Правовые нормативно технические и организационные основы бжд. Правовые и организационные основы бжд

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

"Человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосферу, - писал русский ученый Вернадский, - биосфера переходит в новое эволюционное состояние - ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества … через организованный человеческий труд". Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен "мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте". В этих словах заложен активный оптимизм, вера в разумное регулирование отношений человека и природы. Этот оптимизм должен быть закреплен и правовыми нормами. Ибо только право является тем барьером, который ограничивает беззаконие и произвол как властных и хозяйствующих структур, так и отдельных граждан.

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и многие другие.

Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2015 года на территории РФ произошло 42 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением. Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

  • · Федеральные законы.
  • · Указы Президента РФ.
  • · Постановления Правительства РФ.
  • · Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
  • · Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
  • · Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

1. Федеральный закон РФ №68-ФЗ от 30.10.2007г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Закон определяет общие для РФ социально-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС

природного и техногенного характера.

2. Федеральный закон РФ №28-ФЗ от 19.06.2007г. "О гражданской обороне".

Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Федеральный закон РФ №323-ФЗ от 21.11.2011г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

  • · правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
  • · права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
  • 4. Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды". Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства:

  • - охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);
  • - предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;
  • - оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

ь Нормативы качества окружающей среды. К ним относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

ь Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду. Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представление экологической информации, назначение экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

ь Механизмы исполнения этих требований. Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствований с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля.

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным вида природопользования. Она дают признаки иметодики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей.

5. Федеральный закон №206-ФЗ от 04.12.2006г. "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". Определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся средств и сил.

6. Постановлениями Правительства РФ №738 от 24 июля 1995г. "О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС" и №842 от 2 ноября 2000г. "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Все население страны делится на категории обучаемых:

  • 1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов - проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.
  • 2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 20-часовой программе по месту работы.
  • 3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 14-часовой программе по месту работы.
  • 4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений - обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.
  • 5. Неработающее население - обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера - минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время. правовой ликвидация последствие бедствие

За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 11 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 500 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

В 2011 г. Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет по оказанию медицинской помощи при стихийных бедствиях. В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. В 2011 г. в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 70 государств, задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.

Руководство России принимает все меры по объединению усилий всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий, в том числе и на законодательном уровне с привлечением депутатов Федерального собрания.

Право на безопасный труд закреплено в ст. 37, п. 3 Конституции Российской Федерации.

Основными законодательными актами в области охраны труда на предприятиях и учреждениях являются Трудовой Кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ и Основы законодательства РФ об охране труда.

В соответствии с Основами законодательства Российской федерации об охране труда головной организацией в области охраны труда определено министерство труда РФ, которым приняты правительственные решения о создании Федеральной инспекции труда, о проведении обязательной сертификации, о государственных нормативных требованиях по охране труда, об образовании Межведомственной комиссии. Указом Президента Российской Федерации назначен Главный государственный инспектор труда, выделены финансовые средства и помещения для обеспечения деятельности государственной инспекции труда, утверждена Федеральная программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда, решен вопрос о профессиональной подготовке работников в области охраны труда в высших учебных заведениях, обеспечивается порядок обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и организаций.

Факторы влияющие на формирование и изменение условий труда объединяют в три группы: социально-экономические (продолжительность рабочего времени, режимы труда и отдыха, санитарные нормы и требования, психологический климат в коллективах, эффективность применяемых льгот и компенсаций за неблагоприятные воздействия и т.д.), организационно-технические (технологическое оборудование, инструменты, приспособления, предметы и продукты труда, технологические процессы, организационные формы ведения производства и т.д.) и природные (имеющие значение в сельском хозяйстве, на транспорте, в добывающей промышленности и т.д).

В Трудовом Кодексе РФ (принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года) оговариваются наличие в трудовом договоре «характеристики условий труда, компенсаций и льгот работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях», а также режим труда и отдыха (ст.57), определяется продолжительность ежедневной работы (ст. 94), особенности работы в ночное время и перечень лиц не допускающихся до ночных смен (ст. 96), режим рабочего времени (глава 16), времени отдыха (разделе V), гарантии работнику при временной нетрудоспособности (ст. 183) и несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании (ст. 184).



Вопросам охраны труда в Трудовом Кодексе посвящен Х раздел, в котором вводятся основные понятия регулируемых отношений. «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг» (ст. 209).

Ст. 210 Трудового Кодекса, определяет основные направления государственной политики в области охраны труда основные из которых: «государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; …установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; координация деятельности в области охраны труда…».

Глава 34 определяет требования к охране труда, так в ст. 215 прописывается соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда: «Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в части первой настоящей статьи проектов требованиям охраны труда».

Глава 35 регламентирует организацию охраны труда, ст. 217 гласит: «в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда… в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда…».

Глава 36 определяет права работников на охрану труда. Ст. 221 гласит «На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Статья 227 определяет перечень несчастных случаев на производстве: «Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе нанесенная другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствии и других чрезвычайных ситуаций, – повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника…».

Статья 229 определяет порядок расследования несчастных случаев на производстве. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет прописаны в ст. 230 «По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве… В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда».

Трудовым Кодексом регулируются условия труда отдельных категорий работников: «Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах…Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы… Беременным женщинам… снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов…».

В соответствии со ст. 354 «надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации» возложен на Федеральную инспекцию труда, положение о которой утверждается Правительством Российской Федерации. «…Органы федеральной инспекции труда… проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектах производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих безопасность;… анализируют состояние и причины производственного травматизма… принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве… рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда; участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;… обеспечивают применение положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников…» (ст. 356).

В соответствии со ст. 357 «государственные инспекторы труда… имеют право:…приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;… отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требовании охраны труда; запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников».

Статьи 367 – 369, определяют порядок государственного санитарно-эпидемиологического, радиационного и энергетического надзора за безопасным ведением работ.

Принятое Правительством Российской Федерации постановление № 937 от 12 августа 1994 года «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации», устанавливает действие системы нормативных и правовых актов содержащих единые нормативные требования по охране труда. Выполнение данных требований обязательно при проектировании, строительстве, эксплуатации объектов, конструирования машин, механизмов, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В соответствии с данным постановлением можно выделить следующие виды нормативных и правовых актов по охране труда:

1. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), к которой относятся государственные стандарты (ГОСТы, в государственной системе стандартизации они отнесены к 12-му классу), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП), стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО).

2. Санитарные правила и нормы, объединяющие санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (САНПиН).

3. Правила по охране труда (ПОТ),

4. Строительные нормы и правила (СНиП).

5. Правила безопасности (ПБ, например, пожарной, ядерной, радиационной, технической, электро-, взрыво-, лазерной, биологической).

6. Правила защиты (ПЗ).

7. Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ).

8. Инструкции по охране труда (например, типовая инструкция по охране труда ТОИ).

9. Организационно-методические документы (положения, рекомендации, методические указания).

Расследование и учет несчастных случаев на производстве производится согласно Положению Правительства РФ № 558 от 3 июня 1993.

Лица виновные в нарушении законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы по охране труда привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (с. 215), при ведении горных, строительных или иных работах (ст. 216), пожарной безопасности (ст. 219), незаконном обращение с радиоактивными материалами (ст. 220), и т. д.

Новой является ст. 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей», а также появление главы 26 «Экологические преступления».

Вопросы к экзамену (зачету)

  1. Глобальные проблемы и их характеристика.
  2. БЖД: предмет и его задачи. Понятие «опасность», аксиома о потенциальной опасности.
  3. Экология, биосфера. Экологические факторы биосферы.
  4. Ноосфера. Основные этапы ноосферной деятельности и их характеристика.
  5. Атмосфера: состав, пути загрязнения, характеристика основных загрязнителей.
  6. Методы и способы борьбы с загрязнением атмосферы.
  7. Гидросфера: состав, виды загрязнений и их характеристика.
  8. Методы и способы защиты гидросферы от загрязнения.
  9. Изменение состояния почвы в результате деятельности человека. Охрана почвенных ресурсов.
  10. Качество природной среды. Нормирование качества. Группы нормативов качества.
  11. Санитарно-гигиенические нормативы качества и их характеристика.
  12. Производственно-хозяйственные и комплексные нормативы качества и их характеристика.
  13. Понятие, критерии и основная цель «устойчивого развития». Основные принципы «устойчивого развития».
  14. Физиология труда. Опасные и вредные факторы. Классификация основных форм трудовой деятельности.
  15. Физиологические основы труда. Профилактика утомления.
  16. Классификация производственного микроклимата и его воздействие на организм.
  17. Профессиональная заболеваемость и производственный травматизм.
  18. Шум: основные параметры, источники шума, воздействие на организм и способы защиты.
  19. Вибрация: основные параметры, источники вибрации, воздействие на организм и способы защиты.
  20. Электромагнитные колебания: источники, воздействие на организм, способы защиты.
  21. Лазерное излучение: характеристика, воздействие на организм, способы защиты.
  22. Химические факторы: источники, влияние на организм, профилактика профессиональных отравлений.

23.Биологические факторы: классификация, влияние на организм, борьба с инфекционными заболеваниями.

  1. Чрезвычайные ситуации: классификация, причины аварий и катастроф.
  2. Основные задачи РСЧС. Основные задачи ГО.
  3. Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила поведения населения в районах с повышенным уровнем радиации.

27. Аварии на химически опасных объектах и их характеристика.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ” (РГТЭУ)

Волгоградский филиал

ШИФР: ВБУв-2008-246

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему «Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД»

Исполнитель: студентка­­­­­­­­­­­­­­­ I курса формы обучения ВПО

Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Полякова Вера Валериевна

Работа проверена: «____»_______________200___г.

Рецензент: _______________ д. с.-х. н., профессор Рулева Ольга Васильевна

Оценка: ___________________________

Волгоград 200__г.


Содержание:

Введение........................................................................................................ 1

1. Правовые основы БЖД........................................................................... 1

2. Нормативно-техническая документация............................................. 1

3. Организационные вопросы безопасности жизнедеятельности..... 1

3.1. Организационные аспекты обеспечения безопасности труда... 1

3.2. Организационные аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях....................................................................................................... 1

Заключение................................................................................................... 1

Список использованной литературы ..................................................... 1

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих во всех сферах человеческой деятельности, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей и ликвидации отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов. Задачей исследования является создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.

В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой, природной и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения мирного и военного времени.

Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция Российской Федерации.

В конституции Российской Федерации базовой статьей является статья 37, которая гласит:

"1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск."

Статья 41 Конституции Российской Федерации провозглашает утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.

"Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".

Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает:

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливаются права и обязанности работодателей и работников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.).

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего, Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 72), так и рядом федеральных законов, среди которых, прежде всего, следует указать Гражданский, Земельный и Водный кодексы РФ, законы: «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды» и др., соответствующие нормативные акты Президента и Правительства РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Основной законодательный акт, наиболее полно регулирующий общественные отношения в области воздушной среды, – Закон «Об охране атмосферного воздуха». В нем изложены основные положения по охране воздушного бассейна от загрязнения и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействий по предотвращению истощения кислородных запасов, рациональному использованию воздуха в хозяйственных целях и др.

Основополагающим правовым актом водного законодательства является Водный кодекс РФ. Он регулирует водные отношения путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того, водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местах и курортах. Общие экологические требования к водопользованию отражены в Федеральном законе «Об охране окружающей природной среды». Значительное число подзаконных правовых актов о водопользовании принято Правительством РФ.

Водное законодательство предусматривает систему мер по охране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения водных источников, а также предотвращению вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др.

Правовая охрана почв и земельных ресурсов РФ осуществляется в первую очередь в соответствии с требованиями Конституции страны (ст. 9, 36, 58). Так, в ст. 9 указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Правовые основы землепользования в нашей стране раскрываются также в Земельном кодексе и Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в ряде Указов Президента РФ.

Правовой режим недропользования основан на Конституции РФ, законах РФ «О недрах» и «Об охране окружающей природной среды», а также на ряде Указов и распоряжений Президента РФ. Основные требования по рациональному использованию и охране недр изложены в разд. III Закона РФ «О недрах». С экологической точки зрения наиболее важные из них: предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их использованием; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод; охрана месторождений полезных ископаемых от затоплений, пожаров и других факторов, снижающих их качество.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Государственные стандарты охватывают обширные вопросы деятельности человека и являются основными нормативными документами в указанных областях. Государственные стандарты разбиты по классам систем и имеют свои коды. Стандарты безопасности труда начинаются с шифра-кода 12 (например, 12.0.003-74, 12.1.018-85 и др.), стандарты по охране окружающей среды с шифра-кода 17 (например, 17.0.0.01-76, 17.2.6.02-85 и др.).

Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).

Едиными правилами, которые содержат требования к обеспечению безопасности труда при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, являются «Строительные нормы и правила» (СНиП), а также различные санитарные нормы и правила (СН, СанПиН). В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты.

Система стандартов «Охрана природы» – составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов–совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса: 0 – организационно-методические стандарты; 1 –гидросфера, 2–атмосфера, 3 –биологические ресурсы, 4 –почвы, 5 –земли, 6 –флора, 7 – фауна, 8–ландшафты, 9–недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавли­вающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, на­правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

Согласно Трудовому кодексу РФ, правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распространяются на все отрасли экономики. Они закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда, которые одинаковы для всех отраслей. Межотраслевые закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производства, либо при отдельных видах работ (например, на отдельных типах оборудования во всех отраслях).

Инструкции по охране труда делятся на типовые (для рабочих основных профессий отраслей) и действующие в масштабах предприятия, организации или учреждения.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) – одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы ГСС–12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП).

Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов.

Стандарты подсистемы 2 устанавливают: общие требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования безопасности к средствам защиты; подсистемы 5 – к зданиям и сооружениям.

Стандарты предприятий по безопасности труда разрабатываются непосредственно на предприятии и согласовываются с профсоюзным комитетом. Они регламентируют принципы работ по обеспечению безопасности труда: организацию контроля условий труда; надзора за установками повышенной опасности; обучение работающих безопасности труда; аттестации лиц, обслуживающих установки повышенной опасности, проведение аттестации рабочих мест на предприятии и т. д.

На основе государственных стандартов разрабатываются отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие отраслевые и местные условия, а также конкретные условия и технологии производства.

Еще одну группу нормативно-технической документации составляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разрабатывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора: гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные нормы и правила (Сан-ПиН) Госкомсанэпиднадзора России; строительные нормы и пра­вила (СНиП) Госстроя России; правила безопасности Госгортех-надзора России; документация Госэнергонадзора России, напри­мер, правила устройства энергоустановок (ПУЭ), межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок: межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда России, а так­же межотраслевые организационно-методические документы (по­ложения, методические указания (МУ), методические руководства (МР), рекомендации, которые принимаются Правительством Рос­сии, Минтрудом России, органами надзора и контроля за безопас­ностью и охраной труда. Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отрас­левыми стандартами (ОСТ) и отраслевыми организационно-мето­дическими документами

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).

Основные цели комплекса:

– повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

– эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задача комплекса – установление:

· терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;

· основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;

· уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;

· методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;

· способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС–22), номера (шифра) группы, порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта.

Стандарты группы 0 устанавливают:

· основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов;

· основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;

· классификацию ЧС;

· классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности;

· номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

· предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

· основные положения и правила метрологического контроля состояния технических систем в ЧС.

Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, местных – 3 года. После чего эти документы пересматривают и срок действия продлевают на 5 лет или они утрачивают силу вообще.

3.1. Организационные вопросы безопасности труда

За состоянием безопасности труда установлены строгие государственный, ведомственный и общественный надзор и контроль. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Государственный энергетический надзор РФ, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Федеральная инспекция труда при Министерстве труда РФ; Министерство РФ по атомной энергии.

Общий надзор за выполнением рассматриваемых законов возложен на Генерального прокурора РФ и местные органы прокуратуры. Надзор за соблюдением законодательства по безопасности труда возложен также на профсоюзы РФ, которые осуществляют контроль за обеспечением безопасности на производстве через техническую инспекцию труда.

Контроль за состоянием условий труда на предприятиях осуществляют специально созданные службы охраны труда совместно с комитетом профсоюзов. Контроль за состоянием условий труда заключается в проверке состояния производственных условий для работающих, выявлении отклонений от требований безопасности, законодательства о труде, стандартов, правил и норм охраны труда, постановлений, директивных документов, а также проверке выполнения службами, подразделениями и отдельными группами своих обязанностей в области охраны труда. Этот контроль осуществляют должностные лица и специалисты, утвержденные приказом по административному подразделению. Ответственность за безопасность труда в целом по предприятию несут директор и главный инженер.

Ведомственные службы охраны труда совместно с комитетами профсоюзов разрабатывают инструкции по безопасности труда для различных профессий с учетом специфики работы, а также проводят инструктажи и обучение всех работающих правилам безопасной работы. Различают следующие виды инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный внеплановый и текущий.

Вводный инструктаж проводят со всеми рабочими и служащими независимо от профессии до приема на работу, а также с командированными и учащимися, прибывшими на практику.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ перед допуском к работе. Этот вид инструктажа должен сопровождаться показом безопасных приемов работ.

Повторный инструктаж на рабочем месте проводят с работниками независимо от их квалификации, стажа и оплаты работы не реже чем раз в шесть месяцев. Цель этого инструктажа – восстановить в памяти рабочего инструкции по охране труда, а также разобрать конкретные нарушения из практики предприятия.

Внеплановый инструктаж на рабочем месте проводят в случае изменения правил по охране труда, технологического процесса, нарушения работниками правил техники безопасности, при несчастном случае, при перерывах в работе – для работ, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, – более чем на 30 календарных дней, для остальных работ – 60 дней.

Текущий инструктаж проводят для работников, которым оформляют наряд-допуск на определенные виды работ.

Результаты всех видов инструктажа заносят в специальные журналы. За нарушение всех видов законодательства по безопасности жизнедеятельности предусматривается следующая ответственность:

· дисциплинарная, которую накладывает на нарушителя вышестоящее административное лицо (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую должность на определенный срок или понижение в должности, увольнение);

· административная (подвергаются работники административно-управленческого аппарата; выражается в виде предупреждения, общественного порицания или штрафа);

· уголовная (за нарушения, повлекшие за собой несчастные случаи или другие тяжелые последствия);

· материальная, которую в соответствии с действующим законодательством несет предприятие в целом (штрафы, выплаты потерпевшим в результате несчастных случаев и др.) или виновные должностные лица этого предприятия.

Современные социально-экологические условия характеризуются наличием определенных и устойчивых объективных тенденций углубления экологических последствий чрезвычайных ситуаций. Основным источником экологического неблагополучия являются аварии и катастрофы, сопровождающиеся выбросами и сбросами загрязняющих химических, радиоактивных, биологических веществ и материалов в окружающую среду, а также различные природные процессы и явления – наводнения, ураганы, бури, тайфуны, смерчи, сильные, особо длительные, дожди, землетрясения, оползни, обвалы и др.

В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии». Порядок действия в чрезвычайных ситуациях отражен также и в ст. 56 и 88 Конституции РФ.

Разрабатывается ряд федеральных целевых программ, направленных на предупреждение и подготовку к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальная особенность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, снижении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.

Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС) в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции России на территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, принимает решение о привлечении при необходимости ликвидации ЧС Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований.

Федеральное Собрание РФ утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий, определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий, осуществляет руководство Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения, определяет порядок привлечения войск Гражданской обороны РФ к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также выполняет ряд других функций.

Органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют подготовку и готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий, обучают население способам защиты и действиям в указанных ситуациях, принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий, обеспечивают их проведение, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения и др.

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий, обучают население способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, создают резервы финансовых и материальных ресурсов и т.д.

Для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориальные органы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций возложена на:

· службы экстренной помощи и службы ликвидационной помощи Минздрава РФ;

· службы экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Минсельхозпрода;

· всероссийские службы медицинских катастроф;

· оперативную группу постоянной готовности и противолавинную службу Росгидромета;

· службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД;

· формирования гражданской обороны;

· подразделения поисково-спасательных служб Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС РФ);

· соединения и воинские части химических и инженерных войск Вооруженных Сил;

· службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Гражданской авиации Минтранса России;

· восстановительные и пожарные поезда;

аварийно-спасательные службы министерств и ведомств.

Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами.

Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду.

За состоянием безопасности труда установлены строгие государственный, ведомственный и общественный надзор и контроль. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий.

Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.

Современные социально-экологические условия характеризуются наличием определенных и устойчивых объективных тенденций углубления экологических последствий чрезвычайных ситуаций. Разрабатывается ряд федеральных целевых программ, направленных на предупреждение и подготовку к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальная особенность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, снижении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /под ред. Проф. Э.А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 496 с.

2. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2000. - 447 с.

3. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2001.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и подзаконные акты, принятые представительными органами Российской Федерации (указы президента, постановления правительства РФ и входящих в неё государственных образований), местными органами власти и специально уполномоченными на то органами:

Министерство природных ресурсов РФ;

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;

Министерство труда и социального развития РФ;

Министерство здравоохранения РФ;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

· Федеральные законы.

· Указы Президента РФ.

· Постановления Правительства РФ.

· Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

· Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

· Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.

Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.



2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.

Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.

Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах

В зависимости от области распространения всю документацию делят на:

Межотраслевую

Отраслевую

Локальную (документацию предприятий)

Межотраслевые документы разрабатывают соответствующие организации и утверждает Министерство труда и социального развития РФ или Госстандарт России, а отраслевые - министерства, ведомства, органы Госнадзора России. Локальные документы по охране труда - инструкции, стандарты, разрабатывает и утверждает администрация предприятий совместно с профкомом.

Межотраслевые и ведомственные (отраслевые) руководящие документы по охране труда представлены схемой на рис.

Рис.. Межотраслевые и ведомственные документы по охране труда

Тема 6 Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспече-ния безопасности жизнедеятельности

1 Законы и подзаконные акты.

2 Нормативно-техническая документация (НТД).

3Организационные основы управления.

4 Мониторинг окружающей среды.

1 Законы и подзаконные акты

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятель-ности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в сис-теме общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционирован-ных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция РФ - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент Российской Федерации.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

Федеральные законы;

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Приказы, директивы, инструкции, наставления и. другие нормативные акты ми-нистерств, ведомств и их нижестоящих организаций;

Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления);

Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Таким образом, правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации и входящих в нее субъектов, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Рос-сийской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными орга-нами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего:

Министерство природных ресурсов РФ;

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;

Министерство труда и социального развития РФ;

Министерство здравоохранения РФ;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет Федеральный Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г., в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие, критерии безопасности или безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обес-печению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в Федеральном Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1995 г. и в Федеральном Законе РФ «О защите прав потребителей» 1992 г.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» 2002 г.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), Лесной кодекс (1997 г.), Федеральные законы Российской Фе-дерации и законы РФ «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), «О радиационной безопасности населения» (1996 г.), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.).

Среди законодательных актов по охране труда отметим Трудовой кодекс РФ (2001 г.), Кодекс РФ об административных правонарушениях (2001 г.), Уголовный кодекс (1996 г.), Федеральный Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охра-ны труда и ответственность за нарушения требований охраны труда.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют Федеральные Законы РФ «О гражданской обороне» (1998 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О внесении изменений в Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрез-вычайных ситуаций природного и техногенного характера» (2006 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).

Среди подзаконных актов в этой области отметим Постановления Правительства РФ «О единой государствен-ной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.), «О порядке создания убежищ и других объектов гражданской обороны» (1999 г.) и др.

2 Нормативно-техническая документация (НТД)

Эта документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных; ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Эти ведомства частично используют документацию организаций, правопреемниками которых являются: Минздрава СССР, Госстроя СССР, Госстандарта СССР, Госкомприроды и Госгидромета СССР. Санитарные нормы устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздей-ствий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений и т.д).

В системе строительных норм и правил (СНиП) рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. Отдельно представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживания, а также по утилизации осадков, полученных при очистке.

Система стандартов «Охрана природы» (ССОП) - составная часть государственной Системы стандартизации (ГСС). Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов - совокупность взаимосвязан-ных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использо-вание природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Основными задачами стандартизации в области охраны природы в соответствии с ГОСТ 17.0.0.01-76 являются:

Обеспечение сохранности природных комплексов;

Содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;

Содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды (ОПС);

Совершенствование управления качеством ОПС в интересах человечества.

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). Основные цели комплекса:

повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

Эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задача комплекса – установление терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов; основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС; уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС; методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС; способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

3 Организационные основы управления

Управление охраной окружающей природной среды

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укре-пление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» 2002 г. в комплексе с мерами организационно-го, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регу-лирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды, а через нее и здоровья человека; предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

Нормативы качества окружающей среды;

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

Механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно до-пустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ, предельно допустимые уровни (ПДУ) излучений, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномочен-ными органами государства (Госсанэпиднадзор РФ) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам неза-висимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окру-жающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения за-прета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закреп-ляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окру-жающей природной среды: требовать представления экологической информации, назна-чения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с за-явлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вред-ной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного за-ключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Россанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты (ГОСТы) являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользо-вания. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмо-сферы, гидросферы, почвы).

Санитарные правила и нормы (СанПиН) являются нормативными документами, регламентирующими основные нормы и уровни вредных факторов, способных воздействовать на организм человека.

Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер. Декларация Стокгольм-ской конференции ООН (1972 г.) провозгласила право человека на жизнь в благоприятной среде. Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель - установить новое, спра-ведливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

На федеральном уровне оно осуществляется Федеральным собранием, Президен-том, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами, главными из которых являются Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а так-же территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по прове-дению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие на-селения возложена на органы Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

4 Мониторинг окружающей среды

На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды). Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управ-ления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окру-жающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений.

Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами.

Экологический мониторинг - определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление дина-мики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

Санитарно-токсический мониторинг осуществляется службами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Росгидрометом России.

Министерство здравоохранения и социального развития изучает динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы Госкомэкологии и санитарно-эпидемиологической службы Минздравсоцразвития РФ.

Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют территориальные органы Росгидромета, которые включают инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистных и пылеулавливаю-щих установок.

Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и насе-ленных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях. Правила контроля состоя-ния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы». ГОСТ 17.2.3.01 - 86 формулирует правила контроля качества воздуха населенных пунктов.

Они устанавливают три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутный, передвижной (подфакельный). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутный - для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб дымовым (газовым) факелом.

Число стационарных (маршрутных) постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развитости промышленности и ее расположения по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон в населенных пунктах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значительным числом источников загрязнения один стационарный пост устанавливают на площади 5-10 кв. км., в равнинной местности - один стационарный пост на 10- 20 кв.км.

Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения в зоне рассеяния загрязнения. Общее их число определяют с учетом высоты и мощности выброса, а также особенностей размещения селитебных территорий.

На стационарных постах устанавливают три программы наблюдений: полную, неполную, сокращенную. Наблюдения по полной программе выполняют для получения оперативной информации о среднесуточной концентрации ежедневно в определенные часы по местному декретному времени. Допускается (при невозможности выполнения пол-ной программы) проводить наблюдения по скользящему графику 06, 10, 13 часов во вторник, четверг, субботу в 15, 16, 21 часов в понедельник, среду, пятницу.

По полной программе устанавливают наблюдения за содержанием пыли, сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота (основные загрязняющие вещества) и за специфическими веществами, которые свойственны промышленным выбросам данного населенного пункта.

Перечень специфических веществ для контроля на каждом стационарном посту в городе устанавливается органами гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологи-ческой службы Минздравсоцразвития РФ с учетом данных инвентаризации источников выброса в атмосферу.

Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13, 19 часов местного времени. Наблюдения за основными и специфическими загрязняющими веществами проводят в этом случае по программе, согласованной с органами гидрометеорологической службы и Минздравсоцразвития РФ.

По сокращенной программе наблюдения за основными загрязняющими веществами и за одним - двумя наиболее распространенными специфическими загрязняющими ве-ществами проводят ежедневно в 07 и 13 часов местного времени. Эти наблюдения допус-каются в районах с температурами воздуха ниже - 45° С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загрязняющих веществ ниже порога чувстви-тельности метода анализа данного вещества. Пробы воздуха отбирают на высоте 1,5- 2,5 м от поверхности земли.

ГОСТ 17.1.3.07 - 82 и Санитарные правила и нормы (СанПиН) охраны поверхностных вод от загрязнения № 4630 - 88 устанавливают правила контроля воды водоемов и водотоков. Состав и свойства воды должны определяться на расстоянии 1 км от ближайшего по тече-нию пункта водопользования хозяйственно-питьевого назначения, мест купания, отдыха, территории населенных пунктов; на непроточных водоемах - в 1 км от пункта водопользования (вдоль береговой линии).

ГОСТ 17.1.3.08 - 82 устанавливает правила контроля качества морских вод.

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предпри-ятий.

В селитебных (зеленых) зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется так-же предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной ПДВ (предельно допустимый выброс). Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТ 17.2.3.02 - 78. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами предприятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагрева-тельных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов; шихтовых дворов; участков очистки и обрубки отливок; участков приготовления формовочных и стержневых смесей; цехов механической обработки материалов, сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов; отделений для нанесения химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий, от газоходов и воздуховодов, отводящих загрязненный газ; от испытательных станций.

При контроле ПДВ основными должны быть прямые методы измерения концентраций вредных веществ и объемов газовоздушной смеси в местах их непосредственного вы-броса или после газоочистных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин, а также в среднем за сутки, месяц, год. Если продолжительность выброса вещества менее 20 мин, то контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

Обследование производят в период работы оборудования на рабочем (проектном) режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ по установленным методикам.

Применительно к транспортным средствам с бензиновыми двигателями нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов определены ГОСТ 17.2.2.03 -87, нормы и методы измерения выбросов тракторных и комбайновых двигателей ГОСТ 17.2.2.05 – 86. Методы измерения вредных веществ в отработавших газовых дизельных выхлопах установлены ГОСТ 37.001.234 - 81, а дымности отработанных газов - ГОСТ 21393 - 75. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельца-ми в соответствии с методикой ОНД – 90, контроль осуществляется газоанализационными подразделениями ГИБДД при прохождении ежегодного технического осмотра транспортных средств.

Другие похожие документы..

Поделиться: