общая площадь 1 677, 35 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, находящегося по адресу: г. Пермь, ул. Василия Васильева, д. 7, кадастровый номер: 59:01:44:1:1470:0028 (зарегистрировано обременение: ипотека в силу закона);

2-этажное кирпичное административно-производственное здание (лит. Л) площадью 376, 9 кв. м, ограждения (лит. III), ворота (лит. IV), находящегося по адресу: г. Пермь, ул. Василия Васильева, д. 7, кадастровый номер: 59-59-21/032/2009-446 (зарегистрировано обременение: ипотека в силу закона);

1-этажное кирпичное здание котельной (лит. О), общая площадь 18,8 кв. м, находящегося по адресу: г. Пермь, ул. Василия Васильева, д. 7, кадастровый номер: 59-59-21/032/2009-447 (зарегистрировано обременение: ипотека в силу закона).

В отношении кредитора по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, предусматривается преимущественное удовлетворение его требований за счет выручки от реализации предмета залога, установленного п. 4 плана реструктуризации (п. 3 ст. 213.14 Закона о банкротстве).

Планом реструктуризации предусматривается продажа недвижимого имущества, находящегося в залоге у Банка, в целях погашения задолженности перед кредиторами.

Порядок и сроки реализации предмета залога (ипотеки): при нарушении сроков уплаты ежемесячных платежей более 3 месяцев подряд.

Реализация недвижимого имущества при условии согласования с ПАО "Банк Уралсиб" будет проходить путем аукциона, проводимого на электронной торговой площадке. Начальная цена продажи составит - 25 000 000 руб., срок продажи, с учетом требований Закона о банкротстве - 6 месяцев с момента начала продажи, ориентировочно до 01.05.2017.

В случае продажи, непогашенные требования залогового кредитора составят 9 590 527,76 руб. по состоянию на 01.05.2017, что значительно ниже предполагаемой цены продажи.

1 250 000 руб. (5%) от вырученной суммы предполагается подлежит направлению на возмещение текущих расходов на коммунальные платежи, выплату заработной платы и уплату обязательных платежей и налогов.

3 750 000 руб. (15%) от выручки, а также оставшиеся денежные средства будут направлены на погашение иных требований кредиторов.

По состоянию на 01.05.2017 при условии соблюдения графика, остаток непогашенных требований иных кредиторов составят 6 869 858,29 руб. Остаток денежных средств после перечисления денежных средств залоговому кредитору в сумме 9 590 527,76 руб., и возмещения текущих расходов - 1 250 000 руб. составит 14 159 472,24 руб. Денежные средства будут перераспределены пропорционально между кредиторами, за исключением ПАО "Банк Уралсиб".

Как следует из данного расчета, при условии реализации имущества и направления всей полученной прибыли на погашение требований кредиторов, процедура реструктуризации может быть завершена досрочно, при распределении выручки от реализации объектов недвижимого имущества.

Также планом реструктуризации предусмотрено, что со дня утверждения плана проценты на сумму задолженности, по которой осуществляется реструктуризация, не начисляются. В случае просрочки платежей в установленный графиком погашения долга срок должник обязуется уплачивать кредиторам проценты за каждый день просрочки в размере 5% годовых от суммы просроченного платежа.

План подписан должником, к плану приложены все документы, предусмотренные ст. 213.15 Закона о банкротстве.

Финансовым управляющим сделан вывод о достаточности имущества должника для погашения требований кредиторов. Кроме того, стоимость имущества Арутюняна Д.А., которое имеется в наличии с учетом степени его ликвидности, обеспечит полное удовлетворение требований кредиторов должника.

Собранием кредиторов принято решение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов предложенного должником.

Суд первой инстанции исходя из исполнимости представленного на утверждение плана реструктуризации и возможности восстановления платежеспособности должника пришел к выводу о возможности утверждения представленного должником плана реструктуризации, предусматривающего погашение задолженности перед кредиторами на срок 24 месяца.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, оценив доводы апелляционных жалоб и письменных отзывов, выслушав лиц, участвующих в судебном процессе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

В соответствии со ст. 213.12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Закона о банкротстве, Закон) в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного п. 2 ст. 213.8 настоящего Федерального закона, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина (п. 1).

Проект плана реструктуризации долгов гражданина с приложением документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляется гражданином, конкурсным кредитором или уполномоченным органом финансовому управляющему, гражданину (в случае, если проект плана реструктуризации долгов гражданина представлен конкурсным кредитором или уполномоченным органом), конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается указанным лицам лично (п. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 213.13 Закона план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям:

гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;

гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;

гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;

план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

Из представленных в дело документов усматривается, что Арутюнян Д.А. соответствует условиям для утверждения плана реструктуризации долгов.

Собранием кредиторов, в соответствии со ст. 213.12 Закона о банкротстве представленный проект плана реструктуризации долгов не одобрен, что явилось основанием для обращения должника в суд с ходатайством об утверждении плана реструктуризации долгов на основании п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве.

Согласно положениям п. 1 ст. 213.17 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с настоящим Федеральным законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд при наличии ходатайства лица, участвующего в деле о банкротстве гражданина, о предоставлении дополнительного срока на доработку указанного плана откладывает рассмотрение вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина (п. 2 ст. 213.17 Закона).

Судом должнику был предоставлен дополнительный срок на доработку плана реструктуризации долгов гражданина.

В соответствии с п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.

Пунктом 2 ст. 213.14 Закона о банкротстве предусмотрено, что срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина, не может превышать три года. В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном п. 4 ст. 213.17 настоящего Федерального закона, срок реализации этого плана должен составлять не более двух лет.

Из приведенных норм права следует, что процедура реструктуризации долгов гражданина направлена на обеспечение баланса интересов, как должника (восстановление платежеспособности), так и его кредиторов (удовлетворение требований в полном объеме).

При реализации плана реструктуризации, кредиторы вправе рассчитывать на предполагаемые по обстоятельствам его составления будущие доходы неплатежеспособного должника. При этом будущие источники покрытия долгов определяются в долгосрочной перспективе, установленной законодателем с расчетом на обеспечение добросовестного должника временными рамками для изменения в сторону улучшения своего имущественного положения. Закон о банкротстве не содержит конкретных требований к содержанию мероприятий, предусматриваемых планом реструктуризации. И в этом аспекте кредиторы и должник свободны в формулировании его содержания с учетом конкретных обстоятельств дела, жизненного опыта гражданина, его профессионального и образовательного уровня, трудоспособности и т.д.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 34 Постановления от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что план реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил. Суд не утверждает план реструктуризации долгов, если по окончании срока его реализации должник в будущем не сможет рассчитываться с теми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми не наступил (например, если не имеющий стабильного дохода должник передает все основное имущество кредиторам, срок исполнения обязательств перед которыми наступил).

Данные разъяснения должны также учитываться при применении п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве в случае утверждения плана реструктуризации без одобрения собрания кредиторов.

Таким образом, план реструктуризации не ограничивается полным удовлетворением требований кредиторов в установленные сроки, поскольку может считаться исполненным и в случае стабилизации финансового состояния должника в степени, позволяющей исполнение периодических платежей в соответствии с условиями обязательств.

Не запрещено (исходя из субъектного состава правоотношений с участием гражданина, находящегося в процедурах банкротства) и прощение части долга, списание штрафных санкций, установление моратория на начисление процентов в конкретные периоды времени со стороны кредитных организаций, как это принято в банковской практике, в целях создания добросовестному заемщику благоприятного режима погашения долга. План реструктуризации может предусматривать снижение кредитного бремени для добросовестного заемщика с соблюдением баланса прав и законных интересов должника и кредиторов, заинтересованных, по общему правилу, в получении причитающегося с него, а не списании долгов (признании их погашенными вследствие завершения процедур банкротства).

В связи с чем, доводы апеллянтов относительно причинения убытков в размере процентов за пользование кредитом, которые могли быть получены банком в случае немедленного удовлетворения требований, следует признать несостоятельными.

Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, реализация имущества должника становится актуальной при отсутствии плана реструктуризации либо при неустранимых разногласиях между заинтересованными лицами по поводу его содержания (не получено одобрение собрания кредиторов), нарушены условия погашения долгов согласно плану реструктуризации, что привело к его отмене по ходатайству собрания кредиторов. То есть в случаях бесперспективности реструктуризации как таковой.

Бесперспективность реструктуризации не может быть констатирована судом в отсутствие доказательств предшествующей достаточной и добросовестной активности должника в получении дохода, как источника для погашения требований кредиторов. Должник - Арутюнян Д.А., чья добросовестность предполагается, на стадии реструктуризации долгов, обладает правом и обязанностью принять меры к поиску вариантов погашения своих долгов доступными в сложившейся ситуации способами, достичь с кредиторами соглашения о балансе взаимных интересов.

По смыслу Закона о банкротстве, банкротство граждан является механизмом нахождения компромисса между должником, обязанным и стремящимся исполнять свои обязательства, но испытывающим в этом объективные затруднения, и его кредиторами, а не способом безответственного и легкого для должника избавления от накопленных долгов.

На основании ст. 213.14 Закона план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.

В представленном плане реструктуризации долгов, произведен расчет источников дохода, за счет которого производится погашение долгов перед кредиторами, представлен план доходов и расходов на период реструктуризации долгов на период с ноября 2016 года по октябрь 2018 года включительно. Планом реструктуризации долгов предусмотрена возможность досрочного погашения должником задолженности.

Из материалов дела следует, что задолженности по текущим платежам, а также перед кредиторами первой и второй очереди у должника не имеется.

Судом первой инстанции установлено и апеллянтами не оспаривается, что представленный должником проект плана реструктуризации долгов гражданина предусматривает удовлетворение всех требований кредиторов; к плану приложен оценочный отчет ООО "Оценка-Пермь" N 101-1-Е/2016 рыночной стоимости недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. В.Васильева, 7, согласно которого, ликвидационная стоимость недвижимого имущества должника по состоянию на 22.04.2016 составляет 19 370 822 руб.

Исходя из положений п. 2 ст. 213.19 Закона о банкротстве на сумму требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, включенных в план реструктуризации долгов гражданина, утвержденный арбитражным судом, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящим пунктом.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату утверждения плана реструктуризации долгов гражданина.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, выраженных в иностранной валюте и определенных в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату введения реструктуризации долгов гражданина, начисляются в размере, установленном договором, но не более чем в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату утверждения плана реструктуризации долгов.

Начисление процентов, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется финансовым управляющим после удовлетворения в полном объеме требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов и при условии достаточности у гражданина денежных средств для уплаты процентов.

Период начисления процентов начинается с даты введения реструктуризации долгов гражданина и оканчивается датой вынесения арбитражным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина, либо датой удовлетворения указанных требований гражданином или третьим лицом в ходе реструктуризации долгов гражданина, либо датой вынесения определения об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом.

В связи с отсутствием возможности полного погашения задолженности по основному долгу перед кредиторами и уполномоченным органом, произведение предварительного расчета сумм начисленных процентов и установление графика погашения начисленных процентов нецелесообразно.

Статьей 213.22 Закона о банкротстве установлено, что не позднее чем за месяц до истечения установленного срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина финансовый управляющий обязан подготовить отчет о результатах исполнения гражданином утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.

Указанный отчет с приложением копий документов, подтверждающих погашение требований кредиторов, направляется конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган, требования которых включены в план реструктуризации долгов гражданина, а также в арбитражный суд.

В случае, если требования кредиторов, включенные в план реструктуризации долгов гражданина, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета, указанного в п. 1 настоящей статьи, или он не представлен в срок, установленный п. 1 настоящей статьи, финансовый управляющий, конкурсный кредитор или уполномоченный орган созывает собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом.

Собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за четырнадцать дней до истечения срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина.

После получения отчета, указанного в п. 1 настоящей статьи, или ходатайства собрания кредиторов об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом либо по истечении срока проведения собрания кредиторов, предусмотренного п. 3 настоящей статьи, арбитражный суд назначает дату заседания по рассмотрению результатов исполнения этого плана и жалоб кредиторов на действия гражданина и (или) финансового управляющего.

По итогам рассмотрения результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина, жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

определение о завершении реструктуризации долгов гражданина в случае, если задолженность, предусмотренная указанным планом, погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

определение об отмене указанного плана и решение о признании гражданина банкротом в случае, если имеются основания для отмены указанного плана.

Принимая во внимание приведенные выше нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции, проанализировав условия плана реструктуризации долгов, придя к выводу о том, что предложенный план является исполнимым, направленным на восстановление платежеспособности должника (при отсутствии одобрения залогового кредитора и не выразившего одобрения в судебном заседании), признал условия вышеуказанного плана соответствующими требованиям ст. 213.12, 213.13, 213.14, 213.15 и п. 4 213.17 Закона о банкротстве и подлежащим утверждению судом. Судом разъяснены последствия, наступающие с даты утверждения плана реструктуризации долгов гражданина, предусмотренные ст. 231.19 Закона.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.

Утвержденный судом план реструктуризации должником исполняется без просрочек, задолженность погашается в соответствии с графиком.

Как указывалось ранее, за просрочку платежей планом предусмотрены санкции в виде процентов. В случае просрочки платежей более трех месяце предусмотрена реализация имущества должника.

Реализация имущества должника на данном этапе будет являться преждевременной.

При этом нельзя не принимать во внимание, что реализация имущества должника на торгах может занять достаточно продолжительное время (до 6 месяцев) и повлечет дополнительные расходы. Достоверно установить сумму, которая будет получена от реализации имущества на торгах невозможно; получение максимальной суммы от реализации имущества должника с учетом сложившейся экономической ситуации маловероятно.

Согласно пояснениям представителя должника, прибыль в результате предпринимательской деятельности возрастает и к сентябрю 2016 года составила 937 000 руб. Ежемесячная чистая прибыль должника за последние два месяца составила 937 000 руб. Снижение дохода было связано обращением в суд с заявлением о признании должника банкротом.

При таких обстоятельствах утверждение о том, что средняя прогнозируемая доходность должника составляет 807 037 руб. в месяц, выводы суда об исполнимости плана реструктуризации не опровергает.

Напротив, из имеющихся в деле документов усматривается, что максимальный уровень доходности должника в 2016 году достигал 991 541 руб. в месяц.

Осуществление должником таких мероприятий, как предоставление в аренду свободной площади, снижение производственных затрат путем расширения базы поставщиков и снижения закупочных цен, изменения формы оплаты по договорам, расширение номенклатуры выпускаемых изделий, увеличение объема выпускаемой продукции с одновременным расширением рынка сбыта, оптимизация бухгалтерского учета, ужесточение контроля за движением денежных средств и товарно-материальных ценностей, приведет к увеличению прибыли и возможному досрочному удовлетворению требований кредиторов.

Также следует отметить, что план реструктуризации представляет собой рассрочку исполнения обязательств перед кредиторами в целях восстановления платежеспособности должника и полного удовлетворения требований кредиторов. Основным обстоятельством для утверждения плана реструктуризации является необходимость установления его исполнимости. Такие доказательства представлены. Из материалов дела усматривается получение должником стабильного ежемесячного дохода достаточного для погашения задолженности перед кредиторами согласно отраженному в плане реструктуризации графику.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционных жалоб, а также возражения ПАО "Сбербанк России", изложенные в письменном отзыве подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм законодательства о банкротстве и не опровергающие выводы суда первой инстанции об исполнимости, представленного на утверждение суда плана реструктуризации.

Доводов, которые бы могли повлечь отмену обжалуемого судебного акта, в апелляционных жалобах не приведено.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены определения от 24.10.2016, предусмотренных ст. 270 АПК РФ не имеется. Нарушений судом первой инстанции при вынесении определения норм материального и (или) процессуального права апелляционным судом не установлено. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд


постановил:


Определение Арбитражного суда Пермского края от 24 октября 2016 года по делу N А50-24813/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.


Председательствующий О.Н.ЧЕПУРЧЕНКО


Судьи Е.Е.ВАСЕВА И.П.ДАНИЛОВА

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":

Статья 213.17. Рассмотрение арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина

1. План реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с настоящим Федеральным законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

2. В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд при наличии ходатайства лица, участвующего в деле о банкротстве гражданина, о предоставлении дополнительного срока на доработку указанного плана откладывает рассмотрение вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина.

Дополнительный срок на доработку плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленный арбитражным судом в соответствии с настоящим пунктом, не может превышать два месяца.

3. Арбитражный суд по результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина в соответствии с настоящей статьей выносит одно из следующих определений:

об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;

об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;

об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

4. В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.

5. Судебные акты, предусмотренные настоящей статьей, могут быть обжалованы.

Вернуться к оглавлению документа: Закон "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ

Комментарии к статье 213.17 закона о банкротстве, судебная практика применения

В пп. 29, 30, 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" содержатся следующие разъяснения:

Ходатайство в суд об утверждении плана реструктуризации не требуется, если план одобрен решением собрания кредиторов

Поступившее в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, решение собрания кредиторов об одобрении плана реструктуризации долгов является достаточным основанием для назначения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В этом случае ходатайство участвующих в деле лиц об утверждении плана реструктуризации не требуется.

На основании пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве должника, арбитражный суд вправе утвердить план реструктуризации долгов в том случае, если этот план не одобрен собранием кредиторов.

Утверждение судом плана реструктуризации долгов только в случае одобрения такого плана должником! Исключение – злоупотребление правом должника

Суд, рассматривающий дело о банкротстве, утверждает план реструктуризации долгов (как одобренный, так и не одобренный собранием кредиторов) только в том случае, если он одобрен должником, поскольку должник является непосредственным его участником и исполнение плана обычно осуществляется им самим, а также поскольку должник обладает наиболее полной информацией о своем финансовом состоянии и его перспективах.

Одобрение плана должником может быть выражено как в форме письменного заявления (абзац седьмой пункта 1 статьи 213.15), так и сделано устно в ходе судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В последнем случае факт одобрения плана должником отражается в протоколе судебного заседания.

Утверждение плана без одобрения должника возможно только в исключительном случае, если будет доказано, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом (). Например, если не обладающий ликвидным имуществом должник, стабильно получающий высокую заработную плату, в целях уклонения от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов.

План реструктуризации долгов может содержать условия достижения цели восстановления платежеспособности должника

План реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил.

Суд не утверждает план реструктуризации долгов, если по окончании срока его реализации должник в будущем не сможет рассчитываться с теми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми не наступил (например, если не имеющий стабильного дохода должник передает все основное имущество кредиторам, срок исполнения обязательств перед которыми наступил).

Данные разъяснения должны также учитываться при применении пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве в случае утверждения плана реструктуризации без одобрения собрания кредиторов.

Поделиться: