Вопросы эксперту по автотехнической экспертизе. Назначение автотехнической экспертизы для определения обстоятельств ДТП и «установления» виновности в аварии

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

Экспертиза обстоятельств ДТП

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

Экспертиза технического состояния ТС

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

Каково качество произведенного ремонта?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

Транспортно-трасологическая диагностика

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

Каков механизм столкновения транспортных средств?

Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

Экспертиза дорожных условий

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

Какова рыночная стоимость транспортного средства?

Обновлено: 26.06.2018 1361

Всё об оценке авто при ДТП: зачем нужна, как проходит, сколько длится, кто платит и не только…

Приветствую всех! Это Кулик Илья. Очень часто при дорожных происшествиях невозможно точно установить обстоятельства случившегося, определить, кто виноват в произошедшем, основываясь только на показаниях участников аварии и очевидцев.

А узнать, как всё было на самом деле, необходимо, ведь от этого зачастую зависит судьба человека: останется он на свободе или отправится в колонию. Именно для этого проводится оценка авто при ДТП. О ней сегодня и поговорим.

Автотехническая экспертиза после ДТП - это специальное исследование транспортных средств (ТС), а также различных объектов, относящихся к аварии, необходимое для выяснения различных вопросов, обычно касающихся дорожно-транспортного происшествия. Экспертиза ДТП необходима для выявления обстоятельств, причин и факторов, вызвавших ДТП, а также оценки его последствий. Делается это с двумя целями.

Во-первых, выяснение обстоятельств происшествия необходимо для определения виновности участников, каждого из них, что особенно важно, когда в аварии или получают ранения. Чаще всего это основная цель назначения автоэкспертизы.

Во-вторых, собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

Виды автотехнических экспертиз

Автотехническая экспертиза (АТЭ) – это очень обширное понятие, в которое входит множество разнообразных исследований. Поэтому определено несколько критериев, по которым делятся автоэкспертизы. Наиболее часто выделяют исследования:

  • по типу и объекту изучения;
  • по очерёдности проведения;
  • по лицам , выполняющим экспертизу.

Виды АТЭ по содержанию

Это основная классификация для автотехнических экспертиз. Так как необходимо выявить все причины и обстоятельства происшествия, дать оценку случившегося с разных сторон, приходится исследовать совершенно различные предметы, использовать множество методик. Естественно, даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить все виды исследований.

Поэтому выделяют экспертизы:

  • обстоятельств дорожной аварии – изучается дорожная ситуация, приведшая к аварии, устанавливаются параметры движения участников столкновения, анализируются возможные и предпринятые водителями действия;
  • технического состояния транспортных средств подразумевает исследование ТС с точки зрения работоспособности и соответствия нормативам различных узлов и механизмов, в случае выявления неисправностей определяется причины и время их возникновения, возможность обнаружить их до аварии;
  • дорожных условий – исследуются состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, погодные факторы, имевшие влияние на возникновение аварийной ситуации;
  • – исследование любых следов, оставленных в результате ДТП: на ТС, на одежде и телах пострадавших людей, на дороге и придорожных объектах и т. д. для выявления обстоятельств происшествия, точного места столкновения, механизма взаимодействия ТС и другого;
  • автотовароведческую – оценка стоимости автомобиля, годных остатков и т. д.;
  • инженерно-психофизиологическую участников происшествия – изучение индивидуальных особенностей лиц, ставших участниками ДТП, их профессиональной деятельности как водителей, а также жизненных обстоятельств, которые могли оказать влияние на их психофизиологическое состояние, и, следовательно, привести к аварии, психической составляющей в действиях лиц, причастных к аварии.

Типы экспертиз по очерёдности

В процессе расследования обстоятельств происшествия одной экспертизы может быть недостаточно. Для дифференциации экспертных исследований по очерёдности проведения используют понятия:

  • первичная – является первым исследованием объектов;
  • дополнительна я – проводится если первой экспертизы оказалось недостаточно для выяснения всех обстоятельств. Исследуются вопросы, не задававшиеся во время проведения предыдущей автоэкспертизы;
  • повторная – перепроверяют выводы, полученные в результате проведённых ранее исследований, если есть сомнения в их точности и достоверности. Назначается также при выявлении новых обстоятельств, которые влияют на исход АТЭ. Проводится обычно комиссионно, при этом лица (организации), приводившие первую экспертизу, не могут участвовать в повторном исследовании.

Деление экспертных исследований по исполнителям

Знаний и возможностей одного эксперта может не хватить для расследования сложных, неоднозначных событий. А иногда при проведении АТЭ возникают вопросы, для выяснения которых требуется проведение особых исследований, не относящихся напрямую к автотехнике. Всё это будет влиять на число и квалификацию исполнителей.

Поэтому смотря по тому, кто проводит исследование, выделяют следующие типы экспертиз:

  • единоличную – проводится одним специалистом, обычно применяется в простых случаях;
  • комиссионную – исследование проводят несколько экспертов одной специальности, которые совместно отвечают на одни и те же вопросы. Каждый из них может дать своё обособленное мнение, при несогласии с другими членами комиссии;
  • комплексную – когда требуется привлечение специалистов из различных областей знаний, объединяет в себе несколько видов автоэкспертиз. Кроме того, АТЭ иногда может объединяться с исследованиями, не относящимся к транспортным, например, могут привлекаться специалисты из области медицины, криминалистики и т. д.;

Сколько стоит автоэкспертиза

Так как глубина и обширность исследований может быть совершенно различной, точно назвать стоимость трудно. Она будет зависеть от вида экспертизы, её сложности, срочности и количества вопросов, на которые должен будет ответить в процессе изучения обследуемых объектов.

Поэтому цена может составить как 3-5 тысяч рублей, за простые исследования по одному вопросу, так и 50 тысяч рублей и больше за комплексные, сложные автоэкспертизы. Стоит отметить, что судебная экспертиза, то есть проводимая по постановлению судьи в ходе тяжбы обычно дороже на 25-30% чем такое же исследование, проводимое до суда.

Кто оплачивает работу эксперта

Платит за экспертизу, в том числе судебную, всегда её инициатор. Если экспертное исследование проводилось до суда, оплативший её может взыскать их с оппонента в порядке предъявления претензии или в суде.

Если в суде несколько сторон изъявили просьбу о проведении исследования, платят они поровну. В случае трудного финансового положения лица, подающего просьбу, экспертиза может быть по решению суда частично или полностью оплачена из бюджета.

Бюджетные средства также идут на оплату экспертизы, когда её инициатором выступает судья или должностное лицо. Деньги перечисляются лицом, подавшим ходатайство о назначении АТЭ, на специально предназначенный для этого счёт суда.

Но при вынесении решения по делу суд назначает проигравшей стороне возместить все расходы, понесённые стороной, выигравшей тяжбу. Если иск удовлетворён частично, то расходы компенсируются пропорционально удовлетворённым требованиям. Так же в соответствии с решением суда распределяются затраченные бюджетные средства.

Сроки проведения

Время, которое необходимо затратить на экспертное исследование, главным образом зависит от объёма работ и их сложности. Законодательством временные границы для экспертизы не определены.

На проведение экспертизы уходит обычно от 3 до 5 суток, в сложных случаях расследование может идти и 15-30 дней. Многие компании предлагают выполнение исследования в сокращённые сроки за дополнительную плату.

При проведении экспертизы конкретные сроки устанавливает судья. Они закрепляются в постановлении о проведении автоэкспертизы. В этом случае за несоблюдение сроков к исполнителю принимаются взыскания, вплоть до штрафов. Ведение дела приостанавливается, пока выполняется исследование.

Кто проводит экспертное исследование

Кроме того, помня о многообразии автоэкспертиз, необходимо следить, чтобы проводящее исследование лицо имело соответствующую квалификацию. Чтобы трасолог не оценивал техническое состояние автомобиля, и, наоборот, специалист по техсостоянию не исследовал следы.

Какие вопросы надо задавать эксперту

Для того чтобы по результату экспертизы можно было установить обстоятельства аварии необходимо правильно поставить вопросы. Иначе вместо исследования получится пустая трата времени и денег.

Точный список вопросов зависит от ситуации, причём для определения задач для эксперта лучше всего проконсультироваться с человеком, имеющим опыт проведения экспертных исследований. Потому что, например, даже хороший юрист, практикующий адвокат, может не знать некоторых технических аспектов, и поэтому не сможет задать вопросы, ответ на которые будет однозначно свидетельствовать в пользу его подопечного.

Поэтому по вопросам на экспертизу следует проконсультироваться именно у эксперта, это можно сделать в любой экспертной фирме.

Здесь я приведу общий, но не исчерпывающий список возможных вопросов. Следует знать, что эксперт-техник отвечает только на прямые вопросы, связанные с техническими аспектами. То есть он не может сказать, например, кто виновен в аварии.

Задачи эксперту при столкновении автомобилей

Конечно, вопросы будут различаться в зависимости от типа расследования и от обстоятельств ДТП. Так, для автотовароведческой характерен вопрос: «Какова стоимость восстановительного ремонта ТС или годных остатков?». Но для выяснения обстоятельств аварии проводятся обширные исследования: трасологические, обстоятельств аварии, технического состояния авто, и другие.

Примерными вопросами для эксперта могут стать:

  • каков был коэффициент сцепления дорожного покрытия;
  • на какую дальность была видимость ;
  • с какой скоростью и ускорением двигалось ТС ;
  • какое расстояние между ТС было , когда водитель, создавший помеху начал движение
  • когда водитель начал торможение ;
  • имелась ли техническая возможность предотвратить аварию;
  • по какой траектории двигалось ТС;
  • в каком месте произошло взаимодействие ТС;
  • под каким углом машины врезались друг в друга
  • сколько времени прошло между различными фазами аварийной ситуации (например, от начала торможения до столкновения);
  • как располагались на проезжей части ТС участников аварии;
  • на какой скорости при данных условиях возможен занос, опрокидывание;
  • что стало причиной потери устойчивости ТС;
  • имеются ли неисправности в каждой из систем автомобиля, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее (например, на техосмотре);

Интересно! Специальными экспертизами можно установить даже то, были ли включено наружные световые приборы, причём даже по разбитой лампе.

Вопросы эксперту при ДТП с пешеходом

Но возможно заказать и любое другое автотехническое исследование, например, чтобы идти в суд не с пустыми руками, а уже с оценкой обстоятельств происшествия, данной экспертом. Хотя и при наличии экспертного заключения суд может назначить повторную судебную экспертизу.

Досудебные исследования, как правило, дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда, иногда значительно, что тоже немаловажно.

Как самостоятельно провести экспертное исследование

Для проведения такой экспертизы достаточно заключить договор на соответствующую услугу с экспертом-техником (экспертной компанией), уведомить другую заинтересованную сторону (другого участника аварии, страховую компанию), и предоставить объекты для исследования.

По результатам исследования будет составлено экспертное заключение, обосновываясь на котором можно предъявлять претензии к оппонентам или отстаивать свои права в суде. Но чтобы документ имел силу, важно, чтобы он был составлен аттестованным компетентным специалистом, поэтому к выбору исполнителя надо отнестись очень серьёзно.

Экспертиза при административном расследовании

Если при производстве по делу об административном происшествии (АП) в ГИБДД или в суде обстоятельства требуют экспертного исследования, должностное лицо или судья выносят соответствующее определение, в котором прописываются:

  • основание для назначения экспертизы;
  • название экспертной организации или ФИО эксперта, которому поручается выполнение автоэкспертизы;
  • перечень вопросов , для ответа на которые и назначается АТЭ;
  • список материалов и объектов , относящихся к делу, предоставляемых для исследования;
  • разъяснение прав и обязанностей эксперта , предупреждение об ответственности за ложные сведения.

Лицо, вынесшее определение о назначении экспертизы, обязано до его направления исполнителю ознакомить с ним потерпевшего и лицо, в отношении которого ведётся дело об АП (ЛВОК). При этом указанные лица имеют право, объясняя свою точку зрения:

  • просить устранить конкретного эксперта от исследования;
  • просить привлечь других специалистов;
  • добавлять свои вопросы на экспертизу.
Итог исследования

Результатом исследования становится экспертное заключение, оформляемое её исполнителем. В заключении указывается:

  • кто выполнял исследование;
  • на каком основании проводилась экспертиза;
  • в чём заключалось исследовани е;
  • чёткие ответы на поставленные вопросы и выводы по ним.

Должностное лицо или судья, вынесшие определение о назначении автоэкспертизы, могут и не согласиться с выводами, сделанными экспертом, однако для этого они должны обосновать своё мнение.

Судебная экспертиза

Порядок и принципы назначения и проведения экспертных исследований схож для любого судебного процесса: административного, уголовного, гражданского или арбитражного. По сути, различия заключаются только в терминах и некоторых процессуальных особенностях, а права и обязанности лиц, причастных к делу, одинаковы.

Наиболее полно о судебной экспертизе написано в УПК, поэтому я расскажу об АТЭ с точки зрения проведения её при расследовании по уголовному делу. Кроме того, если не считать автотовароведческой, автоэкспертизы проводятся в большинстве случаев после ДТП с тяжёлыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание.

Назначение экспертизы

Экспертное исследование назначается по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя. Инициатива может исходить как от истца, так и от ответчика. Подавать прошение можно в суде первой инстанции до окончания стадии исследования доказательств.

В апелляции ходатайство удовлетворяется только при наличии уважительной причины, объясняющий невозможность провести экспертизу ранее (например, суд первой инстанции отклонил аналогичную просьбу).

В уголовном процессе назначать автоэкспертизу также может следователь ещё до суда и даже до возбуждения уголовного дела. Но называться такое исследование всё равно будет судебным.

Как написать ходатайство

Писать ходатайство можно в свободной форме. В его тексте обязательно должны содержаться:

  • реквизиты документа (название суда, информация о деле);
  • основания для назначения экспертизы, подкрепляемые ссылками на нормативно-правовые акты;
  • вопросы , которые необходимо задать эксперту;
  • желаемого исполнителя ;
  • перечень предметов , предоставляемых стороной для исследования.

Для составления документа лучше воспользоваться услугами юриста. В качестве примера предлагаю вам скачать для гражданского суда и в защиту обвиняемого по уголовному делу. Ходатайство передаётся должностному лицу, ведущему дело, или в суд: через канцелярию или на судебное заседание.

Постановление о назначении исследования

Лица, причастные к судебному процессу, имеют право предлагать свои вопросы к эксперту, но окончательный их перечень устанавливает судья. Если судья отказывает включить в задачи для специалиста какой-либо из вопросов, поступивший от участвующих сторон, он должен мотивировать своё решение.

Приняв окончательное решение о назначении исследования, следователь или судья выносит постановление или определение, в котором должна содержаться та же информация, что и при административном расследовании:

  • основание для проведения исследования;
  • назначенный исполнитель ;
  • вопросы эксперту;
  • исследуемые материалы .
Права сторон

Лицам, причастным к делу, обязательно показывается текст постановления о назначении автоэкспертизы, и получить разъяснения своих прав, в которые входят полномочия:

  • просить об исполнении экспертизы конкретным лицом или организацией;
  • просить устранить того или иного специалиста от исследования (заявить отвод);
  • ходатайствовать о добавлении вопросов , задающихся исполнителю;
  • знакомиться с определением суда о назначении экспертного исследования , а также с заключением эксперта, протоколом его допроса;
  • присутствовать при исследовании , давать объяснения;
  • ходатайствовать о назначении новых экспертиз.

Примечание. Свидетель имеет право ознакомиться только с заключением по экспертизе, выполненной в отношении его самого.

АТЭ в отношении потерпевшего и свидетелей может быть выполнена только после получения письменного согласия от них или их представителей.

Очень важно знать! Если одна из сторон судебного процесса уклоняется от участия экспертизе, мешает проведению исследования, например, не предоставляет принадлежащие ей объекты, что делает проведение автоэкспертизы невозможным, суд может и без проведения исследования признать установленным или опровергнутым факт, для выяснения которого и назначалась экспертиза, так, чтобы решение было не в пользу уклоняющейся стороны.

Проведение судебной АТЭ

Следователь направляет руководителю экспертной компании или непосредственно частному эксперту-технику соответствующее постановление и необходимые для исследования объекты и материалы. Эксперт должен получить от своего руководителя или от следователя разъяснение своих прав и ответственности.

Если квалификация эксперта не позволяет выполнить исследование, или материалов недостаточно, эксперт-техник может сразу вернуть постановление, объяснив причину возврата.

Следователь может присутствовать при выполнении исследования, узнавать у эксперта объяснение его действий. Специалист по АТЭ в своём заключении должен указать на присутствие других лиц при её проведении. Потерпевший, обвиняемый и их представители с разрешения следователя также могут находиться при осуществлении экспертизы.

Особенности комиссионной и комплексной экспертиз

По решению должностного лица или руководителя экспертной фирмы может быть назначена комиссионная автоэкспертиза, то есть исследование будет выполняться несколькими экспертами одной специальности. По вопросам, вызвавшим разногласия между экспертами, составляется отдельное заключение каждым из участников исследования. Если члены комиссии сходятся во взглядах, пишется одно экспертное заключение.

При комплексной экспертизе, когда исследование выполняют специалисты из различных областей знания, оформляется одно заключение, но каждый из экспертов подписывает только ту часть документа, которая описывает проделанную им работу и его выводы. Соответственно, несёт ответственность он также только за свои действия и ответы.

Итог исследования

После проведения АТЭ эксперт (комиссия) составляют заключение, которое содержит следующую информацию:

  • дата, время и место выполнения исследования;
  • основания для выполнения автоэкспертизы;
  • должностное лицо , назначившее проведение;
  • сведения об исполнителе (экспертной организации);
  • информация о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложных показаний;
  • объекты и материалы , изученные в ходе автоэкспертизы;
  • информация о присутствовавших при экспертизе (следователь, стороны процесса);
  • сведения о выполненных исследованиях , с перечислением методик;
  • ответы на поставленные вопросы , их обоснование и выводы по ним.

Если во время исследования были выявлены значимые для уголовного дела сведения, узнать которые не требовалось, специалист имеет право включить эти данные в заключение.

К заключению прилагаются различные материалы, подтверждающие выводы специалиста, это могут быть различные фотографии, графики, схемы. Причём они являются частью заключения.

Когда сделать выводы невозможно

Иногда эксперт не может дать провести исследование по предоставленным ему материалам и сведениям. Как правило это случается при низком качестве представленных для исследования материалов, неполных исходных данных.

В такой ситуации эксперт сообщает о невозможности сделать заключение, объясняя причины. С содержанием этого сообщения также могут ознакомиться лица, причастные к делу (кроме свидетеля).

Объяснение результатов

Эксперт может быть вызван в суд для объяснения и дополнения сделанных им в заключении выводов. Инициировать это могут как участники тяжбы, подав ходатайство, так и судья или следователь.

Задавать вопросы может любой из участников процесса, но начинает всегда сторона, по просьбе которой проводилось исследование. При необходимости эксперту даётся время на подготовку ответов. Задавать вопросы можно только в рамках проведённой экспертизы. Допрос эксперта обязательно протоколируется в судебных документах.

Экспертное заключение показывается потерпевшему, обвиняемому и их представителям, при этом им напоминают об их праве ходатайствовать о новой АТЭ.

Если проведённое исследование недостаточно прояснило ситуацию, возможно назначение повторной или дополнительной автоэкспертиз. Дополнительную может выполнять как тот же самый эксперт, что и проводил предыдущую, так и другой человек. Для повторной обязательно назначается новый специалист.

  • тщательно выбирайте эксперта (экспертную компанию);
  • по возможности присутствуйте при экспертизе;
  • внимательно подойдите к составлению вопросов для эксперта. Воспользуйтесь квалифицированной помощью в этом деле. Помните, какой будет вопрос, такой и ответ.
  • не спешите с изучением документов , результатов исследования. Ограничивать вас во времени никто не вправе;
  • помните о возможности проведения дополнительной и повторной экспертизы.

Заключение

Как вы теперь знаете, именно автотехническая экспертиза позволяет точно установить многие обстоятельства и последствия дорожного происшествия. Но для получения результатов, соответствующих реальности, подготовка к автоэкспертизе и её выполнение должны быть проведены очень качественно, в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Напомню, что в комментариях вы можете задавать интересующие вас вопросы по теме статьи и рассказывать о своём опыте. Так что пишите, не стесняйтесь!

В следующем видео практикующий специалист по автотехнической экспертизе отвечает на вопросы автолюбителей .

П.С.: Статью украсили фото Alfa Romeo Brera. Взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/461515.

Время чтения: 6 минут

Расследование аварии призвано установить виновника. Однако не всегда лицо, признанное правонарушителем, согласно с выдвигаемым обвинением и готово компенсировать убытки. К тому же во время предварительного расследования сотрудники ГИБДД могут допустить ошибку и вынести несправедливое суждение, ведь для определения механизма происшествия нужно обладать специальной подготовкой. Автотехническая экспертиза при ДТП позволяет восстановить реальную картину аварии и оценить причиненный ущерб.

Цель проведения экспертизы

Все важные аспекты происшествия исследует сложная, многоступенчатая процедура, которой является автотехническая экспертиза при . Что устанавливает эксперт, проводящий процедуру расследования? Этот специалист отвечает на ряд вопросов, помогающих пролить свет на то, как развивались события во время столкновения.

В частности, он:

  1. Определяет возможные причины аварии, включая погодные условия, техническое состояние авто до происшествия и так далее.
  2. Оценивает актуальную стоимость поврежденного ТС.
  3. Устанавливает размер материального ущерба, причиненного владельцу ТС.

В некоторых ситуациях достаточно провести анализ одного лишь автомобиля, например, нюансы его производственных параметров или выявленные повреждения. В других же случаях однозначно трактовать события невозможно, поэтому существуют разные виды автотехнической экспертизы:

  1. Экспертиза обстоятельств происшествия.
  2. Оценка стоимости авто.

Автотехническая экспертиза является веским аргументом при решении споров в судебном порядке в следующих ситуациях:

  • потерпевший оспаривает размер материальной компенсации вреда, назначенный страховой компанией;
  • лицо, признанное виновным, не согласно, что авария произошла из-за его неправильных действий.

К помощи автоэкспертов можно прибегнуть не только после ДТП, но и в том случае, если нужно оценить качество ремонтных работ, выполненных сотрудниками СТО, или других действий, связанных с изменением конструкции автомобиля.

Цель автооценочной экспертизы состоит в определении рыночной стоимости поврежденного транспортного средства. Чтобы рассчитать текущую цену автомобиля, специалисту нужно ориентироваться в актуальных показателях по рынку аналогичных ТС данного года выпуска. Сопоставляя среднюю стоимость автомобиля на рынке и объем причиненного ущерба (количества и степени повреждения деталей), эксперт вычисляет стоимость машины.

Если в аварии побывал автомобиль, возраст которого не превышает 4–5 лет, специалист рассчитывает УТС - утрату товарной стоимости. Обычно ее размер составляет около 6% от рыночной цены авто на момент аварии.

Мероприятия при проведении экспертизы

Действия, которые предпринимает эксперт или команда специалистов, зависят от задач, поставленных перед ними. К примеру, если вопросы для автотехнической экспертизы при ДТП касаются анализа дорожных условий, будут приняты меры по исследованию фрагмента дороги, на котором произошло столкновение. Эксперт проанализирует:

  • состояние дорожного покрытия и размер повреждений (ям, ухабов, наплывов);
  • правильность дорожной разметки;
  • наличие дорожных знаков.

Каждый из этих факторов важен для безопасности участников движения. Если эксперт выявит нарушения, которые могли стать причиной столкновения, это повышает вероятность снятия обвинений с участника происшествия, признанного виновным.

Кроме того, вопросы на автотехническую экспертизу по ДТП позволяют оценить, был ли автомобиль с технической точки зрения пригоден к эксплуатации. Эксперт проведет анализ всех неисправностей (узлов, деталей и агрегатов ТС) или даже выявит возможный производственный брак.

Экспертиза обстоятельств происшествия требует особого внимания, поскольку является наиболее масштабным и трудоемким исследованием. Специалист учтет все факторы, сопутствовавшие происшествию, и установит наличие связи между ними и нанесенными повреждениями. В частности, эксперт принимает во внимание:

  • направление движения ТС;
  • особенности погодных условий;
  • физическое состояние водителей-участников аварии (или других участников происшествия, например, пострадавшего пешехода);
  • следы, оставленные автомобилями;
  • материалы дела, предоставленные ГИБДД ( , ).

Наряду с исследованием теории, эксперту может потребоваться проведение лабораторных анализов горюче-смазочных материалов, моделирование ситуации и ряд экспериментов.

Кто проводит исследования

Согласно нормам законодательства, проведение экспертизы может осуществить:

  • Страховая компания. В течение 5 рабочих дней представитель страховщика обязан произвести тщательное исследование поврежденного автомобиля, выяснить обстоятельства дела и начислить причитающуюся компенсацию.
  • Независимый эксперт. Нередко случается, что представитель страховой компании умалчивает некоторые повреждения, чтобы снизить размер выплаты. Если пострадавший полагает, что насчитанная сумма не покроет издержки на ремонт поврежденного ТС, он вправе организовать независимое расследование самостоятельно. Сотрудники независимого экспертного учреждения проанализируют техническое состояние машины, рассчитают стоимость ремонтных работ, оценят, насколько снизилась товарная стоимость после аварии, и ответят на целый спектр других вопросов. Независимую экспертизу можно провести даже после того, как авто было восстановлено. Для этого потребуются качественные фотографии автомобиля, сделанные до начала ремонтных работ. В случае если подобные материалы отсутствуют, расчет производится согласно информации, которая содержится в справке ГИБДД. В статье « » рассматриваются другие особенности проведения исследования.
  • Суд. Цель судебного разбирательства - выяснить, кто ответственен за случившееся. Экспертиза зачастую проводится государственными учреждениями (научно-исследовательскими институтами судебных экспертиз и научно-исследовательскими экспертно-криминалистическими центрами). В чем состоит исследование, назначаемое судом или следователем, и за чей счет оно проводится, рассказывается в статье « ».
  • Поскольку стороны имеют право высказывать свое мнение по вопросам, требующим заключения эксперта, желательно заранее проконсультироваться со специалистом. Он поможет определить спектр задач, которые необходимо решить во время исследования. Представленную информацию суд может использовать для создания перечня вопросов и выбора независимого эксперта.

    Что необходимо для проведения экспертизы

    Только специалист может решить, какой именно вид исследования будет наиболее информативен для конкретной ситуации. От выбора типа экспертизы будет зависеть ее продолжительность и стоимость, а также сколько сотрудников потребуется для проведения процедуры.

    Выбрав специалиста, пострадавший заключает договор с экспертной организацией на предоставление услуг. В документе прописывается перечень вопросов, требующих ответа, указываются цели, поставленные перед специалистом, фиксируется стоимость и сроки проведения исследования.

    После подписания договора клиент должен вручить эксперту все доступные материалы и документы:

    • удостоверение личности владельца ТС;
    • подтверждение права собственности на ТС;
    • , содержащая сведения об аварии;
    • показания свидетелей (если таковые есть).

    Эксперт может запросить и другие документы, которые помогут ему прийти к правильным выводам.

    Ходатайство для суда

    В большинстве случаев ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП позволяет представителям закона вынести объективное решение по делу, связанному с или признанию обвиняемого невиновным. Такая экспертиза может быть рекомендована по инициативе суда, если нужно уточнить детали, не освещенные в материалах дела.

    Однако это не означает, что одна из сторон не может подать ходатайство о проведении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП. Но в этом случае инициатору придется грамотно мотивировать ее необходимость. В тексте документа следует обозначить обстоятельства, на которые должно пролить свет данное расследование.

    Сторона может и устно попросить суд о назначении экспертизы, но в случае отказа будет очень непросто доказать обоснованность своей просьбы. Следовательно, заявление лучше подать в письменной форме, составленное по утвержденному образцу.

    В тексте ходатайства нужно перечислить вопросы к эксперту, также можно предложить определенного исполнителя и мотивировать свой выбор. В качестве приложений можно использовать лишь те доказательства, которые фигурировали в материалах дела.

    ДТП любого масштаба сопровождается бесконечными походами по разным инстанциям, где за все приходится платить. Неудивительно, что при выборе независимого эксперта пострадавший старается сэкономить. Если в городе функционирует не одна экспертная организация, существует соблазн подобрать вариант подешевле. Это нецелесообразно, поскольку любые компетентные услуги стоят дорого, а стоимость исследования по решению суда все равно возмещается страховой компанией.

    Выбирая компанию-исполнителя, следует обратить внимание на ее достижения в области экспертной деятельности, а также на количество экспертов, находящихся в штате, их образование, опыт работы.

    В частности, можно спросить себя:

  1. Заслуживает ли доверия данное экспертное учреждение?
  2. Обладают ли сотрудники знаниями, необходимыми для проведения оценки технического состояния автомобиля?
  3. Компетентны ли эксперты в конструкции разных типов транспортных средств?
  4. Какой репутацией данное учреждение пользуется в городе?

Серьезные организации даже при первой встрече готовы предоставить обстоятельную предварительную консультацию, не требуя за нее оплату. Обещания «по ходу договориться» должны насторожить потенциального заказчика.

Стоимость и срок проведения

Сколько времени длится автотехническая экспертиза при ДТП? Сроки ее проведения не регламентируются законодательством, поэтому указать точное количество дней никто не сможет. Продолжительность анализа обусловлена:

  • степенью сложности ситуации;
  • объемом материалов дела;
  • типом ТС;
  • загруженностью экспертов.

Если исследование осуществляется в досудебном порядке, средние сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП - от 10 рабочих дней до 2 месяцев.

Если же процедура назначается решением суда, ее продолжительность указывается в судебном определении.

Количество поставленных вопросов, сложность повреждений и другие факторы влияют также на то, во сколько обойдется автотехническая экспертиза ДТП. Стоимость независимого исследования зависит и от региона его проведения. Например, цена экспертизы в Москве и МО стартует от 5000 рублей, в других регионах - от 3000 рублей. УТС обычно оплачивается дополнительно.

Цель проводимого исследования - получить выводы эксперта. Если автотехническая экспертиза была правильно организована и проведена, ее результаты могут оказаться самым эффективным способом установить истину.

Заключение эксперта, оформленное в письменном виде, состоит из трех частей, каждая из которых заключает в себе важную информацию.

Вводная часть содержит:

  • сведения об эксперте;
  • подтверждение, что ему была разъяснена ответственность за предоставление заведомо ложных сведений;
  • формулировку исходных данных;
  • перечень поставленных вопросов.

В исследовательской части воспроизводится ход аналитического исследования, инженерные расчеты и их обоснование. Эксперт перечисляет технологии и методики, которые применялись при проведении анализов и экспериментов. Обязательное требование - указать источники данных, на которые опирался специалист (справочники, ГОСТы, ТУ). Благодаря этой информации компетентные лица могут сопоставить исходные сведения, содержащиеся в судебном постановлении о назначении исследования, и данные, использовавшиеся специалистом во время экспертизы.

Заключительная часть содержит собственно выводы, то есть обстоятельные ответы на все вопросы, которые удалось получить на основании экспертизы.

Следует быть готовым к тому, что суд может вызвать специалиста, проводившего экспертизу, для получения разъяснений по заключению.

Автотехническая экспертиза – независимая автотехническая экспертиза и оценка: Видео

Эксперты Центральной лаборатории судебной экспертизы «Первый Эксперт» осуществляют

  1. Прoизвoдствo судебной автотехнической экспертизы в соответствии с определениями судов, постановлениями прокуратуры и подразделений внутренних дел, постановлениями нoтариусoв о назначении независимой автотехнической экспертизы, в соответствии с действующим законодательством РФ.
  2. Прoизвoдствo судебных автотехнических экспертиз пo гражданским, арбитражным, уголовным делам и административным правонарушениям.
  3. Прoизвoдствo независимой автотехнической экспертизы автомобилей пo заявлениям граждан и юридических лиц, в том числе на договорной длительной основе;
  4. консультации пo техническим вопросам производства независимых автотехнических экспертиз автомобилей, в том числе по вопросам целесообразности проведения исследований, формулировки вопросов для получения всестороннего и объективного заключения, отражающего существенные моменты и детали.

Основанием для проведения автотехнической экспертизы являются обращения граждан и организаций, определения судов Российской Федерации, постановления нотариусов, правоохранительных органов.

Судебная автотехническая экспертиза

Предмет исследования

  1. Качество и техническое состояние автомобиля, его узлов, агрегатов, деталей.
  2. Причины выхода из строя узлов и агрегатов автомобиля.
  3. Качество проведенного технического обслуживания, ремонта автомобиля.
  4. Причины и обстоятельства причинения вреда автомобилю (ДТП или иное).
  5. Стоимость устранения повреждений и дефектов автомобиля.
  6. Стоимость автомобиля на различные даты в различном состоянии.

Особенности назначения и проведения судебной автотехнической экспертизы

Основанием для проведения судебной автотехнической экспертизы является определение суда.

Стороны по делу вправе участвовать в обсуждении вопросов, требующих разрешения при проведении экспертизы, предлагать кандидатуру эксперта. В порядке подготовки к такому обсуждению в судебном заседании сторонам полезно заранее получить консультацию эксперта о возможности и целесообразности ответа на те или иные вопросы. По результатам такой консультации ЦЛСЭ "Первый эксперт" выдает информационное письмо с указанием на возможность проведения экспертизы, ее сроков, стоимости и экспертов, которым она может быть поручена, с приложением документов, подтверждающих квалификацию экспертов. Для получения информационного письма Вы можете обратиться лично или направить электронное письмо с кратким описанием предмета судебного спора и предполагаемых к разрешению вопросов. В последнем случае информационное письмо будет направлено Вам в виде электронной (сканированной) копии, с печатью руководителя и его подписью. Как правило, подобной формы для целей обсуждения кандидатуры эксперта достаточно. Окончательно круг вопросов и эксперта определяет суд.

Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы, в том числе от лиц, участвующих в проведении экспертизы (сторон по делу). При отсутствии в предоставленных судом материалах необходимых сведений эксперт заявляет ходатайство о предоставлении недостающих документов, и только после удовлетворения судом данного ходатайства может использовать эти материалы. В таком случае, если у Вас есть документы, которые могут оказать влияние на результат исследования, приобщите их к материалам дела до передачи последнего эксперту, этим Вы сократите срок проведения экспертизы. Это касается, в том числе, фото- и видеоматериалов.

Стороны по делу вправе участвовать в проведении экспертизы. В частности, проведение осмотра объекта исследования производится экспертом с обязательным уведомлением всех участников процесса.

Эксперт не вправе общаться со сторонами, если это может поставить под сомнение его независимость и непредвзятость. Предметом обсуждения может служить только порядок проведения экспертизы, например, место и время осмотра объекта исследования, если он находится у одной из сторон.

Эксперт не вправе сообщать кому-либо (даже руководителю собственной организации) результаты экспертизы.

Экспертиза качества и технического состояния автомобиля (кузова, двигателя, КПП, подвески)

Предметом экспертизы автомобиля являются фактические данные о его техническом состоянии, так, могут быть исследованы: все типы двигателей автомобилей, КПП,

элементы подвески, кузов, несущие конструкции автомобиля, элементы электрооборудование и т. п. Независимая экспертиза автомобилей по определению технического состояния может включать в себя вопросы касающиеся:

Определения причин, обстоятельств и времени возникновения дефектов (неисправностей), возможных причинно-следственных связей между дефектами, их прогрессирование и взаимное влияние друг на друга; возможности своевременного выявления дефектов;

Определения возможности устранения выявленных дефектов в соответствии с существующими ремонтными технологиями; определения потенциальной возможности, в случаях, когда такую возможность можно определить; последующего проявления (повторения) устраняемого дефекта; экономической и технической целесообразности проведения ремонта и соответствия ремонтной технологии характеру дефекта.

Автотехнической экспертизы автомобиля (автоэкспертизы) по определению его техническoгo состояния в целом, а также отдельных узлов и агрегатов; выявлению дефектов качества;

Определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля, годных остатков, качества произведенного ремонта согласно требованиям нормативно-технической документации, техническим регламентам, государственным стандартам.

Отдельно можно выделить ситуацию проведения технической экспертизы автомобилей в рамках действия Федерального закона «О защите прав потребителей». В соответствии со ст. 18, 19 указанного закона, при возникновении спора относительно причины возникновения дефекта организация-продавец (исполнитель, импортер) обязаны провести независимую экспертизу качества автомобиля. Потребитель также имеет право обратиться с требованием о проведении независимой экспертизы автомобиля , при этом на разрешение перед экспертом могут быть поставлены, например, следующие вопросы.

Вопросы для автотехнической экспертизы автомобиля

  1. Имеются ли на автомобиле дефекты (недостатки) двигателя внутреннего сгорания, КПП, элементов подвески, лакокрасочного покрытия и так далее?
  2. Возможно ли возникновение выявленного дефекты вследствие использования некачественного топлива (некачественного выполненного ранее гарантийного ремонта, др.)?
  3. Происхождение выявленных дефектов производственное или эксплуатационное? Имеются ли механические и иные следы ненадлежащей эксплуатации транспортного средства?
  4. Могли ли действия потребителя привести к образованию выявленных дефектов?
  5. Возможно ли устранение последствий воздействия (химического, механического и др.) на поверхность кузова транспортного средства, узлы и агрегаты и т.д.?
  6. Каковы технология и объем необходимых ремонтных работ по устранению выявленных дефектов?
  7. Возможно ли повторное проявление (возникновение) дефекта после его устранения вследствие конструктивной особенности или недоработки узла или агрегата транспортного средства?
  8. Какова утрата товарной стоимости транспортного средства после выполнения ремонтных работ в полном объеме?
  9. Какова стоимость необходимого ремонта? Каковы фактические временные затраты на проведение ремонта?
  10. Является ли c технической точки зрения существенным недостатком …. (указать какие дефекты)? Иные вопросы требующие специальных познаний...
  11. Возможна ли эксплуатация автомобиля с выявленными дефектами?

Техническая экспертиза автомобиля предполагает осмотр, диагностику транспортного средства, дефектовку агрегатов, узлов и элементов качество которых поставлено под сомнение, исследовательскую и аналитическую части. Результатом проведенной экспертизы автомобиля является итоговое экспертное заключение с подробным описанием процесса диагностики, исследований и мотивировкой выводов эксперта по поставленным вопросам.

Центральная лаборатория судебной экспертизы «Первый Эксперт» располагает широкими техническими возможностями для проведения всесторонних исследований - экспертизы автомобилей в рамках проведения автотехнических экспертиз транспортных средств, их узлов и агрегатов с использованием новейшего современного диагностического оборудования (автомобильных сканеров, электронных стетоскопов, видеоэндоскопов, позволяющих зафиксировать дефекты внутренних частей двигателя, состояние цилиндропоршневой группы, скрипы, стуки и люфты подвижных частей автомобиля, подвески и т.п.). Все исследования проводятся судебными экспертами, аттестованными по специальности 13.2 "Исследование технического состояния транспортных средств". Судебная и внесудебная экспертиза автомобилей может быть назначена и проведена в отношении технического состояния двигателя автомобиля, АКПП, кузова, элементов подвески и электрооборудования и других узлов и агрегатов, а также конструкции автомобиля в целом.

Срок проведения автотехнической экспертизы автомобилей, исчисляемый с момента обращения заказчика или поступления и регистрации определения суда о назначении судебной экспертизы, составляет 5 - 7 календарных дней при проведении досудебной экспертизы и порядка 20 дней при проведении экспертизы на основании определения суда.

Стоимость зависит от сложности, объема исследований и поставленных вопросов - от 20 000 рублей. Возможен выезд экспертов в регионы Российской Федерации и проведение автотехнической экспертизы по определениям судов субъектов РФ.

Экспертиза обстоятельств ДТП. Трасологическая экспертиза.

Судебная автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций, расчет параметров движения и взаимодействия транспортных средств, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей. Возможно проведение комплексной оценочной и трасологической экспертиз в рамках определения возможности получения транспортными средствами повреждений при их взаимодействии.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП - фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии транспортного средства, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, режиме движения транспортного средства (далее ТС) и т.д. В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП могут быть получены ответы на вопросы касающиеся:

  1. определения скорости движения и других параметров транспортного средства;
  2. определения тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени;
  3. определения удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные лицом, назначившим экспертизу, моменты;
  4. установления технической возможности предотвращения ДТП в заданные лицом, назначившим экспертизу, моменты;
  5. определения взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  6. определения времени преодоления ТС определенных участков пути;
  7. установления момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  8. определения взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  9. определения того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  10. какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  11. определения соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  12. установления у водителя технической возможности в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
  13. установления технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу, момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствие);
  14. определения причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  15. установления технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по результатам, полученным экспертом расчетным путем, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  16. определения причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

В частности на разрешение экспертизы ДТП (автотехнической, транспортно-траслогической) могут быть поставлены вопросы (Вопросы для экспертизы ДТП):

  1. Определить скорость движения автомобиля Х и автомобиля У перед столкновением.
  2. Каков механизм столкновения автомобилей Х и У?
  3. Каков остановочный путь и остановочное время автомобиля Х со скорости км/ч и автомобиля У со скорости км\ч в данной дорожно-транспортной ситуации?
  4. Установить моменты возникновения опасности для движения автомобилей.
  5. Располагал ли водитель автомобиля Х возможностью предотвратить столкновение с автомобилем У в момент (указать)?
  6. Располагал ли водитель автомобиля У возможностью предотвратить столкновение с автомобилем Х в момент начала движения от (указать место)?
  7. Требованиями каких пунктов Правил дорожного движения должны были руководствоваться водители автомобилей Х и У в данной дорожно-транспортной ситуации и соответствовали ли их действия указанным пунктам?
  8. Определить наличие причинно-следственной связи между действиями водителя автомобиля Х и ДТП между автомобилями У и Z.
  9. Соответствуют ли повреждения автомобиля Х обстоятельствам ДТП и столкновению с автомобилем У?
  10. Определить стоимость восстановительного ремонта автомобиля Х по состоянию на момент ДТП с учетом износа.

Нередко стороны предлагают для разрешения экспертом вопросы по оценке действий водителей с точки зрения их соответствия (или несоответствия) правилам дорожного движения. В соответствии с законом эти вопросы находятся в исключительной компетенции суда (эксперта в области права). Тем не менее, эксперт-автотехник в ряде случаев, действительно, может оказать суду содействие при решении данных вопросов (именно с технической точки зрения). Такая техническая помощь суду(ГПК, АПК, КоАП, строго говоря,) является функцией другой процессуальной фигуры – специалиста, а не эксперта. Однако, в условиях повсеместной высокой загрузки судов и необходимости соблюдения сроков судопроизводства, данные процессуальные тонкости не всегда соблюдаются, и перед экспертом могут быть поставлены такие вопросы. В подобных случаях эксперты ЦЛСЭ "Первый эксперт" дают развернутый ответ на поставленный вопрос, указав, что исследование проведено исключительно с технической точки зрения, а ответ на вопрос не носит категорический характер (установить вину в нарушении нормативно-правого акта может только суд).

Срок проведения экспертизы обстоятельств ДТП - от 10 дней.

Оценка ущерба автомобиля

Предмет исследования

  1. Наличие и характер повреждений автомобиля.
  2. Причины, обстоятельства и способ образования повреждений.
  3. Объем и технология восстановительного ремонта по устранению повреждений.
  4. Стоимость работ, запасных частей и материалов, необходимых для восстановления.
  5. Размер утраты товарной стоимости автомобиля в результате повреждения и последующего восстановления.
  6. Стоимость автомобиля по состоянию на момент, предшествующий повреждению.
  7. Стоимость автомобиля в поврежденном состоянии.

Особенности оценки ущерба автомобиля

Наибольшую сложность составляет исследование по вопросам 1 - 3, так как для этого эксперт должен обладать знаниями и практическим опытом как в области знаний конструкции автомобиля (его деталей, агрегатов, узлов и способов их ремонта), так и области транспортно-трасологической диагностики. , Ответы на вопросы 4 – 7, напротив, могут быть получены на основе общедоступной информации, которой в настоящее время более чем достаточно. В то же время, поскольку результатом исследования является именно стоимость (ремонта или самого автомобиля), формально деятельность по установлению стоимости относится к оценочной. Тем самым, в соответствии с законом "Об оценочной деятельности" результат исследования должен быть оформлен в виде отчета об оценке, тогда как фактически речь идет об автотехнической экспертизе (это не относится только к экспертизе по ОСАГО). Решается эта ситуация следующим образом. Либо к проведению экспертизы (оценки) привлекается оценщик для оформления отчета (который несет ответственность фактически только за форму документа), либо эксперт-автотехник самостоятельно получает дополнительное оценочное образование и право подписи отчета. Последний вариант - наиболее предпочтительный.

Однако на практике часто происходит подмена понятий в пользу формального прочтения закона, и оценка ущерба автомобиля производится вообще без привлечения эксперта-автотехника. Отчет об оценке в этом случае соответствует только букве закона, а содержание такого отчета может иметь мало отношения к конкретному автомобилю и реальному ущербу. Качественные услуги по оценке ущерба автомобиля могу быть представлены только в случае их оказания профильным специалистом – экспертом-автотехником.

Все исследования в ЦЛСЭ "Первый эксперт" проводятся исключительно специалистами, имеющими высшее профильное образование ("Автомобили и автомобильное хозяйство", "Организация и безопасность дорожного движения"), а также регулярное повышение квалификации по основной специальности. Большинство экспертов имеют дополнительное оценочное образование и являются членами саморегулируемой организации оценщиков.

Вопросы

  1. Какова рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля по устранению повреждений, полученных в результате ДТП (такого-то числа)?
  2. Какова рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля по устранению повреждений, полученных в результате ДТП (такого-то числа) с учетом износа заменяемых деталей?
  3. Каков размер утраты товарной стоимости автомобиля в результате повреждения в ДТП (такого-то числа)?
  4. Какова стоимость автомобиля по состоянию на момент, предшествующий ДТП (такого-то числа)?
  5. Какова стоимость автомобиля в поврежденном состоянии (стоимость годных остатков)?

В ходе расследования ДТП необходимо установить меру вины каждого участника столкновения. Иногда автоавария наступает в ходе взаимодействия и влияния друг на друга различных факторов: погодных условий, технического состояния автомобиля и т.д.

Чтобы выделить все факторы, приведшие к аварии и оценить их влияние, нужно Что такое экспертиза ДТП, зачем она нужна?

Автотехнические экспертизы ДТП, или сокращенно АТЭ, – это исследование всех обстоятельств автоаварии, транспорта, участвующего в ней, а также других объектов и факторов, имеющих отношение к столкновению.

Она дает ответы на многие вопросы, касающиеся автоаварии. В том числе, позволяет определить причины ДТП, степень вины каждого участника и размер материального ущерба, причиненного в результате столкновения.

Если в автоаварии люди получили ранения либо погибли, то для определения меры ответственности каждого автомобилиста обязательно назначается автотехническая экспертиза.

Характеристика автотехнической экспертизы.

Следует знать, что АТЭ ДТП, включает в себя ряд исследований, позволяющих выявить обстоятельства аварии, чтобы дать им всестороннюю оценку, а также определить виновного и меру его ответственности.

Для решения такого широкого диапазона заданий эксперту придется исследовать различные предметы.

Даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить, как проводятся все виды исследований.

Поэтому, экспертизы разделены на виды в зависимости от объекта изучения. Эксперты специализируются на конкретных видах экспертиз и хорошо знают, как проводится то или иное исследование.

Например, транспортная экспертиза проводится на месте столкновения. Она позволяет установить обстоятельства происшествия, в частности, как двигался автотранспорт всех участников аварии до момента столкновения, и какие повреждения, из имеющихся после ДТП, имеют отношение к конкретному инциденту.

Кем назначается?

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы.

АТЭ – это судебная экспертиза по ДТП, но она выполняется как во время судебного рассмотрения дел, так на стадии следствия.

Чтобы проводилось такое исследование, необходима инициатива судьёй, сотрудников следствия либо органов дознания. Её могут назначить на основании ходатайства участников автоаварии или заинтересованных людей.

Судьи назначают экспертное исследование, когда в ходе судебного разбирательства свидетели дают противоречивые показания, путаются в обстоятельствах дела, а собранная доказательная база не позволяет определить, кто виноват в аварии.

Органы следствия и дознания инициируют экспертизу для установления всех обстоятельств и факторов, спровоцировавших опасную ситуацию на автодороге.

Автомобилисты, ставшие участниками ДТП, просят назначить экспертизу, когда несогласные с выдвинутыми им обвинениями.

Эксперту нужно будет дать ответы на вопросы, касающиеся технических характеристик автодороги и действий автомобилиста.

Мнение эксперта

Наталья Алексеевна

С этой целью они изучат по фотографиям место столкновения и проанализируют повреждения, полученные транспортом всех участников ДТП. На основании полученной информации они смогут составить точную картину происшествия и определить виновную сторону.

Виды экспертиз, назначаемых после ДТП

Автотехническая экспертиза в зависимости от объекта ДТП, который изучается, подразделяется на несколько видов.

Мы коротко остановимся на каждом из них.

Экспертиза обстоятельств автоаварии

Эксперт очень внимательно изучает сложившуюся перед столкновением автотранспорта дорожную ситуацию, чтобы определить степень вины всех участников происшествия. Для этого он устанавливает реальное техническое состояние машин и скорости движения обоих автомобилей на момент столкновения.

На основании обозначенной информации эксперт определяет причины возникновения опасной ситуации на автодороге и удаленность машин во время неё. Также моделируются возможные сценарии дорожных происшествий с учетом действия и бездействия автомобилистов. Таким образом, эксперт даст ответ на вопрос: была ли у водителей возможность избежать ДТП.

Исследование технического состояния автотранспорта

Проводится экспертиза каждого автомобиля, принимавшего участие в ДТП, на предмет наличия неисправностей. По всем выявленным поломкам и дефектам эксперт делает заключение – были ли они до аварии или появились вследствие столкновения. Исследуется работоспособность коробки передач и других элементов авто.

Транспортно-трасологическое исследование

Изучаются все следы, имеющие отношение к автоаварии. По ним эксперт сможет смоделировать движение автотранспорта перед столкновением, его расположение на дороге.

Эксперт не выезжает на место автоаварии.

Все материалы для исследования ему предоставляет заказчик. Поэтому, участникам дорожного происшествия всегда необходимо делать максимальное количество фотографий, стараясь запечатлеть все, что имеет отношение к аварии.

Важный момент, который нужно знать всем автолюбителям: трасологическая разновидность исследования при автотехнической экспертизе проводится исключительно по материалам фото и видеосъёмки.

Автотовароведческая экспертиза

В результате такой автоэкспертизы проводят оценку стоимости автомобиля после ДТП либо её годных остатков. Она помогает определить размер причиненного во время аварии материального ущерба автотранспорту.

На основании экспертного заключения определяется сумма компенсации по полису обязательной автостраховки, которую получит потерпевшая сторона.

Инженерно-психологическое обследование

После автоаварии исследуют не только транспорт, но состояние водителей. Специалисты проводят экспертизу, позволяющую определить состояние психики на момент дорожного происшествия и после него.

По результатам исследования эксперт сделает следующее заключение: была ли у автолюбителя возможность предотвратить столкновение, которой он по определенной причине не воспользовался. При положительном ответе эксперта, автолюбителя в ходе судебного процесса признают виновным. Судья, в зависимости от степени тяжести автоаварии, назначат водителю срок лишения свободы.

При сложных авариях кроме всех видов АТЭ могут понадобиться дополнительные исследования, проводимые криминалистами.

Разновидности экспертиз

Виды проводимых экспертиз.

Чтобы расследовать сложные автоаварии, знаний и опыта одного эксперта может быть недостаточно. Поэтому можно заказать комиссионную экспертизу.

Она предусматривает формирование комиссии, состоящей из нескольких человек, имеющих одинаковую специализацию.

На поставленные вопросы эксперты дают совместные ответы, и принимают общий вывод.

Если у кого-то мнение кардинально отличается от остальных, то он даёт свой отдельный ответ, о чем обязательно делается запись.

При формировании команды из экспертов, специализирующихся на разных исследованиях говорят о проведении комплексной экспертизы.

Когда после ознакомления с заключением поведенной АТЭ остались вопросы, то заказывают дополнительное исследование с новым списком вопросов. При необходимости перепроверить выводы, полученные после первой экспертизы, заказывают повторное исследование у экспертов, не выполняющих первый заказ.

Порядок проведения АТЭ

Полная автотехническая экспертиза, назначается после ДТП с тяжелыми последствиями: нанесен вред здоровью потерпевших участников аварии или наступил летальный исход. Страховщики заказывают в основном только автотовароведческую экспертизу, чтобы определить, на какую сумму причинен материальный вред машине потерпевшего автомобилиста.

Его должна компенсировать страховая компания виновного в аварии водителя, но только в пределах лимита, установленного законом об ОСАГО. Если этих средств будет мало, то недостающую сумму личными деньгами компенсирует автомобилист, спровоцировавший столкновение.

Порядок назначения и проведения АТЭ при административных, уголовных и арбитражных судебных процессах практически одинаковый. Существует только некоторое отличие в терминологии и процессуальных особенностях. Как мы уже писали, инициировать АТЭ может следователь, сотрудник органа дознания, судья, виновный либо потерпевший водитель, а также их адвокаты.

Им необходимо подать ходатайство, иначе АТЭ не будет иметь законной силы. На стадии досудебного разбирательства они подают ходатайство специалисту, ведущему дело. Во время судебного процесса документ подается на судебном заседании, но только до завершения стадии исследования доказательств.

Апелляционный суд принимает ходатайство только по уважительной причине – судом первой инстанции была отклонена эта просьба. Количество ходатайств, подаваемых одним человеком, законом не ограничено.

Как правильно составить ходатайство?

Как написать ходатайство о назначении судебной экспертизы?

Ходатайство пишут в свободной форме, но документ должен обязательно иметь три части: вводную, описательную и резолютивную.

Вводная часть содержит реквизиты суда и данные сторон дела. В описательной части указываются основания для проведения АТЭ и заказанные виды экспертиз.

Перечисляется список вопросов, на которые экспертам надо найти ответ. В последней части документа указывается желаемый эксперт и список предметов, передаваемых ему для исследования.

Все вопросы, на которые должен ответить эксперт:

  1. Рассматривающие технические характеристики автотранспорта.
    Ему необходимо оценить техническое состояние авто до и после ДТП. Нужно определить скорость движения и другие характеристики машинки на момент автоаварии.
  2. Анализирующие действия автомобилиста.
    Эксперт оценивает последовательность и правильность действий водителя, попавшего в аварийную ситуацию. Он определяет, нарушал ли водитель ПДД, и мог ли он избежать столкновения.
  3. Перечень вспомогательных вопросов.
    Эксперт изучает состояние автодороги и погодные условия на момент аварии.

Таким образом, эксперт определяет все неисправности автомобиля, выясняет причину их появления и дает заключение, могли ли они спровоцировать ДТП либо на него повлияло состояние дороги, погодные условия и другие факторы. Также он определяет необходимый объём ремонтных работ для полного восстановления машины.

Назначение АТЭ

Ходатайство об отводе эксперта.

Следователь или судья, рассмотрев полученное ходатайство, и приняв по нему положительное решение, выносит Определение или Постановление о назначении АТЭ.

В документе он должен указать на основания проведения автотехнической экспертизы, установить исполнителя, перечислить вопросы для него, и обозначить список исследуемых материалов.

Они имеют право ходатайствовать об отводе эксперта, о включении в перечень вопросов дополнительных вопросов, о назначении новых исследований.

Также они могут присутствовать при выполнении экспертиз и знакомиться с экспертными заключениями. Свидетель по делу о ДТП имеет право ознакомиться с заключением по экспертизе, касающейся только его.

С Постановлением должны быть ознакомлены все стороны судебного процесса.

Если одна из сторон автоаварии не предоставляет эксперту материалы, обозначенные в Постановление, то она мешает проведению исследования. В таком случае, суд может принять решение не в пользу уклоняющегося от АТЭ автолюбителя, без проведения самого исследования.

Требования к экспертам и срокам исследования

Автотехническая экспертиза при ДТП может проводиться экспертной организацией или частным экспертом. Они должны иметь лицензию от Минюста, позволяющую заниматься таким видом деятельности и персональный идентификатор. Эксперт должен всегда занимать нейтральную позицию.

Сроки проведения АТЭ не регламентируются никакими нормативными документами. Её продолжительность зависит от следующих факторов:

  • количеством материалов передаваемых на экспертизу;
  • типа автотранспорта;
  • степенью сложности полученных при ДТП повреждений.

Еще один важный момент длительности исследования – загруженность эксперта. Комплексная экспертиза в среднем выполняется за 2-3 дня.

Что собой представляет заключение эксперта?

В заключение эксперта указывают.

Результаты проведенного исследования эксперт оформляет в виде специального документа, который называется Заключение по АТЭ.

Это официальный документ, имеющий три обязательные части:

  1. Вводная часть заключения начинается с того, что указывается название экспертной организации и данные эксперта, который проводил исследования, а также перечисляются виды выполненных экспертиз.
    Затем подается перечень вопросов, которые устанавливает ходатайство. Причем, в обоих документах должна быть одинаковая формулировка, без любых изменений.
  2. Основная часть.
    В ней эксперт перечисляет, какой автотранспорт, и материалы были переданы для проведения исследований. Коротко излагает обстоятельства дела. Обязательно указываются данные людей, присутствующих во время экспертизы. Он перечисляет нормативные документы, на основании которых проводились экспертиза. Затем описывается комплекс проведенных исследований, подаются все чертежи, схемы, фототаблицы и используемые методики.
  3. Заключительная часть.
    Эксперт дает развернутые ответы на все поставленные заказчиком в ходатайстве вопросы, а также делает аргументированный вывод о повреждениях автотранспорта, во время автоаварии.

Документ подписывается экспертом, который выполнил исследование, и заверяется печатью экспертной организации. Судья может вызвать эксперта непосредственно на судебное заседание, чтобы тот дал разъяснения по своему заключению.

Итог

Правильно организованная и проведенная автотехническая экспертиза позволяет максимально точно оценить обстоятельства и причины, которые привели к ДТП, и объективно определить виновного водителя. Без исследования не всегда удается это сделать правильно. Допущенная ошибка может существенно повлиять на судьбу человека.

Также проведенное исследование позволяет оценить реальный размер вреда, причиненного транспорту, что даст возможность получить компенсацию, в размере достаточном для полного его восстановления. Удачи на дорогах!

Поделиться: